Где стоит статуя юстиниана 1. Юстиниан I - биография, информация, личная жизнь

Вернемся к египетскому облиску Тутмеса III, о котором мы рассказали выше. Его и сегодня можно увидеть в Стамбуле, недалеко от храма Св.Софии, на площади, где когда-то находился знаменитый ипподром. Это -одна из главных достопримечательностей современного Стамбула. Любопытно, что огромный обелиск из розового гранита «поставили на мраморный пьедестал с изваяниями, изображавшими жизнь и подвиги ФЕОДОСИЯ» , с. 163-164. Высота колонны, по Джелал Эссаду, около 30 метров. Ширина обелиска у основания -два метра , с. 163-164. Напомним, что Феодосий I -знаменитый ромейский император, якобы, из IV века н.э. На этом пьедестале вырезана по-гречески и по-латыни следующая надпись: «Феодосий I, с помощью префекта претории Прокла, ВОЗДВИГ ЭТУ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНУЮ КОЛОННУ, лежавшую на земле» , с. 164. Конечно, скалигеровская история пытается как-то «объяснить» совмещение в одном памятнике двух великих имен: египетского Тутмеса III и ромейского Феодосия I, якобы, разделенных тысячелетиями (и географически). Нам предлагается считать, будто «этот обелиск был воздвигнут египетским царем Тутмесом III в Деире эль Бахри в 15 веке до н.э. Примерно через две тысячи лет император Феодосий I ПЕРЕВЕЗ монолит в Стамбул в 390 году н.э.» , с. 48. Но тут неожиданно выясняется, что среди историков нет согласия даже в вопросе -кто поставил обелиск в Константинополе. «На самом деле, -говорит Детье, - колонна была поставлена в 400 году, в царствование Аркадия» , с. 164. Считается, что «на северном барельефе (постамента -Авт.) изображены в Кафизме АРКАДИЙ И ЕГО СУПРУГА ЕВДОКИЯ» , с. 165. Но ведь Аркадий правил ПОСЛЕ Феодосия I! Что же получается? Сначала Феодосий I поставил монумент со своими изображениями. А пришедший затем ему на смену император Аркадий приказал выбить на монументе Феодосия свои изображения? И при этом уничтожил какие-то надписи времен Феодосия? Все это выглядит очень странно и целиком лежит на совести скалигеровской хронологии. Далее, надпись на постаменте говорит лишь о том, что перед подъемом на пьедестал ОБЕЛИСК ЛЕЖАЛ НА ЗЕМЛЕ (и был потом поставлен вертикально), а не о том, что его везли из далекого Египта. Таким образом, надпись вполне естественна. Сначала обелиск привезли из каменоломни. Высекли надписи. Затем нужно было поставить его вертикально. Что и было сделано. «Скульптуры нижней части пьедестала изображают подготовительные работы для постановки обелиска» , с. 165. Итак, по нашему мнению, этот знаменитый памятник в действительности был создан в эпоху Отоманской (Атаманской) империи и сразу в том виде, как мы его видим сегодня. На обелиске текст был выбит иероглифами -священным древним языком, использовавшимся в это время уже лишь для торжественных случаев. А на пьедестале добавили латинские и греческие надписи, понятные большинству населения империи. Впрочем, латинский и греческий тексты могли дописать уже позже. Рядом с обелиском Тутмеса-Феодосия на ипподроме Стамбула высится еще один замечательный памятник -Колонна Змея. Это -БРОНЗОВАЯ КОЛОННА считается «старейшим греческим монументом Стамбула» , с. 48. Якобы, она была возведена в 479 году до н.э. 31 греческими городами, победившими персов в битве при Платее, когда греки разгромили Ксеркса. Монумент представляет из себя витую колонну, образованную телами трех толстых переплетенных бронзовых змей. Сегодня высота колонны около пяти метров, верхняя ее часть обломана. Исчез и ЗОЛОТОЙ шар, венчавший когда-то Колонну Змея , с. 48. «Змеи эти поддерживали когда-то знаменитый ЗОЛОТОЙ треножник, пожертвованный храму Дельфийского Апполона... Колонна эта, имевшая ранее ВОСЕМЬ метров высоты, теперь не выше пяти метров. ЗОЛОТАЯ ваза, которую некогда поддерживали три головы змей, имела в диаметре ТРИ МЕТРА» , с. 166. Здесь сразу вспоминается известная библейская легенда о Медном Змее Моисея. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя... И сделал Моисей МЕДНОГО ЗМЕЯ и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на МЕДНОГО ЗМЕЯ, оставался жив» (Числа 21:8-9). По-видимому, этот Медный Змей, о котором говорит Библия, это и есть бронзовая Змеиная Колонна на ипподроме Константинополя. Вы можете и сегодня увидеть ее на площади Стамбула около храма Святой Софии. В Стамбуле есть еще один интересный памятник -известная Колонна ГОТОВ. «В саду императорского дворца высится коринфская колонна в пятнадцать метров вышины, высеченная из одной глыбы гранита... Надпись: Fortunae reduci ob devictos GOTHOS. Эта колонна, на которой, по свидетельству Никифора Григоры, стояла статуя Византа, является ОДНИМ ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ византийских памятников» , с. 170. Действительно, как мы уже поняли, ГОТЫ сыграли огромную роль в истории Константинополя. На ипподроме Константинополя стояло еще одна замечательное сооружение, ныне уже не существующее. Это -конная статуя ромейского императора Юстиниана I, правившего, якобы, в VI веке н.э. Как сообщает Джелал Эссад, «ОНА БЫЛА ОБРАЩЕНА НА ЗАПАД... В библиотеке сераля находится рисунок этой статуи, сделанный в 1340 году; он довольно точно соответствует описаниям византийских авторов. Император изображен там РЫЦАРЕМ, НА ГОЛОВЕ У НЕГО ОГРОМНОЕ ПЕРО, ПОХОЖЕЕ НА ПАВЛИНИЙ ХВОСТ» , с. 171. В свете нашей реконструкции такой явно средневековый рыцарский облик якобы «античного» ромейского императора уже не удивляет. И еще одно замечание. Любая небольшая мечеть называется по-турецки mescit. Возможно, это название как-то связано с русским словом СКИТ. Может быть, «малая мечеть» = mescit это и есть «малый скит». В таком родстве названий нет ничего удивительного, если Орда и Турция составляли когда-то единое целое. Само слово СКИФИЯ или СКИТИЯ может быть родственно со словом СКИТ. А тогда и в названии столицы Руси - МОСКВА - может звучать то же слово mescit. Например, при основании Москвы могла быть заложена небольшая церковь, малая мечеть, малый скит. По-английски, кстати, слово мечеть звучит как Mosque, то есть просто как Москва. 9. НЕКОТОРЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ МЕЖДУ БИОГРАФИЯМИ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО И СУЛТАНА СУЛЕЙМАНА I Выше мы много говорили о фараоне Тутмесе III, которого мы отождествляем с султаном Магометом II. В то же время, Магомет II, согласно математико-статистическим результатам, полученным в , отразился в истории и как Филипп II Завоеватель -отец Александра Македонского , с. 412. Поэтому можно ожидать, что после султана Магомета II в истории Атаманской империи появится еще один знаменитый султан, чья биография явилась одним из источников легенд об Александре Македонском. Интересно, что это предположение оправдывается. Кандидат на эту роль только один. Это -знаменитый султан Сулейман I Великолепный Завоеватель, живший в 1495-1566 годах н.э. и правивший с 1520 по 1566 годы , с. 1281. В Турции его звали Сулейманом КАНУНИ , с. 1281. Имя КАНУНИ, возможно, является легким видоизменением уже хорошо знакомого нам имени ХАН. Считается, что именно «при нем Османская империя достигла высшего политического могущества» , с. 1281. Мы не занимались подробным анализом биографии Сулеймана I, но не можем не отметить нескольких, лежащих прямо на поверхности, ярких деталей. Начнем с того, что Александр Македонский считается СЫНОМ «античного» царя Филиппа II Завоевателя , с. 1406. А частичный его прообраз -Сулейман I -был ПРАВНУКОМ Магомета II Завоевателя , с. 561, возможного прообраза «античного» Филиппа II Завоевателя. Впрочем Сулейман I отстоит не так уж далеко от Магомета II. Магомет II умер в 1481 году, а Сулейман I родился всего лишь через 13 лет в 1494 году. Таким образом, обе версии («античная» и средневековая) указывают здесь на близкую родственную связь двух величайших завоевателей: отец -сын или прадед -правнук. Далее, жен «античного» Александра Македонского и средневекового Сулеймана I звали ПРАКТИЧЕСКИ ОДИНАКОВО: РОКСАНА -жена Александра , с. 219, и РОКСОЛАНА -жена Сулеймана I , с. 61. Между прочим, средневековые источники сообщают, что Роксолана была РУССКОЙ , с. 61. Вообще, в эпоху Атаманской империи, оказывается, «ввиду их красоты... русские, грузинские и черкесские девушки в первую очередь брались во дворец (султана -Авт.)» , с. 79. Средневековый автор Михалон Литвин называет Роксолану «любимейшей женой нынешнего турецкого императора» , с. 72, а комментатор сообщает здесь, что «Роксолана...УКРАИНКА, жена турецкого султана Сулеймана I Великолепного...оказывала большое влияние на государственные дела» , с. 118. В «античном» же варианте жена Александра Македонского -Роксана -считается БАКТРИЙСКОЙ принцессой , с. 219. Здесь мы сразу вспоминаем, что согласно традиционной истории, в XIII-XIV веках н.э. над Египтом властвовали БАХАРИТСКИЕ МАМЕЛЮКИ или БАГЕРИДЫ (а затем ЧЕРКЕСЫ) , с. 745. То есть, как мы уже подробно говорили, -казаки-атаманы, создавшие Отоманскую (Атаманскую) империю. В таком случае, БАКТРИЙСКАЯ принцесса Роксана была, вероятно, БАГЕРИТСКОЙ принцессой, то есть казачкой из Руси-Орды. В центре Стамбула высится огромная мечеть Сулеймана I, построенная в середине XVI века. «Она величественно поднимается на верешине холма, господствующего над Золотым Рогом» , с. 242. Рядом с ней -кладбище, на котором, как считается, среди прочих захоронены сам «Сулейман I и его русская жена Роксолана» , с.61; , с. 554-555. Немного странно, что величайший завоеватель покоится на общем кладбище, пусть и в более крупном мавзолее (тюрбэ по-турецки). Этот мавзолей выполнен в виде восьмиугольного здания с куполом , с. 250. Сама гробница Сулеймана I (то есть, собственно гроб) покрыта «шалями и вышитыми тканями большой ценности» , с. 251. Рядом с тюрбэ Сулеймана I - тюрбэ (гробница) «Роксоланы, супруги Сулеймана» , с. 251. В связи с этим нельзя не обратить внимание, что недалеко от мечети Сулеймана I находится знаменитый султанский дворец Topkapi, в котором хранится роскошный «античный» саркофаг АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО , с. 105. Не есть ли это подлинная первоначальная гробница Сулеймана I? Так или иначе, но сегодня саркофаг Александра Великого находится именно в Стамбуле. То есть именно там - где правил великий султан Сулейман I. Саркофаг Александра Македонского «имеет форму греческого храма, украшен скульптурами» , с. 15. Здесь же хранится хорошо известный «античный» мраморный бюст Александра. - 10. ГДЕ БЫЛИ РАСПОЛОЖЕНЫ СТОЛИЦЫ ЕГИПТА МЕМФИС И ФИВЫ? Считается, что двумя столицами «Древнего» Египта были знаменитые города Мемфис и Фивы. Конечно, сегодняшним туристам уверенно показывают в Египте и «остатки» Мемфиса, и «остатки» Фив. Однако ответить на вопрос, сформулированный выше, где они были расположены? оказывается, не так то просто. Н. А. Морозов писал: «Конечно, со стратегической точки зрения было бы неизбежно естественное образование столицы Египта именно в данном месте, недалеко от разветвлений Нила, при входе в дельту. Здесь действительно и существует в настоящее время город КАИР, и если бы говорили, что он и есть древний Мемфис, то трудно было бы что-нибудь возразить. Но древний Мемфис традиция помещает не в Каире, а километров на 50 южнее и притом на противоположном, по природе пустынном, берегу Нила. Какие же следы остались от него там? « , с. 1118. Египтологи уже давно смущены тем, что на том месте, где им пришлось «нарисовать на карте» Мемфис, ДОСТАТОЧНО ЗАМЕТНЫХ ЕГО СЛЕДОВ ПОПРОСТУ НЕТ. Вот что сообщает Бругш: «Ныне от МНОГОСЛАВИМОГО города осталась только КУЧА РАЗВАЛИН разбитых колонн, жертвенных камней и скульптур...Кто отправляется в Мемфис с надеждой увидеть местность, которой развалины сами по себе достойны ТОЙ СЛАВЫ, которой пользовался ЗНАМЕНИТЫЙ МИРОВОЙ ГОРОД на берегах Нила, тот жестоко будет разочарован взглядом на НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ОСТАТКИ старины. ТОЛЬКО УМСТВЕННЫЙ ВЗОР, продолжает Бругш, может вызвать из прошедшего Мемфис во всем его величии и великолепии, и только имея это в виду, можно предпринять поездку, которую можно назвать паломническою, к гробнице древней столицы, к тому месту, где некогда возвышалось знаменитое святилище Пта... и где НЫНЕ ТОЛЬКО ПАЛЬМОВЫЙ ЛЕС И ОБШИРНОЕ, ФЕЛЛАХАМИ ОБРАБАТЫВАЕМОЕ ПОЛЕ вблизи арабского селения Мит-Рахине» , с. 106-107. «Повторявшиеся НЕОДНОКРАТНО в наши времена раскопки на почве древнего Мемфиса с надеждой наткнуться на памятники, ценные в историческом отношении, грустно завершает Бругш, доселе НЕ ДАЛИ НИКАКИХ ПОЧТИ РЕЗУЛЬТАТОВ, стоящих упоминания» , с. 108. Будучи поставлен перед необходимостью объяснить куда же делись ХОТЯ БЫ КАМНИ от якобы практически полностью стертого с лица земли великого Мемфиса, Бругш предлагает такую версию: «КАЖЕТСЯ несомненным (? Авт.), что ГРОМАДНЫЕ КАМНИ, употребленные на кладку храма в течение продолжительного времени, вывозились постепенно в КАИР и пошли на постройку мечетей, дворцов и домов Калифов» , с. 108. С Фивами положение не лучше. Подводя итог сообщениям египтологов, Н. А. Морозов резюмирует: «От города НИЧЕГО НЕ ОСТАЛОСЬ... На восточном берегу Нила и до сих пор стоят величественные и хорошо сохранившиеся остатки Карнакского и Луксорского академических храмов. На другом берегу, как прежде, стоят также хорошо сохранившиеся остатки храма Курна, Рэмессеум, Мединет-Абу, НО ОТ САМЫХ СТОЛИЧНЫХ СТОВРАТНЫХ ФИВ НИКАКИХ СЛЕДОВ! Говорят, продолжает Морозов, «они были разрушены по приказанию Птоломея Сотера II Латируса, жившего будто бы за 84 года до рождения Христа»...Но где же их камни? Их нет. Говорят, они унесены ЕЖЕГОДНЫМИ НАВОДНЕНИЯМИ (Mariette, «Monuments», p. 180). Но разве наводнения когда бы то ни было и где бы то ни было могли уносить камни, как плавающие бревна?... Да и кому же пришла бы ДИКАЯ МЫСЛЬ СТРОИТЬ СТОЛИЦУ В ТАКОМ ПУНКТЕ, ГДЕ ДАЖЕ КАМНИ ЕЖЕГОДНО УНОСЯТСЯ ВОДОЮ? « , с. 1116-1117. После всего, что нам теперь стало известно, естественно спросить: а там ли мы ищем знаменитую столицу «Древнего» Египта - Мемфис? И верно ли, что она была расположена именно в Египте? Ведь мы видели, что на камнях Египта рассказано очень многое и из жизни других стран, в том числе Европы, Азии и т. д. Во-первых, обратим внимание, что сегодняшняя столица Египта КАИР носит славное имя ЦАРЬ. Поскольку CAIRO это ЦР = ЦАРЬ, «цезарь». Но возможны и другие варианты. Обратимся к «древним» названиям Мемфиса. Бругш говорит: «ЧАЩЕ ВСЕГО ВСТРЕЧАЮЩЕЕСЯ имя города есть выше указанное нами слово МЕН-НОФЕР. Греки изменили его в МЕМФИС, Копты в МЕМФИ» , с. 106. А то селение, около которого сегодня указывают «развалины Мемфиса», видимо не случайно, уже потом, когда начали искать Мемфис в Египте, назвали «царским именем» МИТ-РАХИНЕ, производя его от «древне»-египетского названия МЕНАТ-РО-ХИННУ , с. 107. С учетом того, что мы теперь узнали о «Древнем» Египте, нельзя не обратить внимание на возможное происхождение этого имени от названия МН-ТР-ХАН, то есть ВЕЛИКИЙ ТУРЕЦКИЙ, ИЛИ ТАТАРСКИЙ ХАН. А наиболее частое наименование столицы как Мен-нофер или Менно-тер, тоже звучит как МЕН-ТР. См. выше. Не есть ли это попросту Великая ТРОЯ? То есть, другими словами, Константинополь = Новый Рим = Иерусалим = Троя? То, что «древний» Мемфис находился РЯДОМ С ТРОЕЙ, утверждают и САМИ ЕГИПТОЛОГИ. Бругш говорит: «В пещерах хребта ТАРОАУ (БЛИЗ МЕМФИСА), который Греки называли ТРОЕЙ, а нынешние Арабы называют ТУРА, выламывали зодчие белый известняк для возведения царских пирамид» , с. 112-113. Что и понятно, если Мемфис и был Троей. А потом названия «Мемфис» и «Троя» были неправильно нарисованы на карте Египта при искусственном переносе сюда, на бумаге! некоторых европейских событий. Наша гипотеза: «древний» Мемфис это Константинополь = «Великая Троя». Существует до сих пор. И в определенные периоды своей истории действительно был ХАНСКИМ городом, то есть городом Атаманских Казацких Ханов. И становится понятно, почему в самом Египте заметных остатков Мемфиса до сих пор «почему-то» не найдено. Вот мы и подошли к концу знаменитой 18-й династии. То есть - к XVI веку новой эры. Другими словами, к КОНЦУ «ДРЕВНЕЙ» ИСТОРИИ. 11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Из тридцати «древне»-египетских династий мы проанализировали лишь несколько, однако наиболее знаменитых и, на самом деле, наиболее хорошо освещенных в источниках. Действительно, в фундаментальном труде Бругша «История Фараонов» , последовательно описывающем все 30 династий на основе уцелевших «древне»-египетских надписей, событиям эпохи гиксосов, 18-й и 19-й династий уделена примерно ПОЛОВИНА всей книги. За вычетом введения и приложений. Таким образом, даже при первом взгляде на труд Бругша, видно, насколько много внимания египтологов привлечено именно к той эпохе, которую мы и изучили выше. Как видим, остальные династии освещены документами существенно слабее. Мы не будем здесь детально их рассматривать. Сформулируем лишь гипотезу: они также являются всего лишь фантомными отражениями, дубликатами эпохи средних веков X-XVII веков новой эры. ЧАСТЬ 7. ДРЕВНЯЯ РУСЬ, ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ. СКАНДИНАВСКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ТРАКТАТАХ. ВВЕДЕНИЕ Здесь мы приводим обещанный в Части 3 алфавитный список географических отождествлений, извлеченных из средневековых скандинавских трактатов. Мы опираемся при этом на исследование Е.А.Мельниковой . К отождествлениям, найденным Е.А.Мельниковой, мы добавили несколько своих. Все эти случаи отмечены. В списке знак равенства «=« обозначает географические отождествления, синонимы, УКАЗЫВАЕМЫЕ САМИМИ СКАНДИНАВСКИМИ АВТОРАМИ, а также обнаруженные и обоснованные Е. А. Мельниковой. Приводя эти отождествления, мы указываем номера страниц труда Е.А.Мельниковой , где то или иное отождествление упомянуто или обосновано. Знак (= [Авт.]) показывает предлагаемые НАМИ отождествления, сделанные либо на основании совпадения НЕОГЛАСОВАННЫХ названий, - то есть костяков имен, образуемых только согласными, либо на основании склеек, обнаруженных нами ранее при помощи статистических методов. Мы учитывали также хорошо известные случаи двоякого прочтения некоторых букв. Например, буква V читалась иногда как У, иногда как В, буква тета (фита) иногда как Т, иногда как Ф, буква В иногда как В, а иногда как Б и т. д. Поэтому некоторые названия, которые могут показаться современному читателю на первый взгляд различными, на самом деле являются просто разными способами прочтения одного и того же слова. Например слово AVSRTRIA могло читаться также и как АУСТРИЯ. Поскольку буквы V и U писались почти одинаково и часто путались. Слово ФРАКИЯ как ТРАКИЯ = ТУРКИЯ, ТУРЦИЯ. В этом слове первая буква Ф произошла из фиты и поэтому легко могла перейти в Т. И так далее. Обо всем этом необходимо постоянно помнить при чтении приведенного ниже списка отождествлений. Он построен по следующему принципу. Если в каком-то месте скандинавского трактата сказано, что, например, РУСЬ - это то же самое, что и страна ГАРДАРИКИ, а в другом месте сказано, что ГАРДАРИКИ - это то же самое, что и РУЗЦИЯ, а еще где-то сказано, что РУЗЦИЯ - это то же самое, что и РУЗАЛАНД, и то же самое, что РУТЕННА или РУТЕНИЯ, или РУТИЯ, то мы пишем следующую цепочку равенств: РУСЬ = ГАРДАРИКИ = РУЗЦИЯ = РУЗАЛАНД = РУТЕННА = РУТЕНИЯ = РУТИЯ. Понимая под этим, что в разное время и в разных документах Русь, или какие-то ее части, назывались такими именами. Употребляя иногда в скобках слово «сканд.» перед тем или иным названием, мы подчеркиваем, что данное название в такой форме упомянуто в скандинавском трактате или на карте. При этом скандинавы часто употребляли латинские названия стран. После знаков равенства мы указываем страницы труда Е.А.Мельниковой, где приведено то или иное отождествление. Глава 1. ЧТО ОЗНАЧАЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА ИЗВЕСТНЫЕ НАМ СЕГОДНЯ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ. МНЕНИЕ СКАНДИНАВОВ
1. АВСТРИЯ АУСТРРИКИ = РУСЬ. Далее, АВСТРИЯ (=[Авт.]) АУСТРРИКИ. Подчеркнем, что отождествление АУСТРРИКИ с РУСЬЮ -это не наша гипотеза а прямое утверждение скандинавских трактатов. Продолжим. АУСТРРИКИ = РУСЬ = ГАРДАРИКИ (сканд. GARDARIKI) = РУСИА (сканд. RUSIA) = РУЦКИА = РУЗЦИЯ (сканд. RUZCIA) = РУСЛАНД = РУЗАЛАНД (сканд. RUZALAND) , с. 226 = ГАРДАР (сканд. GARDAR) , с. 46 = ВЕЛИКИЙ ГРАД (ГОРОД) , с. 46 = АУСТРРИКИ , с. 87, 89. Кажущееся на первый взгляд неожиданным, отождествление Австрии (Аустррики) и Руси на старых скандинавских картах, отражает уже установленный нами ранее факт, что после «монгольского» завоевания Австрия некоторое время входила в состав «Монгольской» = Великой империи и является, таким образом, ее «осколком». В этой связи отметим, что АВСТРИЯ называется также OSTER-REICH, что переводится как ВОСТОЧНОЕ государство. В то же время, название Древней Руси словом ГАРДАРИКИ, то есть ГАРД-РИКИ обычно (см., например, ) переводят как СТРАНА ГОРОДОВ, где ГРАД это ГОРОД, а РИКИ это и есть СТРАНА, РЕЙХ, ГОСУДАРСТВО. Таким образом, в западно-европейском наименовании Руси ГАРДА-РИКИ, как и в названии АУСТР-РИКИ, слово РИКИ, по-видимому, означает РЕЙХ = империя. 2. АЗИЯ = СТРАНА АСОВ . Азия заселена потомками Сима , с. 32. Скандинавская хроника гласит: «АЗИЯ названа по имени некой женщины, которая в древности владела всем государством в Восточной половине мира» , с. 144. Винцент называет Азию ВОСТОЧНОЙ ИМПЕРИЕЙ Imperium orientis , с. 148. Наша гипотеза: слово АЗИЯ происходит от имени ИИСУС ИСУС. Именно поэтому скандинавы, вероятно, и считали, что АЗИЮ населяют АСЫ, то есть последователи ИИСУСА, христиане. Недаром раньше в русском языке слово АЗИЯ писалось как АСИЯ. См. русские летописи. 3. АЗОВСКОЕ МОРЕ АЗОВСКОЕ МОРЕ = МЕОТИДА (сканд. MEOTIS PALUDES). Это название употреблялось как в «античности», так и в средние века , с. 211. Возможно, что само название АЗОВСКОЕ произошло от слова АЗИЯ или от «народа АСОВ», которые, согласно скандинавской географии, населяли Азию. См. ниже. Отсюда, вероятно, и название города АЗОВ. 4. АРМЕНИЯ АРМЕНИЯ (сканд. ARMENIA) (= [Авт.]) ГЕРМАНИЯ . См. подробнее в разделе «Африка». Кроме того, сегодня имеется еще одна Армения, расположенная на Кавказе. Далее, известно еще название АРМЕНИЯ ВЕЛИКАЯ (сканд. ERMLAND HINN MIKLA) (= [Авт.]) РОМ-ЛАНД (сканд. ROM-LAND) (= [Авт.]) РОМЕЯ = Ромейская или ВИЗАНТИЙСКАЯ империя. По-видимому, когда-то название АРМЕНИЯ означало либо РОМАНИЮ = РОМЕЮ = Византийскую империю, либо (позже) -Германию. Лишь потом, после распада Ромейской Византийской империи это название закрепилось, в частности, и за территорией небольшой современной Армении на Кавказе. Наше объяснение этому простое. Распад Византийской империи вызвал откол от нее ее бывших фем-провинций с бывшими ее наместниками. Каждая из отложившихся областей включила в свою местную историю старые римско-византийские хроники, положив их в фундамент своей собственной истории. То, что ВЕЛИКАЯ АРМЕНИЯ (сканд. ЭРМЛАНД) одно из старых названий ГЕРМАНИИ или ПРУССИИ, подтверждается следующим ПРЯМЫМ указанием Е. А. Мельниковой. Она сообщает о приводимом «в списке ВОСТОЧНО-ПРИБАЛТИЙСКИХ земель название ERMLAND, племенной территории вармиев (одного из ПРУССКИХ племен), на котором в 1243 г. было создано епископство ЭРМЛАНД» , с. 59, 202. Кстати, как сообщает Е. А. Мельникова, средневековая «Сага о Хрольве Пешеходе дважды отмечает ЗАВИСИМОСТЬ ЭРМЛАНДА ОТ РУСИ: «ЭРМЛАНД ЭТО МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ ОДНОГО ИЗ КОНУНГОВ (= княжество. Е. М.) В ГАРДАРИКИ» , с. 202. Напомним, что Гардарики - озно из названий Руси (см. выше). Оказывается, средневековые авторы часто «путали», как думают современные комментаторы, АРМЕНИЮ и ГЕРМАНИЮ. Вот, например, что говорит Е. А. Мельникова, указывая на один из скандинавских текстов: «АРМЕНИЯ названа здесь ОШИБОЧНО. В списке АМ 227 fol стоит GERMANIA... На самом деле здесь должна стоять GARMANIA, которая и упомянута на карте мира» , с. 149. Да и вообще, оказывается, название ERMLAND иногда прочитывалось средневековыми авторами как HERMLAND, то есть попросту ГЕРМАНСКАЯ СТРАНА = ГЕРМ-ЛАНД. Как справедливо отмечает Е. А. Мельникова, имя ERMON это то же самое, что и HERMON , с. 203. Кстати, считается, что в ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ находилась гора HERMON = ГЕРМОН, то есть попросту ГЕРМАНСКАЯ ГОРА. Мы видим, что в средние века название АРМЕНИЯ, вероятно, прикладывалось к территории современной Германии или же ко всей Римско-Византийской империи. Напомним, что А. Т. Фоменко в книге (см. том 2) на основе совсем других аргументов, обнаружил параллелизм между АРМЯНСКИМИ католикосами, ряд которых начинается, якобы, с I века н. э., и РИМСКО-ГЕРМАНСКИМИ императорами Священной Римской империи Германской нации X-XIII веков н. э. Таким образом, здесь мы видим хорошее согласование нескольких независимых свидетельств. 5. АУСТРРИКИ АУСТРРИКИ (сканд. AUSTRRIKI) = ВОСТОЧНОЕ ГОСУДАРСТВО = РУСЬ Древняя Русь , с. 89, 196. Вот что говорит средневековый текст: «Азия названа по имени одной женщины, которая в древние времена правила Аустррики» , с. 87. Современный комментарий: «То же в «Руководстве», где, однако, область владений Азии названа Austrhaalf, то есть «восточная половина»... Понятие Austrriki, крайне неопределенное, видимо, могло наполняться различным содержанием, как более широким (все земли, которые лежат к востоку от Скандинавии, так и более узким (ДРЕВНЯЯ РУСЬ)» , с. 89. *{Здесь уместно высказать гипотезу: АУС-ТР-РИКИ = азиатское татарское государство = рейх. Не является ли современная АВСТРИЯ остатком средневековой Великой = «Монгольской» империи государства Аустррики, центром которого была Древняя Русь? }* АВСТРИЯ = АУСТРАЛИЯ АВСТРАЛИЯ (сканд. AUSTRALIA) , с. 196. Оказывается, «Austrlia Австрия, герцогство; отделилось от Баварии в 976 г. « , с. 196. След этого средневекового названия, вероятно, сохранился в названии города Аустерлиц. 6. АФРИКА . ЧТО НАЗЫВАЛИ АФРИКОЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА? ГДЕ ЭТО НАЗВАНИЕ РАСПОЛАГАЛОСЬ НА КАРТЕ, ЕСЛИ В «АФРИКЕ» ЖИЛИ МНОГИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ И АЗИАТСКИЕ НАРОДЫ? АФРИКА (сканд. AFFRICA) = БЛАЛАНД (сканд. BLALAND), то есть в переводе -черная страна . Но кроме этого, вроде бы понятного нам «черного названия», АФРИКУ, оказывается, называли в Средние Века еще и другими поразительными именами, которые некоторые современные историки, возможно, предпочли бы не слышать вовсе. Во избежание ненужных и вредных вопросов.

Флавий Пётр Савватий Юстиниан (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus, греч. Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ιουστινιανός), более известный как Юстиниан I (греч. Ιουστινιανός Α) или Юстиниан Великий (греч. Μέγας Ιουστινιανός; 483, Тавресий, Верхняя Македония - 14 ноября 565, Константинополь). Византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским.

Юстиниан, полководец и реформатор, - один из наиболее выдающихся монархов поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить «реставрацию империи» (лат. renovatio imperii). На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе Апеннинским полуостровом, юго-восточной частью Пиренейского полуострова и частью Северной Африки. Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов - свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии в Константинополе, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.

В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула, возможно, по финансовым причинам. Всё большее поклонение правителю как святому окончательно разрушило иллюзию принципата, что император - первый среди равных (лат. primus inter pares). Во время правления Юстиниана произошли первая пандемия чумы в Византии и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя - восстание Ника, спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора.


Относительно происхождения Юстиниана и его семьи существуют различные версии и теории. Большинство источников, в основном греческие и восточные (сирийские, арабские, армянские), а также славянские (целиком основанные на греческих), называют Юстиниана фракийцем; некоторые греческие источники и латинская хроника Виктора Тонненнесиса называют его иллирийцем; наконец Прокопий Кесарийский утверждает, что родиной Юстиниана и Юстина была Дардания. Во всех этих трёх определениях нет противоречия между собой. В начале VI века гражданская администрация Балканского полуострова была разделена между двумя префектурами. Praefectura praetorio per Illyricum, меньшая из них, включала в себя два диоцеза - Дакию и Македонию. Таким образом, когда источники пишут, что Юстин был иллирийцем, они имеют в виду, что он и его семья были жителями иллирийской префектуры. В свою очередь, провинция Дардания входила в диоцез Дакии. Подтверждением фракийской теории происхождения Юстиниана может служить также тот факт, что имя Sabbatius с большой вероятностью происходит от имени древнего фракийского божества Sabazius.

Вплоть до конца XIX века пользовалась популярностью теория о славянском происхождении Юстиниана, основанная на изданном Никколо Аламанни труде некоего аббата Теофила (Богумила) под названием Iustiniani Vita. В нём вводятся для Юстиниана и его родственников особые имена, имеющие славянское звучание.

Так, отец Юстиниана, именуемый по византийским источникам Савватием, был назван Богомилом Istokus, а имя самого Юстиниана звучало как Upravda. Хотя происхождение опубликованной Аллеманом книги вызывало сомнения, теории, основанные на ней, интенсивно развивались до тех пор, пока в 1883 году Джеймс Брайс не произвёл исследований оригинала рукописи в библиотеке дворца Барберини. В опубликованной в 1887 году статье он аргументировал точку зрения, что данный документ не представляет исторической ценности, и сам Богумил едва ли существовал. В настоящее время Iustiniani Vita рассматривается как одна из легенд, связывающих славян с великими деятелями прошлого, такими как Александр Македонский и Юстиниан.

Относительно места рождения Юстиниана Прокопий высказывается совершенно определённо, помещая его в место под названием Тавресий (лат. Tauresium), рядом с фортом Бедериана (лат. Bederiana). Об этом месте Прокопий далее говорит, что рядом с ним был впоследствии основан город Юстиниана Прима, руины которого сейчас находятся на юге-востоке Сербии. Также Прокопий сообщает, что Юстиниан существенно укрепил и произвёл многочисленные улучшения в городе Ульпиана, переименовав его в Юстиниана-Секунда. Рядом он воздвиг ещё один город, назвав его Юстинополис, в честь своего дяди.

Большинство городов Дардании было разрушено в царствование Анастасия мощным землетрясением 518 года. Рядом с разрушенной столицей провинции Скупи был построен Юстинополис, вокруг Тавресия была возведена мощная стена с четырьмя башнями, которую Прокопий называет Тетрапиргия.

Названия «Бедериана» и «Тавресий» дошли до нашего времени в виде названия деревень Бадер и Таор около Скопье. Оба этих места были исследованы в 1885 году английским археологом Артуром Эвансом, который нашёл там богатый нумизматический материал, подтверждающий важность после V века расположенных здесь поселений. Эванс пришёл к выводу, что район Скопье является местом рождения Юстиниана, подтвердив отождествление старых населённых пунктов с современными деревнями.

Имя матери Юстиниана, сестры Юстина - Бигленица приводится в Iustiniani Vita, о недостоверности которой сказано выше. Поскольку другой информации на этот счёт нет, можно считать, что её имя неизвестно. То, что мать Юстиниана была сестрой Юстина, подтверждают многочисленные источники.

По поводу отца Юстиниана есть более достоверные известия. В «Тайной истории» Прокопий приводит следующий рассказ: «Передают, что и мать его [Юстиниана] говаривала кому-то из близких, что он родился не от мужа её Савватия и не от какого-либо человека. Перед тем как она забеременела им, её навестил демон, невидимый, однако оставивший у неё впечатление, что он был с ней и имел сношение с ней, как мужчина с женщиной, а затем исчез, как во сне» .

Отсюда мы узнаём имя отца Юстиниана - Савватий. Другой источник, где упоминается это имя - так называемые «Акты по поводу Каллоподия», включённые в хронику Феофана и «Пасхальную хронику» и относящимся к событиям, непосредственно предшествующим восстанию Ника. Там прасины, в ходе разговора с представителем императора, произносят фразу «Лучше бы не родился Савватий, он не породил бы сына-убийцу» .

У Савватия и его жены было двое детей, Петр Савватий (лат. Petrus Sabbatius) и Вигилантия (лат. Vigilantia). Письменные источники нигде не упоминают настоящее имя Юстиниана, и только на консульских диптихах 521 года мы видим надпись лат. Fl. Petr. Sabbat. Justinian. v. i., com. mag. eqq. et p. praes., et c. od., означающую лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus, vir illustris, comes, magister equitum et peditum praesentalium et consul ordinarius.

Брак Юстиниана и Феодоры был бездетен, тем не менее у него было шесть племянников и племянниц, из которых Юстин II стал наследником.

Дядя Юстиниана - Юстин в числе других иллирийских крестьян, спасаясь от крайней нужды, пешком пришел из Бедерианы в Византий и нанялся на военную службу. Прибыв в конце царствования Льва I в Константинополь и поступив на службу в императорскую гвардию, Юстин быстро рос по службе, и уже в царствование Анастасия принимал участие в войнах с Персией в качестве военачальника. Далее Юстин отличился при подавлении восстания Виталиана. Таким образом, Юстин завоевал расположение императора Анастасия и был назначен начальником дворцовой стражи в ранге комита и сенатора.

Время прибытия Юстиниана в столицу точно не известно. Предполагается, что это произошло примерно в возрасте двадцати пяти лет, затем в течение некоторого времени Юстиниан изучал богословие и римское право, после чего ему был присвоено звание лат. candidati, то есть личного телохранителя императора. Где-то в это время произошло усыновление и смена имени будущего императора.

По смерти Анастасия в 518 году Юстину удалось сравнительно легко захватить власть, несмотря на то, что имелось большое количество более богатых и влиятельных кандидатов. По мнению Прокопия, в этом была воля высших сил, заинтересованных в конечном возвышении Юстиниана. Процедура избрания описана Петром Патрикием. Среди причин, обеспечивших избрание Юстина и возвышение Юстиниана является поддержка патриарха Иоанна II, который был заверен в том, что новая династия будет верна решениям Халкидонского собора, в отличие от про-монофизитски настроенного Анастасия. Вероятно, важную роль в этом сыграл богословски образованный Юстиниан. Непосредственно после избрания Юстина императором он назначил племянника лат. comes domesticorum начальником специального корпуса дворцовой стражи, о чём известно из письма папы Гормизда, датированного началом 519 года.

В 521 году, как было сказано выше, Юстиниан получает консульское звание, которое он использует для увеличения своей популярности, устраивая великолепные зрелища в цирке, которая выросла настолько, что Сенат обратился к престарелому императору с просьбой назначить Юстиниана своим соправителем. По свидетельству хрониста Иоанна Зонары, Юстин на это предложение ответил отказом. Сенат, тем не менее, продолжал настаивать на возвышении Юстиниана, прося присвоить ему звание лат. nobilissimus, что и произошло до 525 года, когда ему было присвоено высшее звание цезаря. Несмотря на то, что такая блистательная карьера не могла не иметь под собой реального влияния, достоверной информации о роли Юстиниана в управлении империей в этот период нет.

С течением времени здоровье императора ухудшалось, усиливалась болезнь, вызванная старым ранением в ногу. Чувствуя приближение смерти, Юстин откликнулся на очередное прошение Сената о назначении Юстиниана соправителем. Церемония, дошедшая до нас в описании Петра Патрикия в трактате лат. De ceremoniis Константина Багрянородного, произошла на Пасху, 4 апреля 527 года - Юстиниан и его супруга Феодора были коронованы как август и августа.

Юстиниан окончательно получил полную власть после смерти императора Юстина I 1 августа 527 года.

Описаний внешнего вида Юстиниана сохранилось немного. Юстиниан был изображён на одном из самых больших (36 солидов или ½-фунта) известных медальонов, украденном в 1831 году из Парижского кабинета медалей. Медальон был переплавлен, однако сохранились его изображения и слепок, позволяющий изготавливать с него копии.

В Римско-германском музее Кёльна хранится копия статуи Юстиниана из египетского мрамора. Некоторое представление о внешности императора дают сохранившиеся рисунки возведённой в 542 году колонны Юстиниана. Обнаруженный в Керчи в 1891 году и хранящемся сейчас в Эрмитаже серебряный миссорий первоначально считался изображением Юстиниана. Возможно, Юстиниан изображён и на знаменитом диптихе Барберини, хранящемся в Лувре.

В правление Юстиниана было выпущено большое количество монет. Известны монеты-донативы в 36 и 4,5 солида, солид с полнофигурным изображением императора в консульском облачении, а также исключительно редкий ауреус весом 5,43 г, чеканенный по староримской стопе. Лицевую сторону всех этих монет занимает либо трехчетвертной, либо профильный бюст императора, в шлеме или без него.

Яркое изображение ранней карьеры будущей императрицы дано с многочисленными подробностями в «Тайной истории»; Иоанн Эфесский просто отмечает, что «она пришла из борделя». Несмотря на мнение отдельных исследователей, что все эти утверждения являются недостоверными и преувеличенными, общепризнанная точка зрения в целом соглашается с описанием событий ранней карьеры Феодоры, данным Прокопием.

Первая встреча Юстиниана с Феодорой произошла примерно в 522 году в Константинополе. Затем Феодора покинула столицу, некоторое время провела в Александрии. Каким образом произошла их вторая встреча, достоверно не известно. Известно, что желая жениться на Феодоре Юстиниан просил своего дядю присвоить ей ранг патриции, однако это вызвало сильное противодействие императрицы Евфимии, и до смерти последней в 523 или 524 году, бракосочетание было невозможным.

Вероятно, с желанием Юстиниана было связано принятие в правление Юстина закона «О браке» (лат. De nuptiis), отменившего закон императора Константина I, запрещающий человеку, достигшему сенаторского звания, жениться на блуднице.

После вступления в брак Феодора полностью порвала со своим бурным прошлым и была верной женой.

Во внешней политике имя Юстиниана связано, прежде всего, с идеей «восстановления Римской империи» или «реконкисты Запада» . В настоящее время существует две теории относительно вопроса, когда была поставлена эта цель. Согласно одной из них, в настоящее время более распространённой, идея возврата Запада существовала в Византии начиная с конца V века. Эта точка зрения исходит из тезиса, что после возникновения варварских королевств, исповедующих арианство, должны были сохраниться общественные элементы, которые не признали утрату Римом статуса великого города и столицы цивилизованного мира и не согласились с господствующим положением ариан в религиозной сфере.

Альтернативная точка зрения, не отрицающая общего стремления возвратить Запад в лоно цивилизации и ортодоксальной религии, относит возникновение программы конкретных действий после успехов в войне с вандалами. В пользу этого говорят различные косвенные признаки, например, исчезновение из законодательства и государственной документации первой трети VI века слов и выражений, так или иначе упоминавших Африку, Италию и Испанию, а также утрата интереса византийцев к первой столице империи.

Воспринимая себя как наследника римских цезарей, Юстиниан считал своей обязанностью воссоздать Римскую империю, желая при этом, чтобы в государстве был один закон и одна вера. Исходя из принципа абсолютной власти, он полагал, что в хорошо устроенном государстве все должно было подлежать императорскому вниманию. Понимая важность церкви для государственного управления, он прилагал все усилия к тому, чтобы она исполняла его волю. Является дискуссионным вопрос о первичности государственных или религиозных интересов Юстиниана. Известно, по крайней мере, что император был автором многочисленных писем на религиозные темы, адресованных папам и патриархам, а также трактатов и церковных песнопений.

Вот что писал об отношении к церкви и христианской вере современник императора, Прокопий Кесарийский: «В христианской вере он, казалось, был тверд, но и это обернулось гибелью для подданных. В самом деле, он позволял священнослужителям безнаказанно притеснять соседей, и, когда они захватывали прилегающие к их владениям земли, он разделял их радость, полагая, что подобным образом он проявляет свое благочестие. И творя суд по таким делам, он считал, что совершает благое дело, если кто-либо, прикрываясь святынями, удалялся, присвоив то, что ему не принадлежало». (Прокопий Кесарийский «Тайная история» гл. ХIII, ч. 4,5).

В соответствии со своим стремлением, Юстиниан считал своим правом не только решать вопросы, связанные с руководством церкви и её собственности, но и устанавливать среди своих подданных определенную догму. Какого религиозного направления придерживался император, такого же направления должны были придерживаться и его подданные. Юстиниан регулировал быт духовенства, замещал по своему усмотрению высшие иерархические должности, выступал в качестве посредника и судьи в клире. Он покровительствовал церкви в лице её служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их привилегий; наконец, император устанавливал вероисповедное единство среди всех подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим вопросам.

Подобная политика светского преобладания в религиозных и церковных делах, вплоть до тайников религиозных убеждений человека, особенно ярко проявленная Юстинианом, получила в истории название цезарепапизма, и этот император считается одним из наиболее типичных представителей такого направления.

Юстинианом были предприняты шаги для окончательного искоренения остатков язычества. В 529 году он закрыл знаменитую философскую школу в Афинах. Это имело преимущественно символическое значение, так как к моменту события эта школа утратила лидирующее положение среди образовательных учреждений империи после того, как был основан в V веке при Феодосии II Константинопольский университет. После закрытия школы при Юстиниане афинские профессора подверглись изгнанию, часть из них переселилась в Персию, где встретили в лице Хосрова I почитателя Платона; имущество школы было конфисковано. Иоанн Эфесский писал: «В том же году, в котором св. Бенедикт разрушил последнее языческое национальное святилище в Италии, а именно храм Аполлона в священной роще на Монте Кассино, была также разрушена твердыня античного язычества в Греции». С этих пор Афины утратили окончательно свое былое значение культурного центра и превратились в глухой провинциальный город. Полного искоренения язычества Юстиниан не достиг; оно продолжало скрываться в некоторых малодоступных местностях. Прокопий Кесарийский пишет, что преследование язычников велось не столько из желания утвердить христианство, сколь из жажды прибрать к рукам золото языческих храмов.

В «Божественной комедии» , поместив Юстиниана в Рай, доверяет ему сделать исторический обзор Римской империи (Божественная комедия, Рай, песня 6). Согласно Данте, главными заслугами Юстиниана перед историей были реформа права, отречение от монофизитства и походы Велизария.

КОЛОННА ЮСТИНИАНА ВЕЛИКОГО – грандиозный памятник императору Юстиниану I (527 – 565 гг.), стоявший на площади Августеон в Константинополе, высотой около 50 метров. Основание его представляло собой семиступенчатую усеченную пирамиду около 5 метров высотой, на ней – постамент в виде прямоугольного параллелепипеда, нижняя и верхняя стороны которого были квадратными, а выше имелся карниз в виде трехступенчатой усеченной пирамиды. По боковым граням шел барельеф в виде арок с крестами, над которым размещалась посвятительная надпись. Ствол колонны состоял из мраморных барабанов. Был покрыт листовой бронзой с чеканными рельефами, изображающими сцены военных триумфов императора. Эта часть памятника повторяла колонну Константина Великого, но в более значительном масштабе. Ствол венчали колоссальная капитель толщиной почти [два метра и абак], на котором находилась конная статуя императора Юстиниана I в четыре раза превышающая естественный размер. В отличие от колонн императоров Аркадия и Феодосия, юстинианова колонна не имела внутренней лестницы. Конь был изображен в движении, с поднятыми правой передней и задней левой ногами, и зрителям казалось, что движение вперед неминуемо. Император, в доспехах героя троянской войны, восседал в седле без стремян. Его шлем венчал сутан, похожий на развернутый хвост павлина. Оружие, налокотники и поножи отсутствовали. В левой руке, предплечье которой было прикрыто военным плащом, он держал поводья и позолоченную державу с крестообразным навершием. Правая рука, с раскрытой ладонью, был поднята почти до уровня плеча и вытянута на юго-восток, сама же статуя обращена лицом к востоку. Этот грандиозный памятник был виден уже на подходе к Константинополю с моря, гармоничность силуэта и величие образа оказывали на зрителей неизгладимое впечатление.
Колонна Юстиниана пережила Византийскую империю.
В 1453 году, после захвата Города, Мехмед II приказал сбросить скульптуру с колонны.
В 1492 году обветшавший памятник был разрушен молнией. Позже остатки колонны были уничтожены турками окончательно.
При Сулеймане Великолепном, около 1533 года, разбитая скульптура была пущена на пушки.
Сохранились многочисленные описания этого монумента, в том числе венецианский рисунок, датированный 1440 годом и хранящийся в [ библиотеке Сераля в Стамбуле, а также несколько элементов собственно колонны, включая капитель и один из барабанов.]

Венецианский рисунок, датированный 1440 годом. Изображает конную статую Юстиниана Великого, находившуюся на колонне на площади Августеон в Константинополе.

[s](Добавление)
Правая рука статуи императора была поднята практически до уровня плеча и вытянута на юго-восток. Хотя на нем были доспехи времен героев троянской войны, но шлем был современным, офицерским, с сутаном в виде распущенного хвоста павлина. Конь был изображен в движении с поднятыми передним правым и задним левым копытами.
Неестественное положение правой руки на рисунке, вскинутой вверх, как и перья сутана, практически торчащие из волос, словно у индейца, можно объяснить лишь тем, что рисовавший находился практически у подошвы памятника. Что касается ошибки с поднятыми копытами, причем, зеркальной, то единственным объяснением может являться то, что конь дорисовывался уже не с натуры, а по памяти. К сожалению, другие рисунки памятника, в том числе русских живописцев, не сохранилось, если не считать изображения на иконе XVI века, которая является списком с более ранней иконы. Но в этом случае мастер первоисточника изобразил Юстиниана Великого по скудной и искаженной информации, допустив множество грубых неточностей.

Константинопольский ипподром (Большой ипподром или Большой цирк) был не только одним из самых грандиозных сооружений Константинополя, но и центром общественно-политической жизни столицы империи.

Кроме состязаний колесниц и разнообразных зрелищ, здесь происходило оглашение императорских указов и иных распоряжений властей, устраивались триумфальные шествия и праздненства. Здесь кипели спортивные и политические страсти, враждовали между собой партии «зеленых» и «синих» (названные так по цвету одеяний возниц), а иногда вспыхивали народные восстания, самое известное из которых (восстание «Ника!») произошло в 532 году и едва не стоило трона императору Юстиниану.

Монументальный каменный ипподром был построен в Византии при императоре Септимии Севере в 203 году (до этого на его месте существовал скромный деревянный ипподром), затем он неоднократно перестраивался. Масштабная реконструкция ипподрома была предпринята Константином Великим в 324-330 годах, после переноса столицы Римской империи из Рима в Константинополь.

По своему устройству ипподром представлял собой прямоугольную песчанную арену длиной более 400 метров и шириной около 120 метров, которую с трех сторон окружала Сфенда - зрительские трибуны, расположенные полукруглым амфитеатром, напоминающим по форме вытянутую подкову.

Сфенда состояла из 16 (по другим данным - 30) повышающихся рядов мраморных скамей, над которыми возвышался подиум - сквозной крытый портик, кровля которого покоилась на двух рядах восьмиметровых колонн, увенчанных коринфскими капителями. Промежутки между колоннами были украшены статуями, вывезенными со всей империи. В жаркие или ненастные дни над трибунами натягивали матерчатый тент.

Константинопольский ипподром (современная реконструкция, к сожалению, не очень точная)

Четвертую сторону арены замыкала Кафисма - большая постройка с ложами для сановников и императорской трибуной, которая была соединена крытым переходом с находившимся рядом Большим императорским дворцом. Кафисму увенчивала бронзовая Квадрига (четверка коней), вывезенная из Греции, считавшаяся творением великого скульптора Лисиппа. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году Квадрига была перевезена в Венецию и установлена над центральным порталом собора Сан-Марко.

Квадрига с константинопольского ипподрома (в настоящее время находится в музее Сан-Марко, а на ее месте установлена копия)

Под императорской трибуной, на специальном балконе, располагались музыканты, а еще ниже находились ворота, через которые выезжали на арену колесницы.

Рельеф постамента обелиска Феодосия I с изображением императора на трибуне ипподрома. В руке он держит венок, которым увенчивали победителя состязаний.

Кафисма. Капитель в виде четырех пегасов. Паросский мрамор. 203 год. Стамбульский археологический музей.

По центру арену пересекал невысокий каменный разделительный барьер (СпИна) шириной 10 метров, богато украшенный обелисками, статуями и колоннами.

Диптих из слоновой кости с изображением состязаний колесниц на ипподроме. В нижней части диптиха изображена спина с установленным на ней обелиском.

К началу правления Юстиниана I Великого (527-565 гг.) ипподром был расширен за счет надстройки деревянных трибун на месте рухнувших во время землетрясений пролетов портика. Теперь он мог вместить до 60 тысяч зрителей (по другим оценкам: до 120 тыс. зрителей).

Константинопольский ипподром приводил в изумление очевидцев своими размерами и великолепием. Известно описание ипподрома, сделанное участником Четвертого крестового похода Робером де Клари: «... А в другом месте города было другое чудо: близ дворца Львиная Пасть находилась площадь, которую называли Игралищем императора. И эта площадь была вытянута в длину на полтора выстрела из арбалета, а в ширину — почти на один выстрел; и вокруг этой площади было 30 или 40 ступеней, куда греки забирались, чтобы глядеть на ристалище; а над этими ступенями имелась весьма просторная и весьма красивая ложа, где, когда шли состязания, восседали император с императрицей и другие знатные мужи и дамы. И когда устраивались состязания, то их бывало сразу два, и император и императрица бились об заклад, кто в каком из двух выиграет, и все, кто глядел на ристалище, также бились об заклад. Вдоль этой площади была стена, которая имела с добрых 15 стоп в высоту и 10 — в ширину; и сверху на этой стене были фигуры и мужчин, и женщин, и коней, и быков, и верблюдов, и медведей, и львов, и множества других животных, отлитых из меди. И все они были так хорошо сделаны и так натурально изваяны, что ни в языческих странах, ни в христианском мире не сыскать столь искусного мастера, который смог бы так представить и так хорошо отлить фигуры, как были отлиты эти. Некогда они обычно двигались силою волшебства, как бы играючи, но теперь уже больше они не играют; и французы глядели на это императорское Игралище как на чудо, когда они его видели».

Фреска собора Св. Софии в Киеве, изображающая кафисму (императорскую ложу) константинопольского ипподрома

Ипподром сильно пострадал во время латинской оккупации (1204-1261 гг.), а после захвата Константинополя турками в 1453 году завоеватели превратили его в каменоломню. Некогда величественное сооружение было буквально стерто с лица земли. В настоящее время остатки ипподрома находятся на глубине четырех метров от уровня почвы. Доступны осмотру лишь развалины юго-западной части сфенды.

Ипподром в 15 в. Гравюра из книги Onofrio Panvinio "De ludis circensibus"(Венеция, 1600)

То же. В большом размере (2000 х 1286)


Площадь ипподрома на турецкой миниатюре XVI века

Площадь ипподрома на гравюре XIX века. Турки называли ее Ат-Мейдан, что означает «Площадь лошадей»

Из украшавших ипподром скульптур и архитектурных сооружений сохранились лишь: Квадрига (находится в Венеции), Обелиск Феодосия, Обелиск Константина и Змеиная колонна.

Обелиск Феодосия представляет собой обелиск фараона Тутмоса III - монолит из розового гранита, привезенный Феодосием I Великим из египетского города Гелиополя, помещенный на массивное основание из 2 каменных блоков, украшенных барельефами.

Обелиск Феодосия

База обелиска Феодосия

Обелиск Константина был воздвигнут Константином VII Порфирородным (911-959 гг.) в честь своего деда - императора Василия I (866-886 гг.). 25-метровый обелиск из песчаника, облицованный листами позолоченной бронзы, называли также «Золотой колонной» (бронзовые листы обшивки содрали крестоносцы).

Обелиск Константина. Фрагмент рисунка 1575 года

Бронзовая Змеиная колонна, изображающая свившихся змей, привезенная из императором Константином Великим из Дельф, отлита в 478 г. до н.э. в честь победы греков над персами (на ней имеется надпись с перечнем греческих городов, принимавших участие в битве при Платеях).

О Змеиной колонне, на которой когда-то стоял золотой треножник, говорит Геродот: «Когда добыча была собрана (после битвы при Платеях), эллины отделили десятую часть дельфийскому богу (Аполлону). Из этой десятины был сделан и золотой треножник, который стоит в Дельфах на трехглавой медной змее непосредственно у алтаря» (IX, 81).

Змеиная колонна в Дельфах. 5 в. до н.э. Реконструкция


База Змеиной колонны в Дельфах. Современное состояние. Реставрация

Змеиная колонна является древнейшим памятником Стамбула. Верхняя часть колонны со змеиными головами утрачена. Сохранившийся фрагмент одной из змеиных голов хранится в Стамбульском археологическом музее.

Змеиная колонна (на заднем плане - обелиск Феодосия)

Провозглашение императора на ипподроме. Болгарский список летописи Константина Манассия. XIV в.

Султан Сулейман I проезжает через руины ипподрома. Гравюра 1533 года.
Изображение отличается высокой достоверностью (за исключением фантастических фигур по бокам). В центре изображен Обелиск Феодосия, справа от него - Змеиная колонна и Обелиск Константина. Кроме того, на гравюре (справа) видны несохранившиеся посвятительные колонны и часть сфенды с возвышающимся портиком подиума (пропорции несколько нарушены).

Колонна представляла собой грандиозное сооружение, производившее сильнейшее впечатление на зрителей. В своём трактате О постройках Прокопий Кесарийский описывает её второй, сразу после рассказа о соборе святой Софии . Согласно его описанию, колонна была установлена на вершине ступенчатой пирамиды , на семи каменных ступенях которой могли сидеть жители города. Сама колонна не была сплошной, а была составлена из огромных прямоугольных монолитов , связанных раствором и бронзовыми картинами и венками. На верху колонны была установлена обращённая на восток конная статуя Юстиниана . Конь изображён в движении, его левая нога «поднята в воздух, как будто он собирается ступить на находящуюся перед ним землю, другая твердо опирается на камень, на котором стоит конь, с тем чтобы сделать следующий шаг; задние же ноги у него так напряжены, что, когда им придется двинуться, они тотчас же готовы.» Император одет как Ахиллес - на нём высокие башмаки, а нога от лодыжки без поножей . На нём надет панцирь, на голове шлем, увенчанный плюмажем (туфа (англ. ) ). В руках его нет оружия, только шар, увенчанный крестом, символизирующий власть императора над всей землей, достигнутую не силой оружия, а верой. Правая рука статуи вытянута к востоку.

История

Колонна простояла без повреждений до заката Византийской империи , когда она была описана Никифором Григорой .

Существуют многочисленные описания колонны, сделанные русскими паломниками, посещавшими город. Самое раннее на Руси описание этой статуи приводится в «Беседах о святынях и других достопамятностях Царьграда», автором которых был, вероятно, Василий Калика , который отметил присутствие перед колонной группы из трёх коленопреклонённых «цари погани», размещённых на небольших пьедесталах . Вероятно, они существовали ещё в конце 1420-х годов, но были удалены до 1433 года . Также описание статуи даёт Стефан Новгородец . Известно, что по просьбе Епифания Премудрого колонну нарисовал Феофан Грек , однако это изображение до нас не дошло. Колонна неоднократно воспроизводилась на памятниках русского искусства, наиболее известны изображения на иконах , хранящихся в Государственном Русском Музее и Третьяковской галерее .

Сама колонна описывается как чрезвычайно большая, 70 метров согласно Кристофоро Буондельмонти и была видна с моря. Григора приводит рассказ о том, что когда плюмаж со шлема статуи рухнул, для его восстановления пришлось прибегнуть к услугам акробата , который с крыши храма святой Софии при помощи стрелы по бечевке первым прошел к основанию статуи. После окончания ремонта смельчак получил от императора Феофила 100 золотых номисм за смелость. [ ] Во время латинского завоевания Константинополя с колонны была сорвана бронзовая облицовка.

Непосредственно после падения Константинополя в 1453 году османы не стали демонтировать статую. По крайней мере, на основании анализа гравюр из «Хроники» немецкого путешественника