Кожуховская линия

Часть новой, "вишневой" ветки московского метро могут запустить досрочно - еще до конца 2017 года. Такой вывод сделал заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, осмотрев, как идет строительство станций и проходка тоннелей.

Кожуховская линия, как уже сообщала "РГ", призвана соединить восточные окраины с центром города. "Вишневую" ветку намерены протянуть от поселка Некрасовка, который сейчас активно застраивается, до Третьего пересадочного контура. Изначально планировалось, что все восемь станций новой ветки запустят одним участком в 2018 году. Но строительство идет настолько быстрыми темпами, а потребность в линии так велика, что первую очередь решили открыть на год раньше. "Мы рассматриваем возможность запустить в конце следующего года участок от "Некрасовки" до "Косино", - отметил Хуснуллин. Таким образом, более 500 тысяч жителей востока смогут уже в 2017-м добраться до центра, минуя набитые маршрутки и электрички. На станции "Косино" будет переход на платформу "Лермонтовский проспект" Таганско-Краснопресненской линии. По ней москвичи быстро доедут до работы в центре и на севере мегаполиса. А еще через год, когда Кожуховская линия заработает в полном объеме, на станции "Нижегородская улица" пассажиры смогут пересесть на Второе кольцо метро.

Проекты всех станций, которые планируют построить на "вишневой" ветке, уже обнародованы. Одно из самых интересных решений мы увидим на "Юго-Восточной". Вход в метро расположен на пересечении Ферганской и Ташкентской улиц, вблизи от Самаркандского бульвара. Так что вся атмосфера на станции будет азиатской: отделку вестибюлей выполнят из желтого кирпича и бело-голубых панелей. Пол застелют гранитом с песочным оттенком, что тоже создаст восточный колорит. А станция "Стахановская" должна, естественно, напомнить о шахтерских подвигах. Потолок украсят свисающие вниз темные кубы, символизирующие уголь. В такой же цветовой гамме выполнят и эскалаторные ходы. Так что москвичи будут спускаться к поездам, как в забой.

Сегодня на Кожуховской линии работают два шестиметровых щита, - сообщил заместитель руководителя дирекции N3 АО "Мосинжпроект" Кирилл Марков. - Нужно пройти восемь перегонов, и почти половина работ выполнена. От "Некрасовки" до "Лухмановской" пройдены оба тоннеля, от "Лухмановской" до "Улицы Дмитриевского" - полностью готов левый перегон.

Кстати

Кожуховская линия станет одной из самых протяженных в столичном метрополитене - ее длина составит 17,2 км. "Вишневая" ветка пройдет через районы Рязанский, Нижегородский, Косино-Ухтомский и Выхино-Жулебино.

Инфографика: Инфографика "РГ" / Александр Смирнов / Сергей Бабкин

Общественный пассажирский транспорт Москвы с каждым годом развивается всё активнее и активнее. Руководство столицы сделало ставку на перевод жителей с личного автотранспорта, принимая все возможные меры и методы для этого. Московское метро отчаянно прокладывает себе путь за МКАД, а также в те районы, которые ещё не охвачены его подземной паутиной ходов. Ежегодно открываются новые станции, оптимизируется график прохождения составов, а также появляются новые удобства для пассажиров. Во время движения в вагоне поезда можно бесплатно выйти в Интернет. Кассы метрополитена предлагают различные варианты тарифов на проезд: суточный, экономный, единый и т.д.

Генплан развития скоростного транспорта Москвы определён до 2025 года и предполагает не только продление существующих направлений, но и прокладку новых линий. Одна из них пройдёт через Восточный округ столицы. Схема Кожуховской линии метро насчитывает пока только восемь станций, но в долгосрочной перспективе она должна войти в состав ответвления третьего кольцевого радиуса Москвы.

Территория обслуживания

Проектируемая ветка очень важна с точки зрения перенаправления транспортных потоков. Она позволит разгрузить такие районы, как Кузьминки, Рязанский, Выхино-Жулебино, Нижегородский, а также соединит районы Косино-Ухтомский и Некрасовка с центром столицы. Кожуховская линия метро заканчивается в нововозведенном территориально у границ

Дата сдачи, планируемая изначально на конец 2016 года, сдвинулась на год вперёд и ещё окончательно не утверждена. Однако на текущий момент времени дата окончания финишных работ по туннельному проходу определена на первый квартал 2017 года. Схема Кожуховской линии метро проложена таким образом, что позволит разгрузить пассажиропоток на Таганско-Краснопресненской линии. Планируемый охват - около 600 тысяч человек населения районов её обслуживания. «Бордовая ветка» метро в настоящее время перегружена в 1,3 раза в усреднённой статистике, с пиками до 2,4 в часы интенсива.

Экономное строительство

В качестве мероприятий по удешевлению проекта были предприняты следующие важные решения. Почти все станции новой ветки будут мелкого заложения, с глубиной 15-30 метров. Это позволит существенно сократить по их возведению. Сама схема Кожуховской линии метро и выбор площадок для строительства остановочных пунктов предполагают возведение стаций островного типа, что также снижает бремя затрат и облегчает смету. При строительстве перегонов планируется учесть опыт испанских инженеров и выполнить часть одного тоннеля. Согласно это заметно снизит себестоимость одного метра прохождения земляной толщи.

Строительство

26 февраля 2013 началось возведение новой ветки с процесса забуривания первой сваи в основание стены будущей станции «Некрасовка». Строительство Кожуховской линии метро в настоящее время ведётся в усиленном режиме и одновременно на нескольких фронтах. Проход перегона «Косино - Некрасовка» ведется сразу двумя туннелепроходческими щитами. Специально под строящееся направление будет открыто новое электродепо, строительство которого уже началось в промзоне «Руднево». Полный спектр выполняется ОАО «Мосинжпроект». Новая линия метро Кожуховская названа по имени одноимённого микрорайона, по территории которого она будет проходить. Со станцией «Кожуховская» Люблинско-Дмитровской линии Московского метро ветка не имеет ничего общего, так как она была названия в честь бывшего посёлка Кожухово, который располагался на сегодняшней территории Южнопортового района города Москвы.


Где начинается?

Изначально Кожуховская линия метро не будет иметь собственного пересадочного пункта на Кольцевую линию. Она будет начинаться от станции «Авиамоторная» Калининской линии. Поэтому после запуска её в работу нагрузка на «жёлтую ветку» должна увеличиться. Платформа одноимённой станции новой линии будет располагаться перпендикулярно существующей и параллельно железнодорожным путям, недалеко от платформы электропоездов. Стоит отметить, что пассажирская часть каждой станции новой ветки будет отделена от путей по аналогии с метрополитеном Санкт-Петербурга.


Большой ТПУ

Следующая станция, «Нижегородская», будет располагаться на пересечении одноимённой улицы и Рязанского проспекта. Здесь планируется построить крупный ТПУ (транспортно-пересадочный узел). В дальнейшем тут будет переход на третий пересадочный контур (МКЖД), а также на платформу «Карачарово» Горьковского направления МЖД, которую ради такого мероприятия перенесут на несколько сотен метров западнее.


В пределах МКАД

Следующие две станции, «Стахановская улица» и «Окская улица», также прилегают к Рязанскому проспекту, что благоприятно скажется на комфортной доставке пассажиров, причем как на личном, так и на общественном транспорте. Станция «Юго-Восточная» (бывшая «Ферганская улица») - последняя из станций этой ветки в пределах МКАД была переименована по просьбе жителей района. Предыдущее название («Самаркандский бульвар») также не было принято, так как ветку пустили не по Волгоградскому проспекту, а по параллельному Рязанскому. До и после «Юго-Восточной» «бордовую ветку» дважды пересекает Кожуховская линия метро. Фото расчищенной площадки под строительство вестибюлей станции в районе одноимённых улиц - тому доказательство.


За МКАД

Станцию «Косино» откроют в непосредственной близости от станции «Лермонтовский проспект». Возможно, в дальнейшем их соединят пересадочным узлом. «Салтыковскую улицу» расположили в районе Косино-Ухтомском, на пересечении одноимённой улицы и улицы Дмитриевского. Финальное название станции до сих пор не определено окончательно, так же как и следующей за ней станции «Косино-Ухтомская». После неё из основного тоннеля будет уходить межлинейник в депо «Руднево». Конечная остановка, которую показывает схема Кожуховской линии метро, «Некрасовка», пока располагается в поле. Будущий спальный район только-только начинают здесь возводить. Однако проектная плотность застройки и высокая этажность зданий не оставляют сомнений - станция возьмёт на себя большую часть пассажиропотока москвичей из этого района. Да-да, Некрасовка входит в состав города Москвы.

Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) появятся на шести станциях Кожуховской линии метро в Москве и на «Авиамоторной» Третьего пересадочного контура. Об этомсообщил главный инженер «Мосинжпроект» по проектированию объектов метрополитена Дмитрий Цюпа.

«Транспортно-пересадочные узлы мы не смогли «посадить» только на «Стахановской» и на «Окской», поскольку эти станции располагаются почти под проезжей частью, и увязаться с ТПУ у нас не получилось», - рассказал Д. Цюпа в интервью РИА Недвижимость.

По его словам, самым крупным на Кожуховской ветке станет ТПУ «Рязанская» на станции метро «Нижегородская улица». Он объединит четыре вида транспорта: автобус, две станции метро - Кожуховской линии и Третьего пересадочного контура, Московское центральное кольцо и радиальное направление РЖД - платформу «Карачарово». Пассажиропоток ТПУ составит 114,3 тыс. человек в час пик.

«Здесь мы планируем использовать единый инженерно-технологический комплекс. Фактически он представляет собой зал-конкорс, в который можно будет попасть с улицы, спустившись по эскалатору, из метро - пройдя по первому этажу станции, а также с платформ МЦК, спустившись на эскалаторе. В этом зале распределяются пассажиропотоки и осуществляется покупка билетов на все перечисленные виды транспорта», - пояснил Д. Цюпа.

Он отметил, что еще одним крупным транспортным узлом на «розовой» ветке метро станет ТПУ «Лермонтовский проспект».

«Из-за того, что в рамках этого узла планируется пересадка с Кожуховской линии на Таганско-Краснопресненскую, связь пассажиропотоков с остановочным пунктом «Косино» Рязанского направления Московской железной дороги и пересадка с наземного городского и коммерческого пассажирского транспорта, мы охватываем восточное направление ближайшего Подмосковья. На этом ТПУ ожидается один из самых больших пассажиропотоков - порядка 76 тысяч человек в час пик», – уточнил главный инженер «Мосинжпроекта».

Напомним, строительство Кожуховской линии метро планируется завершить в 2018 году. Длина ветки составит 17,5 км, загрузка - около 176 тыс. человек в час пик.

На ней разместится восемь станций: «Нижегородская улица», «Стахановская», «Окская улица», «Юго-Восточная», «Косино», «Улица Дмтриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».

На Кожуховской линии будет две пересадочные станции - «Нижегородская улица», с которой можно будет перейти на Третий пересадочный контур (ТПК) подземки, и «Косино», с которой можно будет пересесть на станцию «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии метро.

Предполагается, что «розовая» ветка метро будет запущена вместе с участком ТПК от станции «Нижегородская улица» до «Авиамоторной» - этот отрезок Второго кольца будет функционировать как часть Кожуховской линии до момента пуска других участков ТПК.

В пятницу, 24 июня, мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход строительства станции метро "Некрасовка".

Жителям 16-этажного дома под номером 23 на улице Покровской стройку новой станции видно из окна. Если посмотреть на нее сверху, можно разглядеть пассажирскую платформу из бетона. Под ней будут спрятаны все коммуникации. Арматурные прутья, точно камыш, "колосятся" на месте будущих стен. Рабочие укрепляют каркас и обносят его бетоном. На станции "Некрасовка" ведутся монолитные работы.

Общая площадь данной станции - 20,5 тысяч квадратных метров. Длина - 771 метр, включая тупики для отстоя и оборота подвижного состава. В настоящий момент на станции работают 320 человек, - доложил мэру генеральный директор "Мосинжпроекта" Марс Газизуллин. - Работы подготовительного периода выполнены полностью. К ноябрю планируем завершить монолит "Некрасовки".

После этого начнутся инженерные работы и отделка станции. Уже понятно, где будут стоять колонны. Дизайн станции "Некрасовка", как и всех станций "розовой" ветки метро, разработан с учетом ее расположения. Поскольку она находится на месте бывших оросительных Люберецких полей, то в основе концепции оформления "Некрасовки" - тема экологии. Для отделки станции выбраны натуральные материалы светлых оттенков.

Это все хорошо, - сказал Сергей Собянин. - Но одна станция нам ничего не даст. Надо запускать всю ветку целиком: от Авиамоторной до Некрасовки. Как в целом ведутся работы?

Работы развернуты на всех станциях от Некрасовки до Косино, - заверил Газизуллин. - Осенью также планируем начать работы по отделке станции "Косино-Ухтомское". А "Салтыковская" и "Косино" будут готовы в монолите к апрелю 2017 года. Сдадим в феврале-марте.

Как заметил на это мэр, Кожуховская линия метро должна быть готова к 2018 году.

Мы ведем строительство одной из самых сложных, самых трудных и протяженных линий метро, - сказал Собянин. Общая протяженность розовой ветки составляет 17,2 километра. - Линия очень важная и нужная. Она идет в Некрасовку, в которой проживает уже около 50 тысяч человек, а через несколько лет будет около ста тысяч.

Кожуховская линия свяжет центр столицы с Новой Москвой. Кроме того, по словам главы города, после запуска она снимет часть нагрузки с Калининской и Таганско-Краснопресненской веток метро. По подсчетам, пассажиропоток новой линии составит не менее 190 тысяч человек в сутки.