Откровения императрицы. Эксклюзивное интервью с Ириной Аллегровой

Парадокс или закономерность? Но факты - упрямая вещь: спустя 25 лет с того момента, когда Ирина Аллегрова вышла на сцену со своей сольной программой, она по-прежнему собирает залы и даже стадионы. Кто знает, была бы отечественная эстрада богата именем «Ирина Аллегрова», если бы в свое время отец Ирины, Александр Саркисов, не сбежал мальчишкой в цирк? Мальцу за живость и стремительность дали псевдоним «Аллегрис», а потом из циркового прозвища он сочинил себе звонкую фамилию. И благодаря этому приключению понял, что хочет посвятить себя музыкальному театру, а позже передал эту страсть своей единственной и любимой дочери.

Есть и еще один очень важный секрет творческого долголетия Ирины Аллегровой и ее прекрасной формы. Это - ее кавказские корни. Что, безусловно, определило характер этой незаурядной женщины, но, к сожалению, и усложнило историю ее отношений с мужчинами.

Говорят, что первой любовью Ирины, конечно же, неразделенной, был великий Муслим Магомаев, друживший с семьей Аллегровых и давший Ирине первые уроки вокала. Именно он разглядел в ней будущую звезду.

Возможно, личная жизнь Ирины не задалась еще и потому, что планка была задана очень высоко. Отец для Ирины с ее рождения и навсегда - неподражаемый образец мужчины. И он же, так получается, ее главная любовь. Нам Ирина призналась: «Для меня это был идеальный пример. Это тот самый идеальный пример, который мне помешал...»

А Игорь Крутой, в интервью только подтвердил, что такой любви дочери к отцу еще поискать: «Как она любила отца! Ну таких историй мало. И до последней минуты его жизни, дыхания и с самого раннего детства это было что-то такое святое, это была такая любовь отца и дочери, что даже со стороны было приятно это наблюдать. И я ей как-то написал песню „Улыбка папы“. И она пела эту песню, рыдая, и папа плакал, и все в зале, по-моему, плакали».

В нашем фильме, Ирина Александровна поделилась очень личными воспоминаниями о том тяжелейшем периоде своей жизни, когда уходил из жизни ее отец. О том, с каким трудом она пережила его уход из жизни. На это потребовалось несколько лет. А когда она немного оправилась, ушла ее мама…

Несколько лет назад в Лос-Анджелесе в знаменитом театре «Кодак», где вручают премии «Оскар»“, ее наградили престижной наградой Armenian Music Awards - за музыкальные достижения как выдающуюся представительницу армянского народа. Это стало для Ирины Аллегровой большой радостью и честью: ведь до нее этого звания удостаивался лишь один человек в мире - Шарль Азнавур. Аллегрова показала нам эту награду - она стоит в доме на почетном месте.

Семья для Ирины всегда была и остается на первом месте. Такой пример ей подали любимые родители, так она воспитывала свою дочь и внука.

А что же с личной жизнью Аллегровой сегодня? На наш откровенный вопрос, а сможет ли, если представится случай, она устроить свою личную жизнь, Ирина так же откровенно призналась, что „уже давно могла бы сидеть принцессой где-нибудь не в России“, что ей это предлагали… но что сегодня она „не представляет, чтобы ею кто-то руководил“ и что для нее важнее - „когда люблю я сама, хотя по-женски это, может быть, и неправильно“.

Жизнь преподнесла ей много разочарований и испытаний, о которых она не очень любит вспоминать. За ее плечами несколько браков. Как сказала нам Ирина, она так и не встретила мужчину сильнее себя. „Наверное, находиться рядом со мной было тяжело. Ради меня надо было чем-то жертвовать. Но, если человек был не готов это делать - значит, до свидания“.

Однако она все равно благодарна всем своим мужьям и называет их „бриллиантами из платины“ и говорит, что, несмотря ни на что, „все они были замечательными“. И что она любит „все свои жизненные шишки“.

Нам Аллегрова призналась, что только сейчас чувствует себя „счастливой“ и может „по-настоящему расслабиться“. Потому что вырастила хорошую дочь, которая стала ей другом и верным помощником (дочь Лала - концертный директор Аллегровой). А дочь воспитала хорошего сына, любимого внука Ирины - Александра, надежду клана Аллегровых. Внук, студент МГУ, рассказал нам о своей бабушке. Он редко общается с журналистами, очень скромен и весьма немногословен, так что его участие в нашем фильме, по словам Аллегровой, это - „достижение“.

О семейных тайнах певицы - эксклюзивное интервью дочери Лалы и внука Александра и, конечно же, ее друзей.

Кстати, о друзьях. Их у нее немного, но они те, кому можно позвонить в любое время дня и ночи. Доверие Ирины Александровны нужно заслужить, и войти в ее дом может не каждый. Тем приятнее было ощутить ее гостеприимство. А вот музыкальные тусовки Ирина никогда не любила.

Нам удалось познакомиться с Ириной Александровной поближе, и побывать за кулисами ежегодного шоу „Песня года“, где певица посвятила нас в закулисные тайны, разрешила посмотреть, как она готовится к выходу на сцену и как общается с коллегами по музыкальному Олимпу.

Мы побывали в доме Аллегровых в подмосковном поселке Ватутинки, и Ирина показала нам свои владения. А еще в нашем фильме она покажет свою домашнюю студию и даст нам первым прослушать новую песню. Мы побываем в знаменитой „холодной комнате“ - кладовке с фирменными запасами всяких вкусностей. Ирина Александровна покажет милые сердцу вещички, семейные реликвии, фотоальбомы.

Нашей съемочной группе нашлось место в большом доме певицы, и мы смогли уютно расположиться и пообщаться с Ириной, а еще с дочерью Лалой и внуком Александром. Мы собственными глазами увидели, как Ирина Александровна принимает гостей, тем более в тот день, мы были не одни такие - на огонек к певице зашел композитор Иван Баграмов.

Он написал для Аллегровой песню „Шайбу, шайбу“, которую на „ура“ приняла вся хоккейная общественность во главе с Владиславом Третьяком. Легендарный вратарь помог записать клип с участием Аллегровой и звезд российского хоккея, который набрал множество просмотров в интернете и крутится на всех чемпионатах.

Кстати, именно Третьяк обратил наше внимание на важную черту характера нашей героини: „Если бы Аллегрова играла в хоккей, она была бы нападающим!“

Как известно, „трус не играет в хоккей“, но и на эстраде слабому не место. Победителями там становятся те, кто умеет рисковать. Такие, как Ирина Аллегрова. „Не бойтесь жизнь переменить“, - пела когда-то Гурченко. Аллегрову сегодня многие сравнивают с легендарной Людмилой Марковной.

И Ирина Аллегрова не боится трудностей и работы, она всегда в движении! За годы творчества она изучила карту нашей страны вдоль и поперек получше любого географа. Она побывала в сотнях городов России - от Владивостока, Томска и Нового Уренгоя до Калининграда и Санкт-Петербурга. Тряслась по бездорожью в автобусах всех марок и видов. Мерзла, выступала простуженной, но никогда не жаловалась. Дала тысячи, может быть, десятки тысяч „живых“ аншлаговых концертов, билеты на которые раскупаются за несколько месяцев.

Казалось бы - зачем ей все это нужно? И нам на этот вопрос, Ирина откровенно ответила: „Я всю жизнь вкалываю, как ломовая лошадь. Для меня очень важно, чтобы у меня были деньги. Не для меня - на себя я трачу очень мало. Для других. Вдруг им понадобится, а у меня - нет...“

И ничто - ни кризис, ни пресловутое „падение покупательской способности“ не может отвлечь поклонников Аллегровой от похода на концерт любимой артистки. Именно так - „артисткой“, а не „певицей“, она сама себя всю жизнь называет.

И это правда: каждая композиция Аллегровой - театр в миниатюре. Это - яркая история: ироничная, лирическая, грустная или драматически-яростная. Об этом нам эксклюзивно рассказал Хуан Ларра, многолетний режиссер-постановщик концертных программ Ирины Аллегровой. Он лучше многих знает, чего это на самом деле стоит - поставить концертное шоу, которое попадет точно „в десятку“.

Вступить снова в „творческую реку“ с Аллегровой хотят многие коллеги и друзья певицы. Но мэтрам на пятки наступают молодые композиторы, которые активно сотрудничают с Ириной Александровной. „Где она находит их, я не знаю, но ей присылают песни отовсюду, каждый день, со всех концов страны“, - уверяет Хуан Ларра. „Ирина Александровна всегда знает, что хочет донести до публики и при этом очень тонко, на уровне интуиции, чувствует ее настроение. Потому она и успешна“, - считает ее саунд-продюсер Валерий Демьянов.

Поэту и композитору Константину Губину она позвонила на мобильный как-то вечером и, не зная его лично, поблагодарила за песню „Помолимся за родителей“. Так началось их сотрудничество, которое с годами вылилось в полную творческую „Перезагрузку“. Так и назвали концертную программу, которая год назад взорвала музыкальный мир и показала всем совершенно новую Ирину Аллегрову. Аллегрову без прежних блесток, рюшек и привычного балета. Аллегрову, которая осталась наедине с музыкой и своими любимыми зрителями. И говорит с ними о том, что, по ее словам, „важно для меня самой и для них“.

Сегодня Ирина Аллегрова по-прежнему много гастролирует, полна идей и активно строит творческие планы. „Я еще не допела последний куплет - ждет меня многоточие“, - так звучат со сцены слова одной из песен Ирины. Она не живет воспоминаниями - она идет вперед. Таков ее упрямый характер. Она сама, как поется в ее песне, - „Made in Russia“.

Она намерена выступать, пока зрители идут на ее концерты, пока она нужна им.

Мы спросили Ирину, а что было бы, если бы „сейчас начать все сначала“? И в ответ услышали откровенное: „Чтобы не лукавить, скажу: «не знаю». Я верю в Бога. И в то, что, как нас ведет Бог и твоя судьба - он каждому из нас, что мы заслужили, то и дает“.

В фильме принимают участие:

Ирина Аллегрова - певица, народная артистка России;

Лала Аллегрова - дочь;

Александр Барсегян - внук;

Валерий Леонтьев - певец, народный артист России;

Юрий Аксюта - телепродюсер;

Игорь Крутой - композитор, народный артист России;

Игорь Николаев - композитор;

Виктор Чайка - композитор;

Григорий Лепс - певец, заслуженный артист России;

Иосиф Кобзон - певец, народный артист СССР;

Хуан Ларра - режиссер-постановщик (концертных и шоу-программ);

Константин Губин - поэт, композитор;

Валерий Демьянов - саунд-продюсер И.Аллегровой;

Иван Баграмов - композитор;

Армен Джигарханян - актер.

Производство: ЗАО „Телекомпания «Останкино»

Она через многое прошла. И сделала вывод: "Лучше побывать замужем четыре раза, чем иметь при одном муже четырех любовников.."

Ирину Аллегрову называют Императрицей нашей эстрады. Такая же она и в жизни — царственная, почти для всех неприступная. Откуда что пошло? Певица впервые так подробно рассказывает о детстве, о своей первой любви, цитирует фразы отца, которые стали для нее сводом жизненных правил, и рассуждает о том, что можно быть счастливой, просто находясь в ладу с собой

Ирина, давайте перенесемся во времена вашего детства. Слышал, родители ждали сына?

Точно. Более того, папа с мамой уже и имя придумали мальчику — Миша, а родилась Ирочка. Характер у меня был пацанский, да и дружила в основном с мальчиками. Помню самых верных друзей — Руфика, Леню и Мину. Жизнь раскидала всех. Кто-то живет в Каире, кто-то в Тбилиси. А Леня, например, — в Америке. И хотя мы уже взрослые дяди и тети, когда встречаемся, с невыразимой теплотой вспоминаем былые времена...

Вас воспитывали в строгости?

Мама была со мной очень строга, порой даже жестока. А папа — наоборот, мягок, добр. Хотя как-то (это было всего один раз) он дал мне «пощечину» по мягкому месту. Разгневался потому, что я без разрешения пошла к подружке играть в куклы в соседний подъезд. А вообще, и папа, и мама были моими друзьями. Никогда не наказывали меня стоянием в углу. Признавали полноценным членом семьи, видели во мне личность. А уж как они меня любили! Помню, я подхватила тяжелую болезньинфекционный мононуклеоз, которая могла привести к смерти. Выжила только благодаря родителям. Мама целыми днями меня выхаживала, поила свежевыжатыми соками. До сих пор перед глазами мама с соковыжималкой в руках и папа с лицом серого цвета. Он тихонько входил в комнату, где я лежала, садился на край кровати и гладил меня по волосам. А я, как дурочка, твердила, что умираю, а они ничего не делают. С тех пор, как папы не стало, мне его так не хватает! Что бы ни случилось, он всегда говорил: «Доченька, все будет хорошо». И я ему всегда верила...

Высокие отношения

Отец рассказывал вам, как он завоевывал внимание мамы?

У меня такое ощущение, что каждый из них завоевывал друг друга до последнего дыхания папы, светлая ему память. Сейчас есть много счастливых пар, но такой красивой любви, какая была у родителей, в своем окружении я не встречала и уже, наверное, не встречу. Папа был не просто интересным мужчиной, он был красавец. Черные, с синим отливом волосы, как вороново крыло. Огромные карие глаза, пухлые губы и ум в глазах. Он был мужик. Мама — женщина в теле, с затянутой прической. Стать! Героиня оперетты! Всю жизнь, бедная, сидела на диетах. Они познакомились далеко не юными людьми, за плечами у каждого — прожитая жизнь. До мамы папа был 12 лет женат, но тот брак был бездетным. У него были и поклонницы, и скоротечные романы, но с появлением в его жизни мамы ему это стало не нужно. Он обрел все, что искал: уют, покой и блаженство. И поначалу очень боялся маму потерять. Первые лет пять безумно ее ревновал, буквально к каждому столбу. Когда она шла по улице, на нее оборачивались буквально все мужчины. Но потом появилось доверие, и не только оно. В их чувстве было все: и уважение, и трепет, и романтика, и наверняка красивый секс, и какая-то удивительная взаимность. Они всю жизнь устраивали романтические вечера при свечах, радовали друг друга подарками. Однажды мама проснулась в свой день рождения и увидела на столе пол-литровую бутылку камфорного спирта, а рядом — букет мяты в маленькой хрустальной вазочке (она просто обожала эти ароматы). То есть джентльменский набор — «спиртное» и «цветы», но с такой фантазией! При этом в театре, где работали родители (отец Ирины — актер и режиссер Александр Саркисов-Аллегров, мама — примадонна оперетты Серафима Сосновская. — Прим. ред.), мама называла папу только Александр Григорьевич или Аллегров, никогда не позволяла себе на людях панибратства — вот такие у них были высокие отношения.

Искусству быть женщиной вас учил отец?

Да, через него я поняла, каким должен быть настоящий мужчина и какая женщина должна быть рядом с ним. Папа всегда говорил, что хорошая жена — это барыня на людях, в доме хозяйка, а в постели лучшая любовница. А еще он любил повторять, что в женщине должно быть «Иди сюда». Эта фраза у нас в доме витает до сих пор. Например, когда мы с Лалой (дочь Ирины. — Прим. ред.), нюхаем новые духи, можем сказать, что в запахе есть то самое «иди сюда». Папа не любил парфюмы. Он обожал свежесть: чистое бритье, тонкие накрахмаленные полотенца. Запах его свежести остался в моей памяти на всю жизнь. И еще слабоватый запах грима, он всегда витал в воздухе.

Известно, что вы отменный кулинар. Наверняка эта страсть тоже от родителей?

Да. Папа очень любил готовить. Раньше, если помните, были толстые макароны двух сортов — серые и белые, такие круглые с дыркой. Мама покупала эти белые макароны, а папа умудрялся готовить из них такие блюда, что пальчики оближешь. Отваривал, сверху — творог, сметана и много клубники, посыпанной сахаром. Мне говорили, что это ленивые вареники. (Смеется.) А еще папа с мамой готовили на Пасху совершенно сумасшедшие куличи. Я никогда в жизни больше не ела такие и, к сожалению, повторить их не могу. Мама замешивала тяжелое тесто в огромной кастрюле, вливая туда топленое масло, чтобы тесто несколько раз подошло, а папа помогал. Приходили гости, ели и дивились. А мама сидела с тарелкой обезжиренного творога. Пасха, как назло, выпадала, на ее очередную диету. (Смеется.)

Помните свой первый выход на сцену?

Да, это случилось, когда мне было 12 лет, и родители взяли меня с собой на гастроли. Мы с девчонками, актерскими детьми, напросились в массовку оперетты «Санта Рок», где играл отец. Я тогда даже получила свой первый гонорар — 10 рублей. Нас нарядили дикарями, мы кружились и кричали: «Лодки в океане, лодки в океане». Имели большой успех. Во второй раз на сцену я вышла в спектакле «Цыганская любовь», играла гадалку из табора. Когда я гадала папе по руке, некоторые в зале начинали похихикивать. Маму, которая в это время исполняла арию, это сильно расстроило, она даже обиделась на меня.

Чем помимо музыки и актерства увлекались в детстве?

Я очень хорошо рисовала, причем точно знала, что и как хочу изобразить. Когда ставили предмет и просили просто перерисовать его, мне это было неинтересно. Я любила фантазировать. Больше всего нравилось изображать летящие фигуры конькобежек, застывающих в разных позах. Папа впоследствии сожалел, что не отдал меня в художественную школу. Мама же скандалила со мной всякий раз, когда перебирала школьный секретер и чуть ли не на всех страницах книжек и учебников находила нарисованных человечков или животных. «Лучше бы музыкой позанималась, чем книжки марать», — говорила она. Я никогда не перечила. Росла девочкой послушной. Помню, в 9-м классе мы с друзьями сбежали с уроков и решили пойти в кино. Фильм был взрослый: дети до 16 лет не допускались. Я позвонила маме и спросила разрешения. Конечно же, мне было отказано. Все пошли в кино, а я — домой. Впрочем, иногда я все же хитрила. Клала на пюпитр очередную книгу, отрешенно наигрывала сольфеджио и гаммы, а сама читала взахлеб очередной рассказик. Зато все были уверены, что я увлеченно занимаюсь музыкой.

Обиды, которые тянутся с детских лет, остались?

Нет. Я вообще не тяну с собой никаких обид, стараюсь их забывать. Конечно, они были и в детстве, и особенно много их стало во взрослой жизни, но все в прошлом. Не надо ими жить. Иначе они будут все время угнетать и быстрее состаришься.

Какой была ваша первая влюбленность?

Я выросла в тех краях (первые годы жизни Ирина провела в Ростове-на-Дону, в 9 лет переехала с семьей в Баку. — Прим. ред.), где целомудрие считалось непреложным для каждой девочки. Мне внушалось, что замуж надо выходить раз на всю жизнь и что на брачное ложе надо ложиться девственницей. Сегодня это может вызвать лишь смех. Доходит даже до того, что оставаться в 14-15 лет девственницей считается неприличным. (С иронией.) Сегодня девственность — просто раритет.

Решение максималистки

Ирина, полтора года назад не стало великого певца Муслима Магомаева. Знаю, ни при его жизни, ни после его смерти вы не рассказывали о том, что он был вашей первой любовью, оберегая чувства — свои, его, его близких. Но ведь первая любовь — она так невинна, да и столько воды утекло...

Знаете, я и правда не люблю купаться в лучах чужой славы. К тому же очень уважаю Тамару Синявскую (вдова Магомаева. — Прим. ред.), наверное, поэтому и старалась не упоминать о Муслиме. Но вместе с тем я знаю, что в моей истории нет ничего, что могло бы ее огорчить, ведь это была действительно первая, платоническая любовь, которая случилась еще в те времена, когда Магомаев и Тамара Ильинична не были знакомы. Муслим Магометович — мой первый учитель вокала. Впервые он появился в нашем доме, когда мне было 12 лет, а когда исполнилось 14, стал со мною заниматься. Мама всегда сидела в комнате, в те времена невозможно было даже представить, чтобы кавказская девочка находилась с мужчиной наедине. Я взрослела. Магомаев очень привязался к нашему дому, к моим родителям и ко мне. Например, когда окончил Бакинскую консерваторию, праздновал это событие не где-то в ресторане с друзьями, а у нас дома. Помню, приехали гости из Москвы, была жива еще моя бабушка. Мы раздвинули мебель, поставили посреди комнаты огромный стол — женщины заранее готовились к приему высокого гостя из Москвы...

По Муслиму сходили с ума все женщины Советского Союза, и с моей стороны не влюбиться в такого человека было просто невозможно. Я была девушка гордая, до поры до времени таила в себе чувство и позволила ему в себе развиться лишь тогда, когда увидела знаки внимания со стороны Муслима. Все цветы с его концертов приносились в наш дом и дарились мне, я, конечно, просто летала! Иногда думаю: девочке Ирочке вообще повезло несказанно, ведь я воспитывалась в такой музыкальной среде! У нас гостили Ростропович, Хачатурян. Люди, перед которыми преклонялась вся страна, приезжали к нам поесть маминых котлет. А сколько песен родилось за моим роялем, который как член семьи до сих пор находится в моем доме. Это очень теплое время, которое я вспоминаю с трепетом и любовью.

Почему же вышли замуж не за Магомаева, а за первого спортсмена Баку, от которого вскоре родили дочь Лалу?

Наверное, потому, что я была максималисткой. Я понимала, что в жизни Муслима есть женщины, но смириться с этим мне было трудно. И вот, в очередной раз, когда он должен был приехать в Баку и не приехал, я взяла и решила: так не годится, мне надо выйти замуж. И вышла за своего давнего поклонника — баскетболиста по имени Георгий. Он был красавец. По отцу — лезгин, мать — голубоглазая украинка. Георгий слыл в Баку местным Казановой, не ощущал недостатка в женском внимании, но был влюблен в меня. А я же максималистка: брать — так самое лучшее, вот и отвоевала его у тысячи. (Смеется.) Что называется, гулять так гулять!

Лала поддерживает отношения с отцом?

Георгий умер несколько лет назад, царствие ему небесное. Дочь никогда с ним не виделась. Мой папа окружил ее заботой, заменил отца, так что она не чувствовала его отсутствия в своей жизни. У Лалы не было желания встречаться с отцом. Лишь однажды, уже будучи взрослой, она сказала, что ей было бы интересно увидеть мужчину, благодаря которому она появилась на свет. Но подробности моих любовей я оставлю для своей книги, которую когда-нибудь напишу. Это будет полуавтобиографическое, полухудожественное произведение. Я не буду указывать настоящих имен героев, но, прочитав книгу, многие догадаются, кого я имела в виду. Мне есть о чем рассказать.

«Нужно уметь красиво ходить «налево»

Наверняка в этой книге будет рассказано о том, как Ирина выпорхнула из уютного родительского гнезда и как непросто ей было строить карьеру во враждебной поначалу Москве. Как она служила шансонеткой в ресторане, как теряла голос, как на взлете карьеры случился творческий кризис и пришлось печь на дому пирожные на продажу, чтобы выжить. Поведает она и про свои любови. У Аллегровой было три официальных брака и один гражданский. После Георгия, отца Лалы, Ирина вышла замуж за Владимира Блехера, руководителя музыкальной группы, в которой она работала. Как вспоминает Ирина, отношения не сложились потому, что он любил ее больше, чем она его. Следующий семейный и творческий альянс был с продюсером Владимиром Дубовицким. Он — единственный из мужей, с кем Аллегрова осталась после развода в дружеских отношениях. Последний муж — танцовщик ее коллектива Игорь Капуста. О расставании с ним Ирина говорит так: «Игорь категорически отказался регистрировать отношения и потребовал венчания, чем меня и подкупил. Я подумала: «Надо же, какой порядочный мужчина!». И ошиблась. Ему начало чудиться, что все, чем я его окружила, будет всегда. Он пришел на все готовое, не выдержал и сломался».

Ирина, вы как-то сказали, что мудрая женщина знает, как удержать мужчину. Тогда почему не смогли удержать своих мужей?

Наверное, я не мудрая, а умная, потому что учусь все-таки на своих ошибках. Недавно заметила такую закономерность: с каждым мужем я жила не более шести лет. Почему происходили расставания? Трудно сказать. Наверное, потому, что в какой-то момент начиналась «игра в одни ворота». Во всех браках я была готова подстроиться под своих мужей. Я люблю дом, в котором живу, блестяще веду домашнее хозяйство, никогда не пользовалась услугами кухарки и не позволяла себе кормить мужей ресторанной едой — для меня это было унизительно. Но нормальная, в моем понимании, забота воспринималась мужчинами как должное, и постепенно они стали забывать, откуда что взялось. У меня есть такие строки в одной из песен: «Когда все чувства в меру, мне становится скучно и я начинаю все сначала». Мне надо, чтобы чувства были на полную катушку, чтобы каждый день был как праздник. Если этого нет, приходит рутина, а я не привыкла жить в скуке.

Может, причиной расставаний с мужьями оказалась ревность?

Знаете, я была когда-то ревнива. Но никогда не ревновала, если на то не было причин. Я очень остро чувствую, когда с моим мужчиной происходит что-то не то. Тут же начинаю психологическое расследование и, если подозрения подтверждаются, не раздумывая, указываю на дверь и прошу закрыть ее с обратной стороны. Не в моем характере делать вид, будто ничего не происходит, и делить мужчину с другой. Лучше сразу отдам ей его всего. Не выношу в мужчинах несамостоятельности, равнодушия и склонности к изменам. Говорят, мужчина полигамен. Я согласна с тем, что каждый может заглядываться на хорошеньких женщин, даже будучи влюбленным в одну-единственную. Это заложено в мужчине природой, иначе он просто урод. Но в то же время настоящий мужчина никогда не станет искать любви на стороне, а уж если он не настоящий и все-таки ищет, так пусть позаботится о том, чтобы жена никогда в жизни это не почувствовала. Нужно уметь красиво ходить «налево». Хотя по большому счету верность должна быть в душе.

«И где тот миллионер?»

Вам принадлежит фраза: «Женщина не должна гулять. Ей запретила это природа». Вы всегда следовали этому принципу?

Всегда. Я как-то сказала со сцены: «Да, я четыре раза сходила замуж и не стесняюсь этого. Потому что лучше так, чем при одном муже иметь четырех любовников».

Вы не раз говорили, что всегда искали мужчину, похожего на отца. Но меняется время, меняются мужчины. Может, перестать уже сравнивать и стало бы легче?

Во-первых, я давно никого не ищу. Во-вторых, искала не столько похожих на папу мужчин, сколько имеющих его качества, которые, в моем понимании, должны быть в любом нормальном мужике. У Омара Хайяма есть строки: «Ты лучше голодай, чем что попало ешь, и лучше будь один, чем вместе с кем попало». Лишь бы слыть замужней и иметь рядом брюки...Нет, мне этого не надо.

Вы словно бравируете одиночеством. Но кто поверит, что женщина может быть счастлива в своем одиночестве?

Женщина не должна быть одинока, а актриса... она часто имеет на это право. Но каждая по-своему оценивает это одиночество. Людмила Гурченко как-то сказала гениальную фразу: «С нами очень тяжело. Мы настолько отдаем себя людям, что, приходя домой, хотим забиться на диван и никого не видеть. А если в этот момент рядом находится человек, которому надо тоже себя отдавать, — это большое насилие». И потом, одаривая человека одним, Бог забирает у него другое. У меня нет семейной жизни с любимым человеком, и это та боль, которая до сих пор живет во мне. Но я не в претензии к Богу (крестится). Он так распорядился, а значит, такова моя судьба. У меня есть мама, дочь, внук, надеюсь, будут правнуки — я не чувствую себя одинокой. Что будет дальше, не знаю. Женщине-актрисе необходим рядом Федерико Феллини, как у Джульетты Мазины, или Карло Понти, как у Софи Лорен. Конечно, мне бы хотелось, чтобы рядом был состоявшийся, жизнерадостный человек, за спиной которого я могла бы спрятаться и почувствовать себя слабой. Но тот высокий голубоглазый миллионер средних лет, который прилетит за мной на своем самолете, видимо, еще не родился.

В тяжелые периоды жизни вы прибегали к услугам знахарей и предсказательниц?

Только один раз. Со мной стало происходить что-то непонятное. Мне посоветовали обратиться к ясновидящей, и она раскрыла мне глаза на причину моих тревог. Более того, указала место в моем доме, где был запрятан заколдованный сверток, исписанный проклятиями в мой адрес. Когда я нашла его, пришло облегчение и все встало на свои места.

Узнали, кто напустил порчу?

На 99 процентов. За оставшийся процент допущения я попросила Бога простить меня, если ошиблась. Это большой грех людей, кто совершает такое. Они не понимают: расплата неизбежна.

«Стареть — так красиво!»

Когда на душе скребут кошки, вы бежите на кухню. Неужели она может стать убежищем от тяжелых мыслей?

Может. Если я не буду чем-то заниматься, есть опасность увязнуть в тяжелых мыслях. Я тут нашла старый рецепт орехового бисквита и как только мы завершим беседу, закручу все и поставлю в духовку. Голова пухнет от проблем, связанных с моими предстоящими сольниками (5 марта Ирина Аллегрова даст сольный концерт в СК «Олимпийский» в Москве, а 7 марта в Ледовом дворце в Петербурге. — Прим. ред.).

Говорят, внутреннее состояние женщины отражается на ее лице, в глазах. Вы же всегда потрясающе выглядите...

Далеко не всегда. Я прошла через многое в жизни, но не сломилась и осталась гордой и независимой женщиной. Что касается внешности, меня родители зачали в большой любви и передали мне здоровые гены. Начиная с определенного возраста женщина просто обязана поддерживать внешность продуктами косметологии. Я никогда не жалела денег на хорошую косметику, даже во времена, когда у меня их было немного.

Знаю, что в свое время вы поддерживали форму, употребляя тайские таблетки для похудания?

Да, но дело в том, что я принимала настоящие таблетки, а не те, что предлагают сегодня и которые имеют массу побочных действий. Тогда они только появились, а сейчас сплошь подделка. Сегодня меня невозможно заставить выпить никакую таблетку, да и в своем теле я чувствую себя комфортно.

Вас называют королевой и императрицей. Но рано или поздно гаснут рампы, стихают аплодисменты, жизнь человека имеет свойство заканчиваться. Старость не страшит?

Страшит не столько она сама, сколько те болезни, которые ее могут сопровождать. Если же старость здоровая, если человек занят делом, то такую старость не грех и прожить! Есть такое понятие «красиво стареть». Вот смотрю я на старика Шарля Азнавура и думаю: «Надо же, как красиво стареет!» Я хотела бы так же.

Императрица эстрады, как называют Аллегрову, не устает удивлять публику и не боится делать признания: за годы, проведенные в мире шоу-бизнеса, она научилась играть по его правилам и при этом оставаться собой - яркой, фееричной, неповторимой.

В звездных кулуарах ее называют женщиной с прошлым: певице действительно есть что рассказать о себе. Но приоткрывая завесу личной жизни, она делает это так, чтобы всем было понятно: главное осталось за кадром. Тем не менее все, о чем поведала моя собеседница, — искренне и открыто. Впрочем, судите сами.

Ирина, говорят, вы были замкнутым и необщительным ребенком. Трудно поверить...
Я не была такой никогда! Училась в центральной музыкальной школе при консерватории и не знала, что значит настоящее детство — в смысле побегать, поиграть с детьми во дворе.

Каким было самое яркое воспоминание о тех годах?
У меня их много, но если выбирать одно, то это мои горькие слезы, когда я в белой шубке упала с санок в грязную лужу. Причем мне не так жаль было одежду, как страшно, что родители отругают. (Смеется.)

Правда, что вашим крестным отцом в искусстве стал Муслим Магомаев, первым разглядевший талант? Что запомнилось из общения с ним?
Я знала его с двенадцати лет — он бывал у нас дома. Дело в том, что мы всегда отмечали все театральные премьеры, а его ближайший друг работал в театре вместе с моими родителями. Однажды Муслим, будучи в Баку, попал к нам на такое вот празднование премьеры спектакля, который поставил мой папа, и с тех пор часто бывал у нас. Когда я в присутствии Магомаеве запела, он сказал моим родителям, что я должна развивать талант, и начал со мной заниматься. Я училась на итальянских и неаполитанских песнях, которые и теперь очень люблю.

Некоторое время вы работали в составе легендарного джаз-оркестра под управлением Леонида Утесова. Каким запомнился Леонид Осипович?
К сожалению, я его видела очень мало: он был совсем стареньким и приходил на репетиции крайне редко, а в оркестре уже не работал. Я запомнила Утесова как доброго пожилого человека. Его настолько все уважали, что когда Леонид Осипович появлялся, все выпрямляли спины. В его оркестре играли лучшие музыканты: он всегда трепетно относился к их подбору.

Наверное, так же, как вы к выбору песен в своем репертуаре. Какая из них особенно дорога?
Каждая из них зарождается как детеныш, но дети тоже бывают разными: более красивыми, менее красивыми, талантливыми и не очень... Не все композиции становятся любимыми для слушателей, так же, как и для самого исполнителя. В моей жизни был период, когда медийное пространство оказалось для меня закрыто. Не берусь судить, почему, причину я до сих пор сама не знаю. Увы, много хороших произведений, спетых тогда, остались для людей как бы между двумя этапами моего творчества: периодом, когда звучали “Младший лейтенант”, “Угонщица” и тому подобные, и настоящим временем. Мой зритель как будто даже ждал этого момента: я ушла в более тяжелую музыку, чего мне всегда очень хотелось.

Недаром считается, что обитать в мире шоу-бизнеса очень непросто. С чем еще вам доводилось сталкиваться?
Вы обратили внимание, что какое-то время меня нигде не было? Когда после этого я слышала возгласы: “Какое счастье, что вы вернулись!” — готова была биться о стенку, потому что никуда не уходила! Это меня ушли! Понимаете? Я кому-то очень мешала. Куда бы ни попадали мои песни — на радио или телевидение, — они получали отказ. Возникало такое ощущение, будто я умерла. Но я это выдержала. Нет, не спокойно, но продолжала делать свое дело. Знаете, говорят, что это исключительный случай в наше время: после долгого вакуума в моей карьере я снова собираю дворцы спорта и не только в России и Украине — даже в Германии, Америке. Я не кричу об этом нигде, но у меня по сей день такое ощущение, что о моих больших успехах умалчивают. На радио и по теле­видению крутят только песни, не способные помешать тем девяноста процентам бездарей, которые находятся сейчас в шоу-бизнесе. Но я не обижаюсь — это их работа.

И все же считается, что сцена — наркотик, от которого нельзя отказаться, порой в ущерб личной жизни. Кстати, возможно ли их совместить?
Безусловно! Но очень бы хотелось пожелать молодым исполнителям, чтобы они сами стали наркотиком для сцены и поклонников: заработать любовь надолго — очень непросто! Это означает посвятить всю свою жизнь профессии, лишить близких и родных людей общения с собой. От того что кто-то без конца мелькает на экране телевизора, рассказывает о своих похождениях, популярность прибавится, но не появится признание... Хотя каждый по-своему пиарится! Недавно кто-то хорошо сказал: “Одни, желая прославиться, рассказывают о том, как рожают детей, другие — о том, как с кем-то спят, а Аллегрова... она песни поет!” Признаюсь: я с прессой давно не общаюсь. Даже ходят слухи, будто ко мне подобраться невозможно — только обманным путем. Иной раз пытаются взять телевизионное интервью, порезать его по-своему, а потом создать передачу, не имеющую к моей жизни никакого отношения. Как это делал один известный российский телеканал, привлекая аудиторию “моими” несуществующими безумными страстями. Я человек, живущий совершенно закрытой жизнью, и к этим передачам не имею никакого отношения. И сейчас отвечаю на ваши вопросы только ради моих украинских зрителей, которые, я надеюсь, ждут меня так же, как и все эти годы.

Тем не менее вы снялись в документальных фильмах, где были довольно откровенны...
Самое главное мое откровение прозвучало в фильме “Исповедь несломленной женщины”. Я решила: пусть это будут неприятные для меня лично вещи, но лучше расскажу всю правду сама, чем журналисты выдумают свою.

Тогда признайтесь и нам, как относитесь к утверждению одной из ваших коллег: “Выйти замуж за артиста — значит притащить “производство” домой, ведь он всегда будет соперником”.
Не знаю, смогла бы я жить с мужчиной-певцом, но с актером, поэтом, композитором — вполне. Это все-таки разные профессии. У меня есть пример родителей — светлая им память, — которые работали в одном театре. Я хотела для себя того же, но, к сожалению, не получилось, хотя абсолютно от этого не страдаю. Согласитесь: люди, говорящие на одном языке, одинаково воспринимающие мир, свою профессию — это интересно.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать идеальный муж?
Я всегда отвечаю на этот вопрос шутя: мой идеальный мужчина еще не родился. Я не боюсь признаваться в этом даже со сцены.

Пробовали ли что-нибудь изменить в характере любимого человека,
и стоит ли?

Смотря что: если он эгоист, вы его никогда не измените — он вырос таким, это уже сложившийся человек. Вы можете либо принять, либо отказаться. А глупые советы из Интернета о том, как бороться с чужими недостатками, — полная ерунда!

В вашем репертуаре есть песня “Я тебе не верю”. А во что не верит Ирина Аллегрова? Чего не приемлет в других?
Какие у вас интересные вопросы! (Смеется.) Двуличие, неискренность, предательство. Думаю, что сама никого в своей жизни не предавала.

В биографии, размещенной на вашем официальном сайте, много говорится о таинственных знаках Судьбы. Вы верите, что они существуют?
Наверное, это нужно чувствовать. Судьба сама поведет, куда надо. У меня не раз было в жизни так, что я иду, но понимаю: не надо этого делать. И всегда убеждалась, что не ошиблась. Я верю в свою интуицию и надеюсь, она меня никогда не подведет.

Дочь Лала является вашим директором и режиссером-постановщиком выступлений. Как работается в таком тандеме?
Она участвовала в создании двух больших программ. Одна называется “Из прошлого в будущее”, ее премьера состоялась в Кремле. Еще дочь сделала постановку, которая прошла в 2010 году в СК “Олимпийский”. Но Лала девочка скромная, ее раздражает, когда узнают на улице. Спрашивает у меня: “Мама, почему люди на меня смотрят?” Я отвечаю: “Потому что они тебя видели по телевизору”. (Смеется.) Она никогда не стремилась к публичности, хотя очень хорошо поет. “Мама, я просто не смогу жить той жизнью, которой живешь ты, — не выдержу”, — говорит дочь. И я очень рада, что она не пошла моим путем: в действительности для этого надо иметь дикую силу воли и терпение.

Вы совсем не похожи на классическую бабушку. Как общаетесь с внуком Александром?
Он у меня очень серьезный мужчина. Я им горжусь. Учится в университете на солидном факультете. Более того, в этом году, сдавая свою первую сессию, заработал пятерку по “Истории государства Российского” и благодарность от педагога. Приятно, когда преподаватель говорит студенту, что получил удовольствие от ответа... Как я могу не гордиться? В свою очередь, он радуется моим успехам.

У вас яркая и насыщенная жизнь. Интересно, что особенно впечатлило вас в последнее время?
А вот это мой секрет. Возьму и не скажу! (Смеется.)

Благодарим за помощь в подготовке материала Телерадиокомпанию “Украина”.

Певица рассказала, какого мужчину она всю жизнь искала, что хранится в ее сумке и почему она не красится в брюнетку.

– 20 января вам исполнилось 65 лет. Говорят, в каждом возрасте есть свои плюсы. Какие уже обнаружили в нынешнем? Бывает, что забываете цифры, которые стоят в паспорте?

Честно говоря, о цифрах в паспорте я никогда не думаю. Главное – в любом возрасте оставаться собой и быть уверенной в своих силах. Целеустремленную женщину с горящими глазами, сколько бы ни было ей лет, ни один мужчина не пропустит.

– В каком возрасте к вам пришла женская мудрость? Что посоветуете женщинам, которым сейчас 25-30 лет?

Милые девочки, быть женщиной – это подарок судьбы. Цените его и не спешите обмануть природу. Если у вас что-то пока не получается в личной жизни, не пытайтесь перекроить себя и свое тело – это я о чрезмерном увлечении диетами и пластической хирургией. Обязательно найдется тот, кто будет принимать и любить вас такими, какие вы есть. Разумеется, это не исключает необходимости держать себя в форме, но главное – будьте самими собой.

– Какие советы, поучения своей мамы вы в молодости воспринимали в штыки, а позже признали ее правоту?

Я никогда не спорила со своей мамой. Для меня всегда и во всем слово родителей было законом. Даже став взрослой, я не переставала это помнить. Мама и папа – это те люди, с кем не нужно ссориться никогда, их нужно просто очень и очень любить.

– Однажды вы решились на смелый эксперимент – предстали в образе брюнетки с короткой стрижкой. Очень понравилось то ваше перевоплощение! Почему вы так недолго задержались в стане темноволосых женщин?

В моей жизни был такой эксперимент. Но он, как и этапы моего творчества, сменился чем-то новым. К тому же, несмотря на то что черный цвет я очень люблю и часто именно он преобладает в моем сценическом гардеробе, белый цвет как-то ближе моей душе…

– Сколько вам требуется времени, чтобы собраться и выйти из дома? И что хранится в вашей косметичке?

Интересный вопрос. Честно, я собираюсь долго. Это правда. Для любого дела мне в первую очередь нужен настрой. На это обычно и уходит львиная доля времени на сборы. Что касается косметики, то здесь все гораздо проще. В моей сумке всегда есть все самое необходимое. Я могу краситься в машине по пути на съемки, могу оставить это занятие до самой гримерки. Кстати, сумку, с которой я никогда не расстаюсь, мои близкие иногда называют островом сокровищ: чего там только нет… На эту тему у меня даже недавно появилась песня, которая так и называется – «Сумка»…

– Вы никогда не хотели сделать татуировку? Для вас «разрисованное» тело – это красиво или, наоборот, отталкивает?

Татуировку на своем теле я не хотела никогда. Тело должно быть красивым само по себе. Но осуждать кого-то за наличие татуировок я не считаю нужным. У каждого свой путь для самовыражения.

– Вы из тех, у кого в доме все по полочкам? И какое нарушение вашего «порядка» может вывести вас из себя?

Педантичной до мозга костей я себя назвать не могу. Но порядок и аккуратность люблю. В моем доме есть вещи, которые должны быть на своих особых местах. Мои близкие это знают и не дают повода для ссоры на этой почве.

– На что вы никогда не пожалеете денег, а на чем можете сэкономить?

– Самое главное – это жизнь и здоровье моих родных и близких. Ради этого я готова пожертвовать всем.

– Был тяжелый период в моей жизни, когда действительно приходилось вместе с мамой печь торты и пирожные на заказ. Но оставить свою профессию я не хотела никогда. Музыка и театральное искусство всегда были и будут частью меня. Что касается фирменных рецептов, то мне наоборот, всегда интересно экспериментировать даже с теми блюдами, которые я часто готовлю. Это моя кулинаротерапия. И отвлекает, и занимает, и пространство для творчества дает… Попробуйте, я уверена, вам это тоже понравится.

– Знаю, что для вас идеалом мужчины был отец, Александр Григорьевич. А ваш внук Саша часто дает вам повод для гордости?

– Мой внук – моя самая большая гордость. Это правда. И он очень похож на моего папу. Не только внешне. Настоящий мужчина!

– Ирина, вы четыре раза были замужем, что-то не срасталось, и вы уходили. Если бы сейчас вам поступило предложение руки и сердца, то от какого мужчины вы бы его приняли? Какой он, ваш мужчина?

–Как я уже не раз говорила, в моей жизни примером идеального мужчины был мой отец. У них с мамой была такая красивая и такая чистая любовь, что для меня это стало образцом для отношений между мужчиной и женщиной. Я, к сожалению, такую любовь не нашла. Каким должен быть мой мужчина? Это сложно объяснить словами. Мне кажется, что если вдруг когда-то такой мужчина появится в моей жизни, я почувствую, что это тот самый, мой человек. А пока я просто наслаждаюсь жизнью. Ведь счастье женщины не определяется только наличием в ее жизни мужчины. Есть семья, близкие, друзья… А меня еще есть мой зритель…

– На отечественной эстраде вы стали законодательницей мод на корсеты. Интересно, а вы их все храните? Или раздали? А какой из них был самым дорогим или эксклюзивным?

– Если бы я хранила абсолютно все свои сценические наряды, то мне понадобился бы еще один дом. А если серьезно, часть костюмов я действительно храню. В основном те, которые мне особенно дороги. Нарядов у меня много, каждый из них я считаю эксклюзивным, потому что все они были сделаны именно для меня, и вряд ли вы найдете что-то подобное у кого-то еще.

// Фото: Анна Салынская/PhotoXpress.ru

С Ириной Александровной мы встречаемся на фестивале Григория Лепса в Рождество за две недели до ее дня рождения 20 января. Императрица открывает дверь гостиничного номера в шикарном белом костюме, сидящем по фигуре, с неизменной широкой улыбкой, от которой становится тепло. На мой комплимент артистка отвечает, что у нее нет гримера – сама наводит марафет перед выступлениями, и советует: «Рисуй стрелки на глазах такие, как у меня, а в середине века – только тушь!» На удачу Ирина Александровна была расположена поговорить и эксклюзивно поделилась со «СтарХитом» успехами внука, поведала о семейных реликвиях и объяснила, почему больше не покупает шубы.

«От любви горят глаза»

Рождество я, к сожалению, провела на фестивале, а не с семьей, но у меня еще месяц впереди, чтобы наверстать упущенное – до начала большого гастрольного тура останусь в России, на природе. Мне дома хорошо! Комфортно ходить в халате, пижаме, спортивном костюме, валяться на любимом диване, смотреть фильмы. Стоять на кухне и готовить вкусные вещи себе и близким. Кулинар я отменный и люблю баловать изысками свою семью. Домашние шутят, что слишком высокую планку для будущей жены своего внука создаю.

В доме есть несколько очень дорогих мне вещей. Одна из них – сахарница, которая переходит из поколения в поколение. Однажды, когда я уже жила за городом в собственном доме, мама передала мне эту сахарницу, и, поставив ее у себя, я окончательно поняла что это теперь мой дом! Еще одна – хрустальная ваза, которую мамочка везла, обнимая, на себе из Чехословакии. Эти две вещицы будут со мной всю жизнь. Даже если мне за них предложат состояние – никогда не продам! Они будут переходить из поколения в поколение.

Что такое комфорт? Для меня комфорт очень много значит. Мне не нужно вокруг богемское стекло, какие-то фирменные дизайнерские вещи. Правила такие: диван должен быть любимым, кровать – хорошей, кухня – офигенной! Посуда качественной, красивой, машина – самой лучшей. Но не меняю все это каждый год. Я вообще по натуре Плюшкин. Мне тяжело расставаться с любимыми вещами. Иногда находит желание разгрузить дом, и тогда как ураган сношу все а своем пути, складываю некоторые предметы в мешки и говорю знакомым: «Разбирайте кому что надо».

В свободные часы обожаю лениться. Правда, желания хватает максимум на несколько дней. Потом сознательно начинаю искать себе занятие, потому что долго бездельничать не умею. Усвоила правило – женщине спать нужно много! Не пять-шесть часов, а восемь. За городом на свежем воздухе всегда в спальне открываю окна. После длительных гастролей могу провалиться и на дольше. Однако я бы поставила сон на второе место. Первое для женщины – любовь, чтобы глаза горели. Кстати, когда хорошо выспишься, у тебя тоже взгляд искрится.

«Женская дружба существует»

Ни разу не испытывала любовь с первого взгляда – наверное, такая любовь – химия. Для меня это чувство значит отдавать, а не брать. Многие женщины хотят больше взять. Мужчины до определенного момента терпят, затем все чаще всего рушится. В отношениях важно взаимопонимание. Испытать любовь, к сожалению, дано не каждому в жизни.

Уважаю в себе смелость, преданность и, как говорится, стержень. Правда, моя сила – моя ахиллесова пята. Могу назвать себя сильной женщиной, но здесь нет ничего хорошего! Иногда хочется почувствовать себя слабой… Быть такой, как я, дано далеко не всем – единицам. Иметь подобную женщину рядом с собой может позволить себе редкий мужчина. А найти такого у меня не хватает времени.

Верю в судьбу. Кому-то суждено трудиться всю жизнь – иногда в свое удовольствие, а кому-то – найти богатого мужа и ничего не делать, проводить дни напролет с подружками в кофейнях, магазинах...

Я, наверное, ненормальная... Только такие люди могут чего-то добиться в жизни. Однако не путайте с вменяемостью – здесь у меня все отлично.

Да, я считаю себя счастливой по многим причинам: моя семья со мной, я вырастила прекрасную, умную дочь, а она подарила мне замечательного внука. Счастлива, что есть друзья, хоть их мало, но они настоящие, им можно позвонить в любое время суток – это реальная дружба.

Мне трудно поверить в искреннюю привязанность коллег по шоу-бизнесу. Ходят на тусовки, там улыбаются, потом возвращаются домой и говорят: «Зачем я туда пошел?» Как ни странно, мне комфортнее дружить с мужиками, но женская дружба существует. Проверила на себе. Одна близкая подруга, царствие ей небесное, говорила: «Все познаются в радости». Если человек может пережить с тобой удачу и искренне тебе улыбнуться, тогда это не подделка. В беде любой может проявить сочувствие, а от души порадоваться – далеко не каждый.

В людях особенно ценю порядочность. Она есть во всех моих близких. Им действительно верю. А вот доверчивость как черту, к сожалению, в себе искоренила почти полностью! За жизнь разное бывало. Теперь чаще проверяю.

Не сочтите за нескромность, но знаю, многие завидуют, это очень бесит! Гадости про себя в прессе стараюсь не читать, а рассказы о том, как меня обсуждают знакомые, иногда слышу, но уже не расстраиваюсь. Мы дружили с одной парой семьями. И когда я начала кем-то становиться, отношения закончились! Долго не понимала, что происходит, откуда идет негатив. Со временем осознала – это отвратительное чувство зависти, которое привело к расставанию. Они не смогли пережить мой подъем, сами были успешные, но только я перешагнула уровень, не смирились. У меня полно состоявшихся друзей, у которых дела идут гораздо круче. За них радуюсь! Не приемлю даже понятия «белая зависть». Зависть – своеобразная болезнь, отвратительное, гадкое чувство, которое ведет к ужасным поступкам, люди себя не контролируют.

Почти всегда прощаю. Отпускаю случившееся и искренне говорю: «Я всем все прощаю». Так легче жить. Если виновата я – признаю. Сорвалась на человека, повысила голос – всегда извиняюсь.

«Я – хакер»

Ни о чем не жалею! Может, лишь о том, что чего-то не успела пока. Всем желаю лишний раз сказать доброе слово, подержать за руку, посмотреть в глаза близкому. Это особенно относится к родителям. Пока они с нами, мы уверены – время есть, а с их уходом осознаем: нужно было чаще находиться рядом.

Если родители уходят из жизни рано, испытываешь одно чувство, теряя их в среднем возрасте – другое, а когда ты уже зрелый, мягко говоря, еще тяжелее. Ощущаешь пустоту, незащищенность. Жизнь делится на до и после. Начинаешь иначе на все смотреть. Мои говорили: «Пока у тебя есть мама и папа, ты ребенок», мне так нравилось быть дочерью… Когда уходил папа, в 1994 году, было страшно, было тяжело, не могла работать. Весь мой коллектив сидел молча, терпеливо, никто не вякнул! С того момента я сохранила каждого члена команды. Ими очень горжусь и люблю.

Когда понимаю, что не умею чего-то, становится стыдно. Например, к языкам я не склонна, к сожалению. Даже с английским: меня поймут, но чувствую дискомфорт. Частые гастроли по зарубежью не помогают. Со мной всегда поблизости владеющий языком. Подшучиваю над внуком-полиглотом: «Скоро станешь моим личным переводчиком». Он у нас знает вместе с русским пять языков: армянский, испанский, английский, сербский, которым овладел, пока отдыхал в Черногории. Учится в МГУ, чувствую, растет настоящий мужчина.

Детям ничего не навязываю. Уважаю выбор каждого. Пусть живут своей жизнью! Помочь – помогу. И даже Лалу, несмотря на ее феноменальные вокальные способности, не заставляла выходить на сцену. Когда она предпочла развиваться в семье, быть за кадром, помогая мне в работе, я поддержала ее выбор.

Денег мне нужно много. Не только для того, чтобы оплачивать прожиточный минимум, к которому привыкла. Всегда должен быть запас на счете, ведь вдруг надо будет выручить близкого или знакомого! Деньги – еще и средство помощи окружающим. Хочу заметить: даже если их будет много, не побегу покупать бриллианты, эксклюзивные меха. В гардеробе есть две-три шубы, мне их хватает. Не имеет значения, сколько им лет! Я их люблю и буду носить.

Коллеги шутя называют меня хакером. Неловко признаться: без гаджетов жизнь не представляю! Айфон, айпад, компьютер, флэшки-мэшки. Причем научилась пользоваться сама – методом, так сказать, научного тыка. Книг надо всем больше читать, безусловно. Но в свое время «пожирала» их. У нас неизменно дома хранилась огромная библиотека – папа собирал. Я тогда перечитала все что можно и даже раньше, чем это было нужно.

Несмотря на собранность, я совершенно недисциплинированный человек. Вроде бы несочетаемые вещи. Ненавижу собирать и разбирать чемоданы, к счастью, есть помощники. Говорят, пунктуальность – вежливость королей. Мне она не особо свойственна, к сожалению... Хотя Императрица может себе это позволить. Правда, если на горизонте появляется слово «надо», буду и вставать рано, и недосыпать, и делать что-то даже через силу.

«За слова ответила»

Хотела открыть бизнес, а когда сделала новую программу, поняла: еще не один год собираюсь посвятить себя своей Профессии. В 2012-м честно объявила прощальный гастрольный тур. Показалось, что уперлась в стенку, в потолок, отплакала свое и решила уйти. Проехала за пару лет дважды все уголки России, Германию, США, Израиль. Надо было сворачиваться, ведь не может подобное длиться вечно. Но тут мне попал в руки интересный материал… и я поняла, что сказала еще далеко не все и не так, как бы мне хотелось. Через три с половиной года сообщила: «Друзья, я вернулась!»

«Олимпийский», 3 ноября 2015 года... совершенно новая программа – это был очень смелый шаг по принципу «либо пан – либо пропал». Ответила за свои слова, сломала стереотип, в котором все видели меня только через призму образа Императрицы. Скажу честно, побаивалась, как воспримут, но на 90% была уверена в успехе, в своем зрителе. И победила! Я не только не потеряла, но и приобрела новых почитателей. Собирая «Олимпийский» в 2010 и 2012 годах, я запускала «ласточек» – проверила реакцию на более жесткий стиль музыки, которым я грезила всю творческую жизнь. Теперь мой девиз раскрывают первые строчки заглавной песни программы «Перезагрузка»: «Все что прожито – не зачеркнуто, переглажено и завернуто».

Работаю с прекрасным художником по костюмам – с Володей Серединым. Участвую в каждом эскизе! Рисую, исправляю. Володя, который со мной много лет, прислушивается. Сначала ругается, нервничает, мол, представлял по-другому. Парирую: «Это не мое». И он соглашается и делает еще лучше, чем я представляла. Знаю, что мне подойдет, в чем мне удобно. Костюм должен быть моей второй кожей, должен сидеть на мне органично. Никогда не подпускаю никого к своему лицу, потому что и мое лицо никто не знает лучше, чем я сама.

Планов на будущее много. С конца февраля, в марте, апреле иду в большой тур по стране до Владивостока. В таких больших турах еду своим вагоном, потому что комфорт очень влияет на состояние – и моральное, и физическое. А в долгосрочной перспективе, наверное, напишу книгу. Наброски еще не делала, но через какое-то время сяду вместе с профессионалом и расскажу историю своей жизни. А может быть, буду писать сама...