Что такое гололед.

В данном материале мы рассмотрим в чем же разница между гололедом и гололедицей и как не стать жертвой плохой погоды.

Похолодало, температура воздуха опустилась ниже нуля и по прогнозу погоды стали передавать гололед. Или гололедицу. Многие из нас даже не догадываются, что это совершенно разные понятия. Нет, у них есть и одна общая черта – это образования льда. Но вот разные значения самих слов и происхождения природных явлений. Поэтому, разберем данную тему более детально.

Что такое гололед и гололедица: правильные понятия, методы борьбы

Нам, не профессиональным синоптикам, и в голову не придет, что между этими двумя словами есть какие-либо различия. Лед, скользко и нужно идти аккуратно – вот что интересует простого смертного. Кстати, еще в школьной программе нам рассказывают о правилах безопасности во время гололеда. Или гололедицы. Чтобы не было такой путаницы, вернемся непосредственно к нашим терминам.

Что такое гололед?

  • Если говорить совсем вкратце, то гололед – это явление природы.
  • Гололед (кстати, синоним данного слова – ожеледица) – это атмосферные осадки, которые образуют плотную стекловидную корку (лед).
  • Лед может быть гладким или, наоборот, бугристым. Кстати, осадки могут быть не только в виде дождя, но и с крупинками снега.
  • Если говорить о месте, то такая красивая, но опасная корка может образоваться везде! На любой поверхности, температура которой 0°C и дальше по шкале со значком минус. Под категорию попадают:
    • деревья
    • растения
    • машины
    • бордюры
    • и прочие предметы
    • даже на домах и на наших стеклах может появиться лед
    • но самое опасное место – это провода
    • кстати, на поверхности земли корка тоже образовывается
  • Конечно, при — 25 °C гололеда быть не может, уже будет просто снег. Поэтому, уточним, до какой шкалы может опуститься температура воздуха. Обычно, такое явление наблюдается от 0 и до – 10 °C.

Интересно! Иногда такое бывает даже при – 15 °C. Но это крайне редко случается, поскольку толчком для этого должен послужить резкий перепад температуры. То есть, с сильного мороза до нулевого значения. В данной ситуации воздух немного прогрелся (его температура колеблется от — 3°C до + 0,5 °C), а вот остальные поверхности еще сохранили в себе тот большой минус.

  • Толщина слоя гололеда небольшая, как правило, от нескольких миллиметров до 1 см. Но встречаются случаи, когда слой образовавшейся корки достигал пределов в несколько сантиметров. Особенно, опасно, когда есть еще и ветер. Тогда он создает сопротивление и, например, на проводах может образоваться целая гирлянда «корон» из гололеда.
    • Зато без ветра слой корки получается хоть и тоньше, но прочнее. Так что, как говориться, с какой стороны смотреть на проблему.
  • Кстати, лед будет покрывать предметы до тех пор, пока не прекратятся осадки. Но они должны быть охлажденными, то есть температура должна иметь низкие пределы. Как правило, это не длиться долго. При температуре воздуха, приближенной к нулю, предметы согреваются, а значит и коркой перестают покрываться. В основном такое состояние сохраняется около часа или нескольких часов (но не более 12).
    • Но бывают исключение, что гололед образовывается и по несколько суток (вплоть до 6 дней), увеличивая тем самым слой льда. Причиной этому может послужить морось или туман.
  • А вот сохраниться такое стеклянное покрытие может сравнительно долго – до нескольких дней. Опять же, если температура не будет слишком высокой.
  • Гололед – это редкое явление природы (хотя много зависит от климата). Но если сравнивать его с сестрой (гололедицей), то первый вариант куда реже встречается. Даже есть поговорка, что о гололеде не вспоминают более 300 дней, но зато те несколько дней, что он бывает, запоминают надолго.

ВАЖНО: При устойчивых низких температурах гололед бывает крайне редко.

Но такая красивая, изысканная и, на первый взгляд, безобидная корка может нанести существенный вред. В первую очередь, нужно выделить такие проблемы:

  • образовывается ледяная корка на автомобилях, что просто их блокирует;
  • гололед становится причиной многих автомобильных аварий;
  • приводит к травмам людей;
  • приводит к массовому падению веток или даже целых деревьев;
  • наиболее опасная и ущербная сторона – это обрыв проводов.

Интересные факты! Гололед больше нарастает в тех местах, которые расположенные поперечно его движению. То есть, если фронт движется с запада, то толще корка будет на проводах, расположение которых в меридиональном направлении. Если же движение воздушных масс происходит наоборот (имеют меридиональные потоки), тогда отложений будет больше по широте. Кстати, разница немаленькая. Иногда отличие может быть примерно в 3-4 раза.

  • А еще! На проводах, которые под напряжением, слой корки всегда больше (примерно, на 30%). А вот обесточенные провода не так сильно покрываются.
    • Сами повреждения наносит не лет, а его испарение. Точнее, его медленное таяние.
    • Особенно опасными такие наросты считаются для проводов, ведь они создают дополнительный лишний вес, который утяжеляет провода и приводит к их разрыву.
    • А теперь добавим еще и ветровую нагрузку. Особенно, если скорость ветра будет более 10 м/с. Тогда может произойти не только аварии на электропроводах, но даже пострадают опоры и столбы.
    • Кстати, наибольшие беды происходят там, где сильные морозы часто чередуются с оттепелями. Именно поэтому синоптики в основном передают гололед из южных и северо-западных областей.

ВАЖНО: Гололед наносит большой экономический ущерб.

А теперь вспомним, как часто говорят синоптики: «ночью и днем слабый гололед, а на дорогах гололедица». Мы даже не всегда ее понимает или слышим до конца. Дело в том, что эти два явления случаются чаще всего одновременно. Ведь, по сути, условия у них похожи.

Так что же тогда гололедица?

Сразу оговоримся, что это не синоним от слова гололед.

  • Более того, гололедица – это не явление природы, а ее состояние.
  • Если говорить доступным языком, то это замерзшая вода после оттепели.
    • Да, это тот самый лед на дорогах, крышах домов и прочих горизонтальных поверхностей. На тех, где была вода (после таянья снега) или влага (например, после дождя), температура воздуха скакнула по шкале градусника вниз и получилась гололедица.
  • Лед также может иметь гладкую поверхность или быть бугристым.
  • Гололедицу еще называют «скользкая дорога». Она часто бывает в начале и конце зимы (но случается и в средине, в зависимости от климата проживания). Для него главное требование – это колебания температуры около нуля. Поднялась выше – растаял снег, опустилась – замерзла талая вода.
  • Толщина может быть разной. На это также влияет частота смены погоды. Гололедица может несколько раз замерзать, создавая каждый раз дополнительный слой льда.
  • Корка, как правило, тает очень долго. Несколько дней или даже недель, а то и сохраняется аж до весны. Дело в том, что на гололедицу часто выпадает новый снег. А это делает ее еще более опасной. Ведь так даже не видно, куда становиться, в любой момент можно поскользнуться на льду.
    • Он может заново растаять днем, а вечером и утром снова замерзнуть. В общем, долгое и периодическое состояние.


Вред от гололедицы тоже немал:

  • она номер один по автомобильным авариям (в зимний период)
  • а сколько травм и ушибов может получить человек при падении
  • кстати, наиболее опасные места – это голова (что может привести до сотрясения мозга) или, как ее называют, пятая точка. Во втором случае опасны удары копчиком, что могут привести к параличу
  • но наибольший ущерб гололедица может нанести сельскому хозяйству. Ведь плотная и продолжительная корка приведет к выпреванию озимых посевов
  • а это тоже немалый удар по экономике страны

Для борьбы с гололедицей:

  1. Самым распространенным и давним способом является техническая соль. Но она негативно влияет на износ обуви (существенно ее сокращает), вызывает коррозию автомобилей, негативно отражается на растительном мире, да и, в целом, не лучшим образом влияет на окружающую среду.
  2. Поэтому, в ней стараются не прибегать или хоты бы смешивать с песком. Ну как смешивать, добавляют до 10 % соли в 90 % песка. Так вреда будет меньше, и ходить по скользкому тротуару получиться. Вот только, например, в шумной городской суматохе этот реагент вместе со снегом и талым льдом превращаются в грязную кашу. Но это все же лучше, чем плюхаться попой на землю. И, как говориться, «в любом производстве есть свои издержки».
    • Кстати, над этим способом тоже задумываются. Ведь потом весной требуется много сил и средств для устранения песка.
  3. После 2000 года стали усердно проводит эксперименты для получения удачного реагента, который бы наносил минимум вреда человечеству и окружающей среде. Такие эксперименты проходят до сих пор. А пока наиболее удачным вариантом считается химические противогололедные реагенты. Они бывают:
    • в твердом
    • и в жидком состоянии
  4. Химические реагенты тоже имеют ряд своих недостатков:
    • Например, модифицированный хлористый калий оставляет масленые следы на дороге. Чем увеличивает длину тормозного пути автомобиля. Плюс негативное влияние на наши озеленения
    • Также, он имеет всего лишь срок действия в 3 часа. А еще, у некоторых людей на данные реагенты может быть аллергия
    • От магния также было решено отказаться, поскольку он проявил способность скапливаться в почве и подземных водах
    • Ну а хлорсодержащие вещества, естественно, приводят к обесцвечиванию
    • В общем, для борьбы с гололедицей еще работают над реагентами

Гололед и гололедица — в чем разница, отличие?

Мы указали в предыдущем пункте, какое значение каждого из слов. Поэтому картина дает понять, что это два разных (но немного схожих) явлений. Мы затронули сторону их отличий, поэтому остается их лишь подытожить.

  • Гололед имеет чаще плотную корку, которая покрывает всю дорогу. Гололедица же имеет тоньше слой (хотя бывают случаи, что она превращается после нескольких замерзаний в толстую кору) и не всегда охватывает всю поверхность.
  • Также, нельзя не отметить, что гололед покрывает все поверхности, как вертикальные, так и горизонтальные. Гололедица же будет только на горизонтальных плоскостях и в тех местах, где замерзла талая вода.
  • Гололед опасен на дорогах тем, что часто покрывает всю поверхность автомобиля, в том числе и стекла. А это ухудшает видимость. И проезд возможен лишь на небольшой скорости – до 40 км/ч. Подвох гололедицы же в том, что определенный участок дороги можешь спокойно ехать со скоростью 60 км/ч, а случайная замерзлая лужа может стать причиной заноса.


  • Гололед затрудняет движение и пешеходов, ведь ходить по ледяной корке уж очень неудобно. Но вот гололедица в этом вопросе более коварна, ты можешь спокойно шагать по тротуару, а случайно наступить в неподходящее место и заработать травму. Особенно следует быть осторожными, когда после гололедицы выпал снег. Тогда визуально тяжело рассмотреть, куда нужно шагать.
  • Гололед наиболее опасен для проводов. Он может стать причиной не только их разрыва, но и нанести существенный вред электричеству и экономике страны. А в критических ситуациях может и вовсе лишить часть населения или отдаленные села электричества. Более того, ремонтные работы проводить не только неудобно, но и опасно. Гололедица к проводам не имеет никакого отношения. Разве что в случае автомобильной аварии, когда были задеты столбы с электричеством.
  • Но зато для урожая гололедица хуже. Она может спровоцировать повреждение таких культур, как пшеница, рожь или ячмень (озимые их формы). Что станет причиной плохого урожая, малой продуктивности и скачком цен на продукты.
  • Ну и стоит выделить, что гололед редко долго держится на поверхности. Как правило, после прекращения дождя он проходит. Конечно, это зависит и от климатических условий, в некоторых местах гололед может сохраняться от 4 до 6 дней и иметь корку толщиной в несколько сантиметров. Гололедица же сохраняется очень долго (минимум неделю).

Правила безопасности или как подготовиться к гололеду и гололедице?

В этом пункте есть также и отличия и схожие моменты.

  • Первое и важное правило относится к женской части населения. В зимнюю погоду, а тем более в период гололеда или гололедицы, нужно отказаться от каблуков.
  • Зимнюю обувь следует выбирать, соответствуя всем требованиям:
    • подошва не должна быть абсолютно гладкой. Должен быть каблук высотой в 3-4 см
    • обязательно должно быть наличие четких рельефов на подошве
    • кстати, рисунок должен чередовать крупные и мелкие узоры
    • подошва должна быть толстой, но не на высокой платформе
    • носок обуви должен быть широким и закругленным


  • Обувь должна иметь обрезиненную подошву или хоты быть со специальной резиновой профилактикой (небольшая прокладка крепиться на саму подошву). Небольшие рекомендации:
    • на некоторое время можно приклеить небольшой кусочек войлока к подошве
    • или заменить его поролоном
    • а для экстренных ситуаций подойдет даже медицинский пластырь, но он очень быстро выйдет из строя
  • Теперь поговорим о походке. При гололеде или гололедице нужно не обычным способом шагать, а имитировать передвижение на лыжах. Или постарайтесь ходить, как пингвин.
  • Если же от падения спастись не удалось, тогда постарайтесь сжаться в клубочек. Шею втянуть, руки согнуть и постараться защитить голову. Да, для этого нужно уметь быстро группироваться. И еще один нюанс – падать лучше набок. В таком случае могут быть травмы или ушибы, но хотя бы избежите перелома, сотрясения или еще худших последствий.

ВАЖНО: Руки нельзя держать в карманах. Так увеличивается шанс травмироваться.

  • Для водителей лишь есть одно указание – будьте осторожными и внимательными. Не старайтесь ехать на максимальной скорости. Не забываем, что при гололеде или гололедице очень тяжело затормозить. А при большой скорости или при резких движениях машину и вовсе может занести в сторону.

Отличие в мерах безопасности в том, что:

  • пешеходу нужно внимательно смотреть под ноги и по сторонам. Оголенные и оборванные провода плюс вода могут нанести свой вред.
  • не стойте под деревьями. Кстати, машины тоже при гололеде лучше не ставить. Целее будет автомобиль.
  • и еще, не забываем и о сосульках домах, деревья или даже проводах. Они в любой момент могут упасть вам на голову или автомобиль.
  • с гололедицей в этом плане проще и безопасней.

Как правильно говорить: гололед или гололедица?

Мы уже разжевали тему, что гололед и гололедица – это разные термины. Они не синонимы друг друга и, тем более, не являются сокращенной частью чего-то. Поэтому, в профессиональной речи или среди синоптиков каждое из этих слов называться по-своему.

  • То есть, гололед он и есть гололед, а гололедица так и называется гололедицей
  • Стоит лишь повториться, что гололедицей называют ледяную корку лишь на дороге, которая бывает после оттепели и резких заморозков
  • Гололед же бывает на всех видах поверхности, как результат дождя в морозную погоду
  • Поэтому, не путайте эти понятия, будьте грамотными личностями и называйте вещи своими именами

А в заключение хотелось бы добавить, что гололед и гололедица одинаково опасны для человеческой жизни и здоровья, а также становятся первыми причинами автомобильных аварий в зимний период. Поэтому, будьте внимательными и берегите себя!

Видео: 7 правил поведения в гололед

Российские зимы всё чаще удивляют нас своими капризами. Главную проблему создаёт лёд, покрывающий автомобильные и пешеходные дороги. В новостях всё чаще можно услышать такие понятия, как «гололёд» и «гололедица», которые в нашем сознании отождествляются. Действительно ли эти слова синонимичны друг другу или между ними есть существенная разница?

Гололед – это наслоения льда, которые появляются на земле, деревьях, автомобилях и других предметах вследствие намерзания влаги. Это может быть дождь, снег, туман или просто холодный воздух. Фактически, это атмосферные осадки, которые формируют плотный слой льда. Гололед появляется либо при резком снижении температуры до минус 10 градусов Цельсия, либо при резком повышении, когда предметы всё равно остаются холодными.

Гололедица – это слой льда, который появляется на поверхности земли вследствие замерзания жидкой субстанции (воды или талого снега). Он формируется при относительно небольших минусовых температурах (до минус 3 градусов Цельсия). Гололедицей также называют накат снега, появившийся в результате механических воздействий автомобильных покрышек или обувных подошв.

Таким образом, знаменитый московский «ледяной дождь» — это гололед, так как он выпадал в виде осадков и покрыл собой большое количество объектов. А вот пробки, появившиеся на Тульской трассе и других магистралях, спровоцировала гололедица, образованная под действием наката автомобильных шин. Скептики могут сказать, что разницы между данными явлениями нет никакой. Однако определив тип наледи, можно понять, как с ним бороться.

Гололед

Гололедица устраняется путем сбивания льда либо с помощью рассыпания реагентов. Это позволяет повысить температуру замерзания жидкости, и она перестаёт создавать неудобства для машин. А вот гололед можно устранить только с помощью скалывания, рассыпать песок – практически бесполезно. Ведь предметы, на которых появилась наледь, сохраняют свою температуру. Стоит заметить, что при повышении температуры выше 0 градусов гололедица начинает таять, в то время как гололед сохраняется и при более высоких значениях.

Выводы сайт

  1. Способ образования. Гололед появляется в результате оседания на землю осадков, в то время как гололедица – в результате замерзания жидкости, находящейся на земле.
  2. Расположение. Гололед может появиться не только на дороге, но и на деревьях, кровле, проводах, а также других объектах. Гололедица появляется исключительно на земной поверхности, так как замерзает жидкая вода.
  3. Опасность. Гололед представляет большую угрозу, так как при борьбе с толстым слоем льда использование песка и реагентов практически бесполезно. Гололедица на дорогах легко разбивается шипованной резиной, коэффициент сцепления с поверхностью которой значительно выше.

Здравствуйте, дорогие юные, а также уже совсем взрослые читатели блога «ШколаЛа». Зимняя погода часто нас удивляет капризами. То по телевизору услышишь, что надвигается сильный мороз. То в новостях вещают о гололёде и гололедице.

Для нас, обывателей, два этих слова, неизменно связанных с морозом и льдом, одинаковы. Но вот у профессиональных синоптиков эти понятия совсем различные. Есть ли на самом деле какая-то разница, чем отличается гололед от гололедицы – тема нового проекта.

План урока:

Гололёд и гололедица в словарях

Мы с вами уже достаточно умные, чтобы искать информацию в надёжных источниках. Давайте обратимся к словарям.

Известный всем толковый словарь Ожегова трактует нам гололедицу как ледяной слой на земле, который получается после оттепели либо дождя. Ушаков в своём толковом словаре тоже объясняет это явление как мороз без снега, когда на земле обнажённый слой льда. Этого придерживается Большой энциклопедический словарь, а также многие другие источники.

Что говорят знатоки русского языка о гололёде? Практически у всех учёных понятие такого явления – более общий термин, когда ледяным слоем покрыта не только земля, а все окружающие предметы – электрические провода, деревья, машины.

Но вот для Большого академического словаря русского языка и некоторых иных эти два слова тождественны, то есть одинаковы — это особое состояние погоды, при которой получившийся из замёрзших капель дождя лёд покрывает толстым слоем всё вокруг.

Итак, из умных книг делаем первый вывод.

Гололедица отличается от гололеда местом, которое эти явления покрывают. В первом случае это земная поверхность, во втором – все предметы без исключения.

Что говорят синоптики?

Отличаются эти два природных явления причинами возникновения, проще говоря, физикой.

Если выпадают атмосферные осадки – туман, ледяной дождь или мокрый дождь со снегом, они покрывают льдом любые поверхности. Пока эти осадки будут выпадать, будет наслаиваться ледяной настил, который может достигать нескольких сантиметров в толщину. В таком случае мы имеем дело с гололедом.

Обычно такое явление бывает при резком потеплении после стойких морозов, при температуре от 0 до -10 градусов, когда осадки теплее, чем те поверхности, на которые они падают. Гололед, сковавший электрические провода и ветви деревьев, приводит к их утяжелению и обрывам.

Гололедица, в отличие от своего собрата, с осадками никак не связана. Мы её можем наблюдать, когда днём за окошком была плюсовая температура, а вечером или ночью вдруг ударили морозы. Вот тогда растаявший слой снега на дорогах и тропинках превращается в каток, мы падаем, а иногда при неосторожности что-нибудь себе ломаем.

Особенно опасна она, когда сверху слоя льда выпадает свежий снежок. Для гололедицы достаточно небольших температур, до -3 градусов.

Итак, снова делаем выводы:

Гололедица может быть только на земле и является последствием понижения температуры с тепла на резкий холод, а гололёд бывает везде и причина тому – осадки.

Как бороться с природой?

Чем они опасны, такие природные явления и какой вред они могут принести?

Считается, что гололед наносит больше вреда, нежели его сестра. Причина тому – большая плотность и толщина получающегося ледяного слоя. Хоть по сравнению с гололедицей, явление это редкое, но экономический ущерб от него выше. Он часто ведёт к поломкам линий электропередач, а также других коммуникаций, под тяжестью льда падают на окружающих людей, на автомобили, на дома ветви и даже целые деревья.

Опасность гололедицы заключается в травмах пешеходов и автомобильных авариях. Но бороться с ней гораздо проще. Для этого достаточно рассыпать реагенты или обычный речной песок. А вот убрать корку льда с протянувшихся на множество километров проводов или с каждого дерева в парке – дело хлопотное.

Очень часто эти два природных явления появляются вместе, тогда из новостей от синоптиков мы слышим заученную фразу: «Днём гололёд, на дороге гололедица».

Вот так кратко мы сегодня обозначили отличия между гололедом и гололедицей, а также усвоили, что они разные по способу образования, месту расположения и опасности.

Хотите рассказать немного больше? Вот вам парочка фактов.

Знаете ли вы, что по числу дней в году победителями среди городов, где встречается гололед, стали Воронеж с Самарой, за ними следуют Сыктывкар с Ростовом-на-Дону, а на третьем месте – Казань вместе с Москвой. Крайне редко гололед бывает в Сибири и на Дальнем Востоке – там зимой устойчивая температура.

Ну а гололедица – дело привычное почти во всех городах.

На блоге «ШколаЛа» еще много интересной информации для вас:

  • знаете ли вы откуда появляется ?
  • какие секреты скрывает от нас ?
  • почему происходят ?

Заходите в гости почаще, будем вместе развивать свой кругозор, поражать учителей знаниями, и радовать родителей отличными оценками!

На сегодня все! До новых встреч!

Успехов в учебе!

Евгения Климкович

ГОЛОЛЕД И ГОЛОЛЕДИЦА
Гололед и гололедица совершенно разные понятия. Первое - явление природы, второе - ее состояние.

Гололедица - это лед на поверхности, который появляется при понижении температуры в результате замерзания воды образовавшейся при таянии снега и льда во время оттепели. При колебаниях температуры около нуля гололедица бывает довольно часто.

Гололед - это образование льда на земле, деревьях, проводах и пр., связанное с замерзанием дождя, выпадающего на холодную поверхность. Чаще всего гололед возникает при резком потеплении из изморози, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью. О гололеде обычно не вспоминают более 300 дней в году, но зато те 10-20 дней, когда он случается, долго не забывают. Это значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается.

Нарастание гололеда обычно происходит не менее 1 часа и не более 12-ти. А вот разрушение идет очень медленно, в основном за счет испарения льда, а при низких температурах этот процесс протекает вяло. Если не вмешается резкая оттепель или сильный ветер, процесс может растянуться до 4-6 суток.

Метеорологи отметили несколько интересных свойств образования гололеда. Например, такое: на проводах, находящихся под напряжением, величина отложившегося льда почти на 30% больше, чем на проводах обесточенных.

Или такое: гололедные отложения усиленно нарастают в направлении, поперечном движению воздушных масс. Если фронт движется с запада, то отложения толще на проводах, расположенных в меридиональном направлении. И наоборот, при меридионально направленных потоках воздуха отложения толще на проводах, расположенных по широте. И разница огромная, иногда в три раза.

Там, где наблюдались самые объемные отложения, плотность их оказывалась минимальной. Если внимательно рассмотреть кристаллический нарост, можно заметить, что поверхность его удивительно тонкая и хрупкая, кристаллы на внешних краях более пористы и рыхлы.

Но каким же образом легкий, изящный, безобидный на вид ледяной налет оказывается таким разрушительным?

Дело в том, что изящество его весьма относительно. Особо опасные наледи могут достигать 80-100 мм в ширину. Такое препятствие оказывает серьезное сопротивление ветру. А те отложения гололеда, которые в диаметре поменьше (40-50 мм), плотнее, жестче и тяжелее. Роскошные ледяные короны вокруг проводов диаметром до 70-80 мм создают дополнительную весовую нагрузку от 150 до 200 г на погонный метр. Выявлены и рекордные показатели: на Валдае изморозные отложения достигали 424 г на погонный метр провода. Следовательно, на пролет между столбами (50 м) приходилось более 20 кг дополнительного веса.

Практика показывает, что наибольший ущерб наносит не столько толщина гололедных отложений, сколько ветры, когда их скорость более 10-12 м/с. При такой двойной нагрузке - весовой и ветровой - особенно велика опасность разрыва проводов, падения столбов и опор.

Катастрофические условия чаще всего следует ожидать там, где оттепели чередуются с волнами холода. Поэтому и информация о гололеде обычно приходит с юга и из северо-западных областей страны.

Гололед и гололедица частo вoзникают oднoвpеменнo, так как им тpебуются пpимеpнo oдинакoвые пoгoдные услoвия (стандаpтная фpаза метеoпpoгнoза: "гoлoлед, на дopoгах гoлoледица").

Каждый раз, садясь за руль, водитель транспортного средства возлагает на себя ответственность не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье находящихся с ним лиц. Каждый раз, садясь в автомобиль, под управлением того или иного водителя, мы отдаем себе отчёт, что фактически вверяем свою жизнь в его руки. Владелец транспортного средства, как источника повышенной опасности, не имеет права на ошибку. В нашем гражданском законодательстве, соответственно, предусмотрена ответственность владельца источника повышенной опасности за вред, причинённый данным источником даже при отсутствии вины владельца (ст.1079 ГК РФ).
В случае ДТП виновным, как правило, является водитель одного из транспортных средств - участников происшествия, нарушивший правила дорожного движения. Но всегда ли водитель или только лишь водитель виноват в ДТП? А что же дороги, отвечают ли они требованиям безопасности?
За первые четыре месяца 2008 года количество погибших в ДТП, произошедших из-за плохого качества дорог, значительно увеличилось.
Из-за плохих дорог в прошлом году у нас произошло почти 44 тысячи аварий, в которых погибли около 7 тысяч человек и ранено более 54 тысяч. В то же время улучшения дорожных условий предстоит ждать ещё без малого 10 лет. Только к 2017 году (по информации рабочей группы по безопасности дорожного движения в Госдуме), и то «при условии должного финансирования», дороги будут приведены в порядок, а к 2015 году в соответствие с требованиями безопасности.
На сегодняшний же день только 38 процентов федеральных дорог соответствуют транспортно-эксплуатационным требованиям. Только 45 процентов федеральных дорог соответствуют нормам по качеству покрытия, 45 процентов по прочности дороги, 75 процентов по сцепным качествам (по данным Росавтодора).
Соответственно, в зимнее время, когда дороги покрываются льдом и снегом, количество аварий увеличивается кратно. Возникают ситуации, когда на отдельных участках дороги образуется гололёд (снежный накат). Не всегда дорожные службы успевают (в том числе и по объективным причинам) обработать проблемные участки специальным хим. составом или песочно-солевой смесью, выставить предупредительные или ограничивающие скорость знаки. Таким образом, водители, в отсутствии соответствующих знаков, поставлены в условия, при которых должны на свой страх и риск избирать скорость движения в пределах ограничения максимальной скорости на данном участке. Нет и не может быть людей с одинаковыми психо-физическими данными, одинаковым опытом, водительским стажем, соответствующими навыками. То, что может в экстремальной ситуации сделать один водитель (с отличной реакцией, водительским опытом, навыками вождения), недоступно (в силу других физических данных, небольшому стажу вождения) другому водителю.

Поэтому обычными становятся картины с видом разбитых или перевернутых автомобилей на обочинах и в сугробах. И как это квалифицируется, кто будет признан виновным в ДТП? Водитель или те, кто должен следить за состоянием дорог, кто должен обеспечивать их безопасность?
Казалось бы, для того и существуют дорожные службы, чтобы обеспечивать безопасность движения. Данные службы имеют для этого все необходимые правовые и технические возможности.
Между тем, в реальности имеет место «презумпция виновности» водителя в случае возникновения заноса на скользкой дороге, повлекшего ДТП. Дорожные службы при этом - в стороне. Есть ГОСТы, СНИПы, но они никогда и никем не соблюдаются.
Возможно, если страховщики или сами водители начнут на постоянной основе предъявлять иски к эксплуатирующим организациям, то ситуация сдвинется с мертвой точки.
Но кроме имущественной ответственности, водитель в случае наличия погибших или тяжело травмированных в результате ДТП может быть привлечён и к уголовной ответственности по ст.264 УК РФ, а тут уже дело не только в «цене вопроса», но и в реальной возможности получить срок лишения свободы.
К действиям водителя всегда можно придраться - «Не справился с управлением, не учёл дорожных условий, выбрал неправильный скоростной режим».
Действующими правилами дорожного движения такие нарушения квалифицируются по п. 10.1 ПДД, который гласит: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Правоприменительная трактовка данного пункта правил фактически не оставляет попавшему в занос в условиях гололёда водителю шанс доказать свою невиновность применительно к последствиям такого заноса.

Для наглядного примера приведу ситуацию из своей адвокатской практики:
Зимнее время года. Федеральная трасса. Гололёд (или снежный накат). Занос с выездом на встречную полосу, столкновение с автомобилем, двигавшемся по своей полосе во встречном направлении. Два пассажира погибли, водитель с травмами доставлен в больницу. По выздоровлению водителю предъявлено обвинение в нарушении п. 10.1 правил дорожного движения, повлекшие последствия в виде смерти двух и более лиц, его действия квалифицированы по ч.3 ст. 264 УК РФ.
Следствием гражданину К. предъявлялось следующее: 1 февраля 2005 года, управляя автомобилем ВАЗ 21063, К. нарушил правила дорожного движения, предусмотренные п. 10.1 ПДД РФ, а именно двигался по дорожному покрытию, имеющему снежный накат со скоростью, не соответствующей дорожным условиям, не обеспечил безопасность дорожного движения, в результате чего не справился с управлением автомобиля…, произошел занос с выездом на встречную полосу, в результате чего произошло столкновение с автомобилем «Камаз» 5310, двигавшемся во встречном направлении. В результате ДТП погибли двое пассажиров, находившихся в автомобиле под управлением обвиняемого.
Я вступил в дело в стадии судебного разбирательства.
При изучении материалов дела обнаружилось, что никаких данных о скорости движения автомобиля под управлением обвиняемого либо о безопасной скорости движения на данном участке обвинительные документы не содержали.
Как было видно из исследовательской части первичного заключения эксперта-автотехника (назначенного в досудебной стадии) и его показаний в суде, критическая скорость автомобиля для возникновения заноса при прямолинейном движении на ровной поверхности при снежном накате равна около 93 км/ч (экспертом брался при расчётах коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием 0,3). В то же время, объективных данных о скорости движения автомобиля перед возникновением заноса - нет.
Между тем, скорость движения транспортного средства в данной ситуации, является одним из предметов доказывания по уголовному делу. Соответственно, она может быть определена лишь с помощью надлежаще собранных и оформленных допустимых доказательств (ст.ст. 73, 74, 85 УПК РФ). Такими доказательствами могут быть показания подозреваемого, обвиняемого, свидетелей, протоколы следственных действий, заключения экспертов (выводы) и т.д. Как видно из исследованных в судебном заседании заключений трасологической и автотехнических экспертиз, в настоящий момент нет методик для определения скорости транспортного средства при отсутствии тормозного следа. Следственный эксперимент в данном случае невозможен, в связи с опасностью для жизни и здоровья. Свидетельских показаний о скорости движения по объективным причинам нет. Из лиц, которые могли бы видеть показания спидометра, в живых остался лишь обвиняемый. Свидетели, которые двигались бы в попутном направлении и могли бы иметь суждения о примерной скорости автомобиля под управлением подсудимого по своим измерительным приборам - не установлены. Таким образом, из допустимых доказательств имеются только показания подсудимого, в которых указывается скорость 40 км/ч.
С учётом вышеуказанного, в судебном заседании по ходатайству стороны защиты была назначена повторная автотехническая экспертиза. Определением суда об её назначении установлено, что скорость движения автомобиля под управлением подсудимого до возникновения заноса была равной 40 км/ч. Кроме того, данным определением (на основании показаний обвиняемого, свидетелей, других материалов дела) установлены следующие обстоятельства:

ДТП произошло в тёмное время суток, в условиях гололёда (возможно снежный накат), который не был обработан ПСС. Минусовая температура. На месте происшествия не проводилось замеров сцепления шин с дорожным покрытием. На данном участке дороги (федеральная трасса) не было постоянных или временных знаков, ограничивающих движение и (или) скорость движения. Скорость движения транспортного средства ВАЗ 21063 г.н. М 139 АА 01 перед возникновением заноса была 40 км/ч. Непосредственно перед заносом торможение либо маневрирование водителем не предпринималось.

Однако, уже другой эксперт-автотехник дает повторное заключение о нарушении водителем правил дорожного движения п. и 10.1 и при скорости 40 км/ч. Из его выводов следует, что с учетом дорожных условий, в частности при коэффициенте сцепления шин с дорожным покрытием, соответствующем гололёду или снежному накату (при расчёте брался коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием 0,2), занос мог произойти и при скорости 40 км/ч.

Достаточно ли подобного заключения эксперта о нарушении ПДД для признания водителя виновным? Как показывает сегодняшняя судебная практика - да. Заключение эксперта о нарушении водителем ПДД - фактически воспринимается судьёй как «научный приговор».

Однако, существует и обратная точка зрения, основанная на анализе законодательства и здравом смысле.
Да, заключение эксперта - аргумент серьёзный и веский. Однако, заключение эксперта, как одно из доказательств, не имеет приоритета перед другими доказательствами и подлежит оценке как само по себе, так и наряду с другими доказательствами в их совокупности.
Оценивая действия водителя, эксперт исходит из устоявшейся экспертной практики толкования п.10.1 ПДД, из которой следует, что раз водитель не справился с управлением и произошло ДТП - значит он выбрал неправильный скоростной режим. Из этого следует вывод, что любая скорость, если произошёл занос, не была безопасной. Между тем, заключение эксперта, как доказательство, может отражать лишь техническую сторону вопроса. Т.е. объективную сторону состава преступления (имело или не имело место событие нарушения ПДД с технической точки зрения).
Однако, нельзя не обратить внимание на следующие обстоятельства, не учитываемые экспертами при даче заключения о нарушении водителем скоростного режима при гололёде (снежном накате):

При даче заключения о нарушении водителем ПДД экспертами не учитываются положения ФЗ «О безопасности дорожного движения» (и принятые в соответствии с ним ГОСТы), который имеет большую юридическую силу, чем Правила дорожного движения, утверждённые постановлением правительства. Вышеназванный федеральный закон устанавливает необходимость содержания дорог и условий дорожного движения в соответствии с требованиями безопасности.

В ст.3 Закона РФ от 10.12.95 года «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ) в качестве основного принципа обеспечения безопасности дорожного движения установлен приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении
Статья 5 указанного ФЗ в качестве одного из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения относит осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов , технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Ст.12 ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и др. нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В ст.14 ФЗ говорится о праве уполномоченных на то должностных лиц ограничивать или прекращать движение на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения. В ст.24 ФЗ говорится о праве граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ.

Государственный стандарт РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержден постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года, введённым в действие 1 июля 1994 года и действующим по сей день. Пункт 3.1.4 указанного стандарта гласит: «Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,4 при измерении шиной, имеющей рисунок протектора. В пункте 1 данного стандарта указано: «установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населённых пунктов. В случае, когда эксплутационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения».
В соответствии с п. 15 Порядка временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (утверждён Приказом Минтранса России от 10.04.2007 № 41), в случае гололёда на дорожном покрытии может вводиться временное ограничение движения путём установки дорожных знаков и знаков дополнительной информации.

Как видно из обстоятельств данного дела, установленных судом, дорожное покрытие имело необработанный ПСС (песочно-солевая смесь) гололёд (или снежный накат).
Следствием не установлен коэффициент сцепления колёс автомобиля с дорожным покрытием на момент ДТП (хотя технически это не сложно при наличии соответствующего прибора). В то же время, экспертом при исследованиях на основании специальной литературы берётся коэффициент сцепления при необработанном ПСС гололёде 0,2.
Следовательно, экспертом при определении возможности возникновения заноса при заданной скорости (40 км/ч) берётся заведомо не соответствующий требованиям безопасности дорожного движения коэффициент сцепления (0,2). При этом делается вывод о нарушении водителем правил дорожного движения.
Между тем, поскольку коэффициент сцепления использован в качестве переменной единицы в расчётах, при его изменении меняется и результат неравенства, от которого, как видно из исследования, зависит ответ на вопрос о соответствии скорости требованиям безопасности.
Следовательно - в целях полного и всестороннего исследования материалов дела для решения вопроса о виновности подсудимого, необходимо получить ответ о соответствии скорости 40 км/ч дорожным условиям в двух вариантах: при гололёде и при минимально допустимом коэффициенте сцепления 0,4.
Для ответа на данный вопрос можно получить дополнительное заключение эксперта, однако, имея формулу расчёта (из исследовательской части экспертизы) нетрудно посчитать самому, что при минимально допустимом коэффициенте сцепления 0,4 возникновение заноса при прямолинейном движении и скорости 40 км/ч - было бы технически невозможно.
Кроме того, можно назначить дорожно-техническую экспертизу на предмет определения соответствия состояния дорожного покрытия на момент ДТП требованиям безопасности дорожного движения. Хотя и без назначения экспертизы понятно, что при необработанном ПСС гололёде или снежном накате дорожное покрытие в любом случае не соответствует требованиям безопасности по коэффициенту сцепления. (Защита по данному делу мотивированно ходатайствовала о назначении дополнительной автотехнической и дорожно-транспортной экспертиз, однако судом было отказано в удовлетворении ходатайств).

Между тем, очевидно - несмотря на явное несоответствие состояния дорожного покрытия требованиям безопасности дорожного движения, движение на данном участке федеральной дороги не было запрещено или ограничено, не было временных предупреждающих знаков, ограничивающих, по крайней мере, скорость движения.
В то же время, из текста ФЗ и ГОСТа следует: данные условия должны соблюдаться должностными лицами, а не водителями. Законодатель устанавливает приоритет ответственности государства над ответственностью граждан за безопасные условия дорожного движения . Таким образом, ответственность водителя за нарушение правил дорожного движения, в том числе и п.10.1 может наступать только при условии обеспечения со стороны государства (соответствующих должностных лиц и организаций) безопасных условий дорожного движения. Поскольку при наличии необработанного гололёда (как и снежного наката) одно из условий безопасного движения - сцепление с дорогой (0,2) - ниже установленного ГОСТом минимального уровня (0,4), то ответственность за это не может быть переложена на плечи водителя. Тем более, ГОСТом установлено, что сцепление должно обеспечивать безопасное движение с разрешённой правилами скоростью . Поскольку на спорном участке федеральной трассы ограничения нет, то разрешённая скорость - 90 км/ч. Подсудимый же двигался со скоростью 40 км\ч, т.е. он предпринял все разумные меры безопасности, поскольку речь идет не о просёлочной дороге, а о четырёхполосной федеральной трассе, где движение с такой скоростью априори должно быть безопасным, несмотря на погодные условия. В ином случае, в соответствии с федеральным законом, движение должно быть остановлено или ограничено.
Учитывая изложенные обстоятельства, для вывода о нарушении обвиняемым скоростных ограничений, уже в обвинительном заключении должны содержаться сведения о разрешённой скорости на данном участке автомагистрали и данные о наличии или отсутствии постоянных или временных знаков, ограничивающих движение или скорость (при отсутствии подобных данных в обвинительных документах, установление их судом в обвинительном приговоре будет являться нарушением положений ст. 252 УПК РФ о пределах судебного разбирательства). (На сегодняшний день, в отличие от момента рассмотрения настоящего дела, данная позиция находит подтверждение судебной практикой (надзорное определение ВС РФ от 11 мая 2006 года № 31 - Д 06 - 5).

Вышеописанные обстоятельства не берутся во внимание экспертами при даче заключения о нарушении ПДД.
Между тем, субъективную сторону события (виновность водителя) эксперт установить не может, и не вправе. Он устанавливает лишь объективную (техническую) сторону нарушения ПДД.
Субъективную же сторона, т.е. виновность (отношение к нарушению, выразившееся в преступной небрежности или самонадеянности) водителя в нарушении ПДД устанавливается исходя из совокупности всех доказательств, и должна быть конкретизирована уже в постановлении о предъявлении обвинения и далее - в приговоре. Т.е., из текста обвинения должно следовать, что водитель не просто нарушил определённый пункт правил, а виновно нарушил, допустив преступную небрежность, или проявив преступную самонадеянность (ст. 171 ч.2 п.4, ст.73 ч.1 п.2 УПК РФ). К примеру: «двигаясь со скоростью …км/ч на участке дороги, где установлено ограничение скорости не более …км/ч (либо с определённой скоростью, превышающей безопасную, учитывая дорожные условия), заведомо зная , что превышение скоростного режима может привести к общественно-опасным последствиям, но самонадеянно рассчитывал их предотвратить (либо не считал, что это может привести к таким последствиям, хотя по обстоятельствам дела мог и должен был предвидеть их наступление).
Однако, в обвинительных документах по данному делу (как и по большинству подобных дел) субъективная сторона состава преступления не нашла своего отражения.

Между тем, движение по федеральной трассе со скоростью 40 км/ч при отсутствии постоянных или временных знаков, запрещающих или ограничивающих движение (либо указывающих безопасную скорость движения) или предупреждающих об опасности, априори не является опасным, поскольку при таких обстоятельствах предполагается надлежащее состояние дорожного покрытия (в том числе, надлежащий коэффициент сцепления не менее 0,4).
Таким образом, водитель при заданных обстоятельствах не мог и не должен был предвидеть наступления общественно-опасных последствий, а посему - невиновен.

Вам, наверное, интересно, чем закончилось настоящее уголовное дело в отношение гражданина К. Как это часто бывает, длительное и бескомпромиссное судебное следствие (а дело слушалось районным судом больше года, судебное следствие возобновлялось после прений 3 раза, назначались 2 судебные экспертизы, ещё в ходатайстве о проведении 2 экспертиз отказано, обвинитель и потерпевшие настаивали на длительном лишении подсудимого свободы, сторона защиты - на его оправдании) завершилось вполне «компромиссным» обвинительным приговором с назначением условного наказания. Никто из сторон, в том числе и я (по письменному заявлению доверителя, которого приговор устроил в полной мере) приговор не обжаловали. Как бы мне по принципиальным соображениям ни хотелось довести данное дело до логического конца, воля клиента - закон для адвоката.
Между тем, ситуация ДТП, описанная в статье, по своей фабуле - довольно стандартная. Условное наказание по делам о ДТП при описанных обстоятельствах назначается далеко не всегда. Надеюсь, что кто-то из коллег при защите доверителя в подобной ситуации использует мой опыт и доведёт дело до логичного завершении в интересах своего клиента.

Адвокат, заведующий АК № 1 СККА г. Невинномысска, член квалификационной комиссии АП СК Трубецкой Никита Александрович