Переход с марксистской на таганскую кольцевую. Станция метро "таганская"

«Таганская» — это еще один пересадочный узел на Кольцевой линии столичного метрополитена. Свою работу станция начала более шестидесяти лет назад (январь 1950 г.) в составе путевого участка «Курская»-«Парк культуры».

Главной темой для оформления «Таганской» стали подвиги солдат, служивших в рядах советской армии. Если посмотреть на пилоны со стороны платформ и пассажирского зала, то можно заметить многочисленные стрельчатые ниши, на которых выполнены 32 майоликовых панно, раскрывающие военную тематику. По центру каждой композиции вставлен круглый медальон с изображением солдат Красной Армии (партизаны, кавалеристы, танкисты и т. д.). Чуть пониже идет белый майоликовый «свиток» с текстом, прославляющим героев. Между надписью и медальоном находится изображение боевых сцен и соответствующего оружия. Центральный медальон окружен несколькими медальонами меньшего размера. На них можно видеть героев, навеки вошедших в историю России. По фону сделан красивый рельефный орнамент.

Довольно примечательно то, что один из торцов станции (тот, где находится переход к Таганско-Краснопресненской линии), со времен открытия «Таганской» многократно претерпевал изменения. Изначально там был установлен памятник Сталину, который окружен трудовым народом и толпой детей. Затем на том месте размещалось панно с изображением Ленина и гербов союзных республик. Однако даже эта картина не достояла до наших дней. В настоящее время в этой части станции царит так называемый минимализм.

Отдельно стоит сказать об освещении. Подземны залы на станции «Таганская» освещаются благодаря необыкновенным и оригинальным светильникам, выполненным Адамом Дамским. Подвешены они по центру свода, в середине квадратных кессонов. Каждый светильник выполнен многорожковым, с затейливыми витыми деталями. Автор, стремясь стилистически объединить люстры с интерьером, приложил максимум усилий к тому, чтобы их цветовое решение как можно более полно перекликалось с оформлением пилонов.

В завершение пару слов о действующих переходах и выходах. Поверхностный вестибюль метро «Таганская» находится на углу улицы Верхняя Радищевская и одноименной площади. Это прямоугольное, 3-х этажное серое здание, перед фасадом которого выделен мощный портал, имеющий две боковые и три фронтальные арки, украшенные гирляндами на фризе. Что до переходов, то сегодня на «Таганской» их два. Ведут они к одноименной остановке метро Таганско-Краснопресненской линии (переход берет свое начало в северном конце станции) и к станции «Марксистская» на Калининской линии (по лестницам в центре пассажирского зала).

А мы гуляли, а мы не знали,
До поры, до времени, где живем -
Пролетарская, хулиганская, да ты станция,
Да ты Таганская,
Станция Таганская

Любэ "Станция Таганская"

Станция "Таганская" открыта в 1950 году и названа в честь Таганской площади на которой стоит ее вестибюль. Удивительно, но многие иновации внедрялись именно здесь. В 1950-м тут тестили новые малогабаритные поломоечные машинки, в 1967 тут установили разменные автоматы. Ко всему прочему, это одна из красивейших станций Московского метро.

ТТХ станции.

Обратите внимание, на букву М, обрамленную венком. Сейчас ее нет. Куда она исчезла и почему? Также если приглядеться, то надпись гласит, что метрополитен имени таки Кагановича.

Уникальнейшее фото. Отделка платформенной части. Установка керамических панелей в ниши. Одно панно уже собрали, а вот дальше видны пустые ниши. Также тут видно, что мраморные основания для скамеек установлены, осталось только приладить саму деревянную седушку. Кафель на путевой стене тоже похоже установлен, вместо люстр времянки и своды не побелены.

Центральный зал. Из какого то французского журнала.

Боковой зал. Раскрашенная черно-белая фотография. Тут поезд из вагонов типа Д. Теперь то мы это знаем, после посещения ретро вагонов московского метро. Тут, кстати видно, что пол либо асфальтовый, либо бетонный в боковых залах.

В глухом торце центрального зала находился барельеф, даже целая скульптурная композиция - "Сталин и молодежь". Эпично! Теперь в этом месте переход на ст.м. "Таганская" Таганско-Краснопресненской линии. Как жаль, что это все утрачено, но хорошо, что остались такие вот фото.

На сайте Мосметростроя обнаружились эскизы наземного вестибюля. Вот продольный разрез.

План. Тут хорошо видно какой крутой должен был быть пол. Сейчас на полу такой красоты нет.

1. Павильон вечером красиво подсвечивается.

2. Вестибюль у станции один. Один и наземный павильон.

3. Павильон конечно монументален, как и все наземные павильоны станций Кольцевой линии.

4. Выходы расположены симметрично с обоих сторон павильона, однако сейчас выход на правую сторону закрыт, чтобы пассажиропотоки не пересекались.

5. Павильон с обратной стороны. Сюда выходят окна служебных помещений. Здесь же виден "хвост" от эскалаторного наклона.

6. А вот и двери на выход. Еще старые, деревянные. Во время реконструкции их оставили, так как павильон теперь памятник архитектуры.

7. Потолок портала выкрашен в небесно-синий цвет.

8. Все таки деревянные двери - это определенная красота, стиль. Сейчас такого уже не делают. Не только из эстетических соображений, но и из противопожарных.

9. Кассовый зал. К сожалению сейчас в вестибюлях понаставили металлодетекторные рамки, которые в 99% случаях работают в холостую. Они очень уродуют внешний вид интерьеров станций.

10. Следующий зал - эскалаторный, в него проходим через уже новые валидаторы. Очень приятно, что вестибюли станций Кольцевой линии восстанавливают и реконструируют. Такую красоту необходимо держать в порядке.

11. На заднем фоне виден неиспользуемый сейчас выход из павильона. Я так понимаю, что планировалось попеременно использовать то правый, то левый выходы в зависимости от схемы включения эскалаторов.

12. Странно, что на исторических станциях не стали делать эскалаторы с облицовкой под дерево, например, ведь есть и негорючие материалы с возможностью нанесения любого совершенно рисунка. В таком случае даже новые эскалаторы выглядели бы более аутентично. По сути все дело в декоративных панелях.

13. На эскалаторе спускаемся в красивый аванзал. Это круглое в плане помещение с эффектным высоким куполообразным потолком. В результате реставрации, проведенной в 2005-2006 годах интерьер подновили и теперь аванзал выглядит очень симпатично. Достаточно сравнить это фото с архивным фото выше.

14. Купол украшен фреской "Салют победы". Интересный эффект, кажется, что в куполе проем, через который видно небо, салют и развивающийся советский флаг. Также нарисовано ограждение, чтобы выглядело все еще более натурально.

15. Красивый зал. Но спускаемся ниже.

16. Как всегда при входе на станцию нас встречает гермозатвор. В случае войны станция превращается в объект ГО.

17. Платформенная часть у станции очень красивая и напоминает средневековый замок. Отчасти из-за характерных низких массивных сводов, а еще из-за богатого оформления. На пилонах, поднимаясь до сводов расположены майоликовые панно с изображениями бойцов разных родов войск. Причем, как видно, в центральном зале фон этих панно небесно голубой, такой же, как цвет сводов наружного павильона. А в боковых залах точно такие же панно, но однородного белого цвета. И там и там майолика расписана золотым узором.

18. Несколько выбивается из общей картины пол. Он довольно прост и бесхитростно выложен квадратными каменными плитами серого, черного и красного цветов.

19. На станцию можно реально приходить как в музей, так как панно совершенно фантастические. Детализация поражает. Сколько труда ушло на все это. Просто фантастика.

20. В таком же синем цвете, что и фон на панно, выполнены и детали люстр.

21. Тематика станции, как многих других послевоенных - это прославление героев войны, защитников Отечества.

22. В боковых залах роскошные лавочки. Потолки тут тоже сделаны с треугольными нишами. Освещают боковые залы все те же люстры. Вообще сочетание люстр и помпезной отделки отсылают скорее к дворцовой архитектуре, чем к архитектуре транспортной.

23. В 1979 году открылась станция "Марксистская" на которую из центрального зала "Таганской" ведут три лестничных схода. Отделка лестничных сходов простоватая, стилистику оригинальной отделки станции выдерживать никто не стал.

24. Даже название станции выложено той же майоликой. Белые буквы на синем фоне - все в едином стиле с другими элементами. Сама же путевая стена выложена квадратной плиткой пирамидальной формы. Мне кажется эта граненость очень в тему.

25. Переход на "Марксистскую".

26. Еще раз хочется обратить внимание на люстры - они замечательны. Кстати тут одна лампочка перегорела и можно рассмотреть плафон. Он тоже не простой, с гравировкой.

27. Панно с изображением кавалериста. Просто красота.

28. На путевой стене вставки из светлого камня, повторяющие отделку пилонов.

29. Еще одно панно.

30. Ну насчет пола я немного ошибся, все таки какой то рисунок присутствует, выложенный из красного гранита.

31. Кстати в дальнем торце станции раньше находилась скульптурная композиция со Сталиным. Теперь там переход на Таганско - Краснопресненскую линию.

32. И еще один вид на центральный зал. По моему мнению одна из красивейших станций Московского метро.

33. Еще панно, уже из бокового зала.

34. Торцевые части боковых залов отделаны такой же плиткой, как и путевая стена, потолок тут без каких либо декоративных элементов.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте

Рядом с Таганской площадью. Станции метро Таганская имеются на двух линиях московского метрополитена, на Кольцевой линии и на Таганско-Краснопресненской линии. Станции соединены переходом между собой, а также со станцией "Марксистская" Калининско-Солнцевской линии. Пересадочный узел позволяет совершить пересадку между тремя станциями.

Станция метро “Таганская” (Кольцевая линия)

Станция метро “Таганская” Кольцевой линии (линия 5, кольцевая линия) Московского метрополитена расположена между станциями и . Станция открыта Открыта 1 января 1950 года.

Подземный зал станции расположен на глубине 53 метра ниже поверхности земли. Диаметр центрального зала станции 9,5 метра. В южном торце зала находится переход на станцию Станция метро “Таганская” Таганско-Краснопресненской линии.

(Ранее здесь располагалась скульптурная композиция, изображавшая И. В. Сталина. Позже композиция была заменена на портрет В. И. Ленина, который также не сохранился до наших дней.)

Выход со станции осуществляется по двум последовательным эскалаторным наклонам, которые разделены промежуточным залом. Наземный павильон станции расположен западнее Таганской площади, у пересечения Садового кольца, верхней Радищевской улицы и Нижней Радищевской улицы.

Переход на станцию “Таганская” Таганско-Краснопресненской линии расположен в южном торце подземного зала станции. Переход на станцию «Марксистская» Калининской линии расположен в центре зала (по лестнице).

Станция метро “Таганская” (Таганско-Краснопресненская линия)

Станция метро “Таганская” Таганско-Краснопресненской линии (линия 7, фиолетовая линия) Московского метрополитена расположена между станциями и . Станция была открыта 31 декабря 1966 года.

Подземный зал станции расположен на глубине 36 метров. Диаметр станционных тоннелей составляет 8,5 метров. Выход со станции (эскалаторы) расположен в восточном торце зала. В западном торце зала расположен переход на станцию “Таганская” Кольцевой линии.

Станция имеет подземный вестибюль. Вход в подземный вестибюль станции расположен по обеим сторонам улицы Большие Каменщики, южнее Таганской площади. к которому ведёт эскалатор из восточного торца центрального зала. В середине подземного зала находится переход на станцию "Марксистская" Калининско-Солнцевской линии.

Расстояние между наземными вестибюлями двух станций метро Таганская 300 метров. Вестибюль станции метро Марксистская расположен на расстоянии примерно 250 метров, у места примыкания улиц Марксистская и Таганская к Таганской площади (восточнее Таганской площади).

Недалеко от станции метро Таганская в Москве расположены:
Театр на Таганке.
Гостиница "Argus Hotel on Taganka", Улица Воронцовская 2/10. (

Переходы на станции:

07 Таганская
08 Марксистская

Наземный транспорт: Время закрытия:

1 час ночи

Код станции: Соседние станции:

Курская и Павелецкая

Таганская на Викискладе
Киевская
Краснопресненская
ТЧ-4 «Красная Пресня»
Белорусская
Новослободская
Проспект Мира
Комсомольская
Курская
Таганская
Павелецкая
Добрынинская
Октябрьская
Парк культуры

История

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями . По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская» , «Калужская Застава» , «Серпуховская Застава» , «Завод имени Сталина» , «Остапово» , «Завод Серп и Молот» , «Лефортово», «Спартаковская» , «Красносельская» , «Ржевский Вокзал» , «Савеловский Вокзал» , «Динамо» , «Краснопресненская Застава» , «Киевская» . В году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру . В году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» - «Площадь Свердлова» - «Площадь Революции» .

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» - «Курская», «Курская» - «Комсомольская», «Комсомольская» - «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» - «Центральный парк культуры и отдыха» . Первый участок, «Парк культуры» - «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» - «Белорусская», - 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» - «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, - 14 марта 1954 года .

В 1966 году в южном торце станции был открыт переход на станцию «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии . В 1967 году одной из первых станций, на которых началась установка разменных установок, стала «Таганская». В 1972 году на станции впервые в Московском метрополитене был установлен опытный световой указатель. В 1979 году в центре зала был сооружён переход на станцию «Марксистская» Калининской линии .

С 18 ноября 2005 по 20 декабря 2006 года вестибюль станции был закрыт на реконструкцию и замену эскалаторов .

Архитектура и оформление

Вестибюль

Наземный вестибюль расположен на углу Таганской площади и Верхней Радищевской улицы и представляет собой серое трёхэтажное, прямоугольное в плане здание с мощным порталом перед фасадом со стороны площади. У портала три фронтальные и две боковые арки. Арочные входы украшены гирляндами на фризе . Потолок портала состоит из трёх сложных ребристых куполов и выкрашен в синий цвет .

За входом - узкое прямоугольное помещение, «сени» вестибюля, а за ними - квадратный кассовый зал. Свод опирается на четыре гранёные колонны, по две с каждой стороны, и на четыре полуколонны в стенах зала под его углами. На своде глубокие квадратные кессоны со ступенчатыми краями. Колонны и стены кассового зала снизу отделаны светлым мрамором Прохоро-Баландинского и Газганского месторождений, пол - плитами красного гранита с полосами чёрного диабаза .

Через арку с турникетами вход в эскалаторный зал, который представляет собой обширное прямоугольное помещение со сложным крестовым куполом над центром. В вершине купола лепная розетка. В стене, противоположной входу, - верхняя арка эскалаторного входа, слева от него - выход на Верхнюю Радищевскую улицу, справа - дополнительные двери на выход на Нижнюю Радищевскую улицу , которые не используются в работе метрополитена .

Станционные залы

Нижняя часть пилона облицована белым мрамором , а цоколь - чёрным с белыми прожилками. Путевые стены оформлены белым рельефным кафелем с мраморными пилястрами в виде колонн напротив пилонов. Пол в центральном зале выложен из квадратных плит серого гранита и чёрного габбро , прерывающимися вставками восьмиконечных звёзд красного гранита в красных рамах .

Станционные залы освещаются оригинальными люстрами работы А. И. Дамского , висящими по оси сводов в центрах ромбических кессонов. Они многорожковые, с витыми деталями и синими стеклянными вазами снизу. Автор вспоминал, что стремился к стилистическому единству люстр с интерьером. Цветовое решение люстр перекликается с оформлением пилонов .

В южном торце, где ныне находится переход на Таганско-Краснопресненскую линию , ранее располагалась скульптурная композиция, изображавшая И. В. Сталина в окружении трудящихся и детей на Красной площади (скульпторы - Е. П. Блинова и П. А. Баландин). Под ней были расположены четыре мраморные таблички с изображениями городов-героев Ленинграда , Сталинграда , Севастополя и Одессы (эти города Сталин назвал героями в своём приказе от 1 мая 1945 года). Композиция была заменена на панно с портретом В. И. Ленина и гербами республик СССР, однако и это панно было убрано в связи с постройкой перехода .

Промежуточный зал

Два последовательных эскалаторных наклона, по которым осуществляется вход на станцию, разделены промежуточным залом. Это круглый зал под сферическим куполом. По стенам с равными промежутками размещены пилястры , как бы подпирающие широкий гладкий фриз. Поверхность купола покрыта глубокими квадратными кессонами. По мере приближения к вершине кессоны уменьшаются, что визуально придаёт куполу дополнительную высоту . В вершине купола находится панно «Салют Победы» работы А. К. Ширяевой. На нём изображено небо Москвы в ночь победных салютов и реющее советское знамя . Стены зала между пилястрами облицованы мрамором «ороктой » сиреневого оттенка, пилястры сделаны из белого мрамора . Ещё одним эскалатором этот зал связан с наземным вестибюлем. Оси этих двух эскалаторных тоннелей расположены практически под прямым углом друг к другу .

Переходы

Эксплуатация

Близ станции от путей Кольцевой линии ответвляется соединительная ветвь, используемая для служебных перевозок; посредством этой ветви Кольцевая линия связана с Таганско-Краснопресненской и Калининско-Солнцевской линиями .

Таблица времени прохождения первого поезда через станцию :

Понедельник - пятница
(чч:мм:сс)
Суббота - воскресенье
(чч:мм:сс)
По чётным числам
По нечётным числам
По часовой стрелке 5:45:50 5:48:45
5:46:10 5:54:45
Против часовой стрелки 5:49:55 5:49:45
5:47:50 5:54:55

Расположение

Станция метро «Таганская» Кольцевой линии расположена между станциями «