Кубинские «Черные Осы. Военная авиация стран Латинской Америки

Участие в Операция в заливе Свиней
Эфиопо-сомалийская война
Гражданская война в Анголе

История

Начало кубинской военной авиации было положено в марте 1915 года , когда в составе армии был создан авиационный корпус (FAEC) .

В 1917 году первая группа кубинских лётчиков была отправлена в США для обучения в авиацентре "Kelly Field" (Сан-Антонио, США), недалеко от Гаваны - началось строительство аэродрома, а из США были получены первые самолёты - четыре учебно-тренировочных Curtiss-JN-4D .

В 1923 году для ВВС в США были куплены первые боевые самолёты: четыре разведчика Vought UO-2 и шесть разведчиков-бомбардировщиков DH.4B .

В 1924 году общая численность военно-воздушных сил Кубы составляла 18 офицеров и 98 нижних чинов .

В 1926 году большая часть аэропланов была уничтожена тропическим ураганом .

В результате реформы военно-воздушных сил 1933-1934 гг., в 1934 году была создана "авиация военно-морских сил" (Fuerza Aérea Naval , FAN)

В целом, в 1920-е-1930-е годы ВВС состояли из небольшого количества боевых, учебно-тренировочных и транспортных самолётов американского производства.

После начала Второй Мировой войны началось увеличение военных расходов на авиацию, в 1941 году была создана Национальная авиационная академия

В 1941-1945 годы военно-воздушные силы Кубы были усилены дополнительными поставками авиатехники из США (всего в 1942-1945 гг. по программе ленд-лиза было получено 45 самолётов) .

В 1947 году военно-воздушные силы Кубы насчитывали 750 человек и 55 самолётов .

В период после подписания в 1947 году в Рио-де Жанейро Межамериканского договора о взаимной помощи , военно-воздушные силы Кубы получали американскую авиатехнику, боеприпасы, вооружение и запасные части в соответствии с договором о военном сотрудничестве.

В 1952 году при заходе на посадку на аэродром в военном городке Колумбия разбился и сгорел истребитель F-47 (погиб пилот Перес Пилото) .

В конце 1952 года на Кубе была открыта постоянная военная миссия ВВС США, в начале 1953 года по программе военной помощи для обучения на пилотов реактивных истребителей в США были направлены 12 кубинских пилотов (их обучение было завершено 31 августа 1954 года) .

В 1954 году при заходе на посадку на аэродром в военном городке Колумбия в условиях шквального ветра разбился и сгорел истребитель F-47 (пилот Альварес Кортина был госпитализирован в тяжёлом состоянии) .

В 1955 году военно-воздушные силы Кубы насчитывали 2000 человек личного состава. В этом же году на вооружение поступили первые реактивные самолёты - четыре T-33A (всего по программе военной помощи из США было получено восемь Т-33) .

В 1955 году морская авиация была включена в состав ВВС .

Также, в течение 1955 года были потеряны ещё два истребителя: при взлёте с аэродрома Колумбия разбился и сгорел F-47 (пилот Альваро Прендес не пострадал) , несколько позднее во время военного парада задымился и упал в море ещё один F-47 (пилот лейтенант Сингаго погиб) .

В апреле 1957 года в Великобритании для ВВС были закуплены первые вертолёты - два "Westland Whirlwind "

По состоянию на октябрь 1958 года, на вооружении армии Кубы имелась следующая военная техника :

  • самолёты: 8 реактивных учебно-тренировочных самолётов T-33 ; 15 бомбардировщиков B-26 ; 15 истребителей F-47D "тандерболт" ; два самолёта De Havilland L-20 "Beaver" ; 8 шт. T-6 "тексан" ; 8 самолётов AT-6C "Harvard"; 10 транспортных самолётов C-47 ; один Douglas C-53 ; 5 шт. лёгких "пайпер" PA-18 ; 5 шт. Piper PA-20 "Pacer"; 4 шт. Piper PA-22 "Tri-Pacer" и один Piper PA-23 "Apache".
  • вертолёты: шесть вертолётов различных типов.

Хотя основу авиапарка военно-воздушных сил Ф. Батисты составляли самолёты американского производства, ещё 17 поршневых истребителей "Hawker Sea Fury " были получены в ноябре 1958 года из Великобритании (из них, по состоянию на 1 января 1959 года, 15 оставались в строю и перешли в состав революционных ВВС правительства Ф. Кастро) .

  • в ходе боевых действий ВВС Кубы потеряли несколько самолётов.

В мае 1961 года из СССР были получены 24 "бывших в эксплуатации" истребителей МиГ-15бис , позднее были получены разведчики МиГ-15Рбис и учебно-тренировочные МиГ-15УТИ .

24 июня 1961 года кубинский пилот Хирон Энрике Каррерас выполнил первый самостоятельный полёт на реактивном истребителе МиГ-15бис .

В ноябре 1961 года были получены восемь МиГ-19 (однако уже в 1966 году все они были сняты с вооружения) .

В марте 1962 года в составе кубинских ВВС была сформирована первая истребительная авиаэскадрилья на МиГ-15бис, в мае 1962 года - вторая авиаэскадрилья на МиГ-15бис .

В июле 1962 года на Кубу прибыли 40 истребителей МиГ-21 -Ф-13 из состава 32-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС СССР (которые были переданы кубинской стороне в апреле 1963 года).

В 1964 году началась замена МиГ-15бис на истребители МиГ-17 и МиГ-17Ф советского и чехословацкого производства (которые оставались на вооружении до 1980-х годов) .

В сентябре 1978 года на Кубу начали поступать МиГ-23 . Всего в 1978-1981 годах получено 40 МиГ-23БН, 12 МиГ-23МФ, 54 МиГ-23МЛ и 4 МиГ-23УБ.

Организационная структура

В задачи DAAFAR входит защита воздушного пространства Кубы, обеспечение тактической и транспортной поддержки Революционной армии и флота, и при необходимости, выполнение задач обслуживания народного хозяйства. В состав ВВС и ПВО входят 2 смешанных истребительно-бомбардировочных соединения, одно транспортное и одно транспортное для обслуживания руководства. По состоянию на 2008 год воздушное пространство Кубы разделено на два округа: западный и восточный, соответствующие штабы расположены в городах Сан-Антонио-де-лос-Баньос (San Antonio de los Baños) и Ольгин (Holguin).
Западный округ прикрывается 2-й бригадой ВВС и ПВО в состав которой входит 1779-е соединение, располагающее смешанной истребительной авиаэскадрильей из 3 оставшихся в строю МиГ-29 и до 10 МиГ-23МЛ. Для решения вспомогательных задач ПВО, например для перехвата медленных низколетящих целей привлекаются три-четыре L-39C, в обычной обстановке они используются в качестве учебно-тренировочных. Для обеспечения базовой подготовки пилотов используются учебно-тренировочные Zlin Z-142.
Восточный округ прикрывается бригадой Cuartel Moncada Guard Brigade. В её состав также входит 1779-е соединение в Ольгине. Задачи ПВО в округе решают несколько истребителей МиГ-21. В округе размещено 3405-е особое транспортное соединение, в задачи которого входит обслуживание руководства государства и 3688-е транспортное соединение, самолёты и вертолёты обоих действуют из Плайа Баракоа (Playa Baracoa) .

Пункты базирования

Кубинскими силами ВВС и ПВО используются следующие авиабазы (по состоянию на 2006 год):

Holguin / Base Area Holguin / Frank Pais AP (ICAO code: MUHG)

ВПП: Rwy 05/23, Размер ВПП: 3238 м (10624 ft) x 45 м (148 ft), Возвышение: 110 м (361 ft).

La Habana / Base Area Playa Baracoa (ICAO code: MUPB)

ВПП: Rwy 02/20, Размер ВПП: 2305 м (7563 ft) x 45 м (148 ft), Возвышение: 31 м (102 ft)

Zona Area Oeste: 2 Brigada «Playa Girón»

Подразделение Тип летательных аппаратов База
Unidad Militar 1779 San Antonio de los Baños
Escuadrón de Caza МиГ-29 San Antonio de los Baños
Escuadrón de Caza МиГ-23МЛ San Antonio de los Baños
Escuadrón de Instrucción МиГ-21, L-39C, Z-142 San Antonio de los Baños
Escuadrón de Helicópteros Ми-17, Ми-24Д San Antonio de los Baños
3405.Regimiento Ejecutivo Playa Baracoa
Escuadrón de Ejecutivo Ан-24, Як-40, Ми-8П, Ил-62/96 Playa Baracoa

Zona Area Oriente: 3 Brigada «Cuartel Moncada»

К 1990-м годам кубинские ВВС оценивались как лучшие в Латинской Америке, как по оснащению, так и по уровню подготовки. После прекращения активного военного сотрудничества с СССР и Россией в 1990-х годах кубинская авиация испытывает значительные трудности. По западным данным, боеготовными являются лишь две истребительные эскадрильи , в полётопригодном состоянии на 2003-2004 годы находились около 20 боевых самолётов, а ежегодный налёт у лётчиков в этот же период не превышал 50 часов .

По данным International Institute for Strategic Studies, по состоянию на 2007 год, численность личного состава DAAFAR оценивается в 8 тыс. чел. В пригодном к полётам состоянии находится 31 боевой самолёт, 12 транспортных самолётов, некоторое количество вертолётов и учебно-тренировочных самолётов, кроме того, указывается, что ещё 179 ЛА находилось на хранении.

Техника и вооружение

По данным британского сайта aeroflight.co.uk состояние авиапарка кубинских ВВС в 2006 году выглядело следующим образом:

Тип Изображение Производство Количество Примечания
Самолёты
Боевые самолёты
МиГ-29 СССР СССР 4
МиГ-23 СССР СССР 24
МиГ-21 СССР СССР 8
Транспортные самолёты
Ан-24 СССР СССР 4
Ан-26 СССР СССР 3
Учебные самолёты
L-39 ЧССР 7
Zlin Z-326 ЧССР 20
Вертолёты
Ми-8 СССР СССР 6
Ми-17 СССР СССР
Россия


План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Организационная структура
  • 3 Пункты базирования
  • 4 Боевой состав
  • 5 Техника и вооружение
  • 6 Опознавательные знаки
    • 6.1 Эволюция опознавательных знаков
  • Примечания

Введение

Военно-воздушные силы и противовоздушная оборона Кубы (исп. Defensa Antiaerea y Fuerza Aerea Revolucionaria ; DAAFAR ) - один из видов Вооружённых сил Кубы.


1. История

Начало кубинской военной авиации было положено в марте 1915 года, когда в составе армии появился авиационный корпус. Долгое время Куба оставалась союзником США и получала американскую авиатехнику. В результате победы революции (1959) Куба примкнула к социалистическому лагерю и начала перевооружать свои военно-воздушные силы при помощи СССР. В апреле 1961 года кубинские лётчики сбили несколько самолётов противника во время боёв в заливе Свиней. В 1970-1980-е годы ВВС Кубы участвовали в боевых действиях в Эфиопии и Анголе.


2. Организационная структура

В задачи DAAFAR входит защита воздушного пространства Кубы, обеспечение тактической и транспортной поддержки Революционной армии и флота, и при необходимости, выполнение задач обслуживания народного хозяйства. В состав ВВС и ПВО входят 2 смешанных истребительно-бомбардировочных соединения, одно транспортное и одно транспортное для обслуживания руководства. По состоянию на 2008 год воздушное пространство Кубы разделено на два округа: западный и восточный, соответствующие штабы расположены в городах Сан-Антонио-де-лос-Банос (San Antonio de los Banos) и Холгуин (Holguin).
Западный округ прикрывается 2-й бригадой ВВС и ПВО в состав которой входит 1779-е соединение, располагающее смешанной истребительной авиаэскадрильей из 3 оставшихся в строю МиГ-29 и до 10 МиГ-23МЛ. Для решения вспомогательных задач ПВО, например для перехвата медленных низколетящих целей привлекаются три-четыре L-39C, в обычной обстановке они используются в качестве учебно-тренировочных. Для обеспечения базовой подготовки пилотов используются учебно-тренировочные Zlin Z-142.
Восточный округ прикрывается бригадой Cuartel Moncada Guard Brigade. В её состав также входит 1779-е соединение в Холгуине. Задачи ПВО в округе решают несколько истребителей МиГ-21. В округе размещено 3405-е особое транспортное соединение, в задачи которого входит обслуживание руководства государства и 3688-е транспортное соединение, самолеты и вертолеты обоих действуют из Плайа Баракоа (Playa Baracoa) .


3. Пункты базирования

Кубинскими силами ВВС и ПВО используются следующие авиабазы (по состоянию на 2006 год):

Holguin / Base Area Holguin / Frank Pais AP (ICAO code: MUHG)

ВПП: Rwy 05/23, Размер ВПП: 3238 м (10624 ft) x 45 м (148 ft), Возвышение: 110 м (361 ft).

La Habana / Base Area Playa Baracoa (ICAO code: MUPB)

ВПП: Rwy 02/20, Размер ВПП: 2305 м (7563 ft) x 45 м (148 ft), Возвышение: 31 м (102 ft)

Base Area San Antonio de los Baсos (ICAO code: MUSA)

ВПП: Rwy 01/19, Размер ВПП: 2400 м (7873 ft) x 46 м (150 ft), Возвышение: 50 м (164 ft).

ВПП: Rwy 05/23, Размер ВПП: 3596 м (11799 ft) x 46 м (150 ft), Возвышение: 50 м (164 ft).

ВПП: Rwy 12/30, Размер ВПП: 2482 м (8144 ft) x 46 м (150 ft), Возвышение: 50 м (164 ft).


4. Боевой состав

Относительно боевого состава ВВС и ПВО Кубы, доступны данные на 2006 год :

Zona Area Oeste: 2 Brigada «Playa Girón»

Подразделение Тип летательных аппаратов База
Unidad Militar 1779 San Antonio de los Baсos
Escuadrón de Caza МиГ-29 San Antonio de los Baсos
Escuadrón de Caza МиГ-23МЛ San Antonio de los Baсos
Escuadrón de Instrucción МиГ-21, L-39C, Z-142 San Antonio de los Baсos
Escuadrón de Helicópteros Ми-17, Ми-24Д San Antonio de los Baсos
3405.Regimiento Ejecutivo Playa Baracoa
Escuadrón de Ejecutivo Ан-24, Як-40, Ми-8П, Ил-62/96 Playa Baracoa

Zona Area Oriente: 3 Brigada «Cuartel Moncada»

К 1990-м годам кубинские ВВС оценивались как лучшие в Латинской Америке, как по оснащению, так и по уровню подготовки. После прекращения активного военного сотрудничества с СССР и Россией в 1990-х годах кубинская авиация испытывает значительные трудности. По западным данным, боеготовными являются лишь две истребительные эскадрильи , в полётопригодном состоянии на 2003-2004 годы находились около 20 боевых самолётов, а ежегодный налёт у лётчиков в этот же период не превышал 50 часов .

По данным International Institute for Strategic Studies, по состоянию на 2007 год, численность личного состава DAAFAR оценивается в 8 тыс. чел. В пригодном к полетам состоянии находится 31 боевой самолет, 12 транспортных самолетов, некоторое количество вертолетов и учебно-тренировочных самолетов, кроме того, указывается, что ещё 179 ЛА находилось на хранении.


5. Техника и вооружение

По данным британского сайта aeroflight.co.uk состояние авиапарка кубинских ВВС в 2006 году выглядело следующим образом:

Модель Страна производитель Тип Модификация Поставлено В строю
Микоян и Гуревич МиГ-21 СССР Истребитель Учебно-боевой МиГ-21МФ МиГ-21УМ 60 10 4 4
Микоян и Гуревич МиГ-23 СССР Истребитель Истребитель-бомбардировщик Учебно-боевой МиГ-23МФ/МС МиГ-23МЛ МиГ-23УБ 21 21 5 6 10 2
Микоян и Гуревич МиГ-29 СССР / Истребитель Многоцелевой истребитель Учебно-боевой МиГ-29Б МиГ-29УБ 14 2 2 1
Миль Ми-8 СССР Многоцелевой вертолет Ми-8Т Ми-8TКВ 20 20 4 2
Миль Ми-17 СССР / Многоцелевой вертолет Ми-17 16 8
Миль Ми-24 СССР Ударный вертолет Ми-24Д 20 4
Антонов Ан-24 СССР / Транспортный самолет Ан-24 20 4
Антонов Ан-26 СССР Транспортный самолет Ан-26 17 3
Яковлев Як-40 СССР Пассажирский самолет Як-40 8 3
Ильюшин Ил-62 СССР Пассажирский самолет Ил-62 1 1
Ильюшин Ил-96 СССР / Пассажирский самолет Ил-96 2 2
Aero L-39 Albatros Учебно-боевой L-39C 30 7
Zlin Z-326 Тренировочный Z-326T 60 20

6. Опознавательные знаки

6.1. Эволюция опознавательных знаков

Опознавательный знак Знак на фюзеляж Знак на киль Когда использовался Порядок нанесения
нет данных
нет данных
нет данных - по настоящее время

Военная авиация стран Латинской Америки. ВВС Кубы

Остров Куба (крупнейший в Карибском бассейне) – первая суша, на которую вступили мореплаватели Христофора Колумба после пересечения ими Атлантики в 1492 г. До конца XIX века Куба оставалась испанской колонией, а в 1898 г., в результате поражения Испании в Испано‑американской войне, обрела независимость от своей бывшей метрополии. Вскоре началось строительство вооруженных сил молодой республики, развивавшейся в то время под патронажем американцев.

Военная авиация Кубы ведет свою историю с марта 1915 г., когда в составе кубинской армии было образовано авиационное подразделение, положившее впоследствии начало FAEC (Fuerza Aerea Ejercito de Cuda) – Военно‑воздушным силам Кубы.

В 1917 г. первая группа кубинских авиаторов была направлена для обучения на летчиков и механиков в авиационный центр «Келли Филд» (Сан‑Антонио, США). А близ столицы, Гаваны, был оборудован первый на Кубе аэродром, на котором вскоре разместили шесть учебно‑тренировочных самолетов Curtiss JN‑4D, полученных из США. В 1923 г. кубинцы приобрели для своих ВВС и первые боевые самолеты – четыре разведчика Vought UO‑2, и шесть разведчиков‑бомбардировщиков DH.4B, также произведенных в Соединенных Штатах. Однако численность национальных ВВС по‑прежнему оставалось незначительной: в 1924 г. в их составе насчитывалось всего 18 офицеров и 98 нижних чинов. А в 1926 г. большинство кубинских аэропланов было и вовсе уничтожено разрушительным тропическим ураганом, пронесшимся над островом.

В 1933 г., в результате переворота, во главе которого стоял сержант Фульхенсио Батиста, был свергнут диктатор Герардо Мачадо‑и‑Моралес. Смена политического режима, как это принято, сопровождалась реформами в национальных вооруженных силах. В 1933‑1934 гг. подвергся радикальной реорганизации авиационный корпус кубинской армии (Cuerpo de Aviacion). Тогда же, в 1934 г., была образована и морская авиация Кубы (Fuerza Aerea Naval – FAN), просуществовавшая в составе ВМС страны до 1955 г., а затем «влившаяся» в ВВС.

Т‑6 «Тексан»

Р‑51 «Мустанг»

Самолетный парк довоенной кубинской авиации комплектовался, в основном, авиационной техникой, приобретаемой в США. Его состав хорошо отражал вспомогательный характер тогдашних ВВС Кубы: транспортные самолеты Bellanca «Aircruiser» и Howard DGA‑15, учебно‑тренировочные машины Stearman А73‑В1 и Curtiss‑Wright 19‑R, связные самолеты Waco D‑7 и др.

Начало Второй Мировой войны заставило кубинское руководство обратить более пристальное внимание на свою военную авиацию. Как следствие, в 1941 г. на Кубе начала работу национальная авиационная академия (Academia National de Aviacion Cubana Reserva Aerea), готовившая кадры для авиационного резерва Cuerpo de Aviacion. 8 декабря 1941 г., вслед за Соединенными Штатами Америки Куба объявила войну сначала Японии, а 11 декабря 1941 г. – Германии и Италии. С 1942 г. ВВС Кубы начали привлекаться для патрулирования вод Карибского (или, как тогда говорили, Караибского) моря, где активно действовали германские подводные лодки.

Самолетный парк страны в 1942‑ 1945 гг. усилился за счет 45 самолетов, полученных из США по программе лен‑длиза. Среди них были учебно‑тренировочные North American АТ‑6, а также Boeing‑Stearman РТ‑13 и РТ‑17, легкие связные самолеты Aeronca L‑3 и амфибии Grumman G.21. Позже ВВС Кубы пополнились и более мощной для своего времени авиационной техникой – истребителями North American P‑51D «Мустанг», военно‑транспортными самолетами Douglas С‑47 и двухмоторными бомбардировщиками B‑25J «Митчелл». В 1947 г. в составе Cuerpo de Aviacion насчитывалось 55 самолетов всех типов. Имелись одна истребительная и одна бомбардировочная эскадрильи, а численность личного состава составляла около 750 человек.

«Си Фьюри»РВ.11 в окраске ВВС диктатора Батисты Куба, 1958 г.

«Си Фьюри» FB.11, участник боев на Плайя‑Хирон, 1961 г.

10 марта 1952 г. Фульхенсио Батиста осуществил очередной государственный переворот и установил на Кубе свою личную диктатуру. А уже 26 июля 1953 г. группа революционеров во главе с Фиделем Кастро вступила в борьбу с диктатором и попыталась (впрочем, неудачно) осуществить штурм казарм Монкадо, где размещались правительственные войска. Это событие принято считать началом Кубинской революции, внесшей заметный вклад в мировую историю и ставшей переломным моментом в истории острова (с которым теперь часто ассоциируется имя «Остров Свободы»).

2 декабря 1956 г. новая группа революционеров высадилась с яхты «Гранма» на востоке острова, развернув там партизанские действия против правительства Батисты. Вскоре партизанская война, начатая группой энтузиастов, сделалась всенародной.

Впрочем, все эти яркие политические события мало отразись на состоянии кубинской правительственной авиации, которая не пользовалась особым приоритетом у режима Батисты. В 1955 г. последовала очередная реорганизация ВВС (в которые теперь влилась и морская авиация). Численность личного состава FAEC достигла 2000 человек. В том же 1955 г. авиация Кубы получила первые реактивные самолеты – четыре учебно‑тренировочных Lockheed Т‑ЗЗА (в дальнейшем эти самолеты применялись и как разведывательные). А в апреле 1957 г. в Англии было заказано два первых вертолета Westland «Уирлунд».

К концу 1958 г. (незадолго до краха режима Батисты) ВВС Кубы располагали восемью реактивными учебнотренировочными самолетами Т‑ЗЗА, 15 поршневыми бомбардировщиками B‑25J, 15 истребителями F‑47D «Тандерболт» (заменившими в 1950‑е гг. «Мустанги»), транспортными самолетами Beech С‑45, De Havilland DHC‑2 «Бивер», Douglas С‑47 и С‑53. Имелись поршневые учебно‑тренировочные самолеты Т‑6 «Тексан», РТ‑13 и РТ‑17 «Кадет», а также другие летательные аппараты – Convair PDY‑5A «Каталина», Beech «Бонанза», Grumman G.21, Westland «Уирлунд».

Хотя основу авиапарка военно‑воздушных сил Ф. Батисты традиционно составляли машины американского производства, 17 поршневых истребителей «Си Фьюри» были закуплены правительством Кубы в Великобритании непосредственно перед самой революцией, в ноябре 1958 г. (15 из них сохранились в составе революционных кубинских ВВС и использовались в 1960‑е гг.).



Однако параллельно с правительственными, в конце 1950‑х гг. на Кубе начали образовываться и повстанческие воздушные силы. Быстрый рост партизанского движения обусловил появление у повстанцев Фиделя, в первую очередь, своей транспортной авиации. Первый самолет повстанцев – Curtiss С‑46 «Коммандо» с грузом стрелкового оружия совершил посадку в партизанской зоне 30 марта 1958 г.

Вскоре революционные ВВС пополнились и другими транспортными машинами. Позже в распоряжении «барбудос» появились первые боевые самолеты – Vought Sikorsky OS2U‑3 «Кингфишер», F‑51 «Мустанг» и другие, попавшие в распоряжение революционеров самыми разными (порой – весьма запутанными) путями.

За восемь с половиной месяцев существования «партизанских» ВВС они выполнили 77 вылетов (в том числе четыре – на бомбометание и три – на сопровождение). При этом три самолета повстанцев были сбиты правительственными ВВС.

После победы в 1959 г. кубинской революции, Соединенные Штаты прекратили всякое военно‑техническое сотрудничество с новым правительством в Гаване. В результате ВВС Кубы начали испытывать дефицит подготовленного личного состава (летчиков и авиатехников, т.к. часть офицеров и технических специалистов покинула страну), оборудования и запасных частей для авиационной техники. В этих условиях резко активизировалось советско‑кубинское военно‑техническое сотрудничество (и том числе и в области авиации).

Sea Fury FB. 11 во время боев на Плайя‑Хирон

Обломки В‑26 авиации «Контрас»

Следует сказать, что победа кубинских революционеров «коммунистической ориентации» сильно встревожила Вашингтон, американские промышленные корпорации и, разумеется, американскую мафию, потерявшую на Кубе всю свою (весьма солидную) недвижимость и лишившуюся колоссальных доходов. Кроме того, за короткий промежуток времени с острова иммигрировала вся прежняя политическая и экономическая элита, пользовавшаяся покровительством свергнутого диктатора Батисты. В результате в американском Майами осело множество кубинцев: студенты из богатых семей, представители кубинской проамериканской интеллигенции, криминалитет. Во Флориде сформировался эмигрантский мирок, эдакое «кубинское зарубежье», стремившееся к реваншу.

Рассчитывая на поддержку кубинских эмигрантов, американское руководство приняло решение свергнуть режим Кастро (пока он не успел окончательно укорениться на острове) военными средствами. Для решения этой задачи в США была разработана операция «Плутон», которая предусматривала внезапную высадку хорошо вооруженного десанта на южном побережье Кубы. При этом заранее предполагалось, что кубинские контрреволюционеры объявят о создании на острове временного правительства, которое тут же запросит военной помощи у США. Высадка американского десанта должна была осуществиться сразу же после обращения временного правительства Кубы за помощью. Одновременно находившиеся на Кубе противники Кастро должны были активизировать антиправительственную деятельность, саботаж и диверсии.

К началу интервенции в составе ВВС Кубы насчитывалось всего 24 исправных боевых самолета (15 бомбардировщиков В‑26, шесть поршневых истребителей «Си Фьюри» и три реактивных УТС Т‑33). Советская авиационная техника (в отличие от танков, САУ, полевой артиллерии и стрелкового оружия чехословацкого производства) к тому времени на Кубу еще не поступила.

Высадка проамериканских интервентов была назначена на ночь 17 апреля 1961 г. Местом вторжения был избран залив Кочинос (залив Свиней), расположенный на северо‑восточном побережье острова. Боевые действия разворачивались в дальнейшем вблизи пляжа Плайя‑Хирон (в заливе Кочинос), имя которого и стало нарицательным для всей этой кратковременной «кубинско‑американской» войны, славной для кубинцев и позорной для американцев.

Следует сказать, что готовящийся американцами десант не был для кубинцев неожиданностью. Зато до последнего момента неопределенным оставалось место самого вторжения, умело скрываемое противником (в том числе и посредством эффективных операций по дезинформации).

Помощь из стран социализма

Типичная картина у берегов Кубы во время Карибского кризиса (американский патрульный самолет «Нептун» совершает облет советского сухогруза)

15 апреля 1961 г., непосредственно перед высадкой морского десанта на Кубу, восемь бомбардировщиков В‑26В из «военно‑воздушных сил кубинского экспедиционного корпуса», пилотируемые американскими наемниками, предприняли бомбардировку трех крупнейших военных аэродромов Острова свободы: Кампо‑Колумбия, Сан‑Антонио‑ле‑Лос‑Баньос и Сантьяго‑де‑Куба. На них, по данным американской разведки (в том числе и воздушной, проводившейся с использованием высотных самолетов Локхид U‑2) была сосредоточена практически вся военная авиация Кубы.

По итогам этих ударов большая часть самолетов ВВС Кубы была признана «уничтоженной». Однако кубинцы, знавшие о готовящейся агрессии заранее, рассредоточили свои боевые машины, заменив их муляжами. Поэтому из 24 самолетов, имевшихся у кубинцев, реально было потеряно лишь три.

17‑19 апреля 1961 г. немногочисленная кубинская авиация приняла самое активное участие в боях с формированиями эмигрантов, подготовленными и вооруженными США. Во время отражения высадки в заливе Свиней ВВС Кубы вели воздушную разведку, осуществляли корректировку артиллерийского огня и координацию действий наземных сил, выполняли штурмовку и наносили бомбовые удары по войскам и кораблям противника.

Следует сказать, что с началом интервенции на Кубе была организована всеобщая мобилизация, имевшая полный успех: добровольцев было так много, что для них просто не хватало оружия.

Второй «высадки в Нормандии» у американцев и их незадачливых союзников не получилось: к 18 апреля интервенты выдохлись и инициатива полностью перешла в руки кубинских революционных сил. В ходе начавшегося общего контрнаступления кубинцы потопили четыре корабля противника и сбили пять вражеских самолетов, оттеснив «гусанос» (червей, как называли их на Кубе) непосредственно к побережью залива и поставив на грань полного уничтожения. К вечеру 18 апреля 1961 г. остатки интервентов начали эвакуироваться на сохранившихся плавсредствах.

На фоне этого разгрома президент США Джон Кеннеди отдал приказ задействовать в операции американскую авиацию. Однако из‑за нелепой ошибки, связанной с путаницей в часовых поясах, бомбардировщики разминулись с истребителями сопровождения и не решились самостоятельно атаковать назначенные цели (следует сказать, что в то время кубинская ПВО находилась лишь в зачаточном состоянии). С целью поддержания морального духа «гусанос», лишь несколько новейших (по тому времени) американских палубных штурмовиков A4D‑2N «Скайхок», взлетевших с авианосца «Эссекс», выполнили скоростные пролеты над районом боевых действий без какого либо заметного эффекта.

МиГ‑2.1 Ф‑13

МиГ‑15 ВВС Кубы

МиГ‑17 ВВС Кубы

Утром 19 апреля кубинские революционные войска, проведя получасовую артиллерийскую подготовку, окончательно сломили сопротивление противника. Интервенты срывали с себя форму, бросали оружие и спасались бегством. Потери «гусанос» составили 114 человека (в том числе пять американцев) убитыми и 360 – ранеными. 1202 интервента попало в плен. Кубинцам удалось уничтожить 12 самолетов противника (в том числе несколько – с американскими экипажами). При этом семь бомбардировщиков В‑26В и один ВТС С‑47 – на счету кубинских истребителей «Си Фьюри». Кроме того, кубинцы побили пять танков М41 «Уокер бульдог» и 10 бронеавтомобилей М8. В свою очередь, победители потеряли 156 человек убитыми, 800 – ранеными, а также лишились двух самолетов и одного танка Т‑34, подбитого из «базуки».

Вскоре после событий на Плайя‑ Хирон кубинские ВВС (их новое название – Defensa Antiaerea у Fuerza Aerea Revolucionaria) начали быстро перевооружаться советской авиационной техникой. В мае 1961 г., практически сразу же после разгрома десанта проамериканских наемников, Куба получила первую партию из 24 «бывших в употреблении» истребителей МиГ‑15бис. В дальнейшем к ним прибавились разведчики МиГ‑15Рбис и учебно‑тренировочные самолеты МиГ‑15УТИ. А 24 июня 1961 г. кубинский летчик Хирон Энрике Каррерас совершил первый в истории Острова Свободы полет на советском реактивном самолете.

Подготовка первых кубинских пилотов на МиГ‑15 осуществлялась в Чехословакии и Китае. В марте и мае 1962 г. этими летчиками были укомплектованы две истребительные эскадрильи, которые получили неофициальное название «чехос» (чехи) и «чинос» (китайцы). А на самой Кубе переучивание местных пилотов на новую технику осуществляли советские летчики (число которых вскоре достигло 50). Они же (до тех пор, пока кубинские пилоты «МиГов» окончательно не вошли в строй) и несли боевое дежурство на реактивных истребителях.

В 1964 г. кубинцы начали постепенно заменять самолеты МиГ‑15бис на ненамного более совершенные истребители МиГ‑17 и МиГ‑17Ф (как советского, так и чехословацкого производства). В свою очередь, к концу 1970‑х гг. большая часть кубинских МиГ‑17 была заменена на значительно более современные истребители типа МиГ‑21. Окончательно МиГ‑17 были выведены из боевого состава кубинских ВВС лишь вначале 1980‑х гг., когда на вооружение военно‑воздушных сил Кубы поступили самолеты 3‑го поколения типа МиГ‑23.

МиГ‑21 ПФМ ВВС Кубы, конец 1960‑х гг.

МиГ‑21 МФ ВВС Кубы, Ангола, 1976 г. Самолеты воевали без опознавательных знаков

Кубинские МиГ‑17 приняли участие в войне в Анголе. В декабре 1975 г. правительство Кубы направило эскадрилью боевых самолетов (девять МиГ‑17Ф) на помощь правительственным силам этой страны, ведущим активные боевые действия против повстанцев УНИТА, поддерживаемых ЮАР и рядом других стран Запада.

Некоторое время в составе ВВС Кубы числились и истребители МиГ‑19. Восемь этих сверхзвуковых самолетов были получены кубинцами в ноябре 1961 г. Летчиков, которые должны были летать на МиГ‑19, готовили советские и чешские инструкторы, прибывшие на Кубу. Но уже в 1966 г. эти машины были заменены на более совершенные истребители типа МиГ‑21.

1962 г. стал временем тяжелейших испытаний как для Кубы, так и для ее нового союзника – СССР. Тогда кубинское революционное правительство во главе с Фиделем Кастро запросило у Советского Союза военную помощь в ответ на все возраставшую угрозу вторжения со стороны Соединенных Штатов (так и не успокоившихся после тяжелого унижения, нанесенного им в заливе Свиней). Администрация Джона Кеннеди была не на шутку встревожена появлением просоветского, ориентированного на Москву режима, находящегося вблизи территории США, всего в 180 км от Флориды.

После провала вторжения на Плайя‑ Хирон, Соединенные Штаты объявили экономическую блокаду Кубы и развернули вблизи ее берегов крупную группировку своих ВМС, включающую авианосцы. В свою очередь, Советский Союз решил оказать Острову Свободы не только экономическую, но и военную поддержку. В глубокой тайне началось размещение на Кубе советских войск, а также создание на острове стратегической ракетной базы.

Для прикрытия советской группировки с воздуха было решено выделить истребительный авиационный полк, оснащенный новейшими (на то время) истребителями МиГ‑21Ф‑13. Всего на Кубу в июне 1962 г. прибыло 40 истребителей МиГ‑21Ф‑13 из состава 32‑гиап, доставленных на Остров Свободы в условиях повышенной секретности.

Первоначально МиГ‑21, прибывшие на Кубу, не перекрашивались и несли советские опознавательные знаки. Однако после того, как в радиоперехватах американцев прозвучала фраза «МиГи с красными звездами», все самолеты этого типа в срочном порядке перекрасили в соответствии со стандартом кубинских ВВС. Первый полет советских летчиков над Островом Свободы на МиГ‑21 был отмечен 18 сентября 1962 г. А 22 октября была объявлена повышенная боевая готовность и полк рассредоточили по нескольким полевым аэродромам.

МиГ‑23МФ

Ми‑24

Единственное боевое столкновение советских истребителей МиГ‑21Ф‑13 с американскими самолетами имело место 4 ноября 1962 г. Тогда советский летчик на МиГ‑21 перехватил пару F‑104C из состава 479‑го тактического истребительного крыла, нагло выполнявших разведывательный полет над головами советских солдат. Однако до применения оружия тогда не дошло, американцы быстро ретировались.

После благополучного завершения «Карибского ракетного кризиса» (закончившегося взаимными уступками как со стороны США, так и со стороны СССР) в Москве было решено не возвращать самолеты МиГ‑21Ф‑13 назад, в СССР, а оставить их на Кубе, переучив на «двухмаховые» «МиГи» кубинских летчиков. Уже в апреле 1963 г. был переучен первый кубинец, а 10 августа 1963 г. была образована первая эскадрилья кубинских ВВС, оснащенная самолетами типа МиГ‑21Ф‑13.

Нужно сказать, что советские фронтовые бомбардировщики Ил‑28, также направленные на Кубу в 1962 г., пришлось убрать с острова «как потенциальные носители тактического ядерного оружия».

Вскоре МиГ‑21 стал самым массовым типом истребителя в составе кубинских ВВС. На вооружении военной авиации Острова Свободы состояли различные модификации этого самолета: МиГ‑21Ф‑13, МиГ‑21ПФ, МиГ‑21 ПФМ, МиГ‑21 ПФМА, МиГ‑21Р, МиГ‑21МФ, МиГ‑21бис, а также «спарки» – МиГ‑21У и МиГ‑21УМ.

18 мая 1970 г., в ответ на задержание властями Багам 14 кубинских рыбаков, несколько истребителей МиГ‑21 продемонстрировали свои возможности, совершив пролет с переходом на сверхзвук над столицей этого небольшого островного государства. Нужно сказать, что эффектное внезапное появление «МиГов» произвело должный эффект и вскоре кубинские рыбаки были освобождены.

Другой пример «МиГ‑дипломатии» относится к 10 сентября 1977 г. Тогда эскадрилья МиГ‑21 МФ под командованием Рафаэля дель Пино совершила демонстративный облет порта Пуэрто Плата (Доминиканская республика). Этот шаг был предпринят в ответ на незаконное задержание кубинского торгового судна, которое направлялось в Анголу. Одновременно командованием кубинских ВВС был разработан оперативный план «Пико», согласно которому «МиГи» в случае, если доминиканцы все же не отпустят судно, должны были нанести ракетно‑бомбовый удар по военным и правительственным объектам в городах Пуэрто Плата и Сантьяго де лос Кабаллерос. К счастью, доминиканцы не пошли на конфронтацию и благоразумно отпустили кубинское судно уже на следующий день.

Истребителям МиГ‑21, пилотируемым кубинскими летчиками, пришлось изрядно повоевать. С 1975 г. они участвовали в боевых действиях в Анголе, а с 1978 г. – а Эфиопии, где и сами пилоты, и их самолеты зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.

В декабре 1975 г. полученные в СССР 12 самолетов МиГ‑21 МФ, погруженные на борт «Антеев», прямо с завода были переброшены в Анголу. В небе Южной Африки кубинским летчикам пришлось столкнуться с неприятельскими самолетами. Впервые это произошло 13 марта 1976 г., когда при атаке аэродрома УНИТА в Гаго Коутинхо неуправляемыми ракетами С‑24 был уничтожен BTC F‑27, осуществлявший разгрузку контрабандного оружия.

Имели место и воздушные бои с южно‑африканскими самолетами. 6 ноября 1981 г. майор ВВС ЮАР Йохан Рэнкин на истребителе Мираж F‑1CZ пушечным огнем сбил МиГ‑21МФ, пилотируемый майором ВВС Кубы Леонелом Понке. А 3 апреля 1986 г. пара кубинских МиГ‑21 перехватила два транспортных самолета С‑130 «Геркулес», доставлявших оружие антиправительственным силам. При этом один «Геркулес» был сбит, а второй – поврежден.

Во время своей командировки в Эфиопию в 1977‑1978 гг. летчики кубинской эскадрильи, оснащенной самолетами МиГ‑21бис, а также разведчиками МиГ‑21Р, совершили несколько сотен боевых вылетов, уничтожив при этом большое число сомалийских танков, а также другого вооружения и техники. При этом несколько МиГ‑21 было сбито сомалийцами (с их стороны также действовали МиГ‑21).

В сентябре 1978 г. Куба получила первую партию истребителей‑бомбардировщиков МиГ‑23БН – порядка 40 самолетов. Эти сверхзвуковые машины с крылом изменяемой в полете стреловидности обладали хорошим, для своего времени, ударным потенциалом и могли представлять определенную угрозу не только для ближайших латиноамериканских государств, но и для южных штатов США. Нужно сказать, что американский президент Джимми Картер всячески препятствовал размещению на Кубе этих истребителей‑бомбардировщиков, но его неспособность сколько‑нибудь заметно повлиять на политику Кубы в этой жизненно важной для США сфере, позже сыграла Картеру плохую службу, став, по мнению американских политологов, одной из главных причин более успешной избирательной кампании его агрессивного соперника Рональда Рейгана.

В одном ряду МиГ‑23 и МиГ‑23БМ

МиГ‑23МФ

Новая американская администрация резко отреагировала на решение Гаваны закупить новую партию «МиГов» в 1981 г., хотя экспортный вариант МиГ‑23 был относительно доступен на международном рынке авиационной техники того времени (помимо Острова Свободы, МиГ‑23БН поставлялись в те годы в Алжир, Египет, Индию, Ирак, Ливию, Сирию и Эфиопию). Администрация Рейгана заявила, что эти самолеты заставляют США пересмотреть свое отношение к повстанцам и странам Центральной Америки и Африки, поддерживаемым Кубой.

Несмотря на болезненную реакцию США, в 1984 г. кубинские военно‑воздушные силы пополнились истребителями МиГ‑23МФ, призванными решать задачи ПВО и вооруженными ракетами класса «воздух‑воздух» средней дальности Р‑23. В дальнейшем ВВС получили еще более совершенные машины МиГ‑23МЛ с ракетами Р‑24. Имелись в составе кубинской авиации и фронтовые истребители МиГ‑23СМ. Однако уже к концу 1980‑х гг. истребительные модификации самолета МиГ‑23, как считалось, уже уступали истребителям 4‑го поколения F‑15, F‑16 и F/A‑18, принятым на вооружение ВВС и ВМС США.

В октябре 1988 г. кубинские военно‑воздушные силы получили 12 фронтовых истребителей 4‑го поколения МиГ‑29 и два тренировочных самолета типа МиГ‑29УБ. Первоначально кубинцы хотели закупить сорок машин типа МиГ‑29, однако экономические и политические (перестройка и распад СССР) причины не позволили им этого сделать. Собственно, МиГ‑29 являются последними боевыми самолетами, поставленными Кубе Советским Союзом, а также самыми современными и мощными истребителями в составе кубинских ВВС. Злополучная «перестройка» и последующее за ней «безвременье» 1990‑х гг. надолго прервали поступательное развитие ВВС Кубы.

С сожалением нужно признать, что нынешняя кубинская военная авиация, лишившаяся поддержки Советского Союза, представляет собой лишь «бледную тень» той авиационной мощи, которой располагал Остров Свободы в 1970‑1980‑е гг. Сегодня на кубинские военно‑воздушные силы возложены задачи защиты воздушного пространства страны, обеспечения поддержки сухопутных войск и военно‑морского флота страны, а также решение транспортных задач. Все воздушное пространство Кубы разделено на два округа: западный и восточный. Их штабы расположены, соответственно, в городах Сан‑Антонио‑де‑лос‑Банос (San Antonio de los Banos) и Ольгин (Holguin).

Западный округ прикрывается с воздуха 2‑й бригадой ВВС и ПВО, в состав которой входит смешанная истребительная авиаэскадрилья, располагающая тремя‑четырьмя (т.е. всеми, оставшимися в строю) самолетами МиГ‑29 и, приблизительно, 10 истребителями типа МиГ‑23. Для решения второстепенных задач ПВО (например, для перехвата малоскоростных низколетящих целей) могут привлекаться и три‑четыре самолета L‑39. В обычной обстановке «Альбатросы» используются в качестве учебнотренировочных самолетов.

Миг‑29 из 2‑й авиабригады ВВС Кубы

Миг‑29 из 231‑го эскадрона 1779‑го полка ВВС Кубы

МиГ‑29УБ

Восточный округ прикрывается гвардейской авиационной бригадой «Cuartel Moncada». В ее состав входит «авиационная группировка»(смешанная эскадрилья), дислоцированная в Ольгине. Задачи ПВО в округе решают несколько истребителей МиГ‑ 21 М/МФ, а также небольшое число самолетов типа МиГ‑23. В округе также размещена группа транспортных самолетов, в задачи которой входит транспортное обслуживание высших руководителей государства. Военнотранспортные самолеты и вертолеты базируются на аэродром Плайа Баракоа (Playa Вагасоа).

В настоящее время ВВС Кубы, по данным открытой печати, располагают если не совсем устаревшим, то безусловно, быстро устаревающим авиационным парком. В строю сохранилось четыре фронтовых истребителя МиГ‑21 М/МФ и семь учебно‑боевых самолетов МиГ‑21М/УМ (следует сказать, что, по неофициальным данным, СССР поставил на Кубу 60 самолетов первого и 10 – второго типов).

Более массовым типом в кубинских ВВС является фронтовой истребитель МиГ‑23. В строю сохранилось четыре МиГ‑23МФ (из 12, поставленных СССР), а также семь более современных МиГ‑23МЛ (в свое время Куба получила из Советского Союза 54 самолета этого типа). Кроме того, в составе ВВС имеется четыре учебно‑боевых самолета МиГ‑23УБ (из семи поставленных).

Самым мощным и современным типом боевого самолета в составе кубинских ВВС, безусловно, является фронтовой истребитель МиГ‑29, относящийся к машинам 4‑го поколения. В строю сегодня имеется два одноместных истребителя МиГ‑29(тип «9‑11») и одна «спарка» МиГ‑29УБ (перед распадом Советского Союза Кубе было поставлено, соответственно, 12 и 2 самолета МиГ‑29 и МиГ‑29УБ).

Учебно‑тренировочная авиация ВВС Кубы представлена пятью «летающими» реактивными самолетами L‑39 «Альбатрос» (ранее Чехословакия поставила Кубе, в общей сложности, 30 таких машин), а также 20 поршневыми УТС Z‑326 (из 60, поставленных Чехословакией).

В летнопригодном состоянии находятся и четыре транспортных самолета Ан‑24, принадлежащих ВВС Кубы (в общей сложности, СССР было поставлено 20 машин этого типа), а также три рамповых ВТС Ан‑26 (из 17 поставленных). В летном состоянии в ВВС имеется, также, три пассажирских самолета Як‑40 (ВВС Кубы было поставлено восемь таких машин), один Ил‑62 и два Ил‑96.

Зато ВВС Острова Свободы располагают довольно внушительным вертолетным парком, представленным 20 транспортными вертолетами Ми‑8Т, 20 десантными Ми‑8ТВ (отличающимися от Ми‑8Т с вооружением, состоящим из четырех блоков НАР УВ‑16‑57), 20 вооруженными вертолетами Ми‑8ТВК (оснащенными, помимо НАР еще и противотанковыми управляемыми ракетами) а также девятью Ми‑17 (из 25, ранее поставленных). Впрочем, можно со значительной долей уверенности предположить, что значительная часть этого вертолетного парка сегодня находится на консервации.

Группировка боевых вертолетов включает в настоящее время четыре Ми‑24Д (а всего Куба получила от СССР 24 «крокодила»). Однако реальная боеготовность этого вертолетного парка также остается сегодня, по всей видимости, довольно низкой.

К 1990‑м гг. кубинские ВВС оценивались зарубежными экспертами как лучшие в Латинской Америке (как по оснащению, так и по уровню подготовки летного состава). Однако после прекращения активного военного сотрудничества с СССР и Россией в 1990‑х гг. кубинская авиация испытывает значительные трудности. По западным данным, боеготовыми являются сегодня лишь две истребительные эскадрильи, а ежегодный средний налет у летчиков не превышает 50 ч.

Представляется, что такие воздушные силы, вполне солидные для средней латиноамериканской страны, являются явно недостаточными для Кубы. Ведь Куба, по мнению очень многих людей – это не просто государство, а символ борьбы всех свободолюбивых народов с американской гегемонией.

До недавнего времени экономическое положение острова, огромный государственный долг и отсутствие надежного и мощного союзника препятствовали возвращению Кубе статуса региональной авиационной державы, уровень воздушной мощи которой хотя бы отдаленно приближался к тому уровню, который был достигнут в 1970‑1980‑х гг.

Однако времена меняются. Возвращение России в Южную Америку, списание 90% кубинского долга России, укрепление отношений (в том числе и военных) с рядом латиноамериканских государств, также взявших курс на политическую, экономическую и военную независимость от США, а также ряд других факторов, по всей видимости, формируют политические и экономические предпосылки для укрепления и модернизации ВВС Кубы.

Если говорить о модернизации самолетного парка Острова Свободы, то, скорее всего, здесь уже просто нечего модернизировать. Даже истребители МиГ‑29 кубинских ВВС были произведены в СССР в конце 1980‑х гг. и сегодня выглядят уже устаревшими. Видимо, имеет смысл говорить о полном перевооружении военно‑воздушных сил новой авиационной техникой, причем, по политическим соображениям, можно говорить лишь о боевых самолетах российского и китайского производства.

Наиболее приемлемым для кубинцев в настоящее время, по всей видимости, представляется многофункциональный истребитель «среднего» класса МиГ‑35, являющийся глубокой модернизацией фронтового истребителя МиГ‑29, хорошо знакомого кубинским летчикам и техникам еще с 1980‑х гг. По комплексу своих боевых возможностей МиГ‑35 находится в одной «нише» с такими самолетами поколения «4+», как «Рафаль», EF2000 «Тайфун» и JAS 39 «Грипен», которые могут появиться в составе ВВС ряда южно‑американских стран в конце 2010‑х – начале 2020‑х гг.

Ан‑26

Обладая, по сравнению с исходным МиГ‑29 (которого иногда в шутку называли «истребителем завоевания господства в воздухе над дальним приводом»), вполне приемлемой дальностью и удовлетворительной, для своего класса, боевой нагрузкой (включающей и новейшие высокоточные ударные авиационные средства поражения), МиГ‑35 мог бы создать реальную угрозу потенциальному агрессору в случае, если бы в Вашингтоне вдруг «забыли» о том, что Куба является суверенным государством. При решении задач ПВО МиГ‑35 (особенно в случае оснащения его БРЛС с АФАР и усовершенствованными ракетами класса «воздух‑воздух») мог бы стать весьма грозным противником для ударных самолетов F‑15Е, F‑16, F/A‑18 и (вероятно)перспективного F‑35.

Безусловно, в составе кубинских ВВС очень эффектно выглядели бы тяжелые многофункциональные истребители типа Су‑ЗОМ или Су‑35 – одни из мощнейших (на сегодняшний день и на ближайшую перспективу) тактических боевых самолетов в мире. Обладая боевым радиусом действия более 1500 км и максимальной боевой нагрузкой до 8000 кг, эти машины, оснащенные мощным БРЭО, могли бы заметно повлиять на соотношение военно‑воздушных сил в Карибском бассейне. Следует напомнить, что ближайший союзник Кубы – Венесуэла – уже располагает самолетами Cy‑30MK2V, полученными от России. Однако близость Кубы к южным границам США может создать серьезные политические проблемы при попытке Кубы приобрести эти мощные самолеты (вспомним реакцию США на приобретение Кубой самолетов МиГ‑23 35 лет тому назад). Поэтому перспективы кубинских ВВС обзавестись «клонами» Су‑27, теоретически, во многом будут зависеть от решимости Москвы и Гаваны вытерпеть возможную истерику Вашингтона.

Интерес для кубинских ВВС может представлять и учебно‑боевой самолет Як‑130, который, помимо решения учебных задач, мог бы задействоваться как истребитель‑перехватчик маловысотных и малоскоростных воздушных целей (актуальная задача для Кубы, учитывая ее географическое положение!). Кроме того, Як‑130 с успехом мог бы использоваться как легкий ударный самолет, предназначенный для борьбы с небольшими надводными целями (используя, в том числе, и управляемые противокорабельные ракеты типа Х‑35).

Несколько эскадрилий кубинских ВВС, вооруженных самолетами МиГ‑35 и Як‑130, а также вертолеты типа Ми‑17 и Ми‑35, как представляется, смогли бы в обозримой перспективе составить основу авиационной группировки республики Куба, вполне адекватной вызовам, стоящим перед Островом Свободы.

В статье использованы фотографии

А. Павлова и из сети Интернет

Рис. А. Юргенсона и А. Чечина

Фотоальбом «АиК»

Бе‑12

ТАНКТ им. Г. М. Бериева после длительного перерыва возобновил капитальный ремонт самолетов Бе‑12. В середине ноября 2014 г. морская авиация Черноморского Флота России получила первую отремонтированную машину. В ближайшее время предприятие планирует провести ремонт еще трех самолетов‑амфибий.

Фото: ТАНКТ им. Г. М. Бериева. Место: аэродром Таганрог‑Южный.

Дата: ноябрь 2014 г.

До сих пор удивление вызывает факт существования в непосредственной близости от США Республики Куба, ставшей на путь строительства социализма еще в 50-е годы прошлого столетия.


История Кубы очень интересна. И ведется она еще с 1492 года, когда на остров ступила нога знаменитого европейца - Колумба. С тех пор коренным жителям - индейцам таино - приходилось вести борьбу за свою независимость с колонизаторами: сначала с европейскими, а затем свое право на территорию острова заявили США.

С 1952 по 1959 год на Кубе существовала жесткая диктатура Батиста. Кубинские революционеры неоднократно пытались уничтожить уже изжившую себя диктатуру. Режим Батисты надоел и левым, и правым силам, и богатым, и бедным. Желание избавиться от диктаторского режима было усилено открытой связью кубинской власти с американской мафией. Тяжелейшая экономическая и социальная ситуация в стране, отсутствие демократии и возможности учесть интересы недовольных привели к взрыву. Революция на Кубе стала неизбежной. Всеобщее возмущение и привело к успеху революции, возглавленной Ф. Кастро.

Можно уверенно сказать, что революция на Кубе была осуществлена не столько кучкой революционеров, а с помощью народа и тех, кто был у власти (кроме самого Батисты, конечно). США пытались сохранить свое влияние на острове. Так называемая «операция в заливе Свиней» известна как сокрушительное поражение наемников США, нанесенное кубинскими повстанческими отрядами более полувека назад в бухте Кочинос. Сражение длилось всего 72 часа. Кубинцы наголову разбили так называемую «Бригаду 2506», которая состояла из кубинских эмигрантов, подготовленных силами спецслужб США. В «Бригаду 2506» входили 4 пехотных батальона, танковое подразделение, воздушно-десантные отряды, дивизион тяжелой артиллерии и спецотряды - всего 1500 человек. В результате боя практически все интервенты были захвачены в плен или уничтожены.

Кубинцы отстояли свое право жить так, как они хотят. Но им приходилось постоянно быть готовым защищать свою независимость. Кубинцы все это время живут в постоянной готовности отразить военное вторжение на «мятежный» остров со стороны США.

Сегодня, по истечении достаточно длительного срока, можно отметить достижения страны после коренной смены режима. Считается, что у кубинцев самая большая продолжительность жизни среди стран Западного полушария. Куба обладает качественным бесплатным здравоохранением и передовым образованием. Если раньше Куба была поставщиком сахара, то теперь она экспортирует мозги: например, кубинские врачи оказывают высококвалифицированную помощь на разных континентах мира. Трудно сказать, можно ли записать в актив кубинского режима государственное регулирование экономики, но в настоящее время идут преобразования и в этой отрасли: на Кубе разрешены небольшие частные предприятия - парикмахерские, мастерские и производственные кооперативы. Сейчас кубинцы без проблем получают загранпаспорта: многие уезжают из страны, но есть и те, кто возвращается на солнечный остров. Несмотря на большие изменения и укрепляющиеся контакты с внешний миром, кубинский режим не только уцелел, но и укрепился.

Возникает достаточно обоснованный вопрос: почему Соединенные Штаты Америки, диктующие свою волю многим странам мира, с легкостью осуществляющие военное вмешательство в дела суверенных государств, до сих пор не подчинили себе Кубу? Ответ лежит на поверхности - американцы прекрасно осознают, во что им это обойдется. Все эти годы кубинские вооруженные силы, выросшие из повстанческих отрядов кубинской революции, являются самой подготовленной и хорошо вооруженной армией мира. И хотя по численности она уступает многим вооруженным силам других стран, но моральный дух военнослужащих и прекрасная подготовка офицерского состава делает кубинскую армию самой боеспособной.

Комплектуются вооруженные силы Кубы на основе призыва, срок службы составляет 1 год. Служат в армии как мужчины, так и женщины: существуют даже танковые роты и вертолетные полки, в которых служат только женщины.

Остров Свободы давно превращен в неприступную цитадель. Многие отдыхающие на чудесных песчаных пляжах даже не предполагают, что всего в нескольких метрах от их шезлонгов находятся хорошо замаскированные доты и военные сооружения. А в карстовых пещерах, которыми так гордятся кубинцы, обустроены базы хранения боевой техники и подготовленные огневые точки. Кубинские военные воплотили в жизнь эффективный способ консервации боевой техники. 70% имеющегося вооружения размещено на базах хранения и готовы к немедленному применению, причем вместе с сопутствующим оборудованием и снаряжением. Например, танки, САУ, БТР, самоходки и БМП хранятся поротно, вместе с необходимым запасом аккумуляторов и боеприпасов. Хранящейся технике созданы необходимые климатические условия - оптимальная влажность и температура. С этой целью было закуплено современное дорогостоящее оборудование.

Еще в 80-е годы прошлого столетия главнокомандующий Фидель Кастро официально озвучил военную кубинскую доктрину с многозначительным названием «Общенародная война». Реализация доктрины привела к тому, что Куба превратилась в мощнейший укрепрайон и базу, способную обеспечить всеобщую партизанскую войну в случае внешнего нападения. В выполнении поставленных задач по обороне острова участвуют не только вооруженные силы страны, но и мирные жители, которые объединены в территориальные подразделения народной милиции. Сработанность народных сил и регулярной армии настолько велика, что совместно они смогут эффективно противостоять любому агрессору. Кубинцы утверждают, что каждый гражданин страны - будь то военный или штатский, знает, куда и в какой срок он должен прибыть в случае военных действий или угрозы нападения. На Кубе сформированы около 1,4 тыс. зон обороны и рубежей. С таким организованным противостоянием вряд ли сможет справиться агрессор.

Чтобы сохранять высокий уровень готовности отражения любого нападения, на Кубе один раз в несколько лет проводятся общевойсковые учения «Бастион», в которых участвуют военнослужащие и гражданские лица. Количество мирных граждан, участвующих в учении, значительно превышает численность кубинской армии. России (да и не только ей) стоит позавидовать такой организованности и уровню патриотизма каждого гражданина Кубы.

Практически каждый россиянин знает о спецподразделениях «Альфа» и «Вымпел», но на Кубе тоже есть высокопрофессиональные военные подразделения, хотя о них мало что известно. Речь идет о спецназе Кубы - Tropas Especiales "Avispas Negras". Это подразделение еще называют «Черные Осы». Сформировано оно было с целью обеспечения безопасности высшего руководства страны. Изначально в него вошли опытные бойцы, прошедшие службу в странах Латинской Америки и имеющие опыт партизанской и повстанческой борьбы в период уничтожения диктатуры Батисты. С разрешения Фиделя Кастро спецназ «Черные Осы» принимал участие в поддержке революционных движений за границей страны.

Так, в 1975 году кубинский спецназ был переброшен в Анголу на помощь Народному освободительному движению за освобождение Анголы. Это африканское государство было очень лакомым кусочком для США и ЮАР - страна обладала богатыми полезными ископаемыми: алмазами, нефтью, фосфатами, золотом, железной рудой, бокситами и ураном, поэтому они прилагали максимум усилий, чтобы не допустить к власти лидеров промарксистского движения. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что миссия кубинских военных специалистов способствовала выбору Анголой социалистического пути развития.

Кроме того, кубинский спецназ воевал в Эфиопии и Мозамбике, в странах Центральной Америки. Один из кубинских офицеров, воевавший в Эфиопии, говорил, что «Русские советники для эфиопов - всё равно что марсиане. Во-первых, они «фаранджи» (белые), во-вторых, живут почти при коммунизме. Другое дело - мы, кубинцы: среди нас много мулатов, есть негры. Кроме того, совсем недавно мы жили в такой же грязи и безнадёжности, совсем как эфиопы. Поэтому друг друга легко понимаем». И сегодня кубинские военные советники воюют во многих странах мира.

Кубинский спецназ «Черные Осы» специализируется на ведении боевых действий в условиях джунглей. Эксперты признают, что сегодня «Черные Осы» самый лучший спецназ, который может эффективно действовать в условиях тропиков, а уровень подготовки каждого бойца по сложности не имеет аналогов в мире.

Для подготовки спецназовцев такого уровня требуется хорошо оснащенный учебный центр. И такой Центр был открыт в 1980 году в городе Лос Паласиос. Кубинцы дали ему название "Школа" - Escuela Nacional de Tropas Especiales Baragua. На территории Центра, занимающего огромную территорию, построены искусственные водоемы, болота, макет города, сеть подземных коммуникаций и многое другое. Одновременно около 2,5 тысяч курсантов могут проходить переподготовку в этом Центре. И не только «Черные Осы», но и бойцы парашютно-десантных войск, военнослужащие морской пехоты, а также военные из других стран. Преподаватели - не только кубинцы: например, в качестве инструкторов в этом Центре преподают офицеры китайской армии.

Основными дисциплинами в Центре являются тактика ведения боевых действий в джунглях, обучение способам выживания в сложных условиях и скрытного проникновения на территорию противника, методы проведения диверсий, освоение боевых единоборств, снайперское искусство, водолазная и парашютная подготовка, а также овладение навыками ведения информационных и психологических войн. Кстати, именно кубинский офицер Рауль Рисо разработал особый стиль единоборств на базе «каратэ-оперетива», который применялся при подготовке специалистов КГБ СССР и ГРУ ГШ МО СССР, бойцов спецназа «Вымпел» и «Альфа».

Тактика «Черных Ос» основывается на действии одиночек или небольших групп разведчиков-диверсантов, которые в состоянии длительное время находится в автономном режиме при действии на территории противника. Бойцы «Черных Ос» виртуозно владеют всеми видами многих стран мира: будь то АКМС, АКМСН, «Винторез», РПГ-7В, СВД, АС «Вал» или венгерский ADM-65 или чешский CZ 75, или оружие кубинского производства. Куба по праву может гордится своим спецназом.

Вот как описывали тренировки кубинского спецназа «Черные Осы» бойцы советского подразделения «Альфа», прошедшие обучение в кубинском учебном военном центре. Лагерь, располагался в живописной низине, окруженный покрытыми лесами холмами. Преподавание вели асы своего дела. Особенно альфовцы запомнили тренировки на так называемой «тропе Че Гевары». Тропа представляет собой маршрут, проходящий по семи холмам, длина тропы около 8 км. На тропе установлены учебные мины-ловушки, различные по трудности препятствия, растяжки и другие неожиданные сюрпризы для спецназовцев. Форма одежды - шорты и без обуви. Для увеличения нагрузки каждый боец несет с собой болванку весом около 8 кг, имитирующий автомат Калашникова, да еще на пояс закреплялся подсумок с учебными минами. Альфовцы хорошо помнят, что с первой тренировки они вернулись «мертвыми». В дальнейшем преподаватели центра учили курсантов проходить минные заграждения, причем разминировать необходимо было «в слепую» и руками все типы мин, быстро преодолевать заграждения из колючей проволоки, снимать часовых и проникать на аэродромы, склады, к топливным терминалам и т.д.

Ежедневное прохождение «тропы Че Гевары», отработка различных способов передвижения, интенсивная физическая подготовка - обычное обучение для кубинского спецназовца. Перемещение в согнутом положении уже через 15 минут вызывает боль во всех мышцах, а курсанты обязаны ходить так часами. К тому же отрабатывалось это хождение в составе группы: впереди идущий ощупывает ногами землю перед собой, чтобы обнаружить растяжки и мины. Группа идет след в след. Поскольку человеческий глаз реагирует на быстрое движение, группа для большей скрытности движется медленно и плавно, чтобы иметь возможность сразу замереть, если взлетит осветительная ракета. Спецназовцев учат полному слиянию с окружающей средой.

Чтобы освоить все дисциплины в учебном центре кубинского спецназа, требуется огромная воля и, конечно, время.

Чего стоят только ночные передвижения ползком по 12 часов подряд. Задание группы в этом случае - незаметное проникновение на охраняемый объект. Бойцы передвигаются медленно, преодолевая препятствия разного уровня, включая и шумовые маты из тростника, сухие листья, обломки шифера, заграждения из колючей проволоки (проволоку вначале надкусывают, разламывают руками - в этом случае она не издает звука, затем разводят специальными зацепами в разные стороны и обеспечивают проход для выхода). В полной темноте ведущий группы, при нахождении мин, проверяет их на извлекаемость, обезвреживает ловушки, снимает растяжки или обозначает их расположения. В это время группа неподвижно лежит и ждет его команды. Бойцы намазаны грязью или маскирующим составом из трав, оружие тоже обработано, чтобы не было видно бликов.

В процессе обучения бойцы кубинского спецназа, кроме групповых операций, участвуют в комплексных занятиях на различных объектах. Например, учатся ставить магнитную мину на цистерну, оказавшуюся пустой, - ведь при поднесении к ней магнита раздается звук, сравнимый с небольшим взрывом, а в результате задание будет считается проваленным.

При учебном задании на уничтожение батальона, размещенного в казарме, семь бойцов кубинского спецназа незаметно подбираются к объекту и забрасывают в окна казармы толовые шашки, предварительно принесенные в поясных сумках (больсо). Одновременно уничтожаются и вышки с часовыми. Те немногие бойцы противника, которые уцелели после первого удара спецназа, как правило, уже не могут оказать достойного сопротивления.

Взрываются топливные терминалы, самолеты на аэродромах, склады с боеприпасами, а группа спецназа уже ушла с объекта, замаскировав свои походы. Такие тренировки формируют мощь и энергию в каждом бойце.

В учебном центре осваиваются все существующие виды оружия. Кубинские инструкторы учат стрелять по-настоящему: днем, ночью, в движении, на звук, по двигающейся мишени, от бедра, на вспышку и многому другому. Бойцы осваивают уникальный навык стрелять из миномета без опорной плиты (от момента первого запуска до первого разрыва курсанты успевали сделать до 12 выстрелов) - огневой удар получался оглушительным, а расчет своевременно покидал точку стрельбы.

Бойцы также проходят подготовку ведения боевых действий в городских условиях - осваивают тайниковые операции, методы и места базирования, способы передвижения по городу, обнаружение и уход от наблюдения.

Считается, что кубинский спецназ - один из самых лучших по организации засад и похищению людей.

Кубинцы, преподавая самым подробным образом тактику операции, заставляют думать всех участников без исключения. Они считают, что командир или боец сможет принять единственно правильное решение только в том случае, когда он будет знать множество подобных решений, и для этого обучение основано на отработке любых неожиданностей. Вводные для заданий могут быть самыми невероятными. Главной целью обучения является то, что неожиданных вопросов и ситуаций при проведении спецопераций не должно быть. Максимально продумываются все возможные ситуации - только тогда любая операция «обречена» на успех.

Кубинская армия находится в постоянной боевой готовности. А тем временем страна живет, работает, радуется, растит детей - свое будущее. В мире бушует экономический кризис, а Куба реализует социальные программы, укрепляя систему здравоохранения и образования. Кубинская власть вкладывает средства в «человеческий капитал», а значит, у страны есть будущее.

Использованы материалы:
http://forts.io.ua/s423545/#axzz2jmLMcTIQ
http://www.bratishka.ru/archiv/2011/8/2011_8_4.php
http://www.redstar.ru/index.php/news-menu/vesti/iz-moskvy/item/9914-pod-zharkim-nebom-afriki

История

Начало кубинской военной авиации было положено в марте 1915 года, когда в составе армии появился авиационный корпус. Долгое время Куба оставалась союзником США и получала американскую авиатехнику. В результате победы революции Куба примкнула к социалистическому лагерю и начала перевооружать свои военно-воздушные силы при помощи СССР. В апреле 1961 года кубинские лётчики сбили несколько самолётов противника во время боёв в заливе Свиней. В 1970-1980-е годы ВВС Кубы участвовали в боевых действиях в Эфиопии и Анголе.

Организационная структура

В задачи DAAFAR входит защита воздушного пространства Кубы, обеспечение тактической и транспортной поддержки Революционной армии и флота, и при необходимости, выполнение задач обслуживания народного хозяйства. В состав ВВС и ПВО входят 2 смешанных истребительно-бомбардировочных соединения, одно транспортное и одно транспортное для обслуживания руководства. По состоянию на 2008 год воздушное пространство Кубы разделено на два округа: западный и восточный, соответствующие штабы расположены в городах Сан-Антонио-де-лос-Банос и Холгуин.
Западный округ прикрывается 2-й бригадой ВВС и ПВО в состав которой входит 1779-е соединение, располагающее смешанной истребительной авиаэскадрильей из 3 оставшихся в строю МиГ-29 и до 10 МиГ-23МЛ. Для решения вспомогательных задач ПВО, например для перехвата медленных низколетящих целей привлекаются три-четыре L-39C, в обычной обстановке они используются в качестве учебно-тренировочных. Для обеспечения базовой подготовки пилотов используются учебно-тренировочные Zlin Z-142.
Восточный округ прикрывается бригадой Cuartel Moncada Guard Brigade. В её состав также входит 1779-е соединение в Холгуине. Задачи ПВО в округе решают несколько истребителей МиГ-21. В округе размещено 3405-е особое транспортное соединение, в задачи которого входит обслуживание руководства государства и 3688-е транспортное соединение, самолеты и вертолеты обоих действуют из Плайа Баракоа.