Картография конфликта метод разрешения конфликта. Конфликты в организации: пути преодоления

Существует несколько способов или методов определœения причин кон­фликтного поведения. Одним из таких методов является метод картографии кон­фликта.

Суть этого метода состоит в графическом отображении составляющих кон­фликта͵ в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаи­модействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.

Работа состоит из нескольких этапов.

Этап 1. В чем проблема?

На этом этапе проблема описывается в общих чертах. В случае если, к примеру, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то ʼʼне тянет лямкуʼʼ вместе со всœеми, то проблему можно отобразить как ʼʼраспределœение нагрузкиʼʼ. В случае если кон­фликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как ʼʼобщениеʼʼ. На данном этапе важно определить саму природу конфликта͵ и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей ʼʼда или нетʼʼ, целœесообразно оставить возможность нахождения новых и оригиналь­ных решений.

На этом этапе задача выразить проблему одной общей фразой.

Этап 2. Кто вовлечен?

На данном этапе выявляются главные участники конфликта. В список мож­но внести отдельные лица или целые группы, отделы, организации, В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также смесь групповых и личных категорий.

К примеру, в случае если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специа­листов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделœения.

Здесь задачей является определœение главных участников конфликта.

Этап 3. Каковы их подлинные потребности?

Третий этап предполагает перечисление базовых потребностей участником и опасений, связанных с этой потребностью, всœех базовых участников кон­фликтного взаимодействия. Необходимо узнать мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросœе. Поступки людей и их установки опре­деляются их желаниями, потребностями, мотивами, которые крайне важно устано­вить. Термин ʼʼопасенияʼʼ означает озабоченность, тревогу личности при невоз­можности реализовать кукую-то из своих потребностей. Опасения могут вклю­чать следующие категорий": провал" и унижение, боязнь оплошать, финансовый крах, возможность быть, отвергнутым, потеря контроля, одиночество, потеря ра­боты, низкая зарплата͵ неинтересная работа и т.п.

В данном случае не имеет смысла обсуждать насколько они реальны. Их важно иметь на карте. Используя понятие ʼʼопасенияʼʼ, возможно выявить моти­вы, не называемые участниками конфликта вслух.

Задача этого этапа ответить на вопросы: В чем их потребности? В чем их опасения?

Теперь всœе, что было сделано на предыдущих этапах оформляется в виде карты конфликта.

В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более явно проявляются страхи и опасения каждой из сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации

Можно составить карту самостоятельно, с участниками конфликта или с целой группой. Необходимо разобрать результат с точки зрения новых наблюдений, обшей ба­зы и общих взглядов. Внимание нужно обратить на главные вопросы и осознать эле­менты, которые бывают положены в основу выхода из конфликта.

После этого осуществляется переход к разработке возможных путей выходов из конфликта.

Картография конфликта - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Картография конфликта" 2017, 2018.

Причины конфликтов - в коллективе: организационно-техническое: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т. д. Психологические: индивидуально – психологического особенности; социально-психологические явления (статус, роль и др.); в семье: ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов; секс, дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические особенности; уровень психолого-педагогической культуры членов семьи; в обществе (учреждения соц. сферы, государственные учреждения, улица, общественный транспорт и др.): неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обсуждения; низкая правовая и психолого - педагогическая культура. Причины и факторы межличностного конфликта по В. Линкольну: информационные факторы - неприемлемость информации одной из сторон; поведенческие факторы - неуместность, грубость, бестактность и т.д.; факторы отношений - неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами; ценностные факторы - противоположность принципов поведения; структурные факторы - относительно стабильные объективные обстоятельства, которые Трудно поддаются изменению. Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографии конфликта. Суть этого метода состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и - опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту. Работа состоит из нескольких этапов. На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не "тянет лямку" вместе со всеми, то проблему можно отобразить как "распределение нагрузки". Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как "общение". На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Об этом -позже. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей "да или нет", целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений. На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также смерть групповых и личных категорий. Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения. Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.



Стратегия и тактика поведения в межличностном конфликте.

Различают 5 стратегий поведения в конфликтологии.

1. Конфронтация (соперничество). Это активное поведение, направленное на удовлетворение только собственных интересов. Она эффективна, когда предмет К. жизненно важен для вас самих, если вы знаете, что 2-я сторона легко пойдет на уступки, необходимо кого-то защитить и др. варианта нет.

2. Сотрудничество - разрешение К. таким образом, когда удовлетворяется интересы обеих сторон. Оно возможно, когда конфликтующие стороны умеют договариваться, имеют высокий уровень интеллекта.

3. Компромисс – обоюдные уступки обеих сторон, реализация через проведение переговоров. Справедливый компромисс – 50х50, но каждая сторона пытается увеличить свою долю. Эта самая плохая стратегия, т.к. интересы до конца не удовлетворены.

4. Приспособление – это пассивное сотрудничество, стремление сохранить хорошие отношения путем использования манипуляции. Здесь не учитываются интересы оппонентов, ориентируются только на свои интересы.

5. Уклонение – это ситуация, когда не защищают свои интересы, но и не идут на встречу оппоненту.

Тактики поведения в К. – это различные приемы воздействия на оппонента при реализации стратегий. 3 вида:

1. легкая: обольщающие тактик (н-р ворона и лисица); тактика единства мнений; тактика оказания услуг; различные варианты самопрезентаций (смысл-показ свои достоинства, что бы оппоненты поняли, что бороться «себе дороже»; тактика взъерошивания перьев (это всевозможное провокаций);

2. нейтральные

3. тяжолые.

Модель К. Томаса

Описав и систематизировав признаки, различных стилей, К. Томас и Р. Каллмен предложили модель (схематичную сетку. Она демонстрирует, что выбор конфликта поведения зависит как от интересов участвующих в конфликте сторон, так и от характера предпринятых ими действий. Сам стиль поведения, в котором определяется:

1. Мерой осуществления собственных интересов и степенью активных или пассивных их отсутствия.

2. На стиль поведения влияют стремление удовлетворять интересы др. сторон, участвующих в конфликте, а так же какие действия приоритетны для отдельных соц. лиц, соц. групп – индивидуальные или совместные.

Инд. дейст-я совм. дейс-я

Удовл. свои Конфронтация сотрудничество акт. действ.

интересы компромисс

уклонение приспособление пассивных действ.


Стремление удовлетворять интересы других

Уклонение – отсутствие у вовлеченного в котором желание сотрудничать и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов, стремление выйти из конфликтного поля.

Приспособление – как стиль пассивного поведения отличается склонностью участвовать конфликт смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить во взаимодействиях гармонию по средствам готовности к примирению. Приспособление применимо при типе конфликтности. Наиболее подходит к конфликту организ. хар-ра (подчиненный- начальство).

Конфронтация – ориентирована на то, что бы действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов др. сторон (малопригодный стиль поведения в межличностном конфликте).

Сотрудничество – нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Стиль сотрудничества используется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явление, требует времени, терпения, мудрости.

Компромисс – означает расположенность участников конфликта к урегулированию разногласию на основе взаимных уступок.

19,20. Причины семейных конфликтов. Характеристика кризисных периодов в жизни семьи.

Название метода - картография - появилось в западной литературе в связи с тем, что поступающая информация, упорядочиваясь в голове человека, формирует его тезаурус, который, подробно географической карте, отображающей местность, может быть зафиксирован на бумаге. Однако тезаурус, как и карта, не территория, т.е. это лишь схема реальности. Чем более четко для себя и другого мы сможем выразить то, что реально существует в нашем тезаурусе, тем лучше сумеем понять - это наш партнер. И наоборот, чем четче выразит это партнер, тем проще будет понять его. Сблизить «карты» разных людей пытается предлагае­мый метод картографии.

Говоря о «столкновении характеров», люди часто не знают, чтo движет другими людьми. Конфликтные, или «трудные», люди имеют свою структуру тезауруса и свою «карту», описание кото­рой может помочь общению с ними. За ершистостью подростка может скрываться опасение быть отвергнутым сверстниками или потребность обрести самостоятельность в принятии взрослых ре­шений и т.д. Возможно, понимание этого учителем или родите­лем позволит изменить к нему отношение и одновременно решит проблемы его поведения. Притязания на признание могут иметь место не только в подростковом возрасте, но и у взрослых людей, и иногда требуется лишь своевременно откликнуться похвалой, поощрением в его адрес, чтобы снять проблему. Метод картографии конфликта, предложенный австралийскими психологами X. Корнелиус и Ш.Фэйр в книге «Выиграть может каждый» используется как средство анализа и само­анализа для разрешения конфликтов - межличностных, внутриличностных, межгрупповых. Он позволяет в явном виде представить «карты» конфликтующих сторон и выявить те аспекты, кото­рые мешают адекватному восприятию и пониманию друг друга.

Данный метод можно использовать для разрешения назрева­ющего конфликта или в ситуации принятия важного решения. Желая выбрать, например, профессию, поступая в учебное заведение или на работу, собираясь отправиться с друзьями в от­пуск или в поход, перед обсуждением важных деловых проблем, т.е. в любом случае, когда это решение затрагивает важные для человека личные или деловые вопросы или отношения, данный метод полезен.

Метод картографии конфликта может помочь принять верное решение, а главное, предупредить возникновение нежелательно­го деструктивного конфликта. К нему можно прибегнуть наедине с самим собой, а также решать с участием всех заинтересованных сторон. В случае единоличного принятия решения вам только при­дется строить предположения о намерениях другой стороны, од­нако сам этот процесс может привести к расширению ваших представлений и понимания других людей. Потребность в дополни­тельной информации позволит вовремя задать вопрос партнер или себе и избежать ошибок. Этот метод используется как на этапе планирования, так и в процессе реализации планов.

Создавая картографию с участием другой стороны (на работ дома или в группе), можно сделать явным то, что мешает согласию, в чем вы расходитесь. Картография позволяет увидеть многое, что могло бы ускользнуть от вашего внимания. Потребности людей, их установки и опасения влияют на поведение в конфликте и на отношение к партнеру.

Картография позволяет увидеть «подводные камни» собственных потребностей или опасений, часто скрытых от нас самих искажающих наше восприятие другого человека.

Ценность данного метода состоит в упорядочении, систематизации имеющейся информации по конкретной проблеме.

Первый этап - уяснение сути проблемы и краткое ее обзначение. Опишите проблему в общих чертах и обозначьте ее в двух словах (одной фразой). На данном этапе нет необходимости вдаваться в проблему или искать ее решение. Если проблема касается, например, того, что в группе кто-то «тянет одеяло на себя, т.е. пользуется всем, не желая прикладывать усилий со своей стороны, то можно выразить это словами «справедливое распределение обязанностей в группе». Если речь идет о столкновении и отсутствии доверия, проблема может быть обозначена темой «Общение». Возникшая в семье проблема, связанная с мытьем посуды или беспорядком в квартире, может быть обозначена как «мытье посуды» или «домашняя работа». Не волнуйтесь пока, если это не полностью отражает суть проблемы. Важно определить сам конф­ликт, расписыванием которого вы займетесь. Помните, что и следует определять проблему в форме выбора «да или нет», «так или этак». Далее у вас будет возможность найти новые и оригинальные решения и иначе их обозначить. Желательно обозначить конкретно, не сильно обобщая.

Второй этап - выявление сторон, или участников, конфликта. Определите основных участников конфликта, в число которых могут попасть как отдельные люди, так и группы (т.е. груп­па или группы студентов, преподаватели, директор, родители студентов и т.д.). Их можно сгруппировать в зависимости от степени вовлеченности в конфликт или от их роли в нем. Если, например, картография определяет конфликт между учениками и одним из преподавателей школы, в нее могут быть включены учитель, ученики, директор, родители и т.д., хотя непосредственно она может касаться только учителя и учеников. Если вы картографируете конфликт двух студентов, то можно включить конкретно Петю К. или Васю Т., объединив всех остальных студентов в одну группу, а возможно, придется включать всех поименно и добавить в список еще фамилию или имя преподавателя, руководителя практи­ки и т.д.

Третий этап - выявление истинных потребностей. Назовите основные потребности и опасения каждого из основных участни­ков в связи с данной проблемой. Потребности в широком смысле - желания, ценности, интересы и вообще все, что может казаться важным для человека. К числу потребностей могут отно­ситься: признание и понимание, учеба, приносящая удовлетво­рение, интересная постоянная работа, уважение и т.д., а также вполне материальные вещи - квартира, машина, конкретная книга, стол и даже возможность держать вещи в беспорядке, делать что-то как хочется.

Для выявления потребностей можно спросить у участников: «В ракурсе данной проблемы... в чем заключаются ваши (их) потребности?» Этот вопрос может быть задан себе, другим участникам или тем и другим. Настойчиво задавая каждому участнику вопрос: «А чего бы ты хотел?», «Чего ты еще хочешь?», чередуя с вопросом: «А зачем?», помещайте ответы в соответствующую часть таблицы. Если картография составляется одним человеком, то он отвечает за всех участников, стараясь видеть проблему их глазами, читать на их позицию. Вопросы: «Чего ты хочешь?» - и вслед за ним: «А зачем?» - помогут выявить мотивацию, стоящую за позициями участников.

Когда появится впечатление, что этот список исчерпан, можно пройти по кругу, задав всем вопрос: «Чего ты опасаешься?» или «Каковы твои опасения?» Расписывая в каждой графе все потребности и опасения, мы расширяем спектр возможных решений и создаем условия для более приемлемых и эффективных решений по окончании этого процесса. Иногда взгляды участников могут быть столь жесткими и кате­горичными, что их практически не удается отвлечь от заранее заго­товленных решений. Для того чтобы переключить внимание на по­требности, полезно задать вопросы типа: «Ваше решение таково, что нам (им) следует сделать то-то и то-то. Что это вам даст?» Ответ на этот вопрос также поможет вскрыть неявные потребности.

Если процесс картографирования отклоняется от заданной цели или один из участников намеренно уводит его в сторону, можно прервать процесс, вежливо спросив, куда можно, на его взгляд, записать данную потребность или опасение, где он видит ее мес­то, а затем продолжить процесс, попросив вернуться к той точке, где остановились до этого.

Четвертый этап- анализ картографии. Иногда одна и та же потребность будет зафиксирована у нескольких или даже у всех участников. В таком случае стоит подчеркнуть или как-то выделить эту потребность, чтобы показать наличие общих интересов у всех участников.

Если имеются общие опасения, например, часто бывает, что люди, чтобы не потерять авторитет, обостряют конфликт. Родите­ли, боясь утратить уважение сына, «потерять свой авторитет», за­прещают подростку приходить позже положенного срока, а под­росток, притязая на то же уважение, требует права приходить, когда он считает нужным, и т.д. Здесь важно увидеть, что общие потребности и интересы могут быть поняты.

Ищите новую информацию и новое понимание - что-то не­замеченное или недопонятое вами ранее. Картография помогает видеть ситуацию глазами другого человека.

Ищите совпадающие потребности как точку опоры.

Ищите совпадающие ценности или идеи, разделяемые всеми участниками, как общую точку зрения и поддерживайте ее.

Рассмотрите взаимодополняющие ценности и перспективы, т. е. то, что может привести к формированию общих взглядов, важ­ных на данном этапе только для одной из сторон. Так, для людей, протестующих против разведения собак и содержания их в город­ских квартирах, важно поддержание чистоты на дорожках вокруг дома, сохранение в порядке детских игровых площадок и т.д. Для тех, кто содержит собак, также важно соблюдение чистоты, под­держание порядка, поскольку грязь и мусор вредны их собакам. При этом собаководы не учитывают того, что за собаками следует убирать самим хозяевам. Чтобы привести стороны к согласию, надо от согласия идти к расхождениям.

В идеале общие взгляды должны быть достаточно широкими, включающими индивидуальные ценности всех сторон. Например, для родителя важно, чтобы ребенок выполнял домашние зада­ния, а для ребенка важно иметь время для игр. Общие ценности должны включать в себя и то и другое.

Ищите скрытые потребности, выигрыши, получаемые одной стороной при определенных вариантах решений. Очень часто это могут быть чувства, потребность в уважении, признании, сохра­нение репутации. Выделите эти скрытые потребности и опасения.

Ищите наиболее трудные точки, требующие экстренного вни­мания.

Ищите те потребности и опасения, которые выявились не­ожиданно и теперь требуют более подробного рассмотрения.

Ищите и стимулируйте предпосылки выигрыша для всех. Опо­знайте элементы, важные для какой-то стороны, особенно если ваша уступка в этом плане не связана с большими жертвами. Ищите основу для взаимного выигрыша всех сторон, предлагая реше­ния, включающие элементы выигрыша для всех.

Проанализируйте вышеприведенные замечания сами и обсу­дите их со всеми участниками. Затем запишите вопросы, требую­щие внимания при выработке вариантов решений.

В каких случаях целесообразно использовать картографию с са­мим собой?

Ощущение растерянности и полного непонимания, как следу­ет действовать.

Безвыходность ситуации или тупик в рассуждениях.

Состояние невозможности сделать выбор из-за обилия имею­щихся вариантов.

Ситуация предчувствия чего-то, что не до конца ясно.

Зацикливание на каких-то моментах (обида, гнев, раздраже­ние).

Когда целесообразно использовать метод картографии с другими?

Для преодоления трудностей и разрешения конфликтов в се­мье, с близкими и друзьями.

При подготовке к деловым переговорам, а также для выведе­ния их из тупика.

При подготовке к разводу и разделу имущества.

При разрешении деловых проблем в группе, где есть «конф­ликтный человек».

В межгрупповых конфликтах.

В преддверии предстоящих перемен (например, при планиро­вании новой образовательной программы, нового курса, приня­тия соглашений между учащимися и администрацией).

Существует несколько способов или методов определения причин конфликт ного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографии конфликт а. Суть этого метода состоит в графическом отображении составляющих конфликт а, в последовательном анализе поведения участников конфликт ного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту .

Работа состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не “тянет лямку” вместе со всеми, то проблему можно отобразить как “распределение нагрузки”. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как “общение”. На данном этапе важно определить саму природу конфликт а, и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Об этом - позже. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей “да или нет”, целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.

На втором этапе выявляются главные участники конфликт а. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту , их можно объединить вместе. Допускается также смерть групповых и личных категорий.

Например, если составляется карта конфликт а между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликт ного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.

Графическое отображение потребностей и опасений расширяет возможности и создает условия для более широкого круга решений, возможных после окончания всего процесса картографии.

Термин “опасения” означает озабоченность, тревогу личности при невозможности реализовать какую-то из своих потребностей. В данном случае не следует обсуждать с участниками конфликт а, насколько обоснованны их страхи и опасения, пока они не внесены в карту. Например, у одного из участников конфликт а возникло опасение по поводу чего-то, что при составлении карты кажется маловероятным. Вместе с тем опасение существует и его обязательно надо внести в карту, признать его наличие. Преимущество метода картографии состоит в том, что имеется возможность высказывания в процессе составления карты и отражения иррациональных страхов на ней. Опасения могут включать следующие позиции: провал и унижения, боязнь оплошать, финансовый крах, возможность быть отвергнутым, потеря контроля над ситуацией, одиночество, возможность быть подвергнутым критике или осуждению, потеря работы, низкая заработная плата, боязнь, что им (участником конфликт а) будут командовать, что все придется начинать сначала. Используя понятие ”опасения”, возможно выявить мотивы, не называемые вслух участниками конфликт а. Например, для некоторых людей легче сказать, что они не терпят неуважения, чем признаться в том, что они нуждаются в уважении.



В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликту ющих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой и сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.

Использование метода картографии конфликт а рассмотрим на примере ситуации, сложившейся в одном из отделов акционерного общества.

Ситуация.

Экономический отдел акционерного общества состоит из 9 человек и только женщин. Руководителем подразделения является Спиридонова И.Г. - женщина среднего (предпенсионного) возраста, давно работающая в данной организации и успешно справляющаяся со своими обязанностями.

В отдел не так давно (около года) поступил на работу новый сотрудник - Григорьева Н.Н. - молодая, симпатичная женщина, которая заканчивает экономический институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников отдела и, в первую очередь начальника, у которой есть дочь такого же возраста.

Начальник отдела Спиридонова И.Г. некоторое время “по-матерински” опекала новую сотрудницу, но потом наступил перелом в их взаимоотношениях, и по непонятным для Григорьевой Н.Н. причинам отношения резко ухудшились. Спиридонова И.Г. стала постоянно придираться к Григорьевой Н.Н., стараясь унизить ее как личность, не давала спокойно работать. Для Григорьевой встал вопрос: что делать и не перейти ли на работу в другое подразделение?

Другие сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию. По своему характеру Спиридонова И.Г. достаточно властный человек, давно находится на руководящей должности.

Составим карту данного конфликт а (рис.№1).

Метод картографии в конфликтологии разработан австралийскими учеными X. Корнелиус и Ш. Фэйр. Суть его заключается в составлении карты конфликта, на которой находят отражение основные характеристики межличностного конфликта: предмет, конфликтная ситуация, позиции конфликтующих и другие. Особое место в карте конфликта занимают мотивы конфликтантов, среди которых выделяются мотивы стремления (интересы) и мотивы опасения. Образец карты представлен на схеме 6.1.

  • 1. Самостоятельное составление при анализе конфликта (помогает обоснованно выбрать стратегию дальнейших действий).
  • 2. Составление при посредничестве для подготовки стратегии разрешения конфликта.
  • 3. Составление в процессе переговоров, в которых принимают участие все оппоненты (помогает налаживать конструктивное взаимодействие между ними, располагает к сотрудничеству).

Первый этап. Определение предмета конфликта. На этом этапе следует описать проблему в общих чертах. Из-за чего возник спор, по поводу чего высказываются разные мнения? При этом не надо глубоко вдаваться в проблему или пытаться найти выход. Опишите, что является предметом конфликта, используя преимущественно существительные: не что надо делать, а что является «яблоком раздора». Предмет может быть не один. На каждый предмет лучше составлять отдельную карту, если только не удается найти общую формулу. Например: «Распределение работы», «назначение на вакантную должность»... Обратите внимание, чтобы предмет не определялся в терминах дихотомического выбора: или А - или Б.

Второй этап. Определение субъектов конфликта. На этом этапе необходимо решить, кто является главными сторонами в конфликте, а также составить список действующих лиц. Если группа имеет однородные требования, потребности, ее на схеме можно определить как одно лицо (администрация, персонал, пострадавшие и т.п.).

Третий этап. Определение конфликтной ситуации. При определении конфликтной ситуации следует помнить, что конфликтная ситуация - это то, что надо устранить, чтобы предупредить конфликт или его разрешить. Конфликт может быть следствием нескольких конфликтных ситуаций. Формулировка конфликтной ситуации должна подсказывать, что делать. В процессе формулировки конфликтной ситуации задавайте себе вопросы «почему» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.

Четвертый этап. Определение мотивов конфликта. Задача четвертого этапа - выяснить мотивацию, стоящую за позициями. При этом следует помнить, что поступки людей вызываются желаниями и стоящими за ними мотивами. Мы стремимся к тому, что приближает удовлетворение потребностей, и избегаем того, что мешает этому. Необходимо перечислить мотивы стремления (интересы) и мотивы опасения каждого участника.

Графа интересы может включать стремление сохранить или завоевать лидерство, власть, статус, роль и т.п.

Графа опасения может включать озабоченность, опасения, тревоги. Предметом опасений часто бывают: физическая безопасность; финансовые потери; низкая зарплата; переплата за покупку; отвержение, потеря любви, членства в группе; одиночество; потеря контроля (власти); нежелание попадать под влияние, в зависимость от кого-либо; потеря уважения; провал, критика, осуждение; унижение; утрата возможности реализовать себя; неинтересная работа.

При выявлении мотивации важно знать, что для многих легче сказать, чего они опасаются, а не чего хотят. Например, легче сказать, что опасаешься неуважения, чем признаться, что нуждаешься в уважении.

Такова характеристика основных методов анализа конфликтов в организации.