Какие инфекционные заболевания относятся к социально обусловленным. Методологические принципы, лежащие в основе научного понимания сущности болезни

Эти принципы, обобщающие данные наук, являются концен­тратом накопленных знаний. Владение ими дает правильный диалектико-материалистический подход к пониманию закономер­ностей общей патологии и верную ориентировку в бесчислен­ных частностях патологии человека.

1. Принцип целостности.

Организм - целостная система, в которой части подчинены интересам целого. Организм функционирует и отвечает на повреждения как целое, благодаря единой регулирующей не­рвной системе, эндокринной, иммунной системам, а также единым системам дыхания, кровообращения, выделения и др. В болезнь всегда вовлекается весь организм, все его системы в большей или меньшей степени, так или иначе (повреждают или приспосабливаются). Лишь условно, имея в виду преиму­щественное поражение, можно говорить и о болезнях органов и систем. Лишь условно можно говорить о "местных" патоло­гических процессах. Местный процесс влияет на весь организм по нервным и гуморальным путям, а весь организм влияет на течение местного процесса по путям нервной трофики, с по­мощью лейкоцитов, антител, биологически активных веществ и др. Не бывает в организме и абсолютно общих процессов, т.к. какие-то органы, системы оказываются вовлеченными в про­цесс больше, чем другие. На практике лечение местных прояв­лений болезни часто бывает наиболее эффективным при воз­действии на механизм развития самой болезни (например, фу­рункулеза при диабете). С другой стороны, при многих болез­нях хорошо помогают, казалось бы, местные воздействия (иг­лотерапия).

2. Принцип единства структуры и функции, единства функционально-структурных изменений - конкретизация закона един­ства материи и движения.

В соответствии с ним, если нарушена структура, страдает и ее функция, если нарушена функция, значит изменена и струк­тура. Следовательно, лишь условно можно говорить о функци­ональных болезнях, расстройствах, нарушениях. В этих случаях изменения структур есть, но они обратимы.

3. Принцип причинности.

В патологии все причинно обусловлено, от начала до конца: и возникновение патологического процесса, болезни, и все зве­нья сложного механизма заболевания и выздоровления.

4. Принцип динамизма.

Организм - динамичная, но устойчивая саморегулирующая­ся система. И болезнь, другие патологические явления дина­мичны, им присущи движение, саморазвитие, в основе которых лежит единство и борьба противоположных начал: повреждения и приспособления. Лечение - это всегда вмешательство в эту борь­бу: уменьшение повреждения и оптимизация приспособления.



5. Принцип единства организма и среды.

Человек - часть природы, он немыслим вне окружающей его среды: воздуха, земли, воды, флоры, фауны, человечес­кого общества. Человек не только дитя своих родителей, но и того общества, той социальной среды, в которой формирует­ся. И не только сам человек несет на себе печать социальной организации того общества, членом которого он является, но и его болезни также зависят от него, иногда настолько, что на­зываются социальными (например, венерические болезни, ал­коголизм, туберкулез). Из окружающей среды на человека действую факторы (биологические,- физические, химические, социальные), которые могут вызвать болезни. Нужно учитывать, что патогенное действие на человека факторов, относя­щихся к первым трем группам, тоже обычно социально опос­редовано (эпидемии; производственные, транспортные, воен­ные травмы; отравления ядами, созданными человеком). Из окружающей среды к больному приходит и помощь, тоже со­циально опосредованная: врачи, лекарства и т.д.

Влияние среды на человека следует оценивать диалектично, всесторонне. Любые сдвиги во внешней среде сказываются на заболеваемости и течении болезней. Так, хроническое недо­едание является неблагоприятным фактором для возникнове­ния и развития подавляющего большинства инфекционных за­болеваний, в то время как периодическое голодание может увеличивать продолжительность жизни. Вместе с тем, в усло­виях достатка продовольствия многие люди приобретают избы­точный вес, а это предрасполагает к атеросклерозу и ишемической болезни сердца, к сахарному диабету и опухолям.



6. Принцип эволюционного развития живой природы.

Человек и его болезни сформировались в процессе эволюции.

Необходимо считаться с тем, что в болезнях человека уча­ствуют биологические приспособительные механизмы, выра­ботанные у далеких предков. Они не всегда соответствуют со­временным условиям существования, тем более, что социальная эволюция идет очень быстро. Например, наши преимущественно растительноядные предки получали с пищей много калия и мало натрия. У них выработались мощные механизмы задержки на­трия и выведения калия. Современный человек добывает и упот­ребляет много хлорида натрия, но мало солей калия. В резуль­тате относительно слабые механизмы освобождения от избыт­ка натрия могут истощиться, что приведет к артериальной гипертензии. То же можно сказать о потреблении сахара, жира, о стрессах с гипокинезией.

ЭТИОЛОГИЯ

Контрольные вопросы

1. Понятия "этиология", "этиологический фактор", "условие", "причина болезни", "повод". Принципы этиотропной профилак­тики и терапии болезней. 2. Формы взаимодействия экзоген­ных этиологических факторов с организмом. Особенности возникновения патологии во внутриутробном периоде развития. 3. Подразделение болезней в зависимости от роли генетических и экзогенных факторов в этиологии. 4. Основы ошибочных пред­ставлений в этиологии.

2.2.1. Понятия "этиология", "этиологический фактор", "условия", "повод", "причина болезни". Принципы этиотроп­ной профилактики и терапии болезней.

Этиология, в рамках которой исследуются причины и усло­вия возникновения болезней человека, как понятие имеет два значения. Во-первых, это раздел теоретической медицины, изучающий причинную обусловленность начала заболевания; во-вторых, термином "этиология" пользуются и тогда, когда гово­рят о причинах отдельных заболеваний (этиология гриппа, рев­матизма к др.).

Найти причину болезни - значит вычленить из огромного многообразия взаимосвязей организма со средой те причинно-следственные связи, которые непосредственно и закономерно вызывают эту болезнь. Здесь важно установить этиологичес­кий (причинный) фактор, то есть тот, который потенциально (при взаимодействии с организмом) определяет специфичес­кие особенности, качество первичного повреждения организ­ма, с которого начинается заболевание. Без него причина дан­ной нозологической единицы сформироваться не может, сле­довательно, не возникнет и соответствующая болезнь. Этио­логический фактор может быть физическим (энергия механи­ческого воздействия, лучевая, электрическая, термические факторы н др.), химическим (яды, кислоты, щелочи, недоста­ток кислорода и других необходимых веществ), биологичес­ким, а также вызывающим некоторые психотравмы, генети­ческим или же комплексным, состоящим более чем из одного компонента, одинаково необходимого для причинения данного повреждения. Причинные факторы - не причины болезни. Они могут существовать и в природе и даже находиться в организ­ме (например, возбудители инфекционных болезней при ба­циллоносительстве, дефекты генетического аппарата), не вы­зывая болезней, то есть не являясь их причиной.

В соответствии с материалистической диалектикой причину надо искать во взаимодействии явлений. Причина болезни воз­никает в процессе взаимодействия этиологического фактора и организма человека в определенных условиях. Следовательно, для познания причины болезни и борьбы с нею нужно изучать не только свойства этиологического фактора экзо- или эндо­генного (например, генетического), но и организма человека, а также процесса их взаимодействия в различных условиях.

Условие - это то, от чего зависит что-то другое (обу­словливаемое). Среди этих условий важно выделить те, кото­рые препятствуют формированию причины болезни, а также те, которые способствуют этому или же необходимы и достаточны для того, чтобы причина возникла. Последними могут быть пол, возраст человека, его восприимчивость, вирулентность возбуди­теля, место взаимодействия этиологического фактора с организ­мом, например, повреждение глаза или голени. От причины болезни следует отличать повод. Повод к забо­леванию - это важное внешнее условие, обстоятельство, спо­собствующее возникновению причины заболевания. Например, охлаждение может быть поводом (но не причиной) для заболе­вания и крупозной пневмонией, и тонзиллитом, и острым диф­фузным гломерулонефритом. Повод не определяет качество - первичного повреждения.

Таким образом, причина болезни - это процесс взаимо­действия этиологического фактора и организма на том этапе, с которого вызывается заболевание. Причина определяет каче­ство болезни (нозологическую принадлежность).

В соответствии со схемой (см. рис.) этиотропная профилак­тика и терапия могут быть эффективны и при влиянии на этиологический фактор (например, ослабление, уничтожение возбу­дителя), и на организм (например, иммунизация), и на их взаи­модействие (например, карантин).

Тема № 21. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций социального характера.

1. Обстоятельства военного, экономического, криминального, политического и семейно-бытового характера относятся к …

а) ЧС техногенного характера;

б) ЧС природного характера;

в) экологического характера;

г) ЧС социального характера.

Правильный ответ: г.

2. К социально обусловленным заболеваниям относят:

а) грипп, ангина, пневмония, сифилис;

б) венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, туберкулез;

в) кишечные инфекции, простудные заболевания, туберкулез;

г) венерические заболевания, кишечные заболевания.

Правильный ответ: б.

3. Рост числа ЧС социального характера зависит от:

а) высокого уровня общей культуры;

б) стабильности и порядка в обществе;

в) снижения уровня жизни.

Правильный ответ: в.

Тема № 22. Чрезвычайные ситуации военного характера.

1. К ЧС военного характера относится …

а) неосторожное обращение с оружием, повлекшее за собой гибель людей;

б) локальный вооруженный конфликт;

в) захват заложников (похищение людей);

г) попадание в уличную перестрелку.

Правильный ответ: б.

2. Военно-политические конфликты, как форма разрешения внутриполитических противоречий в обществе, приводят к…

а) увеличению продолжительности жизни в стране;

б) уменьшению продолжительности жизни в стране;

в) не влияют на продолжительность жизни.

Правильный ответ: б.

3. Социально-политические конфликты, протекающие в виде забастовок и саботажей, приводят к…

а) усилению экономики в стране;

б) ослабляют экономику страны;

в) не влияют на экономику страны.

Правильный ответ: б.

4. Чрезвычайные ситуации военного характера по скорости распространения могут быть:

а) умеренными;

б) плавно распространяемыми;

в) вялотекущими;

г) взрывными, стремительными, быстро распространяемыми.

Правильный ответ: г.

5. Чрезвычайные ситуации военного характера по продолжительности действий, как правило, являются …

а) незначительными;

б) долговременными;

в) крупномасштабными;

г) кратковременными.

Правильный ответ: в

Тема № 23. Чрезвычайные ситуации экономического характера.

1. К чрезвычайным ситуациям экономического характера относится…

а) взяточничество;

б) недостаточная обеспеченность продовольствием;

в) коррупция;

г) незаконное присвоение недвижимости физического лица.

Правильный ответ: в.

2. Коррупция в стране способствует:

а) повышению экономического потенциала в стране;

б) не влияет на экономику в стране;

в) расслоению населения.

Г) распространению инфекционных заболеваний.

Правильный ответ: в.

3. Чрезвычайные ситуации экономического характера приводят к …

а) снижению социальной активности населения страны;

б) повышению социальной активности населения страны;

в) не влияют на социальную активность населения страны.

Правильный ответ: а.

4. В условиях неконтролируемого увеличения общественной антропогенной доли потребления продукта биосферы может возникнуть ЧС ___________ характера.

а) военного;

б) экономического;

в) криминального;

г) политического.

Правильный ответ: б.

5. В соответствии с общей классификацией, ЧС экономического характера являются …

а) бесконфликтными;

б) конфликтными;

в) федеральными;

г) локальными.

Правильный ответ: в.

6. Создание правового законодательства и эффективных механизмов контроля за его исполнением, усиление государственного регулирования в экономике являются …

а) основой обеспечения национальной безопасности во внешнеэкономической деятельности государства;

б) законодательным творчеством;

в) основой обеспечения национальной безопасности во внутриэкономической деятельности государства;

г) правовым обеспечением внешнеэкономической деятельности государства.

Правильный ответ: в.

7. Чрезвычайные ситуации экономического характера по масштабу распространения подразделяются на …

а) контролируемые и неконтролируемые;

б) прогнозируемые и непрогнозируемые;

в) региональные, национальные, глобальные;

г) локальные, объектовые, местные.

Правильный ответ: в.

Тема № 24. Чрезвычайные ситуации криминального характера.

1. При обнаружении признаков ограбления квартиры необходимо…

а) выбежать на улицу и постараться догнать вора;

б) сообщить в милицию;

в) начать уборку помещений;

г) позвонить соседям и рассказать им о краже.

Правильный ответ: б.

2. Наука о жертвах преступлений называется …

а) виктимологией;

б) психологией;

в) юриспруденцией;

г) криминалистикой.

Правильный ответ: а.

3. К социальным опасностям, связанным с физическим воздействием на человека, относится …

а) венерические заболевания;

б) воровство;

в) заложничество;

г) суицид.

Правильный ответ: в.

4. Чтобы уменьшить риск быть похищенным на улице, нужно …

а) выбирать маршрут передвижения, проходящий через оживленные и освещенные улицы;

б) не думать об этом;

в) иметь при себе газовый пистолет;

г) ходить всегда с собакой.

Правильный ответ: а.

5. Оказавшись заложником, необходимо придерживаться следующих правил …

а) вести себя покладисто, спокойно и, по возможности миролюбиво, внимательно следить за поведением преступников, но требования их не выполнять под любым предлогом;

б) не падать духом, постараться отобрать у них оружие, а в случае удобной и безопасной возможности, бежать;

в) по возможности выполнять требования преступников, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, не допускать истерик и паники;

г) не переносить лишения, оскорбления и унижения, гордо смотреть преступнику в глаза, действовать по принципу «лучшая защита - это нападение».

Правильный ответ: в.

6. Сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями, имеющими внутреннюю структуру, получающие финансовую прибыль и приобретшие власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг, называются …

а) организованная преступность;

б) бандитизм;

в) экстремизм;

г) терроризм.

Правильный ответ: а.

7. Если вы, возвратившись домой обнаружили, что дверь приоткрыта и из квартиры слышны незнакомые голоса, то нужно …

а) вместе с соседями войти в квартиру и задержать «визитеров»;

б) войти в квартиру и выяснить, что происходит;

в) закрыть дверь на ключ, не вынимать его из замка и вызвать милицию;

г) войти в квартиру и спросить: «Кто здесь?».

Правильный ответ: в.

8. Если вы находитесь в заложниках и ранены, необходимо …

а) набрать по телефону 03 и вызвать «Скорую помощь»;

б) поскольку вы ранены, встать и самостоятельно пойти к выходу;

в) попросить террористов вызвать врача;

г) стараться меньше двигаться и, тем самым сократить потерю крови.

Правильный ответ: г.

9. Совершение действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях, называется …

а) преступная акция;

б) бандитизм;

в) экстремизм;

г) терроризм.

Правильный ответ: б.

10. В современных условиях, когда объектом наживы может стать любое имущество, создание безопасности для жилища и содержание в нем имущества - это …

а) дело милиции;

б) задача местных властей;

в) забота государства;

г) обязанность каждого гражданина.

Правильный ответ: г.

11. Приверженность крайним взглядам или действиям - это …

а) разжигание расовой розни;

б) масонство;

в) экстремизм;

г) эгоизм.

Правильный ответ: в.

12. Нарушение общественной безопасности, устрашение населения, воздействие на органы власти, посягательство на жизнь государственных или общественных деятелей и другие преступления, создающие угрозу государственному и общественному строю страны, осложняющие её международные отношения, называется …

а) экстремизмом;

б) фашизмом;

в) терроризмом;

г) сепаратизмом.

Правильный ответ: в.

13. Правила, которые необходимо соблюдать заложникам во время освобождения спецслужбами…

а) лежать на полу, закрыв голову руками и не двигаться;

б) по возможности помочь сотрудникам спецслужб;

в) бежать навстречу сотрудникам спецслужб с целью быстрого освобождения;

г) постараться незамеченными выйти из здания или укрыться в укромном месте.

Правильный ответ: а.

14. Человеку, желающему воспользоваться услугами попутной машины, следует …

а) показать деньги шоферу в момент посадки в машину;

б) сразу сказать шоферу, что есть деньги на проезд;

в) сразу же отдать деньги шоферу;

г) отложить заранее деньги для оплаты проезда.

Правильный ответ: г.

15. Самым строгим наказанием, которое может назначаться несовершеннолетнему осужденному, является …

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) условный срок;

г) лишение свободы.

Правильный ответ: в.

16. При захвате в заложники руководителям и педагогам образовательного учреждения необходимо …

а) стараться не противоречить преступникам, выполнять их требования, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью учащихся;

б) потребовать от преступников незамедлительного освобождения;

в) спровоцировать бандитов на вооруженное столкновение;

г) организовать и устроить побег, хотя бы нескольких групп учащихся.

Правильный ответ: а.

17. Организация, подготовка, реализация террористической акции, финансирование террористической организации, или иное содействие - это …

а) военный конфликт;

б) противоправные действия;

в) свержение власти;

г) террористическая деятельность.

Правильный ответ: г.

18. Если тормозит машина и пассажиры просят показать им дорогу, следует …

а) сесть в машину и показать дорогу;

б) следует подойти поближе, подробно рассказать о дороге и показать её;

в) пойти рядом с машиной, показывая дорогу;

г) говорить с шофером и пассажирами, стоя на некотором расстоянии от машины.

Правильный ответ: г.

Тема № 25.Чрезвычайные ситуации политического характера.

1. К чрезвычайным ситуациям политического характера относится…

а) безработица;

б) митинг;

в) локальный вооруженный конфликт;

г) захват заложников.

Правильный ответ: б.

2. Терроризмом называется политика …

а) невмешательства противоборствующих группировок;

б) устрашения, подавления политических противников насильственными мерами;

в) противоречие двух противоборствующих группировок;

г) сотрудничество с противниками различными методами.

Правильный ответ: б.

3. Согласно статье 205 УК РФ лицо, совершившее акт терроризма, а также за угрозу совершить террористический акт, наказывается лишением свободы на срок от ____ лет.

Правильный ответ: а.

Тема № 26. Чрезвычайные ситуации семейно-бытового характера.

1. К чрезвычайной ситуации семейно-бытового характера относится…

а) взрыв бытового газа;

б) возгорание бытовых электроприборов;

в) конфликт с соседями;

г) инфекционное заболевание членов семьи.

Правильный ответ: в.

2. Увеличение количества ситуаций семейно-бытового характера связывают с распространением среди населения:

а) алкоголизма;

б) инфекционных заболеваний;

в) психологической несовместимостью.

Правильный ответ: а.

3. Увеличение количества ситуаций семейно-бытового характера связывают с распространением среди населения:

а) инфекционных заболеваний;

б) утечкой бытового газа;

в) наркомании;

г) гололедицей на дорогах.

1. Выбрать один правильный ответ. К ЧС политического характера относят:

а) безработицу; в) локальный вооруженный конфликт;

б) уличные беспорядки; г) захват заложников.

2. Выбрать один правильный ответ. Наука о жертвах преступлений называется: а) виктимологией; в) криминологией;

б) валеологией; г) психологией.

3. Выбрать несколько правильных ответов. Для предупреждения квартирной кражи следует:

а) укрепить дверь и окна; г) открывать двери незнакомым людям;

б) врезать надежный замок; д) не оставлять квартиру без присмотра

в) поставить охранную сигнализацию;

4. Дополнить. Локальные военные действия относятся к __ - ___ конфликту.

5. Выбрать один правильный ответ. Для защиты вещей, на случай их похищения, рекомендуется:

а) переписать их заводские номера или пометить условными значками;

б) надежно спрятать в доме;

в) сделать фотографии особо ценных вещей;

г) оставлять их на видном месте;

д) носить с собой.

6. Выбрать один правильный ответ. Если при возвращении дверь вашей квартиры оказалась открытой, что следует предпринять:

а) войти в квартиру и задержать грабителей;

б) не входить в квартиру, пока не станет ясно, насколько это опасно;

в) сообщить в милицию и наблюдать за квартирой;

г) оповестить всех соседей;

д) устроить засаду на лестнице.

7. Выбрать один правильный ответ. Согласно статье 205 УК РФ лицо, совершившее акт терроризма, а также за угрозу теракта, предусмотрено наказание на срок от __лет:

а) 5-10; б) 5-20; в) 3-7; г) 7-12

8. Дополнить. Чаще всего из дома похищают:

а) _______ ; б)_________ ; в) __________ ; г) __________; д) _______ .

9. Выбрать один правильный ответ. К социальным ЧС семейно-бытового характера относится:

а) взрыв бытового газа; в) конфликт с соседями;

б) возгорание электроприбора; г) инфекционное заболевание членов семьи.

10. Выбрать один правильный ответ. К социальным опасностям, связанным с физическим воздействием на человека, относится:

а) венерическое заболевание; в) заложничество; б) воровство; г) суицид.

Эталоны проверочных тестов: чс социального характера

Вариант № 1

Вариант № 2

3. б), в), г), д)

3. а), б), в), д)

4. социально-политический конфликт

4. военно-политический конфликт

5. а), б), в), г)

6. а) врезать надежные замки, б) поставить охранную сигнализацию, в) укрепить двери и окна, г) вставит дверной «глазок», д) завести собаку

8. а) драгоценности; б) дорогую аппаратуру; в) меха, г) дорогие вещи, д) ценные бумаги

9. бегство

Социальная опасность.

Носители социальной опасности.

Причины СО.

Семено-бытовой конфликт. 4. Опишите семейно-бытовой конфликт и его варианты.

1. К чрезвычайной ситуации семейно-бытового характера относится…

а) взрыв бытового газа;

б) возгорание бытовых электроприборов;

в) конфликт с соседями;

г) инфекционное заболевание членов семьи.

а) алкоголизма;

б) инфекционных заболеваний;

а) инфекционных заболеваний;

б) утечкой бытового газа;

в) наркомании;

г) гололедицей на дорогах.

Виктимология.

а) виктимологией;

б) психологией;

в) юриспруденцией;

г) криминалистикой.

Бандитизм.

б) бандитизм;

в) экстремизм;

г) терроризм.

Шантаж. Мошенничество. Экстремизм. Разбой. Изнасилование. Заложничество.

Терроризм. 11. Что такое шантаж?

Ответ.

12. Что такое мошенничество?

13. Что такое бандитизм?

14. Что такое разбой?

Ответ. Разбой

15. Что такое изнасилование?

Ответ.Изнасилование –

16. Что такое заложничество?

Ответ. Заложничество

17. Что такое виктимология?

Ответ. Виктимология В.

18. Что такое наркомания?

19. Что такое терроризм?

а) венерические заболевания;

б) воровство;

в) заложничество;

г) суицид.

а) экстремизмом;

б) фашизмом;

в) терроризмом;

г) сепаратизмом.

Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения. Виды социальных опасностей.

1. Выберите правильный ответ.

ЧС социального характера это:

Демографический кризис.

2. Выберите правильный ответ.

Б) проблемы питания,

Д) проблемы здравоохранения.

Правильный ответ: А, Б, В, Г, Д.

3. Выберите правильный ответ.

А) голоду,

Б) массовым заболеваниям,

В) деградации среды обитания,

Д) социальной катастрофе.

Правильный ответ: А, Б, В, Г, Д.

4. Опишите феномен «Толпа».

Ответ.

5. Опишите формы толпы.

Социально-экономический кризис.

10. К каким последствиям могут привести политические и экономические кризисные ситуации?

Терроризм.

терроризма:

средства

Региональные и локальные конфликты, терроризм и террористические акты; терроризм, массовые беспорядки, наркомания. Социальные заболевания.

Ответ. Военно-политический конфликт – это крайняя форма разрешения противоречий межгосударственного характера с применением военных действий. Сюда относят: диверсии, пограничные конфликты, локальные войны.

в) кишечные инфекции, простудные заболевания, туберкулез;

Социальная катастрофа.

8. Какие примеры социальных катастроф можете привести?

Коррупция.

9. Что такое коррупция?

Ответ. Коррупция –

Криминализация общества.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций социального происхождения. причины и последствия бытовых конфликтов. Безопасное поведение в толпе. Правила безопасного поведения при объявлении военного положения в городе. Правила безопасного поведения при ведении боевых действий в городе.

в) снижения уровня жизни.

а) усилению экономики в стране;

Защита от соц. Опасностей.

б) сообщить в милицию;

в) начать уборку помещений;

г) позвонить соседям и рассказать им о краже.

б) не думать об этом;

г) ходить всегда с собакой.

7. Если вы, возвратившись домой обнаружили, что дверь приоткрыта и из квартиры слышны незнакомые голоса, то нужно …

а) дело милиции;

б) задача местных властей;

в) забота государства;

14. Человеку, желающему воспользоваться услугами попутной машины, следует …

г) организовать и устроить побег, хотя бы нескольких групп учащихся.

1. Что такое «Социальные опасности»?

Ответ. Социальные опасности – это негативные социальные явления, от которых зависит здоровье и жизнедеятельность людей.

2. Кто является носителем социальных опасностей?

Ответ. Носителями социальных опасностей являются сами люди

3. Что является причиной социальных опасностей?

Ответ. Причиной социальных опасностей является - общественная напряженность, обусловленная закономерностями поведения и деятельности людей.

4. К чему может привести социальная напряжённость?

Ответ. Социальная напряжённость может привести к социальной катастрофе. В этом случае социальные опасности угрожают большому количеству людей и они многочисленны.

5. Что является одной из главных причин возникновения ЧС социального характера?

Ответ. Одной из главных причин возникновения ЧС социального характера являются демографические проблемы мира.

6. Что такое демографический кризис?

Ответ. Демографический кризис – это нарушение воспроизводства населения, угрожающее существованию самого населения. Демографический кризис может сопровождаться как убылью населения, так и перенаселением.

7. Что является крайней формой ЧС социального характера?

Ответ. Крайней формой ЧС социального характера является социальная катастрофа –скачкообразное изменение в обществе, возникающее в виде внезапного ответа социальной системы на плавные изменения внешних условий с трагическими последствиями.

8. Какие примеры социальных катастроф можете привести?

Ответ. Примерами социальных катастроф являются революция, вооруженные (локальные, региональные) конфликты.

9. Что такое коррупция?

Ответ. Коррупция –это прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

10. К каким последствиям могут привести политические и экономические кризисные ситуации?

Ответ. Развитие ситуаций политического и экономического характера приводит к появлению в обществе таких явлений как социально-политические и военно-политические конфликты.

11. Что такое шантаж?

Ответ.Шантаж – преступление, заключающееся в угрозе разоблачения, разглашения позорящих сведений с целью добиться какой-либо выгоды.

12. Что такое мошенничество?

Ответ. Мошенничество – преступление, заключающееся в завладении государственным, общественным или личным имуществом путем обмана или злоупотребления доверием.

13. Что такое бандитизм?

Ответ. Бандитизм – организация вооруженных банд с целью нападения на государственные или общественные учреждения, либо на отдельных лиц, а так же участие в этих бандах.

14. Что такое разбой?

Ответ. Разбойпреступление, состоящее в нападении с целью завладения государственным, общественным или личным имуществом, соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья лица (лиц), подвергшихся нападению.

15. Что такое изнасилование?

Ответ.Изнасилование –половое сношение с применением физического насилия, угроз или использования беспомощного состояния потерпевшего. За И.предусматривается суровое наказание.

16. Что такое заложничество?

Ответ. Заложничествопреступление, суть которого состоит в захвате людей (нередко это дети и женщины) одними лицами с целью заставить других лиц выполнить определенные требования.

17. Что такое виктимология?

Ответ. Виктимологияучение о жертве преступления, наука о потерпевших. Возникла в 60-е годы. Сначала как раздел криминологии, позже как самостоятельная дисциплина. Изучает личность жертвы, отношения между преступником и жертвой в целях предупреждения преступности. На этой основе В. Разрабатывает теории, прогнозирующие вероятность стать жертвой преступления, методы работы с жертвой преступления и способы защиты потенциальных жерт

18. Что такое наркомания?

Ответ. Наркомания – зависимость человека от приема наркотика. Следствием употребления наркотиков неминуемо, является смерь.

19. Что такое терроризм?

Ответ. Терроризмом называется политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами.

20. Что является целью террористических акций?

Ответ. Целью террористических акций являетсяжелание посеять страх среди населения; выражение протеста против политики государства; вымогательство; нанесение экономического ущерба государству или частным фирмам; проведение скрытых терактов против своих соперников или правоохранительных органов.

Б. второй вопрос – практический вопрос, оценивающий уровень умений;

1. Опишите социальную сферу.

Ответ. Социальная сфера – область жизнедеятельности социума, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения материальных и духовных благ.

2. Опишите формы социальных условий человека.

Ответ. Социальные условия– это плотность населения, жилищные условия, санитарно-коммунальное благоустройство населенных пунктов, материальное благосостояние, условия труда, миграционные процессы, состояние здравоохранения.

3. Чем опасны социальные катастрофы для отдельного человека?

Ответ. Для отдельного человекасоциальные катастрофы опасны резким снижением уровня жизни, социальной незащищенностью, психологическими стрессами. Человек становится, с одной стороны, угнетен, с другой, агрессивен и начинает совершать поступки, на которые в условиях стабильной жизни никогда бы не решился. Растет число актов насилия и суицидов.

4. Опишите феномен «Толпа».

Ответ.Толпа – это бесструктурное скопление людей, как правило, не имеющих ясно осознаваемой цели, но связанных между собой сходством эмоционального состояния, общим объектом внимания.

5. Опишите формы толпы.

Ответ. Толпа может быть агрессивной – объединенной слепой ненавистью к какому-либо объекту; панической – стихийно спасающейся от реальной или воображаемой опасности; стяжательной - вступающей в конфликт за обладание какими-либо ценностями; повстанческой – объединяющей людей справедливым возмущением действиями властей.

6. Какой уголовной ответственности подвергаются организаторы массовых беспорядков?

Ответ. Организаторы массовых беспорядков подвергаются наказанию в виде лишения свободы на срок от 4 до 10 лет (УК ч.1, ст.212). Участники массовых беспорядков наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

7.Опишите социально-политический конфликт и его варианты.

Ответ. Социально-политический конфликт – это острая форма разрешения противоречий экономического, национального, религиозного или межгосударственного характера с применением современных средств поражения. К ним относят забастовки, саботажи, террористические акты.

8. Опишите военно-политический конфликт и его варианты.

Ответ. Военно-политический конфликт – это крайняя форма разрешения противоречий межгосударственного характера с применением военных действий. Сюда относят: диверсии, пограничные конфликты, локальные войны.

9. Опишите скрытый голод.

Ответ. Скрытый голодсоциальное бедствие, проявляющееся в двух формах: явной (абсолютный голод) и скрытый голод (относительный голод) в виде недоедания, когда отсутствуют важные компоненты в рационе питания.

10. Опишите причины распространения терроризма.

Ответ. Причины распространения терроризма: нерешенность социальных, национальных и религиозных проблем; военные конфликты, в рамках которых теракты становятся частью военных действий; наличие социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а также в силу своей политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным группам; нерешенность важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне, а также конфликты при разделе собственности.

11. Опишите субъекты терактов.

Ответ. Субъектами терактов могут быть убийцы одиночки, преступные сообщества, этнические кланы, религиозные секты, экстремистские политические объединения, специальные службы государств, международные террористические организации.

12. Опишите, какие средства используются для проведении терактов.

Ответ. Для проведения терактов могут использоваться такие средства как холодное и огнестрельное оружие, взрывчатые, отравляющие и радиоактивные вещества, биологические агенты, ядерные заряды, излучатели электромагнитных импульсов.

13. Опишите объекты воздействия терактов.

Ответ. Объектами воздействия могут быть физические лица, транспортные средства, общественные и жилые здания, промышленно опасные объекты, системы связи и управления, магистральные трубопроводы, напитки и продукты питания.

14. Опишите наиболее распространённые и доступные химические и биологические вещества, применяемые при терактах.

Ответ. По данным Канадского центра стратегического анализа, изучившего более 200 случаев химико-биологического терроризма, наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами для проведения терактов являются: токсические гербициды и инсектициды; СДЯВ (хлор, фосген, синильная кислота и т.д.); ОВ (зарин, зоман, иприт и т.д.); психогенные и наркотические вещества; возбудители опасных инфекций (сибирская язва, натуральная оспа, туляремия и т.д.); природные яды и токсины (стрихнин, рицин, ботулотоксин).

В. - третий вопрос – практический вопрос, связанный с профессиональной предметной областью;

1. Опишите социальные опасности.

Ответ. К социальным опасностям относят: противоправные формы насилия, употребление наркотиков, нарушающих психическое и физическое состояние человека, суициды, массовые беспорядки и т.п.

2. Опишите защиту от социальных опасностей.

Ответ. Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, включающих юридическую, психологическую, информационную и силовую подготовку, направленную на ликвидацию этих опасностей.

3. Опишите, в каких случаях за массовыми беспорядками может последовать уголовная ответственность.

Ответ. Может последовать уголовная ответственность, если массовые беспорядки сопряжены с насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, за этим.

4. Опишите семейно-бытовой конфликт и его варианты.

Ответ. Такие социальные явления как безработица, обнищание населения, алкоголизм и наркомания приводят к внутрисемейным конфликтам, конфликтам с соседями, которые могут нарушать жизнедеятельность людей и даже заканчиваться трагически.

5. Опишите, в каких случаях происходит криминализация общества.

Ответ. Криминализация общества возникает в периоды социально-политической и экономической нестабильности, чему способствуют просчеты в проведении реформ в различных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере. В обществе увеличивается количество разнообразных преступлений.

Г. четвёртый вопрос – вопрос, требующий выбора правильного ответа не менее чем из 5-ти альтернативных вариантов.

1. Выберите правильный ответ.

ЧС социального характера это:

А) социальное явление, которое повлекло или может повлечь за собой человеческие жертвы,

Б) социальное явление, которое повлекло или может повлечь за собой ущерб здоровью людей,

В) социальное явление, которое повлекло или может повлечь за собой ущерб окружающей природной среде,

Г) социальное явление, которое повлекло или может повлечь за собой значительные материальные потери,

Д) социальное явление, которое повлекло или может повлечь за собой нарушение условий жизнедеятельности людей.

Правильный ответ: А, Б, В, Г, Д.

2. Выберите правильный ответ.

Рост численности населения Земли порождает:

А) сложные социально-экономические и технические проблемы,

Б) проблемы питания,

В) ухудшение коммунально-бытовой сферы,

Г) проблемы развития транспорта, коммуникаций,

Д) проблемы здравоохранения.

Правильный ответ: А, Б, В, Г, Д.

3. Выберите правильный ответ.

Демографический кризис, связанный с перенаселением, с определённого периода приводит к:

А) голоду,

Б) массовым заболеваниям,

В) деградации среды обитания,

Г) резкому уменьшению численности населения,

Д) социальной катастрофе.

Правильный ответ: А, Б, В, Г, Д.

4. Выберите правильный ответ.

Социальная политика государства при снижении уровня жизни должна обеспечивать:

А) экономический рост,

Б) социальную стабильность в обществе,

В) справедливое распределение доходов,

Г) улучшение жилищных условий,

Д) доступное образование и медицинское обслуживание.

Правильный ответ: А, Б, В, Г, Д.

1. Обстоятельства военного, экономического, криминального, политического и семейно-бытового характера относятся к …

а) ЧС техногенного характера;

б) ЧС природного характера;

в) экологического характера;

г) ЧС социального характера.

2. К социально обусловленным заболеваниям относят:

а) грипп, ангина, пневмония, сифилис;

б) венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, туберкулез;

в) кишечные инфекции, простудные заболевания, туберкулез;

г) венерические заболевания, кишечные заболевания.

3. Рост числа ЧС социального характера зависит от:

а) высокого уровня общей культуры;

б) стабильности и порядка в обществе;

в) снижения уровня жизни.

1. К ЧС военного характера относится …

а) неосторожное обращение с оружием, повлекшее за собой гибель людей;

б) локальный вооруженный конфликт;

в) захват заложников (похищение людей);

г) попадание в уличную перестрелку.

2. Военно-политические конфликты, как форма разрешения внутриполитических противоречий в обществе, приводят к…

а) увеличению продолжительности жизни в стране;

б) уменьшению продолжительности жизни в стране;

в) не влияют на продолжительность жизни.

3. Социально-политические конфликты, протекающие в виде забастовок и саботажей, приводят к…

а) усилению экономики в стране;

б) ослабляют экономику страны;

в) не влияют на экономику страны.

4. Чрезвычайные ситуации военного характера по скорости распространения могут быть:

а) умеренными;

б) плавно распространяемыми;

в) вялотекущими;

г) взрывными, стремительными, быстро распространяемыми.

5. Чрезвычайные ситуации военного характера по продолжительности действий, как правило, являются …

а) незначительными;

б) долговременными;

в) крупномасштабными;

г) кратковременными.

1. К чрезвычайным ситуациям экономического характера относится…

а) взяточничество;

б) недостаточная обеспеченность продовольствием;

в) коррупция;

г) незаконное присвоение недвижимости физического лица.

2. Коррупция в стране способствует:

а) повышению экономического потенциала в стране;

б) не влияет на экономику в стране;

в) расслоению населения.

Г) распространению инфекционных заболеваний.

3. Чрезвычайные ситуации экономического характера приводят к …

а) снижению социальной активности населения страны;

б) повышению социальной активности населения страны;

в) не влияют на социальную активность населения страны.

4. В условиях неконтролируемого увеличения общественной антропогенной доли потребления продукта биосферы может возникнуть ЧС ___________ характера.

а) военного;

б) экономического;

в) криминального;

г) политического.

5. В соответствии с общей классификацией, ЧС экономического характера являются …

а) бесконфликтными;

б) конфликтными;

в) федеральными;

г) локальными.

6. Создание правового законодательства и эффективных механизмов контроля за его исполнением, усиление государственного регулирования в экономике являются …

а) основой обеспечения национальной безопасности во внешнеэкономической деятельности государства;

б) законодательным творчеством;

в) основой обеспечения национальной безопасности во внутриэкономической деятельности государства;

г) правовым обеспечением внешнеэкономической деятельности государств

а. Ответ: в.

7. Чрезвычайные ситуации экономического характера по масштабу распространения подразделяются на …

а) контролируемые и неконтролируемые;

б) прогнозируемые и непрогнозируемые;

в) региональные, национальные, глобальные;

г) локальные, объектовые, местные.

1. При обнаружении признаков ограбления квартиры необходимо…

а) выбежать на улицу и постараться догнать вора;

б) сообщить в милицию;

в) начать уборку помещений;

г) позвонить соседям и рассказать им о краже.

2. Наука о жертвах преступлений называется …

а) виктимологией;

б) психологией;

в) юриспруденцией;

г) криминалистикой.

3. К социальным опасностям, связанным с физическим воздействием на человека, относится …

а) венерические заболевания;

б) воровство;

в) заложничество;

г) суицид.

4. Чтобы уменьшить риск быть похищенным на улице, нужно …

а) выбирать маршрут передвижения, проходящий через оживленные и освещенные улицы;

б) не думать об этом;

в) иметь при себе газовый пистолет;

г) ходить всегда с собакой.

5. Оказавшись заложником, необходимо придерживаться следующих правил …

а) вести себя покладисто, спокойно и, по возможности миролюбиво, внимательно следить за поведением преступников, но требования их не выполнять под любым предлогом;

б) не падать духом, постараться отобрать у них оружие, а в случае удобной и безопасной возможности, бежать;

в) по возможности выполнять требования преступников, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, не допускать истерик и паники;

г) не переносить лишения, оскорбления и унижения, гордо смотреть преступнику в глаза, действовать по принципу «лучшая защита - это нападение».

6. Сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями, имеющими внутреннюю структуру, получающие финансовую прибыль и приобретшие власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг, называются …

а) организованная преступность;

б) бандитизм;

в) экстремизм;

г) терроризм.

7. Если вы, возвратившись домой обнаружили, что дверь приоткрыта и из квартиры слышны незнакомые голоса, то нужно …

а) вместе с соседями войти в квартиру и задержать «визитеров»;

б) войти в квартиру и выяснить, что происходит;

в) закрыть дверь на ключ, не вынимать его из замка и вызвать милицию;

г) войти в квартиру и спросить: «Кто здесь?».

8. Если вы находитесь в заложниках и ранены, необходимо …

а) набрать по телефону 03 и вызвать «Скорую помощь»;

б) поскольку вы ранены, встать и самостоятельно пойти к выходу;

в) попросить террористов вызвать врача;

г) стараться меньше двигаться и, тем самым сократить потерю крови.

9. Совершение действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях, называется …

а) преступная акция;

б) бандитизм;

в) экстремизм;

г) терроризм.

10. В современных условиях, когда объектом наживы может стать любое имущество, создание безопасности для жилища и содержание в нем имущества - это …

а) дело милиции;

б) задача местных властей;

в) забота государства;

г) обязанность каждого гражданина.

11. Приверженность крайним взглядам или действиям - это …

а) разжигание расовой розни;

б) масонство;

в) экстремизм;

г) эгоизм.

12. Нарушение общественной безопасности, устрашение населения, воздействие на органы власти, посягательство на жизнь государственных или общественных деятелей и другие преступления, создающие угрозу государственному и общественному строю страны, осложняющие её международные отношения, называется …

а) экстремизмом;

б) фашизмом;

в) терроризмом;

г) сепаратизмом.

13. Правила, которые необходимо соблюдать заложникам во время освобождения спецслужбами…

а) лежать на полу, закрыв голову руками и не двигаться;

б) по возможности помочь сотрудникам спецслужб;

в) бежать навстречу сотрудникам спецслужб с целью быстрого освобождения;

г) постараться незамеченными выйти из здания или укрыться в укромном месте.

14. Человеку, желающему воспользоваться услугами попутной машины, следует …

а) показать деньги шоферу в момент посадки в машину;

б) сразу сказать шоферу, что есть деньги на проезд;

в) сразу же отдать деньги шоферу;

г) отложить заранее деньги для оплаты проезда.

15. Самым строгим наказанием, которое может назначаться несовершеннолетнему осужденному, является …

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) условный срок;

г) лишение свободы.

16. При захвате в заложники руководителям и педагогам образовательного учреждения необходимо …

а) стараться не противоречить преступникам, выполнять их требования, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью учащихся;

б) потребовать от преступников незамедлительного освобождения;

в) спровоцировать бандитов на вооруженное столкновение;

г) организовать и устроить побег, хотя бы нескольких групп учащихся.

17. Организация, подготовка, реализация террористической акции, финансирование террористической организации, или иное содействие - это …

а) военный конфликт;

б) противоправные действия;

в) свержение власти;

г) террористическая деятельность.

18. Если тормозит машина и пассажиры просят показать им дорогу, следует …

а) сесть в машину и показать дорогу;

б) следует подойти поближе, подробно рассказать о дороге и показать её;

в) пойти рядом с машиной, показывая дорогу;

г) говорить с шофером и пассажирами, стоя на некотором расстоянии от машины.

1. К чрезвычайным ситуациям политического характера относится…

а) безработица;

б) митинг;

в) локальный вооруженный конфликт;

г) захват заложников.

2. Терроризмом называется политика …

а) невмешательства противоборствующих группировок;

б) устрашения, подавления политических противников насильственными мерами;

в) противоречие двух противоборствующих группировок;

г) сотрудничество с противниками различными методами.

3. Согласно статье 205 УК РФ лицо, совершившее акт терроризма, а также за угрозу совершить террористический акт, наказывается лишением свободы на срок от ____ лет.

1. К чрезвычайной ситуации семейно-бытового характера относится…

а) взрыв бытового газа;

б) возгорание бытовых электроприборов;

в) конфликт с соседями;

г) инфекционное заболевание членов семьи.

2. Увеличение количества ситуаций семейно-бытового характера связывают с распространением среди населения:

а) алкоголизма;

б) инфекционных заболеваний;

в) психологической несовместимостью.

3. Увеличение количества ситуаций семейно-бытового характера связывают с распространением среди населения:

а) инфекционных заболеваний;

б) утечкой бытового газа;

в) наркомании;

г) гололедицей на дорогах.

Среди инфекционных болезней высоким уровнем заболеваемости и многочисленными сложными негативными социальными последствиями характеризуются гепатиты, ВИЧ-инфекция, туберкулез и болезни, передающиеся половым путем.

Гепатит это воспалительное заболевание печени, вызываемое вирусами (А,В, С, D, Е, С). Наибольшую социальную значимость имеют гепатит В и гепатит С. Вирус гепатита В передается через зараженную кровь или препараты крови. Передача вируса особенно распространена в среде лиц, зависимых от психоактивных (инъекционных) веществ, людей, предоставляющих и потребляющих услуги сексуального характера и мужчин-гомосексуалистов.

Беременная женщина, инфицированная вирусом, передает его ребенку при родах. Риск заражения повышен для медицинского персонала, работающего с кровью, а также для заключенных в пенитенциарные учреждения. Для гепатита С основным путем передачи является переливание крови.

Проявления гепатитов В и С практически одинаковые: общее недомогание, отсутствие аппетита, тошнота, рвота, повышение температуры тела. Затем эти симптомы смягчаются или исчезают. Однако заболевание развивается, о чем свидетельствует потемнение мочи и развитие желтухи. При отсутствии лечения у больного развивается печеночная недостаточность, которая имеет высокий уровень летальности. Профилактика гепатитов В и С заключается в тщательном контроле процедуры переливания крови, а при гепатите В – в прививке против него.

Следующее заболевание этой группы – ВИЧ-инфекция. Вирус иммунодефицита человека проникает в лимфоциты и разрушает их. В результате развивается недостаточность иммунитета, называющаяся синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД), а также возникают заболевания, обусловленные указанным синдромом.

Для передачи ВИЧ-инфекции требуется контакт с жидкостями организма, содержащими инфицированные клетки или вирусы. К ним относятся кровь, сперма, влагалищные выделения, цереброспинальная жидкость и грудное молоко. Передача вируса может осуществляться несколькими способами: при половом контакте с инфицированным человеком, при инъекции загрязненной иглой или при переливании зараженной крови, а также от инфицированной матери ребенку во время родов и через грудное молоко.

Восприимчивость к ВИЧ-инфекции увеличивается при имеющихся повреждениях кожи и слизистых, вызванных либо энергичным половым актом, либо имеющимся заболеванием (герпес, сифилис). Вирус не передается воздушнокапельным путем (при кашле и чихании) и трасмиссивным путем (при укусах комаров). Известны единичные случаи передачи ВИЧ-инфекции от инфицированного стоматолога пациенту.

Ведущим признаком начала заболевания является размножение и циркуляция ВИЧ в крови. Это наблюдается сразу же после контакта с больным. Внешние признаки начала заболевания выражены по-разному. У некоторых инфицированных возникает первичная реакция в виде лихорадки, общего дискомфорта, появления сыпи и увеличения лимфоузлов. Затем эти симптомы исчезают, наблюдается повышение температуры тела, не имеющее какой-то ясной причины. Развернутая клиническая картина возникает через месяцы и годы после инфицирования. Она складывается из снижения веса, общего недомогания, рецидивирующего поноса, анемии, грибковой инфекции в полости рта.

Собственно СПИД начинается с того момента, когда количество лимфоцитов в крови уменьшается в 20 раз по сравнению с нормой или когда начинают развиваться условно-патогенные инфекции, вызванные микроорганизмами, не вызывающими болезни у людей с нормальным иммунитетом. К таким инфекциям относятся грибковые воспаления, кандидозы ротовой полости, пищевода и влагалища.

Очень часто причиной смерти больных является пневмония, обусловленная грибком. Хроническая инфекция, вызванная токсоплазмой, присутствующей в человеческом организме с детства, встречается реже. Она поражает головной мозг, нарушая память, снижая концентрацию внимания и уменьшая скорость обработки информации. У ВИЧ-инфицированных больных туберкулез протекает гораздо тяжелее, практически не поддается лечению антибиотиками и часто становится причиной смерти.

Потеря координации движения, утрата способности ходить и стоять являются результатом прогрессирующей многоочаговой лейкоэнцефалопатии (вирусной инфекции головного мозга), а слепота – результат цитомегаловирусной инфекции. Онкологические заболевания больных СПИДом чаще всего представлены саркомой Калоши, раком шейки матки, а мужчин-гомосексуалистов – опухолями прямой кишки.

Несмотря на то, что в последние годы разработаны и внедрены в клиническую практику лекарственные препараты, снижающие остроту проявлений ВИЧ-инфекции и СПИДа, наиболее эффективным методом является профилактика, включающая в себя методы социального характера.

Туберкулез передаваемое воздушно-капельным путем инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией туберкулеза. Заболеваемость туберкулезом в значительной мере зависит от социальных факторов. Это проявляется волнообразностью уровня заболеваемости.

Создание противотуберкулезных антибиотиков и оздоровительные социальные мероприятия привели к очень существенному снижению заболеваемости этой патологией. Однако с конца 80-х гг. прошлого века практически во всем мире (даже в странах с высоким уровнем здравоохранения) наблюдается рост заболеваемости туберкулезом. Считается, что в этом процессе основное значение имеют такие факторы, как образование мегаполисов, увеличение объема миграции и числа бездомных, ухудшение экологической ситуации.

В Российской Федерации заболеваемость туберкулезом составляет 80 на 100 тыс. населения. Ежегодно в России от туберкулеза умирает 20 тыс. человек (больше, чем от всех инфекционных болезней, вместе взятых).

Туберкулез передается воздушно-капельным путем. Микобактерии могут сохранять жизнеспособность при комнатной температуре несколько часов. Они передаются от больной матери к плоду до или во время родов при аспирации или глотании инфицированной околоплодной жидкости. В большинстве случаев туберкулезные бактерии уничтожаются клетками иммунной системы. Однако некоторая часть их не уничтожается, а фиксируется макрофагами.

Бактерии не проявляют себя в функциональном плане, но, при условии ослабления иммунитета организма, начинают активно размножаться. Так туберкулез развивается в 80% случаев. Активный туберкулез обычно начинается в легких (легочный туберкулез). Очаги его в других органах (внелегочный туберкулез) возникают после этого в результате распространения микобактерий через кровь.

Одним из ранних проявлений туберкулеза является кашель с небольшим количеством желтой или зеленой мокроты по утрам. По мере прогрессирования заболевания количество мокроты увеличивается. Она окрашивается небольшим количеством крови. Распространенным симптомом является профузное потоотделение: больной просыпается в обильном холодном поту, из-за которого необходимо менять спальную одежду и постельное белье.

Одышка развивается как следствие присутствия в плевральной полости воздуха или плеврального выпота, которые мешают расправлению легкого при дыхании.

При внелегочном туберкулезе чаше всего поражаются почки, кости, мочевой пузырь и в картине болезни появляются признаки патологии этих органов. У мужчин инфекция может поражать предстательную железу, семенные пузырьки и придаток яичка, а у женщин – яичник и маточные трубы, вызывая бесплодие.

Часто инфекция распространяется на суставы (в основном на крупные – тазобедренные и коленные), кожу, кишечник, надпочечники, стенки кровеносных сосудов, оболочку сердца перикард. Чрезвычайно опасен туберкулезный менингит, который поражает детей до пяти лет и пожилых людей. Он проявляется постоянной головной болью, тошнотой и сонливостью, переходящей в кому, а также резким напряжением затылочных мышц. У детей часто поражается позвоночник, что сопровождается сильными болями.

Заболевания, передающиеся половым путем, те, которые передаются друг другу при сексуальном контакте. Они являются самыми распространенными в мире среди инфекционных болезней. В конце 80-х гг. прошлого века после некоторой стабилизации начался резкий подъем заболеваемости болезнями, относящимися к данной группе. Дадим характеристику основным из них.

Сифилис – это инфекционное заболевание, вызываемое бледной спирохетой. Возбудитель проникает в организм через слизистые и кожу. Первые проявления заболевания появляются чаще всего через 3–4 недели (реже через 1 – 13 недель). Болезнь протекает в несколько стадий.

В первичной стадии в месте внедрения возбудителя появляется безболезненная язва (шанкр). Он локализуется на головке полового члена, вульве, во влагалище, в области заднего прохода, на слизистой оболочке прямой кишки, на губах, языке, на слизистой оболочке ротовой полости. На других участках тела шанкр формируется значительно реже. Он представляет собой небольшую язвочку, которая не кровоточит и не болит. При ее расчесывании на поверхности появляется несколько капель прозрачной жидкости, которая чрезвычайно заразна. Ближайшие к язве лимфатические узлы увеличены в размерах, твердой консистенции и безболезненные. Через 2–3 недели шанкр исчезает, что создает впечатление выздоровления.

Вторичная стадия, которая начинается через 6–12 недель после заражения, характеризуется появлением генерализованной кожной сыпи, увеличением лимфоузлов по всему телу, воспалением глаз, развитием язв в ротовой полости, поражением костей и суставов, печени, почек и головного мозга. На влажных участках кожи (в углах рта, вульве) могут развиваться широкие кондиломы, являющиеся источником заражения. Скрытая стадия может длиться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Для нее характерно отсутствие каких-либо проявлений болезни.

Третичная стадия в настоящее время встречается редко. Здесь могут поражаться кровеносные сосуды, сердце, нервная система.

Больные сифилисом являются заразными в первых двух стадиях болезни. Адекватное лечение дает положительный результат при первичном, вторичном и латентном сифилисе. Иммунитета в процессе лечения не формируется. Самолечение, которое в наше время распространено чрезвычайно широко, часто сопровождается неполным излечением, что приводит к рецидивированию болезни и появлению новых больных.

Гонорея – инфекционное заболевание, вызываемое гонококком. У мужчин оно проявляется через 2–7 дней после инфицирования. Больные испытывают боль в уретре при мочеиспускании, затем наблюдается появление гноя с мочой и усиление позывов на мочеиспускание. У женщин первые признаки заболевания обнаруживаются позже (на 7–21 день после заражения) и проявляются значительно мягче, чем у мужчин. Помимо уретры, гонорейное воспаление может развиваться в прямой кишке, во рту и глазах.

Трихомониаз – инфекционное заболевание, вызываемое одноклеточным микроорганизмом влагалищной трихомонадой. Несмотря на то, что мочеполовой тракт при этом заболевании инфицирован и у мужчин, и у женщин, проявления наблюдаются только у женщин. При трихомониазе из влагалища выделяется желто-зеленое, пенистое содержимое. Вульва и окружающая кожа воспалены. Мочеиспускание болезненное. У мужчин заболевание протекает практически бессимптомно, но они могут инфицировать своих половых партнеров.

Генитальный герпес – инфекционное заболевание, вызываемое вирусом простого герпеса. Симптомы первичной инфекции появляются спустя 4–7 дней после заражения: зуд, покалывание, болезненность, образование красного пятна, на поверхности которого имеется группа небольших пузырьков, которые вскрываются и образуют язву, затем покрывающуюся корочками. Язвы, как и мочеиспускание, болезненные, ходьба затруднена. Самочувствие больного ухудшается, повышается температура тела. Первая вспышка заболевания всегда протекает более длительно и болезненно, чем последующие. Как правило, воспалительный процесс локализуется на половых органах. У больных с ослабленной функцией иммунной системы процесс распространяется на другие области организма.

Практически все заболевания, относящиеся к этой группе, характеризуются резким омоложением возраста пациентов. При туберкулезе, требующем длительного стационарного и санаторного лечения, ребенок, оставаясь вне дома, часто хуже обучается и не обладает необходимой социальной адаптацией. Нередко больные туберкулезом становятся инвалидами в детском возрасте. Наличие у них психологических проблем может препятствовать нормальному взаимоотношению со сверстниками, созданию семьи и получению профессии.

Психологические и социальные проблемы формируются у ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Общество не готово к взаимоприемлемому сосуществованию с такой категорией больных, принятые в этой области нормативные правовые акты не всегда исполняются. Данные причины вызывают "социальное отторжение" таких пациентов от окружающих. Ощущая себя изгоями, они способны к суициду.

Заболевания, передающиеся половым путем, часто протекают с различными осложнениями, являющимися непосредственными причинами бесплодия. Так, у 80% юношей бесплодие вызывается хламидиозом и его осложнениями.

Туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем, отрицательно влияют на демографическую ситуацию в Российской Федерации за счет снижения рождаемости и увеличения смертности в более молодом возрасте.

Большинство заболеваний этой группы требует длительного, иногда пожизненного, дорогостоящего лечения, что создает дополнительную финансовую нагрузку на самих пациентов и их семьи. В масштабах государства подобные затраты весьма велики. Они включают в себя средства, расходуемые на профилактические мероприятия, раннюю диагностику и ее совершенствование, создание новых методов лечения и лекарственных препаратов, на профессиональную, психологическую и социальную реабилитацию больных.

СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Составители:

д.м.н., профессор Козлов С.Б., к.м.н., доцент Халепо О.В.

Основы социальной медицины

Учебно-методическое пособие

(для студентовзаочной формы обучения, обучающихся по специальности 040101 (350500) Социальная работа )

Смоленск, 2008

ПРОГРАММА (СОДЕРЖАНИЕ) УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Социальные и генетические основы здоровья

Тема 1. Введение. Основные понятия и категории социальной медицины.

История становления социальной медицины как науки и учебной дисциплины. Социальная медицина как наука о закономерностях общественного здоровья, способах его сохранения и укрепления. Междисциплинарный характер социальной медицины. Изучение социальных, психологических факторов, а также факторов окружающей среды, влияющих на здоровье и заболеваемость. Взаимосвязи между медициной и обществом.

Наиболее эффективные способы и средства преодоления болезней, повышения уровня общественного здоровья.

Деятельность социальных работников, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Определение понятия “ здоровье”. Здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение Всемирной организации здравоохранения).

Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья: образ жизни, наследственность, окружающая среда и другие.

Системный подход в решении проблем здоровья. Междисциплинарные аспекты здоровья: общенаучный, социально- гигиенический, медико- биологический, психологический, педагогический, экономический, правовой, технологический, теологический.

Закономерности и тенденции формирования и проявления отношения человека к здоровью. Пути и средства формирования адекватного отношения личности к здоровью на разных этапах ее жизненного пути. Наука о здоровье: состояние и перспективы.

Тема 3. Социальная обусловленностьздоровья

Социальное благополучие как составляющая здоровья. Социальные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье.

Факторы и группы риска заболеваний. Социально- гигиенический мониторинг. Социальная сущность наиболее распространенных и значимых болезней: алкоголизм, наркомании, токсикомании, психические, сердечно- сосудистые, онкологические, инфекционные заболевания, СПИД.

Основные направления социальной политики государства, способствующие сохранению и укреплению здоровья населения на этапе реформ: деловая помощь социально уязвимым группам, реформа организационных структур и источников финансирования здравоохранения, социальной защиты населения, нормализация демографической ситуации. Медицина и здоровье. Место учреждений здравоохранения в охране здоровья населения.

Тема 4. Генетическая обусловленностьздоровья

Генетические факторы как общебиологические константы. Генотип как совокупность генов, здоровых и патологически измененных, получаемых от родителей. Мутации - изменения в генах, происходящие на протяжении индивидуальной жизни.

Группы заболеваний, обусловленные генетическим риском. Хромосомные и генные наследственные болезни (болезнь Дауна, гемофилия и другие).

Наследственные болезни, возникающие под воздействием внешних факторов (подагра, психические расстройства и другие).

Заболевания с наследственным предрасположением (гипертоническая и язвенная болезнь, экзема, туберкулез и другие).

Тема 5. Индивидуальное и общественное здоровье

Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия. Заболеваемость. Виды заболеваемости. Уровень и структура заболеваемости. Госпитализированная заболеваемость: структура, основные показатели. Заболеваемость инфекционными и неинфекционными болезнями. Заболеваемость с временной и стойкой утратой трудоспособности.

Заболеваемость отдельных возрастно- половых и социальных групп населения. Травматизм, его характеристика и социальное значение.

Инвалидность. Причины инвалидности, распространенность.

Физическое развитие. Определение, основные и дополнительные признаки. Факторы, влияющие на уровень физического развития.

Комплексная оценка состояния здоровья населения. Группы здоровья, их характеристика.

Тема 6. Демографические показатели в оценке здоровья населения

Использование в оценке здоровья важнейших демографических показателей. Источники получения информации о здоровье населения.

Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Их динамика. Сравнительная характеристика с соответствующими показателями других стран.

Показатели смертности как важнейшие критерии в оценке состояния здоровья населения. Общая смертность. Материнская смертность. Младенческая и детская смертность. Причины. Медико- социальное значение. Факторы, влияющие на показатели рождаемости и смертности. Средняя продолжительность предстоящей жизни. Сравнительная СППЖ в разных странах.

Обострение демографической ситуации в современной России.

Тема 7. Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье

Достижения науки и техники в лечении болезней. Использование современной науки и техники в диагностике заболеваний: медицинская техника, аппаратура, оборудование, предметы медицинского назначения.

Разработка и производство лекарственных средств как достижение научно- технического прогресса (НТП) на различных этапах развития общества.

Интеграция физики, химии, биологии и математики в решении общебиологических проблем.

Совершенствование условий жизни и труда, производство материальных благ. Влияние развития НТП на среду обитания человека. Зоны экологического бедствия. Заболевания, связанные с техническим прогрессом. Разработка экологически безвредных технологий.

Тема 8. Физическая культураи рекреация

Двигательная активность и здоровье. Гиподинамия как фактор риска заболеваний. Формы и методы занятий физической культурой. Физические упражнения, основные виды и их классификация. Ходьба и бег. Аэробная тренировка. Принципы оздоровительной тренировки; основные ее виды: ритмическая гимнастика, общая физическая подготовка, шейпинг. Нетрадиционные методы физического воспитания: йога, древние боевые и оздоровительные системы.

Организация физкультурно- оздоровительной работы. Физкультурно- оздоровительные группы. Медицинский контроль и самоконтроль. Школы здоровья. Детские и юношеские клубы физической подготовки, клубы любителей физической культуры (по интересам).

Понятие “ рекреация”. Рекреационные зоны. Рекреационные услуги. Понятие об “ индустрии здоровья”.

Особенности развития физической культуры и рекреации в условиях новых хозяйственных отношений.

Тема 9. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактике заболеваний

Охрана здоровья граждан как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного и медицинского характера. Основные принципы охраны здоровья граждан.

Понятие о причинах и факторах риска для здоровья. Информирование населения о проблемах здоровья.

Профилактические программы и их эффективность в борьбе с преждевременной смертностью.

Принципы индивидуального подхода в массовой профилактике. Избирательное просеивание (скрининг). Социально- гигиенический мониторинг.

Обеспечение необходимого качества жизни как наиболее общая цель в области охраны здоровья населения. Способы улучшения качества жизни.

Участие населения в решении проблем здоровья. Его мотивация на ведение образа жизни, способствующего предупреждению болезней и укреплению здоровья.

Тема 10. Правовой механизм обеспечения здоровья населения

Формирование организационно- экономических основ правового механизма обеспечения здоровья населения.

Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Состояние правовой базы охраны здоровья населения в России.

Компетенция органов законодательной и исполнительной власти в области охраны здоровья. Финансирование охраны здоровья. Организация охраны здоровья граждан. Права граждан в области охраны здоровья. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.

Права граждан при оказании медико- социальной помощи. Гарантии осуществления медико- социальной помощи гражданам. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.

Перспективы развития законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья населения.

Раздел II. Организация медико-социальной помощи населению

Тема 1. Системы здравоохраненияв России

Понятия “ охрана здоровья” и “ здравоохранение”.

Государственная система здравоохранения. Государственные гарантии населению в оказании медицинской помощи. Принципы деятельности государственной системы здравоохранения. Организационная основа деятельности. Органы управления. Учреждения государственной системы здравоохранения. Государственные программы здравоохранения.

Муниципальная и частная системы здравоохранения в Российской Федерации: состояние, перспективы, правовая база.

Инновационные структуры в здравоохранении. Источники финансирования систем здравоохранения.

Тема 2. Организация лечебно-профилактической помощи населению

Основные виды лечебно- профилактических учреждений. Система первичной медико- санитарной помощи. Поликлиника: структура, принципы и методы работы.

Стационар: структура и организация работы. Многопрофильный и специализированный стационар.

Служба скорой и неотложной помощи населению. Реабилитационные учреждения.

Организация лекарственного обеспечения.

Особенности организации лечебно- профилактической помощи отдельным группам населения. Медико- санитарная часть. Здравпункт. Родильный дом. Женская консультация. Детская больница.

Организация травматологической помощи.

Особенности организации медицинской помощи больным инфекционными, венерическими, психическими, онкологическими заболеваниями.

Управление здравоохранением. Особенности в период экономических и социальных реформ.

Место и роль специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохранения.

Тема 3. Организация медико-социальной работы

Место и роль социальной работы при оказании медико- социальной помощи. Основные функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико- социальной помощи.

Медико- социальная работа как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого- педагогического и социально- правового характера.

Состояние социальной работы в здравоохранении Российской Федерации. Состояние медико- социальной работы в учреждениях социального обслуживания

системы социальной защиты населения.

Тема 4. Лекарственное обеспечение

Организация лекарственного обеспечения населения. Особенности лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных. Аптечное учреждение: структура и функции.

Практические пути по достижению здоровья для всех. Обеспечение равенства для всех - достижение здоровья для всех. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Активное участие хорошо информированного и мотивированного населения. Межсекторальное сотрудничество в осуществлении политики, способствующей укреплению здоровья населения и сокращению факторов риска. Удовлетворение основных медико- санитарных потребностей населения путем предоставления услуг, максимально приближенных к месту жительства и работы.

Решение общих проблем достижения здоровья для всех путем международного сотрудничества.

Раздел III. Формирование здорового образа жизни

Тема 1. Понятие и сущность здорового образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье

Определение понятий “ образ жизни”, “ здоровый образ жизни”. Системный подход в оценке образа жизни. Образ жизни и условия жизни, их взаимосвязь.

Место образа жизни в структуре причин, обусловливающих современную патологию человека.

Факторы риска заболеваний, обусловленные образом жизни. Гиподинамия. Несбалансированное питание. Вредные условия труда. Стрессы. Курение. Потребление наркотиков. Злоупотребление лекарствами. Низкий образовательный и культурный уровень. Высокий уровень урбанизации.

Сущность здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни как основа профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья.

Пути формирования здорового образа жизни.

Участие социальных работников в формировании здорового образа жизни на индивидуальном и групповом уровне.

Тема 2. Культураи здоровье

Культура, медицина и здоровье: основные определения.

Гигиеническое воспитание и здоровый образ жизни как часть общей культуры человека. Зависимость образа жизни от социального положения, профессии, религии, национальных традиций.

Культуратруда, потребления, общения.

Народная гигиена. Народные обычаи и обряды, связанные с ритмичностью в жизни и работе, выбором места поселения, безопасным водоснабжением, рациональным питанием, одеждой и обувью, уходом за детьми, использованием бани и др.

Искусство и здоровье. Воздействие искусства на эмоциональную сферу человека.

Психотерапевтический и психогигиенический эффект от воздействия произведений искусства. Музыка и здоровье. Телевидение и кино. Медико- социальная оценка телесериалов.

Литература и здоровье. Особенности восприятия художественной литературы. Мода и здоровье. Отличие моды от стиля и традиции. Мода на одежду, обувь,

головные уборы. Мода на спорт, физические упражнения. Модные диеты и их

возможные последствия. “ Модные болезни”: “ шнуровая печень”, “ джинсовый дерматит” и др. Мода на вредные привычки. Мода на здоровье.

Тема 3. Социально-медицинские аспекты здоровогообраза жизни

Рациональное питание. Основные принципы. Организация, содержание, формы и средства гигиенического воспитания по вопросам рационального питания.

Двигательная активность. Значение для укрепления, сохранения и восстановления здоровья. Сущность оздоровительного воздействия двигательной активности.

Личная и коммунальная гигиена.

Режим труда и отдыха. Чередование видов деятельности.

Неприятие вредных привычек: табакокурения, злоупотребления алкогольными напитками.

Сексуальная культура. Физиологические, психологические и социальные аспекты половой жизни. Сексуальная культура и планирование семьи.

Тема 4. Формирование экологически грамотного поведения

Экологическая обусловленность здоровья. Факторы внешней среды и здоровье: воздух, вода, флора, фауна, климатические явления.

Информированность населения о состоянии экологии. Своевременность и достоверность такой информации. Умение пользоваться ею социальным работником в профилактических целях.

Загрязненность атмосферного воздуха и питьевой воды как серьезная опасность для здоровья. Кислотные дожди и токсические туманы: поведение населения и действия специалистов.

Знание основных источников загрязнения атмосферы и выбор приемлемого поведенческого решения с учетом возраста, состояния здоровья и других особенностей.

Вредные вещества в воде и продуктах питания: умение определить в домашних условиях, принять правильное решение о дальнейшем использовании, знание методов обработки и очистки продуктов.

Неорганизованный отдых, неизвестная местность, сомнительный водоем - возможные последствия для здоровья. Экологически грамотное поведение.

Метеорологические условия и метеорологический прогноз. Значение для поведения больных, страдающих болезнями сердечно- сосудистой системы и органов дыхания.

Профилактическое мышление и экологически грамотное поведение лиц, принимающих решения. Последствия принимаемых решений для коллектива, микрорайона, региона.

Тема 5. Гигиеническое воспитание как межсекторальная проблема

Философские, социологические, социально- психологические, психолого- педагогические, медицинские, правовые и экономические аспекты гигиенического воспитания населения.

Гигиеническое воспитание и гигиеническая культура. Гигиеническая культура как часть общегуманитарной культуры. Кадровое обеспечение гигиенического воспитания.

Современные “ учителя здоровья”: медики, педагоги, психологи, социальные работники, лица, принимающие решения и другие специалисты.

Деятельность по гигиеническому воспитанию в учреждениях медицинского и немедицинского профиля.

Тема 6. Основные направления, формы и средства гигиенического воспитания

Создание проблемной ситуации. Ориентировка социального работника в практических ситуациях. Знания, необходимые для решения проблемных ситуаций в гигиеническом воспитании. Разрыв между знаниями вопросов гигиенического

воспитания и умениями применять их в практической работе как главная причина отсутствия умения действовать в практических ситуациях. Овладение обобщенными приемами умственной деятельности.

Выбор основного направления, форм и средств гигиенического воспитания в практической деятельности. Ведущие признаки ситуаций, наблюдаемые в практике социального работника: количественный состав, однородность аудитории, готовность реципиентов, экстремальность ситуации. Основные типы ситуации и соответствующие им формы и средства гигиенического воспитания.

Схемы- предписания обобщенных приемов умственной деятельности, умение пользоваться ими. Ориентировка с помощью схем- предписаний алгоритмического типа.

Раздел IV. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Тема 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как государственнаязадача

Санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения.

Закон “ О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения” как мера социальной защиты населения, его основные разделы и статьи. Система мер санитарно- гигиенического характера по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Региональные и местные программы укрепления здоровья, профилактики заболеваний и оздоровления среды. Роль социальных работников в их подготовке и реализации.

Права и обязанности граждан по вопросам санитарно- эпидемиологического благополучия.

Тема 2. Деятельность центров санитарно-эпидемиологическогонадзора

Центры государственного санитарно- эпидемиологического надзора как основные учреждения, осуществляющие контроль за соблюдением санитарного законодательства.

Основные направления деятельности центров государственного санитарно- эпидемиологического надзора: санитарно- эпидемиологический мониторинг, выявление причин заболеваний, учет заболеваемости, предупредительный санитарно- эпидемиологический надзор, ведомственный и производственный контроль.

Взаимодействие учреждений государственной санитарно- эпидемиологической службы с другими службами, организациями, учреждениями и гражданами.

Формирование гигиенической культуры населения. Информированность населения о санитарно- эпидемиологической обстановке в округе, городе, регионе. Роль социальных работников в формировании санитарной культуры населения.

Тема 3. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека

Климат и здоровье. Воздействие климатических факторов на биологический ритм человека, сезонную заболеваемость, метеотропную чувствительность (давление воздуха, электрического состояния атмосферы, интенсивности солнечной радиации и др.).

Понятие о биологических ритмах человека. Десинхроноз и его неблагоприятные последствия для здоровья.

Градообразующие факторы, лежащие в основе формирования городской застройки. Выбор территории, зонирование населенного пункта (города, села) с точки

зрения возможного неблагоприятного влияния природной среды на здоровье населения. Значение санитарно- защитных зон для ослабления неблагоприятного влияния факторов городскойсреды, их благоустройство.

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние химических выбросов в атмосферу на здоровье населения. Показатели, по которым оценивается качество атмосферного воздуха, их количественные и нормативные характеристики. Острое и хроническое воздействие на человека химических выбросов. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на климат.

Мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха: технические, планировочные, санитарно- технические, биологические.

Роль жилища в обеспечении комфортных условий жизни человека. Понятие об основных характеристиках комфортности жилья. Санитарно- гигиенические требования, предъявляемые к жилищу.

Питьевое водоснабжение. Требования, предъявляемые к питьевой воде. Значение питьевого водоснабжения для здоровья населения. Его источники. Контроль.

Законодательные документы по обеспечению прав граждан на благоприятные условия жизни.

Тема 4. Влияние условий и характера труда на здоровье работающих

Опасные и вредные производственные факторы, их влияние на организм работающих. Острые и хронические профессиональные заболевания (отравления). Механизм их расследования, Классификация труда по степени вредности, опасности, тяжести и напряженности.

Гигиена труда женщин. Особенности женского организма и его адаптации к производственным условиям. Специфические функции женщин и влияние на них производственных факторов.

Основы законодательства по охране и гигиене труда. Конституция. Кодексзаконов о труде (КЗОТ). Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Санитарные нормы и правила. Охрана труда женщин. Надзор и контроль за соблюдением законодательных актов в области охраны и гигиены труда.

Профессиональная заболеваемость. Особенности установления и подтверждения профзаболеваний. Профессиональная инвалидность. Потери общей и профессиональной трудоспособности. Пенсионное обеспечение.