А. Блока “Двенадцать”

Другие сочинения по предмету Литература

Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока \"Двенадцать\".

Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.”

(Из статьи Блока “Интеллигенция и революция”)

Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”

В “12” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.

Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” - музыку разрушения. Беспощадно, “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции.

Ветер, вьюга, метель, снег- это образы,символизирующие стихию

очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления.

В основе произведения - конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”.

Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных(и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.

Но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. “Вдаль идут державным шагом” -сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение “12” как величественного памятника Октябрьской эпохи.

Поэма “12” сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы, на знамена первых воинских частей Красной Армии.

“Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию”, -призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока \«Двенадцать\».

Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.”

(Из статьи Блока “Интеллигенция и революция”)

Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”

В “12” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.

Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” - музыку разрушения. Беспощадно, “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции.

Ветер, вьюга, метель, снег- это образы, символизирующие стихию

очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления.

В основе произведения - конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”.

Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных(и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.

Но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. “Вдаль идут державным шагом” -сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение “12” как величественного памятника Октябрьской эпохи.

Поэма “12” сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы, на знамена первых воинских частей Красной Армии.

“Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию”, -призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.

мая 14 2014

Образ революционной эпохи в поэме А. А. “Двенадцать”. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.” Данный текст предназначен только для частного использования 2005 (Из статьи Блока “Интеллигенция и революция”) Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я гений!” В “12” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях освобожденной революцией Родины.

Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир. Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. услышал в революции по преимуществу одну “музыку” музыку разрушения. Беспощадно, “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения.

В героях поэмы красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции. Ветер, вьюга, метель, снег это образы, символизирующие стихию очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления. В основе произведения конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”.

Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных(и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России. Но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это замечательное высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября.

“Вдаль идут державным шагом” сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение “12” как величественного памятника Октябрьской эпохи. Поэма “12” сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы, на знамена первых воинских частей Красной Армии.

Сочинение Блок А.А. - Двенадцать

Тема: - Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать"

Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.”
(Из статьи Блока “Интеллигенция и революция”)

Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”
В “12” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.
Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” - музыку разрушения. Беспощадно, “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции.
Ветер, вьюга, метель, снег- это образы,символизирующие стихию
очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления.
В основе произведения - конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”.
Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных(и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.
Но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. “Вдаль идут державным шагом” -сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение “12” как величественного памятника Октябрьской эпохи.
Поэма “12” сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы, на знамена первых воинских частей Красной Армии.
“Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию”, -призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.

1. Краткие биографические сведения. 2. Отражение революционной эпохи. 3. Тема революции в поэме. 4. Двойственные стороны революции А. А. Блока. 5. Реакция читателей на появление поэмы, и мнение В. В. Маяковского. А. А. Блок родился в ноябре 1880 году в Санкт-Петербурге. Писатель вырос в семье своего деда известного ботаника А. Н. Бекетова. В семье очень любили литературу, почти все сами писали и занимались переводами. Именно в такой литературной семье и вырос великий поэт. В 1898 году А. А. Блок оканчивает гимназию, поступает в Петербургский университет, вначале на юридический факультет, а затем в 1901 году переводится на филологический. Свое обучение он окончил в 1906 году. Постепенно год за годом поэт создает свои великолепные стихи: «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), «Сытые», цикл стихов «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1905-1907); «На Куликовом поле», «Родина» (1907-1916), поэмы «Двенадцать», «Скифы» (1918). В 1905 году многие темы и мотивы ранней лирики Блока начинают претерпевать серьезные изменения, у поэта появляются социально-политические, идеи. Теперь поэт смотрит на жизнь не как влюбленный юноша, а как уже состоявшийся критик действительности, судья той эпохи. В его творчестве стала проявляться заинтересованность к судьбе самой страны, всего общества, ему уже нужно было разобраться, что же будет в будущем с каждым из нас и что есть в настоящем. А. А. Блок предчувствовал ближайшее наступление революции, так как прежний мир стал не соответствовать движению жизни. А главное то, что в тот период времени сам мир стал не просто жестоким и бесчеловечным, но и ощущалось в нем постоянное нарастание народного волнения, которое было необратимо и неуправляемо. Революция как таковая является уже неизбежным результатом этого народного безумства и стремления изменить жизнь к лучшему. Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году. Она стала гимном революции, как некая песнь славы и преданности одной идее. Октябрьская революция в поэме «Двенадцать» представляет собой стихийное проявление и противостояние социальных низов общества политическому строю того времени. У Блока эта революция показана как безумное действие захватывающее и поглощающее весь мир: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Революция у поэта не может существовать классово, так как на это влияет ее стихийность. Поэтому «неугомонный враг» в поэме так и не показан. В поэме есть только одно единственное убийство и не буржуя, стоящего на перекрестке, а убийство Катьки. Так поэт показывает эту стихийность, которая проявляется в необузданном, неуправляемом стремление убивать и рушить. Уж я ножичком Полосну, полосну!.. Силы, которые руководят этой революцией, различны. А. А. Блок показывает, что сама по себе она имеет две стороны, как положительную, так и обратную - отрицательную. С одной стороны, революция необходима для восстановления справедливости, а с другой - она же способна подтолкнуть людей и к плохим, необдуманным поступкам - мародерству, вандализму: Эх, Эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба - Гуляет нынче голытьба! Носителями идеи революции в поэме «Двенадцать» являются красногвардейцы, и их поступки тоже двойственны. Именно они вершат справедливую расправу с буржуазией, и им же принадлежит бессмысленное убийство Катьки. Они держат революционный шаг, но в то же время могут и «ножичком полоснуть». Революция у А. А. Блока с одной стороны предельно обобщена. В поэме действующие лица обыкновенные простые люди - это какой-то писатель, Петька, Ванька, барыня в карауле, Катька, главная действующая сила, двенадцать красногвардейцев, имена которых неизвестны. А с другой стороны, для поэта революция - это общечеловеческая катастрофа. Соответственно, масштаб поэмы столь же велик - начиная от всей вселенной и заканчивая конкретным человеком, его внутренней сущностью, его душой. Революционная стихия разрушает старый мир, но после такой революции так и не рождается, как утверждает Блок, «третья правда». Впереди, как не вглядывается поэт, больше ничего нет, а сзади остался только «старый мир, как пес бездомный». И на вопрос:что впереди? - нет ответа. Описывая все эти картины разрушения и уничтожения прошлой действительности, А. А. Блок одновременно подчеркивает и святость такой революции. Так, самих красногвардейцев, которые несут смерть старому миру, неожиданно возглавляет сам Христос. Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим,... В белом венчике из роз - Впереди - Иисус Христос. Таким образом, получается, что у А. А. Блока святыня и грех постоянно сливается во что-то единое. Читыая поэму «Двенадцать» читатель постоянно сталкивается с тем, что все красногвардейцы очень часто, на протяжении всей поэмы, отрекаются от Христа: От чего тебя упас Золотой иконостас? Поэт неоднократно подчеркивает в своей поэме, что красногвардейцы идут без креста: «Эх, эх, без креста!». Двенадцать красногвардейцев постоянно пытаются отречься от Христа. Но ведь именно Христос - символ нравственности русского народа и он не покидает красногвардейцев. Это и есть еще одна двойственная сторона поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Сам поэт не ожидал такого финала: «Мне тоже не нравиться конец «Двенадцати», но я бы хотел бы, чтобы этот конец был другой. Когда я закончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел я Христа...». Прочитывая еще раз поэму, понимаешь, что главное-то здесь находиться над самой стихией, над всем этим безумством - это Исус Христос, который в итоге должен привести «двенадцать» к возрождению и святости. Читательская публика очень бурно встретили поэму А. А. Блока «Двенадцать». Произведение получило сразу две различные группы отзывов. Кто-то говорил, что поэма «Двенадцать» - это гимн революции, а кто-то, наоборот, утверждал - что это проклятие революции. Двойственность поэмы Блока чрезвычайно точно подметил и проанализировал В. В. Маяковский в своей «Оде революции»: Тебе обывательское - О будь ты проклята трижды! - И мое, Поэтово - О четырежды славься, благосвенная!.. По мнению Маяковского, революции происходят по объективным законам истории - настоящий мир слишком стар, душен и бесчеловечен. В том старом мире Блока видно нарастание народной стихии, которая в итоге становиться неуправляемой. В своей статье «Умер Александр Блок» Маяковский пишет: «А. А. Блок честно и восторженно подошел к нашей революции в совей знаменитой поэме «Двенадцать»». И главное здесь то, что поэт все таки встал на сторону октябрьской революции и воспел ее в своем наилучшем произведении - в поэме «Двенадцать».