Спортивная акробатика как вид спорта. Акробатическое упражнение: виды, классификация

Упражнения в акробатике бывают статические, когда спортсмен делает сложные элементы без движения, например, стойки и динамические — когда упражнения делаются в движении, однако статические упражнения, например стойки могут быть основой для динамических — колеса, движения разгибом. Сложные трюки могут быть составлены из разных одиночных статических и динамических упражнений, например маховое сальто состоит из шпагата и сальто, рондат сальто — из стойки, переворота и сальто. Акробатические элементы в основном используются в спортивной, художественной гимнастике, спортивной акробатике, но также они являются частью спортивных акробатических танцев, цирковых выступлений, паркура и даже боевых искусств.

Простые упражнения

Акробатические упражнения бывают двух типов — динамические и статические. Динамические делаются в движении с переворотом через голову, статические связанные с удержанием тела в равновесии в различных позициях.

К динамическим акробатическим упражнениям относятся:

  • перекаты
  • кувырки
  • перевороты
  • движения дугой
  • сальто.

Статические акробатические упражнения:

  • стойки
  • мосты
  • шпагаты.

Динамические акробатические упражнения:


Статические упражнения:


Обучение сложным элементам

Сложные акробатические упражнения имею повышенную сложность выполнения и, как правило, состоят из нескольких элементов, таким образом, они «складываются» из разных упражнений и очень зрелищные. Но обучение подобным трюкам занимают месяцы, поскольку они по своей сути сопряжены с возможными травмами, и спешка неуместна.

Маховое сальто вперед

Маховое сальто похоже на темповое сальто (сальто без группировки), это сальто со шпагатом или полушпагатом, вперед или назад. В спортивной гимнастике маховое используется на бревне и вольных упражнениях как специальное требование обязательной программы первого взрослого разряда. Чтобы уметь делать маховое сальто, нужно делать мостик, шпагат, темповое сальто вперед и также динамически делать махи.

Перед маховым нужно разомнуться — бегаем, разминаем спину и растягиваемся, делая складочки на шпагате. Потом делаем махи стоя.

Начинаем обучение с темпового сальто в яму. Потом делаем подготовку к маховому — руки вверх, правая нога перед и делаем мах назад так, чтобы ступня оказалась на уровне головы. Объединяем темповое сальто с махом, стараемся объединить эти элементы с раскрытым шпагатом, когда спортсмен оказывается вниз головой.

Спортсмены паркура часто делают маховое немного через сторону. Это не гимнастическое маховое. Маховое в спортивной гимнастике обязательно прямое, идущее по одной линии, чтобы упражнение можно было сделать на бревне. Также обучение можно проводить на батуте. Но так как это упражнение травматическое — можно повредить спину, шею, упасть на голову, делайте маховое сальто на мягкой поверхности и обязательно со страхующим инструктором на начальном этапе обучения.

Если выучите маховое, можно приступать к обучению более сложного упражнения — махового з поворотом.

Как делать рондат фляк

Рондат фляк — один из главных элементов в акробатике, так как из него входят в винты и двойные сальта. Учимся делать это сложное упражнение.

Бегаем, разминаем спину, растягиваемся, делаем колесо, потом делаем курбеты (стойка на руках, когда ноги падают назад, нужно оттолкнуться руками).

Потом обучаемся рондат фляку (лучше в гимнастическую яму) — делаем колесо, однако когда руки на полу, объединяем ноги и делаем курбет. Через несколько дней отработки этой части упражнения делаем фляк — сначала на краю ямы приседаем, опуская руки и прыгаем назад в яму мостиком, отталкиваемся руками и курбетом становимся на ноги.

Потом два упражнения объединяем — делаем рондат и прыжок в яму, а потом на коврике делаем рондат фляк. Из сложностей — на рондат фляке можно потянуть спину, если быть неподготовленным или недостаточно разомнуться, так как упражнение делается резко.

Винт

Винт — это очень сложное упражнение, доступное только тренированным спортсменам, которые хорошо знакомы с такими специальными упражнениями, как бланш и рондат фляк сальто. Будучи упражнением группы Б, его используют для получения высоких баллов на соревнованиях, чемпионатах разного уровня. В зависимости от уровня спортсмена, можно делать два или даже три винта.

Винт нужно обязательно делать под присмотром тренера, или же хотя бы спортсмена, который может без труда сделать этот элемент. Сначала разминаемся — растягиваемся, прогибаемся, делаем простые прыжки с поворотом на 360 градусов. Потом на батуте делаем бланш, потом подходим к подводящим упражнениям (упражнения, которые помогают подготовится к исполнению основного упражнения).

После этого делаем бланш с небольшим переворотом, желательно не на батуте, а в яму. Переворот с каждым днем увеличиваем и в конце доводим до 360 градусов. Потом переходим опять на батут. После закрепления упражнения его можно делать на мягкой дорожке или пружинящем мате. Делаем рондат, фляк, бланш, а потом переворачиваемся винтом.

При исполнении винта можно недокрутить в воздухе и упасть, подвернув ногу. Или же можно слишком рано уйти в крутку и это тоже может привести к падению. Поэтому, не смотря на динамику, в воздухе нужен самоконтроль.

Не смотря на то, что акробатика, является занятием, в котором можно сделать спортивную карьеру, в тренировках самое главное — не погоня за результатом, а безопасность. Акробатика устроена так, что результат не может прийти быстро, даже при интенсивных занятиях. Нужны три составляющие — интенсивность, безопасность и время тренировок. Тренируясь, организм развивает мышцы, гибкость, а также перестраивает центральную нервную систему на выполнение точных движений, которые сопряжены с сильными нагрузками.

Универсальный вид спорта, при этом очень красивый и полезный, а главное – доступный каждому. Секции акробатики есть даже в самых маленьких провинциальных городках, но стоит ли выбирать это вид спорта для своего ребенка?

Что такое акробатика?

Это слово на слуху с давних времен, а потому его правильное понятие немного «стерлось», многие путают ее с легкой атлетикой, другие с гимнастикой.

Акробатика, действительно, имеет много общего с гимнастикой, это, по сути, ее разновидность. Упор в этой дисциплине делается на ловкость спортсмена, на гибкость его тела, а также на физическую силу, умение балансировать и высоко прыгать. Отметим, что акробатические навыки быстро «угасают», если ребенок пропускает тренировки. Если он научился плавать однажды, то уже не забудет, как это делать, с акробатикой все в точности наоборот.

С греческого «акробатика» переводится как «карабкаться наверх», раньше акробатами считались исключительно артисты цирка, которые работают высоко под куполом.

Сегодня различают три типа акробатики:

  • Спортивная – сочетает в себе прыжковую, парную и групповую. Прыгун исполняет акробатические прыжки на ковровой дорожке, длина ее 30 метров. Парная и групповая – выполнение сложных трюков несколькими спортсменами.
  • Цирковая акробатика – название говорит само за себя, это исполнение трюков на арене цирка.
  • Специальная акробатика - ее элементы используются в различных танцевальных направлениях.

Полезно ли быть акробатом?

  • Акробатика помогает ребенку «расстаться» с излишками энергии, причем гораздо быстрее, чем любые другие виды спорта, так как сложные трюки требуют максимального количества тренировочного времени. Малыш будет так утомляться, что у него не останется сил на баловство. Вопрос – хорошо ли это?
  • Сильный мышечный корсет и красивая осанка появятся у ребенка уже после первых месяцев тренировок. Особенно это полезно для будущих школьников, которые немалую часть дня проводят без двигательной активности.
  • Маленький акробат будет красиво двигаться и в жизни , у него будет уверенная походка, он легко вскарабкается на дерево или заберется по канату, сможет правильно сгруппироваться при неожиданном падении вне тренировки.
  • Акробатика, как ни один другой вид спорта, развивает координацию, а также сноровку и выносливость.
  • Даже неуклюжий малыш уже после нескольких тренировок начинает ходить правильно, так как этот спорт - отличное средство для тренировки вестибулярного аппарата.

Акробатика лечит и калечит?

Акробатика полезна для здоровья: тренирует сердечную мышц, укрепляет кости и иммунную систему ребенка. Но для многих родителей - это малоубедительно, и они не рискуют отдавать ребенка в секцию по акробатике. Почему?

«Старшему сыну долго не могли выбрать подходящий вид спорта, отказались в свое время и от акробатики, хотя проходили на занятия не меньше года, и ребенок подавал хорошие надежды. На первых же соревнованиях получил травму ноги – трещину кости в двух местах.. Целый год занимался и все было хорошо, а тут переволновался и упал во время прыжка. Я больше не позволила ему вернуться на занятия, по-моему это весьма опасно для детей» - уверена мама десятилетнего Якова, Ольга Нестерук.

Акробатика и правда так опасна, как кажется родителям?

Тренеры по этой дисциплине уверяют, что акробатика не опаснее лыжных гонок или футбола . Поначалу ребенок будет выполнять самые простые упражнения, после года тренировок из простейших движений формируют более сложные, но также безопасные группы элементов. Здесь многое зависит от тренера, он должен очень тонко чувствовать на что способен ребенок, и когда он готов к сложным элементам.

Акробатика не так опасна, как кажется со стороны, на тренировке все упражнения малыш выполняет со страховочным поясом, также используются и другие защитные элементы. Этот вид спорта не считается экстремальным, но только в том случае, если тренером и спортсменами четко соблюдается техника безопасности.

«Удивительно, но дети-акробаты могут годами не получать травмы на тренировках, а потом неудачно упасть дома или на прогулке с друзьями, и все потому, что они решили продемонстрировать свои умения вне спортивного зала. Акробатика без страховки и контроля тренера действительно может быть опасной, донести это до ребенка – задача родителей» - рассказывает тренер дошкольной группы по спортивной акробатике ДЮСШ г. Троицка, Роман Невзоров.

Кому противопоказана акробатика?

Перед началом тренировок стоит показать ребенка врачу, чтобы исключить следующие противопоказания к занятиям акробатикой:

  • Близорукость.
  • Отклонения в работе опорно-двигательного аппарата.
  • Болезни сердца и сосудов.
  • Эпилепсия.
  • Расстройства нервной системы.
  • Бронхиальная астма.

Когда начать тренировки?

В большинстве секций по акробатике детишек принимают с четырехлетнего возраста, при этом родители во время тренировки не покидают спортзала. В раннем возрасте дети еще не утратили природную гибкость, а, значит, заниматься им будет легче. В этом возрасте очень важно не «перенапрячь» малыша, за это отвечает тренер, грамотный специалист сможет определить уровень нагрузки для каждого ребенка индивидуально.

Психологи и педиатры уверены, что самый подходящий возраст для начала занятий акробатикой 6-7 лет, в этом возрасте организм ребенка уже окреп и полностью готов к физическим нагрузкам.

Чему научат малыша?

Будет ходить на руках, прыгать «выше ели» или удивит тройным сальто? Чему же научат малыша в секции акробатики?

Выполнять разного рода прыжки в высоту, с переворотами и сальто, традиционное «колесо» в многократном повторении, одним словом, трюки маленьких спортсменов точно не оставят равнодушными ни одного зрителя, предлагаем вам в этом убедиться – смотрите видео тренировки по детской акробатике.

Ученица 9 класса МОУ "Средняя школа № 13" г. Кимры Тверской области Фурман Анастасия

Виды и элементы акробатики

Скачать:

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

по физической культуре

на тему:

«А К Р О Б А Т И К А»

Выполнила

Ученица 9б класса

МОУ «Средняя школа №13»

Г.Кимры, Тверской области

ФУРМАН АНАСТАСИ я

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

ПЛАТОНОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА

Акроба́тика (греч. ακροβατω - «хожу по краю» -)

Вид физических упражнений типа гимнастических,

Жанр циркового искусства (акробатика силовая, прыжковая и др.),

Вид спорта.

Выделяют спортивную акробатику - соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры. В Международной федерации спортивной акробатики - ИФСА (IFSA; основана в 1973) свыше 30 стран (1993). Чемпионаты мира с 1974, Европы с 1978.

Специальная акробатика (прыжки, падения, перекаты, фляк, рондад, сальто и т. д.) применяется для подготовки спортсменов и бойцов в единоборствах и вырабатывания у них гибкости, ловкости и координации движения.

Виды акробатики:

Прыжковая :

Акробатические прыжки на дорожке длиной 30 метров, не учитывая разбег.

Фляк

Рондад

Сальто

Парная :

Силовая пара - двое юношей.

Смешанная пара - юноша и девушка.

Женская пара - две девушки.

Групповая :

Мужские группы - четверо юношей.

Женские группы - три девушки.

Специальная

Спортивная акробатика - один из популярных и зрелищных видов гимнастики. Ею занимаются, в основном, дети и молодежь, хотя существуют и формы и содержание - доступные различным возрастам.

Специфику акробатических упражнений определяет ряд признаков.

Как и упражнения на гимнастических снарядах, в акробатике они требуют высоких уровней проявления физических качеств, связаны с большим риском (а значит, необходимы уже на более низких квалификационных уровнях определенный волевой настрой, смелость, настойчивость), исходный уровень подготовленности к прыжковым упражнениям более высок и конкретнее выражен, а значит, и та же вестибулярная устойчивость уже должна быть развита хотя бы так, чтобы выполнять вращательные упражнения базового цикла.

Однако сами акробатические упражнения стимулируют развитие всех этих качеств и способностей. Поэтому важно уметь правильно распорядиться имеющимся арсеналом средств.

В массовой акробатике и начальном этапе занятий используются так называемые базовые акробатические элементы, подразделяемые на три основные группы: одиночные, парные и пирамидковые.

В группу одиночных упражнений входят прыжковые и статические элементы. Они связаны с выполнением полных и частичных вращений вокруг фронтальной, передне-задней и вертикальной осей, а также сохранением равновесия в определенных позах. В связи с этим выделяются подгруппы упражнений статического и динамического характера.

К подгруппе статических упражнений относятся:

Мосты и шпагаты - наиболее простые с точки зрения биомеханических условий сохранения равновесия, т.к. в них используется большая площадь опоры и относительно низкое расположение общего центра масс тела. В то же время, для исполнения их требуется высокий уровень подвижности в суставах;

Стойки - упражнения, связанные с сохранением вертикального положения тела «вверх ногами» в различных условиях опоры: кистями, предплечьями, головой, грудью и др. За счет разных способов прихода в положение стойки, форм и способов удержания, сходов с нее и соединения с другими элементами можно создать большой ряд упражнений различной физической трудности и координационной сложности и, соответственно, меньшей или большей доступности для конкретного занимающегося;

Равновесия - относительно небольшой круг упражнений, для которых основой является сохранение определенной позы на одной ноге при разных положениях ногисвободной. При этом требуется очень хорошая подвижность в тазобедренных и суставах позвоночника и вестибулярная устойчивость;

Упоры - определенные фиксированные позы при низком расположении общего центра масс, но высоком, над опорой, расположением плеч. Трудность их различна: наиболее легки смешанные упоры (например, упор лежа или упор стоя на коленях), значительно труднее такие, в которых требуется проявление силы и гибкости при одновременном силовом напряжении (например, упор углом, упор высоким углом).

Для упражнений динамического характера , которые могут выполняться на месте или в движении, главной характерной особенностью являются «переворачивания» в определенном направлении и с обусловленным количественным выражением его: вперед, назад и в сторону, полуоборотом и полным вращением, с отталкиванием и без отталкивания руками, а также с сохранением заданной позы или изменением ее. К ним относятся:

Перекаты и кувырки - вращательные движения с последовательным касанием опоры при частичном или полном переворачивании через голову; могут выполняться в группировке и согнувшись или прогнувшись в полетной фазе, когда выполняются прыжком или с разбега;

Полуперевороты - движения с частичным вращением тела и переходом из одного положения в другое, как правило, сменой стоек; например, из стойки на руках медленный переворот вперед в стойку руки вверх, или: из основной стойки прыжком стойка на руках (по сути, полупереворот вперед), из стойки на руках толчком руками прыжок в стойку на ногах (так называемый курбет);

Перевороты - наиболее представительный и разнообразный вид упражнений, включающий полное вращение через голову, но разделенный промежуточной опорой руками или руками и головой, одной рукой; различаются по скорости вращения (быстро или медленно), способу выполнения (с места, с разбега, прыжком, с прыжка-подскока, называемого «вальсет»), а также по заданному конечному положению (на одну или две ноги, в остановку или в переход на следующий элемент);

Сальто - базовый вид акробатических прыжков со сложной технической структурой, предусматривающей полное вращение в безопорном положении через голову;разновидности сальто определяются направлением вращения (вперед, назад, в сторону), положением акробата в полете (в группировке, согнувшись, прогнувшись, в полугруппировке), а также объединением с поворотами и количеством вращений.

Вторая группа элементов - парные упражнения - предполагают взаимодействия двух акробатов. Парные упражнения могут быть женскими, мужскими и смешанными. По содержанию и характеру это - балансирования и вольтижные упражнения. Среди упражнений в балансировании различаются:

Входы и наскоки - важные, хотя и вспомогательные, движения, позволяющие верхнему партнеру принять исходное положение на какой-либо части тела нижнего для начала основного упражнения; в зависимости от способа принятия исходного положения и фиксируемой позы действия обоих партнеров в разные моменты приобретают главенствующую роль или выполняют сопутствующую функцию, но всегда в четкой согласованности друг с другом. Сами же входы и наскоки осуществляются силой, прыжком, броском - с разных направлений (спереди, сбоку, сзади) и с разной ориентированностью конечных положений нижнего и верхнего - совпадающей и не совпадающей;

Поддержки - выполняются верхним при опоре на нижнего (на руках, на ногах, на спине, на груди) - с устойчивой фиксацией позы. Сложность поддержек зависит от построенной фигуры, определяющей взаимное расположение звеньев тела и проекцию центра масс по отношению к площади опоры (а в связи с этим и величину усилий нижнего партнера), способом поддержки (захват звена, ширина, удобство, устойчивость опоры верхнего и нижнего - в отдельности и во взаимосвязи), а также высотой расположения верхнего по отношению к нижнему;

Упоры, стойки, равновесия - общие характеристики которых даны при описании первой группы упражнений, кроме того, имеют сходство с поддержками; но они, как правило, более сложны и более разнообразны как по форме фиксируемых поз, так и по способам прихода в требуемую позу и фиксации ее. Они выполняются толчком, силой, махом, с поворотом; с опорой на руках или одной руке, на ноге, плече, голове; с разным положением нижнего: стоя на колене, в основной стойке, в выпаде, лежа на груди или спине, в приседе и т. п.;

Взаимные перемещения партнеров - необходимы для смены элементов в композиции. Они могут быть последовательными или одновременными; при смене позы верхнего нижний может свою позу не менять или действия их могут быть противоположны; темп взаимных перемещений может совпадать или специально варьироваться «независимо»; характер работы также бывает весьма разнообразным: преодолевающий силовой или рывковый, уступающий и статический - причем в самых разных сочетаниях. Естественно, для выполнения перемещений и взаимных их сочетаний партнеры должны иметь высокий уровень физической подготовленности и координационных способностей, реализованных в специальной технике выполнения.

Вольтижные упражнения представляют собой действия, связанные с бросками и ловлей партнера. Требования к физической и двигательной подготовленности занимающихся здесь наиболее высокие по сравнению с другими видами упражнений. Возрастают значительно и требования к согласованности действий при отталкиваниях, балансировке в позах, фиксируемых после полетов; от каждого из партнеров требуется безукоризненное владение своими действиями и чуткое реагирование на действия партнера; при этом если верхний обеспечивает безопасность четкостью своих действий, то нижний, кроме этого, еще и страхует верхнего и, в определенной мере, себя во время ловли партнера, обладающего немалым количеством движения.

Основными видами вольтижных упражнений являются подкидные прыжки и соскоки, входы прыжком и броском, смены поддержек с фазой полета без вращений и с вращениями, повороты и обороты, полуперевороты и сальто. Все они выполняются с применением разных способов отталкиваний (и нижним и верхним), приходов в требуемую позу, согласованную между партнерами; с разной степенью физической трудности, технической сложности и психической напряженности.

Третья группа базовых упражнений - упражнения пирамидковые . Они выполняются тройками, четверками или большим количеством акробатов и включают элементы балансового и вольтижного характера.

Пирамидковые упражнения, как правило, состоят из различного рода акробатических стоек и поддержек, смена которых путем перемещения участников, а также «входов» и «сходов» - создает впечатление динамичности действа, позволяет строить фигуры различной сложности и выразительности.

С точки зрения необходимости внедрения таких упражнений в широкие массы занимающихся весьма важными оказываются следующие особенности:

1) возможность участия различных по подготовленности, возрасту и полу акробатов с соответствующим разделением двигательных ролей;

2) построение пирамиды как управляемый процесс, облегчающийся оговоренными сигналами и командами руководителя, а также музыкальным сопровождением;

3) широкий диапазон трудности и сложности пирамид, определяющий возможность различного по количеству участия в них занимающихся и доступность их детям дошкольного и школьного возрастов, молодежи и квалифицированным спортсменам;

4) отсутствие необходимости в специальном оборудовании и возможность построения на естественных травяных лужайках и площадках;

5) достаточно высокая эффективность как средства общефизической подготовки и формирования должной мотивации к регулярным занятиям;

6) возможность художественного оформления, выразительности и зрелищности как средства воспитания эстетических вкусов и творчества.

Для занятий и соревнований по спортивной акробатике, как и в спортивной гимнастике, разработана классификационная программа, адресованная широким массам - школьникам, учащимся средних специальных учебных заведений, студентам. Составлена она таким образом, чтобы создать максимум возможностей для занятий, исключить ненужные условности в организации и проведении соревнований, сделать более достижимым выполнение разрядных нормативов и получение заветного значка спортсмена-разрядника.

Очень важно, что к соревнованиям допускаются участники с 7-летнего возраста (имеющие разрешение врача).

Акробатика - это и спортивная дисциплина и жанр циркового искусства. Кроме того, многие ее элементы проникли в другие виды спорта: парашютный, лыжный.

История акробатики

Акробатика появилась за много лет до нашей эры. Первоначально акробатами называли не только спортсменов, занимающихся этим спортом, но и различных канатоходцев, танцовщиков, актеров. Упоминания о них есть в древних текстах, изображения можно увидеть на древних фресках, барельефах. До наших дней дошли истории об акробатических играх с быками на острове Крит в 1500 до н. э.

В Древней Руси скоморохи использовали многие акробатические приемы для своих представлений: прыжки, перевороты. Но на профессиональный уровень этот вид спорта вышел лишь в начале XX века. В 1939 году В СССР была создана всесоюзная федерация спортивной акробатики и состоялся 1-й всесоюзный чемпионат.

В XVI-XVII вв. акробатика начинает развиваться в двух направлениях: цирковая и спортивная.

Много лет спортсмены-акробаты добиваются включения этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Но пока этот вид спорта остается на уровне федеральных и международных соревнований.

Оборудование и снаряжение для акробатики

Одно из преимуществ акробатики то, что этот вид спорта не требуют специального зала и сложного оборудования. Можно заниматься даже дома, расстелив плед или небольшой матрасик.

В спортивном зале применяются следующий инвентарь: маты, батут, трамплины, дорожки.

Для отработки основных акробатических элементов раскладывают 1 - 3 мата (длина 3 м., ширина 1.5м., толщина 10 -15 см.).

При обучении прыжкам для страховки используется пояс с кольцами, сквозь которые пропускают веревку.

Занятия по акробатике всегда должны проводиться в условиях, исключающих какие бы то ни было неприятные неожиданности и не допускающих возникновения травм у занимающихся. Для этого, прежде всего, необходимо вести систематический контроль за местами, где проводятся занятия. Содержание мест занятий, оборудования и инвентаря в хорошем состоянии, соблюдение санитарно-гигиенических норм имеют большое организующие и воспитательное значение для успешной работы с занимающимися.

Отдельные элементы, такие как равновесие, полушпагат, шпагат разучиваются на полу. А для выполнения акробатических отдельных прыжков можно использовать трамплин или гимнастический мостик стандартного размера.

Акробатический инвентарь всегда надо содержать в хорошем состоянии. Перед занятием следует тщательно проверить рабочую поверхность дорожек, мостиков и не допускать на них неровностей и шероховатостей. Не пользоваться неисправным инвентарем. Одним из условий его сохранения является обязательной организованной уборки мест занятий, что позволяет еще раз проверить состояние инвентаря и подготовить его для последующего занятия.

В процессе занятий большое внимание следует обращать на обеспечение личной страховки, особенно при выполнении рискованных элементов, представляющих некоторую опасность для жизни. Кроме того, уже на самых ранних этапах обучения необходимо прививать узанимающихся навыки самостраховки, приучать их самостоятельно ориентироваться в пространстве и самим выходить из рискованных ситуаций.

Акробатика применима и в медицинских целях - для развития координации и гибкости.

Над акробатами подшучивают, что они при падении, подобно кошкам, всегда приземляются на ноги. В результате занятий акробатикой увеличивается двигательный опыт. Неслучайно в словаре слово «акробат» объясняется не только, как спортсмен, но и просто ловкий, быстрый человек.

Заключение

Использование средств акробатики в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций приобретает всё более широкий размах. Это объясняется тем, что установлена зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве и вестибулярной устойчивости.

Общие требования безопасности во время занятий акробатикой:

Учащийся должен:

Пройти медицинский осмотр и заниматься в той медицинской группе, к которой он относится по состоянию здоровья;

Иметь опрятную спортивную форму (трусы, майку, футболку, спортивный костюм, трико, чистую обувь – кеды, кроссовки), соответствующую погодным условиям и теме проведения занятия;

Выходить из раздевалки по первому требованию учителя;

После болезни предоставить учителю справку от врача;

Присутствовать на уроке в случае освобождения врачом от занятий после болезни;

Бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и использовать его по назначению;

Иметь коротко остриженные ногти;

Знать и выполнять инструкцию по мерам безопасности.

Учащимся нельзя :

Резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале;

Вставлять в розетки посторонние предметы;

Пить холодную воду до и после урока;

Заниматься на непросохшей площадке, скользком и неровном грунте.

Требования безопасности перед началом занятий:

Учащийся должен:

Переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

Снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т.д.);

Убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;

Под руководством учителя приготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;

С разрешения учителя выходить на место проведения занятия;

По команде учителя встать в строй для общего построения.

Требования безопасности во время занятий:

Учащийся должен:

Внимательно слушать и чётко выполнять задания учителя;

Брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

Во время передвижений смотреть вперёд, соблюдать достаточный интервал и дистанцию, избегать столкновений;

Выполнять упражнения с исправным инвентарём и заниматься на исправном оборудовании.

Учащимся нельзя:

Покидать место проведения занятия без разрешения учителя;

Толкаться, ставить подножки в строю и движении;

Жевать жевательную резинку;

Мешать и отвлекать при объяснении заданий и выполнении упражнений;

Выполнять упражнения с влажными ладонями, резко изменять направление своего движения.

Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях:

Учащийся должен :

При получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

С помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

При возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

По распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

Требования безопасности по окончании занятий:

Учащийся должен:

Под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

Организованно покинуть место проведения занятия;

Переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

Вымыть с мылом руки.

Спортсмены акробаты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях; разнообразие видов (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься юношам и девушкам с различными физическими данными.

§ Цирковая акробатика

Цирковая акробатика - это совокупность цирковых номеров, характеризующихся определенными средствами и только им присущими действенными признаками. В цирке акробатика занимает доминирующее положение. Акробатическими приемами владеют и гимнасты, и жонглеры, и даже клоуны. Виды цирковой акробатики можно подразделить на две группы:

  • 1. Динамическая (переворачивания тела: сальто, пируэты, перекаты).
  • 2. Статическая (сохранение равновесия в различных положениях).

Виды цирковой акробатики постоянно изменяются и развиваются: прыжковая, силовая, конная, вольтажная, воздушная, пластическая, комическая, рейнское колесо - на этом снаряде исполняются спирали или прямые перекаты, а во время движения колеса - акробатические и гимнастические элементы. Рейнское колесо представляет из себя 2 обода из стальных трубок, соединенных между собой скобами, с захватами для рук и ног. В зависимости от веса спортсмена размеры колеса могут быть от 1,5 до 2,2 м в диаметре и от 0,4 до 0,6 м по ширине. Техника прямых перекатов на рейнском колесе состоит в том, что колесо должно двигаться с равномерной скоростью, а в определенном месте должно остановиться. При исполнении спиралей колесо касается пола только одним ободом и движется почти по круговой орбите. Подготовка и тренировка акробатов осуществляются по обычному разделению года на 3 этапа. Во время подготовительного этапа изучаются новые элементы и упражнения. Соревновательный период начинается с соревнований на низшем уровне и кончается национальными и мировыми чемпионатами. Среди цирковых акробатов отдельно выделяются китайские акробаты.

§ Спортивная акробатика

Решающие шаги в целях окончательного разделения спортивной акробатики от показательных выступлений были предприняты в 1960 г. Были отменены соревнования специальных групп на ковре и в воздухе. В правилах однозначно определены лишь немногие снаряды, которые можно использовать на соревнованиях. В последующие годы спортивная акробатика стала одним из самых зрелищных видов спорта.

Спортивная акробатика - вид спорта, соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.

Спортивная акробатика - вид спорта, соревнования в выполнении акробатических упражнений, включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, батут и парные или групповые упражнения (см. в приложении).

В спортивной акробатике различают следующие дисциплины:

ь солисты выполняют акробатические прыжки, например сальто вперед прогнувшись, рондат, флик-фляк, сальто назад прогнувшись и т.д.;

ь пары (женские, мужские и смешанные), выполняющие статические или динамические упражнения и броски, комбинируя их с гимнастическими и акробатическими прыжками;

ь группы (женские группы по 3 человека и мужские по 4 человека) - исполнение статических пирамид или бросков, в качестве переходов для эстетического комбинирования упражнений используются гимнастические элементы;

ь прыжки на батуте.

Таким образом, соревнования по спортивной акробатики заключаются в выполнении комплекса упражнений с сохранением равновесия и вращения тела. Баллы за исполнение начисляются по той же системе, что и в спортивной гимнастике. Техника исполнения акробатических прыжков (прыжковая акробатика) аналогична технике исполнения вольных упражнений в спортивной гимнастике. Работа пар представляет собой согласованное чередование статических и динамических элементов. Для этого необходимо, чтобы верхний, более легкий партнер учитывал действие законов физики, а нижний партнер их разумно применял. Для исполнения вольтажей нужна особая техника. Вольтаж - это бросок верхнего партнера (нижним партнером) с рук на ноги или наоборот. Вольтажи можно сочетать с сальто и поворотами вокруг продольной оси.

В групповой работе различие между статическими и динамическими упражнениями еще явственнее, чем в работе пар. Необычайно развитое чувство равновесия у спортсменов является предпосылкой статической пирамиды. Пирамида должна быть построена и зафиксирована таким образом, чтобы основная нагрузка приходилась все время на центр тяжести всей пирамиды. Приняв стойку на руках, верхний партнер должен занять строго вертикальное положение, чтобы воображаемая вертикальная ось проходила от кончика пальцев на ногах до кистей рук. Техника исполнения динамических упражнений похожа на упражнения пар с бросками. Во время броска партнер выполняет вращение вокруг вертикальной, горизонтальной и продольной осей.

Как спортивная, так и цирковая акробатика требует соответствующего материального обеспечения для проведения тренировок и соревнований. Это касается основных и дополнительных снарядов и одежды.

Маты для акробатики делают из 15-мм войлока размером 12х12 м. Дорожка для прыжков на резиновой основе с войлочным покрытием, размером 1,5x25 м, длина разбега - 10-15 м. Ширина дорожки обозначена белыми полосами. В СССР была разработана специальная дорожка для прыжков, которая по всей своей длине обладает теми же характеристиками, то и мостик. К тренировочным снарядам относятся ручные и потолочные лонжи. Потолочные лонжи используются преимущественно для тренировки особо трудных элементов в работе пар и групп, а также в прыжках на трамплине, ручные лонжи - при исполнении акробатических прыжков.

В качестве дополнительных снарядов используются бублики, шапочки и подушечки, которые можно применять и во время соревнований.

Женщины носят гимнастические купальники, мужчины - длинные гимнастические брюки и майки; гимнастические тапочки обязательны.

Спортивная акробатика входит в Международную Федерацию гимнастики (FIG) наряду со спортивной, художественной и общей гимнастикой, а также спортивной аэробикой.

Как разновидность спортивной акробатики, в последствие выделившиеся в самостоятельные виды спорта, можно выделить лыжную и парашютную акробатику.

§ Лыжная акробатика

Это один из элементов лыжного фристайла. Спортсмены совершают прыжки и сальто с трамплинов. Очки начисляются за технику отрыва, высоту и длину полета, форму элементов и приземление. В лыжной акробатике спортсмены со специально спрофилированного трамплина совершают серию из двух различных по сложности прыжков. Трамплины бывают 3 видов: большой (тройной) (высота 4,05 м, уклон 70°); средний (двойной) (3,5 м, 65°); малый (сальтовый) (2,1 м, 55°). Гора приземления должна быть покрыта рыхлым снегом. Очки начисляются за технику отрыва от трамплина, траекторию полета, фигуру и приземление. 5 судей оценивают фигуру (из 7 баллов), 2 судей оценивают приземление (из 3 баллов). Наибольшую и наименьшую оценку за полет отбрасывают, оставшиеся 3 оценки суммируют. Из оценок за приземление выводят среднюю оценку и умножают ее на 3. Полученные суммы за полет (максимум - 21 балл) и приземление (максимум - 9 баллов), складывают и умножают на коэффициент сложности элемента. По наибольшему числу баллов определяется победитель. На данный момент, неофициальным рекордом является сумма баллов - 268.7.

§ Парашютная акробатика

При выполнении элементов парашютной, или купольной, акробатики парашютисты образуют фигуры, входя в непосредственный контакт с другими спортсменами. В арсенале любого типа акробатики большое количество трюков, различных по сложности и зрелищности. Все они базируются на основных типах движений: кувырки вперед и назад, стойки на руках, перевороты. Как и любой вид спорта, при выполнении занятий по аэробике требуется соблюдение правил безопасности. В основном, это касается одежды для занятий и обустройства зала. На тренировках запрещено занимать в неспортивной одежде и обуви, необходимо снимать часы, цепочки, браслеты.

В последнее время усилился интерес к акробатике. Причем не только как к зрелищному виду спорта, но и как к упражнениям, которые можно освоить дома самостоятельно. В связи с этим у многих возникает вопрос о том, что такое акробатика. Какие упражнения можно считать относящимися к ней? Чем именно можно заниматься дома самостоятельно?

В этой небольшой статье рассказывается о том, что такое акробатика. Здесь даются советы о том, какими упражнениями можно заняться дома, если позволяет здоровье.

Обратите внимание, что перед занятиями следует проконсультироваться со своим лечащим врачом, ведь даже малышам для тренировок в секции принято выдавать справку, разрешающую нагрузки.

Значение слова

Прежде чем приступить к вопросу о том, о каких упражнениях идет речь, следует рассказать о значении слова «акробатика». Принято считать, что оно пришло из греческого языка и означает «ходить по краю». То есть даже в том, как пишется слово «акробатика», заложено понимание сути спорта. Оказывается, что в нем важна осторожность, ловкость и аккуратность.

Часть слова «акро-» означает «край», а часть «батик(а)» - «ходить», «топтать». Если запомнить это, то можно запомнить и то, как правильно пишется слово акробатика.

Где можно увидеть такие упражнения?

Наблюдая за представителями самых разных видов спорта, мы на самом деле довольно хорошо представляем себе, что такое акробатика. Дело в том, что ее элементы широко используются в фигурном катании, художественной гимнастике, чирлидинге, спортивной гимнастике и аэробике, батутном спорте, прыжках в воду и т. д. Многочисленные пируэты, вращения, равновесия - все это нам хорошо знакомо как зрителям.

Вообще акробатическими - в широком смысле слова - считаются такие упражнения, для выполнения которых требуется развитие способностей тела. Имеются в виду гибкость, растяжка, прыгучесть.

Однако это слишком широкое понимание уводит от понимания того, что такое акробатика. Ведь так любой прыжок в высоту можно причислить к этому виду спорта.

Прыжки

Чтобы понять, что такое акробатика, нужно представить себе, в первую очередь, сальто с переворотом через голову. Спортсмен или артист может прыгать, касаясь руками пола, может использовать лишь одну руку. Но прежде всего это скачки без касания земли. Двойное сальто - это двойной переворот через голову, а тройное, соответственно, - тройной переворот. Когда-то его называли «сальто мортале», то есть «прыжок смерти». Это было вызвано тем, что исполнялся он только единичными мастерами.

Наверное, со сложными прыжками в первую очередь и ассоциируется акробатика (фото можно увидеть ниже).

Подобные кульбиты через голову могут выполняться с разными положениями рук и ног, а также подразумевать дополнительные повороты в разных плоскостях.

Перевороты с касаниями земли широко используются в художественной гимнастике, без касания - в спортивной гимнастике, чирлидинге и аэробике.

Равновесия

Равновесия - это другая группа акробатических упражнений. В отличие от прыжков, они являются статичными. Под этим подразумевается то, что спортсмен принимает позу неустойчивости, демонстрируя гибкость, силу и ловкость. При этом он сохраняет равновесие.

Самым знакомым подобным трюком является так называемая «ласточка», когда нужно поднять ноги, прогнуть спину, широко расставить руки в стороны и сохранять неподвижность.

Подобные упражнения могут исполняться не только и не столько на полу. Профессионалы делают это «в воздухе» (это воздушные гимнасты), с опорой на другого спортсмена (это станты в чирлидинге, элементы аэробики, художественной гимнастики, поддержки в фигурном катании и т. д.).

Вращения

Наконец, вопрос о том, что такое акробатика, не может обойтись без упоминания многочисленных видов вращений. Это такие упражнения, которые могут включать в себя и прыжки, и равновесия.

Любому с детства знакомы кувырки через голову вперед и назад, перекаты «ежиком» с ног на спину, катание «колбаской» с вытянутыми руками и ногами - все это азы акробатики. В самом сложном варианте, на пике мастерства и границе человеческих возможностей, вращения выполняются на льду фигуристами, спортивными и художественными гимнастами.

Для того чтобы исполнять элементы высокой сложности, спортсмены обучаются годами, развивая гибкость, силу, ловкость, тренируя работу вестибулярного аппарата.

Занятия акробатикой с детьми

После одобрения врача любые родители могут осваивать с ребенком простейшие упражнения дома. Акробатика для детей - это прекрасная возможность развивать концентрацию, волю к достижению цели, дисциплину. О пользе для здоровья и осанки этих занятий не стоит и говорить.

Однако помните, что ребенок должен быть подготовлен к ним, а для этого, прежде всего, необходимы длительные пешие прогулки. Они помогут развивать выносливость, укреплять мышцы и поддерживать развитие сердечно-сосудистой системы.

Кроме того, любой ребенок, чьи родители хотят приучить его к акробатике, должен с легкостью осваивать доступные виды спорта: кататься на велосипеде, плавать, бегать на лыжах, с легкостью взбираться по лестнице. Все это развивает реакцию, темп движений, чувство тела, координацию, волю к освоению нового, терпение, устойчивость к неприятным или болевым ощущениям.

Шпагат

Одной из первых «вех» в освоении акробатики является шпагат (поперечный и два продольных - на обе ноги). Для того чтобы ребенок сел на шпагат, нужно регулярно заниматься «подводящими» упражнениями:

  • «Складочка». Ребенок сидит на полу с прямыми ногами и наклоняется вперед с прямой спиной, вытянув руки. Это упражнение на растяжение спины и мышц ног. Главное при его выполнении - качество. Спина и ноги должны быть прямыми, подбородок направлен вперед, носки натянуты. Можно помочь ребенку, слегка надавив на его спину (но не на позвоночник!) или на бедра выше колен (но не на сами колени!).
  • «Бабочка». Ребенок сидит на полу с широко расставленными ногами, затем сгибает обе ноги и подвигает пятки как можно ближе к корпусу тела. Затем он одновременно надавливает руками на колени и наклоняется вперед. Здесь также важно сохранять спину прямой.

После этих и аналогичных упражнений можно «тянуться» на шпагат, постепенно, стараясь приблизиться как можно ближе к полу, и в конце концов сесть на него. При регулярных и качественных занятиях дети довольно быстро осваивают его. Некоторые уже через одну-две недели.

Мостик

Это, казалось бы, простое упражнение также дается далеко не всем с первого раза. Но именно при его освоении ребенок постепенно начинает понимать, что такое акробатика, даже не зная этого слова.

Дело в том, что мостик предполагает не только гибкость спины и силу рук, но и способность оказаться вниз головой и удерживать это положение. Подводящими упражнениями являются следующие:

  • «Кошка-собачка». Ребенок стоит на четвереньках и то выгибает спину вверх, убирая голову между рук, то прогибает ее вниз, высоко поднимая при этом подбородок. Это начальное упражнение для разогрева спины.
  • «Дракончик». Ребенок лежит на животе и прогибает спину, поднимая плечи и опираясь на руки. Упражнение нужно сделать около десяти раз.
  • «Колечко». Отличается от предыдущего тем, что нужно согнуть в коленях ноги и постараться коснуться головы, а в дальнейшем - лба или ушей. При этом важно регулярно «скидывать спину» - то есть делать обратный сгиб: наклоняться животом к коленям.
  • «Возим песок». Для укрепления рук и пресса очень хорошим упражнением является хождение на руках. Тело ребенка расположено горизонтально, он опирается на руки, а взрослый поддерживает его ноги. В этом положении нужно пройти как можно дольше.

После этого комплекса упражнений можно переходить к пробам сделать всем известный мостик. Важно добиться полного выпрямления рук и устойчивого положения стоп, когда пятки не отрываются от пола.

Умение делать мостик значительно продвигает ребенка в акробатическом мастерстве, подготавливает его к другим упражнениям, развивает вестибулярный аппарат и координацию движений, учит преодолевать страх измененного, неестественного положения тела.

Упражнения для взрослых

Акробатика для взрослых на начальном уровне мало чем отличается от упражнений для детей. Преимуществом взрослых при этом является сформированность мышечной системы и пропорции тела (у детей, в сравнении со взрослыми, короткие руки и ноги, что значительно осложняет выполнения многих упражнений).

Однако минусом взрослых является «накопленные» заболевания, а также менее податливое и послушное тело. Конечно, регулярными занятиями можно достигнуть многого, но преимущество здесь, конечно, на стороне детей.

Занятия акробатикой требуют регулярности и непрерывности, ежедневности. В этом виде спорта, как ни в каком другом, перерывы ощутимо сказываются на результатах. Зато и любые усилия, даже десятиминутные занятия, дают о себе знать довольно быстро.