Социальная структура организации. К характерным чертам социальной организации относят

Основные понятия

Организация, элементы организации, социальная структура, цели, участники, технология, внешняя среда, буферная стратегия, стратегия наведения мостов, управление, планирование, организация ресурсов, выдача распоряжений, контролирование, инновация, бюрократия.

Словарь

1. Организация -- социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и создание высокоформализованных структур.

2. Управление -- функция особого органа в организации, которая обеспечивает направление деятельности всех элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение организации в целом от поставленных целей.

3. Бюрократия -- 1. Тип организации, управление в которой основано на безличных, письменных инструкциях и иерархии, проводящей явное различие между «ведомством» и должностными лицами, а официальные должности заполняются на основе формальной квалификации. 2.Организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и различаются формальными правами и обязанностями. 3. (Буквально) управление должностными лицами. 4. (Уничижительное) обозначение формальных неэффективных организаций из-за громоздких правил, «бюрократизма» и процедур, съедающих время.

4. Адхократия -- организационная структура, основу которой составляют временные рабочие группы, собирающиеся для решения только какой-либо задачи.

Сущность и структура социальной организации

Можно выделить четыре направления в определении организации.

1. К. Барнард считает, что организация -- это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью.

2. Д. Марч и Г. Саймон полагают, что организация -- это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащем центральную координирующую систему. Все это делает организацию похожей на отдельный сложный биологический организм.

3. П. Блау и У. Скотт определяют организацию как группу, создаваемую для достижения специфических целей и обладающую структурой.

4. По мнению А. Этциони, организации -- это социальные объединения (или человеческие группы) сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей.

Все теоретики выделяют две особенности организаций, отличающих их от других социальных групп.

В первую очередь, организации целесообразны -- в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для него результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, больница существует для лечения больных, политическая партия -- для приобретения власти и т. п. Во-вторых, организация -- это такая группа, которым свойственна высокая степень формализации. Это означает, что вся сфера поведения ее членов охвачена правилами, регламентами, определяющими обязанности, взаимоотношения на службе и субординацию независимо от личностных качеств членов организации.

На основании вышеперечисленных можно определить организацию как социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высокоформализованных структур.

Рассмотрим отдельные элементы организации (простейшая модель):

Социальная структура -- совокупность существующих достаточно долгое время упорядоченных и типичных связей между элементами общества. Иногда ее определяют как всякую повторяющуюся модель социального поведения. К. Дэвис выделяет в социальной структуре ее нормативную и поведенческу ю стороны.

Нормативная структура включает ценности, нормы и ролевые ожидания, которые организованы так, что составляют относительно связанные и стойкие системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членов организации. К ценностям можно отнести признаки привлекательности и разумного выбора целей, своего рода организационные идеалы. Нормативная структура обезличена, навязана внешней средой. Поведенческая структура (в соответствии с Дж. Хомансом) состоит из действий, взаимодействий, симпатий и антипатий. Люди, находящиеся в рамках нормативной системы, взаимодействуют под влиянием личных чувств, предпочтений, интересов.

Социальная структура организации различается и по степени формализации.

Формальная социальная структура -- это структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации. Формальная структура организации определена в штатном расписании, определяющем количество должностей, их функции, обязанности и права. При этом директор может быть умным либо глупым, активным, пассивным, юмористом, меланхоликом. На формальную должность личные качества не влияют.

Неформальная структура -- структура, в которой социальные позиции, формируются на основе личностных характеристик, доверия и престижа. Она может совпадать с формальной частично, или не совпадать вовсе, что влияет на достижение целей организации.

Цели -- желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Социологи выделяют три вида организованных целей: задания, ориентации, системы.

Цели-задания -- это поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня, например, рынком. Задания определяют цель существования организаций. К целям-заданиям можно отнести, например, преподавание в школе, лабораторные работы в научно-исследовательском институте.

Цели-ориентации -- совокупность целей каждого участника организации и обобщенных целей коллектива, реализуемая через организацию. Очень важно чтобы ориентации не расходились с заданиями, иначе работа организации станет неэффективна.

Цели-системы -- это стремление организации сохранить себя, выжить в окружающем мире. Системы должны органично вписываться в цели и задания, иначе организация выродится. Задания, ориентации, системы -- цели основные. Помимо них организация ставит перед собой промежуточные цели: укрепление дисциплины, реорганизация, повышение эффективности работы и т. п. Каждая промежуточная цель соответствует разделению ориентации на уровни и отделы.

Члены организации -- ее участники -- персонал, взаимодействующий друг с другом в соответствии с нормативной и поведенческой структурой.

Технология -- в организации существует в трех видах. Во-первых, как система физических объектов, составляющих организацию (материалы, компьютеры, принтеры, ксероксы и т. п.). Во-вторых, как физические объекты, соединенные с человеческой активностью (компьютер и веник различаются при этом только тем, что для их изготовления совершаются разные действия). В-третьих, как ноу-хау -- систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практических действий. Развитие технологии возможно лишь на основе сосредоточения внимания на сложных, неанализируемых решениях проблем организации, на обоснованных инновациях.

Внешнее окружение . Все организации для того, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром. Из внешнего мира в организацию поступают культурные образцы, профессии, материальное обеспечение. Члены организации (за исключением, пожалуй, обитателей монастыря) одновременно входят в состав других организаций, которые могут значительно изменять их поведение. От окружения зависит технология, ресурсы, цели.

На организации решающее влияние оказывают политическая система и государство, рынок -- в лице конкурентов и рабочих, экономика, социальные и культурные факторы, внешние образцы технологий. Организация -- для того, чтобы выжить -- должна адаптироваться ко всем требованиям окружающей среды, выбрать по отношению к ней соответствующую стратегию поведения. Если организация стремится к автономии от окружения, такую стратегию называют буферной . Если организация стремится расширить и укрепить связи с окружающим миром, такую стратегию называют стратегией наведения мостов . К буферным относят стратегию ужесточения контроля входа в организацию информации, ресурсов, людей, стратегию складирования и расширения организации.

К наведению мостов относятся стратегии заключения сделок, переговоров, взаимного проникновения и т. д.

Социологи Западной Европы и США выделяют в качестве важного элемента организации еще и организационную культуру . Это совокупность норм, ценностей, мнений, которые отражаются в поступках сотрудников на всех уровнях организации и образуют неписаный кодекс поведения. Исследованы три свойства организационной культуры:

1. Оргкультура пластична, поддается манипуляции и может проектироваться и формироваться руководством в сфере бизнеса.

2. Оргкультура является определенной объединяющей силой.

3. Она связана с организационной эффективностью и успехом данного бизнеса.

Функции организационной культуры -- формирование солидарности (чувства принадлежности сотрудников к фирме), выгодных для фирм образцов поведения служащих, формирование неформального социального контроля и самоконтроля и т. д.

Организационная культура создает мотивацию на достижение, т. е. постановку себе умеренно трудных, но достижимых задач. Сотрудники, таким образом, учатся реально оценивать свои способности, не рисковать понапрасну, добиваться уважения коллег и наград от руководства. Однако в организации складываются группы со своими особыми культурными образцами поведения. Если идея организационной культуры противоречит неформальной культуре групп, то маловероятно, что она сложится, сколько бы усилий не вкладывали в это руководители организации. Ну и конечно на организационную культуру оказывает воздействие внешняя среда.

Социологи выделяют два основных типа организаций -- формальная и неформальная.

Формальная (административная) организация -- это по сути формальная социальная структура. Она включает в себя: 1) распределение функций между отделами организации; 2) субординацию должностей -- объем и меру ответственности в принятии решений на разных уровнях; 3) систему коммуникаций -- средства и каналы передачи информации; 4) руководство -- организацию процесса управления.

Неформальная организация -- совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношений между ними.

Поистине вездесуща. Люди работают в организациях разного типа, живут в организованных поселениях, покупают все, что требуется для жизни, в основном в торговых организациях, учатся, отдыхают, рождаются, отправляются на кладбища в организациях или через них. Поэтому в возникновении, функционировании и развитии общества ничего нельзя понять без изучения его организационных форм.

Ключевое понятие, с которого следует начать анализ феномена организации, — это социальная система. Что она собой представляет? Социальная система есть особый класс систем (наряду с техническими, биологическими, кибернетическими, экологическими и др.), элементами которых являются люди и возникающие между ними отношения. В другом смысле это понятие означает ту или иную социальную общность. К наиболее развитому виду систем относится социальная организация, для которой характерны такие системообразующие качества, как цель, иерархия, управление, синергия. В меньшей степени эти признаки присутствуют в таких системах, как малая группа, население. Понятие «система» применимо также к историческим общностям — нации, классу и проч. В весьма ограниченной степени данное понятие может быть отнесено к статистическим качествам населения — образовательным, профессиональным, возрастным, половым и т. д., хотя некоторые из них могут создавать свои системообразующие качества.

Среди социальных систем различаются гомогенные , состоящие только из одних социальных элементов — людей (например, многие малые группы), и гетерогенные , в которые, наряду с человеком, включены элементы иной природы: социально- технические (предприятие, город), экосоциальные (географический район). Важной характеристикой систем является их сложность. Социальные системы в принципе обладают большей сложностью, чем системы технические и биологические, поскольку их основной элемент — человек — имеет собственную субъективность и наибольший диапазон выбора поведения. Отсюда вытекают два следствия: значительная неопределенность функционирования и наличие границ управляемости этими системами.

Каждая конкретная система органически связана с системой более широкого масштаба и сообществом в целом как макросистемой, детерминируется ими, хотя и сохраняет относительную самостоятельность. Именно относительная самостоятельность обеспечивает огромное разнообразие систем в обществе, в том числе значительные различия между ними в рамках одного и того же типа системы, будь то организация, поселение, семья и т. д. В этом смысле разнородные системы могут отличаться такими признаками, как тип лидерства, субкультуры, размер.

Каждая в чем-то уникальна. Системы способны вырабатывать производные системы как в сфере сознания (язык, религия, наука), материальной среды (здания, веши, станки), так и в сфере социального порядка (право, организационные структуры, общественные институты). Такого рода производные системы объективируются в обществе и получают в нем относительную автономию и собственные закономерности.

Развитие социальных систем основывается на спонтанных изменениях и целенаправленном возлействии. К первым относятся самосовершаюшиеся процессы. Второе включает в себя формулирование общих целей, стимулирование к их достижению. Одним из основных средств управляемого развития систем являются нововведения. Но системы обладают и значительной инерционностью, поскольку новшества вызывают смешение равновесия в них и непредвиденные последствия. Поэтому возникает феномен «сопротивления» нововведениям, для преодоления которого требуются специальные методы активизации в них инновационных процессов.

Понятие организации

В принципе организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Но применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в трех смыслах.

Организацией может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно обозначенной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении словом «организация» можно назвать, например, предприятие, орган власти, добровольный союз и т. д.

Термин «организация» может обозначать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т. д. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

Под «организацией» может пониматься характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое, специфические для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта — это свойство, атрибут последнего. С таким содержанием термин употребляется, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т. д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная организация».

В каких случаях возникает организация как социальный объект? Есть два механизма образования организаций как форм социальной общности. Чаще всего они возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором — акционерные общества и так называемые массовые союзные организации. Таким образом, определяющим признаком социальной организации выступает целевая общность.

Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление.

Социальные свойства организации таковы:

  • организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при ее изучении стоят такие проблемы, как выяснение ее целей и функций, условий эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала;
  • организация складывается как человеческая общность, специфическая социальность, т. е. совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности или конфликтности;
  • организация объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа организации в этом смысле выступает агрегированная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая с внешней средой. А основные проблемы здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость организации.

Разумеется, все эти стороны имеют лишь относительную самостоятельность, между ними нет резких границ, они постоянно переходят одна в другую. Более того, любые элементы, процессы и проблемы организации должны быть рассмотрены в каждом из этих трех измерений, в которых они выступают в различных качествах. Например, индивид в организации есть одновременно работник, личность и элемент системы. Организационное подразделение есть функциональная единица, малая группа и подсистема.

Синергия

Эффективность организационных форм объясняется появлением эффекта синергии (от греч.synergeia - сотрудничество, содружество). Именно ради синергии формируются организации. Это эффект, который возникает в сообществе людей от такого сложения сил, когда 2 х 2 = 5 или 6, 7 и т. д. А это зависит именно от способа организации людей, от того или иного сочетания их усилий. В. И. Ленин не зря говорил: «Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем Россию». Он имел в виду не численность революционеров, а лишь способ их объединения.

Проявление синергии в социальных организациях означает прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников. Причем в организациях это явление оказывается управляемым, его можно видоизменять, усиливать, если понимать источники появления организационного эффекта, а именно: возрастание совокупной энергии в зависимости от типа внутриколлективной связи.

Можно выделить несколько стадий процесса возрастания энергии социальной организации.

Ощутимый эффект дает уже простая массовость, т. е. одновременность, однонаправленность многих усилий. Одно и то же бревно одни и те же люди не могут поднять по очереди, но вполне способны сделать это совместно. К тому же здесь возникает так называемый вторичный эффект объединения — психологическое взаимодействие участников, чувство «мы», взаимное сравнение, состязательность, групповой контроль.

Введение даже простейших форм расчленения общей работы, распределение взаимозависимости между участниками еще больше усиливает совокупный эффект: например, передавать арбузы с берега на баржу из рук в руки по цепочке эффективнее, чем каждому носить от начала до конца свою ношу. Такой способ сотрудничества К. Маркс назвал комбинированием труда. Но тут, как и в предыдущем случае, сохраняется однородность операций у всех работников.

Новый уровень эффективности задает разделение труда по специальностям, т. е. специализация, когда работник добивается наиболее высоких результатов благодаря совершенствованию навыков в выполнении какой-либо одной производственной операции. Но при этом появляется новый социальный продукт специализации — частичный работник. Разделение труда превращается в его дробление, процесс достигает верхнего предела. На производстве иголок, например, проволока проходит через руки десятков отдельных рабочих. Преодолевается эта «частичность» работника-виртуоза тем, что его опыт позволяет формализовать выполняемые им и доведенные до автоматизма операции и на этой основе создать технические орудия труда, — на них теперь и переносится специализация. В то же время упрощаются функции работника-оператора этих машин, его специализация становится все более и более узкой, привязывая работника к «должности одного движения» (чаще всего — нажатия кнопки на пульте управления сложнейшими современными машинами и механизмами). Таким образом, достигнув верхней точки, процесс завершается появлением машин, которые обеспечивают техническое и технологическое единство надежнее и дешевле. На этом линия «выжимания» указанного эффекта исчерпывается. Но закладываются новые линии, и они проявляются вплоть до наших дней (тейлоризм, мейоизм и т. д.). Таким образом, тайна организационного эффекта коренится в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий: единство цели, разделение труда, согласование и проч.; способы осуществления последних весьма разнообразны.

Строение организаций

Организационная сложность

Организации отличаются высокой степенью многомерности и неопределенности строения и функционирования. Они относятся к числу сверхсложных систем. Их сложность может превышать возможности управления контролировать организационные процессы. Решение проблемы может быть направлено в сторону как сужения диапазона управления, так и упрощения устройства организации, или повышения разрешающей способности управления.

Сложность систем бывает абсолютной (объективной, заложенной в объекте) и относительной (субъективной, характеризующей способность управления). Эти виды сложности не всегда совпадают.

Организационная сложность начинается уже с повышения множественности элементов. В таком случае усиление относительной сложности происходит при неизменности абсолютной сложности. Однако каждый прирост абсолютной сложности вызывает рост относительной, хотя последняя может меняться и без усиления первой, например, через развитие знания о системе. Следующий уровень сложности начинается на стадии, когда возникает разнообразие элементов, особенно когда разнообразие касается не только функций (техническая, биологическая функции системы), но и природного качества элементов (социотехнические системы). Далее — многообразие связей между элементами, если в системе обнаруживаются части и уровни. Максимум сложности на этой стадии проявляется в противоречиях между элементами, частями и уровнями системы (противоположность функций, несовместность). Наконец, высшая степень сложности системы означает автономию всех составляющих уровней, частей, элементов. В социальных организациях это субъективность их основного «материала», т. е. наличие у людей собственных целей, свободы поведения.

В организациях представлены все степени сложности — как в многомерности, так и в неопределенности. Впрочем, и на верхней стадии абсолютной сложности относительная, субъективная сложность может быть невелика. Управление пользуется разными способами ухода от сложности организаций, например, «методом черного ящика»: центральное звено не вникает в особенности функционирования самостоятельного подразделения, филиала или мотивацию работника, воздействуя через стимулы на «вход» и оценивая «выход» по результату.

Стремление уйти от сложности порождает немало других приемов — систематизацию, декомпозицию, агрегирование, которые относятся как к самим системам, так и к знанию о них. Есть сугубо гносеологические приемы, чаще всего редукция, т. е. объяснение явления одной природы с привлечением знаний, теории о явлениях иной природы. В теории организации были попытки введения законов социальной организации к более изученным (биологизм, физикализм). «Сползание» общей теории систем на уровень частных наук, использование их методов анализа вместо собственных методов нередко сопровождается подменой сходства по аналогии сходством по гомологии (аналогия есть совпадение по одному или нескольким признакам; гомология — полное совпадение). Применительно к социальным организациям больше других применяется такой метод преодоления их сложности, упрощения, как социальная формализация, т. с. стандартизация организационных связей и норм.

Социальная формализация связей и норм как способ организованности — это целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах. В социальных организациях формализация охватывает контролируемые связи, статусы и нормы. Благодаря ей снижается абсолютная и относительная организационная сложность.

Важнейшим признаком этого способа организованности служит всякого рода зафиксированность его элементов, т. е. договорное, документальное закрепление их в единой системе правовых, технологических, экономических и других норм и зависимостей.

Результативный эффект формализации проявляется, в частности, в концентрации и канализации организационной деятельности в наиболее оптимальном направлении, устойчивости, стабильности функционирования организации, возможности более или менее длительного прогнозирования функциональных процессов, экономии организационных усилий за счет сокращения амплитуды поисков в каждой конкретной ситуации. На этой основе создается формальная организация предприятия, учреждения.

Существуют два пути формализации социальных систем. Первый — через оформление естественно сложившегося состояния, основанный на осмыслении предшествующего опыта. При этом анализ сложившейся практики функциональных отношений, фиксируемой в сознании как данное, приводит к поиску и вычленению из нее наиболее повторяющихся постоянных, непреходящих элементов. Формальная организация здесь как бы выводится из опыта. Такого рода формализацию можно назвать рефлексивной. Например, длительно складывающееся стихийное распределение функций в каком-то подразделении предприятия однажды фиксируется и закрепляется в виде специального административного распорядка, служащего организационной основой функционирования этого подразделения и эталоном для создания новых. Второй путь формализации — это «конструирование» социальной организации. В данном случае создание программы предшествует актуальному существованию организации. Например, создание нового предприятия предполагает предварительную разработку специального проекта, плана работы и т. д., в соответствии с которыми организуются его техническая и социальная структуры. Прошлый опыт здесь также присутствует, но лишь как прецедент, урок.

Формализация, естественно, означает сужение диапазона выбора, ограничение, даже подчинение, субъективной воли участника организации безличному порядку. Однако это неизбежная, выработанная объективным ходом развития социальных процессов, и прежде всего организационных, форма стабилизации всякой длительной кооперации людей.

Феномен неформального

Формализация никогда не может охватить все организационные отношения. Поэтому наряду с формальной частью всегда существует и неформальная, точнее, другой тип организованности, представленный социально-психологической организацией как спонтанно складывающейся системой межличностных отношений, которые неизбежно возникают в ходе более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии работников как личностей. Такая организация есть результат непосредственной избирательности отношений в коллективе, направленных на достижение цели удовлетворения индивидами их социальных потребностей (в общении, признании, принадлежности). Социально-психо- логическая организация проявляется главным образом в группа-образовании.

Социально-психологические группы включают небольшой контингент людей, связи между которыми установились стихийно, но которые сравнительно долго поддерживают между собой эти непосредственные («лицом к лицу») связи. В таких группах люди объединены взаимным интересом, хотя каждый из них осознает или выделяет себя как специфическую социальность. Предельная численность группы определяется возможностями поддержания непосредственных, личных контактов и, по данным большинства исследователей, — обычно состоит из 3-10 человек. Следует добавить, что такую группу характеризует и определенная социально-психологическая общность — чувство солидарности, взаимного доверия, общей судьбы. Ее границы могут совпадать с формальными или отличаться от них, включать членов нескольких подразделений организации, разбивать последние на неформальные подгруппы, которые за пределами организации не функционируют вообще.

Желая удовлетворить свои социальные потребности в рамках группы, человек попадает в зависимость от нее; группа в
состоянии контролировать его поведение. В ее распоряжении имеется ряд средств воздействия: осуждение, моральная изоляция и др. Группа стихийно формирует собственные нормы поведения, следовать которым должен каждый ее член. Таким образом вырабатывается социально-психологический механизм внутри группового контроля. В группе происходит распределение се членов по шкале престижа. Причем это распределение часто не совпадает с должностной, ранговой структурой. В группе возникают отношения лидерства. Иначе говоря, структура коллектива раздваивается на формальную и социально-психологическую (подразделение — группа, руководитель — лидер, должность — престиж). Подобное раздвоение может привести к явлениям дезорганизации. Поэтому задача социолога — найти способы совмещения формальной и социально- психологической организаций (подбор персонала, выборность руководителей и т. п.).

Но раздвоение организации этим не исчерпывается. Формальной оргструктуре противостоит не только социально-психологическая, но и внеформальная организованность персонала. Что это значит?

Рис. 1. Соотношение формальной и неформальной организаций

Нередко служебные отношения не вмещаются в сугубо формальные связи и нормы. Для решения ряда проблем работникам иногда приходится вступать между собой в отношения, не предусмотренные никакими правилами, инструкциями, вообще заранее заданными предписаниями, что совершенно естественно, поскольку формальная структура не может предусмотреть все, да и не должна пытаться это делать.

Например, на рис. 1 видно, как от директора предприятия (крупный кружок), минуя его заместителей (кружки вверху- справа и слева и оба кружка в середине рисунка), возникает устойчивая линия (изображена пунктиром сверху вниз) служебного взаимодействия с начальником одного из отделов заводоуправления. Это отдел сбыта, он сейчас на самом острие рыночной жизни, а квалификации у его сотрудников мало, поэтому «первое лицо» предприятия стихийно стремится к более строгому контролю за его работой. То же и с другой пунктирной линией снизу: два начальника служб (иногда и цехов) не могут решать все вопросы через «верх» и устанавливают между собой непредусмотренную ранее «горизонталь». Так дела идут быстрее.

Таким образом, если социально-психологическая организация какого-либо предприятия, учреждения создает связи и нормы ради удовлетворения потребностей работников как личностей — в общении, признании, принадлежности — то внефор- мальная организация возникает вследствие стремления людей как работников лучше решать собственные служебные дела, но каким-то своим способом. Это вполне служебные, нацеленные на дело, на работу, но не предусмотренные инструкциями и правилами деловые отношения, не подтвержденные официально. Поэтому в организации обычно существует «параллельная» система связей и норм. Она может быть очень полезной для организации или вредной, но она возникает естественно, из-за невозможности охватить официальными стандартами все отношения, ситуации, личностные особенности.

Цели организации

И все же самый важный элемент организации — цель. Именно ради ее достижения люди сходятся в организации, выстраиваются в иерархию и вводят управление.

Цели организации бывают трех разновидностей:

Цели-задания: планы, поручения, задаваемые организации по подчинению более широкой организационной системой и отражающие внешнее назначение организации как социального инструмента;

Цели-ориентации : общие интересы участников, реализуемые через организацию; они соответствуют свойству организации как человеческой общности; в них проявляются целеустремленные свойства человеческого фактора организации;

Цели-системы : равновесие, стабильность, целостность, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективизированной структуры.

Для организации в целом эти цели не связаны между собой по предпочтению, последовательность в них прослеживается только генетическая: организация с ее структурой создается под цели-задания, а интересы персонала лишь потом наполняют ее.

При определенном единстве целей организаций между ними возможны и некоторые несовпадения, противоречия. Так, если заводу, производящему трубы, цель-задание когда-то доводилась в тоннах, то цели-ориентации коллектива сводились к толстостенным трубам, к увеличению веса продукции, что нерационально с точки зрения потребителя. Нововведения вызывают некоторое нарушение равновесия внутренних связей в организациях, что обостряет проблему целей системы и может обернуться сопротивлением организаций новшествам. Поэтому согласование всех компонентов целевой структуры организаций — важнейшая задача управления, а их рассогласование — источник дисфункций и патологии в организационных отношениях. Названные цели являются базовыми, их достижение связано с появлением множества вторичных, производных целей — повышение качества продукции, улучшение условий труда, укрепление дисциплины и др.

Иерархия социальной организации

Для организации коллективных действий, направленных на реализацию общих целей, люди не могут избежать иерархического построения. Во-первых, социальная иерархия — универсальная форма построения социальных систем (государство, организация, поселение, семья) на основе соподчинения, когда нижние уровни контролируются верхними. При этом чем выше уровень, тем уже его социальный состав, отчего иерархическая структура принимает вид пирамиды. Во- вторых, в иерархии проявляется централизация управления, единоначалие, лидерство. Эта функция иерархии возникает вследствие невозможности (в некоторых пределах) непосредствен ного взаимодействия какого-то количества людей и естественной необходимости выделения посредника — должности, функции, органа.

Иерархия, во-первых, выступает как обобщенная функция совместной деятельности в виде координации, начала общего процесса, интеграции индивидуальных действий в целое. В таком смысле она представляет собой разделение труда не только по горизонтали, но и по вертикали на более общие и более частные функции, на решение и исполнение. Как и всякое разделение труда, иерархия вводится для эффективности, чтобы использовать выгоды централизации.

Во-вторых, иерархия выступает как односторонняя личная зависимость одного индивида от другого. Это значит, что один из работников может воздействовать на положение и поведение другого без того, чтобы тот другой тоже мог воздействовать на первого. Такая зависимость в иерархических отношениях закрепляется в статусах и составляет одну из сторон социального неравенства. Суть этой стороны (представляющей собой одновременно и сторону иерархических отношений) состоит в том, что связь по субординации не может регламентироваться полностью: в должностном поведении работника верхнего уровня остается диапазон выбора характера и способов воздействия на работника нижнего уровня, когда решение ряда вопросов предоставляется «на личное усмотрение» работника управления, руководителя. Отсюда возникает так называемый личный режим в организации, т. е. законное проявление субъективных качеств одного работника по отношению к другому по линии их субординации.

В-третьих, иерархия функционирует как власть, т. с. подчинение членов данной организационной системы правилам и указаниям. Специфика этой стороны иерархических отношений состоит в контроле безличных требований над волей работника, в необходимости приспособления его индивидуальности к организационным функциям. Власть достигается посредством ограничения свободы поведения индивида, предписания ему требований поведенческого и деятельностного характера. Поэтому власть предполагает принуждение, поскольку подобные требования могут идти вразрез с некоторыми собственными намерениями и интересами работника, отчего возникает обязательный атрибут власти — санкции за отклонение.

Формы иерархии бывают не только линейными и вертикальными. Так, существует феномен влияния в виде экспертности и другие варианты «боковой» иерархии. Например, элементы системной субординации заложены в организациях между контролирующими, санкционирующими службами (бухгалтерия, отдел кадров, охрана) и прочими подразделениями. Подобные отношения распространяются и на межорганизационный уровень: организации потребителей организуют контроль за качеством продукции у производителей; контролирующие функции по горизонтали имеют санитарную, пожарную и другие инспекции. Проводятся эксперименты типа «пирамиды с меняющейся геометрией», когда вводится, например, выборность руководителей при сохранении единоначалия.

Организация – одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия – организационный эффект. Суть этого эффекта – прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта – одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.

Организации – это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования, в которых можно выделить следующие отдельные элементы: социальную структуру, цели, участников, технологии, внешнее окружение.

Центральным элементом любой организации является ее социальная структура. Она относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками организации. Социальная структура включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти и подчинения.

Социальная структура организации различается по степени формализации. Формальная социальная структура – это такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции. Например, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей.

Взаимосвязи между позициями формальной структуры основаны на жестких правилах, регламентах, положениях и закреплены в официальных документах. В то же время неформальная структура состоит из совокупности позиций и взаимосвязей, формируемых на основе личностных характеристик и основанных на отношениях престижа и доверия.

Цели – ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Не имеющая цели организация бессмысленна и не может существовать продолжительное время.

Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.

Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания. Существуют три взаимосвязанных вида организационных целей.



Цели-задания – это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. Предприятиям они даются министерством или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов) – задания, которые определяют целевое существование организаций.

Цели-ориентации – это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной.

Цели-системы – это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, т. е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, интеграция организации в ряду других. Цели-системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации.

Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми, целями. Для их достижения организация ставит перед собой множество промежуточных, вторичных, производных целей.

Члены организации, или участники – важная составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать определенным набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены организации представляют собой персонал, который взаимодействует друг с другом в соответствии с нормативной и поведенческой структурой.

Обладая различными способностями и потенциалом (знаниями, квалификацией, мотивацией, связями), участники организации должны заполнить все без исключения ячейки социальной структуры, т. е. социальные позиции в организации. Возникает проблема расстановки кадров, соединения способностей и потенциала участников с социальной структурой, в результате чего возможно объединение усилий, достижение организационного эффекта.



Технология. Организация с точки зрения технологии – это место, где производится определенного вида работа, где энергия участия применяется для трансформации материалов или информации.

В традиционном понимании технология – это совокупность процессов обработки или переработки материалов в определенной отрасли производства, а также научное понимание способов производства. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики. Следовательно, технология представляет собой совокупность основных характеристик процесса производства того или иного продукта. Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность. Сам по себе алгоритм представляет заранее определенную последовательность шагов, направленных на получение данных или результатов в целом.

Внешнее окружение. Каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром.

1. К основным компонентам социальной сферы относятся:

Б) потребность социального субъекта;

В) ценностные ориентации;

Г) социальная инфраструктура;

Д) все ответы верны.

2. Экономические группы факторов социального развития характеризуют:

3. Социальная сфера общества предназначена для:

А) удовлетворения материальных и духовных потребностей человека;

Б) удобства управления государственными органами власти;

В) разделения ее на области управления;

Г) достижения генеральной цели государственной политики.

4. К группам факторов социального развития относятся:

А) экономические;

Б) политические;

В) национально-энические;

Г) все ответы верны.

5.Социально-демографические группы факторов социального развития характеризуют:

А) уровень социально-экономического развития страны и каждого региона и направлены на социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения;

Б) численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;

В) воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

Г) особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

6. Национально-этнические группы факторов социального развития характеризуют:

А) уровень социально-экономического развития страны и каждого региона и направлены на социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения;

Б) численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;

В) воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

Г) особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

7.Социально-психологические группы факторов социального развития характеризуют:

А) уровень социально-экономического развития страны и каждого региона и направлены на социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения;

Б) численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;

В) воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

Г) особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.


8.Что является субъектом управления социальной сферы?

А) системы здравоохранения;

В) Система образования;

Г) Общественные организации.

9.Что является объектом управления социальной сферы?

А) системы здравоохранения;

Б) органы государственной власти субъекта управления;

В) Система образования;

Г) Общественные организации.

10. Выберите правильное определение понятия «управление»:

А) определение цели и результата ее достижения при помощи необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;

Б) процесс организации целенаправленного воздействия субъекта на некоторую часть среды (объект управления) для достижения определенных результатов;

В) использование причинно-следственных связей, при котором поведение системы приводит к желаемому результату;

Г) все ответы верны.

11.Метод управления социальной сферой «Прямое управление» это-

В) методы, применяемые с целью повышения общественной активности людей путем их мотивации непосредственно через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур;

12. Метод управления социальной сферой «Косвенное воздействие» это-

А) административные методы управления которые базируются на власти, дисциплине и ответственности;

Б) экономические методы управления. Цели которых достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е. создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения;

13.Метод управления социальной сферой «социально-психологический» это-

А) административные методы управления которые базируются на власти, дисциплине и ответственности;

Б) экономические методы управления. Цели которых достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е. создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения;

В) методы, применяемые с целью повышения общественной активности людей путем их мотивации непосредственно через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур.

14. К принципам управления социальной сферой относятся:

Г) все ответы верны.

15. Выберите функции системы здравоохранения в субъекте РФ:

А) осуществление социальной профилактики, т.е. мероприятий по охране здоровья населения;

Б) оказание населению квалифицированной медицинской помощи;

В) оказание населению помощи обучения в медицинских учреждениях.

16. Является ли обязательное медицинское страхование составной частью государственного социального страхования?

17. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе:

А) программ добровольного медицинского страхования;

Б) программ обязательного медицинского страхования;

В) смешанных программ медицинского страхования.

18. В качестве субъекта медицинского страхования выступают:

А) гражданин;

Б) органы государственной власти;

В) медицинское учреждение.

19. Граждане имеют право на:

А) обязательное и добровольное медицинское страхование;

Б) предъявления иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;

В) возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это не определено условиями договора;

Г) возвратность части страховых взносов при обязательном медицинском страховании, если это не определено условиями договора.

20. Социальная направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

Г) все ответы верны.

21. Экономическая направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

А) преодолении патерналистской модели отношений в здравоохранении;

Б) активации деятельности организаций, представляющих корпоративные интересы медицинского персонала;

В) вовлечении персонала здравоохранения в процессы стратегического развития и управления здравоохранением;

Г) все ответы не верны.

22. Экономическая направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

Г) все ответы верны.

23. Социальная направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

А) регулировании политики ценообразования и тарифной политики, связанной с медицинскими услугами;

Б) обеспечении финансовых потоков, предназначенных для функционирования здравоохранения, и их беспрепятственного прохождения по четко обозначенным финансовым каналам;

В) контроле за образованием и прохождением финансовых ресурсов;

Г) все ответы не верны.

24. К основным принципам государственного управления здравоохранением являются:

А) принцип обеспечения правосубъектности;

Б) принцип законности;

В) принцип гласности и прозрачности управления;

Г) все ответы верны.

25. К основным принципам государственного управления здравоохранением являются:

А) обеспечение уменьшения рассогласования между заданным значением управляемого параметра и его фактическим значение (отрицательная обратная связь);

Б) непрерывная циркуляция текущей информации о состоянии объекта управления, а также управляющей информации со стороны субъекта управления;

В) согласование скоростей изменения заданного и фактического значений управляемого параметра;

Г) все ответы не верны.

26. Предметом образовательных отношений являются:

А) системные, многообразные по содержанию знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися в ходе обучения и воспитания, уровень которых соответствует требованиям государственных образовательных стандартов;

Б) системные, многообразные по содержанию знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися в ходе обучения и воспитания в сфере медицины, уровень которых соответствует требованиям государственных образовательных стандартов;

В) системные, многообразные по содержанию знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися в ходе обучения и воспитания в сфере педагогики, уровень которых соответствует требованиям государственных образовательных стандартов;

27. Образовательные программы делятся на:

А) общеобразовательные;

Б) специальные профессиональные;

В) профессиональные;

28. К основным общеобразовательным относятся программы:

А) дошкольного образования;

29. К основным профессиональным относятся программы:

А) дошкольного образования;

Б) начального профессионального образования;

В) начального общего образования.

30. К основным общеобразовательным относятся программы:

31. К основным профессиональным относятся программы:

А) основного общего образования;

Б) среднего профессионального образования;

В) среднего общего образования.

32. Культурные блага это –

33. Культурные ценности это –

А) условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

Б) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные ценности и т.п.;

В) создание культурных ценностей и их интерпретация;

Г) деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.


34. Творческая деятельность это –

А) условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

Б) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные ценности и т.п.;

В) создание культурных ценностей и их интерпретация;

Г) деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

35. Культурная деятельность это –

А) условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

Б) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные ценности и т.п.;

В) создание культурных ценностей и их интерпретация;

Г) деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

36. К художественному творчеству относится:

А) литературное творчество;

В) исполнительское искусство;

Г) все ответы верны.


37. К сохранению культурного наследия относится:

А) литературное творчество;

Б) изобразительное и прикладное искусство;

В) исполнительское искусство;

Г) все ответы не верны.

38. К сохранению культурного наследия относится:

А) реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры;

Б) музейное дело;

В) архивное дело;

Г) все ответы верны.

39. К задачам законодательства субъекта Российской Федерации о культуре относятся:

А) обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на культурную деятельность;

Б) создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей РФ;

В) определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности.

40. Субъектами рынка труда являются:

А) наемные работники;

Б) работодатели;

В) органы государственной власти субъекта РФ.

41. К институтам, определяющих деятельность рынка труда относятся:

А) законодательство о защите занятости;

Б) система поддержки безработных;

В) политика налогового ограничения доходов.

Строение социальных организаций.

Организация как форма социальной общности присутствует повсеместно. Люди работают в организациях разного типа, живут в организованных поселениях, делают покупки в торговых организациях, учатся, отдыхают, рождаются – все это происходит в организациях или через них. Поэтому прежде, чем разобраться в возникновении, функционировании и развитии общества требуется изучить его организационные формы.

К наиболее развитому виду систем относится социальная организация, - в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле – социальная подсистема организации.

Слово «организация» пришло к нам из французского я зыка, куда в свою очередь попало из латинского (от франц. organisation, позднелат. orgaise – сообщаю, придаю стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

Социальная организация – это совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения результатов, которые недоступны разрозненным индивидам. Социальная организация – структура, предназначенная для координации деятельности двух и более людей путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели. Это формулировки западных специалистов (М. Ньюпорт, Р. Тревата, Д. Бидл, Р. Эвенден).

Мы будем понимать под организацией такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.

В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число таких элементов (индивидов, групп) для достижения определенной цели.

Понятие «организация» употребляют в экономике, биологии, в сферах деятельности, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность.

У организации есть свое название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Под организацией мы понимаем учреждения, банки, предприятия, университеты, магазины. Примерами социальной организации служат: семья, политическая партия, преступная группа, правительство, футбольная команда и т.д.

Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Видный исследователь проблемы социальной организации А.И. Пригожин определяет ее как группу людей, совместно и координировано реализующую общую цель.

Применительно к социальным объектам слово «организация» употребляется в следующих случаях.

1.Организацией может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении словом «организация» можно назвать, например, предприятие, орган власти, добровольный союз и т. д.

2.Термин «организация» может обозначать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя не исчерпывает его.

3. Под «организацией» может мыслиться характеристика степени упорядоченности какого-либо объекта. Тогда этим термином обозначают определенную, структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое, специфических для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта - это свойство, атрибут последнего. С таким содержанием термин употребляется, например, когда, речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т. д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация.

Существуют два механизма образования организаций, как форм социальной общности.

Чаще всего они возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором - акционерные общества и так называемые массовые союзные организации. Таким образом, определяющим признаком социальной организации выступает целевая общность.

Коллективное достижение целей вызывает необходимость вводить иерархию – вертикальное расположение людей по рангам, и управление – механизм, упорядочивающий взаимодействие людей. Каждый человек в организации имеет четко поставленные цели и задачи, которые и призван выполнят. Такая система называется административной, или целевой.

Целевая структура – система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием.

Социальные организации имеют ряд основных черт:

1) организация создается как инструмент решения, общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при изучении ее стоят такие проблемы, как выяснение ее целей и функций, эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала;

2) организация складывается как человеческая общность, совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства;

3) характерная черта организации возникает на основе разделения труда, его специализации;

4) характерная черта организации – управление подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

Названные четыре фактора детерминируют организационный порядок, систему относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения взаимодействия.

Организации различаются в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества. Большинство из них включают в себя несколько качественно различных подсистем. Так, в производственной организации имеется техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Отношения в социальной организации, их формы определяются функциональными особенностями конкретной организации, типом общества. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, поэтому предъявляет к своим членам двоякие требования: как безличный институт и как человеческая общность. Индивид также предъявляет организации свои требования, такие, как защита его социального положения, обеспечение его профессионального и статусного роста и др. Взаимодействие этих требований – важнейший источник развития организации.



Социальная организация – целостная социальная система, состоящая из различных подсистем и их элементов. Целое всегда больше своих составляющих, поэтому всякая социальная организация характеризуется приростом дополнительной энергии – синергетикой (греч. synergia – сотрудничество, содружество). Это такой эффект, который возникает в сообществе людей от такого сложения сил, когда 2x2=5 или 6,7.… Этот прирост образуется в результате того, что организация интегрирует усилия всех своих субъектов. В организации это явление оказывается управляемым, его можно усиливать, видоизменять.

Можно выделить несколько стадий процесса возрастания энергии социальной организации.

· Ощутимый эффект дает уже простая массовость, т.е. одновременность, однонаправленность многих усилий.

· Введение даже простейших форм расчленения общей работы, распределение участников по отношению друг к другу в последовательную зависимость еще больше усиливает совокупный эффект: например, Передавать арбузы с берега на баржу из рук в руки по цепочке эффективнее, чем каждому носить от начала до конца свою ношу.

· Новый уровень эффективности задает разделение труда по специальностям, т.е. специализация, когда работник добивается наиболее высоких результатов благодаря совершенствованию навыков в выполнении какой-либо одной производственной операции. Но при этом появляется новый социальный продукт специализации - «частичный работник».

Таким образом, тайна организационного эффекта коренится в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий: единство цели, разделение труда, согласование.

Организации отличаются высокой степенью многомерности и неопределенности строения и функционирования. Они относятся к числу сверхсложных систем. Их сложность может превышать возможности управления контролировать организационные процессы. Решение проблемы может быть направлено в сторону, как сужения диапазона управления, так и упрощения устройства организации, или повышения разрешающей способности управления.

Организационная сложность начинается:

· с повышения множественности элементов.

· когда разнообразие элементов касается не только функций (техническая, биологическая системы), но и природного качества элементов (социотехнические системы).

· многообразие связей между элементами, если в системе обнаруживаются части и уровни.

· высшая степень сложности системы означает автономию всех составляющих уровней, частей, элементов.

Применительно к социальным организациям больше других применяется такой метод преодоления их сложности, упрощения, как социальная формализация, т. е. стандартизация организационных связей и норм.

Формализация связей и норм. Социальная формализация как способ организованности - это целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах. В социальных организациях формализация охватывает контролируемые связи, статусы и нормы. Благодаря ей снижается абсолютная и относительная организационная сложность.

Важным признаком этого способа организованности служит зафиксированность его элементов, т.е. договорное, документальное закрепление их в единой системе правовых, технологических, экономических и других норм и зависимостей.

Результативный эффект формализации проявляется в устойчивости, стабильности функционирования организации, в возможности более или менее длительного прогнозирования функциональных процессов, в экономии организационных усилий за счет сокращения амплитуды поисков в каждой конкретной ситуации. На этой основе создается формальная организация предприятия, учреждения.

Существуют два пути формализации социальных систем.

1. Через оформление естественно сложившегося состояния, который основан на осмыслении предшествующего опыта. Такого рода формализацию называют «рефлексивной».

2. «Конструирование» социальной организации. В данном случае создание программы предшествует существованию организации. Например, создание нового предприятия предполагает предварительную разработку специального проекта, в соответствии с которыми организуются его техническая и социальная структуры.

Таким образом, формализация - это ограничение, подчинение субъективной воли участника организации безличному порядку. Однако это неизбежная, выработанная объективным ходом развития социальных организационных процессов, форма стабилизации всякой длительной кооперации людей.

Феномен неформального. Формализация никогда не может охватить все организационные отношения. Поэтому наряду с формальной частью всегда существует и неформальная, - тип организованности, представленный социально-психологической организацией как спонтанно складывающейся системой межличностных отношений. Они неизбежно возникают в ходе общения, основанного на взаимодействии работников как личностей. Такая организация – это результат непосредственной избирательности отношений в коллективе, направленных на достижение цели удовлетворения индивидами их социальных потребностей (в общении, признании, принадлежности).

В таких группах люди объединены взаимным интересом, хотя каждый из них осознает или выделяет себя как специфическую социальность. Предельная численность группы определяется возможностями поддержания непосредственных, личных контактов и обычно состоит из 3- 10 человек. Такую группу характеризует определенная социально-психологическая общность: чувство солидарности, взаимного доверия. Границы ее могут совпадать с формальными или отличаться от них, включать членов нескольких подразделений организации, разбивать последние на неформальные подгруппы, которые за пределами организации не функционируют вообще.

В группе происходит распределение ее членов по шкале престижа. Однако это распределение часто не совпадает с должностной структурой. В группе возникают отношения лидерства, т.е. структура коллектива раздваивается на формальную и социально-психологическую (подразделение - группа, руководитель - лидер, должность - престиж). Подобное раздвоение может привести к явлениям дезорганизации.

Цели организации. И все же самый ключевой элемент организации - цель. Именно для нее люди сходятся в организации, именно ради ее достижения выстраиваются в иерархию и вводят управление.

Цели организации бывают трех разновидностей:

1) цели-задания: планы, поручения, задаваемые организации по подчинению более широкой организационной системой и отражающие внешнее назначение организации как социального инструмента;

2) цели-ориентации: общие интересы участников, реализуемые через организацию, соответствуют свойству организации как человеческой общности; в них проявляются целеустремленные свойства человеческого фактора организации;

3) цели-системы: равновесие, стабильность, целостность, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективизированной структуры.

При определенном единстве целей организаций между ними возможны и некоторые несовпадения, противоречия. Поэтому согласование всех компонентов целевой структуры организаций - важнейшая задача управления, а их рассогласование - патология в организационных отношениях.