Православная икона воздвижение креста господня. Икона воздвижение креста господня, значение и в чем помогает

Всемирное Воздви́жение Честна́го и Животворящего Креста Господня - один из господских (от славянского «дванадесять » - двенадцать), то есть самых больших , установленный в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена , мать императора Константина , нашла крест, на котором был распят Господь наш Исус Христос. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы - места распятия Христова. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднества (с 28 сентября по 4 октября). Отдание праздника - 4 октября . Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.

Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника

День Воздви́жения Честна́го и Животворящего Креста Господня - один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина , равноапостольная Елена , отправилась в Иеросалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иеросалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Исус Назарянин, царь Иудейский » и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.

Cвв. Константин и Елена. Феофан Критский. Фреска. Метеоры (Николай Анапафса). 1527 г.

Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх Иеросалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал ») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй! » Обретение Креста совершилось около , поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года. Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. ​В 614 г., при персидском царе Хозрое , персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклие , Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздви́жения Честнаго и Животворящего Креста Господня сделалось особенно торжественным.

Библиотека Русской веры

Воздвижение Креста Господня. Богослужение

Этот праздник одновременно торжественный и грустный, он напоминает не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте. Главной особенностью богослужения на праздник Воздвижения Креста Господня является вынос в конце вечерней службы Креста из алтаря для благоговейного поклонения . После великого славословия священник возлагает на голову Крест и в преднесении светильников, каждения фимиама и при пении «Святый Боже » выносит его северными дверями из алтаря. Потом, по окончании пения, возглашает: «Премудрость прости ». Певцы поют: «Спаси, Господи, люди Своя ». Священник полагает святой Крест на приготовленный аналой на середине храма и совершает пред ним каждение. После этого бывает поклонение Кресту при пении священнослужителями:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.

Облачение священнослужителей в праздник Воздвижения Креста бывает темным, траурным, а женщины надевают темные платки. В память крестных страданий Господа в этот день установлен пост - пища поставляется только с растительным маслом . В стихерах праздника раскрывается учение о смысле страданий Христовых. Страдания Исуса Христа умертвили умертвившего нас, т.е. диавола, и оживили умерщвленных грехом людей; яд древнего змия был смыт кровию Исуса Христа. Стихеры и канон Воздвижению составили известные творцы церковных песнопений - Феофан , Козма и другие. Они показали связь новозаветных событий с ветхозаветными, указав прообразы Креста Господня. Так, в одной из стихер на литии мы слышим:

П роњбразu1z кrтъ тв0й хrтE, патріaрхъ и3я1ковъ, внyкwмъ благословeніе дaруz, на главaхъ премэнeны рu1цэ сотвори.

Высоким духовным настроением исполнены стихеры, которые поются во время поклонения Кресту в конце вечерней службы:

П ріидёте, вёрніи, животворsщему дрeву поклони1мсz, нанeм8 же х©ъ цRь слaвы в0лею рќцэ распростeръ, вознесE нaсъ на пeрвое бlжeньство. П ріидёте лю1діє, преслaвное чю6до ви1дzще кrтA си1лэ поклони1мсz. Д нeсь вLка твaри, и3 гDь слaвэ, на кrтЁ пригвождaетсz, и3 в8 рeбра прободaетсz. жeлчь и3 nцeтъ в8кушaетъ, слaдость цRк0внаz. …и3 заушaетсz бeрною рук0ю, и4же рук0ю создaвыи чlка. Д нeсь и4же не прикосновeнныи существ0мъ, прикосновeнъ мнЁ бывaетъ. и3 стрaждетъ стrти, свобождaz мz t стrтє1й.

В паремиях празднику Воздвижения содержатся такие мысли: в первой паремии (Исх. XV, 22–27; XVI, 1) повествуется о том, как Моисей во время странствования евреев по пустыне оздоровил вложением дерева источник, в котором была горькая вода. Это дерево, усладившее горькую воду, прообразовало силу Креста Господня. Во второй паремии (Притч. III, 11–18) ублажается человек, заботящийся о приобретении древа премудрости, которое есть «древо жизни » для приобретающих его, наша премудрость и наше древо жизни Крест Христов. В третьей паремии (Исаия LX, 11–16) содержится пророчество Исаии о величии и славе града Господня святого Иерусалима, который Господь облечет величием во веки и радостью в роды родов.

Библиотека Русской веры

В каноне изображается сила Креста, открывшаяся в ветхозаветных прообразованиях креста (Моисей, поднявший руки крестообразно во время битвы и тем вымоливший победу; древо, усладившее воды Мерры и т. д.), и в новозаветных чудесах - через самый Крест Господень. В Апостоле говорится (I кор., I, 18–24), что Крест, т.е. страдания Исуса Христа, представляют из себя Божию силу и Божию Премудрость. В Евангелии (Иоанна XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35) содержится история страданий Христа Спасителя.

Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста

Тропарь Воздвижению Креста Господня. Церковно-славянский текст:

С паси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.

Русский текст:

Спаси, Господи, своих людей и благослови нас, Твое достояние, подавая нашей стране победу над сопротивниками, врагами Его царства, и сохраняя силою Твоего Креста людей своих.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

В ознесhисz на кrтъ в0лею, тезоимени1тому нhнэ жи1тельству твоемu2. щедр0ты твоS дaруй хrтE б9е. возвесели2 си1лою своeю странY нaшу, побёды даS є4й на сопостaты, пос0біе и3мќщей твоE nрyжіе, ми1ру непобэди1мую побёду.

Русский текст:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Своею страну нашу, подавая ей победы над врагами, да имеет она помощь от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Чин Воздвижения Креста Господня

На Руси чин Воздвижения Честного Креста известен с XIII столетия и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иеросалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам. В разных памятниках находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие - лишь священника с диаконом. Святой Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Такой обычай сохранился и по сей день: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.

Епископ, взяв Крест и стоя на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение - поднятие Креста вверх. Перед Крестом на некотором расстоянии становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и возглашает: «Помилуй нас, Боже ». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй ». В начале пения «Господи, помилуй » епископ трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли ». При пении второй половины сотницы он медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй » епископ выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток. Второе воздвижение епископ совершает, повернувшись к западу, третье - к югу, четвертое - к северу, пятое - вновь на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй !». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого певцы поют обычные стихеры.

Воздвижение Креста Господня. Иконы

В византийском искусстве в основу иконографии праздника Воздвижения Креста Господня первоначально был положен не реальный исторический эпизод обретения Креста, а изображение чина Воздвижения Креста, который совершали ежегодно в соборе Святой Софии в Константинополе. Поэтому Крест на иконах часто изображался как напрестольный. Первые такие изображения относятся к концу IX - началу XI века. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами.


Воздвижение Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV–XVI веках. Крест Христов изображается уже монументальным. В центре на высоком ступенчатом возвышении стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Иногда Крест украшен веточками растений. Позади виднеется большой однокупольный храм. Часто на первом плане изображались коленопреклоненные молящиеся и большое количество людей, кто пришел поклониться святыне. Фигуры царя Константина и царицы Елены - по сторонам от Патриарха, с простертыми руками в молитве, либо справа.

Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси

На Руси праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции. Издревле существовал обычай в день Воздвижения возводить часовни и малые церкви, а также воздвигать кресты на строящихся храмах. Ставили в праздник Воздвижения и придорожные обетные кресты в благодарность за избавление от напасти и мора. Поднимались в этот день и иконы для обхода полей, с молитвою о будущем урожае.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день . Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. На Руси Воздвижение называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем - словами, обозначавшими движение, изменение состояния. Считалось, например, что в этот день хлеб с поля на гумно «сдвинулся», так как к половине сентября обыкновенно оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба. Говорили еще, что Воздвиженье «сдвинет зипун, надвинет шубу », или что на Воздвиженье «кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась ».

Праздник Воздвижения был постным . Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится ». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца » или «Смекай, баба, про капусту - Воздвиженье пришло », - говорили в народе. По всей Руси крестьяне верили, что день Воздвижения принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или окончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.

Однако судя по некоторым народным поверьям, крестьяне совсем не знали, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения честного и животворящего креста Господня. Народ твердо верил, что в день Воздвиженья ни под каким видом нельзя ходить в лес, так как нечистая сила может побить, а то так и просто отправить мужика на тот свет. По мнению крестьян, в день Воздвижения все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома. На праздник Воздвижения мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы гады по ошибке не заползли в их двор и не спрятались там под навозом, в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верили, что с 27 сентября, то есть с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы, или не проткнут мужичьи вилы.

Храмы в честь Воздвижения Креста Господня

Издавна на Руси строились храмы в честь Воздвижения Честна́го Креста. Так, по свидетельству Супоневской летописи около 1283 года была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Романов-Борисоглебск (нынешний Тутаев) на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской слободы ». По преданию, первостроителем кремля был угличский князь, благоверный Роман Владимирович Святой (1261–1285). Множество нападений за свою историю претерпел детинец. Последняя осада романовского кремля произошла во время событий войны 1612 года. В сражениях и от эпидемий погибла одна треть посадских людей, но дух народа остался жив. В советское время в здании храма размещался краеведческий музей, позднее - склад. В 1992 году собор возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года он является действующим храмом.


Крестовоздвиженский собор, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

В 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки был заложен Крестовоздвиженский храм. Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году. В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894–1895 годах. В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари. В 1930 году храм закрыли, купол и колокольню сломали, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000 года, после возвращения храма РПЦ и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.


Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке. Москва

Храм Воздвижения Креста Господня в г. Коломне у Пятницких ворот Коломенского кремля возник в XV в. В 1764 г. на месте деревянной постройки была воздвигнута каменная двухъярусная церковь с колокольней. В 1832–1837 гг. церковь кардинально перестроили на средства сестер Шараповых . В 1980-е гг. помещение использовалось как мастерская и склад Коломенского краеведческого музея. В 1994 г. храм возвращен РПЦ.


Храм Воздвижения Креста Господня. Коломенский кремль

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен монастырь в г. Белёв Тульской области. Женский Крестовоздвиженский монастырь был построен в 1625 году. «По челобитью около 1625 года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палициной, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящаго Креста». В Белевской обители с самого начала имелась только одна церковь - деревянная, во имя Воздвижения Креста Господня. Об этом свидетельствуют надписи на Евангелии и сосудах, которые были пожертвованы монастырю при постройке храма. Было также двенадцать деревянных келий. В самом начале своего существования монастырь был очень беден средствами и, несмотря на материальную поддержку царя, испытывал нужду даже в свечах, ладане, церковном вине. К 1680 году в обители проживало 38 сестер и игуменья, которые получали царское жалование. Просуществовав сто сорок лет после своего основания, Крестовоздвиженский женский монастырь в 1764 году был упразднен. Но запустение обители продолжалось недолго. В 1768 году Крестовоздвиженский женский монастырь решили возобновить. В самом начале XIX века, в 1801 году, во время сильнейшего пожара, свирепствовавшего в Белеве, очень сильно пострадали строения монастыря. В 1869 году был заново воздвигнут монастырский храм, уже из камня, и имел 5 приделов. На первом этаже: в центре - в честь Воздвижения Креста Господня, справа - в честь иконы Божьей Матери «Троеручницы», слева - во имя святителя Николы. На втором этаже: слева - во имя Андрея, Христа ради юродивого, справа - в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В начале XX века монастырь был упразднен и долгое время находился в запустении. В 1980-х гг. XX века начались восстановительные работы, но быстро закончились.


Крестовоздвиженский Белёвский монастырь

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм Введенского Толгского монастыря в пос. Толга Ярославской области. В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня - самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1838 году церковь подверглась переделкам: были растесаны окна, повышены своды, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом. В 1892 году Воздвиженскую церковь расписали полностью масляными красками.


Храм во имя Воздвижения Креста Господня Введенского Толгского монастыря в пос. Толга Ярославской области

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в с. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. Церковь была построена в 1623 году. Воздвиженская церковь интересна как одна из наиболее ранних деревянных шатровых церквей типа «восьмерик на четверике» с двумя прирубами (с запада и востока) и трапезной. Церковь обладала прекрасным по пропорциям крыльцом. Отдельно стоящая девятистолбная колокольня была построена в 1605 году и являлась одной из древнейших построек этого рода. Крестовоздвиженская церковь горела в 1919 году.


Храм во имя Воздвижения Креста Господня в с. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. 1623 г.

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Староконстантинов Хмельницкой области Украины. Постройка датируется приблизительно 1570 и приблизительно 1570 гг. Неподалеку стоит огромная сторожевая башня (XVI-XVII вв.). Она примыкает к руинам Крестовоздвиженской церкви и одноименному мужскому православному монастырю. Когда-то башня входила в систему городских укреплений. В 1852 году в ее первом ярусе была устроена теплая церковь. А в советское время этот первый ярус местные милиционеры использовали как тир.

Руины храм во имя Воздвижения Креста Господня и башня в г. Староконстантинов Хмельницкой области Украины

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Дрогобыч Львовской области Украины. Церковь была построена в 1613 году и считается образцом деревянного зодчества эпохи украинского Возрождения. Храм возводился за счет владельцев солеваренной промышленности Дрогобыча и находится невдалеке от строений старого солеваренного завода. За свою историю церковь пережила несколько пожаров, много перестроек и реконструкций. Сначала она была трехсрубная одноверхая, а впоследствии - перестроена на двоверхую церковь и использовалась с оборонительной целью. Рядом с этим храмом в 1661 году возвели деревянную колокольню, таким образом церковь вместе с колокольней образует гармоничный архитектурный ансамбль.


Церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Дрогобыч Львовской области Украины

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Луцк Волынской области Украины. Храм был возведен в 1619-1622 гг., имел ярко выраженный оборонный характер. Это один из ранних образцов трансформации деревянного зодчестве в каменное, в частности, традиционного типа деревянного трехсрубного трехглавого храма. Трехчастная осевая композиция храма подчеркивалась тремя куполами. Притвор имел вид оборонной башни с лестницей, ведущей к своду. В 1803 году церковь была разрушена пожаром. В 1888 году на месте храма была устроена часовня, а к 1890 году целиком отстроена церковь, включившая уцелевшую древнюю апсиду с сохранившимся арматурным фризом XVII века с килевидными нишами.


Храм во имя Воздвижения Креста Господня в г. Луцк Волынской области Украины

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Тернополь Тернопольской области Украины. Храм был возведен в 1570 или 1627 гг. Первые официальные упоминания о церкви Воздвижения Честного Креста найдены в грамоте князя Константина Острожского от 1570 года. Изначально церковь не имела высокой башни, на каменной плите, установленной над входом, высечена точная дата завершения строительства этой трехъярусной звонницы - 28 июля 1627 года. В начале XVIII столетия, во время притеснения православия на территории Речи Посполитой, церковь Воздвижения Честного Креста была закрыта и довольно долгое время использовалась под склад. И только в 1760 году началось возрождение церкви. Позже на церковном дворе построили кирпичную колокольню с невысоким декоративным шпилем. В 1831 году во время огромного пожара в городе крыша храма полностью сгорела, но ее быстро восстановили. В первой половине XX века, во время войн, церковь была значительно разрушена и лишь в 1954-1959 гг. капитально реставрирована.


Храм во имя Воздвижения Креста Господня в г. Тернополь Тернопольской области Украины

Крестовоздвиженский монастырь в Москве

Крестовоздвиженский монастырь в летописях впервые упоминается в 1547 году. Располагался в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке (улица между Моховой и площадью Арбатские ворота). Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове .


Церковь Воздвижения Креста Господня Воздвиженского монастыря. 1882 год

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженская церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя.

Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения Одесской области (Украина). Свердловской области.
Часовня Воздвижения Честного Креста Господня. Невьянск

Также сегодня престольный праздник для московской Преображенской общины (федосеевское согласие). Как и Рогожская община, Преображенская возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда было основано кладбище за Камер-Коллежским валом и получено разрешение Екатерины II на строительство храмов. Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин , организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем, Преображенская община стала центром этой конфессии.


Крестовоздвиженская церковь федосеевского согласия на Преображенском кладбище

В начале XIX века община разделилась на две части - мужской и женский двор. Каждая половина была отделена зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. Фактически здесь появились два монастыря. В 1811 году на женском дворе была построена церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста, в которой и поныне молятся федосеевцы. Этот храм не имеет алтарной абсиды, поскольку Литургия у старообрядцев безпоповских согласий в настоящее время не служится.

Воздвижение Креста Господня - икона, которая имеет несколько изображений. Это связано с тем, что каждый иконописец описывал нахождение Креста Иисуса по-разному, стараясь указать главные детали. Для христиан того времени это огромное событие, поэтому в его честь было построено несколько храмов, церквей, сочинены молитвы, песнь, тропарь, священные тексты, установлена дата одноименного праздника.

Воздвижение Креста Господня: история

Исторические факты гласят, что возвращение Животворящего Древа произошло благодаря императору Константину Великому и его матери Елене. Константин был по роду римлянином, по вере, как и его отец, язычником, а мать была христианкой. После смерти отца императрица Елена активно занялась распространением христианства. Сын пришел к этой вере не сразу. Этому способствовало знамение перед одной важной битвой. Долгие сомнения, истязания, обращения, мольбы к Богу способствовали знамению - появлению креста на вечернем небе. Это видел император со своим войском. Ночью ему тоже приснился Иисус, который известил его о грядущей победе над противником, если на одежде, оружии, знаменах воинов будет изображен Его символ.

Константин, исполнив божью волю, выиграл битву. Посреди побежденного города воздвигли статую, держащую крест. Но этот случай не привел к появлению нового религиозного праздника - "Воздвижение Креста Господня". Значение его было осознано людьми позже. А пока сын Константин просит мать найти Животворящее Древо.

Поиски императрицы

Она поехала на родину Христа (Иерусалим), узнала у старого еврея точное расположение гробницы. Крест находился под языческим храмом (язычники на христианских святынях строили свои храмы, алтари жертвоприношения, пытаясь запомниться человечеству, но тем самым делали метки для христиан).

Когда землю раскопали, то увидели три креста. Согласно легенде, императрица Елена с патриархом Макарием определили Крест Иисуса по его чудесной силе. Каждую найденную дощечку по очереди прикладывали к больной женщине, а затем к покойнику. Результат был мгновенный: женщина выздоровела, а покойник воскрес. Все присутствующие еще больше уверовали в Бога, захотели приложиться к кресту. Но так как народу было много, то епископ с возвышенного места стал воздвигать Животворящее Древо над всеми собравшимися со словами «Господи, помилуй». Отсюда пошло название - Воздвижение Креста Господня. Молитва была составлена позже. В ней христиане кланяются Кресту и прославляют имя Господа.

Император Константин с матерью Еленой сделали многое для христианства. При их правлении гонения на христиан прекратились, строились храмы, монастыри, соборы, церкви. Только после найденного Креста Иисуса было основано восемьдесят храмов на палестинской земле, где ступала нога сына Господа. Императрица Елена привезла сыну часть Животворящего Креста с гвоздями. Константин повелел воздвигнуть храм в честь этого события, который и был построен и освящен спустя десять лет. День его открытия (четырнадцатое сентября 335 года) становится датой празднования Воздвижения.

Мать не дожила до этого события, а сам Константин стал христианином незадолго перед смертью, считая невозможным принять таинство ранее. За их заслуги церковь отнесла сына с матерью к святым, присвоила статус равноапостольных. Их лики отображает икона "Воздвижение Креста Господня".

Значение этого церковного праздника

Существует еще одна легенда о Животворящем Древе. При нападении персов под предводительством Хозроя Второго был украден Крест Господа вместе с патриархом Захарием. Спустя четырнадцать лет император Ираклий одолел персов, освободил патриарха, возвратил христианам их святыню. Когда же он нес крест в храм Воздвижения Креста Господня, то на горе Голгофа не смог сделать ни шага. Патриарх Захарий объяснил причину этого явления, поэтому император снял свои царские одежды и занес Животворящее Древо внутрь здания. Какова из двух легенд является основанием празднования Воздвижения? Никто до сих пор не определился, а историки не могут дать точное объяснение. Потому православные христиане чествуют заслуги Елены с Константином, а католики рассказывают про императора Ираклия.

Церковный праздник Воздвижение отмечается католиками и православными христианами в разные дни с триста двадцать шестого года, когда нашли У католиков это четырнадцатое сентября, а у православных - двадцать седьмое сентября (подразумевается исчисление по Григорианскому календарю).

Торжество имеет определенную последовательность, главную роль играет икона "Воздвижение Креста Господня". Значение праздника отображает его другое название - Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, то есть слава имени Господа через воздвижение креста. Торжество входит в число двенадцати важных праздников, идущих после Пасхи (потому другое его название - двунадесятый). Как Пасха, он имеет предпраздничный (сутки) и постпраздничный (неделя) периоды.

Отличие католического и православного праздника

Ранее православные христиане накануне Воздвижения с заката до рассвета совершали всенощное бдение с малой вечерней. К определенному времени Животворящее древо переносят на престол с жертвенника. Ныне этот обряд встречается редко, потому Крест заранее кладут на престол. В алтаре на утрене читается Евангелие, потом происходит песнопение. Воздвижение проходит без целования Евангелия и помазания после его чтения.

Как только священник полностью облачается, начинается Великое славословие. Настоятель совершает определенные действия с Крестом, читает тропарь Воздвижению Креста Господня. Далее тропарь воспевается троекратно с земными поклонами, затем все переходят к стихирам с помазанием елеем. Заканчивается богослужение ектенией, освобождая место литургии.

Католики праздник отмечают с вечера или утром (все зависит от того, на будничный или воскресный день приходится 14 сентября). Вечернее богослужение начинается с латинского обряда, а утреня состоит из трех ноктюрнов, посвященных истории возвращения Креста Господня, проповеди папы римского. Последовательность этапов католического праздника прописана в миссале (богослужебной книге). Так что никаких изменений не произойдет, да и проповедь на Воздвижение Креста Господня аналогична текстам Страстной недели.

Иконы Воздвижения

Так как праздник отмечается католиками и православными по-разному, то иконы имеют разные сюжеты. С пятнадцатого века иконописцы изображают много людей у храма, центр занимают диаконы с патриархом, который воздвигает Крест, украшенный растениями, а с противоположной стороны изображены император Константин с матерью Еленой.

До этого периода икона претерпела разные изменения и приобрела различный вид:

Главное отличие католических икон от православных - это изображение исторического факта возвращения Креста. Православные изображают Елену с Константином, а католики - императора Ираклия. Таким образом, вроде и разная у христиан икона Воздвижения Креста Господня, значение же у всех одинаковое - вера в Бога, принятие факта Воскресения Сына Божьего, почитание Креста как спасение всего рода человеческого. Этот церковный праздник посвящен не плачу о страданиях Христа, а радости после перенесенных испытаний. Крест рассматривается как орудие искупления, возвышая его, христиане прославляют имя Христа.

История возникновения распятия

Со временем Животворящее Древо растащили по кусочкам в разные церкви, теперь христиане лишь образно прославляют имя Господа. При этом Евангелие нигде не упоминает о происхождении креста в отличие от апокрифических сказаний. По богомильской легенде, дерево Добра и Зла из райского сада образовало три ствола, знаменующих Адама, Господа и Еву. После изгнания людей из рая остался только ствол Бога, а две остальные части дерева попали на землю. Именно из них будет сделано распятие для Христа (имеется в виду Воздвижение Креста Господня). Фото апокрифов можно найти в музеях и летописях (самые популярные работы Пьеро делла Франчески).

По "золотой" легенде, после смерти Адама проросла сухая ветвь дерева Добра и Зла, которую принес его сын от архангела Михаила, чтобы продлить дни отца. Дерево это росло до появления царя Соломона, который срубил его для строительства храма. Однако из бруса построили мост, по которому отказалась идти царица Савская, открыв всем значение этого дерева. Соломон закопал этот брус, но через какое-то время его нашли. Дерево омывала вода, которая имела лечебные свойства, потому здесь была основана Силоамская купель. После захвата Иисуса брус этот всплыл на поверхность, а иудеи использовали его для основы распятия. Поперечные доски были взяты из деревьев других пород.

Церкви Воздвижения

Первая церковь, построенная в честь Животворящего Древа, была возведена на палестинской земле в четвертом веке, при императрице Елене. Затем со временем возникли Антиохийская, Константинопольская, Александрийская, Римская церкви. Сразу находятся писатели канонов и стихир. Наиболее известными являются творцы Косма, Феофан, которые хотели связать сюжеты Нового и Ветхого Завета. Так, упоминаются прообразы патриарха Иакова, Моисея, Богородицы и связываются с Иисусом, Животворящим Древом. Со временем были составлены молитвы, тропарь, кондак, каноны и акафист Воздвижению Креста Господня.

На сегодняшний день создана тысяча церквей, храмов, монастырей, соборов в честь Животворящего Древа по всей России (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермский край, Свердловская область, Калининград, Красноярск, Омск, Петрозаводск, Тутаево, Санкт-Петербург, Республика Коми, Кизляр, Севск, Тверь, Белгород, Воронеж, Ижевск, Иркутск, Карелия, Калмыкия, Уфа, Калуга).

На территории других стран христиане также отстроили религиозные объекты в честь Воздвижения. На Украине эти церкви находятся в Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Харьковской области, Полтаве, Каменец-Подольске, Ужгороде. В Молдове под Тирасполем располагается Кицканский Ново-Нямецкий мужской монастырь с многочисленными постройками. Там же находится музейная библиотека с редкими книгами и святынями, описывающими Воздвижение Креста Господня (икона, молитва, песнь и прочая христианская атрибутика религиозного праздника описаны в церковных изданиях).

Как видите, по всему миру можно найти монастыри, церкви, соборы, храмы, построенные в честь Животворящего Древа. Во многих из них сохранены христианские святыни, проводятся религиозные богослужения. Другие же используются как культурные туристические объекты. Подробнее остановимся на московских церквях.

Недействующие московские храмы Воздвижения


Действующие московские храмы Воздвижения


Снесенные московские церкви Воздвижения


Воздвижение Креста Господня является важным праздником у христиан. Торжество у католиков и православных имеет отличия, но смысл у них единый. Важно сохранить веру и любовь к Богу, прославить имя его за перенесенные страдания.

Относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. Неизвестно также, где именно он зародился -- в Иерусалиме или в столице Византийской империи Константинополе. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются.

Три креста
История обретения величайшей христианской святыни -- Креста, на котором был распят Господь, -- связана с паломничеством в начале IV века равноапостольной царицы Елены на Святую землю. К этому времени место, где была совершена казнь Христа, было осквернено и забыто. На нем находилось языческое святилище в честь богини Венеры, а позже -- груды земли и мусора. По преданию, прибыв в Иерусалим, императрица Елена никак не могла отыскать Голгофу и Гроб Господень, пока ей не помог некий иудей по имени Иуда. Он указал место, где необходимо копать, и, действительно, вскоре там обнаружили Лобное место, и неподалеку от него -- три креста. Лишь один из найденных крестов был орудием казни Спасителя, а два других принадлежали распятым с Ним вместе разбойникам.

Считается, что иудей Иуда, указавший местонахождение Честного Креста, уверовал, крестился с именем Кириака и после смерти святителя Макария стал епископом Иерусалима. Позже он пострадал за веру во Христа, приняв мученическую смерть. Память священномученика Кириака совершается 28 октября (10 ноября)
На илл.: Воздвижение Креста с историей его обретения. Икона. XVI век. Сергиево-Посадский музей-заповедник (Ризница)

Истинный Крест явил себя через совершившееся чудо, по-разному описанное древними историками. Наиболее распространена версия, что силой Креста был воскрешен проносимый мимо него покойник. Некоторые источники рассказывают о больной женщине, на которую по очереди возлагали все три креста. Лишь последний из них, тот, что исцелил ее, был признан Крестом Спасителя. Церковный историк XIV века Никифор Каллист пишет, что оба эти чуда засвидетельствовали подлинность Креста. История его обретения и связанных с ней исцелений с большей или меньшей степенью подробности часто изображалась на русских иконах Воздвижения Креста Господня.

Перед собой, над головой
Что же послужило причиной установления праздника и отразилось в его иконографии? По одному из предположений, обретение реликвии царицей Еленой привлекло множество народа. Чтобы все смогли увидеть святыню, иерусалимский патриарх Макарий встал на возвышенном месте и поднял (воздвиг) Крест над своей головой. Именно это действие, возможно, легло в основу обряда воздвижения креста, который до сих пор совершается в православной церкви 14 (27 сентября). При этом в западнохристианской традиции обретение Креста празднуется не в сентябре, а в мае, что связано с чудом явления креста на небе, которое видел сын Елены император Константин. Возможно, празднование было перенесено с мая на сентябрь, так как закрепление праздника в церковном календаре тесно связано с торжественным освящением храма Воскресения в Иерусалиме, произошедшим через несколько лет после обретения Креста Еленой. Освящение состоялось как раз 13 сентября, и на следующий день было совершено особое богослужение в честь главной святыни этого храма, то есть Креста Господня.

В византийской иконографии Воздвижение Креста изображается именно как торжественное богослужение в храме во главе с епископом, стоящим в сопровождении клира на амвоне. При этом византийские композиции Крестовоздвижения встречаются почти исключительно в миниатюрах рукописей. Их построение сильно отличается от того, что привычно для русских икон: здесь епископ повернут влево (или вправо) и держит крест двумя руками перед собой, а не поднимает над головой. Кроме того, тип лика изображаемого святителя всегда разный: византийские художники создавали отвлеченный образ епископа, а не конкретно патриарха Макария. В этом убеждает тот факт, что имя святителя чаще всего иконописцы не указывали. Встречающиеся в этих сценах характерные образы святителя с короткими темными волосами с залысиной и маленькой бородой позволяют предполагать, что в этих случаях изображен св. Иоанн Златоуст, как, например, в миниатюре Лекционария XII века из монастыря Святого Пантелеимона на горе Афон. Кроме этих особенностей, отметим, что в миниатюрах никогда не проявляется желание связать празднование Крестовоздвижения с историей обретения Креста святой Еленой -- изображения равноапостольной царицы и ее сына отсутствуют.


Миниатюры с композицией Крестовоздвижения были распространены в византийских лекционариях и минологиях -- рукописных книгах, в которых в календарном порядке располагались евангельские чтения и жития святых. Причиной изображения св. Иоанна Златоуста в чине Воздвижения, возможно, является тот факт, что память святителя также приходится на 14 сентября
Воздвижение Креста Господня. XII век. Миниатюра Лекционария из монастыря Св. Пантелеимона на горе Афон

Букет и конная статуя
Самый ранний сохранившийся до наших дней русский образ Воздвижения креста -- новгородская икона конца XV века из числа святцев Софийского собора. Она является памятником сложной, детально разработанной иконографии, отличающейся от византийских образцов. Здесь в центре иконы на фоне белокаменного храма представлен архиепископ. Он совершает воздвижение креста при огромном стечении народа и в присутствии Константина и Елены. Крест в букетике из веточек он держит двумя руками над головой. По сторонам святителя поддерживают два дьякона. В этой детали отразилась реальная богослужебная обрядовая практика, зафиксированная в Чиновниках (Архиерейских служебниках. -- Ред.) новгородского собора Святой Софии и Успенского собора в Москве. В нижней части образа среди толпы народа, святителей и бояр выделяются образы людей в белых остроконечных шапочках -- традиционно считается, что это певчие, а не священники или монахи, как можно
было бы подумать.

Рассмотренная иконография в точности повторена на новгородской выносной двусторонней иконе «Крестовоздвижение -- Богоматерь Знамение» XVI века из Государственного исторического музея и на иконе этого же времени из собрания Эрмитажа. На некоторых образах Крестовоздвижения, в том числе на вологодской иконе третьей четверти XVI века (Государственная Третьяковская галерея), выше архитектурных построек возносится колонна, увенчанная конным монументом. Эта статуя является совершенно конкретной исторической реалией -- она была воздвигнута в Константинополе в VI веке, при жизни самого императора, неподалеку от храма Святой Софии. Ее описание было известно на Руси благодаря свидетельствам паломников, а наиболее ранним изображением статуи являлся несохранившийся рисунок, выполненный знаменитым Феофаном Греком. Он стал образцом при создании книжных миниатюр, а затем изображение статуи появилось и в иконописи. Ее присутствие в иконе Крестовоздвижения обозначало конкретное место действия совершаемого чина прославления Креста -- византийскую столицу, а не Иерусалим.


Букет цветов, который святитель на иконах держит вместе с воздвигаемым крестом, судя по письменным источникам, издревле украшал крест во время богослужения в день 14 сентября. Конкретные упоминания указывают, что для этого брали траву иссоп и васильки -- цветы, символизирующие царскую власть
Воздвижение Креста. Икона из праздничного ряда новгородской церкви Петра и Павла в Кожевниках. Середина XVI века. Новгородский музей-заповедник

Крест больше
Среди икон с особенностями иконографии необходимо назвать образ Крестовоздвижения из новгородской церкви Апостолов Петра и Павла в Кожевниках, где амвон, на котором стоят святитель и дьяконы, завешен красной завесой. На иконе Крестовоздвижения из частного собрания М. Елизаветина 1638 года на амвон ведут большие ступени, а святитель предстоит без привычных по сторонам фигур клириков. На двух этих иконах число предстоящих сокращено, но Константин и Елена неизменно присутствуют.
С конца XVI века распространяется особый вариант иконографии Крестовоздвижения, ставший популярным в поздней русской иконописи. Крест в иконах XVII-XVIII веков выделяется особо большим размером, достигающим человеческого роста. Так, в центре храмовой иконы из церкви села Воздвиженское, ныне хранящейся в Сергиево-Посадском музее (Ризницы Лавры), святитель держит такой крест не на голове, а перед собой, поддерживая его у основания. Точно так же построена сцена на одноименных иконах из Успенского собора Ростова Великого (конец XVII века) и из собора Сретенского монастыря в Москве (начала XVIII века). Здесь безусловно отразилось стремление представить Истинный Крест, на котором был распят Христос, ту самую обретенную в Иерусалиме святыню.

Судьба обретенного Еленой Креста Христова сложилась так, что уже в ранние времена святыня была раздроблена на множество частей, разошедшихся по всему миру. Одна из частей Креста находилась в драгоценном кресте-реликварии в Константинополе. Большая часть древа Креста хранилась в ковчеге храма Воскресения в Иерусалиме. Местонахождение обеих святынь ныне неизвестно
Воздвижение Креста. Икона из праздничного чина Успенского собора Ростова Великого. 1690-е годы, мастера Оружейной палаты. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Полное собрание и описание: молитва читаемая на воздвижение креста господня для духовной жизни верующего человека.

27 сентября православная церковь отмечает совершенно всем известный праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В данный день абсолютно все верующие придерживаются достаточно строгого поста и неких запретов.

Молитвы Воздвижения Креста Господня может вознести каждый из нас. Самое главное помнить, что обращаться к Господу необходимо от самого сердца и тогда на вас снизойдет благодать и обязательно все просьбы будут услышаны.

МОЛИТВЫ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

КОНДАК ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

ВЕЛИЧАНИЕ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

МОЛИТВЫ ЧЕСТНОМУ И ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ ГОСПОДНЮ

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Молитвы Кресту Господню

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню. Рекомендуем читать на Воздвижение 27 сентября или после акафиста.

4 молитвы, тропарь, кондак, величание, задостойник – ирмос 9 песни.

Молитва первая

Кресте честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его; яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест свой честный, на прогнание всякого супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.

Молитва третья

Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя – утверждение, христиан всех – упование, царей – держава, верных – прибежище, Ангелов – слава и воспевание, демонов – страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных – посрамление, праведных – услаждение, обремененных – ослаба, обуреваемых – пристанище, заблудших – наставниче, одержимых страстьми – раскаяние, нищих – обогащение, плавающих – кормчий, слабых – сила, во бранех – победа и одоление, сирых – верное покровение, вдов – заступниче, дев – целомудрия охранение, ненадеянных – надежда, недужных – врач и мертвых – воскресение! Ты, прообразованный чуцотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты – одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие, мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Молитва четвертая

Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни. Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой. Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя /

и благослови достояние Твое, /

победы православным христианом на сопротивныя даруя /

и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы верным над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, /возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, /пособие имущим Твое оружие мира, /непобедимую победу. Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих, / подавая нам победы над врагами, /в помощь имеющим от Тебя, / оружие мира, непобедимую победу.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Величай, душе моя, пречестный Крест Господень.

Ирмос 9-й песни

Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся Ему, Тя величаем. Ты, Богородица, – таинственный рай, / невозделанно произрастивший Христа, / Которым на земле насаждено / Креста живоносное древо; / потому ныне, при воздвижении его, / поклоняясь Ему, мы Тебя величаем.

О чём молиться перед иконой Воздвижения Креста Господня

Праздник Воздвижения Креста Господня отмечают 27 сентября 2017 года. Иконы в честь Воздвижения Креста Господня могут иметь различные изображения. Самый распространенный сюжет сложился в русской иконописи в XV-XVI веках.

На таких иконах изображено множество людей на фоне одноглавого храма. Стоящего в центре Патриарха, который поднимает над головой Крест, поддерживают диаконы. В правой части изображены фигуры царя Константина и царицы Елены.

На католических же иконах изображается византийский император Ираклий, который вернул Крест Господень из Персии. Однако, как бы ни различались между собой разные ветви христианства, значение иконы Воздвижения Креста Господня везде одно – в почитании этой реликвии, веры в Воскресение Сына Божьего, утверждении христианской религии.

Молитвы перед иконой Воздвижения Креста Господня

В храмах во время праздника исполняют тропарь, кондак, величание, задостойник и др. Приведем другие молитвы на Воздвижение Креста Господня.

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Что означает икона Воздвижения Креста Господня?

Она не только является живописным свидетельством описываемого на ней события, но и повествует о том, какое значение имеет оно для христиан.

Воздвижение Креста Господня означает торжество Церкви Христовой, которая прошла тяжелейший путь испытаний и гонений и распространилась по всему миру.

В чем помогает икона Воздвижения Креста Господня?

Молитва перед иконой Воздвижения Креста Господня помогает обрести силу духа. Верующие молятся перед ней о спасении души и даровании милости Божьей в различных испытаниях.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Икона Воздвижение Креста описывает обретение царицей Еленой Креста Святого, на котором был распят Иисус Христос. После Распятия, Воскресения и Вознесения Господнего орудие пыток Спасителя было утеряно. Отыскать его удалось царице Елене, матери императора Константина Великого, лишь в 326 году после изнурительных поисков.

Дата празднования Воздвижения Животворящего и Честного Креста

Праздник Воздвижения Животворящего и Четного Креста является Святым днем для православной церкви, празднование которой у верующих приходится на 27 сентября. В этот день верующим дано вспомнить о чудесном обретении Креста во время распятия Иисуса.

Этот праздник считается двунадесятым днем, который посвящен Иисусу, поэтому называется Господским днем.

Праздник Воздвижения обладает глубоким значением в христианских судьбах по всему миру. В связи с тем, что крест был дарован перед Праздником Святой Пасхи, то празднество его припадало на второй день Пасхи.

Этот день является празднованием двух событий:

  1. Обретением Креста около горы Голгофы (в Иерусалиме) в 326 году на месте святого распятия.
  2. Возвращением Животворящего Креста из перского плена в VII веке – святые знамена вернул в Иерусалим Ираклий, греческий император.

Приход святого дня христиане встречают строгим постом – нельзя есть пищу из мяса, рыбы, яиц или молочных продуктов. В качестве приправы к пище рекомендовано пользоваться только растительными маслами – оливковым или подсолнечным.

Молитва Воздвижения Креста Господня является короткой и искренней:

«Прошу непостижимую и непобедимую Божественную Силу Честного и Животворящего креста не оставить нас, грешных».

Значение образа Воздвижения Креста

Самым распространенным сюжетом иконы Воздвижения русские иконописцы обеспечили церкви в XV веке. На святом полотне можно ознакомиться с большим скоплением людей на фоне храма одноглавого. на амвоне видно Патриарха с Крестом, над головой поднятым. На первом плане иконы видно святителей и всех верующих. Справа можно увидеть царицу Елену с царем Константином.

Икону Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня можно увидеть в:

  • Алуфьевском Храме Воздвижения Креста Господня
  • Московском Храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
  • Ватикане – в Церковном государстве можно увидеть Миниатюру Менологию императора Василия II, написанную в 11 веке.
  • Римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати – в Капелле Сан-Сильвестро XIII века можно узреть полотно, на котором отображена находка Животворящего Креста царицей Еленой.

Воздвижение Креста Господня икона - в чем помогает

Икона Воздвижения Креста известна своими чудотворными способностями. После искренней молитвы Святому Кресту тяжелобольной женщине удалось пойти полноценный путь исцеления от хвори.

В 2012 году у приехавшего из Рославля электрика сильно воспалились десна. И ночью, и днем, не мог несчастный найти себе покоя и выполнить возложенную на него работу. Он не считал себя человеком церковным, и сама икона мало его интересовала. Ему предложили взять неугасимую лампаду, смазать ее маслом полость рта и попросить исцеления у иконы.

С глубокой верой в свое излечение электрик выполнил указанное – и хворь отступила. Следующим утром он на коленях со слезами читал молитву перед чудотворным образом.

Помогает икона Воздвижение в искренних молитвах, их произносят перед образом, чтобы:

  • Справиться с бесплодием.
  • Избавиться от неизлечимых болезней.
  • Вылечить больные кости и суставы.
  • Справиться с хроническими мигренями.
  • Вылечить зубную боль.

Икона Воздвижение Креста Господня является отображением находки святого Креста царицей Еленой. Это святое полотно помогает нужденным вылечиться даже от хронических или неизлечимых болезней.

Храни Вас Господь!

Из этого видео Вы сможете узнать историю этой святыни православия:

Молитвы в день Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2016 года

Воздвижение Креста Господня - это великий праздник, олицетворяющий все величие символа веры в Христа. Событие отмечается из года в год в один и тот же день - 27 сентября.

Этот христианский праздник посвящен не Иисусу Христу или Божьей Матери - самой вере и силе молитвы. Многочисленные народные приметы на Воздвижение говорят о том, что люди пытались объяснить этот праздник еще и с точки зрения природы, ведь она неразрывно связана с Богом. Эти приметы будут актуальны и для 27 сентября нынешнего 2016 года.

История праздника Воздвижение

Воздвижение - это двунадесятый праздник, то есть один из двенадцати самых важных событий христианского церковного календаря за весь 2016 год. Этот день издавна объединяет верующих, даря им силу и укрепляя веру каждого из них.

На Воздвижение Креста Господня вспоминают особое событие, которое произошло в начале четвертого столетия в Палестине на том самом месте, где был распят Иисус Христос. Императрица и епископ Макарий из Иерусалима пришли на место казни и раскопали три креста. Одним из них оказался тот самый крест, на котором умер наш Спаситель. Узнали его потому, что слепая женщина исцелилась, дотронувшись до него. Говорят, что животворящим крест назван в честь чудесного воскрешения мертвеца, которого проносили рядом с местом раскопок.

Позднее, через несколько лет, было принято решение об установлении праздника в честь Креста Господня. С того самого момента весь христианский мир празднует Воздвижение, объединяясь в вере.

Молитвы в день Воздвижения Креста Господня

В 2016 году на Воздвижение можно прочесть и главную христианскую молитву «Отче наш», а также «Верую» или специальные праздничные молитвы:

  • Крест Господень, хранитель души и спаситель тела нашего, образом своим бесов изгоняющий, врагов отгоняющий, зло упраздняющий и благословение нам дарующий, и жизнь, и силу, содействием Святого Духа и молитвами Пречистой Богородицы нашей. Аминь.
  • Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Свое, даруй нам победы и силы на сопротивление всякому злу. Пусть озарит нашу жизнь милость твоя и Крест Твой Честной.

Помолитесь перед сном, поцелуйте нательный крестик и спокойно отходите ко сну. Постарайтесь вспомнить, за что погиб Иисус Христос. Его жертва была не напрасной. Она помогла нам преодолеть смерть и получить вечную жизнь, а также прощение грехов.

Традиции на Воздвижение 27 сентября

В этот день принято дарить своим детям золотые или серебряные крестики - в этом есть некий символизм праздника. Говорят, что крестик, купленный в храме на Воздвижение, будет оберегать вас от всякого зла даже тогда, когда он не с вами.

На воздвижение принято ходить в храм на праздничную литургию, а также подавать милостыню бедным и нуждающимся. Попробуйте и вы пожертвовать, к примеру, вещи, которые уже не носите. Но только делайте это от чистого сердца, не отдавайте то, что непригодно другому.

На праздник Воздвижения обычно мирятся теми, с кем сам Бог требует мира - с родственниками. Если между вами и одним из близких людей пролегла непреодолимая стена, то разрушить ее поможет искренность. Примирившись в такой день, вы обретете согласие в сердце.

В этот важный день все верующие словно становятся единым целым. Это главный праздник объединения, созидания и веры для любого православного человека. Еще со времен древней Руси люди начали понимать, что Воздвижение представляет собой день, когда чудеса реальны. Этот праздник напоминает нам о том, что вера способна победить зло, искоренить грехи и приблизиться к Творцу, ведь все мы - часть его замысла.

Прочитайте наш церковный календарь православных праздников на 2017 год, чтобы отметить для себя важнейшие события будущего года. Многие праздники и события требуют подготовки, так что заранее отслеживайте все родительские субботы и посты. Пусть молитвы и вера помогут вам обрести счастье. Удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона Воздвижения Креста — иллюстрация великого исторического события, в честь которого установлен и праздник Крестовоздвижения. После земной жизни Христа и Его смерти само орудие Его казни — но и оружие человеческого избавления от грехов, Святой Господень Крест был утерян. Мать Константина Великого, царица Елена, услышав проповедь учеников Христа, крестилась, а затем обрела сам Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Известно, что в первые века по Рождении Христовом — их еще называют первохристианскими временами — многие тысячи людей отдали свою жизнь за Христа, отказавшись отречься от него, и стали мучениками. Дело в том, что императоры Рима в то время исповедовали язычество, а главное — в сонме языческих богов обязательно находился и сам император, ему возносились молитвы (хотя как он мог их слышать?) и приносились жертвы. Причем император объявлялся богом по праву трона: неважно, каков был уровень его нравственности, праведна ли была его жизнь и справедлив ли он был. Напротив, из истории мы знаем об императорах-убийцах, развратниках, предателях. Зато императора нельзя было свергнуть — только убить. Итак, ученики Христа отказывались поклоняться богам, называя Богом Одного Христа, за это их, как не повинующихся императору-богу, пытали и убивали.

Но однажды, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого — царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства. Со временем и Константин Великий принял христианство.

Крест Христов был найден в 326 году царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других орудий казни — на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только он был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена.

На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа.

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ И ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ

Этот образ был очень распространен в русских церквях в XV веке.
На образе изображено множество людей на фоне храма. В центре — Патриарх в черно-белых одеждах с Крестом, который он держит над головой поднятым. По правую руку от него стоят святые равноапостольные Константин и Елена. Остальные люди — это молящиеся Богу православные христиане.

Церковное предание гласит, что икона праздника Воздвижения Животворящего Креста была написана византийскими иконописцами еще в IV веке, когда произошло одно из величайших чудес в истории: император Византии Константин узнал о христианстве и, в отличие от своих царственных предшественников, не стал воздвигать гонения на учеников Христа, а в сердце своем обратился к Господу Иисусу. И перед одной из страшных битв после сокровенной молитвы император увидел сияющий Крест на небе над полем битвы и услышал Божий глас: «Сим победиши!» — то есть «победишь с помощью этого знамения». Так Крест стал военным знаменем целой Империи, и под знаком Креста долгие века процветала Византия. Константин же был назван Великим и после смерти канонизирован как святой равноапостольный царь — за свои дела и за свою веру.

Торжество Воздвижения Честного и Животворящего Креста является одним из великих (двунадесятых, то есть главных двенадцати) праздников Православной Церкви и вспоминается ежегодно 27 сентября. При этом Святая Церковь напоминает верующим не только об обретении Креста святой царицей Еленой в Иерусалиме, но и о возвращении Животворящего Креста из плена в VII веке императором Ираклием: святыня была захвачена персами, а потом возвращена христианами.

В этот день вспоминаемся также Крестная смерть Господа и в знак почитания страданий Христа верующие люди держат строгий пост (без пищи животного происхождения: мяса, молока, яиц, рыбы). Если вы хотите почтить этот святой день, но никогда не постились, стоит воздержаться хотя бы от мяса и вкусных лакомств, сладостей, деликатесов.

За богослужением в этот день выносится на середину храма, к котором прикладываются верующие.

ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ХРИСТОВ — ЗАЩИТА ОТ ДИАВОЛА, КОЛДОВСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ЛЮБОЙ ОПАСНОСТИ

Обращение к силе Господа — великая защита для каждого человека. Известно, что крестным знамением останавливается демоническое воздействие: диавол и его слуги не могут выносить этого знака, поэтому зачастую пытаются над ним глумиться (именно таково происхождение сатанинских символов перевернутого креста).

Правильное крестное знамение совершается правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами (они символизируют силу и всемогущество Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого — Нераздельной Святой Троицы). Вначале пальцы нужно прижать ко лбу, затем к животу (примерно на уровне талии), к правому и затем к левому плечу.

СИЛЬНАЯ МОЛИТВА — ОБРАЩЕНИЕ К ВСЕМОГУЩЕЙ КРЕСТНОЙ СИЛЕ ГОСПОДА

Частицы Животворящего Креста сегодня находятся во многих храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и вы можете приложиться к этой великой святыне. Крест зовут Животворящим — творящим и дарующим жизнь, то есть имеющим великую силу.

В утренних и вечерних молитвах, находящихся в каждом православном молитвослове есть молитвы, призывающие силу Божию, происходящую от Креста Господня. Православные христиане, таким образом, ограждают себя на каждый день и на каждую ночь силой Креста Господня.

Обратитесь с молитвой ко Господу, оградите себя крестным знаменем и искренней верой в Бога — и вы увидите, как изменится ваша жизнь.

Огради меня, Господи, силой Честного и Животворящего Твоего Креста и убереги меня от зла.
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови Церковь Твою, победы православным христианам на врагов подавая и Твоих сохраняя крестом Твоим людей верующих.

Вера, дарованная Господом, знание о Его помощи должны умножаться среди людей. Поэтому, в отличие от заговоров, которые распространяют служители темных сил и которые должны «читаться тайно», вы можете и должны делиться своей верой, рассказывать о чудесной помощи Божией и его милости. Благие дела, которые творятся с призыванием Божией благодати, будут совершены всегда успешно.

Молитвами всех святых и силой Креста Своего да хранит вас Господь!