Уральские казаки старообрядцы на берегах амударьи. Уральцы или русские-старообрядцы

Казак происходит от тюркского казак (удалец, вольный человек). В Российской империи особое воинское сословие, обладающее своими правами и преимуществами, обязанное выставлять сравнительно большее, чем прочее население, число строевых частей, главным образом кавалерию, но также пехоту и артиллерию. Каждый казак обязан иметь собственную лошадь, обмундирование, снаряжение, амуницию, получая от казны лишь огнестрельное оружие.

В связи с колониальной экспансией Московского государства на юго-восток во второй половине XVI в. по среднему и нижнему течению р. Урал (Яик) появилось Яицкое казачье войско, переименованное после восстания Е. Пугачева (1773-1775 гг.) в Уральское, с центром в г. Уральске. Оно состояло из двух общин: собственно Уральской (от станицы Бородинской до Каспийского моря) и Илецкой (от трех станиц, смежных с Оренбургским войском).

Уральские казаки воспротивились утверждению нового устава военной службы и общественного хозяйственного управления в Уральском войске, которые были объявлены им 9 марта 1874 г. Согласно ему, значительно увеличивались воинские повинности, сокращались права на самоуправление и казачьи вольности. За участие в волнениях было арестовано и препровождено в Туркестанский край к июлю 1876 г. 2 075 казаков, разжалованных в сословие сельских обывателей. Они были размещены в Казалинске и форте Перовском, подчинены воинской дисциплине (которую они саботировали) и содержались за счет местного бюджета.

В сентябре 1876 г. был издан приказ о распределении уральцев по городам и фортам Туркестанского края, а осенью 1877 г. с Урала были высланы их семьи. Первая партия, более 1000 повозок, была размещена в Казалинском лагере, вторая в Петроалександровске. Ни одна из уральских казачек не пожелала сознаться, где находится ее муж или сын. На все вопросы отвечали: не знаю. Тогда часть оставили в фортах, часть отвезли в Самарканд, Чиназ, Чарджоу, Пенджикент, Аулие-ату и др., где позднее или мужья переезжали к женам, или жены к мужьям. Большая часть уральских казаков была поселена в Амударьинском отделе Сырдарьинской области.

В 1883 г. они были амнистированы, раскаявшимся было разрешено вернуться на родину. «Как нас пригнали сюда силой, так пусть и возвращают под конвоем, а раскаиваться мы не будем» - был ответ казаков. Но часть уральцев уехала. Оставшиеся могли селиться в любых пунктах Туркестана выбрали Петроалександровск, Нукус, Заир, Ташкент и др.

Уральские переселенцы занимались в основном рыболовством на Амударье, внутренних озерах и Аральском море. Собираясь в рыбачьи ватаги, они строили ледники на Куке и в устьях Улькундарьи, где солили рыбу впрок, готовили рыбные продукты: икру, балык, вяленую рыбу, вязигу, рыбий жир, клей и др. В дельте Амударьи зажиточные уральцы организовали 28 рыбопромысловых ледников и взяли в свои руки все рыболовство, монополизировали торговлю рыбы в Туркестанском крае и за его пределами. Занимались они также охотой, часть ростовщичеством, торговлей хлебом, скотом, сахаром, керосином. Имелись среди них и владельцы хлопкозаводов. Уральские казаки старались жить изолированно, но в дружественных отношениях с местным населением, обогатили свой русский язык со всеми его диалектными особенностями лексическим материалом тюркских языков. Сохранили богатый фольклор и духовное песнопение, которыми очень гордились. Строго сохраняли в семейном укладе типичные черты старого быта и патриархальных отношений. Жили большими семьями. По казачьим традициям игрались свадьбы и справлялись похоронные обряды. Обучение детей проводилось в домашних условиях, по старинным учебникам и книгам.

Сохранилась у уральцев и самобытная одежда. Мужское одеяние функционально связано с рыбным промыслом. Интересна женская одежда это сарафаны покроя старинной русской ферязи, головные уборы и волосники, именные пояса. Своеобразные свадебные наряды.

Прочность традиционных форм в быту и обрядах была обусловлена в значительной мере старообрядческим вероисповеданием, а также присущим казачеству консерватизмом, неприятием всего нового. Они не признавали врачей, отказывались от прививок, что, в частности, привело в 1889 г. к эпидемии оспы ввиду решительного отказа их от врачебного вмешательства. События 1917 г. почти не коснулись уклада жизни уральцев, характера трудовой деятельности.

Уральские казаки были староверами, или старообрядцами, направления, состоящего из многочисленных группировок, толков, течений, возникшего в результате раскола в русской православной церкви во второй половине XVII в. Среди уральских казаков Средней Азии были распространены в основном три ветки старообрядчества: беглопоповцы (поповский толк), не приемлющие священства. Белокриниченской иерархии, приемлющие священство поповцы и беглопоповцы.

В 1948 г. они подали ходатайство и зарегистрировали свою старообрядческую общину, сохраняя преданность принципам своей веры.

К середине XX в. с учетом особенностей рода занятий, жилищ и обычаев выделились три группы турткульская, нукусская и кунградская.

Проживавшие в низовьях Амударьи, на территории современного Каракалпакстана, казаки в связи с резким падением уровня Аральского моря и утратой традиционных видов трудовой деятельности с 1981 г. начали постепенно мигрировать в Волгоградскую область, в гг. Калач, Камышин.

В конце 90-х гг. XX в. в Республике Каракалпакстан проживало: 4 семьи уральцев в Муйнаке, 15 семей в Кунграде, около 20 семей в Турткуле, 25 семей в поселке Рыбачий в районе Нукуса, 5 семей в городах Ходжейли и Тахиаташе, около 50 семей, в основном старики, в поселке Респо около Нукуса.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".

В узбекском городе Нукус до сих пор существует старообрядческая община из потомков яицких (уральских) казаков, сосланных в 1875-1877 гг. по указу императора Александра II после подавления мятежа в Уральском казачьем войске.

Мы дополнили присланную нам статью агентства Фергана ньюс замечательными фотографиями исследователей старообрядчества, найденных в блоге московского старообрядца М.Ю. Панкратова .

Переселение казаков началось в 1875 году из Казалинска сперва в село Первоначальное, потом в Петроалександровск (ныне Турткуль), Чимбай, Кунград, Нукус. Википедия рассказывает удивительные подробности истории России тех лет, которые не входят в школьную программу и едва изучены даже специалистами:

С 1591 года русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых (в 1891 году Войско торжественно отмечало 300 лет служения московскому царю, по этому случаю был заложен храм Христа-Спасителя). В 1632 году была произведена первая перепись яицких казаков, которых оказалось около 900 душ. Яицкие казаки приняли участие в Хивинском походе 1717 года князя Бекович-Черкасского, из которого мало кто вернулся (для Bойска по перепеси 1723 года показавшей чуть больше чем 5000 человек, 1500 погибших было серьёзной потерей).

В 1718 году правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков была объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного атамана назначенным. В 1723 году волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена, после чего войско оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались правительства, как гарантирующего их положение, вторые требовали вернуть традиционное самоуправление. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение…. (см. wikipedia)

На новом месте казаки легко освоились, потому что давно привыкли к двуязычию. Пришлись им по душе и природные условия. В обширной дельте Амударьи они начали заниматься охотой и рыболовством и, как свидетельствуют архивные данные, практически монополизировали рыбный промысел.

Еще не так давно окрестности были рыбацкой мечтой

Быстро изучив навигацию, на своих больших лодках каюках они стали перевозить грузы и пассажиров от Муйнака до Чарждоу, торговать рыбой, хлебом, скотом, сахаром и керосином на базарах в Самарканде, Туркестане, Ашхабаде, Маргилане. Появились среди них и несколько владельцев хлопкозаводов.

Советская власть, утвердившаяся в Хиве в 1920 году, повела наступление на частную собственность и попыталась упразднить религиозные ценности староверов. В ответ казаки подняли восстание, провозгласив Чимбайскую республику, которую поддержал адмирал Колчак из Омска. Чтобы не потерять контроль над ситуацией, красным комиссарам пришлось пойти на временные уступки и дипломатические уловки, отложив репрессии. Но даже коллективизация и террор 30-х годов не разрушили до конца целостности казачьих общин.

Веры своей старообрядцы в Каракалпакстане не поменяли. Члены общины объединялись вокруг молельного дома – Собора. Во главе семьи стоял «старшой» – отец семейства, власть которого переходила к старшему сыну. Старшая в семье женщина управляла хозяйством. Выбор невест для сыновей оставался беспрекословным правом родителей. В начале XX века круг признаваемого родства у уральцев был очень широкий, включая кровных родственников, свойственников и, так называемые, свадебные группировки.

Законность брака признавалась только после совершения всей цепи свадебных обрядов и родительского благословения, которое давалось только при условии принадлежности жениха и невесты к одной вере. В наши дни это правило несколько смягчилось, и молодые казаки иногда женятся и выходят замуж не только за братьев и сестер по вере, но и создают смешанные семьи с представителями других религий и национальностей. Но в ортодоксальных старообрядческих семьях все еще празднуют свадьбы, соблюдая все старинные ритуалы – отгадывание невесты на смотринах, преграда «поезду» жениха, выкуп за новобрачную, круговое хождение молодоженов.

Сохранился в неприкосновенности и похоронно-поминальный ритуал. Хоронят покойных они на своем, «уральском» кладбище. «Страдальцев» – умерших не естественной смертью, не отпевают и не дают им места на общем погосте. Остается в силе запрет на употребление табака, алкогольных напитков, чеснока, чая и кофе, а также мяса скотины, которая не была зарезана самими членами семьи.

Нынешнего настоятеля молельного дома в Нукусе, единственного, по словам старообрядцев в Узбекистане, Савина Ивановича Макарчева, как и положено, выбирали общинным сходом. Хотя в быту дедушку Савина часто кличут «Путиным», за то, что однажды но написал письмо президенту России, рассказав о нуждах своей общины.

Яицкие казаки оказались более стойкими, чем природа

Мне потом ответ из администрации пришел. Написали, приезжайте, как с документами разберетесь, поможем на новом месте обжиться. Да только куда я один подамся? У меня приход тут, соплеменники, могилы родные. Родился тут, и помру на земле родной, – говорит Савин Иванович.

На все, что происходит в окружающей жизни, у деда Савина свои объяснения и комментарии.
- Сказано в Писании, что птицы на лету падать станут и курей есть нельзя будет, смерть от них человеку наступит. А вы про грипп куриный говорите. А еще писано там, что девки стриженые ходить будут, да в портках – как мужчины, вон, как ты нынче…

Уральцы в Каракалпакстане всегда жили в мире и дружбе с местным народом. На Пасху пекли куличей столько, чтобы и соседей угостить хватило, а яйца красили сотнями – соседской ребятне на радость. Нередко выходцы из старообрядческих семей поступали в местные вузы на факультеты каракалпакского языка и литературы, чтобы преподавать в местных школах. Внучка бабы Вали – Оксана – отлично знает и каракалпакский, и английский. А ещё Святое Писание и много казачьих песен из репертуара своей бабушки. Сама баба Валя вспоминает, как полвека назад послушать, как она поет, приезжали старообрядцы со всего Каракалпакстана.

Валюша наша не только Бога славить может, но и столько русских народных песен знает, что Бабкина и Кадышева не слышали, – улыбается дедушка Савин и сам затягивает: «Кругом- кругом да солнце катилось, рядом – рядом бояре все едут…

С тех пор, как началась экологическая катастрофа Аральского моря, казаки начали переселяться обратно в Россию, в основном в Волгоградскую область, где природа напоминает низовья Амударьи. Но уезжают только молодые. Старики берегут могилы предков и священные иконы, которые нельзя вывезти с собой, но ведь нельзя и передать в чужие руки, даже если это руки священников православной церкви. И теплятся свечи в красных углах над древними образами Девы Марии, Николы Угодника и Архангела Михаила. Горят огоньки в окнах низких мазанок на речном берегу в Нукусе, Кунграде, Ходжейли и Турткуле.

Есть крыша над головой, каравай на столе, рыба по праздникам, да чистая рубаха, чтобы ходить в молельный дом, и слава Христу, – говорит дед Савин.

Старообрядческая моленная, г. Нукус, Узбекистан

Аральское море - бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С 1960-х годов объём воды в нём быстро снижается. Забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. Это – настоящая экологическая катастрофа, созданная руками человека.

В Советском Союзе ухудшающееся состояние Аральского моря скрывалось десятилетиями, вплоть до 1985 г., когда М.С. Горбачев сделал эту экологическую катастрофу достоянием гласности. В конце 1980-х гг. уровень воды упал настолько, что все море разделилось на две части: северный Малый Арал и южный Большой Арал. К 2007 г. в южной части четко обозначились глубокий западный и мелководный восточный водоемы, а также остатки небольшого отдельного залива. Объем Большого Арала сократился с 708 до всего лишь 75 км3, а соленость воды возросла с 14 до более чем 100 г/л.

С распадом СССР в 1991 г. Аральское море оказалось поделенным между вновь образованными государствами: Казахстаном и Узбекистаном. Таким образом, был положен конец грандиозному советскому плану по переброске сюда вод далеких сибирских рек, и развернулась конкуренция за обладание тающими водными ресурсами. Остается только порадоватся, что не удалось окончить проект по переброске рек Сибири, потому как неизвестно, какие бы катастрофы последовали за этим. Подробнее читайте по ссылке .

Елена Данилко и Савин Иванович Макарчев

Настоятель молельного дома Савин Иванович Макарчев вместе с гостьей из далёкой Москвы Еленой Александровной Агеевой






12.05.2015 08:51

О том, как живут сейчас старообрядцы в этом регионе, порталу «Окно в Россию» рассказала председатель Русского культурного центра Каракалпакстана Галина Зоркина

Фото: из архива Галины Зоркиной

Сегодня в Каракалпакии - суверенной Республики Каракалпакстан в составе Узбекистана - проживает около 10 тысяч русских старообрядцев. Это потомки переселенных в эти края с Урала в последней четверти 19-го века после мятежа в казаков-старообрядцев Уральского казачьего войска в 1874 году. О современной жизни старообрядцев в Каракалпакии порталу «Окно в Россию» рассказала Галина Зоркина, председатель Русского культурного центра Каракалпакстана.

Живут староверы достаточно обособленно, тесно общаясь только между собой. Контакты с «внешним миром», конечно, поддерживают, но в основном по необходимости, по работе и так далее. Или, в случае смешанных браков, если муж или жена не старообрядцы, хотя такое случается редко. В основном, они женятся на своих. Чужих в свой дом пускают неохотно. Раньше они из своей посуды даже не давали напиться постороннему.

У староверов свой молельный дом, где имеются старинные иконы и церковные книги 17-18 веков. У них есть священник Савин Иванович Макарчев, которому они беспрекословно подчиняются, даже в бытовых вопросах. В молельный дом никого чужого не пускают.

- Говорят, что они, как потомки уральских казаков, называют себя не русскими, а казаками.

Нет, они считают себя именно настоящими русскими, даже более чем мы остальные. Да они считают, что именно они самые настоящие русские, которые сохранили все традиции. А вы, мол, и веру поменяли и в церковь не ходите и на Америку смотрите. Почти у всех есть русские костюмы, которые они надевают на свадьбу и другие праздники. Они говорят: «мы молимся за Россию».

- Есть у них какие-то особенности диалекта, языка?

Диалект отличается от нашего, напоминает старорусский язык уральских губерний России. В их речи преобладает «оканье» и «яканье». Например, чаще всего они скажут «пойтить куда-то», «сухеи дрова», «покушать бы ош етринки (осетрины)». Они вспоминают, что когда было Аральское море, здесь было много осетрины и они 3-литровыми банками продавали черную икру.

Есть и другие специфические особенности, касающиеся уже не языка, а обычаев: например, они не посещают кладбища, после похорон не ходят на кладбища вообще, говорят «велено забыть…». В связи с этим их кладбища очень в запущенном состоянии.

- Где живут старообрядцы в Каракалпакии?

Раньше они в основном жили на берегу Аральского моря - в городе Муйнак. Сейчас там осталось семей 12-15. В настоящее время проживают компактно на окраине города Нукуса - в километрах 20 от центра, там поселок он так и называется уральским. А также проживают в городе Беруни. Они всегда селились на берегу Амударьи и Аральского моря, так как в основном занимались рыболовством.

Жилье у каракалпакских старообрядцев аскетичное, свои дома, огород, держат птицу. Многие живут без телевизора. Но это люди старшего поколения, а молодежь конечно пользуется всеми благами цивилизации - сотовый телефон, компьютер и так далее.

Точных данных о численности сейчас нет, так как многие выехали в Россию - в Волгоградскую область. В настоящее время большинство староверов - люди пожилого возраста, старше 55 лет. И численность варьируется в пределах 10-12 тысяч человек.

- Скажите, а что подвигло Вас заниматься старообрядцами?

Тем, что это люди, резко отличающиеся от нас. Наблюдая за ними в течение многих лет, меня удивляет, с каким упорством они сохраняют свою самобытность.


УРАЛЬЦЫ ИЛИ РУССКИЕ-СТАРООБРЯДЦЫ

Время переселения на территорию Каракалпакии из России с реки Урал - последняя четверть XIX века (1875 г.). Высылка проходила в два этапа. В 1875 году - переселение уральских казаков-старообрядцев, а в 1877 году - семей ссыльных уральцев. Причины высылки: неповиновение новому "Положению о воинской службе, общественном и хозяйственном управлении Уральским казачьим войском" и мятеж в 1874 г. уральских казаков - старообрядцев Уральского казачьего войска.

Расселение и поселения в конце XIX -начале XX веков:

· Поселок "Первоначальное" (с 1875 г.) близ Петро-Александровска (г. Турткуль) (конец XIX в.).

· Уральская слобода в г. Петро-Александровске (г. Турткуль) (конец XIX в.).

· Уральский поселок в селении Нукус (конец XIX в.).

· Поселок Заир Талдыкской волости Амударьинского уезда Сырдарьинской области (нач. ХХ века).

· Поселок Ак Дарья (начало ХХ в.).

· Поселок Кызылжар (начало ХХ в.).

· Поселок Казах Дарья (начало ХХ в.).

· Промыслы Учсай, Урга, Порлытау и другие.

· Муйнак (начало ХХ в.).

· Кунград (начало ХХ в.).

Современное расселение уральцев-старообрядцев Каракалпакстана:

· Турткуль.

· Бируни.

· Нукус и поселок Пристань.

· Ходжейли и поселок Водник (Пристань).

· Кунград.

· Муйнак.

Этническая характеристика. Уральцы-старообрядцы Каракалпакстана представляют отдельную этно-конфессиональную группу (субэтнос), которая обладает:

· Этническим самосознанием (считает себя отдельным народом);

· Самоназванием - уральские казаки (данное самоназвание сохранилось, несмотря на указание в официальных документах и паспортах в графе национальность - русские);

· Определенной территорией расселения и компактностью;

· Конфессиональной особенностью - старообрядчество;

· Особенностью диалекта;

· Спецификой традиционной культуры (хозяйства, жилища, одежды, пищи, семейно- бытовой, календарной и религиозной обрядностью).

Основа хозяйственной деятельности уральцев на территории Каракалпакстана в конце XIX -начале ХХ вв:

· Рыболовство, земледелие, домашнее животноводство (крупный рогатый скот), охота;

· Ремесла - кожевенное (чеботари), плотницкое, печники, кузнечное;

· Промыслы - перевоз грузов по Амударье (каюковождение, /каюк - лодка особой конструкции - автор/), заготовка камыша, торговля, вязание сетей и других рыболовецких снастей, плетение из шия и камыша различных изделий.

Уральцы Каракалпакии относятся к старообрядческому вероисповеданию. В конце XIX - начале ХХ вв. они подразделялись на несколько вероисповедальческих течений. В настоящее время современные уральцы - старообрядцы объединены в одно течение - "беспоповцев", т.е. не приемлют священничество. Они объединены в религиозные общины вокруг молельного дома - "Собора". Службы и религиозные обряды проводит выборный настоятель "Дедушка". Это консервативная и закрытая для посторонних конфессиональная группа старообрядцев.

Уральцы Каракалпакстана представляют собой этноконфессиональную дисперсную группу. Данный субэтнос выделился из группы русского народа - уральских казаков Уральского казачьего войска. Началом формирования дисперсной группы уральцев Каракалпакстана послужила насильственная ссылка части уральских казаков (1875 г.) и расселение их на территории Средней Азии, в частности, в низовьях Амударьи. Насильственный характер миграционных процессов, положение ссыльных поселенцев, обособление от окружающего населения на начальном этапе, а также этнические (выделение из этнической группы уральских казаков), социальные (казачество) и конфессиональные (старообрядчество) факторы повлияли на своеобразие и оформление уральцев (самоназвание - уральские казаки) в отдельный субэтнос.
До настоящего времени уральцы, живущие на территории Каракалпакии, сохранили этническую специфику и своеобразие, которые проявляются в стойком бытовании самоназвания уральские казаки, этническом самоназвании - осознание себя отдельным народом, особенностью диалекта, сохранностью традиций в быту, одежде, пище, семейно - бытовой и религиозно - календарной обрядности.

На территории Каракалпакии уральцы образовали поселения, которые отличались компактностью, и формировались, главным образом, по этническим признакам, кровнородственным и конфессиональным связям, географическим и природно - ландшафтным условиям. В настоящее время такого типа поселения сохранились в Нукусе - поселок Пристань, Ходжейли - поселок Водник (Пристань), Кунграде - старый город, Муйнаке, Бируни, Турткуле. Уральцы этих населенных пунктов сохранили некоторые черты традиционного быта и культуры до наших дней. Отличительная особенность всех поселений уральцев - компактность и неповторимый внешний вид.

Красноречивым примером является старая часть современного поселка Пристань в Нукусе (бывшие Новый и Рыбачий поселки). Усадьбы и дома здесь располагаются вдоль бывшего канала, плотно примыкая друг к другу, они похожи на "глинобитные крепости". Дело в том, что для усадеб характерен полузакрытый тип двора, при котором все надворные постройки плотно примыкают друг к другу, образуя сплошную стену с трех сторон, а с фасада располагают ворота и калитку. Традиционным жилищем уральцев до настоящего времени является глинобитный дом с двускатной камышовой крышей "мазанка", который еще бытует в старых частях расселений уральцев. В таких домах сохранилась традиционная ориентировка (юг, юго-восток), расположение и внутреннее деление пространства, убранство. Основной отличительной особенностью в традиционном жилище уральцев является бревно - основа двускатной крыши. Все дома обделаны в большинстве случаев традиционным способом, который называется "гармалить" (мазать - автор). Два раза в год - весной перед Пасхой и осенью до Покрова - уральцы "гармалят" смесью глины с соломой "саманом" и белят свои "избы". В диалекте уральцев сохранилось и бытует название изба для определения дома и основной комнаты (кухни, передней, гостиной, зала).

Главное место в жилище и быту занимает русская (варистая) печь, которая широко бытует и в настоящее время в связи с ее определенным местом и ролью в семейно - бытовой обрядности, являясь необходимым условием в приготовлении ритуальной (чаще всего поминальной) пищи. Бытуют два вида печи: русская варистая и полурусская печь с плитой. Их прямое назначение в современном быту - приготовление ритуальной пищи. Печь в традиционном жилище уральцев служит основным ориентиром в делении внутреннего пространства. Она делит избу (относительно входа) на две стороны: левую - хозяйственную или женскую; правую - жилую или мужскую.

По диагонали от печи располагается передний угол с иконами - божница (слева от входа). Угол с иконами самое почетное место в доме, он связан с семейно - бытовой и религиозной обрядностью, служит главным ценностным ориентиром. В божницах, на небольших полочках располагаются иконы, металлические складни, распятия, молитвенные книги, свечи, представляя собой домашний иконостас. Прежде чем войти в избу и приветствовать хозяев, гость должен, перешагнув через порог с крестным знамением, совершить молитву, повернувшись к иконам. Но если в доме нет икон, что очень редко бывает в доме уральцев, то вошедший совершает крестное знамение на восток. Категорически запрещается курить в избе, так как табак один из запретных продуктов по старообрядческой вере, как, впрочем, чай и чеснок.

В домах уральцев, особенно старожилов, еще можно встретить традиционное убранство и утварь, самодельную деревянную мебель - столы, лавки, табуретки, навесные полки, кровати, сундуки, ящики для продуктов "чувалы". В домашнем обиходе старожилов все еще бытует деревянная посуда и различная утварь: ложки, крынки кадушки, корыта, которые были необходимым условием на поминальном столе, что связано с конфессиональным запретом на металлическую посуду.

Ярко и самобытно по сегодняшний день сохранились традиции, связанные с пищевым рационом уральцев. Большая сохранность традиционных блюд у уральцев объясняется, прежде всего, символическим значением некоторых компонентов пищи в семейно - бытовой и календарной обрядности. Специфика хозяйства и природно - географические условия Каракалпакстана определили этническую модель питания, в которой все пищевые продукты распределялись по степени ценностной значимости. В настоящее время эта система пищевого рациона сохранилась в ритуальной сфере, как важнейший символический компонент семейно - бытовой обрядности. Основное место в пищевом рационе занимают зерновые культуры, которые имеют устойчивую семантику плодородия и благополучия. Продукты из зерновых культур составляют основу модели питания уральцев в будни и праздники. Традиционными блюдами на будничном столе являются хлеб и хлебные изделия: лепешки, блины, пироги, каравайцы, ватрушки, валушки, булки и др. Из мучных блюд преобладают галушки, рванцы, вареники, джурыма. Обычны на столе каши: постные "сладкие", молочные, мясные и рыбные.

Ритуальное значение хлеба и хлебных изделий бытует в свадебной, поминальной и календарной обрядностях в связи с их символическим значением. На свадьбе молодых (жениха и невесту) родители жениха встречают с караваем, а на столе должны присутствовать сладкие каравайцы. Свадебный каравай "Девичья красота" играет символическую роль, занимая особое место в сложных обрядовых действиях и символизируя девственность невесты. Строго придерживаются уральцы вековых традиций в поминальном обряде, - все блюда готовит "не мирская", соблюдающая обряды, женщина. На поминальном столе у уральцев обязательно должны быть пироги с рыбой, каравайцы (сладкие пироги с урюком), блины, каши и кисель.

У многих старожилов уральцев сохранилась традиционная одежда, которая подразделяется на будничную, праздничную и ритуальную. Традиционная одежда является важным условием молитвенного, поминального, крестного ритуалов и в настоящее время. Женщины уралки носят длинный сарафан с рубахой. У пожилых женщин сохранились старинные круглые сарафаны с галунцами (нарядная отделка) и затейливыми металлическими пуговицами. Такие сарафаны хранятся как реликвия, передаются из поколения в поколение - от матери к дочери, и одевают их только в самые значительные религиозные праздники - Рождество и Пасху. Широко распространен сегодня косоклинный тип сарафана, который носят как в будни, так и в праздники. В мужской одежде уральцев бытует традиционного покроя рубаха и азям.

Как же можно объяснить нетронутость временем и сохранность в Каракалпакстане островка своеобразной, традиционной культуры уральских казаков до наших дней? Каким образом выходцам из России, с берегов Урала удалось пронести сквозь столетие и не потерять свою самобытность, не смешаться с коренным населением и не раствориться, как не раз случалось в мировой истории переселения народов? Основная причина - стойкое бытование старообрядческого вероисповедания среди уральцев, их этническая специфика. Затем, возможно, некоторая обособленность, особенно на начальном этапе, от других народов, которая объясняется тем, что уральские казаки были насильственно высланы из России. Эти факты сыграли определяющую роль в сохранении уникальной, традиционной культуры уральцев - старообрядцев на берегах Арала и Амударьи, утраченной в самой России.

Калбанова Е. (кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан, 742001, г. Нукус, ул. Амира Тимура, 179 А.). В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Традиции в современном быту уральцев Каракалпакстана".

материал посвященный сегодняшней жизни уральцев - старообрядцев Каракалпакстана смотрите также на

Переселение казаков началось в 1875 году из Казалинска сперва в село Первоначальное, потом в Петроалександровск (ныне Турткуль), Чимбай, Кунград, Нукус. Википедия рассказывает удивительные подробности истории России тех лет, которые не входят в школьную программу и едва изучены даже специалистами:

С 1591 года русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых (в 1891 году Войско торжественно отмечало 300 лет служения московскому царю, по этому случаю был заложен храм Христа-Спасителя). В 1632 году была произведена первая перепись яицких казаков, которых оказалось около 900 душ. Яицкие казаки приняли участие в Хивинском походе 1717 года князя Бекович-Черкасского, из которого мало кто вернулся (для Bойска по перепеси 1723 года показавшей чуть больше чем 5000 человек, 1500 погибших было серьёзной потерей).

В 1718 году правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков была объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного атамана назначенным. В 1723 году волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена, после чего войско оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались правительства, как гарантирующего их положение, вторые требовали вернуть традиционное самоуправление. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение…. (см. wikipedia )

На новом месте казаки легко освоились, потому что давно привыкли к двуязычию. Пришлись им по душе и природные условия. В обширной дельте Амударьи они начали заниматься охотой и рыболовством и, как свидетельствуют архивные данные, практически монополизировали рыбный промысел.


Еще не так давно окрестности были рыбацкой мечтой

Быстро изучив навигацию, на своих больших лодках каюках они стали перевозить грузы и пассажиров от Муйнака до Чарждоу, торговать рыбой, хлебом, скотом, сахаром и керосином на базарах в Самарканде, Туркестане, Ашхабаде, Маргилане. Появились среди них и несколько владельцев хлопкозаводов.

Советская власть, утвердившаяся в Хиве в 1920 году, повела наступление на частную собственность и попыталась упразднить религиозные ценности староверов. В ответ казаки подняли восстание, провозгласив Чимбайскую республику, которую поддержал адмирал Колчак из Омска. Чтобы не потерять контроль над ситуацией, красным комиссарам пришлось пойти на временные уступки и дипломатические уловки, отложив репрессии. Но даже коллективизация и террор 30-х годов не разрушили до конца целостности казачьих общин.

Веры своей старообрядцы в Каракалпакстане не поменяли. Члены общины объединялись вокруг молельного дома – Собора. Во главе семьи стоял «старшой» – отец семейства, власть которого переходила к старшему сыну. Старшая в семье женщина управляла хозяйством. Выбор невест для сыновей оставался беспрекословным правом родителей. В начале XX века круг признаваемого родства у уральцев был очень широкий, включая кровных родственников, свойственников и, так называемые, свадебные группировки.

Законность брака признавалась только после совершения всей цепи свадебных обрядов и родительского благословения, которое давалось только при условии принадлежности жениха и невесты к одной вере. В наши дни это правило несколько смягчилось, и молодые казаки иногда женятся и выходят замуж не только за братьев и сестер по вере, но и создают смешанные семьи с представителями других религий и национальностей. Но в ортодоксальных старообрядческих семьях все еще празднуют свадьбы, соблюдая все старинные ритуалы – отгадывание невесты на смотринах, преграда «поезду» жениха, выкуп за новобрачную, круговое хождение молодоженов.

Сохранился в неприкосновенности и похоронно-поминальный ритуал. Хоронят покойных они на своем, «уральском» кладбище. «Страдальцев» – умерших не естественной смертью, не отпевают и не дают им места на общем погосте. Остается в силе запрет на употребление табака, алкогольных напитков, чеснока, чая и кофе, а также мяса скотины, которая не была зарезана самими членами семьи.

Нынешнего настоятеля молельного дома в Нукусе, единственного, по словам старообрядцев в Узбекистане, Савина Ивановича Макарчева, как и положено, выбирали общинным сходом. Хотя в быту дедушку Савина часто кличут «Путиным», за то, что однажды но написал письмо президенту России, рассказав о нуждах своей общины.


Яицкие казаки оказались более стойкими, чем природа

– Мне потом ответ из администрации пришел. Написали, приезжайте, как с документами разберетесь, поможем на новом месте обжиться. Да только куда я один подамся? У меня приход тут, соплеменники, могилы родные. Родился тут, и помру на земле родной, – говорит Савин Иванович.

На все, что происходит в окружающей жизни, у деда Савина свои объяснения и комментарии.
– Сказано в Писании, что птицы на лету падать станут и курей есть нельзя будет, смерть от них человеку наступит. А вы про грипп куриный говорите. А еще писано там, что девки стриженые ходить будут, да в портках – как мужчины, вон, как ты нынче…

Уральцы в Каракалпакстане всегда жили в мире и дружбе с местным народом. На Пасху пекли куличей столько, чтобы и соседей угостить хватило, а яйца красили сотнями – соседской ребятне на радость. Нередко выходцы из старообрядческих семей поступали в местные вузы на факультеты каракалпакского языка и литературы, чтобы преподавать в местных школах. Внучка бабы Вали – Оксана – отлично знает и каракалпакский, и английский. А ещё Святое Писание и много казачьих песен из репертуара своей бабушки. Сама баба Валя вспоминает, как полвека назад послушать, как она поет, приезжали старообрядцы со всего Каракалпакстана.

– Валюша наша не только Бога славить может, но и столько русских народных песен знает, что Бабкина и Кадышева не слышали, – улыбается дедушка Савин и сам затягивает: «Кругом- кругом да солнце катилось, рядом – рядом бояре все едут…

С тех пор, как началась экологическая катастрофа Аральского моря, казаки начали переселяться обратно в Россию, в основном в Волгоградскую область, где природа напоминает низовья Амударьи. Но уезжают только молодые. Старики берегут могилы предков и священные иконы, которые нельзя вывезти с собой, но ведь нельзя и передать в чужие руки, даже если это руки священников православной церкви. И теплятся свечи в красных углах над древними образами Девы Марии, Николы Угодника и Архангела Михаила. Горят огоньки в окнах низких мазанок на речном берегу в Нукусе, Кунграде, Ходжейли и Турткуле.

– Есть крыша над головой, каравай на столе, рыба по праздникам, да чистая рубаха, чтобы ходить в молельный дом, и слава Христу, – говорит дед Савин.


Старообрядческая моленная, г. Нукус, Узбекистан

Аральское море - бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С 1960-х годов объём воды в нём быстро снижается. Забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. Это – настоящая экологическая катастрофа, созданная руками человека.

В Советском Союзе ухудшающееся состояние Аральского моря скрывалось десятилетиями, вплоть до 1985 г., когда М.С. Горбачев сделал эту экологическую катастрофу достоянием гласности. В конце 1980-х гг. уровень воды упал настолько, что все море разделилось на две части: северный Малый Арал и южный Большой Арал. К 2007 г. в южной части четко обозначились глубокий западный и мелководный восточный водоемы, а также остатки небольшого отдельного залива. Объем Большого Арала сократился с 708 до всего лишь 75 км3, а соленость воды возросла с 14 до более чем 100 г/л.



Елена Данилко и Савин Иванович Макарчев
Настоятель молельного дома Савин Иванович Макарчев вместе с гостьей из далёкой Москвы Еленой Александровной Агеевой