Анализ произведения лягушки просящие царя. Анализ басни "Лягушки, просящие царя"

Крылов — баснописец духа классицизма. В своих работах он использует аллегорию и очень часто берет для них историческую основу. Например, как в басне Лягушки просящие царя. Басня берет свою историю с 1809 года. Именно в том году Крылов пишет одну из своих работ. Сюжет же заимствует у Лафонтена, который в свое время, ссылаясь на работы Эзопа, написал свое одноименное творение. Теперь же нам предстоит исследовать басню Крылова и сделать ее .

Анализ басни Лягушки просящие царя

В работе Крылова Лягушки, просящие царя, речь идет о лягушках. В самом начале мы видим, как им надоела свободная жизнь, не угодно им стало народное правление, вот и просят богов послать царя, тем самым заранее лишая себя свободы. И боги услышали лягушек, и присылают им спокойного, молчаливого, степенного правителя, который был что осиновый чурбан. Сначала лягушки его боялись, но потом поняли, что можно и на голову ему залезть. Правда им показалось, что можно еще лучшего царя получить, который бы славу принес их болоту.

И вот, появляется новый герой в лице Журавля. Теперь лягушки получили такого царя, который без разбора кто прав, а кто нет, обвинял и виновных сразу в рот себе сажал. Такого царя все теперь боялись и страшно было показываться ему, ведь сразу мог проглотить. Стали просить вновь богов о новом правителе, но те уже отказали в их назойливой просьбе. А дальше мы видим мораль басни. По просьбе лягушек им дали царя, но он оказался слишком тихим. Дали другого царя просителям, но тот уж очень лих. И Крылов, как заключение пишет, чтобы лягушки жили со вторым, а то ведь третий царь может оказаться еще хуже двух предыдущих.

Из басни следует, что мы должны ценить то, что есть, хоть по своей природе нам всегда хочется большего и лучшего. Ведь в действительности, как и в басне, часто получается прямо противоположный результат нашим желаниям.

Делая анализ басни, можно увидеть в изображенных лягушках простой народ, а вот в правителях Крылов, скорее всего, никого конкретного из царей не изображал. Возможно, в первом случае имеется ввиду царь Михаил, которому пришлось управлять государством в юном возрасте без жизненного опыта, а во втором варианте изображена жизнь при Петре Алексеевиче. Хотя, какой бы период не брать, между властью и народом всегда был и будет конфликт. Это нам и показано в басне Крылова.

Басни И.А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера.

В басне «Лягушки, просящие царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория – иносказание – одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки.

Заключительные слова Юпитера – это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:

«… Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан – так этот очень лих;

Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»

Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

В басне «Лягушки, просящие царя» происходят одновре­менно смешные и печальные веши. Лягушки не сумели жить при «правлении народном», то есть без верховной власти. Они стали просить у богов царя.

Дважды боги посылали им правителя, оба раза это имело печальные последствия. В первом случае «царь этот был осино­вый чурбан», а во втором — Журавль.

Первый правитель не устроил лягушек своей терпимостью, и они стали вести себя так, как кому заблагорассудится. Жу­равль же был крут и скор на суд, «кого не встретит он, тотчас засудит и проглотит». Третью просьбу (сменить этого правите­ля) боги не удовлетворили.

Аллегория в басне прозрачна. Лягушки - обыватели, состав­ляющие большую часть государства. Цари - через эти образы показаны два типа управления государством.

В басне отражены следующие мысли баснописца:

Народ не может сам управлять своей жизнью, готов отка­заться от свободы неизвестно во имя чего;

Если царь спокоен, народ начинает злоупотреблять слу­жебным положением, но это ему не нравится;

Правитель «иного нрава» не устраивает народ своей жес­токостью;

-«глас с неба» (мнение богов) оценивает поведение лягу­шек как безумие;

Варианта «хорошего» царя боги не предлагают, так как на­род его не заслужил.

Нам действительно смешно и грустно одновременно. Забав­но описано поведение лягушек-обывателей, смешно характе­ризуется первый правитель. Грустно оттого, что показано от­сутствие самосознания у народа, что правители далеко не иде­альны, но лучших не будет.

Русская история имеет много подобных примеров.

Басня начинается ироничным и немного грустным рас­сказом о том, что лягушек не устроила свободная жизнь, жизнь «без службы и на воле». Они сами, добровольно, попросили у богов дать им царя.

Управление первого царя заключалось в том, что он был пас­сивен, что привело к некоторому хаосу: лягушки обнаглели, перестали его уважать и почитать. Правление Журавля было прямо противоположным: наказание было основным его пра­вилом, лягушки испугались, потому что везде стали видеть опас­ность для жизни.

Получается, что настоящего государственного правления Крылов не показал. Возможно, он считал, что власть и народ всегда находятся в конфликте. Еще можно предположить, что народ заслужил таких правителей, провинившись тем, что не смог жить при «правлении народном».

Пособить — помочь; осиновый чурбан — неотесанный, «тя­желый», глупый и грубый человек; в лягушках каждый день ве­ликий недочет - каждый день наказывается (гибнет) большое количество лягушек; приходит черный год - время неудач, пе­чали.

Мораль басни содержится в заключительных строчках. Слова эти («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?», «Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!») произносится бога­ми с небес.

В обычной жизни эти слова можно произнести тогда, когда следует напомнить кому-то или самому себе о том, что мы все­гда имеем возможности, которые по недомыслию не использу­ем, потом бывает много проблем, виноваты в возникновении которых мы сами.

Урок по литературе в 8 классе.

Тема урока: Жизнь и творчество И. А. Крылова.

Басня « Лягушки, просящие Царя».

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока : комбинированный (беседа, презентация)

Цель урока – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.

Задачи :

Обучающие:

    Продолжить знакомство учащихся с баснями И.А.Крылова.

    Повторить и обобщить знания о баснях.

    Обратить внимание на язык, крылатые выражения, пословицы и поговорки.

Воспитывающие:

    Формировать эмоциональную культуру личности и коллектива.

    Работать над воспитанием чувства ответственности за общее дело.

    Формировать навыки общения со сверстниками.

Развивающие:

    Работать над развитием воображения и ассоциативного мышления.

Оборудование:

    Портрет И.А. Крылова;

    Фотография памятника И.А. Крылову в Летнем саду;

    Выставка книг И.А. Крылова и о И.А. Крылове;

Эпиграф к уроку - слова М. Исаковского :

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

ХОД УРОКА.

1.Вступительное слово учителя.

К творчеству И.А.Крылова, баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, мы уже обращались в 5 классе. Мы знакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе нам предстоит более сложная работа над баснями.

2. Активизация мыслительной деятельности .

Составление кластера «БАСНЯ»

3. Актуализация.

1. ВИКТОРИНА.

а) Где и когда родился И.А.Крылов? (В Москве 2 (13) февраля 1769г.)

б) Как называлось первое литературное произведение Крылова, написанное в 15 лет? (Комическая опера «Кофейница» 1784г.)

г) В каком году был напечатан 1-й сборник басней Крылова? (1809г.)

д)Сколько всего сборников басен было написано Крыловым? (9).

е) Как имя скульптора, автора памятника Крылову, который находится в Санкт-Петербурге в Летнем саду? (Петр Карлович Клодт).

ж) Из каких басен Крылова взяты эти выражения:

- «Он порча, он чума, он язва здешних мест!» («Кот и повар»).

-«Избави Бог и нас от этаких судей». («Осел и соловей»).

-«Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает». («Стрекоза и Муравей»).

-«Забудем прошлое, уставим общий лад». («Волк на псарне»).

-«Как ни полезна вещь, цены не зная ей

Невежда про нее свой толк все к худу клонит». («Мартышка и очки»).

-«Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок». («Ворона и Лисица»).

2. Работа с терминами

1.Что такое БАСНЯ?

Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.

2.МОРАЛЬ басни?

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом (поучением), где объясняется смысл басни.

3.Что такое ИНОСКАЗАНИЕ?

Всякая басня – иносказание. Говорится о животных, понимай: о людях.

4.Вспомните, что такое АЛЛЕГОРИЯ?

АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegorein - "говорить иначе") - иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла.

4.Чтение статьи учебника.

В истории басенного творчества Крылова первым большим событием было напечатание первых басен в журнале, а вслед за тем и появление первой книги его басен в 1809г.

По содержанию первая книга басен Крылова самая интересная из всех его басенных сборников. Это объясняется тем, что здесь он целенаправленно проводит те же идеи, те же взгляды на жизнь, что и в 18 веке. Тогда Крылов убеждал читателей в том, что для организации жизни страны царь абсолютно не нужен («Почта духов», «Каиб»). В таком же освещении выводится царь в баснях первой книги. Вот он в «Лягушках, просящих Царя»:

Царь на диво был им дан

Не суетлив, не вертопрашен,

Степенен, молчалив и важен;

Дородством, ростом великан.

Ну, посмотреть, так это чудо!

Одно в Царе лишь было худо:

Царь этот был осиновый чурбан.

На смену ему появляется другой, этот:

Не любит баловать народа своего:

Он виноватых ест, а на суде его

Нет правых никого.

С утра до вечера их Царь по царству ходит

И всякого, кого ни встретит он,

Тотчас засудит и - проглотит.

Лягушки просят нового царя, но получают ответ, что новый будет еще хуже: лучший царь – «пустое место», хороших царей «нет и быть не может».

Это наиболее резкая и социально острая басня первой книги Крылова. В эти годы мечтаний монархии о конституции, во времена Сперанского, Крылов позволяет себе быть откровеннее в печати, чем когда бы то ни было в своей жизни.

Лягушкам стало неугодно

Правление народно,

И показалось им совсем не благородно

Без службы и на воле жить.

Чтоб горю пособить,

То стали у богов Царя они просить.

Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,

На сей однако ж раз послушал их Зевес:

Дал им Царя…

Здесь, в начале басни «Лягушки, просящие Царя», Крылов единственный раз в своем творчестве использовал возможность- выразить свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому. Крылов говорит, что это вздор: вздор,нелепость – променять вольную жизнь, народную свободу на жизнь под ярмом безгранично возрастающего угнетения. Богам, пишет он, не следовало бы и слушать такой вздор. Но они поспешили, появился царь… и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее. Мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, «хорошем» царе – нелепо.Всякий новый царь будет только хуже и хуже. «Так в чем же выход?» - может спросить себя читатель и вспомнить, прочитав басню до конца, о ее начале, о вольной жизни лягушек при народном правлении.

Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца?

С чьим именем прочно связывалось начало басенного творчества Крылова?

О каких новых баснях вы узнали?

5..Знакомство с басней «Лягушки,просящие царя».Презентация.

- Выразительное чтение басни.

6. Беседа

О чем эта басня?

(Крылов выразил свой единственный раз свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому).

Что же происходит в басне?

Почему нам смешно и грустно одновременно?

(Лягушки просят себе царя: … и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее: «В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит. И всякого, кого не встретит он, Тотчас засудит – и проглотит». Значит, мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, хорошем царе- нелепо.)

В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?

В каких строчках заключена мораль басни?

Кто ее произносит?

7. Анализ басни И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя».

Работа с классом по данному плану, запись конспекта в тетради.

План:
1.Введение.
Басни - жанр, унаследованный со времен античности.
2.Основная часть
Главное действующее лицо басни - лягушки:
а) использование аллегории;
б) кто подразумевается под лягушками?
3.Заключительные слова Юпитера - мораль басни.
Заключение

Басни И.А. Крылова - это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера.
В басне «Лягушки, просящие царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория - иносказание - одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раская- лись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя... ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки.
Заключительные слова Юпитера- это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:
«... Вам дан был Царь? - так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан - так этот очень лих;
Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»
Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

7.Итог урока.

Отметим что нового узнали мы сегодня? В чём состояла особенность работы на уроке?

Давайте отметим, какие из поставленных нами целей мы не достигли? О чём забыли? Какие теоретические сведения нам нужно ещё повторить? Над какими словами нужно ещё поработать?

8. Дифференцированное домашнее задание:

1) Ответ на проблемный вопрос – Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит?

2) Сопоставительный анализ басен Крылова и Лафантена по теме урока.

Опережающее задание.:

Чтение басни «Обоз», найти историческую основу.