История и современность. Что стало с немецкими танками и самолётами после Второй мировой

История танкостроения в Германии началась с обхода Версальского мирного договора 1919 года, согласно которому, страна не могла создавать боевые машины. Втайне от всего мира предприятия Daimler-Benz, Krupp и Rheinmetall создавали лёгкие и средние танки.

Приход Гитлера к власти дал огромный толчок танковой промышленности Германии, а в июле 1934 года началось серийное производство лёгкого танка Pz. Kpfw. I Ausf. A. Он не был удачным из-за слабых вооружения и брони, зато послужил толчком к созданию бронетанковых войск Третьего Рейха – Panzerwaffe.

Названия немецких танков Второй мировой войны

Стоит остановиться на длинных и непонятных названиях боевых машины. В немецком языке принято объединять слова в одно длинное, таким образом слова panzer kampf wagen (бронированная боевая машина) складывались в одно, после чего сокращались до Pz. Kpfw. в названии танка. Далее следовал номер модели в виде римской цифры, а за ним – модификация.

Предсерийные образцы назывались Volkettenkraftfahrzeug (гусеничная машина). Название сокращалось, после чего к нему дописывалась ожидаемая масса в тоннах и номер прототипа, например, VK 7201.

Немецкие танки Второй мировой войны

Первое время войны Panzerwaffe состояли из около 3200 лёгких Pz.Kpfw. I, Pz.Kpfw. II и средних Pz.Kpfw. III, Pz.Kpfw. IV. Соответствуя стратегии молниеносной войны, эти танки создавались с расчётом на высокую скорость, жертвуя защитой и огневой мощью.

Бои в Западной Европе и Польше показали, что огневой мощи 37-75мм короткоствольных пушек не хватает, а столкновения с армией СССР окончательно сменили вектор развития немецких танков.

В 1942 году в Panzerwaffe появился новый немецкий танк Тигр PzKpfw VI, предназначенный для истребления вражеских танков. Позже добавились Пантера PzKpfw V и Королевский Тигр VI PzKpfw Ausf. B.

Эти грозные машины отличались прочной лобовой бронёй и мощнейшими длинноствольными пушками, с лёгкостью поражающими любые бронированные цели. Впрочем, существенные недостатки вроде низкой подвижности, плохой проходимости и надёжности не позволили им стать ультимативным оружием Вермахта.

Отличительными чертами немецких танков Второй мировой войны стали:

  • Прочная лобовая броня, высокая масса и низкая подвижность
  • Мощные длинноствольные орудия с отличными системами наблюдения и наведения
  • Четырёхтактные бензиновые двигатели
  • Ходовая часть с шахматным расположением катков, отличающаяся низкой надёжностью и трудоёмким ремонтом

Также известно несколько интересных экспериментальных разработок, например, сверхтяжелые танки Маус, Е-100 и Крыса, последний из которых даже частично не был воплощён в металле, но потрясает своими размерами.

Послевоенные немецкие танки

В 1965 году появился Леопард 1, оказавшийся надёжной и удачной машиной. При создании упор был сделан на высокую эффективность вооружения, комфортные условия работы экипажа и высокую подвижность. При этом пожертвовали броне защитой.

Танк оказался настолько удачен, что стоял на вооружении Бундесвера (вооружённых сил Федеративной Республики Германия) до 2010 года.

Интересным проектом стал МВТ 70/KPz 70, разрабатываемый совместно с США. Оригинальная комповка, 152 мм орудие, способное запускать ракеты, автомат заряжания и активная подвеска.

Были и более интересные проекты, например, VT1-1 и VT1-2 с двухпушечными казематными башнями или KPz 90 с плоской башней, созданный на базе Леопарада 2.

Современные немецкие танки

В 1972 году появился родоначальник одного из лучших танков современности – Леопард 2, оснащённый 105 мм пушкой. В 1979 году в производстве оказался серийный Леопард-2, стоящий на вооружении многих стран сегодня.

В наше время на вооружении немецкой армии стоят современные танки Леопард-2А4 и 2А5, для которых предусмотрена возможность модернизации до уровня 2А6 и 2А7+.

Вторую Мировую войну называют "Войной моторов" - в этом есть истина, ведь в ней было задействовано огромное воличество танков, самолетов, автомашин и прочей техники. Если бы Германия соблюдала условия Версальского мирного договора 1919 года, то она не имела бы ни единой боевой машины.
Гитлер рискнул обойти это условие...

Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E, «Тигр» - немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны.
Впервые танки «Тигр I» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения на Курской дуге, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны. На момент создания машина являлась сильнейшей по вооружению и бронированию среди всех танков мира; такое положение сохранялось как минимум до ноября 1943 года.

Основное оружие «Тигра I», 88-мм пушка KwK 36 L/56 вплоть до появления на поле боя советского ИС не имела сколько-нибудь существенных проблем в поражении любого бронеобъекта стран антигитлеровской коалиции на любых дистанциях боя и ракурсах.

Общее количество выпущенных машин - 1354 единицы

Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Тигр II», или нем. «Königstiger», «Королевский тигр» («Бенгальский тигр» на немецком) - немецкий тяжёлый танк заключительного периода Второй мировой войны. Производился серийно с марта 1944 года и до конца войны. Всего выпущено 489 танков.

Tiger II вооружался очень точным длинноствольным 88мм. орудием длинной 71 калибр с максимальной эффективной дальностью стрельбы 10км и тремя пулемётами MG34/42. Tiger II мог подбить танки Sherman, Cromwell и T-34/85 с расстояния 3500 метров. Экипаж из пяти человек был защищён толстыми наклонными бронеплитами, что делало танк очень трудной мишенью. Только несколько орудий того времени могли уничтожить Tiger II на близкой дистанции. На сегодня не найдено ни одного документа или фотографии,
говорящей что передняя бронепанель башни Tiger II когда либо была пробита в боевых условиях.

Вместе с тем высокий вес и недостаточная мощность двигателя обусловили невысокие ходовые качества и общую низкую надёжность «Тигра II».

«Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Пантера») - немецкий средний танк периода Второй мировой войны.

По мнению ряда экспертов, «Пантера» является лучшим немецким танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации.

Орудие KwK 42 имело мощную баллистику и на момент своего создания могло поражать практически все танки и САУ стран антигитлеровской коалиции. Лишь появившийся в середине 1944 года советский танк ИС-2 со спрямлённой ВЛД имел лобовое бронирование корпуса, надёжно защищавшее его от снарядов пушки «Пантеры» на основных дистанциях боя.

Лучше всего «Пантеры» проявили себя в активной обороне в виде засад, отстрела наступающих танков противника с больших дистанций, контратак, когда минимизируется влияние слабости бортовой брони. Особенно в этом качестве «Пантеры» преуспели в стеснённых обстоятельствах боя - в городах и горных проходах Италии, в зарослях живых изгородей (бокажах) в Нормандии. Противник был вынужден иметь дело только с солидной лобовой защитой «Пантеры», без возможности фланговой атаки для поражения слабой бортовой брони.

Ягдпантера (нем. Jagdpanther) - немецкая противотанковая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.

Оснащение Jagdpanther отличалось от Panther только выхлопной системой, конфигурацией люков и небольшим количеством механических деталей. Jagdpanther был вооружён превосходным длинноствольным 88мм. орудием Pak 43/3 L/71 (то же, что использовалось на Tiger II) и одним 7,92 мм. пулемётом, установленным в передней бронеплите.

Ягдпантера, была, безусловно, лучшим вариантом конверсии танка Pz.Kpfw V Panther, более того, она стала наиболее удачным противотанковым САУ II мировой войны, превосходившим по броневой защите все Советские САУ, и по всем параметрам все САУ союзников.

Panzerkampfwagen III - немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год.

Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны до их полного уничтожения в боях. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года PzKpfw III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на значительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода.

«Хетцер» (нем. Hetzer - «Егерь») или Jagdpanzer 38 - немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.

Была разработана чехословацкой фирмой BMM на шасси лёгкого танка Pz.KpfW.38(t) в ноябре 1943 - январе 1944 года в качестве более дешёвой и массовой замены штурмовым орудиям StuG III, но в дальнейшем была переклассифицирована в истребитель танков, предназначавшийся в первую очередь для комплектования противотанковых подразделений пехотных и кавалерийских дивизий.

Серийное производство «Хетцера» началось в апреле 1944 года, всего до окончания войны было произведено по меньшей мере 2827

В качестве противотанкового средства 75-мм пушка PaK 39 обладала способностью поражения всех применявшихся во Второй мировой войне средних танков на нормальных дистанциях боя и несколько более ограниченными возможностями по борьбе с тяжёлыми танками.

Бронезащита «Хетцера» была резко дифференцированной: если верхняя лобовая бронедеталь (ВЛД) по меркам 1944 года имела бронезащиту бо́льшую, чем у средних танков 120 мм, то нижняя более чем в полтора раза уступала ей в толщине, а борта и корма корпуса были рассчитаны лишь на защиту от осколков и огня стрелкового оружия

Sturmgeschütz III - немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено 8636 самоходок с 75-мм орудиями).

В общем и целом, StuG III был довольно удачным штурмовым орудием, он использовался на всех фронтах как штурмовое орудие и как истребитель танков, как наступательное и как оборонительное оружие. Все версии Stug III имели низкий силуэт, что делало их трудной мишенью и опасным противником. Их экипажи считались элитой бронетанковых войск Германии и имели собственную форму серо-защитного цвета (вариант танковой формы). Stug III имели очень высокий показатель уничтоженных вражеских танков

Panzerkampfwagen IV - немецкий средний танк. Самый массовый танк вермахта (всего выпущено 8686 машин), выпускался серийно в нескольких модификациях с 1937 по 1945 год. Постоянно усиливавшееся вооружение и бронирование танка в большинстве случаев позволяло PzKpfw IV эффективно противостоять машинам противника аналогичного класса.

Sturmgeschütz IV (StuG IV, Штурмгешутц IV, Штуг IV) - средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка Pz Kpfw IV.

Серийно выпускалась с декабря 1943 до капитуляции Германии, всего выпущено 1108 машин и ещё 31 переделали из танков. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd Kfz 167. Стимулом для создания подобной боевой машины стало недостаточное число штурмовых орудий StuG III. Поскольку развёртывание производства StuG III на имевшихся производственных мощностях фирмы «Крупп-Грузон» (производителя среднего танка Pz Kpfw IV) было бессмысленным с экономической точки зрения, был разработан проект установки рубки от StuG III на шасси Pz Kpfw IV. Этот проект стал отправной точкой в производстве StuG IV. С января 1944 года фирма «Крупп-Грузон» прекратила выпуск танка-базы и полностью перешла на производство StuG IV. Эти САУ активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны.

Hummel (нем. Шмель) (15cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV (Sf)) - немецкая самоходная 150 мм гаубица.

Первые Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года; массово стали применяться, начиная со сражения на Курской Дуге летом того же года, и воевали на всех фронтах вплоть до конца войны. Хотя основным предназначением САУ была стрельба с закрытых позиций, не столь уж редким было её использование и для непосредственной поддержки пехоты огнём прямой наводкой. В этом качестве она была опробована практически сразу же, под Курском.

В Вермахте Hummel заслужил хорошую репутацию. Несколько САУ этого типа было захвачено Красной Армией и использовалось в боях по прямому назначению под обозначением СУ-150. После окончания войны некоторое их количество даже официально состояло на её вооружении до 1946 года.

Jagdpanzer VI, также широко известный под названием Jagdtiger (нем. «Ягдтигр»), - немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.

Jagdtiger базировался на шасси и компонентах тяжёлого танка Tiger II (Королевский Тигр), но был вооружён 128мм. орудием Pak 44 L/55 (взятым с супертяжёлого танка "Maus") и двумя 7,92мм. пулемётами MG34/42. Орудие имело ограниченный траверс 10 градусов влево и вправо. Это орудие было самым большим и самым мощным противотанковым орудием Второй Мировой Войны. Максимальная дальность полёта снаряда - 22410 метров. Оно могло уничтожить любой из имеющихся в то время танков Союзников, с дистанции, намного превышающей дистанцию ведения огня на поражение любого имевшегося тогда противотанкового орудия Союзников. Орудие устанавливалось в расположенной по центру корпуса, тяжелобронированной надстройке. Боковые бронеплиты надстройки представляли из себя одно целое с боковыми бронеплитами корпуса.

Мощнейшая бронезащита, достигавшая 250 мм в лобовой проекции не пробивалась в упор самыми мощными пушками противника. Однако ценой этих достоинств была очень высокая масса САУ в 75 тонн. Как результат, сильно страдала её подвижность и надёжность.

Дж. Форти "Германская бронетехника во второй мировой войне". Воспоминания американского офицера:

"В1948 году,едва получив офицерские погоны,я получил назначение в Европу. И здесь, на месте бывших боёв в Арденнах, своими глазами увидел то, что когда то было целым полком "Шерманов". Повсюду, сколько хватало взгляда, виднелись перевёрнутые остовы американских танков с сорванными, искоруженными башнями и смятыми корпусами...Что же здесь произошло? Оказывается колонна "Шерманов" подверглась неожиданной атаке с правого фланга. Передовые танки были уничтожены, и тогда замыкающие остановились, повернувшись лицом к нападающему-и тем самым ускорили свою гибель. А уничтожил их... один Jagdtiger.
Его огромный корпус и тогда ещё грозно чернел на фоне фермы, возвышавшейся на холме. Наверно он был подбит с воздуха или же, что более вероятно, взорван экипажем после того, как у них закончились боеприпасы. С тех пор прошло 40 лет, но картина страшного побоища до сих пор стоит у меня перед глазами. Тогда я наглядно убедился в том, что может натворить один единственный истребитель танков."

«Фердина́нд» (нем. Ferdinand) - немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны класса истребителей танков.

САУ «Фердинанд» была разработана в 1942-1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Фердинанда Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии. В дальнейшем эти машины участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина.

Боевое применение «Фердинандов» оставило двойственное впечатление. Мощнейшая 88-мм пушка идеально подходила для уничтожения бронетехники противника на любой дистанции боя, и экипажи немецких САУ действительно набирали весьма крупные счета уничтоженных и подбитых советских танков. Мощное бронирование делало «Фердинанд» практически неуязвимым для снарядов практически всех советских орудий при стрельбе в лоб.

С другой стороны, высокая защищённость «Фердинанда» в известной мере сыграла отрицательную роль в его судьбе. Вместо дальнобойного истребителя танков из-за массированного и точного огня советской артиллерии немецкое командование под Курском использовало «Фердинанды» в качестве острия тарана советской глубокоэшелонированной обороны, что было явной ошибкой.
Обездвиженные САУ становились лёгкой добычей пехоты, вооружённой средствами ближнего противотанкового боя, например, бутылками с зажигательной смесью.
Большая масса «Фердинанда» затрудняла его проход по многим мостам, хотя и не являлась запредельно большой, в особенности по сравнению с тяжёлым танком «Тигр II» и САУ «Ягдтигр». Большие габариты и малая подвижность «Фердинанда» не лучшим образом сказывались на живучести машины в условиях воздушного господства авиации союзников.

«Штурмтигр» (нем. Sturmtiger), полное официальное название - 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger, распространено также название «Штурмпанцер VI» (нем. Sturmpanzer VI) - германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий.

«Штурмтигр» проектировался как машина для действий в городских условиях, способная выдерживать огонь противотанковой артиллерии со всех направлений. Защищённость лобовой части «Штурмтигров» ранних выпусков была одной из высочайших среди всех использовавшихся во Второй мировой войне бронемашин и была сравнима с бронированием «Королевского тигра».

Основным вооружением «Штурмтигра» являлся 380-мм корабельный реактивный бомбомёт Raketenwerfer 61.
Бомбомёт вёл огонь ракетами с твердотопливным двигателем, стабилизировавшимися в полёте за счёт вращения, достигавшегося за счёт наклонного расположения сопел её двигателя, а также вхождения выступов на корпусе ракеты в каналы нарезки ствола орудия. Начальная скорость ракеты на выходе из ствола составляла 300 м/с.

«Штурмтигры» успешно использовались для разрушения занятых англо-американскими войсками укреплений «Линии Зигфрида», а в отдельных эпизодах показали способность успешно бороться с танками противника. Так, в одном случае «Штурмтигру» удалось уничтожить одним выстрелом сразу три танка «Шерман»

«Маус» (нем. Maus - «мышь», также применялись наименования Panzerkampfwagen «Maus» и Porsche 205) - сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса - 188 тонн). Было построено всего два экземпляра машины, однако на заводе находилось еще 9 танков, которые были в различных стадиях готовности. На линию фронта эти танки не попали из-за своих размеров и веса. Позже им поручили задачу охранять Рейхсканцелярию и ОКХ в Вюнсдорфе, но они не смогли выполнить и это задание.

Вступление

Обычно когда описывают танки, то рассказывают про мощность двигателя, толщину брони, запас горючего. А самое главное это расстояние на котором танковое орудие может поразить вражеский танк. Это конечно важно, но не так сильно как некоторые себе представляют. И основания для принятия того или иного решения не всегда те о которых писали в журнале техника молодёжи за семидесятый год. Является дизель идеальным двигателем для танка? Безусловно да. Был он идеальным для сорок первого года? Безусловно нет. Самый наглядный и самый опасный пример Т-34. На неё поставили дизельный двигатель потому что он экономичнее бензинового и солярку труднее поджечь. Это официальная версия. Мне кажется что тогда в стране просто солярку девать было некуда, вот дизель и ставили везде где можно и нельзя было.
Что получили в итоге? Действительно Т-34 загорался гораздо реже чем танк БТ, но чаще чем любой немецкий танк, и даже чаще чем наш бензиновый Т-70. И это не вражеская пропаганда, а проклятая статистика. Её начали собирать наши конструкторы уже с лета сорок первого года. Почему немецкие танки так редко горели? А у них бензобак был в одном месте, обычно в корме корпуса, и очень маленького размера. А у Т-34 куда не попади везде бензобак. Правда и запас хода у немецких танков с одной заправки был маленький. Но они за собой бочку с бензином возили.

А ещё они на наших брошенных складах заправлялись. А вот Т-34 ни на наших ни на вражеских складах заправляться не мог. Правда в конце войны грамотные танкисты научились мешать керосин и масло и получали топливо на котором дизель кое как мог работать.
Для тех, кто ещё не в курсе. Немы умели делать дизельные двигатели. Их дизели были самыми лучшими в мире. Но вся их солярка потреблялась флотом.

Лучший танк немецкой армии



Это безусловно была тройка. Это был самый сбалансированный (новизна + подвижность + вооружение + броня) немецкий танк. Танк был самым скоростным, он на испытаниях обогнал и Т-34 и БТ. У него была торсионная подвеска. Кроме него торсионную подвеску в то время имел только наш Клим Ворошилов. Корпус был самый простой в производстве, в виде коробки из под обуви.
Маленькое техническое отступление про наклонную броню. В очередной раз объясняю. С наклонной брони соскальзывают только ПРИМИТИВНЫЕ СНАРЯДЫ представляющие из себя обычную стальную болванку и называющиеся остроконечные. Тупоконечные с баллистическим наконечником соскальзывают меньше. А снаряды имеющие бронебойный колпачок не соскальзывают вообще. Они доворачиваются при попадании до перпендикуляра по по отношению к броне.
У тройки было всего два принципиальных недостатка. Во первых это компоновка.

Коробка скоростей спереди, мотор сзади. С одной стороны коробка скоростей защищает экипаж от вражеских снарядов. С другой стороны башню можно назад сдвинуть. Это даёт возможность не делать люк для водителя в лобовом листе и экипаж меньше тряску испытывает.
Но, всегда есть проклятое но. Коробку скоростей надо соединить с двигателем карданом. А это добавляет тридцать сантиметров к высоте танка. Тридцать сантиметров броневого листа толщиной тридцать миллиметров. То есть танк возит несколько тон лишнего веса. То есть не будь кардана то можно увеличить толщину брони по всему периметру танка на тридцать миллиметров сохранив начальный вес танка. Этот недостаток был присущ ВСЕМ немецким танкам, потому что они балдели с этой компоновки.
У была правильная (ну почти правильная) компоновка, но гениальный конструктор Кошкин сумел добавить те же самые тридцать сантиметров к высоте танка установив на выходной вал двигателя вентилятор, который далеко выходил за габариты двигателя. Так конечно проще. А лишние тридцать сантиметров? А гениальные конструкторы потому и гениальные, что о мелочах не думают.
Второй недостаток тройки это малые размеры. Просто танк был маленький. На него нельзя было поставить пушку калибра больше чем пятьдесят миллиметров.

Крепкий середнячок

Немецкая четвёрка была качественно изготовленным трактором на который поставили пушку. Подвеска была примитивная тракторного типа. Корпус был более сложной формы чем у тройки хотя и напоминал коробку. По скорости он уступал Т-34 но за счёт высокого качества изготовления намного превосходил его в тактической подвижности. Его короткий ствол не мешал ему уничтожать наши танки, потому что к этой пушке имелся кумулятивный снаряд. Снаряд примитивный по современным понятиям, но семьдесят пять миллиметров брони он пробивал на любой дистанции. В дальнейшем на него поставили пушку с длинным стволом. Очень часто четвёрку обвешивали дополнительными броневыми экранами. Тогда он становился совсем страшным плюс дульный тормоз на пушке. И вот наши бойцы совершенно уверены что на них ползёт тигр. Поэтому тигров на поле боя уничтожили в десять раз больше чем выпустили заводы.
Если сравнивать четвёрку и Т-34 в сорок третьем году, то я бы отдал предпочтение четвёрке. Лучшая оптика и надёжность при равных огневых возможностях и броневой защите. А что касается подвижности, то не летают танки над полем боя. А степенно ползают как обычные черепахи.
В своё время провели огромный объём испытаний, сравнивали танки Т-80 с газовой турбиной и дизельный Т-72. У восьмидесятого и абсолютная скорость больше и удельная мощность выше. Но как стали моделировать длительные марши и боевое применение, то семьдесят второй победил.
В общем, если бы немцы не морочили себе голову с тиграми и пантерами, а просто бросили все силы на производство четвёрки, то день победы мы не девятого а десятого мая праздновали.

Тигр великий и ужасный

Тигр был идеальным танком для защиты аэродрома с бетонным покрытием. У него была мощная броня, особенно для сорок третьего года. У него была современная торсионная подвеска. У него была мощная пушка. У него была отличная оптика и им было очень просто управлять. В отличии от Т-34 тигром мог управлять любой дистрофик.

Обратите внимание на бензобак - он достаточно компактный и расположен в моторном отделении а не как у Т-34 вместе с экипажем.
Недостатков было всего три. Всё та же идиотская схема компоновки, добавлявшая высоту корпуса и лишний вес конструкции. То как была выполнена торсионная подвеска. И слишком большой вес танка.
О чём думали немецкие конструкторы, когда проектировали подвеску я не знаю. Катки располагались в шахматном порядке, красиво перекрывая друг друга. Возможно они хотели получить особенно мягкий ход или прикрыть катками нижнюю часть корпуса. Хотя в нижнюю часть корпуса и так практически не бывает попаданий, воюют то в поле а не на аэродроме. В результате что бы поменять торсион или каток приходилось разбирать половину подвески.
Но самое главное вес тигра. Для любого уровня промышленности есть придельный вес изделия при котором изделие будет надёжно работать. Для сорок третьего года вес тигра был сильно завышен. Он и сам часто ломался, причём чаще всего ломалась ходовая часть, которую починить было очень не просто, и наши солдаты хлопот добавляли. Поняв что подбить тигр трудно а иногда просто нечем, был придуман тактический приём. Перед наступающими тиграми на четвереньках бегали сапёры и просто рассбрасывали противотанковые мины. Когда немецкие сапёры пытались собрать эти мины, благо они лежали на земле без всякой маскировки, их выбивали миномётным и пулемётным огнём. Особенно часто этот приём применялся в боях на Курской Дуге. Потому что немцы поверив в неуязвимость своих тигров тупо лезли на многослойную противотанковую оборону. Эвакуировать тигр с поля боя было очень трудно. Для транспортировки был нужен был или другой тигр или ТРИ обычных тягача. И это только в том случае если почва была сухая и достаточно крепкая. Поэтому я и написал, что идеальные условия для применения тигра это аэродром с бетонным покрытием.
Выполнять классические танковые задачи тигр не мог по определению. Самым эффективным его применением стало использование тигра в виде ПОДВИЖНОЙ огневой точки. Танк стоит в окопе (окоп иногда имел бетонные перекрытия) и с вероятностью девяносто восемь процентов пережидает артиллерийский налёт любой мощности. Когда наши войска поднимаются в атаку тигр вылезает из окопа на прямую наводку. В этом качестве тигр очень напоминает наш КВ в начальный период войны. Самые громкие победы КВ совершал тогда когда просто занимал какой нибудь стратегический (в местном масштабе) перекрёсток и немецкие танки упирались в него как лбом в стену. Оба танка имели достаточно скромную по мощности для их веса пушку, но большое количество снарядов.
Сказки о борьбе Т-34 с тигром. Сказка выглядит примерно так - используя скорость и маневренность Т-34 заходили с боку и били в борт. Я, как бывший танкист, с трудом это представляю. Стоит двадцать тигров в линию, с расстоянием между машинами метров сто, а перед ними двести наших танков. И как, или куда надо маневрировать, что бы оказаться межу соседними тиграми, на расстоянии пятидесяти метров от любого из них? Скорее всего всё было гораздо страшнее. На последних двух километрах сближения девять из десяти наших танков погибали а десятый, который просто не успели подбить уничтожал тигра.
Был правда более успешный способ борьбы. Фронт прорывался в ста километрах от ближайшего тигра, кольцо замыкалось и тигр оставался без горючего. Но что бы так воевать, во первых надо головой думать, а во вторых понимать что танки не предназначены для борьбы с танками противника.
В любом случае тигр произвёл на наших военных сильное, если не сказать неизгладимое впечатление. Хотя его можно было вообще не принимать в расчёт. По меркам той войны тигра выпустили в мизерном количестве. Тактическая подвижность у него была нулевая. Даже погрузка на железнодорожную платформу вызывала массу времени. По своим габаритам тигр не помещался на железнодорожной платформе. Поэтому перед погрузкой с него снимали обычные гусеницы и надевали специальные транспортные более узкие. После выгрузки происходило всё то же самое только в обратном порядке.

Пантера которую никто не заметил

Ну не то что бы совсем не заметили, просто реакция на пантеру была достаточно спокойная. Ну ещё один немецкий танк. Видимо после тигра эмоций уже не осталось. Бронирование у пантеры было условно противоснарядное. То есть лоб танка был защищён наклонной бронёй восемьдесят миллиметров, а борт имел броню всего сорок миллиметров. Для сорок третьего года этого было явно мало. А тонкий борт получился всё из за той же идиотской схемы танка с коробкой скоростей в носу и двигателем в корме. Пантера получилась необычайно высокой. Высота была почти три метра.

Из достоинств у пантеры надо признать большой боекомплект и маленький бензобак вынесенный в самую корму танка. Правда и бензина в нём хватало только на двести километров, но горела пантера очень редко.
Маленькое техническое отступление. Практически любой подбитый танк можно починить. Исключение составляют только сгоревшие танки или танки разорванные на мелкие кусочки. Немцы по несколько раз вводили в строй свои подбитые танки в начальный период войны. Поэтому наши войска подбили немецких танков в десять раз больше чем их выпустили немецкие заводы. А то некоторые авторы пишут, что мы сильно врали о немецких потерях. С кажу честно, врали но не так сильно. В дальнейшем даже появилось два различных понятия подбили и уничтожили. Поэтому после боя артиллеристы пытались поджечь подбитые но не горящие танки находящиеся на поле боя.
Так как в сорок третьем году мы в основном наступали, то и подбитые пантеры не восстанавливались а доставались нам в качестве трофея. Было много случаев когда нам доставались исправные пантеры, которые бросили только по тому что у них кончился бензин.
Патера была на много легче тигра, но на средний танк она не тянула. И вообще сорок третий год для пантеры это копия сорок первого года для Т-34. Танк подбить трудно но можно, а большинство потерь из за поломки ходовой части. Почему у технически грамотных немцев ломалась ходовая? Да всё новое первые пол года ломается, да и вес сорок три тонны (Т-72 всего сорок две весил) слишком много для того уровня развития промышленности.

Королевский тигр

В принципе об этом танке можно было не писать, потому что это уже верх технического абсурда. Но у него есть одно интересное техническое решение.





Баки с горючим располагались справа и слева от карданного вала на дне боевого отделения. Было ещё несколько небольших баков в моторном отделении и около него, но они по теории должны быть уже пустыми к моменту боя. С одной стороны бак в боевом отделении это абсурд. Но с другой стороны попаданий в танк на уровне пола боевого отделения практически не бывает. Хорошо или плохо горели королевские тигры я не знаю, просто их так мало было что и статистики по этому танку наверно нету.

Производство немецких танков

Вот картинка из моего любимого журнала техника молодёжи за семидесятый год. Возле каждого танка стоит количество выпущенных. Как видите немцы не преуспели в количестве и попытались взять качеством. Это имело бы смысл если бы война велась в ущелье шириной десять километров. Но когда линия фронта составляет тысячи километров то без количества ни как не обойдёшься. При всей техническом совершенстве немецкие танковые заводы по нашим меркам напоминали танковые мастерские.
Маленькое лирическое отступление. Эта тема в советское время замалчивалась, но наши братья Чехи и Словаки внесли огромный вклад в вооружение немецкой армии. В начальный период войны в Прибалтике немцы наступали практически на танках чехословатского производства доставшимся им по наследству после оккупации Чехословакии. Да и во время войны танковое производство Чехословакии работало на полную мощность.
Многие указывают что немецкие танки были сложными в производстве. Это наверно правда, хотя как танк похожий по форме на коробку из под обуви и имеющий бензиновый двигатель может быть дороже танка с наклонной бронёй и дизельным двигателем? Скорее всего всё дело в размере производства.
У нас было три огромных завода. Из них один самый большой в мире завод по производству вагонов, на территории которого поместились все харьковские заводы и некоторые другие эвакуированные производства. Конечно было немного тесно, но получился самый большой в мире танковый завод с поточным производством танков. Второй завод получился из бывшей верфи. Качество танков первый год было ужасное но количество впечатляло. А немцы в это время на своих верфях произвели тысячу подводных лодок. Я думаю вместо тысячи лодок можно было выпустить десять тысяч танков.
Третий огромный завод должен был получиться на базе тракторного завода и опять же верфи в Сталинграде. Но Сталинград сравняли с землёй. Поэтому Т-34 стали делать на базе тракторного завода в Челябинске. Причём на нём одновременно делали и тяжелые танки, что с точки зрения технолога является техническим идиотизмом. Завод изначально был не очень мощным (восемь тысяч тракторов в год) но на его территорию переехало всё танковое производство Ленинграда.
И говоря о стоимости танков надо не забывать что наши рабочие трудились практически бесплатно. А заработная плата тоже входит в стоимость изделия.
Ну и как тут не вспомнить американцев? Они развернули производство своих достаточно примитивных танков на огромных автомобильных заводах. И если бы им это было нужно то они наделали бы танков больше всех воюющих стран вместе взятых. Но им были нужны пароходы и поэтому они выпустили ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ транспортных кораблей типа либерти.

Как я считаю, не имеет смысла сравнивать те танки Великой Отечественной войны, которые были по разные линии баррикад. Логично было бы сказать, что наиболее качественная военная техника оказывается у победителя. В 20 веке еще не было отличительных критериев оценивания оружия, поэтому считалось, что у победившего противника качество лучше.

Английские, немецкие, советские и другие танки сравнивают по таким пунктам как тягоподъемность, вооружение, прочность и комфортность.

Каждый танк превосходил соперника в одном из этих пунктов, но в результате победила антигитлеровская коалиция. Нельзя сказать, что Англия или Советский Союз были лучше оснащены техникой, чем Гитлеровская Германия. Но по количеству солдат страны, которые были против фашизма и нацизма, значительно превосходили армию Гитлера.

Этим и объясняется их победа. По общим данным исследований было обнаружено, что за всю Великую Отечественную войну человечество изготовило почти 200 тысяч танков. Из них большая часть принадлежит СССР и США, конечно же, а треть досталась Германии и Великобритании.

Стоит отметить, что, несмотря на явный перевес в солдатах и технике, Германия очень умело распоряжалась своими ресурсами.

Советский Союз не имел достаточно времени на подготовку к серьезной атаке, поэтому был вынужден отступить и принять немалые потери боевой техники, солдат.

Если говорить в целом, то армия совершенно не была готова идти на войну. В отряды набирались совершенно необученные танкисты, которые впоследствии стали причиной поражения на первых этапах. Хотя приятно осознавать, что множество моделей советских танков входит в список «лучших танков 1940-х».






Выпущенных единиц: 84 070 шт
Вес: 25,6–32,2 тонн
Оружие: пушка калибра 76/85 мм, два пулемета калибра 7,62 мм
Экипаж: 4–5 чел
Скорость на п/м: 25 км/ч

Ни один танк в истории мирового танкостроения никогда не выпускался в таких колоссальных количествах. Больше половины из почти 85 тысяч «тридцатьчетверок» приходится на модификации самого первого варианта - Т-34-76 (детище легендарного конструктора Михаила Кошкина), вооруженного 76-миллиметровой пушкой Ф-34. Именно эти танки, которых к началу войны успели выпустить около 1800 штук.






Выпущенных единиц: 49 234 шт
Вес: 30,3 тонн
Оружие: пушка калибра 75/76/105 мм, пулемет калибра 12,7 мм, два пулемета калибра 7,62 мм
Экипаж: 5 чел
Скорость на п/м: 40 км/ч

Танк «Шерман» назван в честь героя Гражданской войны в США генерала Уильяма Шермана, - М4 получил сначала в Великобритании, и лишь потом оно стало общим для всех танков этой модели. А в СССР, куда ленд-лизовские М4 поставлялись с 1942 года по 1945 год, его чаще всего называли «эмча», по индексу. По числу танков, стоявших на вооружении Красной армии, М4 уступили только Т-34 и КВ: в СССР воевало 4063 «Шермана».






Выпущенных единиц: 23 685 шт
Вес: 12,7 тонн
Оружие: пушка калибра 37 мм, три–пять пулеметов калибра 7,62 мм
Экипаж: 4 чел
Скорость на п/м: 20 км/ч

В американской армии легкие танки М3 «Стюарт» появились в марте 1941 года, когда стало ясно, что их предшественники М2 явно не соответствуют требованиям времени. Но «двойка» стала основой для создания «тройки», унаследовав как ее достоинства - высокую скорость и эксплуатационную надежность, так и недостатки - слабость вооружения и брони и ужасающую тесноту боевого отделения. Но зато танк был несложен в производстве, что и позволило ему стать самым массовым в мире легким танком.






Выпущенных единиц: 8686 шт
Вес: 25 тонн

Экипаж: 5 чел
Скорость на п/м: 25–30 км/ч

По-немецки он назывался Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV), то есть боевой танк IV, а в советской традиции его обозначали как T-IV, или Т-4. Он стал самым массовым танком вермахта за всю историю его существования и применялся на всех театрах военных действий, где присутствовали немецкие танкисты. Т-4 - это, пожалуй, такой же символ немецких танковых частей, каким для советских танкистов стал Т-34.






Выпущенных единиц: 8275 шт
Вес: 16 т
Оружие: пушка калибра 40 мм, пулемет калибра 7,92 мм
Экипаж: 3 чел
Скорость на п/м: 15 км/ч

Танк «Валентайн» - стал самой массовой британской бронированной машиной, и, конечно, эти танки активно поставлялись в СССР по ленд-лизу. В общей сложности советской стороне было отгружено 3782 танка «Валентайн» - 2394 британских и 1388 собранных в Канаде. Дошло до советско-германского фронта на полсотни машин меньше: 3332 штуки. Первые из них попали в боевые части в самом конце ноября 1941 года, и, как писали в своих воспоминаниях немецкие участники битвы под Москвой, проявили себя не лучшим образом: пленные советские танкисты, дескать, от души ругали британские «жестянки».






Выпущенных единиц: 5976 шт
Вес: 45 тонн
Оружие: пушка калибра 75 мм, два пулемета калибра 7,92 мм
Экипаж: 5 чел
Скорость на п/м: 25–30 км/ч

Panzerkampfwagen (PzKpfw) V Panther - или сокрашенно «Пантера». К несчастью для советских танкистов и артиллеристов, немецкий танк оказался не по зубам большинству орудий Красной армии. Зато сама «Пантера» «кусалась» издалека: ее 75-миллиметровая пушка пробивала броню советских танков с таких дистанций, на которой новая немецкая машина была для них неуязвима. И этот первый успех дал возможность немецкому командованию заговорить о том, чтобы сделать Т-5 (так новый танк назывался в советских документах) основным вместо «ветерана» Т-4.






Выпущенных единиц: 5865 шт
Вес: 25,9 тонн
Оружие: пушка калибра 37/50/75 мм, три пулемета калибра 7,92 мм
Экипаж: 5 чел
Скорость на п/м: 15 км/ч

Пусть и не такой массовый, как Т-4, Panzerkampfwagen (PzKpfw) III с середины 1941-го по начало 1943-го составлял основу парка панцерваффе - танковых сил вермахта. А всему причиной странная для советской традиции система определения типа танка по… вооружению. Поэтому с самого начала имевший 75-миллиметровую пушку Т-4 считался тяжелым танком, то есть не мог быть основной машиной, а имевший 37-миллиметровое орудие Т-3 относился к средним и вполне претендовал на роль основного боевого танка.






Выпущенных единиц: 4532 шт
Вес: 42,5–47,5 тонн
Оружие: пушка калибра 76/85 мм, три пулемета калибра 7,62 мм
Экипаж: 4–5 чел
Скорость на п/м: 10–15 км/ч

«Клим Ворошилов» - а именно так расшифровывается аббревиатура КВ - стал первым советским тяжелым танком классической схемы, то есть однобашенным, а не многобашенным. И хотя опыт его первого боевого применения во время Зимней войны 1939–1940 годов оказался не самым лучшим, новую машину поставили на Оружие. В том, насколько верным было это решение, военные убедились после 22 июня 1941 года: даже после нескольких десятков попаданий снарядов немецких орудий тяжелые КВ продолжали вести бой!






Выпущенных единиц: 3475 шт
Вес: 46 тонн
Оружие: пушка калибра 122 мм, пулемет калибра 12,7 мм, три пулемета калибра 7,62 мм
Экипаж: 4 чел
Скорость на п/м: 10–15 км/ч

Первые танки серии ИС - «Иосиф Сталин» - разрабатывались параллельно с модернизацией танков КВ, на которые ставили новое 85-миллиметровое орудие. Но очень скоро стало ясно, что этой пушки мало, чтобы на равных вести бои с новыми немецкими танками «Пантера» и «Тигр», имевшими толстую броню и более мощные 88-миллиметровые орудия. Поэтому после выпуска сотни с небольшим танков ИС-1 на Оружие был принят ИС-2, вооруженный 122-миллиметровой пушкой А-19.






Выпущенных единиц: 1354 шт
Вес: 56 тонн
Оружие: пушка калибра 88 мм, два–три пулемета калибра 7,92 мм
Экипаж: 5 чел
Скорость на п/м: 20–25 км/ч

Вопреки распространенному мнению, что своим появлением Panzerkampfwagen (PzKpfw) VI Tiger обязан столкновением напавшей на СССР Германии с новыми советскими танками Т-34 и КВ, разработки тяжелого танка прорыва для вермахта стартовали еще в 1937 году. К началу 1942-го машина была готова, ее приняли на

Оружие под индексом PzKpfw VI Tiger и направили первые четыре танка под Ленинград. Правда, этот первый бой был для них неудачным. Зато в последующих сражениях тяжелый немецкий танк полностью подтвердил свое кошачье имя, доказав, что, как и настоящий тигр, остается самым опасным «хищником» на поле боя. Особенно заметно это было в дни битвы на Курской дуге, где «тигры» оказались вне конкуренции.

Во время войны трофейная бронетехника вермахта ограниченно использовалась в боевых целях армиями его противников, особенно Красной Армией. Ещё в декабре 1941 года в составе Автобронетанкового Управления РККА создали Отдел по эвакуации и сбору трофеев. А в феврале 1943 года стали создаваться специальные трофейные бригады для сбора и вывоза всякого захваченного имущества. Они подчинялись образованному в апреле 1943 году Трофейному комитету ГКО во главе с маршалом Ворошиловым. Всего за время войны и после неё трофейные бригады собрали более 24 тысяч немецких танков и штурмовых орудий.

Часть немецких танков и бронемашин доставалась советским войскам в исправном состоянии или могла использоваться после небольшого ремонта. Однако их боевое применение было ограниченным. Сказывалось отсутствие собственной ремонтной базы для вражеской техники и недостаток боеприпасов нужного калибра.

Ближе к концу войны большинство захваченной техники составляли новые модификации. Они были очень сложны в эксплуатации для неподготовленных к ним советских экипажей. Боевое применение трофейных танков «Тигр» и «Пантера» было единичным и, как правило, очень коротким по времени после их захвата. Тем не менее, такие случаи имели место.

В конце войны Германия производила только танки «Тигр», «Королевский тигр» и «Пантера». Их производство было ограниченным. Так, «Королевских тигров» было выпущено менее пятисот штук, а «Тигров» – чуть более полутора тысяч. Почти все они были выбиты ещё зимой 1944/45 г. в Арденнах и в марте 1945 г. при немецком наступлении у озера Балатон. Множество немецкой техники было уничтожено во время уличных боёв в Берлине и Кёнигсберге.

Тем не менее, по окончании войны в распоряжении Красной Армии находилось некоторое количество трофейных немецких танков, особенно «Пантер», коих немцы изготовили более 5000. В июне 1945 года в советских войсках насчитывалось 307 «Пантер», однако исправных среди них числилось всего 111. Спустя месяц, после сортировки и отбраковки части машин, «Пантер» на ходу осталось 63, ещё 83 штуки требовали ремонта.

На вооружении Советской Армии после войны немецкие трофеи не состояли. Они использовались в основном как мишени на учебных стрельбах и испытаниях, реже как тягачи и учебные машины. По мере их износа они не ремонтировались, а списывались и шли в переплавку. К концу 1946 года немецкой трофейной бронетехники в Советской Армии не осталось.

В странах – союзниках СССР по Восточному блоку жизнь немецких танков оказалась более долгой. Так, на вооружение армии Чехословакии поступили 167 немецких танков (в том числе 65 «Пантер»). Поскольку в Чехословакии располагались танковые заводы бывшего Рейха, там эти танки состояли на вооружении до 1955 года. 15 «Пантер» до начала 50-х гг. имелось в армии Болгарии. Со списанных после этого танков сняли башни и установили в качестве дотов вдоль границы с Турцией. В Румынии до конца 40-х гг. использовались 13 «Пантер».

Больше полусотни трофейных «Пантер» до 1950 года состояло на вооружении Франции. Единичные экземпляры большинства моделей немецкой бронетехники имеются во многих музеях мира, в том числе в подмосковной Кубинке.