Лилипуты из Африки: как живут самые низкие люди в мире. Как живут африканские пигмеи (24 фото)

Для начала давайте ознакомимся с фактами и сообщениями учёных о племенах пигмеев. Сведений о загадочных низкорослых людях не так уж и много, как бы этого хотелось, поэтому важны все из них. Где и как они проживают, кто они: «ошибка» или «закономерность» Природы; быть может, поняв их «особенности», мы сможем получше рассмотреть и себя? Ведь все мы дети одной планеты, их проблемы не могут быть для нас чужими.

«Первое древнейшее свидетельство о пигмеях оставил греческий историк V в. до х. э. Геродот. Когда он путешествовал по Египту ему рассказали историю о том, как однажды юноши из африканского племени насамонов решили “совершить путешествие по Ливийской пустыне с целью проникнуть дальше и увидеть больше всех тех, кто раньше побывал в самых отдалённых её частях, «...» насамоны благополучно возвратились назад и что все люди [пигмеи], к которым они приходили, были волшебниками”».

«Ещё свидетельство о пигмеях нам оставил крупнейший римский учёный Плиний Старший (24—79 гг. х. э.). В своей “Естественной истории” он пишет: “Некоторые сообщают о племени пигмеев, живущих среди болот, из которых берет начало Нил” ».(1*)
«Одна из цивилизаций, где обитали пигмеи и которая сейчас ушла в небытие располагалась на Гавайских островах . «...». На сегодняшний день племена пигмеев обитают в Африке (Центральная экваториальная зона) и Юго-Восточной Азии (Андаманские острова, Филиппины, и тропические леса Малакки)».

Охотники и собиратели в Африке представлены тремя основными группами - пигмеями Центральной Африки, бушменами Южной Африки и хадза Восточной Африки. Ни пигмеи, ни бушмены не являются стадиально единым монолитом - каждая из этих групп состоит из племен или иных этнических общностей, находящихся на различных уровнях социально-исторического и культурного развития.

Название пигмеи произошло от греческого pygmaios (буквально - размером с кулак). Основные страны расселения: Заир - 165 тыс. чел., Руанда - 65 тыс. чел., Бурунди - 50 тыс. чел., Конго - 30 тыс. чел., Камерун - 20 тыс. чел., Центральноафриканская Республика - 10 тыс. чел., Ангола - 5 тыс. чел., Габон - 5 тыс. чел. Говорят на языках банту.


Пигмеи были одной из рас вышедших из Африки и заселивших юг Азии, где они были очень распространены в древности. Современная популяция пигмеев проживает не только в Африке но и в некоторых районах Южной Азии, таких как Aeta и Batak на Филиппинах, Semang в Малазии, Mani в Таиланде. Средний рост взрослого мужчины около 140 см. женщины около 120 см. Все более рослые пигмеи это результат межрасового смешивания с соседними племенами.

«ПИГМЕИ. Имеют пропорциональное здоровое тело , только уменьшенного размера. Анатомия и физиология близки к нормальным» .

«Среди пигмеев есть мало сексуальные (амазонцы) - и легко возбудимые (бушмены, у которых постоянная эрекция), есть очень инфантильные - и весьма мужественные (бородатые, мускулистые, с крупными чертами лица, грудь, в отличие от негроидов, волосатая). Африканские пигмеи очень музыкальны и пластичны. Они охотятся на слонов. Рядом с ними живут великаны-нилоты, самые высокие люди на Земле. Говорят, что нилоты охотно берут в жены пигмейских женщин, а мужчин боятся».

Ранее считалось, что низким ростом пигмеи обязаны плохому качеству питания и какому-то его особому рациону, но эта версия не была подтверждена. Существуют другие расы проживающие рядом - Масаи и Сумбуру в Кении, которые питаются не намного лучше, но при этом считаются самыми высокими в мире. Одно время группу пигмеев с целью эксперемента полноценно и долго кормили, но их рост и рост их потомства не стал больше.

Пигмеев Центральной Африки можно разделить на три географически обособленные группы: 1) пигмеи бассейна реки Итури, известные как бамбути, вамбути или мбути и лингвистически делящиеся на три подгруппы: эфе, басуа, или суа, и ака (о которых подробнее в этой статье) ; 2) пигмеи области Великих озер - тва, населяющие Руанду и Бурунди, и разрозненные группы, окружающие их; 3) пигмеи западных областей тропического леса - багуиелли, обонго, акоа, бачва, байеле и др. Кроме того, существует еще группа восточноафриканских пигмеев - бони.

Сейчас у пигмеев наступили суровые времена, они вымирают из за заболеваний вроде кори и оспы, которые в комплексе с бедной на питательные вещества едой и большими нагрузками приводят к большой смертности. В некоторых племенах средняя продолжительность жизни всего 20 лет. Более высокие и сильные негритянские племена притесняют пигмеев и выживают их на малопригодные для существования участки.

Некоторые ученые пытаются также связать короткий период жизни пигмеев с их ростом (сравните продолжительность жизни слона и мыши). Вообще все исследователи этого народа сходятся во мнении, что изучение пигмеев помогает лучше понять принципы эволюции и приспособляемости человека к разным условиям окружающей среды.

Большой спрос на мясо диких животных заставляет пигмеев браконьерить в заповедниках. Неразумное истребление вымирающих животных вскоре может стать угрозой для существования самих племен пигмеев - замкнутый круг, из которого уже невозможно выбраться.

Пигмеи идут браконьерить в заповедник, вооружение - ловчие сети и копья.

Вот и добыча, поймать антилопу большая удача.

«Пигмеи - народ кочевой. Несколько раз за год они оставляют свои дома и вместе со всем нехитрым скарбом уходят скрытыми тропами в самые глухие лесные уголки».
«... живут пигмеи в шалашах, похожих на небольшие зеленые бугорки».

«Огонь пигмеи поддерживают постоянно. При переходе на другую стоянку они несут с собой горящие головни, так как высекать огонь при помощи кремня очень долго и трудно».

«Настоящей глины, способной скрепить постройки, здесь нет, и дожди разрушают пигмейские «строения. Поэтому их приходится часто ремонтировать. За этим занятием всегда можно увидеть только женщин. Девушек , еще не обзаведшихся семьей и собственным домом, согласно местным обычаям к этой работе не допускают».


Название "пигмеи" переводится буквально, как "люди величиной с кулак". В экваториальной Африке проживает множество народностей, чей рост можно было бы определить, как "метр в кепке", если бы эти люди носили традиционные головные уборы. Рекордсменами среди "лесных лилипутов" считаются мбути, их рост обычно не превышает 135 см !




Побывав в племени мбути, любой славянин почувствует себя великаном. Знакомство с низкорослыми кочевниками будет интересно, поскольку культура мбути самобытна, а устройство общества в корне отличается от привычных нам моделей. Общая численность этой этнической группы достигает порядка 100 тысяч человек. Все мбути живут в гармонии с природой, занимаются охотой и собирательством, но берут у леса ровно столько, сколько необходимо им для выживания. Основа их мировоззрения - бережливое отношение к ресурсам.







У мбути нет социальной иерархии, они живут большими группами, состоящими минимум из 7 семей. В группе нет лидера, каждый имеет свои обязанности в зависимости от пола и возраста. В охоте принимают участие все члены племени: мужчины расставляют сети, женщины и подростки загоняют зверя, дети и старейшины остаются в лагере, чтобы развести священный огонь.



Мбути постоянно меняют места дислокации, жилища они строят очень быстро, используя для этого побеги деревьев и листья. Одежду они традиционно изготавливали из коры деревьев, разминая ее слоновым бивнем. У жителей племени особой популярностью пользовались набедренные повязки. Современные мбути не отказываются и от обычной одежды, которую обменивают на дичь у жителей близлежащих поселений.







Мбути считают себя неотъемлемой частью леса, болезненно реагируют на вырубу деревьев и браконьерство. Все их амулеты и обереги сделаны из природных материалов, при рождении младенца купают в лесной воде, особые магические ритуалы с использованием амулетов, сплетенных из лиан и коры деревьев, проводят мужчины, отправляясь на охоту.

С точки зрения «большого мира больших людей», маленький мир пигмеев и молод и стар одновременно. Слово «пигмей» греческого происхождения и обозначает буквально – «величиной с кулак» или, возможно, «расстояние от кисти до локтя» – получается своеобразный «мужичок с локоток». Племена пигмеев встречаются в Африке (племена акка на севере континента и батра – на юге), на Филиппинах, на Андаманских островах и в Новой Гвинее. Энциклопедический словарь начала века определяет пигмеев как представителей общей расы, которую отличает «очень темный цвет кожи, шерстистые волосы, широкий нос и общий облик, напоминающий негра». Швейцарский анатом Кольман в конце IXX века выступил с очень спорной теорией, которая рассматривала пигмеев как древнейший тип предков современных человеческих рас, но в последнее время антропологи определяют пигмеев как негро-австралоидную расу.

Куда Геракл унес пигмеев?

О пигмеях было известно с древних времен, ведь еще Гомер описал в «Илиаде» битву пигмеев с журавлями. У античных греков есть и еще одна легенда, связанная с пигмеями. Когда Геракл победил сына Земли великана Антея и прилег отдохнуть после трудной схватки, пигмеи, жившие в норах, вырытых в песке, выползли на поверхность в полном вооружении и напали на героя. Геракл пробудился, сгреб их всех в свою накидку из львиной шкуры и унес с собой. Куда же Геракл унес пигмеев? Этнографы, описывая аборигенов Севера, обращали внимание на их темнокожесть и приплюснутое лицо, так напоминающее антропологический тип пигмеев. Неужели пигмеи перекочевали на север? Иначе, откуда в преданиях и сказках Северной Европы в таком количестве взялись карлики-маги, живущие главным образом под землей?

В английском фольклоре это, прежде всего, эльфы; у норвежцев – тролли, у датчан и шведов – дворги, у шотландцев – банши, а также известные по всей Европе феи и гномы, или карлики-колдуны в российском фольклоре. Мы слишком мало знаем о путях передвижения древних народов, и даже их магистральные маршруты продолжают вызывать среди ученых-этнографов острые споры и невероятные предположения, которые порой превосходят любую фантастику. Кто знает, быть может пигмеи – и есть потомки легендарных древних карликов?

И все-таки они существуют

Пигмеи джунглей Конго не имеют судей. Никто не хочет брать на себя ответственность судить других людей, и все вопросы решаются сообща, без выделения особо влиятельных лиц. Они не верят в Бога как в Творца, и, как все люди палеолита, обожествляют Лес, животных и деревья. В их представлении существует фигура Величайшего из слонов, которого в конце мироздания убьет Величайший из охотников. Пигмей ежедневно взывает к Лесу о защите, о том, чтобы его миновали беды и болезни.

День у пигмеев тяжелый и однообразный. С утра пораньше женщины, взяв плетеные корзины, уходят ловить рыбу, собирать сочные тропические плоды, орехи, коренья, грибы и личинок различных насекомых. В деревне, чтобы поддерживать огонь костра и присматривать за детьми, остаются одна-две «дежурные». Мужчины в это время проверяют выставленные накануне силки и охотятся – обычно на обезьян, птиц и хохлатых антилоп – дукеров. Пигмеи никогда не задерживаются на одном месте подолгу. Они по нескольку раз в год покидают дома, выстроенные лишь недавно, собирают нехитрый скарб и уходят дальше в глубь и глушь тропических зарослей по тропам, известным им одним. Крошечные, брошенные селения быстро зарастают травой, кустарником – через месяц их уже ни за что не отыскать.

Впрочем, в XXI веке у пигмеев, кроме лесных троп появились и иные постоянные маршруты. Они все чаще нанимаются на сезонную уборку плантаций или помогают лесозаготовительным компаниям расчищать территории под вырубку, подсказывая, где древесина самая ценная. Среди «маленьких людей» практически не осталось тех, кто в той или иной степени не прикоснулся бы к цивилизации. И это, увы, неизбежно приведет к исчезновению традиционного образа жизни целой этнической группы, которая, по общему научному мнению, является самой древней на Земле: она соответствует каменному веку.

О чем поют пигмеи

Вечером у большого костра начинает свой витиеватый перестук барабан индуму. Сначала вождь, а за ним и старейшины облачаются в ритуальные одежды и принимаются танцевать буму – танец во славу богов, Леса и животных. Женщины подпевают на несколько ладов, импровизируя и подстраиваясь под барабанные ритмы. Черна африканская ночь. Вспыхивают лишь огоньки светлячков. Должно быть очень темно, а иначе Бобе – дух леса – может вызвать гром. Бобе властвует в мире теней и является посредником между мирами, он – хозяин всего, что нужно человеку для жизни. Перед хижинами-времянками полукругом сидят люди, разделенные на две группы – отдельно мужчины, отдельно женщины. Они поют и ждут появления Бобе. Пение пигмеев часто прерывается, а затем опять начинается тонкой сольной ниточкой и быстро набирает силу из многих вливающихся в хор голосов. Когда пение становится наиболее интенсивным, из леса появляется Бобе, которого изображает участник церемонии, наделенный особыми полномочиями. Он с ног до головы покрыт листьями, которые тянутся за ним, как хвост. Приблизившись к сидящим у костра, он танцует и вскрикивает, отвечая на трели поющих соплеменников.

Почему пигмеи маленького роста

Средний рост африканского «карлика» составляет 144–146 см для мужчин и 136–138 см для женщин. Традиционные объяснения этого феномена – от генетической предрасположенности до низкой калорийности пищи и необходимости легко передвигаться в зарослях. Тем не менее, ученые из Кембриджского университета предложили альтернативную гипотезу. Исследователи заметили одну особенность: продолжительность жизни пигмеев очень мала, среди них нет долгожителей. Следовательно, пигмеям присущ короткий жизненный цикл, сопровождающийся незначительным ростом.

Затем было замечено, что у различных групп пигмеев очень высокий уровень смертности, по сравнению с любыми другими племенами. Выяснилось, что средняя продолжительность жизни пигмеев колеблется всего от 16 до 24 лет. Очень немногие женщины пигмеев доживают до конца своего репродуктивного периода, и только небольшой процент женщин достигает возраста старше 40 лет. В связи с этим пигмеи должны достигать половой зрелости гораздо быстрее, чем люди с высокой продолжительностью жизни: примерно в 12 лет; в это же время останавливается рост, чем и объясняется малорослость пигмейских племен.

Лучшие охотники Африки

Еще в самом недавнем прошлом общины пигмеев часто объединялись ради «магуа-мусо» – большой охоты на крупных зверей вроде лесных слонов и горилл, но теперь их стало катастрофически мало в лесу. Кроме того, эбубу (по-пигмейски – гориллы) очень опасны и при случае всегда готовы поменяться с охотником ролями. Приходится довольствоваться тем, что есть. Тем, что остается после разрушительной деятельности лесозаготовительных компаний, активно проникающих в самые труднодоступные уголки лесной чащи и вырубающих ее, сужая тем самым ареал обитания животных. Недалеки те времена, когда с помощью луков и отравленных стрел вообще нельзя будет добыть пропитание, и пигмеям придется опять идти на поклон к «большим людям», чтобы те со своими ружьями поучаствовали в охоте.

В сезон дождей они собирают мед – любимое пигмейское лакомство. Есть два способа достать его. Первый таков: когда дупло с пчелами обнаружено, нужно взять размельченные угольки от костра и засыпать их в дупло. Жар и дым выкуривают пчел, и сладкая субстанция остается без охраны. Но этот метод применяется лишь при наличии дупла на небольшой высоте, а если оно далеко, под самой кроной, задействуется второй, более трудоемкий. На земле устанавливается небольшой помост из лиан – два-три метра высотой. На него забираются несколько пигмеев и по очереди рубят дерево своими примитивными топорами, обвязывая и страхуя себя все теми же лианами. Дело это долгое и требует определенной физической силы, терпения и выносливости. За пару часов можно одолеть ствол диаметром до метра. Представляете, как разочарованы бывают «артельщики», если дупло оказывается пустым и приходится отправляться на новые поиски! Причем надо заметить, что вырубается, как правило, сухостой. Если пигмеи обнаружат дупло в живом, молодом, здоровом дереве, то они не тронут его, несмотря на медовый соблазн. Ведь если причинять боль Лесу и его богам, они непременно дадут сдачи…

Что касается женской рыбалки, то тут главная трудность заключается в однообразии и утомительности процесса: из бревен и глины сооружается нечто похожее на плотину – сразу с двух сторон, чтобы перекрыть речушку. Босиком, стоя по щиколотку в грязной жиже, женщины подручными средствами вычерпывают из образовавшейся запруды воду, а чтобы взбодриться, громко распевают незатейливые песни. Когда участок речки наконец мелеет, все живое собирается со дна в корзины. Разнообразием «улов» не отличается: крабики, пресноводные моллюски, сомики величиной с ладонь. За четыре часа такой работы набирается меньше, чем половина корзины пищи. На всю деревню этого маловато, но пигмеи не привередливы. К обеду все возвращаются в деревню и делят добычу. На маленьких лицах вспыхивают улыбки: ведь вечером будет праздник.

Первые упоминания о пигмеях были сделаны в древнеегипетских записях, датирующиеся 3-им тысячелетием до н.э. Позже о пигмеях писали древнегреческие историки Геродот, Страбон, Гомер. Реальное существование этих африканских племен было подтверждено только в 19 веке немецким путешественником Георгом Швейнфуртом , русским исследователем Василием Юнкером и другими.

Рост взрослых мужчин пигмеев от 144-150 см в высоту. Женщин — около 120 см. Имеют короткие конечности, кожа светло-коричневого цвета, служащая отличным камуфляжем в лесу. Волосы темные, курчавые, губы тонкие.

Род занятий

Живут пигмеи в лесах. Лес для них — высшее божество — источник всего необходимого для выживания. Традиционный род занятий для большинства пигмеев — охота и собирательство. Охотятся они на птиц слонов, антилоп и обезьян. Для охоты используют короткие луки и отравленные стрелы. Помимо разного мяса, пигмеи очень любят мед диких пчел. Для того, чтобы добраться до любимого лакомства, им приходится взбираться на 45-ти метровые деревья, после чего они используют золу и дым, чтобы разогнать пчел. Женщины же собирают орехи, ягоды, грибы и корни.


Живут пигмеи небольшими группами, численностью не менее 50-ти членов. У каждой группы существует специальная территория для строительства хижин. Браки между членами разных племен здесь вполне распространенное явление. Также, абсолютно любой член племени, когда он пожелает, может свободно уйти и присоединиться к другому племени. В племени нет никаких формальных лидеров. Возникшие вопросы и проблемы решаются открытыми переговорами.

Оружие

Оружие – это копье, небольшой лук, стрелы (часто отравленные). Железо для наконечников стрел пигмеи выменивают у соседних племен. Широко используются различные ловушки и западни.

Пигмеи являются наиболее известными карликовыми племенами, живущими в лесах тропической Африки. Главные районы сосредоточения пигмеев сегодня: Заир (165 тысяч чел.), Руанда(65 тысяч чел.), Бурунди (50 тысяч чел.), Конго (30 тысяч чел.), Камерун (20 тысяч чел.) и Габон (5 тысяч чел.) .

Мбутис — племя пигмеев проживающих в лесу Итури в Заире. Большинство ученых считают, что именно они, вероятнее всего, были первыми жителями данного региона.

Тва (батва) — племя пигмеев в экваториальной Африке. Обитают как в горах, так и на равнинах вблизи озера Киву в Заире, Бурунди и Руанде. Они поддерживают тесные связи с соседними скотоводческими племенами, умеют изготавливать глиняную посуду.

Тсва (батсва) — это большое племя проживает недалеко от болота южнее реки Конго. Они, как и племя Тва, живут в сотрудничестве с соседними племенами, приняв их культуру и язык. Большинство из Тсва занимаются охотой или рыболовством.





И др.; ранее предположительно пигмейские языки

Религия

Традиционные верования

Расовый тип

Негрилльский тип большой негроидной расы


Пигме́и (греч. Πυγμαῖοι - «люди величиной с кулак») - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки . Другое название африканских пигмеев - негрилли.

Свидетельства

Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время - в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера , у Геродота и Страбона).

Пигмеи в мифологии

Физический тип

У живущих восточнее бака народов эфе и суа , изначально рождаются маленькие дети - ограничитель роста включается во время внутриутробного развития. У бака дети рождаются нормальными, но в первые два года жизни дети бака растут заметно медленнее европейцев .

Род занятий

Пигмеи - жители лесов, лес для них - источник всего необходимого для жизни. Основные занятия - охота и собирательство . Пигмеи не изготавливают каменные орудия труда, ранее не умели добывать огонь (источник огня переносили с собой). Орудие охоты - лук со стрелами с металлическими наконечниками, причём эти наконечники часто отравлены. Железо выменивают у соседей.

Язык

Пигмеи обычно говорят на языках окружающих их народов - эфе , асуа , бамбути и др. В диалектах пигмеев есть некоторые фонетические отличия, но за исключением народа бака , пигмеи утратили родные языки .

Напишите отзыв о статье "Пигмеи"

Примечания

Литература

  • Патнем Э. Восемь лет среди пигмеев / Энн Патнем; С предисл. и под ред. Б. И. Шаревской ; Художник Б. А. Диодоров. - М .: Издательство восточной литературы , 1961. - 184 с. - (Путешествия по странам Востока). - 75 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Культура, музыка и фотографии

Отрывок, характеризующий Пигмеи

– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
– Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол.
Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить.
– Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга.
Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его.
– Il nous arrive du monde, mon prince, [К нам едут гости, князь.] – сказала m lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку. – Son excellence le рrince Kouraguine avec son fils, a ce que j"ai entendu dire? [Его сиятельство князь Курагин с сыном, сколько я слышала?] – вопросительно сказала она.
– Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь.
– Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал.
– Нет, mon pere. [батюшка.]
Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился.
После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора.
Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу.
– Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует.
– Не нужно ли чего?
– Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.]
– Ну, хорошо, хорошо.
Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской.
– Закидана дорога?
– Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости.
Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом.
– Ну, хорошо, хорошо.
Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет.
Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.