Дымковские игрушки. На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода

На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Кировской области, в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.

Картинка 6 из презентации «Роспись дымковской игрушки» к урокам изо на тему «Игрушка»

Размеры: 400 х 320 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока изо, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Роспись дымковской игрушки.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2999 КБ.

Скачать презентацию

Игрушка

«Филимоновская народная игрушка» - Своё название получил от деревни Филимоново где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Cтарейший народный художественный промысел России. Филимоновская игрушка.

«Изготовление дымковской игрушки» - Замачивали красную глину, добавляя речной песок, тщательно перемешивали. Сушили на воздухе, в тени. Расписывали яркими красками. Технология изготовления игрушек. Декоративно-прикладное искусство. Отсюда и пошло название «дымковская игрушка». Выбери, какими материалами ты будешь работать при изготовлении дымковской игрушки.

«Глиняные игрушки» - Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками. Дымковская игрушка. Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. Фигурки имеют удлинённое туловище. Народная глиняная игрушка. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая. Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.

«Роспись дымковской игрушки» - Особенности росписи. Дымковский индюк хорош. Яркие, народные игрушки. Изготовление дымковской игрушки сегодня. Есть на Вятке слобода. Дымковские игрушки. На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Набор элементов и композиций для средней группы. Есть солярные солнечные знаки. Украшение платочка.

«Народные игрушки России» - Филимоновская игрушка. Способ обработки дерева. Путешествие в мир игрушки. Точёная игрушка. Можно ли прожить без игры. Крупнейшая коллекция народной игрушки. Соломенная кукла. Японский старичок. Тряпичная кукла. Моховики. Семёновская матрёшка. Работы мастеров. Купец. Глиняная игрушка. Мастер. Забавная игрушка.

«Дымковская игрушка детям» - Абашевская игрушка. Орнаменты. Дымково. Цвета и орнаменты. Каргопольские игрушки. Какими орнаментами украшают игрушки. Абашевские мастера. Окраска яркими масляными красками. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка. Образ Полкана. Мастера Каргополя. Дымковские игрушки. Форма абашевской фигурки. Продолговатая форма.

Всего в теме 30 презентаций

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 6-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
План занятия:
- 1. Организационный момент
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?





Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.


Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.


Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?


Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.




Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымсковской глиняной игрушкой;
развитие наблюдательности, творческих способностей, чувства цвета и пропорции, навыков кистевого письма: тычком, мазком, линией;
воспитание любви к родному народу через творчество народных умельцев.

Тип: урок – беседа с элементами театрализованной игры (настольный театр).

Оборудование: дымковские игрушки, таблицы с крупным изображением игрушек, таблица «Ритм и вариации орнамента дымки», гуашь, кисти, бумага, ножницы, музыкальное сопровождение, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Какие народные промыслы вы знаете?
Что такое ярмарка?
Рассказ учителя.

Народное искусство – это духовная культура народа. Веками народ через песню, сказку, былину, танец, архитектуру, предметы быта старался в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира.
С древнейших времен и до наших дней люди стараются делать предметы быта не только удобными, но и красивыми. В народных промыслах проявился художественный талант народа. Самобытные русские изделия мастеров Хохломы, Городца, Жостово, Полхов-Майдана, Гжели ценятся не только у нас, но и за рубежом. В старину все эти предметы люди могли купить на ярмарках.

Борис Кустудиев. «Ярмарка» 1908 г.

Ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На такие ярмарки собиралось множество людей. Народные гулянья, кукольные представления, веселые карусели, выступление песенников и танцоров сопровождали торг. Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки.

Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Приходи, народ!
Разевай пошире рот,
Добрым людям здесь почет,
Всех нас ярмарка зовет.

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Новгородский торг.

Для чего проводится современная ярмарка?

III. Изучение нового материала.
Прослушайте стихотворение и скажите, с каким видом народного промысла мы познакомимся сегодня на уроке?

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующие и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
Сияйте, охра с суриком,
Чтоб всем – светло, и сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
В. Фофанов.

(Ответы учащихся)

Тема сегодняшнего урока «Дымковская игрушка».
Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. По месту их рождения – они из Слободы Дымково. С высоко берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушки дымковские?
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась дымковская игрушка. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием Свистунья.
Об истории возникновения дымки, связанной с древним обрядом - свистопляской и праздничным гулянием расскажет (выступление подготовленного уч-ся).
Существует легенда, по которой начало празднику положило так называемое хлыновское побоище. Его подробно описали путешествовавшие в 1770 -1772 годах по разным провинциям Российского государства капитан Н. П. Рычков и сосланный в Вятку в 1811 году зять М. И. Кутузова, опальный генерал-майор Н. 3. Хитрово. По их сведениям, в XIV-XV веках под укрепленными стенами Хлынова собрались жившие в крае инородцы, чтобы взять город, основанный якобы пришельцами-новгородцами. Не надеясь только на свои силы, жители Хлынова послали за подмогой к устюжанам. Устюжане пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, вятчане перебили многих и только утром увидали свою ошибку: «Своя своих не познаша». В память погибших на месте побоища поставили часовню, а в ней деревянный крест, и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду - поминовение невинно убиенных, после чего начинался праздник Свистопляски, в ритуал которого входило катанье глиняных шаров с высокого берега Вятки вниз по Раздерихинскому спуску, кулачные бои, свист, песни и пляски. Ставились балаганы с обилием разных сладостей и обязательно продажей глиняных игрушек и свистулек.
На ярмарке всегда можно было услышать прибаутки, считалки, стихотворения:

А на ярмарке товары –
Расписные самовары
Продаются рамки, склянки
И картины и баранки.

Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша,
До чего же хороша!

Ярмарка удалая,
Ярмарка расписная.
Честной народ собирайся
И душою разгуляйся.

А знаете ли вы как называют мастера, который работает с глиной?

Гончар – это мастер, который изготавливает игрушки, посуду из глины.

Давайте рассмотрим дымковские игрушки.

Характерные отличительные особенности Дымковской игрушки.

Игрушки белоснежные. Перед тем как расписать, их белили мелом, разведенным в молоке.
Узор состоит с геометрических элементов: кружки, овалы, кольца, полоски, клетки, линии.
Для росписи игрушек используют цвета: желтый, синий, красный, зеленый, черный, (белый фон).
В современной игрушке присутствуют: оранжевый, коричневый, розовый голубой.
Ритм и вариации орнамента дымки.

Кроме кисточки для росписи применяют печатку – тычок для рисования маленьких кружочков и точек.

Чтобы сделать тычок нужно свернуть полоску бумаги в трубочку.
Запомни.
Узор наносить нужно сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинай с крупных элементов.

IV. Закрепление нового материала.
Почему назвали Слободу Дымково?
Как называют мастера, который работает с глиной?
Назовите отличительные особенности дымковской игрушки?
В каких элементах росписи применяется тычок?
Игра. Найди наряд для дымковской «Барышни».

Физкультминутка.

V. Постановка художественной задачи.
(Класс разделен на творческие группы, каждая группа выполняет определенное задание).
Расписать трафареты дымковских игрушек, предметов быта, растений, архитектурных сооружений (все в стиле дымковской росписи).
(Задание выполняется под народную музыку).

VI. Анализ работ. Итог урока.
Домашнее задание. Каждой группе необходимо придумать рассказ о ярмарке и на следующем уроке обыграть в настольном театре, используя расписанные трафареты.

Конспект НОД в старшей группе по рисованию

«Дымковская слобода (деревня)»

(Коллективная композиция)

Воспитатель: Байхонова Елена Аягановна

Предварительная работа : беседа о дымковских игрушках , рассматривание элементов росписи; просмотр мультимедийной презентации о народных промыслах « Дымковской слободе » , посещение выставок народной игрушки, декоративно-прикладного искусства. Рисование дымковских узоров , роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках .

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, обзорные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках , о дымковской росписи . Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного, творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Методика проведения занятия. Показать детям разные дымковские игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.) . Спросить, как на-зываются эти красивые изделия. Послушать стихи о Дымковской слободе ,предложить расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать общую картину « Дымковская слобода » (село, деревня . Более сложные игрушки предложить для росписи детям, которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3-4 барышни и более мелкие фигурки) .

Дети приступают к рисованию . Воспитатель подходит к каждому ребенку, напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об использовании разных элементов, разнообразных цветов.

По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.

По окончании занятия полюбоваться всем вместе обшей композицией. Сказать детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся интересные предложения.

Материалы. Силуэты дымковских игрушек , глиняные дымковские игрушки , дымковские игрушки вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка) . Большой лист бумаги для оформления картины. Бумбокс, аудиозапись русских народных мелодий.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления детей о дымковских расписных изделиях . Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.

Ход занятия:

Дети входят в группу под русскую народную музыку и встают на полукруг.

Восп : Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?

Дети : Это уточки, кони, это дымковские игрушки .

Восп : Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке.

(перед детьми картина с видом Дымковской слободы )

(На мультимедийном проекторе)

Погляди-ка на картинку. Что за деревенька в дымке ?

(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе )

1. И село родное люди « Дымково » назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины.

2. Все игрушки – непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

3. Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведем сейчас рассказ.

Восп : Молодцы, ребята!

Восп : А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барашек,коней, барышень, уточек которые я приготовила для вас.

Но что же это – мастерская закрыта!

Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 2 вопроса :

1. Почему этот народный промысел называют дымковским ?

2. А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку ?

Восп : Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.

Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.

Пальчиковая гимнастика :

Наши пальчики расскажут

Все умеют, все покажут

Пять их на моей руке

Все делать могут

Всегда помогут

Они умеют рисовать

Палочки, кружочки

Разноцветные овалы

Кольца или точки

Мы возьмемся все за дело

Эх, работа закипела!

(дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек (во время рисования звучит народная музыка) , по окончании работы сделать общую картину « Дымковская слобода » (село, деревня , где создают глиняные игрушки) .

Восп : Ай да, Дымковская Слобода у нас получились ! Настоящие – дымковские игрушки !

Анализ детских работ :

Восп : Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!

Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

(дети под музыку водят хоровод) .

Вот такая у нас получилась

Дымковская слобода




История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски" В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.


Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого: 1. Подготовка красной глины к работе. 2. Лепка игрушки из отдельных частей. 3. Сушка изделия 4. Обжиг в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов).


Особенности росписи Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела. Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону. В основе росписи геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). Используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Используют колонковые или хорьковые кисти. Раньше для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика.




Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом знаки семян и зародышей.


Художественное слово Все игрушки не простые, А волшебно-расписные: Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой. Казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил! И за хвост не удержаться, Если гриву упустил! Уточка-Марфуточка бережком идет, Уточек-марфуточек купаться ведет.


Ели спят у большака В инее седом, Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок. Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски - Казалось бы, простой узор, Но отвести не в силах взор! И пошла о Дымке слава, Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду Мы поклонимся не раз. О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ.




Рассказ. На Руси всегда были мастера, которые занимались и занимаются разными ремеслами. Одни изготавливают большие, красивые самовары, другие лепят кувшины, посуду. А вот в селе Дымково живут замечательные умельцы, которые делают из глины забавные, очень яркие и радостные дымковские игрушки-свистульки. Они издавна украшают праздники, ярмарки. Их лепят в виде сказочных животных - птичек, петушков, коней, гусей, барашков. И все они свистят на разные голоса. Весной на Вятке проводится праздник «Свистунья», на котором собираются множество взрослых и детей, и они все разом свистят. Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и прилепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами. Шумно и весело на разные голоса свистят игрушки. Каждый мастер на свой вкус делает игрушку и разукрашивает ее. Один делает барышню в длинном сарафане, другой - гуся, петушка, третий - барашка. И мастера сами придумывают узоры. Для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.


Тема занятия: «Украшение платочка» - декоративное рисование по мотивам дымковских росписей. Программное содержание: 1.Познакомить детей с росписью дымковской игрушки. 2.Учить располагать элементы по всей поверхности платочка: мазки, точки. 3.Развивать чувство ритма, композиции, цвета. Предварительная работа: знакомство с дымковскими игрушками. Расширение представлений о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении. Рассматривание красивых платочков, их украшений. Ход занятия: см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, – с. 61. Материалы к занятию: дымковские барышни. Краски гуашь (на разные столы разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18 см, кисти 2-х размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).


Тема занятия: «Укрась коня» - декоративное рисование по мотивам дымковских игрушек. Программное содержание: 1.Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Вызывать желание рисовать дымковские узоры, передавать яркий колорит. 2.Развивать мелкую моторику, глазомер. 3.Воспитывать чувство ритма, цвета при составлении узора из нескольких элементов, использование в росписи колец и точек. Предварительная работа: знакомство с дымковскими изделиями, их росписью. Лепка игрушек. Ход занятия: см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, – с Материалы к занятию: силуэты коня, вырезанные из бумаги, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).


«Дымковская барышня». Программное содержание: Познакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы). Учить рассматривать дымковскую игрушку (барышня), выделять элементы украшения юбки в клетку; украшать кругами (круги рисовать неотрывным движением руки всем ворсом кисти, точки - концом кисти). Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Развивать чувство симметрии, ритма. Материал: дымковские игрушки - иллюстрации (для рассматривания), контуры дымковских барышень (на каждого ребёнка), гуашь; красная, жёлтая, зелёная, синяя, чёрная, юбки барышень из белой бумаги (на каждого ребёнка).


Использованная литература: hka.html Уткин П.И., Королёва Н.Л. «Народные художественные промыслы» Богуславская Н.Я. «Дымковская игрушка»