Конспект по экологии «Первоцветы. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: «Первоцветы

Министерство образования и науки

Республики Татарстан

Отдел образования исполнительного комитета

Сармановского муниципального района

« Весна, первоцветы »

(конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию, коммуникации и художественному творчеству в старшей группе)

МБДОУ-Джалильский детский сад №5

«Сказка» комбинированного вида

Воспитатель: Зайнуллина. Г.Ш.

Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности (основная область «Познание») в старшей группе «Весна, первоцветы».

Вид непосредственной образовательной деятельности: интегрированная.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, чтение, игровая, исследовательская.

Программные задачи: Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Развивающие:
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.

3.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.

Словарная работа: весна – красна, капель, ледоход, половодье, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Форма проведения : беседа

Предварительная работа с детьми: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Материалы и оборудование : мультимедийный проектор,

альбомный лист бумаги,акварель или гуашь, кисточки, ниточки.

Техническое сопровождение: мультимедиа, ноутбук, экран.

Взаимодействие со специалистами: музыкальное обеспечение, техническое обеспечение.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель : - Здравствуйте, гости! Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия. А ребята сейчас отгадайте загадку:

Дел у меня не мало -

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …

Дети : - Весна.

Воспитатель : - Правильно, весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Какая она?

Дети : - Веселая, красная, добрая, солнечная… и т.д.

Воспитатель : - А почему весну называют красной?

Дети : - Потому что она красивая и все ей рады.

Воспитатель : - Назовет мне весенние месяцы? Как называется первый месяц весны?

Ответы детей: Март.

Воспитатель : А ребята скажет, сколько еще братьев у нашего братца месяца весны?

Ответы детей : Всего их три, Зовут их- Март, апрель, май.

Воспитатель : Молодцы ребята, правильно.

Воспитатель : - Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла.

Воспитатель : Садитесь поудобнее. Так как мы с вами будем говорить о весне, о природе. Я вам покажу приход весны на экране, а вы скажете что увидите.

Слайды о весне.

Что происходит с природой?

Дети :

- Слайд №1 Солнце высоко, светит ярко, дни становятся длиннее, ночи короче.

Слайд № 2. Снег тает, появляются проталинки. Висят сосульки, звенит капель.

Слайд № 3.Бегут бурливые ручейки. Река вскрывается ото льда.

Слайд № 4. Прилетают первые вестники весны, птицы(скворцы, грачи)

Грачи перелетные птицы, но зимуют не в жарких странах, а не далеко от родных мест. Они не боятся морозов. Перелетают грачи в поисках корма.Послушайте пожалуйста как они поют(пение грача)

Скворцы -окраска перьев у них черная с фиолетовым отливом, клюв у скворца мощный, а на голове черный хохолок. (пение скворца)

Воспитатель : Ребята, вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие в весенний лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу: лес – дом животных и птиц, мы с вами гости леса. В лесу нельзя шуметь, оставлять мусор, ломать ветки деревьев, рвать охапками цветы. И тогда лес встретит нас как гостеприимный хозяин: порадует полевыми цветами, сочными ягодами, радостным щебетанием птиц. Нельзя шуметь возле птичьих гнезд: птица может испугаться, улететь и не вернуться в гнездо, а ее птенчики погибнут с голоду.

И так,закрывайте глаза. Релаксация, пение птиц. Отройте глаза, посмотрите ребята и вот мы оказались в весеннем лесу.

Воспитатель : Давайте мы с вами посмотрим, что же происходит дальше в наше лесу.

Слайд № 5. Просыпаются в берлоге медведи, ежи.

Слайд № 6.Просыпаются не только животные. Но растения. Набухают почки, появляется первая трава.

Слайд № 7. А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес?

Дети: Цветы.

Воспитатель: Правильно первые весенние цветы. Когда появляются первые цветы в лесу?

Дети: Как только растает снег и появятся первые проталины.

Воспитатель: Молодцы! Самые первые цветы так и называются- первоцветы. Какие первоцветы вам знакомы?

Дети : Подснежники, лесные фиалки,ландыши.

Послушайте загадку ребята о каком весеннем цветке в ней говорится?

1.Из-под шапки снеговой

Стебелек пророс живой,

И расцвел цветочек нежный,

Ну, конечно, то... (подснежник).

Воспитатель: Да, первый весенний цветок в нашем лесу это – подснежники.

Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники.

2.Белые фонарики

На зеленой ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке….(ландыши).Пройдет совсем немного времени. и на смену голубым подснежникам придет еще один из наших любимых лесных цветов- ландыши.

Воспитатель: Давайте ребята мы с вами поиграем в игру «Найди лишнее».

Ответы детей:

Воспитатель : Ну молодцы ребята! А давайте мы с вами немного отдохнем.

Ф и з м и н у т к а. Цветы

(Дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).

Раз, два, три, выросли цветы

(медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя цветы).

К солнцу потянулись - высоко:

(тянутся на носочках, смотрят вверх).

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебелечки качал

(бегают на носочках по кругу, плавно махают руками).

Влево качнулись, низко пригнулись

(наклоняются влево, наклоняются вперед).

Вправо качнулись, низко пригнулись

(наклоняются вправо, наклоняются вперед).

Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай

(грозят пальцем правой, потом левой руки),

Пусть они цветут, растут,

(хлопают в ладоши),

Детям радость несут

(кивают головой, улыбаются).

Воспитатель : Цветите, лесные цветочки. Радуйте нас своей красотой! А мы будем в памяти хранить радость,красоту и доброту вашу. А теперь мы с вами станем настоящими художниками, и сами изобразим весенние цветы и подарим рисунки нашем мамам и бабушкам. Но рисовать мы с вами будем необычном способом!

Воспитатель : У нас есть обычное рисование и есть не обычное, так называемое- нетрадиционное рисование. Ребята скажите пожалуйста мне, какие мы с вами знаем нетрадиционные способы рисование?

Ответы детей: Рисование пальцами, ладошкой и т. д.

Воспитатель : Правильно. А сегодня я хочу вам показать новый способ рисования.

А будем мы сегодня рисовать весенние цветы с помощью ниток. Посмотрите ребята, сначала я вам покажу как мы все это будем выполнять,а потом только выполняете вы.

А пока вы будете рисовать, я предлагаю вам прослушать музыку.

Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок "Весенний цветок".

Воспитатель :- Молодцы! О каком времени года мы сегодня разговаривали? Что нового вы узнали? Какие цветы мы с вами изобразили на листочках?

Воспитатель:- Наше занятие окончено, все спасибо, до свидания.

( Дети уходят в группу)

Программное содержание:

Закреплять представление детей о первоцветах;

Обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, медуница, подснежник, одуванчик. лекарственный, охраняемый, первоцветы, росток, стебель, корень, семена, цветок, листья)

Продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительному;

Развивать фонематический слух;

Продолжать учить определять твёрдый и мягкий согласные звуки в начале слова; подбирать слова, которые начинаются со звука «л», «ль».

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование:

Лист ватмана с изображением лесной поляны, фото цветов: первоцветов. Аудиозапись Чайковского «Вальс цветов», мяч, веточка вербы, фишки, копилка.

Используемая литература :

М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»

О.С.Ушакова «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

Предварительная работа :

НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Первоцветы»

Беседы на тему «Красная книга», «Весенние цветы».

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть:

Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение о весне:

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд, будто раскололи.

Облака бегут быстрей, небо стало выше,

Зачирикал воробей веселей на крыше.

Набухают соком почки, скоро снег растает весь.

И зелёные листочки молодой украсят лес.

Основная часть:

Беседа

Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении?

А что ещё, кроме молодых листочков украсит лес? (цветы)

Когда появляются первые цветы в лесу? (когда начинает таять снег и земля открывается, появляются первые проталины)

К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами,

Чёрные проталины на полях видны. Видно, очень тёплые ноги у весны!

Как назвать одним словом первые цветы, которые появляются весной? (первоцветы)

Вы хотите отправиться в гости к первоцветам и посмотреть, какой необыкновенной красоты бывают поляны весной, когда цветут первоцветы?

А перемещаться мы с вами будем с помощью волшебных слов:

Ла-ла-ла - я венок сплела;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы цветок нашли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Первая остановка «Волшебная»

Из - под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые.

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

(Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы? (Они занесены в Красную книгу)

Пальчиковая гимнастика:

Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)

Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)

Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)

Дружно дают под землёй корешки. (Раскрыть пальчики)

На ватмане выставляется фото подснежников.

Давайте произнесём наши волшебные слова (Артикуляционная гимнастика повторяется)

вторая остановка «Солнечная»

«Мать-и-мачеха».

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку, продолжая рассказ.

Растёт этот цветок на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком) . У этого растения сначала появляются цветы, а после – листья. У него тонкий стебелёк, который покрыт пушком для того, чтобы защищать цветок от холода. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, ласковая, как мать; другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Мать – и мачеха. (прикрепляет фото на ватман)

На откосе, на лугу, босиком по снегу,-

Первые цветочки, жёлтые глазочки.

Это лекарственное растение, его отвар помогает лечить кашель.

Опишите это растение: маленькое, солнечное, жёлтое, лекарственное, полезное.

третья остановка «Музыкальная»:

«Вальс цветов» Чайковского, дети танцуют под музыку.

четвёртая остановка «Жёлтая полянка»

Золотой и молодой за неделю стал седой,

Спрячу – ка в карманчик бывший одуванчик.

Давайте и одуванчику подарим несколько красивых слов: какой он? (пушистый, золотой, круглый, воздушный, лекарственный). Отвар одуванчика помогает развитию аппетита, ещё из листьев одуванчика делают салат.

пятая остановка «Игровая»

Д/и «Как растет цветок»
Детям предлагается выложить картинки в последовательности роста цветка: семечко – росток из семени – побег – появление листочков – появление бутона – появление цветка – цветок завял – образование семян.

Д/И «Что необходимо для роста цветов?»

Психогимнастика «Весенние цветы»
(Проводится под музыку Чайковского.)
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.

шестая остановка «Сладкая»

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают. (Медуница)

Фото медуницы размещается на ватмане. Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. От какого слова происходит название этого цветка (мед). Почему? (Потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром). Для каких насекомых нужен этот цветок? Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.

Медуница, какая она? (сладкая, медовая, розовая, голубая, красивая, душистая, ароматная)

восьмая остановка «Белоснежная »

Посмотрите, какая красивая полянка у нас расцвела. Дети, кто знает название первоцвета, которое начинается со звука «л». (Ландыш)

Назовите ещё слова, которые начинаются со звука «л».

(лодка, лыжи, лошадка, лампа, лак, ласточка, ласка)

Теперь скажите этот звук мягко (ль). Назовите слова, которые начинаются со звука ль.

(Лёд, лист, любовь, лицо, линия, лес)

Фото ландыша помещается на ватман.

Заключительная часть:

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Как называются цветы, которые первыми появляются весной?

Назовите первоцветы, которые вы знаете.

Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?

Как называется книга, где вписаны редкие растения?

Давайте, теперь посчитаем, сколько фишек вы собрали в копилку красивых слов.

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы детский сад комбинированного вида №1117 «Белочка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

в старшей группе

«В гости к первоцветам».

(Образовательная область: коммуникация, социализация)

Провела: воспитатель старшей группы

Сильченко Ирина Николаевна

Апрель 2013г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Промышленновская средняя общеобразовательная школа №2»

«Методическая разработка внеурочного занятия по ФГОС НОО»

Первоцветы, изготовление магнита - сувенира.

(внеурочное занятие кружка «Сувенир» по общекультурному направлению)

конкурс «Лучший методический материал»

Марина Леонидовна,

учитель начальных классов.

Промышленная

2014

Тема занятия: Первоцветы, изготовление магнита - сувенира.

Тип занятия: «открытие» нового знания.

Форма проведения: практическое интегрированное занятие (окружающий мир - технология).

Цель занятия: формирование умения видеть красоту окружающей действительности, и работы в технике квиллинг.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить учащихся с современным видом рукоделия;

Научить декорировать предметы в технике квиллинг;

Учить составлять композицию.

2. Развивающие:

Развивать художественный вкус, творческие способности, воображение;

Развивать умение планировать свою работу;

Развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

4. Здоровьеформирующая:

Создать благоприятные условия на уроке для сохранения здоровья школьников: организовать

Методы обучения:

    словесный;

    наглядно-демонстративный;

    практический;

    интерактивный;

    объяснительно-иллюстративный.

Используемые приемы обучения:

    прием предъявления информации (показ презентации)- способствует формированию познавательной активности, расширению кругозора учащихся, развитию положительных эмоций по отношению к деятельности;

    прием работы с бумажными полосками в технике бумагокручения - способствует развитию мелкой моторики рук, взаимодействию обеих рук, формированию самостоятельности.

    прием композиционного конструирования - способствует развитию творческого мышления, формированию умения составлять композицию из элементов квиллинга, правильно использовать цветовую гамму, воспитанию и развитию эстетического и бережного отношения к окружающему миру.

Структура занятия:

1. Самоопределение деятельности.

    Приветствие.

    Мотивация.

3. Определение темы и целей занятия.

4. Физкультминутка.

5. Построение плана выхода из затруднения, открытие детьми новых знаний.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

7. Физкультминутка.

8. Самостоятельная работа по эталонам.

9. Итог урока, рефлексия деятельности.

10. Самооценка деятельности

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная.

Групповая.

Индивидуальная.

1. Губанов И. А. и др. 595. Ficaria verna Huds. - Чистяк весенний // Иллюстрированный определитель растений Средней России. В 3 т. - М.: Т-во науч. изд. КМК, Ин-т

2. Доброчаева Д. Н. Семейство бурачниковые (Boraginaceae) // Жизнь растений. В 6-ти т. / под ред. А. Л. Тахтаджяна. - М.: Просвещение, 1981. - Т. 5. Ч. 2. Цветковые растения. - С. 394-398. - 300 000 экз.

3. Иванова, А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология» [Текст] / А. И. Иванова - Новокузнецк: Изд. ИПК, 1999. – 72 с.

4. Кузнецов, В. Н. Программы: Экология. – М.: Просвещение, 2006. – 176с.

5. Иллюстрированный справочник по лекарственным растениям Сибири Кемерово: Кузбасс, 2004.- 256с.

6. Иванов В. Всё любимо с детских лет: стихи о природе

7. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие

8. http://dic.academic.ru/dic.nsf

9. http://elkalen-kalina.livejour

10. http://honeylake.ru/flowers/82

11. http://blogs.mail.ru/mail/olga

12. http://womenssecretszone.ru/fo

13. http://www.naturephoto.ru/Ores

14. http://nature.web.ru:8001/db/m

15.

Оборудование:

1. Для учащихся:

    пуговица

    картон;

    ножницы;

    клей ПВА;

    стаканчики или подставки для кистей;

    клей с блестками, стразы;

    влажные салфетки для рук;

2. Для учителя:

    компьютер;

    медиапроектор;

    презентация;

    интерактивная доска для показа слайдов;

    кисточка;

    клей;

    ножницы.

Планируемые результаты

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

I Самоопределение деятельности

Учащиеся стоят около своих парт.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группе.

Регулятивные УУД

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

1. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1)Приветствие

Здравствуйте, ребята!

Я рада вновь видеть вас на занятии кружка Садитесь!

Учащиеся садятся за парты.

2) Мотивация

Ребята, начнем его с игры.

Я, ты, он, она -

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Мы с тобою ведь друзья!

Какое у вас настроение?

Я вам желаю, чтобы такое прекрасное настроение было у вас и в конце нашего занятия!

(выходит учащаяся и декламирует стихотворение, выполняя движения. Учащиеся повторяют за ней.)

Повернулись вправо, улыбнулись.

Повернулись влево, улыбнулись.

Учащиеся поднимают рисунки клоунов

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Сегодня у нас необычное занятие...

У нас на уроке еще один гость, отгадайте кто…

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые...

Вам интересно, чем мы сегодня будем заниматься?

Сегодня мы приглашаем вас в гости...

Отгадайте, к кому.

Прислушайтесь к звучанию природы.

Учащиеся слушают музыку

Ответ (снежинки)

Какие звуки вы услышали в этой музыке?

Звуки весны

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла....

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая,-

Значит к нам пришла...

Если солнце разрумянит

Наши щеки до красна,

Нам еще приятней станет,-

Значит к нам пришла...

(А.Некрасов)

(учащиеся договаривают хором)

Весна!

Так к кому мы сегодня отправимся в гости?

Мы сегодня отправимся к весне.

Какое время года она сменяет?

Чем весна отличается от зимы?

По каким признакам мы узнаем, что наступает весна?

Выберите правильные ответы на вопрос «Как меняется природа весной?»

(на доске на карточках написаны признаки, дети убирают лишние карточки)

Ой …..

Что случилось с нашей гостьей?

Почему?

Из какого и в какое состояние она перешла?

Зиму.

    Становится холоднее,

    птицы улетают на юг,

    люди одеваются теплее,

    льдом покрывается речка,

    кругом лежит снег..

    Стало холоднее

    Стало теплее

    Река замерзает

    Птицы улетают на юг

    Снег тает

    Земля покрыта снегом

    Лед на реке сходит

    Птицы прилетают с юга

Снежинка превратилась в капельку.

Потому, что от тепла снежинка растаяла и превратилась в воду. Из твердого в жидкое.

Какие весенние месяцы вы знаете?

А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает три весны: весна света, весна воды и весна травы.

Март, апрель, май.

Март - первый месяц весны.

Апрель - месяц последнего снега.

Май - месяц зелени.

продолжает ученик)

Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днем все дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает,

потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.

(продолжает ученик)

Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка. А с ней появляются первоцветы

(продолжает ученик)

Лес в мае словно рождается заново. Все в нем такое молодое, легкое. Обряжаются березняки, ткут пестрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черемуха развешивает нежные облака

Что повлияло на эти изменения?

Потепление.

Потеплело!

Попробуйте собрать слово на доске и вы узнаете что появляется на полянках, весной….

И на полянах стали появляться

Дети из букв разрезной азбуки на доске собирают слово.

Какие цветы называются первоцветами?,

Назовите.

Появляющиеся первыми.

Прострелы, адонисы, мать-и-мачеха, калужница, кандык, ветреницы, хохлатка, медуница, бруннера сибирская, фиалка удивительная.

3.Физкультминутка

А вы когда-нибудь ходили по цветущему лугу?

Приятно?

Давайте попробуем и мы прогуляться!

1,2,3,4,5 - вышли дети погулять,

Остановились на лугу,

Лютики, ромашки,

Желтенькие кашки,

Собирает первый класс

Вот какой букет у нас!

Дети встают около парт.

Ходьба на месте.

Остановились.

Бег на месте.

Наклоны.

Руки в стороны.

4.Определение темы и целей занятия..

Как вы думаете, можно рвать цветы?

Почему?

Послушайте стихотворение:

Нет!

(возможные ответы детей)

(стих читает ученица)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты -

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Дерево, цветок, трава и птицы

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

У нас есть растения, которые очень редко встречаются, находятся на грани исчезновения, такие растения занесены в «Красную книгу» Кемеровской области и находятся под охраной. Посмотрите… Вот как она выглядит.

Укажите картинки, где ребята поступают правильно. Не доске вывешены 10 карточек с действиями, дети выбирают правильные.

Возможные ответы детей

На доске отмечают картинки, где ребята ведут себя правильно на природе.

Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения?

    Вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

    Что мы будем конструировать сегодня?

Выращивать в саду, сделать своими руками……

Цветы

(возможные ответы учащихся: научиться конструировать цветы, сделать подарок для мамы, узнать о новой технике работы с бумагой)

Сегодня мы будем конструировать цветы! Чтобы вам не хотелось рвать цветы, мы сегодня соберем их вот в такую необычную и красивую композицию и сделаем подарок ручной работы «магнит-сувенир».

На предыдущих уроках мы знакомились с различными техниками выполнения цветов.

Назовите их.

    Бумагопластика

    аппликация

5.Построение плана выхода из затруднения, открытие детьми новых знаний.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с новыми приемами работ в технике квиллинг.

Как переводится слово квиллинг.

«птичье перо»

(Бумагокручение.)

Предлагаю Вам посмотреть презентацию об изготовлении различных элементов квиллинга.

Посмотрите какие можно сделать цветы в этой технике (На доске оформлена выставка из работ учителя)

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Возникло ли у вас желание попробовать сделать что-то подобное?

Я очень рада, что вы «горите» желанием начать осваивать неизведанное.

Прежде, чем начать работать надо подготовить свое рабочее место. Что нам необходимо для работы?

Плоская кисточка, полоски бумаги, ножницы, клей ПВА, диски с магнитом, влажные салфетки.

Вспомним правила работы с иструментами и клеем.

Учащиеся читают хором:

1. Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.

2. Нельзя ножницы близко подносить к лицу.

3. Передавать друг другу кольцами вперед.

4. При работе с жидким клеем пользоваться кисточкой.

5. Клея намазывай столько, сколько нужно. Лишний клей не делает поделку красивой!

7.Физкультминутка

Весна, весна!

Пришла весна!

Тепло на крыльях принесла,

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордой головой

Расцвел подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый

На солнце маленький стоит.

Посланец он весны надежной

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

К доске выходит ученица и декламирует стихотворение, выполняя движения руками. Учащиеся, стоя у своих парт, повторяют за ней.

Руки в стороны.

Помахать руками.

Руки за спину.

Подбородок вверх.

Руки вверх.

Кружатся.

Стойка на месте.

Сесть на корточки.

Стойка смирно.

Пошагать.

8.Самостоятельная работа по эталонам.

(Учитель показывает магнит- сувенир.)

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

Сейчас мы попробуем его сделать, используя технику бумагокручения.

Ландыш

(Составляем план работы)

1.Выбираем полоски.

2. Изготавливаем из полосок белого цвета 4детали цветка.

3. Изготавливаем из полосок зеленого цвета 4 детали листочка.

4. Составляем композицию из приготовленных деталей

5.Приклеивать нужно к приготовленным стебелькам.(из зубочистки)

6. Вот что получилось!

1. Белая и зеленая

2. свободная спираль

3. Глаз.

Учащиеся самостоятельно изготавливают работу.

Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Что еще можно сделать, чем украсить изделие, чтобы наша картинка ожила?

Сейчас самостоятельно попробуйте изготовить подобные магниты-сувениры.

Удачи вам, вдохновения, полета фантазии!

Чтобы наша картинка ожила, ее можно украсить клеем с блестками, бисером, бусинками, стразами.

9. Итог урока. Рефлексия деятельности.

(На доске появляется корзинка)

Чему вы учились?

Для чего мы делали эту поделку?

Но у нас на уроке был гость…

Давайте и ему подарим цветы вот в эту корзинку.

Ответы детей

10. Самооценка деятельности

Если вам понравилось изготавливать цветы, давайте наполним корзинку цветами белого цвета, а если нет, то голубого.

Выполненные работы приклеиваются на доску в корзинку.

(возможные ответы детей)

Список литеры

    Губанов И. А. и др. 595.

    Кузнецов, В. Н. Программы: Экология. – М.: Просвещение, 2006. – 176с.

    Иллюстрированный справочник по лекарственным растениям Сибири Кемерово: Кузбасс, 2004.- 256с.

    Иванов В. Всё любимо с детских лет: стихи о природе
    / Владимир Иванов.- Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 2005.- 119 с.

    Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие
    / Л.И. Соловьев.- Кемерово: Кузбасс, СКИФ, 2006.- 384 с.

«Первоцветы»

Занятие по экологии в старшей группе.

Программное содержание: уточнить и расширить представления о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту; обогащать словарный запас, развивать связную речь, воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к природе

Материалы: картины с изображением подснежника, мать-и-мачехи, тюльпана, ландыша, нарцисса, оборудование для рисования красками, листы бумаги для рисования, грамзапись «Подснежник».

Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
- Правильно весной, молодцы!
- А что изменилось с приходом весны? (На улице стало теплее, снег тает, появляются проталины)
- Небо весной (какое?)...
- Солнышко весной (что делает?)...
- Птицы весной (что делают?)...
- Цветы весной (что делают?)...
- Ребята, сегодня в этот прекрасный весенний день поговорим о цветах. И не просто цветах, а первоцветах.
- А как вы понимаете это слово? (ответы детей)
(После предложенных ответов воспитатель дает понятие первоцветы)
- Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают после зимы первыми в лесах и на лугах. Это первые весенние цветы. Каждый цветок удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом.
- Чудесные белые колокольчики хрупкого цветка появляются ранней весной, когда в лесу еще лежит снег. И этот цветок в народе называют......(подснежником)
(Воспитатель показывает детям картину с изображением подснежника)
Этот удивительный цветок растет и развивается зимой, по теплым снежным покрывалом, а в начале весны появляется из-под снега его светло-зеленый стебелек с бутонами. В марте под яркими солнечными лучами подснежники расцветают, когда на деревьях еще нет листьев. В ненастные пасмурные дни цветы подснежников закрываются, а головки их наклоняются.
- Ребята, я предлагаю вам почувствовать себя подснежниками.

(Звучит запись «Подснежники» и дети представляют себя подснежниками и имитируют движения: смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, и приветствуют жителей леса)
- Вам понравилось быть подснежниками? Что вы почувствовали?
- Немало легенд сложено о подснежнике. Послушайте стихотворение, которое передает одну из них «Смелый подснежник»
Лесною тропой
Шла зима с подругам
Стужами и Вьюгами,
Метелью и Пургой.
А навстречу ей Весна,
И румяна, и ясна,
В пестром сарафане,
С птицами, цветами.
Позавидовала Зима Весне,
Ее юности и красе,
Подула ветрами ледяными,
Закружила вьюгами злыми.
Испугались стужи цветки
И закрыли свои лепестки.
Только подснежник, хрупкий и нежный,
Из последних сил
Лепестки раскрыл
Капелькою белой.
Маленький, но смелый!
- Вот снег растаял, появились проталинки и появились круглые золотые монеты?
- Как вы думаете, о каких золотых монетах я говорю?
- Правильно, весну цветов открывает- мать-и-мачеха. Этот золотой цветок растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав. (показ картины с изображением цветка мать-и-мачехи)
У этого цветка невысокий стебель, покрытый мягким легким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики. Большие листья появляются позже, когда цветов уже нет. Листья эти крупные, темно-зеленые.
Мать-и-мачехой назвали этот цветок потому, что одна сторона листа –теплая, как мама, а другая холодная, как мачеха. А когда цветок отцветает, то он превращается в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой- парашютиком, которая помогает семечку улететь.
- Позже просыпаются и другие весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, ландыши, примулы и т.д. (показ картин с изображением весенних цветов)
- Но к сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
- Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы цветы не погибли и радовали нас своей красотой? (ответы детей)
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Чтобы всем было приятно и радостно смотреть на весенние цветы и любоваться ими, я предлагаю нарисовать первый весенний цветок, который вам больше понравился.
Воспитатель с детьми проговаривает какие цвета использовать для рисования лепестков, листьев и стебелька цветка. После чего дети приступают к работе с красками.
В конце занятия дети показывают рисунки и рассказывают почему решили нарисовать именно этот цветок и что нового они узнали?

Задачи:
1.Образовательные: создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о первых весенних цветах, совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными;
2.Развивающие: развивать логические, мыслительные операции; умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно формулировать выводы;
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Области интеграции: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация»

Оборудование: картина «Весна»; предметные картинки с изображением солнца, снега, птиц, облаков, цветов; зрительный тренажёр «Серпантин»; фрагмент музыкальной композиции «Апрель. Подснежник.» П.И.Чайковского и «Весна» А. Вивальди из альбома «Времена года».
Ход занятия:
I Орг. Момент.
Психогимнастика «Солнышко» (музыкальное сопровождение Чайковский П.И. «Апрель. Подснежник»)
Описание психогимнастики:
Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глазки своему соседу сначала слева, теперь справа и на всех.
А теперь, представим, что мы весеннее солнышко. А весенние солнышко, у нас какое?
Ответы детей. (Хорошее, доброе, ласковое, тёплое…)
-Давайте улыбнёмся и порадуем всех своей улыбкой.
Теперь расправим лучики и обогреем всех своим теплом (дети поднимают руки и тихонько качают ими, то влево, то вправо).
А сейчас, чтобы посмотреть, какое солнышко внимательное, я предлагаю вам игру «Весеннее солнышко!» «Осеннее солнышко!» «Зимнее солнышко!»
Воспитатель даёт команды: «Весеннее солнышко!» «Осеннее солнышко!» «Зимнее солнышко!», в процессе игры меняя слова местами.
По команде «Весеннее солнышко!», поднимаем руки с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами. По команде «Зимнее солнышко» руки поднимаем со сжатыми кулаками. А по команде «Осеннее солнышко», поднимаем руки с раскрытыми ладонями, но пальцы прижаты друг к другу. Начнём!
- Молодцы! Присаживайтесь за столы и будьте такими же добрыми, ласковыми и внимательными ребятками, как наше весеннее солнышко.

II Сообщение темы.
-Ребята, посмотрите (обращает внимание детей на не цветной рисунок). Я нарисовала для вас весеннюю картину, но не успела её разукрасить. Я загадаю то что мы будем разукрашивать и назову его признаки, а вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Ласковое, яркое, лучистое, тёплое… (солнце)
Тёмный, серый, грязный… (снег)
Перелётные, пернатые… (птицы)
Высокое, чистое, голубое… (небо)
Звонкий, весёлый, журчащий… (ручей)
Мягкая, молодая, нежная, сочная, светло-зеленая…(трава)
Первые, весенние… (цветы)
-А как одним словом мы можем назвать первые весенние цветы? (Первоцветы)
- Правильно, первоцветы это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу, на лугу и на клумбе Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой. Восхищает чистотой и тонким ароматом. Сегодня я хочу поговорить с вами о первоцветах.
III Работа со слайдами.

Давайте посмотрим какие цветы каждую весну радуют нас своей красотой?

Подснежник. (1 слайд)

Как называется этот цветок?

Какую легенду вы знаете о подснежнике?

Почему его называют подснежник?

Одуванчик. (2 слайд)

Как называется этот цветок?

Что находится в белом шарике растения?

Какую пользу одуванчик приносит людям?

Какие листики у одуванчика?

Мать-и-мачеха (3 слайд)

Как называется этот цветок?

Что вы о нём знаете?

Как по другому называют мать-и-мачеху? Почему?

Медуница (4 слайд)

Как называется цветок?

Что вы о нём можете рассказать?

Почему у медуницы цветки разноцветные?

Кандык (5 слайд)

Как называется растение?

Что вы о нём знаете?

Почему его называют собачий зуб?

IV Физминутка

(Музыкальное сопровождение А.Вивальди «Времена года. Весна»)

Раз, два, три выросли цветы.

К солнцу потянулись- высоко.

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки качал.

Влево качнулись, низко пригнулись.

Вправо качнулись, низко пригнулись.

Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Детям радость несут.

V Д/И «С какого цветка листик?»

(упражнение со зрительными стимулами)

В руках воспитателя указка, на кончике которой яркий предмет.

Как вы думаете, с какого растения этот лист? (ответы детей)

Давайте проверим. Внимательно следите за указкой, которая побежит по дорожке от листика к цветку.

(обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна; педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение

Какие ещё части цветка вы знаете? (ответы детей)

VI Д/И «Четвёртый лишний»

Воспитатель показывает ряд картинок, дети должны найти лишнюю картинку в ряду и объяснить свой выбор.

Медуница, хризантема, одуванчик, берёза

Стебель, бутон, ствол, лист

Овальный лист, квадратный лист, круглый лист, вытянутый лист.

Роза, одуванчик, мать-и-мачеха, подснежник

VII Речевая игра "Как поспорили растения".

(Воспитатель предлагает детям надев шапочки цветов предстставить о чём могут спорить первоцветы. Ребёнок от лица цветка рассказывает чем он лучше других растений)

Ребята, вы хотите узнать о чём цветы говорят?

Свечка загорается,

Сказка начинается

Был очень хороший весенний день Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И никак не верилось, что весна еще только-только начиналась. На одной из проталинок заспорили первоцветы.

(Самостоятельные высказывания детей. Воспитатель корректирует речь детей)

Воспитатель: да, ты, мать-и-мачеха, самая смелая. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, одуванчик, самый нежный, а ты, кандык, самый умытый и крепкий. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, все без исключения дороже нам, людям. Жаль только, что с каждым годом вас становится все меньше и меньше. Как же вас сберечь? Как вам помочь?

Как мы можем сберечь цветы? (ответы детей)

Вам понравилось наше занятие? Давайте выложим с вами цветок настроения. Каждый берёт по одному лепестку. Если вам понравилось занятие, берёте цветной лепесток; если не понравилось - чёрный. (На подносе воспитателя жёлтая сердцевина цветка. Дети берут лепесток цветной или чёрный, объясняя свой выбор, кладут его к сердцевине).