Шпаргалка: Общественно-политические организации и движения. Тема работы: Общественно-политические организации и движения

Контрольная работа

по дисциплине Политология

«Общественно-политические организации и

движения»

Введение

Общественные организации и движения – это негосударственные образования, а движения – это негосударственные образования, объединяющие людей по их интересам и профессиям. Они имеют богатую историю. Уже в древнем мире наряду с государством существовали объединения представителей, как правило, имущих классов и свободных граждан. Имели место они и в средневековый период истории человечества. В основе этих объединений лежали чаще всего религиозные идеи (рыцарские объединения, ордена крестоносцев и так далее).

Целью данной контрольной работы на тему “Общественно-политические организации и движения” является раскрытие значения идей организаций и движений, их роль в жизни гражданского общества в целом.

Для этого необходимо решить несколько задач, а именно:

1. Описать значение общественно-политических организаций и движений.

2. Охарактеризовать виды общественно-политических движений.

3. Рассмотреть причины возникновения общественно-политических организаций и движений.

Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических процессов. Деятельность политических партий как бы продолжается в деятельности многочисленных общественных организаций, в массовых социальных движениях.

1. Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное

Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.

“Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные”1.

Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управленииобщественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда: “…во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов”1.

В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группыдепутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.

Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.

“Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти”1.

В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». “Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий”2. Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.

В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений со властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

Существуют множество типов общественно-политических движений:

С точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;

По идеологической основе – либерально-демократические, консервативные, социалистические;

По национальному признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

По демографическому признаку – молодежные, студенческие и др.;

По масштабам – международные, региональные, в стране, штате, республике;

По методам и способам действия – легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

Конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:

Выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;

Создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;

Руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

Независимые общественно-политические движения не вступают в какие – либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью.

Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

PAGE_BREAK--

Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

2. Традиционные и новые виды общественно-политических движений, организаций. Их динамика

Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и другие), но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.

Существует несколько причин интереса людей к общественным движениям и организациям. Во-первых, в последние годы, а может быть, и в последние десятилетия, политические партии все больше теряют свой авторитет среди широких народных масс и особенно среди молодежи. Людям подчас надоедает славословие и политические игры партийных лидеров, которые часто используют доверие рядовых членов партий в своих личных интересах – любой ценой пробиться к власти. Это видят люди со стороны и не хотят вступать в ту или иную партию, не хотят быть разменной монетой в политических играх.

Кроме того, членство в политической партии обязывает к дисциплине, требует голосовать на выборах только за кандидата своей партии. Людям, и в первую очередь молодежи, больше по душе широкая демократия общественных организаций, их подлинная самоуправляемость. Человек может свободно переходить из одной организации в другую, участвовать в любом массовом движении, не связывая себе руки ни с одним из них.

Во-вторых, массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции. Идеология – удел политической партии. А народ часто не видит проку ни в одной идеологии. Их главным содержанием являются политические проблемы, вопросы власти, а не материальные интересы простых людей, их повседневные нужды.

Для массовых движений и организаций характерно сегодня стремление выйти за рамки существующих идеологических систем, по-новому осмыслить реалии современного мира, выдвинуть альтернативные идеи и концепции, адекватно отражающие жизненные проблемы современности.

Искать альтернативу путям развития современной цивилизации заставляет сама нынешняя действительность, которая по оценке многих видных ученых – и обществоведов и естествоиспытателей – ведет все больше в тупик, к общечеловеческой катастрофе: термоядерной, экологической, продовольственной. Осознание этого расширяет круг участников альтернативных движений.

В-третьих, возрастание интереса широких народных масс к общественным движениям и организациям обуславливается и тем, что эти движения быстрее схватывают новизну социальной обстановки, быстрее откликаются на изменение ситуации, полнее учитывают в своих требованиях повседневные, сиюминутные нужды народа. Политические партии в определенной мере связаны партийной идеологией, которая не может быстро меняться, она сохраняет устойчивость в течение относительно длительного периода времени.

Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ей. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.

“Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация суверенных государств, созданная в 1945 на конференции в Сан-Франциско по инициативе ведущих государственных участников антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения их усилий. ООН родилась в результате великой победы над фашизмом. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в ходе 2-ой мировой войны (1939-1945)”1.

В целом деятельность ООН направлена на мирное сосуществование, на мирные отношения между государствами, если быть точнее, то существует Устав ООН, целями которого являются: поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного, и гуманитарного характера и воспитание уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; осуществление роли центра по согласованию действий государств, направленных на достижение этих целей.В Уставе так же предусмотрены принципы международного сотрудничества, закреплены такие моменты, как добросовестное разрешение споров только мирными средствами.

3. Общественно-политические организации и движения в России: история и современность

Значительное развитие общественные организации и движения получили в буржуазном обществе, особенно с выходом на историческую арену рабочего класса – людей, освобожденных от крепостной феодальной зависимости и получивших по закону свободу объединятся в различные общественные организации. С помощью организованных общественных движений самой различной направленности рабочий класс добивался ощутимых результатов в борьбе за улучшение условий своей жизни, за социальные свободы и политические права.

“На новый уровень своего развития поднялись общественные организации и движения после Второй мировой войны. Они стали массовыми. Этому способствовало усиление демократической тенденции в общественно-политической жизни народов, подъем национально-политической жизни народов, подъем национально-освободительной борьбы, и особенно борьбы за мир, против угрозы новой мировой войны. Сегодня размах деятельности общественных, негосударственных организаций и массовых движений такой, что ими охватываются почти все стороны жизни человеческого общества. В них состоят сотни миллионов людей, они оказывают мощное влияние на международные отношения, на внутриполитические процессы государств”1.

В связи с течением времени происходят крушения прежних идеалов, происходят пропаганды, в первую очередь по средствам СМИ. Так же меняются мировоззрения людей, взгляды на былое могут резко измениться в противоположную сторону, так как в жизни все непостоянно. Происходило разрушение молодежных организаций, в первую очередь, ВЛКСМ. При всех недостатках в работе комсомола в советское время, это была организация, сплачивающая молодежь, защищающая ее интересы, организующая юношей и девушек на полезные и интересные дела. Создание новых общественно-политических организаций, решение местных и локальных проблем укрепляют чувство взаимопонимания, способствует росту авторитета организаций.

Общественные организации характеризуются системой связей и схожестью интересов входящих в нее членов, способом выработки и принятия решений для реализации общих целей. В России существуют движения такие как: ЛДПР во главе с одним из основателей В.В. Жириновским, “Яблоко” (Г.А. Явлинский) и т.д.

В настоящее время наиболее массовыми движениями являются: движение «зеленых», антиглобалистов, антивоенное, женское, движение демократической молодежи и другие. Все эти движения международные. В каждой стране действует немало массовых движений национального масштаба, отражающих конкретную обстановку, складывающуюся в ней. Много общественных движений и организаций в последние годы возникло на территории бывшего СССР, в том числе на территории России.

Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов.

Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более раз народны по своему социальному составу. Они возникают как от классовой, так и на классово-подобной и межклассовой основе. Так, если рабочее движение является классовым, то профсоюзное движение – межклассовым.

Объединения, организации возникают, как правило, спонтанно в связи с возникновением у граждан конкретного интереса и потребности в его реализации. Так возникают различные организации предпринимателей, ассоциации фермеров, благотворительные и иные организации. Какая-то часть этих организаций при удовлетворении соответствующей потребности может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится постоянно действующей, набирающей со временем силу и авторитет.

Заключение

Происходит рост и усиление роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику. Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями, но независимые общественно-политические движения не вступают в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Люди на добровольной основе объединяются в ассоциации (объединения, союзы, организации, центры, клубы, фонды и т.д.), объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, культурных, правовых и многих других ценностей и интересов граждан. Специфика всех этих ассоциаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самыми гражданами. Эти ассоциации существуют автономно от государства, но в рамках действующих законов в государстве.

Таким образом, деятельность общественных организаций и движений является реальным показателем процесса становления демократизации политической системы, гражданского общества, а так же развития самоуправления.

Список используемой литературы

Политология: Учебник для вузов/Под. ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ, 1999.

Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов.-2-е изд. Испр. И доп. – М.: Академический Проект, 2005.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997.

Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1998.

Политология: Учеб./А.Ю. Мельвиль [и др.]; М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.

Политология: учебное пособие для вузов/Научный редактор А.А. Радугин.-2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001.

Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. – науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999.

Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.

“Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные” Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997, С. 302.

Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие не решаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда: “…во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов” Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997, С. 303.

В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.

Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.

“Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти” Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. - науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999, С. 575.. негосударственный общественный движение организация

В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». “Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное - на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий”Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. - науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999, С. 575.

Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.

В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении - от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений со властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

Существуют множество типов общественно-политических движений:

  • - с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;
  • - по идеологической основе - либерально-демократические, консервативные, социалистические;
  • - по национальному признаку - национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;
  • - по демографическому признаку - молодежные, студенческие и др.;
  • - по масштабам - международные, региональные, в стране, штате, республике;
  • - по методам и способам действия - легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

  • - конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:
  • - выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;
  • - создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
  • - руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

Независимые общественно-политические движения не вступают в какие - либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью.

Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

Общественно-политические движения - это эффективный способ выражения большими массами людей политических идей, взглядов и интересов. Подобная форма реализации власти способна отразить взгляды на управление государством и обществом как со стороны отдельных граждан, так и со стороны многочисленных групп.

Общественно-политические организации и движения: причины появления

Граждане активно объединяются в массовые политические течения для выражения собственных взглядов и удовлетворения интересов. Именно поэтому общественно-политические движения обладали неимоверной популярностью в период с XIX по XX в. Как правило, они представляли собой рабочие ассоциации. Главной отличительной особенностью подобного выражения народной власти является отсутствие государственности. Здесь важно провести параллель с наличием государственных партий, которые поддерживаются правительством. Лёгкость создания же общественного движения заложена в том, что процесс формирования неподконтролен органам государственной власти.

Общественно-политические движения - это устойчивые социальные течения, которые надёжно скреплены едиными общественными интересами. Каждый участник стремится достичь одну цель, которая полностью идентична цели политического течения. Солидарность участников - то, благодаря чему существует и развивается общественная волна.

Ведущие и ведомые

Наиболее активными участниками движения являются личности, неудовлетворённые действующим в стране режимом, а также ведущие борьбу против действующей системы осуществления власти. При этом лидеры не стремятся заявлять о провозглашённых взглядах законными способами. Напротив, неудовлетворённость деятельностью многих заставляет активистов вступать на путь вражды с главой государства и политическим режимом.

Ещё одной причиной формирования противоборствующих взглядов является «пестрота» входящего состава. Любые общественно-политические организации и движения включают в себя представителей различных слоёв общественности. В одном течении возможно встретить как представителей многообразных этнических культур, так и проповедников всевозможных религиозных концепций. Единая цель политических групп способна объединить даже тех, кто не знаком с толерантностью.

Задачи общественных движений

Любые общественно-политические движения, какой бы целью они ни обладали, призваны к выполнению двух основных задач:

  1. Защита групповых интересов. Основа народного течения заключается в выражении политических концепций. При этом ознакомиться со взглядами гражданских масс должны как общественность в целом, так и глава государства. Кроме того, деятельность течения направлена не только на волеизъявление желаний, но также и на дальнейшее претворение их в жизнь. Последняя задача достигается либо путём революции, либо мощными реформами со стороны государственного управленца.
  2. Реализация демократии. Полное отречение народных масс от управления делами государства говорит об активном создании народных движений. Именно поэтому в демократичном государстве и гражданском обществе антигосударственные общественно-политические движения - это скорее редкость, нежели обыденность среди граждан. Выражение политических взглядов незаконным путём говорит об отсутствии реализации принципа демократизма - основы процветания государства и гражданского общества.

Готовность гражданина следовать за движением…

Вряд ли участник гражданского общества с первых же призывов готов последовать за политическим движением, поддерживая его идеологию и взывая к скорейшему выполнению цели. Нет. Подобное решение зависит от многих факторов, которые постепенно формируются в сознании каждого гражданина государства в зависимости от внутренней политической обстановки:

  1. Главнейшим фактором выступает систематическое неудовлетворение потребностей человека и интересов личности. Здесь важно учитывать то, что подобные лишения на протяжении долгого периода времени отпечатываются в общественном сознании.
  2. Как только появляется чётко обозначенная проблема, в сознании личности формируется огромное количество путей разрешения негативной обстановки. Как правило, достижение цели общественно-политического движения характеризуется реализацией наиболее оптимальных и удобных шагов и средств.
  3. С каждым днём потребность в реализации народных реформ растёт. Именно поэтому, желая внести больший вклад в улучшение условий жизни как лично для себя, своей семьи, так и общества в целом, граждане активно следуют за лидерами политических течений.

Отправная точка политического движения граждан

Месяц за месяцем сознание каждого жителя государства пропитывается противоречивыми представлениями об идеальной государственной программе. Настают трудные времена; события, требующие перемен; время приближающихся реформ… И тут наступает отправная точка формирования протестной волны.

Общественно-политические движения не возникают на ровном месте и не начинают активно реализацию своих программ по улучшению общественной жизни, нет! После того как по определённому региону проходит небольшая волна митингов схожего содержания, своё существование начинают народные фронты и массовые народные движения. Причём изначально «корень зла» зарождается внутри молодёжных организаций, профсоюзных структур, политических партий. В дальнейшем течение приобретает большие масштабы, привлекая неимоверное количество населения. Постепенно формируются программы по достижению установленной цели, выдвигается название, обозначаются лидеры.

Признаки общественно-политических движений

Как и любая форма власти, волеизъявление народного течения обладает множеством отличительных особенностей. Признаки общественно-политических движений:

  • Отсутствие конкретных норм. Ни одно политическое движение не способно предоставить чёткий устав, регламентирующий деятельность и организующий структуру народного «ополчения». Более того, лидеры не способны представить ни одной программы, есть лишь впередиидущая цель.
  • Если в партиях имеется строго определённое количество мандатов, то в общественных движениях подобного не встретишь. Чем большее количество интересуется деятельностью политического течения, тем эффективнее оно осуществляет свою деятельность. В силу «размытости» состава народных масс невозможно определить количество приверженцев той или иной идеологии или реформы.
  • Отсутствие чётко обозначенной власти и центрального управления.
  • Любое общественное движение придерживается принципа добровольности, на основе которого предоставляет каждому гражданину право принятия или отказа от общественной идеи.

Разумеется, это далеко не полный перечень всех признаков, которыми характеризуются общественно-политические движения. Таблица, приведенная на фото ниже, способна показать полный перечень признаков, наиболее оптимизированных для понимания и запоминания.

Роль общественных движений в истории Российского государства

Попросите рассказать про общественно-политические движения в России во второй половине 19 века любого ученика средней школы, и наверняка вы сможете получить достойный рассказ. А всё благодаря тому, что формирование различных течений нашего государства, проведение реформ, организация народных выступлений - это небольшие, но стабильные шаги в сторону справедливого государства, демократичного управления и гражданского общества.

Страницы истории предоставляют яркие примеры общественно-политических движений:

  • всем известные декабристы;
  • социал-демократическое движение;
  • эссеры - социалисты-революционеры, главной целью которых стало свержение самодержавного правления и многие другие.

Активное формирование общественных организаций во второй половине XX века произошло из-за высокого недовольства народных масс государственным управлением. С одной стороны, изменение государственного строя насильственным путём несёт большое количество вреда для жителей страны, а с другой - это небольшие, нестабильные шаги к становлению гражданского общества.

Обратная сторона монеты…

Рассказывая про общественно-политические движения в России во второй половине 19 века, важно упомянуть о народных течениях, пользующихся популярностью по сей день. Так, например, созданные в прошлом веке союзы предпринимателей и банкиров до сих пор принимают «новобранцев» в свои ряды.

Народные движения, таким образом, способны повлиять на государственное финансирование, уведомить органы государственной власти о проблемах капиталовложения, заявить о введении дополнительных необходимых льгот, предложить решение финансовых проблем и так далее. Профессиональные союзы отстаивают права рабочих всей страны. Многие законодательные решения принимаются благодаря влиянию общественных течений. Порой народное движение, созданное несколько десятилетий назад, с каждым годом становится всё сильнее.

Влияние политических организаций на общественное сознание

Постоянство - не самый устойчивый фактор в жизни человека, именно поэтому народное сознание людей так легко поддаётся деформации. Особую роль в становлении новых принципов и идеалов играют средства массовой информации. При утверждении одних и тех же фактов, представлении их с лучшей стороны газетами, радио, телевидением человек задумывается над образом своей жизни и решает: «Пришла пора изменений!».

На протяжении долгой истории нашей страны данный лозунг неоднократно упоминался при принятии того или иного решения. Например, общественно-политические движения 19 века привлекали крестьян тем, что представители организаций разделяли труд работников. Помогая человеку в выполнении тяжёлой работы, лидеры политических течений давали доходчивое объяснение прихода лучшей жизни, если он поддержит взгляды общественности. И подобные меры влияния на сознание граждан вскоре приносили свои плоды, всё быстрее приближая к революции.

Общественные организации и молодое поколение

Несмотря на большое количество отрицательных качеств и негативное влияние на органы государственной власти, общественно-политические движения в России играют значимую роль в развитии и становлении молодого поколения.

Наверняка каждый житель СССР был октябрёнком, участвовал в работе комсомола. Благодаря деятельности подобных организаций интересы молодых людей были полностью защищены. Высокая организация и чувство долга перед Родиной вырастили мужественных молодых людей, а также добрых и отзывчивых девушек. Да и желание трудиться у ребят возникало намного чаще, нежели у современного поколения.

Массовые движения в круговороте современности

На сегодняшний день наиболее массовым общественно-политическим движением можно назвать борцов за права женщин. Также активной позицией могут похвастаться представители «зелёного» движения, борющиеся за экологическую чистоту.

Что касается государственных дел, то в силу развитости современного аппарата управления деятельность экстремистских организаций испепеляется на корню ещё в период зарождения идеи. Конституции развитых стран в качестве одного из главных естественных прав человека и гражданина провозглашают право на свободу слова. Таким образом, каждому желающему предоставляется возможность выразить своё недовольство как в официальной форме, так и путём проведения митингов.

Приглашение в политику

Многие граждане государства, в силу противоречивости взглядов на международные отношения, изъявляют большое желание поучаствовать в политике. Неимоверное число общественных движений приводит к формированию ещё большего количества политических взглядов, привлекая таким образом народные массы.

Возможность принять участие в осуществлении государственных программ предоставляется как образованным бизнесменам с двумя высшими образованиями, так и людям рабочих специальностей. В любом случае на данном этапе современности общественные движения больше характеризуются положительными качествами, нежели приносят вред обществу.


Общественно-политические организации и движения - это добровольные объединения граждан, которые возникают в соответствии с видами деятельности, социальной активности и самодеятельности для удовлетворения и защиты их многогранных интересов и запросов, действуют в соответствии с задач и целей, закрепленных в их уставах.

В последнее время значительно активизировался процесс создания массовых организаций и движений, оживилась и их деятельность. Причины активности обусловлены следующими обстоятельствами:

  • нарастанием явлений и процессов в различных сферах человеческой жизни;
  • угрозой войны с применением оружия массового уничтожения;
  • все большим разрушением среды обитания человека - возникновением экологической катастрофы;
  • реакцией-ответом на наступление консервативных сил в разных странах современного мира, которые пытаются ущемить права, свободы человека, жизненный уровень людей;
  • актуализацией гуманистических ценностей и идеалов в общественном сознании и борьбой за их практическое воплощение в жизнь;
  • растущим культурным уровнем широких слоев населения;
  • стремительным развитием всех видов коммуникаций, которые облегчают общение людей и способствуют их объединению.

Общественные организации и движения возникают из естественной потребности современного человека быть соучастником в делах общества. Поскольку в повседневной жизни человек не может заниматься делами общества, за нее это делают общественные объединения. Они освобождают человека от необходимости быть постоянным участником общественно-политической жизни, самостоятельно решать множество проблем. Цена, которую платит человек за лучшее отражение и удовлетворения собственных потребностей и интересов организацией, заключается в обязанности повиноваться установленным в ней правилам. Членам организации определены разные роли, которые они должны выполнять, чтобы способствовать успешному выполнению целей всей организации. Таким образом ограничивается произвольный характер поведения человека. Когда возникает потребность, организация может требовать подчинения личных интересов общественным; осуществления деятельности, в целесообразности которого отдельный член организации не совсем уверен; приспосабливаться к обычаям и традициям, присущих организации (это, в частности, могут быть общепринятые образцы поведения).

Отмечают, что общественные объединения возникают в основном снизу, но иногда и по инициативе сверху, создаются для реализации различных потребностей и общественных интересов и действуют в интересах своих членов. Общественные организации и движения - это совместная жизнедеятельность людей, что предполагает их взаимную зависимость и потребность друг в друге и обеспечивает сохранение и развитие социального организма. Это пребывания людей непосредственно в коллективе, социальной группе, где осуществляются совместная деятельность, общение, обмен услугами, пользование общими вещами и ценностями.

Свидетельством колективістського характера деятельности общественных организаций и движений является их массовость, характер внутренней структуры. Общественные организации и движения предоставляют широкие возможности для общественной инициативы масс, выявление их самоуправления благодаря демократическим принципам их устройства, которые, кстати, присущи в большей или меньшей степени всем общественно-политическим объединением граждан - политическим партиям, общественным организациям и движениям. Такими принципами являются: добровольность членства, выборность всех руководящих органов, подотчетность и подконтрольность руководства членам организаций, гласность в работе, коллегиальности.

Общественные объединения чаще всего реализуют себя в виде формальных и неформальных общественных организаций и общественных движений. Формальные общественные организации отличаются своей массовостью. Они создаются для реализации долгосрочных целей как по инициативе граждан, так и государственных органов. Им присущи следующие черты: четкая структура; свой устав; официальная регистрация в органах власти; деятельность в интересах общества (государства) и в рамках действующей законности; собственный административный аппарат.

На базе формальных общественных организаций часто возникают неформальные. Неформальные общественные организации могут быть как массовые, так и локальными. Иногда их трудно отличить от хозяйственных объединений, кооперативов, хотя всем им свойственно социальное направление, а также отсутствие официальной регистрации и четкой программы; независимость от официальных государственных органов; деятельность на принципах самоуправления; нетипичные программы и нетипичная деятельность. К неформальных организаций можно отнести, например, различные любительские объединения, клубы авторской и любительской песни, молодежные организации, группы оздоровительно-духовных систем.

Общественные организации и движения имеют различные функции, их можно разделить на две группы: функции, что их общественные организации и движения выполняют в отношении системы власти в государстве; функции, выполняемые по интересов членов этих организаций и движений. В первой группе можно выделить две основные функции: оппозиционную и творческую, тесно взаимосвязаны. Деятельность общественных организаций и движений удерживает современные демократические государства от чрезмерной централизации, играет решающую роль в том, чтобы государство представала как оптимальная организация жизнедеятельности общества. Из второй группы функций, выполняемых общественными организациями и движениями в отношении своих членов, можно выделить защитную и вспомогательную. Общественные организации и движения защищают своих членов от государственных структур. Это особенно важно тогда, когда законодательный демократический процесс находится в стадии формирования и когда существует негативная традиция невыполнение законов и непочтительного отношения к личности в государственных структурах. Вспомогательная функция проявляется в предоставлении общественными организациями и движениями через собственные структуры возможностей своим членам решать личные проблемы.

Чтобы разобраться в широком спектре общественных объединений, надо остановиться на их топологии. Прежде всего, общественные организации и движения можно разделить на традиционные и новые. К традиционных общественных организаций и движений относят: профсоюзные, женские, молодежные, экономические, образования и культуры, научные и научно-технические, творческие, оборонные, спортивные, туристские и др. До новых социальных организаций и движений относятся: экологические; альтернативные; общественной инициативы; национальные.

Общественные организации и движения можно классифицировать по интересам или деятельностью:

  • за экономическими интересами , в частности, можно указать организации предпринимателей, работающих по найму, крестьян, представителей свободных профессий, кооперативы, потребительские общества;
  • за общественно-политическими интересами различают организации культурного, гуманитарного направлений, религиозные;
  • по методам деятельности и правового статуса: легальные и официальные, полулегальные и неформальные (например, масонская ложа);
  • по месту деятельности, за местом приложения сил в структуре политической власти: лобби, самоуправляющиеся организации, которые добиваются правительственных дотаций;
  • по видам деятельности: экономические, образования и культуры, научные и научно-технические, опекунские, охраны здоровья, природы, национальные, конфессиональные, оборонные, спортивные и туристские.

В Украине по состоянию на 2003 г. было зарегистрировано почти 600 общественных организаций. Принимая за основу несколько другие критерии, их можно классифицировать так:

  • социально осознанные - женские (Союз украинок, Союз женщин Украины и др.), молодежные (Союз украинских студентов, Союз независимой украинской молодежи и др.), экономические (Украинский союз промышленников и предпринимателей, Всеукраинское объединение частных предпринимателей и др.);
  • ценностно ориентированы: Общество украинского языка им. Т.г.шевченко, "Просвещение", "Знание" и др.;
  • социально ценностные: Федерация профсоюзов Украины, Национальная конференция профсоюзов, Всеукраинское объединение солидарности трудящихся, профсоюз "Единство", Союз офицеров Украины и др.;
  • асоциальные - мафиозные организации и им подобные;
  • политизированные организации: Конгресс национально-демократических сил, Украинская лига христианской молодежи, Молодежное движение Украины и др.;
  • политизированные оппозиционные: Фронт трудящихся Украины, Трудовая Украина, Гражданский конгресс Украины, Всеукраинский рабочий союз, Социалистический конгресс молодежи Украины и др.

Вторая половина XX в. ознаменовалась настоящим всплеском, потоком массовых движений. От общественных организаций движения отличаются следующими особенностями: отсутствие четкой организационной структуры; общность интересов граждан, которые присоединяются к движений; наличие в них групп и течений неодинаковых политических взглядов, мировоззрения, верований; отсутствие индивидуального членства.

Общественно-политические движения можно разделить на две большие группы: с четко выраженным политическим содержанием и с преимущественно загальнодемократичним содержанием. Для политических общественных движений характерны следующие черты: они пользуются политическими средствами; участвуют в борьбе за власть; участвуют или оказывают влияние на средства осуществления власти.

Политические движения можно разделить на следующие типы:

  • движения, которые возникли на классовой основе, - рабочее, крестьянское, мелкобуржуазный;
  • движения, которые возникли на класоподібній основе, - интеллигенции, военных, докласових элементов;
  • міжкласові движения - национально-освободительные, антифашистские и т.д.;
  • политические движения, которые выражают отношение к существующего политического и экономического строя, - консервативные, реформаторские, революционные, контрреволюционные и т.д.;
  • политические движения, которые отличаются степенью и формой их организованности, - высокоорганизованные, слабоорганізовані, стихийные.

Основными разновидностями массовых демократических движений являются: антивоенные - против угрозы разрушительной войны; экологические - на защиту окружающей природы и условий существования людей; на защиту демократии, прав и свобод личности; поло-возрастные - женские, молодежные, детские, ветеранские и т.п.; профессиональные - ученых, врачей, инженеров, писателей и т.д.; альтернативные.

Общественные организации и движения выполняют важную роль в политической системе, в общественно-политической жизни в целом. Они являются своеобразным связующим звеном между функционированием государственных органов и соответствующими действиями населения страны.

Общественные объединения оказывают большую помощь властным структурам в выполнении функций управления. Общественные организации и движения привлекают внимание широких масс населения к острых проблем, предлагают способы решения проблем.

Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических отношений. Наряду с ними, заметную роль в политическом процессе играют и такие разновидности общественно-политических объединений, как организации и движения.

Это негосударственные объединения людей, создаваемые, также как и другие социальные организации, на основе совпадения интересов и идеалов различных социальных групп, в целях их защиты и реализации.

Такие объединения имеют богатую историю. Уже в Древнем мире, наряду с государством, в связи с несовпадением социально-политических интересов возникали объединения, как представителей имущих классов, так и свободных граждан. Общественные образования существовали и в эпоху Средневековья. Основу этих образований чаще всего составляли религиозные идеи (рыцарские объединения, орден крестоносцев и т.д.).

Значительное развитие общественно-политические организации и движения получили в индустриальную эпоху, в процессе развития рыночных отношений, в результате освобождения людей от феодально-крепостнической зависимости и утверждения буржуазного права. Рабочий класс, ставший в это время ведущей силой общественных преобразований, активно объединялся в различные общественные организации, с помощью организованных общественных движений, добивался значительных успехов в борьбе за улучшение условий своей жизни, за социально-политические свободы и права.

На новый уровень развития поднялись общественно-политические организации и движения в современных условиях. Они стали массовыми, всеохватывающими. Этому способствуют утверждение демократической тенденции в общественно-политической жизни, развитие системы массовых мировых коммуникаций, возникновение глобальных проблем, представляющих угрозу существованию человеческой цивилизации. Рост и значение общественных, негосударственных организаций и движений обусловлены также падением в последнее время авторитета политических партий среди широких народных масс и особенно молодежи, которые не воспринимают демагогию и политические игры партийных лидеров, отрицательно относятся к заидеологизированности и негибкости в деятельности политических партий.

Интерес людей к участию в деятельности общественно-политических организаций и движений вызван и тем, что они быстрее приспосабливаются к новым социальным условиям, более адекватно реагируют на изменение ситуации, повседневные требования и потребности людей, действуют оперативно, неформально. Сегодня в деятельности негосударственных общественных организаций, в общественно-политических движениях участвуют сотни миллионов людей, а их влияние распространяется на все стороны жизни человеческого сообщества, на международные отношения, на внутриполитические процессы в отдельных странах.


Общественно-политические организации и движения по содержанию, характеру и целям деятельности существенно отличаются от политических партий . Основное их отличие заключается в том, что они не борются, как политические партии, за завоевание государственной власти и участие в ней, чаще всего не противостоят государству, а укрепляют взаимоотношения с ним, являются важнейшим каналом его связи с гражданским обществом. Их деятельность сводится к влиянию и давлению на органы государственной власти в целях учета и реализации этими органами интересов определенных социальных групп, решения общественно-значимых проблем.

В связи с таким характером деятельности общественно-политических организаций и движений в зарубежной политической литературе для обозначения их как социальных феноменов используется понятия «группы интересов», «группы давления», «лобби» и т.п. Однако, в соответствии с отечественной научной традицией, употребление понятий «общественно-политическая организация», «общественно-политическое движение» считается более приемлемым.

Они значительно строже отражают социально-политическую природу реально существующих объединений людей, их организационно-динамический, деятельностный аспект. Безусловно, что в отождествлении понятий «группы интересов», «группы давления», «лобби» и «общественно-политическая организация», «общественно-политическое движение» и отражаемых ими реальных феноменов, со строго научной точки зрения, допускается определенная упрощенность и прямолинейность.

Общественно-политические организации складывающиеся и функционирующие в политической сфере общества, как и другие социальные организации (социально-экономические, профессионально-творческие, любительские) являются важнейшим элементом структуры современного общества. Их деятельность связана, главным образом, с политико-правовыми проблемами общественных отношений, проблемами организации и функционирования политического процесса.

Общественно-политические организации - это добровольные объединения людей, выражающие интересы той, или иной социальной группы, имеющие конкретные общественно-политические цели и добивающиеся их реализации организованным воздействием на органы государственной власти.

Характерными признаками общественно-политических организаций являются: взаимосвязь и совпадение интересов их членов; общественно-политическая цель деятельности; формальная или неформальная структура; устоявшиеся нормы, процедуры и способы выработки и принятия решений; наличие системы социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов организации.

В современной общественной жизни сложился широкий спектр общественно-политических организаций. Важнейшими из них являются молодежные, женские, ветеранские, просветительско-пропагандистские, патриотические, правозащитные организации . Главной целью деятельности этих организаций является изучение, систематизация и обобщение социально-политических интересов различных социальных групп, предъявление их государству для учета в его политике и практической реализации, гармонизация этих интересов с общественными интересами и целями.

Как организованные социальные объединения общественно-политические организации выполняют такие функции как защита прав и свобод личности, человека и гражданина, развитие политической активности и самодеятельности людей, вовлечение граждан в управление общественными и государственными делами. Для реализации целей деятельности и своих функций общественно-политические организации располагают определенными ресурсами (людскими, материальными, ценностными) и средствами (учреждения, СМИ), используют различные стратегии .

Основными стратегиями деятельности общественно-политических организаций являются прямое влияние на государственные органы и официальных лиц и косвенное воздействие на них через политические партии, влиятельных государственных и партийных чиновников, общественное мнение. Каждой из этих стратегий соответствует свой конкретный набор тактических приемов и методов воздействия. Так, воздействие на органы власти и официальных лиц может осуществляться через информирование, консультирование, угрозы, подкуп, финансирование избирательных кампаний и т.д.

Для влияния на политические партии и общественное мнение могут использоваться пропаганда и агитация в СМИ, убеждение, митинги, пикеты, демонстрации, голодовки и т.д. Использование тех, или иных приемов и методов воздействия на государственные органы в деятельности общественных организаций зависит от складывающейся общественно-политической ситуации, уровня развития организаций, зрелости и активности их членов, социальной остроты и общественной значимости возникшей проблемы.

Нередко, для усиления давления на институты власти, придания высокой социальной значимости какой-либо конкретной проблеме, решение которой зависит от государства, общественно-политические организации тесно взаимодействуют с политическими партиями. Часто в таких ситуациях они координируют свои действия с профессиональными и другими социально-экономическими организациями, с профессионально-творческими и любительскими объединениями людей, которые также играют заметную роль в политической жизни общества.

Деятельность общественно-политических организаций осуществляется в установленном государством правовом поле, с соблюдением конституционно-правовых норм и принципов. Законы любого государства не допускают создания и функционирования общественных организаций, в деятельности которых используются дискредитация существующего политического строя, призывы к нарушению единства и территориальной целостности страны, пропаганда войны, насилия и жестокости, разжигание любой розни между народами.

Однако это не означает, что в реальной жизни в некоторых странах не возникают общественные организации, которые стремятся использовать противоправные приемы и методы давления на государство, достижения определенных политических целей. Такие действия, как правило, пресекаются. В демократических странах они получают соответствующую правовую оценку, а деятельность общественных объединений, их допустивших, запрещается. Крайне редко общественные организации могут действовать нелегально.

Широкое многообразие общественно-политических организаций участвует в современном политическом процессе в России. В отличие от советского периода, когда общественно-политические организации были представлены единственной молодежной организацией - ВЛКСМ, небольшим числом ветеранских, женских, пропагандистско-просветительских, патриотических организаций, действовавших под руководством КПСС, и скорее являвшимися государственными, чем общественно-политическими, в настоящее время в стране функционируют десятки и даже сотни общественно-политических организаций.

Созданы и действуют многие молодежные организации различной направленности, ветеранские организации участников различных войн и военных конфликтов, ликвидации чрезвычайных ситуаций, военнослужащих и сотрудников запаса и в отставке разных силовых ведомств, организации ветеранов труда разных сфер профессиональной деятельности, значительное число женских, пропагандистско-просветительских и патриотических организаций. В российском обществе активно функционируют правозащитные организации, отстаивающие права разных социальных групп и отдельных граждан.

Деятельность большинства современных общественно-политических организаций способствует развитию социально-политической активности людей, демократизации политической жизни страны, является эффективным каналом взаимосвязи российского государства со своими гражданами. Однако, некоторые современные российские общественно-политические организации пока являются весьма немногочисленными, можно сказать «камерными», не играют заметной роли в общественной жизни страны, занимаются частными проблемами.

Иногда отдельные общественные организации допускают противоправные деструктивные действия, ведущие к конфликтным ситуациям, социально-политическим эксцессам. Все это означает, что в настоящее время требуется дальнейшее совершенствование организации и функционирования общественно-политических организаций в России, усиление правового регулирования их деятельности в целях оптимизации социально-политического статуса негосударственных общественных объединений.

Помимо общественно-политических организаций важную роль в политической жизни выполняет и такая разновидность общественно-политических объединений как общественно-политические движения. По сравнению с политическими партиями, общественно-политическими организациями, которые, как правило, функционируют в отдельных странах, общественно-политические движения по масштабам и размаху могут быть местными, общенациональными, региональными и мировыми, иметь широкую социальную направленность, ориентироваться на различные социально-политические идеалы.

Общественно-политические движения - это продолжительные совместные действия людей, часто разделенных территориально, направленные на достижение общественно значимых целей.

Основными чертами общественно-политических движений являются широкая социальная база и разнообразие участвующих в них социальных сил, массовость, стихийность зарождения, незавершенность структуры, разнообразие стилей и форм деятельности.

Среди современных мировых и региональных общественно-политических движений выделяются антивоенные движения, движения за демократизацию международных отношений, против распространения оружия массового уничтожения, расовой и национальной дискриминации, терроризма, за права и свободы человека, политическую самостоятельность и национальный суверенитет, экологические и антиглобалистские движения. Общенациональные и местные общественно-политические движения возникают по поводу решения государством актуальных проблем, значимых для населения и отдельных социальных групп конкретной страны, ее отдельного региона, административно-территориального образования.

К таким общественно-политическим движения можно отнести движения в поддержку государственных и политических институтов, известных политических лидеров, социальных групп и граждан, социальных инициатив, развития политических институтов, известных политических лидеров, социальных инициатив, движения за отставку парламента, правительства, руководителей регионов и городов, за уравнивание женщин в правах с мужчинами, против ограничения и нарушения прав и свобод отдельных социальных групп и образований, граждан, против ущемления социальных интересов граждан в отдельных сферах общественной жизни и т.д. Общественно-политические движения разного уровня и характера часто самым различным образом взаимодействуют между собой, могут объединяться в единый фронт.

Общественно-политические движения, как правило, не имеют однозначной, комплексной программы и четких принципов действий. Они формируются и развиваются в связи со стремлением людей реализовать какую-либо социально-значимую для них цель на основе таких понятий как «справедливость», «демократия», «равноправие», «свобода». Движение обычно состоит из инициативного ядра (авангарда), которым может быть политическая партия, общественно-политическая организация, блок партий и организаций, социально-активная группа людей и участников движения, консолидирующихся вокруг ядра .

В становлении и развитии общественно-политические движения проходят обычно три основные стадии. На первой стадии, в ответ на возникшие потребности общественной жизни, зарождается идея формирования общественно-политического движения, складываются его ядро и активисты, осуществляется выработка целей и задач движения. На второй стадии пропагандируются цели и задачи движения, осуществляется широкая агитация, привлекаются сторонники среди разных социальных групп и слоев населения.

На третьей стадии формулируются конкретные предложения и требования к институтам власти по решению общественной проблемы, осуществляются организованные массовые действия в различных формах по реализации выдвинутых целей и задач. В процессе развития общественно-политических движений могут быть различные варианты их эволюции. С одной стороны, приобретая четкие организационные формы, они могут трансформироваться в общественно-политическую организацию и даже партию, включиться в борьбу за участие в государственной власти, а с другой - в результате достижения цели и задач, или отсутствия перспективы их достижения, движение затухает, сходит с политической сцены.

В современных условиях общественно-политические движения занимают свою нишу в мировом политическом процессе, в политической жизни отдельных стран, оказывают заметное влияние на социально-политические отношения. В 80-е - начале 90-х годов ХХ века значительную роль в политической жизни СССР играли, например, народные (национальные) движения и фронты. Они представляли массовые общественно-политические движения в поддержку демократизации общества, за возрождение народов, обретение ими экономической самостоятельности и государственной независимости. В последующем, большинство этих движений эволюционировало в политические партии национально-демократической направленности.

Общественно-политические движения на общенациональном и местном уровнях функционируют и в современной России . Однако, большинство этих движений не носят массового характера, их роль в российском политическом процессе малозаметна, а на выдвигаемые ими требования и предложения часто отсутствует необходимая реакция органов государственной власти. Слабость современных общественно-политических движений в России, неэффективность их действий объясняются, прежде всего, недостаточным уровнем политической культурой людей, отсутствием прочных связей между различными социальными группами и образованиями российского общества и неадекватным пониманием ими конкретной ситуации в стране, регионе.

Отрицательно влияют на общественно-политические движения амбициозность и эгоизм лидеров и инициативных групп, пассивность большинства политических партий и общественно-политических организаций, отсутствие конструктивных предложений с их стороны по разрешению возникающих проблем. Преодоление этих причин является необходимым условием усиления роли общественно-политических движений в политической жизни российского общества.

Разнообразие и активность общественно-политических организаций и движений характеризует процесс становления и развития гражданского общества, демократизацию политической жизни, утверждение и развитие общественного самоуправления. Деятельность общественно-политических организаций и движений способствует согласию социально-политических сил в обществе, влияет на выбор ими приоритетов и целей общественного развития.

Общественно-политические объединения являются необходимым элементом всех развитых общественных систем, показателем их зрелости. Еще более чем 150 лет назад французский мыслитель А. де Токвилль отмечал, что « в демократических странах умение создавать объединения - первооснова общественной жизни; прогресс всех остальных ее сторон зависит от прогресса в этой области».

Важнейшими разновидностями общественно-политических объединений в современных условиях являются политические партии, общественно-политические организации и движения. Каждый из этих видов общественно-политических объединений обладает своими особенностями, структурой, спецификой содержания, характера и цели деятельности.

В общей системе социальных отношений политические партии, общественно-политические организации и движения представляют механизм взаимодействия государства и гражданского общества, являются институциональными субъектами политики, активно влияющими на политическую жизнь общества, содержание и направленность политического процесса. Благодаря деятельности политических партий, общественно-политических организаций и движений, призванных отражать, выражать и защищать разнообразные социальные потребности и интересы людей, во многом достигаются устойчивость и эффективность государственной власти, стабильность и прогресс общества.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «политическая партия». Назовите главное отличие политической партии от других общественно-политических объединений.

2. Выделите основания классификации политических партии и назовите их основные типы. Чем отличаются правящие и оппозиционные политические партии?

3. Охарактеризуйте основные типы партийных систем. Какой из них и почему, по вашему мнению, является в современных условиях наиболее оптимальным?

4. Перечислите правовые нормы организации и деятельности политических партий в современной России, закрепленные в Конституции РФ и Федеральном Законе РФ «О политических партиях».

5. Назовите отличительные признаки, главные приемы и методы деятельности общественно-политических организаций. Какие современные общественно-политические организации, действующие в России, Вы знаете?

6. Сформулируйте предпосылки и факторы возникновения и существования общественно-политических движений и раскройте их роль в современном мире.

Литература

Волобуева А.Н. Политические партии в системе публичной власти современной России. - Курск, 2005.

Дюверже М. Политические партии. Пер с фр. - М.: Академический проект, 2002.

Конституция Российской Федерации. - М.: Ось - 89, 1998.

О политических партиях. Федеральный Закон Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 2001 . - № 29. - ст. 2950.

Партии и выборы: хрестоматия // Отв. ред и сост. Н.В. Анохина, Е.Ю. Мелешкина. - М.: ИНИОН РАН, 2004.

Политические партии России: прошлое и настоящее: сб. статей //Отв. ред. М.В. Ходяков. - СПб.: изд-во СПбУ, 2005.

Серебрянников В.В. Силовые структуры и политические партии // Власть, 1999. - № 11.