Династия железнодорожных королей фон мекк. Биографии великих людей Кто такая надежда фон мекк

В третий раз обращаюсь я к "айфонному" снимку Надежды Филаретовны фон Мекк..

А все потому, что нашел кое-что, как кажется проливающее свет на его происхождение..
Ну и еще на кое-какие, в связи с этим, драматические подробности из жизни семьи фон Мекк...

У Познанского фото датируется 1880-ми годами..
В фондах же архива диапазон и вовсе увеличен до "1870-1880-х", да еще добавлено, что "место съемки не установлено"..
Полная прострация..

Но вот в переписке Чайковского с фон Мекк наткнулся я на следующие строки..

В письме от 18 марта 1877 года, благодаря за присланную ей по ее просьбе фотокарточку Петра Ильича, Надежда Филаретовна пишет:

"Позвольте мне, Петр Ильич, послать Вам мою фотографию. Эта карточка дорога мне, во-первых, потому, что я на ней не одна, а во-вторых, потому, что она есть работа (как фотография) одной из моих дочерей, и, посылая ее Вам, я, конечно, не ожидаю сделать Вам этим удовольствие, а хочу только до некоторой степени выразить Вам то глубокое чувство, которое питаю к Вам, - тем более, что я знаю, что Вы способны понимать и чувство матери"..

"Мой товарищ по фотографии есть самая младшая пятилетняя моя девочка Людмила, или Милочка, как ее зовут в семействе, которую позвольте Вам отрекомендовать и просить полюбить. Она знает, что из царствующих особ я люблю баварского короля, и помнит его по Байрейту, куда он приезжал при нас. Сейчас она сделала мне вопрос, к кому я пишу, и на мой ответ, что я пишу Вам, потому что я Вас очень люблю, она спрашивает меня: “et pourquoi est-ce que tu n"ecris pas au Roi de Baviere?” [“а почему не пишешь ты баварскому королю?”]. Она по аналогии чувства пришла к этому вопросу. Я хочу Вас немножко познакомить с этим субъектиком"..

Конечно, если не иметь перед глазами эту "нашу" фотографию, можно подумать, что речь тут идет о неком парном снимке матери с дочерью.. Но меня-то, с этим снимком столько провозившимся, тут сразу как током ударило!

Во-первых, никакого подобного портретного снимка (матери с пятилетней дрчерью) мне лично, достаточно много изданий про Чайковского пересмотревшего, встречать не приходилось, а, во-вторых, сразу становилось понятно, почему именно эта фотография хранилась у Чайковского и выставлена теперь в экспозиции в Клину:

Да и "подкрашенность" ее тут может объясняться словами, что она есть работа (как фотография) одной из старших дочерей..

Это был первый снимок, по которому Чайковский (как известно, никогда с Надеждой Филаретовной за всю жизнь не встречавшийся) увидел наконец, с кем он вот уже четыре месяца переписывается.. И конечно же ей хотелось предстать в наиболее выгодном свете, а каждый заметит, насколько смягчаются черты ее лица на подкрашенной фотографии относительно оригинала..

Возникает, разумеется, и множество вопросов.. Почему на фотографии присутствует не сам ребенок, а его фотокарточка? Сделан ли этот снимок перед самой отсылкой его Петру Ильичу или раньше (Милочка фон Мекк родилась в 1872 году и, судя по возрасту младенца на маленькой фотографии, снята она была в 1873-74 годах, когда Надежде Филаретовне было, соответственно, 42-43 года).
Тут можно заниматься домыслами, конечно же, до бесконечности, но, возможно, именно такой ненарочитой символичностью Надежда Филаретовна хотела деликатно предстать перед Чайковским именно в образе прежде всего матери, своего рода Мадонны, а не навязывающейся любовницы.. Присутствие же на фото конкретного подросшего уже ребенка снижало бы символизм этой композициии..

Но присутствовал тут и еще один посыл, скрытый, тайный, не до конца возможно ясный и для самой Надежды Филаретовны, но показывающий всю степень ее стремления найти наконец душу родственную, всепонимающую, с которой она могла бы быть откровенной без остатка, как перед самой собой..

И посылала она боготворимому композитору не просто фотографию, а зашифрованную в ней мучающую ее совесть тайну..

Тут я предоставлю слово внучке Надежды Филаретовны - Галине Николаевне фон Мекк, той самой, которая родилась в результате скрещения родов фон Мекк и Чайковских; второй бабушкой ее была любимая сестра Петра Ильича, мать любимца его Боба, хозяйка Каменки - Александра Ильинична Давыдова..

Галина фон Мекк оставила потрясающие мемуары, и судьба ее достойна отдельного рассказа, но сейчас о ее рассказе там о Надежде фон Мекк..

"..Чтобы понять более поздние события, не следует забывать, что моя бабушка вышла замуж, когда ей едва исполнилось 17 лет, и я очень сомневаюсь в ее чувствах к человеку, которого она приняла. Она дважды отказывала ему и, конечно, не питала страстной любви, которая приходит в более зрелом возрасте. Она любила его, была ему более чем хорошей женой и родила много детей. Всего у нее было восемнадцать родов. Ее амбиции были направлены в его сторону, не в свою, и это так. Но какой-то уголок ею существа не был разбужен или к нему вообще не было прикосновения. Возможно, она и не знала, что он существует. Однако этот уголок существовал.

Она была богата, уважаема, дети выросли, некоторые из них уже вступили в брак, ее муж находился на вершине своей репутации, и вряд ли она осознавала возможность урагана, который перевернул ее жизнь..

Такой шторм ворвался в жизнь Надежды фон Мекк. Когда ей было сорок лет, она познакомилась с человеком, который был моложе ее на несколько лет (Александр Иолшин, инженер путей сообщения). Что случилось, я знаю весьма туманно, но могу себе представить. Он был под большим впечатлением от изумительной женщины, которая привлекала его, ее также потянуло красивому и приятному человеку. Страсть понеслась над ними как гроза, которая внезапно начинается и так же внезапно проходит.. Моя бабушка прекратила это, но не без последствий. Родилась темноглазая и любимая Милочка. Но и это, увы, еще не было концом. Надежда Филаретовна не открылась мужу. Почему? Кто знает?..

У меня есть фотография семьи Мекк, снятая в Браилове, которая тревожит меня всякий раз, когда я на нее смотрю. Мой дед, патриарх, сидит в середине, спокойный и удовлетворенный, хотя его лицо усталое. Его окружают дочери, зятья и сыновья, на лицах которых довольное выражение. Моя бабушка сидит спиной к мужу (ее возлюбленный тоже присутствует), ее руки крепко обнимают Милочку, самую младшую и незаконнорожденную.

Четыре года мой дед не знал ничего. Может быть, из-за того, что у него было не очень здоровое сердце, и бабушка опасалась шока, если бы она ему призналась. И вот 24 января 1876 года мой дед ночным поездом выехал по делам в Петербург, как он это делал почти каждую неделю. Обычно он останавливался в доме своей дочери графини Александры Беннигсен. На следующий день вечером во время мирного послеобеденного разговора моя тетя Саша сообщила деду, что младшая дочь не его ребенок. Ошеломленный и сильно расстроенный он удалился в свою комнату и через несколько часов, утром 26 января, скончался от сердечного приступа.

Ну а что произошло с любовником бабушки? Он ее не забыл. В течение всей его жизни моя бабушка оставалась для него женщиной, которую он боготворил. Он женился на ее старшей дочери Елизавете, тихой и доброй девушке, у них родилась единственная дочь.."

Вот эта фотография, о которой говорила тут Галина фон Мекк:

Семья фон Мекк, 1875 г. В первом ряду: София, Александр, Максимилиан, Михаил; во втором ряду: Юлия, Людмила (Милочка), Надежда Филаретовна, Владимир, Александра; в третьем ряду: Александр Иолшин, Карл Федорович, Елизавета, Павел Беннигсен; в последнем ряду: Александр Фраловский, Николай.

Николай - это будущий муж Анны Львовны Давыдовой (племянницы Чайковского) и отец Галины фон Мекк..

Александр Фраловский - брат Надежды Филаретовны, чей сын Владимир женился впоследствии на той самой единственной дочери Александра Иолшина и Елизаветы фон Мекк..

Милочка же вышла замуж за Ширинского-Шихматова и прожила до 1946 года..

Остается загадка только варианта фотографии "с айфоном"..
То ли это инициатива авторов издания той книги из ЖЗЛ (кстати, не мешало бы заглянуть в саму книгу; не закрасился ли тут портретик на этапе оцифровки?).., а может быть она из архива кого либо из членов семьи фон Мекк, ненавидевших всю эту трагичную историю? Той же Александры Беннигсен, например?..

Но, в любом случае, не будь этого варианта фотографии, я бы вряд ли обратил на нее особое внимание, и не вскрылись бы для меня столь выпукло эти драматичные страницы жизни..

P.S.
Все это я написал, конечно, занимательно:) Но и почти тут же сам же и опроверг!!:))
Ибо посерьезнее все это изучил!)

Русская меценатка, мать 18-и детей, главным образом известная своей перепиской и финансированием композитора П.И. Чайковского .

В своей семье Надежда получила начальное музыкальное образование. В 17 лет её выдали замуж за железнодорожного инженера Карла фон Мекка.

Волевая и умная Надежда фон Мекк много работала, помогая мужу в его бизнесе, но в одном из своих писем она напишет: «Я смотрю на замужество как на неизбежное зло, которого нельзя избежать, поэтому всё, что остаётся, - это сделать удачный выбор».

«Маниакально одержимая порядком, организованностью и пунктуальностью, она живёт по своей спартанской программе. Сна строго не более восьми часов за ночь. После пробуждения тридцатиминутная молитва вслух перед иконами. За столом, всегда скромным, семья довольствуется жареным мясом, к которому подаётся лишь немного овощей. Затем гигиеническая прогулка, будь то снег, дождь или ветер, для активизации мозгового кровообращения. И всегда - в огромном количестве чай. Вся семья собирается перед самоваром, блюдя древний обычай предков.
Вокруг Надежды и Карла собираются их дети начиная с возраста, когда они в состоянии понять, какая счастливая возможность даётся им при этом. Здесь же и музыканты, избранные хозяйкой дома и усаженные ею, с которыми она каждый день играет произведения своих любимых композиторов. За маленькими домашними концертами следуют страстные дискуссии между ней и артистами. Она удивляет их широтой своих музыкальных познаний и пылом, с которым отстаивает своё мнение. Нередко словесные баталии затягиваются далеко за полночь. Когда речь заходит о музыке, баронесса неутомима.
Играть или говорить о ней, всё равно! Кажется, что, пробегая пальцами по клавишам, она испытывает экстаз, которого её супруг никогда не умел дать ей, заключая её в свои объятия. Если невозможно быть хорошим исполнителем, не любя музыку, прекрасно можно быть хорошей женой, не получая настоящего удовольствия от физической близости.
Сорокачетырёхлетняя Надежда философски констатирует, что эти долгие двадцать лет, прожитые рядом с безразличным ей и безупречным мужем, она не делала ничего другого, кроме как плодила детей, передавала их на воспитание в умелые руки да следила за домом и приумножением богатства на радость всей семье. Ни капли чувственности, никаких фантазий, никакой импровизации, никаких сюрпризов в этой однообразной жизни мудрой души и покойного тела».

Анри Труайя, Пётр Чайковский и Надежда фон Мекк, М., «Эксмо», 2004 г., с. 9-10.

В 1876 году Карл фон Мекк скончался, оставив Надежде фон Мекке значительное состояние, недвижимость в России и во Франции.

Она финансово поддерживала ряд музыкантов, а с 1877 года Надежда фон Мекк выделяла персонально П.И. Чайковскому значительное пособие и композитор смог оставить профессуру в Московской Консерватории и сосредоточиться исключительно на творчестве.

Наведя через знакомого справки о П.И. Чайковском , и поняла: «… у Чайковского нет денег и есть гениальность, тогда как у неё гениальности нет, зато денег столько, что она не знает, что с ними делать. Логический вывод видится ей с ослепительной чёткостью. Из любви к музыке она должна помочь Чайковскому. Этот жест, на первый взгляд лишённый заинтересованности, принесёт двойную выгоду. Став меценатом композитора, она заслужит его дружбу и сможет, если будет угодно Господу, в дальнейшем взять на себя завидную роль его советчицы и вдохновительницы. Избавив его от каждодневных забот, оберегая его от обступающего со всех сторон уродства, купив его, она окажет услугу России, которая испытывает недостаток в великих людях, и себе самой, с детства мечтавшей о неподвластном времени единении с существом высшим».

Анри Труайя, Пётр Чайковский и Надежда фон Мекк, М., «Эксмо», 2004 г., с. 24-25.

П.И. Чайковский посвятил ей 4-ю симфонию, но Надежде фон Мекк не разрешила, чтобы там значилось её имя, и композитор указал на титульном листе партитуры: «Посвящается моему лучшему другу».

Финансовая поддержка композитора делала его независимым от критики, кроме этого, Надежда фон Мекк психологически поддерживала композитора в своих многочисленных письмах.

Лично они, вероятно, намеренно, никогда не встречались.

«В пятьдесят лет баронесса фон Мекк видит, что у неё как никогда имеются причины избегать встречи с Чайковским. Из зеркала на неё смотрит тощая женщина, ни капельки не привлекательная, с жесткими чертами,
пожелтевшей морщинистой кожей, увядшими веками, но с живым взглядом и расправленными плечами. Она ничуть не потеряла своей властности и организаторского духа. Она присматривает за всем и за всеми разом. Будь то карьера Чайковского, управление имениями или устройство будущего детей, племянников, племянниц, она всегда скажет своё веское слово, и авторитет её настолько велик, что редко кто осмелится ей перечить».

Анри Труайя, Пётр Чайковский и Надежда фон Мекк, М., «Эксмо», 2004 г., с. 131 .

С 1890 года, из-за финансовых проблем, Надежда фон Мекк уже не могла помогать композитору, но он уже стал знаменит и имел собственные заработки.

(1821-07-04 )

Карл Фёдорович фон Мекк (нем. Karl Otto Georg von Meck , Карл Отто Георг фон Мекк ; 22 июня (4 июля) , имение Шлампен (Слампская волость), Туккумский уезд , Курляндская губерния , Российская империя - 26 января (7 февраля) , Москва) - российский предприниматель, один из основоположников российского железнодорожного транспорта .

Биография [ | ]

Происходил из старинного немецкого остзейского дворянского рода, перебравшегося в Лифляндию из Силезии в конце XVI века .

Отец Карла Фёдоровича, также вначале избравший военную карьеру, позднее перешёл на службу в Министерство финансов - чиновником таможенного округа. Умер он от холеры в 1830 году , не дослужив до пенсии и оставив вдову, дочь бургомистра Митавы Вильгельмину фон Мекк, с пятью малолетними детьми без всяких средств к существованию.

Карл фон Мекк в 1838 году был определён в , окончив который, в 1844 году поступил в чине поручика на службу в ведомство путей сообщения; с 1847 года - штабс-капитан, с 1851 - капитан . Вскоре он был назначен начальником дистанции Московско-Варшавского шоссе, а затем инспектором по строительству стратегических дорог в западной части России .

В начале 1848 года он женился на семнадцатилетней дочери помещика Смоленской губернии . Семья обосновалась в Рославле . Его супруга, Надежда Филаретовна, впоследствии написала:

Мой муж <…> служил на казённой службе, которая доставляла ему тысячу пятьсот рублей в год - единственные, на которые мы должны были существовать с пятью детьми и семейством моего мужа на руках.

…когда он, наконец, согласился исполнить мою неотступную просьбу и вышел в отставку, мы очутились в таком положении, что могли проживать только 20 копеек на всё. Тяжело было, но я ни на минуту не жалела о том, что сделано.

Именно в это время в России, осознавшей после поражения в Крымской войне всю важность железнодорожного транспорта, начались первые попытки строительства железных дорог по частным подрядам. Фон Мекк вступил в Общество Саратовской железной дороги, ставившее своей целью сооружение на частные деньги железной дороги между Москвой и Саратовом ; на первом этапе строиться должен был участок Москва - Коломна . Этот участок был построен всего за два года и введён в эксплуатацию, в чём основная заслуга, по мнению современников, принадлежала главному секретарю общества Павлу фон Дервизу и его ближайшему помощнику фон Мекку. Однако на этом средства Общества исчерпались и оно обанкротилось.

В дальнейшем фон Мекк принял участие в сооружении ещё нескольких железных дорог, в том числе Курско-Киевской , но уже без такого успеха.

Умер в Москве. Похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря .

Благотворительность [ | ]

Карл Фёдорович помогал многим учреждениям и обществам, вот некоторые свидетельства:

Жертвователь на Николаевское Имени Августейшего Председателя Комитета Сибирской железной дороги Общежитие студентов Института Инженеровъ Путей Сообщения ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I и учредитель именной премии (10000 р.)

Член Попечительства о недостаточных студентах Императорского Университета Св. Владимира

Правительственным распоряжением 1876 года действительный статский советник Мекк назначен почётным попечителем Каменец-Подольской гимназии

Пожертвовал в 1867 году 25000 рублей Императорскому обществу любителей естествознания, антропологии и этнографии для учреждения при Московском университете кафедры антропологии.

После смерти фон Мекка его дело унаследовала вдова Надежда Филаретовна , больше известная как меценатка, оказавшая неоценимую помощь П. И. Чайковскому , и сыновья, из которых наибольшую роль в развитии российских железных дорог сыграл Николай Карлович .

Семья [ | ]

С 14 (26) января 1848 года был женат на Надежде Филаретовне , урождённой Фраловской (1831-1894) . В браке родились 18 детей, из которых наиболее известны:

  • Елизавета (1848-1907); с 1872 года замужем за инженером Александром Александровичем Иолшиным;
  • Александра (1849-1920); с 1874 замужем за графом Павлом Александровичем Беннигсеном; в числе их семерых детей -
В старые добрые времена, ещё учась в школе, в сентябре и октябре мы помогали собирать урожай. Мне это дело нравилось. Картошку собирал с двумя вёдрами. Бегом вязал лён. И по итогам всегда получал подарок как лучший работник. Запомнился один. И до сих пор он стоит у меня на полке. Портрет Петра Ильича Чайковского.
Буквально на днях узнал от своего одноклассника и друга Димы Эберлайна, что менее чем в десяти километрах от Десногорска в Сырокоренье установлен единственный в России памятный знак Надежде фон Мекк. Туда сегодня я и отправился. Но я не пошёл напрямик. Путь, как и история, выбрал немаленький.

Родилась Надежда Филаретовна Фраловская в деревне Сырокоренье Рославльского уезда в 1831 году. Детство и юность прошли её там же. На высоком берегу реки Хомутовки. Недалеко от Сырокоренья через несколько лет развернулось большое строительство дороги, связавшей Москву с Варшавой. Приехал на её строительство талантливый инженер путей сообщений Карл фон Мекк. За него и выдали замуж 17-летнюю Надежду. От него она родила 18 детей, из которых 11 дожили до взрослого возраста.
Раннее Десногорское утро. Ещё нет семи часов утра, но все едут и идут на работу.


Карл фон Мекк скончался в 1876 году, оставив Надежде Филаретовне большое состояние — имения и несколько миллионов рублей. Она управляла им твердой рукой. Железные дороги, заводы и имения приносили прибыль, банковские счета и пакеты акций прирастали, а Надежда Филаретовна смертельно скучала, радость ей приносила только музыка. Ее состояние дало ей возможность стать покровительницей искусств. После смерти своего мужа Надежда фон Мекк начинает оказывать значительную финансовую поддержку композиторам — Николаю Рубинштейну, который в то время возглавлял консерваторию, и начинающему Клоду Дебюсси, наставнику по музыке дочерей фон Мекк.
Ночи холодные, и вода утром парит над самой собой.



Надежда фон Мекк, баронесса, мать одиннадцати детей, сорокалетняя вдова, богатейшая из российских женщин, могла позволить себе все, о чем можно было только мечтать в ее более чем скромной юности. Однако в ее душе давно была пустота. Сильная и властная, Надежда давно была одинока. Супружеская жизнь, длившаяся более двадцати лет, не принесла желанного счастья, богатство не дало душевного успокоения, а будущая жизнь вдовы казалась теперь мрачной и унылой.


В 1876 году Надежда Филаретовна помогала музыканту Иосифу Котеку, у него-то она и принялась выспрашивать о преподавателе Московской консерватории Петре Чайковском: его симфоническая фантазия «Буря» произвела на неё огромное впечатление.




Котек рассказал: "Чайковский преподает в консерватории, он холост и небогат, его отец запутался в делах и сейчас живет на иждивении детей. У Чайковского четверо братьев: Ипполит и Николай прочно стоят на ногах, а Модест и Анатолий вытягивают деньги из композитора. Чайковский непрактичен и непредусмотрителен, у него большие долги. Он болезненно застенчив, кланяться публике выходит на подкашивающихся ногах, тушуется в обществе, стесняется женщин. Странный человек и при том очень милый: робкий, восторженный, увлекающийся. Ему надо писать, но времени на это остается все меньше — его отбирают преподавание в консерватории и зарабатывание денег."
Через восемь километров пути.





Однажды в руки Надежды Филаретовны попала новая вещь Чайковского — она играла ее до самозабвения и вышла из кабинета с сияющим лицом, помолодевшая лет на десять. Теперь она точно знала, что ей надо познакомиться с этим человеком. Баронесса давно собиралась найти талантливого музыканта, которому могла бы помогать. Она освободит его от всех будничных забот, назначит ему достойное содержание — и Чайковский прославит ее имя. Она верила в духовное слияние, в идеальный мистический брак, когда две родственные души сливаются в музыке. В эти дни баронесса фон Мекк почувствовала, что к ней снова вернулся смысл жизни. На ее столе появляется фотография Чайковского, и она смотрит на него, пытаясь представить, какой он в жизни.
Десять километров. И где-то там





Она предложила Чайковскому щедрое содержание: 6000 рублей в год. Для нее это была мелочь, а на самом деле — целое состояние, такие деньги в Российской империи получали генералы. Надежда Филаретовна боялась отказа, но вскоре пришел ответ — Чайковский согласен на её предложение, он тронут и рассыпается в благодарностях. Так началась их долгая, тринадцатилетняя переписка, мало-помалу ставшая главным в её жизни.
Иван-чай цветёт уже второй раз. Правда рост его в два раза меньше.



В июле 1877 года Надежда фон Мекк получает письмо, поразившее её до глубины души: маэстро писал, что его долго донимала своими посланиями молодая поклонница. Наконец он решил с ней встретиться, та призналась ему в заочной, страстной, доводящей ее до безумия любви, и Чайковский решил на ней жениться. Надежда фон Мекк сгорала от ревности, невыразимо страдала и не могла даже намекнуть Петру Ильичу о своих чувствах. Она боялась, что с женитьбой их переписка оборвется и она, влюбленная и отверженная, опять останется в одиночестве. Однако сразу после венчания он почувствовал к своей жене величайшее отвращение. Ему неприятно в ней все, и он не знает, что с этим делать. Уже через несколько дней после женитьбы он в отчаянии делился с «милым другом» Надеждой: «Я совершенно не в состоянии работать: это признак ненормального душевного настроения. — И добавлял: — Наша дружба всегда будет отрадой моей жизни».
Линии электропередач несут от электричество.



Баронесса ответила приветливым и спокойным посланием, между строк которого сквозило удовлетворение: она предполагала, что брак её друга долго не протянет, но не думала, что это случится так скоро. Брак не смог принести того, чего так страстно желал композитор. Супруга казалась чужой, иногда она просто раздражала Чайковского, а мысль о семейной жизни так тяготила музыканта, что он в отчаянии даже задумал уйти из жизни. В том же году Петр Ильич сбежал от своей жены. Даже не объяснившись с ней, уехал за границу.
Уже пройдено 13 километров; тенистая дорога.



Он стал еще ближе к баронессе, а письма становились более нежными и интимными. Переживавшая за композитора покровительница пересылала ему за границу огромные суммы. Надежда не только поддерживала Петра Ильича материально, но и постоянно старалась поднять ему настроение. Зная о склонности музыканта к меланхолическим настроениям, баронесса устраивала возлюбленному приятные сюрпризы. Где бы он ни находился, очень часто он видел у себя живые цветы, которые доставлялись ему по поручению «преданного друга».
17 километров. В Екимовичах мне улыбнулся кот.



Однажды она прислала ему письмо с просьбой сочинить пьесу, которая бы выражала «нестерпимую душевную боль, разбитое сердце, растоптанную верность, уязвленную гордость, потерянное счастье». Уловивший тонкий намек, композитор принялся за создание очередного заказа и вскоре подарил Надежде целую симфонию, ставшую одним из самых трогательных и прочувствованных произведений Чайковского. Она из скромности не пожелала, чтобы там значилось ее имя, и композитор указал на титульном листе партитуры — «Посвящается моему лучшему другу».
Позади 20 километров, а Сырокоренье даже не на горизонте.



Чайковский понимал, что никогда не сможет увидеть лица той прекрасной женщины, которая покровительствовала ему уже несколько лет. Это была ее воля — никогда не встречаться, никогда не видеть глаз друг друга, никогда не слышать голосов.Тринадцать лет продолжалась эта переписка — история платонической и самой нежной любви двух одиноких душ, которым не суждено было встретиться в жизни.
Пройдено 23 километра. И вот он, поворот с Варшавки.



За тринадцать лет переписки Чайковского и фон Мекк слова её любви остались рассредоточены по гроссбуху писем, как мелкие цветочки для гербария, заложенные между страниц. Тринадцать лет их переписки, где одна сторона — любящая — высказывалась реже и сдержаннее, а вторая — дающая себя любить — была разговорчивее и словоохотливее, дали миру удивительное наследие.


Три книги излияний о погоде, быте, доходах, делах, урожаях, путешествиях, музыке, болезнях, проблемах, три тома жалоб на мизантропию, невезение, непонимание, безденежье, эгоизм окружающих, три фолианта обид, восторгов, злости, нежности, благодарностей, призывов и восклицаний. Тринадцать лет эмоций, спрессованных в трёхтомник. «…Знаете, сколько мне стоили посев, обработка и доставка на завод свекловицы с пятисот двадцати четырёх десятин?!»
«…я взял в руки газету, в которой нашёл статью о Московской консерватории, — статью, полную грязных инсинуаций, клеветы и всякой мерзости, в которой встречается и моё имя…»
«… теперь Вы понимаете, милый друг мой, в каком я постоянно страхе за работы, которые уже производятся, и за устройство порта, от которого зависит будущность нашей дороги… Что касается протекционизма, то я не поклонница ему…»



Фон Мекк, не будучи музой, "купила" и рукопись, и творца, и тем внесла непредставимый по масштабу вклад (клад!) во всё мировое искусство, дар, которому не найти эквивалента ни в одной валюте.
Купить — то есть завладеть и присвоить, заплатив, — как известно, можно многие вещи на свете. «Купи!» — показала пальцем, гуляя по Москве, трёхлетняя дочь Цветаевой, «сверкнув на Кремлёвские башни». «Купила я красу твою, купила», — горько выдохнула Любаша в «Царской невесте», заплатив позорной платой за яд для соперницы. Фон Мекк купила красу и гордость русской музыки. Она заплатила за свободу Чайковского, спасла его от рутины преподавания, избавила от последствий безумной и катастрофической женитьбы, подарила ему комфорт и обеспеченность на годы. Она купила Чайковского для нас всех. Величина её приношения сопоставима с одним: с масштабом её личности.
На входе в Старое Сырокоренье - лесопилка.



Нам, живущим через несколько поколений после фон Мекк, отравленным разнообразными историческими вариациями на тему «товар — деньги — товар», трудно понять, чего на самом деле желала женщина, свалившаяся молодому композитору как снег на голову и почти сразу предложившая ему значительное денежное содержание. Славы, чтобы все знали, что это она помогает молодому таланту? — нет, пуще всего прочего она настаивала на конфиденциальности сношений и неупоминании своего имени. Налоговых льгот за благотворительные пожертвования? — нет, выплаты осуществлялись совершенно неофициально. Сладкого удовлетворения от благодарно посвященных ей великих произведений? — нет, ведь даже на Четвёртой симфонии она запретила ставить свою фамилию и удовольствовалась скромным «Посвящается моему лучшему другу» — поди угадай, какому…


Фон Мекк относилась к своему избраннику гораздо чистосердечнее, чем он к ней, и верила ему беспредельно. Трудно поверить, что то, что говорилось о нём даже не шёпотом, а вполне вполголоса в тесной музыкальной среде, не достигало её ушей. Вывод напрашивается один: она не хотела знать о нём ничего дурного. Он же, избегая острых углов в объяснениях, изобретал бог весть какие обтекаемые фразы, чтобы отвлечь её от того, чего не мог о себе рассказать никакими силами, и потому охотно давал своим письмам уйти в побочные русла.
Река Хомутовка в Сырокоренье благодаря плотине выглядит как озеро.



В письме от 18 марта 1877 года, благодаря за присланную ей по её просьбе фотокарточку Петра Ильича, Надежда Филаретовна пишет: "Позвольте мне, Петр Ильич, послать Вам мою фотографию. Эта карточка дорога мне, во-первых, потому, что я на ней не одна, а во-вторых, потому, что она есть работа (как фотография) одной из моих дочерей, и, посылая ее Вам, я, конечно, не ожидаю сделать Вам этим удовольствие, а хочу только до некоторой степени выразить Вам то глубокое чувство, которое питаю к Вам, - тем более, что я знаю, что Вы способны понимать и чувство матери"..




Возникает, разумеется, и множество вопросов. Почему на фотографии присутствует не сам ребенок, а его фотокарточка? Сделан ли этот снимок перед самой отсылкой его Петру Ильичу или раньше (Милочка фон Мекк родилась в 1872 году и, судя по возрасту младенца на маленькой фотографии, снята она была в 1873-74 годах, когда Надежде Филаретовне было, соответственно, 42-43 года).


Слово внучке Надежды Филаретовны - Галине Николаевне фон Мекк:
"..Чтобы понять более поздние события, не следует забывать, что моя бабушка вышла замуж, когда ей едва исполнилось 17 лет, и я очень сомневаюсь в ее чувствах к человеку, которого она приняла. Она дважды отказывала ему и, конечно, не питала страстной любви, которая приходит в более зрелом возрасте. Она любила его, была ему более чем хорошей женой и родила много детей. Всего у нее было восемнадцать родов. Ее амбиции были направлены в его сторону, не в свою, и это так. Но какой-то уголок ею существа не был разбужен или к нему вообще не было прикосновения. Возможно, она и не знала, что он существует. Однако этот уголок существовал. Она была богата, уважаема, дети выросли, некоторые из них уже вступили в брак, ее муж находился на вершине своей репутации, и вряд ли она осознавала возможность урагана, который перевернул ее жизнь..Такой шторм ворвался в жизнь Надежды фон Мекк. Когда ей было сорок лет, она познакомилась с человеком, который был моложе ее на несколько лет (Александр Иолшин, инженер путей сообщения). Что случилось, я знаю весьма туманно, но могу себе представить. Он был под большим впечатлением от изумительной женщины, которая привлекала его, ее также потянуло к красивому и приятному человеку. Страсть понеслась над ними как гроза, которая внезапно начинается и так же внезапно проходит... Моя бабушка прекратила это, но не без последствий. Родилась темноглазая и любимая Милочка. Но и это, увы, еще не было концом. Надежда Филаретовна не открылась мужу. Почему? Кто знает?..



У меня есть фотография семьи Мекк, снятая в Браилове, которая тревожит меня всякий раз, когда я на нее смотрю. Мой дед, патриарх, сидит в середине, спокойный и удовлетворенный, хотя его лицо усталое. Его окружают дочери, зятья и сыновья, на лицах которых довольное выражение. Моя бабушка сидит спиной к мужу (ее возлюбленный тоже присутствует), ее руки крепко обнимают Милочку, самую младшую и незаконнорожденную.
Четыре года мой дед не знал ничего. Может быть, из-за того, что у него было не очень здоровое сердце, и бабушка опасалась шока, если бы она ему призналась. И вот 24 января 1876 года мой дед ночным поездом выехал по делам в Петербург, как он это делал почти каждую неделю. Обычно он останавливался в доме своей дочери графини Александры Беннигсен. На следующий день вечером во время мирного послеобеденного разговора моя тетя Саша сообщила деду, что младшая дочь не его ребенок. Ошеломленный и сильно расстроенный он удалился в свою комнату и через несколько часов, утром 26 января, скончался от сердечного приступа. Ну а что произошло с любовником бабушки? Он ее не забыл. В течение всей его жизни моя бабушка оставалась для него женщиной, которую он боготворил. Он женился на ее старшей дочери Елизавете, тихой и доброй девушке, у них родилась единственная дочь.."
28 июня 1997 г. на месте усадьбы Фроловских в д.Сырокоренье (ныне Новоселки) по инициативе рославльского краеведа, почетного гражданина города С.С.Иванова был открыт памятник Н.Ф.фон Мекк. Средства на его изготовление были выделены Рославльским вагоноремонтным заводом (директор Ю.А.Черняк). Автор памятника - работник ДК ВРЗ А.И. Кротов. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ В РОССИИ памятник-колонна с памятной доской «…удивительной женщине XIX в.» в честь Н.Ф. фон Мекк. Памятником репрессированному российскому меценатству назвал его член Союза композиторов России Н.Е.Писаренко, участник торжеств по открытию памятника. Гостями праздника были также правнучка Н.Ф.фон Мекк Татьяна Алексеевна Себенцова и ее родственники - Андрей Георгиевич и Дмитрий Георгиевич Римские-Корсаковы. Их разыскал и пригласил в Рославль С.С.Иванов.




Можно только представить себе то тихое отчаяние, с кото-рым Надежда Филаретовна написала свое последнее письмо человеку, в ком была заключена вся ее жизнь. Письмо умное, спо-койное, исполненное того великодушия, на которое способны лишь исключительные натуры. Словно камень поставила на соб-ственную могилу... Чайковский это письмо порвал. Его годовой доход теперь превышал субсидию фон Мекк в шесть с половиной раз. Но все же, все же... Наступило молчание длиною в три года. За месяц до смерти Петр Ильич пришел к невестке Надежды Филаретов-ны. Та собиралась к ней, больной, в Ниццу. Он был грустен и полон раскаяния. Вот как описывает приезд в Ниццу своей матери внучка На-дежды Филаретовны Галина Карловна фон Мекк: «Мама, — сказала мать, — я привезла послание от Петра Ильича Чайков-ского». Черные глаза широко открылись: «Что он сказал?» Ма-ма ответила, что он был в Москве, просил передать, что очень со-жалеет обо всем. Бабушка села и сказала полушепотом:
— Я рассказала ему, что обстоятельства моей семьи не поз-воляют мне уделять ему внимание всю мою жизнь. Я должна бы-ла помогать моим детям, хотя они и стали взрослыми. Он же те-перь на вершине своей славы. Его последние письма были менее личного свойства, менее интересные, чем прежде. Он больше не нуждался во мне. Я не хотела, чтобы наша дружба свелась к формальным посланиям с пожеланиями друг другу на Рождество или Пасху. Скажи ему, что мои чувства к нему никогда не менялись, что он навсегда останется моим лучшим и любимым другом».
Петр Ильич успел узнать об этом.
Надежда Филаретовна пережила Чайковского на три месяца. Она была похоронена в Москве, рядом со своим мужем на Алексеевском кладбище. Их могил, как и кладбища, ныне не сущест-вует.



В Сырокоренье я зашёл в Дом культуры. Пообщался с доброй Тамарой Юрьевной. К сожалению ничего нет о тех временах в музее. Время безжалостно к прошлому. И мы можем лишь представить, как в этих местах бегала на берег речки маленькая Надя.




Тридцать километров было позади. тоже остались за спиной.




Река Присмара.






А этот пёс составил мне компанию в завершающие моё путешествие три километра.


Елена Грислис.
От нужд спасла, преподнеся свободу -
Как сыну - от двенадцатого рода!
Тот и не чаял беспросветности конца.
Благодарил… но словно от лица
Второго…
Прав оказался вечный Иегова!
Петр все оплатит по Его счетам:
Вселенскою гармонией от Неба!
А письма благодатные - есть ХРАМ
Общения миров, где вместо хлеба -
Свет душ бездонных, породненных Лирой -
Той Музы щедрой и её кумира.

Каждый третий год моей долгой журналистской жизни был посвящен газете “Львовский железнодорожник”, которую я редактировал в течение четверти века. Много времени уделял изучению истории стальных магистралей России и Украины. Одним из первых строителей был Карл Федорович Мекк - талантливый инженер, умелый организатор, потомок старинного немецкого дворянского рода.

Инспектируя состояние одного из перегонов, он встретил в деревенской глуши свою судьбу. Юной Наденьке Фроловской в ту пору было только15 лет. Через год, то есть в 1848 году, дочь помещика стала зваться Надеждой Филаретовной фон Мекк.

Прошли годы. Накопив немалые деньги, Карл и его супруга отправились в Украину на поиски подходящего земельного участка для создания собственного имения. В местечке Браилов, ныне Винницкой области, в 1868 году началось обустройство родного гнезда.

Надежда Филаретовна пригласила садовников из-за границы, которые принялись за создание парка по западноевропейским образцам.

Особое внимание Мекки уделили строительству величественного дворца, который сохранился по сей день.

Впервые об имении Мекков я узнал в начале 30-х годов прошлого столетия, когда был учеником 8 класса Браиловской средней школы, находившейся в двух шагах от бывшей усадьбы Мекков.

На одном из уроков учитель истории Владимир Михайлович Потульницкий рассказал об имении Мекков и об истории еврейского местечка Браилов, первое письменное упоминание о котором приходится на ХV век.

Меня очень заинтересовали эти сведения, ибо я родился в этом местечке и был свидетелем многих событий, происшедших там.

Сведения о Мекках продолжали меня интересовать и в годы учебы в университете.

Особое внимание я уделил пребыванию Петра Ильича Чайковского в Браилове и его отношениям с Надеждой фон Мекк.

Приятелем моего отца, заведовавший аптекой в Браилове, был местный житель Михаил Ковтун. Он часто приходил к нам, хорошо пел, а отец аккомпанировал ему на мандолине. На этих встречах гость рассказывал о своем деде Митрофане, служившем садовником в имении Мекков.

Дед рассказывал своему внуку о том, что в Браилов по приглашению Надежды фон Мекк приезжал Петр Ильич Чайковский, которому он прислуживал. Дед знакомил композитора с окружающей природой, в частности, на окраине местечка композитору очень нравился необычной красоты уголок, который позже местные жители назвали “Скалой Чайковского”.

Когда московский гость узнал, что на воскресных базарах Браилова выступают кобзари (украинские певцы и музыканты), то он попросил деда познакомить его с ними. Композитор внимательно прислушивался к их пению, а позже использовал украинские мотивы в песнях, сочиненных на стихи Тараса Шевченко.

Помнится, когда однажды зашла речь о графине фон Мекк, я поинтересовался, как складывались отношения владелицы имения с еврейским населением Браилова?

Графиня хорошо относилась к евреям, - ответил Ковтун, всячески помогала им в решении важных вопросов. К примеру, оказывала финансовую помощь в деле строительства синагог и начальной еврейской школы.

Одним словом, было взаимное доверие и уважение.

Надежда фон Мекк - меценат композитора

В 1876 году, в возрасте 45 лет, Надежда фон Мекк овдовела. Из их 18 детей, до взрослых лет дожили 11. С ними она и вступила в права наследования большого состояния. В 1877 г. 36-летний Петр Ильич Чайковский, будучи профессором Московской консерватории, получил письмо от незнакомки, сообщавшей, что намерена ежегодно посылать ему по 6 тысяч рублей (огромная по тем временам сумма!), чтобы он не отвлекался на побочные заработки.

Письмо Надежды Филаретовны пришлось по душе композитору и вскоре между ними началась активная переписка. Если вначале графиня обращалась к Петру Ильичу со словами” “милостивый государь”, то позже начались более теплое обращения “мой бесподобный” и “мой несравненный”.

В свою очередь композитор делился с графиней своими творческими планами, в частности, он сообщил, о том, что начал работать над “Евгением Онегиным” и Четвертой симфонией.

Поделился Чайковский и тем, что намерен жениться на Антонине Милюковой - своей восторженной 28-летней поклоннице.

Затея с женитьбой оказалась неудачной. Через две недели Петр Ильич сбежал от жены. А несчастная Антонина Милюкова-Чайковская была настолько убита горем, что вскоре оказалась в клинике для душевнобольных, где и провела остаток жизни.

Между тем, Надежда фон Мекк по-прежнему ангелом-хранителем кружила над Чайковским, не жалея при этом ни денег, ни чернил. Во многом благодаря ее усилиям Чайковский ожил.

В письмах к Петру Ильичу Надежда фон Мекк всегда подчеркивала, что большую роль в её внутренней жизни играет его великая музыка.

В знак признательности Чайковский посвятил фон Мекк свою 4-ю Симфонию. Она из скромности не пожелала, чтобы там значилось её имя, и композитор указал просто - «Посвящается другу».

Духовная связь с Надеждой фон Мекк оказалась для Чайковского благотворной. Так, после того, как была раскритикована его 5-я Симфония, Надежда фон Мекк умоляла его не проявлять малодушия и продолжать работу.

Кстати, они ни разу не встретились до конца жизни, хотя вели обширную переписку. Это была её воля - никогда не встречаться, никогда не видеть глаз друг друга, никогда не слышать голосов. Когда Чайковский посещал имение своей покровительницы, ее самой там не было.

Любовь покоряет сердца

Она полюбила его так, как может любить лишь одинокая женщина на склоне лет.

К сожалению, ей не суждено было познать ответной любви великого композитора, его влекли лица собственного пола. Он оттого и в брак вступил, ибо хотел победить природу. Но, как видится, проиграл.

Композитор был благодарен своему ангелу-хранителю. “Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам, - пишет он в письме и дает обет, что, - никогда, никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание”.

Гений получал субсидию от своей покровительницы в течение тринадцати лет. “Я ей обязан не только жизнью, но и тем, что могу продолжать работать, а это для меня дороже жизни”,- пишет Петр Ильич одному из своих друзей.

Все эти тринадцать лет переписка не прекращалась и это, конечно, не просто переписка, а именно история любви музыканта и мецената.

Эта любовная история закончилась так же, как и начиналась, - письмом. Тринадцать лет спустя музыкант получил письмо, в котором его покровительница сообщала о том, что она разорилась. Заканчивалось письмо фразой: “Вспоминайте меня иногда”.

Вот таковы отношения Надежды Филаретовны и композитора.

В 1893 году Чайковский приехал в Петербург, где 16 октября он успешно дирижировал на премьере своей симфонии.

В зените славы композитор неожиданно заболел холерой, которой, как считают, он заразился, выпив стакан сырой воды.

Умер Чайковский в возрасте 53 лет в Петербурге 25 октября 1893 года, а спустя три месяца ушла из жизни графиня Надежда фон Мекк.

Гордость Браилова - музей композитора

В живописном уголке Браилова находится музей великого русского композитора. Долгие годы Петра Ильича связывала с этим местом крепкая дружба с тогдашней владелицей поместья Надеждой Филаретовной. Большая поклонница его таланта неоднократно приглашала композитора погостить в своем имении. Весной 1878 года Чайковский откликнулся на ее приглашение и приехал в Браилов. Всего Петр Ильич трижды приезжал в Браилов (в 1878-1880 годах) и останавливался в имении фон Мекк, когда там намеренно отсутствовала хозяйка.

В том же году композитор сочинил в Браилове божественное сочинение “Литургия святого Иоана Златоуста” как своеобразный апофеоз, с надеждой на встречу с добрыми людьми.

Красивый дворец, роскошный парк и озера с плавающими лебедями оставили в душе композитора неизгладимые впечатления. Позже Петр Ильич напишет:

В Браилове хочу отдаться любви моей к природе. Нет места во всём мире, которое давало бы мне в этом отношении так много простора. Поездки в Браилов останутся в моей памяти лучезарным воспоминанием о самых поэтических днях моей жизни.

Вдохновленный новой обстановкой и свежими впечатлениями, Чайковский написал здесь много музыкальных произведений. Среди них - первая оркестровая сюита, опера «Орлеанская дева», пьесы для скрипки, 7 романсов.

Ныне в бывшем имении Мекков размещается музей великого композитора и его мецената. Здесь хранятся прижизненные издания гения музыки, редкие книги, в частности, «Жизнь Петра Ильича Чайковского», написанная Модестом Чайковским в 1900 году, «Музыкальные фельетоны и заметки Петра Ильича Чайковского», издание 1898 года и другие. Среди наиболее интересных экспонатов - личные вещи Надежды Филаретовны фон Мекк, переданные в дар музею ее родственниками.

Привлекают посетителей работы винницких мастеров - скульптура «П. И. Чайковский» О. К. Непустого, полотно «П. И. Чайковский в Браилове» И. И. Синепольского, графические работы художника И. П. Ященко: портрет Н. Ф. фон Мекк, «Браиловский монастырь» и др.

Последняя экспозиция музея была посвящена 100-летию со дня смерти Надежды Филаретовны.

Работники музея поддерживают дружеские отношения с правнучкой фон Мекк и родственницей Чайковского Татьяной Себенцовой, которая дважды приезжала в Браилов. Все ближайшие родственники Чайковского ныне живут в Москве, а потомки фон Мекков уехали в Англию и Германию.

Надо отдать должное небольшому коллективу музея, - энтузиастам своего дела, за внимание к творчеству Чайковского, за организацию ежегодных музыкальных фестивалей, в которых принимают участие известные в мире музыки исполнители.

Анатолий Гороховский, журналист, Заслуженный работник культуры Украины