Первые танки были применены. Самые первые танки

Маленький Вилли» (Мк. I) - первый танк в Мире.

После первых маневренных сражений 1914 года фронты стабилизировались, и наступило то, что военные историки назвали «позиционным тупиком». Пулеметы, колючая проволока, шквальный огонь артиллерии приносили наступающим войскам страшные потери. Вместо прорыва неприятельского фронта началось его «прогрызание», когда за какие-то отобранные у врага 100-200 метров территории приходилось терять тысячи, десятки тысяч солдат. Войска зарылись в землю, а военачальники принялись искать средство, которое помогло бы выйти из тупика. И такое средство вскоре было найдено. Называлось оно «танк».

«Подвижные крепости»

Еще в Средние века хитроумные военные пытались соорудить подвижные крепости, которые защищали бы бойцов от вражеского огня. Это и боевые повозки таборитов, и гуляй-города русских ратей.


Гениальный - Леонардо да Винчи спроектировал что-то вроде танка на конской тяге, откуда надежно прикрытые щитами из дубовых досок артиллеристы могли вести огонь по противнику. Этакая башня на колесах. Но дальше проекта дело не пошло.

«Человек сошел с ума»

Всерьез о создании бронированных машин, которые могли бы сопровождать огнем свою пехоту на поле боя, заговорили лишь перед Первой мировой войной. Существовали проекты, разработанные русскими, австрийскими, французскими и британскими военными инженерами. Но поддержки они у вышестоящего командования не получили. О6 отношении генералов к этой идее хорошо говорит резолюция, наложенная на проект, поданный в военное министерство Англии. Недрогнувшей рукой один из высокопоставленных чиновников министерства написал: «Человек сошел с ума».

Потребовалось несколько чудовищных «мясорубок», чтобы командующие войсками пришли к выводу: так больше воевать нельзя. Иначе в армии просто не останется солдат. Необходимо было найти средство, которое выведет войну из «позиционного тупика».

«Сухопутные корабли»

Как ни странно, идеей строительства бронированной гусеничной машины заинтересовались не сухопутные военачальники, а моряки. А точнее, первый лорд Адмиралтейства Великобритании сэр Уинстон Черчилль. Да-да, тот самый, который потом стал премьер-министром Англии в годы Второй мировой войны.

Именно он, получив письмо подполковника Эрнеста Суинтона, военного инженера, с ходу оценил высказанную в нем идею строительства «сухопутного броненосца». Черчилль использовал все свое влияние, чтобы эта идея была воплощена в жизнь.

В 1915 году, в феврале, при Адмиралтействе по инициативе Черчилля был основан Комитет по сухопутным кораблям, и наконец дело сдвинулось с мертвой точки. Мнение фронтовиков, рассказавших о страшных потерях при попытке атаковать непреступные позиции германцев на Западном фронте, подействовало на чиновников из военного министерства. И 15 июня 1915 года был создан совместный комитет армии и флота по строительству бронированных военных машин. Однако инициатива разработок все равно осталась за представителями Адмиралтейства, а координатором работ стал подполковник Суинтон, назначенный секретарем Комитета имперской обороны.

Первые танки «Маленький Вилли» и «Большой Вилли»

В конце июня фирма «Уильям Фостер энд Компани» получила заказ от комитета на разработку машины с использованием двигателя от тяжелого трактора «Фостер-Даймлер» и шасси от американского трактора «Буллок». Руководил работой инженер Уильям Триттон. Все работы производились в обстановке полной секретности.

28 сентября 1915 года была изготовлена деревянная модель, а к концу ноября к испытаниям уже был готов первый танк, получивший прозвище «Маленький Вилли». Машина могла преодолеть ров шириной до 1,52 метра, стенку высотой 60 сантиметров и подъем под уклоном до 20 градусов. Но командование английских войск во Франции выдвинуло требование: преодолевать ров в 2,44 метра и стенку высотой 1,37 метра. Нужно было искать новое решение.

Тогда и появилась идея придать гусеничному обводу форму параллелограмма, а чтобы увеличить высоту зацепа - верхнюю ветвь пустить поверх корпуса. Поскольку при этом башня, установленная сверху, подняла бы центр тяжести бронемашины слишком высоко, от нее отказались, а вооружение разместили в бортовых выступах - спонсонах.

Новая машина получила прозвище «Большой Вилли». И 30 января 1916 года новый танк отправили на заводские испытания. Спустя несколько дней оба «Вилли» продемонстрировали высшим государственным и военным чиновникам Британии. «Большой Вилли» больше понравился военным.12 февраля провели уже официальные испытания. На вооружение первую боевую машину приняли под индексом Mk. I (Mark I). Военное министерство по снабжению выдало заказ на 100 единиц.

Почему «Танк»?

С самого начала новые боевые машины считались секретным изобретением, и все, кто в какой либо мере имел отношение к новейшему военному изобретению, обязаны были хранить глубокую тайну.

Уже в начале постройки «Большого Вилли» возникла потребность как-то назвать машину. Своим видом она напоминала большой бак или цистерну. По-английски «бак» или «цистерна» - tank. Поэтому все дружно стали именно так называть новоизобретенную боевую машину.

Интересно, что, отправляя изготовленные на заводе Mk. I, на железнодорожных платформах их тщательно укутывали в брезент, на котором писали по-русски: «Осторожно! Танк. Место назначения - Петроград». Считалось, что таким способом удастся сбить с толку немецких шпионов, которых вряд ли заинтересовали бы какие-то там баки для воды.

«Мальчик» и «девочка»

Условия службы экипажей первых британских танков были ужасными. У боевых машин не было машинного отделения. И экипаж и двигатель находились в одном корпусе. Температура внутри танка поднималась до 50°С. Люди теряли сознание от порохового дыма и выхлопных газов, а иногда даже все заканчивалось летальным исходом. Противогаз или респиратор, которые входили в стандартное снаряжение экипажа, мало чем помогали, и случалось, что во время боя танкисты выскакивали из машины, не обращая внимания на вражеский огонь, - лишь бы сделать хоть несколько глотков свежего воздуха.


Экипаж Мк. I состоял из восьми человек, из которых один был командиром танка. Командир так же выполнял функции стрелка из лобового пулемета. Из-за сильного шума команды передавались сигналами рук.

Сообщения между командным пунктом и танком осуществлялось голубиной почтой - для этого в спонсоне для голубя было предусмотрено специальное отверстие, или с донесением посылали одного из членов экипажа. Чуть позже начали применять семафорную систему.


Танки Мк. I строились в двух вариантах вооружения. Первый - без артиллерийского вооружения. В спонсонах были установлены лишь пулеметы. Второй вариант - с пушками и пулеметами. Соответственно, они получили прозвища: пулеметный вариант - «самка», пушечный - «самец». Но чаще танкисты называли их более целомудренно - «мальчик» и «девочка». Позднее, когда британским танкам пришлось столкнуться с немецкими бронированными машинами, на пулеметных танках в одном из спонсонов стали устанавливать пушку. И такие танки получили прозвище «гермафродиты».

Первый танковый бой

Несмотря на все свои недостатки, первые танки оказались именно теми боевыми машинами, которые помогли пехоте выйти из «позиционного тупика». Медленно, со скоростью пешехода, двигающиеся через окопы и колючую проволоку, ведущие пулеметный и артиллерийский огонь, грозные боевые машины поначалу вызвали панику у немецких солдат.

Первое боевое применение танков состоялось 15 сентября 1916 года. В битве на Сомме, 49 машин Мк. I должны были прорвать германскую оборону, но только 32 машины смогли начать движение, и всего лишь девять добрались до германских позиций.

При виде медленно ползущих, грохочущих и лязгающих танков, неуязвимых для винтовочного и пулеметного огня, немецких солдат охватил ужас. Многие выскакивали из окопов и обращались в бегство. Другие подняв руки, сдавались в плен. Вслед за танками, прячась за их броней, шла английская пехота. В этом бою британцам удалось вклиниться в оборону противника на 5 километров в глубину.

Первый опыт применения танков показал, что они имеют множество недостатков, но и огромное будущее. Одним из первых, кто понял это, был генерал Хейг - командующий британскими экспедиционными войсками во Франции. Почти сразу после боя он послал в Лондон телеграмму с требованием прислать еще тысячу таких машин.

Название

Слово «tank» по-английски означает цистерну или бак. Да, своим названием боевая машина обязана британцам. Появилось оно во время Первой мировой войны, когда Великобритания отправила на фронт первую партию танков. Чтобы скрыть этот факт от немецких разведчиков, был пущен слух, что российской правительство заказало в Лондоне большую партию топливных цистерн. Под видом огромных баков танки и были отправлены на фронт. В России слово «танк» прижилось не сразу. Боевые машины первоначально называли «баками» или даже «лоханями».

Предыстория

Предсказывал появление таких машин и военный министр Российской Империи Дмитрий Милютин, который умер за два с небольшим года до появления первых танков.

Танк Да Винчи

Отцы танков

Выпуск танков начался одновременно сразу в нескольких странах и каждая из них приписывает изобретение гусеничной машины себе. В Великобритании после Первой мировой даже была созвана специальная комиссия, которая должна была доказать, что танк придумали британские инженеры. В России «отцом» танка считается изобретатель Александр Пороховщиков, — потомственный дворянин, предложивший свой проект боевой машины в 1914-м году. Машину эту Пороховщиков называл «Вездеходом», вместо колес она использовала гусеницы, что позволяло ей прекрасно двигаться по бездорожью. Например, скорость движения «Вездехода» по песку составляла около 25 верст в час. Тем не менее, правительство России долго откладывало решение о начале серийного выпуска «Вездеходов», в итоге, до конца войны оно так и не было принято. Заслуги Пороховщиков оценили уже после Революции. Впрочем, изобретателя это не уберегло. В 1940-м году он был арестован, а позже расстрелян как человек, принадлежащий к дворянскому сословию.


Александр Пороховщиков (слева) и его танк

А вот проект бывшего британского офицера Эрнеста Данлопа Суинтона до ума доведен все-таки был. Танк Суинтона мало чем отличался от «Везедхода» Пороховщикова. Он тоже предложил использовать гусеницы, взяв за образец американский трактор «Холт». Проект Суинтона получил одобрение Военного министерства. Боевую машину первоначально именовали сухопутным кораблем. Первый танк был успешно испытан в феврале 1916-го года. Машину любовно назвали «Матерью», хотя позже первые два танка «MarkI» неофициально именовались «Самкой» и «Самцом». К слову, Королевская Комиссия по изобретениям позже отказала Суинтону в праве называться «отцом» танка. Этот неофициальный титул получили промышленник Уильям Триттон, — чья компания «Foster & sons» наладила серийное производство первых танков, — а также британский военный инженер Уолтер Уилсон.


Эрнест Данлоп Суинтон

Французы тоже любят предписывать себе изобретение танка. Правда, с гигантской натяжкой. Во Франции, в самом деле, еще до войны получили широкое хождение бронированные машины. Правда, это изобретение было, скорее, прототипом БТР, чем танка. Французская бронированная машина ездила на колесах и была совершенно бесполезна на бездорожье.

Впрочем, и у французов был свой «отец» танка. Полковник Жан-Батист Этьенн, по проекту которого после долгих переговоров, споров и бумажной волокиты были созданы танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер».


«Сен-Шамон» Жана-Батиста Этьенна

Споры

Танк Суинтона вполне мог повторить судьбу танка Пороховщикова. Британское правительство колебалось. Производство боевых машин стоило дорого, а уверенности в том, что они принесут успех на войне, не было. Горячим сторонником производства танков был Уинстон Черчилль (в то время Первый Лорд Адмиралтейства). А вот прославленный фельдмаршал Горацио Китченер считал производство танков пустой тратой денег. «Эта дорогая игрушка не поможет выиграть войну», — говорил он.


Горацио Герберт Китченер на британском военном плакате

Боевое крещение

Знаменитая битва на Сомме (1 июля — 18 ноября 1916) стала первой битвой в истории человечества, в которой были применены танки. Нельзя сказать, что эта попытка была удачной. Из 50 танков, которые британцы собирались использовать для наступления, реально были задействованы лишь 18. Наступали они разрозненно и медленно, так что применить их полноценно не удалось. Но танки оказали огромное психологическое воздействие на немецкую пехоту, тем более, что их броня была неуязвима для пуль. Битва на Сомме, унесшая жизни почти миллиона человек, закончилась победой англо-французских войск. Дебют танка был признан удачным.



Тот самый британский танк «Mark 1»

Царь-танк

В России, тем временем, была сконструирована ужасающая боевая машина, вошедшая в историю под названием, «Царь-танк». Проект разработал инженер Николай Лебеденко. Гигантская машина, строго говоря, не являлась танком, ибо передвигалась с помощью колес. Самая крупная бронированная машина в истории человечества, в итоге, была признана негодной к использованию в боевых условиях. Царь-танк не прошел испытания.



Царь-танк Лебеденко

Как Германия не оценила танки

Британская контрразведка всеми силами старалась скрыть создание танков и держала производство в строжайшем секрете. Но история про цистерны для российского правительства не сработала. В Берлине о том, что Великобритания разрабатывает «сухопутные корабли» узнали примерно за полгода до битвы на Сомме. Просто германские генералы особого значения этой информации не придали. Существует легенда, что один из генералов даже произнес такую фразу: «здоровый дух немецкого солдата не позволит ему поддаться панике, и он расправится с этой неуклюжей и слепой машиной». Однако после битвы на Сомме военное командование Германской Империи приняло решение производство танков, все-таки наладить. Так появился танк A7V. 20 машин были выпущены в 1917-м году уже под конец войны. Широко применить их в боевых действиях Германия не успела.



Танк A7V в немецком военном музее

Предпосылки к созданию танков

Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И хотя первые танки, появившиеся на полях сражения Первой мировой войны, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка – гусеница – родилась на берегах великой русской реки Волги, в Саратовской губернии. Уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть. На двигатель Мамин получил патент в 1903 году. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, был впервые построен в России.

"Самоход" Блинова

Этот двигатель намного опередил свое время.

Весь мир в начале прошлого века жил ожиданием войны, какой человечество еще не знало. В преддверии этой войны государства объединялись в военно-политические союзы, вели «малые» войны, оттачивая боевое мастерство своих армий, изобретали новые виды вооружений. Одним из них становится танк, впервые появившийся на полях сражений в 1916 году и переломивший все бытовавшие в то время представления о войне.

Россия была первенцем в разработке новой машины: в 1911 году сын гениального русского химика Дмитрия Менделеева Василий разработал проект сверхтяжелого танка, который сочетал в себе все передовые инженерные решения того времени. Вот технические характеристики этого танка: масса 173,2 т; масса брони 86,46 т; масса вооружения 10,65 т; экипаж 8 чел.; длина с пушкой 13м, длина корпуса 10 м, высота с поднятой пулеметной башенкой 4,45 м, высота с опущенной пулеметной башенкой 3,5 м, высота корпуса 2,8 м; боекомплект пушки 51 выстрел; толщина брони 150 мм (лоб) и 100 мм (борта, корма, крыша); мощность двигателя 250 л. с.; максимальная скорость 24 км/ч; среднее удельное давление на грунт 2,5 кг/см2.

Танк предполагалось вооружить 120-мм морской пушкой, которая монтировалась в носовой части корпуса. Установленная на крыше пулеметная башенка, которая могла вращаться на 360°, поднималась наружу и опускалась внутрь также с помощью пневматического привода. Получение необходимого количества сжатого воздуха в силовом отделении обеспечивал компрессор с приводом от двигателя.

Для переброски танка по железной дороге он мог быть поставлен на железнодорожные скаты и передвигаться своим ходом.

Вызывает восхищение то, что талантливый русский инженер заглянул далеко вперед, вооружив свое детище крупнокалиберной пушкой (орудия такого калибра, 122-125 мм, устанавливаются практически на всех современных отечественных танках). Танки же, выползшие на поля сражении Первой мировой войны, были вооружены гораздо слабее, однако успешно выполняли боевые задачи. Несомненно, танк Менделеева, будь он запущен в массовое производство, стал бы самым выдающимся той войны, неуязвимым и грозным. Интересно, что многие инженерные решения, обозначенные в проекте танка Василия Менделеева, были реализованы намного позднее и уже не в нашей стране. Например, пневмоподвеска была применена в легком английском авиадесантном танке «Тетрарх», а немцы в 1942 году в точности, практически без изменений, скопировали систему опускания корпуса на грунт, применив ее в сверхтяжелой 600-миллиметровой самоходной мортире «Тор». Тем не менее, приоритет тут все равно остается за Россией.

В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в Главное Военно-Техническое управление поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый – «Вездеход» русского изобретателя А.А.Пороховщикова.

После долгих проволочек 13 января 1915 года Пороховщикову ассигновали на постройку вездехода 9660 рублей. А 1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор уже приступил к постройке опытного образца. Через три с половиной месяца вездеход покинул мастерские - начались его испытания. Этот день - 18 мая 1915 года - и следует считать днем рождения танка.

Первый в мире танк имел все основные элементы современных боевых машин: корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель. Корпус - обтекаемой формы, толщина брони 8 миллиметров. Весьма значительные углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами. Опытный образец корпуса состоял из нескольких слоев стали с прослойкой из волоса и морской травы и не пробивался пулеметными очередями.

Вездеход А. А. Пороховщикова при боевой массе 4 тонны с экипажем из двух человек развивал скорость по шоссе до 25 километров в час.

По твердой дороге «Вездеход» передвигался вполне уверенно, несмотря на слабый двигатель (10 л.с.), а 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 верст/час, что было исключительно высоким показателем. В то же время машина совсем не могла двигаться по рыхлому снегу. Пороховщиков обратился за ассигнованиями на постройку улучшенного образца, «Вездехода-2», уже с бронированным корпусом и вооружением из четырех пулеметов, но ему было в этом отказано. В своем заключении о «Вездеходе-2» ГВТУ справедливо (что случалось нечасто) указывало на целый ряд недостатков проекта, как то: невозможность одновременной боевой работы трех пулеметов в башне (или «боевой рубке», как называл ее сам изобретатель), отсутствие дифференциала у движителя, проскальзывание резиновой ленты по барабану, да и вообще ее уязвимость, невысокая проходимость машины при движении по рыхлой почве, крайняя затрудненность поворотов и т.д. Возможно, что в дальнейшем А. Пороховщикову и удалось бы устранить наиболее серьезные недостатки, вот только времени на это в 1917 году уже не было. Да и фронту прежде всего нужен был специальный позиционный танк, способный рвать многорядные проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и вообще «утюжить» оборону противника.

Вездеход Пороховщикова был испытан на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего «маленького Вилли». Зато английский танк, опробованный 30 января 1916 года, был под маркой МК-1 немедленно принят на вооружение.

В сентябре 1916 года в печати появились первые сообщения о применении англичанами нового оружия - «сухопутного флота». Эти сообщения были напечатаны в газете «Новое время» от 25 сентября (старый стиль) 1916 года. В связи с этими сообщениями в той же газете от 29 сентября (старый стиль) 1916 года появилась статья «Сухопутный флот - русское изобретение», которая перед широкой общественностью вскрыла неприглядную роль главного военно-технического управления в задержке русских работ по созданию нового оружия - боевых вездеходных машин.

Второй проект, воплотившийся «в железо» в Российской Империи, – это «Царь-танк» Н.В.Лебеденко, он же «Нетопырь». Идея этого ни на что не похожего сооружения родилась у капитана Лебеденко во время его службы на Кавказе, когда он впервые увидел арбы местных крестьян. Будучи человеком со связями, он «вышел» на самого «Отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского. Тот порекомендовал ему своих племянников - студентов Б.С.Стечкина и А.Микулина. Разработка по внешнему виду представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами с тангенциальными спицами (кстати, прочность этих колес рассчитывалась лично Н.Е.Жуковским) и меньшим, в рост человека, рулежным колесом. Вооружение «Царь-танка» составляли два орудия и пулеметы. Каждое колесо приводилось в действие собственным мотором «Майбах» мощностью 240 лошадиных сил (!). Основными же недостатками этого танка было довольно высокое давление на грунт и легкая уязвимость спиц для вражеской артиллерии. В процессе проектирования Б. Стечкину и А. Микулину удалось воплотить ряд блестящих технических решений. В начале 1915 года блестяще рассчитанный проект был представлен в ГВТУ, а уменьшенный в несколько раз самодвижущийся макет успешно преодолевал препятствия в виде коробок из-под карандашей и книг в игровой комнате цесаревича Алексея Николаевича.

И вот, наконец, настал день ходовых испытаний. В 60 верстах к северу от Москвы, близ древнего города Дмитрова, у станции Орудьево в лесу была расчищена площадка, которую в целях скрытности обнесли частоколом и земляным валом. В августе 1915 года, в назначенный день в присутствии многочисленных представителей армии и военного министерства управлявшаяся Микулиным машина начала движение довольно уверенно, сразу, как спичку, сломав березу, оказавшуюся на пути. Это событие было встречено овациями присутствующих. Однако, пройдя несколько десятков метров, чудо-танк застрял задним колесом в неглубокой ямке и не смог двигаться дальше, несмотря на все усилия покрасневших от натуги моторов «Майбах» - даже их усилий оказалось недостаточно для того, чтобы вытащить «Царь-танк».

После такой крупной неудачи интерес к танку Лебеденко враз потух, танк бросили там же, где он и испытывался; в 1923 году то, что к тому времени осталось от «Нетопыря», разобрали, и лишь остатки земляного вала напоминают ныне об амбициозном проекте капитана Лебеденко.

В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Зато во множестве были выпущены бронеавтомобили, принимавшие самое активное участие как в Первой мировой, так и в начавшейся в России Гражданской войне. Что характерно, довольно значительная их часть выпускалась на шасси первых отечественных автомобилей фирмы «Руссо-Балт». Было выпущено несколько типов таких единиц бронетехники, но наибольшую финансовую и моральную поддержку ГВТУ получил проект инженера Кегресса, который предложил перевести всю военную технику на полугусеничный ход. Но этому разумному решению не суждено было воплотиться в жизнь до 1917 года – помешали две революции.

Лишь в 1919 году на Путиловском заводе было выпущено 6 броневиков «Остин-Путиловский-Кегресс», которые в этом же году вступили в бой на стороне большевиков в боях против войск Н.Н.Юденича под Петроградом. На западе такую боевую машину назвали «русским типом танка».

О том, что первые английские танки ради сохранения секретности решили назвать «бак», сегодня знают очень многие. Куда большей завесой тайны покрыты проекты танков, придуманные еще до того, как «Маленький Вилли» и «Большой Вилли» вышли на испытания. Вот об этих совершенно секретных когда-то проектах мы вам сегодня и расскажем.

Машина Буаро

Хотя первые танки пошли в бой в 1916 году, идея использовать на поле боя машины родилась сразу же, как только подходы к окопам противника опутали многочисленные ряды колючей проволоки. Конечно, порвали бы ее и снаряды, выпущенные из орудий, вот только нужно было их для этого очень много. И тогда французский инженер Луи Буаро в декабре 1914 года предложил для этого необычную машину, с полным правом претендующую на звание самого первого опытного танка Первой мировой войны. Достаточно взглянуть на ее фотографию, чтобы понять, что месье Буаро отличался богатой фантазией. Это была восьмиметровая рама из шести опорных плит, соединенных между собой шарнирами. Внутри нее находилась пирамидальная конструкция с мотором мощностью 80 лошадиных сил и местами для двух членов экипажа. Благодаря колесам она медленно перекатывалась внутри этой рамы, а ее плиты давили проволочные заграждения. Вот только скорость ее было всего лишь три километра в час... Кроме того, ею было практически невозможно управлять. Ну и, конечно, велики были размеры, из-за которых она представляла собой хорошую цель для артиллерии, вот почему от нее и отказались сразу же после испытаний, проведенных в феврале 1915 года.

Вторая модель выглядела компактнее, имела бронированный корпус, пулемет, и могла перебираться через окопы в шесть футов (около двух метров) шириной. Однако скорость ее оказалась даже ниже, чем у первой, - всего лишь один километр в час, а радиус поворота - 100 метров, что было совершенно неприемлемо.

Танк «Бретон-Прето»

Узнав о провале испытаний машин Буаро, другой француз, инженер Жюль Луи Бретон предложил резать проволоку механическим резаком в виде вертикальной пилы с механическим приводом. Устройство было названо «Бретон-Прето» (по имени автора и фирмы изготовителя), и смонтировали его на пятитонном колесном тракторе, который был забронирован и оснащен пулеметом в башне. Во время испытаний этот трактор застрял в окопе, откуда его едва извлекли.

Танк Обрио и Габэ

Еще два французских инженера, Обрио и Габэ, в том же 1915 году на базе сельскохозяйственного трактора «Фильтц» построили странную боевую машину, имевшую вид бронебашни с мотором спереди и двумя ведущими колесами большого диаметра. Вооружение башни состояло из 37-миллиметрового скорострельного орудия, а экипаж - из двух человек: водителя и командира, выполнявшего и функцию стрелка. Самым необычным в машине была двигательная установка, состоявшая из электромотора, получавшего питание по кабелю! Да-да, внутри не было ни аккумуляторов, ни генератора тока - при движении установка тянула за собой кабель, сматывавшийся со специального барабана. Понятно, что боевая машина, волочившая за собой такой «хвост», для нужд армии была совершенно непригодна. Почему этого не понимали сами изобретатели - непонятно!

Танк Фрота

В марте 1915 года инженер П. Фрот из компании «Северный канал» предложил построить симметричную колесную боевую машину весом 10 тонн с двумя постами управления, чтобы она могла двигаться на поле боя вперед-назад, не разворачиваясь. Двигатель мощностью всего 20 лошадиных сил помещался в центре корпуса. Экипаж должен был состоять из девяти человек, включая четверых стрелков из пулеметов и троих помощников. Скорость машины составляла 3-5 километров в час, но вот по пересеченной местности она фактически передвигаться не могла.

«Сухопутный крейсер» Хеттерингтона

В Англии первый проект «сухопутного крейсера» представил капитан Королевской военно-морской авиационной службы Томас Хеттерингтон. Толщина его брони составляла 80 миллиметров. В каждой из трех башен располагалось по два 102-миллиметровых орудия. А вот колес имелось всего три: два спереди, диаметром 12 метров - ведущие и одно заднее - рулевое. Два дизельных двигателя должны были обеспечить «крейсеру» скорость движения до 12 километров в час. Когда проект рассмотрели, выяснилось, что масса машины может достигнуть 1000 тонн, а кроме того, при высоте 14, длине 30 и ширине 24 метра это будет прекрасная мишень для германской артиллерии. Поэтому англичане построили уменьшенный макет из... дерева, и все работы над «крейсером» Хеттерингтона решили прекратить, что и сделали в июне 1915 года.

«Полевой монитор» и «Траншейный разрушитель»

В России, как известно, был построен Царь-танк капитана Лебеденко, который производил впечатление своими колесами девятиметровой высоты, но зато американцы разработали проект «150-тонного полевого монитора» на колесах диаметром шесть метров, и к тому же с двумя (!) паровыми двигателями.

По замыслу конструкторов, на нем должны были стоять сразу два 152-милли-метровых морских орудия, которые обычно устанавливались на крейсера! Вспомогательным вооружением служила целая батарея из 10 пулеметов Кольта образца 1885 года. Четыре из них в спаренных установках располагались в двух башнях, а остальные шесть должны были стрелять через амбразуры в корпусе.

Впрочем, 150 тонн американцам показалось мало, и они разработали проект под названием «Траншейный разрушитель» весом уже 200 тонн, то есть даже более солидный, чем германский сверхтяжелый танк «Колоссаль»! Предполагалось, что это будет бронированный «вагон» на ходовой части трактора «Холт», но более длинной. Вооружение должно было состоять из шести 75-миллиметровых французских пушек образца 1897 года, огнемета, еще 20 пулеметов Браунинга с круговым обстрелом; экипаж - 30 человек. Понятно, что выпускать его не стали, как бы он ни радовал глаз!

«Танк-скелет» и другие

Зато в США построили девятитонный «танк-скелет», имевший гусеничные обводы большого размера, соединенные при помощи труб. Между ними находилась небольшая бронированная кабина кубической формы с башней для 37-миллиме-трового орудия. Конструкторы посчитали, что вражеские снаряды будут пролетать между трубчатыми опорами, а в корпус и башню не попадут, зато из-за больших размеров проходимость его будет такой же, как у английских «ромбических» танков. Затем они построили трехколесный танк с паровым двигателем, и, что самое удивительное, почти точно такую же машину, похожую на трехколесный велосипед, сделали немцы. Но танк так и остался гусеничной машиной. Колеса, пусть даже и большие, ему не подошли!

Танки Макфая

Не были приняты и проекты Роберта Френсиса Макфая - талантливого канадского инженера, обладавшего, однако, сварливым и неуживчивым характером. Уже на первом его проекте стоял гребной винт, то есть машина задумывалась как амфибия! Есть винт и на другом его проекте, причем предполагалось его поднимать и опускать, чтобы предохранить от поломок при ударах о землю. Интересно, что главной особенностью двух последних его машин было шасси на трех гусеницах.

При этом передняя гусеница должна была играть роль рулевого устройства, то есть поворачиваться в разные стороны, а также изменять положение относительно корпуса в вертикальной плоскости. Конструктор предусмотрел специальный резак для колючей проволоки и откидывающийся кверху «нос» из броневых листов для защиты рулевой гусеницы и ее ведущего колеса.

Другой его проект представлял собой танк уже на четырех гусеницах, однако две передние были расположены друг за другом. Передняя гусеница имела наклон в 35 градусов и должна была облегчить преодоление вертикальных препятствий, а все остальные давали невысокое давление тяжелой машины на грунт.

Вооружение на ней могло устанавливаться как в корпусе, так и в выступах по сторонам от него. Но данный проект показался слишком уж изощренным, так что в итоге от него также отказались. А вообще-то интересная бы могла получиться машина, во всяком случае, наверно, не хуже, чем серийный английский танк Мк. I, да и все остальные танки этой серии.

Вот, оказывается, как много всего было придумано конструкторами уже в самом начале Первой мировой войны, но эти и еще многие другие предложения остались только на бумаге, хотя бредовыми были далеко не все!

На современных войнах танки являются одним из основных видов боевых машин, а до недавнего времени они вообще были самым распространенным механизированным вооружением на планете.

Но как людям вообще пришла в голову идея залезть в здоровенный металлический ящик на гусеницах и поехать убивать друг друга? Попробуем разобраться.

Танк Леонардо да Винчи и бронированный поезд на гусеницах

Идеи создания передвижных крепостей приходили людям в головы со времен первых массовых войн. Сначала это были колесницы, потом боевые башни на слонах, а позже появились знаменитые вагенбурги , эффективно использовавшиеся в гуситских войнах . Но, все эти повозки приводили в движение лошади или слоны, которые являлись крайне уязвимыми и непредсказуемыми.

Уже в те времена люди стали задумываться о самодвижущихся огневых укреплениях, и знаменитый изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи также не мог пройти мимо этой темы. Он создал проект машины из дерева и стали, двигающейся на мускульной тяге. Она выглядела как шляпка от гриба, ощетинившаяся пушками. Конечно, для технологий XV века создать подобное было невозможно, и проект остался лишь в виде фантазии автора. Кстати, в 2009 году американские инженеры в рамках научно-популярного фильма все же создали работающий танк Леонадро да Винчи.

Бронепоезд Буйена

Следующим этапом, предшествующим появлению танков стал гусеничный бронированный поезд француза Эдуарда Буйена, который в 1874 году предложил поставить несколько соединенных друг с другом вагонов не на рельсы, а на общую гусеницу, вооружить этого монстра орудиями и снабдить экипажем из двухсот человек. И хотя проект отклонили, сам автор считал, что его изобретение изменит ход войн. Позже так и случилось, хоть и не с его боевой машиной.

Первая Мировая война и первые английские танки

С появлением первых автомобилей идея применять их в войнах стала очевидна для всех. Поэтому уже перед Первой Мировой почти все армии ведущих держав имели свой парк бронеавтомобилей , да и настоящие бронепоезда тоже были в ходу.

Минусы этих боевых машин были естественными. У бронеавтомобилей - невозможность езды по пересеченной местности и преодоления заграждений и траншей, а у бронепоездов - привязанность к рельсам. Поэтому, когда в ходе затяжных боев армии противоборствующих стран все больше начали окапываться, строить многокилометровые противопехотные заграждения из мин и колючей проволоки, использовать пулеметы и шрапнельные снаряды, буквально выкашивающие наступающую пехоту, инженерам стало понятно - надо что-то делать.

Когда в 1915 году британский полковник Эрнест Суинтон предложил использовать для преодоления траншей бронированную машину на гусеничном тракторном ходу, Уинстон Черчилль ухватился за эту идею и создал Комитет по сухопутным кораблям, который в срочном порядке начал разработки.

Машина Хетерингтона

Самое любопытное, что тот же Черчилль чуть не похоронил будущее танков, когда захотел реализовать идею майора Томаса Хетерингтона, который предложил создать тысячетонного монстра на огромных колесах, четырнадцати метров высотой и вооруженного корабельными пушками. Опытные инженеры объяснили министру Черчиллю, что эту махину тут же расстреляют из пушек, поэтому разработчики обратились к идее Суинтона о создании машины на основе американского гусеничного трактора Холт-Катерпиллер, который уже давно применялся в армии в качестве тягача.

Так называемый «танк Суинтона» разрабатывался в строгой секретности, и уже 9 сентября 1915 года прототип под названием «Линкольнская машина номер один», прошел первые полевые испытания, где обнаружилась куча недостатков конструкции, после устранения которых появился первый работающий прототип танка - Маленький Вилли , названный так в честь разработчика Уолтера Вильсона . Машина также имела множество недостатков, и когда ее переделали под требования боевой обстановки, был создан Большой Вилли, которого приняли на вооружение и под названием Mark I отправили на войну.

Битва при Сомме и дебют английских танков

Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.

Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же - только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» - 6,4 км в час по шоссе.

Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.

Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию - ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.

Танк-туалет и голубиная почта

Маленький Вилли

Первые танки не были образцом комфорта. Как говорил один из командиров английского танка Первой Мировой, бывший моряк, - такой танк на ходу качало, как боевой катер в шторм. Тем более что во время боя температура внутри поднималась до 50, а иногда и 70 градусов по Цельсию, поэтому тепловой удар и галлюцинации преследовали экипажи на каждом шагу. Да и окошки для наблюдения часто разбивались, и ранили танкистам глаза осколками.

Связь осуществлялась тоже специфически - для нее в танках держали клетки с почтовыми голубями, правда птицы часто умирали от жары, и тогда использовали гонцов-пехотинцев, что конечно было очень неудобно и опасно.

Само название «танк» появилось из-за того, что разработка боевой машины велась в обстановке строжайшей секретности, и по железным дорогам технику перевозили под видом самодвижущихся топливных баков, предназначенных для русской армии. На них даже писали кириллицей, правда с ошибкой «осторожно Петрограа». Одним из первоначальных названий для боевых машин был «water carrier» - «резервуар для воды» или «водовоз», что полностью отражало маскировочную легенду. Но тут выяснилось, что аббревиатура «WC» в английском языке соответствует общеупотребимому выражению «water closet» - то есть туалет с водяным смывом.

Сидеть в кабинете под такой вывеской и постоянно отбиваться от желающих облегчиться никто не хотел, и тогда появилось слово «tank» (бак).

Немецкие танки и первый встречный танковый бой

Поначалу немцы не восприняли серьезно идею воевать с помощью танков, но когда спохватились - начали срочно клепать свои машины. И все бы ничего, да вот только времени и средств было слишком мало, так что в итоге получился крайне странный металлический монстр - A7V , огромная стальная коробка, трехметровой высоты вагон на гусеницах, длинной в семь метров и весом в тридцать тонн, с 57 мм пушкой, торчащей из носа, и пятью пулеметами. В экипаже при этом было 18 человек!

Самое интересное, что махина имела тридцатимиллиметровую броню и скорость по шоссе - аж 12 км в час. Немецкие солдаты прозвали свой танк «тяжелой походной кухней» за огромные размеры, жуткую жару внутри и постоянный дым из всех щелей.

Но именно эти жуткие самодвижущиеся кастрюли приняли первый встречный танковый бой в истории, который произошел 24 апреля 1918 года при Виллер-Бретонне, когда три немецких танка A7V столкнулись с тремя британскими тяжелыми Mark IV и семью легкими танками «Уиппет» .

Для обеих сторон бой был совершенно неожиданным, да и британцы вдруг обнаружили, что пулеметное вооружение двух «самок» и всех легких танков ничего не может поделать с немецкой броней. Поэтому, получив несколько пробоин, «самки» отступили, и в бой рванул «самец» - единственный, имевший пушечное вооружение.

Тут уже сказался опыт и маневренность английского танка, который удачным выстрелом смог повредить одну немецкую машину, которую потом бросил экипаж, и заставить остальных отступить, так что, формально, победа осталась за британцами.

Немецкие танки были неплохи, но вот проблема - к концу войны их изготовили 21 штуку, при этом танков у англичан было как мы писали выше - 3177. И это не считая танков Франции.

Вот так начинали свой путь грозные боевые машины современности - как смешные и при этом ужасные грохочущие металлические коробки, ползущие по полю боя с черепашьей скоростью и общающиеся друг с другом с помощью почтовых голубей.