Понятие и характеристика социальной информации. Социальная информация

Введение...................................................................................................................2

1. Источники и виды социальной информации...................................................4

2. Методы и средства получения, обработки и хранения информации. Технические системы информационного обслуживания субъектов управления...............................................................................................................9

3. Социологические исследования как источник получения управлен-ческой информации............................................................................................................16

Заключение.............................................................................................................20

Список используемой литературы.......................................................................22

Введение

Цель настоящей работы состоит в исследовании информации в системе социального управления.

Актуальность темы обуславливается тем, что информация стала рассматриваться как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. 1

С развитием производства и ускорением темпов развития общества информация приобрела свойства товара и стала объектом рыночных отношений, значимость которых потребовала их правовой регламентации.

Термин «информация» уже более 50 лет используется в журналистике, где он выступает одной из центральных и наиболее общих категорий. Кроме того, математические методы теории информации используются в физике, химии, географии, геологии и ряде других наук о неживой природе. Информационные идеи применяются в биологии, где предполагается, что само появление жизни было связано с преобразованием генетической информации; в психологии, физиологии нервной высшей деятельности, педагогике. Особое место понятие «информация» заняло в длинном ряду социальных наук – теории управления, экономике, политике и т. д

Приступая к изучению курса, прежде всего нужно ознакомиться с важнейшими понятиями, для того, чтобы иметь представление о чем идет речь.

Социальная информация – ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Информация – это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности, доля которой постоянно возрастает. Можно сказать, что информация – это инфраструктура интеллектуальной собственности, ибо интеллектуальная собственность берет, начало с информации как фундаментальной базы.

Особенно велико значение информации (процессов ее сбора, хранения, переработки и использования) в управлении общественными делами, социальными процессами.

Достоверная информация необходима для всех этапов управления: постановки целей, оценки проблемной ситуации, принятия управленческих решений, для организации и регулирования управляющей системы.

Субъект управления также должен быть информирован о результатах выполнения принятых решений, на основе чего он корригирует прошлые решения и принимает новые, с учетом допущенных ранее просчетов и неоптимальных действий. Поэтому сбор и переработка информации, ее эффективное использование – необходимый компонент управления. Информация, используемая в управлении обществом, по самой своей природе, социальная. Отражая общественные отношения (в широком смысле), отношения и процессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации.

    Источники и виды социальной информации

Информация классифицируется по различным основаниям: 2

Сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная);

Источникам поступления (внутренняя и внешняя);

Материальным носителям (бумажная, электронная, электрическая);

Формам носителей (средства массовой информации – радио, телевидение, печатная – книги, газеты, журналы);

Периодам использования (условно-постоянная – справочная, нормативная и переменная – оперативные сведения);

Видам основных функций управления (прогнозная, организационная, контрольно-учебная, регулятивная);

Характеру представления (количественная и качественная).

Не всякое знание может рассматриваться как информация, для понимания ее сущности большое значение имеет ее смысловое содержание.

К информации и информационному обеспечению обычно предъявляются определенные требования:

1) полнота – отражение в полной мере управляемых процессов;

2) достоверность – формирование на основе объективных данных;

3) оперативность – поступление в сроки, достаточные для принятия своевременного решения;

4) недопустимость неиспользуемых сведений («шума»), осложняющих принятие решений;

5) прозрачность – невозможность различных толкований;

6) экономичность затрат при сборе информации, максимально возможная сохранность, наибольшее агрегирование (сжатие) при передаче на более высокий уровень управления.

Важно подчеркнуть, что информация, которой располагает человек, может быть обыденной, эмпирической, позволяющей человеку ориентироваться в своей повседневной жизни, и систематизированной, научной.

Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем ее характер зависит прежде всего от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены, а также от компетенции управляющего субъекта.

Если объектом управления выступает общество в целом, а решение предусматривает преобразование его существенных сторон, необходима комплексная информация о состоянии всех сфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой.

Если речь идет об управлении какой-то отдельной сферой жизни общества, то информация должна отражать, прежде всего, состояние этой сферы. Скажем, для управления экономикой преимущественно необходима производственно-экономическая информация, политической сферой – политическая информация и т. д.

Управление любой сферой общественной жизни, любым объектом есть и организация труда людей – непременных компонентов любой общественной системы. Поэтому управление обязательно предполагает сбор и переработку социальной информации, касающейся состояния отношений больших групп людей – классов, наций, производственных и иных коллективов, а также отдельных личностей.

Например, управляя производственно-технической деятельностью какого-либо предприятия, важно располагать данными о состоянии присущего ему «социального микроклимата», то есть о людях, которые работают на данном предприятии, о сложившихся между ними отношениях.

Специфическая, причем зачастую весьма сложная и разносторонняя, информация необходима в административно-правовом управлении, призванном регулировать организацию, полномочия и ответственность распорядительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц, а также определять права и обязанности граждан и организаций в различных областях исполнительно-распорядительской деятельности.

Информация, используемая в управлении общественными системами, являет собой сложную совокупность, взаимодействие различных информационных потоков:

Исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленческих решений;

Сами решения, или управленческие команды, предопределяющие организацию управляющих и управляемых систем;

Регулирующая информация, представленная различного рода параметрами, нормативами, законами, инструкциями, технологическими картами и т. д.;

Оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующая ее состояние;

Внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно (функционально или структурно) связанных с данной системой; контрольно-учетная информация, характеризующая течение и результаты работы системы.

Отобрать из многообразия информации данные, имеющие для управления существенное значение, – важная и трудная задача.

Всю информацию можно подразделить: 3

1) на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация);

2) потоки информации, циркулирующей между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).

Информация внутреннего порядка обеспечивает взаимодействие между звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей перед системой общей цели. Информация внешнего порядка устанавливает коммуникации данной системы с другими системами, оказывающими на нее различного рода воздействие.

Особенно большое значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи – от субъекта к объекту (прямая информация); потоки, циркулирующие по каналам обратной связи – от объекта к субъекту (обратная информация).

Надлежащая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление на объект различного рода (исходных, корригирующих, контролирующих и т. д.) команд со стороны субъекта, а обратной информации - поступление в субъект данных о состоянии объекта и достижении (или недостижении) поставленной перед ним цели.

Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Решить задачу оптимума информации весьма трудно, поскольку социальные системы вследствие их многокомпонентности и разнообразия внутренних и внешних взаимодействий являют собой широкую сеть альтернатив, причем не столько равновероятностных, сколько разновероятностных.

Естественно, что оптимальное количество информации об общественной системе представляется в натуральном выражении достаточно большим. К тому же часть информации, поступающей от объекта к субъекту, теряется, часть искажается в результате ряда помех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выбор сообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются в субъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта, компетентности, психических особенностей.источниках экономической и социальной информации . Данной теме посвящены статьи... Беларуси представлена тремя видами социальных программ: социального страхования; социальной помощи и социального обслуживания» со следующей...

  • Освещение социальной работы в СМИ

    Реферат >> Социология

    Интернета к массовой коммуникации, которая является видом социальной деятельности, имеющей субъект, объект, определенную... . – 2007. - № 5. – С. 18-22. Интернет-источники 44. Агентство социальной информации . www.asi.org.ru ...

  • Социально -культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология

    Объединению людей, занимающихся конкретным видом социально -культурной деятельности. Источником и благоприятной средой для возникновения... необходимой информации , приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной ...

  • Реферат >> Социология

    Общественное мнение аккумулирует в себе различные виды социальной информации – политическую, экономическую, идеологическую, психологическую и... к общественному мнению, как информационному источнику повышает управленческую ценность принимаемых решений...

  • Социальная информация ‒ это те сведения и сообщения, которые передаются в процессе общения. Это совокупность эмоциональных и иных воздействий, передаваемых участниками коммуникационного процесса. Это знания и эмоциональные посылы, передаваемые людьми последующим поколениям.

    Что представляет собой социальная информация

    Существуют различные каналы передачи подобных сообщений, несущих просветительную и образовательную функции. Например, наиболее ярко невербальные социальные сообщения передаются посредством традиционной культуры. В современном обществе важным каналом обмена такими данными являются

    Понятия "информация" и "социальная информация" неразрывно между собой связаны. Только, в отличие от первой, являющей собой знания об обществе, вторая отличается своей динамичностью и в полной мере отражает процессы, происходящие при социальной коммуникации. В процессе эволюционного развития общества произошло усложнение структурной части социальной информации. Если раньше поведение человека регулировалось выработанными поколениями генетическими знаниями, то в настоящее время общество предпочитает оперативную информацию, отличающейся своим многообразием и оперативностью.

    Виды общественной информации

    С точки зрения информацию данного типа можно классифицировать на следующие виды:

    • специальная;
    • массовая.

    Другой способ деления основан на том, при помощи какого способа она отражается в сознании человека. Различают эстетическую и логическую составляющие социальной информации.

    Помимо этого, существуют виды социальной информации, основанные на чувственном восприятии поступающих к человеку данных от окружающего мира. В соответствии с этим различают тактильный, аудиальный, вкусовой и другие виды.

    Методы систематизации

    Социальная информация ‒ это данные, которые нуждаются в периодическом сборе и систематизации. Например, социальная информация может быть получена следующими методами:

    • наблюдение;
    • анкетирование;
    • анализ;
    • экспертный опрос;
    • социальный эксперимент и др.

    Наибольшее распространение получил метод социологического наблюдения, подразумевающий проведение и взятие интервью. Данные методы позволяют получить максимально актуальные, надежные и достоверные сведения.

    Как осуществляется сбор социальных сведений

    Сбор данных является важным этапом любого социологического исследования. При этом сбор социальной информации осуществляется комплексно, с применением сразу нескольких методов. Например, анализ документов является традиционным и достаточно надежным методом, который часто выступает в качестве формализованного и дополнительного способа получения нужных социологических данных. Универсальным и часто используемым методом является опрос, который может проходить в форме прессового или раздаточного анкетирования, в форме стандартизированного интервью, а также свободного, лишенного формальностей интервью. Социологическое наблюдение — метод сбора первичной социологической информации, который осуществляется путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования.

    Цели и задачи

    Социальная информация ‒ это все накопленные знания о мире, которые используются человечеством в самых различных сферах их жизнедеятельности. Отсюда можно выделить следующие функции:

    • научно-познавательная;
    • идеологическая;
    • управленческая;
    • коммуникативная и др.

    Каждая из этих функций строго специфична, однако целесообразно рассматривать их в комплексе. Некоторые пары функций неразрывно связаны между собой, как, например, коммуникативная и управленческая. Примечательно, что социальная информация никогда не перестает быть ценной. Даже в том случае, если теряется ее актуальность, она остается незаменимым источником различных исторических фактов.

    Социальная информация - это прекрасная возможность хорошо ориентироваться в окружающем каждого человека реальном мире, а также максимально объективно эту реальность воспринимать. Возможность наблюдать за окружающей обстановкой и принятыми в том или ином коллективе нормами дает возможность индивиду правильно ориентироваться в окружающей обстановке, а также строить свое поведение таким образом, чтобы оно органично вписывалось в уже существующие правила.

    Каналы передачи

    Человек получает необходимую для него информацию при помощи различных социокультурных институтов, в качестве которых могут выступать: семья, образование и средства массовой коммуникации. Семья выступает в качестве первого социокультурного института, откуда человек получает самое первое представление об окружающем его мире. Поэтому сложно переоценить роль семьи в формировании и передаче социальной информации последующим поколениям. Телевидение и интернет позволяют получать самые различные знания о мире и о нормах коммуникации в нем.

    Наконец, образовательно-просветительные институты, а также система непрерывного образования обеспечивают современного человека достоверной и актуальной информацией. Немаловажное значение имеет непосредственное общение между людьми. Они при помощи устных или письменных сообщений участвуют в обмене социальной информацией. Однако наибольшее распространение в настоящее время получила общественная информация из интернета. Для большинства современных людей это наиболее простой и быстрый способ получения сведений в текстовой форме, а также в форме аудио- или видеофайла.

    Она дает нам общее представление о том, в каком состоянии в настоящее время находится социально-педагогическая система, а также о том, каким образом обеспечиваются потребности в информационных ресурсах в образовательном процессе. Она является важнейшим интеллектуальным ресурсом, активно используемым современным обществом.

    Социально-педагогическую информацию невозможно представить без использования информационных технологий, позволяющих существенно ускорить процессы сбора, переработки и хранения ресурсов. Она является важной частью общественной интеллектуальной собственности. Более того, с каждым годом ее значение все более возрастает. Достоверные данные такого типа необходимы в процессах управления. Социальная информация позволяет принимать правильные управленческие решения, а также корригировать ранее принятые решения. Собирать, систематизировать и применять данную информацию крайне целесообразно во всех сферах жизни и во всех видах человеческой деятельности, так как это способствует принятию обоснованных, адекватных текущей ситуации действий.

    Обобщение полученных исследовательских данных

    Затрагивая различные сферы общественной жизни, социальная информация может классифицироваться на экономическую, политическую, социальную. Различают также бумажную, электрическую и электронную в зависимости от того, какой именно материальный носитель используется для ее передачи. Формально в качестве носителей информации применяются печатные издания, радио и телевидение. В зависимости от поставленных целей социальная информация может быть представлена качественно или количественно. Рассматривая поступление данных от объекта к субъекту и наоборот, можно выделить прямой и обратный тип передачи данных.

    Из социальных данных может быть сформирована справочная информация, включающая в себя нормативные сведения, или же Последняя обладает переменным периодом использования и характеризуется быстрыми сроками сбора. В зависимости от того, к каким именно функциям управления относится социальная информация, она классифицируется на следующие виды:


    Методы сбора социально-педагогической информации

    Анализ документов позволяет получить данные о тех событиях, наблюдение за которыми уже не представляется возможным. Однако доклады, протоколы, публикации и другие источники могут предоставить ценную статистическую социальную информацию. Архивные исследования предоставляют уникальную возможность изучить то или иное социальное явление, затрагивая более широкий временной интервал. Архивное исследование предполагает работу с данными переписи населения, фольклором, личными письмами, а также газетными материалами и различными статистическими отчетами.

    Другим, не менее важным методом социальной информации является наблюдение, в процессе которого собираются первичные эмпирические сведения. Главным достоинством данного метода является независимость и максимальная объективность получаемых данных, а также возможность запечатления самого процесса человеческого общения и его элементов. Эксперимент является наиболее ценным и в то же время наиболее сложно выполнимым методом сбора социальной информации. В совокупности все существующие методы поведения человека направлены на познание и улучшение коммуникативного процесса. В этом заключается главная функция социальной информации.

    Проблема классификации социальной информации достаточно сложна, так как любая классификация всегда относительна. В разных областях знаний и сферах деятельности существуют свои подходы к ее систематизации и упорядочению. Ее можно группировать, используя разные признаки.

    Философ В.Г. Афанасьев предложил классифицировать социальную информацию на основе ее соотношения со временем , в котором она создана и используется. На этой основе он подразделяет информацию на три больших класса.

    1. Информация о прошлом, о том, что было с человечеством, обществом, человеком. Это историческая память, которая не подлежит забвению. Народ, лишенный истории, не имеет будущего.

    2. Информация о настоящем , о действительном, о том обществе, в котором мы живем и трудимся. Ее источником является мировое сообщество и различные сферы социальной жизни: духовная, экономическая, научно-техническая и др. Эти сферы порождает разные виды информации.

    3. Информация о будущем (прогнозная), связанная с предвосхищением состояния социальной системы самого разного уровня – от семьи, трудового коллектива до общества в целом. Прогнозирование – это познание будущего состояния системы на основе анализа ее опыта, истории и современного состояния. Этот тип информации позволяет создать модель будущей системы на различные периоды времени и направить систему на реализацию модели.

    Одним из видообразующих признаков классификации социальной информации является ее общественное назначение . С этой точки зрения информация подразделяется на массовую и специальную .

    Массовая информация представляет собой сообщения о знаниях, эмоциональных настроениях, волевых воздействиях, которые необходимы и важны, полезны или интересны для всех членов общества. Она адресована и доступна каждому человеку. В свою очередь массовая информация подразделяется на публицистическую, эстетическую и обыденную.

    Обыденная или бытовая - это массовая социальная информация, выражающая общественное мнение, социально-психологические чувства и настроения, регламентирующая поведение членов общества и ориентирующая их в социальной среде.

    Публицистическая информация нацелена на утверждение в общественном сознании определенных духовных ценностей. Ее отличительная особенность – ярко выраженная социально-воспитательная направленность. Содержание публицистической информации затрагивает все стороны общественного сознания и бытия – политику, экономику, международную жизнь, науку, образование, искусство и т.д. Средствами распространения такой информации являются периодическая печать, радио, телевидение, электронные коммуникации.

    Эстетическая или художественная информация – является специфическим видом массовой социальной информации, обладающим свойством воздействовать на эмоциональную сферу человека при помощи художественных образов. Эстетическая информация характерна для сферы искусства. Поскольку произведения искусства адресованы всему обществу (современникам и последующим поколениям), есть все основания отнести эстетическую информацию к категории массовой социальной информации.

    Способность воздействовать на эмоциональную сферу человека обладают все виды социальной информации. Однако эстетической информации присуща образно-художественная форма, особые знаковые системы – и в этом заключается ее специфичность.

    Специальная информация представлена в виде коммуникационных сообщений о знаниях и управляющих воздействиях, адресованных различным социальным группам: управленцам, предпринимателям, политическим и религиозным деятелям и др. Специальных видов информации существует достаточно много и все они обусловлены определенными сферами социально-экономической жизни общества. На представленной ниже схеме приведены примеры соответствия социальной информации конкретным сферам деятельности.

    Сведения, предназначенные для передачи, находятся в сообщении. Содержанием сообщения является информация. В связи с этим информацию можно структурировать в соответствии с ее содержанием (политическая, юридическая, экономическая, военная, социологическая, историческая, философская, религиозная и др.). Таким образом, перечисленные сферы можно дифференцировать за счет отраслевого деления информации (экономика – экономическая – коммерческая – финансовая и т.д.).

    Один из признаков классификации информации основан на способе ее отражения человеческим сознанием . Левое полушарие головного мозга осуществляет логическую деятельность, а правое – образно-ассоциативную. В соответствии с этим информацию условно можно подразделить на логическую и эстетическую .

    Логическая информация является результатом познания и логического осмысления законов природы, общества и мышления. Она разнообразна и дифференцируется по принадлежности к различным областям человеческой деятельности. Эстетическая информация образуется путем образно-ассоциативного отражения действительности. В совокупности с физиологическими особенностями восприятия эстетическая информация распространяется через живопись, музыку, кино, театр и т.д.

    Структурировать социальную информацию можно и по другим признакам:

    а) по способу восприятия информация подразделяется на визуальную, аудиальную и тактильную);

    б) по степени гласности выделяют открытую, т.е. общедоступную и ограниченного доступа, имеющую грифы «секретно», «конфиденциально», «для служебного пользования»);

    в) по способу хранения и передачи различают устную и информацию, зафиксированную на печатном или электронном носителе;

    г) по способу распространения социальная информация может быть опубликованная (распространенная путем тиражирования документов) и неопубликованная, не рассчитанная на широкое распространение.

    Информация используется разными потребителями, для разных целей, в разных условиях и областях деятельности, поэтому оснований для классификации может быть достаточно много. Например, в организации циркулирует информация, которую можно классифицировать по месту возникновения (входная, выходная, внутренняя, внешняя); по функции управления (плановая, организационная, распорядительная, информационно-справочная, учетно-отчетная); по стадии обработки (первичная, вторичная, промежуточная и результативная).

    Реализация социальной политики немыслима без сбора и обработки большого количества информации об обществе и тех процессах, которые в нем протекают. Подобную информацию называют социальной информацией. Сам термин «соци­альная информация» и возник, чтобы оттенить проблемы информационного взаи­модействия в социальных (общественных) системах от информационных процес­сов, протекающих в физических и технических системах.

    Социальная информация обладает новыми свойствами по сравнению с той ча­стью информации, которая циркулирует в физических и технических системах. К этим свойствам относятся: смысл, ценность, достоверность, оперативность. Смысл - это инвариант относительно средств передачи информации, выражающий содер­жание данной информации (т.е. то отраженное разнообразие, которое приходит к получателю). Ценность информации - это ее полезность для получателя (т.е. только то отраженное разнообразие, которое позволяет получателю решать какие-либо про­блемы, является полезным). Достоверность - это истинность информации. Опера­тивность - это включение информации в коммуникативную систему общества не­посредственно после возникновения данной информации.

    Особенность социальной информации в том, что она никогда не теряет ценности. Потеряв актуальность, она становится носителем исторических фактов. Социальная информация имеет непо­средственное отношение к предметной деятельности людей, к социальной практике.

    Социальная информация выполняет следующие функции: управленческую, ор­ганизационную, идеологическую, воспитательную, коммуникативную (т.е. по пе­редачи сведений другим индивидам во времени и в пространстве) и отражатель­ную (научно-познавательную). Все эти функции неразрывно связаны друг с другом и вместе с тем каждая из них имеет свою специфику. Управленческая функция не­разрывно связана с коммуникативной. Именно коммуникативность информации позволяет осуществлять управление. Задача субъекта управления обеспечить наи­большую степень коммуникативности своей информации для объекта управления. Научно-познавательная функция тесно связана и с коммуникативной, и с управ­ленческой функциями. С коммуникативной потому, что значительную часть науч­ной информации человек получает в процессе общения и обмена информации. С управленческой потому, что новые знания приобретаются, как правило, не ради самого знания, а ради управления природными и социальными процессами. С дру­гой стороны, отражательная функция отличается от коммуникативной тем, что процесс связи между объектом и субъектом познания, как правило, обходится без помощи знаков. Идеологическая и воспитательная переплетаются так тесно, что трудно отделить одну от другой. А все вместе функции способствуют выполнению организационной функции.



    Существуют разные критерии деления социальной информации. Большинство из них основываются на роли информации, которую она играет в процессе приня­тия решения. В этом случае информация подразделяется на следующие попарно непересекающиеся множества:

    На относящуюся к данному вопросу и не относящуюся (соответственно реле­вантная и нерелевантная);

    На принятую во внимание и не принятую

    Кроме этого, информацию подразделяют на следующие множества:

    Входная и выходная;

    Командная (с помощью которой субъект управляет системой);

    Шумы (ненужная информация, влияющая на управления системой)

    Социальную информацию классифицируют по функциям управления дующие типы:

    Исходную;

    Организационную;

    Регулирующую;

    Учетную;

    Контрольную.

    На современном этапе у социальной информация выявлено еще одно - структурообразующее. Данное свойство заключается во взаимном влиянии накопления информации и информационных процессов на структурные характеристики экономики и других ключевых социальных систем.

    5. Практические вопросы информационного обеспечения социальной политики и основные её направления

    Социальная информация - основа социального управления - включает в себя такие важные для социальной политики понятия, как показатели социального положения и социального развития.

    Социальная информация, необходимая для реализации социальной политики, аккумулируется двумя способами:

    Сбором статистических данных;

    Проведением различных социологических опросов.

    Статистические данные представляют собой объективную, независящую от сознания конкретных людей информацию. Данные социологических опросов - это субъективная информация, выражающая отношение конкретных людей к тому или иному явлению.

    6. Социальная информация и ее свойства.

    Социальная статистика - одна из важнейших сфер приложения статистиче­ского метода - дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределе­нии благ между ними.

    Понятие «социальная статистика» имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности.

    Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе.

    Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

    7. Функции социальной статистики.

    Основные задачи социальной статистики:

    Систематический анализ ситуации в социальной сфере;

    Анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социаль­ной сферы;

    Изучение состава и характеристик статистических и реальных социальныхгрупп;

    Изучение уровня и условий жизни населения;

    Оценка степени дифференциации всех характеристик уровня и условий жизни населения;

    Прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу;

    Исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация;

    Оценка степени соответствия фактических параметров их нормативным значе­ниям;

    Выяснение соотношения и роли объективных и субъективных факторов;

    Исследование взаимодействия социальных процессов с другими составляющими общественного развития.

    Социальная статистика разрабатывает специальную методологию получения информации: отбора, измерения, фиксации и агрегирования данных. В ней исполь­зуются различные инструментальные измерительные системы и показатели, кото­рые специализированы для соответствующих социальных структур.

    В настоящее время ещё не сложилась общепринятая структура направлений социальной статистики. В одних источниках к наиболее важным относят следую­щие:

    Статистика политической системы;

    Моральная статистика (девиантного поведения);

    Статистика населения и трудовых ресурсов;

    Статистика уровня жизни населения;

    Статистика здравоохранения и сферы обслуживания населения;

    Статистика жилищно-коммунального хозяйства;

    Пассажирского транспорта и связи по обслуживанию населения;

    Статистика образования; культуры, спорта, досуга;

    Статистика состояния окружающей среды и природных ресурсов.

    В других источниках к подобным направлениям относят:

    Статистику потребления населением материальных благ и услуг;

    Статистику уровня жизни;

    Статистику труда и заработной платы;

    Статистику населения;

    Статистику здравоохранения и социального страхования:

    Статистику социального обеспечения;

    Статистику физической культуры и спорта;

    Статистику образования;

    Статистику науки;

    Статистику культуры;

    Статистику средств массовой информации;

    Статистику жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания на­селения;

    Политическую статистику:

    Статистику партийных и общественных организаций;

    Судебную статистику;

    Социальная статистика использует как количественные, так и неколичественные данные, которые либо можно упорядочивать (измеренные на порядковой шка­ле), либо нельзя упорядочивать (измеренные на номинальной шкале).

    Социальная сфера развивается под воздействием множества факторов. Подоб­ные факторы можно разбить на группы факторов, к которым относятся:

    Экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характеров и типов собственности на предприятиях, распре­делительных отношений;

    Политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие:

    Правовые, обусловливающие законодательные нормы правоотношения и области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населе­ния;

    Культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их ре­гиональных особенностей на социальные отношения;

    Природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;

    Социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, ми­грацию, занятость, профессионально-квалификационную структуру:

    Национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обы­чаев;

    Социально-психологические, представляющие особенности проявления в со­циальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

    Показатели социального положения и социального развития являются сово­купностью объективных и субъективных показателей, отражающих эффектив­ность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нрав­ственные ценности и установки людей, получаемые путем анализа социальной статистики и в ходе опроса жителей региона и экспертов, а также показателями, характеризующими стороны наиболее острых, нерешенных в регионе проблем. Особую группу показателей составляют нормативные показатели перспективно­го развития социальной сферы, добываемые в ходе экспертных опросов и из нормативных документов.

    Вся система данных показателей может быть разбита на восемь разделов:

    9. Социально-демографический (динамика численности населения, включая по­ловозрастную характеристику, рождаемости, смертности, средней продолжи­тельности жизни по различным половозрастным, профессиональным и регио­нальным группам, численности семей, их состава, брачностно разводимое миграции и характеристика мигрантов, пороговые значения социально-демографических показателей).

    10. Социально-трудовой {характеристика трудовых ресурсов и их расстановки, потребностей общественного производства в рабочей силе, динамика занято­сти" и характеристика безработицы населения, условия труда, оплата труда, по­роговые значения безработицы, деградации трудового потенциала). Уровня и качества жизни населения (динамика денежных, реальных, средне­душевых доходов, потребления товаров, денежных сбережений, соотношения платежеспособного спроса и предложений товаров и услуг, с учетом диффе­ренциации по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значе­ния уровня и качества жизни населения).

    11. Жилищного обеспечения населения (характеристика жилищного фонда по ти­пу, метражу, принадлежности, благоустройству, потребности улучшения усло­вий проживания, пороговые значения жилищных условий).

    12. Здоровья населения и здравоохранения (динамика заболеваемости и ее харак­теристика, причин смертности, инвалидности, характеристика медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).

    13. Народного образования, культуры, информационных услуг (динамика количе­ства обучающихся, посещающих дошкольные и внешкольные учреждения, ха­рактеристика образовательной инфраструктуры и инфраструктуры культуры, кадрового потенциала, пороговые значения образовательных и культурных показателей).

    14. Экологической и социальной безопасности (динамика показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов, материальных затрат на обеспечение эколо­гической безопасности, преступности, пороговые значения экологических по­казателей и показателей криминогенности).

    15. Социально-психологического самочувствия населения (социальные удовле­творенность, ущемленность, тревожность, напряженность, толерантность, конфликтность).

    16. Система региональных социальных показателей хороший инструмент, позво­ляющим обеспечить потребности региональных органов управления в информа­ции, характеризующей различные стороны социальных условий.

    В широком смысле социальная информация - это информация, циркулирующая в обществе и используемая для управления общественными и социальными процессами. Она представляет собой сведения о социальной форме движения материи в мире и обо всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, вовлечены в функционирование общественной жизни. Главная сущность социальной информации заключается в том, что она несет на себе глубокий след классовых, национальных и иных отношений, потребности, интересы, психические черты коллектива и индивида, отношения в котором информация отражает положения социума, а социум, в свою очередь, пользуется данной информацией для своих целей. В узком смысле слова социальной является информация, которая касается, отношений людей, их взаимодействия, их потребности и интересы в общества. В управлении отраслью, предприятиям чрезвычайно важна информация о всех важных аспектах своей социальной структуры, таких как контингент, отноношения различных социальных групп, которые раскрывают социальные процессы, происходящие на предприятиях всех отраслей.

    Опыт социального планирования является доказательство, стремления общества повысить свою способность управлять процессами, происходящими в рамках отдельных социальных подсистем.

    Социальная информатика


    Под современным понятием “информатика” понимается определенная сложившаяся система знаний о производстве, переработке, обращении, обмену,хранении и распространении всех видов информации в обществе, природе, а так же на всех технических устройствах (в натуральных и созданных человеком системах).
    Однако, в обществе, постепенно утвердилось представление, согласно которому понятие "информатика" связано только лишь с технической средой. Возникла потребность определить отльное предметное поле исследований для специалистов, занимающихся изучением информатизации современного общества одним специальным названием.
    Предметом изучения социальной информатики, как науки являются все процессы информатизации общества, а также их влияние на происходящие социальные процессы, в том числе - на развитие и положение индивида в обществе, на изменение всех социальных структур общества под влиянием информатизации нашего общественного пространства.

    Социальная информатика – это отдельная наука, всесторонне изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.
    Это новое научное направление возникло на стыке информатики, социологии, психологии и философии. Впервые понятие "социальная информатика" было предложено еще в 1971 году.
    Социальная информатика зачастую рассматривается как некая научную базу формирования для зарождения современного информационного техничегоского общества в том виде, каким мы его знаем сейчас.
    Социальная информатика, как и любое научное знание имеет отдельную многоуровневую структуру:

    · 1 уровень - теоретико-методологический. Включает в себя основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе;

    · 2 уровень – средний. Включает в себя изучение экономических, правовых, психологических и других аспектов информатизации человеческого общества;

    · 3 уровень – эмпирический. В него входит изучение социальных аспектов нашего создания, внедрения и адаптации информационных технологий в различных областях.


    Заключение

    В современном обществе понятия информатика и социальное управление тесно переплетены. Глубокий, всесторонний, системный анализ социальной информации в масштабах общества позволяет выявить определенные общие тенденции в течении социальных процессов в социуме, позволяет сравнивать и предсказывать возникающие тенденции в разных областях общества, установливать причинные зависимости колебаний социальных показателей, а также факторы, определяющие характер социальных процессов, для выработки мероприятия по управлению ими. Одним из важнейших путей решения этой задачи явдяется правильная постановка информации в коллективе о намеченных целях и ходе их достижения. Правильно организованная система информации в коллективе предполагает информационный обмен не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», так как только при наличии полной и необходимой информации о состоянии всех сторон жизни и деятельности коллектива, о мнениях и настроениях рабочих, об их отношении к выполнению задач, стоящих перед предприятием, руководитель может принимать правильное решение по управлению предприятием, от которого во многом будет зависеть психологический настрой как коллектива в целом, так и каждого исполняющего эти решения работника в отдельности.