Из 3 и т 10 м различия. Военное обозрение и политика


T-10 (индекс ГАБТУ на стадии разработки и испытаний - Объект 730, первоначальное наименование - ИС-5, в 1952-1953 годах переименован в ИС-8, 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10) - советский тяжёлый танк. Производился серийно в 1954-1966 годах. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 39 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году.

Танк Т-10 — видео

Несмотря на то, что в некоторых источниках танку Т-10 приписываются наименования на финальных стадиях испытаний ИС-9 и ИС-10, данные обозначения ему на самом деле не присваивались. Обозначение Т-10 было дано исходя из того, что ИС-8 являлся десятым по счёту принятым на вооружение Советской Армии серийным тяжёлым танком.

Последний, (десятый по счёту) наиболее совершенный советский серийный тяжёлый танк послевоенного поколения. Разработан в КБ ЧКЗ в 1949-1952 гг., для замены в войсках тяжёлых танков ИС-2, ИС-3 и ИС-4 по причине превосходства в надёжности и маневренности. На различных стадиях доводки опытных образцов «объекту 730» (внутризаводское обозначение) неофициально присваивались обозначения: ИС-5, ИС-8, ИС-9, ИС-10. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 2860-1215 от 28 ноября и Приказом МО № 244 от 15 декабря 1953 г. под обозначением Т-10. Серийно производился на ЧТЗ (Т-10 (объект 730) и модификации: Т-10А (объект 730А), Т-10Б (объект 730Б), Т-10К (Командирский)и Т-10М (объект 272)) и на ЛКЗ (Т-10М (объект 734)) в период с 1953 по 1966 гг. По данным НАТО было выпущено около 8000 ед. Т-10 всех модификаций.

История создания и производства

Концептуально проект ИС-5 являлся развитием проекта ИС-3 в направлении повышения надёжности и усиления бронезащиты и развитием проекта ИС-4 в направлении повышения надёжности, проходимости и маневренности. Однако, в условиях военного времени, первоочередными были определены работы по ИС-4, ИС-6, и ИС-7, а разработка ИС-5 - приостановлена. После отклонения проектов ИС-6 и ИС-7, проект ИС-5 был переименован в ИС-8.

Первые проработки танка под наименованием ИС-5 были сделаны ещё в 1944 году. Работы выполнил челябинский Опытный завод № 100 под руководством Ж. Я. Котина. Котин выдвинул несколько концепций нового танка, но практически ни одна из них не несла каких-либо новаторских идей. В металле танк реализован не был. Предпочтение отдали другим танкам - ИС-6 и ИС-7. В конце 1948 года к теме создания танка ИС-5 было решено возвратиться вновь, когда Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж. Я. Котин. Техпроект нового танка был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года. После смерти Сталина в марте 1953 года название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года.

Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1953 по 1966 год. В 1953-1962 годах танк производился в Челябинске, а в 1957-1966 - в Ленинграде. Точных данных о цифрах выпуска Т-10 нет, в разных источниках называются цифры от 2500 до 8000 произведённых танков. Подавляющее большинство выпущенных машин принадлежали к модификации Т-10М, а в 1960-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций были модернизированы до Т-10М.


Конструкция

Броневой корпус и башня

Корпус танка выполнялся из катаных и штампованых броневых плит при помощи сварки. Танк обладал рациональными углами наклона брони, лобовая часть корпуса выполнялась по схеме «щучий нос». Угол наклона верхней лобовой детали толщиной 120 мм составлял 57 градусов к вертикали. Борта выполнялись из верхних наклонных и нижних гнутых деталей толщиной 80 мм и имели переменный угол наклона от 60 до 0 градусов к вертикали. Башня литая, по форме напоминала перевёрнутое блюдце. Обводы башни оптимизированы для условий прохождения ударной волны ядерного взрыва.

Вооружение

Основным вооружением Т-10 являлась 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров, являвшаяся развитием пушки Д-25Т, устанавливавшейся на танках ИС-2-4, в свою очередь созданной на базе пушки А-19. Пушка оборудовалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным автоматическим клиновым затвором. Также орудие оборудовалось электромеханическим досылателем снарядов и гильз, позволившим повысить скорострельность до 3-4 выстрелов в минуту против 2-3 на предыдущих моделях ИС. Выстрел производился посредством электромеханического или ручного спуска. Боекомплект орудия состоял из 30 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках на полу боевого отделения.
Бронебойный снаряд Д-25Т пробивал на дистанции 1000 м около 150 мм брони при угле встречи 90°.

На танках модификации Т-10М устанавливалась новая 122-мм пушка М-62-Т2 (2А17) со значительно лучшими баллистическими характеристиками, начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 960 м/с. С 1967 года в боекомплект М-62-Т2 входили также бронебойно-кумулятивные и бронебойно-подкалиберные снаряды.
Вспомогательное вооружение танка состояло из двух 12,7-мм пулемётов ДШКМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещался на турели на крыше башни. Боекомплект пулемётов составлял 1000 патронов в лентах по 50 штук. На танках модификации Т-10М они были заменены 14,5-мм пулемётами КПВТ.


Двигатель и трансмиссия

Двигатель Т-10 - V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения В-12-5 мощностью 700 л.с. при 2100 об/мин. Рабочий объём двигателя 38,8 л.

Трансмиссия состояла из коробки передач планетарного типа (8 передач + две заднего хода) с гидравлическим управлением, механизма поворота и двухступенчатых бортовых передач.

Ходовая часть

Подвеска катков независимая, торсионная. С каждой стороны корпуса располагались 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и три поддерживающих катка. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Гусеница стальная мелкозвенчатая, с шагом трака 160 мм и шириной 720 мм.

Ранние варианты

Ранними вариантами серийного Т-10 были танки ИС-5 и ИС-8, которые незначительно отличались установленными на них агрегатами и компоновкой.


Модификации

Т-10А — Принят на вооружение 17 мая 1956 года. Модернизированный вариант танка Т-10 с установленной на нём пушкой Д-25ТС со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган», изменённым затвором и эжекторным устройством продувки канала ствола. Т-10А был оснащён прибором ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпасом ГПК-48, а также перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП вместо ТШ-2-27. Установка новой пушки повлекла за собой изменение формы башни и маски орудия.

Т-10Б — Принятый на вооружение в 1957 году вариант Т-10А, отличавшийся установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.

Т-10БК — Созданный в 1957 году командирский вариант Т-10Б, на котором за счёт сокращения боекомплекта устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.

Т-10М — Улучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:

— Новая 122-мм пушка М-62-Т2 с высокой баллистикой и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень».
— 14,5-мм пулемёты КПВТ вместо ДШК, с сокращением боекомплекта до 744 патронов.
— Изменённая конструкция башни с усилением её бронирования, дошедшего до 250 мм в лобовой части.
— Новый двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с.
— Комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа, кроме заряжающего.
— Противоатомная защита.
— ТДА.

Масса танка после внесённых изменений выросла до 51,5 тонн, но благодаря более мощному двигателю и другим усовершенствованиям, максимальная скорость танка по шоссе возросла до 50 км/ч. Т-10М в ходе производства постоянно модернизировался. С декабря 1962 года на него устанавливалась более простая и надёжная шестиступенчатая коробка передач, в 1963 году танк получил систему подводного вождения, позволявшую преодолевать преграды глубиной до 5 м, а с 1964 года танк оборудовался автоматической системой пожаротушения.

Т-10МК — Командирский вариант Т-10М, на котором, аналогично Т-10БК, за счёт сокращения боекомплекта до 22 снарядов, устанавливалась дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.


Опытные образцы

«Объект 266» - опытная модификация с установкой гидромеханической трансмиссии ГМТ-266.

Машины на базе Т-10

«Объект 268» — Единственная САУ на базе Т-10, построенная в единственном экземпляре в 1956 году. Напоминавшая по компоновке ИСУ-152 самоходка была вооружена 152-мм пушкой М-64 в просторной броневой рубке.

«Объект 27» — или ТЭС-3 - транспортабельная электростанция, являлся опытной передвижной атомной электростанцией мощностью 1,5 МВт, предназначенной для использования на Крайнем Севере. Вся конструкция состояла из четырёх модулей, перевозившихся на удлинённых до 10 опорных катков шасси Т-10. ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1960 году.

Пусковые установки комплексов РТ-15 и РТ-20П — Элементы шасси Т-10 использовались в самоходных пусковых установках ракетных комплексов РТ-15 и РТ-20П.

«Объект 282» — Опытный советский ракетный танк на базе танка Т-10.

Машины на базе Т-10М

«Объект 271» — 2А3 «Конденсатор» - советская самоходная артиллерийская установка особой мощности, первый образец построен в 1957 году. Вооружение состояло из 406-мм пушки. Предназначалась для стрельбы ядерными боеприпасами. Выпущено 4 экземпляра.

«Объект 273» — 2Б1 «Ока» - советская самоходная 420-мм миномётная установка на базе Т-10М. Первый опытный образец был готов в 1957 году. Предназначена для стрельбы ядерными зарядами.


Танк Т-10М в музее Великой Отечественной Войны в Киеве

Тактико-технические характеристики танка Т-10М

Экипаж, чел.: 4
Разработчик: ВНИИ-100, ГСКБ-2
Годы производства: 1954-1966
Годы эксплуатации: 1954-1993
Количество выпущенных, шт.: встречаются цифры от 1589 до 8000
Компоновочная схема: классическая

Вес танка Т-10

Размеры танка Т-10

— Длина корпуса, мм: 7250
— Длина с пушкой вперёд, мм: 10 560
— Ширина корпуса, мм: 3380
— Высота, мм: 2585
— База, мм: 4550
— Колея, мм: 2660
— Клиренс, мм: 460

Броня танка Т-10

— Тип брони: стальная литая и катаная гомогенная
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 60 / 78+45°; 120 / 55+40°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 120 / 50°
— Борт корпуса (верх), мм/град.: 120 / 47°; 80 / 62°
— Борт корпуса (низ), мм/град.: 80 / 10°
— Корма корпуса, мм/град.: 50-60
— Днище, мм: 16
— Крыша корпуса, мм: 30
— Лоб башни, мм/град.: 250 / 24°; 120 / 55+40°
— Борт башни, мм/град.: 148 / 45°; 122 / 55°; 102 / 65°
— Корма башни, мм/град.: 50
— Крыша башни, мм: 40

Вооружение танка Т-10

Следующая модификация танка Т-10 – «объект 272» – разрабатывалась в соответствие с решением пленума Научно-технического комитета ГБТУ, состоявшегося 14 декабря 1954 г. Первоначально её ведущим инженером был назначен А. Шнейдман, затем руководство работами передали П. Михайлову.

Модернизация коснулась в первую очередь вооружения танка. 122-мм орудие Д-25Т, которое устанавливалось ещё на танках ИС-2, было, наконец, отправлено на покой. Вместо него танк получил существенно более мощное орудие М-62Т2С (2А17), хотя и того же калибра.

Само орудие М-62 проектировалось в КБ завода №172 в Перми (тогда ещё г. Молотов) под руководством главного конструктора М.Цирульникова. Опытные экземпляры прошли испытания в 1953 г. и показали значительно лучшие баллистические характеристики. Так, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с при бронепробиваемости 225 мм на расстоянии 1000 м. У Д-25 эти характеристики равнялись, соответственно, 795 м/с и 145 мм. Кроме того, М-62 имело и ряд эксплуатационных преимуществ. Характерным внешним признаком М-62 был дульный тормоз щелевого типа, поглощавший до 70% силы отдачи при выстреле.


Т-10 в засаде. На манёврах Группы советских войск в Германии. Белая полоса справа на корпусе означает принадлежность танка к определённой стороне участников. Начало 1960-х гг.



Башня танка Т-10М, вид спереди слева


Башня танка Т-10М:

1 – отверстие для пальца крепления рамки пушки; 2 – окно для пулемёта ДШК; 3 – крюк; 4 – дождевой щиток; 5 – отверстие для тяги крепления рамки пушки; 6 – броневой лист крыши башни; 7 – отверстие для установки прибора наблюдения заряжающего ТНП; 8 – крышка люка заряжающего; 9 – рукоятка механизма поворота верхнего погона люка заряжающего; 10- броневое ограждение прицела ТПН-1; 11 – крышка люка командира танка; 12 – крышка кормового ящика башни для ЗИП; 13 – кормовой ящик для ЗИП; 14 – стакан антенного ввода; 15 – отверстие для прибора наблюдения ТПБ-51; 16 – поручень; 17 – колпак бронировки прицела Т2С-29; 18 – выемка для открывания откидного листа над радиаторами


Справа: Башенный люк заряжающего. Видны шестерня механизма поворота люка и отверстия крепления турели зенитного пулемёта


Опытный образец стабилизированного в двух плоскостях орудия М-62Т2С прошёл заводские испытания летом 1955 г. Первые три его образца со стабилизаторами 2Э12 «Ливень» были отправлены на ЛКЗ 1 ноября 1955 г. и установлены на «объект 272» с прицелом наводчика Т2С-29-14.

Обновили на танке и вспомогательное – пулемётное – вооружение, оснастив его более мощными 14,5-мм КПВТ. Один из пулемётов, спаренный с орудием, мог использоваться и в качестве пристрелочного на дальностях до 2000 м. На его прицеле Т2С-29 для этого имелась специальная прицельная шкала. Другой пулемёт – зенитный с коллиматорным прицелом ВК-4 – размещался на башне, на погоне люка заряжающего; его наибольшая прицельная дальность составляла 1000 м. При необходимости из этого пулемёта можно было вести огонь и по наземным целям, используя оптический прицел ПУ-1.



Башня танка Т-10М, вид спереди справа


Размещение на танке прицела ТПН-1 по-боевому:

1 – прицел; 2 – шаровой фланец прицела; 3 – кольцо; 4 – стяжной болт; 5 – конический вкладыш; 6 – кронштейн прицела; 7 – рычаг подъёмного механизма пушки; 8 – тяга параллелограмма; 9 – рычаг механизма привода головного зеркала прицела; 10 – броневое ограждение; 11 – прожектор 11-2


На фото слева: Башенный командирский люк


Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения: командир – ТКН-1Т, механик-водитель – ТВН-2Т, наводчик – ТПН-1-29-14 «Луна», позволявший вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м.

Бронирование башни несколько усилили, поменяли места размещения приборов наблюдения и прицелов, форму их бронировок. Изменили конструкцию крышки люка механика-водителя и крыши силового отделения.

Установили на танке более мощный дизель В-12-6, имевший 750 л. с. при 2100 об/мин и отличавшийся конструкцией картера, коленчатым валом, поршнями цилиндров и т.д. Ввели ножную педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов увеличили до шести, а динамический ход опорного катка возрос со 144 до 172 мм.

Запас возимого топлива довели до 400 л за счёт двух новых баков, которые разместили на кормовой части корпуса.

Танк получил систему ПАЗ и ТДА для постановки дымовой завесы.







Ходовая часть танка


Ведущее колесо


Упоры и балансиры опорных катков, направляющее колесо



Ходовая часть танка Т-10М:

1-кривошип направляющего колеса; 2-механизм натяжения гусеницы; 3-упор; 4-балансир; 5-кронштейн поддерживающего катка; 6-поддерживающий каток; 7-бортовая передача; 8-гусеница; 9-опорный каток; 10-направляющее колесо



Двигатель В12-6. Вид со стороны нагнетателя:

1 – топливный фильтр тонкой очистки; 2 – нагнетатель; 3 – топливный насос БНК-12ТК; 4 – трубопровод для подвода масла в гидромуфту; 5 – гидромуфта привода генератора; 6 – трубопровод для отвода масла из гидромуфты; 7 – генератор; 8 – коллектор распределения охлаждающей жидкости по цилиндрам



Двигатель В12-6. Вид со стороны носка:

1 – водяной насос; 2 – лапа крепления двигателя; 3 – масляный фильтр


В качестве средств связи использовались радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120.

В результате всех этих изменений масса танка возросла до 51,5 т.

Государственные испытания «объекта 272» завершились в декабре 1956 г. По их результатам танк был рекомендован к производству.

К этому времени к выпуску новой модификации подключили ЛКЗ. До этого танки Т-10, Т-10А и Т-10Б производились только на ЧКЗ. Несмотря на все усилия, приложенные конструкторами и руководством отрасли, добиться полной унификации машин, выпускавшихся на этих двух заводах, не удавалось. Поэтому 26 сентября 1957 г. приказом министра обороны было принято на вооружение под обозначением Т-10М сразу два танка: «объект 272» – ленинградский и «объект 734», выпускавшийся в Челябинске.

Машины ЧКЗ отличались конструктивными изменениями в приводах управления трансмиссией, бортовых редукторах, системе питания топливом. Хотя такая ситуация и шла вразрез с требованиями по стандартизации и унификации вооружения и военной техники, тем не менее танки с этими конструктивными отличиями находились в серии вплоть до 1962 г., когда производство Т-10М в Челябинске завершилось; на ЛКЗ их выпуск продолжался до конца 1965 г.

С 1959 г. в Ленинграде пошла в серию командирская машина «объект 272К» на базе Т-10М, предназначенная для обеспечения связи командира подразделения с вышестоящим командованием и штабами. Для размещения дополнительной радиостанции Р-112 и зарядного агрегата боекомплект к пушке уменьшили до 22 выстрелов. Дальность связи Р-112 при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме – 40 км. Всего с 1959 по 1964 г. было построено 100 Т-10МК (выпускались только на ЛКЗ).

В процессе производства в конструкцию Т-10М постоянно вносились изменения. Так, с декабря 1962 г. стали устанавливать более простую в изготовлении механическую трансмиссию, первоначально разработанную в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие габариты, что позволило дополнительно разместить в забронированном объёме 100 л топлива.

С 1963 г. Т-10М начали выпускать с системой ОПВТ: танк теперь мог преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м.

С 1964 г. ввели автоматическую систему ППО с более эффективным огнетушащим составом «3,5».



Отделение управления танка Т-10М:

1 – рукоятка запорного устройства крышки люка механика-водителя; 2 – аппарат ТПУ; 3 – масляный манометр коробки передач; 4 – провод высокого напряжения к прибору ТВН-2Т; 5 – центральный щиток механика-водителя; 6 – крышка люка механика-во- дителя; 7 – электропровод к стеклоочистителю; 8 – рукоятка управления заслонками эжекторов; 9 – центральный вентиль системы воздушного запуска; 10 – кран-редуктор воздухопуска; 11 – закрывающий механизм крышки люка механика-водителя; 12 – баллоны ППО; 13 – снарядные гильзы; 14 – ручной топливоподкачивающий насос; 15 – ящик для укладки гранат; 16 – рычаг ручной подачи топлива; 17 – рукоятка селектора; 18 – рычаг реверса; 19 – запасной прибор ТПВ-51; 20 – правый рычаг управления; 21 – педаль подачи топлива; 22 – сиденье механика-водителя; 23 – педаль остановочного тормоза; 24 – ящик с прибором ТБН-2Т; 25 – педаль управления; 26 – левый рычаг управления; 27 – выключатель аккумуляторных батарей; 28 – розетка внешнего запуска; 29 – аккумуляторные батареи; 30 – сумка с документацией танка; 31 – бачок для питьевой воды; 32 – электрораспределительный щиток



Боевое отделение:

1 – блок питания ночного прицела ТПН-1; 2 – радиостанция: 3 – азимутальный указатель; 4 – щиток электрооборудования башни; 5 – стопор башни; 6 – распределительная коробка К-1; 7 – ввод антенны; 8 – коробка компенсатора; 9 – пульт светового курсоуказателя; 10 – механизм поворота башни; 11 – электроблок прицела Т2С-29; 12 – ночной прицел ТПН-1; 13-аппарат ТПУ; 14 – прицел Т2С-29; 15 – пополнительный бачок; 16 – подъёмный механизм пушки; 17 – пушка М62-Т2; 18 – ограничитель снижения пушки; 19 – спаренный пулемёт КПВТ; 20 – преобразователь частоты ПТ-200Ц; 21 – магазин спаренного пулемёта; 22 – ящик с ЗИП прицела Т2С-29; 23 – снарядная каретка; 24 – семи-местная гильзовая укладка; 25 – магазин спаренного пулемёта; 26 – ящик с прибором ТПБ-51



Корпус танка Т-10М. Вид кормовой части



Корпус танка Т-10М (вид на корму):

1 – верхний кормовой откидной лист; 2 – задние боковые листы; 3 – палеи, крепления серёг рычага амортизатора; 4 – бонки крепления грязеочистителей; 5 – гнездо для установки бортовой передачи; 6 – буксирный крюк; 7 – торсионный валик; 8 – нижний кормовой лист


Очередная модернизация танка Т-10М была связана с его вооружением. Прогресс в танкостроении не стоял на месте и если в 1950-е годы 122-мм советские танковые орудия без проблем пробивали своими бронебойными калиберными снарядами броню любых танков НАТО, то в 1960-х ситуация изменилась. 105-мм орудия американского танка М60 и 120-мм английского «Чифтен», выпускаемых в тот период, поражали Т-10М. Калиберные бронебойные снаряды нашего орудия М-62 не брали лобовую броню этих танков.

В сложившейся ситуации по заданию Министерства обороны и Государственного комитета по оборонной технике началась разработка 122-мм подкалиберных и невращающихся кумулятивных снарядов для орудия М-62Т2С. Выстрел с кумулятивным снарядом, пробивавшим вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, приняли на вооружение 30 ноября 1964 г. С 1967 г. в боекомплект Т-10М был включен и бронебойно-подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1600 м/с, пробивавший 320-мм броню на дальности 2000 м.

В 1963 г. небольшое количество танков Т-10М дополнительно вооружили противотанковыми управляемыми ракетами «Малютка». Такими же ПТУР и тогда же пытались довооружить и средние танки Т-55. Пусковая установка для трёх ракет «Малютка» размещалась снаружи на задней части башни в специальном кожухе; она была оснащена механизмом подъёма с электроприводом. Наведение ракет осуществлялось согласованием углов наведения пусковой установки и линии прицеливания штатного прицела наводчика. В боекомплект танка входило шесть ракет.



Т-10М (башня, сиденья, приборы и рычаги управления, боеукладки условно не показаны):

1, 26 – передние грязевые щитки; 2 – подбашенный лист крыши; 3, 24 – передние ящики ЗИП; 4 – окно для впуска в двигатель воздуха летом; 5, 22 – средние ящики ЗИП; 6 – выпускные окна эжекторов; 7 и 20 – сетки окон над радиаторами; 8 и 19 – задние ящики ЗИП; 9 – пробка заправочного отверстия топливного бака; 10 и 16 – пробки отверстий для доступа к регулировочным гайкам тормозных лент; 11 и 15 – задние грязевые щитки; 12- верхний кормовой откидной лист; 13 – окно впуска воздуха в двигатель зимой; 14 – крышка люка для обслуживания системы смазки; 17 – пробка над масляным щупом; 18 – съёмный лист крыши над двигателем; 21 – пробка заправочного отверстия системы охлаждения; 23 – днище корпуса; 25 – крышка люка механика-водителя; 27 – скобы для крепления вертикального щитка; 28 – передний отражатель



Корпус танка Т-10М (вид спереди справа):

1 – нижний наклонный лобовой лист; 2 – верхние наклонные лобовые листы; 3 – петли для крепления переднего отражателя; 4 – кронштейн кривошипа направляющего колеса; 5 – буксирный крюк; 6 – защёлка буксирного крюка: 7 – скобы для крепления вертикального щитка; 8 – ограждение фары; 9 – передний наклонный лист крыши; 10 – люк механика-водителя; 11 – защитный брусок; 12 – подбашенный лист; 13, 19 – выпускные окна эжекторов; 14, 18 – окна сеток над радиаторами; 15 – окно сетки впуска в двигатель воздуха летом; 16 – лист крыши над двигателем; 17 – окно сетки впуска в двигатель воздуха зимой; 20 – верхний наклонный бортовой лист; 21 – нижний гнутый бортовой лист; 22 – кронштейн балансира опорного катка; 23 – упор балансира; 24 – фланец; 25 – ограждение фары и сигнала; 26 – цапфа механизма натяжения гусеницы


Можно утверждать, что танк Т-10 оказался вполне удачной машиной, в которой органично сочетались мощная броневая защита, высокоэффективное вооружение и хорошие маневренные качества. Простота устройства, удобное управление, высокая проходимость выгодно отличали его от других советских и зарубежных тяжёлых танков.

В начале 1950-х годов, когда началась разработка Т-10, тяжёлые танки собственной конструкции, кроме СССР, имели на вооружении только США – М103 (1956 г.) и Англия – «Конкэрор» (1954 г.). Однако оба эти танка уступали Т-10: были тяжелее и выше, имели небольшую скорость; за счёт того, что они оснащались карбюраторными двигателями, их запас хода по топливу был значительно ниже, не говоря уже о существенно большей пожароопасности. «Конкэрор» с 120-мм нарезным орудием, оказавшимся чрезвычайно громоздким, мог похвастаться только одноплоскостным в вертикальной плоскости стабилизатором, а М103 – вообще такового не имел. Т-10A уже в 1956 г. оснащался одноплоскостным стабилизатором, а Т-10Б – двухплоскостным. На зарубежных танках отсутствовала система ПАЗ, не имели они и возможности преодолевать водные преграды по дну. Правда, советский танк несколько уступал им по броневой защите передней части корпуса, зато значительно превосходил по подвижности и проходимости. В целом танк Т-10 отвечал основным тактико-техническим требованиям, предъявлявшимся к тяжёлым машинам того периода.


Крыша МТО танка Т-10М



Пусковая установка для трёх ракет «Малютка»; находилась на задней части башни танка

ТТХ ПТУР «Малютка» (9М14): масса – 10,9 кг; дальность стрельбы – 500 – 3000 м; средняя скорость полёта – 115 м/сек; калибр – 125 мм; длина – 871 мм; размах крыльев – 393 мм; масса БЧ- 2,6 кг; бронепробиваемость – 410 мм; система управления ручная, проводная; вероятность попадания – 0,7


Противотанковый ракетный комплекс «Малютка». Переносной пехотный вариант: ракеты на пусковых установках в боевом положении, пульт управления с монокулярным визиром и аппаратурой наведения


Долгое время западные эксперты считали, что в СССР было построено более 8 тыс. танков Т-10 всех модификаций, в соответствии с этим называя его самым массовым тяжёлым танком в мировом танкостроениии. На деле всё оказалось намного скромнее. Согласно последним опубликованным данным, с 1953 по 1965 г. было выпущено всего 1439 танков Т-10 всех модификаций. Эти машины в основном направлялись на вооружение тяжёлых танковых дивизий, которые стали формироваться с 1954 г.

В этот период в рамках пересмотра способов ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия проводились мероприятия по изменению штатной организации войск. С целью повышения живучести армейских подразделений в их составе резко увеличивалось количество танков, бронетранспортёров, зенитных средств. Так, по новым штатам, принятым в 1954 г., в танковом полку танковой дивизии состояло 105 машин (ранее их было 65). Кроме того, в состав дивизии был включен механизированный полк. С того же года стали формироваться ТТД, предназначавшиеся для прорыва укрепленной обороны противника, в которые входило по три ТТП, вооруженных 195 машинами. Именно сюда и начали передаваться поступающие в войска танки Т-10.



Днище корпуса танка Т-10М:

1 – днище корпуса; 2 – люк для выхода газов из котла подогревателя; 3 – отверстие слива горючего из сливного бачка и слива охлаждающей жидкости; 4 – люк слива масла из масляного бака; 5 – люки под силовой передачей; 6 – пробки слива масла из карманов корпуса под бортовыми передачами; 7 – люк слива горючего; 8 – люк под двигателем; 9 – люк запасного выхода; 10 – лючок слива масла



Перевернувшийся танк. Хорошо видны люки на днище корпуса



Размещение боекомплекта в танке Т-10М:

1-одиночные укладки на семь снарядов на верхней полке в нише башни; 2-двухместные укладки гильз на нижней полке в нише башни; 3-двухместные и одиночные укладки гильз в нише корпуса; 4-одиночные укладки гильз на стенке ниши башни; 5-одиночные укладки гильз на правом борту башни; 6-пятиместная укладка снарядов с одиночной укладкой для гильзы на вращающемся полу; 7-семиместная укладка гильз с тремя одиночными укладками снарядов в отделении управления; 8-одиночная укладка снаряда в нише корпуса за семиместной гильзовой укладкой; 9-трёхместные укладки снарядов в трёх каретках на погоне башни; 10-двухместная укладка снарядов и двухместная укладка гильз над аккумуляторами; 11-двухместная укладка снарядов под сиденьем командира танка; 12-одиночная укладка снарядов в левом углу боевого отделения у моторной перегородки; 13-коробки (3 шт.) с лентами по углам боевого отделения для спаренного пулемёта; 14-коробки с лентами на вращающемся полу (3 шт.) и на борту башни (1 шт.) для зенитного пулемёта; 15-укладки цинковых коробок с патронами на вращающемся полу (5 шт.) и под вращающимся полом (2 шт.)


Первыми были развернуты две тяжёлые танковые дивизии в составе Группы советских войск в Германии. Это были 13-я гвардейская Бобруйско-Берлинская Краснознамённая ордена Суворова и 25-я гвардейская Краснознамённая. Позже к ним присоединились 5-я Кор- суньская Краснознамённая ТТД и 34-я Днепровская ордена Суворова из состава Белорусского военного округа, а также 14-я гвардейская Бахмачская дважды Краснознамённая ордена Суворова ТТД из Киевского военного округа. Для их формирования использовались как личный состав, так и материальная часть расформированных в 1956 г. отдельных тяжёлых танкосамоходных полков.

В составе Сухопутных войск ТТД просуществовали до начала 1970-х гг., когда в армейские соединения стали поступать основные танки Т-64, Т-72 и, наконец, Т-80. По своим боевым характеристикам они значительно превосходили тяжёлые Т-10, которые постепенно передавались на долговременное хранение, перебрасывались в укрепрайоны на советско-китайской границе или же отправлялись на разборку-разделку. Официально, как и многая другая советская бронетанковая техника, тяжёлые танки Т-10 были сняты с вооружения только в 1993 г., уже в Российской Армии.


Установка спаренного с орудием пулемёта ДШК в маске орудия танка Т-10


Щелевой дульный тормоз 122-мм орудия М-68Т2С танка Т-10М


Слева: Заряжание орудия Д-25ТА танка Т-10. Снаряд находится на цепи досылателя, отправляющего его в камору орудия


Броневая маска орудия танка Т-10М



Размещение приборов системы стабилизации в башне:

1 – прицел Т2С-29; 2 – исполнительный цилиндр; 3 – преобразователь; 4 – пополнительный бак; 5 – вторая распределительная коробка; 6 – электромашинный усилитель; 7 – гидроусилитель; 8 – блок гиротахометров; 9 – ограничитель; 10,13 – распределительные коробки; 11 – исполнительный двигатель; 12 – коробка компенсатора: 14 – электроблок





На фото вверху и справа: Танки Т-10М в Чехословакии в составе войск стран Организации Варшавского Договора. 1968 г.


Танк Т-10 не может похвастаться сколько-нибудь яркой боевой карьерой. На экспорт эти машины никогда не поставлялись, поэтому им не представилась возможность показать себя, например, в боях на Ближнем Востоке, где прошло боевую обкатку большинство советской танковой техники (Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, ПТ-76). Единственной крупной войсковой операцией, в которой приняли участие Т-10, стала операция «Дунай» – ввод войск стран Организации Варшавского Договора на территорию Чехословакии «в целях борьбы с контрреволюцией в Восточной Европе». Они находились в составе 13-й ттд 1-й гвардейской ТА и в 25-й Краснознамённой дивизии 20-й гвардейской Краснознамённой армии.

Закончилась Вторая мировая война. Отгремела артиллерия на полях сражения, военнопленные возвращались в свои дома, Германия выплачивала контрибуцию, а Советский Союз имел самую большую и технически оснащенную сухопутную армию. Это превосходство было видно любому военному специалисту по результатам советско-японской войны 1945 г.

В сентябре 1945 г. был проведен совместный военный парад войск в Берлине. Страны-союзницы демонстрировали друг другу свою силу и развитие. Кто имеет превосходство в танках, было видно невооруженным глазом. По сравнению с американскими М-24 «Чаффи» и британскими «Кометами» тяжелый танк ИС-3 в количестве 53 единиц 71-го Гвардейского тяжелого танкового полка выглядел настоящим стальным монстром, хищным и беспощадным. Но развитие танков на этом не остановилось и даже не замедлилось.

Предпосылки появления проекта «Объект 730»

По окончании войны производство ИС-3 продолжалось. Условия применения танков изменились, теперь они жили не несколько боев, а должны были служить несколько лет. Танки военных лет оказались непригодны для такой задачи. Последние надежды на ИС-3 рухнули, когда во время одного из испытаний в попал 100-мм бронебойный снаряд в ребро лобовой части (всем известный «щучий нос»). Корпус лопнул по швам, а машина вышла из строя. Все выпущенные экземпляры были направлены на устранение недостатков, а серийное производство ИС-3 было прекращено.

Теперь, с учетом накопленного опыта и новых задач, советским танкостроителям предстояло создать более совершенную боевую машину. На территории Союза в то время действовали два танковых завода - ленинградский Кировский и челябинский Тракторный. В Ленинграде после снятия блокады был организован филиал Опытного танкового завода № 100, директором стал Ж. Котин. Здесь и родился «Объект-260», или ИС-7.

Это был лучший танк своего времени, превосходящий по параметрам иностранные аналоги, но имевший ряд недостатков. Ряд неудач на испытаниях сыграл против танка. К тому времени от слишком тяжелых машин начинали отказываться. Их не выдерживали мосты и железнодорожные платформы.

В 1948 г. было выдано задание - создать новую машину, относительно недорогую, надежную, с массой до 50 т.

Второй ИС-5

В нумерации советских танков есть некоторая путаница. Проект «Объект 730» носил номер ИС-5. Но ИС-5 уже был - «Объект 248», но в серию так и не был запущен. В рамках работ по проекту «Объект 730» было задумано улучшение ИС-4. Были подготовлены к замене ряд узлов и агрегатов для снижения веса машины.

Разработки по нему начались в 1948 г. и к 1950-му еще не были завершены. Испытания выявили множество недоработок. Таким образом, номеру была дана вторая жизнь, ИС-5 - «Объект 730».

Работы затянулись на несколько лет, и в 1953 г. танк был принят на вооружение уже под другим названием. ИС-5 так и не попал в серию, но на нем были отработаны новые двигатели, трансмиссии, вооружение и проч.

Технические характеристики

Сварной корпус с наклонными верхними и гнутыми бортовыми листами и «щучий нос» были у окончательного варианта проекта «Объект 730». Танк имел литую башню обтекаемой формы. В качестве вооружения два пулемета, один спарен с пушкой 122-мм Д-25ТА, второй возле люка заряжающего. Боевая масса была равна 50 т. Машина способна преодолевать подъем в 32 градуса и пересекать рвы в 2,7 м. Мощность в 700 л. с. позволяла преодолевать стенки в 0,8 м и развивать скорость до 43,1 км/ч. Экипаж в привычные четыре человека, броня башни в 250 мм надежно их защищала. Запас хода составлял 180-200 км. К орудию имелось 30 снарядов, а для пулеметов - 1000 патронов.

Первые испытания

В апреле 1949 года деревянный макет танка был доставлен в Москву. Был составлен список доработок. Проект утвердили в мае, и тогда началась подготовка чертежей. Подготовка документов была закончена только к концу июня. Работы затянулись, и собрать опытные танки к испытаниям, назначенным на август, не успевали. Решено было использовать ИС-4 с навешенными агрегатами от ИС-5. «Объект 730» на время оставили в стороне. Мощность двигателей была ограничена до 700 л. с. Некоторые агрегаты были испытаны также и на ИС-7.

Неудачи и доработки

Сентябрь был месяцем заводских испытаний. ИС-5 должны были пройти 2000 км, но проявились недоработки в трансмиссии. Было принято решение разработать и применить на машине 8-ступенчатую планетарную коробку передач. ВНИИ-100 занимались разработкой а ЛКЗ предоставил три опытных образца. Испытания показали преимущество нового агрегата.

Помимо прочего танк оснащали эжекционной системой охлаждения и новой схемой установки орудия. Еще три единицы техники для испытания были выпущены в марте 1953 г. После проверки одной из них на полигоне Ржевска начались очередные государственные испытания.

Теперь, несмотря на сложность трассы, 200 км были пройдены. Два танка проходили до 200 км в день, а третий более 280. Через полторы недели комиссия выдала заключение об удачном завершении испытаний. «Объект 730» удовлетворял заявленным требованиям и превосходил иностранные аналоги. Несмотря на все доработки и переделки, был оставлен потенциал для модернизации.

Перерождение в Т-10

Летом 1950 г. были созданы 10 опытных образцов танка. Они испытывались на различных полигонах. Не все было доработано, но тем не менее машина отвечала требованиям. Был составлен новый перечень работ, а выпуск в серию вновь отложили. Первоначальный проект подвергался серьезным изменениям неоднократно и менял свое название на ИС-8, ИС-9 и ИС-10.

Например, был предусмотрен специальный механизм досылания снаряда. Благодаря этому нарезное 122-мм Д-25ТА орудие выпускало по 3-4 снаряда/мин. Система наведения пулемета, спаренного с пушкой, регулировалась с помощью единого электропривода ТАЭН-1. Коробка была сделана 8-скоростной, а в качестве силовой установки использовалась В-12-5 в 700 л. с. Гусеницы, заимствованные у ИС-4, обеспечивали давление на грунт в 0,77 кг/м.

Окончательные испытания машины были закончены в декабре 1952 г. В марте 1953 г. произошло трагическое для того времени событие - смерть И. В. Сталина. А ведь аббревиатура ИС была принята в честь него - «Иосиф Сталин». И в приказе министра обороны о постановке танка в серию машина называлась Т-10.

Производство запускалось медленно, в этом же году было выпущено 10 единиц, в следующем - 50, а через год - 90.

Модификации

При достижении одной вершины надо двигаться к следующей, так же поступили и конструкторы. В ленинградском конструкторском бюро была создана система двухплоскостной стабилизации вооружения. Если раньше компенсировались вертикальные движения, то теперь и горизонтальные. Разработан и установлен новый прицел Т-2С. Запущен в производство в 1956 г., а в 1957 вышел в свет Т-10Б.

Уже спустя год появилась новая модификация. В серийном производстве его сменил Т-10М. На этом танке было установлено более мощное оружие М-62Т2С (2А17). Бронебойные снаряды развивали скорость до 950 м/с и пробивали 225 мм брони с 1000 м. щелевого типа поглощал большую часть отдачи при выстреле, сокращая время до следующего.

Все технические улучшения сделали его лучшим танком своего времени, в течение почти сорока лет «Объект 730» стоял на вооружении и модифицировался в зависимости от требований. Это самый массовый танк России, а возможно, и мира. На экспорт не создавался, единственный военный конфликт, в котором участвовал, - ввод войск стран в Чехословакию.

Итак, в пятидесятых годах был принят на вооружение последний советский тяжелый танк, дальше были различные его модификации. Это было лучшим творением военной промышленности, вобравшим в себя все технические наработки своего времени. Сняли его с вооружения уже после развала Союза, в 1993 г.

Вступление


Многие считают танк Т-10 какой то уникальной конструкцией. На самом деле это тот же только сконструированный в спокойной обстановке. Посмотрите на фотографии в начале статьи. Вроде два танка ИС-3. А теперь прочитайте статью и определите какой из них всё таки Т-10.

История разработки танка Т-10

Всё как обычно началось с ущербной идеи создать не уязвимый танк. Почему идея была (и остаётся) ущербной? Потому что законы физики сложились так, что средства нападения всегда превосходят средства защиты. Что бы добиться этой самой абсолютной неуязвимости начали активно увеличивать толщину брони. Вес изделия автоматически увеличивался сам собой. Было много вариантов тяжелых танков но я остановлюсь на двух самых главных монстрах.

Танк ИС-4



Это был рекордсмен по толщине брони среди танков спроектированных сразу после войны.

Сами видите - сто шестьдесят миллиметров лобовая броня корпуса и двести пятьдесят миллиметров лоб башни. Вес машины достиг шестидесяти тонн. Корпус был очень похож на корпус танка Т-34, только в самом низу присутствовало небольшое корыто напоминая что это всё таки серия ИС. Цена около миллиона рублей. Для сравнения Т-54 в то время стоил около трёхсот тысяч.
В качестве вооружения использовалась всё та же танковая пушка калибра сто двадцать два миллиметра.
Танку добавили ещё один опорный каток на сторону. Двигателю, всё от того же танка Т-34, дали новое название и приписали огромную мощность. Но законы физики бумажными приписками не обманешь - танк ИС-4 категорически отказывался двигаться. Поэтому его производство ограничилось примерно сотней экземпляров.

Танк ИС-7

На этом варианте снова вернулись к идиотской форме носа - видимо забыли как на испытаниях рассыпался по сварочным швам ИС-3. Что бы танк смог хоть немного двигаться на него установили морской дизель мощностью более тысячи лошадиных сил. Правда и места дизель занимал много. Поэтому размеры корпуса пришлось увеличить, вес возрос до шестидесяти восьми тонн. А вот толщину лобовой брони корпуса пришлось уменьшить до ста двадцати миллиметров. То есть из за чего всё затевалось (абсолютная неуязвимость) тем пришлось и пожертвовать.
Вооружение было очень мощное - сто тридцати миллиметровая пушка с баллистикой морского орудия. Снаряд весом тридцать три килограмма имел максимальную начальную скорость девятьсот метров в секунду.
На испытаниях танк ИС-7 якобы летал как ласточка. Правда в конце концов двигатель загорелся и спалил весь танк. Видимо всё было не совсем хорошо, а скорее всего очень даже плохо. Но не смотря на всё это, танк сгоревший на испытаниях продолжают называть шедевром конструкторской мысли.
После этого решили не строить больше танков весом более пятидесяти тонн. Так появился Т-10. А почему он не стал ИС-10? Да просто Сталин к тому времени умер а Никита Сергеевич был против больших кораблей и танков. И в этом он в общем то был прав. Не потянула бы страна космос, танки по сто тонн и линейные корабли с авианосцами.

Танк Т-10

Все корпуса танков серии ИС очень похожи и напоминают корыто с разной степенью развала бортов. У Т-10 корпус слегка изменили завалив борта корыта немного вовнутрь.

Но внешне, за счёт экранов эти различия почти не заметны. Башня по началу мало отличалась от башни ИС-3. Поэтому на фотографиях в начале статьи кажется что сфотографированы два танка ИС-3. Но танк Т-10 выдаёт лишний опорный каток. Их у него семь.
А красивым Т-10 стал чуть позже, когда ему немного облагородили башню, на на пушку одели щелевой дульный тормоз и систему автоматической продувки ствола.

На фотографиях видно как менялась башня и дульный тормоз у орудия. Именно щелевой дульный тормоз и система продувки ствола и дают восемьдесят процентов красоты внешнему виду танка.










Кому бы он был нужен без своего чудесного дульного тормоза. Хотя для танка дульный тормоз большое зло. Он очень мешает своими поперечными вихрями следить за трассером снаряда. И если попадание фугасного или кумулятивного снаряда можно отследить по взрыву, то с какой стороны от цели пролетел трассер бронебойного снаряда практически заметить не возможно.

Бронирование танка Т-10

На этом танке конструкторы наконец то поняли поняли, что башня сильно проигрывает корпусу в бронировании. Сразу понять это не просто. Вроде у ИС-4 лоб корпуса прикрывают броневые плиты толщиной сто шестьдесят и сто сорок миллиметров а башня в лобовой проекции двести пятьдесят миллиметров. Но лобовые броневые листы стоят под углом и по отношению к траектории снаряда их толщина увеличивается. При угле в шестьдесят градусов приведённая толщина увеличится в двое и составит двести восемьдесят миллиметров. Поэтому у танка Т-10 при толщине башни в лобовой проекции двести пятьдесят миллиметров, лобовая наклонная броня корпуса составляла всего сто двадцать миллиметров.

Оценка танка Т-10

Для парадов и для постоянного испытывания гордости за родную страну отличная машина. Для реальных боевых действий практически бесполезна.

Т-10А . В 1955 году были созданы две опытные машины — «Объект 267» сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и «Объект 267» сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены в новую модификацию Т-10А («Объект 730А» ). Танк был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11 июня 1956 года . Его серийное производство было организовано в 1957 году в Челябинске.

Т-10А отличался установкой пушки Д-25ТС с измененным затвором и эжекционной продувкой канала ствола, а также применением стабилизатора вертикального наведения пушки ПУОТ «Ураган», гирополукомпаса ГПК-48 и ИК-прибора механика-водителя ТВН-1. Вместо прицела ТШ-2-27 были установлены перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел наводчика ТУП.

Т-10Б представлял собой модернизированный танк Т-10А и отличался от него установкой двухплоскостного стабилизатора вооружения ПУОТ-2 «Гром» и нового прицела наводчика Т2С-29-14. «Объект 730Б» был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР в 1957 году .

Т-10БК . В 1957 году был создан командирский танк, который отличался от Т-10Б наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

Т-10М . Представлял собой усовершенствованный танк Т-10Б и при проектировании имел обозначение «Объект 272» . Он был разработан в Ленинграде КБ под руководством Ж.Я. Котина и принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 26 сентября 1957 года под обозначением Т-10М. Серийное производство танка осуществлялось с 1958 года в Ленинграде (до 1966 года ) и Челябинске (до 1962 года ). Серийные танки ЧКЗ имели некоторые конструктивные изменения и обозначались индексом «Объект 734» .

В 60-х годах все Т-10 были модифицированы до уровня Т-10М. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. В 1993 году они были сняты с вооружения Российской Армии.

Танк был вооружен новой 122-мм нарезной пушкой М62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками и щелевым дульным тормозом. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом наводчика Т2С-29-14 с независимой стабилизацией поля зрения и с максимальной прицельной дальностью 4000 м.

В состав боекомплекта пушки входили новые по тому времени типы боеприпасов — бронебойно-кумулятивные снаряды, а с 1967 года — бронебойно-подкалиберные снаряды с начальной скоростью 1600 м/с. Кумулятивный снаряд пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, а бронебойно-подкалиберный — 320 мм на дальности 2000 м.

Вместо спаренного с пушкой пулемета ДШКМ был установлен 14,5-мм пулемет КПВТ, который мог использоваться и как пристрелочный с дальностью до 2000 м. С 1959 года каждый пятый танк дополнительно оснащался зенитным пулеметом КПВТ, который размещался на башне непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу вел заряжающий, стоя на сиденьи.

Было усилено бронирование башни танка. Т-10М получил новые конструкцию крыши силового отделения, формы бронировок прицелов и приборов наблюдения, с новым их размещением на башне. Кроме того, была изменена конструкция крышки люка механика-водителя, увеличен запас возимого топлива на 400 л за счет установки двух топливных баков на кормовой части корпуса.

Были введены ножная педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов было увеличено до 6, а динамический ход опорного катка возрос со 144 мм до 172 мм.

Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения (инфракрасный прицел позволял вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м). Танк получил систему ПАЗ и ТДА. В качестве средств связи использовалась радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120.

С декабря 1962 года на танке Т-10М устанавливалась более простая по конструкции и в изготовлении механическая трансмиссия, первоначально разработанная в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие размеры, позволившие дополнительно разместить в забронированном объеме 100 л топлива. Танк с этой трансмиссией имел обозначение «Объект 709» .

В состав трансмиссии входили: главный фрикцион, 6-скоростная механическая коробка передач, механизм поворота типа ЗК и бортовые редукторы. Однако наличие главного фрикциона сухого трения несколько снижало эксплуатационную надежность трансмиссии.

С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м без ограничения их ширины по условиям работы двигателя. С 1964 года вводится автоматическая система ППО с огнетушащим составом «3,5».

Т-10МК . Командирский танк, созданный в 1962 году на базе Т-10М, отличался наличием дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 и бензоэлектрического зарядного агрегата. Боекомплект к пушке был уменьшен на 8 выстрелов для размещения дополнительной радиостанции и составлял 22 выстрела. Дальность связи при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме — 40 км.

Характеристики Т-10 Т-10М
Боевая масса, т 50 51,5
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм
- длина с пушкой
- длина корпуса
- ширина
- высота
- клиренс

9715
7250
3380
2460
460

10560
7250
3380
2585
460
Броневая защита, мм лоб корпуса — 120,
лоб башни — 200
лоб корпуса — 120,
лоб башни — 250
Вооружение (боезапас) 122-мм пушка Д-25ТА (30),
2 пулемета 12,7-мм ДШК (1000)
122-мм пушка М-62-Т2 (30),
1-2 пулемета 14,5-мм КПВТ (744), 7,62-мм патроны (600), гранаты Ф-1 (20), патроны к сигнальному пистолету (24)
Двигатель (тип) В-12-5 (V12, Д) В-12-6 (V12, Д)
Мощность двигателя, л.с. 700 750
Максимальная скорость, км/ч 42 50
Запас хода по шоссе, км 200 350
Преодолеваемые препятствия:
- высота стенки
- ширина рва
- глубина брода
- подъем
- крен

0,9 м
3,0 м
1,5 м
32°
30°
Удельное давление на грунт, кгс/cм 2 0,74 0,77