Технологическая карта организованной учебной деятельности по экологии. Тема: "Как вести себя в лесу"

Игровой материал к занятию: к заданию «Лес - дом для животных»; раздаточный материал для индивидуальной работы, маркер, макеты елок, фломастеры, кубики, макет со следами, пеньки, музыкальное сопровождение.

Воспитатель. Дети, давайте поприветствуем гостей. Девочки сделайте пружинку. Мальчики, поклон. Я пришла в гости к самым красивым девочкам и самым замечательным мальчикам. Давайте поиграем. Вот вам ладошки: мальчикам синие, девочкам - красные. Слушайте меня внимательно и поднимайте ладошки только те, про кого я говорю.

  • Кто из вас любит носить бантики?
  • Кто из вас любит помериться силой?
  • Кто из вас любит играть с куклами?
  • Кто любит ремонтировать машинки?
  • А кто любит путешествовать? (Собрать ладошки)

Предлагаю вам отправиться в путешествие в лес.

Воспитатель. А что такое лес? (ответы детей)

Лес - это дом для животных и растений. В лесу они находят всё, что им нужно для жизни, а люди приходят туда в гости. Но прежде, чем мы отправимся в лес, давайте выяснить знаете ли вы правила друзей природы.

Внимание! Если я говорю правильно, вы отвечаете (ДА, ДА, ДА). Если не правильно. (НЕТ, НЕТ, НЕТ).

  • Можно дышать лесным воздухом?
  • Можно бросать мусор?
  • Можно любоваться деревьями?
  • Можно жечь костёр?
  • Можно ловить и уносить диких животных домой?

Воспитатель. Молодцы, ребята. Теперь мы смело можем отправиться в лес.

Вот мы и оказались на полянке.

Кто это?

Дети. Ёжик.

Воспитатель. Он хочет познакомить вас с животными, которые живут с ним в лесу? А кто здесь живёт, вы узнаете, отгадав загадки.

Игра «Следопыт»

В лесу чудес хватает и они ждут нас на каждом шагу. Эта тропинка нам приготовила какой-то сюрприз. Посмотрите на неё. Заглянем под неё. Мальчики помогите мне повернуть тропинку. Что осталось на ней? (Следы) Правильно, следы. Давайте каждый сделает себе бинокль, а теперь рассмотрим их. Кто же мог оставить следы.

Дети. Я увидел след от животного (каждый из детей называет след, который он рассмотрел в «бинокль»)

Воспитатель. Лес оставляет много разных следов. Могут быть не только следы животных, но и следы растений.

Воспитатель. Присядем на полянку.

Воспитатель. Каждый из вас живёт в доме. Дома бывают разные: одноэтажные - это дом, в котором один этаж и многоэтажные - в них много этажей. Кто из вас живёт в многоэтажном доме? (ответы детей) На каком этаже?

Лес - это многоэтажный дом, все животные живут на своих этажах. А кто знает, на каком этаже живёт ёжик? А лиса? А хотите узнать? Я вам в этом помогу.

Работа с магнитной доской.

Воспитатель. Посмотрите. Это трава. (Воспитатель рисует траву.) Это первый этаж нашего многоэтажного леса. Что растёт выше травы? (Воспитатель рисует кустарник)

Дети. Кустарники.

Воспитатель. Это и будет второй этаж нашего леса. Что растёт выше?

Дети. Деревья.

Воспитатель. Это и будет самый высокий третий этаж нашего леса.

Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.

Игра «Этажи леса»

Как и в настоящем доме, в лесном доме есть что-то вроде подвала. Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живёт под землёй? (Крот, мышь). На первом этаже живут животные, которые ниже травы. Какие? (Ёжик, ящерица). На втором этаже живут животные, которые выше травы (заяц, волк, лиса, медведь). Животные первого и второго этажа не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище. Третий этаж занимают животные, которые легко передвигаются по тонким веткам. Это белка, сова, филин. Кто ещё живёт на верхних этажах? (Это жуки, бабочки, лесные осы и пчёлы, комары)

Воспитатель.

Ребята, какие вы молодцы. Все животные вам сказали Спасибо.

Воспитатель.

Нужна ваша помощь. Звери потерялись. Займите места за столами и помогите лесным жителям попасть на свои этажи. Вы проведёте дорожки от животного до соответствующего растения.

Каждый зверь нашёл свой домик. И нам пора возвращаться домой.

Игра «Мы из леса шли»

Воспитатель включает весёлую музыку. Дети шагают, имитируя движения

Мы из лесу шли, шли-шли, шли-шли.

Хлопаем ладонями по коленям.

По кочкам поскакали, прыг-скок, прыг-скок.

Хлопаем в ладоши.

По листочкам пошуршали.

Трёт ладоши.

И домой попали.

Вращает руками перед собой.

Воспитатель.

Ребята, давайте построим дом, в котором живут наши животные. (Воспитатель берёт по очереди кубики с изображениями животных, строит дом из трёх этажей, дети по ходу проговаривают этажи)

Воспитатель.

У нас получился чудесный дом для животных. Дружно взявшись за руки, пообещаем его беречь.

А сделать это мы можем только все вместе девочки и мальчики.

Вы молодцы! Спасибо. Хорошего вам дня и настроения. До свидания.

Сныткина Е.А.

Конспект занятия в средней группе по теме «Путешествие в лес.»

Конспект занятия в средней группе по теме «Путешествие в лес. Рисование по образцу».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: расширить представление детей о лесе, совершенствовать навыки рисования.
Задачи: закрепить знания о деревьях; воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни; способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения; учить рисовать дерево нетрадиционным способом.
Предварительная работа с детьми: разучивание с детьми стихов и загадок.
Оформление группы: пейзажами Шишкина И.И. «Хвойный лес», «Еловый лес», «Березовая роща», «Опушка леса», «Дуб»; плакат-рисунок экологических ситуаций; искусственные ёлочки.

I Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, мы получили телеграмму (показываю, читаю)
«Очень вас друзья люблю,
Приходите в гости, жду. Лес»
Лес приглашает нас в гости! Но попадает в лес тот, кто ответит на вопросы.
- Какое сейчас время года? Какой месяц?
- Какой месяц был перед октябрём?
- Какой будет после октября?
- Назовите все осенние месяцы. (ответы детей)
Воспитатель: Осень мимо пролетала
И листочки разбросала.
Чтобы попасть в лес, нужно превратиться в листья.
Возьмите по одному листочку (дети выбирают любой лист дерева)
Раз, два, повернись - и в листочек превратись (дети выполняют задание)
- Ты на каком дереве рос? Ответы детей (Я рос на берёзе)
- Значит ты, какой лист? (берёзовый лист) и т. д.
- Подул ветер, и листочки полетели.
- Прилетели в лес на полянку.
II Отгадывание загадок.
Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою?...
Все открой, не утаи.
Ты же видишь мы свои.
- Ребята, а что такое лес? (много деревьев)
- А какие деревья растут в лесу? (ответы детей)
- Какие загадки про деревья вы знаете?
Ребенок 1: У неё одёжки колки-
Всё иголки, да иголки
Звери шутят: «Дядя ёж
На неё слегка похож» (ёлка)
Ребенок 2: У меня длинней иголки
Чем у ёлки
Очень прямо я расту
В высоту
Если я не на опушке
Ветки только на макушке (сосна)
- Ель и сосна какие деревья? (хвойные)
Ребенок 3: Клейкие почки
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит над горой. (береза)
Ребенок 4: Что за дерево стоит
Ветра нет а лист дрожит. (осина)
Ребенок 5: С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают
Шкурку тонкую снимают. (липа)
Воспитатель: раньше с коры молодых лип драли лыко-кору, и из неё плели лапти. (показать лапти)
III Экологическая ситуация
Воспитатель: Про лес написано много стихов, нарисовано картин.
- Почему человек так любит лес? (ответы детей)
- Какие стихи вы знаете?
Ребенок 6: Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зеленый.
Значит, я выносливый.
Значит, закаленный.
Ребенок 7: Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?
Воспитатель: Посмотрите внимательно на этот рисунок, мне очень больно на все это смотреть.
- Что нельзя делать в лесу? (ответы детей по картине)
- Почему нельзя ломать ветки? (деревья живые)
- Почему нельзя разорять гнезда? (птицы наши друзья, мы помогаем птицам)
- Почему нельзя выбрасывать мусор? (Лес - это дом для растений, животных, птиц. В доме должно быть чисто.)
IV Экологический тренинг.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем, представьте себя деревьями… (дети закрыли глаза) Ты какое дерево? А ты? (ответы детей: я береза, я дуб я рябина и т.д)
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу. (открываем глазки)
Плавно руками помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
Крылья сложили назад.
Сейчас мы тихо пройдем, сядем за столики и раскрасим веточки рябины.
V Рисование
VI Рефлексия
- Где мы с вами побывали? (в гостях у леса) Чем занимались? (играли: превращались в листочки, в деревья, были на полянке, рассматривали картины и т.д., рисовали) Понравилось вам в гостях? Будете вы Его беречь?

Юлия Мазнина

Младший племянник в этом году пошел в школу. Младший сын остался единственным из их мужской компании, кто еще не охвачен школой, и ему немножечко обидно и никак не хочется оставаться в стороне. Чтобы немного сгладить ситуацию, во время очередной летней поездки в лес, когда муж со старшим сыном отправились сплавляться по одной из красивейший рек Урала – Белой (на башкирском языке ее название звучит еще более поэтично – Агидель), а мы с младшим остались ждать их на берегу, я решила открыть в лесу лесную школу. Что из этого вышло и чем все закончилось, читайте дальше.

Вступление

Мама: Малыш, а ты знаешь, что в лесу тоже есть своя школа? Как ты думаешь, как она называется? Правильно, конечно же, лесная! Попасть в нее может любой, кто находится в лесу. Хочешь туда попасть? Тогда давай найдем вход в лесную школу. Он между двумя сосенками, а рядом должны расти колокольчики. Когда колокольчики один раз (динь-ди-линь), это значит, что начинается урок, а когда два раза (динь-ди-линь, динь-ди-линь) – что урок заканчивается и наступает переменка.

Так местность сын уже изучил заранее, найди две сосенки, рядом с которыми росли колокольчики, ему не составило труда. Пока перетаскивали в школу наш плед для сидения на земле, незаметно выставила старичка-лесовичка, которого сделала дома из шишки, прикрепив к ней глазки и ротик из пластилина, и дальше уже говорила от его имени.

Лесовик: Здравствуй, Малыш! В лесную школу учиться пришел? А я как раз учеников поджидаю! Добро пожаловать в самую зеленую, в самую душистую, в самую загадочную школу на свете! Давай знакомиться! Меня старичок-лесовичок зовут. Я в лесу живу, за лесом ухаживаю и лесной школой заведую. А как тебя зовут?

Сын представился.

Лесовик: Вот и познакомились, Максим. А теперь неплохо было бы поприветствовать тех, кто в нашей лесной школе обитает. Оглянись-ка вокруг, что видишь?

Увидели мы с сыном: траву, деревья, насекомых, птиц, и еще вспомнили про ящерицу, которую видели до начала игры.

Лесовик: Малыш, очень часто люди здороваются не только словами, но и движениями: пожимают друг другу руки, а близкие люди обнимают друг друга. А ты бы как жестами траву поприветствовал? Погладил? Отлично! Давай попробуем! А с деревьями? Да, их тоже можно погладить или обнять. Они теплые! Попробуй и убедишься сам.

Поприветствовали травку: пробежали по высокой траве, стараясь задеть ее руками, обнимать деревья сын не захотел, поэтому ограничились поглаживанием.

Лесовик: А как же поздороваться с насекомыми и птицами? Нам их с тобой не поймать, да и ни к чему это. Тогда давай голосом поздороваемся: пожужжим как пчела («ж-ж-ж»), а теперь громче — как шмель («Ж-Ж-Ж»), а теперь позвеним как комар («з-з-з»), а теперь как пострекочем как кузнечики («стр-стр-стр»). Теперь очередь с птицами здороваться.

Вслед за лесовиком жужжали как пчелы, звенели как комары, стрекотали как кузнечики, попробовали повторить звуки птиц, которые услышали. А ящерицу мы решили поприветствовать притопыванием ножкой: поприветствовали, а заодно и предупредили, чтобы была осторожна, а то ненароком наступим ей на хвост.

Урок 1. Как устроен лес.

Лесовик: А теперь можно и урок начинать. Динь-ди-линь. Первый наш урок будет посвящен тому, как устроен лес. Да-да, в лесу все не так просто. Вот скажи мне, чем отличается лес от поля или луг?

Выяснили, что главное отличие леса от луга в том, что в лесу есть деревья и кустарники, а травы есть и в лесу, и в поле, и на лугу.

Лесовик: Отойди вот сюда на прогалину и посмотри наверх: все ли деревья одинаковой высоты? Какие самые высокие?

Хотя довольно часто бываем в лесу, раньше не обращала внимание сына на то, что деревья в лесу разной высоты. Поэтому сын сделал маленькое открытие: сосны оказались выше берез.

Лесовик: Да, малыш сосны и ели выше берез и осин. Как мы ели и сосны называем? Правильно, хвойные. А березы и осины? Да, лиственные. В смешанном лесу хвойные деревья обычно самые высокие, а лиственные – чуть пониже. А что еще ниже?

Сначала нашли траву, потом обнаружили, что кустарники выше травы.

Лесовик: Да, малыш, ниже лиственных деревьев кустарники, еще ниже – трава. А если на нижнюю часть деревьев посмотреть, особенно в теньке, что там найдешь? Точно, мягкий зеленый мох! А если прямо к самой земле пригнуться, что еще увидишь?

Так как место это многим известное, грибы и ягоды искали долго, но все-таки нашли.

Лесовик: Вот такой он лес – многоярусный. Молодцы мы с тобой, что с этим разобрались!

Переменка. Подвижно-пальчиковая игра «Ярусы леса»

Лесовик: Динь-ди-линь, динь-ди-линь. А теперь переменка! Можем с тобой песенку спеть и пальчики немного размять, перед тем как нарисовать многоярусный лес.

Смели небольшую песенку с движениями, придуманную прямо на ходу:

Мы в лесок гулять пойдем (шагаем на месте),
Мы в лесу с тобой найдем:
Ягоды, грибочки, (загибаем пальчики – на каждую строчку по одному),
Травушку-муравушку,
Кустики-кусточки,
Лиственные деревца,
Сосны, ели без конца.

При желании можете нарисовать ярусы леса. Сыну не терпелось двигаться дальше, поэтому мы этот пункт пропустили и рисунок ярусов леса сделали на другой день.

Урок 2. Деревья и кустарники

Лесовик: Малыш, динь-ди-линь, начинается второй урок. Он будет посвящен деревьям и кустарникам. Давай посмотрим вокруг, сколько разных деревьев и кустарников найти сможем?

Из хвойных деревьев нашли сосны и лиственницы, их лиственных – березы и осины. А кустарников оказалось больше: рябина, боярышник, черемуха, шиповник, крушину (у нас их называют волчьими ягодами), малина, смородина. Сын очень удивился, увидев лесную малину и смородину (был уверен, что они растут только в саду) и сначала не хотел даже пробовать ягоды, так думал, что они, как и у крушины, ядовитые.

Лесовик: Молодец, Малыш! Много разных деревьев и кустарников заметил. А я пока мы с тобой разные деревья и кустарники искали, заметил еще вот что: деревья, они как люди, бывают семейками живут, а бывают дружат, а еще у них детский сад есть. Догадаешься, о чем я говорю? Семейку деревьев найдешь?

Сын не сразу понял, что хотел от него лесовичок, пришлось давать подсказку: семья – это когда деревья растут очень близко друг к другу или даже из одного корня. Из одного корня часто растут березы, но тут мы таких не нашли. Зато нашли семейку сосенок и даже определили, кто есть кто: дерево с самым толстым стволом – папа, дерево со стволом потоньше – мама, дерево с самым тонким стволом – ребенок.

А одну семейку назвали многодетной: снаружи определить сколько сосенок растет вместе мы не смоли. Пришлось ложиться на землю, и снизу считать стволы. Оказалось аж 9 штук: мама, папа и 7 деток.

Лесовик: Хорошо, про семейки догадался. А разные деревья, которые рядом растут и дружат, найдешь?

С этим заданием сын легко справился: нашли вот таких друзей: сосну и березу, сосну и малину, березу и шиповник.

Лесовик: А лесной детский сад отыщешь?

Тут тоже все оказалось достаточно просто: детским садом лесовик назвал поросль молодых сосенок, в вот поросль молодых березок нам найти не удалось.

Лесовик: Малыш, знаешь, как называют людей, которые выглядят почти одинаково? Да, Близнецами. А вот среди деревьев близнецов почти нет. У каждого из них, как и у людей, свои особенности. Поищешь деревья с особенностями?

Обходя деревья вокруг, нашли сломанную березу и березу с большой трещиной, сосну с подрубленным стволом, сосну с высоко отломанными нижними ветками, сосну с раздваивающимся стволом (такие деревья мы называем «дерево-штаны»). Потом попробовали взять первое попавшееся дерево и найти у него особенность: оказалось, что на одной березе оборвали кору, у другой внизу две сухие ветки, одна сосна оказалась такой толстой, что сыну было не обхватить ствол руками, а ствол другой оказался настолько тонким, что я смогла обхватить его своей кистью и т.д.

Лесовик: Малыш, даже две очень похожих друг на друга сосны, будут отличаться рисунком коры. Сравним?

Чтобы «снять» с дерева рисунок коры нам понадобились два листка бумаги и карандаши: приложили листки бумаги к деревьям и заштриховали. Отпечатки, действительно, оказались, разными:

Но самой большой нашей находкой оказались два деревья на берегу реки, корни которых несколько лет назад так сильно помыло водой, что они обнажились почти на метр в глубину.

Мне раньше не приходилось видеть корни деревьев так глубоко. Оказалось, что у сосны они очень похожи на ее стволы: толстые и покрыты той же корой.

В этом месте мы «застряли» надолго, поэтому мне пришлось на ходу переделать сценарий.

Надоели скучные прогулки?

Лесовик: Чтобы удержать в земле дерево с широко раскинутыми ветвями, корни деревьев должны быть не только толстыми и идти глубоко в землю, но и тянутся широко. Сам попробуй: если встанешь на одну ножку – качаться будешь, а если ноги пошире расставишь? Не получится тогда у мамы тебя повалить, да и моряки по палубе корабля во время качки так ходят – крепче на ногах держаться получается.

Попробовали постоять на одной ноге. Но так как у сына плохо получается, заменила задание на другое: постоять, поставив одну ногу на другую. Потом попробовали постоять на упавшем дереве нога к ноге и широко расставив ноги.

Лесовик: В корнях деревьев многие звери любят устраивать норы, удобно, правда? Кстати, тут тоже есть небольшие норки. Как ты думаешь, чьи они могут быть?

Входы в норки мыли очень маленькими — всего несколько миллиметров в диаметре. Чьи они могут быть мы так и не придумали.

Лесовик: Понаблюдай, возможно, увидишь хозяина.

То, что в норки залетают маленькие осы, которых уже мы встречали до этого, я увидела раньше. Поэтому лесовик и предложил сыну понаблюдать за норками. Вскоре и Максим увидел обитателей норок — небольших ос. Мы очень удивились, так как никогда раньше такого не видели. Уже дома я нашла, что это были земляные осы.

Переменка. Подвижная игра «Попади в щель»

Лесовик: Динь-ди-линь, динь-ди-линь. Переменка! Малыш, вот тебе мячик. Потренируемся попадать в мишень? Давай найдем какую-нибудь лесную мишень. Думаю, вот эта щель между стволами дерева-штаны отлично подойдет!

Поперекидывали мячик через щель между стволами дерева-штаны, составляя фразы с рифмами:

  • лес полон… чудес,
  • река бежит… свысока;
  • там где мох, не растет… горох;
  • корни сосны сильны — тянут воду из… глубины;
  • цветут ромашки — белеют рубашки и т.д.

Урок 3. Как лес и река дружат.

Лесовик: Малыш, динь-ди-линь, начинается третий урок. На нем мы с тобой узнаем о дружбе реки и леса. Думаешь, речке все равно где течь? Э, нет… Ей по лесам больше течь нравится, чем по полям да лугам. Когда речка по лесу течет, она сильнее, полноводнее становится. А почему, знаешь? Нет? Тогда сейчас расскажу.

Малыш, ты когда-нибудь лужу в лесу видел? Видел, хорошо. Но была, она, наверное, не под деревьями, а на дороге — на голой земле, которую машину укатали. Угадал я? Угадал. А в лесу луж почти никогда не бывает. И летнюю дождевую воду, и весенние талые воды лес запасает и прячет в землю. А помогает ему в этом лесная подстилка. Посмотри-ка, Малыш: разве под деревьями голая земля?

Куда там! Перегнившие и гниющие листья, сучья, трава, хвоя — вот она лесная подстилка, и только под нею земля. Лесную подстилку пронизывают грибницы, и покрывает мох.

Поковыряли палочкой почву под деревьями: нашли все, о чем Лесовик говорил: и прелые листья, и прошлогоднюю траву, и хвою, и сучья, и мох.

Лесовик: Попадет влага в такую подстилку — не испарится на солнышке и под ветром, а медленно в землю уйдет — превратится в подземные речки. Подземную воду, Малыш, еще грунтовой называют. Грунтовые воды, малыш, родники питают, а родники — речки. Чем больше удалось лесу запасти воды, тем больше родников, тем полноводнее реки, которые через лес текут.

А там, там Малыш, где река течет, тучи чаще собираются, и дождик чаще идет. Так река лесу спасибо говорит. За заботу о реке говорят лесу спасибо и бобры. Они ведь запруды на реках ставят и дом у них на воде, хатка называется. Интересно, Малыш, а в этом месте нет ли бобровой запруды?

Побежали к реке. Запруду бобровую, не нашли. Зато свою из камней построили.

Лесовик: Отличная запруда получилась, Малыш. Бобр из тебя получился что надо! Динь-ди-линь, динь-ди-линь. Переменка! Играем в бобров!

Переменка. Подвижная игра «Бобренок»

Лесовик: Знаешь, Малыш, какой у бобра хвост? Плоский, покрытый чешуйками, по форме — как весло. Зачем ему такой хвост? Чтобы рулить и чтобы предупреждать сородичей об опасности: приметил бобр опасность, шлеп по воде хвостом раз-другой, и был таков. Когда бобрята подрастают, взрослые их учат совим хвостом пользоваться. Давай и мы попробуем.

Сын был бобренком, я — бобрихой. Говорила куда плыть, сын бегал в нужном направлении (например, направо до реки, налево до высокой сосны и т.д.). Если говорила «опасность», ему нужно было хлопнуть в ладоши и спрятаться.

Лесовик: Хорошо поиграли, малыш. Но пора и за учебу браться.

Урок 4. Лесная картина

Лесовик: Малыш, динь-ди-линь, начинается последний урок. Он будет про травы. Смотри, малыш, сколько я разных травок к лесу нашел, а ты такие найти сможешь?

Пока сын-бобренок бегал, я сорвала много разных веточек и листиков от трав. Сыну нужно было найти и сорвать такие же.

Лесовик: Молодец, Малыш! С заданием справился! А теперь давай из сорванных веток, листиков и цветов картину-гербарий сделаем! Положишь ее потом под гнет, засохнет она — красиво получится.

Веточки, листики, цветы на лист картона можно приклеивать или прикреплять с помощью степлера или скотча. Мне больше всего нравится вариант со степлером. Вот что у нас получилось:

Лесовик: Малыш, динь-ди-линь, динь-ди-линь. Переменка! Твоя картина привлечет много насекомых. Кто придет ей полюбоваться?

Переменка. Подвижная игра «Насекомые»

Читала стихотворение, сын изображал, как движутся насекомые. Под конец вместе с ними упал на траву:

Прилетела на картину
Полосатая пчела. (машем руками)
А за нею шмель — шмелек (машем руками и бегаем)
И веселый мотылек, (машем только ладонями — маленькими крылышками)
Два жука и стрекоза (расставляем руки в стороны и летаем)
Как фонарики глаза. (делаем кружочки из пальцев и подносим их к глазам)
А еще комар и муха — толстенькое брюхо. (гладим ладонью живот и бегаем)
Прискакал кузнечик прыткий. (прыгаем)
И червяк приполз ленивый. (ползаем или ходим на корточках)
Прыгали, летали,
От усталости упали. (падаем на пол или со шлепком опускаем руки на коленки).
Источник (текст изменен)

Экзамен в лесной школе – квест

Лесовик: Малыш, уроки закончились. Ты очень хорошо позанимался в лесной школе! Осталось выдержать экзамен. Он покажет, как усвоил все то, что я тебе рассказывал. Но не пугайся, это будет весело, и тебе обязательно понравится! На экзамене всегда есть билеты – небольшие листочки бумаги с заданиями. А все мои экзаменационные билеты растрепал ветер, вот, один только остался. Но по нему ты с легкостью найдешь все остальные, ведь на билетах изображено как раз то, что мы с тобой сегодня видели. А в конце тебя будет ждать приз. Готов? Тогда начинай!

На небольших листочках бумаги нарисовала приметные объекты из ближайшего окружения (всего у меня получилось 10 картинок).

И разложила картинки цепочкой, так чтобы в каждом месте лежала картинка того места, куда идти дальше. Первую картинку, соответственно, сын получил от лесовика, а в последнем месте был спрятан приз, который я привезла с собой.

Обычно в таких квестах сын участвует с более старшими братьями и оказывается на вторых ролях – бегает за ними следом. Поэтому сначала он слегка испугался, но с помощью моих подсказок узнав первое место, поверил в свои силы и дальше уже все разгадал сам. Довольный сам собой и уставший от насыщенного школьного дня, сел распаковывать сюрприз.

Заключение

Вот такая игра у нас получилась в лесу. Я сама осталась ей очень довольна. Игра в ненавязчивой форме поспособствовала тому, чтобы сын внимательнее посмотрел на то место, где мы находились, но и дал ему возможность поверить в то, что он, оказывается, многое может сам, без старших братьев.

Впереди еще, наверняка, будут теплые денечки. Не лишайте себя и малыша возможности провести погожий осенний день на свежем воздухе с пользой для развития малыша. Надеюсь, наши игры вам в этом помогут!

А чтобы не забыть о них, сохраните статью на стену своей социальной сети. Возможно, она пригодится и другим родителям!

Любите ли вы выезжать с детьми в лес? Чем еще они могут оказаться полезными, кроме как свежим воздухом и отдыхом от городских забот? Давайте обсудим! Ждем ваших идей в комментариях!

Если Вы любите выезды на природу с детьми, Вам также может быть интересно.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №106».

Конспект открытого логопедического занятия

в старшей группе для детей с ОНР.

Тема: «Путешествие в осенний лес».

Подготовила: учитель-логопед

Широкова Светлана Валериевна

Тема открытого занятия «Путешествие в осенний лес»

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень. Лес. Деревья»; закрепить понятия «хвойные», «лиственные» деревья, жёлуди и каштаны – плоды. Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных (дубовый, кленовый еловый, сосновый, берёзовый, рябиновый); образование единственного и множественного числа существительных (дуб – дубы, берёза – берёзы и др.); образование родительного и предложного падежа имён существительных. Развитие мелкой моторики рук.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания и памяти, творческого воображения, умения отгадывать загадки. Формирование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса и графических навыков.

Коррекционно-воспитательные цели . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Предметные картинки с изображением деревьев, листья (бумажные) с цифрами от 1 до 5 и буквой «п», магнитная доска с магнитами, мяч, «наложенные картинки» (демонстративный материал), пуговичный бассейн, 2 лотка, каштаны и жёлуди, фольга, фломастеры 2-х цветов (красный и зелёный) и «наложенные картинки» на каждого ребёнка.

Ход занятия

Оргмомент .

«Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнём наше занятие, мы должны сделать зарядку для нашей головы».

Кинезиологические упражнения «Ухо-нос» («Правой рукой держимся за нос, а левой – за правое ухо. Хлопок. Поменяли руки» 4 раза); «Колечко» (поочерёдное соединение с большими пальцами остальных пальцев на обеих руках одновременно). «Молодцы!»

- « А теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами оказались в волшебном осеннем лесу. Откройте глаза. Что у меня в руках? (осенние листья с деревьев). А как вы догадались, что листья осенние? (Они жёлтые, оранжевые. Такие листья бывают только осенью). Да, но они необычные, на них цифры и даже буква. Сейчас мы сядем на свои места и узнаем, какой в них секрет».

2. Рассматривание и называние предметных картинок с изображением деревьев.

– « На первом листе загадки:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает

Когда это бывает?

Целый день он шлёпал, шлёпал,

Ямы лужами заштопал.

Растут – зеленеют,

Упадут – пожелтеют

Его весной и летом

Все видели одетым

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Весной роняет слёзы

Прилетают в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

Рассматривание предметных картинок с изображением деревьев, называние.

«Какие ещё деревья у нас на магнитной доске»? (Дуб, липа, каштан, клён)

«Назовите одним словом эти деревья»? (Лиственные).

«А как назвать сосну и ель»? (Это хвойные деревья, у них вместо листьев хвоинки).

«Где у нас растёт ель? Посмотрите глазками в окно, на ель. А теперь взгляд переведите на доску».

3.«Наложенная картинка»

«А вот и лист с цифрой 2. Здесь следующее задание. Художник решил изобразить листья с разных деревьев, но так увлёкся, что у него получилась что-то непонятное. Давайте попробуем разобраться. Нужно назвать, какие листья здесь спрятались (Дубовый, берёзовый…). Молодцы! С этим заданием вы тоже справились»!

4. Динамическая пауза. Игра «Один – много» (с мячом).

«А вот у нас лист и на нём буква, какая? (П). Это значит, нужно сделать паузу и немного отдохнуть. Мы выйдем на свободное место, на полянку и поиграем в игру «Один – много». Я назову дерево, а вы мне скажите много (берёза – берёзы, дуб -…)». (Педагог бросает мяч и называет одно дерево, а ребёнок кидает обратно и называет много.) Молодцы, все справились с заданием, возвращаемся на свои места».

5. Выполнение индивидуальных заданий на местах.

«Ребята, у меня лист с цифрой 3 и на ней загадка:

Он до поздней осени

Весь стоит зелёный.

Значит он выносливый,

Значит закалённый.

А отгадку вы должны найти у себя на листочке и обвести фломастером. Какой нам необходим цвет? (зелёный)» Индивидуальная помощь по мере необходимости.

6. «Сюрприз»

«А вот и последний лист и на нём написано: «Сюрприз». Вы любите сюрпризы? (да). Тогда идите ко мне». Детям предлагается в пуговичном бассейне найти «сюрприз» (завёрнутые в фольгу каштаны и жёлуди), затем, сев на своё место, развернуть и сказать, что там.

«А что такое жёлуди и каштаны? (плоды деревьев: каштана и дуба). У нас есть два лоточка, расположенные под изображением дуба и каштана, нужно правильно разложить плоды». Каждый ребёнок подходит и кладёт в нужный лоток свой плод. Проверяется правильность выполнения.

«Плоды какого дерева»? (каштана, дуба)

«Мы были в волшебном лесу. Вам понравилось? (Да). А теперь закройте глазки, я досчитаю до 3-х и мы окажемся в нашей группе. (Дети закрывают глаза). Кто оказался в группе, садится на своё место».

7. Итог занятия.

«Вот и последний листик. Нужно сказать, что интересного было на занятии? О чём мы с вами говорили? Какое задание вам понравилось больше всего?» (Ответы детей)

Анализ занятия.

1.На занятии использованы следующие нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии.

Цветотерапия (хромотерапия) – использование цвета в лечебных целях, цветовая медитация (то есть созерцание цвета в какой-то временной отрезок). Так, в данном случае, оранжевый цвет (солнце) оказывает укрепляющее действие на жизнеспособность организма, снабжает энергией внутренние органы (селезёнку, поджелудочную железу), укрепляет органы дыхания, улучшает настроение, снимает депрессию). Жёлтый цвет улучшает память, активизирует умственную деятельность. Зелёный цвет благотворно влияет на зрение.

Во время рассматривания картинок внимание и взгляд детей был переключён на окно; в начале и в конце занятия дети кратковременно закрывали глаза, что способствовало снятию напряжения с глаз и тренировке зрительно-моторной координации.

Кинезиологические упражнения на межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга») помогут активизировать различные отделы коры ГМ или корригировать проблемы в различных областях психики. Даже Клеопатра использовала эти упражнения, для молодости и красоты, чтобы поддерживать свой мозг в активном состоянии, потому что, поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.

2. Использование пуговичного бассейна, как элемент игровой терапии, способствует повышению интереса к занятиям, развитию мелкой моторики и поисковой деятельности.

Спасибо за внимание! Всем желаю здоровья, успехов и творчества!

Использованная литература.

1.Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике./ Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006г.

2.Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. – СПб: Издательский дом «Литера», 2001г.

3.Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников./ А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002г.

4.Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб: Союз, 1999г.

5.Лопатина Л. В. Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, издательство «Союз», 2001г.

6.Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. Ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003г.

7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб: издательство «Речь», 2000г.

Мария Негайчук
Конспект занятия в средней группе «Кто живет в лесу?»

Занятие по экологии

«Кто живет в лесу (средняя группа )

Задачи :

Расширять представления детей о лесе : что в лесу живут разные животные (волк, заяц, лиса, медведь, белка, ежик, как животные к зиме готовятся, учить различать этих животных по особенностям внешнего вида;

Активизировать мыслительную деятельность через отгадывание загадок;

Развивать познавательный интерес к миру природы;

Воспитывать дружеские взаимоотношения,желание помогать, бережное отношение к животным.

Предварительная работа : беседа на тему «Дикие животные» , чтение художественной литературы : «Лиса и волк» , «Заюшкина избушка» , «Зимовье зверей» ;

Дидактические игры : «Четвертый лишний» , «Разрезные картинки» ;

Материал : Кукла Красная шапочка, презентация «Дикие животные» (картинки,аудиозаписи : шум ветра, звук метели, песня лисы, дидактическая игра «Разрезные картинки» , природный материал : шишки и желуди, дидактическая игра «Кто где живет , снежинки.

Методическое обеспечение : С. Н Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, вы хотите отправиться в лес? (Да.) Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в лес. Но в начале я хочу узнать, какие животные живут в лесу ? (зайцы, медведи, лисы, волки, ежи, белки) .Как мы их можем назвать одним словом (дикие животные) .Правильно, животный мир леса очень разнообразный. И туда мы сегодня с вами отправимся.

Вокруг себя обернись, в зимнем лесу окажись .

2 часть. Вот и оказались мы с вами в лесу . Давайте полюбуемся его красотой!

Появляется красная шапочка.

Ребята, я все время хожу к бабушке через лес. В лесу тихо и темно , потому что все деревья высокие, солнца не видно, можно и заблудиться.

ВОСП : Но в каждом лесу есть не только деревья и растения, там еще много разных птиц, зверей, насекомых.

Картинка зайца (спрятался, одни уши выглядывают)

Ой, а кто же там спрятался под кустом? (заяц) . Правильно! А как вы догадались? (у него длинные уши) . (Другая картинка) Посмотрите на него. Какого цвета шубка у зайца зимой? Может вы помните, какая шубка летом? Для чего он меняет свою шубку? Вот как заяц к зиме подготовился. Ребята, заяц спрашивает, а знаете ли вы какое сейчас время года? (поздняя осень, совсем скоро зима, даже снег уже выпал) .Посмотрите, что же вам зайчик принес? (снежинки) . Какие они? Ребята, зайчик хочет чтобы мы поиграли со снежинками. Послушайте, как ветер шумит.

Плавно снежинка

спустилась в ладонь,

Шепчет тихонько :

"Меня ты не тронь.

Дунь осторожно,

и я улечу -

К синему небу

подняться хочу. "

Дыхательная гимнастика «Дуем на снежинки»

Молодцы! Давайте соберем снежинки в корзинку. А где же наш заяц? Он кого - то испугался и убежал! Кого же он испугался, послушайте песенку.

Звучит песня лисы.

Картинка лисы.

ВОСП : Правильно! Посмотрите на нее. Чем покрыто тело лисы? Как вы думаете, лиса приготовилась к зиме? У лисы среди шерстки вырастает подшерсток. Давайте все вместе повторим.

К. Ш : А что же такое подшерсток? Ребята, вы не знаете?

ВОСП : Это короткая, но очень теплая шерстка, которая не дает лисе замерзнуть даже в самые сильные морозы. Какого цвета у нее шубка? Какой хвост? Какая мордочка? На кого лиса охотится? Вот ее -то зайка и испугался. Ребята, лиса просит нас о помощи. Она хотела нам в детский сад передать картинки, но пока охотилась за зайцем, все ее картинки перемешались, и она никак не может их собрать. Поможем лисе?

На столе – собери картинку из частей.

Какие молодцы! Кто изображен на картинках? Кака мы можем сказать одним словом, какие это животные? А почему их так называют? Лиса благодарит вас за помощь и говорит, что эти картинки мы можем забрать с собой в детский сад. А она побежала охотиться дальше. До свидания, лиса! Красная шапочка, давай уберем картинки тебе в корзинку?

А чтобы узнать, кого мы еще встретим на своем пути, отгадайте загадку.

Он в лесу все время рыщет ,

И в кустах кого-то ищет.

Слышно, что зубами щелк,

Угадаете, кто это? (волк)

Картинка волка.

ВОСП : На какого животного похож волк? (на собаку) . Чем покрыто тело волка? (шерстью) . А вы знаете, как волк к зиме готовится? У волка, как и у лисы среди шерстки вырастает подшерсток. Вы помните, что такое подшерсток? Какие у него зубы? (острые, крепкие) . Где обитают волки? (в лесной глуши) . За кем охотятся? (за зайцами, оленями, дикими утками) . А давайте, и мы сейчас превратимся в зайчат и с волком поиграем.

Физкультминутка «Зайцы и волк» .

Никого волк не поймал! Вот какие быстрые и ловкие у нас зайчата-ребята!

К. Ш : - Ребята, а вы видели когда-нибудь, чтобы грибы росли не на земле, а высоко на деревьях, да на веточках (нет)

А вот я, как-то раз пошла в лес. Было это поздней осенью, с деревьев тихо падали разноцветные листочки : красные и жёлтые. И вдруг на одном из деревьев я увидела настоящие грибы.

На сучке висит грибок,

Кто его повесить мог?

Без шеста, без лесенки

Высоко повесили!

Я раздвину ельник мелкий,

Затаюсь – увижу (белку)

ВОСП : Правильно, это хлопотунья – белка готовит запасы на зиму. Живёт белка в дупле дерева. Там у неё и кладовая, куда она складывает свои запасы. Всё это пригодится белочке суровой зимой.

К. Ш : А что запасает белка на зиму?

ВОСП : Правильно, ребята! Белка уже приготовилась к зиме, приготовила запасы. Только вот. Давайте поможем белочке, разберем шишки и желуди. В одно ведерко будем складывать желуди, а в другое шишки.

Молодцы, ребята, белка благодарит вас за помощь, и спешит по своим делам! До, свидания,белка!

К. Ш : Ой, ребята, посмотрите, что это за горка в нашем лесу ? (берлога)

ВОСП : Там уже спит медведь. Давайте с вами вспомним, какой медведь? (большой, сильный) А какого цвета у него шуба? Какая она? А вы знаете, кто еще отправился в зимнюю спячку? (ежик) давайте на него посмотрим. Какой он? Какая у ежа мордочка? Что у ежика на спинке? Давайте не будем тревожить медведя и ежика, пусть они спят, Нам пора отправиться дальше.

Что мы им пожелаем на прощание? (Сладких снов)

3 часть. Заключительная. (включается запись) .

Ребята, слышите метель, все дорожки замела. Как же звери свои домики найдут? Давайте поможем им, расселим животных каждого в свой домик.

На магнитной доске игра «Кто где живет

К. Ш : Ребята, теперь я тоже знаю, что в лесу живет много разных животных. А я побегу к своей любимой бабушке, пока метель опять не замела все дорожки и расскажу ей о нашем путешествии. До свидания, ребята!

ВОСП : А мы с вами, ребята, отправимся в детский сад.

Вокруг себя повернись, в детском саду окажись.

Вот и оказались мы, ребята, с вами в детском саду. Вам понравилось путешествие? Каких зверей мы там повстречали?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации «Кто в лесу живет» Цели образовательные: Активизация словаря по теме"Животные".Употребление в речи предлога "У", существительное родительного падежа единственного.

Конспект НОД для детей второй младшей группы «Кто живет в лесу?» Цель: Расширять представления детей о диких животных и их жилищах Задачи: 1. Обучающая: формировать умения узнавать, называть и различать.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Кто в лесу живет?» Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Кто в лесу живет?» Тема: «Кто в лесу живет?» Группа: средняя Материалы и оборудование:.

Цель: Уточнить и расширить словарь детей по теме «Дикие животные» Образовательные задачи: Учить детей высказывать свои впечатления по.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Кто живет в лесу?» Цель: расширять представления детей о диких животных нашего края. Задачи: - продолжить знакомство детей с животными леса, их особенностями.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Где живет бельчонок?» Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Где живет бельчонок?» Материалы: Игрушки бельчонка и зайчика, картинки с изображением.

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Мы кричим ау-ау, кто у нас живет в лесу?» Провела: Баховская Анастасия Вадимовна Воспитатель группы «Лучики» Программное содержание: Цель: закрепить и обобщить полученные знания.

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе Тема: «Кто в лесу живет?» Цель: - Познакомить с животными, живущими в лесу. Задачи: - учить различать животных, живущих в лесу (где живут? какие); - уточнять представление.

Конспект занятия в средней группе «Кто живет в аквариуме?» Конспект занятия в средней группе