Какой вертолет лучше? Самые лучшие военные вертолеты мира.

В этой статье обсудим самые лучшие боевые вертолёты мира, составим ТОП-10 самых боеспособных, манёвренных и скоростных машин, которые не раз доказали своё превосходство на полях сражений.

Боевой вертолёт - воздушная боевая единица, обладающая высокой огневой мощью, главные задачи которой - это уничтожение наземных целей, обеспечение прикрытия сухопутных войск и вывод из строя вражеской бронетехники.

Обратимся к нашему списку.

Десятое место

Открывает наш список "Лучшие вертолёты мира" первый китайский ударный боевой вертолёт Z-10, который был принят на вооружение китайской армией в 2009 году.

Вооружение данного вертолёта представляет собой 30-мм пулемётную установку, управляемые противотанковые ракеты марки HJ-9 или же недавно модернизированные HJ-10. Вдобавок к этому вертолёт оснащён блоком авиационных неуправляемых ракет и ракетницей ТУ-90, которая предназначена для уничтожения воздушных целей.

Кабина машины представлена двумя ступенями, в первой располагается стрелок, во второй - пилот.

Девятое место

Продолжает наш ТОП-10 лучших вертолётов мира Ми-24, который оснащён грузовой кабиной, где с лёгкость помещаются восемь бойцов ВВС.

Машина обладает высокой мобильностью, полёта составляет 335 км/ч, которая достигается благодаря необычной конструкции крыльев.

Сама по себе машина универсальна, на вертолёт может устанавливатся различное боевое оружие, всё зависит от поставленной задачи.

Стандартный набор вооружения представляют собой пулемётная подвижная установка марки ГУВ-1 с пулемётом А-12,7 (количество патронов — 900 штук), блок НУРС С-5 с комплектом НАР УБ-32А и 4 ПТУР 9М17, повзаимствованная от противотанковой установки «Фаланга-М».

Восьмое место

AH-2 Rooivalk с уверенностью занимает восьмое место в списке "Лучшие вертолёты мира", в переводе с английского название означает "красная пустельга".

Максимальная скорость машины составляет 278 км/ч.

Орудия, устанавливаемые на боевую машину:

  • Пушка Ф-2, боекомплект 700 патронов, калибр 20 х 139 мм.
  • Ракеты класса "воздух-земля" Mokopa ZT-6 (8-16 штук).
  • Ракеты класса «воздух-воздух»: Mistral (4 штуки).
  • Неуправляемые ракеты FFAr.

Седьмое место

Продолжает наш топ лучших вертолетов мира американец AH-1W, так называемый "Супер кобра".

В отличии от одноклассников, машина имеет два двигателя, мощность которых составляет 1285 кВт. каждый, максимальная - 282 км/ч.

Орудие, установленное на машине, ничем не выделяется, 20-мм пушка с вместимостью в 750 патронов, "воздух-земля" и "воздух-воздух". Вдобавок к этому установлен комплекс неуправляемых ракет.

Шестое место

На шестом месте списка "Лучшие военные вертолёты мира" закрепился совместно созданный Италией и Турцией вертолёт Т129/А129. Это была первая боевая машина, полностью созданная в Западной Европе.

Максимально развиваемая скорость машины составляет 250 км/ч, устанавливаемый двигатель Royal-Royce, взлётная мощность которого равняется 881 л. с., разработан итальянской компанией "Агуста".

Пулемёты, которыми оснащается вертолёт, имеют калибр 2 х 7,62 или же 12,7 мм.

Как и все собратья, машина оснащена комплексом противотанковых и противовоздушных ракет.

Пятое место

Следующее место занимает американский штурмовик AH-1Z.

Машина обладает хорошей управляемостью и занимает одно из первых мест по точности ведения огня. Трёхствольная пушка, калибр которой равен 20 мм, отлично подходит для уничтожения наземных целей.

К обычным управляемым и неуправляемым ракетницам в боевой арсенал добавлены пушечные контейнеры. Также есть возможность установки 4 ПТУР TOW.

Количество двигателей - два, марка - AH-1S (-P) (Production). Мощность одного равняется 1285 кВт.

Вертолёт состоит на вооружении у таких стран, как США, Иран, Таиланд, Турция, Китай.

Четвёртое место

Перед лидерами списка разместился штурмовик, созданный немецко-французскими инженерами - Eurocopter Tiger.

Состоит на вооружении таких стран, как Германия, Испания, Франция и Австралия.

В сравнении с одноклассниками машина имеет лучшую маскировку, а шум, издаваемый в движении, снижен до минимума.

Двигатели, установленные на штурмовик, имеют мощность 1303 л. с. каждый, а максимальная скорость полёта равна 278 км/ч.

Орудие представляет собой пушку с калибром 30 мм, также имеются 4 точки для подвески ракетниц различного типа. Вдобавок вертолёт возможно оборудовать 12,7-мм пулемётами, магазин каждого вмещает 250 патронов.

Третье место

Открывает список лидеров "Лучшие вертолёты мира" российская разработка Ми-28-Н, который получил прозвище "опустошитель".

Данная модель - углублённая доработка вертолёта Ми-28. Маневренность и сложность выполняемых воздушных фигур в полёте делает штурмовик труднодосегаемым. Например, так называемую или переворот Иммельмана можно выполнить при скорости 100 км/ч.

Все самые необходимые и жизненно важные узлы имеют дубликат и расположены в разных частях вертолёта, что помогает во время боевых действий обеспечивать машине максимальную живучесть.

Двигатель машиныи ВК2500 имеет мощность 2200 л. с., максимальная скорость 300 км/ч.

Пушка, которой снабжен вертолёт, имеет калибр 30 мм, также вертолёт снабжен комплексом управляемых ракет и ракет класса "воздух-воздух".

Второе место

Перед тем как вы узнаете самый лучший вертолёт в мире, обсудим машину, которая расположилась на втором месте.

AH-64 Apache - американский штурмовой вертолёт, во время ведения зарекомендовал себя только с лучшей стороны. Его боевая мощь - одна из лучших среди вертолётов всех времён, данная модель универсальна в своём классе.

В условиях боевых действий, находясь в различных погодных условиях, машина выполняла самые сложные боевые задачи.

На вертолёт устанавливается 16 ракетниц различного калибра и назначения. Пулемёт имеет калибр 70 мм, что позволяет с лёгкостью поражать многие слабобронированные цели.

Двигатели имеют мощность 1890 л. с. каждый, марка двигателя - AH-64A+/D .

Первое место

Ка-50/52 - самый лучший вертолёт в мире производства России. Получил прозвище "Чёрная акула" из-за своей необычайной скорости передвижения, угрожающей формы, а главным козырем машины является её огневая мощь, которая несравнима ни с одним аналогичным показателем других вертолётов в мире.

Данная модель представляет собой одноместный штурмовой ударный вертолёт, в создание которого вложено немало усилий. Главной задачей конструкторов являлась выроботка наилучшей скорости и манёвренности, по размеру вертолёт в своем классе является самым маленьким, благодоря чему обладает самым высоким уровнем маскировки и способен быстро менять своё местоположение.

Ка-50/52 развивает максимальную скорость 310 км/ч, это в среднем на 20-30 км больше, чем у остальных машин нашего списка. Мощность двигателя составляет 2400 л. с., его марка ТВ3-117ВМА.

Предельная масса вооружения, которое вертолёт может везти за один бой, составляет две тонны.

Орудие представляет собой пушку с калибром 30 мм, пилот имеет возможность быстрого переключения между осколочно-фугасными и бронебойными типами снарядов. Также можно регулировать скорость стрельбы от 350 до 550 выстрелов в минуту. Вертолёт снабжен по шесть штук с каждой стороны.

Возможна подвеска ракет Х-25 ("воздух-вемля") и Р-73 ("возду-воздух", самонаводящаяся).

На сегодняшний день Ка-50/52 остаётся 100% лидером среди боевых штурмовых вертолётов.

Заключение

Вот и закончился список "Лучшие вертолеты мира", но с уверенностью можно сказать, что в нашем рейтинге закрепились самые лучшие вертолёты, которые проверены временем и не раз использовались в боевых действиях.

Военная промышленность не стоит на месте, возможно, уже на смену "ветеранам" спешат новые, более модернизированные, вертолёты, но все штурмовики, которые сегодня были упомянуты, уже оставили свой след в истории.

20.08.2014

Вертолеты впервые появились на передовой во время корейской войны. С тех пор они активно используются во время боевых действий как для переброски припасов, оружия и военных, так и для огневой поддержки пехоты. В разведке и поисково-спасательных операциях равных им пока не нашлось.

Лучшие вертолеты мира.

Разработка китайского Z-10 была покрыта полной тайной, так как подход Пекина к инновациям неоднозначный. Основная часть работы была выполнена Россией, в результате чего китайская пехота получила помощника, спроектированного по «классической» схеме. Кабина вертолета выполнена по системе тандем, причем часть пилота немного приподнята для улучшения обзора. Двойное управление позволит оператору увести машину из-под огня. Современные разработки, использованные при создании вертолета, дают возможность снизить инфракрасный след, благодаря системе охлаждения выхлопных газов. Вести бой ночью поможет тепловизор, ИВ-камера, дальномер — подсветчик. Встроенное вооружение — 23 мм пушка и ОПС, имеется возможность разместить ракеты.

Лучшие боевые вертолеты.

Американский вертолет «Кобра» или Bell AH-1 стал первым вертолетом, который был разработан специально для боевых действий. Начиная с 1965 года, было выпущено более 1100 единиц основной модели и почти 1300 ее модификации. Бронированные места пилотов, проекции двигателя и борта кабины делают вертолет живучим. В качестве вооружения лучшие вертолеты могут иметь два встроенные шестиствольные «Минигана», а 4 подвески обеспечат боевые машины контейнерами с пулеметами,70 мм НУРСами, ракетами «воздух-воздух», или противотанковыми управляемыми ракетами TOW.

«Чинук» или Boeing CH-47 может поднять 12 тонн снаряжения или 55 человек, за что и получил кличку «Летающий вагон». Вертолет в основном использовался как транспортное средство, но иногда и вступал в битву в качестве бомбардировщика, распылителя слезоточивых газов или тягачей для артиллерии.

Ми-26 входит в лучшие вертолеты мира, как самая вместительная машина — 20 тонн снаряжения или 80 военных способен унести вертолет за один раз. Три видеокамеры, позволяющие контролировать состояние груза, расположенного на внешней подвески — одна из особенностей машины, ставшая решающим фактором для применения вертолетов во время ликвидации аварии на ЧАЭС.

Лучшие боевые вертолеты Ка-50 известны противнику, как «Черная Акула». Одноместный вертолет оснащен высокотехнологичной системой ведения боя. Он разрабатывался для поражения танков, систем ПВО, механизированных войск и живой силы на поле боя. Пушка 42 калибра с выбором осколочных или фугасных снарядов поражает противника в радиусе 4 километров, не попадая в зону действия ПВО. Также вертолет может быть оснащен управляемыми и неуправляемыми ракетами и бомбами.

Ми-24 — транспортно-боевая машина, известная как «Лань». С 1969 года выпущено порядка 2000 единиц вертолета. Подвижная установка пулемета калибра в 12,7 мм, НУРСы калибра 57- 240 мм, противотанковый комплекс «Фаланга», подвесные пушки и бомбы позволяют машине стать отличным летающим БМП.

Ми-8 — наиболее удачный и универсальный вертолет, который использовался в 1961 году и успешно применяется до сих пор как гражданская и боевая машина. Порядка трех десятков модификаций машины, выпущенных в количестве 17000, трудятся на обслуживании авиалиний, в штате спасателей и в сельском хозяйстве. А на поле боя — санитар и разведчик, танкер и штурмовик, миноукладчик и командный пункт. Вооружение, включающее в себя 2-3 пулемета, и до 1,5 тонн дополнительного боевого снаряжения делает его незаменимым в бою. Боевая версия Ми-8 имеет обозначение Ми-17 и вооружена неуправляемыми ракетами и является по сути одной из модификаций знаменитой машины.

Апач или Boeing AH-64 — культовая американская модель, ставшая прототипом различных современных вертолетом. Вооруженный 16 противотанковыми ракетами, 30 мм пушкой, 76 НУРС 70мм калибра или ракетными комплексами «Стингер» для воздушного боя, он практически не знал равных. Однако, по мнению специалистов, его ресурс исчерпан по сравнению с новыми разработками России.

Ми-28 — единственный вертолет, который смог бросить вызов американскому «Апачу» во время розыгрыша тендера в Индии. Сейчас пользуется популярностью его модификация «Ночной охотник», предназначенный для поражения целей при любых погодных условиях и в любое время суток.

Ка-52 — самый современный боевой вертолет, способный уничтожать бронированную технику и небронированные цели. Боевая мощь машины лучше, чем у его собратьев. Кресла экипажа расположены рядом, что является самым инновационным решением на данный момент. Машина способна уничтожать и бронированную и небронированную технику противника, воздушные цели или живую силу. Для этого вертолет вооружен пушкой 30 калибра, имеющей в боекомплекте 460 снарядов, ПТУР «Вихрь», блоки НАР 80 калибра, управляемые и неуправляемые ракеты, а также авиабомбы.

Ударные (штурмовые) вертолеты уже на протяжении почти полувека являются смертоносным и очень эффективным оружием многих армий мира. Основной их задачей является поиск и уничтожение сложных и малоразмерных целей на суше. Вместе с тем современные ударные геликоптеры могут поражать морские и даже воздушные цели.

С момента появления эти машины применялись практически во всех конфликтах и показали свою ценность, выступая порой единственным средством огневой поддержки сухопутных войск. Наиболее же эффективно ударные вертолеты способны бороться с бронетехникой, что и является их главной задачей. Onliner.by составил рейтинг из шести самых смертоносных современных геликоптеров.

6. Белл AH-1 «Кобра» (США)

Первый специализированный ударный вертолет в мире и один из самых повоевавших. Впервые боевые «вертушки» американцы массово применили во время войны в Корее. Геликоптер, у которого всегда было много противников, проявил себя с самой лучшей стороны.

После войны в Корее армии мира начали активно оснащаться вертолетами. Тем не менее они выполняли в первую очередь транспортную функцию, перевозя грузы и солдат. Транспортные винтокрылые машины оснащались только легким вооружением и были беззащитны перед пулями и снарядами зенитных пулеметов и орудий. Однако армии нужна была специализированная техника, предназначенная исключительно для ударных функций. И такая техника появилась.

«Кобра» была создана на базе легендарного UH-1 «Ирокез». Но вертолет имел совершенно другие очертания, ставшие классическими для ударных машин. Летчики располагались друг за другом - таким образом уменьшалась лобовая проекция вертолета. Фюзеляж был узким, крылья - небольшими. Весь силуэт «Кобры» был гармоничным и стремительным. «Вертушка» широко применялась американцами во Вьетнаме и заслужила любовь солдат и летчиков.

Современным вариантом модели является Белл AH-1 «Суперкобра». Главным отличием от исходного варианта стало наличие двух двигателей вместо одного и современный комплекс БРЭО. Основное вооружение машины - противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Хеллфайр».

  • экипаж: 2 человека (пилот и оператор);
  • максимальная взлетная масса: 6690 кг;
  • масса полезной нагрузки: 1736 кг;
  • силовая установка: 2 турбовальных General Electric T700-GE-401;
  • мощность двигателей: 2 × 1723 л. с. (2 × 1285 кВт);
  • максимальная скорость: 282 км/ч (у земли);
  • практическая дальность: 518 км.

Следует отметить, что последние версии «Суперкобры» по своим характеристикам не сильно уступают ударным вертолетам, созданным значительно позднее. «Кобры» и «Суперкобры» состояли и состоят на вооружении более 10 стран мира. Кроме Вьетнама эти машины применялись в различных конфликтах на Ближнем Востоке и по своему боевому опыту уступают, пожалуй, лишь легендарному Ми-24, занявшему чуть более высокое место в нашем рейтинге.

5. Ми-24 (СССР)

Эта винтокрылая машина узнаваема и овеяна боевой славой. Ми-24 является одним из наиболее массовых и широко распространенных вертолетов в мире.

Вслед за «Коброй» он стал вторым в мире ударным вертолетом и первым из подобных машин в СССР. Геликоптер был разработан в КБ Миля - наиболее опытном вертолетном конструкторском бюро Советского Союза. Многие узлы и агрегаты Ми-24 были заимствованы у другой, не менее легендарной машины - транспортно-боевого вертолета Ми-8. Как и американцы, «милевцы» создали из достаточно тяжеловесного транспортника узкую и стремительную ударную модель.

Но Ми-24 существенно отличался от своего заморского собрата. Советские конструкторы хотели воплотить концепцию «летающей БМП» - ударного вертолета с возможностью нести десант. С одной стороны, эта идея увеличила геликоптер в размерах, повысила его массу, с другой - Ми-24 получил большую гибкость применения. Хоть он практически и не использовался как десантный, возможность перевезти лишние грузы в десантном отсеке, раненых, экипаж подбитой машины не раз спасала жизни солдат и летчиков.

Но все же главной задачей Ми-24 было уничтожение танков, БМП, укреплений и живой силы противника. Вертолет должен был лезть в самое пекло боя и наносить смертоносные удары. Конструкторы защитили машину мощной броней, способной выдерживать попадания стрелкового оружия и в некоторых местах - даже крупнокалиберных пулеметов. Ми-24 оснащался встроенным пулеметно-пушечным вооружением (в зависимости от модификации), неуправляемыми и управляемыми противотанковыми ракетами «Штурм», бомбами, встроенными пушечными контейнерами и т. д.

Боевое крещение советский вертолет, прозванный за зеленый вытянутый силуэт «Крокодилом», получил в Афганистане. На протяжении всех лет конфликта Ми-24 выступали крылатыми ангелами-хранителями десантников и пехотинцев. Значение этого вертолета очень сложно переоценить. Маневренный, стремительный и в то же время хорошо бронированный Ми-24 был очень сложной и опасной целью для моджахедов.

Наряду с афганским конфликтом геликоптер применялся практически в каждой горячей точке нашей планеты. Везде он зарекомендовал себя как исключительно надежная и живучая машина.

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2-3 человека;
  • максимальная взлетная масса: 11 500 кг;
  • максимальная грузоподъемность: 2400 кг;
  • силовая установка: 2 двигателя ТВ3-117;
  • мощность: 2 × 2200 л. с.;
  • количество пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках, 2 легкораненых и медработник;
  • максимальная скорость в горизонтальном полете: 335 км/ч;
  • дальность полета практическая: 450 км;
  • дальность полета перегоночная: 1000 км.

Ми-24 состоит или состоял на вооружении около 40 (!) стран, став на ряду с АК и Т-72 символом советского оружия. Всего было выпущено более 3500 машин. В версии 24П/К этот вертолет состоит на вооружении и в Беларуси.

4. Еврокоптер «Тигр»

Это один из наиболее современных, дорогих и сложных вертолетов в мире. Он был сконструирован европейским франко-германским концерном Eurocopter. Эта машина была разработана позже «Кобры» и Ми-24, когда был накоплен достаточно богатый опыт боевого применения ударных вертолетов.

Немцы и французы полагали, что основой выживания боевого летательного аппарата будущего будет не толстая броня и крепкая конструкция, а малая заметность, использование средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и особой тактики применения. Следует отметить, что подобная концепция показала свою несостоятельность.

Вертолет оснастили всевозможными датчиками. Прицельно-навигационный комплекс МЕР - с надвтулочной системой обзора, как на «Апач Лонгбоу». Еврокоптер был представлен в нескольких вариантах для Франции и Германии в ударной и противотанковой модификациях. На вооружении «Тигра» есть встроенная 30-миллиметровая пушка, а также различные варианты управляемых и неуправляемых ракет. Кроме ПТУР он также несет ракеты «воздух - воздух» для борьбы с вертолетами и самолетами противника.

Летные и технические характеристики:

  • максимальная взлетная масса: 6100 кг;
  • масса топлива во внутренних баках: 1080 кг (+ 555 кг в ПТБ);
  • объем топливных баков: 1360 л (+ 2 × 350 л ПТБ);
  • силовая установка: 2 турбовальных MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR390;
  • мощность двигателей: 2 × 1285 л. с.;
  • максимальная скорость: 278 км/ч;
  • крейсерская скорость: 230 км/ч;
  • практическая дальность: 800 км.

Еврокоптер состоит на вооружении не только во Франции и Германии, но еще в Испании и Австралии. Вместе с тем вертолет, разрабатывавшийся для холодной войны, оказался не нужен скудеющим европейским армиям с развалом СССР. В результате общее количество закупленных машин в разы отличается от планировавшегося.

К достоинствам «Тигра» можно отнести продвинутый борт и достаточно мощное вооружение. Вместе с тем он имеет недостаточную броневую защиту для ударного боевого вертолета. Следующим в нашем рейтинге будет самый бронированный геликоптер в мире.

3. Летающий танк Ми-28

Работы над этим вертолетом начались практически сразу после создания Ми-24. Новая машина являлась преемником отлично зарекомендовавшего себя «Крокодила», только без грузовой кабины. Ми-28 должен был стать сугубо боевым вертолетом с крепкой броней и мощным вооружением. Первый полет новинка совершила в 1982 году. Машина участвовала в конкурсе на единый ударный геликоптер вместе с другим известным вертолетом - Ка-50 «Черная акула».

Ми-28 создавался по новой концепции применения боевых вертолетов - максимально близкому полету у земли с огибанием рельефа, быстрому поиску и уничтожению целей. Огромное внимание было уделено защите. Богатый опыт применения Ми-24 в Афганистане и других горячих точках говорил о том, что штурмовой вертолет должен быть серьезно защищен. Кабина пилотов и ее остекление выдерживают попадание 12,7-мм бронебойных пуль и 20-мм осколочно-фугасных снарядов. Двигатели машины разнесены на максимальное расстояние и оснащены тепловыми фильтрами для снижения вероятности поражения ракетами с тепловой головкой самонаведения. Конструкция корпуса и шасси позволяет экипажу выжить при падении со скоростью до 12 м/с.

В течение всего периода разработки улучшалось вооружение вертолета. Модификация Ми-28Н «Ночной охотник» получила весь комплекс БРЭО для боя в различных погодных условиях и ночное время. Геликоптер оснащен мощной 30-мм пушкой 2А42, которая устанавливалась на БМП-2. Главным оружием вертолета являются ПТУР «Атака». Также машина может нести и неуправляемое вооружение, ракеты и бомбы общей массой до 2,5 тонны.

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2 человека;
  • максимальная взлетная масса: 12 100 кг;
  • масса боевой нагрузки: 2300 кг;
  • масса топлива: 1500 кг;
  • силовая установка: турбовальный ВК-2500-02, 2700 л. с.;
  • крейсерская скорость: 265 км/ч;
  • дальность полета: 450 км.

После долгих лет безденежья, Ми-28 сейчас активно закупается вооруженными силами РФ. На данный момент произведено более сотни таких вертолетов. Кроме того, подписаны контракты на поставки в Ирак, Египет и Алжир. Только практически полное отсутствие боевого опыта и некоторых систем БРЭО не позволили этому замечательному геликоптеру подняться выше в нашем списке.

2. Ка-52 «Аллигатор»

Конструкторское бюро Камова было вторым вертолетным КБ в Советском Союзе. И если КБ Миля занималось вертолетами для сухопутных войск, то КБ Камова ориентировалось на корабельную авиацию. Именно оно впервые применило необычную соосную схему расположения винтов. Классический вертолет имеет основной несущий винт и хвостовой рулевой. При соосной же схеме оба винта находятся сверху. Эта схема увеличивает высоту машины, усложняет конструкцию, но уменьшает ее длину и улучшает летные характеристики.

В 70-е годы КБ Камова впервые взялось за разработку конкурента Ми-28. Результатом этой работы стал Ка-50 «Черная акула» - самый красивый ударный вертолет в мире.

По итогам конкурса на лучший боевой вертолет эта модель обошла геликоптер КБ Миля и была рекомендована к массовому производству. Но настали тяжелые 1990-е годы, и обе машины, Ка-50 и Ми-28, остались без финансирования. Стоит отметить, что многие военные, несмотря на замечательные боевые свойства «Черной акулы», были против этого вертолета. В качестве главного аргумента называлось отсутствие второго члена экипажа - штурмана.

Как упоминалось выше, основной задачей ударного вертолета является поиск и уничтожение танков противника, а также других малоразмерных и точечных целей. Один пилот не мог в полной мере справиться с этой задачей, даже при наличии помогающего ему качественного бортового оборудования. Стало очевидно, что ударный геликоптер с одним пилотом не жизнеспособен.

Тогда был создан новый вертолет с двумя членами экипажа, получивший название Ка-52 «Аллигатор». Машину первоначально планировали использовать как командную, для разведки и целеуказания, а также как морской вариант ударного вертолета.

Но вышло так, что закупки Ка-52 превышают закупки Ми-28. И в кабинетах генштабов, и на интернет-форумах не утихают споры о том, какая же из этих машин лучше? Обе имеют практически одну нишу, схожие характеристики, свои достоинства и недостатки. Видимо, и Минобороны РФ не определилось с лучшей моделью, т. к. параллельно закупает оба вертолета.

Ми-28 превосходит Ка-52 по уровню защиты, простоте конструкции (классическая схема, продолжение Ми-24) и надежности. Вместе с тем геликоптер Камова обладает лучшими летными характеристиками, лучшим на данный момент вооружением и, главное, лучшим бортовым оборудованием, практически не уступая в этом отношении победителю нашего топа.

Как и у Ми-28, на вооружении Ка-52 имеется 30-мм пушка, но с лучшей точностью благодаря установке в центре фюзеляжа корпуса. При этом она имеет худшие углы наведения по сравнению с Ми-28.

«Главным калибром» Ка-52 являются сверхзвуковые противотанковые управляемые ракеты «Вихрь». Вертолет может нести до 32 таких ракет в максимальной загрузке. Стандартное же оснащение - 16 ПТУР «Вихрь» и 2 блока НАР (неуправляемых авиационных ракет). Также машина может нести бомбы и управляемые ракеты «воздух - воздух».

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2 человека (пилот и оператор вооружения);
  • максимальная взлетная масса: 12 200 кг;
  • силовая установка: 2 турбовальных ВК-2500 производства ОАО «Климов»;
  • максимальная скорость: 300 км/ч;
  • крейсерская скорость: 260 км/ч;
  • практическая дальность: 460 км;
  • перегоночная дальность: 1110 км;
  • статический потолок: 4000 м;
  • динамический потолок: 5500 м.

Ка-52, как и Ка-50, не экспортировался за пределы России. На вооружении ВС РФ в данный момент находится более 70 «Аллигаторов», составляющих конкуренцию американскому монстру АН-64 «Апач» - нашему победителю.

1. АН-64 «Апач»

АН-64 стал наиболее массовым боевым вертолетом второго поколения, и самым воюющим.

Первая ударная машина «Кобра» оказалась крайне удачной и отлично зарекомендовала себя во Вьетнаме. Вместе с тем армии США требовалась новая модель, лучше защищенная и несущая более мощное вооружение. Одним из основных требований было обеспечение всепогодности. В качестве главной задачи нового вертолета была названа борьба с танками противника (СССР). Компоновка АН-64 стала эталонной для других ударных геликоптеров. Нетрудно заметить, что Ми-28 в целом полностью повторяет американскую машину.

Большое внимание при разработке вертолета было уделено его живучести. Так, наиболее важные агрегаты экранированы менее важными, двигатели разнесены на максимальное расстояние, чтобы исключить одновременное поражение обоих, а экипаж защищен прочной броней. Тем не менее главной изюминкой «Апача» является его бортовой комплекс, оснащенный самыми современными средствами наблюдения, поиска и уничтожения целей.

В течение всего жизненного цикла «Апач» непрерывно совершенствовался, стараясь по своим боевым характеристикам максимально соответствовать угрозам. Первоначально основным вооружением вертолета были ПТУР «Хеллфайр» с лазерной головкой наведения. Но с появлением в СССР эффективных и многочисленных зенитных комплексов малого радиуса действия «Тунгуска» стало ясно, что геликоптер будет с большой вероятностью уничтожен.

Тогда американцы разработали модификацию АН-64D «Лонгбоу» («Длинный лук»). «Апач» оснастили надвтулочной РЛС и ракетами «Хеллфайр» нового поколения с головкой самонаведения «выстрелил и забыл», позволяющей вертолету менять свое местоположение и «прятаться» после пуска. Эффективность новых машин выросла в разы. Следует отметить, что подобной системой не оснащен ни один современный вертолет, за исключением легкого и малочисленного европейского «Тигра». Российские геликоптеры Ми-28 и Ка-52 до сих пор оснащаются ракетами с лазерным наведением, сильно уступая в этом американскому конкуренту.

Но не только это позволило «Апачу» занять первое место в нашем рейтинге. За почти 30 лет своего существования АН-64 успел повоевать во многих точках мира. После Панамы главным боевым крещением модели стал Ирак. Во время операции «Буря в пустыне» именно АН-64 проломили брешь в системе ПВО Ирака. Вместе со штурмовиками А-10 «Тандерболт» эти вертолеты стали главными противниками иракских танков. После 1991 года «Апачи» активно применялись в Афганистане, а потом снова в Ираке.

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2 человека (пилот и оператор вооружения);
  • максимальная взлетная масса: 10 432 кг;
  • силовая установка: 2 × ТВД General Electric 1890 л. с.;
  • максимальная скорость: 290 км/ч;
  • крейсерская скорость: 250 км/ч;
  • практическая дальность: 406 км;
  • перегоночная дальность: 1899 км.

В данный момент «Апач» является одним из самых распространенных ударных вертолетов мира. Всего произведено около тысячи экземпляров. Модель АН-64 различных модификаций имеют на вооружении более десяти стран в разных точках планеты. В этом вертолете инженеры смогли наиболее удачно совместить все боевые свойства актуальных ударных машин.

Большие модели вертолётов активно разрабатываются многими странами. Но среди рекордсменов в тяжёлом весе неизменно лидирует наша страна. Представляем вашему вниманию список десяти самых больших вертолётов в мире.

Ми-24 - российский (советский) вертолёт, предназначенный для поддержки пехоты (ударный вертолёт) с транспортными возможностями (до восьми пассажиров не считая двух пилотов). Стал первым в Европе и вторым в мире, после AH-1 «Кобра» специализированным боевым вертолётом. Состоит на вооружении в 30 странах в основном на постсоветском пространстве. Считается одним из символов Афганской войны (1979-1989). Неофициальные названия «Крокодил», «Галя » или «Стакан». Прозвище «Стакан» Ми-24 получил из-за плоских стеклянных пластин, которые окружают кабину вертолёта напоминающие грани гранёного стакана. Максимальная полётная масса вертолёта Ми-24 составляет 11 100 кг, а максимальная скорость - 335 км/ч. Масса пустого вертолёта 7 580 кг.


Bell AH-1 Super Cobra - род двухмоторных американских боевых вертолётов, спроектированных на базе однодвигательного AH-1 «Кобра». Модификация вертолёта, AH-1W является основным ударным вертолётом морской пехоты США. Его максимально допустимая скорость равна 352 км/ч, а масса пустого Bell AH-1 Super Cobra - 4 953 кг.


Sikorsky CH-54 Tarhe - тяжёлый транспортный вертолёт, разработанный компанией Sikorsky Aircraft специально для армии Соединённых Штатов. Использовался во время Вьетнамской войны. Всего было выпущено 105 таких вертолётов. По состоянию на 2014 года он удерживает рекорд по наибольшей высоте в горизонтальном полёте (11 км в 1971 году) и самый быстрый подъём на 3, 6 и 9 км. Грузоподъёмность вертолёта Sikorsky CH-54 Tarhe равна приблизительно 9 072 кг, а максимальная скорость 240 км/ч. Масса пустого 8 980 кг, а максимальный взлётный вес равняется 21 000 кг.


На седьмом месте в списке самых больших вертолётов в мире расположился Hughes XH-17 (Летающий кран) - вертолёт, используемый для подъёма и транспортировки тяжёлых грузов на внешнем подвесе. Его масса в полёте равнялась на то время колоссальным 19 731 килограммам. Этот вертолёт был выпущен только в одном экземпляре, а его первый полёт состоялся в Калвер-Сити, штат Калифорния в 1952 году. И по сей день вертолёту Hughes XH-17 принадлежит рекорд по диаметру несущего винта - 36.9 м. Вес пустого - 12 956 кг, а максимальная скорость 145 км/ч.


Boeing МН-47Е Chinook - одна из модификаций американского военно-транспортного вертолёта, который используется с 1991 года. Произведён на базе CH-47C. Вес пустого вертолёта Boeing МН-47Е Chinook равен 10 185 кг, максимальная скорость 315 км/ч. Является одним из самых быстрых вертолётов в мире .


Sikorsky CH-53E - тяжёлый транспортный вертолёт, самый крупный построенный вертолёт в Америке. Изначально был разработан специально для использования в Корпусе морской пехоты США, но позже его стали эксплуатировать и в других целях. Находится на вооружении таких стран как США, Германия, Иран, Израиль и Мексика. Всего было построено 522 таких вертолётов. Максимальный взлётный вес равен 19 100 кг, а максимальная скорость 315 км / ч. Вес пустого вертолёта Sikorsky CH-53E - 10740 кг.


Ми-10 (Летающий кран) - советский военный транспортный вертолёт, разрабатываемый в период с 1961-1964 год. Спроектирован на базе вертолёта Ми-6 и введён в эксплуатацию в 1963 году. Максимальная грузоподъёмность вертолёта равняется 15 000 кг. Масса пустого равна 27 100 кг, а максимальная скорость 235 км/ч. Максимальный взлётный вес - 43700 кг.


На третьем месте в списке самых больших вертолётов в мире расположился Ми-6 - советский/русский тяжёлый транспортный вертолёт, построенный как для военных, так и для гражданских целей. Первый его полёт состоялся 5 июня 1957 года. С 1959 по 1972 года было произведено как минимум 500 таких вертолётов. Максимальная грузоподъёмность равна 12 000 кг. В своё время считался самым грузоподъёмным и самым быстрым вертолётом - 300 км/ч. Масса пустого - 27 240 кг, а максимальный взлётный вес равен 42 500 кг.


Ми-26 также известен под названием «изделие 90» - советский/российский тяжёлый транспортно-десантный вертолёт. Самый большой вертолёт серийного производства в мире. Впервые Ми-26 поднялся в воздух 14 декабря 1977 года, а первый серийный вертолёт выпустили 4 октября 1980 году. Он способен поднять в воздух и транспортировать 20 тонн. Это второй по размерам и второй самый тяжёлый вертолёт в мире (масса пустого 28 200 кг.) после экспериментального Ми-12. Максимальный взлётный вес равен 56 000 кг, а максимальная скорость - 295 км/ч.

Вертолёт В-12 (Ми-12)


В-12 также известен как Ми-12, хотя официально переименован он не был - крупнейший экспериментальный вертолёт из когда-либо построенных. Разрабатывался как транспортный вертолёт, который мог бы поднять в воздух и транспортировать не менее чем 30 тонн груза (компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей Ракетных войск стратегического назначения - РВСН). Всего было построено 2 таких вертолёта. Проектирование началось в 1963 году. Впервые вертолёт Ми-12 поднялся в воздух 10 июля 1968 года, а уже 6 августа 1969 - поднял груз в 44 205 кг. на высоту 2255 м, установив тем самым мировой рекорд грузоподъёмности среди вертолётов, который не побит до сих пор. Масса пустого вертолёта В-12 - 69 100 кг, а максимальная взлётная масса равна 105 000 кг. Максимальная скорость - 260 км/ч. Один из них был превращён в музей, который находится на территории Московского вертолётного завода, а второй был передан в музей ВВС в подмосковный посёлок городского типа Монино.

Поделится в соц. сетях

Армии мира не так давно начали использовать боевые вертолеты. Собственно говоря, всего было создано 27 моделей этих машин. Но какая из них является лучшей на данный момент? Мы составили небольшой список, отбирая претендентов по нескольким важным параметрам. Во внимание принимался комбинированный показатель производительности, скорости, защиты, ловкости, огневой мощи и возможностей БРЭО. Все боевые вертолеты в этом списке - невероятно мощные машины смерти.

Ми-24

Россия Ми-24 остается одним из наиболее известных атакующих вертолетов во всем мире. Хотя производство машины прекратилось еще в 1991 году, он до сих пор эксплуатируется во многих странах. Вертолет оснащен двойной пушкой калибра 23 миллиметра и несет ракеты Штурм-В, Атака-В и Гермес-А.

Апач

США AH-64D Longbow Apache («Апач» по российской классификации) служит основным ударным вертолетом Армии США и является самым распространенным ударным вертолетом в мире. Его активно использовали во время войны в Персидском заливе. Вооружен «Апач» 30-мм пушкой M230, несет 16 ракет AGM-114L Hellfire 2, 4 Mistral 2 класса «воздух-воздух» и может быть оснащен противокорабельными ракетами.

Мангуст

Италия Первый ударный вертолет, разработанный в Европе. Agusta A129 Mangusta является двухместной легкой машиной, разработанной специально для атаки бронированных целей. Пара 20-мм пушек, пулеметы калибра 12.7 и 8 TOW-2A противотанковых ракет.

Пустельга

Южная Африка Вертолет Denel AH-2 Rooivalk предназначен для ударов по живой силе и технике противника, но также активно используется в качестве машины поддержки и сопровождения. На борту «Пустельга» несет пушку калибром 20 миллиметров, на 6 точек подвески монтируются управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Z-10

Китай Китайский вертолет Z-10 Gunship является первым специализированным ударным вертолетом КНР. Считается, что Z-10 находится в том же классе, что и A-129 Mangusta и Rooivalk AH-2. Корпус вертолета имеет стандартную конфигурацию Gunship с узким фюзеляжем. Z-10 оснащен 30 мм пушкой и несет 10 противотанковых ракет HJ-9 или HJ-10.

Тигр

Франция/Германия Один из самых современных вертолетов мира Eurocopter Tiger в настоящее время состоит на вооружении Германии и Франции. Этот ударный двухмоторный вертолет среднего веса впервые был введен в эксплуатацию в 2003 году.

Ми-28

Россия Российский красавец «Ночной охотник» (Havok, «Опустошитель» по классификации НАТО) предназначен для поиска и уничтожения целей в условиях активного огневого противодействия танков противника. Максимальная скорость этого бронированного убийцы составляет 320 км/ч, что делает его весьма трудной целью. На вооружении «Ночного охотника» две 30-мм пушки и ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Ка-52

Россия Хищные обводы «Аллигатора» способны напугать даже опытных пилотов противника. Этот мощнейший вертолет, являющийся одним из самых быстрых и самых современных в мире, использует 30-мм пушки, противотанковые ракеты ракеты Игла-5 класса «воздух-воздух» бронированного убийцы составляет 320 км/ч, что делает его весьма трудной целью. На вооружении «Ночного охотника» две 30-мм пушки и ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Вайпер

США Bell AH-1Z Viper представляет собой современную версию AH-1 Cobra. Это единственный ударный вертолет с полностью интегрированным воздушно-ракетным потенциалом. 6 точек подвески, 16 управляемых ракет «воздух-земля» и 8 неуправляемых ракет AIM-9.