Шестиствольный пулемет вулкан. Карусель смерти: пулемет Гатлинга

Сегодня у нас на обзоре очередной голливудский бестселлер – шестиствольный пулемет системы Гатлинга М-134 или «Волшебный Дракон». Вообще у этого пулемета много имен, его называют и «Веселым Сэмом» и «Мясорубкой», но самое подходящее прозвище все же «Волшебный Дракон», полученное пулеметом не только за его характерный «рык» но и сильную огненную вспышку при стрельбе.



Впервые заказ на данный тип вооружения для пехоты поступил в 1959 году от вооруженных сил США, так как пулеметы того времени не позволяли создать высокую плотность огня на дистанциях свыше 500 метров. За выполнение заказа берется компания General Electric уже имеющая приличный опыт создания систем подобного рода. В тысяча девятьсот шестидесятом году компанией начинает разрабатываться первый прототип многоствольной пулеметной системы под калибр 7,62 миллиметра. За основу была взята шестиствольная 20-миллиметровая авиапушка «Вулкан» М-61, которую ранее тоже создала эта компания по заказу ВВС США.

Изначально в заказе был указан калибр в 12,5 миллиметра, но отдача мощностью более 500 кгс при 6000 выстрелов в минуту свело затею на нет. Первые испытания проводятся во Вьетнаме на самолете огневой поддержки АС-47 Spooky (предшественнике «Перста Бога» — самолета Lockheed AC-130). Пулемет оказался настолько хорош, что его спустя пару месяцев приняли на вооружение и стали массово устанавливать на UH-1 Iroquois и AH-1 Cobra.

Возможность переключения темпа стрельбы и небольшой вес позволяли устанавливать М-124 даже в спарках, при стрельбе это приводило к тому, что цель, по которой вели огонь, засыпало свинцом. Эти пулеметы очень долго наводили ужас на Северо-Вьетнамских повстанцев, при стрельбе из которых «зеленку» попросту выкашивало на сотню другую метров. К семидесятым годам было выпущено более 10.000 пулеметов, львиная доля из которых ушла на вооружение транспортных и штурмовых вертолетов, а так же на вооружение легких судов и кораблей как средство борьбы с низколетящими целями и лодками.

Некоторое время пулемёты М-134 устанавливали на машины, но в случае выхода двигателя автомобиля из строя от аккумулятора пулемет работал не более трех минут до полной его разрядки. К середине семидесятых «Волшебный дракон» становится популярен среди гражданского населения, особенно в «вооруженных» штатах типа Техаса он разошелся более чем тысячей экземпляров. Пулемет использовался на пехотных сошках с коробом на тысячу патронов, для стрельбы требовался постоянный источник питания на 24 вольта и потребляет порядка трех тысяч киловатт в час при шести тысячах в минуту.

Для обороны стационарных сооружений это было приемлемо, но как наступательное оружие никуда негодно. Вес самого пулемета составляет порядка 30 килограммов с аккумулятором, и вес боекомплекта в 1500 патронов без малого 60 килограмм, такого количества патронов хватит на минуту боя. Оптимальным считается боекомплект в 4500 патронов (весом 136 кг) или 10.000 патронов (290 килограмм).

Работа механизмов пулемета крайне интересна: М-134 использует автоматику с внешним приводом механизмов от электродвигателя постоянного тока. Через три шестерни и червячный вал электродвигатель приводит в движение блок из шести стволов. Цикл заряжания, выстрела и разряжания разбит на несколько операций, производимых в различных местах соединения блока стволов со ствольной коробкой.

При движении ствола вверх по кругу производится извлечение и выброс стреляной гильзы. Запирание ствола осуществляется поворотом боевой личинки затвора, перемещением затворов управляет замкнутый криволинейный паз на внутренней поверхности кожуха пулемета, по которому перемещаются размещенные на каждом затворе ролики. Питание производится двумя способами: первый – при помощи механизма без звеньевой подачи патронов или при помощи ленты.

Для управления скорострельностью используется блок электронного управления огнем, имеющий переключатель темпа стрельбы, предохранитель, кнопку запуска вращения блока стволов и кнопку открытия огня, вынесенную на рукоять. Современный вариант пулемета M134D имеет только два варианта стрельбы – 2000 и 4000 выстрелов в минуту. Отдача при стрельбе направлена только назад, никакого подброса ствола или увода в сторону.

На пулемете имеются и диоптрические прицельные приспособления, которые, в общем то и не нужны при использовании трассирующих патронов в ленте для корректировки, при стрельбе из пулемета имеется ярко выраженный трассирующий след, больше похожий на поток огня.

Хочу заметить, что пулемёт М-134 никогда не использовался в кино, огромный вес и очень сильная отдача просто сбивает человека с ног при попытке стрельбы от бедра. Для съемок некоторых культовых фильмов («Хищник», «Терминатор», «Матрица») использовали экспериментальный пулемёт ХМ214 калибра 5,45 миллиметров и имеющем отдачу в 100 килограммов. Несмотря на относительно небольшие габариты и «слабую» отдачу его скорострельность в 10.000 выстрелов в минуту была просто не приемлема для армии, и пулемет не пошел в серию, хотя активно рекламировался вплоть до девяностых годов прошлого века.

/Александр Мартынов, специально для «Армейского вестника» /

С момента появления огнестрельного оружия военные были озабочены повышением его скорострельности. Начиная с XV века оружейники пытались добиться этого единственным доступным в то время способом — увеличением количества стволов.

Такие многоствольные пушки называли органами или рибодекенами. Впрочем, название «скорострельные» мало подходило подобным системам: хотя можно было одновременно произвести залп из большого количества стволов, дальнейшая перезарядка требовала много времени. А с появлением картечи многоствольные пушки и вовсе утратили смысл. Но в XIX веке они вновь возродились — благодаря человеку, который из самых лучших побуждений хотел уменьшить боевые потери

Во второй половине XIX века военные были чрезвычайно озадачены снижением эффективности артиллерии против пехоты. Для привычного выстрела картечью необходимо было подпустить неприятеля на 500−700 м, а новые дальнобойные винтовки, поступившие на вооружение пехоты, попросту не позволяли этого сделать. Однако изобретение унитарного патрона обозначило новое направление в развитии огнестрельного оружия: увеличение скорострельности. В результате почти одновременно появились несколько вариантов решения проблемы. Французский оружейник де Реффи сконструировал митральезу, состоящую из 25 неподвижных стволов калибра 13 мм, способную выпускать до 5−6 залпов в минуту. В 1869 году бельгийский изобретатель Монтиньи усовершенствовал эту систему, доведя количество стволов до 37. Но митральезы были очень громоздкими и не получили особого распространения. Требовалось принципиально другое решение.


Добрый доктор

Ричард Гатлинг родился 12 сентября 1818 года в округе Хартфорд (штат Коннектикут) в семье фермера. С детства он увлекался изобретательством, помогая своему отцу чинить сельскохозяйственную технику. Свой первый патент (на сеялку) Ричард получил в возрасте 19 лет. Но, несмотря на свое увлечение, он решил стать врачом и в 1850 году закончил медицинский колледж в Цинциннати. Однако страсть к изобретательству победила. В 1850-х Гатлинг изобрел несколько механических сеялок и гребной винт новой системы, но самое известное изобретение сделал позже. 4 ноября 1862 года он получил патент за номером 36 836 на конструкцию, навсегда вписавшую его имя в историю оружия, — Revolving Battery Gun. Тем не менее автор смертоносного изобретения, как и положено врачу, питал к человечеству самые лучшие чувства. Сам Гатлинг писал об этом так: «Если бы мне удалось создать механическую систему стрельбы, которая благодаря своей скорострельности позволила бы одному человеку заменить на поле боя сотню стрелков, необходимость в больших армиях отпала бы, что привело бы к значительному уменьшению человеческих потерь». (После смерти Гатлинга журнал Scientific American опубликовал некролог, где были такие слова: «Этот человек не имел себе равных по доброте и сердечности. Ему казалось, что если война сделается еще более ужасной, то народы потеряют наконец охоту прибегать к оружию».)


Несмотря на развитие технологий и материалов, принцип действия пушки Гатлинга не претерпел изменений. Все тот же блок стволов раскручивается внешним приводом. Кстати, именно из-за того, что, в отличие от своих предков, современные «гатлинги» работают от электромотора (или другого двигателя), их использование в качестве оружия пехоты очень непрактично… У Терминатора же, видимо, всегда была при себе портативная дизельная электростанция.

Заслуга Гатлинга состояло вовсе не в том, что он первым сделал многоствольное оружие, — как уже было отмечено, многоствольные системы к тому времени уже не были новинкой. И не в том, что он расположил стволы «по-револьверному» (такая схема широко применялась в ручном огнестрельном оружии). Гатлинг сконструировал оригинальный механизм подачи патронов и выброса гильз. Блок из нескольких стволов проворачивался вокруг своей оси, под действием силы тяжести патрон из лотка поступал в ствол в верхней точке, затем с помощью ударника производился выстрел, при дальнейшем повороте из ствола в нижней точке опять-таки под действием силы тяжести производилась экстракция гильзы. Привод этого механизма был ручным, с помощью специальной рукоятки стрелок вращал блок стволов и производил стрельбу. Конечно, такая схема была еще не полностью автоматической, но она имела ряд преимуществ. Механическая перезарядка была на первых порах надежнее автоматической: оружие ранних конструкций постоянно заклинивало. Но даже эта простая механика обеспечивала довольно большой по тем временам темп стрельбы. Стволы перегревались и загрязнялись нагаром (что составляло значительную проблему, поскольку в то время широко использовался дымный порох) значительно медленнее одноствольного оружия.


Пулеметы

Система Гатлинга обычно насчитывала от 4 до 10 стволов калибра 12−40 мм и позволяла вести огонь на расстояние до 1 км со скорострельностью около 200 выстрелов в минуту. По дальности стрельбы и скорострельности она превосходила обычные артиллерийские орудия. К тому же система Гатлинга была довольно громоздкой и обычно ставилась на лафеты от легких пушек, поэтому считалась артиллерийским оружием, и ее часто не совсем корректно называли «картечницей» (на самом деле это оружие правильно называть пулеметом). До принятия Петербургской конвенции 1868 года, запретившей применение разрывных снарядов весом менее 1 фунта, существовали «гатлинги» и крупного калибра, стрелявшие разрывными снарядами и шрапнелью.


В Америке шла Гражданская война, и Гатлинг предложил свое оружие северянам. Однако Департамент артиллерии был завален предложениями об использовании новых видов оружия от различных изобретателей, поэтому, несмотря на успешную демонстрацию, получить заказ Гатлингу не удалось. Правда, отдельные экземпляры пулемета Гатлинга все же немного повоевали в конце войны, зарекомендовав себя весьма неплохо. После войны, в 1866-м, американское правительство все же сделало заказ на 100 экземпляров орудия Гатлинга, которые были выпущены компанией Colt под маркировкой Model 1866. Такие орудия ставили на корабли, их также приняли на вооружение в армиях других стран. Британские войска использовали «гатлинги» в 1883 году для подавления мятежа в египетском Порт-Саиде, где это оружие заработало себе устрашающую репутацию. Заинтересовалась им и Россия: пушка Гатлинга здесь была адаптирована Горловым и Барановским под «бердановский» патрон и принята на вооружение. Позднее систему Гатлинга неоднократно совершенствовали и модифицировали — швед Норденфельд, американец Гарднер, британец Фитцджеральд. Причем речь шла не только о пулеметах, но и о пушках малого калибра — типичным примером может служить 37-мм пятиствольная пушка Гочкиса, принятая на вооружение русского флота в 1881 году (выпускался также и 47-мм вариант).


Но монополия на скорострельность продержалась недолго — вскоре название «пулемет» закрепилось за автоматическим оружием, работавшим на принципах использования пороховых газов и отдачи для перезарядки. Первым таким оружием стал пулемет Хайрема Максима, который использовал бездымный порох. Это изобретение отодвинуло «гатлинги» на второй план, а затем и вовсе вытеснило из армий. Новые одноствольные пулеметы обладали значительно большей скорострельностью, были проще в производстве и менее громоздки.


«Гатлинги» в воздухе Летчик может менять темп стрельбы пушки GAU-8 в зависимости от задачи. В режиме «низкой» скорострельности это 2000 выстр/мин, при переключении на «высокий» режим — 4200. Оптимальные условия использования GAU-8 — это 10 двухсекундных очередей с минутными перерывами для охлаждения стволов.

Извержение «Вулкана»

По иронии судьбы, реванш «гатлингов» над одноствольными автоматическими пушками состоялся больше чем через полвека, после войны в Корее, которая стала настоящим полигоном для испытания реактивной авиации. Несмотря на свою ожесточенность, бои между F-86 и МиГ-15 показали низкую эффективность артиллерийского вооружения новых реактивных истребителей, перекочевавшего с поршневых предков. Самолеты того времени вооружались целыми батареями из нескольких стволов калибром от 12,7 до 37 мм. Все это было сделано ради увеличения секундного залпа: ведь непрерывно маневрирующий вражеский самолет держался в прицеле лишь доли секунды и для его поражения требовалась создать за короткое время огромную плотность огня. В то же время одноствольные пушки практически подошли к «конструкционному» пределу скорострельности — ствол слишком быстро перегревался. Неожиданное решение нашлось само собой: американская корпорация General Electric еще в конце 1940-х начала эксперименты со… старинными пушками Гатлинга, взятыми из музеев. Блок стволов раскручивался электромотором, и орудие 70-летней давности сразу выдало скорострельность более 2000 выстрелов в минуту (интересно, что существуют данные об установке электропривода на пушки Гатлинга еще в конце XIX века; это позволяло достичь скорострельности в несколько тысяч выстрелов в минуту — но в то время подобный показатель оказался невостребован). Развитием идеи стало создание пушки, открывшей целую эру в оружейном деле, — M61А1 Vulcan.


При перезарядке модуль GAU-8 полностью демонтируется из самолета. Это значительно повышает удобство обслуживания пушки. Вращение блока стволов осуществляется двумя гидромоторами, работающими от общей гидросистемы самолета.

Vulcan — это шестиствольная пушка массой 190 кг (без боекомплекта), длиной 1800 мм, калибром 20 мм и скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Автоматика «Вулкана» работает за счет внешнего электропривода мощностью 26 кВт. Питание боеприпасами — беззвеньевое, осуществляется из барабанного магазина емкостью 1000 снарядов по специальному рукаву. Стреляные гильзы возвращаются обратно в магазин. Такое решение было принято после инцидента с самолетом F-104 Starfighter, когда выброшенные пушкой стреляные гильзы были откинуты воздушным потоком назад и сильно повредили фюзеляж самолета. Огромная скорострельность пушки также приводила к непредвиденным последствиям: возникавшие при стрельбе колебания заставили изменить темп стрельбы, чтобы исключить резонанс всей конструкции. Отдача пушки тоже преподнесла сюрприз: в одном из испытательных полетов злополучного F-104 во время стрельбы Vulcan сорвался с лафета и, продолжая стрелять, разворотил снарядами всю носовую часть самолета, летчик при этом чудом сумел катапультироваться. Однако после исправления этих недостатков военные США получили легкое и надежное оружие, верой и правдой прослужившее не одно десятилетие. Пушки М61 используются на многих самолетах и в зенитном комплексе Мk.15 Phalanx, предназначенном для поражения низколетящих самолетов и крылатых ракет. На основе М61А1 был разработан шестиствольный скорострельный пулемет М134 Minigun калибром 7,62 мм, благодаря компьютерным играм и съемкам в многочисленных фильмах ставший самым известным среди всех «гатлингов». Пулемет предназначен для установки на вертолеты и корабли.


Самой мощной пушкой с вращающимся блоком стволов стала американская GAU-8 Avenger, предназначенная для установки на штурмовик А-10 Thunderbolt II. 30-мм семиствольная пушка предназначена для стрельбы преимущественно по наземным целям. Для нее используются два типа боеприпасов: осколочно-фугасные снаряды PGU-13/B и обладающие повышенной начальной скоростью бронебойные PGU-14/B с сердечником из обедненного урана. Поскольку пушка и самолет изначально проектировались специально друг для друга, стрельба из GAU-8 не приводит к сильному нарушению управляемости А-10. При конструировании самолета было учтено и то, что пороховые газы от пушки не должны попадать в двигатели летательного аппарата (это может привести к их остановке), — для этого установлены специальные отражатели. Но в ходе эксплуатации А-10 было замечено, что несгоревшие частицы пороха оседают на лопатках турбокомпрессоров двигателей и снижают тягу, а также приводят к повышенной коррозии. Для предотвращения этого эффекта в двигатели самолета встроены электрические дожигатели. Запальные устройства включаются автоматически при открытии огня. При этом, согласно инструкции, после каждого расстрелянного боекомплекта двигатели А-10 необходимо промывать от копоти. Хотя во время боевого применения пушка не показала высокой эффективности, психологический эффект от использования оказался на высоте — когда с неба буквально льется поток огня, это очень, очень страшно…


Башня автоматической пушки АК-630 необитаема. Наведение орудия осуществляется дистанционно, с помощью электрогидроприводов. АК-630 — это универсальное и эффективное «средство самообороны» наших боевых кораблей, позволяющее защищаться от самых разных напастей, будь то противокорабельная ракета, сомалийские пираты или всплывшая (как в фильме «Особенности национальной рыбалки») морская мина…

В СССР работы по скорострельным пушкам начались с разработки корабельных средств ближней ПВО. Результатом стало создание семейства зенитных автоматов, сконструированных в тульском КБ Точного приборостроения. 30-мм пушки АК-630 до сих пор составляют основу ПВО наших кораблей, а модернизированный автомат входит в состав морского зенитного ракетно-пушечного комплекса «Кортик».

В нашей стране поздно осознали необходимость иметь на вооружении аналог «Вулкана», поэтому между испытаниями пушки ГШ-6−23 и решением о принятии ее на вооружение прошло почти десять лет. Темп стрельбы ГШ-6−23, которая устанавливается на самолетах Су-24 и МиГ-31, составляет 9000 выстрелов в минуту, а первоначальная раскрутка стволов осуществляется стандартными пиропатронами ППЛ (а не электро- или гидроприводами, как в американских аналогах), что позволило значительно повысить надежность системы и упростить ее конструкцию. После срабатывания пиропатрона и подачи первого снаряда блок стволов раскручивается за счет использования энергии пороховых газов, отводимых из каналов стволов. Питание пушки снарядами может быть как беззвеньевым, так и звеньевым.


30-миллиметровая пушка ГШ-6−30 была спроектирована на базе корабельного зенитного автомата АК-630. Обладая скорострельностью в 4600 выстрелов в минуту, она способна за 0,25 с посылать в цель 16-килограммовый залп. По свидетельствам очевидцев, 150-снарядная очередь из ГШ-6−30 больше напоминала раскат грома, чем очередь, а самолет при этом окутывался ярким огненным заревом. Эта пушка, обладавшая отличной точностью, устанавливалась на истребителях-бомбардировщиках МиГ-27 вместо штатной «двустволки» ГШ-23. Использование ГШ-6−30 по наземным целям заставляло летчиков выходить из пикирования вбок, чтобы уберечься от осколков собственных снарядов, поднимавшихся на высоту 200 м. Нарекания вызывала и огромная сила отдачи: в отличие от своего американского «коллеги» А-10, МиГ-27 изначально не рассчитывался под такую мощную артиллерию. Поэтому из-за вибраций и ударов выходило из строя оборудование, деформировались узлы самолета, а в одном из полетов после длинной очереди в кабине пилота отвалилась приборная панель — летчику пришлось возвращаться на аэродром, держа ее на руках.

Огнестрельное оружие схемы Гатлинга — практически предел скорострельности механических оружейных систем. Несмотря на то что в современных скорострельных одноствольных пушках применяется жидкостное охлаждение ствола, существенно снижающее его перегрев, системы с вращающимся блоком стволов все же более приспособлены для ведения длительной стрельбы. Эффективность схемы Гатлинга позволяет успешно выполнять возложенные на оружие задачи, и это оружие по праву занимает место в арсеналах всех армий мира. К тому же это один из самых зрелищных и киногеничных видов оружия. Стрельба из «гатлинга» сама по себе — отличный спецэффект, а грозный вид раскручивающихся перед выстрелом стволов сделал эти пушки самым запоминающимся оружием голливудских боевиков и компьютерных игр.

Работы по созданию многоствольного пулемета были начаты в 40-х годах ХХ века. Таковой тип орудия, с высочайшими показателями скорострельности и большой плотностью огня, разрабатывался в качестве вооружения для реактивных тактических истребителей ВВС США.

Прототипом для сотворения первого эталона шестиствольного М61 Vulcan послужил германский 12-ти ствольный авиапулемет Fokker-Leimberger, в базе конструкции которого заложена револьверно-батарейная схема Гатлинга. Пользуясь этой схемой была сотворена отлично равновесная конструкция многоствольного пулемета с блоком крутящихся стволов, при этом все нужные операции производились за один оборот блока.

Вулкан М61 был разработан в 1949 году, а принят на вооружение ВВС Америки в 1956 году. Первым самолетом в фюзеляж которого был вмонтирован шестиствольный пулемет М61 Vulcan, стал истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф».

Особенности конструкции пушки М61 Вулкан

М61 Vulcan - это шестиствольный авиационный пулемет (пушка) имеющий воздушное остывание ствола и боевое снаряжение патроном 20 х 102 мм с электрокапсюльным типом воспламенения.

custom_block(1, 80009778, 1555);

Система подачи боеприпасов в шестиствольный пулемет Vulcan без звеньевая, из цилиндрического магазина емкость которого 1000 патронов. Пулемет с магазином соединены 2-ух конвейерной подачей, при которой отстреленные гильзы ворачиваются назад в магазин при помощи возвратимого сборочного потока.

Конвейерные ленты располагаются в эластичных направляющих рукавах с общей длиной - 4,6 метров.

Весь массив патронов в магазине движется вдоль его оси, крутится же только выполненный в форме спирали центральный направляющий ротор, меж витками которого размещены боеприпасы. При стрельбе, из магазина синхронизировано извлекаются два патрона, а с обратной стороны в него помещаются две стрелянные гильзы, которые потом размещаются в конвейере.

Стреляющий механизм имеет внешнюю схему привода с мощностью 14,7 кВт. Таковой тип привода не просит установки газового регулятора и не опасается осечек.

custom_block(1, 70988345, 1555);

Снаряжение патронов может быть: калиберным, осколочным, бронебойно-зажигательным, осколочно-зажигательным, подкалиберным.

Видео: стрельба из пулемета Вулкан

custom_block(5, 5120869, 1555);

Навесные самолетные установки для пушки М61

Сначала 1960 годов компанией General Electric было принято решение сделать особые навесные контейнеры (навесные пушечные установки) для размещения шестиствольного 20-мм М61 Vulcan. Предполагалось использовать их для ведения огня по наземным целям с дальность не > 700 м, и оснащать ими дозвуковые и сверхзвуковые штурмовики и истребители. В 1963-1964 годах на вооружение ВВС США поступили две варианты ППУ - SUU-16/A и SUU-23/А.

Конструкция навесных пушечных установок обеих моделей имеет схожие габаритные размеры корпуса (длина - 5,05 м, поперечник - 0,56 м) и унифицированные 762-мм навесные узлы, дозволяющие устанавливать таковой пулемет в ППУ на самые разные модели боевых самолетов. Соответствующим различием установки SUU-23/А является наличие козырька над ствольным блоком.

В качестве механического привода у ППУ SUU-16/A для раскручивания и разгона ствольного блока пулемета Вулкана, применяется турбина самолета работающая от набегающего потока воздуха. Полный боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в оснащенном виде составляет - 785 кг, вес без снаряжения - 484 кг.

Приводом установки SUU-23/А для разгона стволов служит электронный стартер, боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в оснащенном виде - 780 кг, вес без снаряжения - 489 кг.

Пулемет в навесном контейнере зафиксирован и закреплен бездвижно. В качестве прицела при стрельбе применяется бортовая система корректировки огня либо зрительный стрелковый прицел. Экстракция стрелянных гильз при ведении огня происходит наружу, за борт установки.

Главные тактико-технические свойства Вулкана М61

  • Общая длина пушки - 1875 мм.
  • Длина ствола - 1524 мм.
  • Масса пушки М61 Vulcan - 120 кг, с комплектом системы подачи (без патронов) - 190 кг.
  • Скорострельность - 6000 выстр/мин. Были выпущены экземпляры с показателями скорости стрельбы - 4000 выстр/мин.
  • Исходная скорость калиберного/подкалиберного снарядов - 1030 / 1100 м/с.
  • Дульная мощность - 5,3 МВт.
  • Время выхода до наибольшего темпа стрельбы - 0,2 - 0,3 секунды.
  • Живучесть - около 50 тыщ выстрелов.

Скорострельная пушка-пулемет Вулкан М61, в текущее время установлена на истребителях - «Игл» (F-15), «Корсар» (F-104, A-7D, F-105D), «Томкэт» (F-14A, A-7Е), «Фантом» (F-4F).

Автоматическое устройство-часовой Nerf Vulcan

Студент из Германии Михельсон используя пользующуюся популярностью игрушечную пушку-бластер Nerf системы Vulcan сконструировал достаточно смешное, но очень полезное автоматическое устройство, отлично подходящее для защиты местности.

При помощи нескольких дополнительных приводов, обычный электроники и компьютерных программ, оружие-сторож Нерф умеет автоматом распознать, отследить цель, а потом и поразить ее. При всем этом обладатель орудия может находится в укрытии.

Ударно-спусковой механизм механизированного устройства Нерф Вулкан подключается к ноутбуку и аппаратно-программному средству (интегральная схема) Arduino Uno с процессорами. Его срабатывание происходит тогда, когда следящая и сканирующая местность вокруг веб-камера, фиксирует движение ненужного объекта. При всем этом веб-камера устанавливается на фронтальной панели ноутбука, а компьютерная программка настраивается на движение.

Работы по созданию многоствольного пулемета были начаты в 40-х годах ХХ века. Такой тип оружия, с высокими показателями скорострельности и большой плотностью огня, разрабатывался в качестве вооружения для реактивных тактических истребителей ВВС США.

Прообразом для создания первого образца шестиствольного М61 Vulcan послужил немецкий двенадцати ствольный авиапулемет Fokker-Leimberger, в основе конструкции которого заложена револьверно-батарейная схема Гатлинга . Пользуясь этой схемой была создана хорошо сбалансированная конструкция многоствольного пулемета с блоком вращающихся стволов, причем все нужные операции выполнялись за один оборот блока.

Вулкан М61 был разработан в 1949 году, а принят на вооружение ВВС Америки в 1956 году. Первым самолетом в фюзеляж которого был вмонтирован шестиствольный пулемет М61 Vulcan, стал истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф».

Особенности конструкции пушки М61 Вулкан

М61 Vulcan — это шестиствольный авиационный пулемет (пушка) имеющий воздушное охлаждение ствола и боевое снаряжение патроном 20 х 102 мм с электрокапсюльным типом воспламенения.

Система подачи боеприпасов в шестиствольный пулемет Vulcan без звеньевая, из цилиндрического магазина емкость которого 1000 патронов. Пулемет с магазином соединены двух конвейерной подачей, при которой отстреленные гильзы возвращаются обратно в магазин с помощью возвратного конвейера.

Конвейерные ленты размещаются в эластичных направляющих рукавах с общей длиной — 4,6 метров.

Весь массив патронов в магазине движется вдоль его оси, вращается же только выполненный в форме спирали центральный направляющий ротор, между витками которого расположены боеприпасы. При стрельбе, из магазина синхронизировано извлекаются два патрона, а с противоположной стороны в него помещаются две стрелянные гильзы, которые затем располагаются в конвейере.

Стреляющий механизм имеет внешнюю схему привода с мощностью 14,7 кВт. Такой тип привода не требует установки газового регулятора и не боится осечек.

Снаряжение патронов может быть: калиберным, осколочным, бронебойно-зажигательным, осколочно-зажигательным, подкалиберным.

Видео: стрельба из пулемета Вулкан

Подвесные самолетные установки для пушки М61

В начале 1960 годов фирмой General Electric было принято решение создать специальные подвесные контейнеры (подвесные пушечные установки) для размещения шестиствольного 20-мм М61 Vulcan. Предполагалось использовать их для ведения огня по наземным целям с дальность не > 700 м, и оснащать ими дозвуковые и сверхзвуковые штурмовики и истребители. В 1963-1964 годах на вооружение ВВС США поступили две вариации ППУ — SUU-16/A и SUU-23/А.

Конструкция подвесных пушечных установок обеих моделей имеет одинаковые габаритные размеры корпуса (длина — 5,05 м, диаметр — 0,56 м) и унифицированные 762-мм подвесные узлы, позволяющие устанавливать такой пулемет в ППУ на самые различные модели боевых самолетов. Характерным отличием установки SUU-23/А является наличие козырька над ствольным блоком.

В качестве механического привода у ППУ SUU-16/A для раскручивания и разгона ствольного блока пулемета Вулкана, применяется турбина самолета работающая от набегающего потока воздуха. Полный боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в снаряженном виде составляет — 785 кг, вес без снаряжения — 484 кг.

Приводом установки SUU-23/А для разгона стволов служит электрический стартер, боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в снаряженном виде — 780 кг, вес без снаряжения — 489 кг.

Пулемет в подвесном контейнере зафиксирован и закреплен неподвижно. В качестве прицела при стрельбе применяется бортовая система корректировки огня или визуальный стрелковый прицел . Экстракция стрелянных гильз при ведении огня происходит наружу, за борт установки.

Основные тактико-технические характеристики Вулкана М61

  • Общая длина пушки — 1875 мм.
  • Длина ствола — 1524 мм.
  • Масса пушки М61 Vulcan — 120 кг, с комплектом системы подачи (без патронов) — 190 кг.
  • Скорострельность — 6000 выстр/мин. Были выпущены экземпляры с показателями скорости стрельбы — 4000 выстр/мин.
  • Начальная скорость калиберного/подкалиберного снарядов — 1030 / 1100 м/с.
  • Дульная мощность — 5,3 МВт.
  • Время выхода до максимального темпа стрельбы — 0,2 — 0,3 секунды.
  • Живучесть — около 50 тысяч выстрелов.

Скорострельная пушка-пулемет Вулкан М61, в настоящее время установлена на истребителях — «Игл» (F-15), «Корсар» (F-104, A-7D, F-105D), «Томкэт» (F-14A, A-7Е), «Фантом» (F-4F).

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Авиационная пушка ГШ-6-23 остается непревзойденной более 40 лет

«Чуть опускаешь нос машины, аккуратно доворачиваешь на цель так, чтобы она легко ловилась в марку прицела. Нажимаешь на гашетку на долю секунды и возникает такое ощущение, будто самолет трясет гигант, но хорошо видно, как к земле летит огненный смерч. В этот момент находящемуся там врагу, хоть и условному, не позавидуешь», – поделился с «Военно-промышленным курьером» своими впечатлениями от применения шестиствольной авиационной пушки ГШ-6-23 летчик отечественных ВВС.

ГШ-6-23М калибра 23 миллиметра со скорострельностью 10 000 выстрелов в минуту была разработана двумя великими отечественными конструкторами-оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым еще в начале 70-х. С момента принятия «шестиствольной ГШ» на вооружение в 1974 году ее носителями стали легендарные фронтовые бомбардировщики Су-24 и не менее известные сверхзвуковые тяжелые перехватчики Миг-31.

От «картечницы» до «Вулкана»

В середине 50-х годов, когда на вооружение истребителей начали поступать первые самонаводящиеся , такие как американская AIM-9 «Сайдвиндер», авиационные эксперты заговорили о том, что от пулеметов и пушек на боевых самолетах в ближайшем времени придется отказаться. Во многом такие выводы основывались на опыте прошедшей корейской войны, где впервые массово сражались реактивные истребители. С одной стороны это были советские МиГ-15, с другой – американские F-86 «Сейбр», F9F «Пантера» и т. д. МиГам, вооруженным тремя пушками, зачастую не хватало скорострельности, а «Сейбрам» – дальности стрельбы, иногда еще и могущества шести 12,7-мм пулеметов, которыми они располагали.

" Идея Шипунова и Грязева обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр ”

Примечательно, что новейший по тем временам американский палубный истребитель F-4В «Фантом-2» имел только ракетное вооружение, в том числе сверхсовременные AIM-7 «Спэрроу» среднего радиуса действия. На адаптированные для нужд ВВС США F-4C пушки также не устанавливались. Правда, во Вьетнаме «Фантомам» первоначально противостояли имевшие только пушечное вооружение советские МиГ-17, на которых вьетнамские пилоты стремились вести ближний воздушный бой, чтобы не попасть под удар управляемых ракет.

В «собачьих схватках», как на западном авиационном сленге называются такие бои, американским асам не всегда помогали и считавшиеся на то время лучшими ракеты AIM-9 ближнего радиуса действия с тепловой головкой самонаведения. Поэтому командованию военно-воздушных сил, а также авиации ВМС и Корпуса морской пехоты пришлось срочно разрабатывать новые тактические приемы борьбы с вьетнамскими истребителями, прежде всего довооружить «Фантомы» подвесными пушечными контейнерами с 20-мм шестиствольными авиационными пушками М61 «Вулкан». А вскоре в ВВС США поступил истребитель F-4E. Одним из основных отличий новой модели стал штатно установленный в носовой части шестиствольный «Вулкан».

В ряде недавно опубликованных исследований, посвященных воздушной войне во Вьетнаме, утверждается, что решение вооружить «Фантом-2» пушечной установкой вызвано не необходимостью борьбы с вьетнамскими МиГами, а желанием сделать истребитель более приспособленным для ударов по наземным целям. Для беспристрастной оценки стоит обратиться к цифрам. По данным Пентагона, за все время войны в Юго-Восточной Азии пушечным вооружением американских истребителей было сбито от 39 до 45 вьетнамских истребителей, включая сверхзвуковые МиГ-19 и МиГ-21. А всего, по подсчетам американских военных историков, Северный Вьетнам потерял 131 МиГ, так что на авиационные пушки приходится 35–40 процентов от общего количества машин, сбитых летчиками США.

Как бы там ни было, именно с появления в строю F-4E «Фантом-2» пушечное вооружение, отвергнутое в конце 50-х, начало возвращаться в арсенал истребителей, истребителей-бомбардировщиков, разведчиков и других машин.

Одной из самых массовых в арсенале западных ВВС стала уже упомянутая М61 «Вулкан». Примечательно, что американский истребитель пятого поколения F-22 «Лайтнинг» также вооружен этой шестиствольной пушкой, хотя и специально модернизированной.

Разработавшая и выпускающая «Вулкан» американская фирма «Дженерал электрик» до этого никогда не занималась образцами стрелкового . Более того, основным направлением деятельности компании всегда было электрическое оборудование. Но сразу после Второй мировой войны американские ВВС открыли перспективную тему по созданию авиационных пушек и пулеметов, скорострельность которых должна была составлять не менее 4000 выстрелов в минуту, при этом от образцов требовались достаточная дальнобойность и высокая кучность при ударах по воздушным целям.

В традиционных схемах стрелкового оружия реализовать такие запросы заказчика было достаточно проблематично. Здесь приходилось выбирать: либо высокая точность, дальность стрельбы и кучность, либо скорострельность. Как один из вариантов решения разработчики предложили адаптировать под современные требования так называемую картечницу Гатлинга, использовавшуюся в США еще во время их Гражданской войны. В основе этой конструкции лежала разработанная доктором Ричардом Гатлингом аж в 1862 году схема 10-ствольного вращающегося блока.

Как ни удивительно, несмотря на участие в конкурсе именитых разработчиков и производителей вооружений, победа досталась «Дженерал электрик». При реализации схемы Гатлинга стало понятно, что самая важная часть новой установки – внешний электрический привод, вращающий блок стволов, а с его разработкой, имея богатый опыт, «Дженерал электрик» справилась лучше своих конкурентов.

В июне 1946 года фирма, защитив проект перед специальной комиссией ВВС США, получила контракт на реализацию своей схемы в «железе». Это был уже второй этап создания новых авиационных стрелковых систем, где также должны были принять участие фирмы «Кольт» и «Браунинг».

В ходе исследований, испытаний и опытно-конструкторских работ фирме пришлось поэкспериментировать с количеством стволов (в разное время оно варьировалось от 10 до 6), а также с калибрами (15,4 мм, 20 мм и 27 мм). В результате военным была предложена шестиствольная авиационная пушка калибра 20 миллиметров, с максимальной скорострельностью 6000 выстрелов в минуту, выпускающая 110-граммовые снаряды со скоростью свыше 1030 метров в секунду.

Ряд западных исследователей утверждают, что выбор в пользу калибра 20 миллиметров был обусловлен возникшим в начале 50-х годов требованием заказчика – ВВС США, посчитавших, что пушка должна быть достаточно универсальной, одинаково пригодной для ведения прицельного огня как по воздушным, так и по наземным целям.

27-мм снаряды хорошо подходили для стрельбы по земле, но при их использовании резко падала скорострельность и повышалась отдача, а проведенные позже испытания показали и относительно невысокую точность пушки такого калибра при стрельбе по воздушным целям.

Снаряды калибра 15,4 миллиметра имели слишком низкое могущество против предполагаемого противника на земле, но пушка с такими боеприпасами обеспечивала хорошую скорострельность, правда, при недостаточной дальности для ведения воздушного боя. Так что разработчики из «Дженерал электрик» остановились на компромиссном калибре.

Шесть стволов принятой на вооружение в 1956 году пушки М61 «Вулкан» вместе с затворами были концентрично собраны в единый, расположенный в общем кожухе блок, вращавшийся по часовой стрелке. За один оборот каждый ствол последовательно перезаряжался, а из ствола, находящегося в этот момент наверху, производился выстрел. Работала вся система за счет внешнего электрического привода мощностью 26 кВт.

Правда, военных не совсем удовлетворяло то, что масса пушки в итоге получилась почти 115 килограммов. Борьба за снижение веса продолжалась долгие годы, и в результате внедрения новых материалов установленная на F-22 «Рэптор» модель М61А2 весит чуть более 90 килограммов.

Примечательно, что в настоящее время в англоязычной литературе все стрелковые системы с поворотным блоком стволов называются Gatling-gun – «Пушка (орудие) Гатлинга».

В СССР работы по созданию многоствольных авиационных пушек шли еще до Великой Отечественной войны. Правда, закончились безрезультатно. К идее системы со стволами, сведенными в один блок, который бы вращался электродвигателем, советские оружейники пришли одновременно с американскими конструкторами, но тут нас постигла неудача.

В 1959 году к работам подключились Аркадий Шипунов и Василий Грязев, работавшие в Климовском НИИ-61. Как оказалось, работы надо было начинать фактически с нуля. Конструкторы обладали информацией о том, что в США создается «Вулкан», но при этом не только применяемые американцами технические решения, а и тактико-технические характеристики новой западной системы оставались секретными.

Правда, сам Аркадий Шипунов позже признался, что даже если бы ему и Василию Грязеву стали бы тогда известны американские технические решения, применить их в СССР все равно вряд ли удалось бы. Как уже было сказано, конструкторы «Дженерал электрик» подключали к «Вулкану» внешний электрический привод мощностью 26 кВт, в то время как советские авиастроители могли предложить всего лишь, как выразился сам Василий Грязев, «24 вольта и ни грамма больше». Поэтому надо было создавать систему, работающую не от внешнего источника, а с использованием внутренней энергетики выстрела.

Примечательно, что схожие схемы были предложены в свое время другими американскими фирмами – участницами конкурса по созданию перспективной авиационной пушки. Правда, западные конструкторы реализовать такое решение не смогли. В отличие от них Аркадий Шипунов и Василий Грязев создали так называемый газоотводный двигатель, который, по словам второго участника тандема, работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле.

Но, несмотря на изящное решение, возникла другая проблема: как сделать первый выстрел, ведь газоотводный двигатель, а значит, и сам механизм пушки еще не работает. Для начального импульса требовался стартер, после использования которого с первого выстрела пушка работала бы на собственном газе. В дальнейшем были предложены два варианта стартера: пневматический и пиротехнический (со специальным пиропатроном).

В своих мемуарах Аркадий Шипунов вспоминает, что еще в начале работ над новой авиационной пушкой он смог увидеть одну из немногих фотографий готовящегося к испытаниям американского «Вулкана», где его поразило то, что снаряженная боеприпасами лента стелилась по полу, потолку и стенкам отсека, но не была сведена в единый патронный ящик. Позже стало понятно, что при скорострельности в 6000 выстрелов в минуту в патронном ящике в считаные секунды образуется пустота и лента начинает «гулять». При этом боеприпасы выпадают, а сама лента разрывается. Шипунов и Грязев разработали специальный пневматический лентоподтяг, не позволяющий смещаться ленте. В отличие от американского решения, эта идея обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр.

В цель, но не сразу

Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.

Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!

Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».

Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».

Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской , для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.

К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.

Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.

Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 килограммов.

Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 килограммов, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.

И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.

Рождение легенды

Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным Су-24.

Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.

Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.

В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!

Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.

Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 килограммов. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.

Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем сверхзвуковом перехватчике МиГ-31. Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.

Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.