Состав и строение рыб. Строение рыб

7 класс

Урок по теме "Внутреннее строение рыбы".

Цель урока: Познакомить учащихся с опорно - двигательной системой, системами дыхания, кровообращения, пищеварения и нервной систем рыб, на примере речного окуня.

Задачи урока
Образовательная .

Показать сходство и различия в строении рыб и низших хордовых животных.

Дать представление о сложности внутреннего строения рыб по сравнению с низшими хордовыми.

Дать представление о системе опорно – двигательной, дыхания, кровообращения рыб, пищеварения и нервной систем.

Развивающая.
Развивать умение учащихся сравнивать представителей различных групп животных, оценивать усложнение их общей организации и отдельных систем органов.
Воспитательная. Воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к родному краю.

Тип урока
1) по назначению- урок сообщения новых знаний;
2) по содержанию- урок изучения внутреннего строения рыбы;
3)по типу- комбинированный урок
.
Методы: Рассказ, работа со слайдами, беседа, самостоятельные наблюдения.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, таблицы «Внутреннее строение рыбы» и «Внешнее строение рыбы», головной мозг рыбы, живая рыба.

План урока


1. Сообщение темы и целей урока

2. Проверка домашнего задания

3. Объяснение нового материала

4. Закрепление понятий самостоятельные наблюдения

5. Выполнение Лабораторной работы

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание

Ход урока


1 . Орг. момент . Сообщение темы и целей урока Слайд 1

2.Проверка домашнего задания.

1) Устный опрос по таблице Строение рыбы Слайд 2.

Выберите правильные ответы:

А – одному классу

рыбы, Костистые рыбы.

А – дышат жабрами

Б – имеют хорду

Б – голова, грудь, брюшко

В – голова, туловище, хвост

А – не имеют желез

Б – покрыта чешуей

А – органом обоняния

Б – органом вкуса

В – боковой линии

Г – органом слуха

А – обоняния

Б – осязания

А – способе размножения

Б – наличии у них скелета

8. Рыбы относятся к типу:

А – хордовых

Б – полухордовых

В – бесчерепных

Г – позвоночных

Ответы к тесту по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение»

1. Б 2. А, Г 3. В 4. Б, В 5. А 6. Г 7. В 8. А

3.Объяснение нового материала

На этом занятии мы познакомимся с внутренним строением рыб на примере речного окуня, узнаем, что такое опорно-двигательная система и плечевой пояс , что называют плавательным пузырем и как устроены жабры . Так же мы поговорим о том, почему одни сосуды называют венами , а другие артериями , как называется самый крупный кровеносный сосуд организма окуня, какие отделы мозга и органы чувств он имеет.

(Рассказ с использованием презентации)

Рассмотрим внутреннее строение Костных рыб на примере речного окуня.

В организме окуня имеется хорошо развитая опорно-двигательная система. Давайте узнаем, что это такое. Опорно-двигательная система – это особая система организма животных, которая обеспечивает способность передвигаться в пространстве с помощью мышц, служит местом их крепления, являясь опорой и защитой для всех органов организма. Как вы уже поняли, к опорно-двигательной системе относятся скелет и мышцы животного.

Запись в рабочих тетрадях : к опорно-двигательной системе относятся скелет и мышцы животного

Слайд 3.

Скелет окуня состоит из большого числа костей. Основой скелета является позвоночник, образованный большим количеством позвонков и пронизывающий тело рыбы от головы до самого хвоста. У развивающегося в икринке окуня сначала образуется хорда, вокруг которой позднее формируются позвонки. У взрослой особи от хорды остаются только небольшие хрящевые образования между позвонками. Число позвонков в организме обычно примерно одинаково у особей одного вида и у речного окуня колеблется от 39 до 42 штук. У окуня, как и у большинства рыб, имеется скелет черепа, ребер и плавников (парных и непарных). Скелет непарных плавников (хвостового, анального и двух спинных) состоит из костных лучей, образующих основу лопастей плавников. Парные плавники имеют в теле опору в виде поясов конечностей - плечевого (для грудных) и тазового (для брюшных плавников). Пояс конечности – это особое образование, соединяющее свободную конечность (плавник) с позвоночником. Мускулатура окуня развита достаточно хорошо, наиболее сильные мышцы располагаются на спине и хвосте животного.

Запись в рабочих тетрадях: позвоночник, скелет черепа, ребер и плавников (парных и непарных). Наиболее сильные мышцы располагаются на спине и хвосте.

Слайд 4

Как и любая рыба, окунь значительно тяжелее воды, именно поэтому ему необходим особый орган, который может обеспечить животному плавучесть, то есть способность не тонуть в воде. Этот орган называется плавательным пузырем. Плавательный пузырь – это полупрозрачный мешочек, наполненный смесью газов и расположенный в брюшной полости над кишечником. Образуется плавательный пузырь еще у зародыша, как вырост кишечника на спинной стороне рыбы. Личинка на 2-3-и сутки после вылупления должна всплыть к поверхности воды и проглотить немного атмосферного воздуха для заполнения плавательного пузыря. Если этого не произойдет, то она не сможет плавать и погибает. У взрослого окуня связь пузыря с кишечником утрачена. Рыбы могут регулировать объем плавательного пузыря, управляя тем самым глубину своего погружения, то сужая, то расширяя его.

Запись в рабочих тетрадях : Плавательный пузырь – это полупрозрачный мешочек, наполненный смесью газов и расположенный в брюшной полости над кишечником. Регулируя объем плавательного пузыря, рыбы могут управлять глубиной погружения.

Слайд 5

Пищеварительная система. Говоря о речном окуне, не следует забывать, что это животное – хищник. Добычу он захватывает, удерживает и измельчает зубами, сидящими на челюстях. Далее пища проходит через глотку и пищевод, после переваривается в желудке под действием желудочного сока. Затем частично измельченная пища попадает в тонкую кишку, где и расщепляется под воздействием пищеварительного сока поджелудочной железы и желчи, которую вырабатывает печень. Запас желчи накапливается в желчном пузыре. После питательные вещества прямо через стенки кишечника проникают в кровь, а все непереваренные остатки через заднюю кишку попадают в анальное отверстие и выводятся из организма.

Запись в рабочих тетрадях : Рот – язык – глотка – пищевод – желудок (печень, поджелудочная железа) – кишечник – анальное отверстие.

Слайд 6

Дыхательная система. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Дыхание осуществляется с помощью жабр. Сначала окунь заглатывает воду, далее, пропуская ее через жабры, отфильтровывает кислород и выводит лишнюю воду. Жабры состоят из жаберных дуг, каждая из которых, в свою очередь, состоит из жаберных лепестков с одной стороны и жаберных тычинок с другой. Тычинки не позволяют просочиться через жабры добыче, а лепестки связаны с кровеносной системой и осуществляют обмен кислорода и углекислого газа между телом окуня и окружающей средой. Этот процесс получил название газообмен. Промежутки между жаберными дугами называются жаберными щелями. Снаружи жабры окуня защищены жаберными крышками

Запись в рабочих тетрадях : Жабры образованы жаберными дугами, которые состоят из жаберных лепестков с одной стороны и жаберных тычинок с другой.

Слайд 7

Кровеносная система. Кровь разносит по телу речного окуня поступившие из кишечника питательные вещества и полученный через жабры кислород. Кровеносная система замкнутая. Сердце двухкамерное: состоит из одного предсердия и одного желудочка. Из желудочка выходит насыщенная кислородом ярко-алая кровь и направляется к тканям и клеткам организма по сосудам, которые называют артериями. Обратно к сердцу движется вишневая кровь, насыщенная углекислым газом и продуктами распада, по сосудам, которые называют венами. Самый крупный кровеносный сосуд организма рыб - это аорта.

Запись в рабочих тетрадях : Кровеносная система замкнутая. Сердце двухкамерное: состоит из одного предсердия и одного желудочка. От желудочка по артериям артериальная кровь идет к органам, а от органов по венам идет венозная кровь к предсердию.

Слайд 8

Выделительная система. Из крови почками отфильтровываются продукты распада, образующие мочу. По двум мочеточникам она попадает в мочевой пузырь, из которого после накопления выводится прямо позади анального отверстия.

Запись в рабочих тетрадях : почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевое отверстие.

Слайд 9

Нервная система окуня представлена спинным и головным мозгом. Спинной мозг располагается в канале позвоночника. Между каждой парой позвонков от него отходят нервы, которые управляют работой мышц, плавников и органов тела. В головном мозге выделяют ряд отделов, а именно: передний, промежуточный и средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Каждый отдел имеет огромное значение в жизни животного. Например, мозжечок отвечает за равновесие и координацию движений. Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг и играет большую роль в управлении дыханием, кровообращением, пищеварением и другими важнейшими функциями организма.

Запись в рабочих тетрадях : Головной (передний, промежуточный, средний, мозжечок и продолговатый) и спинной мозг.

Слайд 10

У окуня также имеются органы чувств . Так, органом обоняния являются парные слепые мешки с расположенными в них чувствительными клетками. В слепые мешки ведут парные ноздри, которые располагаются на переднем конце головы.

Органом зрения являются глаза; важно заметить, что окунь достаточно хорошо видит лишь на сравнительно небольшом расстоянии.

Органы слуха не видны снаружи, так как они располагаются по бокам головы внутри самого черепа.

Органами вкуса являются чувствительные клетки, расположенные не только во рту, но и по всей поверхности тела.

Особым органом чувств является боковая линия , расположенная по бокам тела и проходящая от головы до хвоста окуня. Боковая линия позволяет улавливать температуру и скорость течения, а также позволяет улавливать приближение других животных .

Запись в рабочих тетрадях : Органы чувств: обоняние, зрение, слух, вкус, боковая линия.

4. Закрепление понятий

Слайды 11 – 14 фронтальная работа с рисунком и тестами

5. Выполнение Лабораторной работы № на стр.160 учебника.

6. Подведение итогов урока.

Все представители Надкласса рыбы имеют ряд особенностей строения, как внешнего, так и внутреннего. Некоторые из этих особенностей относятся ко всем рыбам, другие - лишь к некоторым из них. Наиболее заметные отличия в строении наблюдаются между представителями двух основных Классов рыб, а именно: представителей Класса Костные рыбы и представителей Класса Хрящевые рыбы. Речной окунь относится к Классу Костные рыбы.

7. Домашнее задание.

1. Изучить § 32 стр. 155 – 161;

2. Устно ответить на вопросы 1- 4;

3. Подготовить мультимедиа-реферат по одной из предложенных тем:
1. Многообразие рыб.

2. Рыбы-гиганты и рыбы-карлики.

3. Окраска рыб в связи с их образом жизни.

Приложение 1.

Тест по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб».

Выберите правильные ответы:

1. Рыбы – это животные, которых относят к:

А – одному классу

Б – двум классам: Хрящевые рыбы и Костные рыбы

В – трем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы и Костные рыбы

Г – четырем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы, Костные

рыбы, Костистые рыбы.

2. Рыбы приспособлены к среде обитания:

А – дышат жабрами

Б – имеют хорду

В – имеют головной и спинной мозг

Г –парные конечности имеют форму плавников

3. Из каких отделов состоит тело рыб:

А – головогрудь, брюшко, хвост

Б – голова, грудь, брюшко

В – голова, туловище, хвост

Г – голова, туловище, плавники

4. Каковы особенности строения кожи рыб?

А – не имеют желез

Б – покрыта чешуей

В – имеет много слизистых желез

Г – не имеет покровных образований

5. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу течения воды:

А – органом обоняния

Б – органом вкуса

В – боковой линии

Г – органом слуха

6. Органы боковой линии у рыб выполняют функции:

А – обоняния

Б – осязания

В – только ощущения глубины погружения

Г – ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды

7. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:

А – способе размножения

Б – наличии у них скелета

В – приспособленности к среде и месту обитания

Г – наличии у них покровительственной окраски

8. Рыбы относятся к типу:

А – хордовых

Б – полухордовых

В – бесчерепных

Г – позвоночных


Урок изучения нового материала

Учитель: Васильева З. Н.



Тема урока :

Особенности строения систем внутренних органов рыбы в связи с их функциями.

Цели урока: 1.Раскрыть особенности строения систем внутренних органов тела рыбы в связи с жизнью в воде и их функциональное значение. 2.Распознавать органы и системы органов рыб на препаратах, таблицах, рисунках.


Оборудование:

Таблица «Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь».

Рельефная таблица « Внутреннее строение рыбы».


Ход урока I .Организационный момент. II .Активизация знаний. Заполнить таблицу.

Отделы тела

Отделы скелета

Кости, образующие скелет

Туловище

Функции отделов

Позвоночник

а ) туловищный отдел

б) хвостовой отдел

Плавники

а)парные

б )непарные

Скелет парных плавников

Скелет непарных плавников


III .Изучение нового материала .

Характеристика рыб и черт их приспособленности к водной среде обитания будет неполной без рассмотрения особенностей внутреннего строения этих животных.

Для выполнения этого задания организуется работа в группах по 4 человека(каждая группа получает вопросник и лист чистой бумаги). Используя текст учебника, дополнительный материал и таблицы подготовить выступление перед классом.


Пищеварительная система

Докажите ,что между строением пищеварительной системы и функциями, которые она выполняет, существует взаимосвязь.

1. Чем питается рыба?

2.В каких органах системы и при участии каких желез происходит пищеварение? В чем сущность этого процесса?

3.В чем сходство пищеварительных систем беспозвоночных

и позвоночных?

4. Сделайте вывод.


Дыхательная система

Докажите, что между строением

дыхательной системы и функциями,

которые она выполняет, существует

взаимосвязь.

1.Откуда берет рыба кислород для

дыхания?

2. Где кислорода больше, в воздухе

или в воде?

3.Какой газ выделяет рыба в воду?

4.Какое строение имеют жабры?

5.Как осуществляется работа жаберного

аппарата? Сделайте вывод.


Кровеносная система

1 . Из скольких камер состоит сердце рыбы. Почему оно может сокращаться?

2. Может ли кровь двигаться из желудочка в предсердие?

3. Какие сосуды называются артериями, венами, капиллярами?

4. Какая кровь называется артериальной?, а какая –венозной?.

5. Почему кровеносная система называется замкнутой?.

6.В чем различие кровеносной системы беспозвоночных и

позвоночных?

7.Сделайте вывод .


Выделительная система

Докажите, что между строением выделительной системы и

функциями, которые она выполняет, существует взаимосвязь.

1.Какие вредные вещества накапливаются в клетках тела в

процессе пищеварения и дыхания.?

2. Каким образом жидкие вещества попадают в почки?

3.Что произойдет с рыбой, если у нее не будет работать выделительная система?

4.Используйте дополнительный материал для составления характеристики выделительной системы.

5. Сделайте вывод .


Плавательный пузырь

Докажите, что между строением плавательного пузыря и его функциями существует взаимосвязь.

1. Где расположен плавательный пузырь?

2.Чем он наполнен?

3.Назовите все функции плавательного пузыря.

4.Все ли рыбы имеют плавательный пузырь?

5.Используйте дополнительный материал для

составления характеристики плавательного пузыря.

6. Сделайте вывод.


Обмен веществ

Докажите, что между строением, функционированием систем органов и уровнем обмена веществ существует взаимосвязь.

1. Что такое обмен веществ?

2. Какие вещества(при дыхании и питании) поступают в тело рыбы.

3.Какие превращения происходят с ними в организме

рыбы?

4.Какие вредные для организма вещества выделяются в

воду?

5.Почему рыбы называются холоднокровными животными?

6. Сделайте вывод.


IV .Закрепление

Заполнить таблицу .

Системы органов

Особенности строения

1.Внутренний скелет

3.Органы пищеварения

4.Органы дыхания

5.Кровеносная система

6.Органы выделения

7.Нервная система


1.Пища,попавшая в организм, проходит через кишечный тракт.

2.Рыбы дышат жабрами, поглощая кислород, растворенный в воде.

жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, пронизанных.

кровеносными сосудами.

3.Органами выделения рыбы являются туловищные почки, благодаря работе которых кровь очищается от вредных продуктов жизнедеятельности.

4.Кровеносная система рыб замкнутого типа. Один круг кровообращения.

Сердце двухкамерное, состоящее из предсердия и желудочков.

5.Рыбы – холоднокровные животные.

6.Плавательный пузырь играет важную роль в жизни большинства рыб, являясь гидростатическим аппаратом и регулятором содержания газов в крови.


Домашнее задание.

1.Термины, характеристика внутреннего строения рыбы.

2.Индивидуальное задание: сообщения «Нерестовые миграции рыб», «Развитие рыб».


Литература

Краткий курс для школьников и абитуриентов «Биология» автора Г.И. Локшин

http://fish/geoman.ru

Иллюстрированная энциклопедия рыб.

>>Внутренние органы рыб

§ 39. Внутренние органы рыб

Полость тела.

В туловищном отделе рыбы, под позвоночником, находится большая полость тела, в которой располагаются внутренние органы 74 .

Пищеварительная система .

Окунь - хищник. Он питается различными водными животными, в том числе и рыбами других видов. Свою добычу окунь захватывает и удерживает острыми зубами, сидящими на челюстях. После заглатывания пища проходит через глотку и пищевод в желудок. Окунь глотает свою добычу целиком, и в связи с этим его желудок обладает способностью сильно растягиваться. Микроскопические железы стенок желудка выделяют желудочный сок. Под его действием пища начинает перевариваться. Частично измененная пища проходит затем в тонкую кишку, где на нее действует пищеварительный сок поджелудочной железы и желчь, поступающая из печени. Запас желчи накапливается в желчном пузыре рез стенки в кровь, а непереваренные остатки поступают в заднюю кишку и выбрасываются наружу.

Дыхательная система .

Рыба дышит кислородом, растворенным в воде, постоянно заглатывая воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, которыми пронизаны стенки глотки, и омывает органы дыхания - жабры. У окуня они состоят из жаберных дуг, на каждой из которых с одной стороны сидят ярко-красные жаберные лепестки, а с другой - беловатые жаберные тычинки. Жаберные тычинки - это цедильный аппарат: они препятствуют выскальзыванию добычи через жаберные щели. Жаберные лепестки пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами - капиллярами. Через тонкие стенки жаберных лепестков в кровь проникает кислород, растворенный в воде, а из крови в воду удаляется углекислый газ.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Класс Рыбы - это наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, которая объединяет более 25 тысяч видов. Рыбы являются обитателями водной среды, они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников. Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоёмов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют солёные воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек. Они обитают в пресных реках, ручьях, озёрах и болотах.

Внешнее строение рыбы

Основными элементами внешнего строения тела рыбы являются: голова, жаберная крышка, грудной плавник, брюшной плавник, туловище, спинные плавники, боковая линия, хвостовой плавник, хвост и анальный плавник, это можно увидеть на рисунке ниже.

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб

1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)

2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)

3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные - спинной, анальный, хвостовой)

1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр

2. Защита внутренних органов

3. Движения, поддержание равновесия

Мускулатура

Широкие мышечные ленты, раз-деленные на сегменты

Движение

Нервная система

1. Головной мозг (отделы - передний, средний, продолговатый, мозжечок)

2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)

1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

3. Восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

3. Орган слуха

4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)

5. Боковая линия

2. Обоняние

4. Осязание, вкус

5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения

Пищеварительная система

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Плавательный пузырь

Наполнен смесью газов

Регулирует глубину погружения

Дыхательная система

Жаберные лепестки и жабер-ные дуги

Осуществляют газо-обмен

Кровеносная система (замкнутая)

Сердце (двухкамерное)

Артерии

Капилляры

Снабжение всех кле-ток тела кислородом и питательными ве-ществами, отведение продуктов распада

Выделительная система

Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь

Выделение продук-тов распада

Система размно-жения

У самок: два яичника и яйцеводы;

У самцов: семенники (два) и семяпроводы

Полость тела рыбы

В туловищном отделе рыбы, под позвоночником, находится большая полость тела, в которой располагаются внутренние органы.

Рисунок: Внутреннее строение речного окуня. Пищеварительная и выделительная системы

Пищеварительная система рыбы на примере речного окуня

Окунь - хищник. Он питается различными водными животными, в том числе и рыбами других видов. Свою добычу окунь захватывает и удерживает острыми зубами, сидящими на челюстях. После заглатывания пища проходит через глотку и пищевод в желудок. Окунь глотает свою добычу целиком, и в связи с этим его желудок обладает способностью сильно растягиваться. Микроскопические железы стенок желудка выделяют желудочный сок . Под его действием пища начинает перевариваться. Частично измененная пища проходит затем в тонкую кишку, где на нее действует пищеварительный сок поджелудочной железы и желчь, поступающая из печени. Запас желчи накапливается в желчном пузыре . Питательные вещества проникают через стенки в кровь, а непереваренные остатки поступают в заднюю кишку и выбрасываются наружу.

Дыхательная система рыбы на примере речного окуня

Рыба дышит кислородом, растворенным в воде, постоянно заглатывая воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели , которыми пронизаны стенки глотки, и омывает органы дыхания - жабры . У окуня они состоят из жаберных дуг, на каждой из которых с одной стороны сидят ярко-красные жаберные лепестки , а с другой - беловатые жаберные тычинки . Жаберные тычинки - это цедильный аппарат: они препятствуют выскальзыванию добычи через жаберные щели. Жаберные лепестки пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами - капиллярами. Через тонкие стенки жаберных лепестков в кровь проникает кислород, растворенный в воде, а из крови в воду удаляется углекислый газ.

Если кислорода мало, то рыбы поднимаются к поверхности и начинают захватывать воздух ртом. Длительное пребывание в воде, содержащей мало кислорода, может вызвать гибель рыб. Зимой подо льдом в водоемах иной раз бывает недостаток кислорода. Тогда наступает замор рыбы. Для предотвращения замора полезно делать во льду проруби.

Высохшие жаберные лепестки не могут пропускать кислород и углекислый газ. Поэтому вынутая из воды рыба быстро погибает. Снаружи нежные жабры прикрыты жаберными крышками.

Кровеносная система рыб на примере речного окуня

Рисунок: Внутренне строение речного окуня. Кровеносная система

Рисунок: Строение и работа жабр речного окуня

Кровеносная система рыб замкнутая. Она состоит из сердца и сосудов. Сосуды, отходящие от сердца, называют артериями , сосуды, приносящие кровь к сердцу, - венами . Сердце рыбы двухкамерное . Оно состоит из предсердия и желудочка , мускульные стенки которых поочередно сокращаются. Из предсердия кровь выталкивается в желудочек, а из него в крупную артерию - брюшную аорту . Обратному движению крови препятствуют клапаны. Брюшная аорта направляется к жабрам , в них кровь имеет темный цвет, насыщена углекислым газом и называется венозной . В жабрах сосуды разветвляются на капилляры . Протекающая в них кровь освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом. В сосудах, отходящих от жабр, течет уже алая, насыщенная кислородом артериальная кровь . Она собирается в спинную аорту , которая тянется вдоль тела под позвоночником. В хвостовом отделе спинная аорта проходит сквозь нижние дуги позвонков.

От спинной аорты отходят более мелкие артерии, которые разветвляются в различных органах до капилляров. Через стенки этих капилляров в ткани поступают кислород и питательные вещества, а из них в кровь - углекислый газ и другие продукты жизнедеятельности.

Постепенно алая артериальная кровь темнеет, превращается в венозную, содержащую много углекислого газа и мало кислорода. Венозная кровь собирается в вены и по ним попадает в предсердие. Таким образом кровь непрерывно циркулирует по одному замкнутому кругу кровообращения .

Выделительная система рыбы на примере речного окуня

В верхней части полости тела лежат две лентовидные красно-бурые почки . В капиллярах почек из крови отфильтровываются продукты распада, образующие мочу. По двум мочеточникам она проходит в мочевой пузырь , открывающийся наружу позади анального отверстия .

Обмен веществ рыбы

В организме рыбы, как и всех других живых организмах, протекают процессы, обеспечивающие их рост, жизнедеятельность, воспроизведение, постоянный контакт и обмен с внешней средой. Совокупность всех этих процессов называется обменом веществ живых организмов.

Нервная система рыб

Рисунок: Внутреннее строение речного окуня. Нервная система

Спинной мозг рыбы

Центральная нервная система рыб, как и у ланцетника, имеет вид трубки. Ее задний отдел - спинной мозг расположен в канале позвоночника, образованном верхними телами и дугами позвонков. От спинного мозга между каждой парой позвонков вправо и влево отходят нервы, управляющие работой мышц тела и плавников и органов, расположенных в полости тела.

По нервам от чувствительных клеток на теле рыбы в спинной мозг поступают сигналы о раздражении.

Головной мозг рыбы

Передняя часть нервной трубки рыбы и других позвоночных животных видоизменена в головной мозг , защищенный костями черепной коробки. В головном мозге позвоночных различают отделы: передний мозг , промежуточный мозг , средний мозг , мозжечок и продолговатый мозг . Все отделы головного мозга имеют большое значение в жизнедеятельности рыбы. Например, мозжечок управляет координацией движений и равновесием животного. Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг. Он играет большую роль в управлении дыханием, кровообращением, пищеварением и другими важнейшими функциями организма.

Органы чувств рыбы на примере речного окуня

Органы чувств позволяют рыбам хорошо ориентироваться в окружающей среде. Важную роль при этом играют глаза . Окунь видит только на сравнительно близком расстоянии, но различает форму и цвет предметов.

Впереди каждого глаза окуня помещается по два отверстия - ноздри , ведущие в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния.

Органы слуха речного окуня

Органы слуха снаружи не видны, они помещаются справа и слева черепа, в костях задней его части. Благодаря плотности воды звуковые волны хорошо передаются через кости черепа и воспринимаются органами слуха рыбы. Опыты показали, что рыбы могут слышать шаги человека, идущего по берегу, звон колокольчика, выстрел.

Органы вкуса речного окуня

Органы вкуса - чувствительные клетки. Они расположены у окуня, как и других рыб, не только в ротовой полости, но и разбросаны по всей поверхности тела. Там же находятся и осязательные клетки. У некоторых рыб (например, у сома, сазана, трески) на голове есть осязательные усики.

Боковая линия

Для рыб характерен особый орган чувства - боковая линия. Снаружи тела виден ряд отверстий. Эти отверстия связаны с каналом, расположенным в коже. В канале находятся чувствительные клетки, соединенные с нервом, идущим под кожей.

Боковая линия воспринимает направление и силу тока воды. Благодаря боковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу.

Рефлексы рыб на примере речного окуня

Наблюдая поведение окуня в аквариуме, можно заметить, что ответы на раздражение у него могут проявляться двояко.

Если к окуню прикоснуться, он моментально метнется в сторону. Столь же быстр его ответ на вид пищи. Жадный хищник, он стремительно кидается на свою добычу (мелких рыб и различных беспозвоночных - ракообразных, червей). При виде добычи возбуждение идет по зрительному нерву в центральную нервную систему окуня и сейчас же по двигательным нервам возвращается от нее к мускулам. Окунь плывет к жертве и захватывает ее. Механизм подобных ответов организма на раздражение врожденный - такие рефлексы называют, как вы уже знаете, врожденными или безусловными . У всех животных одного вида безусловные рефлексы одинаковы. Они передаются по наследству.

Если кормление рыб в аквариуме сопровождается какими-либо действиями (условиями), например зажиганием лампочки или постукиванием по стеклу, то через некоторое время такой сигнал начинает привлекать рыб сам по себе, без подкормки. На подобные сигналы у рыб вырабатываются приобретенные , или условные рефлексы , возникающие при определенных условиях.

В отличие от врожденных рефлексов условные рефлексы не передаются по наследству. Они индивидуальные и вырабатываются в течение жизни животного.