Программы, проекты. Урок-размышление на тему: "Я не поэт, а гражданин" Я не поэт гражданин рылеев

Поэт-гражданин (Ф. Рылеев)

Свободный славянин душой Покорно рабствовать не может...

К. Рылеев


За год с небольшим до своей трагической гибели Кондратий Федорович Рылеев, признанный глава тайного "Северного общества", написал стихи, которые распространялись в декабристской среде и получили там широчайшую известность. Приобщенные к следственным материалам, они были уничтожены по личному приказанию Николая Первого. Случайно сохранившаяся копия в бумагах декабриста Н. А. Бестужева была впоследствии опубликована за границей А. И. Герценом в "Полярной звезде" за 1856 год и лишь в 1893, пройдя теснины царской цензуры, получила возможность появиться в "Собрании сочинений" К. Ф. Рылеева.

В этих стихах, обращенных поэтом к своим современникам, к молодому поколению, уходящему от общественных проблем в область бездумного, рассеянного существования, отражены самые значительные черты личности Рылеева и особенности его творческой манеры.

Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян? Нет, не способен я в объятьях сладострастья, В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья. Пусть юноши, своей не разгадав судьбы, Постигнуть не хотят предназначенье века И не готовятся для будущей борьбы За угнетенную свободу человека. Пусть с хладною душой бросают хладный взор На бедствия своей отчизны И не читают в них грядущий свой позор И справедливые потомков укоризны. Они раскаются, когда народ, восстав, Застанет их в объятьях праздной неги И, в бурном мятеже ища свободных прав, В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

В этом обличительном упреке как бы предсказаны слова Лермонтова, строки его гневной и горькой думы: "Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно". Но, в отличие от Лермонтова, Рылеев твердо был уверен в том, что эпоха революционного порыва еще впереди. Восставший народ будет искать законных прав свободы "в бурном мятеже". Поэт был убежден, что надо уже сейчас готовить себя для будущей борьбы "за угнетенную свободу человека".

Поразительна в Рылееве прямолинейность и неуклонность, с которой он подчинил все свое творчество революционной идее. Гражданственность стала его музой, которой он не изменил до самого конца своего краткого литературного пути.

Правда, началось это не сразу. Окончив Кадетский корпус в С.-Петербурге офицером конной артиллерии, совершив походы в Швейцарии, Франции, Баварии, Пруссии, Польше, прослужив два года в провинциальном гарнизоне в Воронежской губернии, Рылеев в 1818 году вышел в отставку и только с этой поры, в 23-летнем возрасте, получил возможность свободно заняться литературой. Он писал стихи и на военной службе, но все эти опыты рабски повторяли привычные образцы.

Только с переездом в Петербург у него завязались дружеские связи в литераторской среде, в литературных обществах и салонах. Начинается серьезная работа. Определяется та особенность творческой манеры, которая отводит Рылееву особое место во всей пушкинской плеяде. Но в печати его стихи появились впервые лишь в 1820 году, когда ему было уже 25 лет - возраст для поэтов той эпохи довольно поздний. Если иметь в виду, что жизнь Рылеева трагически оборвалась в 1826 году, то на весь его литературный путь приходится всего пять с небольшим лет. За этот краткий срок им сделано не так уж мало: стихи в журналах, редактирование совместно с А. Бестужевым одного из лучших альманахов той поры "Полярная звезда", выпуск отдельным изданием сборника стихотворений на исторические сюжеты под общим названием "Думы", публикация поэмы "Войнаровский", критические статьи, переписка на литературные темы. И все это в сочетании с гражданской службой, сначала в Палате уголовного суда, а затем в правлении "Российско-Американской компании", деятельность которой была посвящена исследованию природных богатств Аляски, принадлежавшей тогда России. Но главным делом жизни Рылеева было горячее участие в тайном "Северном обществе", где он скоро занял ведущее положение. Он и свою поэзию подчинил агитационным декабристским задачам, не упуская ни единой возможности, даже в условиях царской цензуры, служить идее будущего революционного переворота.

Рылеев впервые получил широкую известность как поэт, опубликовав в 1820 году свое послание "К временщику". Из цензурных соображений автор добавил к названию подзаголовок "Подражание персиевой сатире: К Рубеллию", выдавая свои стихи за произведение древнеримского поэта. Но, читая первые же строки -

Надменный временщик, и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей, Взнесенный в важный сан пронырствами злодей! -

все понимали, что речь идет не о каком-либо сенаторе Древнего Рима, а о графе Аракчееве, жестоком начальнике военных поселений, советнике и сотруднике Александра Первого, проводившем реакционную политику. Имя Аракчеева было ненавистно всей прогрессивной части русского общества. Вот как говорит о нем в своих воспоминаниях декабрист Н. А. Бестужев:

"В "Сатире на временщика" открывается все презрение к почестям и власти человека, который прихотям деспота жертвует счастьем своих сограждан. В том положении, в каком была и есть Россия, никто еще не достигал столь высокой степени силы и власти, как Аракчеев... Где деспотизм управляет, там утеснение - закон: малые угнетаются средними, средние большими, сии еще высшими; но над теми и другими притеснителями, равно как и над притесненными, была одна гроза: временщик. Одни карались за угнетения, другие за жалобы. Все государство трепетало под железной рукой любимца правителя. Никто не смел жаловаться. Едва возникал малейший ропот - и навечно исчезал в пустынях Сибири или в смрадных склепах крепостей.

В таком положении была Россия, когда Рылеев громко и всенародно вызвал временщика на суд истины; когда назвал его деяния, определил им цену и смело предал проклятию потомства... Это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью... С этого стихотворения началось политическое поприще Рылеева. Пылкость юной души, порыв благородного негодования и меткие удары сатиры, безбоязненно нанесенные такому сопернику, обратили общее внимание".

Слова эти вполне справедливы. Сам Рылеев в письме к своему приятелю М. Г. Бедраге, удивлялся тому, что цензура, не разобрав в чем дело, пропустила стихи, где были такие выражения, как "подлец", "подлая душа", "тиран, вострепещи!", "Отечество мое кто от тебя избавит!".

Твои дела тебя изобличат народу; Познает он - что ты стеснил его свободу, Налогом тягостным довел до нищеты, Селения лишил их прежней красоты... ...................................... Всё трепещи, тиран! За зло и вероломство Тебе свой приговор произнесет потомство!

Читателю было понятно, что речь идет не только о всесильном деспоте-временщике, но и о самом императоре - душителе свободы.

Гражданский пафос поэзии Рылеева ясно проступает и в дальнейших его стихах, из которых только очень немногие были опубликованы на страницах тогдашних журналов. Если бы не было его произведений, расходившихся в списках и частично сохранившихся в бумагах друзей, потомство имело бы весьма ограниченное представление о нем, как поэте-революционере. В лучшем случае он остался бы в памяти, как автор исторических "Дум" - книге, вышедшей еще при его жизни, в роковом 1825 году. Однако и по тому немногому, что попало в печать, можно судить о ярко выраженной гражданственности и патриотизме его музы. Но деятелям декабристского движения и лицам, близким к нему, поэзия Рылеева была известна в гораздо большем объеме. В этой среде его стихи переписывались и распространялись в прямых агитационных целях. Рылеев откликался на важнейшие события текущей политической жизни. Он написал большое стихотворение "На смерть Байрона", видя в знаменитом английском поэте прежде всего защитника свободы угнетенных народов. В "Послании к Н. И. Гнедичу" он приветствовал старшего друга не только как "питомца важных муз" прославленного переводчика гомеровской эпопеи, но и как защитника высокой, идейно насыщенной поэзии.

Рылеев и сам тяготел к формам классической оды, к торжественному ораторскому стилю, завещанному еще XVIII веком. Он продолжал традицию Радищева, вкладывавшего в свой дидактический пафос прямое революционное содержание. В своей оде, которая так и называется "Гражданское мужество", Рылеев громким именам знаменитых царедворцев противопоставляет менее заметных, но мужественных защитников общегражданских прав и общенародной свободы.

Презрев врагов, презрев обиды, От бед спасали край родной, Сияя славой, Аристиды; В изгнании, в чужих краях Не погасали в их сердцах Любовь к общественному благу, Любовь к согражданам своим...

Подвиг воина гигантский И стыд сраженных им врагов В суде ума, в суде веков - Ничто пред доблестью гражданской.

Ему хотелось видеть в стихах современников более глубокое содержание, более живой отклик на общественную жизнь. Увлечение камерными формами искусства, мелкотемье и легковесность современной лирики казались ему, последователю высокой поэзии, признаком несомненного упадка. Об этом красноречиво говорит его письмо к Пушкину от 12 февраля 1825 года, в котором Рылеев, подвергая критике влияние Жуковского на последующее развитие элегических настроений, говорит:

"...Неоспоримо, что Жуковский принес важные пользы языку нашему. Он имел решительное влияние на стихотворный слог наш, и мы за это навсегда должны остаться ему благодарными, но отнюдь не за влияние его на дух нашей словесности, как пишешь ты. К несчастью, это влияние было слишком пагубно: мистицизм, которым проникнута большая часть его стихотворений, мечтательность, неопределенность и какая-то туманность, которые в нем иногда даже прелестны, растлили многих и много зла наделали".

В отношении оценки значения Жуковского для русской поэзии Пушкин не согласился с Рылеевым. Считая, что тематические ограничения не могут принести большой пользы развитию литературы, он готов был спорить с Рылеевым как с поэтом, но в то же время прекрасно понимал и уважал идейно-политическую ценность избранного им пути. Рылеев же воспринял пушкинскую критику с некоторой обидой и остался на своих прежних позициях.

Вот что писал он своему другу А. Бестужеву, узнав о критическом отношении Пушкина к сборнику "Думы":

Хоть Пушкин суд мне строгий произнес И слабый дар, как недруг тайный, взвесил, Но от того, Бестужев, еще нос Я недругам в угоду не повесил. Моя душа до гроба сохранит Высоких дум кипящую отвагу; Мой друг! Недаром в юноше горит Любовь к общественному благу!

"Общественное благо" - вот главная тема зрелой поры в творчестве Рылеева. Здесь обрел он собственный голос, резко выделяющий его среди поэтов декабристского круга. Понятие "гражданственность", введенное им в поэзию, поистине знаменательно для дальнейшего ее развития. Он и сам хорошо это сознавал. В посвящении поэмы "Войнаровский" Александру Бестужеву есть такие слова:

Прими ж плоды трудов моих... .............................. Ты не увидишь в них искусства: Зато найдешь живые чувства, - Я не поэт, а гражданин.

Словно принимая эстафету от Рылеева, много лет спустя Некрасов повторил его завет - "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". А в более близкие к нам дни эту же тему положил в основу своего творчества Владимир Маяковский, не забывая при этом, как и Некрасов, высоких задач искусства.

В стеснительных условиях цензуры Рылеев, естественно, не мог говорить в полный голос. Ему поневоле приходилось оставаться в рамках свободолюбивого просветительства и общественной гражданской морали. Но и здесь с достаточной отчетливостью проступает социальный протест, В первоначальных вариантах думы "Державин" есть примечательные слова:

Горжусь к тирану я враждой, Ярмо граждан меня тревожит, Свободный славянин душой Покорно рабствовать не может, Греметь грозою против зла Он чтит святым себе законом С спокойной важностью чела На эшафоте и пред троном.

Разрабатывая темы политической лирики, Рылеев сосредоточил свое внимание на героической истории русского народа. Воспитание патриотического чувства было одной из очередных задач декабристской пропаганды. Но как это отличалось от официальной правительственной идеологии! В привычном противопоставлении "царь - народ" Рылеев, конечно, занимал самую крайнюю демократическую позицию, но понятия "справедливость" и "свобода" преподносились им в такой отвлеченной форме, что не возбуждали особых подозрений даже у цензуры. Это было чисто внешним, защитным прикрытием более глубоких и по сути революционно-демократических воззрений автора. Соответственно настроенный читатель прекрасно во всем разбирался. Ему было не привыкать к языку намеков и многозначительных недосказанностей.

Преследуя эту цель, Рылеев создал обширную галерею исторических портретов горячих и самоотверженных патриотов, ради любви к родине, к родному народу способных идти на подвиг, жертвуя собственной жизнью. Он объединил эти стихи в цикл, связанный общей идеей, следуя примеру польского лингвиста и историка Юлиана Урсина Немцевича, издавшего сборник патриотических народных песен. Название "Думы", очевидно, пришло от поэтических преданий свободолюбивой Украины, распевавшихся кобзарями. До известной степени само название должно было подсказать вдумчивому читателю мысль о демократической направленности этого произведения. Всего Рылеевым была написана тридцать одна дума (двадцать одна вошла в основной сборник, выпущенный в свет еще при жизни автора). Простое перечисление названий свидетельствует о широком тематическом охвате. Здесь проходят имена древней русской истории: Олег Вещий, Ольга, Святослав, Святополк, Мстислав Удалой, Михаил Тверской, Дмитрий Донской, Курбский, Ермак, Борис Годунов и так далее - вплоть до эпохи Петра и середины XVIII века. А впоследствии были добавлены: князь Владимир Киевский, Марфа Посадница, Яков Долгорукий, Меншиков, Волынский и др. Все эти стихотворные рассказы о деятелях отечественной истории проникнуты единой мыслью: жертвенная любовь к родине, борьба против иноземных насильников, воинское и гражданское мужество.

Преследуя свой благородный и патриотический замысел, Рылеев не всегда придерживался исторической точности, за что и подвергался упрекам критики. Он идеализировал своих героев, придавая им не соответствовавшие действительности черты. Если образы древнерусских князей, мужественно защищавших родную землю, были нарисованы исторически верно, то государственные деятели XVII - XVIII веков часто не по праву приобретали желательный поэту облик правдолюбцев и защитников народных прав. Показательно в этом отношении изображение Рылеевым "кабинет-министра" императрицы Анны Иоанновны, Артемия Волынского. Волынский под пером поэта превратился в самоотверженного борца за народную свободу и чуть ли не вождя грядущего восстания.

Вот как поэт передал его раздумья в заточении, накануне казни:

Тот, кто с гордыми в борьбе Наград не ждет и их не просит, И, забывая о себе, Все в жертву родине приносит, Против тиранов лютых тверд, Он будет и в цепях свободен, В час казни правотою горд И вечно в чувствах благороден. ............................. И хоть падет - но будет жив В сердцах и памяти народной И он и пламенный порыв Души прекрасной и свободной. Славна кончина за народ! Певцы, герою в воздаянье, Из века в век, из рода в род Передадут его деянье. Вражда к неправде закипит Неукротимая в потомках - И Русь священная узрит Неправосудие в обломках...

В этих словах анненского вельможи слышен голос самого Рылеева, поэта-революционера, вложившего свои убеждения в уста избранного им и идеализированного героя. То же происходит и с многими другими историческими лицами этого цикла. Их мысли и чувства, вопреки исторической правде, нередко отражают политические убеждения самого поэта. Все это было необходимо Рылееву для пропаганды декабристских идей. По цензурным соображениям Рылееву приходилось избегать прямого осуждения самодержавия. Он предпочитал везде, где это возможно, пользоваться широким понятием "гражданственности", включающим в себя свободолюбивое понимание общественного долга.

Прогрессивное значение рылеевских "Дум" было ясно каждому, но художественное их качество, по мнению современников, оставляло желать лучшего. Пушкин дружески упрекал Рылеева не только в отсутствии подлинной историчности. Он переменил свое мнение с появлением поэмы "Вой-наровский". Это произведение, написанное также на историческом материале, значительно отличалось от предшествующих ему "Дум".

Пушкин, прочитав отрывки из поэмы в "Полярной звезде", писал в 1824 году А. Бестужеву: "Рылеева "Войнаровский" несравненно лучше всех его дум, слог его возмужал и становится истинно повествовательным, чего у нас почти еще нет". А позднее заметил в письме к брату Льву: "Войнаровский" полон жизни". Еще более определенно сказал он в 1825 году (в письме к А. Бестужеву): "Очень знаю, что я его учитель в стихотворном языке, но он идет своею дорогою. Он в душе поэт".

Так же сочувственно была встречена поэма, вышедшая в свет в 1825 году, и прогрессивной общественностью. Ее списки ходили по рукам еще задолго до опубликования.

Сюжет поэмы подсказан автору историческими событиями в эпоху борьбы Петра Первого со Швецией. Речь идет о судьбе одного из видных деятелей того времени, племянника Мазепы и его сторонника, Андрея Войнаровского. После долгих скитаний с бежавшим из пределов России Карлом XII он был выдан русскому правительству и сослан в Сибирь, в Якутск. Здесь его, уже глубокого старца, посетил известный историк Г. Миллер, которому ссыльный рассказал всю свою полную приключений жизнь.

Внимание Рылеева привлек, очевидно, сильный и независимый характер героя. Сам Петр видел в нем значительного и опасного противника своей государственности. Войнаровский встал на сторону Мазепы и разделил его бесславную судьбу, побуждаемый к этому неясными мечтаниями о "свободе" Украины. Он не понимал в то время, что вторжение шведских войск, поддержанное Мазепой, несет еще большее угнетение его родине, как всякое иноземное нашествие. Много позднее, уже на турецкой чужбине, Войнаровский усомнился в истинных намерениях мятежного гетмана, который хитрой расчетливостью, играя на патриотических чувствах, умел привлекать на свою сторону нужных ему людей.

Мы в нем главу народа чтили, Мы обожали в нем отца, Мы в нем отечество любили. Не знаю я, хотел ли он Спасти от бед народ Украины, Иль в ней себе воздвигнуть трон... ...не знаю, Что в глубине души своей Готовил он родному краю...

И тотчас же после этих размышлений своего героя Рылеев включает в уста Войнаровского вывод, в котором слышится его собственный голос:

Но знаю то, что, затая Любовь, родство и глас природы, Его сразил бы первый я, Когда б он стал врагом свободы.

Образ Войнаровского в изображении поэта сложен и противоречив. С несомненной воинской доблестью, проявленной в защите Украины от поляков и татар, соединяется в нем полное непонимание государственной политики Петра, что и приводит героя поэмы в лагерь измены, во имя ложно им понимаемой "свободы". Лишь на склоне жизни, в суровом сибирском изгнании, отдает он себе отчет в своих прежних заблуждениях и горько раскаивается в них, тоскуя о покинутой и преданной Родине.

Идеей патриотизма и свободолюбия проникнута следующая поэма Рылеева - "Наливайко", дошедшая до нас в тринадцати небольших отрывках, из которых некоторые были напечатаны еще при жизни поэта в альманахе "Полярная звезда".

Северин Наливайко - украинский гетман XVI века, поднявший народное восстание против польской шляхты, владевшей тогда Украиной, и казненный в Варшаве в 1597 году. В нем Рылев увидел героя борьбы за национальную независимость, мужественного, стойкого до конца защитника своих свободолюбивых убеждений. С болью в душе видит гетман горе угнетенного, порабощенного врагами родного края. Сердце его пылает ненавистью к иноземным захватчикам, жаждой справедливой мести, но вместе с тем и презрением к соотечественникам, смирившимся с чужеземным игом:

Вековые оскорбленья Тиранам родины прощать И стыд обиды оставлять Без справедливого отмщенья - Не в силах я: один лишь раб Так может быть и подл и слаб. Могу ли равнодушно видеть Порабощенных земляков? Нет, нет! Мой жребий ненавидеть Равно тиранов и рабов.

Но еще большую известность получила "Исповедь Наливайки", опубликованная в "Полярной звезде". Царская цензура опрометчиво пропустила ее, введенная в заблуждение общим патриотическим характером сюжета. Цензору пришлось потом писать, по требованию своего начальства, малоубедительные объяснения. В отрывке из "Исповеди" отчетливо сказалась та "жертвенность", какая вообще была свойственна натуре Рылеева. В этих сжатых и энергичных стихах он словно предчувствует свою собственную судьбу:

Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает На утеснителей народа, - Судьба меня уже обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода? Погибну я за край родной, - Я это чувствую, я знаю... И радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю!

Героической теме в родной истории Рылеев оставался верен до конца. В его литературном архиве сохранились планы и наброски будущих произведений, и все они имеют отношение к прошлому русского или украинского народа: "Гайдамаки", "Палей", "Партизаны", стихи о вольном Новгороде, переложение "Слова о полку Игореве".

Особое место занимают агитационные песни, писавшиеся в тесном сотрудничестве с А. Бестужевым. Простые по языку, конкретные по содержанию, эти песни несомненно сыграли немаловажную роль среди полков, подготовляемых к восстанию.

Вот одна из них:

Как идет кузнец из кузнецы, слава! Что несет кузнец? Да три ножика: Вот уж первой-то нож на злодеев вельмож, А другой-то нож - на судей на плутов, А молитву сотворя, - третий нож на царя! Кому вынется, тому сбудется, Кому сбудется, не минуется. Слава!

Наследие Рылеева невелико. Кроме "Войнаровского", он напечатал при жизни всего сорок пять стихотворений (включая сюда и 21 "думу"). После разгрома декабрьского восстания его имя и совсем исчезает со страниц альманахов и журналов. И только с 1856 года, когда была объявлена амнистия сосланным в Сибирь декабристам, стихи Рылеева понемногу начинают появляться в печати, да и то в связи с теми или иными мемуарными материалами. Правда, раньше, за границей, Герцен и Огарев начали печатать отдельные стихотворения Рылеева. Там же за рубежом было осуществлено Гербелем "Полное собрание сочинений К. Ф. Рылеева" (Лейпциг, 1861). Но отечественный читатель получил возможность ознакомиться в более или менее полном объеме с произведениями поэта-революционера только в 1872 году по собранию сочинений и переписки, осуществленным известным литературоведом того времени П. А. Ефремовым. И тогда впервые облик поэта, его внутренний мир, его неуклонная революционная настроенность предстали с убедительной очевидностью.

Весь творческий путь К. Рылеева отмечен удивительной последовательностью. В сравнительно молодом возрасте он отдал дань модным тогда жанрам камерной поэзии (элегии, послания к друзьям, альбомные экспромты), но не слишком увлекался ими, имея пред собой более достойную, общественно значимую цель. Литература для Рылеева - это прежде всего служение обществу. Со времени вступления поэта в тайное "Северное общество" в 1823 году, все его творчество подчинено пропаганде революционных идей.

Пристрастием к гражданской теме он противопоставлял свое творчество, свою личность поэтам-эпикурейцам или мечтательным элегикам. Этим обретал он собственную творческую оригинальность и намечал единственно правильный путь, соответствующий его политическим и художественным убеждениям.

В истории нашей поэзии К. Рылеев создал облик поэта, имеющий огромное принципиальное значение для дальнейшего ее развития. Вслед за революционной одой Радищева и вольнолюбивой лирикой Пушкина Рылеев утвердил тему истинной гражданственности и социального протеста, подхваченную и продолженную в дальнейшем творчеством Лермонтова, Полежаева, Огарева и Некрасова.

https://chany-kupeli.ru норвежское джакузи деревянный чан с подогревом.

Истинное искусство всегда гуманно, всегда отстаивает интересы человека, его свободу, его счастье. Вот почему Пушкин не принимал искусства “пользы”, утилитарной поэзии. Он настойчиво повторял свою любимую мысль: “Поэзия… но своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя”. Заметим – “по своему высшему, свободному свойству”

Только потому, что Пушкин художественно раскрыл высокий смысл истинной поэзии, показал, что может дать народу “священный дар” поэта, его поэзия, не старея,

Всегда сохраняя юношескую силу и энергию, оказывалась нужной каждому новому поколению русских людей, на различных этапах истории России. От имени своего поколения Герцен свидетельствовал, что поэзия Пушкина в тяжелую эпоху николаевской реакции вселяла в души людей веру и надежду, помогая современникам определить свое место в жизни. “Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свои голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением”.

К этим “истинным поэтам” принадлежали

Моцарт и Пушкин. Проблемы, решавшиеся Пушкиным при создании образа Моцарта, были важнейшими в его творчестве 1830-х годов. Борьба Пушкина за право поэзии своими, только ей присущими средствами служить человеку, народу, человечеству понималась и одобрялась передовыми людьми России.

В речи, посвященной открытию памятника Пушкину, Тургенев утверждал, что каждый, кому открывалась поэзия Пушкина, становился “более русским и более образованным, более свободным человеком. Пусть это последнее слово не удивит вас, мм. гг. В поэзии – освободительная, ибо возвышающая, нравственная сила”

Пушкин понимал, почему могла появиться формула Рылеева – “Я не Поэт, а Гражданин”, но принять ее не мог. В конечном счете за ней стояла мысль, что настоящего поэта отличает именно гражданское служение, которое он может осуществлять и средствами неполноценного искусства. Подобное противопоставление, по мысли Пушкина, незаконно: он и ценил “Войнаровского” именно за то, что благодаря настоящему искусству поэт смог справиться с задачей и раскрыть “живые чувства”.

Гоголь, писал о Пушкине: “Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин дан был миру па то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт, и ничего больше, – что такое поэт, взятый не под влиянием какого-нибудь времени или обстоятельств и не под условьем также собственного, личного характера, как человека, но в независимости ото всего; чтобы, если захочет потом какой-нибудь высший анатомик душевный разъять и объяснить себе, что такое в существе своем поэт, это чуткое создание, на все откликающееся в мире и себе одному не имеющее отклика, то чтобы он удовлетворен был, увидев это в Пушкине. Одному Пушкину определено было показать в себе это независимое существо, это звонкое эхо, откликающееся на всякий отдельный звук, порождаемый в воздухе”. “Пушкин слышал значенье свое лучше тех, которые задавали ему запросы, и с любовью исполнял его” .

В посвящении А. А. Бестужеву поэмы “Войнаровский” Рылеев писал о своих стихах: Как Аполлонов строгий сын, Ты не увидишь в них искусства: Зато найдешь живые чувства, – Я не Поэт, а Гражданин.

Отстаивать верность своему священному дару и значило исполнять гражданский долг. Независимость нужна была Пушкину, чтобы служить делу свободы средствами, подвластными только высокой поэзии. Почти одновременно с написанием драматических сцен Пушкин готовил предисловие к последним главам “Евгения Онегина “, в котором писал: “Если век может идти себе вперед, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, – то поэзия остается на одном месте, не стареет, не изменяется. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарелись и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежими и вечно юны”.

Сочинения по темам:

  1. Это – единственный в своем роде манифест русской поэзии 1860-х годов, вобравший в себя и гражданственность лирики декабристов, и мятежную...
  2. Некрасов-поэт, Некрасов-гражданин Николай Некрасов. Великий русский поэт, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, друг и единомышленник Чернышевского и Добролюбова, поэт-трибун, поэт-гражданин,...

Я не поэт, а гражданин.

Декабрист К. Ф. Рылеев в посвящении своей поэмы декабристу А. А. Бестужеву.

Я обвиняю!

Знаменитое J’accuse! Эмиля Золя: открытое письмо к президенту республики в газете Клемансо Homme Libre 13 января 1898 г., в котором он обвинял французский генеральный штаб и военное министерство в сознательном направлении дела Дрейфуса по ложному следу и разоблачал подлоги и обманы. См. Дрейфусиада.

Я отдал бы тебе половину моего царства, чтобы только научиться управлять другою.

Такие слова произнес будто бы Петр I перед гробницею кардинала Ришелье.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.

Пушкин (1836).

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид.

«Памятник» Г. Р. Державина (1796). И пушкинский, и державинский, и многие другие «памятники» (в том числе Брюсова) - переводы или перепевы «Памятника» Горация.

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты.

Пушкин, «Элегия» (1821).

Я погибал, -
Мой злобный гений
Торжествовал.

А. И. Полежаев, «Провидение». Злобный гений поэта - Николай I, сославший его рядовым на Кавказ за шуточную поэму «Сашка».

Я пользуюсь животными для поучения людей.

Французский баснописец Лафонтен, в посвящении басен дофину.

Я поставил свое дело ни на чем.

Начало стихотворения Гете «Суета сует».

Я по ушам узнал его как раз.

Пушкин, «Ex ungue leonem» - «По когтю льва» (1825). «Узнать (или: «дорисовать») по когтю льва» встречается у греческого поэта Софрона Сиракузского, в V веке до нашей эры, но приписывается Фидию (500 г. до нашей эры) и еще более древнему источнику - Алкею (610 г. до нашей эры). См. Ex ungue leonem.

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

Н. А. Некрасов, «Неизвестному другу» (1866).

Я пришел к тебе с приветом -
Рассказать, что солнце встало…

Это стихотворение, некогда непременный завсегдатай всех хрестоматий, ныне цитируется нередко - но иронически. Принадлежит А. Фету (1820-1892).

Я прогрессист, но без нахальства:
Мне страшен каждый генерал…
Но, с дозволения начальства, -
Я либерал, я либерал!

Герой эпохи 1905 г. Анонимный (подписанный «А») «Гимн в честь воскресающего, с дозволения начальства, либерализма российского».

Я проснулся в одно утро и увидел себя знаменитым.

Слова Байрона о неожиданном для него самого успехе двух первых песен «Чайльд Гарольда», заимствованные из его дневника.

Ярмарка жизни.

См. Базар житейской суеты.

Ярмарка невест.

В пушкинские времена - Москва. См. «Евгений Онегин», глава 7-я, строфа 26-я.

Ярмарка тщеславия.

См. Базар житейской суеты.

Я сам свой предок.

Приписываемый А. Жюно, герцогу Абрантесу, наполеоновскому генералу (1771-1813) ответ, когда его спросили о предках. Аналогичный ответ был дан по такому же поводу герцогу Монморанси маршалом Сультом, также сподвижником Наполеона. См. Это мы - предки.

Я слышу звуки одобренья
Не в сладком рокоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

«Крылато» со времени цитирования Лениным («Мы слышим» и т. д.) в статье «Удержат ли большевики государственную власть» (1917).

Я слышу молчание!

Так уверял московский полицеймейстер во времена Герцена и Огарева, в начале 40-х годов прошлого века (А. И. Герцен, «Былое и думы», глава 38-я).

Я сын скептического века,
Я твердо верю в человека,
Я не боюся за него.

«Беседа в Трианоне» К. К. Павловой-Яниш (1810-1893).

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь, я раб, я червь, я бог!

Ода «Бог» Г. Р. Державина.

Я устал царить над рабами.

Фраза Фридриха II (в одном из его кабинетских приказов 1785 г.).

Я царь, я раб.

См. Я телом в прахе истлеваю.

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

Афоризм принадлежит Теренцию (185-155 г. до нашей эры), римскому писателю комедий, из его «Самоистязателя», действие 1-е, сцена 1-я. Эти слова, впрочем, приписываются также Диоклециану, римскому императору (239-313).

Я человек, который смеется; он человек, который убивает.

В. Гюго, «Король веселится», действие 2-е, сцена 1-я.

Ящик Пандоры.

По греческой мифологии (сообщенной в «Делах и днях» Гезиода, поэта VIII века до нашей эры), Пандора, получив от Зевса ящик (ларец, или, точнее по подлиннику, кадку), которого не следовало открывать, подняла крышку, и оттуда вылетели все беды человечества: болезни, смерть, голод и пр. Это была месть Зевса за похищение Прометеем небесного огня, построенная на расчете на женское любопытство.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Лаврово

Новгородской области Демянского района

РЕФЕРАТ

Тема работы:

«Я не поэт, а гражданин»

Выполнил Бойцов Виктор,

обучающийся 9 класса

Руководитель Нечаева Вера Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

    Вступление……………………………………………3

    Из истории декабристского движения………………3

    Поэт-декабрист Кондратий Федорович Рылеев….....5

    Творчество К.Ф.Рылеева…………………………......6

    1. Думы………………………………………………...6

      Агитационно-сатирические песни………………..8

      Лирика………………………………………………9

      Поэмы……………………………………………....10

    Заключение…………………………………………. ..12

    Источники информации……………………………..13

1. Вступление.

В связи с приближением памятной даты – 190-летия событий на Сенатской площади и восстания Черниговского полка – 25 декабря, я заинтересовался этой темой и решил, что это событие в истории моей страны будет для меня интересно, потому что я с большим интересом изучаю историю, участвую в школьных и районных мероприятиях. Мне, как и многим другим, не безразлична судьба Первенцев Свободы, связавших свои жизни с утверждением в обществе идеалов Мужества, Гуманизма, Социальной Справедливости.

Я выбрал номинацию «Культурное наследие декабристов» потому, что из всей декабристской поэзии поэзия К.Ф.Рылеева была и остается наиболее эмоционально зажигательной, самобытной. Свободу славили и воспевали поэты-декабристы В.Кюхельбекер, А.Одоевский, В.Раевский, А.Бестужев, Ф.Глинка. Многое из того, что было написано декабристами, не увидело света в свое время или вовсе пропало. Сочинения декабристов, как и документы, касающиеся деятельности тайных обществ, уничтожались и самими авторами, и их близкими, и властями. А то, что уцелело, долгие десятилетия оставалось в царской России под цензурным запретом. Напечатанные за рубежом в основанной Герценом Вольной русской типографии и других местах сочинения декабристов не могли иметь в России легального распространения. Даже после революции 1905г. читатели не получили полного собрания сочинений поэтов-декабристов. И только после Октябрьской революции 1917г. появилась возможность сделать общим достоянием многие не известные ранее произведения декабристов.

В школьной программе и сейчас есть темы по изучению творчества поэтов и писателей того времени. Я с большим интересом познакомился с творчеством одного из этих замечательных людей.

2. Из истории декабристского движения.

Декабристы – участники тайных обществ 1816-1825 годов, организовавшие вооруженные выступления против государственного строя Российской империи Петербурге 14 декабря 1825 года и на Украине 29 декабря 1825 года.

В 1814 году возникли первые тайные общества, копирующие масонские ложи: «Орден русских рыцарей», «Священная артель», «Семеновская артель», а также кружок В.Ф.Раевского.

9 февраля 1816 года группа членов «Священной» и «Семеновской» артелей во главе с:

    Александром Муравьевым;

    Никитой Муравьевым;

    Матвеем Муравьевым-Апостолом;

    Сергеем Муравьевым-Апостолом;

    Сергеем Трубецким;

    Иваном Якушкины;.

    Павлом Пестелем;

    Иваном Пущиным;

    Михаилом Луниным

учредили «Союз спасения» - общество истинных и верных сынов Отечества. В его состав вошли около 30 человек.

В начале 1818 года вместо «Союза спасения» возник «Союз благоденствия», объединивший на первом этапе около 200 человек.

В феврале 1821 года на основе «Союза благоденствия» возникло Южное общество на Украине с центром в Тульчине, руководимое Директорией из трех человек. Фактическим вождем стал Павел Пестель, автор программы Южного общества «Русская правда».

Осенью 1822 года в Петербурге оформилось Северное общество, которое возглавила Дума из трех человек. Председателем ее стал Никита Муравьев, автор программы Северного общества «Конституция».

В 1826 году предполагалось объединить Северное и Южное общества и летом этого же года совершить военный переворот. Но жизнь внесла свои коррективы. 19 ноября 1825 года скончался император Александр I . На 25 дней возникла ситуация междуцарствия. Сначала все присягнули Константину Павловичу – брату Александра I , но по завещанию наследником был объявлен другой его брат – Николай Павлович. Новую присягу планировали провести 14 декабря 1825 года.

Декабристы были не готовы к выступлению, ситуация взбудоражила народ и армию. Заговорщики решились на военный переворот. Они собирались заставить сенаторов подписать «Манифест русскому народу», который провозглашал свержение самодержавия, отмену крепостного права, формирование Учредительного собрания для создания конституции. Доставить Манифест в Сенат собирались Кондратий Рылеев и Иван Пущин.

14 декабря около 11 часов на Сенатскую площадь вышли три полка: лейб-гвардии Московский, лейб-гвардии Гренадерский и Гвардейский морской экипаж. Составленный накануне план на квартире у Рылеева рухнул. Сорвать присягу не удалось.3000 восставших солдат и 30 офицеров-декабристов построились в каре у памятника Петру Великому. Их пытался уговорить присягнуть Николаю генерал-губернатор М.Милорадович, но П.Каховский выстрелом из пистолета убил его. Около 6 часов вечера по восставшим по приказу Николая стали стрелять из пушек. Одни скрылись в ближайших улицах, других арестовали. Вскоре произошло восстание декабристов на Юге. К его началу Павел Пестель и вся Тульчинская управа были арестованы, поэтому Сергею Муравьеву-Апостолу 29 декабря удалось поднять только Черниговский пехотный полк. 3 января он был разгромлен, тяжелораненый Муравьев-Апостол и другие руководители восстания арестованы.

Верховный уголовный суд рассмотрел дела 121 декабриста. Пятеро из них были приговорены к смертной казни: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Петр Каховский. Их повесили 13 июля 1826 года в Петропавловской крепости. Более 120 человек сослали в Сибирь. Другие офицеры были разжалованы в рядовые и отправлены в боевые части на Кавказ.

Лишь в 1856 году Александр II вернул из ссылки 40 декабристов.

Такова краткая история декабристского движения. Декабристы были деятелями первого, дворянского, этапа революционного движения в России. Восстание декабристов имело большое значение и для революционной агитации. Профили пяти казненных декабристов, изображенных на обложке революционного журнала «Полярная звезда», издававшегося Герценом за границей, стали символом восстания декабристов. Разгром его был важнейшим уроком для последующих поколений революционеров. Декабристы завещали им свой революционный опыт, и опыт этот показал, что восстание, не опирающееся на активную поддержку народных масс, обречено на поражение.

Но за всей этой эпопеей стоят судьбы многих людей, чьи имена остались в истории России навсегда: А. Пушкин, А. Грибоедов, Ю. Лермонтов, Н. Некрасов, Ф. Глинка, Л. Толстой и другие.

3. Поэт-декабрист – Кондратий Федорович Рылеев.

Среди декабристов было немало непосредственных деятелей культуры – писателей, поэтов и ученых, которые внесли свой вклад в культурное развитие России.

Общеизвестно имя замечательного русского революционера – поэта-декабриста Кондратия Федоровича Рылеева, одного из активнейших участников восстания 14 декабря. Творчество Рылеева – это образец вдохновенной гражданской поэзии.

Рылеев «воспламенял всех… своею настойчивостью…» - утверждали участники восстания. Хотя Рылеев и отдавал себе ясный отчет в том, что шансы на успех вооруженного выступления против царизма ничтожны, он не отступал от мысли о его необходимости. «Предвижу, что не будет успеха, но потрясение необходимо…, мы своей неудачей научим других», - говорил поэт. Ненависть к деспотизму и готовность к самопожертвованию еще в отрочестве пробудились в Рылееве.

Кондратий Федорович родился 18 сентября 1795 года в сельце Батове, неподалеку от Петербурга. Отец его отставной полковник, избрал для сына военную карьеру. Пятилетним мальчиком будущий поэт уже покинул родительский дом: был помещен в Петербургский кадетский корпус.

Тяжело переживавший всякое проявление насилия, жестокости, маленький Рылеев в пору своей кадетской жизни ложился, случалось, вместо провинившихся соучеников под розги, предпочитая быть безвинно наказанным, чем свидетелем страданий и унижения товарищей.

В 1814 году он окончил кадетский корпус с чином прапорщика и был направлен в 1-ю артиллерийскую бригаду и принял участие в заграничном походе по ряду стран Западной Европы.. там он получил возможность близко познакомиться с более передовым по сравнению с Россией общественным укладом, что, по его словам, способствовало укреплению в нем свободолюбия.

В конце 1818 года Кондратий Федорович выходит в отставку в чине подпоручика, женится и с молодой женой в январе 1819 года переезжает сначала в Батово к матери, а затем в Петербург, где с января 1821 года занимает выборную должность заседателя палаты уголовного суда.

4. Творчество К.Ф.Рылеева

Свои силы в литературе Рылеев начал еще в кадетском корпусе, а с 1820 года выступает в печати. Но его первые произведения не обратили на себя внимания общественности. Широкая известность пришла к нему после опубликования в октябрьском номере популярного журнала «Невский зритель» сатиры «К временщику», в котором разоблачал бесстрашно и резко Аракчеева:

«Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!»

4.1. Думы

В начале 1825 года свои исторические баллады, объединенные одной темой, были изданы Рылеевым в одной книге под названием «Думы». Герои рылеевских дум – это мужественные борцы за независимость и могущество родины, страстные обличители несправедливости. Среди этих героических образов, противостоящих образам тиранов – Святополка, Дмитрия Самозванца и других, - и древнерусские князья-военачальники Олег и Святослав, Мстислав Удалой, и легендарный новгородский республиканец Вадим, и отважный полководец Дмитрий Донской, и такие исторические лица, как Рогнеда, Волынский. В свою галерею исторических деятелей-патриотов Рылеев ввел и легендарного Бояна, и крпнейшего поэта Х VIII века Державина, в котором видел стойкого «защитника общественного блага», «стихом правдивым» зажигавшего «доблесть в молодых сердцах». Думы Рылеева явились поэтическим откликом писателя на запросы его сегодняшнего дня. Еще со времени Отечественной войны 1812 года в русском обществе резко возрос интерес к героическому прошлому родины, к ее историческим деятелям, начиная с древней поры, и темы отечественной истории властно влекли к себе как читателей, так и писателей. Как и судьбы родного народа, глубоко волновала Кондратия Федоровича судьба угнетавшегося царизмом украинского народа, особый интерес к истории которого, зародился в нем еще в пору жизни в Острожском уезде. В 1822 году Рылеев публикует думу «Богдан Хмельницкий» о славном украинском гетмане, при котором в 1654 году осуществилось воссоединение Украины с Россией.

Олег Вещий

«…Народ, узрев с крутого брега

Возврат своих полков,

Прославил подвиги Олега

И восхвалил богов.

Весь Киев в пышном пированье

Восторг свой изъявлял

И князю Вещего прозванье

Единогласно дал».

1821 или 1822

Ольга при могиле Игоря

«Осенний ветер бушевал,

Крутя дерев листами,

И сосны древние качал

Над мрачными холмами.

С поляны встал седой туман

И все сокрыл от взгляда;

Лишь Игорев синел курган,

Как грозная громада…»

1821 или 1822

Святослав

«…Вдруг крови хлынула река!..

Отважный Вейсман пал, но с честью;

И рой наездников полка

На мусульман ударил местью.

Враги смешались, дали тыл –

И поле трупами покрыли,

И русский знамя водрузил,

Где греков праотцы громили».

1822

Боян

«На брег Днепра, разбив болгар,

Владимир-Солнце возвратился

И в светлой гриднице, в кругу князей, бояр,

На шумном пиршестве с друзьями веселился…»

1821

Богдан Хмельницкий

«Средь мрачной и сырой темницы, куда украдкой проникал,

Скользя по сводам, луч денницы

И ужас места озарял, -

В цепях, и грозный и угрюмый,

Лежал Хмельницкий на земле;

В нем мрачные кипели думы

И выражались на челе…»

1821

Иван Сусанин

«Куда ты ведешь нас?..не видно ни зги! –

Сусанину с сердцем вскричали враги. –

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти!»

1822

4.2 Агитационно-сатирические песни

Разделяя полностью убеждение Пушкина, что «никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли, Рылеев с 1823 года в содружестве с А. Бестужевым начинает писать агитационно-сатирические песни для распространения их в воинских частях, среди трудящегося люда. Если стихам, которые Рылеев обращал к образованной части общества, были присущи некоторая торжественность стиля, а порой и известный архаизм языка («К временщику»), то его агитационные песни были образцом простоты и народности и по словарю, и по ритмике. Устное творчество, народные солдатские песни – та основа, на которую они опирались. Резко протестуя против крепостного права, произвола чиновников, непосильных налогов, авторы песни откровенно намекают на необходимость революционной борьбы за права народа:

«А что силой отнято,

Силой выручим мы то».

«Царь наш – немец русский –

Носит мундир узкий.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

Царствует он где же?

Всякий день в манеже.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

Прижимает локти,

Прибирает в когти.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!..»

1823

«Ты скажи, говори, Как курносый злодей

Как в России цари Воцарился по ней -

Правят. Горе!

Ты скажи поскорей, Но господь, русский бог,

Как в России царей Бедным людям помог

Давят. Вскоре».

Как капралы Петра

Провожали с двора

Тихо.

А жена пред дворцом

Разъезжала верхом

Лихо. Между 1822 и 1825

4.3. Лирика

Работая над своими думами, поэмами, песнями, Рылеев никогда не изменял полностью ни лирике, ни гражданского характера стихотворениям, которыми начал свой путь поэта. В годы, предшествующие восстанию, он пишет «На смерть Байрона, в котором славит поэта как борца с тиранией, пожертвовавшего жизнью за свободу угнетенного народа – греков; стихотворение, адресованное В.Н.Столыпиной, одушевленное идеей раскрепощения отчизны; «На смерть Чернова», прославляющего героя, боровшегося с пороком, носителем которого является человек из высшего общества.

«На смерть Байрона»

«О чем средь ужасов войны

Тоска и траур погребальный?

Куда бегут на звон печальный

Священной Греции сыны?

Давно от слез и крови взмокла

Эллада средь святой борьбы;

Какою ж вновь бедой судьбы

Грозят отчизне Фемистокла?..

Когда он кончил юный век

В стране, от родины далекой,

Убитый грустию жестокой,

О нем сказал Европе грек:

«Друзья свободы и Эллады,

Везде в слезах в укор судьбы;

Одни тираны и рабы

Его внезапной смерти рады».

Вере Николаевне Столыпиной

«Не отравляй души тоскою,

Не убивай себя: ты мать;

Священный долг перед тобою

Прекрасных чад образовать.

Пусть их сограждане увидят

Готовых пасть за край родной,

Пускай они возненавидят

Неправду пламенной душой;

Пусть в сонме юных исполинов

На ужас гордых их узрим

И смело скажем: знайте, им

Отец Столыпин, дед Мордвинов».

1825

Ты посетить, мой друг, желала

Уединенный угол мой,

Когда душа изнемогала

В борьбе с болезнью роковой,

Твой милый взор, твой взор волшебный

Хотел страдальца оживить,

Хотела ты покой целебный

В взволнованную душу влить.

Твое отрадное участье,

Твое вниманье, милый друг,

Мне снова возвращают счастье

И исцеляют мой недуг…»

1824 или 1825

3. Поэмы

«Войнаровский» - единственная из законченных Рылеевым поэм. Центральное место в ней отведено рассказу сосланного в Якутск после разгрома Мазепы Войнаровского и его злоключениях. Обманутый Мазепой, скрывшим от него свои властолюбивые замыслы, Войнаровский рисуется Рылеевым и после поражения Мазепы все еще до конца не осознавшим антинациональную направленность его восстания.

«Он скромен был от юных дней, -

И, странник, повторю: не знаю,

Что в глубине души своей

Готовил он родному краю.

Но знаю то, что, затая,

Любовь, родство и глас природы,

Его сразил бы первый я,

Когда б он стал врагом свободы».

Поэма была расценена современниками писателя как несомненная творческая удача. Вскоре после переезда Рылеева в Петербург в его жизни произошли два важных события: он был принят по рекомендации А.Дельвига в Вольное общество любителей россиской словесности, объединявшее оппозиционно настроенных литераторов, и состоялось его знакомство с Пушкиным.

Сохранилось несколько писем Рылеева к Пушкину и три письма Пушкина к Рылееву. Письма Пушкина свидетельствуют о том, что он с большим интересом и пристальным вниманием следил за поэтическим ростом Рылеева. Из письма А.С.Пушкина Рылееву: «Думаю, ты уже получил замечания мои на «Войнаровского». Прибавлю одно: везде, где я ничего не сказал, должно подразумевать похвалу, знаки восклицания, прекрасно и проч.». одобрение Пушкина было чрезвычайно важно для Рылеева. Высокую оценку дал Пушкин и напечатанному в журнале «Северная пчела» отрывку из задуманной Рылеевым новой поэмы «Палей».

Отрывок из первой части поэмы «Войнаровский»:

«В стране метелей и снегов,

На берегу широкой Лены,

Чернеет длинный ряд домов

И юрт бревенчатые стены.

Кругом сосновый частокол

Поднялся из снегов глубоких,

И с гордостью на дикий дол

Глядят верхи церквей высоких;

Вдали шумит дремучий бор,

Белеют снежные равнины,

И тянутся кремнистых гор

Разнообразные вершины…»

Единственная из законченных Рылеевым поэм. Между 1822 и 1825 содружестве с А. народа, особый интерес

5. Заключение

Рылеев – первый русский поэт, выступивший с оружием в руках против самодержавия. Его слова никогда не расходились с делами.

Не только тематика и идейная направленность рылеевских произведений, но и его художественная манера выделяли Рылеева среди поэтов первой четверти Х I Х века. Для его стиля характерны, с одной стороны, романтическая приподнятость, с другой – глубокая серьезность, обусловленная его непоколебимой верой в правоту своей жизненной позиции, своего дела.

Писательская жизнь Кондратия Федоровича Рылеева длилась лишь одно пятилетие. Она оборвалась в ту пору, когда он прочно вышел на самобытную поэтическую дорогу. Рылеев обладал исключительным обаянием, редкой притягательной силой. Обаяние, непоколебимая вера в то, что «надеждам» на уничтожение крепостного права, на революционное преобразование родины будет «исполненье», поэтическая, юношеская дерзость сделали его не только вождем, но и душой Северного общества.

«Рылеев был поэтом общественной жизни своего времени. Хотя он и сказал о себе: «Я не поэт, а гражданин», - но нельзя не признать в нем столько же поэта, как и гражданина. Страстно бросившись на политическое поприще, с незапятнанной чистотой сердца, мысли и деятельности, он стремился высказать в своих поэтических произведениях чувство правды, права, чести, свободы, любви к родине и народу, святой ненависти ко всякому насилью…» - так писал о нем Огарев в своем предисловии к «Думам».

Уйдя рано из жизни, Рылеев многое из того, что мог и хотел сказать, не успел… Но и то, что он оставил, рисует нам замечательный образ поэта-борца, одного из тех славных русских патриотов, о которых можно сказать словами А. Герцена:

«Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия».

Работая над рефератом по теме «Культурное наследие декабристов», я узнал много для себя нового. Меня поразила глубина мысли и сила духа поэта Кондратия Федоровича Рылеева. Стихи, думы, поэмы и песни Рылеева, запечатлевшие несгибаемый образ поэта-революционера, волнуют каждого, кто прикоснулся к его творчеству. Знать, на что идешь и думать, что проиграешь, но на твоем примере потомки не повторят твои ошибки, это можно назвать мужеством. Так любить свою родину, как декабристы, не каждому дано в настоящее время.

6. Источники информации:

    Школьная энциклопедия. История России XVII - XIX века. Издательство «Лома-Пресс Образование» 2003 год.

    Декабристы. М.В.Нечкина. Издательство «Наука» 1984 год.

    К.Ф.Рылеев. Избранное. Издательство «Детская литература» 1972 год.

В посвящении А. А. Бестужеву поэмы «Войнаровский» Рылеев писал о своих стихах: Как Аполлонов строгий сын, Ты не увидишь в них искусства: Зато найдешь живые чувства, — Я не Поэт, а Гражданин.

Пушкин понимал, почему могла появиться формула Рылеева — «Я не Поэт, а Гражданин», но принять ее не мог. В конечном счете за ней стояла мысль, что настоящего поэта отличает именно гражданское служение, которое он может осуществлять и средствами неполноценного искусства. Подобное противопоставление, по мысли Пушкина, незаконно: он и ценил «Войнаровского» именно за то, что благодаря настоящему искусству поэт смог справиться с задачей и раскрыть «живые чувства».

Истинное искусство всегда гуманно, всегда отстаивает интересы человека, его свободу, его счастье. Вот почему Пушкин не принимал искусства «пользы», утилитарной поэзии. Он настойчиво повторял свою любимую мысль: «Поэзия… но своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя». Заметим — «по своему высшему, свободному свойству»

Отстаивать верность своему священному дару и значило исполнять гражданский долг. Независимость нужна была Пушкину, чтобы служить делу свободы средствами, подвластными только высокой поэзии. Почти одновременно с написанием драматических сцен Пушкин готовил предисловие к последним главам «Евгения Онегина», в котором писал: «Если век может идти себе вперед, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, — то поэзия остается на одном месте, не стареет, не изменяется. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарелись и каждый день заменяются другими — произведения истинных поэтов остаются свежими и вечно юны».

К этим «истинным поэтам» принадлежали Моцарт и Пушкин. Проблемы, решавшиеся Пушкиным при создании образа Моцарта, были важнейшими в его творчестве 1830-х годов. Борьба Пушкина за право поэзии своими, только ей присущими средствами служить человеку, народу, человечеству понималась и одобрялась передовыми людьми России.

Гоголь, писал о Пушкине: «Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин дан был миру па то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт, и ничего больше, — что такое поэт, взятый не под влиянием какого-нибудь времени или обстоятельств и не под условьем также собственного, личного характера, как человека, но в независимости ото всего; чтобы, если захочет потом какой-нибудь высший анатомик душевный разъять и объяснить себе, что такое в существе своем поэт, это чуткое создание, на все откликающееся в мире и себе одному не имеющее отклика, то чтобы он удовлетворен был, увидев это в Пушкине. Одному Пушкину определено было показать в себе это независимое существо, это звонкое эхо, откликающееся на всякий отдельный звук, порождаемый в воздухе». «Пушкин слышал значенье свое лучше тех, которые задавали ему запросы, и с любовью исполнял его» .

Только потому, что Пушкин художественно раскрыл высокий смысл истинной поэзии, показал, что может дать народу «священный дар» поэта, его поэзия, не старея, всегда сохраняя юношескую силу и энергию, оказывалась нужной каждому новому поколению русских людей, на различных этапах истории России. От имени своего поколения Герцен свидетельствовал, что поэзия Пушкина в тяжелую эпоху николаевской реакции вселяла в души людей веру и надежду, помогая современникам определить свое место в жизни. «Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свои голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением».

В речи, посвященной открытию памятника Пушкину, Тургенев утверждал, что каждый, кому открывалась поэзия Пушкина, становился «более русским и более образованным, более свободным человеком. Пусть это последнее слово не удивит вас, мм. гг.! В поэзии — освободительная, ибо возвышающая, нравственная сила»

Я не Поэт, а Гражданин

Другие сочинения по теме:

  1. Оценивая талант поэта, Полевой упоминает о многообразных его замыслах, о трудах разнообразных, о жанровых переходах от драмы, повести, романа к...
  2. Для Белинского Лермонтов как автор книги стихотворений, вышедшей в 1840 году и содержавшей плоды его зрелого творчества, был «поэтом мысли»....
  3. Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») Тема назначения поэта в...
  4. Д. С. Самойлов (1920 — 1990), поэт, эссеист, драматург, литературовед, переводчик, «озорно и раскованно «играет в Пушкина», прибегая к ярким...
  5. Денис Васильевич Давыдов. Будучи намного старше величайшего поэта Пушкина не только годами и не только по поэтическому «стажу», но и...
  6. Как известно, выражение «золотая эпоха» означает период высочайшего взлета, расцвета чего или кого нибудь. Для древнеримской литературы — это время...
  7. Читая зарубежную литературу, я не утомляюсь испытывать удивление многогранности этого вида искусства. Литературное сочинение — будто шляпа фокусника. Он имеет...
  8. Маяковский поражает. Маяковский отталкивает. Маяковский привлекает. Маяковский — лирик. Маяковский — наглец. И это еще не все. Многое можно сказать...
  9. Поэт родился в Андалузии, просторы и ритмы родного края позже отзовутся в «Поэмах о канте хондо» (1931) — подражаниях особому...
  10. Одна из, витрин Пушкинского дома (Музея русской литературы) в Ленинграде неизменно привлекает внимание посетителей. Под стеклом лежит личное оружие Лермонтова...
  11. Иоганнес Бехер (1891 -1958) — выдающийся поэт немецкого народа. Его творчеству присущи революционная страстность и философская углубленность, в нем живы...
  12. Чудный серебряный век русской поэзии не вписался в «терновый венец революций». Он исчез, как свет лета исчезает в предзимней сумрачности....
  13. Федерико Гарсиа Лорка, Петенера, Романсеро, Канте хондо, Сигирия. Какие необыкновенные, благозвучные, музыкальные и поэтические слова. Кажется, все, что связано с...
  14. Романтический характер носит и любовная лирика Тютчева. Ф. И. Тютчев — поэт возвышенной любви. Его поэзия и в сфере любовной... Родился в купеческой семье. Вся его жизнь была связана с Московским университетом, где он служил профессором «красноречия, стихотворства и языка...