Фразеологический словарь русского литературного языка что такое старая дева, что означает и как правильно пишется. Кто такая старая дева? Кого считать старой девой

Стародевичество может быть следствием внешних и внутренних причин. К первым относятся физическая непривлекательность; физиологические изъяны, болезни; экономическое неблагополучие; социальные катаклизмы (гибель избранника на войне, сокращение мужской части населения в результате военных событий), ко вторым - невозможность найти подходящего партнёра вследствие завышенных требований; осознанный выбор одиночества и независимости (ориентация на карьеру, стремление к самостоятельной жизни, нежелание идти на компромиссы) .

Старые девы считаются маргинальной группой общества. В общественном сознании всегда существовали амбивалентные оценки явления: одни считали старых дев «эгоистками», «гордячками», «мужененавистницами», другие - «героинями собственной жизни», самодостаточными, сильными, независимыми и свободными личностями, третьи - неудачницами, «отбракованным материалом», «моральными уродами» и т. д. В различные исторические периоды в разных странах и социальных слоях преобладала то одна, то другая точка зрения .

Определение «старая дева» относится к пейоративной лексике, статус является стигмой .

Вследствие устойчивой связи рода занятий с определённой социальной группой со временем слово spinster стало использоваться для обозначения статуса незамужней женщины. С XVII до начала XXI века использовалось в качестве термина в англоязычных юридических документах для обозначения женщины, достигшей совершеннолетнего возраста, но не вступившей в брак, - параллельно со словом «холостяк » (англ. bachelor ) применительно к одиноким мужчинам . В начале XVIII века стало употребляться в значении «старая дева» (англ. old maid ) .

Права, качество жизни и восприятие одиноких женщин в западном обществе в разные исторические периоды менялись, имела значение также их принадлежность к различным классам общества. В середине XIX века в Англии и Америке стало возрастать количество женщин, сознательно отказывавшихся от брака. Брачные пособия рекомендовали девицам не спешить с замужеством до тех пор, пока не встретится достойный спутник жизни - одиночество считалось предпочтительнее неудачного брака. Незамужние женщины низшего и среднего класса, не имевшие образования, служили гувернантками , компаньонками, швеями . Одинокие женщины обеспеченных слоёв общества посвящали время образованию, карьере, путешествиям. Финансово независимые одинокие женщины имели больший вес и уважение в обществе, чем их замужние сверстницы .

В образованных слоях общества XIX века сознательный выбор женщиной одиночества связывался не с отказом от традиционных ценностей, а с верностью представлениям об идеалах любви и брака и нежеланием вступать в отношения, не соответствующие этим представлениям. Женщины, отказавшиеся от личной жизни и целиком посвятившие себя профессии (часто педагогической деятельности), считались «благородными, добропорядочными столпами общества», воспринимались как независимые и самодостаточные и были своего рода «культурной иконой» .

На рубеже XX века, с ростом интереса к вопросам пола, отношение подверглось пересмотру - одиноких женщин подозревали в лесбиянстве , обвиняли в подавлении фрустрированной сексуальности и пр. Слово «spinster » в разговорном языке носило пренебрежительно-оскорбительный оттенок (М. Штраусс-Нолл (англ. M. Strauss-Noll ) указывает на неравнозначность со словом «холостяк», не имеющим негативной коннотации) .

Во Франции день незамужних женщин старше 25 лет (catherinettes ) отмечается 25 ноября, в день святой Екатерины , по традиции в Париже устраиваются гулянья по бульварам, карнавалы и танцы .

В середине XX века день старой девы (англ. Old Maid’s Day ) был учреждён в США , получил статус национального праздника. Отмечается ежегодно 4 июня, празднование сопровождается изготовлением блюд по специальной рецептуре - Old Maid’s Vinegar Pie и Old Maid Cake .

В начале XXI века юридические термины «spinster » и «bachelor » употреблявшиеся в англоязычных документах для обозначения одиноких граждан, были заменены единым термином «сингл» (англ. single ) . Словарь Уэбстера относит определение «старая дева» к . Согласно исследовательнице К. С. Барак (англ. K. S. Barak ), одной из «постмодернистских итераций» старых дев в XXI веке стали кошатницы en .

В российском крестьянском обществе до Октябрьской революции для именования старой девы использовались слова и словосочетания «старая девка», «седая макушка», «вековуха» , «вековушка», «девуниха», «домовуха», «браковка», «старая ведьма», «непокрытая голова», «старка», «перестарка» , «невеста прокисла», «домовая девица», «однокосая». Стародевичество считалось «отклонением» и «моральным уродством» .

«Засидевшейся» называлась девушка 22-23 лет. Не вышедшая в положенное время замуж девушка постепенно переходила в другую социовозрастную группу, что предполагало изменение внешнего облика и манеры поведения. Гардероб старой девы традиционно состоял из «смиренной» одежды, определяемой исследовательницей З. З. Мухиной как «комбинация девичьего и старушечьего наряда» - закрытые платья тёмных тонов, отсутствие украшений и поясной одежды (понёвы), платок вместо кокошника . Волосы полагалось убирать в одну косу . Не следовало принимать участие в

СТАРАЯ ДЕВА

Старая дева жалеет не о том, что с нею случилось, а о том, чего не случилось.

Все знают, что такое “старая дева” - бесполое существо, которое трудно назвать женщиной, сухопарое, плоскогрудое, без всяких намеков на женственность, облаченное в нечто, чего не наденет ни одна уважающая себя женщина, с брезгливо-недовольным выражением лица и тонкими поджатыми губами.

Под “старыми девами” здесь подразумевается вполне определенный типаж женщин, у которых задержка психосексуального развития сочетается с особенностями личности.

После тридцати-сорока лет их называют “синими чулками”, так как они не умеют ни кокетничать, ни красиво одеваться, чтобы подчеркнуть фигуру.

Стремление некоторых “старых дев” не показывать никому даже кусочка своего тела порой доходит до абсурда. Они носят бесформенные или наглухо закрытые платья с высоким воротником, даже в жару облачаются в чулки и наряды с длинными руками, а юбки непременно ниже колен. В одежде предпочитают темные, серые, блеклые тона. Да и во всем остальном стараются не выделяться, не привлекать к себе внимания и быть незаметными.

У некоторых из них в подростковом возрасте была задержка полового созревания. Может быть и гормональная недостаточность, а это сказывается на внешнем облике женщины. С годами они становятся все более сухопарыми, с тонкими руками и ногами, плоской грудью.

Любая нормальная женщина должна жить половой жизнью. Желательно регулярно. Если нет партнера, то хотя бы мастурбировать.

У многих “старых дев” отсутствует половое влечение. Их не интересуют ни мужчины, ни секс, они никогда не пробовали мастурбировать.

Старая дева в ресторане истошно орет:

- Я не буду обедать в заведении, где разгул порнографии!

- Что такое, мадам? - подбегает метрдотель.

- В моем супе трахаются две мухи!

Анекдот

Некоторые “старые девы” со странностями. Но обычно их чудачества безвредны для окружающих.

Проиллюстрирую примером из своей клинической практики.

Маргарита с детства необщительная, замкнутая. В школе ее не любили. Хотя она из семьи невысокого социального уровня, Рита отличалась по своему интеллектуальному развитию и от родителей, и от сверстников. Она много читала, прочла все книги из домашней библиотеки соседа-профессора, потом записалась в Ленинскую библиотеку и проводила там все свободное время. Деньги, которые мать давала ей на школьные завтраки, Рита копила и тайком от нее покупала в букинистических магазинах библиографические редкости, подшивки дореволюционных журналов. Завела свою картотеку, в которую записывала исторические факты. Мать удивлялась, зачем ей это нужно, настаивала, чтобы дочь пошла погулять с ребятами на улице, но Рита говорила, что ей жаль тратить время на такую ерунду.

К одежде и своей внешности она равнодушна. Когда мать покупала ей модную одежду, Рита категорически отказывалась ее носить, заявляя, что не хочет быть, как все. Со школьных лет она носила черные юбки до середины икры, блузки темных расцветок с длинным рукавом и воротником-стойкой, плотные, непрозрачные чулки, - даже летом. Одноклассники дразнили ее “барышней-крестьянкой” и ехидничали: “Ритка много о себе “воображает”, а ее отец - сторож”.

У Маргариты привычка не смотреть собеседнику в лицо. Даже обращаясь к кому-либо, она смотрела поверх головы собеседника. Рита не была высокомерной, но выглядела отрешенной от окружающего. Сверстники говорили, что она “не от мира сего”. Но их насмешки Риту не задевали. Она не реагировала на их подколки, смотрела на своих обидчиков безразличным взглядом, как бы сквозь них. Со временем ее оставили в покое, никто не предлагал ей дружить.

Закончив школу Маргарита поступила на исторический факультет и всегда считалась лучшей студенткой на курсе. Когда ей предложили стать старостой курса, она отказалась. Рита отказалась вступить в комсомол, хотя ее упрекали за это и в школе, и в институте. На что она отвечала, что “быть в толпе” не желает.

Мужчинами она совершенно не интересовалась. В принципе ей было безразлично, кто ее собеседник, мужчина или женщина, она была одинаково закрыта и для тех, и для других. Никогда не рассказывала о себе, о ее личной жизни никто не знал.

Девиз старой девы: первый поцелуй - в церкви.

При этом она не была молчуньей, могла с увлечением говорить на интересующие ее темы по истории 18-19 веков и знала многое, о чем не знали даже преподаватели. Уже на четвертом курсе ей доверяли читать лекции и вести семинарские занятия со студентами младших курсов, и на них приходили даже преподаватели. У нее богатая, образная речь, она использовала слова и выражения, давно вышедшие из обихода и принятые в прошлом веке, но это ни у кого не вызывало улыбки, в ее устах это звучало вполне естественно. В институте поговаривали, что Маргарита “дворянских кровей”, хотя ее отец и мать - малообразованные люди и никакого отношения к дворянству не имеют.

После окончания института неожиданно для всех она устроилась на работу в архив, хотя ей предлагали остаться в аспирантуре и прочили большое будущее. Но к ее странностям все привыкли и знали, что уговаривать ее бесполезно. Каждый день Рита приносила домой полную сумку архивных материалов и все вечера просиживала над ними.

Не раз мать заговаривала с Маргаритой, что пора выйти замуж, годы идут, но та отмалчивалась, не возражая и не соглашаясь. Ее мать пыталась сама проявить активность. Приглашала в дом гостей, среди которых были неженатые мужчины, ее коллеги, или уговаривала приятельницу прийти к ним с сыном примерно того же возраста, что и Маргарита. А та даже не выходила к гостям, сидела в своей комнате, углубившись в изучение очередного фолианта, или уходила на весь вечер в библиотеку. Потом мать выговаривала дочери: “Ты поставила меня в неловкое положение перед гостями”, - и даже ссорилась с нею, а Рита, молча выслушав ее, уходила в свою комнату.

С возрастом она становилась все более и более странной. Одной из ее странностей было то, что она предпочитала одежду темных тонов, часто носила все черное, даже летом, и те, кто недостаточно хорошо ее знал, полагали, что Маргарита в трауре, и говорили при ней шепотом. Она по-прежнему носила или блузку с длинным рукавом и длинную юбку, или платья. Причем, все ее платья были примерно одного фасона - прямые, бесформенные, не приталенные. Рита была очень худой, а платья покупала почему-то на два размера больше, и они болтались на ней, как на вешалке. То, что носила Маргарита, ее мать называла “одеждой плакальщицы на похоронах”, критиковала ее манеру одеваться, но безуспешно.

На 30-летие дочери мать подарила ей нарядное шелковое платье. Вначале Рита категорически отказалась его надеть - по ее мнению, расцветка была слишком “кричащей”, а юбка была чуть выше колена. Мать обиделась, что дочери не понравился ее подарок, и та все же согласилась примерить.

Весь день Маргарита рассматривала себя в зеркале со всех сторон. Ей казалось, что юбка просвечивает. Она становилась напротив окна и смотрела в зеркало, не просвечивают ли ноги, пока ее мать не вскричала в сердцах: “Да кому нужны твои тощие ноги! Подумаешь, кто-то их увидит - убудет от тебя, что ли? Может быть, на тебя обратит внимание какой-никакой мужчина!”

Маргарита согласилась надеть новое платье только с нижней юбкой. Ее мать пришла в негодование - кто же надевает плотную нижнюю юбку под легкое летнее платье! Но Рита настояла на своем и действительно стала выглядеть нелепо - из-под шелка топорщились складки нижней юбки.

На работу в этом платье она пошла с таким несчастным видом, будто ее вели на казнь, и постоянно пыталась одернуть юбку. Садясь в транспорте, натягивала ее на колени. Придя на работу, Рита все же не смогла пересилить себя и надела сверху синий сатиновый халат, в котором обычно протирала стеллажи.

Больше она это платье не надевала и ходила в своей привычной одежде без намека на женственность.

Однажды она заболела бронхитом, и ей нужно было провести рентгеноскопию легких. Рентгенологом был мужчина. Маргарита этого не знала - пока она раздевалась, тот был в смежном кабинете. Раздевшись до пояса, но прикрываясь одеждой, Маргарита направилась к рентгеновскому аппарату. В этот момент вошел врач. От ужаса Рита присела на корточки. Рентгенолог жестом показал, куда ей пройти, и сел на свое место. Она не двигалась, вся сжавшись в комок. Врач повторил приглашение, потом вошла медсестра и пыталась поднять Маргариту с пола, но та наотрез отказалась. Только после того, как рентгенолог, пожав плечами, вышел из кабинета, Маргарита встала с пола, но отказалась от обследования и ушла.

В купе поезда старая дева и молодой человек. Она забилась в угол и трясется от страха: “Сейчас он меня изнасилует!” А молодой читает журнал “Крокодил” и удивляется - чего она боится?

- Мадам, вы чем-то обеспокоены? Хотите, я покажу вам свой “Крокодил”?

- Только посмейте расстегнуть брюки, негодяй, и я буду кричать!

Анекдот

Чем старше она становилась, тем нелепее себя вела, когда был риск, что кто-то увидит ее обнаженной.

В своей комнате Рита повесила плотные шторы, а перед тем, как переодеться, еще раз придирчиво осматривала, не осталось ли хоть маленькой щелочки между шторами. И даже после этого она отходила в самый дальний угол комнаты, который из окна не просматривался, и к тому же, выключала свет.

Ей казалось, что за ней кто-то может наблюдать из дома напротив, когда она переодевается. Рита обзавелась биноклем и перед тем, как переодеваться, внимательно рассматривала в бинокль все окна и балконы противоположного здания.

Застав ее за этим занятием, мать швырнула бинокль с балкона, сказав: “Ты совсем спятила, если начала подглядывать за соседями!”. “Я за ними не подглядываю, а смотрю, не подглядывают ли за мной”. “Ну, тогда ты точно спятила! - рассердилась мать. - Если бы подглядывала, еще куда ни шло. Хоть на чужую жизнь посмотришь, раз своей нет. А кто будет за тобой-то поглядывать! Кому нужна твоя тощая фигура - хоть спереди, хоть сзади, как доска?! Тоже мне - звезда стриптиза! Если б на тебя кто позарился и стал подглядывать - радоваться надо”.

Хорошо быть мужчиной! Никто не назовет “старой девой” и “синим чулком”…

Но слова матери, как всегда, не возымели действия. Маргарита занавесила даже маленькое окно в ванной, хотя оно было под самым потолком, а квартире никого, кроме нее и матери не было. У себя в комнате она запиралась на ключ, а замочную скважину занавешивала полотенцем.

А еще она жаловалась матери, что за ней подглядывает сосед. Мать недоумевала - ведь квартиры разделены стеной, к тому же сосед - алкоголик, у него совсем другие проблемы.

“Когда я его встречаю у подъезда, он все время на меня пялится и говорит всякие гадости, - так аргументировала Рита. - Он совсем дурной, жены у него нет, женщины к нему не ходят. С него станется - дрелью просверлит в стене дырку и будет за мной подсматривать”.

Она повесила на стену, граничащую с квартирой соседа, ковер, но и это ее не успокоило. Каждый вечер Рита придирчиво обследовала все участки стены и ковер - не появилась ли “дырка”.

«Старая, но не дева», - заключение гинеколога после осмотра 55-летней жертвы изнасилования.

Маргарите за пятьдесят, но выглядит она лет на десять старше. Она по-прежнему работает в архиве, так же нелепо одевается. Теперь Рита живет одна - мать несколько лет назад вышла замуж (!!!) и переехала жить к мужу, устав от чудачеств дочери.

Если не будет никаких потрясений, старая дева может спокойно прожить свою жизнь серой мышкой. С возрастом многие из них становятся чудаковатыми, заводят множество домашних животных и всецело отдаются уходу за ними. Любят природу, могут восторгаться цветком как неким совершенством природы. Они живут с родителями до самой их смерти, преданно ухаживают за ними, безропотно терпят капризы престарелых родителей и не ропщут на судьбу.

В 35 можно быть и молодой бабушкой, и старой девой.

Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова Ирина

Он – Дева (24.08 – 23.09) Главное – не требуй от него вздохов при Луне, цветистых слов о любви и прочей романтики. Это – не его конек. Он – практик. Зато все, что касается конкретных вещей, которые можно потрогать руками, он понимает как нельзя лучше. Все в его жизни, и любовь в том

Из книги Психиатрические эскизы из истории. Том 2 автора Ковалевский Павел Иванович

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора Зеленский Валерий Всеволодович

Кора/Дева Коллективное бессознательное, как часто указывал Юнг, не подчиняется правилам и предписаниям сознания. В отличие от мира, о котором у нас есть определенные представления, мира, упорядоченного в пространстве и во времени, область бессознательного беспорядочна,

Из книги Пути в иные измерения автора Меррелл-Вольф Франклин

22. НЕБЕСНАЯ ДЕВА Из поколения в поколение женщина была хранительницей наслаждения, и дарование наслаждения составляет значительную часть ее власти и торжества. В наши дни женщина слишком часто склонна, в подражании мужчине, не доверять своим естественным способностям и

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

ДЕВА (ВНУТРЕННИЙ РЕБЕНОК) К образу Коры (Девы) обращался еще К.-Г. Юнг. Но он объединял всех божественных дев греческой мифологии: Артемиду, Афину и Кору и считал их различными проявлениями (ипостасями) одного архетипа. Также он полагал, что Кора (безымянная, неизвестная

Из книги Пульт управления жизнью. Энергетика взаимоотношений автора Кельмович Михаил

Из книги Марс и Венера в спальне автора Грэй Джон

НЕПРИСТУПНАЯ ДЕВА Афина Паллада мыслилась как дева - тем более, что она была покровительницей одноименного города и ее девственность напрямую символизировала неприступность городских стен. Это вообще давняя традиция и метафора: уподобление городов девам или блудницам

Из книги Не дай себя обмануть! [Язык жестов: о чем умолчал Пол Экман] автора Вемъ Александр

История старая, как мир Молодая женщина, привлекательная, умная, встретила мужчину и полюбила его. Чувства, естественно, переросли в отношения. Казалось, свадьба не за горами. Она понимает, что у нее будет ребенок, и совершенно счастливая сообщает об этом своему

Из книги Биология трансцедентного автора Пирс Джозеф Чилтон

СТАРАЯ БАЙКА Когда женщина надевает что-нибудь из старой байки, совершенно ясно, что она не в настроении! В это время самое лучшее - обнять ее. Партнер может просто покрепче к ней прижаться, быть нежным и любящим, не становясь при этом

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Дева (24.08-23.09) Девы – прирожденные эстеты, обладают хорошим вкусом, элегантны. Много времени посвящают уходу за собой. В вопросе ароматов Девы избегают навязчивой экстравагантности. Выбирают, как правило, сладковатые цветочные и травяные ароматы. Этим требованиям лучше

Из книги Что ОН имеет в виду, [когда спрашивает: «Хочешь большой, но чистой любви?»] автора Степанов Сергей Сергеевич

ДЕВА, РАСКАЧИВАЮЩАЯ СОЛНЦЕ В Междугорье, в Югославии, с конца 1970-х происходит так называемый феномен Марии (явление Девы Марии). Пятьдесят тысяч верующих и любопытствующих со всего мира собирались каждый день, чтобы пережить божественное присутствие, случавшееся только в

Из книги Сундук старого принца автора

Как появились Дева Обида и Дева Боль в жизни человека Наш мир – это мир женщины – Великой Матери. Женщина – женское начало – троится на Мудрость, Жертву и Любовь.Когда христиане-аскеты отвергли женщину и землю, запретили женщине быть женщиной, она перевернулась, вместе с

Из книги Музыка рассвета автора Гнездилов Андрей Владимирович

Старая дева или свободная женщина? Широко бытует мнение, что главная задача любой женщины – создать семью, то есть выйти замуж и родить ребенка. Достижению этой цели она посвящает лучшие годы своей жизни – выбрав достойного партнера, всеми средствами стремится отвести

Из книги Травма и душа. Духовно-психологический подход к человеческому развитию и его прерыванию автора Калшед Дональд

Старая королева Так трудно на склоне дней своих, среди тысяч разбитых иллюзий расставаться с последними! Жизнь прошла в трудах, в надежде, что все - недаром, что мир хоть и понемногу, но улучшается. Каким двусмысленным торжеством звучит афоризм об устах младенца, которые

Из книги автора

Старая королева Так трудно на склоне дней своих, среди тысяч разбитых иллюзий, расставаться с последними! Жизнь прошла в трудах, в надежде, что все - недаром, что мир хоть и понемногу, но улучшается. Каким двусмысленным торжеством звучит афоризм об устах младенца, которые

Из книги автора

Дева Мария как ангел-хранитель Молодая женщина, пережившая инцест, была у меня в анализе уже около двух лет, когда стали восстанавливаться воспоминания третьего и четвертого года ее жизни. Каждое воскресенье, когда мать уходила в церковь, отец, пьяный с утра, уводил ее из

Мы привыкли жалеть одиноких женщин: бедная-несчастная, одна и одна. При встрече задаем им глупые вопросы: «Ну что, не вышла замуж? А когда ж, часы-то тикают». Откровения трех россиянок, у которых нет ни семьи, ни детей, изменят ваше мнение о них.

Мне хорошо рядом с собой

Ирина, 47 лет, специалист маркетинговой компании:

Мне совсем нет дела до того, что у меня нет мужа и детей. Вот совсем. Я никогда к этому и не стремилась. Мне с собой очень хорошо. А все это потому, что я лучший себе друг и собеседник. Меня предавали подруги, унижали и уходили мужчины. И на этом хватит. Страдать я больше не хочу. Когда мне было 18 лет, я стала жить с мальчиком-музыкантом, который впоследствии стал известным солистом известной группы. Но тогда это была юношеская любовь. Прожила я в гражданском браке четыре года. И в 22 стала неврастеничкой. Ночные приходы с друзьями, ссоры, девушки в моей постели, измены… Я все это долго терпела. А потом переехала обратно к маме. Мама – самый дорогой человек в моей жизни. Всегда поймет, обнимет, поддержит. С ней уютно, как в детстве. Лучше, чем с мужчиной. При этом я вполне красивая женщина. Пусть немного с формами, но я похожа внешне на Джессику Альбу. Мне не раз об этом говорили. В 28 лет я встретила мужчину, который просто взял меня в охапку и увез в Москву. С ним я прожила год и сбежала обратно. Из этой клетки. Ревновал страшно. Проверял даже чеки, которые я выкинула в мусорное ведро. И опять я вернулась к маме. Она молча меня обняла. Снова. И тогда я рыдала несколько дней подряд: «Мама, почему так больно любить? Почему все так?» Мама мне ответила, что сама выбрала для себя разумное одиночество, чтобы оградиться от боли сердечных мук. Больше отношения не складывались.

Наделала я неприятных дел в своей жизни… Потеряла лучшую подругу. В 38 решила родить для себя ребенка. Но так, как я человек умный, практичный, с научной степенью, то подошла к этому вопросу также. С умом. Муж моей подруги давно обращал на меня внимание. На одной из вечеринок договорились с ним встретиться. Его я знала лет пятнадцать, двое прекрасных, умных детей. Генетика великолепная. В общем, начали встречаться. Раз в месяц в нужные мне дни. Через год я прошла обследование. Диагноз не утешительный: бесплодие. Да и еще и трубу удалили… И вот в это время моя подруга все и узнала. Случайно. Разрыв, ссора, жуткий осадок. Семья так и не восстановилась. И к нему я не ничего не чувствовала. Вот только об этом я и жалею. До сих пор. Ушла с головой в работу. Сейчас мне 47 лет. Выгляжу прекрасно. Зарабатываю хорошо. Езжу в путешествия. Нашла прекрасный способ не связываться с людьми: на сайте нахожу попутчиков, женщин моего возраста. Спокойно с ними отдыхаешь и спокойно расстаешься по разным городам. На работе есть две подруги. Иногда отдыхаем с бутылочкой вина и сыром с плесенью. Хожу на концерты, кино, выставки. И думаю, что все же мне с собой хорошо.

Почему надо обязательно себя связывать семейными узами и рожать детей? Кто придумал эти правила?

В моем возрасте очень много одиноких женщин, с которых их дети еще и деньги тянут. Дома у меня порядок. И даже нет кошки! И, когда узнаешь от кого-то, что тебя называют старой девой, становится смешно. Я еще молодая, фитнес, бассейн, дорогие платья на мне, взгляды мужчин я чувствую. Но они мне не нужны. Так что гармония прежде всего. И у меня она есть. Вот недавно книгу начала писать…

Жизнь невозможно повернуть назад

Оксана, 52 года, социальный работник:

Сейчас очень часто плачу. Особенно когда погода такая, что просто одиноко смотреть в окно. А я часто смотрю в окно. Я живу на первом этаже, и окна выходят на сторону, где много людей. Через дорогу – детский садик. Чуть в стороне – трамвайная остановка. Летом слышу разговоры людей. Смех или плач деток. И живу я одна. Старая дева, так меня можно назвать. Так сложилось в моей жизни, что я когда-то очень сильно любила одного человека. Однолюб я. Диагноз такой себе поставила. Мужчина был женат. То уходил от жены и ребенка ко мне, то возвращался в семью. И продолжалось это лет десять. И совесть мучила сильно, но с собой я ничего поделать не могла. Я просто умирала от любви к нему. Хотела родить ему ребенка. Забеременела. А он дал денег на аборт. Сделала и решила с ним порвать. В это время за мной стал ухаживать брат моей знакомой. Так красиво, так все было удивительно тонко и романтично. Цветы, духи, конфеты, билеты на концерт. Не смогла привыкнуть и заставить себя. Опять стала встречаться с Лешей. Тот переехал ко мне, и это была такая радость. Но через полгода он опять вернулся к жене. Мне было 35 лет… И вот с тех пор у меня не было ни одного мужчины. 16 лет я одна. Одна в своей квартире, в которой даже ремонт не могу сделать. Когда я болею, так хочется, чтобы хоть кто-то сделал чай. На работе много людей, но подруг и друзей мало. Не умею я. Из родственников только сестра с мужем. Родителей больше нет. Есть племянница в 11-м классе. Пока была маленькая, я ей была нужна. А сейчас редко забегает, готовится к экзаменам, да и отношения у нас не близкие.

Жалею только об одном, что не родила ребенка и не вышла замуж тогда за хорошего парня. Одиночество очень душит. Особенно когда вокруг дети, люди, пары, общество из семей. А я чувствую себя пустым, сухим деревом. Для чего я здесь? Что я за свои 50 такого сделала… Даже себя счастливой сделать не смогла. Есть не хочется, жить не хочется, телек смотрю и засыпаю под него…

Стоп! Какое одиночество? Не слышала!

Марина, 43 года:

А у меня так быстро все пролетело, я даже не заметила, как к 43 оказалась в ряду старых дев. Ну что это значит… Замужем не была ни разу, детей ни одного не нарожала. Вот так! И что сказать. Замуж не хотела, с детьми как-то не сложилось. Особых материнских позывов я не чувствовала, а родить хотелось от любимого и в браке. Вокруг меня так много друзей с детьми, что недостатка в общении с этими слюнявыми карапузами у меня никогда не было. И попробуй меня кто назвать старой девой! Папа с мамой по горам еще в палатках ходят, меня вытаскивают. Чувствую себя ребенком еще в какой-то мере. Подруги у меня в основном лет на 10−15 младше меня. Танцуем до утра в клубах, записываем музыку. Вот недавно освоила новый вид спорта – капоэйра. Отношений с мужчиной нет. Но я не страдаю. То ли требования у меня высокие, то ли какие-то и правда у нас мужчины не т. е. Не зажигает меня ни один. От отсутствия секса тоже не страдаю. Некогда мне. Просто валюсь с ног. Работа, тренировки, общение, новые проекты.

Каждая девочка, едва осознав свою половую принадлежность, мечтает о «простом женском счастье» - счастье любить и быть любимой, о семье, о детях. Откуда же берутся старые девы – женщины вне возраста и времени, всю жизнь посвятившие только работе (ведь личной жизни, в привычном для всех понимании, у нее нет и никогда не было), считающие мужчин только как атавистическим придатком к тому органу, который по недоразумению им дали для того, чтобы он использовался для продолжения рода человеческого, но распорядиться которым они правильно не могут?

Воспитанная в семье, где главенствуют только женщины (чаще всего имеющие обо всех мужчинах вообще негативное мнение), будущая старая дева не имеет (или почти никогда не имеет) опыта общения с представителями мужского пола. Милые и послушные, «паиньки», такие девочки обычно хорошо учатся, с удовольствием занимаются домашним хозяйством, мальчишек во дворе и в школе обходят стороной, потому что дома ей внушают, что ничего хорошего от них, как и от мужчин вообще, ждать не приходится, и нужно им «только одно». Закончив школу, поступают в какой-нибудь «женский» ВУЗ, и работают затем в исключительно женском коллективе. Обычно это библиотека, школа, поликлиника, где мужчины встречаются крайне редко, а если и встречаются, то, либо уже обременены семьей, либо больше интересуются своей профессией, чем женщинами. Ей трудно увидеть в полнеющем лысоватом мужчине образ Заколдованного Принца – она видит в нем только похотливого самца, готового посягнуть на ее честь и потом бросить ее.

Милая и скромная, она не вешается на шею каждому встречному мужчине. Боясь спровоцировать внимание особы, ни в коей мере не удовлетворяющей ее завышенным требованиям, она тихонько сидит в уголке, молча оценивая происходящее. Но кто знает, какие бури бушуют в ее милой, аккуратненько причесанной головке?

Помыслы этой девушки наивны и чисты. Именно эта душевная чистота и искренность привлекает к ней любителей невинных и непорочных девочек. Книжные девочки, чаще всего воспитывающиеся в семье, где мужчина существует только как абстрактное понятие, рисуют в своем воображении образ Прекрасного Принца, не имеющего недостатков. Известно, что в реальности таких мужчин попросту не существует, но девушка не хочет этому верить, поэтому не замечает порядочных мужчин, которые хоть сколько-нибудь соответствуют ее идеалу.

И дело, видимо, в том, что она просто не умеет отделить реальность от сказки.

Свою девственность и добродетель она несет, как гордое знамя, не понимая при этом, что и у мужчин могут быть свои критерии отбора, и если этот критерий – единственный, который подходит им при выборе подруги жизни, на многое ли она может рассчитывать? Ведь мужчины активно ищут свой идеал, а современные Принцессы ожидают их у своего дома. Они не бывают на вечеринках, не знакомятся на улицах, а Прекрасные Принцы все никак не находят дорогу к ее дому. Знакомится девушка только с теми, кого рекомендуют ей ее мама, тети и бабушки, но те претенденты, которые появляются на ее пути, не проходят ее «кастинг»: главным достоинством наивная девушка считает романтизм Дон Кихота, идеальную внешность, прекрасные манеры, безупречный музыкальный вкус и разделение ее книжных взглядов на жизнь. Роль секса в понимании такой тургеневской девушки настолько ничтожна, что ей можно и вовсе пренебречь. Только супружеский долг в темноте под одеялом, в целомудренных позах и только потому, что все мужчины – «грубые животные».

Эти «тараканы» настолько прочно сидят в ее голове, что она отметает всех претендентов, не желая замечать в них ни их надежности, ни готовности вместе с ней участвовать в воспитании детей и желании сделать их общую жизнь уютной и комфортной для обоих, желании уважать не только свое, но и ее мнение. Собственно, все то, что женщины ищут в мужчинах.

А годы все идут, и постепенно желающих видеть ее своей принцессой все меньше и меньше, пока тоненький ручеек из возможных Принцев не пересыхает совсем. Девушка перестает верить в любовь, но, хотя она устала от одиночества, ее книжные представления настолько сильны, что она не может ими пренебречь, и продолжает ждать идеального мужчину. При этом ищет в мужчинах опять только те «сказочные» черты, которые сформировались у нее когда-то в давней юности, и не может, потому, что не хочет видеть в них черты реальные, составляющие характер и привычки реального человека.

Она готова к любви, готова отдать себя любимому, но те из мужчин, которых она когда-то отвергла, уже давно женаты, уже и «второй сорт», на который она готова согласиться, не очень-то стремится к тому, чтобы связать с ней свою жизнь. Все еще можно спасти, пересмотри она свои взгляды, вылезь из скорлупы недоступности и высокомерия, разгляди в земных, реальных мужчинах с неромантической внешностью верность и честность, порядочность и чувство ответственности за свою семью. Хуже, если девушка не сможет и не сумеет вовремя выйти из мира грез.

Не пересмотрев свои взгляды на жизнь как на сказку, ища в реальных мужчинах по-прежнему прекрасных принцев, она так и остается одна, с потухшим взглядом, уставшая от одиночества и разуверившаяся в любви. Она ненавидит мужчин, так как они не увидели, не разглядели ее прекрасную чистую душу, не оценили ее порывы сделать мир чище и , не захотели взять ее девственность как бесценный дар, как жертву во имя любви и преданности единственному в мире Прекрасному Принцу. И это уже не тургеневская девушка, а старая дева.