Урок - игра "астрономический бой". Игры-экспериментирования по астрономии

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Учиться нелегко: какие-то темы даются тяжело, не хватает «соображалки», чтобы решить задачи, а вокруг масса отвлекающих факторов: социальные сети, ютуб, друзья, представление, что родители/учителя опять будут ругать. Как помочь детям взять себя в руки, сделать усилие над собой и заниматься больше?

Вопросы данной викторины можно использовать при составлении внеклассных мероприятий для школьников по теме «Астрономия», «Тайны звёздного неба», «Загадки солнечной системы», «День космонавтики» и других мероприятий

Викторина для школьников «Загадки звёздного неба»

1. В какой момент, по мнению большинства астрономов, появились ВРЕМЯ, МАТЕРИЯ и ЭНЕРГИЯ? (Примерно 13,7 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва возникла вселенная. В этот момент появились время, материя и энергия. Через одну секунду после взрыва температура достигла 10 ООО миллионов градусов — в шестьсот раз выше температуры Солнца)

2. Какая планета Солнечной системы весит больше прочих планет и лун вместе взятых? (Юпитер)

3. Назовите самую яркую туманность звездного неба. (Туманность Ориона — ярчайшая туманность на небе, ее видимая величина — четыре. Невооруженным глазом видна только самая яркая центральная часть этого облака газа и небесной пыли. Она расположена в «мече» созвездия Орион)

4. А какой самый удаленный от Земли объект во вселенной виден невооруженным глазом? (Спиральная галактика Андромеды, удаленная от нас на 2,2 миллиона световых лет)

5. На какой планете Солнечной системы наблюдается самый крупный циклон? (Красное пятно на Юпитере — крупнейший циклон Солнечной системы. Его длина может достигать 40 ООО, а ширина — 14 ООО километров)

6. На какой планете Солнечной системы дуют самые быстрые ветры? (Скорость ветра на планете Нептун, измеренная в 1989 году космическим аппаратом НАСА «Вояджер-2», достигала 2 400 километров в час)

7. Назовите самое жаркое место Солнечной системы. (Это центр Солнца. Последние исследования говорят, что температура там составляет 15,6 миллионов градусов по Цельсию)

8. Какой спутник в Солнечной системе ближе всего расположен к своей планете? (Спутник Фобос («страх») удален от центра Марса на 9 3 78 километров и на 5 981 километр от его поверхности. Он в шестьдесят раз ближе к Марсу, чем Луна к Земле)

9. На какой единственной планете Солнечной системы астрономы наблюдают короны — округлые образования с многочисленными выступами? (На Венере. Диаметр Артемиды — самой большой короны — составлял 2 100 километров. Пока точно неизвестно, откуда берутся короны, но, похоже, они являются результатом выброса горячей магмы из мантии планеты)

10. На какой планете Солнечной системы находится крупнейший каньон? (Долина Маринера на Марсе — это каньон длиной 4 500 километров, шириной 600 километров и глубиной семь километров)

11. Какая планета Солнечной системы имеет спутник с самой плотной атмосферой? (Самый большой спутник Сатурна — Титан. Давление на его поверхности составляет 1,44 бар. Состоящая в основном из паров азота, атмосфера Титана наиболее близка по своему составу к атмосфере Земли)

12. На спутнике какой планеты Солнечной системы

6 августа 2001 года космический корабль НАСА «Галилео» зафиксировал мощнейшее извержение вулкана? (На спутнике Юпитера Ио. «Галилео» прошел сквозь верхние слои выбросов вулкана, взлетевшие на 500 километров от поверхности спутника)

13. Какая бывшая планета Солнечной системы имеет самый большой по размерам спутник? (Спутник Плутона — Харон — имеет диаметр 1 270 километров, в то время как диаметр самого Плутона — 2 324 километра. Некоторые ученые считают систему Плутон—Харон двойной планетой)

14. На поверхности какой планеты Солнечной системы самая высокая температура? (На Венере. Средняя температура там составляет 480 градусов по Цельсию, чего достаточно, чтобы расплавить свинец)

15. На какой из планет Солнечной системы находится самая высокая гора? (На Марсе. Это вулкан Олимп. Его высота — двадцать пять километров, что почти втрое выше Эвереста. Олимп имеет покатые склоны, его ширина в двадцать раз превышает высоту)

16. Какая планета, кроме Венеры, вращается вокруг Солнца в сторону, противоположную вращению всех других планет? (Уран)

17. Назовите планету Солнечной системы с самым коротким днем. (Юпитер делает полный оборот вокруг своей оси за девять часов, 55 минут и 29,69 секунд)

18. Назовите самое холодное место Млечного Пути. (Температура туманности Бумеранг, удаленной от нас на 5 ООО световых лет, — минус 272 градуса по Цельсию)

19. На какой из планет Солнечной системы астрономы наблюдают ярчайшие полярные сияния? (На Юпитере. Они в тысячу раз ярче, чем на Земле)

20. Как называются очень маленькие и очень плотные звезды, которые представляют собой конечную стадию эволюции звезд? (Белые карлики. Радиус их, в среднем, равен земному, а масса соответствует массе Солнца. Средняя их плотность примерно в один миллион раз превышает плотность воды)

21. Какие две планеты Солнечной системы не имеют естественных спутников? (Меркурий и Венера)

22. Какая планета Солнечной системы имеет самое большое количество спутников? (Сатурн имеет 62 естественных спутника)

23. Чем звезды отличаются от планет? (Каждая звезда — это массивный газовый шар, излучающий собственный свет. Планеты же светят отраженным солнечным светом)

24. Какое общее название имеют особенно большие звезды? (Красны.е гиганты. Если бы некоторые из таких звезд оказались на месте Солнца, орбита Марса, а то и Юпитера, очутились бы внутри них!)

25. Почти во всех звездах девяносто восемь процентов массы приходится на два самых легких элемента. Каких? (Водород и гелий. Причем водорода примерно в 2,7 раза больше по массе, чем гелия. На долю всех остальных элементов приходится два процента массы - вещества)

26. Какая из планет Солнечной системы не просто наклонена по отношению к орбите Солнца, но буквально лежит на боку? (Уран. Этим и объясняются многолетние, в сорок два земных года, дни и ночи на Уране)

27. Какая планета Солнечной системы, носящая имя греческого бога времени, в 760 раз больше Земли по объему, не способна утонуть даже в керосине? (Сатурн. Его плотность в 7,5 раз меньше, чем земная)

28. Какая планета Солнечной системы названа именем дедушки верховного бога римлян? (Уран)

29. На поверхности какого небесного тела встречаются такие названия: море Спокойствия, океан Бурь, болото Сна, озеро Смерти? (Луна)

30. Чем отличается метеор от метеорита? (Метеорит — это небесное тело, упавшее на поверхность Земли. Метеоры сгорают, не долетая до Земли, в плотных слоях атмосферы)

31. Как по-научному называется звездопад? (Метеоритный дождь)

32. Как называется явление, при котором Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной? (Солнечное затмение)

33. Согласно воззрениям астролога Берроуза, раз в триста тысяч лет планеты собираются поочередно то в знаке Козерога, то в знаке Рака. В такие моменты миру грозит гибель. Когда планеты собираются в созвездии Рака, то миру грозит пожар. А что грозит миру, когда планеты соберутся в созвездии Козерога? (Потоп. Наводнения)

34. Вавилоняне называли его «Лесная птица», арабы — «Курица». А как называем это созвездие мы? (Созвездие Лебедя)

35. Что мы называем «Парадом планет»? (Видимым Парадом планет называется планетная конфигурация, при которой пять ярких планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн) в своем движении по небосводу подходят друг к другу на близкое расстояние, и становятся видны в одно время в небольшом секторе неба — 10—40 градусов)

36. Назовите самое вулканически активное тело Солнечной системы. (Ио — спутник Юпитера)

37. Какое название носит самый большой естественный спутник из всех планет Солнечной системы? (Ганимед)

Астрономия - древнейшая наука о Вселенной предметом изучения которой являются космические объекты, а также связанные с ними процессы и явления.

Со времен первого полета человека в космос, главным детским ответом на вопрос "Кем ты хочешь стать?" был ответ "Космонавтом!".

Интерес людей к космосу не угаснет никогда, он манит нас своими тайнами и вселенским масштабом. Глядя на звездное небо, люди всегда задавались главными вопросами.

Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов нам есть что рассказать своим детям.

Однако, масштабы вселенной трудно представить даже взрослому человеку.

Осталось придумать как интересно рассказать ребенку о космосе и познакомить его с первыми основами астрономии.

Как рассказывать

Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты, пример таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми, для него, тематическими понятиями.

Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.

Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.

И если вам удастся удивить и очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.

Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звёзды, он вспомнит ваши занятия и улыбнётся.

Что рассказывать

Вступление

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко - протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет - наша Земля.

Что рассказать:

Солнце - это большая и очень горячая планета - это звезда, - огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные - больше Солнца.

Самые яркие среди всех звезд на небе - это Полярная звезда и Сириус.

Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.

Наглядный материал:

Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина - это наша Земля, тыква - Солнце.

Земля настолько меньше солнца, насколько горошина меньше тыквы.

Луна

Что рассказать:

Луна - это спутник нашей планеты, она находится всего в трёх днях пути.

Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы луны: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна "старая", убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.

Наглядный материал:

Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещённую часть шара.

Наша планета

Что рассказать:

Нашу планету - планету Земля - окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.

Самое главное отличие нашей планеты от других - это наличие на ней жизни.

Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос, с целью его изучения.

Наглядный материал:

Можно отварить куриное яйцо и на его примере объяснить ребенку что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.

Другие планеты солнечной системы

Что рассказать:

В Солнечной системе всего 8 планет.

Самая большая из них - это Юпитер. А самая интересная - Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Одним из последних был обнаружен Плутон. Сначала его считали Его открыли в 1930 девятой планетой. Но, со временем, его отнесли к другой категории космических тел, "карликовые планеты".

Планетой считаются космические тела, которые:

  • вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
  • имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
  • не находятся вблизи других подобных крупных тел;
  • не являются звездой.

Наглядный материал:

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Звезды

Что рассказать:

Самая близкая к нам звезда - это солнце.

В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать.

Любая звезда - это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.

Скопление звезд образует созвездия.

Наглядый материал:

Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик или люминофоровые звёздочки. При выключенном свете поднесите их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят.

Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блёклыми. Объясните, что звёзды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.

Как летит ракета

Что рассказать:

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу мечта людей о полете в космос сбылась - первый в истории космонавт, Юрий Алексеевич Гагарин, совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

Наглядный материал:

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Воздушный шарик летел как ракета - он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Примерно по-такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо- она отпадает и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень - самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

Игры по теме

1. Игра "Что возьмем с собою в космос"

Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.

Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

2. Игра "Космический словарь"

Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.

Кто больше назовет слов, связанных с космосом тот победил.

Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

3. Игра "Скажи наоборот"

Цель игры - научить ребенка выбирать слова с противоположным значением - антонимы.

Например:
Далекий -…
тесный -…
большой -…
подниматься -…
яркий -…
улетать -…
высокий -…
известный -…
включать -…
темный -…

4. Игра "Ориентируемся по звездам"

Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звёздочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.

Накройте стол покрывалом - это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезай туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и всё, что вы видите, это звёзды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).

Покажите ребенку как можно ориентироваться на звезды, чтобы найти дорогу.

Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.

5. Игра "Космические камни"

На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.

Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.

Книги для детей по теме

1. "Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками", С. Андреев.

2. "Открываем космос", Мортон Дженкинс.

3. "Профессор Астрокот и его путешествие в космос", Доминик Воллиман и Бен Ньюман.

4. "Космос", Д. Костюков, З.Сурова.

5. "Увлекательная астрономия", Е.Качур.

6. Серия "Твоя первая энциклопедия", книга "Чудесная планета", издательство "Махаон".

7. Серия "Самая первая энциклопедия", книга "Планета Земля", издательство "Росмэн".

8. "Моя первая книга о космосе", К. Порцевский, М. Лукъянов.

9. "Звезды и планеты. Энциклопедия для детей", Э. Прати.

10. "Необыкновенные приключения Пети в космосе", А. Иванов, В. Мерзленко.

Мульфильмы по теме

1. Цикл мультфильмов "Дети и космос"

2. Развивающий мультфильм "Планета Земля"

3. Занимательные уроки Саакаянца "Астрономия для самых маленьких"

4. "Тайна третьей планеты"

5. "Незнайка на Луне"

7. "Свинка Пепа", серия "Путешествие на Луну"

8. "Звездные собаки: Белка и стрелка"

9."Белка и Стрелка: лунные приключения"

10. "Эгон и Дончи"

11. "Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса"

12. "Том и Джерри: Полет на Марс"

13. "Тайна красной планеты"

14. "Планета 51"

15. "Большое космическое приключение"

16. "Планета ветра"

17. "Мухнём на Луну"

18. "Валли"

19. "Планета сокровищ"

20. " Смешарики: пин-код сборник"

Обучающий материал по теме

  • Журнал "Школа 7 гномов - 4+: Малышам о звездах и планетах";
  • Журнал "Мир вокруг нас", №1,5,7;
  • Карта солнечной системы;
  • Тематические карточки;



Космические поделки для детей

1. Ракета с фотографией вашего ребенка-космонавта.

Нужны: фотография вашего малыша, цветной картон или бумага.



2. Ракета из пластиковой бутылки.

Нужны: пластиковая бутылка, носок, картон, фольга и нитки.



3. Прожектор созвездий.

Нужны: фонарик, вырезанные по диаметру фонарика круги с проделанными в виде созвездия дырочками, бумажные формочки для капкейков, шнурок.



4. Сенсорная космическая коробка.

Нужны: прозрачная пластиковая коробка, чечевица, черная фасоль, декоративные стеклянные шарики, блестящие пайетки, космические игрушки, маленькие фонарики.

5. Костюм космического робота.

Нужны: большая картонная коробка, скотч, старые провода, фольга, наклейки, маркеры, фантазия.



Где посмотреть на звезды в Москве

1. Обсерватории

Обсерватория - специализированное научное сооружение и/или учреждение, используемое для наблюдения земных и/или астрономических явлений.

В некоторых обсерваториях наблюдения проводятся только при наличии ясной погоды.

Режим работы обсерваторий следует уточнять в учреждении, обратите внимание, что некоторые обсерватории работают только 2 летних месяца в году, другие с мая по сентябрь.

Московский городской дворец детского и юношеского творчества

М. Университет, ул. Косыгина, д. 17, кор. 1
Цена: бесплатно.

Астрономическая обсерватория МГУ (Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга при МГУ)

Москва, Университетский проспект, д. 13
Цена: бесплатно.

Обсерватория при Московском планетарии

М. Баррикадная, Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: в будни 250 рублей, в выходные 300 рублей.

Народная обсерватория на территории Парка Горького

М. Парк Горького, Октябрьская.
Цена: 200 руб.

Народная обсерватория на территории парка Сокольники

М. Сокольники, территория парка
Цена: 150 руб.

С четверга по воскресенье можно взять в прокат выносной телескоп за 50 рублей.

2. Планетарии

Планетарий - научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; а также явления, связанные с небесными телами.

Московский планетарий

Г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: от 100 руб.

Планетарий Центрального Дома Российской Армии

Г.Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32
Цена: 200 руб.

Планетарий культурного центра Вооруженных Сил РФ

Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32.
Цена: 200 руб.

, педагог допобразования, руководитель астрономического объединения, ДДТ г. о. Звенигород

Вам не кажется, что наука и игра - это несопоставимые понятия? Возможно. Но только на первый взгляд. По отношению к детям можно сказать, что наука и должна быть немного игровой.

Современных «компьютеризированных» детей очень сложно заинтересовать каким-то серьёзным делом, тем более наукой. Поэтому надо попробовать поиграть в науку , то есть сделать занудное и непонятное интересным и даже увлекательным. Сформулируем девиз сегодняшнего дня так: «Развлекай и овладевай умами» и попробуем посмотреть на науку глазами детей среднего возраста на примере астрономии.

Лучше всего использовать игры на этапе проверки или закрепления учебного материала. Во время увлекательной игры происходит лучшее усвоение и запоминание информации, развитие навыков общения, воспитание речи, развитие умения правильно излагать свои мысли, находить оптимальные решения, развивать логическое мышление, умение быстро соображать и т. д.

На занятиях мы применяем самые разные по уровню игры: интеллектуальные игры - викторины-задачи, викторины-ассоциации (по данным картинкам составить астрономический термин или название астрономического объекта или явления), разнообразные головоломки (нахождение названий астрономических объектов среди букв), ребусы (угадать называния созвездий или планет), тематические кроссворды, собирание мозаик, отгадывание астрономических загадок, тематические тестовые задания, неправильные картинки (найти ошибки в картинке), игры на развитие зрительной памяти - тематические карточки, домино и т. д.

Но больше всего нам нравится играть в викторины. И не только потому, что победителю полагается приз (хотя в современном мире этим способом мотивации, увы, тоже нельзя пренебрегать), но и потому что победитель непредсказуем. Несмотря на то, что в группе есть несколько сильных учеников, несколько средних и несколько слабых, не всегда победители - только сильные, сильный может не сообразить, а слабый просто окажется внимательнее. Вы не представляете, как радуются своему третьему месту те пара-тройка человек, которые регулярно занимали последние места, и вдруг! Такой прорыв и возможность получить даже маленький приз, очень сильно окрыляет детей и заставляет их более внимательно и ответственно подходить к своим ответам.

Для занятий я придумала самые разнообразные викторины, но у них есть общие свойства. Во-первых, все викторины тематические, то есть составлены по одной или нескольким близким темам (например, викторины «Астрономические инструменты» или «Космонавтика»). Моё принципиальное убеждение - не стоит в одной викторине объять необъятное, то есть запихать всю астрономию в 20-30 вопросов. Во-вторых, некоторые викторины составлены в виде вопросов, требующих длинного ответа (например, викторина «Литературный звездопад» по цитатам из литературных произведений), а некоторые - короткого однозначного ответа (например, викторина «Солнечная система»).

Я составляю викторины по разным принципам. Есть викторины, в которых показывается картинка (фотография, схема, рисунок), и на неё необходимо дать краткий ответ (название или термин, например, викторина «Созвездия»). Используются также викторины-задачи, над которыми надо подумать, викторины на сообразительность, викторины на ассоциации (даны «буквальные» картинки-шарады, которые нужно «превратить» в астрономические термины, названия объектов и пр.), викторины, расширяющие кругозор (например, викторина «Астрономические термины», в которой нужно знать, как переводятся на русский язык те или иные астрономические термины) и многие другие.

Самые первые викторины я проводила устно, то есть задавала вопрос, а ответ ребята должны были сказать быстро вслух. За правильный ответ я давала один карандаш, в конце игры каждый считал количество карандашей, и набравший больше всех получал приз. Но такое проведение было нормальным только в первые разы. Потом все уже знали ответы и дружно начинали кричать, чтобы быть первым и услышанным мною. Получался настоящий даже не «птичий базар», а какой-то биржевой рынок, когда все одновременно кричат во всё горло и прямо мне в уши! Это был плохой вариант.

Я решила делить детей на две команды. Во время первых игр ребята пытались думать всей командой, но потом такая форма игры вылилась в состязание двух самых сообразительных (по одному человеку от команды) и болтовню всех остальных. Это надо было как-то менять. Кроме того, награждать победившую команду одним призом нехорошо, а для всей команды призов не напасёшь.

Мне пришлось переделать всю игру и сделать её индивидуальной. Теперь на заданный вопрос каждый отвечал письменно на своём листке для ответов. В конце викторины я проверяю ответы: за правильный ответ ставлю 1 балл, за неполный правильный ответ - 0,5 балла, за неправильный - 0 баллов, а за правильный развёрнутый - 1,5 балла. Но баллы не только начисляются, но и снимаются: за исправления снижаю 0,5 балла, за подсказку - 1 балл. Первые три места получают призы разного уровня (календарик, закладку для книг, карту звёздного неба, брошюру и т. д.).

В этом варианте проведения викторины ребята действительно думали самостоятельно, но свой ответ почему-то считали нужным сверять у меня. Я поначалу говорила «ответ верный» или «неверный», а потом поняла, что просто подсказываю им. Я перестала подсказывать и ужесточила правила: за вставания с мест во время ответа буду снижать баллы. Это их дисциплинировало. Но меня смущал тот факт, что после проверки ребята не стремились узнать правильные ответы. Их не интересовало, где именно и как они ошиблись, а интересовало лишь количество набранных баллов, а точнее место, которое они заняли.

Я ещё немного подумала и провела викторину по-другому. На заданный вопрос ребята писали краткие ответы. После того, как все записали, в произвольном порядке давали на этот вопрос свои развёрнутые ответы. Далее я показывала правильный ответ, объясняла его, если было непонятно, и ребята сами ставили себе баллы. Этот вариант проведения викторины оказался самым интересным и эффективным. Я заставила думать своей головой каждого в отдельности, сразу же давала детям правильный ответ, и они могли сами оценить свою сообразительность и свой прогресс. Правда, такая форма проведения викторины требует много времени.

А коллективные (вернее, командные) викторины мы все же проводим, только совместно с другими кружками, например, викторину «Живописный звездопад» (астрономические загадки в картинах художников) мы проводили вместе с юными художниками из изостудии «Созвездие творчества».

Отдельно я хочу остановиться на загадках. На самых первых занятиях, когда ребята ещё не знают всех терминов, понятий, названий астрономических объектов и явлений, очень целесообразно загадывать загадки. Мы используем только астрономические (или близкие) загадки. Ребятам они в новинку, поэтому пользуются большим уважением и спросом. Отгадывают их самые сообразительные, это очень интересно и захватывающе. Сначала за правильные ответы я тоже давала баллы (или карандаши), и набравший больше всех получал приз. Но к середине учебного года, когда мы загадки повторяем, ответы на них уже известны, запомнились и не вызывают затруднений, процесс ответов опять превратился в «биржевой рынок». Поэтому пришлось перейти на письменную викторину по загадкам.

Однако очень хорошо идут загадки в непосвящённой аудитории. Например, когда приводят из школы класс на одно занятие, ребята никогда не слышали загадки на астрономическую тему, поэтому отвечают по одному и всегда разные дети, а одновременно сообразить могут только два-три человека. А приз самому сообразительному оказывается настолько неожиданным и интересным, что ребята уходят с занятия воодушевлёнными и с желанием прийти ещё, что мне и нужно.

Такой метод работы с детьми вряд ли подойдёт для школы и школьных предметов (хотя в школе в последнее время тоже проводят и литературные, и исторические викторины и отгадывают кроссворды, например, по географии), но возможно пригодится на факультативных занятиях по любому предмету. Кроме того, я хочу обратить внимание на то, как именно проводить викторины, чтобы они были интересные, запоминающиеся, разнообразные, полезные, и детям хотелось приходить на такие занимательные и познавательные занятия.

За основу игры-конкурса принята телевизионная игра "Слабое звено" и адаптирована для проведения в школе. Основное отличие состоит в том, что обучающиеся зарабатывают не деньги, а баллы, которые в конце игры можно перевести в конфеты. Игру можно проводить на предметных неделях или уроках обобщения и систематизации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРГАСОКСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

МбОУ Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 2

Методическая разработка игры-конкурса

по астрономии

«Слабое звено»

Ящук Наталия Александровна - учитель физики МБОУ «Каргасокская СОШ №2»

Каргасок - 2017 год

  1. Пояснительная записка………………………………………………….....3
  2. Материалы и оборудование………………………………………………....5
  3. Содержание игры………………………………………….……………….6
  4. Ход игры…………………………………………………………………….8
  5. Заключение………………………………………………………………….10
  6. Приложение…………………………………………………………………11
  7. Список литературы…………………………………………………………23

1.Пояснительная записка

За основу конкурса принята телевизионная игра «Слабое звено» и адаптирована для проведения в школе. Основное отличие состоит в том, что участники зарабатывают не деньги, а баллы, которые в конце игры можно неожиданно перевести, например, в конфеты.

Игру можно проводить на предметных неделях для старших школьников и на уроках итогового повторения в конце изучения курса астрономии в 10 или 11 классе. Если выбрать из общего списка вопросы простые, то такая игра-конкурс может быть проведена и для школьников среднего звена. Уместно будет посвятить такую игру юбилейным датам в космонавтике, например, в честь 60-ия космической эры (60-ия запуска первого спутника Земли).

Основная цель игры-конкурса:

Провести интересное запоминающееся внеклассное мероприятие по астрономии в честь 60-ия космической эры.

Задачи игры:

Образовательные

  • повторить программный материал по астрономии
  • обобщить и систематизировать знания учащихся
  • отработать умение применять накопленные теоретические знания для решения практических задач

Воспитательные

  • воспитывать познавательную активность
  • воспитывать умение высказывать своё мнение и его отстаивать
  • воспитывать чувство ответственности
  • воспитывать культуру общения

Развивающие

  • развивать сознательное восприятие учебного материала
  • развивать логическое мышление
  • развивать быстроту реакции

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • саморегуляция
  • самоопределение к познавательной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • высказывать своё предположение (версию)
  • отличать верно выполненное задание от неверного
  • уметь давать самооценку своей деятельности и деятельности товарищей

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
  • получать новые знания
  • понимать информацию, представленную устно

Коммуникативные УДД:

  • умение кратко и чётко выражать свои мысли
  • устанавливать и соблюдать очерѐдность действий
  • вступать в диалог
  • корректно сообщать товарищу об его ошибках

2. Материалы и оборудование

Для проведения игры необходимо оборудование:

  • компьютер
  • видеопроектор
  • экран

Следует подготовить материалы:

  • портреты учёных и космонавтов
  • презентация, учитывающая накопленные баллы в банке
  • 200-250 вопросов для основной игры
  • 16-24 вопросов для финальной игры
  • таблицы для регистрации правильных ответов
  • таблицы для регистрации накопления баллов в банке
  • напечатанные на бумаге имена участников игры
  • бумага
  • фломастеры
  • призы

Нужно обучить четырёх помощников:

  • для работы с таблицей регистрации правильных ответов
  • для работы с таблицей регистрации баллов в банке
  • для работы с презентацией, учитывающей накопления баллов в банке
  • для работы с секундомером

Для проведения игры необходимо подготовить около 200-250 вопросов по предмету. Вопросы нужно составлять таким образом, чтобы ответы на них был краткими и состояли из 1-2 слов. Например: «Кто первым полетел в космос?» (Юрий Гагарин) или «Нептун – является планетой-гигантом?» (да). На некоторые вопросы можно предложить варианты ответов . Например: «Как называется ближайшая к Земле точка орбиты движения Луны перигей или апогей?» (перигей). Ответы следует записывать в скобках рядом с вопросом.

Чтобы в финале определить победителя игры, нужно подготовить более сложные вопросы на знание: истории предмета, биографии учёных, происхождения некоторых терминов, понятий, названий планет, созвездий галактик. Примерный список вопросов для основной игры и игры финальной смотри в приложении.

Для проведения игры требуются помощники. Двое из них будут работать с таблицами регистрации правильных ответов и учёта баллов в банке. Таблицы были разработаны для того, чтобы быстро подводить итоги каждого тура и выявлять его самое «сильное звено» и самое «слабое звено» . Таблицы и инструкции к ним смотри в приложении.

Третий помощник отвечает за визуализацию накопления баллов в банке, т.е работает с презентацией. Экран, на котором будет демонстрироваться презентация, необходимо разместить так, чтобы он был хорошо виден как участникам игры, так и их многочисленным болельщикам.

Четвёртый помощник отслеживает время каждого тура. Первый тур по продолжительности должен быть около трёх минут (или меньше в зависимости от ресурса времени проводимой игры), все последующие туры будут на 10с меньше.

Команду участников из 8-10 человек формировать из добровольцев накануне игры. Участников нужно расположить таким образом, чтобы максимально исключить возможность общения. Перед каждым из них поставить напечатанное на бумаге их имя.

Непосредственно перед началом ведущий должен огласить правила игры, а затем провести тренировочный тур с использованием элементарных вопросов, например, по таблице умножения. Это необходимо для того, чтобы участники хорошо уяснили правила игры, а помощники поработали с таблицами и презентацией.

В течение тура ведущий должен выдерживать высокий темп вопросов и ответов, громко называть имя участника и чётко фиксировать, правильно ли ответил участник: в случае правильного ответа говорить «верно», а в случае неправильного ответа - «неверно» и давать правильный ответ.

По окончании каждого тура нужно объявлять, сколько баллов заработала команда, т.е. «положила в банк». Далее следует проводить голосование среди участников, кто, по их мнению, является самым слабым звеном тура, а именно: каждый из них пишет на листке бумаги фломастером имя слабого (по их мнению) участника, и по команде ведущего показывает его. В это время ведущий может выборочно задавать вопросы участникам с просьбой обосновать сделанный выбор. Затем по результатам голосования объявляется «слабое звено», и этот участник покидает игру и присоединяется к зрителям. В спорных случаях объявлять «слабое звено» тура нужно строго следуя правилам игры. Выбывшему и, конечно, расстроенному участнику предлагается нарисовать карикатуру на своих обидчиков, чтобы снять напряжение игры.

После голосования помощники объявляют статистическую информацию тура, составленную по таблицам: кто действительно является «слабым звеном», а кто «сильным звеном» (с него начинается следующий тур) и кто больше всего положил баллов в банк.

Когда остаётся всего два участника, проводится тур на накопление баллов в банке, а «сильное звено» этого тура потом принимает решение о том, кто начнет игру в финале. Финал проводится не на время, а на знание правильных ответов на сложные вопросы. Каждому участнику задаётся по 5 вопросов, и победитель определялся по количеству правильных ответов. В случае если возникает ничья, то задаются дополнительные вопросы и игра продолжается до первого неправильного ответа.

Победителя следует поощрить ценным подарком, а накопленные баллы перевести в конфеты и раздать участникам. Мероприятие завершить чаепитием.

5. Ход игры

Ведущий: Здравствуйте уважаемые участники игры, болельщики и гости. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено 60-ию запуска первого искусственного спутника Земли. Дата запуска 4 октября 2017 года считается началом космической эры. Вклад нашей страны в развитие космонавтики трудно переоценить. Благодаря выдающимся учёным и самоотверженным космонавтам, работающим в советском союзе, а потом и в России, мы можем гордиться нашими достижениями в космонавтике:

  • ПЕРВЫЙ ЗАПУСК РАКЕТЫ;
  • ПЕРВЫЙ ИССКУСТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ;
  • ПЕРВЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ ПОЛЁТ С ЧЕЛОВЕКОМ НА БОРТУ;
  • ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВЫШЕДШИЙ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС;
  • ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ;
  • ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ, ВЫШЕДШАЯ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС И Т.Д.

Советские и российские космонавты стали первопроходцами во многих эпохальных космических событиях XX века, ими были установлены абсолютные мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос. Россия построила восемь орбитальных станций, аналогичных которым нет ни в одной стране мира.

За последние 50 лет в России сделаны огромные шаги в освоении космоса. Осуществлены с помощью автоматических станций исследования Луны и совершены полёты к планетам Солнечной системы - Венере и Марсу, посадки спускаемых аппаратов на их поверхность с передачей изображений окружающего ландшафта. Созданы обитаемые орбитальные станции, многоразовые транспортные средства, системы космической связи, метеорологии, дистанционного зондирования Земли, координатно-метрические комплексы и многое другое. Россия была и по-прежнему остается ведущей космической державой мира. Именно с Россией связаны важнейшие вехи освоения бескрайнего космического пространства.

Именно вашему поколению предстоит продолжить развитие космонавтики. А для этого вам необходимо иметь знания по астрономии. Их объём и глубину мы и проверим сегодня во время игры.

Итак, мы начинаем. Познакомимся с правилами игры.

Зачитывает правила.

Ведущий: Проведём тренировочный тур. Вопросы буду задавать по таблице умножения.

Ведущий проводит тренировочный тур и указывает на ошибки игроков, корректирует работу помощников.

Ведущий: Приступаем к игре. Участники готовы? Помощники готовы? Время пошло.

Идёт первый раунд, пока помощник не объявит: «Стоп игра».

Ведущий: Кто не справился с напряжением игры? Кто отвечал на вопросы неправильно? Кто не положил баллы в банк? Пришло время определить самое «слабое звено» первого тура.

Участники игры на бумаге пишут имя «слабого звена», а потом по очереди его показывают и аргументируют свой выбор. Игру покидает участник, набравший наибольшее количество голосов.

Ведущий: Кто же на самом деле был «слабым звено»? Кто потерял много баллов команды? Сколько баллов заработала команда. Заслушаем отчёт моих помощников.

Помощники озвучивают статистику.

Ведущий: Мы начинаем второй раунд. Он будет на 10 секунд короче первого. Время пошло.

И т.д. Таким образом, проводится 7 туров. Восьмой тур проводится на накопление баллов в банке.

Ведущий: Мы начинаем суперигру. Не спешите, время теперь не имеет значения.

Ведущий проводит суперигру.

Ведущий: Победителем сегодняшнего интеллектуального шоу становится... Поздравляю! Получите свой главный приз...

Награждение.

Ведущий: Это было «Слабое звено»... Это всего лишь игра. Прощайте!!!

4. Заключение

Игра вызывает большой интерес у участников, удовлетворяя их творческие и познавательные запросы. Игроки радуются правильным ответам и огорчаются, если команда объявляет их «слабым звеном», да ещё и «не заслужено». По словам участников, во время конкурса, находясь в стрессовой ситуации, им правильные ответы запоминались гораздо лучше, чем на уроках. И действительно, был такой момент, когда вопросов не хватило и некоторые пришлось повторить, и участники безошибочно называли правильные ответы, услышанные ранее.

Такое мероприятие в увлекательной форме закрепляет и расширяет знания, полученные на уроках, формирует устойчивый интерес к астрономии, воспитывает чувство патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей.

Если Вас заинтересовала эта игра, то для удачного её проведения учтите следующие пожелания:

  • Формировать команду участников из 9 человек и не более;
  • Продолжительность первого тура не должна превышать трёх минут;
  • Размещать участников таким образом, чтобы их общение было минимальным;
  • Перед началом игры напомнить участникам её правила;
  • Провести пробный тур, например, с вопросами по таблице умножения;
  • Ведущий игры – учитель-предметник;
  • На протяжении всей игры выдерживать высокий темп вопросов и ответов;
  • Выбывшим участникам предложить нарисовать карикатуры на игроков, которые за них проголосовали, чтобы снять психологическое напряжение;
  • Завершить мероприятие чаепитием, за которым обменяться впечатлениями о прошедшей игре.
  • Победителя игры и участников, набравших наибольшее количество баллов, поощрить хорошими оценками.

5. Приложение

  1. Правила игры

В игре принимают участие 9 человек. Состоится 8 основных туров и 1 супертур - финал.

Каждый тур представляет собой ответы на вопросы ведущего. При правильных ответах на вопросы команда зарабатывает баллы, количество которых увеличивается с каждым правильным ответом согласно таблице: 1, 2, 3, 5, 7, 10. Если цепочка правильных ответов прерывается, то команда теряет баллы. Банк пополняется баллами только в том случае, если один из участников произносит слово «банк». Если вы не уверены, что дадите правильный ответ, то вы должны положить деньги в банк. Слово «банк» вы должны сказать после того, как назовут ваше имя и до того, как ведущий начнёт произносить следующий вопрос. В противном случае, вы не положите баллы в банк. Если цепочка правильных ответов не прерывается до 10, т.е. 6 участников подряд правильно отвечают на вопросы ведущего, то 7-ой участник обязательно после произнесения его имени должен сказать «банк», в противном случае команда потеряет все баллы.

Продолжительность первого тура 3 минуты, т. е. 180 секунд. Каждый последующий тур на 10 секунд меньше. После каждого тура команду покидает один участник – «слабое звено», которого выбирает команда наибольшим числом голосов. Если два участника получают одинаковое количество голосов, то решение выносит игрок, который по результатам данного тура был «сильным звеном». Ранее принятое решение игрок в этой ситуации может изменить. Нельзя голосовать за самого себя.

Первый тур начинается с первого участника, стоящего левее всех. Каждый последующий тур начинается с «сильного звена» предыдущего тура.

Результаты каждого тура оглашаются счётной комиссией.

В 8 туре игра идёт на накопление баллов. Победитель игры определяется по результатам супертура, в котором финалисты отвечают на пять вопросов. Количество правильных ответов определяет победителя. В случае одинакового количества правильных ответов игра продолжается до первого неправильного ответа, который нарушит равновесие.

  1. Работа с презентацией
  • Во время оглашения правил игры вывести на экран таблицу накопления баллов в банке.
  • В начале каждого тура выводить на экран слайд №3, обозначающий, что баллов в банке 0.
  • Во время игры:
    - если ведущий сказал, что ответ игрока верный, то необходимо нажать правую гиперссылку (количество баллов в банке увеличится);
    - если ведущий сказал, что ответ игрока неверный или игрок отказался от ответа на вопрос, то необходимо нажать левую гиперссылку (цепочка прерывается и начинается снова с 0 накопление баллов в банке);
    - если игрок после объявления его имени, но до начала объявления вопроса успел произнести слово «банк», то необходимо нажать левую гиперссылку (цепочка начинается снова с 0).

3) Таблица для регистрации правильных ответов

Имена участников записываются слева направо согласно их расположению в игре. Если участник даёт правильный ответ, напротив его фамилии ставится знак «+», а если неправильный ответ – знак «-». В конце каждого тура подсчитывается количество правильных ответов и определяется «сильное» и «слабое» звено. Если количество правильных ответов одинаково у нескольких участников, то окончательный результат определяется по таблице регистрации баллов в банке. «Сильным» звеном объявляется участник, давший наибольшее количество правильных ответов и положивший в банк наибольшее количество баллов.

Таблица регистрации правильных ответов. Тур:

Имена участников

Количество правильных ответов

Сильное звено: Слабое звено:

4) Таблица для регистрации баллов в банке

Имена участников записываются слева направо согласно их расположению в игре. Если участник кладёт баллы в банк, напротив его фамилии ставится знак «+n», где n – количество положенных баллов. Если участник теряет баллы, так как не положил вовремя баллы в банк и неправильно ответил на вопрос или отказался на него отвечать, то напротив его фамилии ставится знак «-n», где n – количество потерянных баллов. В конце каждого тура подсчитывается количество заработанных и потерянных баллов.

Таблица учёта баллов в банке. Тур:

Имена участников

Потеряно баллов

Отправлено в банк

Общее количество баллов, накопленных в этом туре

Общее количество баллов в банке после этого тура

Игрок, отправивший в банк наибольшее количество баллов:

  1. Вопросы для игры
  1. Как называется основной астрономический прибор для наблюдений? (телескоп)
  2. Как называется единица расстояний между звёздами? (световой год)
  3. Солнце – это звезда или планета? (звезда)
  4. Кто первым полетел в космос? (Юрий Гагарин)
  5. На что похоже созвездие «Большой медведицы»? (на ковш)
  6. Как называются шарообразные тела, вращающиеся вокруг Солнца? (планеты)
  7. Когда день весеннего равноденствия? (21 марта)
  8. Как называется явление, при котором Луна находится между Солнцем и Землёй на одной линии? (солнечное затмение)
  9. Сколько звёзд в Солнечной системе? (одна, Солнце)
  10. Как называется любое тело, вращающееся вокруг планеты? (спутник)
  11. Как называется третья от Солнца планета? (Земля)
  12. Какое отчество у Юрия Гагарина? (Алексеевич)
  13. Кто побывал в космосе до человека? (собаки)
  14. Сколько естественных спутников у Земли? (один)
  15. Продолжите фразу. Чем дальше планета от Солнца, тем год на планете… (продолжительнее)
  16. К какому созвездию принадлежит Полярная звезда? (Малая медведица)
  17. Кто был первым человеком, вступившим на Луну? (Нил Армстронг)
  18. Сколько планет в Солнечной системе? (восемь)
  19. Как назывался корабль, на котором полетел Юрий Гагарин? («Восток»)
  20. Венера является планетой земной группы? (да)
  21. Какой величиной характеризуется вытянутость эллипса орбиты? (эксцентриситетом)
  22. Какой учёный открыл закон всемирного тяготения? (Исаак Ньютон)
  23. Как называется одежда космонавта? (скафандр)
  24. Как называется естественный спутник Земли? (Луна)
  25. Как называется галактика, в которой мы живём? (Млечный путь)
  26. Как называется наука, изучающая движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие? (астрономия)
  27. Можно ли увидеть Луну в новолуние? (нет)
  28. Как называется космическое тело, упавшее на Землю? (метеорит)
  29. Сколько всего зодиакальных созвездий? (12)
  30. Нептун является планетой-гигантом? (да)
  31. В каком году Юрий Гагарин совершил полёт в космос? (1961)
  32. Как называется городок, в котором живут космонавты до и после полётов? (Звёздный)
  33. Когда день летнего солнцестояния? (22 июня)
  34. Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
  35. Как зовут космонавта, впервые вышедшего в открытый космос? (Алексей Леонов)
  36. Какую планету называют «утренней» или «вечерней» звездой? (Венеру)
  37. Какая страна запустила первый искусственный спутник Земли? (Советский Союз)
  38. Как называется комета, появляющаяся через каждые 75 лет около Земли? (комета Галлея)
  39. Излучает ли Луна свет? (нет)
  40. Какая планета названа в честь бога войны? (Марс)
  41. Чему равна первая космическая скорость? (7,9км/с)
  42. Кто изобрёл первый телескоп? (Галилео Галилей)
  43. Как звали первых собак, благополучно вернувшихся на Землю после полёта в космос? (Белка и Стрелка)
  44. Как называется современная космическая станция? (МКС-международная космическая станция)
  45. В каком году впервые в космос полетела женщина? (1963)
  46. Как называется 12 созвездий, через которые проходит Солнце, совершая свой видимый годичный путь? (зодиак)
  47. Как называют людей, изучающих неопознанные летающие объекты? (уфологи)
  48. Как называется космодром, который арендует Россия у Казахстана? (Байконур)
  49. Сколько минут Юрий Гагарин находился в космосе? (108 минут)
  50. Как называется самая известная планета с кольцами? (Сатурн)
  51. Как называются космические тела размером от километра и больше, которые не являются спутниками планет, а движутся вокруг Солнца самостоятельно? (Астероиды)
  52. Планеты Солнечной системы можно увидеть на ночном небе? (да)
  53. Как называется самый известный метеорит, упавший в тайге Восточной Сибири 30 июня 1908 года? (Тунгусский)
  54. Какого цвета был скафандр Юрия Гагарина? (оранжево-красный)
  55. Какова скорость света? (300000км/с)
  56. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Девы? (да)
  57. Какая самая дальняя от Солнца планета из земной группы? (Марс)
  58. Как называется «хвостатая звезда? (комета)
  59. Как называется состояние тела, при котором его вес равен нулю? (невесомость)
  60. Что означает слово «зодиак»? (круг животных)
  61. Чем объясняется смена дня и ночи на Земле? (её вращением)
  62. Как называется ближайшая к Земле звезда? (Солнце)
  63. Как называется космический транспорт? (ракета)
  64. Сатурн является планетой-гигантом? (да)
  65. Как называется ближайшая к Земле точка орбиты движения Луны перигей или апогей? (перигей)
  66. Как называется основной научный метод изучения небесных тел в астрономии? (метод наблюдения)
  67. Сколько всего созвездий на небе? (88)
  68. Какая планета до недавнего времени входила в состав Солнечной системы? (Плутон)
  69. Правда ли что характерной чертой чёрной дыры является гравитация? (да)
  70. Когда день осеннего равноденствия? (23 сентября)
  71. Как называется «падающая» звезда? (метеор)
  72. Какого учёного под страхом пыток инквизиции заставили отречься от своих взглядов? (Галилео Галилея)
  73. К какому классу звёзд по размерам относится Солнце? (карлик)
  74. С каким созвездием связано происхождение медицинской эмблемы? (змееносец)
  75. Как называется ближайшее к Земле небесное тело? (Луна)
  76. Как называется газовая оболочка, окружающая Землю? (атмосфера)
  77. Как называется основная часть кометы? (голова)
  78. Как называется самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)
  79. Сколько звёзд в нашей галактике? (150 миллиардов)
  80. На какой планете астрономы уже около 300 лет наблюдают характерное лишь для неё красное пятно? (Юпитере)
  81. Как называется диаметрально противоположная точка зениту? (надир)
  82. В каком году была произведена высадка астронавтов на Луну? (1969)
  83. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Ориона? (нет)
  84. Какой учёный впервые открыл атмосферу у Венеры? (М.В. Ломоносов)
  85. Как звали первую собаку, которую запустили в космос? (Лайка)
  86. Можно ли одновременно наблюдать солнечное и лунное затмение? (нет)
  87. К какому виду галактики относится Млечный путь? (спиральная)
  88. Какая единица измерения расстояний в астрономии является наибольшей? (парсек)
  89. Как называется граница дня и ночи на Луне? (терминатор)
  90. Существуют ли эллиптические галактики? (да)
  91. Кто предположил модель Вселенной, в центре которой находится Солнце? (Николай Коперник)
  92. Как называется совокупность нескольких ярких звёзд, образующих своеобразную фигуру? (созвездие)
  93. Чем вызвано мерцание звёзд? (движением воздуха в атмосфере)
  94. Существует ли средний размер звезды? (нет)
  95. Какой позывной был у Юрия Гагарина во время полёта? (кедр)
  96. Как называется утверждение: квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца? (третий закон Кеплера)
  97. Какой учёный утверждал, что в центре мироздания находится Земля? (Птолемей)
  98. Как называется яркое освещение горизонта перед восходом или заходом Солнца? (Заря)
  99. С помощью, какой звезды определяют стороны света? (Полярной звезды)
  100. Как называется американский космический корабль многоразового использования? (Шаттл)
  101. Существуют ли неправильные галактики? (да)
  102. Правда ли, что планеты-гиганты состоят из тяжёлых химических элементов? (нет)
  103. К какому классу звёзд относится Солнце по цвету? (жёлтые)
  104. У Венеры есть спутники? (нет)
  105. Сколько ярких звёзд в созвездии большой медведицы? (7)
  106. Как зовут первую в мире женщину-космонавта? (Валентина Владимировна Терешкова)
  107. Что означает слово «космонавтика»? (кораблевождение)
  108. Как называется планета, названная именем бога родников, рек и морей? (Нептун)
  109. Чему равно расстояние от Земли до Солнца? (150 млн км)
  110. Как называется специальный научно-исследовательский центр для проведения астрономических исследований? (обсерватория)
  111. Как называется первый космический корабль, доставивший людей на Луну? (Апполон)
  112. Какой временной отрезок определяется по вращению Земли вокруг своей оси? (сутки)
  113. С чем связана смена времён года? (с вращением Земли вокруг Солнца)
  114. Как называется явление, при котором Земля находится между Солнцем и Луной на одной линии? (лунное затмение)
  115. Плутон является планетой-гигантом? (нет)
  116. Какой учёный установил законы движения планет? (Иоганн Кеплер)
  117. Что представляют собой орбиты движения планет в Солнечной системе? (эллипс)
  118. Какая звезда имеет самую высокую температуру: жёлтая или голубая? (голубая)
  119. Марс является планетой земной группы? (да)
  120. Какое созвездие является поэтическим символом и служит своеобразным вдохновением для поэтов и писателей? (Пегас)
  121. Какая планета была открыта американским учёным Клайдом Томбо лишь в 1930 году? (Плутон)
  122. Что означает слово «планета»? (блуждающая)
  123. Как называется видимая часть атмосферы Солнца? (фотосфера)
  124. Обладает ли Луна магнитным полем? (нет)
  125. Как называется гигантская звёздная система? (Галактика)
  126. Чему равен 1 парсек в километрах? (3 10 13 )
  127. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Льва? (да)
  128. У какой планеты имеются полярные шапки, в которых возможно находится в виде льда вода? (Марс )
  129. Как называется самый распространенный химический элемент в космическом пространстве? (водород)
  130. Какую фразу произнёс Юрий Гагарин во время старта 12 апреля 1961 года? (Поехали!)
  131. Звёзды по цвету бывают зелёными? (нет)
  132. В каком году родился Юрий Гагарин? (1934)
  133. Как называется самая удалённая от Солнца точка орбиты небесного тела? (афелий)
  134. Из мифологии какого народа взяты названия планет? (из греческой и римской)
  135. Как называется наблюдаемая с Земли освещённая часть лунного диска? (фаза)
  136. Есть ли на Луне вода? (нет)
  137. Какое созвездие лучше наблюдать зимой: Козерога или Ориона? (Ориона)
  138. Как называется среднее расстояние от Земли до Солнца? (астрономическая единица)
  139. Существует ли у Солнца зона, называемая зоной цепных ядерных реакций? (нет)
  140. Как называется советский космический корабль многоразового использования? (Буран)
  141. Как называется самая ближайшая к Земле и очень большая галактика? (Туманность Андромеды)
  142. Какая планета из видимых самая яркая? (Венера)
  143. Как называется большой круг небесной сферы, по которому движется Солнце? (эклиптика)
  144. Как называется поверхностный слой Луны? (реголит)
  145. С помощью какого метода определяют химический состав Солнца, звезд, галактик, туманностей ? (спектральный анализ)
  146. Как называется самая горячая планета Солнечной системы? (Венера)
  147. Кто был основателем теоретической космонавтики? (Циолковский Константин Эдуардович)
  148. Продолжите фразу. Если Луна на нашем небе выглядит как буква С, то она является… (убывающей)
  149. Под действием какой силы происходит движение планет вокруг Солнца? (силы тяготения)
  150. Как называются тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера? (астероиды)
  151. Существуют ли звёзды сверхгиганты? (да)
  152. В каком месяце года Земля находится ближе всего к Солнцу? (в январе)
  153. Какая планета в греческой мифологии отожествляется с Богом торговли – Гермесом? (Меркурий)
  154. Сколько планет Солнечной системы можно увидеть невооружённым глазом? (пять)
  155. Сколько суток провёл на орбите первый искусственный спутник Земли? (92)
  156. На карте, какой планеты только женские имена? Здесь есть даже каньон Бабы-Яги? (Венеры)
  157. Как называется часть солнечного излучения, обладающая высокой химической активностью, но в небольших дозах благотворно влияющая на организм человека? (ультрафиолетовое)
  158. Как называется интервал времени между двумя последовательными новолуниями? (синодический месяц)
  159. Какую планету называют красной из-за цвета её пустынь, содержащих много железа? (Марс)
  160. Как называется космодром в США? (Мыс Канаверал)
  161. Существует ли созвездие «Большой Пёс»? (да)
  162. Продолжите фразу. Со скоростью 29,765 км/с Земля вращается вокруг… (Солнца)
  163. Кто предложил геоцентрическую систему мира? (Птолемей)
  164. У какой планеты средняя плотность меньше плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если бы нашлась ванна подходящих размеров? (у Сатурна)
  165. Кого называли «великим мечтателем»? (Циолковского Константина Эдуардовича)
  166. Как называется самая холодная планета Солнечной системы? (Нептун)
  167. Продолжите фразу. Радиус-вектор планеты за одинаковые промежутки времени описывает… (равные площади)
  168. Как называется точка околоземной орбиты небесного тела, наиболее удалённая от центра Земли? (апогей)
  169. Назовите небесное тело, куда ступала нога человека? (Луна)
  170. В каком направлении движется наша Земля: с запада на восток или с востока на запада? (с запада на восток)
  171. Продолжите фразу. Слоистые, перистые, кучевые, дождевые… (облака)
  172. Название, какого созвездия является названием физического прибора? (весы)
  173. Какова масса первого искусственного спутника Земли? (83,6кг)
  174. На какой планете находится самая большая гора Солнечной системы – гора «Олимп», высотой 25 км? (на Марсе)
  175. На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой почти 200°С? (Меркурий)
  176. У Земли существует внутренний слой, называемый мантией? (да)
  177. Во что превращается звезда-гигант на последнем этапе эволюции? (в нейтронную звезду)
  178. Кто был основателем практической космонавтики? (Сергей Павлович Королёв)
  179. Как называется ближайшая к Солнцу точка орбиты Земли? (перигелий)
  180. Какая планета Солнечной Системы вращается не по движению вокруг Солнца, а наоборот, причем в 243 раза медленнее Земли? (Венера)
  181. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Стрельца? (да)
  182. Название, какого спутника в переводе на русский язык означает «страх»? (Фобос, спутник Марса)
  183. Как называются галактики-спутники млечного пути? (Магеллановы облака: большое и маленькое)
  184. Кто предложил гелиоцентрическую систему мира? (Николай Коперник)
  185. Как называется самоходный аппарат, совершивший путешествие по Луне? (луноход)
  186. Что произошло со станцией «Мир» в 2001 году? (она была затоплена)
  187. С какого космодрома был произведён запуск первого космического корабля с человеком на борту? (с Байконура)
  188. Существует ли у Солнца зона, называемая хромосферой? (да)
  189. Какую планету Уран или Сатурн нельзя увидеть на небе невооружённым глазом? (Уран)
  190. Как называется водная оболочка Земли? (гидросфера)
  191. Во что превратится Солнце на последнем этапе эволюции? (в белый карлик)
  192. В каком году впервые человек вышел из корабля в открытый космос? (1965)
  193. Как называется группа планет, состоящая из Меркурия, Венеры, Земли и Марса? (земная)
  194. Какое носит название небесная путешественница, состоящая из ядра, головы и хвоста? (комета)
  195. Правда ли, что чёрная дыра имеет огромные размеры? (нет)
  196. Как называется самая яркая звезда северного полушария звёздного неба? (Сириус)
  197. Во что превращается сверхгигант на последнем этапе эволюции? (в чёрную дыру)
  198. Продолжите фразу. Каждая планета обращается вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится… (Солнце)
  199. На какой планете бывают дожди из серной кислоты? (на Венере)
  200. Какой цвет у самых холодных звёзд? (красный)
  201. Как зовут впервые вышедшею в космос женщину? (Светлана Евгеньевна Савицкая)
  202. Как называется расстояние, равное трём световым годам? (парсек)
  203. Продолжите фразу. В 81,3 раза масса Луны меньше массы… (Земли)
  204. К какому виду галактик относятся Магеллановы облака? (к неправильным)
  205. В каком созвездии находится звезда Сириус? (Большого Пса)
  206. Как называется самая близкая к Земле планета Солнечной системы? (Венера)
  207. Когда день зимнего солнцестояния? (22 декабря)
  208. Буквами какого алфавита пользуются для обозначения звёзд на звёздных картах? (греческого)
  209. Что обозначает число 365,25? (продолжительность года)
  210. Чему равна продолжительность полной смены фаз Луны? (≈29,5)
  211. Как называется линия, соединяющая любою точку орбиты с фокусом? (радиус-вектор)
  212. Можно ли в невесомости пить из кружки? (нет)
  213. Какой позывной был у Валентины Терешковой? (чайка)
  214. В каком состоянии находятся люди на орбитальной станции? (состоянии невесомости)
  215. Как называется модель Земли? (глобус)
  216. Солнце, совершая свой видимый годичный путь, проходит через созвездие овна? (да)
  217. Продолжите фразу. Если Луна на нашем небе выглядит как перевёрнутая буква С, то она является… (растущей)
  218. Как называется созвездие южного полушария, состоящее из очень тусклых звёзд и обозначающее чертёжный инструмент? (циркуль)
  219. В каком году Светлана Савицкая вышла в открытый космос? (1984)
  1. Вопросы для супертура игры:
  1. Эта оранжево-красная гигантская звезда диаметром 36 поперечников Солнца находится на расстоянии 55 световых лет. В созвездии Тельца, которое лучше всего наблюдать на зимнем небе, она является глазом разъяренного Тельца. Какая это звезда? (Альдебаран)
  2. Эта звезда означает «царская звезда». Она находится в созвездии льва, как бы в сердце льва. Она почти в 2 раза ярче Полярной звезды и находится на расстоянии около 80 световых лет. Какая это звезда? (Регул)
  3. Лебедь - большое, красивое созвездие северного неба. Часть его, состоящая из наиболее ярких звёзд, известна под названием Северный крест. Самая яркая звезда этого созвездия проводит над горизонтом всего 5 часов в сутки, но зато видна на звёздном небе круглый год. Считается, что эта звезда ярче Солнца в 10 тыс. раз и находится на расстоянии 820 световых лет. Какая это звезда? (Денеб)
  4. В созвездии Орла это самая яркая звезда, которая наряду с Вегой и Денебом входит в летне-осенний треугольник Северного полушария неба. Эта звезда наряду с альфа - Центавра является ближайшей к нам звездой и находится на расстоянии 16 световых лет. (Альтаир)
  5. В созвездии Лиры - это самая яркая звезда. Это первая звезда, которую удалось сфотографировать и произошло это в 1850 году. Наша Солнечная система летит к этой звезде со скоростью 20 км/с и через 12 тыс. лет она будет для нас полярной звездой. Какая это звезда? (Вега)
  6. А эту звезду лучше всего наблюдать зимой, так как она является красноватой самой яркой в созвездии Ориона и украшает его левое плечо. В 1920 году были впервые определены её размеры и до недавнего времени считали её самой большой звездой в наблюдаемой части Вселенной, так как её диаметр оказался более 1 млрд км. Какая это звезда? (Бетельгейзе)

Но в настоящее время обнаружена более крупная звезда в созвездии Возничего, которая в 2700 больше Солнца. Звезда Бетельгейзе всего приблизительно в 1 тысячу раз больше Солнца.

  1. В этом созвездии находится одна из знаменитых туманностей М 31 – спиральная галактика, содержащая сотни миллиардов звёзд. В тёмные ясные ночи можно попытаться разглядеть это туманное пятнышко, а в телескоп эта галактика представляет очень эффектное зрелище. Какое это созвездие? (Созвездие Плеяды)
  2. В греческих мифах 7 дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны были превращены Зевсом в звёзды и вознесены на небо в виде созвездия. 6 звезд этого созвездия сияют достаточно ярко, и лишь одна - Меропа- еле видна, так как по легенде она вышла замуж за простого смертного и ей, якобы, стыдно перед сёстрами, которые вышли замуж за богов. Какое это созвездие? (Созвездие Андромеды)
  3. В древнем Китае это созвездие называли «Пе-теу», что означает «кастрюля». В Средней Азии, где много лошадей, про эти звёзды говорили «Конь на привязи». А как это созвездие называется у нас? (Большая Медведица)
  4. Какой из спутников Юпитера помог датскому физику и астроному О.Рёмеру в 1676 году определить скорость света? (Ио)
  5. Кому принадлежат слова: "Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне - дна…" (М.В. Ломоносову)
  6. В честь этого советского астронома назван Государственный Астрономический Институт? (в честь Павла Карловича Штенберга)
  7. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде старта? (Челленждер)
  8. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? (Вега)
  9. Как называются почти все китайские ракеты-носители? («Чан Чжен», по-русски «Великий поход»)
  10. Как называется устройство, используемое для моделирования перегрузок, которые космонавт неизбежно ощутит в космосе? (Вращающаяся центрифуга, внешне напоминающая огромную гантель, на одном конце которой закреплена кабина с испытуемым, а на другом - противовес)
  11. Звёзд на небе невооруженным глазом видно так много, что кажется, их не сосчитать. Однако это сделать можно. Сколько на небе звезд, которые видны невооруженным глазом? (Всего около 6000)
  12. Сколько звёзд можно увидеть невооруженным глазом на небе, не сходя с одного места? (Около 3000, так как находясь на открытой местности видно ровно половину звездного неба)
  13. Над каким проектом (программой) работали исследователи космического пространства в конце XX века, но за недостатком средств его временно "заморозили"? (Полет на Марс в начале XXI века)
  14. Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх? (Затмение солнца и появление кометы)
  15. Где родился Юрий Гагарин? (село Клушино Смоленской области)
  16. Где родилась Валентина Терешкова? (деревня Масленниково Ярославской области)
  17. Сколько океанов на Луне, и какие? (Один - океан Бурь)
  18. Почему на Луне нельзя услышать звуки? (Нет атмосферы, звуковые волны не могут распространяться)

6. Список литературы

  1. В.М. Чаругин. «Астрономия 10-11». Москва, «Просвещение» 2017.
  2. В.М. Чаругин. «Астрономия 10-11. Методическое пособие. Базовый уровень». Москва, «Просвещение» 2017.
  3. Б.А.. Воронцов-Вельяминов. «Астрономия 10-11». Москва, Дрофа 2017.
  4. Б.А.. Воронцов-Вельяминов. «Cборник вопросов и задач по астрономии». 1982.
  5. «Физика» - приложение к журналу «Первое сентября» (статьи по астрономии).
  6. Э.С. Зигель. «Что и как наблюдать на звездном небе?». 1979.
  7. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин. «Книга для чтения по астрономии. Астрофизика». 1988.
  8. Я.И. Перельман . «Занимательная астрономия» . Москва, 1954.
  9. М.М. Дагаев. «Сборник задач по астрономии» . -Москва, 1980.
  10. Методическая разработка урока-конференции «Россия-космическая держава» Котовой Валентины Ивановны - учителя физики МБОУ-СОШ села Ягодного, Асиновского района, Томской области.