Ведомственные нормы инструкция по рекультивации земель при строительстве трубопроводов. Нормативные документы Проект рекультивации нарушенных земель при прокладке трубопровода

Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия . Участки самозарастания - специально не благоустраиваемые для использования в.хозяйственных или рекреационных целях относятся к землям природоохранного и санитарно-гигиенического направления рекультивации.

Для сохранения земель проектом предусматривается рекультивация земель, т.е. снятие плодородного слоя почвы до начала строительных работ транспортировка его к месту временного хранения и нанесение его на восстанавливаемые земли после окончания строительных работ. Технический этап рекультивации выполняется силами и техническими средствами генподрядной организации.

Снятие плодородного слоя почвы и его перемещение в отвал следует производить бульдозером на всю толщину, по возможности за один проход. Нельзя допускать смешивания плодородного слоя почвы с минеральным грунтом. Грунт, образованный в результате вытеснения объема при укладке газопровода в траншею, Должен быть равномерно распределен и спланирован в полосе отвода участка выделенного под строительство.

Снятие плодородного слоя почвы производится, как правило, до наступления устойчивых отрицательных температур. В исключительных случаях по согласованию с землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль над использованием земель. Допускается снятие плодородного слоя почвы в зимних условиях. Засыпку газопровода минеральным грунтом производят в любое время года сразу после укладки. Нанесение плодородного слоя почвы должно производиться только в теплое время года (при нормальной влажности и достаточной несущей способности грунта для прохода машин).

Работы по снятию и нанесению плодородного слоя почвы производятся силами строительной организации.

Последовательность операций при рекультивации плодородных земель:

Снятие плодородного слоя почвы с полосы рекультивации и перемещение его во временный отвал;

Строительство газопровода (разработка траншеи, укладка труб в траншею), засыпка траншеи минеральным грунтом и отсыпка валика обеспечивающего создание ровной поверхности после естественного уплотнения грунта;

Разравнивание лишнего минерального грунта образовавшегося в результате вытеснения объема после укладки газопроводов в траншею;

Уборка строительного мусора загрязненного плодородного грунта с заменой его качественным;

Грубая планировка бульдозером поверхности плодородного слоя всей строительной полосы;

Проверка инспектором по использованию и охране земель состояние грунта в полосе рекультивации для исключения засыпки загрязненного минерального грунта слоем качественной почвы.

При снятии, обратном нанесении и хранении почвы во временном отвале не допускается смешивание ее с подстилающими грунтами, а также ее загрязнение, размыв, выдувание.

Рекультивируемые земли и прилегающая к ним территория после завершения всего комплекса работ должны представлять собой оптимально организованный и экологически сбалансированный устойчивый ландшафт. Описания параметров рекультивации в проекты приведены в таблице 6.4.

Таблица 6.4 - Описание параметров рекультивации на объекте

Характеристика источников выбросов загрязняющих веществ

Загрязнение воздушного бассейна происходит в период проведения строительно-монтажных работ от:

грузового автотранспорта;

дорожно-строительной техники.

Потребность в основных строительных машинах, механизмах и транспортных средствах определена в соответствии с физическими объемами строительно-монтажных работ, весом конструкций и принятыми методами организации строительства. Строительные машины и транспортные средства, необходимые для выполнения подготовительных и строительно-монтажных работ, представлены в таблице 6.5.

Таблица 6.5. Перечень необходимого транспорта для строительных работ

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является строительная площадка с нестационарными источниками выделения - двигатель грузового автотранспорта и спецтехники.

6. Рекультивация земель на строительной полосе трубопровода6.1. Ширина полосы отвода земель для строительства межпоселковых и распределительных газопроводов назначается проектом по согласованию с землепользователями, а для газопроводов-отводов высокого давления устанавливается в соответствии со СНи 452-73 и тоже согласовывается с землепользователем.

6.2. Учитывая большую уязвимость плодородной почвы в Нечерноземной зоне РСФСР, при рекультивации земель необходимо снимать гумусный слой грунта со всей ширины рабочей полосы.

6.3. Ширина полосы отвода на землях сельскохозяйственного назначения назначается в зависимости от вида сельскохозяйственных угодий и технологической схемы производства рекультивации. Предлагаемые схемы производства работ направлены на сокращение площадей отводимых земель под строительство трубопроводов (рис. 8 ).

6.4. Первая схема предусматривает хранение плодородной почвы на нерабочей зоне полосы за отвалом минерального грунта, при этом и плодородный грунт и минеральный грунт перемещаются бульдозером.

При второй схеме ширина строительной полосы сужается на величину С 1 за счет сближения отвалов плодородного и минерального грунтов, т.к. засыпка минерального грунта производится экскаватором или другой машиной, установленной на рабочей зоне.

При третьей схеме минеральный грунт укладывается на рабочую зону и планируется для прохода монтажной техники, при этом ширина строительной полосы еще более сужается.

Четвертая схема позволяет еще больше сузить строительную полосу за счет засыпки минерального грунта продольным проходом землеройной машины по отвалу грунта (роторного траншеезасыпателя, грейдера и др.).

Пятая схема предписывает укладку плодородного грунта также как и минерального на рабочей зоне, его планировку для проезда транспортных машин.

Шестая схема предусматривает вывозку плодородного грунта за пределами строительной полосы, хранение его в буртах и возвращение на место после засыпки трубопровода.

Седьмая схема рассчитана на стесненные условия, когда нет места для укладки отвала грунта, а движение строительных машин осуществляется по оси строящегося трубопровода (сварка труб в траншее или протаскивание плетей по траншее, укладка трубозаглубительными машинами).

Восьмая схема отражает организацию работ в условиях, когда не требуется техническая рекультивация земель, т.е. снятие плодородного слоя грунта не производится.

Рис. 8 . Ширина отвода земель в зависимости от схем производства работ

7. Разработка траншеи и засыпка

7.1. Способ производства земляных работ при строительстве трубопроводов систем газоснабжения (1,2 МПа) (межпоселковых, распределительных, вводов) должен определиться проектом и выполняется в соответствии со СНиП 3.02.01-87 и СНиП 3.05.02-88 и рекомендациями настоящего Пособия, а при строительстве газопроводов-отводов высокого давления в соответствии со СНиП III-42-80 и
.

7.2. Наименьшая ширина траншеи по дну должна назначаться в соответствии с таблицей 6 .

Таблица 6


Способ укладки газопровода

Наименьшая ширина траншеи по дну без учета креплений, м

с вертикальными стенками

с откосами в грунтах, расположенных выше уровня грунтовых вод

1. Плетьми или секциями при наружном диаметре Д, м:

Д + 0,3 (независимо от диаметра труб)

до 0,7

Д + 0,3 не менее 0,7

более 0,7

1,5Д

2. Отдельными трубами при наружном диаметре Д, м:

до 0,5

Д + 0,5

Д + 0,5 (независимо от диаметра труб)

более 0,5

Д + 0,8

Примечание: Ширина траншей для газопроводов в грунтах, расположенных ниже уровня грунтовых вод и разрабатываемых с открытым водоливом, должна приниматься с учетом размещения водосборных и водоотливных устройств согласно проекта.

7.3. Наименьшая ширина траншеи по дну при разработке грунта землеройными машинами цикличного действия должна соответствовать ширине режущей кромки рабочего органа машины с добавлением в песчаных грунтах и супесях 0,15 м, в глинах и суглинках 0,1 м.

Размеры приямков для монтажа трубопроводов в траншеи следует принимать не менее: длина 1 м, ширина Д + 1,2, глубина 0,7 м.

7.4. Поперечный профиль траншеи определяется устойчивостью откосов и способом производства работ.

При балластировке трубопроводов диаметром более 300 мм железобетонными грузами ширина траншеи должна быть такой, чтобы обеспечить расстояние между пригрузом и стенкой траншеи не менее 0,15 м.

7.5. Заглубление трубопровода определяют до верха трубы или балластирующей конструкции и должно быть не менее 0,8 м с учетом условий сохранности трубопровода от повреждений. В местах, где не предусматривается движение транспорта, глубину прокладки газопроводов допускается уменьшать до 0,6 м.

7.5. Профиль траншеи должен быть выполнен таким образом, чтобы уложенный трубопровод по всей длине нижней образующей соприкасался с дном, а на участках поворота трасса трубопровода располагался на дне траншеи по линии изгиба. Для обеспечения указанного условия дно траншеи должно быть спланировано путем протаскивания по дну тяжелых устройств (например, клин-бабы, шар-бабы и др.).

7.7. Прокладку газопроводов в грунтах с включением строительного мусора и перегноя следует предусматривать с устройством под газопровод основания из мягкого или песчаного грунта толщиной не менее 10 см (над выступающими неровностями основания); засыпку газопровода следует предусматривать таким же грунтом на полную глубину траншеи.

7.8. До начала разработки экскаватором траншеи необходимо выполнить следующие виды работ:

разбить и закрепить трассу газопровода на месте путем установки разбивочных знаков;

вскрыть шурфами места пересечения трассы газопровода с подземными коммуникациями;

установить ограждения и предупредительные знаки в местах производства работ.

7.9. В зимний период до начала разработки траншей необходимо очистить трассу от снега. Размеры очищаемого участка определяются в зависимости от производительности комплекса машин и должны соответствовать проходке машин за одну-две смены.

7.10. Вдоль размеченной трассы газопровода через каждые 40-50 м и на переломах продольного профиля на расстоянии 0,5 м от разрабатываемой траншеи следует установить визирки с рабочими отметками глубины разработки траншей экскаватором.

7.11. Вскрытие траншей следует начинать с низовой стороны для обеспечения возможности удаления грунтовых и атмосферных вод в места с пониженными отметками. Место отвала грунта следует располагать на стороне, с которой возможен приток дождевых вод.

7.12. При наличии в проектной документации указаний о необходимости крепления вертикальных стенок траншей вслед за разработкой траншеи на расстоянии 10 м от экскаватора должны устанавливаться крепления инвентарного типа.

7.13. Разгрузку ковша необходимо производить в односторонний отвал, при этом из верхних слоев грунт необходимо укладывать в наиболее удаленные части отвала с постепенным приближением мест разгрузки ковша к бровке траншеи по мере её углубления.

7.14. Для рытья траншей под трубопроводы диаметром свыше 219 мм целесообразно использовать преимущественно роторные и цепные траншейные экскаваторы непрерывного действия. Цепные экскаваторы рекомендуется применять для рытья траншей в легких и средних грунтах с однородной структурой (без включения крупных камней, твердых прослоек и т.п.). Роторные экскаваторы можно применять для разработки практически всех видов грунтов, включая мерзлые.

Рытье траншей под трубопроводы меньших диаметров производят плужными канавокопателями.

7.15. При разработке мерзлых грунтов можно использовать, рыхлители, дискофрезерные машины, многоковшовые роторные экскаваторы, буровые машины.

7.16. Для разработки мерзлых грунтов используются щеленарезные машины в комплекте с одноковшовым экскаватором по следующей технологии: производят нарезку щелей щеленарезной машиной, при этом длина участка должна быть такой, чтобы его можно было разработать экскаватором в течение одной смены. При глубине промерзания меньшей, чем глубина траншеи; щеленарезной машиной следует нарезать несколько продольных щелей на глубину промерзания грунта таким образом, чтобы ширина межщелевых целиков грунта составляла не более 0,8 от ширины ковша экскаватора. Затем в начале участка при образовании забоя нарезается несколько поперечных щелей длиной равной ширине траншеи, на глубину промерзания грунта. Межщелевые целики мерзлого грунта взламывают ковшом экскаватора и удаляют из траншеи, после чего незамерзающий грунт вынимается экскаватором до проектной отметки дна траншеи. Расстояние между экскаватором и началом участка, на котором работает щеленарезная машина, должна быть не менее 20-30 м.

7.17. При глубине промерзания больше, чем глубина траншеи нарезаются на проектную глубину траншеи продольные и поперечные щели. Расстояние между щелями должно быть 0,8-0,9 ширины ковша экскаватора. Затем межщелевые целики мерзлого грунта следует взломать экскаватором и удалить из забоя.

7.18. Приямки под технологические захлесты, трубную арматуру или при монтаже газопровода в траншее разрабатывают одновременно с рытьем траншеи, если позволяет устойчивость грунтов.

7.19. Разработка траншей одноковшовым экскаватором следует вести с устранением гребешков на дне в процессе копания, что достигается протаскиванием ковша по дну траншеи после завершения разработки забоя.

7.20. На участках с высоким уровнем грунтовых вод разработку траншей следует начинать с более низких мест для обеспечения стока воды и осушения вышележащих участков.

7.21. Для районов с глубиною промерзания 0,4 м и более в ППР должны предусматриваться мероприятия по предохранению грунта от промерзания (рыхление поверхностного слоя, снежный валик, утепление древесными остатками и т.д.).

7.22. Если в траншеи образовался лед и снег, перед укладкой трубопровода его необходимо удалить экскаватором.

7.23. До начала производства работ по засыпке траншей газопровод должен быть полностью смонтирован, сварные стыки проверены физическими методами контроля и заизолированы, должна быть выполнена проверка правильного положения газопровода и плотного его прилегания ко дну траншеи, проверка качества изоляционного покрытия.

7.24. Засыпка траншей с уложенным газопроводом должна производиться в два приема:

сначала мягким грунтом засыпаются и подбиваются приямки и пазухи одновременно с обеих сторон газопровода, а затем траншея засыпается указанным грунтом на 0,2 м выше верхней образующей трубы с обеспечением сохранности труб, стыков и изоляции, при этом грунт отсыпается слоями и уплотняется ручными, механическими или пневматическими трамбовками (рис. 9 ).

7.25. Окончательная засыпка траншей должна производиться после испытания газопроводов на прочность и проверки изоляции приборами. Засыпку следует производить грунтом без крупных включений.


Рис. 9. Схема трамбовки пазухов и послойной засыпки трубопровода:

1 - газопровод; 2 - подбивка пазухов с уплотнением; 3 - присыпка с уплотнением; 4 - послойная засыпка.

7.26. Для футеровки трубопровода в мерзлых и каменистых грунтах вместо подсыпки и присыпки мягкого грунта или деревянных реек рекомендуется использовать вспененный, полимерный материал на основе карбамидной смолы. (Пеногенератор, смонтированный на трехосном автомобиле повышенной проходимости, изготавливается ВНИИСТом по заказам строительных организаций).

Кроме того, для этой цели могут быть использованы маты, изготавливаемые из отходов резино-технической промышленности (отходы транспортной ленты, полимерная вата изношенных автопокрышек). Конструкция таких матов и технология их изготовления разработаны ВНИИСТом.

7.27. Засыпку траншей, выполненную роторным экскаватором, когда объем грунта в отвале не большой, следует производить продольным проходом бульдозера с косо установленным ножом или роторным траншеезасыпателем.

7.28. Засыпку траншей, разработанную одноковшовым экскаватором, осуществляют преимущественно бульдозерами (траншеезасыпателями роторного типа). На слабых грунтах в ряде случаев засыпку выполняют одноковшовыми экскаваторами, оборудованными ковшом с обратной лопатой.

7.29. При наличии горизонтальных кривых вначале засыпают криволинейный участок трубопровода, а затем остальную часть. При этом засыпку начинают с середины криволинейного участка, двигаясь к его концам. На участках трассы с вертикальными кривыми газопровода засыпку его осуществляют сверху вниз.

7.30. После засыпки трубопровода, проложенного на рекультивируемых землях, над газопроводом устраивают валик, высота которого должна совпадать с ожидаемой величиной осадка грунта засыпки. После засыпки газопровода минеральным грунтом на рекультивируемых землях в летнее время его уплотняют многократными проходами гусеничных тракторов. По уплотненному грунту укладывают, а затем разравнивают ранее снятый плодородный слой.

7.31. Засыпку газопровода, уложенного в мерзлых грунтах, осуществляют как в обычных условиях: присыпка газопровода талым мягким грунтом на высоту 20-25 см над образующей трубы. Дальнейшую засыпку газопровода выполняют грунтом с отвала.

7.32. Если по грунтовым условиям работа техники затруднена в зоне размещения отвала грунта, засыпку необходимо вести одноковшовым экскаватором с размещением его со стороны рабочей полосы.

7.33. При засыпке мерзлым грунтом над трубопроводом делают грунтовый валик с учетом его осадки после оттаивания.

7.34. Метод засыпки трубопровода, уложенного в траншею, разработанную в болотистых грунтах, выполняют в летнее время года, зависит от типа и структуры болота.

На болотах с несущей способностью более 0,01 МПа засыпку трубопровода производят бульдозерами на болотном ходу или одноковшовыми экскаваторами с обратной лопатой на уширенных гусеницах, работающих с перекидных сланей.

7.35. Засыпку разработанных траншей на болотах, промерзших в зимнее время и имеющих достаточную несущую способность, осуществляют так же, как при засыпке траншей в обычных мерзлых грунтах. При недостаточности промерзания болота или малой несущей способности для засыпки траншей используют бульдозеры или одноковшовые экскаваторы на уширенных гусеницах, пеносанях или щитах.

Рекультивация заключается в восстановлении земель, нарушенных в процессе строительства дороги. Основными видами работ по рекультивации являются: снятие и хранение плодородного слоя, планировка земель, осушение земель, нанесение плодородного слоя, мероприятия по предотвращению водной и ветровой эрозии.

На поперечных профилях полосы отвода выделяют полосу постоянного

отвода земель под дорогу и притрассовую полосу временного отвода.

Полоса постоянного отвода под дорогу включает площади под насыпи, выемки, водоотводные сооружения и обочины шириной 1 м с каждой стороны дороги. Притрассовая полоса временного отвода включает площадь боковых резервов, площади под временным отводом растительного грунта и дороги. Ширину полосы временного отвода земляного полотна, необходимую для складирования и хранения растительного грунта, проезда и маневрирования землеройной машины принимают равной 10-12м.

После окончания строительных работ временно-занимаемые площадь должны быть спланированы, растительный слой из временных отвалов в равномерно распределен по восстановленной площади. При необходимости вносят органические и минеральные удобрения, производится вспашка, боронование почвы с посевом трав или посадкой саженцев.

4.5.3. Источники загрязнения атмосферы

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются автомобили и другие виды транспорта.

Выбросы автотранспорта, составляющие около половины атмосферных выбросов антропогенного происхождения, образуются из выбросов двигателя, продуктов износа механических частей, покрышек дорожного покрытия.

К факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на организм человека, относятся соединение свинца, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта. В атмосферном воздухе свинец содержится почти исключительно в виде неорганических соединений.

Количество свинца в крови человека возрастает с увеличением его содержания в воздухе. Это ведет к снижению активности ферментов, участвующих в насыщении крови кислородом и следовательно к нарушению обменных процессов в организме.

Загрязнение атмосферного воздуха таит в себе не только угрозу здоровью людей, но и наносит большой экологический ущерб. Ядовитые вещества воздуха отравляют животных, обесцвечивают краску на стенах домов и корпусах автомашин, под их влиянием гибнут растения. Поэтому необходимо знать концентрацию вредных веществ в атмосферном воздухе.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

Для уменьшения концентрации вредных веществ в воздухе в проекте предусмотрена двухрядная посадка деревьев по обе стороны от дороги.

Зеленые насаждения играют важную роль в очистки воздуха. Листья деревьев поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько

необходимо для дыхания трех человек.

Зеленые насаждения поглощают из воздуха не только углекислый газ, но и очищают атмосферу от угарного газа, сводят его концентрацию к естественной - порядка 0,00001%.

Зеленые насаждения не только улучшают микроклимат, изменяют тепловой режим, увлажняют и очищают воздух, обогащают его кислородом, убивают болезнетворные микробы, но и оказывают благоприятное воздействие на людей.

Посадка не только снижает загазованность, но и защищает населенные пункты от шума.

3.2. Рекультивация нарушенных земель, нарушенных при строительстве газопровода-отвода и ГРС к п. Красные Баки.

Настоящий раздел проекта охватывает вопросы рекультивации земель, нарушенных при строительстве газопровода-отвода и ГРС к п. Красные Баки.

Общие сведения о рекультивации

Настоящим разделом для разработки данного раздела послужили:

· технические условия на рекультивацию, выданные районным управлением сельского хозяйства;

· схема расстановки механизмов в пределах строительной полосы;

· установленными нормами отвода земель;

· план трассы газопровода с границами землепользователей;

· генеральный план;

· материалы изысканий.

Настоящий раздел проекта разработан в соответствии с:

· "Земельным кодексом РСФСР", 1991 г.;

· "Лесным кодексом РСФСР", 1997 г.;

· Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации №77 от 28 января 1993 года "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства";

· Постановлением Правительства Российской Федерации №1176 от 27 ноября 1995
года "О внесении изменений в постановление Совета Министров
Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 года №77 "Об
утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли,
землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь
сельскохозяйственного производства";

· Инструкцией о порядке финансирования работ по рекультивации земель. Москва: Минфин СССР, Госплан СССР, Госбанк СССР, 1976 г.;

· Инструкцией о порядке возмещения землепользователям убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земель для не сельскохозяйственных нужд. Москва: Госагропром СССР, 1976 г.;

· "Инструкцией о проведении органами лесного хозяйства и государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой леса", Госкомлес, 1985 г.;

· "Указаниями по проведению контроля за лесоустроительными работами", Госкомлес, 1991 г.;

· "Охрана окружающей природной среды" - с СНиП 1.02.01-95;

ВСН 004-44 "Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация", Миннефтегазстрой, 1989г.;

· ВСН 014-89 "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды", Миннефтегазстрой, 1990 г.;

· ГОСТ 27593-88 (СТ СЭВ 5298-85) - Почвы, термины и определения;

· ГОСТ 17.4.3.02-85. Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ;

· ГОСТ 17.4.3.04-85. Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и

охране от загрязнения;

· ГОСТ 17.5.1.01-83. Охрана природы. Земли. Рекультивация земель. Термины и

определения;

· ГОСТ 17.5.1.02-85. Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель

для рекультивации;

· ГОСТ 17.5.3.04-83. Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации

нарушенных земель;

· ГОСТ 17.5.3.05-84. Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования;

· ГОСТ 17.5.3.06-85. Охрана природы. Земли. Требования к определению норм

снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ;

· "Нормы по рекультивации нарушенных земель в газовой промышленности" -

институт ВНИИгаздобыча;

· "Сборник нормативов и затрат на рекультивацию нарушеш1ых земель", ГИРЗ

Госагропрома СССР, 1987 г.;

· "Сборник норм отвода земель для строительства линейных сооружений",

Стройиздат, 1976 г.;

· "Методика определения экономической эффективности рекультивации земель",

НИИПиН и ГИРЗ, Госагропрома СССР, 1986 г.

Работы по рекультивации нарушенных земель, в процессе строительства, земель ведутся на землях сельхозназначения.

На землях Государственного лесного фонда и "неудобных" землях предусматривается планировка минерального грунта по полосе временного отвода, а также уплотнение его в траншее.

Техническую рекультивацию, направленную на сохранение плодородного слоя, выполняет строительная организация, биологическую рекультивацию, направленную на восстановление плодородия почвы (вспашка, посев трав, внесение органических и минеральных удобрений), осуществляет землепользователь за счет средств, предусмотренных сметой на рекультивацию, включенных в сводную смету строительства.

Проектом предусматривается возмещение землепользователям убытков в порядке, указанном в "Инструкции о порядке возмещения землепользователям убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков", а также потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земель для не сельскохозяйственных нужд.

Согласно требований СНиП II1-42-80 "Магистральные трубопроводы" до начала производства основных строительно-монтажных работ по прокладке коммуникаций на землях, используемых в сельскохозяйственном производстве, необходимо выполнить в числе других подготовительных работ срезку плодородного слоя, гуртовку в отвал для использования его в последующем для восстановления (рекультивации) нарушенных сельскохозяйственных угодий.

Объемы работ по восстановлению (рекультивации) земель

По трассам газопровода и внеплощадочных коммуникаций проектом предусматривается снятие, сохранение и последующее восстановление плодородного слоя почвы на полосе шириной, определенной согласно ВСН 004-88. Толщина рекультивируемого слоя 0,3 м. Ширина полосы рекультивации (для данного диаметра газопровода составляет 3,5 м), ее размещение относительно оси газопровода и место расположение плодородного грунта показаны на схеме строительной полосы газопровода.

Во избежание выветривания плодородного слоя при его храпении до обратного перемещения для восстановления плодородия почвы, поверхность отвала должна засеваться быстрорастущими травами.

В соответствии с условиями, установленными землепользователями, и инструкцией по рекультивации земель при строительстве трубопроводов ВСН 004-88, а также нормативов по рекультивации нарушенных земель в газовой промышленности (ВНИПИгаздобыча) приняты

объемы работ, приведенные в ведомости объемов работ по рекультивации нарушенных земель Табл. 1.

На землях, отведенных в постоянное пользование для строительства площадочных зданий и сооружений, снятие земли предусматривается по всей отведенной под строительство территории, а восстановление его только в пределах озеленяемой зоны. Принятые объемы работ по рекультивации нарушенных земель при строительстве площадочных сооружений и подъездных автодорог приведены в Табл. 1.1.

Таблица

объемов работ по рекультивации нарушенных земель

Табл. 1

Наименование землепользователей

Протяжен, рекультив. полосы м

Ширина рекультив. полосы м

Толщина снимаемого плодород­ного слоя, м

Объем земляных работ м 3

1 2 3 4 5 6

1. Линейная часть газопровода

Нижегородская область

Семеновский район

1 к-з "Боковский"
пашня 1320 3,5 0,3 1386
выгон 129 -"- -"- 135
872 1521

Краснобаковский район

1 с-з "Рассвет" 7514 3,5 0,3 7890
пашня 465 -"- -"- 488
выгон
ИТОГО: 7979 8378
2 с-з "Зубилихинский"
пашня 5506 -"- -"- 5781
выгон 43 -"- -"- 45
ИТОГО: 5549 5826
2 к-з "Красное знамя"
пашня 931 -"- -"- 978
ИТОГО: 931 978
ВСЕГО ПО КРАСНОБАКОВС-КОМУ РАЙОНУ:
пашня 13951 -"- -"- 14649
выгон 508 -"- -"- 533
14459 15182
ВСЕГО ПО ЛИНЕЙНОЙ Ч А СТИ ГАЗОПРОВОДА:
пашня 15271 -"- -"- 16034
выгон 637 -"- -"- 669
15908 16703

II. Кабельная линия связи

Нижегородская область

Семеновский район

1 к-з "Боковский"
пашня 1440 3,5 0,3 1512
выгон 129 -"- -"- 135
ВСЕГО ПО СЕМЕНОВСКОМУ РАЙОНУ: 1569 1647

Краснобаковский район

1 с-з "Рассвет" 7514 3,5 0,3 7890
пашня 465 -"- -"- 488
выгон
ИТОГО: 7979 8378
2 с-з "Зубилихинский"
пашня 5506 -"- -"- 5781
выгон 43 -"- -"- 45
ИТОГО: 5549 5826
2 к-з "Красное знамя"
пашня 1726 -"- -"- 1812
ИТОГО: 1726 1812
ВСЕГО ПО КРА С НО Б А КО ВС-КОМУ РАЙОНУ:
пашня 14746 -"- -"- 15483
выгон 508 -"- -"- 533
15254 16016
ВСЕГО ПО КАБЕЛЬНОЙ ЛИНИИ СВЯЗИ:
пашня 16186 -"- -"- 16995
выгон 637 -"- -"- 669
16823 17664

Краснобаковский район

III. Водоснабжение

1 к-з "Красное знамя"
пашня 32 -"- -"- 34
выгон 58 -"- -"- 61
ВСЕГО ПО ВОДОСНАБЖЕНИЮ: 90 95
IV. Газопровод низкого давления
1 к-з "Красное знамя"
пашня 795 -"- -"- 835
ВСЕГО ПО ГАЗОПРОВОДУ НИЗКОГО ДА ВЛЕНИЯ: 795 835

V. Кабельная линия электроснабжения ГРС

1 к-з "Красное знамя"
пашня 95 -"- -"- 100
ИТОГО: 95 100

VI. Кабельная линия электроснабжения линейных потребителей

1 к-з "Красное знамя"
пашня 691 -"- -"- 725
ИТОГО: 691 725
ВСЕГО ПО КАБЕЛЬНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ:
пашня 786 -"- -"- 825
786 825

объемов работ по рекультивации нарушенных земель по территориям площадок ГРС, ДО и а/дорогам

Табл. 1.1.

Наименование работ


в т.ч. по объектам

п/п
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Срезка растительного грунта с 1673 380 438 767 88
отвозкой
- для устройства газонов 168 66 102 - -
2 Устройство газонов посевом 1671 655 1016 - -
многолетних трав
3 Укрепление откосов насыпи посевом 981 - - 905 76
многолетних трав
4 Устройство живой изгороди из 167 - 167 - -
двухрядного кустарника с внесением

растительной земли 0,2 м 3 под 1 куст

5 Посадка деревьев с комом и внесением шт. 16 - 16 - -

растительной зесли 0,2 м 3 под 1 дерево

Методы производства работ по рекультивации земель

При строительстве трубопроводов рекультивация включается в общий комплекс работ, выполняемых в следующей последовательности:

Дифференцированное снятие плодородного слоя почвы в зависимости от его толщины с подлежащей рекультивации полосы и перемещение его во временный отвал, в границах полосы отвода;

Рытье траншей;

Строительство трубопроводов и сетей с засыпкой траншей минеральным грунтом;

Уплотнение минерального грунта прицепным катком за 2 прохода;

Распределение минерального грунта, оставшегося после засыпки траншей, по полосе подлежащей рекультивации, равномерным слоем;

Перемещение плодородного слоя почвы из временного отвала и равномерное распределение его в пределах рекультивируемой полосы, с созданием ровной поверхности после естественного уплотнения.

При снятии, перемещении и хранении плодородного слоя почвы не допускается смешивание его с подстилающими породами, загрязнение жидкостями или материалами, размыв и выдувание.

При выполнении рекультивации, при строительстве трубопроводов, срезка и перемещение плодородного слоя почвы производится бульдозером поперечными по отношению к продольной оси сооружения проходами.

После окончания строительства по всей полосе временного отвода производится:

· удаление из ее пределов всех временных устройств и сооружений;

· засыпка и послойное трамбование или выравнивание рытвин и ям, возникших в результате проведения строительных работ;

· уборка строительного мусора;

· обработка биопрепаратами типа "Деворойл", "Дестройл", "Путидойл" слоя почвы в местах непредвиденного загрязнения ее нефтепродуктами;

· проверка инспектором по использованию и хранению земель, состоянию грунта с целью исключения возможности засыпки загрязненного грунта слоем почвы;

· погрузка и транспортировка оставшегося плодородного грунта на малопродуктивные земли по согласию с землепользователем, разравниванием и планировкой на месте.

Календарные сроки выполнения работ
по технической рекультивации

К производству работ разрешается приступить при наличии юридически оформленных материалов по отводу земель на период строительства.

Перед началом работ необходимо согласовать с землепользователями сроки и способы производства работ.

Техническая рекультивация выполняется в теплый период года.

При этом необходимо предусмотреть создание фронта работ строительным организациям на зимний период, предварительно убрав плодородный слой почвы на участках, где работы будут производиться зимой.

В исключительных случаях, по согласованию с организациями, осуществляющими контроль за использованием земель, допускается снятие плодородного слоя почвы в зимний период.

При выполнении работ по снятию плодородного слоя почвы в зимнее время года мерзлый плодородный слой следует разрабатывать бульдозерами с предварительным рыхлением грунта. Рыхление должно производиться на глубину, не превышающую толщину плодородного слоя почвы.

Указанные выше рекомендации по срокам выполнения рекультивации земель необходимо учесть при составлении генподрядчиком проектов производства работ, совмещенных графиков производства работ и титульных списков финансирования строительства.

Сдача рекультивируемых земель в эксплуатацию

По окончании рекультивации земельные участки, отводившиеся во временное пользование, возвращаются прежним владельцам в состоянии, пригодном для хозяйственного использования их по назначению.

Передача земель производится после полного завершения строительно-монтажных работ одновременно со сдачей основных объектов в эксплуатацию.

Передача земель землепользователям производится заказчиком с участием подрядчика, землепользователей, местных органов власти и оформляется актом в установленном порядке.

Технико-экономические показатели рекультивации земель

1. Площадь отчуждаемых земель, га................................................. 89,17.

2. Площадь рекультивируемых земель, га........................................ 35,73;

в том числе:

Сельскохозяйственных.................................................................. 12,08;

Лесохозяйственных........................................................................ 23,65.

3. Среднегодовая площадь

рекультивируемых земель, га......................................................... 35,73.

4. Площадь снятия плодородного

слоя почвы, га.................................................................................. 12,08.

5. Мощность снимаемого плодородного

слоя почвы, м.......................................................................................0,3.

6. Мощность рекультивируемого слоя

почвы, м................................................................................................0,3.

7. Объем земляных работ, тыс.м 3 выемка...................................…... 36,12.

8. Объем земляных работ, тыс.м 3 насыпь.................................…...... 36,12.


Информация о работе «Современные методы решения экологических проблем на предприятии (на примере ООО Волготрансгаз - дочерней структуры ОАО ГАЗПРОМ)»

Полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, постройки вспомогательных сооружений и посадки придорожных зеленых насаждений, называется полосой отвода . Она переедается в распоряжение дорожных организаций и изымается из ведения тех землепользователей, за которыми была закреплена до постройки дороги. В связи с высокой народнохозяйственной ценностью земель, пригородных для сельскохозяйственного использования и лесного хозяйства согласно нормам отвода земель для авто дорог ширину отводимой полосы земли ограничивают фактическими границами земляного полотна, увеличенными с каждой стороны на 1 м.

При строительстве дорог на орошаемых или осушенных землях, а также землях занятыми садами, не разрешается устраивать боковые резервы и кавальеры. В случаях когда не возможно заложить в стороне от дороги грунтовые карьеры для отсыпки насыпи, в порядке исключения отводят во временное пользование полосу для закладки неглубоких резервов с тем, чтобы при строительстве дороги был сохранен плодородный гумусный слой. После отсыпки насыпи резерв должен быть выровнен, покрыт растительным грунтом и приведен в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве. При современных методах механизированного строительства дорог нельзя обеспечить выполнение работ, ограничиваясь шириной самой дорожной полосы. Необходимы места для размещения удаленного растительного грунта, устройство временных дорог для перевозки материалов во время перестройки дорог. Для этой цели в распоряжение строителей временно выделяют дополнительные площади, которые по окончании работ должны быть возвращены землепользователям в состоянии, пригодном для сельскохозяйственных работ.



Таким образом, средняя ширина полосы отвода в зависимости от категории дороги колеблется от 63 до 21 м на плодородных сельскохозяйственных угодьях и от 74 до 33 м – на землях, не пригодных для сельского хозяйства.

Рекультивация земель

Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на

восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности

нарушенных и загрязненных земель, а также на улучшение условий

окружающей среды.

Вопросы рекультивации земель сравнительно недавно стали обязательными элементами проекта организации строительства дорог. Все работы по рекультивации проводят в два этапа: технический и биологический.

Техническая рекультивация выполняется непосредственно в процессе выполнения земляных работ или сразу же после освобождения временно занимаемых земель. Она включает снятие и хранение плодородного слоя почвы, вертикальную планировку нарушенных земель, откосов, мероприятия по предотвращению водной и ветровой эрозии, нанесению плодородного слоя почвы и т.п. Все эти работы не отличаются особой спецификой и поэтому выполняются организацией, строящей дорогу.

Биологический этап включает агрохимические мероприятия по восстановлению плодородия нарушенных земель, а также непосредственное возвращение земель к первоначальному виду, Эти работы отличаются большой специфичностью и зависят от назначения рекультивируемых земель (пашня, лесопосадки, выгоны). Биологическую рекультивацию выполняют землепользователи за счет средств предприятий, организаций и учреждений, проводивших на этих землях работы, связанные с нарушением почвенного покрова.

На основе общих требований по восстановлению плодородия земель с учетом способов обработки почв и процесса роста сельскохозяйственных культур и других растений установлены следующие требования к рекультивируемым территориям.

1. Поперечные уклоны восстанавливаемых рекультивацией земель должны обеспечить устойчивость земли против водной эрозии. Для большинства разновидностей почв допускаемым уклоном рекультивации iq можно принимать iq < 100‰ при ширине рекультивируемой полосы 10...30 м. При рекультивации под пастбища и сенокосы допускается уклон рекультивации до 20...40‰, при рекультивации под водоем допускается заложение откоса - 1:4.

2. Равенство урожайности приведенной рекультивированной земли и основного поля. Основным показателем этого требования является толщина плодородного слоя hn, которая должна быть не меньше толщины плодородного слоя почвы основного поля h0.

3. Максимальное удобство обработки земель под все виды

сельскохозяйственных культур всеми видами сельскохозяйственных машин.

4. Соблюдение условий водно-теплового режима земляного полотна.

На основе накопленного дорожными организациями опыта перечень работ по рекультивации нарушенных земель включает следующее:

подготовка поверхности для снятия растительного слоя (удаление кустарника, пней, камней и др.);

Снятие плодородного слоя почвы;

Погрузка и транспортировка плодородного грунта на рекультивируемую поверхность;

Уположивание рекультивируемой поверхности с таким расчетом, чтобы была возможность провести биологическую рекультивацию;

Внесение удобрений, посев многолетних трав, кустарников, деревьев.

Для выполнения работ рекультивации могут быть использованы различные типы землеройно-транспортных машин. Наиболее благоприятным периодом для выполнения работ является весенне-летний период.

В равнинной и слабо пересеченной местности рекультивацию земель, занятых боковыми резервами, осуществляют по дуге параболы и касательной к ней линии допустимого уклона, что наиболее просто выполнить в процессе возведения земляного полотна бульдозером или автогрейдером (рис. 9.6.1).

Рис. 9.6.1. Поперечное сечение рекультивированного притрассового бокового резерва

Рекультивацию притрассовых боковых резервов глубиною более 1,0 м можно производить по одной из предлагаемых схем:

Засыпкой привозным инертным материалом с последующей укладкой на него плодородного слоя почвы (рис. 9.6.2., а);

Уположение внешнего откоса резерва с использованием грунта с прилегающей к резерву территории (рис. 9.6.2, б).

Рис. 9.6.2. Схемы рекультивации притрассовых боковых резервов: а - засыпка привозным материалом; б - уположение внешнего откоса

Техническую рекультивацию сосредоточенных карьеров и резервов производят по схемам, аналогичным при рекультивации притрассовых боковых резервов, т.е. путем засыпки выработанного пространства материалами отвалов вскрыши или выполаживанием откосов выработки. При сельскохозяйственном направлении рекультивации плодородный слой почвы лучше укладывать не сразу после засыпки карьера, а после использования спланированной территории под сенокосы или пастбища в течение двух-трех лет. При этом перед укладкой плодородного слоя почвы должно быть проведено рыхление или вспашка спланированной поверхности. Толщина плодородного слоя почвы должна быть не менее 20...50 см, если рекультивируемая территория будет использоваться под пашню.

Заполнение выработанного пространства карьеров можно производить также промышленными и бытовыми отходами с последующей засыпкой отходов плодородной почвы толщиной не менее 10 см. Создание растительного покрова производится посевом многолетних трав.

Охрана природы.

При строительстве автомобильной дороги необходимо учитывать требования защиты окружающей среды. Постройка дороги вносит большие изменения в экологическое равновесие природы и хоз. жизнь района ее проложения. Изъятие земель и нарушение границ угодий может нарушить сложившуюся систему севооборотов и принести большой ущерб сельскому хозяйству. Прорезая большие лесные массивы просеками, дороги меняют условия жизни населяющих их животных. Неожиданно выбежав на дорогу животные могут стать причиной аварий. В ряде случаев дорогу в лесных массивах приходиться ограждать высокими изгородями, а для животных устраивать под насыпями места для проходов. Непродуманно проводимые при постройке дороги земляные работы могут нарушать красоту природных ландшафтов расположенными в неудачных местах грунтовыми карьерами и резервами. При невозможности избежать этих работ следует устраивать маскировки неудачных обезображенных строительством мест посадками растительности.

Дорога привлекает к себе большое количество людей, потому при ее проектировании следует предусмотреть возможность осмотра открывающихся природных ландшафтов и достопримечательных мест.

Технология строительства сооружений, регулирующих водно-тепловой режим земляного полотна, водонепроницаемых, дренирующих, капиллярно-прерывающих прослоек и водоотводные сооружения, а также глубоких дренажей для перехвата и понижения уровня грунтовых вод.

Регулирование водно-теплового режима земляного полотна

Методы регулирования водно-теплового режима земляного полотна можно разделить на четыре основные группы. К первой группе следует отнести мероприятия по ограничению увлажнения земляного полотна поверхностными и грунтовыми водами: защиту его в процессе строительства, отвод воды с обочин и их укрепление, осушение разделительной полосы и полосы отвода, обеспечение минимального возвышения низа дорожной одежды над уровнем поверхностных и грунтовых вод путем устройства насыпей или понижения уровня грунтовых вод, устройство паро- и гидроизолирующих слоев, капилляропрерывающих прослоек, электро- и химические методы, а также уплотнение грунтов. Вторая группа включает мероприятия по замене и улучшению грунтов: устройство верхней части насыпи из непучинистых или слабопучинистых грунтов, морозозащитные слои, улучшение зернового состава грунтов и обработку их вяжущими. Третья группа объединяет мероприятия по отводу воды из дорожной одежды, включая устройство дренирующих слоев и"прослоек, дренажи мелкого заложения. В четвертую группу входят мероприятия, регулирующие тепловой режим земляного полотна путем устройства теплоизоляционных слоев.

В ходе строительства дорог связные грунты подвергаются погодным воздействиям, в результате может наблюдаться высыхание и трещинообразование в сухой период, переувлажнение, набухание и уменьшение несущей способности грунтового основания в дождливый период. В последнем случае образуются неровности на поверхности земляного полотна при строительстве дорожной одежды, что затрудняет водоотвод из дренирующего слоя во время эксплуатации дороги. Чтобы защитить земляное полотно от переувлажнения, в процессе строительства организуют отвод поверхностной воды и укладывают защитные слои: пленки полимерные, битумные и др. Наиболее распространены мероприятия по водоотводу, которые включают устройство нагорных и водоотводных канав, планировку резервов, выемок, полотна дороги и т. д. В этом отношении представляет интерес практика отвода воды, принятая во Франции, где в течение всего периода строительства земляное полотно планируют с уклоном около 100 промиль.

В ряде стран (ФРГ, Япония, Португалия и др.) укладывают защитные слои: полимерные пленки, грунт, укрепленный известью или цементом, битумные пленки и т. д. В США, Канаде, ФРГ, во Франции и в ряде других стран широко применяют укрепление обочин и устройство лотков для сбора и отвода воды с проезжей части, чтобы уменьшить приток атмосферных осадков в земляное полотно в процессе эксплуатации дороги. Поперечный уклон обочин делают от 20 до 80 промиль исходя из типа укрепления (за пределами краевой полосы) обочин, наличия стока воды с проезжей части на обочину и условий безопасности движения. Поперечный уклон грунтовой части обочин у бровки земляного полотна достигает 120 промиль. До сравнительно недавнего времени практически не было данных о влиянии таких мероприятий на водно-тепловой режим земляного полотна в условиях СССР. Поэтому до введения СНиП 5-72 поперечные уклоны обочин назначались равными 25-40 промиль только с учетом типа покрытия. Не было ясно, улучшает или ухудшает тот или иной тип укрепления водно-тепловой режим земляного полотна.

технология строительства сооружений,водонепроницаемых, дренирующих, капиллярно-прерывающих прослоек

При высоком уровне грунтовых вод для повышения устойчивости земляного полотна в теле насыпи устраивают водонепроницаемые или капилляропрерывающие прослойки.

Водонепроницаемые прослойки укладывают на всю ширину земляного полотна или, в целях экономии материалов, на ширину проезжей части с превышением ее с каждой стороны на 0,5 м.

При насыпях высотой менее 1,0 м водонепроницаемый слой устраивают на уровне подошвы насыпи путем укрепления местного грунта органическими вяжущими материалами (жидкие битумы класса МГ, СГ вязкостью 25/40, битумными эмульсиями и др.) (рис. 2.3.1). На высоких насыпях водонепроницаемую прослойку можно устраивать на глубине 0,6...1,0 м от бровки земляного полотна. Кроме обработки местного грунта, водонепроницаемую прослойку можно устраивать из битумной пасты или шлама толщиной 3,0...3,5 см.

Рис. 2.3.1. Конструкции водонепроницаемых прослоек:

а) при высоте насыпи менее 1 м с использованием в качестве водонепроницаемой прослойки грунта, укрепленного органическим вяжущим материалом; б) при высоте насыпи более 1 м с использованием в качестве прослойки синтетической пленки:

1 - покрытие; 2 - основание; 3 - песчаный грунт; 4 - грунт, укрепленный органическим вяжущим материалом; 5 - синтетическая пленка; 6 - уровень грунтовых вод; 7 - укрепленная обочина

В настоящее время в дорожном строительстве широкое распространение в качестве водонепроницаемой прослойки получило использование синтетической пленки из полиэтилена, поливинилхлорида и на основе полиизобутилена. Полимерные пленки промышленность выпускает шириной от 2,4 до 12,0 м и толщиной от 0,1 до 2,0 мм. Чем шире пленка, тем меньше трудовые затраты на сварку или склейку полотнищ и выше качество. Чем больше толщина пленки, тем она надежнее.

Технологический процесс укрепления грунта органическим вяжущим материалом заключается в разрыхлении и измельчении грунта подошвы насыпи на глубину 5...10 см, розливе вяжущего из расчета 2...3 л/м2, перемешивания грунта с вяжущим, разравнивания и уплотнении катками на пневматических шинах.

Рабочие операции по строительству водонепроницаемой прослойки с использованием синтетической пленки включают: планировку и уплотнение земляного полотна, распределение полотен синтетической пленки, доставку грунта, надвижку его на пленку, уплотнение грунта и строительство последующих слоев дорожной одежды.

Капилляропрерывающие прослойки располагают в насыпях на всю их ширину на глубине 1 м от бровки земляного полотна. Назначение таких прослоек - создать преграду для подъема капиллярной воды (рис. 2.3.2). Капилляропрерывающие прослойки устраивают из щебня или гравия фракции 5... 10 мм толщиной 20...40 мм. Сверху и снизу капилляропрерывающей прослойки располагают противозаиливающие слои из топочных шлаков, высевок фракции от 0,1 до 5 мм, геотекстиля толщиной 3,0...5,0 мм и других местных материалов, не подвергающихся гниению.

Рис. 2.3.2. Конструкция водонепроницаемой прослойки:

1 - дорожная одежда; 2 - грунт земляного полотна; 3 - противозаиливающие прослойки; 4 - капилляропрерывающая прослойка; 5 - уровень грунтовых вод; 6 - зона капиллярной воды; 7 - зона свободной воды

Строительство капилляропрерывающих прослоек состоит из следующих технологических процессов: устройство нижней части земляного полотна с поперечным уклоном не менее 30‰ и коэффициентом уплотнения грунта не менее 0,98; строительство нижнего противозаиливающего слоя; распределение капилляропрерывающего материала; устройство верхней противозаиливающей прослойки; вывозка и надвижка грунта для верхней части насыпи с послойным уплотнением катками на пневматических шинах.

В результате строительства водонепроницаемых и капилляропрерывающих прослоек достигают сохранения грунтов в верхней части земляного полотна с пониженной влажностью. Это обеспечивает устойчивость земляного полотна и предохраняет дорожную одежду от преждевременного разрушения. За счет повышения модуля упругости грунта верхнего слоя можно уменьшить толщину конструктивных слоев дорожной одежды.

Устройство водоотводных сооружений

Наиболее распространенными искусственными сооружениями на автомобильных дорогах являются водопропускные трубы, стоимость которых нередко достигает 15 % от общей стоимости дороги. В настоящее время на дорогах устраивают сборные круглые железобетонные трубы из звеньев длиной 1,0 м с внутренним диаметром 0,75...2,0 м. Гораздо реже применяют прямоугольные из звеньев длиной 1,0 м отверстием 1,0...4,0 м.

В зависимости от расхода водотока устраивают одно- и многоочковые трубы. Применение сборных труб обеспечивает сокращение продолжительности, снижение стоимости и повышение качества строительства. Монолитные трубы допускаются только в отдельных труднодоступных районах строительства.

Изготовление элементов сборных железобетонных труб состоит из следующих операций: заготовка арматурных стержней, изготовление сеток, сборка арматурных каркасов; изготовление, сборка, смазка, разборка и очистка опалубки; укладка и уплотнение бетонной смеси; отделка и пропаривание смеси.

Звенья труб изготавливают на заводах или полигонах, обслуживающих строительство автомобильной дороги. От полигона (завода) или ближайшей железнодорожной станции их доставляют к месту постройки трубы автомобилями или тракторами на прицепах.

В подготовительный период устраивают временные дороги, расчищают и планируют территорию строительной площадки, отводят существующее русло водотока при необходимости, устраивают защитные ограждения от паводков.

Строительную площадку (рис. 2.4.1) устраивают в соответствии с технологическим процессом постройки трубы. Особое внимание при этом обращают на расположение монтажного крана, который должен обслуживать, возможно, большую площадь. На площадку доставляют и устанавливают бетономешалку, электростанцию, битумоварочный агрегат и другие машины и оборудование.

Рис. 2.4.1. План строительной площадки трубы:

1 - склад блоков оголовков; 2 - склад блоков фундаментов; 3 - склад лекальных блоков; 4 - путь движения крана; 5 - склад звеньев трубы; 6 - контейнер с цементом; 7 - бетоносмеситель; 8 - бак для воды; 9 - электростанция; 10 - склад щебня; 11 - склад песка

При перевозке в кузовах автомобилей или прицепах звенья укладывают горизонтально (на бок) или устанавливают вертикально (стоя). Перевозка звеньев круглых труб в вертикальном положении в пересеченной местности и по грунтовым дорогам безопаснее, чем в горизонтальном. При перевозке в горизонтальном положении звенья необходимо надежно закрепить на транспортных средствах, подкладывая под них деревянные подкладки, которые для надежности надо прибить гвоздями к полу кузова. При перевозке звеньев в горизонтальном положении упрощаются и ускоряются погрузочно-разгрузочные работы, тогда как перевозка в вертикальном положении требует дополнительной операции переворачивания звеньев при выгрузке.

Разгрузку элементов труб проводят кранами. Сбрасывать элементы с автомобиля запрещается. В случае производственной необходимости разрешается перекатывание круглых звеньев, но только по горизонтальной поверхности. При этом рабочие должны находиться сзади перекатываемого звена.

Доставленные на строительную площадку элементы труб укладывают вдоль котлована трубы, оставляя берму шириной не менее 4,0 м для проезда крана. Все элементы доставляют на объект, как правило, до начала монтажа тубы. Порядок раскладки элементов принимают в соответствии с технологической последовательностью монтажа трубы.

Разработку котлована начинают непосредственно перед устройством фундамента. Рытье котлована шириной до 3,0 м осуществляют экскаваторами, а при ширине котлована более 3,0 м и отсутствии грунтовых вод - бульдозерами.

При продольной разработке котлована бульдозером отвалы грунта устраивают по сторонам лога, не допуская накопления воды у котлована. Дно котлована окончательно зачищают, планируют и при необходимости уплотняют. Основание без фундаментных труб устраивают при благоприятных геологических условиях. В этом случае на дне котлована устраивают основание из щебня и гравия с уплотнением пневматическими или электрическими трамбовками. Верх основания устраивают с учетом уклона и строительного подъема трубы.

Фундаменты из бетонных блоков устраивают при неблагоприятных геологических условиях. Блочный фундамент монтируют стреловым краном, грузоподъемность которого соответствует максимальной массе блока и вылета стрелы. Сначала собирают фундаменты оголовков до уровня подошвы фундаментов секций трубы. Затем скосы котлована, устраиваемые в местах сопряжения более глубоких котлованов оголовков с подошвой котлована под секции трубы, заполняют щебнем с заливкой цементным раствором или песчано-гравийной смесью слоями 10...15 см с тщательным уплотнением трамбованием.

После этого собирают по направлению от выходного оголовка к входному блоку фундамента под тело трубы. Блоки укладывают на слой цементного раствора толщиной 1...2 см по уровню и с перевязкой швов. Разница соседних блоков по высоте не должна превышать 10 мм.

После окончания сборки и приемки фундамента пазухи между стенками котлована и фундамента засыпают грунтом. Засыпку производят одновременно с обеих сторон фундамента горизонтальными слоями толщиной 15...20 см с послойным уплотнением.

Монолитные бетонные фундаменты устраивают только в тех случаях, когда вблизи строящегося объекта имеется возможность получить готовую цементобетонную смесь.

Оголовки труб собирают краном по монтажным схемам. Сборку оголовков труб устраивают в следующей последовательности: сначала устраивают песчано-гравийное (щебеночное) основание и на него укладывают фундаментные плиты, далее устраивают фундаменты под звенья оголовков и засыпают грунтом скосы котлованов, устраивают откосные крылья. После этого при сборке оголовков круглых труб устанавливают лекальные блоки и конические звенья (рис. 2.4.2, а), при сборке прямоугольных труб - повышенные или нормальные прямоугольные звенья (рис. 2.4.2, б).

Рис. 2.4.2. Последовательность (I...III) сборки оголовков труб:

а - круглой железобетонной; б - прямоугольной железобетонной:

1 - гравийно-песчаное основание; 2 - фундаментные плиты; 3 - портальная стенка; 4 - фундамент; 5 - откосные крылья; 6 - засыпка котлована; 7 - бетонный лоток; 8 - засыпка скоса котлована; 9 - лекальный блок; 10 - коническое звено; 11 - железобетонные плиты; 12 - прямоугольные звенья

Элементы оголовков устанавливают в проектное положение на слой цементного раствора. После окончания сборки оголовка котлован между откосными крыльями послойно засыпают грунтом и тщательно уплотняют. Лотки устраивают из цементобетонной смеси не ниже класса В, 12,5 толщиной 15...20 см на щебеночном или гравийном основании, толщиной 30 см.

Сборку труб начинают со стороны выходного оголовка, последовательно укладывая все элементы в направлении входного. В том случае, когда элементы (блоки) сборного оголовка имеют перевязки с блоками фундамента, оголовок нужно монтировать одновременно с фундаментом. После установки всех элементов оголовка можно начинать монтаж тела трубы по раскладочной схеме, входящей в состав рабочих чертежей трубы на конкретный объект. Последовательность сборки секций труб с блочным и монолитным фундаментом показана на рис. 2.4.3. .

Рис. 2.4.3. Последовательность (I...III) сборки секций труб:

а - с блочным фундаментом; б - с монолитным фундаментом;

1 - гравийно-песчаная (щебеночная) подготовка; 2 - фундамент; 3 - лекальные блоки; 4 - звенья; 5 - опалубка; 6 - бетонный фундамент; 7 - деревянные подкладки; 8 - цементно-песчаный раствор

Положение устанавливаемых звеньев в плане и профиле контролируют по их внутренней поверхности. Зазоры между торцами звеньев не должны превышать проектные более чем на ±5 мм.

При установке круглых звеньев на фундамент без применения сборных лекальных блоков зазор между нижней образующей звена и плоской поверхностью фундамента обеспечивают деревянными прокладками. Звенья укладывают на предварительно уложенный слой пластичной бетонной смеси, обеспечивая этим плотное опирание звеньев.

Швы между круглыми и прямоугольными звеньями должны соответствовать проектным размерам, и после окончания сборки все должны быть снаружи и изнутри плотно заполнены жгутами из пакли, пропитанной битумом или литыми резиновыми жгутами. Жгуты, поставленные с внутренней стороны, должны быть утоплены в шов на 2...3 см.

После сборки всей трубы наружные ее поверхности, соприкасающиеся с грунтом насыпи, покрывают гидроизоляцией. Двухслойную обмазочную битумную гидроизоляцию наносят кистями. Стыки сборных элементов оклеивают полосами оклеечной гидроизоляции из пергамента и гидроизола, а швы между элементами зачеканивают цементным раствором или полимерными герметиками.

Водопропускные трубы засыпают грунтом после их освидетельствования и приемки. Засыпка труб состоит из следующих операций: заполнение грунтом пазух между стенками котлована и фундамента; устройство уплотненной грунтовой призмы по бокам трубы; возведение земляного полотна дороги над трубой до проектной отметки.

Технология строительства дренажной сети для понижения уровня грунтовых вод.

Дренажи для перехвата или понижения УГВ.

Технология строительства следующая:

1. Снятие дерна на полосе дренажа.

2. Отрывка траншеи начинается от места выпуска воды

3. Укладка подушки

4. Укладка труб

5. Засыпка труб дренирующими материалами.

6. Укладка глинистого слоя и уплотнение его.

7. Укладка дерна или растительного слоя.

При строительстве земляного полотна на участке с близко расположенными грунтовыми водами устраивают дренажи для понижения уровня воды. Дренажи располагают под канавами. Строительство дренажа возможно как до строительства ЗП так и после, однако это необходимо сделать в один строительный сезон, во избежание разуплотнения грунта из за пучения зимой. Часто невозможно уплотнение грунта в верхней части ЗП при близком УГВ тогда дренажи необходимо строить до возведения ЗП.

При строительстве дренажа: из за грунтовых вод возможно обрушение стенок, поэтому иногда требуется дополнительные работы а именно: до начала рытья траншей устанавливаются иглофильтры, по которым откачивают воду.