Очень интересные факты о леонардо да винчи. Тайны леонардо да винчи

Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется.

Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект. Один ученый даже обнаружил у Моны Лизы симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Есть и версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо да Винчи оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Говорят… …что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

6) Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.

Леонардо да Винчи много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо да Винчи запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и закричал:

– Я уже видел эту картину раньше!

– Когда? - удивился Леонардо. – Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…

7) Леонардо обладал даром предвидения. В 1494-м году он сделал серию записей, которые рисуют картины грядущего мира, многие из них уже сбылись, а другие сбываются сейчас.

"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" – речь здесь, несомненно, идет о телефоне.

"Люди будут ходить, и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом.

8) Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, которые ставят исследователей в тупик. Может, вам удастся их разгадать?

"Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни".

"Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники".

Хотите узнать еще больше о Да Винчи и воплотить его задумки в жизнь?

Великий мыслитель, художник и изобретатель, которого наши современники знают под именем Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), родился в деревушке Анкиано, неподалеку от итальянского города Флоренция в апреле 1452 года. Мало кому известно, что Леонардо да Винчи, из жизни которого широко освещены в исторической литературе, был незаконным отпрыском нотариуса Пьеро. Его связь с молодой крестьянкой не была узаконена, и первые годы своей жизни мальчик провел с матерью. Однако в семье отца не было детей, и нотариус усыновил (по другим сведениям, взял на воспитание) Леонардо.

При этом «универсальный человек» (Homo universalis) эпохи Возрождения не имел фамилии, а приставка «da Vinci» в его имени в переводе с флорентийского наречия итальянского языка указывает на то, что Леонардо родом происходит из города Винчи, который сегодня слился с Тосканой.

О детстве великого итальянца мало что известно, кроме того, что он не получил систематического образования, а обучался на дому. Однако художественные таланты проявились достаточно рано.

Первые художественные опыты Леонардо

Сведения о первых художественных экспериментах Леонардо да Винчи носят полулегендарный, полуреальный характер. Один из первых биографов Леонарда, итальянский художник и писатель Джорджо Вазари рассказывает о том, как мальчику, проявившему свои художественные таланты только в домашнем рисовании, поручили разукрасить деревянный щит. Леонардо, хорошо знакомый с мифами Древней Греции, решил преобразовать сей предмет в щит Персея. Для того чтобы голова горгоны Медузы выглядела натурально, для декорирования были использованы мумифицированные ящерицы, нетопыри (летучие мыши) и змеи, а также высушенные кузнечики, гусеницы и жуки. Отец, увидев готовый сувенир, ужаснулся и отказался отдавать его заказчику, заменив другим изделием, украшенным орнаментом. Косвенным подтверждением этой легенды может служить факт получения Пьеро – отцом юного выдумщика - ста флорентийских дукатов. По преданию, «щит Медузы» был передан в подарок семье Медичи.

Достоверным фактом является поступление в 1466 году четырнадцатилетнего подростка помощником в мастерскую Верроккьо, где он приобрел первоначальные технические навыки, овладел основами живописи и изучил гуманитарные науки. После окончания обучения двадцатилетний юноша получает квалификацию мастера и приступает к работе в гильдии Святого Луки.

В 1472 году художник Андреа дель Верроккьо получил заказ на выполнение картины «Крещение Христа». Так как Андреа был владельцем художественной мастерской, он поручил рисование второстепенных героев и пейзажей на этом полотне своим ученикам. Леонардо досталась прорисовка головы одного из ангелов, а вторую мастер рисовал сам. Однако работа, выполненная юным подмастерьем, настолько превосходила изображения самого художника, что Андреа дель Верроккьо больше никогда не брал в руки краски и кисть.

После окончания работы над «Крещением Христа» Леонардо начинает трудиться над всемирно известными полотнами «Благовещение» и «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»).

Интересные факты из жизни великого мастера

Дальнейшая жизнь Леонардо да Винчи хорошо исследована, однако и в ней случались малоизвестные для широкой публики события. Интересные факты про Леонардо да Винчи частично носят характер домыслов, основанных на его образе жизни и высказываниях художника, но некоторые из них имеют документальное подтверждение.

Некоторые современники осуждали художника за нетрадиционную сексуальную ориентацию, которую поздние исследователи жизни и творчества да Винчи отвергали – не может талант совмещаться с гомосексуализмом. Однако в 1476 году суд Флорентийской республики рассматривал дело о содомии, процветавшей в мастерской дель Верроккьо, среди фигурантов которого числился и двадцатичетырехлетний Леонардо. Всех подсудимых оправдали, однако гомосексуальные наклонности художника некоторые исследователи его творчества усматривают в некоторых работах.

По рукописям Леонардо да Винчи было установлено, что он страдал или сознательно путем тренировок приобрел амбидекстрию – способность одинаково хорошо писать правой и левой рукой. Некоторые медики считают, что художник был левшой, а правой рукой научился полноценно работать в юности. Об этом свидетельствует лучшее владение левой рукой. При этом «леворучные» тексты написаны справа налево, и прочитать их можно только с помощью зеркала. Некоторые исследователи творческого наследия великого итальянца считают, что он делал это сознательно, а «леворучное» написание является одним из методов шифровки.

Несмотря на то, что Леонардо с юного возраста был вегетарианцем , он увлекался приготовлением блюд по собственным рецептам и сервировкой застолий. Это позволило ему в миланский период жизни «подрабатывать» распорядителем и церемониймейстером придворных пиров. Несмотря на отказ от мясной пищи, фирменное блюдо «от Леонардо», где тонкие кусочки мяса прикрывались сверху слоем тушеных овощей, пользовалось высокой популярностью у знати Милана.

Несмотря на общительность художника, множество приятелей и друзей, сведения о личной жизни Леонардо да Винчи достаточно скудны и противоречивы. Он не был ни женат, ни помолвлен. Ему приписывалась связь с Чечилией Галлерани – любовницей миланского герцога Лодовико Мария Сфорца. Именно эта женщина изображена на портрете кисти великого живописца «Дама с горностаем». Некоторые исследователи, основываясь на воспоминаниях Джорджо Вазари, не исключают связь итальянского мастера с мальчиками, которые выбирались художником для написания обнаженной натуры.

В 1516 году Леонардо да Винчи соглашается на предложение короля Франции Франциска I занять место первого придворного художника . При подписании договора Леонардо настоял, чтобы в текст внесли фразу, что придворный живописец имеет «свободу грезить, мыслить и творить». К сожалению, французский период жизни художника не дал миру ни выдающихся полотен, ни интересных изобретений. В основном, он занимался организацией работ придворных живописцев, а к его творениям относят проект двухзаходного спирального лестничного марша в замке Шамбор.

За два года до кончины у великого художника была парализована правая рука. Умер «Homo universalis» 2 мая 1519 года, написав за десять дней до своей кончины, завещание. По преданию, на смертном одре в последний путь его провожал король Франции Франциск I. Это вкратце все о Леонардо да Винчи, из жизни которого будут изучаться ещё не одним поколением биографов и исследователей.

Родился Леонардо да Винчи в городке Винчи (или рядом с ним), находящемся западнее Флоренции, 15 апреля 1452 г. Он был незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование.

1467 год – в возрасте 15 лет Леонардо пошел учеником к одному из ведущих мастеров Раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо; 1472 год – вступил в гильдию художников, изучал основы рисунка и других необходимых дисциплин; 1476 год – так и работал в мастерской Вероккьо, как видно, в соавторстве с самим мастером.

К 1480 году у Леонардо уже были крупные заказы, но спустя 2 года переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представлялся как инженер, военный эксперт и художник. Годы, которые он провел в Милане, были наполнены различными занятиями. Леонардо да Винчи написал несколько картин и знаменитую фреску «Тайная вечеря» и стал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, - это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.


1499 год – после изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами Леонардо уезжает в Венецию, посещает по дороге Мантую, где участвует в строительстве оборонительных сооружений, после возвращается во Флоренцию. В те времена он был настолько увлечен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение 12 лет Леонардо все время переезжает из города в город, работает на знаменитого в Романье, проектирует оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино.

Во Флоренции он вступает в соперничество с Микеланджело; кульминацией такого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для Палаццо делла Синьория (также Палаццо Веккьо). Потом Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. На протяжении всех этих лет он продолжает заполнять свои тетради. В них отражены его идеи, относящиеся к самым разным предметам. Это - теория и практика живописи, анатомия, математика и даже полет птиц. 1513 год – как и в 1499-м, его покровителей изгоняют из Милана…

Леонардо уезжает в Рим, где проводит 3 года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный из за отсутствия материала для анатомических исследований, он занимается экспериментами, которые ни к чему не приводят.

Короли Франции, вначале Людовик XII, потом Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, в особенности «Тайной вечерей» Леонардо. Потому нет ничего удивительного в том, что в 1516 г. Франциск I, хорошо осведомленный о разносторонних талантах Леонардо, приглашает его ко двору, который тогда находился в замке Амбуаз в долине Луары. Как писал скульптор Бенвенуто Челлини, несмотря на то что флорентиец работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, его основное занятие это почетная должность придворного мудреца и советника.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, флорентиец разработал вначале простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новая его идея – аэроплан с полным управлением. Но воплотить идею в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитая идея ученого – аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес большой вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитые картины Леонардо – «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и много других. Леонардо был требователен и точен во всем что делал. Даже перед тем как писать картину, он настаивал на полном изучении объекта перед началом.

Рукописи Леонардо бесценны. Они были полностью опубликованы только в XIX-XX веках. В своих заметках Леонардо да Винчи отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Леонардо да Винчи был талантлив во многих областях, он внес значительный вклад в историю архитектуры, искусства, физики.

Умер Леонардо да Винчи в Амбуазе 2 мая 1519 г.; его картины к этому времени разошлись как правило по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях, почти в полном забвении, еще несколько столетий.

Секреты Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество сможет до них «дозреть». Он писал левой рукой и очень мелкими буковками, справа налево, так что текст выглядел как бы в зеркальном отображении. Он говорил загадками, делал метафорические пророчества, любил составлять ребусы. Леонардо да Винчи не подписывал своих произведений, но на них присутствуют опознавательные знаки. К примеру, если повнимательней присмотреться к картинам, возможно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, как видно, немало, потому те или иные его сокрытые «детища» неожиданно обнаруживаются на известных полотнах, через столетия. Так, к примеру, было с «Мадонной Бенуа», которую на протяжении долгого времени, в качестве домашней иконы, возили с собой странствующие актеры.

Леонардом был открыт принцип рассеяния (или сфумато). У предметов на его полотнах нет четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Чтобы овладеть таким принципом, он советовал упражняться: разглядывать появляющиеся от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах отыскивать образы.

Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды: в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что Джоконда улыбается то нежно, то как бы зловеще. Второе чудо «Моны Лизы» в том, что она «живая». На протяжении столетий ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания различных наук, потому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг разошлись по свету и постепенно открываются человечеству.

Леонардо да Винчи предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии - это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хотя бы знаменитую иллюстрацию да Винчи, доказывающую пропорциональность тела человека. Человеческая фигура с раскинутыми руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, а с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат. Такая «мельница» дала толчок различным выводам. Леонардо оказался единственным, кто создал проекты церквей, в которых алтарь помещен посередине (символизируя пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.

Флорентиец любил использовать контрапост, который создает иллюзию движения. Все, кто видел его скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, невольно меняли свою походку на более раскованную.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, потому как неоконченность - неотъемлемое качество жизни. Окончить - означает убить! Медлительность флорентийца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, к примеру, благоустраивать долины Ломбардии или занимался созданием аппарата для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - «незавершенка». У мастера был особый состав, при помощи которого он на готовой картине словно специально делал «окна незаконченности». Как видно, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться и что-либо подправить…

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана слушалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

Существует версия, что Леонардо да Винчи был гомосексуалист. Когда художник учился в мастерской Вероккио, он был обвинен в домогательстве к мальчику, позировавшему ему. Суд оправдал его.

По одной из версий, Джоконда улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой, Мону Лизу развлекают музыканты и клоуны во время того, как она позировала художнику.

Есть еще одно предположение, согласно которому, «Мона Лиза» - это автопортрет Леонардо.

Леонардо да Винчи, как видно, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Эксперты сомневаются в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируемый 1512-1515 гг.), изображающий его в старости, является таковым. Предполагают, что, вероятно, это только этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, начали высказываться с XIX столетия, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо да Винчи, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и американские исследователи, изучив загадочную улыбку Моны Лизы с помощью новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83 процента счастья, 9 процентов пренебрежения, 6 процентов страха и 2 процента злости.

Леонардо любил воду: им были разработаны инструкции по подводному погружению, он изобрел и описал прибор для подводных погружений, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо да Винчи легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первый из живописцев начал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Наблюдения за Луной в фазе растущего полумесяца привели исследователя к одному из важных научных открытий - Леонардо да Винчи установил, что солнечный свет отражается от нашей планеты и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Флорентиец был амбидекстром - одинаково хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушение способности чтения) - этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Известный факт, Леонардо писал зеркальным способом.

Относительно не так давно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитейший шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» было отведено две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 кв. м. Громадное помещение было перестроено под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение великого Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, длилась около 4-х лет. Решение перенести «Мону Лизу» в отдельный зал приняла администрация Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских мастеров, этот шедевр терялся, а публика была вынуждена стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

2003 год, август – полотно великого Леонардо стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» похитили из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр был украден из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью.

Считается, что Леонардо был вегетарианец (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает его с одним индусом, не евшим мяса). Часто приписываемая Леонардо фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Еще в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо да Винчи создал проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

Строя каналы, Леонардо сделал наблюдение, которое в последствии вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что наша планета намного старше, чем было указано в Библии.

В числе увлечений да Винчи были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане в течении тринадцати лет он был распорядителем придворных пиров Им было изобретено несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - имело большую популярность на придворных пирах.

В книгах Терри Пратчеттa есть персонаж которого зовут Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает разнообразные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная - портрет Моны Ягг)

Немалое число рукописей Леонардо впервые опубликовал хранитель Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

Итальянские ученые сделали заявление о сенсационной находке. По их утверждению, обнаружен ранний автопортрет Леонардо. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

Леонардо да Винчи называют гением Возрождения, великим ученым и изобретателем. Его картины хранятся в лучших музеях мира. При этом личность художника овеяна тайнами, а большинство из нас мало что знает о его жизни. Исправим это вместе с книгой .

1. Происхождение фамилии

Фамилия Винчи происходит от vinchi. Так называют ивовые прутья, которые растут по берегу ручья Винчо. В тосканских деревнях их используют для плетения. Переплетенные прутья как напоминание о фамилии отца и родной земле стали эмблемой Леонардо: этот узор есть в рукописях и некоторых картинах, например «Даме с горностаем» и «Джоконде».

Леонардо родился в деревне Винчи, но его фамилия не обозначает принадлежность к ней. Появись он на свет во Флоренции, его бы назвали так же.

2. Зеркальный почерк

У Леонардо был зеркальный почерк: он держал перо в левой руке, а строчки начинались справа. Чаще всего в тетрадях сначала заполнял правую страницу, затем левую. С точки зрения графологов, такая особенность письма говорит о сильном стремлении к власти.

«Нормальный» почерк давался Леонардо не так легко. Он пользовался «общепринятым» методом, если была важна четкость изложения: например, в обозначениях на топографических картах, в записи о смерти отца. Свои официальные и личные письма Леонардо тоже старательно выписывал. Рисовал же он обеими руками. Возможно, из этой способности проистекают особые проницательность, восприятие, дар рисовальщика и чертежника.

3. Занятия керамикой

Бабушка Лючия ди сер Пьеро ди Зосо была для Леонардо как мать, возможно, именно она приобщила ребенка к художественному творчеству. Лючия происходила из семьи нотариусов, но также состояла в родстве с мастерами керамики. Среди семейного имущества были печи для обжига глиняных изделий, в том числе расписной майолики. Они находились неподалеку от Винчи, в местечке Тойе-Баккерето - одном из главных центров производства художественной керамики XIV–XV веков. Есть немало доказательств того, что Леонардо практиковался в ремесле керамики.

Гончарное искусство оставило свой след. На некоторых рисунках Леонардо фигура показана спереди, сбоку и со спины. Взгляд на объект с разных точек зрения при работе со скульптурой и рисунком объясняется в «Трактате о живописи». Леонардо проводит аналогию с созданием керамики: непрерывно вращаясь на гончарном круге, произведение открывается со всех сторон.


«Мадонна Бенуа». Фигуры повернуты в три четверти, проработка объема заставляет поверить в трехмерность

4. Первые шаги

Итальянский живописец, архитектор и писатель Джорджо Вазари утверждает: «Сер Пьеро однажды взял несколько рисунков [Леонардо] и отнес их своему другу Андреа дель Верроккьо. Андреа был удивлен столь многообещающими начинаниями. Именно так, Леонардо появился в мастерской Верроккьо. Здесь он не знал ограничений одной специальности, а отдавал себя всем возможным видам изобразительного искусства, хотя, судя по всему, его призванием была живопись».

5. Страсть к полетам

Миф об Икаре завораживал Леонардо. Заметки о технологиях полетов есть по меньшей мере в девяти сборниках его рукописей. Он интересовался попытками поднять в воздух предметы и человека. Был намерен воспарить над ломбардскими озерами. А чтобы уменьшить риск при падении, разработал парашют, пропорции которого не так уж далеки от верных.

Полет представлялся высочайшей мечтой изобретателя, фантазией бога-инженера, создающего неземное чудо. А еще в этой идее выражено желание насладиться полной свободой, преодолеть границы человеческого существования.

6. Сомнительные автопортреты

Автопортреты Леонардо часто становились предметом обсуждений и споров.

Как ни странно, в 1980 году искусствовед Ханс Остом объявил автопортрет из Королевской библиотеки Турина подделкой. По его версии, он был написан в 1810 году Джузеппе Босси, автором другого портрета Леонардо, где тот предстает в образе Демокрита Бернардино Луини. Существует версия, что это рисунок руки самого мастера, но он сделал его, будучи молодым и лишь представляя себя стариком. Однако поздняя датировка подтверждается: он написан около 1515 года.


Автопортрет, 1490 г. или 1515–1516 гг.

7. Против тирании моды

«[Леонардо] был очень привлекательным, хорошо сложенным, стройным, с красивыми чертами лица. По тогдашней моде все носили длинные одежды, а он ходил в короткой розовой тунике до колен. У него были красивые, тщательно причесанные вьющиеся волосы, доходившие до середины груди», - утверждал «аноним Гаддиано» спустя несколько лет после смерти да Винчи.

Художник не жалел сарказма в отношении излишеств и капризов моды, постоянно меняющейся и истязающей тех, кто хочет выглядеть красиво.

8. Увлеченность числами

Леонардо нравилось делать расчеты: иногда он занимался ими в надежде получить фантастическую прибыль от механических изобретений или речных проектов, иногда фантазировал о «бесконечном» количестве сторон многоугольника, чтобы решить задачу о квадратуре круга. Он разрабатывал системы измерения расстояний на суше и на море. Приблизительно рассчитал диаметр Земли. А еще учился у Луки Пачоли и дружил с ним.

Однажды монах Пьетро да Новеллара написал в письме, что математические опыты Леонардо отвлекают его от живописи, он больше не берется за кисть.

9. Самообразование

Леонардо называл себя необразованным человеком, который черпает знания из опыта и практики искусства. Он спорил с высокомерными обладателями ученых степеней, которые, «уличив» мастера в самообразовании, слепо осуждали его работы. В записях того времени Леонардо жестко и решительно заявлял: он гордится тем, что получил знания не из книг и не от преподавателей-риториков, он верит в общечеловеческую ценность искусства, его «обучает» и вдохновляет сама природа.

Да Винчи выступает как человек, который создал себя сам. Он не приемлет иерархию в культуре, считает невозможным главенство свободы или техники в создании произведения. С точки зрения Леонардо, искусство ни в коем случае не должно обслуживать чьи-то интересы. По мнению мастера, опыт не менее ценен, чем академическая образованность. При этом он признает, что научное знание, как компас, указывает направление практике: «Наука - это полководец, практика - солдат».

10. Занятие географией

«Карта Имолы» и «Физическая карта Тосканы, Эмилии и Романьи» - значимые документальные работы Леонардо и примеры взаимодействия искусства и «науки о территориях». Здесь объединились результаты исследований местности, опыт, накопленный в картографии, знания по геометрии, космологии, анатомии и эстетике.


Одна из географических карт

В первой работе в композиции концентрируется энергия, изображение транспортных и фортификационных линий города напоминает работу организма, внутри которого кипит жизнь. Вторая похожа на разветвленную кровеносную систему с артериями, венами и капиллярами. В этой «Физический карте» отразилось особенное видение Леонардо: он «поэтизирует» топографию и привносит в нее символику универсума.

Алессандро Веццози, крупнейший знаток творчества Леонардо, приводит в книге много фактов, цитат, рисунков, документов. Рассказывает об этапах жизни мастера. Но главное - помогает читателю по-новому открыть для себя знаменитого художника.

По материалам книги «Леонардо да Винчи и его Вселенная»
В материале использованы иллюстрации из книги

Выдающийся итальянский художник, ученый, инженер и анатом, один из видных представителей искусства и науки эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи родился в 1452 году в селении Анкиано, около города Винчи.
Помимо известных всему миру полотен и скульптур, Леонардо оставил после себя рукописи по многим областям знания. Он занимался математикой, гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных.
Несмотря на то, что некоторые шедевры Леонардо, например «Джоконду», знают все, можно привести и малоизвестные факты его жизни и творчества. Например, что матерью Леонардо была простая крестьянка, он получил домашнее образование, виртуозно играл на лире, первым объяснил, почему небо синее, а луна такая яркая, был амбидекстром и страдал дислексией.

1. Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.

2. Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

4. По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

5. По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.

6. Есть еще одна теория, согласно которой, «Мона Лиза» — это автопортрет Леонардо.

7. Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Ученые усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.

8. Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.

9. Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester — собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

10. Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

11. Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге „О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

12. Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий — исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

13. Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками . Он страдал дислексией (нарушением способности читать) — этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом.

14. Недавно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет.

Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

15. В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» было похищено из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр исчез из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. ФБР в ноябре прошлого года обнародовало список 10 самых громких преступлений в сфере искусства, в числе которых было и это ограбление.

16. Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

17. В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.

18. Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

19. Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.

20. Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.