Коко шанель - история успеха и биография. Коко Шанель – биография и личная жизнь

Коко Шанель – выдающаяся женщина-модельер, основательница Дома моды, доказавшая, что элегантность невозможна без удобства. Ее дизайнерской фантазии принадлежат маленькое черное платье, брючный женский костюм, сумочка на цепочке и другие фирменные вещи, создающие изысканный стиль.

Духи «Шанель №5» являются лидерами продаж, а издательство «Time» включает имя Великой Мадемуазель в сотню наиболее влиятельных людей модной индустрии. Какая жизненная история скрывается за брендом, чей логотип – две скрещенные буквы «С» – известен всему миру? Об этом поведает биография Коко Шанель.

Детство и юность в монастыре

Габриэль Бонер Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во французском городке Сомюр. Девчушка родилась под знаком зодиака «лев», впоследствии она украсит свой интерьер фигурами царя зверей и использует «львиный» мотив в фурнитуре.

«Львам» характерно стремление к успеху, но легко ли было его достичь?

Детство Габриэль было трудным, ее можно отнести к категории людей, которые «сделали себя сами» вопреки обстоятельствам.

Свою мать Жанну Габриэль помнила плохо, или, как признавалась в мемуарах, помнить не хотела. 19-летняя Жанна влюбилась в Альберта, отца Габриэль, и забеременела. Парень сбежал, беглец был найден спустя месяцы: Альберт работал ярмарочным торговцем и не сидел подолгу на одном месте. Жанна приехала к своему горе-возлюбленному и на следующий день родила.

Когда через три месяца она снова забеременела, сожитель посоветовал ей «идти работать». Молодая женщина «в положении» и с младенцем на руках бродила от дома к дому, предлагая помощь по хозяйству.

Рождение второго ребенка, Габриэль, не привело к свадьбе родителей, узаконить отношения помогли 5 000 франков, приданое Жанны. У Габриэль появляются младшие сестра и братья, но мать из-за слепой страсти к мужу мало уделяет внимания детям.

С отцом у Габриэль связаны более приятные воспоминания, его появления в семействе ждали, как праздника. Габриэль утверждала, что отец был красивым и передал по наследству свою внешность: белозубую улыбку, глаза с веселым блеском и густые волосы.

После смерти жены в возрасте 33 лет, Альберт отдает сыновей Альфонса и Люсьена «батрачить» фермерам, а дочерей вверяет заботам сестер монастыря Обазина. Габриэле шел 13-ый год, больше отца она не видела.

Мое одиночество сделало меня сильной личностью Coco Chanel

ОБИТЕЛЬ ДОБРА

В Обазине Габриэль жилось тоскливо, многочисленные запреты довлели над юной бунтаркой: просыпаться, засыпать и начинать трапезу следовало по команде дежурной сестры. Годы в сиротском приюте наложили глубокий отпечаток на ее мировоззрение.

Спустя много лет, Шанель прикажет своему архитектору повторить в ее доме каменную лестницу из монастыря, по которой в детстве ей запрещали бегать: хоть на своей вилле она будет ходить так, как пожелает!

Габриэль носила статус «сироты» при большом количестве родственников: ее дед и бабка по папиной линии произвели на свет 19 детей! Это документальный факт: только дед и тетка Луиза забирали девочку погостить к себе на каникулах.

Тетю Андриенну, младшую папину сестру, из-за маленькой разницы в возрасте Габриэла называет «сестрой». Она тоже была в Обазине, и общие романтические мечты о богатом женихе и свободе объединяют девочек. Когда Андриенну решают выдать замуж за старого нотариуса, Габриэла уговаривает ее бежать из монастыря.

Денег хватает ненадолго и незадачливые беглянки возвращаются. Их быстро определяют в другое заведение «строгого режима» – пансион института Богоматери города Мулена. Там Габриэль находится два года, с 18 до 20 лет. Вспоминая эти годы, Шанель заявит в интервью, что «отсидела свое», а на вопрос удивленного журналиста «за что», уточнит – «за инакомыслие».

Выпускницы пансиона должны были быть готовыми к самостоятельной жизни, поэтому их обучали шитью. Эти навыки пригодятся будущему дизайнеру одежды.

Молодость и Этьен Бальсан

После пансиона Габриэль и Андриенна работают у четы Грампер в магазине, реализовывавшем приданое для невест. Девушка также занимается мелкой починкой платьев светских дам: пришивает оборки, дотачивает кружева.

Не тогда ли у Габриэль возникает к цветочным духам неприязнь, о которой она вспомнит, создавая собственный аромат? Ведь состоятельные дамы не любили мыться, и чтобы избавиться от исходящего амбре, щедро обливали себя цветочными парфумами.

Габриэль решается взломать код судьбы и поменять сферу деятельности.

Если хотите иметь то, чего никогда не имели, придётся делать то, чего никогда не делали Coco Chanel

Девушка задумывается, что может ей принести известность? Мулен был гарнизонным городком, в котором квартировался 10-й конный егерский полк. В кафе «Ротонда», наблюдая за певицами, Габриэль решает, что поет не хуже них, и заявляет директору заведения, что готова подписать контракт!

Эффект неожиданности и самоуверенность обеспечивают девушке желаемое. После церковных гимнов, Габриэль легко справляется с опереточными куплетами, и знакомые-кавалеристы не скупятся на овации.

Большим успехом пользуются у местных военных ее «петушиные» куплеты, с припевом «ко-ко-ри-ко». Вызывая девушку на «бис», публика скандирует «ко-ко». Этому прозвищу предстоит стать ее псевдонимом.

Успех Габриэлы вызывает язвительные замечания коллег-соперниц, за мальчишескую фигурку ее дразнят «голодающей из Индии».

Завистников нет только у ничтожеств. Лучше иметь первых, чем быть вторым. Coco Chanel

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Популярности певицы гарнизонного Мулена не достаточно Габриэле. Ее приятель Этьен Бальсан, сын промышленника и страстный поклонник скачек, ссужает девушку деньгами.

Так в 1905 году она отправляется покорять город минеральных вод Виши. Разливая воду курортникам, Габриэль собирает деньги на уроки вокала. Но занятия не помогают получить ангажемент, и она возвращается в Мулен.

Неужели для заработка снова придется взяться за швейные иголки и нитки? Но жизнь ставит перед ней другой, более сложный выбор.

С курортного города, помимо разочарований, она привозит незапланированную беременность. Девушка панически боится повторить путь матери. Убежденная, что рождение ребенка в ее положении равносильно смерти, Габриэль выбирает жизнь: «Если бы я не поступила так, не было бы Коко Шанель».

СМЕШАЛИСЬ КОНИ, ЛЮДИ, ШЛЯПКИ

У 22-летней Габриэль начинается новая история – совместное проживание с Этьеном Бальсаном. Девушка просится поехать в его поместье в Руайо в качестве ученицы, Бальсан берет ее с собой и обучает в имении конной езде. Но не только: девушка становится его удобной запасной любовницей. Сама Шанель не считает себя кокоткой Бальсана, ведь не берет ни денег, ни подарков.

Однажды содержанка Бальсана Эмильенна д’Алансон, гостившая в Руайо, просит Коко переделать ей шляпку – так же, как та переделала ее для себя. Вскоре головные уборы, измененные Коко, носят все приятельницы Бальсана.

Шанель стремиться к независимости от мужчин, а успех авангардных шляп подсказывает юной модистке идею собственного магазина. Коко получает разрешение Бальсана занять его парижские апартаменты и продолжает там дизайнерские эксперименты.

Первый магазин в столице Шанель открывает в 1910 году на улице Камбон 21, в течение года она переезжает в дом №31 по этой же улице. Там и сейчас, напротив отеля «Ritz», находится магазин Шанель.

Артур Кейпел и курортный бизнес

В 1909 году в Испании Шанель знакомится с английским военнослужащим Артуром Кейпелом, которого все называют Боем. Зеленоглазый брюнет покоряет Габриэль с первого взгляда.

Он не только финансово поддерживает ее дело, но и помогает Шанель раскрыться, как личности. Бой предлагает девушке расширить бизнес в морском курорте Довиле, где в 1913 году Шанель открывает бутик.

Коко с сожалением наблюдает за «бедными богачками»: из-за нелепых нарядов курортницам недоступны конные поездки в мужском седле, вождение машины, занятия теннисом и прочий активный отдых.

Корсетные «пленницы» медленно дефилируют под солнцезащитными зонтиками и обливаются потом. Модные каталоги того периода диктуют обязательные элементы гардероба: огромные шляпы с вуалями, пышные турнюры, утягивающие корсеты, длинные шлейфы.

По мнению Шанель, элегантность без удобства невозможна! Она начинает не одевать, а раздевать женщин. Ее одежда дает приоритет удобству. Все больше дам расхаживают по Довилю в простых головных уборах, которые можно самостоятельно снимать и надевать – «в полном безобразии», как окрестит новомодные шляпы авторитетный модельер Поль Пуаре.

Пришедшая во Францию Первая Мировая война отражается на курортном Довиле; отдыхающие разъезжаются, владельцы бутиков заколачивают ставни. Но Габриэль не закрывает ателье. Но какая мода может быть в военное время? Все та же – удобная мода Шанель.

Город наполняется приезжими: из прифронтовых поместий съезжаются аристократы, появляется военный госпиталь. Суждения дизайнера о простоте и функциональности одежды приходятся по душе дамам, помогающим в лазарете: в корсетах и шляпах ухаживать за ранеными невозможно! Дела идут в гору. Следующим городом, упавшим к стильным туфелькам мадемуазель Коко, становится Биарриц.

В Биаррице, роскошном бальнеологическом курорте, Бой помогает арендовать виллу для нового ателье. Там на Шанель работает сотня портних, а общая численность работниц с учетом бутиков в Довиле и Париже, достигает 300!

К сотрудникам мадемуазель Шанель предъявляет высокие требования, избавляясь от лентяек и бракоделов. Выпускаемая Шанель продукция отличается отменным качеством и стоит не дешево. На вопрос Боя, почему ТАК дорого, Габриэль, имевшая предпринимательское предвидение, отвечает – чтобы воспринимали всерьез.

Шанель не рисует предварительных набросков моделей, вместо выкроек намечает силуэт булавками и отрезает лишнюю ткань прямо на манекенщице.

В журнале «Harper’s Bazaar» появляется первая публикация ее модели – платье без талии, с завязанным на бедрах шарфом и жилетом на манер мужского.

В Париже Шанель становится по-настоящему популярной всего за неделю – так гласит легенда. Однажды дама, одевавшаяся у модельера Пуаре, ссорится с ним и решает переметнуться к Коко Шанель.

Даму зовут баронесса Диана де Ротшильд. Скупив десяток платьев, новая клиентка рекомендует кутюрье родственницам, и те в кратчайшие сроки делают Шанель известной. Деньги текут рекой.

Коко рассчитывается с Боем: возвращает каждый франк, вложенный в дело. Артур Кейпел удивлен: он думал, что дарит Габриэль игрушку, а оказалось – свободу.

Я ЕГО СШИЛА ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО

Деловую хватку Коко проявляет и тогда, когда из-за военных действий на складах заканчивается текстильное сырье. В начале 1916 года становится не из чего шить!

Джерси преподносит Шанель «сюрпризы»: плотное вязаное полотно не ложится складками, не подчеркивает изгибы фигуры, сковывает движения.

Нарушительница модных правил упраздняет складки, перестает акцентировать талию и укорачивает юбки так, что можно разглядеть икры ног!

Бой в шутку умоляет Коко не оголять барышням колени, ведь мужчины примутся хватать их «даже в ресторанах».

Я НЕ СДАМСЯ БЕЗ БОЯ

В те времена процветают классовые предрассудки. Шанель замечает, что Бой стыдится ее. И это тогда, когда журналы посвящают ей хвалебные статьи, а в бутиках толпятся именитые клиентки!

В знак протеста (Бою нравятся ее роскошные длинные волосы) Шанель обрезает локоны. Ее появление в театре с прической «под мальчика» производит фурор. Стрижка а-ля гарсон набирает популярности, гармонично дополняя практичный образ «от Шанель».

Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть Coco Chanel

Шанель узнает, что ждет ребенка, но сообщить об этом Артуру не успевает. Честолюбивый Бой делает предложение дочери лорда и огорошивает Коко информацией о свадьбе.

Шанель спрашивала потом, что изменилось бы, сообщи она первой свою новость? Но пример матери убеждал ее, что мужчину нельзя привязывать ребенком. Коко не суждено стать матерью и на этот раз. 9-летний роман заканчивается трагично, в декабре 1919 года Артур Кейпел погибает в автокатастрофе.

Знакомство с творческой элитой и меценатство

Из депрессии Коко выводит знакомство с Сертом, каталонским художником-декоратором, и его супругой Мисей. Дружба с этой женщиной продлится более 20 лет, Габриэль сознается, что без нее она бы так и умерла «полной идиоткой».

Серты вводят Шанель в высшие круги творческой элиты, у нее появляется шанс наблюдать за рождением гениальных картин и стихов. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом Пьером Реверди.

Мися знакомит Коко с Сержем Дягилевым, организатором балетных «Русских сезонов». За кулисами балета Шанель наблюдает за танцорами, которые «выкладываются» на каждой тренировке. У русских Коко научилась работать – это собственное признание той, которая сама достойна звания «трудоголик»!

Шанель протежирует культурные проекты, помогает творческим людям. Для постановки «Весны священной» она вручает Дягилеву 300 000 франков, композитора Игоря Стравинского приглашает с семьей пожить на свою виллу, обустраивая «полный пансион» для его жены и четверых детей. Меценатство вдохновляет Шанель: в недалеком прошлом нищая сирота, теперь она делает вклад в искусство!

Влияние русской культуры модельер распространяет и на профессиональную деятельность: открывает набор в ателье для русских эмигранток, разбиравшихся в рукоделии, открывает мастерскую по ручной вышивке, привносит в модели славянские мотивы.

Не обходится и без романа с русским: ее новым милым другом становится князь Дмитрий Павлович. Кузен Николая II моложе ее на 8 лет, красив и беден. Он поддерживает Шанель морально, она его – с помощью кошелька.

Когда Дмитрий через год уезжает в Америку, пара сохраняет дружеские чувства. Шанель называет князя «гением полезных знакомств», именно он знакомит ее с создателем собственного аромата – парфюмером Бо.

«Шанель № 5» и маленькое черное платье

Новая женщина в одежде от Шанель не могла пахнуть по-старому, фиалкой, розой или гортензией: Я очень люблю запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна.

Эрнест Бо, работавший ранее при царском дворе в Петербурге, экспериментирует с палитрой запахов и добивается нового оттенка нот, используя альдегиды. Шанель образцы духов нравятся.

Для их выпуска в промышленных масштабах, она начинает сотрудничать с братьями Вертхаймерами. Создается фирма «Шанель Парфам», в которую модельер привносит рецепт и имя и получает 10% акций. Про это распределение она впоследствии пожалеет, Вертхаймеры оформят на подставные лица новые фирмы и будут скрывать объемы продаж.

– Куда нужно наносить духи?

– Туда, где хотите, чтобы вас поцеловали, – скажет их создательница.

Что повлияло на то, что релиз новинки становится сенсацией?

Успеху парфума поспособствовала и Мэрилин Монро, кокетливо признавшаяся, что на ночь одевает «только пару капель Chanel №5». После ее заявления раскупаются миллионы бутылочек духов.

Духи популярны и сейчас, по данным Forbes парфум входит в ТОП-8 наиболее подделываемых вещей, наряду с часами Rolex и 50-евровой купюрой.

В 1925 году на флаконе духов появляется фирменный знак Шанель. По одной из версий, эмблема – это инициалы Коко Шанель (Coco Chanel), по другой – символ удачи «двойная подкова», изображенный на эскизе Врубеля.

ФОРД, СОЗДАННЫЙ ШАНЕЛЬ

За революцией в парфюмерной индустрии следует очередной вызов обществу. Однажды, находясь в театральной ложе, Шанель искала глазами кого-то из знакомых. Созерцая толпу, ей приходит мысль об излишней пестроте нарядов: в глаза бросаются не лица, а цветастые платья.

Так в 1926 году появляется воплощение идеи аскетизма – маленькое черное платье. Декорированное простым полукруглым вырезом, оно подчеркивает фигуру, оттеняет белизну кожи, и само при этом практически незаметно.

«Доброжелатели» заявляют, что дизайнер заставляет клиенток разделить ее скорбь по Бою – ранее черный носили только в трауре. Но женщинам платье понравилось.

Без украшений оно подходило для деловой обстановки, а с жемчужными бусами, золотым браслетом или брошью смотрелось вечерним нарядом.

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление Coco Chanel

Журнал «Vogue» в заметке 26-го года отмечает, что платье «сравнялось по популярности с автомобилем Ford!».

Герцог Вестминстерский

В Монте-Карло Шанель знакомится с герцогом Вестминстерским – Вендором, как его называли. Он заваливает Коко роскошными букетами, лично подстреленной дичью, драгоценностями. Шанель покорена, но только в той мере, в которой себе это позволяет: она «отдаривает» герцога запонками стоимостью в автомобиль!

С Вендором дизайнер много времени проводит в замке Итон-Холл. Рассматривая форменную одежду слуг, Шанель черпает идеи для создания женских жакетов. Она открывает для себя новую ткань – мягкий английский твид. В ее творчестве прослеживаются английские тенденции.

Пресса «женит» красивую пару, но Шанель понимает, что став замужней «мадам», ей придется покинуть Дом моды. Герцогиня-портниха – для той эпохи это немыслимо!

Когда приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин Coco Chanel

Идею брака Шанель все же рассматривала – если подарит герцогу наследника, который займет высокое положение в обществе. Но 46-летней Шанель не суждено стать матерью. Она отказывает Вендору, ведь герцога нельзя назвать образцом верности.

Однажды в ее присутствии он пригласил на яхту очередную красотку, а после пытался откупиться от Шанель огромным изумрудом. Габриэль вышвырнула драгоценный камень за борт.

БИЗНЕС НА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

В 1931 году князь Дмитрий представляет Шанель Сэма Голдвина, создателя американского кинематографа. Голдвин мечтает и в фильмах, и в жизни одеть кинозвезд в одежду «от Шанель» и предлагает контракт на миллион долларов.

Дизайнеру требовалось дважды в год навещать Голливуд и разрабатывать костюмы. Но Габриэль колеблется, ведь ранее она создавала свои модели, а не потакала вкусам капризных актеров и актрис.

Благодаря уговорам нового любовника, художника Поля Ириба, Шанель подписывает контракт и пересекает океан. Там ее ждет радушный прием: для поездки по стране ей предоставляют выкрашенный в белый цвет поезд, пресса восторженно величает «Великой Мадемуазель», а на перроне выстраиваются селебрити во главе с Гретой Гарбо.

Хотя на следующий год партнеры не продлевают контракт, Шанель получает неоценимый опыт в работе для массового потребителя.

Ровесник Поль Ириб становится последней надеждой Шанель на семейное счастье. Но снова происходит трагедия: он умирает на теннисном корте на глазах у Габриэль.

Может, я и стала Великой Мадемуазель, потому что мне некого кормить ужином? Coco Chanel

Летом 1936 году Париж охватывает забастовка. Работники, подстрекаемые коалицией левых политических партий, требуют повышения зарплаты и договоров с профсоюзами.

Шанель чувствует себя преданной – портнихи не пускают ее в собственный дом моды! А ведь она хорошо им платит и предоставляет летом 2-недельный отдых!

Разъяренной Шанель приходится идти с коллективом на мировую, чтобы не сорвать выставку новой коллекции.

Вторая Мировая война

С началом Второй Мировой войны в 1939 Шанель закрывает салоны, оставляя магазин, реализовывавший духи. Когда сын старшей сестры попадает в плен, модельер обращается за помощью к атташе немецкого посольства, немцу по национальности барону фон Динклаге.

Он вызволяет ее племянника, и у 56-летней Шанель завязываются с ним отношения. Когда вспомнят ее связь с немцем, Шанель так прокомментирует личную жизнь: Мне столько лет, что когда в мою постель попадает любовник, я не спрашиваю у него паспорт!

В 1943 году она ищет встречи с Уинстоном Черчиллем. Шанель хочет убедить его поддержать идею англо-германских переговоров. Операция под грифом «секретно» получила название «модная шляпка», но так и не состоялась из-за болезни премьер-министра. Позже Шанель получает от него записку – «занимайтесь модой, политика не для вас».

После освобождения Парижа начинают действовать «комитеты по чистке», которые обвиняют Шанель в коллаборационизме и арестовывают. Благодаря заступничеству влиятельных персон, через пару часов она получает свободу. Шанель решает уехать в Швейцарию.


Возвращение в мир моды

В стране чистейших озер, сыра и банков она проводит почти 10 лет. Когда Диор в показе «нью лук» возвращает на подиум «осиные» талии и нижние юбки (все то, с чем Шанель боролась), она укрепляется в решении вернуться. Говорят, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Шанель возражает: “Если я захочу это сделать, реке придется вернуться на прежнее место”

71-летняя Габриэль представляет в 1954 году новую коллекцию. Показ моделей подвергается беспощадной критике, «Daily Mail» называет резонансное возвращение «фиаско».

Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще Coco Chanel

Дизайнер не предложила ничего нового, но в этом кроется ее секрет - она создает вещи не для «маскарада». Ее изобретения – блузы, кофты, кардиганы, пальто – хочется носить!

Люди не могут вечно заниматься инновациями. Я хочу создавать классику Coco Chanel

Коллекцию принимают на «ура» в Америке, и через три сезона Шанель достигает былой славы. Твидовый костюм от Мадемуазель – узкая юбка и жакет, декорированный тесьмой и накладными карманчиками – становится визитной карточкой дамы с хорошим вкусом. Теперь и Агате Кристи, чтобы определить статус героини, достаточно указать «та дама в костюме от Шанель».

В феврале 1955 года дизайнер презентует прямоугольную сумочку 2.55, названную по дате выхода. Женщины оценили нововведение ридикюля – длинную цепочку для ношения на плече.

Первая клиентка Шанель – она сама: ей не шли корсеты – она упразднила эту деталь туалета, не любила цветочные ароматы – создала собственный, забывала сумки и клатчи – дополнила аксессуар цепочкой.

Последние дни

Ее утро начиналось в отеле «Ritz», куда на 9-00 являлся визажист, вооруженный тушью и губной помадой. Женщина, не использовавшая косметику, по мнению Шанель, слишком высокого мнения о себе.

С безупречным маникюром и макияжем Коко «выходила в свет»:

Никто не молод после сорока лет, но мы можем быть неотразимыми в любом возрасте .Coco Chanel

До конца своих дней Шанель посвящала себя любимому делу. 10 января 1971 года Шанель умирает от сердечного приступа.

Похоронена она в Лозанне (Швейцария), под знаком льва: на барельефе на ее могиле запечатлены пять львиных голов.

Наследие Коко Шанель

Стилю Шанель суждено было пережить свою создательницу. Великая Мадемуазель стала не просто реформатором моды, она основала бренд, который является знаком качества и респектабельности.

Цитаты и афоризмы Коко Шанель украшают современные «демотиваторы», а ее жизненная история не единожды экранизировалась. Из последних художественных фильмов – «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (2009), «Коко до Шанель» (2009) с Одри Тоту, лента по сценарию Карла Лагерфельда «Возвращение» (2013).

Коко Шанель удалось перекроить по своим лекалам не только моду, но и весь мир.

В заключение предлагаем вам посмотреть художественный фильм Коко до Шанель (2009г.)

Удивительна история успеха женщины-предпринимателя, знаменитого французского модельера и стилиста, поднявшейся с самых социальных низов до вершин мировой славы и невероятного успеха.

Биография Коко Шанель может служить примером того, что упорством и верой в себя можно достичь на первый взгляд недостижимого . Коко Шанель, в цитатах которой высказываются глубокие мысли, была интересным собеседником.

Коко Шанель появилась на свет в приюте для бедных города Сомюр в 1883 году. У Евгении Жанны Деволь и Альберта Шанель она была уже второй дочкой, родившейся вне брака. Настоящим именем будущей знаменитости было Габриэль Бонёр Шанель, которое получила девочка в честь медсестры, принимавшей роды у матери девочки. Интересен такой факт, что сама Коко намеренно убавляла себе годы, называя дату рождения на 10 лет позднее.

Биография раннего периода жизни Габриэль содержит горькие страницы. Осиротев в двенадцатилетнем возрасте, девочка вскоре получила вторую «пощёчину от судьбы»: их, пятерых детей, оставляет отец. А вскоре и родственники избавляются от них, сдав ребятишек в детский приют.

Годы жизни, проведённые в стенах монастырского сиротского дома вряд ли можно назвать счастливыми… Но именно они научили девушку стойкости, терпению, трудолюбию. Там Габриэла решила, что если судьба не желает дать ей хотя бы капельку счастья, она добьётся того, что получит его сполна, до краёв. История жизни Коко Шанель яркий пример тому, чего может добиться женщина, поставившая перед собой цель.

Юность

Биография Шанель в юношеские годы много интереснее, наполнена исканиями. Сразу по выходу их стен монастырского сиротского дома, девушка поступает на работу в маленькую лавку помощницей продавца белья, но в свободное время подрабатывала на сцене кабаре танцовщицей и певицей. Стать знаменитостью в этих видах искусствах Шанель не удалось, однако имя Коко закрепилось за ней навечно. И именно с выступлений в кабаре берёт отсчёт её личная, интимная жизнь.

Этьен Бальзан, офицер, человек не бедный, влюбляется в 22-летнюю молодую певичку и предлагает ей сожительствовать. У Коко Шанель в биографии появляется новая глава, название которой «Жизнь роли любовницы». Она соглашается и переезжает в его парижский роскошный особняк.

Стоит ли говорить о том, что жизнь в комфорте и достатке сначала обрадовала её. Но не привыкшая к бездействию Коко Шанель стала скучать. И она принимает решение стать модисткой. Да и роль содержанки для Габриэлы уже не кажется столь привлекательной.

Молодость

Бальзан не принял желание Коко всерьёз, так как модисток в Париже было и без Шанель предостаточно. Но девушка уже загорелась этим желанием.

И встретив человека, который понимает Шанель и обещает помочь с открытием своего магазинчика, Коко бросает бывшего сожителя и переходит жить к Артуру Кэйпелу – английскому промышленнику, который в 1910 году помогает ей открыть шляпный магазин. С этого магазина берёт начала биография Шанель-предпринимательницы. Интересно, что этот магазин функционирует по сей день .

Года молодости Шанель принесли ей славу. Клатчи – маленькие прямоугольные сумочки на цепочке обязаны своим рождением забывчивости Коко. Выдержка из её цитаты гласит:

«Я постоянно теряю сумочки и ридикюли! К тому же их очень неудобно всё время держать в руках!»

История же знаменитых духов «Шанель №5» имеет к самой Шанель лишь косвенное отношение. Ведь создал их русский парфюмер-эмигрант Эрнест Бо в 1921 году. Он, попав под очарование уже зрелой, но столь привлекательной Коко, предложил ей выбрать понравившиеся духи среди 24 образцов. Женщина выбрала пятый аромат, который и получил своё знаменитое название.

Сама Коко относилась к духам чуть ли не с благоговением. Выдержка из цитаты модельера-женщины гласит, что шлейф аромата, тянущийся за дамой, будет сопутствовать созданному ею образу, иной раз играя в этом деле первостепенную роль.

Маленькое чёрное платье

История возникновения уникальной модели платья, по мнению исследователей биографии Габриэлы-Коко Шанель, связана с историей любви этой удивительной женщины. На протяжении всей её жизни мужчины влюблялись в эту интереснейшую женщину, но связать себя узами брака Шанель так и не удалось. Смерть Артура Кэйпела Коко сильно переживала. Цитаты из её речей открывают всю глубину чувств женщины.

«Он – самая громадная удача моей жизни! Он открыл во мне уникальное и научил, как его развить за счёт остального», — говорила она об Артуре.

Но общество считало зазорным носить траур по человеку, брак с которым был не зарегистрирован. И Коко придумала интересную модель наряда – то самое маленькое чёрное платье, которое модно и сегодня.

Его можно носить и днём, и вечером, и в праздники. Но самым главным было в этом наряде менять аксессуары в зависимости от назначения одеяния.

Так в биографии Коко Шанель переплетались личная жизнь и бизнес, любовь и творчество.

Мудрые высказывания знаменитости

Многие цитаты Шанель являются поистине философскими мыслями вслух. Например, фраза: «Не стоит тратить свой время избиением стены, лелея надежду выдолбить в ней дверь – не лучше поискать другие пути приложения своих сил?»

Многие цитаты женщины связаны с её огромной любовью. «Любовь должна мобилизовать человека, добавлять нему крыльев и отваги!» Но не только нежные чувства помогают достижениям человеческим, считает Габриэль. Подтверждением могут стать цитаты: «Добиться успеха может лишь тот, кто не подозревает о неизбежности или даже возможности поражения» и «Человек должен быть хозяином своей воли, но всегда оставаться при этом слугой своей совести».

Казалось, что время не было властно над внешностью знаменитой по сей день первой модельера-женщины. Она расцветала с каждым днём. Её девизом красоты были цитаты: «Простая пища и хороший сон при открытых окнах, ранний подъём и суровый режим работы поможет создать бодрость духа и тела. Не стоит засиживаться допоздна – ничего ценного в ночных бдениях на светских вечеринках нет. Ночной сон полноценный сон дороже развлечений» и «Женщина может родиться некрасивой. Но если она остаётся таковой после 30 лет, значит, она либо непроходимо глупа, либо страшно ленива».


Чувству юмора Габриэль может позавидовать и нынешний юморист. Чего только стоят цитаты о шампанском, которое якобы Коко может пить исключительно по двум поводам: либо тогда, когда влюблена, либо тогда, когда, напротив, не влюблена.

Если внимательно вчитываться в цитаты Коко Шанель, можно понять, что главное в судьбе она считает не провидение и случай, а постоянный труд над собой.

Ещё одна любовная связь

История её следующей любви связана с войной, когда женщина прекратила занятия своим бизнесом. Но в 1940 году попал в плен её племянник Андре Паласе. И Коко Шанель, в личной жизни которой в этот период было затишье, едет к своему знакомому Гансу Гюнтеру фон Динклаге, который является атташе немецкого посольства. Результатом этой поездки было освобождение Андре и любовная связь с бароном Динклаге.

Конец войны принёс Коко неприятности: ей припомнили контакты с немцами, объявили её пособницей фашистов и арестовали. Однако по совету Черчилля женщину вскоре освободили с предложением покинуть Францию. Она перебралась в Швейцарию, где и прожила до 1953 года.

Интересными и насыщенными в истории успеха Коко Шанель явились годы жизни в зрелости. Будучи в возрасте 71 года Габриэль решает вернуться в мир моды и выпускает свою новую коллекцию. Однако, оказывается, мир уже подзабыл талантливую модельершу. И только спустя три сезона поклонники вновь возвели Шанель Габриэлу-Коко на «пьедестал поклонения».

Теперь модельер представляет в коллекциях не только одежду, шляпки и сумочки, но и ювелирные изделия, а также роскошную обувь. И снова Шанель, как и в молодости, имеет ошеломительный успех!

Последние года жизни

В пятидесятых-шестидесятых годах Шанель одевает голливудских звёзд высочайшего уровня. Таковыми являются Лиз Тэйлор, Одри Хепберн. История успеха модельера-женщины вновь достигает своего апогея. И вот появляется даже бродвейский мюзикл под названием «Коко», где роль Габриэль исполняла Кэтрин Хепберн. Устами актрисы произносятся со сцены цитаты, принадлежащие Габриэль – они оригинальны, а порою даже креативны. Например, такие цитаты, как «не люблю удлиненных мужских пиджаков – не могу наблюдать во время беседы за тем, как мужчина относится ко мне…» являются перлами иронического содержания.

Биография Коко Шанель (настоящее имя Габриель Бонёр Шанель(Gabrielle Bonheur “Coco” Chanel)) началась 19 августа 1883 года во французском городе Сомюр, расположенном в департаменте Мэн и Луара, на правом берегу реки Луара. Габриель была второй дочкой коммивояжера Альберта Шанеля и Жанны Деволью. Поскольку семья Коко была небогатой, она была рождена в доме для престарелых. Работники этого заведения не отличались грамотностью, и когда один из работников Франсуа Пойту (Fran?

ois Poitu), не знал как записывается Шанель (Chanel), он, сделав ошибку, записывает девочку как Chasnel.

У Коко было две сестры Юлиана (1882-1913) и Антуанетта (родилась в 1887), а также три брата Альфонс (родился в 1885), Люсьен (1889) и Питер (родился и умер в 1891). Сама Коко Шанель указывает на то, что сама она родилась в Оверни в 1893 году, тем самым забрав у себя 10 лет жизни, но эту “теорию” ничего не подтверждает.

В возрасте 12 лет в биографии Коко Шанель произошли траурные события – ее мать умирает, от туберкулеза, а ее отец покидает семью, поскольку ему нужно было теперь зарабатывать много денег для содержания семьи. Поэтому малышам из семьи Шанель пришлось провести целых семь лет в сиротском приюте при католическом монастыре в Аубасине. Здесь Коко овладевает швейным мастерством, и во время каникул проводимых со
своими родственниками, она углубляет свои знания швейного дела, за счет “отхода” от монастырского стиля одежды. В возрасте восемнадцати лет, Коко начинает работать в местной швейной мастерской. Здесь и происходит переломный момент в биографии Коко Шанель, она знакомиться с французским миллионером Этьеном Балсаном, и в скорее после знакомства, они открывают общее дело.

Этьен и показал Коко, что значит жить богатой жизнью, одаривая ее различными бриллиантами, платьями, жемчугом. В это время она увлеклась шапочками, это хобби, кстати говоря, и поможет ей впоследствии прийти к славе. После разрыва с Этьеном она переезжает в Париж, где в 1913 году открывает свой первый магазин, в котором можно было приобрести фешенебельные дождевики и пиджаки. Но поскольку этот магазин не был расположен в “сердце” Парижа, она быстро разорилась, однако благодаря сильному характеру не сдалась. В эти довоенные годы Коко Шанель встречает еще одного человека, изменившего ее жизнь. Это был Артур Капель, в которого она очень быстро влюбляется. Благодаря Артуру, она открывает в округе Бретань магазин дамских шапочек. Эти шапочки очень уж понравились кино-знаменитостям Франции тех лет, и ее дела быстро пошли вверх. Вслед за этим открывается еще ряд магазинов по всей территории Франции, и появляются первые аристократические покупательницы.

Известно, что Коко Шанель избегала своей биографии, и ей всячески приходилось менять ее. Так она рассказывала, что после смерти своей матери, отец переехал в Америку, где стал довольно богатым, а ей самой пришлось жить с ее холодными тетушками, досаждавшими ей на протяжении всех юных лет. В 1920-м году в жизни Коко Шанель происходит еще одно событие. Она знакомиться с выдающимся русским композитором Игорем Стравницким, который был вынужден покинуть большевицкую Россию, и Коко предоставила свои апартаменты Игорю Федоровичу на первое время.

В 1923 году в первом журнале о моде Harper’s Bazaar, вышла статья об Коко Шанель. В этой статье Коко говорит, что привыкла делать одежду удобную для женщин, что большинство модельеров – это мужчины, и они делают очень неудобную одежду. Критикуя их, она предложила модельерам-мужчинам поносить одежду, которые они сами сделали, и убедиться, насколько это тяжело. Таким образом, Коко Шанель открыла новое течение в модельном деле, направленное на упрощение одежды.
Нельзя не отметить событие, произошедшее в биографии Коко Шанель в 1921 году. В это время она вместе с русским эмигрантом Эрнстом Бо сделали переворот в парфюмерии. Их духи Chanel № 5 стали первыми полиаромными духами, поскольку раньше все духи были моноаромными, и делались только из одного запаха – цветка.

В 1925 году происходит еще одно значимое событие в жизни Коко Шанель: при помощи Веры Ломбарди, она открывает Дом Шанель.
После начала второй мировой войны, Коко закрывает все свои магазины, называя это время «не временем моды». И она поселяется в гостинице Риц, и живет там около 30 лет. Отель Риц был для нее домом, даже когда Париж был оккупирован нацистами. В эти смутные времена, Коко и сама вынуждена была провести время в тюрьме, поскольку она была в тесных контактах с Верой Ломбарди, которую уличили в пособничестве Английским спецслужбам.

«Мне наплевать, что вы обо мне думаете.
Я о вас не думаю вовсе».

Коко Шанель

19 августа весь мир моды отмечает 130 лет со дня рождения Коко, и Passion.ru вспоминает самые значимые факты из жизни этой великой женщины, а также ее остроумные и очень меткие фразы, ставшие афоризмами.

1. Желание заниматься женскими нарядами возникло у Габриэль Шанель под влиянием многолетней жизни в приюте - дети там носили унылую одинаковую одежду, и когда у девушки появилась возможность одеваться так, как ей хочется, она решила сделать это своим призванием.

2. Тяга же к минимализму возникла в противовес пышности нарядов дам «полусвета». Некоторое время Шанель проживала со своим покровителем на улице, где было много публичных домов, и для того, чтобы отличаться от их обитательниц, она стала носить строгие сдержанные костюмы и маленькие шляпки.


3. Свою первую популярность Габриэль Шанель приобрела отнюдь не благодаря созданию одежды. Ее «дебютом» стали дамские шляпки. Один из ее близких друзей помог ей открыть шляпный магазин, где она торговала своими творениями. Реакция на товар была неоднозначной. Многие обвиняли Габриэль в излишнем авангардизме. Однако уже очень скоро за шляпками «от Шанель» стали приезжать дамы со всей Франции.

4. Считается, что свое прозвище «Коко» Габриэль Шанель получила во время своей бурной молодости, когда работала певичкой в кабаре. Она исполняла две песенки, в которых упоминались цыплята («Coco»), и якобы именно за это ее и прозвали «Цыпленком». Однако есть и еще одна версия: отец, с которым Коко Шанель практически не общалась, свою дочь за маленький рост и худобу звал цыпленком, и когда Габриэль решила взять себе псевдоним, она вспомнила о своем детском прозвище.

5. Прототип известного всему миру клатча придумала Коко Шанель. Кто-то теряет перчатки и зонтики, а она вечно оставляла везде свои ридикюли. К тому же, по ее утверждению, из-за необходимости таскать сумку в руках у нее начали болеть кисти. Эта великая женщина и тут нашла выход из положения, изобретя маленькую сумочку на длинной цепочке, ставшую уже классикой моды, - модель Chanel 2.55.


6. Коко Шанель не расставалась с ножницами, они всегда были при ней - в сумочке или на веревочке на шее. Однажды на каком-то приеме она буквально покромсала наряд одной из своих манекенщиц, которая явилась туда в платье от другого известного кутюрье. При этом Коко заявила, что теперь наряд выглядит намного элегантнее. Этот эпизод вошел в фильм «Коко до Шанель» с Одри Тоту в главной роли.

6. Коко Шанель не признавала выкройки. Она создавала свои творения, окутывая тканями манекенщиц и смело срезая лишнее. Тем не менее, она стала первым кутюрье, который, имея непосредственное отношение к высокой моде, выпустил свою коллекцию одежды в промышленном масштабе.

7. В облике женщины для Коко Шанель было важно все, именно поэтому ее интересы распространялись не только на одежду, но и на обувь , и на аксессуары , и на прически . Однако было то, что занимало в ее жизни и в ее деятельности особое место - парфюм. Свой первый аромат она создала, смешав в вольных пропорциях 80 компонентов. И получила безусловный шедевр, который мы знаем под названием Chanel №5.


Правда, существует мнение, что автором этих духов была не она, а некий русский парфюмер, иммигрировавший во Францию. Он разрабатывал очередную коллекцию и предложил Коко выбрать один вариант аромата - Шанель отдала предпочтение пробирке за номером 5.

8. Коко Шанель ценила свободу во всем - в движении, в выборе, в мировоззрении. Она всегда поступала так, как хотела сама, а не так, как от нее ждала общественность. Она не побоялась избавить женщин от корсетов, одеть их в брюки и блейзеры, и заставила обрезать длинные волосы. Ее смелость проявилась и в романе с немецким офицером - красавцем, который помог освободить ее племянника из фашистского плена. За свою любовь ей пришлось заплатить тюремным заключением и выдворением из Франции.

9. 14 долгих лет Коко Шанель была оторвана от индустрии моды - сначала война, потом эмиграция и жизнь в Швейцарии, однако все эти годы эта великая женщина мечтала о триумфальном возвращении во Францию.

И она вернулась. В возрасте семидесяти лет, со своей коллекцией неувядающей классики «от Шанель». Ее освистали. Но Коко знала, что она делает. Уже через год Париж снова склонился к ее ногам. И неудивительно - кутюрье приходят и уходят, а Шанель остается.


10. Коко Шанель сыграла в формировании мировой моды столь значимую роль, что ее одну из всех дизайнеров одежды журнал Time включил в список 100 самых влиятельных людей мира.

28 цитат Коко Шанель о жизни и успехе


  1. Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и с души, иначе никакая косметика, увы, не поможет.
  2. Старость не защищает от любви, зато любовь защищает от старости.
  3. Если вы хотите иметь то, чего никогда не имели, вам придется делать то, что вы никогда не делали.
  4. Если вас поразила красота какой-то женщины, но вы не помните, во что она была одета, значит, ее наряд был идеальным.
  5. Женщина должна быть одета так, чтобы ее хотелось раздеть.
  6. Духи нужно наносить туда, куда хочешь получить поцелуй.
  7. Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, так как нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки.
  8. Помните: у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.
  9. К некрасивой внешности можно привыкнуть, к неряшливости - никогда.
  10. Для того чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.
  11. Ничего так не старит женщину, как слишком богатый (роскошный) костюм.
  12. Мода проходит, стиль остается.
  13. Женщину, предпочитающую светлые тона в одежде, гораздо сложнее вывести из душевного равновесия.
  14. Мы делаем себя сами: если женщина некрасива в 18 - это от природы, если в 30 - от глупости.
  15. Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.
  16. Главное для женщины - постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела.
  17. Все в наших руках, поэтому не надо их опускать.
  18. Свобода - это всегда стильно!
  19. Женщина должна пахнуть как женщина, а не как засохший букет.
  20. Если женщина в вопросах моды слушает подруг, а не своего мужчину, она часто становится посмешищем.
  21. Мужчинам нравятся женщины, которые хорошо одеты, но не бросаются в глаза.
  22. Безжалостно убирайте все, что чрезмерно.
  23. Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно, вот что такое настоящая (идеальная) женщина.
  24. У моды две цели - удобство и любовь. Красота возникает, когда мода добивается своих целей.
  25. Чем хуже у женщины дела, тем лучше она должна выглядеть.
  26. Мода - как архитектура - вопрос пропорций.
  27. Женщины с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото.
  28. Если вы родились без крыльев, не мешайте им расти.

10 заповедей стиля от Коко Шанель

жакеты . Это тоже дает ощущение внешней и внутренней свободы.
  • Поклоняйтесь маленьким черным платьям.
  • Духи - тоже одежда.
  • Столько, сколько сделала для женщин мадемуазель Коко Шанель, пожалуй, не сделал ни один кутюрье в мире. Ее пытались копировать, ею восхищаются до сих пор, практически каждая дама имеет в своем гардеробе маленькое черное платье и старается следовать заветам законодательницы современной моды. И все это происходит потому, что Шанель всегда актуальна.

    Надежда ПОПОВА

    Сколько на протяжении человеческой истории повидал мир легендарных и выдающихся женщин! И хотя все они были по-своему красивыми и величественными, ни одна из них не может сравниться с великолепной Коко Шанель.

    Эта женщина покорила мир моды и стала настоящей иконой стиля, предложив миру легендарное маленькое черное платье. До сих пор её уникальный стиль остается классикой, которой отдает предпочтение большинство женщин, а фирменный парфюм из года в год остается популярным и востребованным.

    Как же обычная французская девчонка по имени Габриэль, появившаяся на свет в одном из детских домов провинциального городка Сомюр, превратилась в ту, чье имя стало брендом Coco Chanel? Предлагаем вам узнать из нашей статьи, какой была биография и личная жизнь Коко Шанель.

    Тернистый путь девочки из приюта

    Знаменитая женщина, которую во всем мире знают как Коко Шанель, на самом деле получила при рождении другое имя. Мало кто знает, но в далеком 1883 году в приюте для бедняков родилась девочка, мать которой умерла в результате тяжелых родов. Новорожденная получила имя Габриэль, точно такое, как у медсестры, помогавшей ей увидеть мир. Полное же настоящее имя Коко Шанель, появившейся на свет августовским днем, — Габриэль Бонёр Шанель.

    Официальная дата рождения Коко (Габриэль) Шанель – 19 августа 1883 года. Хотя сама она, когда выросла, настойчиво утверждала, что родилась на десять лет позже, то есть в 1893 году. И не в Сомюле, прославившемся своими виноградниками городке, а в Оверни, в самом центре Франции.

    Родители маленькой девочки Габриэль официально женаты не были. Папа малютки, Альбер Шанель, был на тот момент торговцем, скитавшимся по ярмаркам. Мать, Евгения Жанна Шанель (Деволь), страдала от астмы и умерла в 1894 году.

    До момента своей гибели женщина родила Альберу Шанелю всего шестерых детей: трех мальчиков и трех девочек, среди которых была и Габриэль. Прокормить шестерых детей скитавшемуся торговцу было очень сложно. Содержание многодетной семьи стало для него непосильной ношей, которую он скинул с плеч, отдав детвору в приют. При этом он клятвенно обещал им вернуться, но так и не сдержал своего обещания.

    Габриэль (Коко) Шанель, биография и личная жизнь которой представляют собой наглядный пример тернистого пути к славе, не любила вспоминать годы своей жизни в приюте для сирот при Мулинском монастыре (примерно с 1894 по 1900 год).

    Впрочем, когда речь заходила о том периоде, ставшая мировой знаменитостью Коко говорила, что именно безликие приютские костюмы породили в ее сознании идею о том, что женская одежда обязательно должна быть красивой и элегантной. Остальные сведения, которые известны о жизни будущей «иконы моды» тех лет, изложены весьма скудно, и потому биографический очерк этого периода такой краткий.

    Позже, когда девушка отметила свое совершеннолетие, монастырь дал ей хорошие рекомендации, позволившие Габриэль Бонёр Шанель устроиться в магазин белья. Работая там днем помощницей продавца, по вечерам она уходила петь в кабаре, чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь. Именно тогда биография девушки продолжилась под другим именем — Коко Шанель. В ее репертуаре была часто исполняемая и всеми любимая песня «Ко Ко Ри Ко», название которой стало ассоциацией для красивой певицы, а позже – ее новым именем. Так началась история французской знаменитости Коко Шанель.

    Певица, танцовщица или все же – дизайнер

    Несмотря на то что девушка стала более-менее известной в узких кругах, история успеха Коко Шанель пока была не столь красочной, как она того хотела. Пытаясь стать знаменитой и влиятельной, девушка обивала пороги разнообразных кастингов, пытаясь пробовать себя в роли не только певицы, но и танцовщицы, балерины, актрисы. Однако таланта девушки казалось недостаточно для того, чтобы эстрада приняла ее с распростертыми объятиями.

    Юная Коко всегда знала, чего хочет. И потому овладевшая азами шитья еще во времена своего пребывания в монастыре Габриэль Бонёр Шанель стала шить шляпки для богатых парижанок. Да, кстати, в те годы Коко Шанель уже жила в Париже вместе со своим гражданским супругом – Этьеном Бальсаном, наследником огромного состояния.

    Хотя Габриэль жила в роскоши и могла ни в чем себе не отказывать, такая жизнь была не для нее. Собственно, поэтому девушка в свои 22 года увлеклась шитьем дамских головных уборов.

    В 1909 году Коко Шанель, история жизни которой полна падений и взлетов, наконец открывает собственную шляпочную мастерскую – прямо в квартире, где она жила с Этьеном. Ставшие известными интересные факты о таком рода творчестве милой Коко уже тогда запечатлели многочисленную очередь из богатеньких дамочек, желавших приобрести авторский головной убор.

    Но свою маленькую мастерскую Коко Шанель рассматривала лишь в качестве промежуточного пункта на пути к большой славе, для которой ей требовались большие деньги.

    Коко Шанель о мужчинах отзывалась как о «модных аксессуарах для красивых женщин». И так как сама она была одной из красивейших француженок, ее постоянно окружали богатые и влиятельные мужчины. Среди всех своих поклонников она выбрала Артура Кепела. Он помог ей с решением денежного вопроса и стал для Коко Шанель не просто спонсором.

    Влиятельный и щедрый английский промышленник Артур изрядно поспособствовал тому, чтобы о модельере дамских шляпок узнал весь Париж. Так, в 1910 году Коко Шанель открыла собственный магазинчик на одной из улиц Парижа. Если верить Википедии, то он находится там до сих пор, через дорогу от Hotel Ritz, на улице Камбон, 31.

    Взлеты и победы дизайнера-модельера

    Первый магазин с весьма громогласным названием «Мода Коко Шанель» стал буквально ее «первенцем». Спустя три года успешных и плодотворных трудов, роковая женщина Коко (Габриэль) Шанель становится владелицей другого магазина, в городке Довиль (1913 год).

    Мечтающая с детства о том, чтобы женская одежда была ослепительной и элегантной, Коко Шанель принимается за создание собственной линии платьев. Но свое знаменитое маленькое черное платье Коко предложит миру несколько позже, лишь в 1926 году.

    Интересные факты витают вокруг этого «изобретения» французского модельера и дизайнера Коко. Так, знаменитое американское издание «Vogue» одну из своих публикаций посвятило популярному уже на тот момент изделию, приравнивая милое черное платье от Коко к автомобилю «Ford T» по комфортности, практичности и популярности.

    Пошив таких предметов женского гардероба, как платья, Коко Шанель сделала основным, но не единственным своим занятием. На протяжении 5-6 лет своей жизни она также шила:

    • Брюки для женщин, которые по фасону напоминали мужские.
    • Женские деловые костюмы из грубой материи.
    • Приталенные жилеты, заменившие корсеты.
    • Модные пляжные вещи.

    К тому времени Габриэль Шанель была уже весьма знаменитой персоной, которая вращалась в высоких кругах аристократического парижского общества. Скорее всего, именно общение с высокопоставленными лицами навеяло ей идею о том, что любая одежда может быть простой, но при этом должна быть элегантной. Таким образом, на сегодняшний день мы можем наблюдать фирменный стиль Коко Шанель в одежде, головных уборах, духах и аксессуарах, созданных ее собственной рукой.

    Несколько лет спустя, когда число клиенток сети магазинов Шанель было уже куда более 1000, Коко представила модницам свое новое украшение – легендарную жемчужную нить. Стоит заметить, что по сей день мода на этот элегантный аксессуар не умирает и вряд ли когда-нибудь умрет.

    Еще через несколько лет Габриэль, приняв во внимание советы знаменитого парфюмера Эрнеста Бо, выпускает авторские духи «Chanel № 5», которые стали легендой. На тот момент уникальный аромат удовлетворил не только саму Шанель с ее завышенными требованиями, но и большинство женщин во всем мире. С тех пор пятый номер Chanel остается лидером продаж среди прочих женских парфюмов.

    Очередной победой стала презентация миру удивительных небольших сумочек, которые пришли на смену громоздким ридикюлям. Заявив, что ручные сумки непрактичны и неженственны, она представила свою линию крошечных клатчей, у которых вместо ручки была элегантная цепочка. Данный аксессуар завоевал огромную популярность среди француженок и жительниц других стран.

    К другим «изобретениям» француженки Коко Шанель можно отнести прическу «а-ля гарсон». Она стала первой женщиной, которая позволила себе сделать короткую стрижку. С тех пор такая прическа стала считаться не только мужской…

    Как сложилась жизнь Коко в дальнейшем

    Не имеющая диплома портнихи и не умеющая толком рисовать, она удивляла мир снова и снова. Ни личные проблемы, ни даже начало Второй мировой войны не остановили уверенную в себе и решительную женщину.

    Однако случилось событие, которое изменило ход ее жизни. Оставшаяся без поддержки любимого (Артур Кепел погиб в 1919 году), но пребывающая на пике своей славы, она встречает Хью Ричарда Артура, герцога из Вестминстерского аббатства. Ослепленный красотой дизайнера, он задаривал Коко Шанель цветами, драгоценностями, дорогими роскошными подарками (например, подарил дом в Лондоне).

    Этот роман француженки Коко и англичанина Хью длился почти 15 лет. Но Шанель не смогла подарить детей своему партнеру. Влюбленным пришлось разойтись. Впоследствии герцог встретит другую, которую сделает своей законной женой.

    После разрыва с Хью Габриэль найдет утешение в объятиях Поля Ирибарнегаре. Французскому художнику, решившемуся на развод ради Коко, не суждено было сыграть с ней свадьбу, так как в один трагический день у него остановилось сердце. Воплощение своих чувств она нашла в чёрном цвете, продолжив работать в усиленном ритме.

    Ее всемирно известным творением стало милое маленькое черное платье. Создав целую линию таких предметов гардероба, она предоставила возможность женщинам ежедневно выглядеть элегантно, имея в гардеробе одно лишь черное платье и аксессуары, позволяющие создавать самые разные образы.

    Умерла она, не дожив до своего 88-летия, в воскресный день 10 января 1971 года, оставив огромное наследие человечеству. И это не только фирменный стиль одежды от Сосо Chanel, соединивший простоту и роскошь, элегантные аксессуары и удивительные «Chanel № 5», но и популярные высказывания Коко Шанель о женщинах и мужчинах, которые ежедневно цитируют многие люди по всему миру.

    На страницах истории она осталась женщиной, которую по праву зовут легендой, иконой стиля и выдающейся личностью, которая показала «Art de Vivre!!!» («искусство жить»). Сам Сальвадор Дали, который был близким другом Коко, после ее смерти восхищался тем, насколько удивительной и решительной была женщина, сама выдумавшая себе дату рождения, имя и даже целую жизнь. Автор: Елена Суворова