План занятий по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада. Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Путешествие в природу

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада «Прогулка на природу»

Программное содержание:

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы). Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о первоцветах; продолжать знакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать умение рисовать ватными полочками. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа:

Знакомство с Красной книгой, рассматривание картинок, знакомство с первоцветами, знакомство со способами нетрадиционного рисования.

Оборудование:

Предметные картинки, рисунки первоцветов, цифровые карточки, Красная книга, мяч, краски акварельные, альбомные листы, кисточки, ватные палочки.

Ход занятия:

Ребята, мы сегодняе с вами отправимся на природу. Вам знакома слово «природа».
А что она означает? (растения, птицы, животные)
А что нельзя назвать природой? (то что сделано руками человека)
Всю природу Земли можно делить на 2 огромных мира: мир живой и мир неживой природы.
А мы сейчас поговорим о природе и о том, что создано человеком.
На столе лежат картинки помогите их разделить на доске, прикрепите на левую сторону природу, на правую не природу (дети по очереди выходят и прикрепляют, проверяем).

Игра «Что создано природой, а что человеком?»

Ребята, давайте поиграем, я сейчас буду вам бросать мяч и называть предмет, а вы внимательно послушайте, если я назову предмет природы, вы ловите мяч, если не природы то отталкиваете. (играем)

Ребята, посмотрите здесь на поляне много цветов, перечислите какие это цветы? (ромашка, ландыши, подснежники, мать-и-мачеха, лилии, гвоздика, одуванчик)
Посмотрите внимательнее все ли тут цветы весенние?
Назовите летние цветы, весенние.
А как еще называют цветы, которые цветут ранней весной? (первоцветы)
Сколько у нас первоцветов?
А сколько летних цветов?
А каких больше?
А сколько у нас вообще цветов? (все решения делаем на доске с цифровыми карточками)
Ребята, какие из этих цветов редко встретишь в природе? (ландыши, подснежники)
А куда они занесены? (в Красную книгу)
Как вы думаете почему?(потому, что они на грани исчезновения)
Что же делать, для того, чтобы эти цветы не исчезли совсем?
В нашей группе есть своя Красная книга, где занесены редкие растения и животные, но тут нет ландыши. Давайте мы с вами нарисуем их и занесем в нашу книгу.

Показываю технику рисования.

Листья рисуем кисточками, вам это знакомо. Цветочки рисуем ватными полочками. Берем палочку макаем в воду, потом в краску. Рисуем так, как будто ставим точки. Дети рисуют.

Проводится выставка рисунков.

Ребята, скажите мне пожалуйста где мы сегодня побывали?
Что такое природа?
Что такое не природа?
Что мы сегодня рисовали?
Ребята, на этом занятие окончено, спасибо.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Ирина Савельева
Ознакомление с миром природы (старшая группа)

«Ознакомление с миром природы (старшая группа ) ».

Природа – это внешний мир , в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам. Природа первична , она не может быть создана человеком и мы должны воспринимать ее как данность. В более узком смысле слово природа означает сущность чего-либо

С каждым годом в нашей стране открываются все новые природные богатства . Но по мере развития промышленности увеличивается и спрос на них.

Еще бытует неправильное представление о природе как о неисчерпаемой кладовой, природа истощается . В связи с бурным развитием техники загрязняются воздух, вода, исчезают ценные животные и растения. Это волнует все человечество.

В соответствии с программой «От рождения до школы» в процессе осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой.

Неотъемлемая часть умственного воспитания сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий .

Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей , сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности . Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы , приучить их искать объяснение наблюдаемых явлений и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиваться на явлениях природы , мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению» .

Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе , но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.

Данные исследований последних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.

В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества, как бережное отношение к природе , любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе , воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой , надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии.

Расширять и уточнять представления детей о природе . Учить наблюдать, развивать любознательность . Закреплять представления о растениях ближайшего окружения : деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиям «лес» , «луг» и «сад» .

Продолжать знакомить с комнатными растениями.

Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы .

Расширять представления детей о диких животных : где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге) .

Расширять представления о птицах (на примере ласточки, скворца и др.) .

Дать детям представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.) .

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Знакомить детей с многообразием родной природы ; с растениями и животными различных климатических зон.

Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

Формировать представления о том , что человек- часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой . Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей) .

Показать взаимодействие живой и неживой природы .

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры, особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным

явлением, как туман.

Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе : тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.) .

Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает» , много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).

Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные-маслята, опята, лисички и т. п. ; несъедобные-мухомор, ложный опенок).

Цель:

Познакомить детей с праздником «Синичкин день»

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

Закреплять умение различать перелетных и зимующих птиц;

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

Развивающие:

Развивать внимание, память и мышление;

Развивать речь, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Развивать эстетический вкус, умение видеть прекрасное в окружающем мире;

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к птицам,

Воспитывать желание помогать зимующим птицам.

Материал и оборудование: карточки с изображением перелетных и зимующих птиц.

Ход ООД:

Воспитатель: Сегодня приглашаю Вас, дети, на прогулку в удивительный

зимний лес, который подарит вам интересные встречи.

Мы заходим с вами в лес, полон сказок и чудес,

Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу.

Присядем на полянку. Кто что представил? Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей).

Воспитатель: Понравилась вам прогулка по лесу? А сейчас давайте вернёмся в нашу группу.

(На доске изображение синички-главной героини мероприятия.)

Воспитатель:

Как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.

Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы. Сегодня мы их поприветствуем.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

(ответы детей)

Воспитатель:

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки. (К. Мухаммади)

Динамическая пауза (3мин.)

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится (Дети шагают на месте)

Прыг - скок, прыг - скок (Прыгают)

Завертелась, как волчок (Повороты вправо - влево)

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (Дети имитируют движение)

И с дорожки на плетень,

Тири - тири, тень - тень (Прыжки).

Воспитатель:

Я загадки загадаю,

Кто загадку отгадает,

Тот картинку получает.

Загадки

  1. Кто приклеил майским днем.

Рукавичку над окном,

Поселил в неё птенцов.

Непоседливых жильцов? (Ласточка)

  1. Летом за пахарем ходит.

А под зиму с криком уходит (Грач)

  1. В серой шубке перовой.

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (Воробей).

  1. Кто там прыгает, шуршит,

лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

  1. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (Дятел)

  1. Верещунья, белобока, а зовут её …. (Сорока)
  2. На окне дремала птица: "Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: "Я не галка, я ….(Ворона)
  3. Кто летает темной ночью, и схватить мышонка хочет? (Сова)
  4. Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем (Скворец)

10 Эта птица никогда, для птенцов не вьет гнезда (Кукушка)

  1. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. (Голубь)
  2. Угадайте, что за птица.

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

собирает крошки (Воробей)

  1. Окраска сероватая,

Повадка вороватая.

Известная персона

Кто она? (Ворона)

  1. Что такое - посмотри!

Выпал снег, на нем огни

Это птицы (Снегири)

  1. Села на кормушку

Птица с желтым брюшком. (Синица)

Воспитатель (с показом картинок): А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день - день встречи зимующих птиц. С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Воспитатель: А сейчас для вас задачка, слушайте внимательно:

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Поползень - лесной сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости первый день недели.

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Две вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев -

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог.

Налетело шесть сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц. По моей команде зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные - в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих (дети раскладывают картинки с изображением птиц в две разные стаи)

Воспитатель:

С песней праздник веселее,

Без неё нам жить нельзя,

Потому на конкурс песни

Приглашаю вас, друзья!

У каждой птички своя песня,

Давайте вспомним, как они поют:

Утки - кря, кря, кря

Вороны - кар, кар, кар

Совы - ух, ух, ух

Воробьи - чик - чирик

Дятел - тррр - тррр

Синица - тинь - тинь.

Итог занятия:

О каком празднике мы разговаривали сегодня? (Синичкин день)

Что самое интересное вам запомнилось?

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе

Тема: «Наедине с природой».
Цель:
1. Формирование умения составлять описательный рассказ по картинкам.
2. Уточнить представления детей о характерных особенностях каждого сезона.
3. Формирование представлений о закономерной повторяемости изменений в жизни природы, от сезона к сезону.
4. Учить детей рассматривать и обследовать объекты неживой природы, делать выводы.
Ход занятия:
На полу сидим в кругу. Раздаточные карточки у детей.
Воспитатель: Ребята, давайте сыграем в игру «Когда это бывает?»
Пришло время загадок.
Пусты поля
Мокнет земля
Дождь поливает
Когда это бывает.

Снег на полях
Лед на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает.

Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает

Солнце печет
Липа цветет
Рожь поспевает
Когда это бывает
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а отгадайте загадку: «Зимой беленький, а летом серенький».
Дети: Это заяц.
Воспитатель: Правильно, это зайка. А сегодня он к нам прискакал, узнать, что мы знаем о природе.
На столе диаграмма, у детей карточки со знаками по временам года.
Начинаем рассказ: Оля (по карточке) – Это осень. Осенью бывает дождь. Появились лужи. Солнце осенью светит реже. Погода пасмурная…
Дети рассказывают друг за другом, один начинает, второй продолжает, третий заканчивает. Так о каждом времени года.
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой, мир живой природы. У нас на столе лежат картинки: мальчикам нужно отобрать изображение не живой природы, а девочкам живой природы и потом объяснить, чем отличается живая природа от неживой (движется, растет, питается, дышит, размножается). Давайте проверим правильно ли выбраны картинки: человек, кит, собака, птица, слон, дерево, цветок, ежик. Все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.
А солнце, облака, радугу, камни, почву, воду относят к неживой природе, так как у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.
Физминутка: - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Зайчик будет бросать вам мяч, а вы будете его возвращать с ответом.
-после зимы идет…
-после лета…
-зимний месяц…(ответы нескольких детей)
-летний месяц…(ответы нескольких детей)
-после вторника…
-день, а потом…
-ночь, а за ней…
-выходные…
-перелетная птица…
-зимующая птица…(ответы нескольких детей)
-кто на зиму впадает в спячку…(ответы нескольких детей)
-кто первый прилетает весной…
-какая птица не вьет себе гнездо…
-осенний месяц…(ответы нескольких детей)
-весенний месяц…(ответы нескольких детей)
Воспитатель: А какие природные явления вы знаете? (Ветер, снег, радуга, листопад, капель, ледоход, иней, роса, туман, сосульки, капель, град, дождь, солнце).
А какие бывают только зимой? Летом?
А какие бывают облака? (кучевые, перистые, грозовые и дождевые)
А из каких идет дождик и снег?
А как называется лес, в котором растут сосны и ели? А если деревья? А если все вместе? (ответы детей).
В конце занятия зайка спрашивает: «Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали». Хвалит детей и дарит медальки со своим изображением.