Современные проблемы науки и образования. Основные направления и формы работы по организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков Направления работы культурно досуговой деятельности

1

В статье рассмотрено содержание культурно-развлекательной деятельности студентов. Отмечено, что в настоящее время наблюдается многообразие направлений и форм культурно-развлекательной деятельности молодежи. Вместе с тем имеющееся разнообразие культурно-досуговой деятельности не всегда соответствует интересам и потребностям молодежи. С позиции системного подхода проанализировано мнение студентов об их досуге. Рассмотрено отношение молодежи к имеющимся досуговым мероприятиям в мегаполисе. Конкретизировано наличие свободного времени в недельном цикле. Выделены причины непосещения культурно-развлекательных мероприятий. Впервые определены критерии интересного культурно-развлекательного мероприятия с точки зрения молодежи как потребителя этих услуг: соответствие потребностям молодежи, использование информационных технологий, инновации и разнообразие формата проведения, возможность принимать участие в разработке мероприятия, интерактивная форма проведения, использование зарубежных методик разработки и реализации молодежных мероприятий. Конкретизированы наиболее привлекательные для молодежи виды культурно-досуговой деятельности. Рассмотрено мнение молодежи о тех видах и направлениях культурно-развлекательной деятельности, которых не достаточно в городе Омске. Результаты исследования рекомендуется использовать в государственных и частных организациях, занимающихся организацией культурно-досуговой деятельности молодежи, а также при подготовке специалистов по профильным направлениям подготовки в области организации различного вида досуга.

студенческая молодежь

культурно-досуговая деятельность

инновационные формы развлечений.

1. Козин С.В. Досуг современной студенческой молодежи // SCI-ARTICLE. - 2015. - № 28. - С. 1-13.

2. Опарин Г.А. Досуг молодежи // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 195. - С. 56-64.

3. Лосун К.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 1. - С. 45-47.

4. Попова А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. - 2014. - № 11. - С. 220-223.

5. Кравчук Т.А. Структурно-функциональная модель процесса организации культурно-досуговых мероприятий для молодежи / Т.А. Кравчук, П.И. Флянку // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. - № 4 (46). – Ч. 3. – Апрель. - С. 61-66.

6. Макарьева Е.А. Досуг и развлечения студентов / Е.А. Макарьева, М.А. Сердюкова, Л.П. Колупанова, О.В. Дробышева // Актуальные направления научных исследований ХХI века: теория и практика. - 2014. - № 3-1 (8-1). - С. 439-442.

Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из важнейших особенностей культурного развития молодого поколения является широкое разнообразие направлений культурно-развлекательной деятельности в области свободного времени молодежи . Сфера развлечений является важнейшей составляющей повседневности и необходимой ценностью для молодого поколения, к тому же за годы экономических перемен страна претерпевала в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражалось в существенном расширении у молодежи возможностей заполнения своего досуга, а также в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени .

В связи с изменчивостью макроэкономических условий внешней среды произошли коренные изменения в направлении деятельности культурно-развлекательных учреждений на пути решения задач культурного воспитания молодого поколения . Поэтому разнообразие направлений культурно-развлекательной деятельности для молодежи на сегодняшний день не всегда соответствует ее интересам и потребностям .

Проблема исследования - отсутствие современных данных о предпочтениях в проведении развлечений для молодежи, а также о специфике организации этих развлечений.

Объект исследования - досуг молодежи.

Предмет исследования - содержание досуга молодежи.

Цель исследования - выявить предпочтения молодежи в культурно-развлекательной деятельности.

Для решения поставленной цели использовались следующие задачи исследования.

1. Рассмотреть современные молодежные формы культурно-развлекательной деятельности.

2. Изучить мнение молодежи о предпочтениях в проведении досуга и инновационных форм развлечений.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы; опрос (анкетирование), математическая обработка данных.

Организация исследования: исследование выполнялось на базе кафедры теории и методики туризма и рекреации ФГБОУ ВО «СибГУФК», а также на базе следующих вузов г. Омска: ФГБОУ ВО «ОмГУПС», ФГБОУ ВО «СибАДИ».

Результаты исследования. Контент-анализ в поисковых системах сети Интернет позволил нам выделить в городе Омске наиболее популярные учреждения досуга и развлечений: досуговые центры (163); рестораны, кафе, пиццерии (787); парки культуры и отдыха, пляжи (7); цирки (1); кинотеатры (31); театры, концертные залы (45); музеи, выставки (102), боулинг, бильярд и развлекательные центры (49).

Как правило, весь спектр государственных форм развития развлечений и досуга молодежи сливается в общий массовый досуг всего населения региона, так как молодежный сегмент развлечений в регионе не столь развит для выделения его как отдельной категории. Тем не менее городские государственные объекты занимаются реализацией отдыха молодежи посредством организации экскурсий, проведением туристских мероприятий, спортивных походов, экспедиций и прочего.

Самыми распространенными в проведении различных форм развлечений для молодежи в г. Омске являются негосударственные учреждения, и, как правило, это горнолыжные базы, спортивные клубы, центры активных развлечений, туристические компании и иные организации, которые занимаются организацией различного рода экскурсий, круизов, культурно-развлекательных мероприятий, осуществляют спортивно-развлекательный отдых, туры выходного дня, а также аренду помещений для отдыха и развлечений потенциальных потребителей. Опять же следует уточнить, что такие формы развлечений применимы как для всего населения, так и для молодежи как отдельной категории с учетом разработки и предоставления продукта, характерного для их досуга и развлечений.

Опрос в виде анкетирования проходил среди студентов 1-5 курсов в возрасте 17-22 лет. Общий объем выборки опроса составил 300 респондентов. Из числа всех респондентов 41% составлял юношей и 59% девушек. Возраст респондентов варьировался следующим образом: 15% - 17-летних, 16% - 18-летних, 23% - 19-летних, 17% - 20-летних, 15% - 21-летних, 14% - 22-летних.

В ходе исследования было выявлено, что большую ценность для молодежи представляют знания (23%), развлечения (22%) и успех (18%). Остальная часть респондентов (12%) предпочитают деньги и получение новых впечатлений. Лишь 6-7% респондентов выделяют ценностью популярность среди сверстников и признание окружающими как специалиста (рис. 1).

Рис. 1. Жизненные ценности современной молодежи, %

Из вышесказанного следует, что студенты большей ценностью на данный период времени видят поиск и усвоение новых знаний. Также респонденты выделяют развлечения как приятное времяпрепровождение в свободное от учебы время.

Исследование показало, что в среднем большим количеством свободного времени студенты располагают, как правило, в выходные дни. Количество свободного времени здесь варьируется от 2 до 4 часов (32%), и более 5 часов выделили 39% студентов. В будние дни студенты располагают меньшим количеством свободного времени. Таким образом, количество отведенного свободного времени, которым располагают студенты, зависит от времени, которое уходит на занятия в учебных заведениях. Менее 1 часа выделяют 39% студентов и от 1 до 2 часов - 29% респондентов.

В процессе анализа ответов студентов мы выделить тенденцию преобладания «реального» досуга, основанного на занятиях спортом и регулярных встречах с друзьями, над «виртуальным», строящимся на общении в интернете. Это может говорить о положительной тенденции в пользу «реального» проведения свободного времени молодежью, характеризующегося как оптимальный здоровый досуг.

Также в ходе исследования мы выявили, что вполне удовлетворены проведением своего свободного времени 75% респондентов. Однако имелись и те, кто затруднился с выбором ответа (14%). И самая незначительная часть респондентов была скорее не удовлетворена проведением этого времени либо вовсе не удовлетворена (8 и 3% соответственно).

Согласно частоте посещения развлекательных заведений г. Омска, 29% студентов крайне редко это делают, возможно, это связано с нехваткой времени. Тем не менее 24% посещают 1-2 раза в неделю. Каждую неделю посещает 21% респондентов, остальные 18% посещают развлекательные заведения с частотой в 1-2 раза в месяц. И вовсе не посещают всего лишь 8% студентов. Из этого следует, что основная часть студентов посещает развлекательные заведения г. Омска. Это говорит о том, что молодежь стремится к организованным развлечениям в зависимости от наличия свободного времени.

По всем культурно-развлекательным мероприятиям, которые проводятся в нашем городе, 54% респондентов стараются их посещать и 46% их вовсе не посещают. Далее было выяснено, что 54% респондентов посещают следующие культурно-развлекательные мероприятия: День города, концерты, спартакиады, фестивали, день молодежи, праздничные мероприятия на 1 мая и 9 мая, фестивали красок, различные выставки, марафоны, ярмарки, концерты звезд, спортивные мероприятия.

Те, кто не посещает такие мероприятия (46%), указали в числе причин нехватку времени (30%). Вместе с тем 27% опрошенных выделили отсутствие таких мероприятий, которые были бы им интересны, также 16% не устраивает сам формат проведения. Всего 12% выделили плохую рекламу и отдаленность места проведения. И лишь малая часть респондентов выделили незаинтересованность в таких мероприятиях, отсутствие денег, лень и прочее. Это все говорит о том, что не только время является ограничением в проведении свободного времени, но также и ряд других не менее важных причин. В их числе респонденты отмечали не достаточное количество свободного времени и отсутствие интересующих мероприятий (рис. 2).

Определяя наиболее приемлемую обстановку в проведении развлечений, выяснилось, что оптимальной является небольшая компания (49%). В обществе большого скопления людей предпочитают проводить 24% респондентов. Всего 16% предпочитают одиночество. Наименьшая часть респондентов (11%) не против провести свободное время у компьютера или телевизора, нежели в обществе людей. Все это подчеркивает тот факт, что и современная молодежь в большей массе все же видит приемлемую обстановку в проведении развлечений в обществе людей, что немаловажно на сегодняшний день с наличием интенсивных интернет-коммуникаций в молодежной среде.

Рис. 2. Причины непосещения культурно-развлекательных мероприятий, %

При выборе места отдыха большинство респондентов ориентируются в первую очередь на наличие уютной атмосферы (24%). Не менее важной является приемлемая стоимость (21%). Также здесь важен контингент посетителей и удобное местоположение. Остальные критерии пользуются меньшей значимостью при выборе места отдыха. Здесь количество респондентов варьируется от 1-10%. В целом основное, на что опираются респонденты при выборе места отдыха, это уют, цена и контингент посетителей (рис. 3).

Рис. 3. Критерии выбора места отдыха, %

Разнообразие культурно-развлекательных заведений, представленных в нашем городе, удовлетворяет 38% респондентов. Основная часть респондентов хотели бы большего разнообразия (45%). И лишь 17% не удовлетворены разнообразием подобных заведений. Это говорит о том, что молодежь в большей степени хотела бы видеть такие культурно-развлекательные заведения, которые бы удовлетворяли их потребности и интересы в развлечениях.

Спортивно-оздоровительные формы в культурно-развлекательной деятельности интересуют 42% респондентов, активные формы и квест-игры привлекают 36% студентов. Анимационные мероприятия актуальны для 15% молодежи. Всего 7% студентов отдают предпочтения пассивным формам досуга.

Для того чтобы культурно-развлекательное мероприятие было популярным среди молодежи, оно должно в первую очередь соответствовать ее потребностям. Также, согласно современным запросам молодежи, здесь должны присутствовать информационные технологии. На сегодняшний день актуальным считается внедрение инноваций в досуг, поэтому они тоже рассматриваются как важный критерий во многих современных мероприятиях. Среди имеющегося разнообразия формата проведения мероприятий молодежь все же хочет видеть что-то новое. Важным критерием для молодежи является возможность принимать участие в разработке мероприятия. Вызывают интерес интерактивные и зарубежных методики разработки и реализации мероприятия. Данная динамика позволяет определить наиболее важные критерии, которыми должно обладать культурно-развлекательное мероприятие.

Согласно частоте выбора наиболее высокой оценки по сравнению с самой низкой по балльной системе, были выделены наиболее приемлемые виды культурно-развлекательной деятельности:

1. Оздоровительные мероприятия.

2. Подвижные игры с участием подготовленных и неподготовленных людей.

3. Досуговые церемонии и общение.

4. Логические игры.

5. Аттракционы, развивающие ловкость.

Далее респонденты выделили такие виды культурно-развлекательной деятельности, которых, на их взгляд, не достаточно в нашем городе (таблица). Согласно полученным результатам ответы были распределены по следующим блокам: пассивная деятельность, спортивная деятельность, активные развлечения. Респондентами было внесено большинство предложений по активным развлечениям, которые представляют наибольший интерес для молодежи. В основе всей культурно-развлекательной деятельности студенты выделили как обязательный критерий доступность и приемлемую цену. Также респондентами было отмечено, что в принципе хватает всего, необходимо только изменить методы проведения и тематику мероприятий.

Мнения молодежи по культурно-развлекательной деятельности,

которой не достаточно в г. Омске, %

Пассивная деятельность

Спортивная деятельность

Активные развлечения

«Ботанические» мероприятия (интеллектуальные игры, дебаты), соревнования по компьютерным играм Dota 2, CS.GO.

Велоразвлечения - квесты,

развлечения по силовым видам спорта - воркаут, кросфит, оздоровительные,

по типу «Мама, папа, я - спортивная семья»

Игры на открытом воздухе, активные развлечения для молодежи, парки аттракционов, развлекательные и с юмором, увлекательные, развлекательные спектакли, флешмобы, концерты современных исполнителей, досуговые церемонии, квесты, большие батутные парки, аквапарки, всё на водную тематику, танцевальные, реконструкции исторических сражений, доспешные интерактивные площадки, турниры, тематические вечера, интеллектуальные игры

Недорогостоящие и доступные.

Хватает всего, только изменить методы проведения и тематику

Разработаны практические рекомендации для учреждений сферы физической культуры и спорта, социально-культурного сервиса и туризма по организации инновационных форм развлечений для молодежи, основаны на мнении потенциальных потребителей и обоснованной необходимости процесса организации культурно-развлекательных мероприятий, направлены на совершенствование деятельности данных предприятий, а также увеличение доли предлагаемых услуг для молодежи.

1. Развлечения входят в число наиболее значимых жизненных ценностей для молодежи. Количество свободного времени, которое могут себе позволить студенты на отдых, как правило, зависит от недельной учебной нагрузки. Также была выделена тенденция преобладания «реального» досуга, основанного на занятиях спортом и регулярных встречах с друзьями, над «виртуальным», строящимся на общении в интернете.

2. Согласно частоте посещения культурно-развлекательных заведений г. Омска большая часть студентов крайне редко это делают из-за не столь большого разнообразия в выборе таких заведений, которые бы полностью удовлетворяли их потребности в развлечениях. Вместе с тем большая часть респондентов посещают культурно-развлекательные мероприятия. Те, кто не посещают их, связывают это в первую очередь с нехваткой времени и отсутствием таких мероприятий, которые были бы им интересны.

3. Наиболее предпочитаемой обстановкой в проведении развлечений, как выяснилось, является небольшая компания. При выборе места отдыха большинство респондентов ориентируются в первую очередь на наличие уютной атмосферы и приемлемой стоимости. Также для студентов в культурно-развлекательной деятельности наиболее привлекательными считаются спортивно-оздоровительные и активные формы, а также квест-игры.

4. По мнению молодежи, культурно-развлекательное мероприятие должно обладать следующими критериями:

Соответствие потребностям молодежи,

Использование информационных технологий,

Инновации и разнообразие формата проведения,

Возможность принимать участие в разработке мероприятия,

Интерактивная форма проведения,

Использование зарубежных методик разработки и реализации молодежных мероприятий.

Библиографическая ссылка

Кравчук Т.А., Савчак Д.А., Кравчук А.И., Петкова И.С. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27655 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Досуг - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. В силу ряда причин современные подростки не в состоянии организовать свой досуг интересно, содержательно и полезно для себя. Эти причины носят как субъективный (например, отношения в семье) так и объективный характер (социально-экономическое положение в стране). Молодое поколение в большинстве своём оказалось без надёжных социальных ориентиров.

На сегодняшний день проблема досуга подростков стоит очень остро. Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает всё более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей .

Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Большое влияние на подростка оказывает телевидение, где с экранов обрушивается на молодёжь заряд огромной разрушительной силы. Ежедневно показ сцен жестокости и насилия - нравственный беспредел. Убийства, насилия, грабежи, смерть – не сходит с экранов. Телевидение методично, изо дня в день разрушает духовную среду общества, насаждая культ стяжательства, наживы, красивой, богатой радостями и приключениями жизни, полной сексуальной распущенности и насилия. Это прямая психологическая атака на молодое поколение, у которого ещё не выработан иммунитет на такое растлевающее влияние. . Мощным орудием воздействия на подростка выступает компьютер. Многие из подростков своё "компьютерное время" проводят в форме примитивных игр, не требующих большого умственного напряжения и совершенно не способствующих развитию. Многочасовая бессмысленная погоня за "условным противником", "уничтожение врага" нехитрыми примитивными способами постепенно ведут к интеллектуальной деградации игрока. Другая реальная опасность таких игр состоит в том, что неокрепшая детская психика подсознательно воспринимает игровой девиз: "Убей всё, что движется" как некое руководство к действию в реальной жизни.

По утверждению психологов, зачастую компьютерные игры такой категории становятся причиной детских страхов и даже неврозов. У детей меняется психика, они становятся агрессивнее. Считается, что более всего выматывают детей игры, рассчитанные на быстроту реакции (так называемые "войнушки", "стрелялки"). Совершенно очевидно, что компьютерные игры, способные причинить вред детской психике, провоцирующие жестокость, насилие и другие низменные чувства, не должны использоваться в досуговых развлечениях подрастающего поколения .

Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга подростков, лидирующее место занимают учреждения культуры. Грамотная организация досуговой занятости, просвещение средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива подростковой преступности, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике асоциальных процессов .

Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков сельской местности, где культурный уровень населения намного уступает этому же уровню городского населения. В сельской местности и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как можно с пользой проводить свободное время.

Основными направлениями в организации досуга подростков могут стать привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы любительского художественного творчества и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо "нельзя" (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить "можно" - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение .

Самой популярной и востребованной формой организации подросткового досуга по-прежнему остаётся дискотека. Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё же она позволяет подросткам реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя аудитория с широким кругом ориентации и требований.

Востребованной остается такая форма работы с подростками, как различные тематические вечера (идейно и сюжетно организованная цепочка устных выступлений, образов, объединённых между собой сценарием и режиссёрским ходом). Специфика тематического вечера: общие интересы аудитории, праздничная ситуация, развлечение, театрализация, игровая ситуация, понятная и близкая тема, понимание глубины содержания и затем активного участия-творчества, использование информационно-логических и эмоционально-образных моментов, строгая композиционная последовательность, связь со знаменательной датой в жизни общества, или отдельного коллектива, человека, документальная основа, местный материал, присутствие реального героя .

Таким образом, сложившаяся в настоящее время тенденция культурно - досуговой деятельности ставит перед собой основную цель - духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

УДК 791"17"

Новые направления культурно-досуговой деятельности в Петровскую эпоху

Статья посвящена преобразованиям Петра I в сфере досуга. В новых направлениях культурно-досуговой деятельности - библиотечное и музейное дело, система государственных праздников, театральное дело, формы общения и развлечений - отразились основные проблемы и противоречия, которые возникли в Петровскую эпоху в результате ломки традиционного уклада жизни, насильственного перевода мышления русских дворян в европейскую мифологическую систему. В статье делается акцент на особую роль «всешутейшего собора» в реализации программы «европеизации русского общества», эпатажная деятельность которого была направлена на уничтожение традиционных и формирование новых культурно-досуговых ценностей.

Ключевые слова: реформа Петра I, регламентация досуга, направления культурно-досуговой деятельности, европеизация досуга, противоречия культурно-досуговой деятельности.

G. Y. Lytvintseva Leisure activity during the epoch of Peter the Great

This article describes the reforms of Peter I in the field of entertainment. The new types of cultural and leisure activities were introduced in the following spheres: library and museum, system of state holidays, theater, communication and entertainment types. These new activities reflect the main problems and contradictions that resulted in the epoch of Peter the Great from transformation of traditional way of life, mandatory change of Russian noblemen"s thinking so as to comply with the European mythological system. The article places emphasis on particular role of «vseshuteyshy sobor» (i. e. jokey organization) that took part in realization of the program, i. e. «europezation of the Russian society»; their scandalous operation was targeted at destroying the traditional values and building the new system of cultural and leisure activities.

Keywords: reform of Peter I, regulation of the leisure activity, types of cultural and leisure activities, europezation of the leisure activities, contradictions in the cultural and leisure activities.

Петровские преобразования во многом являлись продолжением начавшихся изменений в культурной жизни русского общества XVII в. Следует отметить, что именно в XVII столетии началось активное проникновение на Русь западноевропейской культуры, породившее глубокие проблемы и противоречия во всех сферах жизнедеятельности русского общества. В Петровскую эпоху эти проблемы приобрели более острый характер, поскольку европейские ценности становятся ведущими, а традиционные объявляются устаревшими и негодными. Одним словом, Петр I направляет свои усилия на построение «новой» русской культуры и предлагает целую программу ее европеизации. Огромное значение великий преобразователь придавал сфере досуга, именно через нее он приобщает русских дворян к европейской культуре. Таким образом, Петр I предстает перед нами новатором и основателем новых направлений культурно-досуговой деятельности, непосредственным образом связанных с европейскими традициями.

Прежде всего, новаторство Петра I проявилось в организации музейного и библиотечного дела. С 1714 г. Петр начинает собирать библиотеку, которую по праву можно считать родоначальницей Библиотеки Академии наук. Ее фонды сложились из медицинских книг Аптекарского приказа, исторических, богословских, научных книг, привезенных Шумахером из-за границы. С 1718 г. библиотека значительно увеличилась за счет частных коллекций: библиотеки царевича Алексея, книг лейб-медика Арескина и др. Вначале библиотека размещалась в служебных помещениях Летнего сада, а с 1718 г. она становится доступной для общественного пользования, и ей отводится специальное помещение в палатах Кикина у Смольного двора. Сохранились свидетельства современников-европейцев, которые считали библиотеку главной достопримечательностью Петербурга. Так в 1720 г. анонимный дипломат в составе польского посольства следующим образом выразил свои впечатления о библиотеке: «В ней есть книги, возрастом в полторы тысячи

лет, как высчитали отцы иезуиты. Больше всего греческих, есть также много книг, напечатанных на славянском языке. Другие труды относятся к военному искусству и содержат [описание] новых способов, как атаковать города, замки и иные крепости. Много таких [книг] его величество царь повелел напечатать для молодежи. Кроме того, здесь находятся старые немецкие библии и много книг латинских, немецких, французских и русских...»". Постепенно в Петербурге формируются частные библиотеки - Я. В. Брюса, П. П. Шафирова, А. Д. Мен-шикова, А. А. Матвеева, Ф. Прокоповича.

Первым музеем в России стала Кунсткамера. Еще в первое свое путешествие за границу Петр накупил массу всяких раритетов и курьезных диковин, начиная от заспиртованных уродов, морских раковин и кончая очень дельными коллекциями по естествознанию. Во второе путешествие в 1716 г. Петр покупает коллекции и собрания, имеющие естественно-научное значение. 13 февраля 1718 г. был издан именной указ «о приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещах во всех городах к губернаторам и комендантам»2. Для создания Кунсткамеры, как было названо собрание редкостей из области «раритетов, монстров и куриозите», Петр прибегнул к усердию своих подданных. Но, несмотря на его внушения о том, что уроды появляются «от повреждения внутреннего, так же от страха и мнения матерняго во время бремени, как тому многие есть примеры», люди традиционного склада не спешили присылать эти необычные «экспонаты», так как для них родившиеся уроды являлись сатанинским отродьем. Учитывая психологию людей, Петр в указе предлагал большие деньги: за живого человеческого урода 100 рублей, за мертвого 10 рублей, за живого урода из животных 15 рублей, а за мертвых по 5 рублей. Точно в таком же размере полагался и штраф за утайку, причем деньги шли в пользу доносчика. Для Кунсткамеры Петр выделил временное помещение, и она открылась для посетителей. Сохранилось предание, что для привлечения посетителей предлагалось угощение вином, но и эта приманка мало кого могла заманить.

В Петровскую эпоху было положено начало и другим музеям. В 1702 г. Петр издает указ о сборе и хранении артиллерийских орудий и прочего оружия, в том числе трофейных пушек и знамен в цейхгаузе Петропавловской крепости. Это собрание стало родоначальником

современного Военно-исторического музея артиллерии. Тогда же, по приказу Петра, стали собирать коллекции, впоследствии положившие начало Военно-морскому музею. В дворцовом сооружении Монплезир, находящемся в Нижнем парке Петродворца, преобразователь основывает и первую в России картинную галерею. В нее вошли картины западноевропейских художников XVII - начала XVIII в., которые Петр приобрел во время заграничного путешествия. Особенно Петр любил морские пейзажи Адама Сило, в которых безукоризненно точно изображалась оснастка парусных кораблей.

Петр I постоянно искал новые формы и методы преобразовательного воздействия на общество, которые отражали бы его великие деяния «на пользу государству» и служили поддержкой его реформ. Первенствующую роль в такой пропаганде играли викториальные праздники, посвященные победам русской армии в Северной войне. Создавая грандиозные зрелища, Петр ставил перед собой цель «приобретения. себе чести от народа, и для утверждения к ревностному приятию тех дел, которые повседневно Его величество ко всенародной пользе утверждал»3.

Новые викториальные праздники положили начало образованию системы государственных праздников. До Петровской эпохи праздники носили ярко выраженный религиозный характер и были связаны с православными ценностями. Важнейшие составные части викториальных праздников - триумфальные шествия войск, маскарады, фейерверки, театральные действа -были призваны продемонстрировать величие деяний Петра, отразить славу и доблесть русского флота и армии, увековечить их победы.

Викториальные праздники заключали в себе определенные агитационные идеи, выраженные в аллегорической форме и насыщенные европейской символикой. Петр учитывал то обстоятельство, что русские люди привыкли иметь дело только с библейскими символами и параллелями и новые аллегории и символы будут непонятны им. Поэтому еще с первых лет существования типографии велел перевести на русский язык и напечатать ряд икононического курса, снабженного рисунками. Так, например, префект Славяно-греко-латинской академии Иосиф Туробойский следующим образом обращался к православному читателю, описывая символику триумфальных ворот по случаю взя-

тия Нарвы: «Не от божественных писаний, но от мирских историй, не святыми иконами, но и от историков преданными или от смехотворцев вымышленными лицами и подобляет от зверей, гадов, птиц, древес и прочих.»4.

Местом действия праздников были Петербург и Москва. Уже в 1696 г. в торжествах по случаю побед русских войск под Азовом наметились основные элементы и составные части будущих празднеств. По распоряжению Петра мастер «Иван Салтанов со товарищи» построил невиданные врата: громадные резные статуи Геркулеса и Марса поддерживали их свод, везде были диковинные для народа эмблемы и аллегории, наглядные картины, о которых известно со слов Желебужского: «На каменном мосту Всесвятском, на башне сделана оказа Азовского взятия, и их пашам персуны написаны живописным письмом, также на холстине левкашено живописным же письмом, как что было под Азовом, перед башнею по обе стороны»5.

Интересно описание триумфальных ворот, воздвигнутых в честь победы в Полтавской битве, которое дает П. Н. Крекшин: «Пребогатым убранством, и расписанные разными эмблемами, между которыми изображен орел (герб Российский), налетающий на слона (шведские фрегаты)»6.

Маскарады и фейерверки являлись составной частью любого викториального праздника. Фейерверки своими эффектами и грандиозностью поражали не только русских, но и иностранцев. П. Н. Крекшин также описывает фейерверк, который состоялся 1 января 1704 г. по случаю взятия Нотебурга7. Театр фейерверка занимал пространство шириной и глубиной в 100 аршин и находился на возвышении со спуском в 6 ступеней. Представление началось с того, что был зажжен находившийся в центре «государственный орел», символизирующий Россию. В «крилах своих» и «единой когте» он держал изображения Белого, Каспийского и Азовского морей. Орел горел более получаса «разными огнями». За это время к нему приблизилась ладья-повозка с находившимся там Нептуном, который четвертое море (изображение Балтийского моря) «великому орлу в когти дает». Вслед за орлом «горели разными и удивительными огни» два больших щита с надписями, объясняющими зрителям, что завоеванные земли исконно русские.

Маскарады являлись великолепным зрелищем Петровской эпохи. В «Описании маскара-

да, состоявшегося в Санкт-Петербурге в 1723 г.» дается представление о необыкновенном многообразии костюмов и масок. Подданные Петра предстали в платьях заморских министров - немецких, венецианских, китайских, индийских, венгерских, японских. Элементы маскарада -обход Пирамиды на Троицкой площади, смотр судам, прогулки на судах - являются типичными для подобного рода увеселений.

Новое содержание Петр вкладывал и в традиционные праздники. Так в 1699 г. в праздник Богоявления Петр участвовал в Крестном ходе на водосвятие в Москве в качестве капитана Преображенского полка (а не в царском облачении, как было раньше) и шел вместе с полком и музыкантами. Около «Иордании» был устроен высокий стол, на котором стоял человек, державший царское знамя. Знаменосец несколько раз наклонял знамя, которое по погружении креста в воду окроплялось святой водой. После Петра водосвятие в присутствии войск, имеющее главной целью освещение знамен, совершалось везде, где располагались воинские части.

Викториальные праздники носили массовый характер с той лишь оговоркой, что простой люд Петербурга и Москвы являлся сторонним наблюдателем, а не непосредственным участником: ему дозволялось присутствовать на викто-риальных торжествах, в аллегориях которых он ничего не мог понять, лицезреть всевозможные маскарадные шествия, символика которых была ему недоступна. Для Петра главным объектом воспитания являлось дворянство, и он стремился перевести их мышление в европейскую мифологическую систему. Для простого народа в дни викториальных торжеств на Троицкой площади выставляли ушаты вина и водки, целые жареные туши свинины. Как отмечает Ф. Берхгольц, «по данному знаку, толпившиеся на площади люди бросались на царское угощение, даровое угощение обходилось очень дорого: в давке многие лишались одежды, а иные платились тяжкими увечьями, даже жизнью. Мастеровые, рабочие, крестьяне. разбивались на две стенки и по старине вступали в кулачный бой»8. Ф. Берхгольц делает интересное замечание, что полиция не препятствовала устроению этих побоищ, и иностранцы думали, что кулачный бой допускается для приучения народа к бесстрашию на войне.

ский обычай обманывать становится известным с начала XVIII в. Содержатель труппы немецких комедиантов в Москве объявил, что 1 апреля состоится представление и он влезет в обыкновенную столовую бутылку. В назначенный день на сцену вынесли сделанную из картона огромную бутылку с надписью «1 апреля», в которую не представляло труда влезть комедианту. Первомайский праздник очень легко привился в городской народной среде, поскольку был связан с весенними представлениями о пробуждении природы.

Петра I следует считать и основателем театрального дела в России. В 1702 г. Петр распорядился воздвигнуть в центре Москвы на Красной площади «комедиальную храмину» - первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Истоки русского театра уходят своими корнями в народное творчество: это, прежде всего, языческие обряды, с помощью которых люди надеялись обеспечить своевременное наступление весны, удачу на охоте и т.д. В средневековой Руси хранителями языческих «театрализованных» традиций являлись скоморохи, которые веселили народ: пели, плясали, балагурили, разыгрывали сценки, играли на музыкальных инструментах и лицедействовали. Результатом развития новых тенденций в русской культуре XVII в. явилось образование Придворного театра царя Алексея Михайловича.

Такие исследователи, как А. Н. Робинсон и В. В. Бычков, считают, что исторически такой театр мог появиться в России как государственный придворный театр, который призван был подготовить почву для утверждения идеологии русского абсолютизма9. Театр просуществовал с 1672 по 1674 г., и такие постановки, как «Артак-серксово действо», «Олоферново действо», «Жалостная комедия об Адаме и Еве», «Темир-Аксаково действо», «Комедия о Бахусе с Венусом», напрямую связаны с формирующимся абсолютизмом и западноевропейским влиянием. Большая часть пьес, сыгранных на придворной сцене, была написана на библейские сюжеты, тем не менее театр решал задачу современного прочтения Библии. И. Грегори, очевидно, учитывал сходство событий комедий с тем, что происходило в это время при русском дворе: в верхах государства шла борьба боярских группировок, по-разному относящихся к усилению централизованной власти, к растущим связям с Западом, к нововведениям, постепенно проникающим во все области русской жизни.

Поэтому наиболее значительные постановки Придворного театра носили светский или даже политический характер и выражали идеологию абсолютизма, облекая ее в формы известных библейских преданий-мифов.

В отличие от своего отца, царя Алексея Михайловича, Петр стремился приобщить к театру самые широкие слои общества. Ходить в театр было «повольно» всем, так как плата была незначительной. По замыслу Петра, театр «должен был разъяснять всенародному множеству истинный смысл деяний преобразователя»10, прославлять Российское государство, воспевать победы русского оружия и одновременно являться формой разумного развлечения. Представления в театре давала немецкая труппа И. - Х. Кунста. Цены на билеты были незначительными, но, несмотря на это, публика ходила в театр неохотно. Причиной непопулярности театра была его оторванность от русской жизни, на сцене в основном ставились пьесы немецких драматургов XVIII в. Петр, пригласив труппу, рассчитывал на то, что она не замкнется в своем традиционном репертуаре, а будет ставить спектакли агитационного содержания, раскрывающие смысл происходящих в политической и культурной жизни Российского государства событий. Однако эти требования оказались для труппы Кунста непосильными, и в 1706 г. ей было отказано в жаловании. Оказалась безуспешной и попытка Петра создать с помощью немецких комедиантов общедоступный театр в Петербурге в 1719 г.

Требования, предъявляемые Петром к театру, которые были непосильны для немецких трупп, в большой степени оказались под силу так называемым любительским или самодеятельным театрам. В первую очередь к такого рода театрам можно отнести школьные театры.

На сцене театра при Славяно-греко-латинской академии и Московского театра Хирургической школы были поставлены пьесы по горячим следам последних политических событий, которые имели определенное пропагандистское значение. Такие действа школьного театра Славяно-греко-латинской Академии, как «Торжество мира православного» и «Свобождение Ливонии и Ингерманлан-дии», были посвящены победам России в Северной войне. В действе «Божие уничижителей. гордых уничижение» развивалась тема греховности неповиновения властям. На сцене Хирургической школы особенно значительно было панегириче-

ское триумфальное действо «Слава Российская», написанное ее учеником Ф. Журовским. В действе вообще отсутствует религиозная тема, автор, воспевая укрепление русского государства, использует не библейские, а мифологические образы Марса, Купидона, Нептуна и т.д. Следует отметить, что в панегирических драмах, разыгрывавшихся на сценах Академии и Хирургической школы, наблюдалось нагромождение аллегорий и символов, не всегда понятных рядовому зрителю.

Существовала определенная связь между викториальными праздниками и школьными драмами.Сцены и композиции триумфальных ворот, шествий и фейерверков перекинулись в школьные действа: отдельные картины, символы и аллегорические изображения, красовавшиеся на Московских триумфальных воротах, воспроизводились иногда в драмах Академии. И, наоборот, в устройстве викториальных праздников использовались те же самые композиции и аллегории, что и в театре, «а нередко применяли уже готовые театральные декорации»11.

К любительским театрам относится и театр сестры Петра I Натальи Алексеевны. В 1706 г. она устраивает театр в подмосковном селе Преображенском, а в 1714 г. создает театр и в Петербурге. Царевна сама занималась постановкой, писала пьесы, где преобладали политические и нравоучительные тенденции. Так Х. Вебер, посетивший одно из ее представлений, в котором осуждалось неповиновение властям, сообщает в своих «Записках», что под конец спектакля вышел оратор, объяснивший историю представленного действа и «обрисовавший в заключение гнусность возмущения и бедственный всегда исход оного»12. В пьесах Натальи Алексеевны воспевались также деяния Петра, его нововведения, в виде «забавных игралищ» (коротких представлений) высмеивались пороки духовенства, взяточничество и алчность чиновников. В пьесе «Петр златые ключи» красной нитью проходила мысль о пользе поездок молодых людей за границу для обучения.

Вся деятельность «всешутейшего собора» имела самодеятельный характер. Так А. Крюгер считает, что, «если мы в своем обзоре проявлений самодеятельного театра, расположим их по степени театральности, то, начиная от костюмированной единицы - „виташия“, постепенно через маскарад придем к возникновению целого штата постоянных любителей теа-

тральной организации в лице „всепьянейшего и всешутейшего собора“, к концу своей жизни имевшего уже целые „действа“ с твердым текстом для ряда действующих лиц в понимании театральном.»13. «Виташий» поистине представлял собой театральную фигуру, поскольку одет был в длинный балахон, «на голове - шляпа с четырьмя огромными рогами, в руках - машина, сделанная в виде колбасы»14. По словам Ф. Берхгольца, «виташий» совмещал роль придворного полушута с должностью «оберкнут-мейстера» (старшего палача), лично распоряжавшегося при допросах и пытках государственных преступников. Для Петровской эпохи подобного рода ситуация являлась типичной. Петр постоянно смешивал серьезное и шутовское, преследуя тем самым определенную цель. Значительное количество придворных дураков служило в царской полиции.

Смешение серьезного и шутовского особенно ярко проявляется в деятельности «всешутейшего собора», где смехотворные графы и патриархи совмещали и перемешивали свои шутовские должности и атрибуты с ответственными государственными постами и должностями. Так шутовской князь-папа Никита Зотов был хранителем государственных печатей, а его заместитель князь-кесарь Федор Ромодановский заведовал тайной полицией. Какую же цель преследовал Петр, смешивая серьезное и шутовское?

С помощью «всешутейшего собора» Петр стремился сформировать новый взгляд на веселье и развлечения, внушить мысль, что «разгул», «шумство» - обыкновенная вещь, веселиться можно где угодно и когда угодно, и это не считается греховным. В праздниках допетровской Руси человек как бы принимал определенные правила игры, которые позволяли ему делать то, что в реальном мире делать невозможно, греховно.Только в игровом, смеховом мире «антикультуры» могла наблюдаться спутанность всех значений, где кабак заменял церковь, «бе-совство» - благочестие, где наблюдалось надевание рваных одежд, одежд наизнанку, мехом наружу. Д. С. Лихачев характеризует этот мир как мир перевернутый, реально невозможный, абсурдный15. «Всешутейший собор» был необходим Петру для утверждения нового взгляда на веселье и развлечения. Преобразователь стремился стереть границу между «смеховым» и реальным миром.

С точки зрения человека с традиционным сознанием, Петр распространил мир «антикультуры» за отведенные ему рамки и тем самым разрушил традиционный порядок празднования. Праздник в допетровской Руси как бы состоял из двух частей: вначале молитвенное предстоя-ние, торжественные процессии, а затем - различные «бесовства», скоморошьи игры и забавы. В первой части праздника человек находился в мире культуры, так как следовал установленным нормам христианского благочестия и благолепия. Во второй же части праздника человек попадал в мир «антикультуры», где христианские ценности воспринимались в перевернутом виде. Петр же намеренно разрушил границу между этими мирами для того, чтобы противопоставить старинной праздности «новую» праздность. Если в допетровской Руси, после Рождественского поста с молчаливого разрешения церкви на святках происходили различного рода переодевания, «бесовства» и веселье, которые в сознании древнерусского человека противопоставлялись миру культуры, то в Петровскую эпоху граница между двумя мирами разрушается. Так В. О. Ключевский в описании празднования святок в Петровскую эпоху очень точно проиллюстрировал смешение церковного и пародийного ритуала: «Бывало, на святках компания человек в 200 в Москве или Петербурге на несколько десятков саней на всю ночь до утра пустится по городу „славить“, во главе процессии шутовской патриарх в своем облачении, с жезлом и в жестяной митре; за ним сломя голову скачут сани, битком набитые его сослу-жителями, с песнями и свистом. Хозяева домов, удостоенных посещением этих славельщиков, обязаны были угощать их и платить за славле-ние»16. Такой же трансформации подверглись и другие традиционные праздники.

В конце 1718 г. верхи петербургского общества были извещены о введении ассамблей. Петр побывал во французских гостиных, в которых собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, искусства и политики, и у него созрел план организации ассамблей в России. Вводя ассамблеи, Петр преследовал две главные цели: приобщение русских женщин к общественной жизни и приучение высшего сословия к формам времяпровождения, распространенным в западных странах. При организации новой формы общения и развлече-

ний преобразователь использовал не только практические, но и теоретические достижения Западной Европы. Как отмечает А. М. Панченко, для людей XVII-XVIII вв. одной из самых авторитетных была энциклопедия Генриха Альштеда17. Знания Альштед подразделял на науки и искусства, где последние делились на свободные и механические. К механическим искусствам, согласно энциклопедии, и принадлежит искусство развлечения, где можно все расчислить, измерить и подчинить правилам. Этот принцип механических искусств и положил в основу ассамблей Петр.

Ассамблеи бдительно опекала петербургская полиция. Представление о монарших правилах дает распоряжение петербургского обер-полицейместера Девиера «О порядке собраний в частных домах, и о лицах, которые в оных участвовать могут»18. В данном распоряжении определено, какие чины могут быть допущены на ассамблеи, дан перечень правил и распорядок, которому должны следовать все присутствующие.

За несколько часов до съезда гостей по-лицейместер приезжал в дом, назначенный для ассамблеи, и осматривал комнаты, выделенные для приема. Писари, которых с собой привозил полицейместер, записывали фамилии тех, кто приезжал. Присутствие лиц, указанных в списке, было обязательным, и только одна болезнь извиняла отсутствующих. Обыкновенно сам Петр назначал, в чьем доме должна быть ассамблея, а затем дальнейшее их назначение зависело: в Петербурге от обер-полицейместе-ра, в Москве - от коменданта. Прежде чем гости расходились с одной ассамблеи, им объявлялось, где будет следующая.

Танцы занимали первое место среди развлечений на ассамблее. Начинались они, как правило, польским, за которым следовал менуэт, а далее сам Петр объявлял придуманный им самим «гросфатер». В нем участвовало много пар, и руководил ими «маршал», выбранный «царицей» ассамблей. Под звуки печальной мелодии пары медленно двигались друг за другом. По взмаху «маршальского» жезла, оркестр переходил на веселую музыку, и дамы оставляли своих кавалеров и выбирали себе новых из числа сидящих в зале. Брошенные же кавалеры ловили убегающих с криком и визгом дам. Когда «маршал» опять взмахивал жезлом,

то начиналась прежняя печальная мелодия, и пары выстраивались в ряд. Кавалеры, которые оставались без дам, штрафовались кубком «Большого» или «Малого орла». Петр сам очень хорошо танцевал и часто принимался за обучение своих подданных. Ф. Берхгольц в своем «Дневнике» рисует его образцовым учителем: «Он проделывал па во главе шеренги кавалеров, и те должны были в точности повторять его движения. Это немного напоминало плац-парад, но подобное сходство могло только нравиться государю»19.

Петр вывел женщину из терема «в свет», забывая, что она не может сразу же, в один момент, расстаться с домостроевским укладом жизни. С. Н. Шубинский отмечает, что русские боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи, «затянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышно расчесанною большей частью напудренною прическою, с длинными шлейфами, они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали, как им стать и сесть»20. Еще сложнее дело обстояло с непринужденным и свободным общением с мужчинами. Ф. Берхгольц замечает в этой связи, что дамы беседовали с ними только во время танцев, в остальное же время сидели отдельно и «таращили друг на дружку глаза»21.

Петр старался европеизировать поведение дворян на ассамблеях и тем самым, не подозревая об этом, усилил архаические черты. Старое дедовское причудливо мешалось с новым, московское «варварство», выраженное в «питие непомерном» и диких поступках, уживалось рядом с европейским «политесом». Европейское начало сказывалось больше внешним образом, а московская старина (в отрицательном ее проявлении) частенько выбивалась из внешнего лоска и давала о себе знать действиями и выходками грубыми, несдержанными. Все подражали манерам Петра, которому не хватало необходимых качеств, требовавшихся взятой им на себя ролью: ему самому следовало бы быть более светским человеком, его манеры и шутки не отличались ни особой вежливостью, ни обходительностью. Так, взявшись распоряжаться танцами, он иногда пускался в тяжелые, неуклюжие шутки: ставил в ряды танцующих самых молодых дам, дав им в партнеры дряхлых стариков, и сам становился в первой паре. Все танцующие

кавалеры обязаны были повторять движения за государем. Ф. Берхгольц описывал, что Петр выделывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим европейским балетмейстерам того времени, тогда как набранные им старые танцоры насилу двигали ноги22. Старики путались, задыхались, у некоторых кружились головы, другими овладевали припадки одышки, некоторые не выдерживали и валились на пол. Рассердившийся Петр приказывал прекратить музыку и объявлял, что «если кто теперь собьется, тот выпьет большой штрафной стакан»23.

Иностранцев на ассамблеях окружали почетом в присутствии государя, но стоило ему отвернуться, с них срывали парики24. Самые грубые шутки были в ходу и никого не смущали.

Ассамблея выполняла роль школы, в которой дворяне обучались европейской культуре. По наблюдениям Ю. М. Лотмана, для русского дворянина Петровской эпохи быть европейцем - это значит отличаться от крестьянской жизни, что выражалось в одежде, прическе, манерах25. И это можно сделать путем обучения европейской культуре. Петр понимал, что обучить своих подданных новой культуре с помощью одних только угроз и указов невозможно, поэтому под его непосредственным руководством выходили пособия по обучению «правильному поведению». С этой целью распространялась книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Изучение данного текста интересно с точки зрения рассмотрения процесса адаптации европейской культуры на русской почве. Так книга внушала, что благовоспитанный молодой человек должен отличаться тремя добродетелями: приветливостью, смирением и учтивостью. Чтобы пользоваться успехом в обществе, он должен владеть иностранными языками, уметь танцевать, ездить верхом, фехтовать, быть красноглаголивым и начитанным и т.д. В заключение перечислялись 20 добродетелей, которые украшают благородных девиц26. Интересно, что наряду с вышеизложенными рекомендациями давались и следующие советы: «Обрежь свои ногти, да не явятся оные бархатом обшиты. Не хватай первой в блюдо и не жри как свинья. Не сопи, когда яси, ногами везде не мотай, не облизывай перстов, не грызи костей. Зубов ножом не чисти. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже. Ежели с кем танцуешь, то неприлично в круг плевать,

но на сторону»27. Подобного рода соединение несопоставимых рекомендаций и советов очень характерно для культуры Петровской эпохи и показательно при выявлении ее противоречий.

Ассамблеи, которые также проходили по особому регламенту, Петр устраивал и в Летнем саду. Летний сад, получивший свое название от дворца, был распланирован по всем правилам западноевропейского искусства: с прямыми дорожками, стриженной зеленью кустов и деревьев, затейливыми узорами цветников и газонов. П. Свиньин писал о нем в начале XIX в.: «Сад сей разведен в голландском вкусе, что должно заключать из прямых линий, пересекаемых тупыми и острыми углами. Большие аллеи обсажены высокими липами и кленом, а прочие акациею. Во внутренности их наделаны небольшие лабиринты, зеленые лужайки, лесочки и цветники»28. При Петре Летний сад был гораздо больше ныне существующего: он тянулся от Невы и до Инженерной улицы.

Перестраивая русский быт, Петр большое значение придавал садовому искусству и посылал за границу обучаться ему. Он отлично понимал, что сад имеет не просто архитектурное значение, а прежде всего просветительское и воспитательное. По замыслу Петра, Летний сад должен был стать одновременно местом и ученья, и потехи. Тем самым преобразователь отошел от древнерусской традиции, согласно которой «ученью время, потехе час». Об этой особенности Петровской эпохи, когда между серьезным и шутовским стиралась граница, говорилось выше. Петр установил в своем саду скульптуры античных богов и богинь, бюсты императоров и героев, скульптуры, иллюстрирующие басни Эзопа, с помощью которых приучал своих подданных к европейской символике. Как отмечал С. Н. Шубинский, «император любил собирать гуляющих и сам объяснял им смысл содержания басен»29.

В назначенный для гулянья день на одном из бастионов Петропавловской крепости с утра выставлялся желтый флаг с изображением орла, державшего в когтях четыре моря. Вечерний выстрел из пушки служил сигналом для приглашенных: немедленно следовало спешить на гулянье в сад. Гости прибывали на лодках и попадали в сад через нарядные деревянные галереи, служившие одновременно пристанями и приемными залами, где накрывались столы со сластями, закусками и где проходили танцы.

В. О. Ключевский писал, что государь потчевал гостей, как радушный хозяин, но порой его хлебосольство становилось хуже демьяновой ухи: «Бывало, ужас пронимал участников и участниц торжества, когда в саду появлялись гвардейцы с ушатами сивухи, причем часовым приказывалось никого не выпускать из сада. Особо назначенные для того майоры из гвардии обязаны были потчевать всех за здоровье царя, и счастливым считал себя тот, кому удавалось какими-либо путями ускользнуть из сада»30. Те, кто не попадал в число приглашенных, могли в качестве зрителей наблюдать веселое гулянье. По Неве сновали лодки с качелями, с которых можно было наблюдать за действом, и их владельцы предлагали свои услуги.

По принципу механических искусств Петр организовал и еще одно развлечение для высшего общества - катания по Неве. Жителям Петербурга «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании»31 были розданы из казны парусные и гребные суда. Катания проходили по особому регламенту. В петровском указе строго определялось место катания, одежда, в которой надлежит явиться приглашенным и давались предписания о времени сбора: «В указанный час должен Коммисар в местах флаги поднять. А когда указано будет выехать, кроме определенных дней, тогда тот же знак учинить, да один выстрел из пушки с города; тогда тотчас всякому ехать в назначенное место и явиться к Коммисару.»32.

В указе сообщалось, что «на сей экзерци-ции вольны хозяева быть или не быть», однако здесь же Петр предупреждал не совсем сознательных подданных, что «не более двух дней в месяце не быть, разве для какой законной причины»33. Петр предусмотрел и возможность нарушения установленных правил, поэтому предостерегал катающихся: «За преслуша-ние же и на сих судах, також штраф быть, как и с парусных»34. Собрание этих судов называлось Невским флотом, а командующий над ним - Невским адмиралом. В хорошую погоду такие катания по Неве с волторнистами и музыкантами были очень приятны, но иногда увеселительная прогулка грозила превратиться в катастрофу. Так Ф.-Х. Вебер знакомит нас с одним из путешествий, в котором принимал участие дипломатический корпус в мае 1715 г.: «9-го царь от-

правился, куда мы последовали за ним в галере, но вдруг поднявшаяся буря заставила нас провести два дня и три ночи на этом открытом судне без огня, без постелей и без провизии»35.

Зимой Петру приходилось отказываться от таких прогулок, но по его приказу был прорублен во льду Невы перед дворцом канал и почти каждый день он катался здесь на весельном катере. Любил он также катанье на буерах, поставленных на полозья и управлявшихся парусами. Каждый праздник целая вереница таких суденышек-саней скользила по льду Невы и мчалась в Петергоф.

Таким образом, основание Петром новых направлений культурно-досуговой деятельности способствовало сближению русской и европейской культур. При всех противоречиях и издержках европеизации в Петровскую эпоху, она дала толчок для дальнейшего развития русской культуры. От внешнего восприятия западноевропейской культуры русские дворяне постепенно переходили к изучению ее внутренних закономерностей, что, в свою очередь, открыло для них и уникальность своей собственной культуры.

Примечания

1 Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л.: Наука, 1991. С. 143-144.

2 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. № 3159. С. 541.

3 Крекшин П. Н. Описание лет и преславных высо-которжественн ии. М., 1704. Л. 6 об.

5 Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVIII в. Описание фейерверков и иллюминаций. СПб.: А. С. Суворин, 1903. С. 181.

6 Крекшин П. Н. Указ. соч. Л. 161.

7 Там же. Л. 173.

8 Берхгольц Ф. В. Дневник камер-юнкера Ф. В. Берх-гольца, 1721-1725. М.: Универ. тип., 1904. Ч. 4. С. 68.

9 Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М.: Мысль, 1995; Робинсон А. Н. Ранняя русская драматургия. М.: Наука, 1972.

10 Тихонравов Н. С. Русские драматические произведения 1672-1722 гг. СПб.: Д. Е. Кожанников, 1874. Т. 1. С. 141.

11 Там же. С. 529.

12 Вебер Х. Записки Вебера о Петре Великом и его преобразованиях, в переводе и с примечаниями П. П. Барсова // Рус. арх. 1872. № 7. Стб. 1424.

13 Крюгер А. Самодеятельный театр при Петре I // Старинный спектакль в России. Л., 1988. С. 347.

14 Берхгольц Ф. В. Указ. соч. 1902. Ч. 1. С. 167.

15 Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.: Наука, 1976.

16 Ключевский В. О. Исторические портреты: деятели ист. мысли. М.: Правда, 1990. С. 184.

17 Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. М.: Языки рус. культуры, 1996. Т. 3, ч. 1. С. 165.

18 Крекшин П. Н. Указ. соч. Л. 598-599.

19 Берхгольц Ф. В. Указ. соч. 1903. Ч. 3. С. 198.

20 Шубинский С. Н. Первые балы в России // Шу-бинский С. Н. Исторические очерки и рассказы. М.: Моск. рабочий, 1995. С. 26.

21 Берхгольц Ф. В. Указ. соч. 1902. Ч. 2. С. 71.

22 Там же. Ч. 1. С. 160.

24 Юль Ю. Записки Юста Юля датского посланника при Петре Великом. М.: Универ. тип., 1899. С. 93.

25 Лотман Ю. М., Успенский Б. И. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры // Тр. по рус. и славян. филологии. Тарту, 1977. Т. 28.

26 Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению: собрание от разных лет. М.: Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, 1976.

27 Там же. С. 34-38.

28 Цит. по: Лихачев Д. С. Поэзия садов. СПб.: Наука, 1991. С. 130.

29 Шубинский С. Н. Летний сад и летние петербургские увеселения при Петре Великом. СПб.: Тип. Акад. наук, 1864. С. 2.

30 Ключевский В. О. Указ. соч. С. 182.

31 Князьков С. А. Санкт-Петербург и Санкт-Петербургское общество при Петре Великом. СПб.: Тип. Луковникова, 1914. С. 64.

32 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. № 3193. С. 560.

34 Там же. С. 561.

35 Валишевский К. Ф. Петр Великий. Кн. 3. Дело. Репринт. воспроизведение изд. 1911 г. М.: ИКПА, 1990. С. 202.

Лекция 1.

ДОСУГ - часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу или учебу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и неразрывно связана с физическим и духовным развитием человека . Досуг охватывает учебу и самообразование, приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и т. п.), общественно-политическую активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и др. Досугом называется также деятельность, отношения, состояние ума. Определение досуга распадается на четыре основных группы.
1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.
2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.

Социальная ценность досуга в конкретно-исторической обстановке определенного общественного строя определяется его величиной (объемом), структурой и содержанием. В структуре и содержании досуга решающую роль играет соотношение “возвышенных” и “низменных” занятий. Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое детский досуг ? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования. Досуг часто отождествляется со свободным временем, но свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть. Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг. Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

Досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

Досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

Досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;

Досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

Досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

Досуг стимулирует творческую инициативу детей;

Досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

Досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

Досуг детерминирован внутренне и внешне;

Досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

Досуг способствует объективной самооценке детей;

Досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

Досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

Досуг способствует самовоспитанию личности;

Досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

Досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;

Природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);

Детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

Детский досуг широк в своем понимании.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Социальная природа досуга.

Свободное время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Наиболее распространенное определение досуга звучит так: досуг - это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правило, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - релаксация (уменьшение напряжения, расслабление). Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.).

В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.); художественное, техническое, естественнонаучное и т.п. творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь) и т.д.

Часть жизненной среды человека, предназначенную для отдыха, преодоления усталости и утомления, восстановления физического и психического здоровья, обозначают как сферу досуга, инфраструктуру отдыха и рекреационную (восстанавливающую) среду. Характеристики сферы досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования свободного времени: выступают признаком социального взросления, становления личности в детстве, отражают уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме.

Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

Клубная работа - один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности. Как считает В. В. Полукаров, рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая - восстановительный и творческий характер, а клубная, будучи непременно творческой, носит созидательную направленность.

Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей. Следует прислушаться к рекомендациям одного из первых организаторов досуговых клубных объединений С. Т. Шацкого: чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.



Посещения клуба способствуют включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности.

Привлекательность клубной жизни для детей и подростков определяется:

Игровой формой усвоения будущих социальных ролей;

Разнообразной по характеру деятельностью, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;

Возможностью удовлетворить потребность в общении. В отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов;

Гуманистически выстроенными по сравнению с уличными межличностными отношениями (недопустимы насмешки, унижения, физическая расправа над слабыми и т.п.);

Развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых.

В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие - как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации.

Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий (наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:

Социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);

Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

Создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

Адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

Компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

Дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.

Базовыми учреждениями системы образования для организации работы по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско-юношеские спортивные школы и др.

Нормативной базой деятельности подростковых клубов, зарегистрированных как образовательные учреждения дополнительного образования детей, служит Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Их аттестация проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (приказ Минобразования России от 23.03.99 № 812).

Примерный устав и направления деятельности подобных учреждений определены в письме Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от 12.03.96 № КШ 21/294-04/53 ≪О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан≫.

Положительной чертой последних лет стала интеграция усилий подростковых клубов и иных учреждений по месту жительства разной ведомственной подчиненности, создание ассоциаций, союзов, городских и районных центров, объединяющих педагогов, работающих в учреждениях социально-педагогической направленности. Такая тенденция проявляется, например, в деятельности клубов по месту жительства, существующих в рамках

Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства:

Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

Помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;

Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;

Изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;

Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;

Организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

Проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей.

Еще одной организационной формой, используемой в социально-педагогической деятельности, является кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа. Кружок - объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.). Студия, объединяя одаренную молодежь, несет в себе элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.

Социальный педагог при организации досуговой деятельности использует традиционные методы и приемы воспитательной работы. Наибольшее распространение получили игровые методы и технологии. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игра выполняет следующие функции: развлекательную; коммуникативную (освоение общения); самореализации (игра - способ приобретения опыта и практики); терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание); коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).