Как называются войска поддерживающие идею мира. Кто такие миротворцы и стоит ли их ждать на донбассе

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом ООН. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Совет Безопасности регулярно рассматривает вопросы о необходимости той или иной миротворческой миссии.

Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:

Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;

Содействии поддержанию законности и правопорядка;

Предоставлении гуманитарной помощи;

Наблюдении за ситуацией.

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильском конфликте в 1948 г.

Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) представляют собой вооружённые контингенты стран – членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т.д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира направлена на создание условий для установления прочного мира в странах, переживающих конфликт.

Деятельность по поддержанию мира является одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН для оказания помощи принимающим странам, переживающим сложный период выхода из конфликтной ситуации.

Миротворческая деятельность обладает рядом уникальных преимуществ, включая легитимность и принцип распределения ответственности, а также потенциал по развертыванию и обеспечению функционирования военных и полицейских контингентов из различных стран мира и объединению их усилий с усилиями гражданских миротворцев в целях осуществления комплексных мандатов.

Миротворцы ООН обеспечивают безопасность, политическую поддержку и содействие миростроительству в странах, выходящих из конфликтной ситуации.

В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами:

согласие сторон;

беспристрастность;

неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Решение о развертывании новой операции ООН по поддержанию мира принимает Совет Безопасности.


Решение принимается после того, как был принят ряд необходимых мер.

По мере развития конфликта, его углубления или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие следующие стороны:

все заинтересованные стороны ООН;

правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах;

государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира;

региональные и другие межправительственные организации;

другие ключевые внешние партнеры.

На начальном этапе Генеральный секретарь ООН может попросить дать стратегическую оценку, чтобы определить все возможные варианты участия ООН.

Если позволяют условия безопасности, Секретариат, как правило, направляет миссию по технической оценке в страну или на территорию, где предполагается развертывание операции ООН по поддержанию мира. Миссия по оценке проводит обзор общей обстановки в области безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации, положения в области прав человека на местах и анализирует возможные последствия этих факторов для операции. На основании выводов и рекомендаций, сделанных миссией по оценке, Генеральный секретарь ООН приступает к подготовке доклада для Совета Безопасности. В докладе будут представлены соответствующие варианты для развертывания операции по поддержанию мира с учетом ее масштабов и ресурсов. Кроме того, в доклад включается информация о финансовых последствиях и предварительная смета затрат.

Если Совет Безопасности приходит к заключению, что развертывание операции ООН по поддержанию мира является наиболее адекватной мерой, он официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции. В резолюции определяются мандат и масштабы операции и подробно излагаются задачи, которые должна выполнить операция. Затем Генеральная Ассамблея утверждает бюджет и ресурсы операции.

Генеральный секретарь, как правило, назначает главу миссии (обычно это Специальный представитель) для руководства операцией по поддержанию мира. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира в Центральных учреждениях ООН.

Генеральный секретарь также назначает командующего силами операции по поддержанию мира, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) и Департамент полевой поддержки (ДПП) возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов операции по поддержанию мира.

Тем временем под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки (то есть материально-технического обеспечения и управления) операции по поддержанию мира. Этап планирования обычно включает создание в Центральных учреждениях совместной рабочей группы или комплексной целевой группы миссии с участием всех соответствующих департаментов, фондов и программ ООН.

После этого в максимально сжатые сроки осуществляется развертывание операции с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах.

Как правило, операция начинается с выдвижения передовой группы для организации штаб-квартиры миссии и постепенно расширяется, охватывая все компоненты и регионы, предусмотренные мандатом.

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе Организации предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.

Гражданский персонал операций по поддержанию мира – это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

Генеральный секретарь затем готовит регулярные отчеты Совету Безопасности о выполнении мандата миссии.

Совет Безопасности рассматривает эти отчеты и обзоры и, если требуется, обновляет и корректирует мандат миссии до ее завершения или закрытия.

ООН начала свою миротворческую деятельность в 1948 г. с учреждения Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) на Ближнем Востоке. С тех пор в общей сложности было проведено 68 операций по поддержанию мира.

С 1948 г. более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

В настоящее время на четырех континентах развернуто 16 операций ООН по поддержанию мира.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 г. был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН.

Совет Безопасности ООН начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 г. и в Руанде в 1994 г., вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение – Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента её учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств – членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновлённая ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили.

Начиная с 90-х годов ХХ века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. Первой операцией ООН, развернутой в том же месте, где проводилась операция региональных сил по поддержанию мира, стала миссия в Либерии в 1993 г. Региональные силы были направлены туда Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС). В 1994 г. миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности для Афганистана тесно взаимодействуют с миссией ООН по оказанию политической поддержки.

Перечень миротворческих миссий и операций ООН:

С 1948 г. по настоящее время: Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП), Ближний Восток.

С 1949 г. по настоящее время: Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (ГВНООНИП), Индия, Пакистан.

1956-1967 гг.: Первые Чрезвычайные вооруженные силы ООН I (ЧВС ООН I), Египет, Израиль.

1958 г.: Группа ООН по наблюдению в Ливане (ЮНОГИЛ), Ливан.

1960-1964 гг.: Операция ООН в Конго (ОНУК), ДР Конго.

1962-1963 гг.: Силы безопасности ООН в Западной Новой Гвинее (Западном Ириане) (СБООН), Нидерландская Новая Гвинея.

1963-1964 гг.: Миссия ООН по наблюдению в Йемене (МООННЙ), Йемен.

С 1964 г. по настоящее время: Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК), Республика Кипр, Турецкая Республика Северного Кипра.

1965-1966 гг.: Миссия Представителя Генерального секретаря ООН в Доминиканской Республике (ДОМРЕП), Доминиканская Республика.

1965-1966 гг.: Индо-пакистанская миссия ООН по наблюдению (ЮНИПОМ), Индия, Пакистан.

1973-1979 гг.: Вторые Чрезвычайные вооруженные силы ООН II (ЧВС ООН II), Египет, Израиль.

С 1974 г. по настоящее время: Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР), Сирия, Израиль.

С 1978 г. по настоящее время: Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ), Ливан.

1988-1990 гг.: Миссия добрых услуг ООН в Афганистане и Пакистане (ЮНГОМАП), Афганистан, Пакистан.

1988-1991 гг.: Ирано-иракская группа военных наблюдателей ООН (ИИГВНООН), Иран, Ирак.

1989-1991 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе I (КМООНА I), Ангола.

1989-1990 гг.: Группа ООН по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ), Намибия, Ангола.

1989-1992 гг.: Группа наблюдателей ООН в Центральной Америке (ГНООН в ЦА), Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор.

1991-2003 гг.: Ирако-кувейтская миссия ООН по наблюдению (ИКМООНН), Ирак, Кувейт.

1991-1995 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе II (КМООНА II), Ангола.

1991-1995 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Сальвадоре (МНООНС), Сальвадор.

С 1991 г. по настоящее время: Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС), Западная Сахара.

1991-1992 гг.: Передовая миссия ООН в Камбодже (ПМООНК), Камбоджа.

1991-1995 гг.: Силы ООН по охране (СООНО), Бывшая Югославия, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, СР Югославия.

1992-1993 гг.: Временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК), Камбоджа.

1992-1993 гг. Операция ООН в Сомали I (ЮНОСОМ I), Сомали.

1992-1994 гг.: Операция ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ), Мозамбик.

1993-1995 гг.: Операция ООН в Сомали II (ЮНОСОМ II), Сомали.

1993-1994 гг.: Миссия наблюдателей ООН Уганда-Руанда (МНООНУР), Уганда, Руанда.

1993-2009 гг.: Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ), Грузия.

1993-1997 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Либерии (МНООНЛ), Либерия.

1993-1996 гг.: Mиссия ООН в Гаити (МООНГ), Гаити.

1993-1996 гг.: Миссия ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР), Руанда.

1994 г.: Миссия наблюдателей ООН в полосе Аозу (ГНООНПА), Чад.

1994-2000 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ), Таджикистан.

1995-1997 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе III (КМООНА III), Ангола.

1995-1996 гг.: Операция ООН по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД), Хорватия.

1995-1999 гг.: Силы превентивного развертывания ООН (СПРООН), Македония.

1995-2002 гг.: Миссия ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ), Босния и Герцеговина.

1996-1998 гг.: Временная администрация Организации Объединённых Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС), Хорватия.

1996-2002 гг.: Миссия наблюдателей ООН на Превлакском полуострове (МНООНПП), Хорватия.

1996-1997 гг.: Миссия ООН по поддержке в Гаити (МООНПГ), Гаити.

1997 г.: Контрольная миссия ООН в Гватемале (МИНУГУА), Гватемала.

1997-1999 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА), Ангола.

1997 г.: Переходная миссия ООН в Гаити (ПМООНГ), Гаити.

1998 г.: Группа ООН по поддержке гражданской полиции (ГППООН), Хорватия.

1998-2000 гг.: Миссия ООН в Центральноафриканской Республике (МООНЦАР), ЦАР.

1998-1999 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Сьерра-Леоне (МНООНСЛ), Сьерра-Леоне.

С 1999 г. по настоящее время: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК), СР Югославия (Сербия), Республика Косово.

1999-2005 гг.: Миссия ООН в Сьерра-Леоне (МООНСЛ), Сьерра-Леоне.

1999-2002 гг.: Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ), Индонезия, Восточный Тимор.

1999-2010 гг.: Миссия ООН в Демократической Республике Конго (МООНДРК), ДР Конго.

2000-2008 гг.: Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ), Эфиопия.

С 2002 г. по настоящее время: Миссия ООН по содействию Афганистану (МООНСА), Афганистан.

2002-2005 гг.: Миссия ООН по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ), Восточный Тимор.

С 2003 г. по настоящее время: Миссия ООН в Либерии (МООНЛ), Либерия.

С 2004 г. по настоящее время: Операция ООН в Кот-д"Ивуаре (ОООНКИ), Кот-д’Ивуар.

С 2004 г. по настоящее время: Миссия ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ), Гаити.

2004-2006 гг.: Операция ООН в Бурунди (ОНЮБ), Бурунди.

2005-2011 гг.: Миссия ООН в Судане (МООНВС), Судан.

2006-2012 гг.: Интегрированная миссия ООН в Тиморе-Лешти (ИМООНТ), Восточный Тимор.

С 2007 г. по настоящее время: Смешанная операция Африканского союза и ООН в Дарфуре (ЮНАМИД), Судан.

2007-2010 гг.: Миссия ООН в Центральноафриканской Республике и Чаде, (МИНУРКАТ), Чад, ЦАР.

С 2010 г. по настоящее время: Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК), ДР Конго.

С 2011 г. по настоящее время: Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА), Судан.

С 2011 г. по настоящее время: Миссия ООН в Республике Южный Судан (МООНЮС), Южный Судан.

С 2011 г. по настоящее время: Миссия ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ), Ливия.

2012 г.: Миссия ООН по наблюдению в Сирии (МООННС), Сирия.

С 2013 г. по настоящее время: Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА), Мали.

Диарре из Мали было всего 19 лет, когда ее изнасиловали двое солдат миротворческого контингента. Они так и не понесли наказания. Даже их личности не установили, да и кому это нужно? Ежегодно в «горячих точках» мира совершаются тысячи изнасилований, еще больше актов сексуальных домогательств. Самое ужасное, что часто в роли насильников выступают отнюдь не боевики повстанческих группировок и не террористы, а «люди в голубых касках», солдаты миротворческих контингентов ООН, задача которых — нести мир и защищать безоружное мирное население.

Солдаты ООН совершают тысячи изнасилований

Известное информационное агентство Associated Press опубликовало доклад, в котором рассказывается о сексуальных преступлениях миротворцев и персонала Организации Объединенных Наций. За двенадцать лет, согласно данным, опубликованным в докладе, миротворцы совершили почти две тысячи сексуальных домогательств. И это — только те сведения, которыми располагает агентство. На практике таких случаев, разумеется, во много раз больше. Не щадят миротворцы даже детей — удалось установить, что около 300 детей и подростков стали жертвами сексуальных домогательств и изнасилований со стороны миротворцев.

Выводы журналистов, к сожалению, подтверждаются и официальными документами самой Организации Объединенных Наций. Первым о массовых изнасилованиях миротворцами ООН заявил представитель этой организации Зейд Раад аль Хусейн еще десять лет назад. Тогда он обратил внимание на проблемы детей, которые рождаются у женщин после таких изнасилований. И дети, и их матери обречены на нищету — в традиционном обществе к жертвам изнасилований и внебрачным детям отношение, как известно, весьма прохладное.

9 марта 2017 года ООН опубликовала доклад, в котором говорится о 145 случаях сексуального насилия со стороны миротворцев. В 2015 году таких случаев было зафиксировано всего 99 — то есть, количество преступлений выросло в 1,5 раза. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш даже призвал мировое сообщество искоренить случаи насилия миротворцев над мирными жителями.

Больше всего жертв сексуального насилия «голубых касок» в таких странах как Демократическая республика Конго, Южный Судан, Центральноафриканская республика. В этих африканских государствах долгие годы полыхают вооруженные конфликты, идет, в буквальном смысле, «война всех против всех». Естественно, что страдают, прежде всего, те, у кого нет оружия и нечем себя защитить — мирные жители, особенно женщины и дети. Над ними измываются солдаты правительственных войск и бойцы повстанческих группировок, просто криминальные банды. Но, как оказалось, и у миротворцев ООН защиты просить бесполезно. Более того, они сами зачастую ведут себя как бандиты — грабят, избивают, а то и насилуют.

Так, в 2004—2007 гг. в Гаити, где размещались миротворческие силы ООН, девять местных детей и подростков стали жертвами регулярных изнасилований со стороны миротворцев. Детей насиловали и развращали 134 военнослужащих — граждане Шри-Ланки. Когда вскрылись обстоятельства произошедшего, то единственной санкцией была отправка 114 военнослужащих домой. Разумеется, никто из них не понес никакого наказания за свои действия.

Современные ландскнехты родом из Бангладеш и Руанды

Кстати, миротворческие войска — это уже давно, в большинстве своем, не европейцы и не американцы. Военнослужащие из США, Франции, Великобритании, других развитых стран присутствуют, прежде всего, там, где затронуты политические или экономические интересы стран Запада. В нищие и объятые войной страны Тропической Африки западные правительства своих солдат предпочитают не направлять. Причиной тому — несколько случаев провала миротворческих операций, а также гибель западных солдат. Например, в 1994 г. в Руанде боевики народности хуту зверски убили десять бельгийских миротворцев. Поэтому теперь в Африке ООН предпочитает действовать руками современных ландскнехтов — военнослужащих из азиатских и африканских государств. Самые многочисленные контингенты военнослужащих для участия в миротворческих миссиях ООН направляют Бангладеш, Пакистан и Индия. Кроме того, в число 10 самых активных миротворцев планеты входят Эфиопия, Руанда, Нигерия, Непал, Иордания, Гана и Египет.

По сути дела, богатые страны Запада просто берут на себя функции спонсоров миротворческих операций, финансируя миссии ООН. Бедные страны, в свою очередь, являются поставщиками живой силы — также, как они поставляют гастарбайтеров на рынок труда, так они поставляют и военных в миротворческие миссии для «горячих точек» планеты. Впрочем, очень часто между спонсорами и «ландскнехтами» возникают конфликты на финансовой почве. Поставщики солдат требуют увеличить деньги, выплачиваемые на содержание миротворцев, а спонсоры возмущаются их непомерными аппетитами. Сейчас расходы на миротворческие миссии составляют 8,5 млрд долларов в год.

Морально-психологический уровень и качества военнослужащих из африканских стран вызывают много вопросов. Как правило, командование относится к набору желающих отправиться в миротворческие миссии весьма халатно. Многие солдаты сами мало чем отличаются от бойцов повстанческих группировок, от которых они вроде как должны защищать мир и мирное население. Надо понимать, что эти солдаты воспитывались в среде, где женщины не считаются полноценными людьми, а справедливость понимается как право сильного (того, кто сильнее физически, вооружен или обладает высоким статусом) действовать так, как ему заблагорассудится.

От покупки секса до насилия под дулом автомата

В «горячих точках» Африки миротворцы покупают секс за скудное вознаграждение у местных жительниц — за продукты питания, дешевую бижутерию. Многие женщины и девушки от нищеты и безысходности соглашаются. Но часто и покупать не приходится — «голубые каски» угрожают применением оружия или просто берут то, что хотят силой. Причем совершают преступления не только солдаты из стран «третьего мира», но и европейцы. Например, в 2013 г. вскрылись факты сексуальных домогательств миротворцев из Франции к мальчикам на территории Центральноафриканской республики.

К изнасилованиям причастны и миротворцы Африканского союза. Эта организация, объединяющая страны Африканского континента, тоже отправляет интернациональные военные миссии в «горячие точки» Африки, например — в Сомали. Представитель Human Rights Watch Лизуль Гернтхольц сообщила о том, что некоторые солдаты контингента Африканского союза, в том числе миротворцы из Уганды и Бурунди, насиловали женщин и девушек на территории Сомали.

Ответят ли «голубые каски» за содеянное?

Привлечь миротворцев к ответственности практически невозможно. И тому есть свои причины. О них мы решили спросить у известного частного детектива Эрнеста Асланяна .

«СП»: — С чем связаны сложности привлечения миротворцев к ответственности?

- Как известно, солдаты и офицеры миротворческих миссий ООН защищены Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 года. Этот документ, принятый более семидесяти лет тому назад, ограждает всех сотрудников ООН, включая и военнослужащих миротворческих контингентов, от любых преследований. Миротворцы и сотрудники ООН подсудны лишь тем странам, гражданами которых они являются. Разумеется, государства очень неохотно возбуждают уголовные дела в отношении своих граждан, обвиняемых в совершении преступлений на территории третьих стран. Тем более, что это не простые граждане, а военнослужащие миротворческих миссий. Во многих африканских странах правительства просто боятся своих армий и не хотят обижать военных заведением уголовных дел в отношении их сослуживцев. Уголовные дела возбуждаются лишь в самых крайних случаях, когда данные о вопиющих действиях миротворцев становятся общеизвестными и начинается давление со стороны мировой общественности.

«СП»: — Но, наверное, есть и еще какие-то причины?

Очень большое значение имеет также практическая недоказуемость подобных преступлений. Они совершаются в районах, где ведутся боевые действия. Население там запугано, местные органы власти и полиция часто или вообще отсутствуют, или не функционируют в нормальном режиме. Поэтому потерпевшим, даже если они хотят защитить свои права, просто некуда обратиться. Да и доказать совершенное преступление они не смогут. Кроме того, свою роль играет и правовая неграмотность местных жителей.

«СП»: — И все же, а если о преступлении становится известно структурам ООН, мировой общественности? Несут ли преступники наказание?

Какая-то надежда на адекватное наказание есть лишь в том случае, когда фигурант дела — военнослужащий из какой-либо западной страны, где дела с правосудием обстоят получше. Даже если удается привлечь виновных в сексуальных преступлениях миротворцев к ответственности, ее характер явно непропорционален тяжести преступных деяний. Так, еще в 2009 году свыше 50 миротворцев ООН были признаны виновными в совершении сексуальных преступлений в период с 2007 по 2009 гг. Но отделались они легко — от понижения в воинских званиях до (максимум) восьмимесячного помещения под дисциплинарный арест. И это — за сексуальные преступления, в том числе и в отношении несовершеннолетних. В марте 2016 г. ООН сообщила, что, во-первых, будет создана база ДНК всех военнослужащих миротворческих контингентов, а во-вторых, будут обнародованы данные о том, военнослужащие из каких стран мира причастны к сексуальным преступлениям.

Что наличие миротворцев уместно, однако подчеркивает, что эти силы "должны находиться на линии разграничения и ни на каких других территориях".

Кроме того, глава РФ акцентирует, что решать подобный конфликт необходимо с представителями "ДНР" и "ЛНР" после разведения сторон и отвода тяжелой техники.

В свою очередь представитель Украины на переговорах в Минске, первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко заявила, что речи о миротворцах лишь вдоль линии разграничения идти не может.

"Миротворцы должны быть введены на всю оккупированную россиянами территорию, чтобы мониторить ситуацию с безопасностью и демилитаризацией, их мандат должен заканчиваться на украинско-российской границе", - считает она.

Ранее тему миротворцев на Донбассе поднимал президент Украины Петр Порошенко. В августе он заявил, что намерен презентовать идею введения миротворцев на оккупированный Донбасс на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре текущего года.

Глава фракции БПП Артур Герасимов заявил, что введение миротворческой миссии на Донбасс возможно сразу в трех вариантах.

"Сейчас в обсуждении есть несколько вариантов. Первый - это, например, формат, предложенный президентом, озвученный во время сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Также в обсуждении действительно находится формат ввода миротворцев под формат ОБСЕ. И также обсуждается введение миротворцев под формат полицейской миссии из Европы. Что будет быстрее и будет эффективнее, покажет время", - привела слова парламентария пресс-служба "Блока Петра Порошенко".

Данное обсуждение – уже не первое, касающееся темы "миротворцы и Донбасс". Активизация в конце августа-начале сентября может быть связана с визитом спецпредставителя США на Донбассе Курта Волкера в Москву, о результатах которого подробных данных нет. Ранее тема миротворцев в зоне конфликта периодически всплывала в информационном пространстве, однако консенсуса по ней достичь не удалось, поскольку стороны конфликта озвучивают кардинально различные предложения по размещению и функциям миротворцев.

Предлагаем разобраться, что же вообще из себя представляют миротворческие миссии ООН и какова их роль в современном мире.

"Придет ООН и все разрулит? Это не так"

Практика показывает, что ввод миротворцев в зону конфликта фактически означает его заморозку на неопределенное время.

За последние 15 лет самым коротким участие "голубых касок" было в Бурунди (2 года) и на Восточном Тиморе (3 года). Большинство же миссий длятся с 2002-2004 годов и до сегодня.

Фото из открытых источников

Подобную мысль в интервью изданию Forum Daily высказал постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко.

"Следует понимать, однако, что даже если будет принято такое решение, это займет много-много месяцев и не принесет результата, которого ждет простой человек, думающий, что придет ООН и все разрулит. Это не так. В лучшем случае - будет заморозка конфликта", - сказал украинский дипломат.

Он также скептически прокомментировал "Радио Свобода " последние инициативы по поводу миротворцев, заявив, что введение миссии невозможно до полного прекращения боевых действий.

Кроме того, стоит учитывать, что миротворцы ООН преимущественно участвуют в урегулировании конфликтов в странах третьего мира Африки, Азии и Центральной Америки. Последняя миссия ООН в Европе – это контингент в Косово, введенный в регион в 1999 году. Таким образом, появление миссии в Украине авторитета стране не прибавит.

Миссии бывают разные

Существует два вида миротворческих операций ООН: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил.

Разница между ними в том, что наблюдатели безоружны, имеют дипломатический статус и неприкосновенность, а военнослужащие миротворческих сил вооружены легким вооружением, которое они могут применять лишь в целях самообороны (использовать оружие против гражданских лиц и принимать какую-либо из сторон конфликта запрещено).

Напомним, в Украине уже длительное время действует наблюдательная миссия под эгидой ОБСЕ, эффективность которой является весьма сомнительной.

В то время, пока миротворцы обеспечивают мир на местах, посредники из ООН встречаются с руководством воюющих сторон или стран и пытаются найти мирное решение.

Кто и каким образом принимает решение об отправке миротворцев

По мере развития конфликта, ООН проводит серию консультаций, в которых обычно принимают участие все заинтересованные стороны, в том числе – правительство принимающей страны, региональные и межправительственные организации и государства-члены, которые готовы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира.

Затем в страну, где запланировано развертывание операции ООН, отправляется миссия по технической оценке. Она проводит оценку безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации. На основании выводов миссии генеральный секретарь ООН делает доклад, в котором предлагает варианты для развертывания операции.

После этого Совет безопасности официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции, в которой определяется мандат и масштабы, а также излагаются задачи, которые необходимо достигнуть.

Напомним, что в Совбез ООН входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Пять постоянных членов Совбеза – Великобритания, Франция, США, Китай и Россия. Решения Совбеза требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Но что самое главное – каждый из них имеет право вето.

В своих решениях Совбез руководствуется главой VI Устава, рассматривающей вопросы "мирного разрешения споров" и главой VII, содержащей положения, предусматривающие "действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии". Именно последняя глава в последнее время наиболее часто упоминается в контексте принятия решений по развертыванию операций.


Фото из открытых источников

Отметим, что в определенных ситуациях Генеральная ассамблея может принимать решения по вопросам мира и безопасности, несмотря на положение об ограничении ее полномочий, предусмотренное Уставом ООН.

Резолюция 377 (V) "Единство в пользу мира" Генеральной ассамблеи от 3 ноября 1950 года предусматривает право Генеральной ассамблеи рассматривать вопросы в том случае, если Совет безопасности не в состоянии выполнить свои обязанности вследствие разногласий постоянных членов. Это положение касается всех случаев, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Генеральная Ассамблея может рассматривать этот вопрос для того, чтобы вынести рекомендации членам относительно принятия коллективных мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

За всю историю миротворческой деятельности ООН ссылка на данную резолюцию была сделана всего один раз, когда в 1956 году по решению Генеральной ассамблеи были созданы Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I) на Ближнем Востоке.

Миротворцы ООН на сегодняшний день

У ООН нет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, поэтому необходимый военный и полицейский персонал по просьбе предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.


Фото из открытых источников

Гражданский персонал операций по поддержанию мира - это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

В настоящий момент развернуто 16 миротворческих операций. Руководство операциями осуществляет Департамент операций по поддержанию мира. В общей сложности, в миссиях участвуют 80067 военных, 11982 представителя полиции, 1543 военных наблюдателя, а также 15153 представителя гражданского персонала.

Учредила праздник - Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций .

Миротворческие операции ООН

За первые 40 лет существования Организации Объединённых Наций (1945-1985 годы) были проведены лишь 13 операций по поддержанию мира. За последующие же 20 лет была развернута 51 миссия.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

Россия в миротворческих операциях

  • 7 июня 2000 года Совет Федерации РФ принял решение об отправке в Сьерра-Леоне 114 военных лётчиков для участия в миротворческой операции под эгидой ООН. В составе международного контингента полицейских сил в операции участвовало четыре сотрудника МВД РФ. Операция продлилась с августа 2000 по сентябрь 2005 года.
  • 10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ одобрил отправку 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 - 40 человек в Бурунди . Миротворческие операции продолжаются до сих пор.
  • 27 декабря 2005 года 133 сотрудника МВД были направлены в Судан . В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач, российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана .
  • Кроме российских воинских формирований в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры - военные наблюдатели , которые не имеют никакого оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года .

В культуре

См. также

  • Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций

Напишите отзыв о статье "Миротворческие силы ООН"

Примечания

Ссылки

  • (рус.) (англ.)
  • (рус.) (англ.)

Отрывок, характеризующий Миротворческие силы ООН

Вот он лежит на кресле в своей бархатной шубке, облокотив голову на худую, бледную руку. Грудь его страшно низка и плечи подняты. Губы твердо сжаты, глаза блестят, и на бледном лбу вспрыгивает и исчезает морщина. Одна нога его чуть заметно быстро дрожит. Наташа знает, что он борется с мучительной болью. «Что такое эта боль? Зачем боль? Что он чувствует? Как у него болит!» – думает Наташа. Он заметил ее вниманье, поднял глаза и, не улыбаясь, стал говорить.
«Одно ужасно, – сказал он, – это связать себя навеки с страдающим человеком. Это вечное мученье». И он испытующим взглядом – Наташа видела теперь этот взгляд – посмотрел на нее. Наташа, как и всегда, ответила тогда прежде, чем успела подумать о том, что она отвечает; она сказала: «Это не может так продолжаться, этого не будет, вы будете здоровы – совсем».
Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?
Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.
– Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.
И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.
Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.
– Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку.
– Маменька, что вы говорите!..
– Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
– Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
– Ты устала – постарайся заснуть.
– Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
– Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
«Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.

Когда конфликт между двумя странами медленно, но верно начинает переходить в стадию «невозврата», когда гуманитарный кризис заставляет бежать людей прочь – в дело вступают бравые миротворцы ООН.

История создания

Миротворческая деятельность ООН берёт своё начало с 1948 года, где берёт своё начало первая миссия, получившая название «Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия». Суть её заключалась в установлении международного контроля над соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами.

Миротворческая миссия доволно хорошо себя зарекомендовала в отнюдь не лёгкой операции. Тем самым дав будущее дальнейшей дейтельности миротворцев.

Безусловным плюсом затеи с миротворцами является тот факт, что у Организации Объединенных Наций нет постоянного международного контингента - ни полицейского, ни военного. Войска, несущие службу в составе миротворческих сил ООН, добровольно предоставляются самими государствами-членами, в том числе и Россией.

С момента своего создания организации провела около 70 миротворческих операций, некоторые из них продолжаются и поныне.

Боевой опыт

Боевой опыт миротворцев весьма солиден. Вспомним самые известные миротворческие миссии ООН.

В июле 1960 года правительство Республики Конго попросило ООН помочь сохранить территориальную целостность страны, угрозу которой несла агрессия со стороны Бельгии. Как итог для стабилизации ситуации было введено порядка 20 тысяч миротворцев, которые за 4 года смогли не только заставить отступить агрессора назад, но и подавить сеппаратисткое сопротивление.

В связи с напряженными отношениями между греческой и турецкой общинами в 1974 году остров Кипр фактически оказался разделен на две части. Благодаря миротворческим силам ООН войну между Грецией и Турцией удалось избежать. А военный контингент ООН и по ныне охраняет линию разделения сторон.

Стоит отметить, что самой продолжительной миротворческой миссией остается «Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия», действующий на Синайском полуострове с 1948 год и по сей день.

Голубые каски

Так почему же миротворцы ООН экипированы именно в голубые каски? Давайте разберёмся.

Когда в 1956 году на Ближнем Востоке случился Суэцкий конфликт, перед миссией ООН была поставлена сложная задача - вывести из Египта войска Великобритании, Франции и Израиля. Учитывая тот факт, что в миротворческие силы входили профессионалы своего дела, операция всё равно оказалась под угрозой срыва.

Суть в том, что форма миротворцев довольно сильно смахивала на ту, в которой были облачены участники конфликта. «Брендовые» нарукавные нашивки с эмблемой ООН в тот момент, когда лютовала песчаная буря были практически незаметны. И как итог миротворцы попадали чуть ли не под каждый обстрел египтян. Вот тогда то миссия Объединённых Наций решила покрасить свои каски в ярко-голубой цвет - официальный цвет ООН, что в свою очередь позволило миротворцам завершить операцию успешно.

Суэцкий конфликт стал хорошим уроком для ООН. С тех пор миротворцы носят головные уборы исключительно ярко-голубого цвета, который хорошо заметен издалека. А на каски белой краской наносятся буквы «UN», что обозначает United Nations - ООН.

За все время существования миротворческих сил ООН в их рядах несли службу более миллиона военных, полицейских и гражданских сотрудников, более 3,4 тыс. миротворцев погибли, в том числе 129 человек в 2015 г. В настоящее время миротворческий контингент насчитывает около 125 тыс. человек из 123 государств-членов ООН. Они участвуют в 16-ти текущих миссиях по поддержанию мира в Европе, Азии и Африке.

Иванов Ерёма