"Тополь-М": характеристики. Межконтинентальный ракетный комплекс "Тополь-М": фото

Преодолев 11 тыс. километров, ракета, выпущенная с Плесецка, точно поразила цель

20 апреля 2004 года в 21.30 по московскому времени произошло историческое событие в жизни «пораженных в правах» в 90-е годы Ракетных войск стратегического назначения. Впервые за 15 лет был осуществлен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты с космодрома Плесецк в район акватории Гавайских островов на предельную дальность, превышающую 11 тысяч километров. До этого момента все пуски были «домашними». Ракетой, которая улетела в дальние края, была 15Ж65 «Тополь-М» мобильного базирования.

Эволюция МБР

С конца 60-х годов советские и американские конструкторы национальных ракетно-ядерных щитов пошли разными путями. Американцы успокоились, создав в 1970 году твердотопливные баллистические ракеты «Минитмен» и закопав их в землю. То есть ракеты были размещены в шахтах раз и навсегда. И до сих пор именно они, поставленные на вооружение в далеком 1970 году, представляют наземный сегмент ядерных сил США.

Советские же ракетостроители постоянно не только модернизировали существующие жидкотопливные ракеты, но и создавали новые типы. Это относилось не только к конструкции, но и к их базированию. Вначале МБР открыто находились на стартовых площадках полигона Капустин Яр. Затем МБР начали размещать в шахтах. И это также был не лучший вариант с точки зрения живучести ракет. Довольно скоро координаты шахт были проставлены на стратегических картах США и внесены в компьютеры нацеленных на СССР ракет.

А в начале 70-х годов Московский институт теплотехники совершил революцию в ракетном деле. И если имя С.П.Королева, сделавшего громадный вклад в создание ракетной техники космического назначения, всем прекрасно известно, то мало кто знает об Александре Давидовиче Надирадзе (1914 - 1987), длительное время бывшем генеральным конструктором МИТ (прежде он назывался НИИ-1 Миноборонпрома). Именно благодаря ему в стране появился уникальный класс ракет.

Ракеты колесят по стране

В середине 70-х годов в Ракетные войска стратегического назначения начали поступать подвижные грунтовые ракетные комплексы «Темп-2С» (SS-16) разработки МИТ. У этих МБР, установленных на шасси МАЗа, была внушительная дальность в 10500 км и мощная боеголовка - 1,6 Мт. «Темп-2С» обладал двумя принципиальными достоинствами, которых прежде не было у советских пусковых систем.

Во-первых, они постоянно перемещались, меняя свое местоположение. В связи с чем были недосягаемы для упреждающих ракетных атак противника. Американские сухопутные МБР до сих пор этим достоинством не обладают.

Во-вторых, использовавшиеся ракеты были твердотопливными. Они более простые и безопасные в эксплуатации, чем МБР на жидком топливе. У них повышенная надежность, а также снижено время подготовки к старту.

Последним «советским» изделием МИТа, созданным в условиях экономической и организационной стабильности, стал мобильный ракетный комплекс стратегического назначения «Тополь» с трехступенчатой твердотопливной ракетой 15Ж58. Он был принят на вооружение в 1988 году.

На базе «Тополя» был создан более совершенный комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Он уникален как по своим тактико-техническим возможностям, так и по условиям, в которых происходила разработка. РТ-2ПМ2 был принят на вооружение в 2000 году, став первой в истории МБР, созданной в «нечеловеческих условиях». Комплекс начал разрабатываться в конце 80-х, когда в отрасли резко сократилось финансирование, и подводился к испытаниям, когда отрасль практически лежала в руинах. Ситуация усугубилась и распадом СССР. Так, например, важнейший участник проекта - днепропетровское КБ «Южное» - в начале 90-х годов выбыл из игры.

«Тополь-М» имеет две модификации - шахтного базирования и мобильного. Установить ракету в шахту оказалось проще - этот этап конструирования и последующих испытаний завершился в 1997 году. Через три года была готова и мобильная пусковая установка. А официальная ее эксплуатация в частях РСВН началась в 2005 году, спустя год после того, как ракета улетела на Гавайские острова.

Испытания ракеты продемонстрировали ее высочайшую надежность, превысившую результаты испытаний ракет других типов. С декабря 1994 года по ноябрь 2014 года были проведены 16 испытательных пусков, как из шахтных установок, так и с мобильных. Лишь один из них оказался неудачным. При этом ракета не взорвалась, а отклонилась в полете от цели и была ликвидирована.

Хитрая модернизация

Конструкторам пришлось проявить максимум изобретательности, чтобы обойти рогатки, расставленные Договором СНВ-2. МИТ не имел права создавать новую ракету, «Тополь-М» был заявлен как модернизация «Тополя». Модернизированная МБР не должна была отличаться от исходной по любому из следующих признаков:

Количеству ступеней;

Виду топлива каждой из ступеней;

Стартовой массе (не более 10-процентного отклонения);

Длине ракеты (не более 10-процентного отклонения);

Диаметру первой ступени (не более 5-процентного отклонения);

Забрасываемому весу (не более 5-процентного отклонения).

В связи с чем тактико-технические характеристики комплекса «Тополь-М» не могли претерпеть существенных изменений относительно комплекса «Тополь». И конструкторы сосредоточили главные усилия на создании ракеты с уникальными способностями преодоления ПРО противника.

При этом за счет использования в ракете новейших технологий конструкторам удалось существенно повысить ее энергетические возможности. Так, корпуса всех трех ступеней сделаны методом намотки «кокона» из композиционного материала. Это облегчило ракету и позволило забрасывать больший полезный вес БЧ.

Благотворно это сказалось и на динамике полета. Время работы маршевых двигателей трех ступеней - 3 мин. За счет быстрого набора скорости снижается уязвимость ракеты на активном участке траектории. Эффективная система управления несколькими вспомогательными двигателями и рулями обеспечивает маневр в полете, делая траекторию непредсказуемой для противника.

Борьба против ПРО

На «Тополе-М» установлена маневрирующая боеголовка нового типа мощностью 550 кт. На стадии заводских испытаний она была способна преодолевать ПРО США с вероятностью до 60% - 65%. Сейчас этот показатель доведен до 80%.

Новая боеголовка обладает большей устойчивостью к поражающим факторам ядерного взрыва и к воздействию оружия, основанного на новых физических принципах. Следует отметить, что она была полностью смоделирована на суперкомпьютере и впервые в отечественной практике создана без испытаний узлов и деталей в ходе натурных взрывов.

Ракета снабжена комплексом средств прорыва ПРО, в состав которых входят пассивные и активные ложные цели, а также средства искажения характеристик головной части. Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения: оптическом, радиолокационном, инфракрасном. Они имитируют характеристики ГЧ на нисходящем участке траектории полета столь достоверно, что способны противостоять радиолокационным станциям со сверхразрешением. Средства искажения характеристик боеголовки включают в себя радиопоглащающее покрытие, имитаторы инфракрасного излучения, генераторы радиопомех.

Пусковая установка массой 120 тонн размещается на восьмиосном шасси высокой проходимости колесных тягачей Минского завода. Ракета находится в стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере. Старт - минометного типа: с выключенным двигателем ракета выталкивается из контейнера пороховыми газами на высоту в несколько метров. В воздухе она отклоняется с помощью порохового ускорителя. И уже после этого включается маршевый двигатель во избежание повреждения пусковой установки газовой струей маршевого двигателя первой ступени.

Количество комплексов «Тополь-М», стоящих на боевом дежурстве в РСВН ежегодно возрастает на 5-6 единиц. Сейчас насчитывается 60 комплексов шахтного базирования и 18 мобильного. При этом в армию уже пришел новый, более совершенный комплекс «Ярс», ракета которого оснащена тремя БЧ с индивидуальным наведением. В ней удалось еще более снизить время активного участка траектории, повысить точность стрельбы и вероятность преодоления ПРО.

ТТХ комплексов «Тополь-М», «Ярс» и «Минитмен-3»

Количество ступеней: 3 - 3 - 3
Тип двигателя: РДТТ - РДТТ - РДТТ
Базирование: мобильное, шахтное - мобильное, шахтное - шахтное

Длина: 22,5 м - 22,5 м - 18,2 м
Диаметр: 1,86 м - 1,86 м - 1,67 м
Вес: 46500 кг - 47200 кг - 35400 кг

Забрасываемый вес: 1200 кг - 1250 кг - 1150 кг
Мощность заряда: 550 кт - 4х150-300 кт или 10х150 кт - 3х0,3 Мт

Дальность: 11 000 км - 12 000 км - 13 000 км
Максимальное отклонение от цели: 200 м - 150 м - 280 м
Время активного участка траектории: 3 мин - 2,5 - н/д
Траектория: настильная - настильная - высокая

Год принятия на вооружение: 2000 - 2009 - 1970.

Относительная безопасность человечества в последние десятилетия обеспечивается ядерным паритетом между странами, которые владеют большей частью ядерного оружия на планете и средствами его доставки к цели. В настоящее время это два государства -Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация. В основе хрупкого равновесия - два главных «столба». Американскому тяжелому носителю «Трайдент-2» противостоит новейшая российская ракета «Тополь-М». За этой упрощенной схемой скрывается намного более сложная картина.

Средний обыватель редко интересуется боевой техникой. По ее внешнему виду трудно судить о том, насколько надежно защищены границы государства. У многих в памяти пышные сталинские военные парады, во время которых гражданам демонстрировали нерушимость советской обороны. Огромные пятибашенные танки, гигантские бомбардировщики ТБ и прочие внушительные образцы оказались не очень полезными на фронтах начавшейся вскоре войны. Может быть, и комплекс «Тополь-М», фото которого производит столь сильное впечатление, тоже устарел?

Судя по реакции военных экспертов из стран, считающих Россию потенциальным противником, это не так. Только на практике лучше бы в этом не убеждаться. Объективных данных о новейшей ракете мало. Остается лишь рассмотреть то, что доступно. Кажется, что информации много. Известно, как выглядит мобильная пусковая установка «Тополь-М», фото которой опубликовали в свое время все ведущие мировые СМИ. Основные технические характеристики также не составляют государственной тайны, напротив, они могут стать предостережением для тех, кто, возможно, замышляет нападение на нашу страну.

Немного истории. Начало атомной гонки

Американцы атомную бомбу построили раньше всех в мире и не замедлили ее применить сразу же, в августе 1945 года, причем дважды. На тот момент ВВС США обладали не только но и самолетом, способным его нести. Это была летающая «суперкрепость» - стратегический бомбардировщик Б-29, масса боевой нагрузки которого достигала девяти тонн. На недосягаемой для средств ПВО любой страны высоте в 12 тысяч метров со скоростью 600 км/ч этот воздушный гигант мог донести свой страшный груз до цели, отдаленной почти на три с половиной тысячи километров. В пути экипажу Б-29 можно было не беспокоиться о своей безопасности. Самолет был прекрасно защищен и оборудован всем последними достижениями науки и техники: радаром, мощными скорострельными пушками заградительного огня с телеметрическим управлением (на случай, если кто-то все же приблизится) и даже неким аналогом бортового компьютера, производящего необходимые вычисления. Вот так, в спокойствии и комфорте, можно было карать любую непокорную страну. Но это быстро закончилось.

Количество и качество

В пятидесятые годы руководство СССР главную ставку сделало не на дальние бомбардировщики, а на стратегические межконтинентальные ракеты, и, как показало время, такое решение было правильным. Удаленность американского континента перестала быть гарантией безопасности. Во время США превосходили Советский Союз по числу ядерных боеголовок, но гарантировать жизнь своим гражданам в случае войны с СССР президент Кеннеди не мог. По оценке экспертов выходило, что в случае глобального конфликта Америка формально одержит победу, но число жертв может превысить половину населения. Опираясь на эти данные, президент Дж. Ф. Кеннеди поумерил воинственный пыл, оставил Кубу в покое и пошел на другие уступки. Все, что происходило в последующие десятилетия в области стратегического противостояния, сводилось к соревнованию не просто возможности нанести всесокрушающий удар, но и избежать при этом возмездия или минимизировать его. Вопрос ставился не только о количестве бомб и ракет, но и о возможности перехватывать их.

После холодной войны

Ракета РТ-2ПМ «Тополь» была разработана в СССР еще в восьмидесятые годы. Ее общая концепция состояла в способности преодолевать воздействие систем ПРО вероятного противника главным образом за счет фактора неожиданности. Запускать ее можно было из различных точек, по которым совершала боевое патрулирование эта подвижная система. В отличие от стационарных пусковых установок, место дислокации которых часто для американцев не составляло тайны, «Тополь» постоянно находился в движении, и просчитать его возможную траекторию оперативно не представлялось возможным даже с учетом высокой производительности пентагоновских компьютеров. Стационарные шахтные установки, кстати, также несли угрозу для потенциального агрессора, потому что не обо всех из них было известно, к тому же их хорошо защищали и строили много.

Распад Союза, однако, привел к разрушению длительно выстраиваемой системы безопасности, основанной на неизбежности ответного удара. Ответом на новые вызовы стала принятая в 1997 году на вооружение Российской армии ракета «Тополь-М», характеристики которой существенно улучшились.

Как усложнить задачу ПРО

Главное изменение, которое стало революционным во всем мировом баллистическом ракетостроении, касалось неопределенности и неоднозначности траектории ракеты на ее боевом курсе. Действие всех систем ПРО, уже созданных и только перспективных (находящихся на стадии проектной разработки и доводки), основано на принципе просчета упреждения. Это означает, что при фиксации пуска МБР по нескольким косвенным параметрам, в частности по электромагнитному импульсу, тепловому следу или другим объективным данным, запускается сложный механизм перехвата. При классической траектории вычислить положение снаряда, определив его скорость и место запуска, нетрудно, и можно заранее принять меры по его разрушению на каком-либо участке полета. Засечь запуск «Тополь-М» можно, в этом между ним и любой другой ракетой особой разницы нет. А вот дальше дела обстоят сложнее.

Изменяемая траектория

Идея состояла в том, чтобы сделать невозможным даже в случае обнаружения просчет координат боеголовки с учетом упреждения. Для этого следовало изменить и усложнить траекторию, по которой проходит полет. «Тополь-М» снабжен газоструйными рулями и дополнительными маневровыми двигателями (их число пока широкой общественности неизвестно, но речь идет о десятках), позволяющими менять направление на активном участке траектории, то есть во время непосредственного наведения. При этом информация о конечной цели постоянно удерживается в памяти управляющей системы, и в конечном счете заряд попадет именно туда, куда требуется. Иными словами, антиракеты, выпущенные для того, чтобы сбить баллистический снаряд, пройдут мимо. Поражение «Тополь-М» существующими и создаваемыми ПРО вероятного противника не представляется возможным.

Новые двигатели и материалы корпуса

Не только непредсказуемость траектории на активном участке делает удар нового оружия неотразимым, но и очень высокая скорость. «Тополь-М» на разных этапах полета приводится в движение тремя маршевыми двигателями и очень быстро набирает высоту. Твердое топливо представляет собой смесь, основой которой служит обычный алюминий. Разумеется, состав окислителя и другие тонкости по понятным причинам не разглашаются. Максимально облегчены корпуса ступеней, они выполнены из композитных материалов (органопластика) с использованием технологии непрерывного наматывания отвердевающих волокон сверхпрочного полимера («кокон»). Такое решение имеет двойной практический смысл. Во-первых, уменьшается вес ракеты «Тополь-М», характеристики ее разгона существенно улучшаются. Во-вторых, пластиковую оболочку труднее засечь радарами, высокочастотные излучения от нее отражаются хуже, чем от металлической поверхности.

Для снижения вероятности уничтожения зарядов на конечном этапе боевого курса применяются многочисленные ложные цели, отличить которые от настоящих очень сложно.

Система управления

С ракетами противника любая система ПРО борется, применяя целый комплекс воздействий. Наиболее распространенный способ дезориентации заключается в постановке мощных электромагнитных барьеров, называемых также помехами. Электронные схемы не выдерживают сильных полей и выходят из строя полностью либо перестают исправно функционировать на какое-то время. Ракета «Тополь-М» имеет помехозащищенную систему наведения, но и не это главное. В предполагаемых условиях глобального конфликта вероятный противник готов применить самые эффективные средства для уничтожения угрожающих стратегических сил, включая даже заградительные ядерные взрывы в стратосфере. Обнаружив непреодолимый барьер на своем пути, «Тополь», благодаря способности к маневру, с высокой степенью вероятности сможет его обойти и продолжить свою смертоносную траекторию.

Стационарное базирование

Ракетный комплекс «Тополь-М», независимо от того, мобильный он или стационарный, запускается минометным способом. Это означает, что запуск производится вертикально из специального контейнера, служащего для предохранения этой сложной технической системы от случайного или боевого повреждения. Вариантов базирования имеется два: стационарный и мобильный. Задача размещения новых комплексов в шахтах максимально упрощена за счет возможности доработки уже существующих подземных сооружений, предназначенных для тяжелых МБР, снятых с вооружения по условиям договора ОСВ-2. Остается только залить слишком глубокое дно шахты дополнительным слоем бетона и установить ограничительное кольцо, уменьшающее рабочий диаметр. При этом важно и то, что ракетный комплекс «Тополь-М» максимально унифицирован с уже оправдавшей себя инфраструктурой сил стратегического сдерживания, включая связь и управление.

Подвижный комплекс и его колесница

Новизна мобильной установки, предназначенной для стрельбы из любой точки маршрута боевого патрулирования (позиционного района), заключается в так называемом неполном вывешивании контейнера. Эта техническая особенность предполагает возможность развертывания на любом грунте, включая мягкий. Также значительно улучшена маскировка, что затрудняет обнаружение комплекса всеми существующими средствами разведки, в том числе космическо-оптической и радиоэлектронной.

Подробно следует остановиться на транспортном средстве, предназначенном для перевозки и запуска ракеты «Тополь-М». Характеристики этой мощной машины вызывают восхищение специалистов. Она огромна - весит 120 тонн, но при этом очень маневренна, имеет высокую проходимость, надежность и скорость. Осей восемь, соответственно, шестнадцать колес высотой 1 см, все они ведущие. Восемнадцатиметровый радиус разворота обеспечивается тем, что все шесть (три передние и три задние) осей могут поворачиваться. Ширина пневматиков - 60 см. Высокий просвет между днищем и дорогой (он составляет почти полметра) обеспечивает беспрепятственное прохождение не только по пересеченной местности, но и вброд (с глубиной дна более метра). Удельное давление на грунт вдвое ниже, чем у любого грузовика.

Приводится в движение мобильная установка «Тополь-М» силовой 800-сильной дизель-турбо установкой ЯМЗ-847. Скорость на марше - до 45 км/ч, запас хода - не менее полутысячи километров.

Другие хитрости и перспективные возможности

По условиям договора ОСВ-2 ограничению подлежит количество разделяемых боевых частей индивидуального наведения. Это означает, что создавать новые ракеты, оснащенные несколькими ядерными зарядами, нельзя. Ситуация с этим международным договором вообще странная - еще в 1979 году в связи с вводом советских войск в Афганистан он был отозван из Сената США и до сих пор не ратифицирован. Однако и отказа от соблюдения его условий от американского правительства не поступало. В общем и целом он соблюдается обеими сторонами, хотя официального статуса не получил и сегодня.

Некоторые нарушения, однако, имели место, причем взаимные. США настаивали на уменьшении общего числа носителей до 2400, что соответствовало их геополитическим интересам, так как многозарядных ракет у них было больше. К тому же немаловажно и то, что американские ядерные силы в большей степени приближены к российским границам, и подлетное время у них намного меньше. Все это побудило руководство страны искать способы улучшения показателей своей безопасности, не нарушая условий ОСВ-2. Ракета «Тополь-М», характеристики которой формально и без учета ее особенностей соответствуют параметрам РТ-2П, была названа модификацией последней. Американцы же, воспользовавшись пробелами в договоре, разместили крылатые ракеты на стратегических бомбардировщиках и практически не соблюдают количественные ограничения на носители с разделяющимися головными частями индивидуального наведения.

Эти обстоятельства учитывались при создании ракеты «Тополь-М». Радиус поражения составляет десять тысяч километров, то есть четверть экватора. Этого вполне достаточно, чтобы считать ее межконтинентальной. В настоящее время она оснащена моноблочным зарядом, но вес боевого отделения в одну тонну вполне позволяет сменить боеголовку на разделяющуюся в достаточно короткие сроки.

А есть ли недостатки?

Стратегический ракетный комплекс «Тополь-М», как и любая другая боевая техника, не является идеальным оружием. Причиной признания некоторых недостатков стала, как это ни парадоксально, дискуссия, развернутая в ходе обсуждения дальнейших перспектив договора ОСВ-2. В некоторых условиях можно туманно намекать на собственное всемогущество, а при других обстоятельствах выгоднее, напротив, указать на то, что мы не так уж и страшны, как кажется. Так произошло и с комплексом «Тополь-М». Скорость ракеты (до 7 км/сек), оказывается, недостаточно велика для полной уверенности в ее неуязвимости. Защищенность в условиях заградительного стратосферного ядерного взрыва тоже оставляет желать лучшего, особенно от такого страшного поражающего фактора, как Впрочем, ее вообще мало что выдержит.

«Тополь-М», радиус поражения которого позволяет уничтожать цели на других континентах, на настоящий момент - единственная российская стратегическая ракета, производящаяся серийно. Именно поэтому она и является опорой сил сдерживания.

По всей видимости, эта безальтернативность - явление временное, появятся другие образцы, которые вберут в себя достоинства «Тополя» и оставят в прошлом его недостатки. Хотя совсем без недочетов вряд ли получится. А пока это вид БР несет главную нагрузку в деле обороны. Как бы там ни было, а новейшая история показывает, что тот, кто себя защитить не может, дорого платит за собственную слабость.

На самом деле не все так плохо. О готовности к отражению агрессии можно судить, лишь опираясь на относительные величины. Абсолютного в вопросах обороны ничего не бывает, каждый из видов вооружения может совершенствоваться бесконечно. Главное, чтобы его боевые качества позволяли эффективно противостоять силам противника.

Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М. "Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2

Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М.

Разработка межконтинентальной баллистической трёхступенчатой ракеты РТ-2ПМ на твёрдом смесевом топливе массой 45 т с моноблочной ядерной боеголовкой (масса 1 т) велась Московским институтом теплотехники под руководством главного конструктора Надирадзе (после его смерти разработку продолжил Лагутин) и является дальнейшей модернизацией ракеты РТ-2П.

Первое лётное испытание ракеты было проведено на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 г., а в 1985 г. ракета РТ-2ПМ поступила на вооружение РВСН. Ракета РТ-2ПМ производится в Воткинске, ее ПУ - семиосная машина типа МАЗ-7310 (поздние модификации на МАЗ-7917) - на заводе «Баррикады» в Волгограде. Весь срок эксплуатации ракета РТ-2ПМ проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м. ПУ при весе около 100т. и весьма солидных размерах обладает хорошей подвижностью и проходимостью.

В отличие от РСД-10 и "Темп-2С" ракету комплекса «Тополь» можно пускать из любой точки маршрута боевого патрулирования. При необходимости, пуск РС-12М можно произвести прямо из ангара во время стоянки для технического обслуживания, через раздвижную крышу. Для пуска с необорудованной позиции, ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Время подготовки к старту около 2 минут. Тип старта - миномётный: после установки "пенала"в вертикальное положение и отстрела его верхнего колпака пороховые аккумуляторы давления выталкивают из него ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. В ракете было применено новое, более совершенное смесевое топливо, разработанное в Люберецком ЛНПО "Союз". На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На корпусе первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт), используемые для упраления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора. Корпуса верхних ступеней изготовливались методом непрерывной намотки из органопластика по схеме "кокон". Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и "окнами", прорубаемыми детонирующими зарядами в органопластиковой силовой конструкции корпуса.

Система наведения автономная, инерциальная с БЦВМ. Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. Ракета оснащалась комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Комплексная система управления позволяла полностью автоматизировать управление ракетой в полёте, подготовку к старту и проведение контрольно-регламентных работ.

После модернизации ракета могла использоваться в ШПУ.

Для новых комплексов были разработаны подвижной и стационарный командные пункты. Подвижной командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещался на шасси четырехосного автомобиля МАЗ-543М.

Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.

В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь" в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.

На вооружение комплекс "Тополь" начал поступать в 1985 году. Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой 23 июля 1985. Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. После распада СССР часть "Тополей" остались на территории Белоруссии и были выведены из неё к 27 ноября 1996 года.

Согласно договора по СНВ-2 360 единиц ракетного комплекса "Тополь" до 2007 года будут сокращены.

В 1986 году на базе второй и третьей ступени ракеты РТ-2ПМ был разработан мобильный грунтовый комплекс среднего радиуса действия "Скорость".

Тактико-технические характеристики комплекса РС-12 "Тополь"

«Тополь-М»

В настоящее время основой сухопутной составляющей стратегических ядерных сил России является комплекс «Тополь-М», выпускаемый Воткинским машиностроительным заводом. Этот комплекс – единственный серийно выпускаемый в настоящее время ракетный комплекс в России.

"Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2.

Вследствие ограничений, накладываемых на модернизацию основными положениями договора СНВ-2 тактико-технические характеристики ракеты не могли претерпеть значительных изменений и основные отличия от РС-2ПМ кроются в особенностях полёта и устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Причём головная часть изначально создавалась с учётом возможности быстрой модернизации на случай появления у вероятного противника действующих систем ПРО. Создатели не отрицают также технической возможности установки головного блока с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. По оценкам специалистов их может быть от трёх до семи.

Благодаря трём усовершенствованным маршевым твердотопливным двигателям, ракета РС-12М2 стала набирать скорость намного быстрее, а несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают к тому же её полёт еще и трудно предсказуемым для противника. У РС-12М2, в отличие от её предшественницы, отсутствуют решётчатые аэродинамические стабилизаторы, применена усовершенствованная система наведения (нечувствительная к мощным электромагнитным импульсам), используется более эффективный смесевой заряд.

По планам руководства России и МО РФ, "Тополь-М" должен будет заменить 270 комплексов шахтного базирования с ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями. Это, прежде всего баллистические жидкостные ракеты систем РС-20 (SS-18 по западной классификации), РС-18 (SS-19), РС-16 (SS-17) и твердотопливная РС-22 (SS-24), созданная еще в начале восьмидесятых годах. Со временем к этим ракетам добавятся 350 подвижных комплексов "Тополь", для замены которых разработан подвижной вариант "Тополя-М" на базе восьмиосного тягача. По последним планам правительства в 2004 году планируется приступить к испытаниям мобильного варианта комплекса "Тополь-М".

В процессе боевого дежурства ракета "Тополь-М" будет находиться в транспортно-пусковом контейнере. Предполагается, что она будет эксплуатироваться в составе как стационарного (в шахтных пусковых установках), так и мобильного комплексов. При этом в стационарном варианте целесообразно использовать шахтные пусковые установки (ШПУ) ракет, снимаемых с вооружения или уничтожаемых в соответствии с Договором СНВ-2. Доработка этих ШПУ должна обеспечить невозможность установки "тяжелой" МБР и включает заливку слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части. Размещение ракет "Тополь-М" в доработанные таким образом существующие ШПУ позволит существенно сократить затраты на разработку и размещение комплекса. Способ старта активно-реактивный ("минометный").

Перевооружение частей РВСН проводится с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи.

При создании систем и агрегатов мобильной пусковой установки, комплекса “Тополь-М” использованы принципиально новые технические решения. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать ПУ “Тополь-М” даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. "Тополь-М" способен производить пуски из любой точки позиционного района (а не из ограниченного числа заранее определенных позиций), а также обладает улучшенными средствами маскировки как против оптических, так и других средств разведки.

Теxничеcкие xаpактеpиcтики шасси: кoлеcная фopмула - 16x16, упpавляемые пеpвые тpи и пocледние тpи ocи, pадиуc пoвopoта - 18 м, дopoжный пpocвет - 475 мм, пpеoдoлеваемый бpoд - 1,1 м, шины - 1.600x600-685, маccа в cнаpяженнoм cocтoянии - 40.000 кг, гpузoпoдъемнocть - 80.000 кг, двигатель - V12 дизель ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л. c., cкopocть - 45 км/ч, запаc xoда - 500 км.

Характеристики РК "Тополь-М" позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств).

Ракеты оснащены моноблочными боеголовками, но, в отличие от всех других стратегических ракет, могут быть в кратчайший срок переоснащены разделяющимися головными частями, способными нести до трех зарядов. В случае необходимости, если будут сняты ограничения по договору СНВ-2, на эту моноблочную ракету могут быть установлены несколько боевых блоков с разделяющимися головными частями (РГЧ) индивидуального наведения.

Главные достоинства РК "Тополь-М" заключаются в особенностях полета и боевой устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Три маршевых твердотопливных двигателя позволяют ракете набирать скорость намного быстрее всех предыдущих типов ракет. Более высокая энергетика ракеты позволяет снизить эффективность ПРО на активном участке траектории. Несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают этот стремительный полет еще и трудно предсказуемым для противника. Кроме того, ракета РС-12М2 несет целый комплекс средств прорыва ПРО больше, чем американская МX с 10 боеголовками. Наконец, по сведениям западных источников, для "Тополя-М" создана маневрирующая головная часть (российские источники такой информации не содержат); если это верно, то "Тополь-М" воплощает крупный прорыв в средствах преодоления противоракетной обороны.

Впрочем, "Тополь-М", видимо, не является идеальным комплексом; опора на него, как представляется, в значительной мере вызвана отсутствием альтернатив. В ходе дискуссии вокруг договора СНВ-2 в многочисленных публикациях были раскрыты его недостатки. В соответствии с этой информацией, "Тополь" имеет сравнительно небольшую скорость и низкую защищенность, что ограничивает его возможность по выходу из-под удара при коротком времени предупреждения и делает его уязвимым для поражающих факторов ядерного взрыва, таких как ударная волна. Хотя "Тополь-М", судя по всему, удалось усовершенствовать, его весогабаритные характеристики близки к "Тополю", а это ставит объективные пределы на пути преодоления указанных выше недостатков.

Тактико технические характеристики РС-12М2 "Тополь-М" (Россия)

Год принятия на вооружение 1997
Максимальная дальность стрельбы,км 10000
Количество ступеней 3
Стартовая масса,т 47,1
Забрасываемый вес,т 1,2
Длина ракеты без головной части,м 17,5
Длина ракеты с головной частью,м 22,7
Максимальный диаметр ракеты,м 1,86
Количество боевых блоков, шт 1
Тип головной части моноблочная, ядерная, отделяемая
Мошность боевого заряда, Мт 0,55
Точность стрельбы (КВО), м 350
Вид топлива твёрдое смесевое
Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ старта миномётный
Способ базирования шахтный и мобильный

Русская Цивилизация

Межконтинентальная баллистическая ракета "Тополь" (РС-12М)
В конце 1993 года Россия заявила о разработке новой отечественной ракеты, призванной стать основой перспективной группировки ракетных войск стратегического назначения. Разработка ракеты РС-12М2, получившей название "Тополь-М", ведется российской кооперацией предприятий и конструкторских бюро. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники.

Ракета "Тополь-М" создается как модернизация МБР РС-12М. Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считается ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков:

  • числу ступеней;

  • виду топлива любой из ступеней;

  • стартовой массе более чем на 10%;

  • длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты более чем на 10%;

  • диаметру первой ступени более чем на 5%;

  • забрасываемому весу более чем на 21% в сочетании с изменением длины первой ступени на 5% или более.
  • Таким образом, массово-габаритные характеристики и некоторые особенности конструктивного исполнения МБР "Тополь-М" жестко ограничены.

    Этап государственных летных испытаний ракетного комплекса "Тополь-М" проходил на 1-ГИК МО. В декабре 1994 года состоялся первый пуск из шахтной пусковой установки. 28 апреля 2000 Госкомиссия утвердила акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М".

    Дислокация частей - полк в Татищево (Саратовская область) (с 12 ноября 1998), в/ч на Алтае (ок. поселка Сибирский, Первомайский район, Атайский Край). Первые две ракеты "Тополь-М" /РС-12М2/ были поставлены на опытно-боевое дежурство в Татищево в декабре 1997 года после проведения четырех испытательных пусков, а 30 декабря 1998 года первый полк из 10 ракет этого типа заступил на боевое дежурство.

    Производителем ракет "Тополь-М" является ГП "Воткинский машиностроительный завод". Ядерный боезаряд создан под руководством Георгия Дмитриева в "Арзамасе-16".

    Ракета РС-12М2 "Тополь-М" унифицирована с перспективными ракетами "Булава", создаваемыми для вооружения атомных подлодок стратегического назначения проекта 955.

    На западе комплекс получил обозначение SS-X-27.

    Состав



    В процессе боевого дежурства ракета "Тополь-М" находится в транспортно-пусковом контейнере. Она эксплуатируется в составе стационарного (в шахтных пусковых установках) и мобильного комплексов. При этом в стационарном варианте используются шахтные пусковые установки (ШПУ) ракет, снимаемых с вооружения или уничтожаемых в соответствии с Договором СНВ-2. Стационарная группировка создается путем переоборудования ШПУ МБР среднего класса 15А35 (разработка ОКБ "Вымпел") и МБР тяжелого класса 15А18М (разработка ОКБ КБСМ).

    В соответствии с договором СНВ-2 допускается переоборудование 90 ШПУ ракет 15А18 под ракету "Тополь-М", при обеспечении гарантий невозможности установки в такую переоборудованную ПУ тяжелых МБР. Доработка этих ШПУ включает заливку 5м слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части пусковой установки. Внутренние габариты шахты тяжелой ракеты избыточны для размещения ракеты "Тополь-М", даже с учетом заливки нижней части ПУ бетоном. Масса ракеты "Тополь-М", ее наружный диаметр и длина меньше массово-геометрических размеров ракеты 15А18М соответственно примерно в 5, 1.5 и 1.5 раза. Чтобы сохранить и применить при переоборудовании агрегаты и системы тяжелой ШПУ, потребовалось провести целый ряд комплексных исследований схемы нагружения ШПУ при ЯВ и старте, системы обслуживания, влияния на газодинамику старта большого внутреннего свободного объема шахты, ограничительного кольца и массивной и крупногабаритной крыши, вопросам загрузки ТПК с ракетой в ПУ и др. При этом ТПК с ракетой должны быть унифицированы для обоих видов ШПУ.

    Ресурсосберегающая технология при создании серийных ПУ предусматривает сохранение защитной крыши, барбета, барабана, шахтного ствола с днищем непосредственно на объекте и повторное использование большей части оборудования ПУ 718 - приводов защитной крыши, системы амортизации, лифтов и др. оборудования - после их демонтажа, отправки на заводы-изготовители, проведения РВР на заводах с испытаниями на стендах. Проблема реализации ресурсосберегающей технологии тесно связана с установлением новых гарантийных сроков для повторно используемого оборудования, в том числе и для шахтного ствола. Размещение ракет "Тополь-М" в доработанные таким образом существующие ШПУ позволяет существенно сократить затраты на разработку и развертывание комплекса.

    Транспортно-установочный агрегат комплекса (см.фото), созданный в КБ "Мотор", совмещает в себе функции установщика и транспортно-перегрузочной машины.

    Успешные летные испытания позволили Государственной комиссии рекомендовать принятие на вооружение в составе ракетного комплекса ШПУ, переоборудованную из ШПУ тяжелых ракет и уже летом 2000 г. такой комплекс указом Президента РФ был принят на вооружение.


    load_theme/files/20070812175759.jpg
    Скачать видео пуска "Тополь-М"
    При создании систем и агрегатов мобильной пусковой установки, комплекса “Тополь-М” использованы принципиально новые технические решения. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать ПУ “Тополь-М” даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. "Тополь-М" способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки как против оптических, так и других средств разведки.

    Перевооружение частей РВСН проводится с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи.

    Характеристики РК “Тополь-М” позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств). Почти в два раза увеличена точность прицеливания, в полтора раза увеличена точность определения геодезических данных, в два раза сокращено время подготовки к пуску.

    Вес пусковой установки - 120 тонн, длина - 22 метра, ширина - 3,4 метра. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 16 метров. Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля, а мощность двигателя в 800 лошадиных сил позволяет преодолевать снежные и водные преграды до метра глубиной

    В отличие от своего предшественника “Тополя” у РС-12М2 “Тополь-М” нет решетчатых стабилизаторов и рулей, а мощность смесевого твердотопливного заряда гораздо выше. Ракеты оснащены моноблочными боеголовками, но, в отличие от всех других стратегических ракет, могут быть в кратчайший срок переоснащены разделяющимися головными частями индивидуального наведения.

    Главные достоинства РК "Тополь-М" заключаются в особенностях полета и боевой устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Три маршевых твердотопливных двигателя позволяют ракете набирать скорость намного быстрее всех предыдущих типов ракет. Более высокая энергетика ракеты позволяет снизить эффективность ПРО на активном участке траектории. Кроме того ракета РС-12М2 несет целый комплекс средств прорыва ПРО больше, чем американская МX с 10 боеголовками.



    Для "Тополя-М" создана маневрирующая головная часть, что не позволяет осуществить ее перехват и уничтожение существующими и перспективными системами противоракетной обороны. Оснащение регулярных частей мобильными "Тополями-М" с новыми боеголовками начинается в 2006 году. В дальнейшем ежегодно в войска должны поступать до девяти пусковых установок. Параллельно новые боеголовки планируется установить на уже развернутые в количестве 40 единиц шахтные "Тополя-М" и перспективные морские ракеты "Булава", создаваемые для вооружения атомных подлодок.

    Впрочем, "Тополь-М", видимо, не является идеальным комплексом; опора на него, как представляется, в значительной мере вызвана отсутствием альтернатив. В ходе дискуссии вокруг договора СНВ-2 в многочисленных публикациях были раскрыты его недостатки. В соответствии с этой информацией, "Тополь" имеет сравнительно небольшую скорость и низкую защищенность, что ограничивает его возможность по выходу из-под удара при коротком времени предупреждения и делает его уязвимым для поражающих факторов ядерного взрыва, таких как ударная волна. Хотя "Тополь-М", судя по всему, удалось усовершенствовать, его весогабаритные характеристики близки к "Тополю", а это ставит объективные пределы на пути преодоления указанных выше недостатков.

    Тактико-технические характеристики.

  • Максимальная дальность стрельбы,км 11000

  • Количество ступеней 3

  • Стартовая масса, т 47,1

  • Забрасываемая масса, т 1,2

  • Длина ракеты без головной части, м 17,5 (17,9)

  • Длина ракеты, м 22,7

  • Максимальный диаметр, м 1,86

  • Тип головной части моноблочная, ядерная

  • Топливо твердое, смесевое

  • Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК.

  • Эквивалент боезаряда, мт 0.55

  • Круговое вероятное отклонение,км 0.9
  • Испытания и эксплуатация


    9 февраля 2000г. в 15:59 мск боевым расчетом Ракетных войск стратегического назначения РФ (РВСН) с 1-го Государственного испытательного космодрома "Плесецк" осуществлен успешный испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М". Пуск МБР "Тополь-М" (РС-12М2) произведен по боевому полю Кура, расположенному на Камчатке. Ракета поразила учебную цель в заданном районе.

    20 апреля 2004г. в 21:30 мск совместными боевыми расчетами РВСН и Космических войск России с космодрома Плесецк осуществлен очередной испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) "Тополь-М" с самоходной пусковой установки по плану летных испытаний в интересах РВСН. Это был первый за последние 15 лет пуск в район акватории Гавайских островов дальностью более 11 тысяч километров.

    24 декабря 2004г. осуществлен успешный испытательный пуск ракеты "Тополь-М" с мобильной пусковой установки. Пуск был произведен в 12:39 мск из района полигона Плесецк. Головная часть ракеты достигла назначенной цели на полигоне Кура на Камчатке в 13:03 мск. Произведенный пуск стал четвертым и заключительным пуском ракеты мобильного варианта комплекса Тополь-М, проведенным в рамках испытаний комплекса.

    1 ноября 2005г. с полигона "Капустин Яр" в Астраханской области был проведен успешный испытательный пуск ракеты РС-12М1 "Тополь-М" с маневрирующей головной частью. Этот запуск стал шестым в рамках испытания системы, создаваемой для преодоления американской противоракетной обороны. Пуск был произведен по расположенному в Казахстане десятому испытательному полигону Балхаш (Приозерск).

    , девиз дивизии ракетных комплексов «Тополь-М», «каждый пуск ракеты «Тополь-М» - на отлично!» Предназначен для нанесения ответного и ответно - встречного удара. В конце статьи, как всегда видео.
    В 1985 году на боевое дежурство заступил первый полк подвижных грунтовых ракетных комплексов РТ-2ПМ «Тополь», не путать с "М-кой", в сети фото обеих комплексов обычно встречается именно как "Тополь М", ниже по тексту есть фото, примерно с одного ракурса, на котором их можно сравнить. Для начала поговорим о более старом. Ну и подсказка как сходу отличить версии.

    Вид защитной крышки ТПК и комплекса командных приборов ПГРК «Тополь», обрати внимание, нечто подобное на лючок на крышке, так вот на М-ке она на другой стороне.

    Подвижность стала кардинальным решением проблемы скрытности действий и живучести межконтинентальных ракетных комплексов (весьма спорный вопрос, скрытность и подвижность при такой массе и габаритах, прежде всего привязанность к базе, сколько км он от нее отъедет, для него нужна дорога, причем неплохая, так что понятие "подвижный" весьма условно, при современных средствах космической разведки металлический объект длиной более 24 м, диаметром около 3,5 и высотой почти 5 м, к тому же выделяющий большое количество тепла и электромагнитного излучения, навряд ли, можно будет спрятать.
    Комплекс который РЕАЛЬНО трудно, было отследить, назывался боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) РВСН ликвидирован в 2005 году, гляньте кто был у руля страны в то время. Кстати нашими друзьями американцами, проблема пуска с ж\д платформы так и не была решена).

    боевой железнодорожный ракетный комплекс фото

    Тем не менее, распределение по случайному закону комплексов с высокой степенью боеготовности выводило их из-под «обезоруживающего» удара противника. Не зря «Тополь», получивший в США и НАТО обозначение SS-25 Sickle, вызвал там бурное беспокойство. Круто, мы знаем какие наши средства вызывают у НАТО "беспокойство". А что ты знаешь об их "игрушках"? к, кстати в черное море Donald Cook ничуть не таясь завез их под 60 штук (!), к слову радиус у них 2500 км, подробно об инциденте смотри ну а новейшие какие, на слуху пожалуй еще Трайдент, об ней чуть позднее И ЭТО ДАЛЕКО НЕ ВСЕ. Так что вскоре начались работы по созданию нового комплекса, точнее - системы комплексов различного типа базирования, да-да еще во времена СССР, так что как не крути, а ядерный щит все еще советский, корни так уж точно оттуда.

    Ракетный комплекс «Тополь-М» на параде Победы. Москва, 2011 год, обрати внимание нет люка на защитной крышке

    Постановлением Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года задавалась опытно-конструкторская работа «Универсал» - трехступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета для подвижного и стационарного (шахтного) комплексов. Работы предполагали кооперацию Московского института теплотехники (головного разработчика подвижного комплекса «Тополь») и днепропетровского КБ «Южное» (традиционного разработчика шахтных МБР). Но распад СССР сделал кооперацию невозможной. В 1992 году было решено использовать наработки по «Универсалу» для создания комплекса «Тополь-М» повышенной боеготовности и точности стрельбы. В феврале 1993 года появился указ Президента РФ о разработке модернизированного комплекса «Тополь-М». Будучи глубокой модернизацией существующего комплекса, он не нарушал бы действующие международные соглашения, но позволил бы в долгосрочной перспективе сохранять боеготовность и эффективность Ракетных войск стратегического назначения.

    В связи с этим большое внимание уделялось возможности преодоления перспективной противоракетной обороны потенциального противника (который оставался прежним, ясен пень, имеем в виду не потенциал, а противника). Комплекс рассчитывался на нанесение ответного и ответно-встречного удара, то есть должен был сохранять возможность успешного пуска даже при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва, прохождения через атмосферный «ядерный зонтик». Требовалось длительное боевое дежурство в различных степенях готовности.

    Эшелонированная система охраны ракетного комплекса «Тополь-М», количество задействованных сил охраны, держится в секрете и постоянно меняется

    Кому интересно можно посмотреть " ", машинка покруче "тополька", самое известное отличие многоголовость. Там есть и видео запуска, подробно показаны машины системы управления, сопровождения и охраны. Они у обеих ПГРК сходны.

    Возвращаемся к "тополю". Головным разработчиком оставался Московский институт теплотехники, где работы возглавлял генеральный конструктор Б. Н. Лагутин, а с 1997 года - Ю. С. Соломонов. Ядерный заряд создавался под руководством Г. Н. Дмитриева в РФЯЦ-НИИ экспериментальной физики (г. Арзамас-1б), система управления - в НПО автоматики и приборостроения (г. Москва) под руководством В. Л. Лапыгина и Ю. В. Трунова, заряды твердого смесевого топлива двигателей - в Федеральном центре двойных технологий «Союз» (г. Дзержинский МО) под руководством 3. П. Пака и Ю. М. Милехина, графитовые и композитные элементы конструкции - в ЦНИИ Спецмаш, возглавляемом В. А. Барыниным, автоматизированная система боевого управления - в НПО «Импульс» под руководством Б. Г. Михайлова. Пусковая установка для подвижного варианта разрабатывалась волгоградским ЦКБ «Титан» под руководством В. А. Шурыгина, гидроприводы самоходных пусковых установок - ЦНИИ АГ под руководством В. Л. Солунина, доработку шахтных установок вело московское ОКБ «Вымпел» под руководством Д. К. Драгуна.

    Сравнение ракетных комплексов Тополь и Тополь М, вид с одинакового ракурса фото

    Использовались новые методики моделирования и экспериментальной отработки с сокращением числа опытных пусков.

    • Подвижный вариант комплекса получил индекс 15П165,
    • шахтный - 15П065,
    • сама ракета - 15Ж65.
    • «Тополь-М» получил обозначение РТ-2ПМ2, по международным договорам обозначается РС-12М2, в США и НАТО ему присвоили обозначение SS-27 Sickle В.

    Работы сильно тормозились резким сокращением финансирования, распадом научных и производственных связей, уходом из «оборонки» квалифицированных кадров. Тем кто в те годы жил, помнят какой был бардак (и это слабо сказано). Тем не менее 20 декабря 1994 года на полигоне Плесецк произведен первый успешный пуск из шахтной пусковой установки. В 1995-1997 годах пуски продолжились. Шестой испытательный пуск ракеты был успешно произведен 8 декабря 1998 года. 27 декабря того же года на опытно-боевое дежурство под Татищево заступили первые «Тополь-М» в шахтном варианте - использованы переоборудованные шахты снимаемых с дежурства УР-1 ООН. 30 декабря 1998 года заступил на боевое дежурство первый полк «Тополь-М», не путай речь идет именно о шахтном варианте. Летом 2000 года шахтный вариант «Тополь-М» принят на вооружение. По окончании отработки шахтного варианта активизировались работы по подвижному комплексу.

    Ракета комплекса «Тополь-М» стала первой серийной универсальной межконтинентальной ракетой наземного базирования, при этом в значительной степени унифицированной с РС-30 «Булава» морского базирования. Вот немного фото загрузки в шахту, действо к слову весьма впечатляющее. Ключевое слово унифицирована, по большей части ракету ассоциируют с подвижным грунтовым комплексом, как видите есть и шахтное базирование, пропорции соотношения мне неизвестны, но подвижек наверное будет поменьше.

    Стационарный комплекс «Тополь-М» состоит из 10 межконтинентальных баллистических ракет находящихся в шахтах стационарного базирования, под управлением командного блока

    20 сентября 2000 года подвижный вариант «Тополь-М» произвел первый пуск. 24 декабря 2004 подвижным «Тополь-М» успешно проведен последний испытательный пуск с космодрома Плесецк - головная часть ракеты достигла назначенной цели на полигоне Кура на Камчатке. Через два года в 2006-ом, первый дивизион подвижных «Тополь-М» (три комплекса) заступил на боевое дежурство. К началу 2011-го на боевом дежурстве, согласно открытым источникам, состояло 52 шахтных и 18 подвижных комплексов «Тополь-М». Серийное производство ракет наладило ГПО «Боткинский завод», пусковых установок подвижного варианта - Волгоградское ПО «Баррикады».
    "Согласно Договору СНВ-1, масса, габариты и некоторые конструктивные особенности МБР «Тополь-М» жестко ограничены. "

    Межконтинентальная баллистическая ракета легкого класса 15Ж65 имеет три маршевые твердотопливные ступени. Управление полетом первой ступени - поворотом центрального сопла, второй и третьей ступеней - поворотом частично утопленного в камеру сгорания сопла с раскладывающимся сопловым насадком. Для уменьшения массы ракеты корпуса ступеней типа «кокон» выполнены из композиционного материала, а сопла маршевых двигателей изготовлены из углерод- углеродного материала.
    Система управления - автономная инерциальная, на основе бортовой цифровой вычислительной машины повышенной производительности и гиростабилизированной платформы, с улучшенными точностными характеристиками командных гироскопических приборов. Использована элементная база с повышенной надежностью и стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва. На наружную поверхность корпуса ракеты нанесено защитное покрытие, на корпус герметичного приборного отсека - специальное покрытие с высоким содержанием редкоземельных элементов, кабельная сеть полностью экранирована и защищена.

    Фото комплекс 5-го поколения РТ-2ПМ2 «Тополь-М загрузка баллистической ракеты в шахту, дальность доставки заряда 11 000 км

    Ракета принята с моноблочной отделяемой головной частью с высокоскоростным термоядерным боевым блоком мощностью 550 кт в тротиловом эквиваленте. Комплекс средств преодоления ПРО включает пассивные и активные ложные цели, а также средства искажения характеристик. При этом ложные цели трудно отличимые от боевого блока в различных диапазонах электромагнитного излучения на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории, не селектируются РЛС со сверхразрешением. Средствами искажения характеристик головной части служат радиопоглощающее покрытие (совмещено с теплозащитным), аэрозоли, создающие инфракрасное излучение, генераторы активных радиопомех. В числе возможных средств ПРО учитывалось и оружие на новых принципах - например, лазеры с ядерной накачкой. Она поставляется и хранится в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), в пусковых установках 15П765-35 либо 15П765-60 и унифицированный командный пункт высокой защищенности типа 15В222, также установленный в шахте на амортизированном подвесе.

    Фото Тополя М стационарного комплекса, Тополь-М» унифицирована с ракетой «Булава» морского базирования, их конкурент "Синева"

    Ракета подвижного грунтового ракетного комплекса размещается в высокопрочном стеклопластиковом ТПК, конструктивно аналогичным металлическому. Базой для автономной пусковой установки 15У175 грунтового комплекса послужило специальное полноприводное восьмиосное шасси МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) с 800-сильным дизельным двигателем и шестью поворотными парами колес. Шасси отличается повышенной проходимостью, хорошей поворотливостью (радиус поворота 18 м при длине машины 22 м). Система неполного вывешивания позволяет развертывать пусковую установку на мягких грунтах. Установка снабжена навигационной аппаратурой повышенной точности, средствами маскировки в различных диапазонах. Также на колесных шасси повышенной проходимости выполнены подвижный командный пункт и машина обеспечения боевого дежурства.
    В шахтном варианте в металлических ТПК устанавливаются в имеющиеся шахты ракет, снимаемых с боевого дежурства.

    Тополь М фото на параде Победы. Москва, 2011год

    1. Стартовая масса, кг: 47100
    2. Максимальный диаметр ступени, мм: 1 -й - 1860, 2-й - 1610, 3-й – 1580
    3. Полная длина, мм: 22 700
    4. Длина ракеты без головной части, мм: 17 500
    5. Тяга двигателя ступени, т: 1-й - 90,8, 2-й - около 50,3-й - около 25
    6. Диаметр пускового контейнера, мм: 1950-2050
    7. Максимальная дальность стрельбы, км: 11 000
    8. Боевая часть - моноблочная, термоядерная, мощность кт: 550
    9. Масса боевой части, кг: 1200 Самоходная пусковая установка: 15У175
    10. Масса самоходной пусковой установки с ракетой, кг: 120 000
    11. Максимальная скорость хода, км/ч: 45. Запас хода, км: 500

    Тополь М фото видео ракетных войск стратегического назначения испытания
    Шахтный комплекс включает 10 ракет, в пусковых установках 15П765-35 либо 15П765-60 и унифицированный командный пункт высокой защищенности типа 15В222, также установленный в шахте на амортизированном подвесе.
    Ракета подвижного грунтового ракетного комплекса размещается в высокопрочном стеклопластиковом ТПК, конструктивно аналогичным металлическому. Базой для автономной пусковой установки 15У175 грунтового комплекса послужило специальное полноприводное восьмиосное шасси МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) с 800-сильным дизельным двигателем и шестью поворотными парами колес. Шасси отличается повышенной проходимостью, хорошей поворотливостью (радиус поворота 18 м при длине машины 22 м).

    Устройство и компоновка ракетного комплекса Тополь М

    Система неполного вывешивания позволяет развертывать пусковую установку на мягких грунтах. Установка снабжена навигационной аппаратурой повышенной точности, средствами маскировки в различных диапазонах. Также на колесных шасси повышенной проходимости выполнены подвижный командный пункт и машина обеспечения боевого дежурства.
    В шахтном варианте ракеты в металлических ТПК устанавливаются в имеющиеся шахты ракет, снимаемых с боевого дежурства.

    Комплекс РТ-2ПМ2 Созданный «Тополь-М» на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь»

    Пуск Тополь М фото видео ракетных войск стратегического назначения

    пуск ракеты тополь

    Применение «Тополь-М» можно рассмотреть на примере подвижного грунтового комплекса. Как и его предшественник, он может производить пуск ракеты из любой точки позиционного района, как с маршрута боевого патрулирования, так и во время стоянки из гаражных укрытий с раздвигающейся крышей. Наземный комплекс командных приборов, размещенный на ТПК ракеты «Тополь-М», обеспечивает прицеливание за счет реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе. Перед пуском ТПК поднимается в вертикальное положение. Вот как и обещал нарезал небольшое видео, смотрим, если не лень можно "лайкануть".

    Заодно можно глянуть, презентацию канальчика на ютубе, где ну просто море различных пусков ракет.

    Старт ракеты - «минометный». Двигатель первой ступени включается после выхода ракеты из контейнера. Увеличение мощности твердо-топливных зарядов позволило увеличить забрасываемую массу и сократить длительность и высоту активного участка траектории, тем самым затруднив противнику перехват. Предусмотрен программный маневр на старте при прохождении облака ядерного взрыва. Вместе с описанными средствами защиты это позволяет производить пуск даже после ядерного воздействия по соседним объектам комплекса и при блокировании позиционного района высотным ядерным взрывом. После окончания активного участка головная часть совершает полет по баллистической траектории. Круговое вероятное отклонение составляет 200 м. В сочетании с мощностью боевого блока это позволяет поражать любые малогабаритные высокопрочные стратегические цели.

    Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Тополь-М» ракетных войск стратегического назначения фото

    Ракета может быть оснащена головной частью с разделяющимися боевыми блоками индивидуального наведения (тогда добавляется ступень разведения боевых блоков) или маневрирующей (с двигателями коррекции) - такие боевые части, намного увеличивающие вероятность прорыва системы ПРО, прошли испытания в 2005-2007 годах. Так, что же в нейзамечательного.

    1. Время работы двигателя первой ступени - 60 с, второй - 64 с, третьей - 56 с. Таким образом, ракета набирает максимальную скорость за три минуты. Что считается крайне быстрым разгоном
    2. При прохождении облака ядерного взрыва, совершает программный манёвр, активно маневрирует на отрезке перехвата.
    3. Защитное покрытие корпуса ракеты, обеспечивает защиту от поражающих факторов ядерного взрыва и... внимание оружия, основанного на новых физических принципах (кто знает прошу осветить про что идет речь?).
    4. При преодолении средств ПРО, может осуществлять запуск пассивных и активных ложных целей по своим характеристикам при облучении различными типами обнаружения, не отличимыми от боевых. Заметность снижена на порядок, предполагаемая дальность обнаружения ракеты на подходе к цели около 100-200 км.
    5. Ракета унифицирована с знаменитой ракетой морского базирования "Булавой", многие выпуски новостей посвящены именно "Булаве" стартовая масса 37 тонн. Но она уступает по ударной мощи более тяжёлым твёрдотопливным ракетам, к примеру такой как «Трайдент»-2 стартовая масса 59 тонн. (Сравним боевая часть «Булавы» - 150кт х 6, теоретически "Трайдент-2″- 8х475 кт). Некоторые спецы, подвергают критике, оснащение морской составляющей лёгкими баллистическими ракетами типа «Булава», указывая на необходимость создания твёрдотопливной БРПЛ Р-39УТТХ, испытания по ней были прекращены в 90-х гг. если бы дело дошло до постановки на вооружение, она бы не имела мировых аналогов по ударной мощи и ЛТХ среди баллистических ракет подводных лодок.