Является ли масленица религиозным праздником. Масленица по дням — все о блинной неделе

Такого понятия как православный праздник Масленица не существует, поскольку этот день никак не отмечен в церковном календаре. Но есть такое понятие как Сырная Седьмица - последнее воскресенье перед Великим Постом , в которое разрешено кушать непостную пищу.

Можно ли верующим праздновать Масленицу

Великий Пост - это 40 дней, в которые непозволительно кушать ничего мясного и жирного (по большей степени), а также смирять свою плоть и желания, каяться перед Господом и усмирять себя.

Церковь понимает, что не все люди (а, точнее, немногие) могут выдержать пост вообще, не говоря уже о резком отказе от всего приятного телу, поэтому вводит в это состоянии прихожан постепенно. Последней неделей подготовки к Великому посту является Сырная или Сыропустная неделя (седьмица), которая совпадает с языческим праздником Масленица.

Нельзя отмечать православный праздник Масленица, поскольку такого просто не существует, но можно принять участие в поедании блинов и гуляньях перед тем, как погрузиться в пост. В это время из рациона уже исключены мясные продукты, по средам и пятницам не совершаются литургии, а вместо этого читается покаянная молитва.

Это последняя возможность утолить свою плоть и повеселиться перед важным духовным испытанием.

Блины на Масленицу

История праздника

Масленица является исконно языческим праздником, отмечающимся задолго до христианства, во времена, когда люди поклонялись Яриле, Перуну и прочим языческим богам. Поэтому Церковь не считает его настоящим церковным праздником, но отмечает Сырную седмицу, которая приходится на это же время и подразумевает поедание вкусностей перед Великим постом.

Масленица как праздник очень радостная и символизирует встречу зимы и весны, т.е. своеобразным переходом от смерти к жизни. Обычай празднования его начинается еще с греческих и римских праздников, когда они отмечали весну, а позже эти карнавалы смешались со славянскими обрядами во время дня весеннего равноденствия.

Важно! Масленица стала для славян символом изгнания зимы и встречи тепла и солнца, именно поэтому принято веселиться, проводить конкурсы и игры - ведь весну надо встречать весело!

Масленица имеет свои предания и легенды, но все они языческие, поэтому вдаваться в глубоко в смысл и значение их верующему человеку не стоит. Лишь стоит знать, что по языческим верованиям Масленица была дочерью Мороза и ее задача была в изгнании холодов и зимы, т.е. она стала символом весны и солнца.

Почему же Церковь не запретила его изначально? Христианство просто не привыкло действовать такими методами: все негативное, неправильное она не запрещает, тем самым не отвращая людей, но придает этому новый смысл, чистый.

Конечно, речь не идет о явных грехах, но если можно языческий праздник переродить в христианский, почему и нет? Церковь лишила Масленицу ее языческого значения и превратила в обычную неделю отдыха. В это время верующие могут подготовиться к Великому посту, встретиться с родными, показать свое гостеприимство и накормить нуждающихся.

О кулинарных традициях:

Почему церковь празднует Масленицу

На самом деле, церковь отмечает Сырную неделю. Церковь просто не упразднила полностью языческую традицию отмечать приближение весны и конец зимы, что отмечалось религиозными ритуалами, чтобы не отвратить людей, но как бы привнесла иной смысл в них.

Тоже самое произошло с колядованием и радоницей и с Рождеством. Церковь соединила Масленицу с Сырной неделей (подготовкой к пасхальному посту), заменив языческий смысл на христианское содержание.

Полупостная трапеза на Масленицу напоминает христианам о скором посте и заставляет задуматься о духовной пище. Во вторник масленичной недели в храмах читается покаянная молитва Ефрема Сирина, и пьяный разгул уже с этим несовместим. Поэтому Церковь разрешает на Масленицу веселиться, есть вкусные кушанья, но в умеренных количествах, чтобы накопить силы к посту.

Конечно, видение Церкви и народа существенно отличается, поэтому до сих пор можно наблюдать языческие обряды и ритуалы на улицах, а также повсеместную пьянку, но верующим стоит знать, что поступать так Церковь запрещает и это есть грех.

Совет! Не следует проводить эту неделю в разгулах и пьянках, а также чревоугодии .

Именно верующим следует задуматься о том, как они проводят эту неделю, ведь тем, кто в церковь приходит только на Рождество или Пасху, вряд ли интересны Церковные постановления и собственная духовная жизнь. Но истинно верующим следует заботиться о своем духе и не сообщаться с собраниями нечестивых, как сказано в первом псалме.

Святитель Тихон Задонский как-то сказал: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Смысл праздника

Рассматривая смысл языческого праздника Масленицы, надо сказать, что до революции у него был гораздо более широкий смысл, нежели сейчас.

В основе лежал временной цикл и смена сезонов, поэтому и праздновалась она в день весеннего равноденствия. В средней полосе Евразии (Россия, Украина) в это время была неустойчивая погода: то морозы, то оттепель, поэтому Масленица выступала последним рубежом между теплом и холодом.

Важно! Кроме идеи цикличности, в Масленице заключена и идея плодородия. Люди стремились помочь земле возродиться после зимнего холода сакральным образом, т.е. освятить ее и наполнить силами. Масленица выступала языческим богослужением, только поклонялись люди природе и земле, а не Господу.

Третьей идеей празднования было продолжение рода и идея круговорота жизни. Земля дает жизнь растениям, люди ими питаются, тем самым продолжая жизнь, поэтому важно эту жизнь передать и детям. Жизнь была самой важной ценностью.

Последний важный момент Масленицы состоял в ее поминальной сущности: крестьяне верили, что тела предков, находясь в земле, могут влиять на ее плодородие и, уважив их, можно добиться большего урожая. Поэтому на Масленицу устраивали поминальные обеды и траурные плачи.

После воцарения христианства на Руси сакральный смысл Масленицы исчез, оставив место только внешнему антуражу и веселью.

О праздновании других нецерковных праздников:

Сжигание чучела на Масленицу

Традиции празднования

Все традиции праздника связаны с едой и весельем. Главная традиция заключается в приготовлении блинов с самыми разными начинками все семь дней. А Церковь предлагает христианам кушать на этой неделе молочные продукты, яйца и рыбу: все, кроме мяса.

Также на этой неделе традиционным считается посещение знакомых или зазывания их к себе. Немаловажно обеспечить едой и нуждающихся: именно в это время уличные застолья позволяют накормить бездомных и дать им возможность поучаствовать в общем столе.

Совет! Приглашение на блины считается отличным поводом помириться с близкими и наладить отношения.

Немаловажны и традиционные гулянья:

  • на площадях устанавливали карусели;
  • проводились соревнования и конкурсы;
  • задания на смекалку и ловкость (достать приз с гладкого столба, кулачные бои);
  • ставились столы с блинами, пряниками, калачами, самоварами и орехами в сахаре;
  • устраивались катания на санках, коньках и лыжах.

Церковь не против праздничных гуляний, но все это должно проходить в меру и без излишеств.

Обряды

К народным обрядам можно отнести почти все традиции на Масленицу. Даже обычай кушать молочную пищу, хотя это и церковное установление, крестьяне задолго до христианства на Руси ели в это время молочную пищу. Корни у этого обычая природные - в начале марта начинаются телиться коровы, и у них появляется молоко. Так и название праздника появилось - Масленица.

Другое ее название - «Колодий», и произошло оно от еще одного обычая - «колодочной жизни»: люди наряжали колоду и выставляли ее человеком.

Такое игрище растягивалось на неделю:

  • понедельник - «рождение»;
  • вторник - «крещение»;
  • среда - «проживание жизни»;
  • четверг - «смерть»;
  • пятница - «похороны»;
  • суббота - «оплакивание»;
  • воскресенье - праздник заканчивался.

Во время Колодия женщины привязывали колоду к незамужним, т.е. стремились откупиться и давали яркие бусы, ленты и платки. Так колода обрастала вещами.

Не менее выразителен и обычай прививать празднику «женственность». Изначальная легенда говорит, что Масленица - это дочь Мороза, а поэтому и звалась она в народе Бабской неделей. Обычно в это время заключались помолвки и игрались свадьбы. Так воплощалась идея продолжения рода и деторождения.

Кулачные бои на Масленицу

Блины как символ Масленицы

Но больше всего обрядов связано с приемом пищи. Проводились поминальные трапезы, во время которых вспоминались предки и ставились для них приборы, пекли традиционные блины и поминальные пироги. Семьи традиционно проводили ужин вместе.

Одной из главных традиций Масленицы (дошедшей до наших дней) является выпекание блино в. Это стало традицией по многим причинам:

  • в конце 19 века стали считать, что блин - это образ солнца;
  • это блюдо было поминальным у древних славян;
  • он имеет круглую форму без конца, что наталкивает на мысли о вечной жизни;
  • подаются теплыми, что подразумевает земную радость;
  • он сделан из привычных продуктов питания, которые говорят о жизни в целом.

Обычно в первые сутки недели блинчики размещали на окне чердака, чтобы мертвые предки могли тоже угоститься лакомством, либо их отдавали нищим, с условием, что те помянут покойных.

Традиционным обычаем было устраивать кулачные бои на площадях. Считалось, что пролитая кровь (а раньше бои шли до первой крови) выступает в роли жертвы духам умерших. Жертвой выступала и связанная из соломы кукла, которую сжигали в конце недели на главной площади поселения. Позднее этот обычаи трансформировался в сжигание зимы.

Важно! Церковь относится к этим обрядам как к пережиткам языческого прошлого славян. Сегодня каждый знает, что есть только один Господь,и Он не требует жертв или блинов, Он требует лишь чистое искреннее сердце, и это - главное.

Посмотрите видео о Масленице

Многие православные христиане неоднократно задаются вопросом об отношении к православной вере таких языческих традиций, как купание на Богоявление, ритуальные обряды на «яблочно-медовый спас» , встреча весны Масленица в последнюю неделю перед Великим постом и т.д.

Когда наступают такие праздники и начинаются массовые народные гуляния, мы, православные, начинаем задумываться, можем ли мы организовывать или принимать участие в таких, на первый взгляд, сугубо языческих обрядах.

Приближается пора подготовки к Великому посту. В этом году Пасха очень ранняя, а следовательно, это означает, что не успели закончиться Рождественские праздники, как уже начались подготовительные недели. Именно в эти воскресные дни евангельские повествования начинают носить покаянный смысл. Это воскресенье о «Мытаре и Фарисее», «О Блудном сыне», «О Страшном суде».

Традиция встречи весны, называемая Масленицей, которую массово начнут вскоре праздновать люди, в некоторой степени действительно имеет языческое историческое прошлое. Но мы должны констатировать, что в древности этот праздник носил раздельный характер. Были характерны диаметрально противоположные традиции празднования Масленицы.

В дореволюционное время это были дни, в которые человек мог выпустить «последний пар». Об этом свидетельствуют такие развлечения, как кулачные бои, пьяные гуляния, разнообразные оргии. Церковники же, наоборот, проводили дни сырной седмицы с пониманием подготовки к Великому посту и пытались примириться со своими ближними и врагами, а после этого сесть за накрытый богатый стол и повеселиться, подобно Закхею, который приготовил трапезу Спасителю и всем, кто был в его доме после покаяния и прощения от Господа.

К огромному сожалению, из всех красных дней календарного года, будь то церковные или государственные праздники, люди в большей степени не умеют по-настоящему радоваться тому или иному празднику. Для многих праздник – это лишь хорошая возможность в очередной раз выпить водки, подраться с соседом, поругаться с женой. Именно в таком видении праздника человек не может ощутить настоящую радость.

Человек, который не придерживается поста и не ходит в храм, никогда не сможет ощутить радости подготовки к празднику или самого его наступления. Гуляния в дни подготовки к святым днямпоста без четкого осмысления данного периода, сжигание «чучела» из соломы, выкрикивание разных неприличных фраз действительно указывают на глубокие и древние языческие корни этого праздника.

Масленица в православной традиции рассматривается как замечательный семейный праздник, организованный часто именно на подворье храма. Это праздник народный. В православной традиции масленицей называется сырная седмица, потому что в церковном уставе в эту неделю разрешается есть сыро-молочную пищу и рыбу, а мясо из повседневного рациона исключается. Исторические свидетельства об этом периоде мы находим в Синаксаре (чтение, собранное из писаний святых отцов и церковных преданий, предназначенное для чтения на утрени, после шестой песни канона) в субботу сыропустную. Византийский император Ираклий (610-640 гг.), после шестилетней войны с персами, в которой он одержал победу, установил не вкушать мяса в последнюю неделю перед Великим постом. Православная Церковь приняла такую благочестивую традицию и ввела ее в свой устав.

Сегодня праздник Масленицы – это хорошая возможность всем вместе собраться и, выйдя из своих домов и оторвавшись от повседневных дел, пообщаться. Попеть народные песни, приготовить вкусные блины, покататься на санях в последние зимние дни.

Если Масленицу организовывают люди верующие, или еще лучше – община храма, то в таком случае этот праздник носит даже миссионерский и просветительский характер. Атеистическая власть, которая больше 80 лет пыталась уничтожать духовность, заодно наложила отпечаток и на культурное сознание нашего народа. У многих современных молодых семей, которые очень часто являются только захожанами храма, нет понимания о настоящем смысле праздника Воскресения, а тем более о подготовительном периоде Великого поста.

Когда же праздник Масленицы организовывают настоятель храма и община, то молодежь, приходя на такой праздник, может насладиться общением с жизнерадостными людьми, которые ценят и уважают свою культуру и традиции.

По словам ректора Российского православного института игумена Петра Еремеева, «Масленица – это замечательная неделя. Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в прекрасных увеселениях, насколько они актуальны в данный момент для его духовной жизни. Общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять друг друга, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Масленица предоставляет родителям замечательную возможность подарить детям радость праздника. Праздник на улице – это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, наконец-то познакомиться со своими соседями, ощутить себя членом большой семьи.

Я убежден, что сейчас священники должны сделать все для того, чтобы центром празднования Масленицы стал храм, соборная площадь. Сегодня во многих городах уже так и происходит. Сегодня, по большому счету, кроме Церкви и некому организовать народный праздник так, чтобы он получился не пошлым, не примитивным.

Если мы этого не сделаем, если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнет заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедники-пустозвоны. Мы живем в эпоху невероятных возможностей и большой ответственности. Сегодня мы можем сделать празднование Масленицы действительно христианским, или, наоборот, окончательно утратить возможность сделать это» .

Одним из самых сложных праздников является масленица. Что это – остатки язычества, нарядившегося в христианские одежды, или простонародное христианское мироощущение, испачканное греховными кляксами? Попробуем разобраться.

***

Господь создал человека и вложил в него дар творчества. Человеку естественно ощущать в себе эту потребность – творить. Свои творческие способности человек реализовывал уже в раю, когда по Божиему повелению возделывал рай и нарекал имена животным. Способность творить не была утрачена человеком и после грехопадения. Однако и она оказалась зараженной ядом греха, поэтому даже благие начинания человека могут быть искажены и обезображены.

Как отдельный человек обладает творческими способностями, так не лишен ее и отдельный народ, составляющий единый организм. Именно из реализации народного творчества складывается та или иная культура, питающаяся соком из поколения в поколение передаваемой традиции. Поэтому-то столь важно соблюдение традиций и, главное, их понимание, ибо в мире греха легко извратить добрые истоки. Вспомним историю исхода евреев из Египта. Казалось бы, все знали, Кто освободил народ Израильский из рабства и не дал им погибнуть, но стоило Моисею задержаться на горе всего лишь на сорок дней, как извратилось самое главное – Бога попытались подменить идолом. "Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу" .

Если за какие-то сорок дней можно извратить истину, то что говорить о традициях, искажаемых за многовековой период времени? Часто так и случается, что отмечают тот или иной праздник, с давних пор существовавший в народе, но уже не помнят его корней, не понимают его сути. И это печально. И это даже страшно, ибо подобно тому, как если бы человек пил воду и не в силах был понять, из какого источника она взята – из колодца с живой водой или из грязной лужи.

Подобное происходит со многими традициями нашего народа. Считает человек себя христианином – и отмечает языческие праздники, думая, что поддерживает христианские традиции. Бывает и наоборот, отвергает обычай, имеющий христианские истоки, будучи убежден, что борется с язычеством.

Одним из самых сложных в этом плане праздников является масленица. Что это – остатки язычества, нарядившегося в христианские одежды, или простонародное христианское мироощущение, испачканное греховными кляксами? Попробуем разобраться.

Для этого остановим наше внимание на Великом посте.

Во-первых, вспомним, что задолго до поста мы уже чувствуем его "дыхание". За три недели до его начала открывается Постная Триодь, впервые звучит "Покаяния отверзи ми двери…" и читается Евангельская притча о мытаре и фарисее – так Церковь начинает подготавливать нас к покаянным дням поста. На следующей воскресной службе прибавляется печальное пение 136 псалма "На реках Вавилонских…" и вспоминается притча о блудном сыне. Еще через неделю мы слышим грозные слова о Страшном Суде. А воскресение перед самым постом называется Воспоминанием Адамова изгнания (иначе – Прощеное воскресение). Затем следует сам Великий пост, отличающийся продолжительностью и строгостью, весь наполненный покаянным чувством и, в то же время, ожиданием светлого и радостного Воскресения Христова. Наконец, приходит Страстная седмица, в которой мы страдаем и умираем вместе со Христом, а за ней наступает пасхальное ликование: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!"

Таким образом, перед нами предстают три периода: 1) предпостовой, 2) постовой и 3) пасхальный. Богословски это можно трактовать следующим образом. Великий пост – это жизнь человечества на земле после грехопадения. Соответственно, до того жизнь протекала в раю, которая, с одной стороны, еще не была обременена горьким плачем и человек был еще свободен в своих делах, а с другой, уже имела привкус предстоящего грехопадения – отсюда и первые покаянные нотки в богослужении. И вот, грехопадение свершилось. Человеку была дана свобода (сырная седмица) и он не смог достойно нести ее. Наступает изгнание человека из рая (Прощеное воскресение) и последующие скорбь, тяготы и покаяние нашей наполненной грехом жизни (Великий пост). Но Христос пришел, умер за нас (Страстная седмица), воскрес и даровал нам жизнь вечную (Пасха). В итоге путь от предпостовых дней через пост к пасхальному торжеству означает путь от Адама ко Христу.

***

  • Масленица: 10 лучших рецептов - Православие и мир
  • 10 проверенных рецептов блинов - Православие и мир

***

Итак, масленица. Празднуется она в период сырной седмицы, когда последний раз можно вкушать молочные продукты – молоко, сыр, сметану, масло. Казалось бы, название народного праздника и празднование его непосредственно перед Великим постом указывают на его тождественность с церковной сырной седмицей , казалось бы, народный фольклор порой прямо указывает на связь народного праздника с Великом постом, а ни с чем иным , однако находилось и находится немало этнографов и фольклористов, которые утверждают, что масленица – праздник отнюдь не христианский и берет свое начало в языческой традиции празднования дня весеннего солнцеворота.

И это несмотря на то, что весенний солнцеворот определен конкретным числом, а масленица, привязанная к Великому посту, может праздноваться как зимой, так и весной, как около дня весеннего солнцеворота, так и задолго до него (более чем за месяц). На чем же тогда зиждется подобное мнение? На обрядовой стороне праздника, на его атрибутике. Указывают на разгульность праздника, на сопутствующие масленице игрища, которые, кажется, никак нельзя признать христианскими.

***

Является ли масленица языческим пережитком или это древний и истинно христианский обычай?

"Адмиралтейская площадь во время Масленицы". Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е годы
  • Весёлая Масленица - как это было сто лет назад (из "Лето Господне") - Иван Шмелёв
  • Масленица - языческий или христианский праздник? - Даниил Крапчунов
  • В Масленице блины не главное . Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций, и не только в нашем регионе, но те формы проведения праздника, которые мы видим сегодня, зачастую к традиционной Масленице не имеют никакого отношения, кроме названия... - Даниил Крапчунов
  • Актуализация проблемы христианского и языческого в народной культуре Является ли святочное колядование или масленица языческим пережитком или это древний и истинно христианский обычай? - Даниил Крапчунов
  • Христианский или языческий праздник – масленица? - иерей Дмитрий Кулигин
  • Поговорим о масленице. Священники о Масленице .Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни? - Православие.Ru
  • Масленица – миссионерская удача Русской Церкви . Масленица – невероятная миссионерская удача Русской Церкви, полностью переосмыслившей смысл весеннего карнавального буйства. В языческой культуре оно означало возврат в первобытный хаос, в начальную точку бытия... - иеромонах Димитрий Першин
  • От язычества к христианству, или Как провести Масленицу . Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Допустимо ли православному человеку участвовать в народных гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот праздник научить нас милосердию? - иерей Сергий Звонарев
  • Церковь никогда не допускала смешения понятия Недели о Страшном Суде с языческими элементами - священнослужители о Масленице - Русская линия
  • Святой Великий пост при дверех: проповедь в Прощеное воскресенье - архимандрит Иоанн Крестьянкин

***

Однако, во-первых, чтобы правильно понять атмосферу праздника, надо понять его метафоричность, надо вспомнить о пути от Адама ко Христу, – тогда станет ясно, что этот разгул, это веселье являются метафорой состояния Адама в раю и его грехопадения. Это мистерия, в которой народное сознание – догматически строго ли, вольно ли – как бы пытается возродить состоявшуюся в раю трагедию. Ведь каждый человек – новый Адам, которого в конечном итоге приходит спасти Христос.

Во-вторых же, глядя на масленицу как на начало пути от падения человечества в Адаме до его восстановления во Христе, и масленичные атрибуты оказываются вполне христианскими.

Например, масленичные "новожены" напоминают нам о чете Адама и Евы. Тогда и катание с горы прообразовано ничем иным, как грехопадением, – не случайно сначала катается девушка, а затем девушка вместе с юношей: так пала первой Ева, которая повлекла за собой и Адама.

Масленичное чучело – это символ "ветхости", греховности. Его сжигание – преодоление "ветхого человека" и, тем самым, преодоление смерти. Материал чучела – солома – тоже символизирует ветхость, так как легко поддается тлению ("яко трава бо огнем будете изсохше…"

Кроме того, само по себе сжигание тоже неслучайно, так как огонь – важное составляющее христианской символики. Огонь – это плотское, греховное ("огонь страсти"), адское ("огонь неугасаемый"). "Огня мя исхити" , "огня мя вечнаго избави" , – молимся мы вместе с песнописцами на сырной седмице.

Огонь противоположен воде – очищению, победе над грехом. Так, когда "увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" , земля омылась водами всемирного потопа; так, в таинстве крещения мы очищаемся от скверны греха. И как раз в дни масленицы Церковь напоминает нам об этом: "Одожди нам благоутробия Благодетелю каплю, потопляющую нашу скверну всю" , "пощения Божественною водою душевныя скверны отмыем" . А ведь именно с водой связаны народные пасхальные обряды, так что присутствие огня перед постом так же логично, как и воды после него.

Что же касается таких известных масленичных игр, как взятие снежного городка и кулачные бои, то та борьба, то сражение, которые в них заложены, превращаются из шутливой забавы в борьбу между жизнью и смертью, если смотреть на эти игры через призму христианской символики. Неслучайно победителя снежного городка награждали… купанием в проруби! Эта парадоксальная награда вполне естественна и закономерна именно в христианской трактовке игры: взявший приступом снежный городок преодолел барьер – смерть, и получил крещение в жизнь вечную .

А игра в царя? В ней стираются все сословные границы, а ведь мы помним, что пред Богом все равны – "нищий и убогий ныне предстоят в равном достоинстве". К тому же только тот, кто обнищал, кто стал последним – тот станет первым, "царем", и наоборот, – это, опять-таки, вполне обычный христианский парадокс…

И все же. Как быть с тем разгулом, доходящим до безобразия, как быть с разнузданным кутежом, который оборачивался пьянством, набиванием животов, драками и даже убийствами?

Не язычество ли это? Да, ответим, язычество. Язычество – как отражение греха в человеческой природе, как религии наизнанку.

И здесь еще раз вспомним золотого тельца евреев, который чуть было не заменил избранному народу Бога. Вспомним также и о ветхозаветном запрете ставить столбы и класть камни, "чтобы кланяться пред ними" , хотя раньше таким образом могло выражаться благоговейное отношение к Богу: "стал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его" . Почему то, что некогда считалось нормальным почитанием Бога, Бог же и запрещает? Потому что грех объял этот благочестивый обычай, потому что вместо Бога стали почитать бездушные камни. То же произошло и с медным змием, который из орудия спасения, избавляющего от заслуженного наказания , превратился в идола: Езекия "истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан" . Все, что мы видим, все, что мы создаем, может быть использовано как во благо, так и во зло. Виноваты ли камни, виноват ли змей в том, что с течением времени так извратилось их использование? Виновата ли масленица, что народно-христианский сценарий исполняется зачастую в языческой интерпретации? Конечно, нет. Виноваты люди, которые ввели новый смысл, "новое прочтение" и – старый, как мир, грех. Можно извратить все что угодно, можно святое обратить в кощунство – потому что грех, увы, царствует в этом мире…

***

  • Пост и его необходимость для нашего спасения - раздел публикаций о сущности и значение православных постов: Рождественский пост, Великий пост, Петров пост, Успенский пост, однодневные посты. советы священников, рецепты постных блюд...
  • Обличение вегетарианства (веганства) - раздел публикаций, обличающих духовную телесную опасность вегетарианства, фрукторианства, сыроядения, праноедения и т.п.

***

Поэтому – да, можно найти в праздновании масленицы элементы язычества. Однако большая их часть по сути дела являются обычным проявлением греха "ветхого человека" вне зависимости от его религиозной принадлежности, а другая – действительно наследие язычества, которое можно увидеть, в частности, в некоторых песнях явно языческого содержания. Сущность же масленицы, думается, все-таки христианская . Можно отвергать народное видение, которое, действительно, очень и очень часто является довольно вольным в догматическом плане, можно не принимать народного переживания христианских событий, изложенных таким образом, но зачем же называть это мироощущение народа тем, чем оно не является – язычеством? И наша задача состоит именно в том, чтобы отделять пшеницу от плевел, чтобы не дать сорнякам загубить доброе семя христианской традиции. Если это не делать в наше время, когда после почти векового мракобесия преемственность поколений основательно разрушена, когда утрачены и искажены и продолжают утрачиваться и извращаться культурные традиции народа, идет "европеизация" и секуляризация нашей страны, – если это не сделать сейчас, то нас и наших детей захлестнет такая волна бездуховности и псевдодуховности, с которой мы справиться уже будем не в силах.

Дмитрий Кулигин , иерей

Журнал "Церковный вестник", СПб., №1-2, 2004

Использованная литература:

1. Понырко Н. В. Масленичный смех. // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в древней Руси. – Л., 1984.

2. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. – СПб, 1995.

3. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: русские на Алтае в XVIII - начале XX века. - М.: Наука, 1996.

4. Маржерет Ж. Состояние Российской империи и великого княжества Московии. // Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Л., 1986.

Примечания:

1. Исх. 32:1-5.

2. "Масленица, – объясняет Георг Адам Шлейссинг, – потому так названа, что русским в продолжение этой недели позволяется вкушать масло" (цит. по: Понырко Н. В. Масленичный смех. // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в древней Руси. – Л., 1984. С. 177).

3. В. Даль так и пишет: "Масляная неделя, сырная неделя до Великого поста"

"Масленица: "Я поста боюся!"

Широкая: "Я поста боюся!"

"Ой да Масленица, пост еще далече!"

"А масляна, масляна, воротися,

До самого Великого дня протянися!"

5. Из антифона 4-го гласа на Утрени.

6. Из тропаря 2-й песни канона на Утрени во вторник сырной седмицы.

7. Из тропаря 7-й песни канона на Утрени в пятницу сырной седмицы.

9. Из тропаря 9-й песни канона на Утрени во вторник сырной седмицы.

10. Из тропаря 4-й песни канона на Утрени в пятницу сырной седмицы.

11. Подобное купание существовало и на святки, когда купали в крещальной проруби.

12. Лев. 26:1.

13. Быт. 28:18.

14. См. Числ. 21:8-9.

15. 4Цар. 18:4.

16. Что касается блинов, то они, как пишет В. Я. Пропп, – "древнейшая форма мучной еды. Когда еще не умели печь хлеб, муку смешивали с водой, делали жидкое тесто и порциями выплескивали его на горячие камни. Таким образом, блины по происхождению - не магическая еда, как кутья, а древнее, архаическое блюдо, средство насыщения, получившее обрядовое применение".

Масленица - не только весёлое и вкусное недельное празднество, это - настоящая традиция, уходящая своими корнями в далёкое прошлое, знаменующая приближение долгожданной весны. Песнями, танцами, играми и размашистыми гуляниями принято отмечать этот праздник. На масленичной неделе обязательно пекут и угощаются блинами, навещают друзей и родственников, устраивают соревнования и гадают. Блины символизируют солнышко, а народные гуляния передают радость от встречи с ним.

Когда празднуют Масленицу

Масленица - праздник семейный, вспомнить хотя бы Тёщины вечера или Золовкины посиделки

Издавна Масленицу ассоциируют со встречей весенней поры и проводами зимы. Люди очень уставали от долгих зимних дней: стужа, темень, голод изнуряли крестьян. А масленичные гуляния предваряли наступление тепла и лучшей жизни.

Масленица традиционно идёт перед Великим постом. В 2019 году праздник-обряд начинается 4 марта февраля и завершается 10 марта.

История возникновения праздника на Руси

Масленица всегда отмечалась с широким размахом, ведь зима с её холодами надоедала всем крестьянам без исключения!

Изначально Масленица - древнее языческое событие, тесно связанное со сменой времён года, с празднованием солнцеворота и наступлением весны. Люди верили в Ярило - языческое божество, ответствовавшее за урожай, плодородие земель и символизирующее солнце. Праздник отмечали за семь дней до весеннего солнцестояния.

Однако в связи с принятием христианства на Руси его адаптировали к православному календарю, и дата проведения Масленицы стала зависеть непосредственно от сроков вхождения в Великий пост. Несмотря на то что языческие верования пресекались и постепенно искоренялись церковью, масленичные обряды, приметы и ритуалы живут в народном сознании по сей день.

Основные традиции Масленицы

  • Блины.

По традиции, христиане на масленицу уже не едят блинов с мясом, однако разрешены другие начинки: сметана, варенье, творог и прочие лакомства

Главным угощением на праздничной неделе, конечно же, являются блины. Принято выпекать тонкие блины круглой формы и подавать их с разнообразными начинками. Этого лакомства должно быть очень много, а печь их надобно каждый день.

  • Игрища.

Катания в упряжке на санях - любимая забава деток любого возраста

Забавы и развлечения - неотъемлемая составляющая празднества. На Руси организовывали кулачные бои, устраивали поедания блинов на скорость, взбирались на высокий столб за наградой, катались на санях, тешились с медведем - еще одним символом наступления весны, ныряли в прорубь, перетягивали канат. Обязательно распевали песни и плясали, устраивали переодевания и разыгрывали шутки.

  • Сжигание чучела.

Огонь, прогоняющий зиму и взывающий к скорой весне, должен быть ярким!

Для праздника изготавливали специальную куклу, которая на протяжении недели стояла в самом центре гуляний. Она символизировала собой Масленицу. Делали её из ветоши и соломы, а потом наряжали в пёстрое женское одеяние. Масленичное чучело выглядело одновременно забавно и устрашающе.

В воскресение - кульминационный день торжества - чучело выносили в поля для того, чтобы сжечь. Делалось это торжественно и с полным осознанием значения ритуала. Сжигая Масленицу, народ уничтожал зимние силы и «дарил новую жизнь» весне.

Люди и сейчас чтят стародавние традиции, поэтому праздник отмечается шумно, громко, с блинным пиршеством, играми и соревнованиями, как это было принято в старину.

Народный календарь на 7 дней праздника

«Не всё коту Масленица? Ну хоть недельку попирую!»

Празднество отмечают с понедельника по воскресенье. Все дни Масленицы обладают особыми наименованиями.

  • Понедельник – «Встреча».
  • Вторник – «Заигрыш».
  • Среда – «Лакомка».
  • Четверг – «Разгуляй», «Широкий четверг».
  • Пятница – «Тёщины вечера».
  • Суббота – «Золовкины посиделки».
  • Воскресенье – «Прощёный день».

Понедельник

Печь блинчики начинали с самого понедельника

«Встречей» именовали начало праздника. Объяснить причину такого названия просто - люди приветствовали Масленицу, радовались долгожданной встрече с ней. К этому дню заканчивали подготовку к празднику, решали оставшиеся вопросы по организации предстоящего торжества и пира.

Именно сегодня начинали выпекать блины и круглые лепёшки. Существовала традиция - первым блином делились с бедняками и нуждающимися, для того чтобы они прочли молитвы за души умерших родных. Можно было поступить иначе - оставить его на пороге дома в знак памяти и уважения к пращурам.

Было заведено следующим образом: с самого утра свекровь и свёкор отсылали невестку на один день к её семье. А вечером уже и сами наведывались к отцу и матери невестки, чтобы полакомиться блинами и отпраздновать начало масленичных гуляний.

Именно на Встречу делали чучело - символ Масленицы. Потом его нахлобучивали на заострённую палку, помещали в сани и катали по всему селению. И только после этого куклу по сценарию устанавливали в центре народных гуляний, чтобы в течение праздничной недели её все видели.

Вторник

Масленица без скоморохов-шутов не была бы такой яркой и задорной

Неспроста праздничный вторник зовётся Заигрышем. Сегодня с самого раннего утра народ веселился, кутил, участвовал в играх и соревнованиях. А переодетые скоморохи забавляли прохожих на улицах. Принято было, чтобы женщины-хозяйки обязательно угощали таких потешников.

Традиционно во вторник приглашали отведать блинов родственников, друзей, соседей.

На Заигрыш принято было свататься. Юноши высматривали себе потенциальных невест, а девушки наблюдали за парнями и гадали на скорое сватовство и свадьбу. И, конечно же, старшее поколение изучало возможных родственников, иногда как бы в шутку семьи начинали обсуждать и договариваться о будущем союзе молодых.

Среда

Тёща в этот день угощала зятя самыми вкусными блинами и лакомствами

А в этот день лакомился зять тёщиными блинами, поэтому и называют среду Лакомкой. Сегодня тёща сытно угощала мужа дочери и максимально высказывала ему свою расположенность и уважение. Зять в свою очередь нахваливал тёщу и приготовленные кушанья, исполнял в её честь песни и разыгрывал небольшие шуточные постановки.

К богатому столу звали не только зятьёв, но и всех родственников, друзей, соседей, хороших знакомых.

Молодые девушки, а также женщины катались по своей деревне и другим посёлкам на санях. Веселье сопровождалось исполнением частушек и задорных песенок.

Четверг

В Широкий четверг гуляли все, от мала до велика, работать было уже нельзя!

Этот день в народе именовался как Разгуляй четверток или Широкий четверг. Именно с четверга начиналась вторая половина недельного празднества - Масленица Широкая. Теперь женщинам запрещалось выполнять какие-либо домашние дела, наступало время настоящего отдыха и беззаботного веселья. Столы ломились от всевозможных яств и традиционного масленичного блюда - блинов. А жители поселений играли в снежки, катались с горок и на каруселях, пели и водили хороводы, одним словом - забавлялись от души.

Неженатые юноши показывали себя с лучшей стороны перед будущими невестами, хвастались силой и удалостью. С этой целью организовывались различные игрища и конкурсы: особой популярностью пользовались кулачные бои, игра «стенка на стенку», штурм городов из снега, перетягивание каната.

На Разгуляй детки и подрастающее поколение колядовали: они ходили от дома к дому с разными музыкальными инструментами и пели специальные масленичные песни - колядки. Такие развлечения поощрялись взрослыми, поэтому юных колядовщиков угощали вкусностями, а также просили передать приветы и поздравления их семьям.

Разгуляй отмечали и в городах. Горожане доставали лучшие свои гардеробы, посещали уличные гуляния в честь Масленицы, ходили смотреть театральные постановки, а также наведывались в балаганы, где потешались представлениям с участием шутов и медведя.

Пятница

Зять в пятницу радовал тёщу и близких разными яствами и конечно блинами

Тёщиными вечерами зовётся пятница на Масленичной неделе. Теперь уже зять угощал блинами тёщу. Более того, в гости она приходила не одна, а со своими подружками и близкими родственниками. Правда, выпекала блины зятева жена. А самому зятю нужно было показать, насколько искренне и сильно он уважает и любит свою тёщу и всё её окружение. По традиции, с утра тёща передавала в дом зятя сковородку-блинницу и кадку под тесто. А тесть обязательно передавал масло и муку.

Суббота

Ни одна подружка и родственница не оставалась без вкусного блинка

Было заведено следующее: невестка торжественно приглашала к себе в дом золовок, то есть мужниных сестёр, и каждую одаривала гостинцем. Золовкины посиделки сопровождались вкусной едой, блинами и душевными беседами.

Невестка также звала в гости своих незамужних подруг, если золовки ещё не вышли замуж. А если сёстры мужа уже вступили в брак, тогда приглашались замужние родственники невестки.

Воскресенье

Воскресенье - последний день, когда разрешалось есть блины и иную скоромную пищу перед постом

Кульминационный день семидневного гуляния, называемый Прощёным днём или Прощёным воскресеньем. Сегодня все близкие и родные извиняются друг перед другом, просят простить их за все конфликты и ссоры.

Ещё одна традиция появилась после принятия христианской религии - посещать сегодня церковь, а на извинительные слова отвечать фразой «Бог простит и я прощаю».

Сегодня сжигалось чучело Масленицы, и это означало, что весенняя пора совсем близко. Гуляния в воскресный день продолжались, но уже более сдержанно и не так шумно.

Что рассказать детям о традициях праздника

Детки обожают шумные гулянья и яркие цвета Масленицы

История Масленицы и традиции этого праздника часто интересны деткам, в садике и школе малыши нередко получают задания на эту тему. Масленица - это действительно жизнеутверждающий, позитивный праздник, который интересен и современным людям. Ребята разных возрастов с радостью принимают участие в масленичных играх и забавах. Однако о том, что же собой представляет праздник, нынешнее поколение детей практически ничего не знает. И только взрослые способны донести детям важную и нужную информацию, которая позволит сохранить память о стародавних традициях и народном опыте, а также поспособствует расширению кругозора детей. Итак, что же нужно рассказать?

  1. История происхождения праздника. Важно отметить, что празднование Масленицы - старинный обычай, который сохранился и до сегодняшних дней. Объясните, что её начали праздновать ещё в период многобожия, – настолько стар этот праздник. Расскажите, как повлияла на него православная церковь.
  2. В честь чего отмечают Масленицу. Почему этот праздник так сильно любили, ждали и праздновали с размахом. Необходимо объяснить, что это событие предвещает приход весны и пробуждение природы. Таким образом люди прощались с зимой и призывали скорейшее наступление тёплых, солнечных дней.
  3. Почему же главное лакомство на Масленицу - это блины. Блин своей формой напоминает солнце. А солнце - это хорошая погода и залог подходящих условий для сельскохозяйственных работ.
  4. Развлечения и традиции. Чем занимались взрослые и дети в течение масленичной недели? Возможно, ребёнок и сам был зрителем или участником той или иной праздничной забавы. Красочный и яркий рассказ поможет ему лучше и быстрее усвоить информацию.
  5. Какие дни Масленицы существуют, как они называются. Кратко и по делу распишите дни, чтобы ребёнок не успел заскучать. Для более интересного рассказа можно использовать различные присказки, пословицы и поговорки.
  6. Почему чучело Масленицы принято сжигать. Расскажите, из чего и с какой целью делали праздничную куклу, что она символизировала, когда и для чего её жгли на костре.

Совместное приготовление блинов сближает всю семью. Пусть в этом процессе поучаствуют и дети. Им обязательно понравится, а в вашей семье появится новая традиция на Масленицу.

Традиции Масленицы в уголках России

Игрища казаков на Масленицу поистине завораживающие и опасные

  • Традиции празднования у донских казаков

Приготовления начинались за целый месяц до торжества. На Дону широко и громко отмечалась Масленица. Столы были полны яств, круглых лепёшек в виде солнца, в домах пели звонкие богатырские песни и затягивали псалмы. И молодые, и старые, мужчины и женщины, одним словом, весь народ гулял, веселился и активно участвовал во встрече весны и зимних проводах. Важнейшим отличием здешнего празднества были скачки на лошадях (их организовывали на всех улицах) и стрельба из оружия, в которой принимали участие даже дети.

  • Масленичные традиции сибирских казаков

И в Сибири с размахом отмечали масленичную неделю. Главным яством у казаков были блины. Блюдо подавалось с творогом, сметаной и маслом. Причем выпекали их в первую очередь для помина душ усопших родственников. Блины замешивали из разного теста: пресного или дрожжевого; на основе овсяной или ржаной, ячневой, пшеничной или гречневой муки. Существовала особая рецептура выпечки на основе кислого теста - это сибирские шанежки. Не обходилось и без игрищ. Самым популярным развлечением среди здешних казаков был штурм снежного поселения.

  • Масленица у кубанских казаков

Казачество на Кубани славится своей страстью к верховой езде, тесно переплетающейся с трюками джигитовки. Именно поэтому масленичные гуляния у кубанских казаков не обходились без самого популярного развлечения - резвого катания в санях, которые были запряжены лошадьми. Традиционно девушки и юноши катались отдельно друг от друга. Во время гуляний обязательно организовывались казачьи джигитовки и скачки, где мужской пол проявлял свои самые ценные, доблестные качества. В заключение гуляний было принято разрубать масленичные чучела.

Празднование в других странах: интересные факты

А вы знали, что аналоги Масленицы существуют чуть ли не по всей Европе?

Как отмечается в Беларуси

Масленица в Беларуси

По традиции в канун Масленицы поминали усопших, отмечая Родительский день. Ещё до понедельника Масленицы выпекали блины, их относили на могилы родственников и близких людей. Остальные блинчики раздавали нищим, монахам и детям. Вечером этого же дня традиционно «приглашали за стол» души умерших родственников. До самого утра со стола не убирали еду. Внимание на белорусскую Масленицу уделялось обрядам и ритуалам, сулящим плодородие и хороший урожай.

В Чехии

В отличии от России, на чешский Масопуст разрешено есть мясо и колбасные изделия

Чешская Масленица именуется Масопустом. История праздника уходит своими корнями аж в XIII век, а традиции празднования пришли сюда из Германии. В целом, празднество здесь отмечается так же насыщенно и пышно, как и в России.

Чешская Масленица по большей части отмечалась в деревенских поселениях, но сейчас традиции празднования начали перенимать и городские жители. На Масопуст принято употреблять множество калорийных и жирных блюд для поддержания сил на круглый год. Готовят калачи и пышки, запекают уток и молочных поросят, приготавливают традиционные свиные колбаски йитрнице и свинину с кровью - елито. А символом Масленицы в Чехии является пончик.

Во Франции

Яркие цвета привлекают наступление весны

Аналогом русской масленичной недели во французских краях является карнавал, посвящённый приходу весенней поры. Его проведение выпадает на первый мартовский вторник. И это очень символично - первый день первого весеннего месяца. Французские традиции во многом схожи с нашими: веселиться, объедаться, печь блины.

В Германии

Один из дней немецкого празднования именуется Tulpensonntag - тюльпанное воскресенье

В Германии, так же как и во Франции, проходят масштабные и пёстрые карнавалы. Традиционные праздничные кушанья - оладушки, блины, колбасы домашнего приготовления. Время проведения праздника выпадает на даты перед Великим постом, который берет начало с Пепельной среды - за 46 дней до Пасхи.

Любопытная традиция - существование «бабьего четверга». В этот день немецким женщинам разрешено чуть ли не всё. Милая шалость отрезать галстук незнакомцу - малая толика того, что может позволить себе разгулявшаяся дама. Стоит отметить, что обиженному полагался поцелуй, но немцы люди практичные, поэтому предпочитают в этот день не надевать этот аксессуар в офис.

В Великобритании

Даже серьёзные британцы любят блинчиковый праздник!

Pancake day, буквально - блинный день - такое название носит Масленица в этом государстве. Так же, как и славянский народ, британцы очень любят блины. Поэтому именно это блюдо они ассоциируют с солнцем и весной, и готовят его на праздник. Существует традиция в старинном британском городе Англии, Олни: ожидание первого удара колокола с главной ратуши, который оповещает всех жителей о том, что настала пора выпекать свой идеальный блин. Со второго удара в городке начинается так называемый «блинный забег».

Итальянская Масленица

Февраль - месяц карнавалов в Италии

Итальянцы проводят шумные и яркие карнавалы с переодеваниями и танцами. Это и есть итальянский аналог нашей Масленицы. Самый популярный и красивый итальянский карнавал - венецианский. Он проходит в течение 10 дней. Полюбившейся забавой карнавала считается сладкое конфетти - участники шествия обсыпаются мелкими сладостями, орехами, сухофруктами. Апофеоз празднества в Италии - фейерверк невероятной красоты.

И всё же, Масленица - исконно русское торжество, ментальный и духовный опыт наших предков. С помощью игрищ и забав русский человек не просто расслаблялся; он выплёскивал негативные эмоции, высвобождал плохую энергию, освобождался от неразрешённых конфликтов, чтобы чистым и обновлённым войти в весну. Не зря же Масленицу принято считать славянским Новым годом.

Не так много языческих праздников, которые сохранились и в современной России. Масленица является одним из них и отмечается в неделю перед началом Великого поста. Она начинается в воскресенье, которое в народе принято называть - "мясное заговенье", ведь именно в этот день можно было в последний раз перед постом есть мясо. Поэтому все семьи старались собраться вместе, чтобы устроить пышные гулянья. Праздник многие называли "перебуха", "объедуха", "весёлая", "Широкая Масленица" (ведь никто не уходил с празднования голодным, а хозяйки старались напечь как можно больше блинов).

История возникновения Масленицы

Основная внутренняя суть Масленицы - подготовиться морально к началу длительного и тяжёлого для большинства Великого поста. Это праздник вкусной и сытной еды, когда никто не отказывает себе в желании полакомиться любимыми блюдами.

Интересно, что во времена язычников это был праздник весеннего солнцеворота, когда все люди встречали Новый год. Торжество длилось всю неделю, а программа его была очень насыщенной. Название же празднику дали гораздо позже, когда появилась традиция в эту неделю печь блины и уже запрещено было есть мясо. Блины пекли ещё язычники, ведь по форме они напоминают солнце.

Конечно же, за время существования праздника произошло немало неприятных ситуаций, когда такие народные гулянья подвергались нападкам и даже единожды были совсем запрещены. Это изменение внёс царь Алексей Михайлович, который очень переживал, что за время празднования многие мужчины получали серьёзные увечья. Хоть никто так и не начал выполнять эти царские указы, ежегодно повторяя все обычаи Масленицы.

А вот Екатерина II и Пётр I сами очень любили такие гулянья, когда они могли также покататься на санях, спуститься с горки и наесться горячих блинов. Во времена их правления также достаточно часто проводились масленичные комедии, устраиваемые крестьянами. Основным сюжетом было грандиозное празднование Масленицы, а также многие реальные события, которые произошли за предыдущий год.

Масленица - самый любимый народный праздник в России

По народным преданиям люди, которые плохо праздновали Масленицу весь следующий год жили плохо. Именно поэтому каждая семья старалась приготовить как можно больше сытных блюд, пригласить гостей, устроив действительно грандиозное празднование. Часто такие застолья заканчивались под утро танцами и песнями. И по сей день многие уверены, что Масленица должна превратиться в безудержное веселье, когда от еды ломятся столы и каждый радуется приходу весны.

Конечно же, Масленица - это не только много вкусной еды и напитков. Это целая неделя веселья, танцев, катания на лошадях и санках. Она является народным праздником, поскольку в эту неделю все веселись, гуляли, пели и встречали гостей. Каждый день превращался в настоящий пир, поскольку каждая хозяйка старалась приготовить как можно блюд и напечь блинов. В это время никто не думал о работе или домашних заботах, ведь все наслаждались бурным весельем, а незамужние девушки гадали на суженого. Во время совместных катаний каждая из них старалась привлечь к себе внимание парней и их родителей, поскольку в те времена от решения отца и матери во многом зависел выбор будущей избранницы или избранника.

Также в Масленицу не забывали о молодожёнах, которые вступили в брак в прошлом году. По народным обычаям их валяли в снегу, скатывали с гор, а родственники и друзья практически каждый день приходили в гости. В последний день празднования, который ещё называют "Прощенное воскресенье", все просили прощения друг у друга, а также прощали полученные от врагов или знакомых обиды.

Блины: откуда пришла традиция печь блины

Блины любят дети и взрослые, их едят не только во время Масленицы, но именно в эту неделю это блюдо имеет особое знание. Во все времена хозяйки соревновались в приготовлении блинов, ведь у каждой из них был свой рецепт. Его хранили и передавали из поколения в поколение. Чаще всего для приготовления этого основного праздничного блюда использовали пшеничную, овсяную и кукурузную муку, кусочки тыквы и яблок, а также сливы. Изначально круглая форма блинов была выбрана язычниками для того, чтобы привлечь весну и порадовать бога Ярило. Именно он был одним из самых почитаемых в их религии.

Первый готовый блин всегда отдавали нищим, поскольку пекли его в память о всех умерших. Блины ели весь день и часто комбинировали с другими блюдами. Их подавали со сметаной, вареньем или яйцами, а зажиточные семьи могли позволить себе наесться блинов с икрой.

По обычаю блины пекли каждый день, поскольку именно они были основным украшением праздничного стола. Вместе с блинами также хозяйки готовили медовые сбитни и пряники, варили пиво и заваривали ароматный чай. Самовар всегда оставался горячим, поскольку в эту неделю было принято организовывать не только семейное застолье, но также часто приглашать к себе гостей и участвовать в общенародных гуляньях.

Сооружение масленичного чучела, Петрушка и скоморохи

Во время гуляний мужчины часто устраивали потешные бои, а женщины с детьми сооружали масленичное чучело из соломы. Многие семьи даже катали его на санях, сопровождая это действие пением и танцами. Чучело одевали в старые женские наряды, веселись с ним, а после завершения празднования - сжигали на костре, что символизировало уход зимы.

Сжигание чучела и большинство других традиций Масленицы направлены на то, чтобы поскорее прогнать зиму и встретить долгожданную весну. Это также можно сказать также о представлениях, организованных скоморохами во второй день празднования. Конечно же, каждый из них старался рассмешить публику, но лучше всего это получалось у Петрушки. Он был главным героем кукольных театров по всей стране, его любили как взрослые, так и дети. В таких выступлениях принимали участие многие прохожие, а некоторые семьи устраивали небольшие комедийные концерты у себя дома.

Вместе со скоморохами на улицах можно было часто увидеть дрессированных медведей. Животные пытались показать девушек, которые красятся перед зеркалом или пекут главное угощение Масленицы - блины. В некоторых городах России эта традиция сохранилась и по сей день.