Система органов ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН

один из главных органов ООН. Состоит из всех членов ООН. Каждое государство - член ООН имеет не более 5 представителей в Генеральной Ассамблее ООН. Полномочна рассматривать любые вопросы в пределах Устава ООН, а также делать по ним рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности ООН. Имеет: 7 главных комитетов - по политическим вопросам и вопросам безопасности, по вопросам разоружения и международной безопасности, по экономическим и финансовым вопросам и др.; 2 постоянных комитета - Консультативный по административным и бюджетным вопросам и Комитет по взносам. Практикуется учреждение специальных комитетов и комиссий (напр., Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Комиссия международного права и др.). Существуют особые органы Генеральной Ассамблеи ООН на правах автономных международных организаций, напр., Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Очередные сессии Генеральной Ассамблеи ООН созываются ежегодно, в случае необходимости проводятся чрезвычайные и специальные сессии. Декларации и конвенции ООН. В отличие от Устава ООН, конвенции ООН не являются обязательными для принятия участниками организации. Та или иная страна может как ратифицировать тот или иной договор, так и не делать этого. Наиболее известные конвенции и декларации ООН: Всеобщая декларация прав человека (1948); Конвенция по предупреждению и наказанию преступления геноцида (1948); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Договор о нераспространении ядерного оружия, одобрен и открыт для подписания (1968); Конвенция о правах ребенка (1989); Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992), вступила в силу и была ратифицирована Россией в 1994 году); Киотский протокол (1997), открыт для подписания в 1998, ратифицирован Россией в 2004 году; Декларация тысячелетия (2000). Декларации ООН оформляются в форме призывов и рекомендаций и не являются по сути договорами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН

один из главных органов Организации Объединенных Наций, созданных в соответствии с принятым в 1945 г. в Сан-Франциско Уставом ООН. Генеральная Ассамблея состоит из всех членов организации и является самым представительным органом ООН. Генеральная Ассамблея ООН - регулярно действующий форум, представляющий собой своеобразный мировой центр политической и дипломатической активности, в работе которого принимают участие политики самого высшего уровня (главы государств, правительств, министры иностранных дел стран - членов ООН, руководители различных межправительственных и неправительственных учреждений, действующих на глобальном и региональном уровнях). Политический и правовой вес принимаемых Генеральной Ассамблеей ООН резолюций заключается в том, что они являются отражением либо уже сложившихся обычных международных норм, либо выражением единодушного толкования принципов Устава ООН, либо воспроизведением определенных норм международного права. Генеральная Ассамблея имеет широкие полномочия в вопросах поддержания мира и безопасности. Она призвана обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных Уставом, и, за определенными исключениями, давать рекомендации членам ООН и Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Вместе с тем в вопросах поддержания мира и безопасности в Уставе ООН четко разграничены функции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности: Генеральная Ассамблея является преимущественно органом обсуждения, в то время как Совет Безопасности - орган действия. Устав ООН определяет, что любой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности до или после обсуждения. Но компетенция Генеральной Ассамблеи ООН не ограничивается только тем, что она может обсуждать и рассматривать те или иные вопросы. Ей дано право обращать внимание Совета Безопасности на проблемы, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности. В соответствии с Уставом ООН по общему правилу решения Генеральной Ассамблеи имеют рекомендательный, но не юридически обязательный для членов ООН характер. В вопросах внутренней жизни решения, принятые Генеральной Ассамблеей с соблюдением всех процедур Устава ООН, имеют обязательный характер.

Членство

Все страны-члены ООН представлены в Генеральной Ассамблее одним голосом.

Полномочия

Генеральная Ассамблея задумывалась как форум, на котором нациям мира должна быть предоставлена широкая возможность «обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава». Это крупнейший и наиболее представительный, но не самый полновластный орган ООН, поскольку Ассамблея не имеет полномочий заставить провести в жизнь свои решения. Принятые Ассамблеей резолюции, в отличие от решений СБ, не имеют обязательной силы, при этом ни одна из наций не может наложить на них вето.

Генеральная Ассамблея контролирует деятельность Экономического и Социального совета, Совета по опеке, а также специальных учреждений; на нее возлагаются также ключевые электоральные обязанности. Совместно с Советом Безопасности Ассамблея избирает генерального секретаря и судей Международного суда; она же принимает решения о приеме в ООН новых членов. Ассамблея избирает 10 также непостоянных членов. Наконец, она определяет размеры взноса каждого государства – члена ООН в бюджет Организации.

Функции

Помимо регулярных сессий, Генеральная Ассамблея ведет работу через использование сложной структуры комитетов и региональных групп; это позволяет различным правительствам быть уверенными, что их интересы и приоритеты их регионов адекватно представлены в ООН. Эти группы принимают участие также в отборе государств, которые в соответствии с процедурой ротации должны будут войти в Совет Безопасности.

Сессии

Ассамблея проводит очередные сессии ежегодно, начиная с третьего вторника сентября; сессия обычно продолжается около трех месяцев. Помимо очередных, Ассамблея может проводить специальные сессии по требованию Совета Безопасности либо большинства членов ООН. По условиям резолюции «Единство в пользу мира» (1950), в случае возникновения угрозы миру Ассамблея может собраться в течение 24 часов на чрезвычайную сессию.

Ассамблея ежегодно избирает нового председателя, 21 заместителя председателя и председателей семи основных постоянных комитетов. Председатель Ассамблеи руководит ее работой через Генеральный комитет.

В основном решения на Генеральной Ассамблее принимаются простым большинством голосов. Однако те из резолюций, которые в соответствии с Уставом касаются ключевых вопросов (миротворческие резолюции и избрание новых членов), должны приниматься большинством в две трети голосов.

Комитеты

Подобно национальным законодательным собраниям, Ассамблея подразделяется на комитеты. В ее состав входят 7 постоянных комитетов: Специальный политический комитет; Первый комитет (разоружение и вопросы безопасности); Второй комитет (экономические и финансовые вопросы); Третий комитет (социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры); Четвертый комитет (территории, находящиеся под опекой, и вопросы деколонизации); Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы) и Шестой комитет (правовые вопросы). Каждое государство – член ООН имеет право быть представленным в любом из этих комитетов.

История

В годы холодной войны США обычно использовали свои способы давления на Генеральную Ассамблею для достижения поставленных целей. Из 51 государства, которые первыми вошли в ООН в 1945, не менее 35 были тесно связаны с США. Даже с учетом того, что две республики СССР –Белоруссия и Украина – подписали Устав в качестве отдельных членов, только 5 из представленных в ООН государств выступали на стороне СССР и всего 10 считались неприсоединившимися. Недавно освободившиеся и колониальные страны Азии, Африки и Латинской Америки в то время фактически не имели представительства в Ассамблее. Делегация США в те годы могла легко добиваться большинства, а при необходимости и большинства в две трети голосов.

Члены ООН

Австралия

Австрия 1955

Азербайджан 1992

Албания 1955

Ангола 1976

Андорра 1993

Антигуа и Барбуда 1981

Аргентина

Армения 1992

Афганистан 1946

Багамские Острова 1973

Бангладеш 1974

Барбадос 1966

Бахрейн 1971

Белоруссия

Болгария 1955

Босния и Герцеговина 1992

Ботсвана 1966

Бразилия

Бруней 1984

Буркина-Фасо 1960

Бурунди 1962

Вануату 1981

Великобритания

Венгрия 1955

Венесуэла

Вьетнам 1977

Гайана 1966

Гамбия 1965

Гватемала

Гвинея 1958

Гвинея-Бисау 1974

Германия 1973

Гондурас

Гренада 1974

Грузия 1992

Демократическая Республика Конго 1960

Джибути 1977

Доминика 1978

Доминиканская Республика

Замбия 1964

Зимбабве 1980

Израиль 1949

Индонезия 1950

Иордания 1955

Ирландия 1955

Исландия 1946

Испания 1955

Италия 1955

Кабо-Верде 1975

Казахстан 1992

Камбоджа 1955

Камерун 1960

Киргизия 1992

Кирибати 1999

Китайская Народная Республика

Колумбия

Коморские Острова 1975

Корейская Народно-Демократическая Республика 1991

Республика Корея 1991

Коста-Рика

Кот-д"Ивуар 1960

Кувейт 1963

Латвия 1991

Лесото 1966

Лихтенштейн 1990

Люксембург

Маврикий 1968

Мавритания 1961

Мадагаскар 1960

Македония 1993

Малави 1964

Малайзия 1957

Мальдивские Острова 1965

Мальта 1964

Марокко 1956

Маршалловы Острова 1991

Мозамбик 1975

Молдавия 1992

Монако 1993

Монголия 1961

Мьянма 1948

Намибия 1990

Нигерия 1960

Нидерланды

Никарагуа

Новая Зеландия

Норвегия

Объединенные Арабские Эмираты 1971

Пакистан 1947

Папуа – Новая Гвинея 1975

Парагвай

Португалия 1955

Республика Конго 1960

Российская Федерация

Руанда 1962

Румыния 1955

Сальвадор

Сан-Марино 1992

Сан-Томе и Принсипи 1975

Саудовская Аравия

Свазиленд 1968

Сейшельские Острова 1976

Сенегал 1960

Сент-Винсент и Гренадины 1980

Сент-Китс и Невис 1983

Сент-Люсия 1979

Сингапур 1965

Словакия 1993

Словения 1992

Соединенные Штаты Америки

Соломоновы Острова 1978

Сомали 1960

Суринам 1975

Сьерра-Леоне 1961

Таджикистан 1992

Таиланд 1946

Танзания 1961

Тринидад и Тобаго 1962

Туркменистан 1992

Уганда 1962

Узбекистан 1992

Федеративные штаты Микронезии 1991

Филиппины

Финляндия 1955

Хорватия 1992

Центральноафриканская Республика 1960

Швеция 1946

Шри-Ланка 1955

Экваториальная Гвинея 1968

Эритрея 1993

Эстония 1991

Югославия

Южно-Африканская Республика

Ямайка 1962

Япония 1956

Для 51 государства, подписавшего Устав в 1945, дата принятия не приводится. В 1990–1991 два государства из этого числа – СССР и Югославия – распались. В 1992 Россия была признана преемником СССР во всех органах ООН. В 1973 Восточная и Западная Германии стали членами ООН. В 1990 произошло воссоединение страны.

29 ноября 1947 Генеральная Ассамблея приняла резолюцию № 181 относительно раздела бывшей подмандатной территории Палестины путем создания на ней арабского и еврейского государств. Через несколько месяцев было провозглашено государство Израиль, однако арабское государство так и не появилось.

Когда в начальный период деятельности ООН обнаружилось, что Совет Безопасности стал заложником борьбы между Востоком и Западом, Генеральная Ассамблея провела голосование по созданию Генерального комитета, или Малой Ассамблеи, которая в случае необходимости могла собираться в перерывах между сессиями Ассамблеи. Принятая в 1950 резолюция «Единство в пользу мира» значительно повысила роль Генеральной Ассамблеи. В июне в отсутствие советского представителя Совету Безопасности удалось принять меры против нападения Северной Кореи на Южную Корею. Однако через несколько дней представитель СССР вернулся в Совет Безопасности и наложил вето на любые дальнейшие действия. Резолюция «Единство в пользу мира» утверждала право Ассамблеи собираться немедленно в случае чрезвычайных обстоятельств, когда не мог действовать Совет Безопасности, и предлагать соответствующие коллективные меры, включая использование вооруженных сил. Резолюция учредила состоявшую из 14 представителей различных государств Военную комиссию по перемирию для наблюдения за развитием опасных ситуаций в любой части мира и призвала все государства – члены ООН создать специальные контингенты вооруженных сил, предназначенные для использования по требованию СБ или Генеральной ассамблеи. Расширив свои полномочия, Ассамблея оказалась в состоянии удержать под контролем несколько кризисных ситуаций: военное вторжение Китая в Корею в 1950, Суэцкий кризис 1956 и советское вторжение в Венгрию в том же году, Ливанский кризис 1958, кризис в Конго в 1960. Поскольку деколонизация привела к расширению политической базы Ассамблеи, вопросами безопасности стал заниматься в основном Совет Безопасности.

США, как правило, удавалось добиваться большинства на Генеральной Ассамблее при голосовании по жизненно важным вопросам. В 1960-х и 1970-х в связи с усилением афро-азиатско-арабского блока США стало труднее добиваться необходимого большинства, поэтому им пришлось увеличить политическое, экономическое и дипломатическое давление на страны третьего мира. В 1971 состоялось голосование по вопросу о приеме Китайской Народной Республики: США, выступившие против, фактически оказались в меньшинстве. Но даже в 1974, когда афро-азиатско-арабский блок имел решающее число голосов, США удалось решить вопрос о присутствии североамериканских вооруженных сил в Корее под флагом ООН.

Вокруг 73-й сессии Генассамблеи ООН, в которой все государства находятся на равных, складывается отнюдь не праздничная атмосфера. В прошлом она играла значимую роль, однако вот уже не первый год является объектом критики. На фоне агрессивной дипломатии Трампа ее трудности отражают общий кризис многосторонней системы.

Каждый год в сентябре открывается очередная сессия Генеральной ассамблеи ООН, 73-я по счету с момента принятия Устава ООН. Этот центральный для организации институт направлен на дискуссии и служит гарантом равенства между государствами. Он также обозначен в числе «главных органов» ООН в статье 7 принятого в 1945 году устава.

Как бы то ни было, Генеральной ассамблее приходится иметь дело с регулярной критикой. Так, генерал де Голль еще в 1965 году осуждал бурные и возмутительные заседания, на которых невозможно организовать объективное обсуждение. В прошлом году президент США называл ООН «клубом для болтовни и приятного времяпрепровождения». Стоит отметить, что этот храм многосторонней системы пошатнулся, скорее, не из-за критики, а дипломатических методов Дональда Трампа, которые опираются на двусторонние связи и силу. В таких условиях, давайте рассмотрим основные вопросы, которые окружают это ведомство ООН.

Что такое Генеральная ассамблея ООН?

Хотя открытие каждой сессии с выступлением глав государств и правительств привлекает к себе наибольшее внимание СМИ, речь идет вовсе не об одной неделе в году, когда государства-члены ООН собираются, чтобы подвести итоги за прошедший период и найти ответ на стоящие вызовы.

Хотя Генеральная ассамблея не так известна, как Совет безопасности, в ее рамках представители 193 государств-членов ООН ведут дискуссии в формате ежегодных сессий, которые продолжаются с сентября до конца декабря.

В чем ее роль?

Она представляет рекомендации государствам по разным вопросам вроде международного сотрудничества, миротворчества, разоружения, климата, образования и общества, а также выдвигает инициативы, которые призваны подтолкнуть государства в нужном направлении. В частности это касается принятых в 2000 году «Целей развития тысячелетия» (направлены главным образом на борьбу с бедностью) и одобренных в сентябре 2015 года 17 «Целей устойчивого развития». В отличия от СБ, резолюции ГА не носят обязательный характер.

Хотя обсуждение лежит в основе деятельности ГА, ей также поручена эффективная работа ООН. В частности, именно она занимается распределением бюджета, избирает непостоянных членов СБ, а также назначает по его рекомендациям генерального секретаря ООН.

Как она работает?

«Представители действительно любят проводить время в Нью-Йорке. Однако самое важное происходит, скорее, не в кулуарах ООН, а в отелях, где проходят встречи руководства», рассказывает Ален Дежамме (Alain Dejammet), бывший постпред Франции и автор книги «Мировой пожар — что делает ООН?». «Разговоры идут, и это уже хорошо, тем более что наряду с достаточно сдержанными и формальными выступлениями существуют также двусторонние закулисные контакты», — добавляет преподаватель международного права Университета Париж-Нантер Ален Пелле (Alain Pellet).

Ален Дежамме не считает Генеральную ассамблею бесполезной: «Выступления на открытии ежегодной сессии отражают дух времени». «Хотя резолюции и не являются обязательными к исполнению, государства все же ощущают ответственность», — отмечает он, приводя в пример деколонизацию 1950-1960-х годов или недавнее Парижское соглашение по климату, хотя выход США из последнего продемонстрировал пределы возможностей этого процесса.

Залог демократической легитимности?

Особенность ГА в том, что она предоставляет каждому государству один голос и, следовательно, ставит их в равные условия. «Не важно, кто это, Китай или Барбуда!» — восклицает Ален Дежамме. По его словам, этот ооновский орган исторически предоставил право голоса африканским и латиноамериканским странам. Именно поэтому генерал де Голль, который называл ООН некой непонятной штуковиной, все же признал ее пользу во время своего второго президентского срока. «Он констатировал интересное развитие: все больше государств вступали в ООН и начинали противостояние со сверхдержавами», — пишет преподаватель Парижского института политических исследований Морис Ваисс (Maurice Vaïsse). В теории, Генеральная ассамблея позволяет бороться с гегемонией великих держав.

Но можно ли считать ее своеобразным парламентом народов, залогом демократии, как можно подумать из первых слов устава 1945 года: «Мы, народы Объединенных наций…»? «Нет, демократия — это голос на человека. Голос на государство, как в Генеральной ассамблее, всего лишь отвечает требованиям суверенного равенства государств», — уверяет Ален Пелле, добавляя, что ГА также не может считаться парламентом, поскольку не обладает законодательными полномочиями.

Эффективна ли ГА?

«Она была настоящим центром тяжести ООН до начала 1980-х годов», — уверяет Ален Пелле. Как бы то ни было, бывший председатель Комиссии ООН по международному праву, отметил следующее в журнале «Пувуар» в 2004 году: «После окончания холодной войны и начала либеральной глобализации она утонула в застойном словоблудии без связи с действительностью. Она не осталась без козырей, но ей не хватает политической воли». В одном только 2016 году ГА приняла 329 резолюций. «Подавляющее большинство из них остаются незамеченными, причем справедливо», — считает публицист.

Именно такой рост документации под влиянием бюрократической машины лег в основу критики Дональда Трампа и предложений о кардинальных реформах ООН со стороны избранного в 2017 году нового генерального секретаря Антониу Гутерреша. «Общее направление кажется мне позитивным, однако, это, наверное, уже 30 по счету попытка…» — говорил тогда Ален Пелле. По его словам, на фоне действий Дональда Трампа, а также России и Китая «мы наблюдаем в первую очередь возвращение к суверенитету. Позиции многостороннего подхода явно пошатнулись».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Подпишитесь на нас

Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом ООН. Она задумывалась как форум, на котором нации мира смогут «обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава». Генеральная Ассамблея состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос.

В основном Генеральная Ассамблея принимает свои резолюции и решения большинством голосов присутствующих государств-членов. Решения по основным вопросам принимаются двумя третями голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Голосование может проводиться путем регистрируемого в протоколе голосования, поднятием рук или поименным голосованием. Ни одна из наций не может наложить вето на решения Генеральной Ассамблеи.

Функции и полномочия

Генеральная Ассамблея ООН выполняет широкие полномочия: от контроля деятельности Экономического и социального совета и Совета по опеке до ключевых электоральных обязанностей. В соответствии с Уставом Генеральная Ассамблея имеет следующие функции и полномочия:

  • рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и вырабатывать рекомендации в отношении этих принципов;
  • обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и готовить по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находится на рассмотрении Совета Безопасности ;
  • обсуждать и за тем же исключением давать рекомендации по любым вопросам в пределах Устава или по вопросам, касающимся полномочий и функций любого органа Организации Объединенных Наций;
  • организовывать исследования и формулировать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод для всех, а также содействия международному сотрудничеству в экономической и социальной областях, сферах культуры, образования и здравоохранения;
  • рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации независимо от ее происхождения в случае, если она может нанести ущерб дружественным отношениям между нациями;
  • получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;
  • рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и определять размеры взносов отдельных членов;
  • избирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и социального совета и подлежащих избранию членов Совета по опеке (в случае необходимости), а также совместно с Советом Безопасности участвовать в избрании судей Международного суда и по рекомендации Совета Безопасности назначать Генерального секретаря.
  • 2.6. Структура Организации Сессии

Ассамблея проводит очередные сессии ежегодно. Обычно они открываются в сентябре. Начиная с 58-й очередной сессии (2003 г.) Генеральная Ассамблея открывается в третий вторник сентября, считая от первой недели, на которую приходится не менее одного рабочего дня. Как правило, сессия продолжается около трех месяцев.

До начала очередной сессии проводятся выборы Председателя Генеральной Ассамблеи , а также 21 заместителя Председателя и Председателей шести главных комитетов Ассамблеи. Каждое государство - член ООН имеет право быть представленным в любом из этих комитетов. Председатель Ассамблеи руководит ее работой через Генеральный комитет. Для обеспечения справедливости географического представительства пост Председателя Генеральной Ассамблеи поочередно занимают представители пяти групп государств: азиатских, африканских, восточноевропейских, западноевропейских, латиноамериканских и стран Карибского бассейна.

Помимо очередных, Ассамблея может проводить специальные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена Организации при согласии большинства других членов. По условиям уже упоминавшейся резолюции «Единство в пользу мира» в случае возникновения угрозы миру чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны в течение 24 часов с момента поступления требования Совета Безопасности, принятого голосами любых девяти членов Совета, или по требованию большинства членов Организации Объединенных Наций либо по требованию одного члена при согласии большинства других.

В начале каждой очередной сессии Генеральная Ассамблея проводит общие пленарные заседания, на которых выступают главы государств и правительств. Некоторые вопросы рассматриваются непосредственно на этих заседаниях, другие передаются в один из шести главных комитетов:

  • Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности;
  • Второй комитет - экономическими и финансовыми вопросами;
  • Третий комитет - социальными и гуманитарными вопросами, а также вопросами культуры;
  • Четвертый комитет - специальными политическими вопросами и проблемами деколонизации;
  • Пятый комитет - административными и бюджетными вопросами;
  • Шестой комитет - правовыми вопросами.

Резолюции и решения, в том числе основанные на рекомендациях комитетов, принимаются на пленарных заседаниях, обычно к концу очередной сессии в декабре. Они могут приниматься как голосованием, так и без его проведения.

Несмотря на то что Генеральная Ассамблея представляет собой крупнейший и наиболее представительный орган ООН, она не является самым полновластным органом, так как принятые Ассамблеей резолюции в отличие от решений Совета Безопасности не имеют обязательной юридической силы для правительств. Вместе с тем за решениями Генеральной Ассамблеи стоят мировое общественное мнение по важным международным вопросам, а также моральный авторитет мирового сообщества.

  • На основании резолюции «Единство в пользу мира», принятой Генеральной Ассамблеей в ноябре 1950 г., Ассамблея может принять меры в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности не в состоянии действоватьв этом направлении из-за отсутствия единства среди его постоянных членов. Ассамблеяуполномочена немедленно рассмотреть этот вопрос, чтобы предложить рекомендациигосударствам-членам относительно коллективных мер, включая в случае нарушениямира или акта агрессии использование вооруженных сил, если это необходимо, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. 40 Глобальное экономическое регулирование
  • Председателем 61-й сессии Генеральной Ассамблеи (2006 г.) была избрана г-жаХайя Рашед аль-Халифа (Бахрейн). В это время она выполняла функции юрисконсультаКоролевского суда в Королевстве Бахрейн.

Генеральная Ассамблея ООН - ГА (General Assambly of the UN) является главным совещательным органом ООН и состоит из предста­вителей всех государств - членов ООН. Она уполномочена обсуждать любые вопросы в рамках Устава ООН или относящиеся к полномочи­ям и функциям любого из органов ООН и делать соответствующие ре­комендации. Решения Ассамблеи хотя и не имеют обязательной юри­дической силы для правительств стран-участниц, играют важную роль, поскольку выражают мнение мировой общественности. Генеральная Ассамблея определяет политику ООН и ее программу, утверждает бюд­жет, созывает и организует конференции, вырабатывает основные на­правления деятельности и проводит различные кампании.

Генеральная Ассамблея задумывалась как форум, на котором на­циям мира должна быть предоставлена широкая возможность «обсуж­дать любые вопросы или дела в пределах Устава». Это крупнейший и наиболее представительный, но не самый полновластный орган ООН, поскольку Ассамблея не имеет полномочий заставить провести в жизнь свои решения. Принятые Ассамблеей резолюции, в отличие от решений Совета Безопасности, не имеют обязательной силы, при этом ни одна из наций не может наложить на них вето.

Генеральная Ассамблея контролирует деятельность Экономиче­ского и социального совета, Совета по опеке, а также специальных уч­реждений; на нее возлагаются также ключевые электоральные обязан­ности. Совместно с Советом Безопасности Ассамблея избирает Гене­рального секретаря и судей Международного суда; она же принимает решения о приеме в ООН новых членов. Ассамблея избирает десять непостоянных членов. Наконец, она определяет размеры взноса каж­дого государства - члена ООН в бюджет Организации.

В соответствии с Уставом функции и полномочия Генеральной Ас­самблеи сводятся к тому, чтобы:

Рассматривать и формулировать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы в области разоружения и регулирования вооружений;

Обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, за исключением тех случаев, когда спор или си­туация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;


46 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

Обсуждать и за тем же исключением давать рекомендации по лю­бым вопросам в пределах Устава или по вопросам, касающимся полно­мочий и функций любого органа Организации Объединенных Наций;

Проводить исследования и готовить рекомендации в целях со­действия международному политическому сотрудничеству, развития международного права, осуществления прав и основных свобод чело­века; содействовать международному сотрудничеству в экономиче­ской, социальной областях, в сфере культуры, образования и здраво­охранения;



Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;

Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединен­ных Наций и определять размеры взносов отдельных членов;

Избирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов
Экономического и социального совета и подлежащих избранию чле­
нов Совета по опеке; совместно с Советом Безопасности участвовать в
избрании судей Международного суда и, по рекомендации Совета
Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Решения на Генеральной Ассамблее главным образом принимают­ся простым большинством голосов. Однако те из резолюций, которые в соответствии с Уставом касаются ключевых вопросов (миротворче­ские резолюции и избрание новых членов), должны приниматься большинством в две трети голосов.

Ежегодно в сентябре собирается очередная сессия Генеральной Ассамблеи, но, кроме этого, Ассамблея может собираться на специаль­ные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена Организации при согласии большинства других. Чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны в течение 24 часов с момента поступления требова­ния Совета Безопасности, одобренного любыми девятью членами Со­вета, или по требованию большинства членов Организации Объеди­ненных Наций.

В начале каждой очередной сессии Ассамблея проводит общие прения, где часто выступают главы государств и правительств. В ходе них государства-члены выражают свои мнения по широкому кругу международных вопросов.

Большинство вопросов обсуждается в ее шести главных комитетах:

Первый комитет (вопросы разоружения и международной безо­пасности);


2.1. Структура ООН. Основные органы 47

Второй комитет (экономические и финансовые вопросы);

Третий комитет (социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры);

Четвертый комитет (специальные политические вопросы и во­просы деколонизации);

Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы);

Шестой комитет (правовые вопросы).

О роли и значении ГА в развитии мирового сообщества свидетель­ствуют следующие факты.

Принятая в 1950 г. резолюция «Единство в пользу мира» значитель­но повысила роль Генеральной Ассамблеи. Эта резолюция утверждала право Ассамблеи собираться немедленно в случае чрезвычайных об­стоятельств, когда не мог действовать Совет Безопасности, и предла­гать соответствующие коллективные меры, включая использование вооруженных сил. Резолюция учредила состоявшую из 14 представите­лей различных государств Военную комиссию по перемирию для на­блюдения за развитием опасных ситуаций в любой части мира и при­звала все государства - члены ООН создать специальные контингента вооруженных сил, предназначенные для использования по требова­нию Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Расширив свои полномочия, Ассамблея оказалась в состоянии удержать под кон­тролем несколько кризисных ситуаций: военное вторжение Китая в Корею в 1950 г., Суэцкий кризис 1956 г. и советское вторжение в Венг­рию в том же году, Ливанский кризис 1958 г., кризис в Конго в 1960 г. Поскольку деколонизация привела к расширению политической базы Ассамблеи, вопросами безопасности стал заниматься в основном Со­вет Безопасности.

США, как правило, удавалось добиваться большинства на Гене­ральной Ассамблее при голосовании по жизненно важным вопросам. В 1960 - 1970-х гг. в связи с усилением афро-азиатско-арабского блока США стало труднее добиваться необходимого большинства, поэтому им пришлось увеличить политическое, экономическое и дипломати­ческое давление на страны третьего мира.

Решения Ассамблеи, как и решения Совета Безопасности, в из­вестной мере отражают соотношение сил, сложившееся за рамками ООН. Даже принятый на Ассамблее политический принцип «одно го­сударство т- один голос» не способен преодолеть неравенства в пред­ставлении политических, военных и экономических интересов раз­личных стран. Достижению прочного большинства часто способство­вало закулисное лоббирование, иногда принимавшее формы взяток и угроз.


48 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

На счету Генеральной Ассамблеи немало достижений, но есть и от­кровенные провалы. В 1956 г. ей удалось восстановить статус-кво на Ближнем Востоке после Суэцкого кризиса и в ходе его разрешения создать новый эффективный инструмент для сохранения мира - Чрезвычайные вооруженные силы ООН. Однако ГА не смогла пред­принять эффективных действий, чтобы остановить вторжение СССР в Венгрию в 1956 г. и в Чехословакию в 1968 г. Она не смогла оказать влияние и на ход войны во Вьетнаме; На Ближнем Востоке даже про­арабский настрой Ассамблеи после войны 1967 г. не способствовал пе­реговорам между Израилем и соседними государствами.

Однако деятельность Ассамблеи не ограничивалась ведением дис­куссий. Так, в сфере международного права под эгидой Генеральной Ассамблеи было учреждено Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1948 г. весомым вкладом Ассамблеи явились Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о геноциде. Гене­ральная Ассамблея приняла также три исключительно важных согла­шения по контролю над вооружением: в 1966 г. Договор о космическом пространстве, в 1968 г. Договор о нераспространении ядерного оружия и в 1971 г. Договор об использовании морского дна. В 1974 г. она стала инициатором организации Университета Организации Объединенных Наций (УООН) со штаб-квартирой в Токио и учредила его региональ­ные отделения по всему миру. Возникновение афро-азиатского-араб­ского блока, названного «Группой 77», в котором превалировали в ос­новном неприсоединившиеся страны, заставило США усомниться в целесообразности политического принципа Ассамблеи «одно государ­ство - один голос». Вопрос заключался в следующем: должна ли гло­бальная сверхдержава принимать решения органа, в котором равные с ней права имеют государства, представляющие крошечные страны подчас с неграмотным населением, неразвитой экономикой и небое­способной армией? США, которым предписывалось на 2.5% содержать бюджет ООН, все больше раздражал тот факт, что такое же право голо­са имеет и страна, взносы которой в бюджет данной организации со­ставляют менее 0,1%. Поэтому американцы стали выдвигать нефор­мальные предложения относительно введения «взвешенного голосо­вания» с учетом реальной политической силы того или иного государства. Но все эти предложения упирались в невозможность оп­ределить критерии политического веса. Поэтому был сохранен прин­цип «одно государство - один голос», несмотря на опасность того, что сверхдержавы станут игнорировать Ассамблею, действуя либо вне ра­мок ООН, либо только через Совет Безопасности.

В структуре Генеральной Ассамблеи экономическими аспектами занимаются четыре комитета, каждый из которых решает вопросы, от-


2.1. Структура ООН. Основные органы 49

носящиеся к его компетенции, и несет ответственность перед Гене­ральной Ассамблеей.

1. Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Economic
and Financial - Second Committee).

2. Комиссия ООН по праву международной торговли -
ЮНСИТРАЛ (UN Commission on International Trade Law -
INCITRAL).

3. Комиссия по международному праву - КМП (International Law Commission - ILC).

4. Комитет по инвестициям (Investment Committee).

В рамках этих комитетов подготавливаются рекомендации и выра­батываются резолюции для представления на пленарные заседания Ге­неральной Ассамблеи. Любой член ООН имеет право быть представ­ленным в каждом из комитетов. Каждый комитет избирает своего председателя. Решения принимаются большинством голосов присут­ствующих членов и голосующих.

Совет Безопасности ООН

Совет Безопасности ООН - СБ (Council of Safety of the UN) дейст­вующий политический орган ООН, накоторый, согласно Уставу ООН, возложена ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирно­го урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и вос­становления международного мира.

На основании Устава только Совет Безопасности ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использовани­ем Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их соста­ва и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и оп­ределение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с ис­пользованием вооруженных сил, таких, например, как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он упол­номочен предпринимать действия, связанные с использованием


50 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооружен­ных сил членов ООН.

Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предприни­мает действия превентивного или принудительного характера.

Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относи­тельно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного суда ООН и может принять меры для ис­полнения решения этого Суда, которое то или иное государство отка­залось выполнить. Согласно Уставу Совет может принимать помимо рекомендаций юридически обязательные решения, выполнение кото­рых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. За все время существования ООН не было практически ни одно­го важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, при­чем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседа­ниях Совета Безопасности.

В Совет Безопасности входят пять постоянных членов - Велико­британия, Китай, Россия (де-факто наследник СССР), США и Фран­ция и десять членов, избираемых на Генеральной Ассамблее на двух­летний срок, повторное переизбрание не допускается. Непостоянные члены избираются из следующих регионов: пять из Африки и Азии, один из Восточной Европы, два из Латинской Америки и два из Запад­ной Европы, а также остальных регионов, включая Австралию и Кана­ду (табл. 2.1). Совет Безопасности организован так, чтобы он мог функционировать непрерывно, а представитель каждого из его членов должен постоянно находиться в штаб-квартире ООН. Председательст­во в Совете предоставляется каждому члену в течение одного месяца, ротация председателей происходит в соответствии с расположением их имен по английскому алфавиту.

Для принятия решений требуется не менее девяти голосов, вклю­чая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам проголосо­вать против какого-либо решения - и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом. Воздер­жание постоянного члена не рассматривается как вето.


2.1. Структура ООН. Основные органы

Таблица 2.1. Члены Совета Безопасности в 2004 г.

Страна Дата истечения срока членства
Алжир 31 декабря 2005 г.
Ангола 31 декабря 2004 г.
Бенин 31 декабря 2005 г.
Бразилия 31 декабря 2005 г.
Германия 31 декабря 2004 г.
Испания 31 декабря 2004 г.
Китай Постоянный член
Пакистан 31 декабря 2004 г.
Российская Федерация Постоянный член
Румыния 31 декабря 2005 г.
Соединенное Королевство Великобри- Постоянный член
тании и Северной Ирландии
Соединенные Штаты Америки Постоянный член
Филиппины 31 декабря 2005 т.
Франция Постоянный член
Чили 31 декабря 2004 г.