Кто всю жизнь любил нину дорошину. Олег Даль: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Мы продолжаем рассказывать о том, как сложилась судьба актеров, сыгравших в легендарном фильме Владимира Меньшова “Любовь и голуби“. На этот раз мы поговорили с исполнительницей главной роли Ниной Дорошиной. В свои 76 лет актриса ведет активный образ жизни – играет в театре, преподает в театральном вузе. Но ее личная жизнь складывалась тяжело…

Актриса родилась в абсолютно не артистической семье. Ее отец работал оценщиком на меховом комбинате, и из-за этого детство Надежды прошло в экзотическом Иране (там работал отец). С тех пор у Дорошиной на всю жизнь осталась любовь к Востоку. Когда Нине было двенадцать лет, семья вернулась в Россию. Дорошина стала школьной активисткой и участницей школьной самодеятельности. Естественным образом она оказалась в училище имени Щукина… А в кино начала сниматься, еще будучи студенткой. На съемочной площадке Нина и нашла свою самую большую любовь на всю жизнь – Олега Ефремова… У них случился страстный роман. Но как известно, Ефремов был человеком любвеобильным. И очень скоро увлекся другой актрисой, Анастасией Вертинской… Вследствие этого обстоятельства Дорошина… вышла замуж за Олега Даля.

– Я была его первой женой, – вспоминает Нина Михайловна. – Тогда он был совсем молодым, двадцатилетним, и очень красиво ухаживал. На последние деньги мы купили обручальные кольца. А я была старше его на семь лет…

Однако актриса очень быстро поняла, что с ее стороны никакой любви не было, а была всего лишь попытка забыть Ефремова… Причем поняла она это еще на свадьбе, на которой гулял весь коллектив «Современника». Пришел на свадьбу и Олег Ефремов, который посадил невесту на колени и сказал: «А любишь ты все-таки меня!» После этого Даль ушел в запой на две недели, потом несколько раз уходил из театра…

– Есть такая поговорка: «Клин клином вышибают», – говорит актриса. – Так вот, делать этого не нужно, ничего из этого хорошего никогда не выходит. Живите, терпите и несите свой крест до конца! Тот клин, который я хотела вышибить, так и остался на всю жизнь… А вина перед человеком, с помощью которого я хотела все забыть, осталась. Хотя у нас с Далем сохранились хорошие отношения, мы много лет работали в одном театре.

А потом создатель «Современника» Ефремов сам покинул свое детище и всех ведущих актеров позвал за собой в МХАТ. Но Дорошина была одной из немногих, кто не согласился покинуть стены родного театра, она до сих пор в нем работает.

Помимо Ефремова и Даля, в жизни Дорошиной было много известных мужчин. Например, сценарист Александр Володин. Но второй раз актриса нашла судьбу с совсем простым человеком, который работал в постановочной части «Современника». По словам актрисы, это был хороший, скромный человек, с ним она прожила двадцать лет. Но потом овдовела. Тяжело переносила Нина Михайловна смерть супруга, после этого у нее случился инфаркт. И до сих пор с сердцем бывают проблемы… А ведь популярная актриса работает не только для себя. Она вынуждена содержать старенькую мать и больного брата. Детей и внуков у нее, к сожалению, нет… Сейчас Нина Михайловна говорит:

– Ради сцены я пожертвовала многим. У меня нет детей… Но я ни о чем не жалею! Тем более что уже тридцать лет преподаю в Театральном институте имени Щукина, где обучалась сама. Мои студенты – это моя семья! Ведь, как ни крути, а в театре деятельность все равно постепенно сходит на нет, спектаклей с возрастом все меньше. А вот научить чему-то студентов, передать свой опыт я могу. И счастлива, что это нужно.

Конечно, мы не могли не поговорить с Ниной Михайловной о фильме «Любовь и голуби». Оказалось, что у нее нет усталости от этого фильма и актриса сама от него без ума.

– Нина Михайловна, расскажите, как вам досталась роль Надюхи? И как вы думаете, почему фильм получил такой огромный успех?

– Знаете, ведь сюжет фильма банальный! Даже можно сказать, что и сюжета никакого особенного нет. Но именно из-за актерской игры, этих переживаний фильм стал понятен и близок людям. Второе – это удачная тема: измена, предательство… К сожалению, в жизни мы с этим сталкиваемся часто. И у каждого эта тема отдает в душе своей болью, своими воспоминаниями… А для меня история Нади стала близка еще задолго до того, как задумали снимать фильм. В театре «Современник» мы этот спектакль играли двадцать два года! Я за нее получила первую премию на Всесоюзном театральном фестивале 1983 года. И вот, когда спектакль шел, по-моему, уже два года, режиссер Владимир Меньшов пришел в театр и увидел эту пьесу, которая ему очень понравилась. Я знаю, что он пробовал нескольких актрис на роль Нади – Полищук, Чурикову, Доронину, Никищихину… Я же сказала, что переделывать роль не буду, а если его устраивает, как я играю в театре, пусть приглашает меня.

– А как вам подобрали мужа Васю?

– Вы знаете, поначалу Владимир Меньшов даже сам мечтал сыграть моего мужа Васю. Но он, как истинный режиссер, увидев лучшую кандидатуру, отошел в сторону. Сначала на роль мужа пробовались совсем неизвестные, провинциальные артисты. А потом вдруг появился этот супермен – Александр Михайлов! Меня очень расстроила его кандидатура, ведь на тот момент он был на целых десять лет моложе меня! Мне было уже под пятьдесят, а ему всего тридцать восемь… Мне казалось, что все мои возрастные недостатки будут особенно видны, когда я рядом с ним. К тому же он такой красавец… Но потом ему эту красоту убрали, сделали нескладную стрижку, одели в мешковатый костюм, зубы чем-то замазали, чтобы они не были очень уж белыми… В общем, я быстро успокоилась, когда увидела его на пробах. И мы очень подошли друг другу, нас сразу же утвердили. И в итоге, когда фильм вышел на экран, зрители даже не заметили эту разницу в возрасте.

– Вас не замучили после выхода фильма фразой «Людк, а Людк!»? Откуда она, кстати, взялась?

– Режиссер нам, актерам, давал большую свободу на съемках, принимал все наши предложения, и поэтому были такие находки, наподобие этой. Идешь по улице, а тебе кричат и мужчины, и женщины: «Людк, а Людк!» Именно эта фраза больше всего запомнилась людям в фильме. Я ведь сама познала в детстве деревенскую жизнь. У меня родственники из Рязани, и я к ним ездила в деревню. Поэтому все эти наблюдения за деревенской жизнью, за языком пригодились, когда я стала актрисой.

– Что бы вы могли посоветовать людям, которые попали в такую же ситуацию, как Надюха?

– Я считаю, что нельзя так сильно зависеть от мужчины ни морально, ни материально. Нужно стремиться к самостоятельности. Нужно иметь профессию, свое дело, занятия… И тогда, если мужчина вдруг от тебя уйдет, жизнь на этом не закончится. Поэтому в этом отношении мы с Надюхой – разные люди.

– Вы с кем-то из актеров подружились на съемках?

– Я помню, что у меня особенно теплые отношения сложились с моими экранными детьми – Ладой Сизоненко и Игорем Ляхом… Особенно с Ладой. Она была еще совсем девочка, приехала на съемки с бабушкой. Сила ее игры была в искренности. Она все переживала на самом деле. Когда была сцена с топором, где Лёнька угрожает отцу, она ревела на самом деле. Это было очень трогательно! Недаром говорят: играйте, как дети! Так же и Игорь Лях. Был такой мужественный, настоящий. Он просто очень хороший артист, это было видно уже тогда. И тот, и другой жили в этих предложенных режиссером обстоятельствах. Вы знаете, они даже какие-то оба светлые, и мы, родители, были похожи, как будто мы и правда одна семья!

– Бывает так, что актер, которого прославил один фильм, начинает ненавидеть роль, по которой его узнают… У вас такого не было после этого «Людк, а Людк!»?

– Что вы, это моя самая дорогая работа! Когда фильм показывают по телевизору, я всегда стараюсь посмотреть. Я счастлива, что снималась в таком кино.

За что соседи ненавидят Дорошину?

Уже много лет известная актриса живет в самом обычном многоквартирном доме на Пресненском валу. И… воюет с соседями. Все дело в том, что однажды она их случайно залила, пострадало две квартиры. Как порядочный человек, Дорошина предложила сделать соседям ремонт, и одна квартира была восстановлена. Вторая же соседка решила отсудить у актрисы деньги и провела дорогостоящую экспертизу, после чего подала в суд. В итоге, помимо ущерба в 30 тысяч рублей, Дорошину обязали заплатить за экспертизу 40 тысяч. Получилась приличная сумма… Нина Михайловна согласилась на выплату, но только если эти деньги будут частями вычитать из ее доходов. Всё, на что она живет – это зарплата преподавателя в вузе и пенсия.

Раиса Захаровна с Васей купались в ноябре

Съемки, где Василий нежится на юге вместе с Раисой Захаровной, проходили аж в ноябре – так уж сложились обстоятельства. Так что актеры купались в 14-градусной воде и рисковали своим здоровьем. А Александру Михайлову пришлось пострадать еще до этой сцены. По смелой задумке режиссера, выходя из своей избы, он сразу падает в Черное море. Артист и правда падал в специальный водоем, нырял, а под водой водолазы за считаные секунды снимали с него костюм! И в один момент чуть не задушили его галстуком.

Из реакции на фильм цензуры:

«Картина производит ощущение какой-то нечистоплотности деревенского обихода и оставляет чувство перебора и безвкусицы. Меньшову тут изменило чувство простого вкуса. Дебоширство в данный момент – катастрофа народа, а никак не забавное поведение. Гурченко – самое маловероятное в данной картине. То, что она говорит об экстрасенсах, непонятно зрителю и не вписывается в картину».

«Историю о том, как Олег влюбился в Нину Дорошину, и о свадьбе, которая так плохо закончилась, знают все...» В фильме «Первый троллейбус». 1963 г. Фото: FOTODOM.RU

Так и началась наша дружба. Вскоре я поняла: с его стороны то странное происшествие не было пьяной выходкой. Просто если Олега заставляли играть что-то банальное, незначительное - тут-то он и начинал выделывать разные фортели. Один раз, во «Вкусе черешни», понес отсебятину, считалочку какую-то вставил в текст. И из-за кулис это видел Ефремов. Смотрел, смотрел, а потом как давай хохотать… И никак Даля не наказал. Так уж сложилось: Олегу прощали в театре всё. Перед его невероятным обаянием, добротой, искренностью никто не мог устоять. А уж то, что он очень талантлив, мы поняли сразу. Так что ни один артист, включая самого Ефремова, не пользовался у нас такой свободой.

Даль упрекал нас: «Что ж вы жметесь?»

Вот от чего Олег сразу пришел в восторг в «Современнике» - так это от нашего товарищества. Что и говорить, такого коллектива, где бы все друг другу помогали и были буквально одной семьей, наверное, нигде больше не было. У некоторых наших артистов он даже жил! Сначала нашел приют у Гали Соколовой. У нее, в отличие от многих, была собственная квартира. Когда мы были на гастролях, Галя скупила на аукционе в антикварном магазине мебельный «лом». Мы его собрали, починили и в итоге стали обладателями шикарной мебели красного дерева. В эту уютно обставленную квартирку к Гале толпами ходили наши молодые артисты. Надо же им было где-то собираться, а рестораны не по карману. Приходил туда и Олег. Бывало, он засиживался в театре допоздна, и Галя говорила: «Ночуй у меня». Далю у Гали страшно нравилось, там все было в его вкусе. Хозяйка подавала вкусный кофе и всегда узнавала вкусы гостя, спрашивала: «Что тебе приготовить?» А Олег обожал, чтобы за ним ухаживали.

Нина Михайловна Дорошина – талантливая советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1985).

В послужном списке Нины Дорошиной – десятки ярких ролей, драматических и комедийных, многие из которых становились большим событием в культурной жизни страны. Даже небольшое появление актрисы на сцене театра или на киноэкране запоминалось публике надолго: вместе с ней люди и смеялись, и плакали.

О Нине Дорошиной можно сказать, что она не играла, а словно проживала судьбы своих героинь – вот почему зрители никогда не забудут эту необыкновенно искреннюю и харизматичную актрису.

Детство и юность

Будущая звезда театральных подмостков родилась 3 декабря 1934 года в семье Михаила и Анны Дорошиных, проживавших в Лосиноостровске – дачном пригороде Москвы тех лет.


Их быт был таким же скромным, как и у подавляющего большинства москвичей: маленькая (18 м²) комнатка в коммунальной квартире; небольшая зарплата отца, ездившего в переполненной электричке каждый день на работу в Ростокинский мехкомбинат, где он занимал должность оценщика/сортировщика; неустанные хлопоты матери, заботившейся о семье.

Жизнь семьи Дорошиных резко изменилась весной 1941 года. Отца Нины откомандировали в Иран – как вначале предполагалось, только на несколько месяцев. Целью его поездки была оценка и закупка меха для зимнего обмундирования бойцов Красной Армии. Однако из-за внезапно разразившейся войны потребность в тёплой одежде существенно возросла, поэтому Михаил Дорошин вместе с семьей оставался в Иране до 1946 года.


За время проживания в этой стране Нина овладела персидским разговорным языком (фарси и тюрки), что помогло ей наладить контакт с местными жителями. Столь близкое знакомство с особым миром Востока внесло значительные коррективы в мировоззрение девочки: она стала очень дипломатичным человеком, умеющим видеть лучшее в людях и высоко ценить роскошь общения с ними.


По возвращении на родину 12-летняя Нина продолжила обучение в женской школе №4, где с восторгом погрузилась во внеклассные занятия в драмкружке. В соседней школе для мальчиков подобным драмкружком руководил актер МХАТа Петр Васильевич Кудлай, который иногда приглашал девочек-«артисток» на совместные репетиции со своими учениками. Уже тогда Нине удалось проявить свой яркий сценический талант.


Стремясь профессионально овладеть артистическим мастерством, целеустремленная девушка стала посещать театральную студию Клуба железнодорожников, действовавшую под руководством Марии Львовны Львовской, актрисы Камерного театра. Так что уже по окончании школы дальнейший жизненный путь Нины уже был четко обозначен: она без малейших раздумий подала документы в училище имени Бориса Щукина. Нина Дорошина постигала тайны театрального искусства на курсе лучших «вахтанговцев» – Веры Константиновны Львовой и Владимира Ивановича Москвина. Дорошина впоследствии с благодарностью вспоминала своих преподавателей и очень гордилась тем, что ей довелось учиться вместе с будущими знаменитостями кино и театра – Инной Ульяновой, Александром Ширвиндтом , Львом Борисовым.

Жизнь, отданная театру и кино

Девушка дебютировала в кино, еще будучи студенткой: она снялась в мелодраме «Первый эшелон» (1955) советского режиссера Михаила Калатозова, где убедительно исполнила роль Нелли (подруги бандита). Именно на съемках этой картины Нина познакомилась с Олегом Ефремовым .


Обучение в Щукинском училище Дорошина закончила в 1956 году, и вскоре ее приняли в Театр-студию киноактера при «Мосфильме». В тот период жизни Нина также часто снималась в кино, и многие работы принесли ей широкую известность. Что примечательно, актрисе достаточно редко доставались главные роли, но ее талант был столь ярок, что зрители и критики всегда отмечали сумасшедшую энергетику даже второстепенных персонажей в ее исполнении.


Среди работ Дорошиной тех лет можно выделить роли Шурочки («Безумный день»), Симы («Человек родился»), Лельки («Они встретились в пути»), Оксаны («Люди на мосту») и др.


В 1959 году Нина поступила на службу в театр «Современник», который стал для нее творческой гаванью на долгие годы.

Нина Дорошина и Марина Неелова в спектакле «Спешите делать добро»

Эмоциональной и невероятно обаятельной, молодой актрисе особенно удавались роли страстных девушек и роковых женщин. Зрители с удовольствием шли в театр, чтобы увидеть Дорошину в роли Аниты («Пятая колонна», Э. Хемингуэй), Кати («Пять вечеров», А. Володин), Вари («Вечно живые», В. Розов), Марины («Провинциальные анекдоты», А. Вампилов), мадам Жорж («Четыре строчки для дебютантки», Ж. Ануй).

Нина Дорошина. Пожертвовать любовью

Высокая загруженность в «Современнике» не позволяла Нине часто сниматься в кино. И хотя публика тепло принимала фильмы с участием Дорошиной («Конец старой Березовки», «Первый троллейбус», «Строится мост» и др.), актриса фактически отказалась от киносъемок, полностью посвятив себя театральной сцене.

«Любовь и голуби»: история успеха

В середине 80-х заслуженная слава Нины Дорошиной гремела среди театралов, но кинозрители о ней почти позабыли, еще не подозревая, какой сюрприз преподнесет им забытый кумир 60-х. Не знала об этом и сама Дорошина.


Между тем, по приглашению одного знакомого, режиссер Владимир Меньшов попал на спектакль «Современника» под названием «Любовь и голуби». Он был буквально потрясен как виртуозной игрой актрисы, исполнявшей роль Надюхи, так и реакцией зрителей, которые то обливались слезами, то хохотали в полный голос от происходящего на сцене. Тогда-то знаменитый режиссер и загорелся идеей создать фильм по пьесе Владимира Гуркина, обязательно пригласив на главную роль Нину Михайловну.


Образ провинциальной и душевной Надюхи был словно специально создан для Дорошиной, и навсегда закрепился за ней в народном сознании. Именно ее героиня стала центром притяжения для всех колоритных персонажей комедии – и нерадивого супруга в исполнении Александра Михайлова , и экстравагантной разлучницы Людмилы Гурченко , и дяди Мити (Сергей Юрский). На съемочной площадке режиссер предоставил актрисе полную свободу – и она раскрыла во всей полноте многогранность души русской женщины, всю широту ее натуры.

Профессиональное чутье не подвело Владимира Меньшова: фильм «Любовь и голуби», вышедший в прокат в 1983 году, стал настоящим кинохитом, и, главное, любимейшей комедией зрителей. А Дорошина после съемок в этом фильме мгновенно стала всенародной любимицей.

Награды Нины Дорошиной

Получила звание заслуженной артистки РСФСР в 1970 году, звание народной артистки РСФСР – в 1985 году. Была удостоена орденом Почета (2006) и орденом Дружбы (2010).


Нина Дорошина – лауреат премий «Лучшая женская роль» (1983) и «Женское лицо года» (2007). Обладательница Золотой звезды I степени (номинация «За профессионализм», 2007).

Личная жизнь Нины Дорошиной

Несмотря на свою душевную открытость и простоту в общении, Нина Михайловна никогда не поощряла многочисленные попытки журналистов разузнать подробности о ее личной жизни.

Безнадежно в нее влюбленного. Но Ефремов разрушил забрезжившую было надежду своего тезки создать семью с Дорошиной, уведя невесту прямо из-за свадебного стола. Брак, заключенный не по любви, распался через два месяца, а Дорошина навсегда разбила сердце обманутому Далю.

Огромный талант Дорошиной, радующий людей, как солнце, позволил ей стать одним из символов советского кино. Мы всегда будем помнить имя легенды театра и кино, запомнившейся нам участием в знаковых для эпохи картинах и спектаклях.

Нина Дорошина – народная артистка Российской Федерации, звезда советской комедии « ». Также актриса снималась в популярных картинах «По семейным обстоятельствам» и «Первый троллейбус». Киноактриса стала воплощением эпохи, показав на экране простоту людей того времени.

Будущая актриса родилась в подмосковном городке Лосиноостровске, c 1939 переименованном в Бабушкин. Семья Нины Михайловны Дорошиной жила в одной комнатке коммунальной квартиры.

Отец Нины был оценщиком мехов на Ростокинском комбинате. Весной 1941 года его отправили на несколько месяцев в командировку в Иран. Мужчина повез в далекую страну с собой всю семью и этим уберег жену и дочь от ужаса войны. До 12 лет Дорошина жила на Ближнем Востоке, где свободно овладела персидским языком и горячо полюбила культуру персов.

Вернувшись в Советский Союз, Нина стала учиться в женской гимназии, где и влюбилась в театральную сцену. Девушка записалась в драмкружок, в котором ей отдавали мужские роли – ведь в школе не было мальчиков. В старших классах девушка нашла более профессиональную студию при Клубе железнодорожников, которым руководила актриса Камерного театра Мария Львовская. Эта женщина окончательно убедила Нину Дорошину в том, что нужно «идти в артистки».


После школы талантливая девушка без труда поступает в Театральное училище имени Бориса Щукина (курс Бориса Захавы и Веры Львовой). В этом образовательном учреждении вместе с будущей актрисой учились и . После вуза Дорошина дебютировала в театре «Современник» в спектакле «В поисках радости», в котором заменила заболевшую актрису. В итоге молодая артистка произвела хорошее впечатление на организаторов постановки.

Нина Михайловна всей душой прониклась атмосферой этого театра и до сих пор, без малого 60 лет, остается верна «Современнику». Героини актрисы - всегда страстные роковые женщины, от исконно русских простых девушек до шекспировских королев. Особо зрители отмечают роли в спектаклях «Виндзорские насмешницы», «Двенадцатая ночь» и «Четыре строчки для дебютантки».

В 1981 году Нина Дорошина вернулась в свою альма-матер, начав преподавать там курс актерского мастерства.

Фильмы

Первые кинокартины с участием Нины Дорошиной вышли на экран в 1955 году, когда начинающая актриса числилась еще студенткой в вузе. И если в мелодраме «Сын», где актриса сыграла продавщицу в магазине, ее имя даже не указали в титрах, то в фильме «Первый эшелон» роль Нелли Паниной запомнилась советскому зрителю.


В течение следующих 15 лет Дорошина снималась много и появлялась в разноплановых картинах, но в неизменном амплуа энергичной, словоохотливой и яркой женщины. Из этого периода выделяются фильмы «Конец старой Березовки», «Артист из Кохановки» и «Они встретились в пути». Но с начала 70-х артистка решила сосредоточиться на театральной работе. Из последующих ролей отмечают одинокую оперную певицу из комедии «По семейным обстоятельствам».

А вот в 1984 году вышел фильм «Любовь и голуби», который вернул Дорошиной популярность у кинозрителей. Эта картина стала народным хитом. К актрисе пришла всесоюзная слава, ленту назвали лучшей в кинематографической биографии Нины Михайловны, а ее героиню запомнили миллионы зрителей по всей стране.


Более того, роль экспрессивной Надежды Кузякиной стала ее визитной карточкой. Интересно, что своим появлением эта картина обязана именно Нине Михайловне: актриса играла в одноименном спектакле на сцене «Современника», где Меньшов увидел и был потрясен ее исполнением. Сидя в зрительном зале, режиссер загорелся сделать из спектакля полноценный кинофильм и не прогадал - «Любовь и голуби» действительно стал классикой советского кинематографа. Причем потрясающе сыграли все актеры – и , и , и , и . И, конечно, сама Нина Дорошина.

Сегодня эксперты мира кино отмечают, что картина вышла неудачно по времени, ведь фильм попал под каток начинавшейся борьбы с пьянством. Кинокритики обвинили режиссера в ошибочном представлении крестьянского быта, отсутствии правильного понимания жизни простых людей. Но время все расставило по своим местам, зрители с улыбкой на лице вспоминают любимых героев, утверждая, что «Любовь и голуби» – шедевр советского кино, одна из лучших комедий эпохи.


Виктор Тульчинский и Нина Дорошина во время сбора труппы Московского театра "Современник"

Но, как ни странно, после этого успеха актриса всего раз появляется на съемочной площадке трагикомедии «Вам что, наша власть не нравится?!» и снова возвращается в театр. В «Современнике» шутили, что актриса способна сыграть даже телефонную книгу, а игра на сцене в исполнении Дорошиной выглядела очень убедительно. Партнеры Нины Михайловны в интервью не раз говорили, что откровенно не понимают – то ли ей действительно плохо на сцене и нужно вызывать скорую, то ли это сама она так реалистично страдает по роли. Подобные отзывы коллег по театральному цеху – подтверждение профессионализма Нины Дорошиной.

Личная жизнь

Первым мужем Нины Дорошиной стал актер , с которым женщина познакомилась на съемках мелодрамы «Первый троллейбус». Мужчина был младше Нины на 7 лет, но это не помешало будущим отношениям. Между коллегами по театральному цеху вспыхнул бурный роман, вскоре закончившийся свадьбой, на которой гуляла вся труппа «Современника». Но семейная жизнь показала, что Дорошина и Даль - слишком разные люди, поэтому молодые супруги быстро развелись.


Тем более у Нины Михайловны развивался роман с . Эти отношения многие считают мучительными. Логического завершения отношений так и не последовало, но в более поздних интервью актриса неоднократно намекала, что именно Ефремов был единственным мужчиной, которого она любила по-настоящему.


Позднее актриса в родном театре встретила Владимира Тышкова, который там служил осветителем. Вместе со вторым супругом, который, как и первый муж, был моложе ее, Нина Михайловна прожила вплоть до смерти Владимира в 2004 году. Этот брак стал для актрисы тихой гаванью, в которой женщина нашла теплоту и понимание. Правда, детей у Дорошиной так и не было, поэтому последние годы актриса проживала в московской квартире в компании любимой кошки.

Смерть

В августе 2017 года в российской прессе появилась информация о том, что Нина Дорошина тяжело больна, у актрисы , а сама она пребывает в полном одиночестве, так как за советской кинозвездой некому ухаживать. Поклонники забеспокоились о здоровье кумира, услышав подобные новости. Многие начали предлагать помощь прославленной киноактрисе.


Вскоре выяснилось, что слухи об отнявшихся ногах знаменитости, бессилии, а также родственниках, которые бросили актрису на произвол судьбы, преувеличены. Соседи кинозвезды рассказали представителям прессы, что артистку в последнее время часто посещал медики. Информацию о болезни актрисы соседи опровергли, заявив, что родственники и друзья часто заходили к Нине Михайловне.

По информации некоторых интернет-изданий, ухаживала за киноактрисой Олеся, ее племянница.

«Давать интервью надо с прической и гримом, находясь в прекрасном состоянии, а она не в форме. У человека отпуск. Из-за сообщений в прессе у человека поднялось давление. Поэтому она не хочет никого видеть, кроме врачей, которых знает», – добавила Олеся Дорошина.

Несмотря на проблемы со здоровьем, легенда советского кино преподавала в «Щуке» актерское мастерство и продолжала выступать в «Современнике». В знаменитом образовательном учреждении с нетерпением ждали возвращения любимого преподавателя. Однако этому сбыться было не суждено.

Утром 21 апреля 2018 года в Москве. Сосед артистки пришел на помощь, услышав крики из ее квартиры. По словам мужчины, Нина Михайловна держалась за сердце. Несмотря на то, что "скорая" приехала быстро, помочь народной артистке врачи не успели.

Соседи сообщили, что накануне смерти Нина Дорошина уже вызывала "скорую помощь" из-за проблем с сердцем, однако от госпитализации отказалась. Ей было 83 года.

Фильмография

  • 1955 –– Первый эшелон
  • 1957 –– Неповторимая весна
  • 1957 - Они встретились в пути
  • 1957 –– Рядом с нами
  • 1959 –– Люди на мосту
  • 1960 - Конец старой Березовки
  • 1961 –– Любушка
  • 1961 –– Артист из Кохановки
  • 1963 –– Первый троллейбус
  • 1964 –– Лушка
  • 1965 –– Строится мост
  • 1966 - Алешкина охота
  • 1977 - По семейным обстоятельствам
  • 1984 - Любовь и голуби
  • 1988 - Вам что, наша власть не нравится?!

// Фото: Кадр из к/ф «Любовь и голуби»

Нина Дорошина свою первую и единственную любовь встретила на съемочной площадке. Ей было 17 лет, ему - 25. Она была студенткой Щукинского училища, он - перспективный, амбициозный, будущий художественный руководитель театра. Нина Дорошина и Олег Ефремов познакомились на съемках картины «Первый эшелон». Ни он, ни она никогда, как сейчас принято говорить, официально не подтверждали свои отношения. Но друзья и близкие всегда отмечали – для Нины Дорошиной Олег Ефремов стал мужчиной ее жизни. В интервью Первому каналу почти десять лет назад, отрывки которого вошли в документальный фильм «Памяти Нины Дорошиной», Нина Михайловна с теплотой вспоминала те съемки. А говоря о Ефремове, улыбаясь, отмечала его творческую влюбчивость.

«Мне было 17… А Олегу Николаевичу 25. Все молодые такие, влюбленные мы справили две свадьбы там, в экспедиции – Таня Доронина вышла замуж за Олега Басилашвили, Изольда Извицкая за Эдика Бредуна… А Ефремов. Ну вот он делал спектакль – «Белоснежка и семь гномов», и был в Люсю Крылову влюблен, делал «Чайку» – был влюблен в Настю Вертинскую», - говорила Нина Дорошина.

Тем не менее, близкие друзья Нины Дорошины убеждены, что актриса всю жизнь любила только Олега Ефремова, хотя дважды была замужем.

Первый раз она сочеталась узами брака с молодым и интеллигентным Олегом Далем. Они тоже познакомились на съемках. Дорошина уже служила в театре «Современник», играла в лучших спектаклях, а ее любимый Ефремов редко и неохотно разрешал своим актерам сниматься в кино. Но Нину на фильм «Первый троллейбус» в экспедицию в Ялту отпустил и сам пообещал, что вырвется, приедет на выходные. Но не смог. Расстроенная пошла вечером на пляж. Море штормило, Дорошина плыла, не останавливаясь, пока волна не начала ее накрывать. Она могла бы утонуть, если бы ее не спас Олег Даль. Молодой актер – он был младше Дорошиной на восемь лет - влюбился в Нину с первого взгляда. Они проговорили всю ночь, а на утро он сделал ей предложение. Она неожиданно, как говорили многие тогда в их окружении, назло Ефремову, согласилась. Свадьбу решили играть в доме внуков Сталина - Бурдонских Александра и Надежды. На праздник собралась вся труппа «Современника», и, конечно, Олег Ефремов. Народный артист, режиссер Александр Бурдонский незадолго до своей смерти в 2017 году вспоминал ту свадебную вечеринку в своем доме.

// Фото: Кадр д/ф «Памяти Нины Дорошиной»

«Все было весело и красиво, и но все время шел диалог между Ниной и Ефремовым. В разгар свадьбы Ефремов усадил Дорошину на колени и сказал: «А любишь ты лапуля все-таки меня». Олег Даль в ярости выскочил из квартиры, а Нина, Ефремов и другие гости остались», - рассказал друг Нины Дорошиной.

// Фото: Кадр д/ф «Памяти Нины Дорошиной»

Даль вернулся через две недели. Какое-то время они пытались строить семью. По словам друзей, Олег Даль любил, прямо боготворил Нину Дорошину, а она пыталась принимать его любовь. Но долго не смогла. «Я не люблю вспоминать свои личные отношения и о них рассказывать. Но могу сказать – всякий разрыв, всякий уход – это стресс. Я конечно, сама во многом виновата, но если думают, что это бесследно прошло в моей жизни, то скажу – нет!», - говорила Дорошина.

После развода с Далем Дорошина довольно долго оставалась одна. А потом снова вышла замуж. Фактически за своего многолетнего поклонника – осветителя театра «Современник» Владимира Тышкова. Как говорили друзья, он стал для нее тылом. А она всю жизнь любила Олега Ефремова. И когда он сильно заболел, Нина Дорошина была рядом.

Нина Дорошина умерла 21 апреля 2018 года от сердечной недостаточности у себя дома. К концу жизни актриса фактически осталась одна. Она пережила всех своих мужчин, а детей так и не родила. «Чем я пожертвовала? Ну может тем, что не родила детей. Но я могу сказать, что об этом не жалею», - говорила она в одном из последних интервью.