Транспортное средство (варианты). УТС? Утеря товарной стоимости при ДТП, как она оценивается? Кто ее оценивает? И кто ее выплачивает

В РФ ОСАГО применяется с 2004г. и проводится в обязательном порядке Основными НПА выступают: Федеральный закон «Об ОСАГО», Постановление Правительства «Об утверждении страховых тарифов по ОСАГО», методические рекомендации Российского совета автостраховщиков.

Обязательному страхованию не подлежит риск гражданской ответственности владельцев ТС :

    максимальная конструктивная скорость которых не более 20 км/час.

    на которые не распространяется действие законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ;

    которые находятся в распоряжении вооруженных сил РФ, за исключением автобусов, легковых автомобилей, прицепов и других транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности вооруженных сил;

    которые зарегистрированы в иностранном государстве, которое является участником международных систем обязательного страхования, участником которых является РФ.

Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.

Страховым случаем признается наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Не относятся к страховым случаям наступления гражданской ответственности владельцев транспортных средств вследствие:

1. причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем указанное в страховом договоре;

2. причинения морального вреда или возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды;

3. причинения вреда при использовании транспортного средства в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных местах;

4. загрязнения окружающей природной среды;

5. причинения вреда в результате воздействия перевозимого груза;

6. причинения водителем вреда, управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому в них грузу, установленному на них оборудованию;

7. причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке; при движении транспортного средства по внутренней территории организации;

8. причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит обязательному страхованию и возмещению в соответствии с Законом;

9. возникновения обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику.

Страховая сумма по договору ОСАГО , в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора) возместить потерпевшим причиненный ущерб, составляет 400 тыс. руб., в т.ч.:

240 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших и не более 160 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью одного пострадавшего;

160 тыс. руб. при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших и не более 120 тыс. руб. - одного пострадавшего.

Страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными Правительством РФ. Для каждого ТС есть базовая ставка (для легковых в зависимости от мощности двигателя, для грузовых – грузоподъемности, для автобусов – количества мест). Изменение Правительством тарифов в течение срока действия договора не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной страхователем ранее. Расчет страховой премии осуществляется страховщиком на основе сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора ОСАГО, которые учитываются в качестве поправочных коэффициентов (территориальный коэффициент – город, сельская местность; коэффициент бонуса/малуса - за безаварийную эксплуатацию или наоборот; коэффициент возраста и стажа водителей; коэффициент за ограниченный либо неограниченный круг лиц допущенных к управлению ТС; коэффициент сезонного использования ТС – весь год или его часть; коэффициент краткосрочного страхования - если ТС едет к месту регистрации; коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля).

В страховом тарифе по ОСАГО ≈ 77% это нетто-ставка и 23% это расходы на ведение дела, в т.ч. 3% это резервы в Российский совет автостраховщиков.

Как правило договор ОСАГО заключается на один год . Период ограниченного использования транспортного средства для граждан - 3 месяца, для юридических лиц - 6 месяцев. Владельцы ТС, зарегистрированных за рубежом и временно используемых в РФ, заключают договор на срок временного использования, но не менее чем на 15 дней. При приобретении ТС (покупке, наследовании, принятии в дар) владелец вправе заключить договор на срок следования к месту регистрации (если с транзитными номерами едет к месту регистрации - до 20 дней).

Для заключения договора страхователь предоставляет следующие документы :

Заявление о заключении договора,

Паспорт для физических лиц и свидетельство о регистрации для юридических лиц,

ПТС или свидетельство о регистрации ТС,

Водительское удостоверение, а также документы подтверждающие право водителя на управление ТС (если ограниченный допуск к управлению).

Договор ОСАГО может быть заключен с условиями допуска к управлению ограниченного круга лиц, либо без ограничений.

Акт заключения страхового договора ОСАГО удостоверяется выдачей страхователю страхового полиса , который имеет единую форму на всей территории РФ. Вместе с полисом страхователю выдается перечень представителей страховщика в субъектах РФ, текст Правил по ОСАГО (раньше еще стикер-наклейка).

Договор ОСАГО прекращается досрочно в случае:

Смерти страхователя или собственника (физического лица) либо ликвидации страхователя (юридического лица),

Ликвидация страховщика,

Гибель (утрата) ТС, указанного в полисе,

Страхователь может досрочно прекратить договор ОСАГО в случае:

Отзыва лицензии страховщика,

Замены собственника ТС,

Иные случаи, предусмотренные законодательством.

Страховщик может досрочно прекратить договор ОСАГО при выявлении ложных сведений, предоставленных страхователем при заключении договора, а также в иных предусмотренных законом случаях.

При наступлении страхового случая страхователь обязан сообщить страховщику в установленный срок и определенным способом. Вместе с заявлением о страховой выплате подаются справка о ДТП выданная органами полиции и извещение о ДТП (если оно заполнялось потерпевшим), а также другие установленные Правилами ОСАГО документы. При причинении вреда имуществу потерпевший обязан предоставить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и /или организации независимой экспертизы в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков. Страховщик обязан провести осмотр поврежденного имущества и/или организовать экспертизу в течение не более чем 5 дней со дня получения заявления о страховой выплате и необходимых документов, если не предусмотрено иное. Если невозможно перемещение, то осмотр и экспертиза проводятся по месту нахождения ТС.

В течение 30 дней со дня получения необходимых документов страховщик составляет акт о страховом случае, на основании которого он производит страховую выплату потерпевшему или направляет ему мотивированный отказ с указанием причин.

В дополнение к страхованию каско и страхованию ответственности владельцев ТС может предлагаться автотранспортное страхование от несчастных случаев .

Утеря товарной стоимости - вред, причиненный Вашему имуществу. Взыскать можно с причинителя вреда или c иного ответственного лица.Страховая компания возмещает только те расходы, которые необходимо будет понести для ремонта автомобиля. Утрату товарной стоимости вы вправе взыскать непосредственно с причинителя вреда. Если речь идет о ДТП, то взыскивается стоимость восстановительного ремонта.
Как правило же, утерю товарного вида возмещают в частном порядке, путём подачи отдельного искового заявления.
Утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путём выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.
УТС по ОСАГО выплачивается СК виновника в судебном порядке, добровольно СК не выплачивает, так как есть разъяснения РСА (организация, контролирующая страховщиков ОСАГО), что УТС не относится к реальному ущербу и возмещению в рамках ОСАГО не подлежит. Судебная практика однозначна для судов общей юрисдикции:

У Т В Е Р Ж Д Е Н Ы
постановлением Президиума
Верховного Суда
Российской Федерации
от 10 августа 2005 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно подпункту «а» пункта 60 вышеназванных Правил при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб.

Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.

Следует отметить, что договор автотранспортного средства - это специфический договор аренды, поэтому к нему применяются общие положения об аренде (разумеется, с поправкой на особенности данного договора).

Основная особенность данного договора аренды - это его предмет, т. е. транспортное средство. Следует максимально чётко определять, какой именно объект передаётся по данному договору и может ли он считаться транспортным средством.

Нормативно-правовые акты дают различные определения транспортного средства. Так, транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём (ст. 2 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 1 Федерального закона от 25.04.02 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», п. 1.2 Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства от 23.10.93 № 1090).

Относительно строительной техники

Как правило, если предметом договора является автотранспорт, то проблем с квалификацией не возникает. Если же в пользование предоставляются самоходные машины или строительная техника, то могут возникнуть вопросы о том, относятся ли они к транспортным средствам.

Чётких критериев, по которым можно отграничить самоходные машины от прочих транспортных средств, нормативно-правовые акты не устанавливают. Суды в некоторых случаях, в зависимости от ситуации, считают правомерным заключение договора аренды транспортного средства в отношении самоходных машин, прежде всего строительной техники (например, определение ВАС РФ от 16.10.09 № ВАС-13577/09, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.11 № А79-9077/2010). В других ситуациях, напротив, суды усматривают признаки договора возмездного оказания услуг (определение ВАС России от 19.05.11 № ВАС-6007/11, постановление ФАС Уральского округа от 11.05.10 № Ф09-3190/10-С3).

С экипажем или без?

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель осуществляет:

  • управление и техническую эксплуатацию арендованного транспортного средства (ст. 632 ГК РФ);
  • содержание транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт (ст. 634 ГК РФ);
  • расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией (оплата топлива и др.) (ст. 636 ГК РФ);
  • расходы на страхование (ст. 637 ГК РФ);
  • оплату услуг членов экипажа и расходы на их содержание (ст. 635 ГК РФ), -

а также несёт ответственность за причинённый вред (ст. 639 и 640 ГК РФ).

По договору аренды транспортного средства без экипажа:

  • управление и техническую эксплуатацию арендованного транспортного средства;
  • содержание транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт;
  • расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией (оплата топлива и др.), и на страхование;
  • оплату услуг членов экипажа и расходы на их содержание -

осуществляет арендатор. Он же несёт ответственность за причинённый вред.

Предмет договора должен быть индивидуализирован

Транспортное средство - это индивидуально определённый вид имущества. У такого имущества имеются присущие исключительно ему уникальные характеристики, которые необходимо указать при заключении договора.

Это правило установлено пунктом 3 статьи 607 ГК РФ: «В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определённо установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключённым».

Нормативно-правовые акты не дают чёткого перечня элементов, которые должны быть указаны в договоре и при отсутствии которых договор считается незаключённым. Как правило, эту задачу решают суды, анализируя конкретные дела. Как правило, суды соглашаются с тем, что в договорах должны быть:

  • вид (тип) транспортного средства;
  • марка транспортного средства;
  • его регистрационный номер;
  • год выпуска;
  • номер шасси и кузова;
  • цвет.

С большой степенью вероятности можно утверждать, что отсутствие в договоре одного из этих признаков может повлечь за собой признание договора аренды транспортного средства незаключённым.

Разумеется, произвольное, основанное на формальных основаниях признание договора незаключённым нарушает волю сторон на совершение и исполнение сделки, не противоречащей закону. То есть если стороны докажут, что между ними нет и не было спора относительно объекта аренды, то нет оснований для признания договора незаключённым (постановление ФАС Московского округа от 20.09.11 № А40-19705/ 11-53-167).

О форме договора

Закон требует, чтобы договор аренды транспортных средств был заключён в письменной форме, но не оговаривает, что договор должен быть составлен в форме единого документа (ст. 633, 643 ГК РФ).

Таким образом, индивидуализирующие признаки транспортного средства могут быть указаны не только непосредственно в договоре, но и в приложениях к договору. Это могут быть приложения, акты, заявки - главное, чтобы из содержания данных документов с очевидностью следовало, что они относятся к данному договору.

Кто должен осуществлять содержание транспортного средства? Этот вопрос часто становится камнем преткновения в спорах по договорам аренды.

Общие правила таковы:

  • если заключён договор аренды с экипажем, то обязанность по содержанию транспортного средства - обязанность арендодателя (ст. 634 ГК РФ);
  • если заключён договор аренды без экипажа, то обязанность по содержанию - обязанность арендатора.

Несоблюдение указанных правил может повлечь за собой признание ничтожным спорного условия договора аренды транспортного средства.

По срокам

Сразу оговоримся: в отличие от стандартных договоров аренды договор аренды автотранспорта не пролонгируется на неопределённый срок (ст. 621, абз. 2 ст. 632, абз. 2 ст. 642 ГК РФ).

Поэтому вряд ли стоит рисковать и включать в договор аренды транспортного средства условие об автоматическом продлении договора.

Я не говорю, что это условие запрещено включать в договор. Можно, но если возникнет судебный спор, то суд может признать неправомерным установление в договоре условия о его автоматическом возобновлении на новый срок.

Какие документы должен передать арендодатель

Арендодатель обязан при осуществлении передачи транспортного средства передать имущество вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т. д.) (ст. 611 ГК РФ).

Если такие принадлежности и документы переданы не были, то арендатор не сможет пользоваться имуществом в соответствии с его назначением. И на этом основании он вправе:


расторжения договора и возмещения убытков.

Особенно этот вопрос актуален для договоров аренды транспортного средства без экипажа: в данном случае управление транспортным средством осуществляет арендатор, который не является собственником данного имущества. Понятно, что использование транспортного средства без необходимых документов или просто затруднительно, или вообще невозможно.

Так, водитель обязан иметь при себе регистрационные документы, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (п. 2.1.1 Правил дорожного движения), и за отсутствие у водителя транспортного средства документов, предусмотренных ПДД, установлена административная ответственность (ст. 12.3 КоАП РФ).

Таким образом, непередача арендатору необходимых документов на транспортное средство может повлечь для него наступление неблагоприятных последствий.

К регистрационным документам относятся свидетельство о государственной регистрации транспортного средства и технический паспорт (технический талон) - это установлено пунктом 7 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД России от 24.11.08 № 1001).

Таким образом, есть основания полагать, что это и есть минимальный перечень документов, которые арендодатель обязан передать арендатору вместе с транспортным средством.

Что до паспорта транспортного средства (ПТС), то он не является документом, подлежащим передаче вместе с арендованным транспортным средством, так как он не является регистрационным документом.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 611 ГК РФ если такие принадлежности и документы переданы не были, однако без них арендатор не может:

пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо
в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, -

то он вправе:

  • потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или
  • расторжения договора;
  • возмещения убытков;

приостановить исполнение своей обязанности по внесению арендной платы (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.02 № 66).

Произвольное, основанное на формальных основаниях признание договора незаключённым нарушает волю сторон на совершение и исполнение сделки, не противоречащей закону.

Вряд ли стоит рисковать и включать в договор аренды транспортного средства условие об автоматическом продлении договора.

Марина ДАШЕВСКАЯ, юрист

УГОН - неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. У. - преступление против собственности, предусмотренное ст. 166 УК РФ. Предмет преступления - автомобиль или иные транспортные средства. Иное движимое имущество и все виды недвижимого имущества предметом данного преступления не являются. К иным транспортным средствам по смыслу данной статьи не относятся суда воздушного и водного транспорта, а также железнодорожного подвижного состава, поскольку их У., а равно захват с целью угона образует самостоятельное преступление против общественной безопасности (ст. 211 УК РФ). В соответствии со ст. 264 УК РФ к транспортным средствам относятся: автомобили, трамваи, троллейбусы, трактора и иные самоходные машины (грейдеры, бульдозеры, скреперы, асфальтоукладчики и др. дорожные машины), мотоциклы и иные механические транспортные средства (мотоколяски, мопеды), снабженные двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем, движение которых регулируется Правилами дорожного движения. Поэтому, например, велосипед не является предметом данного преступления как немеханическое транспортное средство. Объективная сторона преступления характеризуется действиями, нарушающими право владения и пользования, принадлежащее собственнику или иному законному владельцу транспортного средства. Неправомерное завладение этими средствами означает установление фактического владения ими лицом, не имеющим законных прав владения и пользования данным транспортным средством. У. - оконченное преступление с момента совершения противоправных действий, т. е. с момента фактического установления незаконного владения этим средством. У. совершен в момент начала использования транспортного средства по назначению, т. е. с начала движения с места его нахождения любым способом (самоходом, буксировкой, перевозкой на трейлере и т. д.). У. совершается с прямым умыслом. Как Правило, субъект руководствуется корыстным мотивом - стремится обратить в свою пользу, использовать чужое транспортное средство. Однако субъект не преследует цели хищения. Хищение отдельных агрегатов, узлов и деталей угнанного автомобиля исключает квалификацию содеянного в качестве У. Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста. У. наказывается строже, если он совершен: 1) группой лиц по предварительному сговору, 2) неоднократно; 3) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (см. "Грабеж"); 4) организованной группой; 5) с причинением крупного ущерба (см. "Кража"); 6) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (см. "Разбой"). Вид насилия или угроза его применения должна быть высказана по отношению к собственнику или законному владельцу транспортного средства, а равно к любому постороннему лицу, которое фактически препятствовало либо, по мнению виновного, могло или намеревалось воспрепятствовать угону. Если в результате применения насилия наступила смерть потерпевшего, которая не охватывалась умыслом виновного, деяние квалифицируется по совокупности преступлений.