Как определить падежные окончания имен существительных. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

В этом уроке узнаем, как не допустить ошибку в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

Обратимся к тексту:

Рассмотрим слова с выделенными окончаниями. Все они отвечают на вопрос «кто?» «что?» и являются именами существительными. Гласная буква в их окончании обозначает звук в безударном положении. Формы существительных разные, это подсказывает нам, что они относятся к разным склонениям. Чтобы не ошибиться, какую букву написать в безударной позиции в окончании этих существительных, нужно подобрать существительное в том же склонении, но с ударным окончанием.

Существуют универсальные слова-помощники для каждого из склонений.

Для первого склонения: существительные луна, земля.

Для второго склонения: существительные конь, окно.

Для третьего: существительные печь, степь.

Используя данные слова-помощники, определим верное правописание выделенных окончаний у слов из нашего текста.

Например, возьмем слово (в) цирке.

1.Определим его склонение. Для этого ставим слово в начальную форму (И.п., ед.ч.): что? цирк. Это существительное 2-го склонения.

2.Возьмем слово-помощник того же склонения - конь. Ставим его в ту же форму: о ком? - о коне́. Ударение падает на окончание, где отчетливо слышится гласная - е.

3.Следовательно, в слове (в) цирке пишем такое же окончание, как у слова-помощника - е.

Данный подход используем для определения правильного написания безударных окончаний у существительных других склонений из приведенного выше текста.

К существительным первого склонения относятся слова: мартышке, акробатки.

К существительным второго склонения слово: (в) номере.

К существительным третьего склонения относятся слова: (в) роли, (на) лошади.

Подберем соответствующие им слова-помощники, поставим их в ту же форму и по их ударному окончанию определим нужное нам безударное.

Подводя итог урока, вспомним, что правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных может вызывать затруднения. В этом случае безударные гласные в окончаниях имен существительных проверяют с помощью ударных окончаний слов-помощников.

Список использованной литературы:

  1. Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Н.Д. Кучеренко. Тесты по русскому языку. – М.: Лист, 1998.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  4. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях/ Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «А
  5. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001.

Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий .

Учебные цели:

· систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных;

· совершенствовать орфографические умения и навыки правописания безударных окончаний существительных с целью подготовки к ЕГЭ.

Развивающие цели:

· развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы;

· развивать различные виды внимания;

· совершенствовать умения аккуратно и грамотно писать в тетради;

· формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся.

Воспитательные цели:

· воспитывать учебно-познавательную активность суворовцев;

· способствовать формированию ответственного, заинтересованного отношения к процессу обучения;

· способствовать воинскому и патриотическому воспитанию суворовцев;

· воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение:

· дидактический материал;

· ноутбук, документ-камера, плазменная панель.

Учебные вопросы:

1. Правописание падежных окончаний имен существительных.

2. Правописание окончаний имен собственных.

3. Правописание некоторых форм существительных множественного числа .

I. Организационный момент. Знакомство с темой, целями урока.

II. Правописание падежных окончаний имен существительных. Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

1. «Правописание окончаний Е и И в падежных формах единственного числа ». (Сообщение по слайдам суворовца).

Комментарии к слайдам.

1 слайд. Правописание падежных окончаний имен существительных зависит от склонения существительного:

К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –А, - Я (лампа, юноша);

Ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончаниями –О, - Е и существительные мужского рода с нулевым окончанием (окно, море, врач);

К 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием (рожь, дочь).

2 слайд. Сложность при написании безударных окончаний существительных возникает, если существительное стоит в форме родительного, дательного и предложного падежей. У существительных 3 склонения в данных падежах окончание –И, у существительных 1 склонения в родительном падеже – И, во всех остальных падежах – Е.


3 слайд. Следует запомнить отдельную группу слов:

- 10 разносклоняемых существительных на – МЯ (племя, пламя, знамя, время, имя, семя, темя, стремя, вымя, бремя) и существительное ПУТЬ, которые в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание – И. Для существительных, оканчивающихся на – ИЙ, - ИЯ, - ИЕ, правило такое: если на конце существительных предпоследняя буква –И, то и последняя буква – И (т. е. ИИ). Исключение: на остриЕ.


4 слайд. Следует различать параллельные формы собственных имен типа Мария – Марья, существительных среднего рода в художественной литературе (сражение – сраженье). Они имеют разные окончания в дательном и предложном падежах (о МариИ – о МарьЕ, в сражениИ – в сраженьЕ). Исключение: в забытьИ.


Вывод. Чтобы не ошибиться в выборе в выборе Е или И в падежных окончаниях существительных единственного числа, необходимо:

1) поставить существительное в начальную форму (ед. ч. Им. п.), выделить окончание;

2) определить склонение существительного;

3) определить падеж, вспомнить окончание существительного в данном падеже;

4) помнить о склонении отдельной группы существительных.

2. Объяснить графически правописание гласных в окончаниях имен существительных. Работа по цепочке.

Писать в тетрадкЕ – чертить в тетрадИ (необходимо различать окончания однокоренных существительных, относящихся к разным склонениям), говорить о воспитаниИ (-ИЕ), идти от деревнИ (1скл. Р.п.) к деревнЕ (Д. п.), о русском пейзаже (2 скл.), деревья в инеЕ (2 скл.), в пламенИ (на –МЯ) костра, приехали к ЛидиИ (на –МЯ) ПетровнЕ (1скл. Д.п.) (обратить внимание на то, что имена и отчества, стоящие рядом, могут иметь разные окончания), спросили о МарьЕ (1скл. П.п.) ДмитриевнЕ (1скл. П.п.).

3. Правописание окончаний русских, иностранных фамилий и названий населенных пунктов на –ИН,-ЫН,-ОВ,-ЕВ в творительном падеже .

font-size:16.0pt">- Задание. Поставить имена существительные в творительный падеж, объяснить окончания.

Антон Чехов, Джек Лондон, город Гурьев, Юрий Гагарин, город Гагарин, поле Куликово, село Бородино.

4. Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Выбор формы множественного числа имени существительного на –А(-Я) или на –Ы(-И), зависящий от смысла (окончания служат для разграничения лексического значения слов).

Работа со слайдом. Преподаватель предлагает форму слова с окончанием –А,-Я, суворовцы называют вариант с окончанием –Ы,-И, дают его лексическое толкование.

font-size:16.0pt">- Работа по слайду. Найти ошибки в образовании формы множественного числа, записать предложения в исправленном виде.

font-size:16.0pt">5. Работа по слайду «Правописание форм родительного падежа множественного числа». Сложность данной темы заключается в том, что нет определенных правил, четко регламентирующих наличие окончания или нулевое окончание в родительном падеже множественного числа некоторых существительных.

Рассмотрение случаев, наиболее часто встречающихся в материалах ЕГЭ.

font-size:16.0pt">font-size:16.0pt">- Работа по слайду. Устно исправить ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

font-size:16.0pt">6. Дифференцированная письменная работа (см. дидактический материал).

1). Для тех, кто имеет за четверть «4»,- творческое задание (вариант 3).

2). Остальные по вариантам выполняют работу по карточкам (номер карточки соответствует номеру варианта).

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Правописание падежных окончаний имен существительных

Вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор окончания.

1 вариант

Сидел на верхней ступеньк…, спустился с нижней ступен…, был на собрани…, гулять по алле…, жить под городом Пушкин…м, встретились на выставк…, росли у опушк…, присутствовать на спектакл…, подойти к нян…, на ветк… сирен…, отдать Евдоки… Петровн… .

2 вариант

Спрятаться в транше…, статья о геро…, купаться в проруб…, расти на суш…, жить в роскош…, обратиться к Натали… Евгениевн…, прочитать о певиц…, сидеть на ветк.., на нижней ветв…, роман написан Стивенсон…м, расположить по вертикал…, находиться на лекци… .

3 вариант

Составить связный текст (до 10 предложений), включив в предложения данные слова, употребив их или в родительном, или в дательном, или в предложном падеже: армия, шинель, погоны, миссия, клятва, училище, мужество, путь, имя, площадь, знамя.

3). Наиболее активно работавшие на уроке суворовцы получают оценку на основе выполнения тестов обучающей программы-тренажера «Фраза».

Ш. Подведение итогов урока.

1. Определение перспективы на дальнейшую работу.

2. Выставление оценок, их комментирование.

3. Инструктаж по выполнению самоподготовки.

Теория (правописание падежных окончаний имен существительных), упражнение 166 (графически объяснить).

Список использованной литературы

1. , Рыбченкова язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1999.

2. , Шамнин язык. 10-11 классы. – М.: «Русское слово – РС», 2004.

3. Коновалова язык. Упражнения и тесты для подготовки к ЕГЭ. – М.: Айрис-пресс, 2007.

4. Кудинова к итоговой аттестации по русскому языку . Тестирование. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005.

5. и др. ЕГЭ. Русский язык. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

6. Текучева язык: руководство для подготовки к экзаменам. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005

7. Хлебинская язык. 10 кл. Орфография и морфология : Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: дом ОНИКС 21 век»; Мир и Образование»,2003.

8. Репетитор 2008 по русскому языку. Мультимедийное издание серии «Репетиторы Кирилла и Мефодия». - и Мефодий», 2008 с изменениями и дополнениями.

9. Сдаём ЕГЭ 2008. Серия «1с: Репетитор». Контрольные измерительные материалы ЕГЭ (программно – техническое сопровождение).

Место проведения: класс

Межпредметные связи: окружающий мир.

Тип урока: закрепление изученного материала

УМК «Гармония»

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы – опоры, памятки, раздаточный материал (таблица с заданием, текст), иллюстрации, картинки.

Цели:

обучающая: учить самостоятельно добывать знания, делать выводы по теме, на репродуктивном уровне применять полученные знания, закрепить полученные знания по данной теме;

развивающая: развивать речь, внимание, орфографическую зоркость, мышление (выделять главное, обобщать и систематизировать);

воспитательная: формировать нравственные качества, ответственность, воспитывать интерес к урокам русского языка;

оздоровительная: содействовать сохранению здоровья через методы и приемы, реализующие принцип комфортности .

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я желаю вам сегодня добра

Вы желаешь мне сегодня добра

Мы желаем сегодня друг другу успеха

Если вам будет трудно

Я помогу.

Посмотрите на эти картинки и выберите ту, которая соответствует вашему настроению. Я надеюсь, что такое настроение у вас будет и в конце урока.

Давайте улыбнемся, друг другу, подарим свою улыбку окружающим и пожелаем друг другу удачного и интересного урока. Ведь хорошее рабочее настроение поможет нам справиться с любыми заданиями на нашем пути. А освещать наш путь и помогать в трудную минуту нам будет вот это доброе и ласковое солнышко. (на доске рисунок солнышка)

Сядем удобнее, выпрямим спинку и начнем урок.

Проверка домашнего задания.

Возникли у вас вопросы при выполнении домашнего задания? Все было понятно в задании? Хорошо, я проверю ваши работы и поставлю оценку.

II. Чистописание.

С чего же мы начнем наш урок? (Минутка чистописания)

Откройте, ребята тетрадочки и запишите число.

Прежде чем мы начнем работать, поставьте на полях отметку, которую бы вы хотели получить.

https://pandia.ru/text/80/287/images/image002_145.jpg" width="80" height="87 src=">.jpg" width="93" height="136">

м _ тель в _ тер

Посмотрите на слова и скажите, какая буква в них пропущена. (буква е)

Сегодня мы будем прописывать эту букву.

А что это за буква? (гласная, йотированная, дает два звука)

Когда эта гласная дает два звука?

Молодцы.

Давайте в воздухе пропишем эту букву с элементом. А теперь запишите в тетрадочке.

Ребята, послушайте стихотворение.

С неба падали пушинки

На замерзшие поля.

Ель закутали косынкой,

Жаркой шубой – тополя.

И укрыли дом да площадь

Необычным одеялом.

Как же их зовут? – ты спросишь.

Имя здесь я написала.

(Ирина Семенова)

Кто самый внимательный?

Назовите слово, которое можно составить из первых букв каждой строчки. (снежинки)

Молодцы. Запишите это слово, выдели в нем корень и подбери однокоренные слова.

Какой корень в этих словах? Что происходит в корнях этих слов? (чередование согласной г - ж)

III. Определение темы урока.

Послушайте стихотворение. Закончите его.

Запорошила дорожки,

Разукрасила серёжки.

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница... (зима)

(на доске картинки с зимним пейзажем)

Посмотрите на слова, которые у меня написаны.

у зимушки

к зимушке

на зимушку

за зимушкой

о зимушке

Чем отличаются эти слова? (окончаниями) Почему изменяются окончания?

Сформулируйте сами тему нашего урока (правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа)

Мы сегодня будем повторять все, что знаем о падежах. Упражняться в определение безударных окончаний имен существительных. Эта проблема нашего урока.

IV. Работа над темой урока.

Давайте вспомним с вами название всех падежей и вопросы.

Молодцы, вы отлично справились. Были ли вы внимательными и заметили ли что-нибудь? (падежи стояли не по порядку)

Расставьте их в нужном порядке. (Ученик выполняет задание у доски)

Молодец. Ты хорошо справился с заданием. А теперь давай вспомним предлоги. Некоторые падежи употребляются только с определенными предлогами.

Давайте вспомним, Д. п. – к, по; П. п. – о; Р. п. – без; Т. п. – между.

Посмотрите на слова, какой общей темой они объединены? (Вьюга, декабрь, метель, пороша, мороз, снежинка) (зима)

Запишите существительное в нужной падежной форме. Выделите в существительных окончания, укажите падеж.

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание, что надо сделать?

А как еще можно проверить безударное окончание? (ударным окончанием существительного того же типа склонения).

(ученики заполняют каждый свою таблицу)

идти по мороз

смотреть на снежинка

наступит за декабрь

спрятался от метель

выпала пороша

рассказал о вьюга

Значение всех слов вам понятно?

Давайте воспользуемся толковым словарем и посмотрим, что обозначает это слово. (один из учеников слово пороша смотрит в толковом словаре)

Что вы заметили? Все ли существительные употребили с предлогом. Вывод. (существительные в И. п. употребляются без предлогов)

Молодцы.

V. Физминутка. (для глаз)

(в классе развешены снежинки, учитель показывает на них лазерной указкой, дети следят глазками; звучит музыка)

VI. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

И в рыжей шубке - летом (белка)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (заяц)

Просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (ежик)

А вы знаете, ребята, как проводят зиму эти животные?

Послушайте, вам прочитаю об этих животных, а вы мне поможете. (учитель читает о животных, не называя их; ученики досказывает вслух название животного)

Послушайте задание, которое вам надо будет выполнить.

Определите падеж и выделите окончания выделенных слов.

Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?

Молодцы.

Сначала я буду читать о …? (учитель показывает картинку с изображением животного). Слово медведь я называть не буду, вы должны сами его назвать и поставить в нужный падеж. Определить склонение и вставить нужное окончание. (в процессе чтения на доску вывешиваются картинки с изображением животных).

Медведь зимой забирается в свою берлогу и впадает там в спячку. Под кожей у медвед… – жир, он защищает медвед… от зимней стужи. О медвед… сложено много сказок.

Зимой ежик спит в своей норке. Норка у ежик… в дупле поваленного дерева или в земле. Много интересного из книг можно узнать о ежик … .

Не страшна белк… холодная зима. Осенью переменила она рыженькое пальто на шубку. Наготовила белк… запасов на зиму. Насушила грибов, натаскала в дупло орехи и желуди. Потом белк… утепляет свой домик. Устраивает в дупле мягкую перинку из мха и сухих листьев. Зимой белк… свернется там клубочком и хвостом прикроется. Хвост греет белк… как одеяло.

К зиме заяц в новой шубке. Летняя шерсть у зайц … вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно заметить зайц… зимой на снегу. Нет у него норы, нет запасов. Почки и кора деревьев кормят зайц… всю зиму. Страшны зайц… не мороз, а охотники, волки, лисы и совы. Спасает зайц… светлая шубка да быстрые ноги. (Работа делается на листочках индивидуально, про зайца дети записывают в свою тетрадь самостоятельно; звучит музыка).

Проверка.

Для каждого из этих животных, лес – родной дом. И приходя в лес, мы не должны нарушать покой зверей и птиц. Потому, что мы там гости.

VII. Физминутка.

Игра в «снежки».

(учитель кидает помпон, ученик определяет род существительного, которое называет учитель; «снежок» дети могут кидать друг другу и сами называть любые слова)

(Дерево, дорога, лес, прорубь, чаща, село, птица, зверь, верхушка, волк, кормушка, пальто, опушка, cирень).

VIII. Работа с учебником.

Упр. № 000.

137. Составь и запиши предложение с однородными членами.

На снегу были видны следы (- а; 1-е; ед. ч.) … , (н. о.; 2- е; ед. ч.) … , и (н. о; 3-е; ед. ч.) … .

Слова для справок: рысь, куропатка, тетерев.

Укажите падеж и склонение существительных. Выделите в них окончания.

Обратите внимание, вам надо слова для справок записать именно в том порядке, в котором предлагают авторы учебника. Проверка.

Давайте вспомним алгоритм написания безударного падежного окончания имени существительного.

IX. Закрепление знаний.

Игра «Альпинист».

Ребята, а вы знаете, кто такие альпинисты ?

Сейчас вы будете альпинистами вы должны покорить свою вершину знаний. - Послушайте задание. Вам надо правильно дописать окончание.

Что вы должны сделать, чтобы не ошибиться в выборе окончания?

А теперь давайте заполним таблицу.

(на доске таблица с пустыми столбиками, дети по очереди заполняют ее, записывая, верное окончание)

Р. п и - ы а - я и

Д. п. е у - ю и

П. п. е е и

Мы с вами вспомнили падежные окончания, вы без ошибок заполнили таблицу и теперь, не боясь, никаких трудностей будем покорять вершину.

Без шишк…, на ел…, на дерев …, в проруб …, о медвед …,

без метел…, о зайц …, около дорог …, в чащ …, на ветк …, о снежинк …, о вьюг …, по тропинк …, на мороз …, к птиц …, у кормушк …, с ветк …, о сосульк …, от верхушк …, о волк …, без рыс …, о зимушк …, без ветк …, у белк …о лес …, около опушк ….

(все слова записаны на карточках и прикреплены на изображение снежной вершины, дети выходят к доске и записывают окончание; слова можно брать не все)

Молодцы, вы справились с этим заданием. Вот этот флажок мы прикрепим к нашей вершине, вы покорили ее. Давайте похлопаем сами себе.

Молодцы.

Вы стоите на самой вершине. Под вами огромная, прекрасная наша Земля. Как она красива! Сколько лесов, полей, рек, озер, морей! А сколько зверей и птиц живет на этой земле. Мы должны беречь и охранять природу нашей Земли.

Белке, лисице, рыси, кунице лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить в мир и покой. (Ф. Лисичкина)

X. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок? Вам было интересно сегодня на уроке?

Над чем мы сегодня работали на уроке? Что нового для себя вы открыли?

Смог ли мы решить проблему урока? Какое настроение у вас в конце урока? Оцени свое активное участие в уроке. (у каждого ученика три кружка разного цвета, ребенок сам оценивает свою работу0.

XI. Итог урока.

Оценка работы.

Домашнее задание.

Спасибо всем за урок.

Задание.

(Задание для домашней работы напечатано на листке. Ребенок выполняет его, записывая в тетрадь)

Раскрой скобки, запиши существительные в нужном падеже. Определи склонение и падеж. Запиши 2 – 3 предложения, о том, что для тебя значит охранять природу.

(Рыба) нужна чистая вода, (птица) необходим воздух, а (зверь) – лес, степь, горы.

Охранять природу (страна) – это значит охранять (Родина), которая нужна каждому (человек).

2. Юрьева Н. А.,«350 развивающих упражнений по русскому языку», Минск, Издательство «Юнипресс», 2005 г.

3. Карягина Н. Н., Перепелицина Е. Н.«Развитие орфографической грамотности младших школьников», Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 г.

4. Форощук А. А. , Форощук Н. Е. « Русский язык. Учебное пособие для начальных классов», Донецк, Издательство «Сталкер», 2007 г. г.

5. Касаткина Н. А., «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка (стихи, загадки, кроссворды, шарады)», Волгоград, Издательство «Учитель», 2003 г.

6. Лазарева Л. А. www. pdps. lv

(Проверяй по вопросу!)

От существительного задай вопрос к прилагательному определи род, падеж. Пиши в прилагательном то окончание, что и в вопросе.

Муж. и Ср.род.

Множ.число

ый, ий,

ое, ее

ая, яя

ые, ие

ого, его

ой, ей

ых, их

ому, ему

ой, ей

ым, им

ый, ий

ое, ее

ую, юю

ые, ие

ым, им

ой/ою/,

ей/ею

ымы, ими

ом, ем

ой, ей

ых, их

Делай так: спел ого яблока - ябл ока (как ого ?) спелого - ср., р., Р.п. голу бого озера, красив ого дерева, син его неба.

24. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь - пиш ешь , стуч ишь .

Делай так: чит аешь - 1сп., 2л., ед.ч., рису ешь, танцу ешь , гуля ешь

25. Правописание безударных окончаний глаголов.

Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Спряжение глаголов в настоящем времени

I спряжение

II спряжение

Мн. число

Неопр. форма

Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, +брить, стелить, зиждиться

Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, +гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть .

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

    поставить глагол в начальную форму.

    определить спряжение.

    проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они что делают?…, если –ат - ят , то пишем И в окончании)

    определить окончание данного глагола.

Делай так: стро им - строить 2 спр,2л, мн.ч. держ им, тащ им , куп им

26. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения . мячо м, душе м.

Делай так: чертеж о м, трубач о м, скворц о м. Волчиц е й, синиц е й, пшениц е й.

27. Правописание –тся и –ться в глаголах.

что делает? или что сделает? , то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

что дела ет ? смеё тся ; что сдела ет ? распусти тся

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

что дела ть ? смеят ься ; что сдела ть ? Порадоват ься

- В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.

стере чь , стричь.

Делай так: гусь щиплет..ся - гусь (что делает?) щиплется;

перестань красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться

28. Правописание ы и и после ц.

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на ция .

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква ы после ц пишется:

в окончаниях и суффиксах:

куниц ын , птиц ы

в корнях слов – исключений:

цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

29. 0-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

овцой лестницей

мячом тучей

шалашом крышей

плащом товарищем

чертежом сторожем

30. Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных.

Если изменить число, гласная пропадает, то пишите с буквой Е:

Замоч - замоч и

платоч ЕК - платоч К и

ореш - ореш и

лист - лист и

ключ ИК - ключ ИК и

сад - сад и

31. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например: поездка

Окончание (измени число или форму)

Основа (часть слова без окончания)

Корень (подбери несколько однокоренных слов)

Приставка (перед корнем)

Суффикс (после корня)

Делай так: поездк а – поездку, поездкой, ездить, езда.

32. Разбор предложения

а) По членам предложения.

Подчеркните главные члены предложения,

выпишите слова парами с вопросами.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам.

туманы (какие?) седые

туманы (что делают?) плывут

плывут (куда?) к облакам

б) По частям речи.

Обозначь, какой частью речи является каждое слово.

Например:

прил. сущ. гл. пр. сущ.

Красивые птички сели на ветку.

Как правильно выполнить фонетический разбор слова (звуко - буквенный)