Международный валютный фонд. МВФ: расшифровка

МВФ (расшифровка — Международный Валютный Фонд) был создан в 1944 году, на конференции в Бреттон-Вудсе в США. Его цели первоначально декларировались так: содействие международному сотрудничеству в сфере финансов, расширение и рост торговли, обеспечение стабильности валют, оказание помощи в расчетах между странами-членами и предоставление им средств с целью исправления нарушения равновесия в платежных балансах. Однако на практике деятельность Фонда сводится к стяжательству для меньшинства (стран и которое, помимо прочих организаций, контролирует и МВФ. Помогли ли кредиты IMF, или МВФ (расшифровка International Monetary Fund), нуждающимся государствам? Как работа Фонда влияет на мировую экономику?

МВФ: расшифровка понятия, функции и задачи

IMF расшифровывается как International Monetary Fund, МВФ (расшифровка аббревиатуры) в русскоязычной версии выглядит так: Международный Валютный Фонд. Эта призвана содействовать валютному сотрудничеству на базе консультирования его членов и выделения им кредитов.

Задачей Фонда является закрепление твердого паритета валют. Для этого государства-члены установили их в золоте и долларах США, договорившись не менять их более десяти процентов без согласия Фонда и не отклоняться от этого равновесия при осуществлении операций больше, чем на один процент.

История создания и развития Фонда

В 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе в США представители сорока четырех стран решили создать единую базу экономического сотрудничества во избежание девальвации, последствием которой в тридцатых годах была Великая депрессия, а также в целях восстановления финансовой системы между государствами после войны. В следующем году на основе итогов проведенной конференции был создан МВФ.

СССР также принимал активное участие в конференции и подписал Акт об учреждении организации, однако впоследствии так и не ратифицировал его и не участвовал в деятельности. Но в девяностых годах, после распада Советского Союза, Россия и другие страны — бывшие союзные республики вступили в МВФ.

В 1999 году в МВФ входило уже 182 страны.

Органы управления, структура и страны-участницы

Штаб-квартира специализированной организации ООН - МВФ - находится в Вашингтоне. Руководящим органом Международного Валютного Фонда является Совет управляющих. В него входят собственно управляющий и заместитель от каждой страны-участницы Фонда.

Исполнительный совет состоит из 24 директоров, представляющих группы стран или отдельные страны-участницы. При этом распорядительным директором всегда является европеец, а его первым замом — американец.

Уставный капитал формируется за счет взносов государств. В настоящее время в МВФ входит 188 стран. Исходя из размера уплачиваемых квот между странами распределяются их голоса.

Данные МВФ говорят о том, что наибольшее количество голосов принадлежит США (17,8%), Японии (6,13%), Германии (5,99%), Великобритании и Франции (по 4,95%), Саудовской Аравии (3,22%), Италии (4,18%) и России (2,74%). Таким образом, США, как имеющие наибольшее количество голосов, являются единственной страной, которая имеет на самые важные вопросы, обсуждаемые в МВФ. А многие страны Европы (и не только они) просто голосуют так же, как Соединенные Штаты Америки.

Роль Фонда в мировой экономике

МВФ постоянно следит за финансовой и валютной политикой стран-членов и состоянием экономики во всем мире. С этой целью каждый год проводятся консультации с правительственными организациями относительно курсов валют. С другой стороны, государства-члены должны консультироваться с Фондом по макроэкономическим вопросам.

Нуждающимся странам МВФ выдает кредиты, предлагая странам которые они могут использовать для самых разных целей.

В первые двадцать лет своего существования Фонд давал кредиты в основном развитым странам, но потом эта деятельность была переориентирована на развивающиеся страны. Интересно, что примерно с этого же времени начала свое формирование неоколониальная система в мире.

Условия странам для получения кредита от МВФ

Чтобы государства-члены организации могли получить кредит от МВФ, они должны выполнить целый ряд политических и экономических условий.

Такая тенденция сформировалась в восьмидесятых годах двадцатого века, и со временем только продолжает ужесточаться.

МВФ-банк требует выполнять программы, которые, по сути, ведут не к выходу страны из кризиса, а к свертыванию инвестиций, прекращению экономического роста и ухудшению граждан в целом.

Примечательно, что в 2007 году был сильнейший кризис организации МВФ. Расшифровка мирового спада экономики-2008, как утверждают возможно, и была его следствием. Никто не хотел брать у организации кредиты, а те страны, что получили их ранее, стремились раньше срока погасить задолженность.

Но произошел мировой кризис, всё встало на свои места, и даже больше. МВФ в результате увеличил свои ресурсы в три раза и влияет на мировую экономику еще сильнее.

Представляем вашему вниманию главу из монографии про Международный Валютный Фонд, в которой подробно анализируется вся анатомия этого финансового института и его роль в мировой финансовой схеме.

Организация МВФ

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF), как и Международный банк реконструкции и развития, МБРР (позже - Всемирный банк), является бреттон-вудской международной организацией. МВФ и МБРР формально относятся к специализированным учреждениям ООН, но с самого начала своей деятельности они отклонили координирующую и руководящую роль ООН, ссылаясь на полную независимость своих финансовых источников.

Создание этих двух структур было инициировано Советом по международным отношениям (Council on Foreign Relations) – одной из наиболее влиятельных полусекретных организаций, традиционно связываемых с реализацией мондиалистского проекта.

Задача создания подобных структур назревала по мере приближения окончания Второй мировой войны и распада колониальной системы. Актуальным становился вопрос о формировании послевоенной международной валютной и финансовой системы и о создании соответствующих международных институтов, в особенности межгосударственной организации, которая была бы предназначена для регулирования валютно-расчетных связей между странами. Особенно настойчиво выступали за это банкиры США.

Планы создания специального органа для «упорядочения» валютно-расчетных связей были разработаны США и Великобританией. В американском плане предлагалось учредить «Стабилизационный фонд Объединенных Наций», государства-участники которого должны были бы принять на себя обязательства не изменять без согласия Фонда курсы и паритеты своих валют, выраженные в золоте и особой счетной денежной единице, не устанавливать валютные ограничения по текущим операциям и не заключать никакие двусторонние («дискриминационные») клиринговые и платежные соглашения. В свою очередь, Фонд предоставлял бы им краткосрочные кредиты в иностранной валюте для покрытия текущих дефицитов платежных балансов.

Этот план был выгоден США - экономически мощной державе, с более высокой по сравнению с другими странами конкурентоспособностью товаров и устойчиво активным в то время платежным балансом.

Альтернативный английский план, разработанный известным экономистом Дж. М. Кейнсом, предполагал создание «международного клирингового союза» - кредитно-расчетного центра, призванного осуществлять с помощью специальной наднациональной валюты («банкора») международные расчеты и обеспечивать равновесие в платежах, особенно между США и всеми другими государствами. В рамках этого союза предполагалось сохранить замкнутые валютные группировки, в частности стерлинговую зону. Целью плана, рассчитанного на сохранение позиций Великобритании в странах Британской империи, было укрепление ее валютно-финансовых позиций в значительной мере за счет американских финансовых ресурсов и при минимальных уступках правящим кругам США в вопросах валютной политики.

Оба плана были рассмотрены на валютно-финансовой конференции Организации Объединенных Наций, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 г. В конференции приняли участие представители 44 государств. Развернувшаяся на конференции борьба завершилась поражением Великобритании.

Заключительный акт конференции включал Статьи соглашения (устав) о Международном валютном фонде и о Международном банке реконструкции и развития. 27 декабря 1945 г. Статьи соглашения о Международном валютном фонде официально вступили в силу. Практически МВФ приступил к операциям с 1 марта 1947 г.

Деньги на создание этой надправительственной организации поступили от Дж. П. Моргана, Дж. Д. Рокфеллера, П. Варбурга, Я. Шиффа и других «международных банкиров».

СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, однако не ратифицировал Статьи соглашения о МВФ.

Деятельность МВФ

МВФ предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Бóльшую часть своих займов Международный валютный фонд предоставляет в долларах США. За время своего существования МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений. Местопребывание руководящих органов МВФ - Вашингтон (США). Это довольно символично - в дальнейшем будет видно, что МВФ практически полностью контролируется США и странами западного альянса и, соответственно, в управленческо-операциональном плане – ФРС. Не случайно поэтому, что реальный бенефит от деятельности МВФ также получают эти акторы и, в первую очередь, означенный выше «клуб бенефициаров».

Официальные цели МВФ заключаются в следующем:

  • «способствовать международному сотрудничеству ввалютно-финансовой сфере»;
  • «содействовать расширению и сбалансированному росту между народной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  • «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  • предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Однако по фактам, характеризующим результаты деятельности МВФ на протяжении его истории, реконструируется иная, реальная картина его целей. Они вновь позволяют говорить о системе мирового стяжательства в пользу меньшинства, контролирующего и Мировой валютный фонд.

По состоянию на 25 мая 2011 г. членами МВФ являются 187 государств. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота определяет сумму подписки на капитал, возможности использования ресурсов фонда и сумму СДР, получаемых государством-членом при их очередном распределении. Капитал международного валютного фонда постоянно увеличивался с момента его образования, особенно быстрыми темпами увеличивались квоты наиболее экономически развитых стран-членов (рис. 6.3).



Наибольшие квоты в МВФ имеют США (42122,4 млн СДР), Япония (15628,5 млн СДР) и Германия (14565,5 млн СДР), наименьшую - Тувалу (1,8 млн СДР). В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, когда решения принимаются не большинством равных голосов, а крупнейшими «донорами» (рис. 6.4).



В сумме США и страны западного альянса имеют более 50% голосов против нескольких процентов Китая, Индии, России, латиноамериканских или исламских стран. Из чего очевидно, что первые обладают монополией на принятие решений, т. е. МВФ, как и ФРС, контролируется этими странами. Когда затрагиваются важнейшие стратегические вопросы, в том числе и вопросы реформы самого МВФ, только США имеют право вето.

США вместе с другими развитыми странами обладают простым большинством голосов в МВФ. Последние 65 лет страны Европы и другие экономически благополучные страны всегда голосовали солидарно с США. Таким образом, становится понятно, в чьих интересах функционирует МВФ и кем поставленные геополитические цели он реализует.

Требования Статей соглашения (устава) МВФ/Члены МВФ

Вступление в МВФ в обязательном порядке требует от страны соблюдения правил, регулирующих ее внешнеэкономические связи. В Статьях соглашения зафиксированы универсальные обязательства государств-членов. Уставные требования МВФ направлены прежде всего на либерализацию внешнеэкономической деятельности, в частности валютно-финансовой сферы. Очевидно, что либерализация внешней экономики развивающихся стран предоставляет огромные преимущества экономически развитым странам, открывая рынки сбыта их более конкурентоспособной продукции. При этом экономика развивающихся стран, нуждающаяся, как правило, в протекционистских мерах, терпит большие убытки, целые отрасли (не связанные с продажей сырья) становятся неэффективными и умирают. В разделе 7.3 статистическое обобщение позволяет видеть такие результаты.

Устав требует от государств-членов устранения валютных ограничений, поддержания конвертируемости национальных валют. Статья VIII содержит обязательства государств-членов не вводить без согласия фонда ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к практике множественных валютных курсов.

Если в 1978 г. обязательства по Статье VIII о недопущении валютных ограничений взяли на себя 46 стран (1/3 членов МВФ), то в апреле 2004 г. уже 158 стран (более 4/5 членов).

Кроме того, устав МВФ обязывает государства-члены сотрудничать с фондом при проведении курсовой политики. Хотя ямайские поправки к уставу предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса, на практике МВФ принимает меры для установления плавающего курса ведущих валют и привязки к ним (прежде всего к доллару США) денежных единиц развивающихся стран, в частности вводит режим валютного управления (currency board). Интересно отметить, что возврат Китая в 2008 г. к фиксированному валютному курсу (рис. 6.5), вызвавший сильное недовольство МВФ, является одним из объяснений, почему мировой финансово-экономический кризис фактически не затронул Китай.



Россия же следовала в своей «антикризисной» финансово-экономической политике указаниям МВФ, и удар кризиса по российской экономике оказался самым тяжелым не только в сравнении с сопоставимыми странами мира, но даже в сравнении с подавляющим большинством стран мира.

МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой государств-членов, а также за состоянием мировой экономики.

Для этого используются регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов. При этом государства-члены обязаны консультироваться с МВФ и по вопросам макроэкономической, а также структурной политики. В дополнение к традиционным целевым установкам надзора (устранение макроэкономических неравновесий, снижение темпа инфляции, осуществление рыночных реформ) МВФ после распада СССР стал уделять больше внимания структурным и институциональным преобразованиям в государствах-членах. А это уже ставит под сомнение политический суверенитет подвергающихся «надзору» государств. Структура Международного валютного фонда приведена на рис. 6.6.

Высшим руководящим органом в МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим (обычно это министры финансов или руководители центральных банков) и его заместителем.

В ведение совета входит решение ключевых вопросов деятельности МВФ: внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия исполнительному совету (Executive Board), т. е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в области валютного курса.

С 1992 г. в составе исполнительного совета представлено 24 исполнительных директора. В настоящее время из 24 исполнительных директоров 5 (21%) имеют американское образование. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников фонда и является председателем исполнительного совета. Среди 32 представителей топ-менеджмента МВФ 16 (50%) получили образование в США, 1 работал в транснациональной корпорации, 1 преподавал в американском университете.

Директор-распорядитель МВФ, согласно неформальным договоренностям, всегда европеец, а его первый заместитель – всегда американец.

Роль МВФ

МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте государствам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, т. е. фактически для пополнения официальных валютных резервов; во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а значит - для кредитования бюджетных расходов правительств.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке как депозитарии. При этом МВФ, как было отмечено, предоставляет кредиты в основном в долларах США.

На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947–1966 гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые страны, на которые приходилось 56,4% суммы кредитов, (в том числе 41,5% средств получила Великобритания). С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на предоставление кредитов развивающимся странам (рис. 6.7).


Интересно отметить временную границу (конец 1970-х гг.), после которой активно начала формироваться мировая неоколониальная система, пришедшая на смену развалившейся колониальной. Основными механизмами кредитования за счет ресурсов МВФ являются следующие.

Резервная доля. Первая «порция» иностранной валюты, которую государство-член может приобрести в МВФ в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», а с 1978 г. - резервной долей (reserve tranche).

Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены государством-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли или транша (credit tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ государств-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Предельная сумма кредита, которую страна может получить у МВФ в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125% ее квоты.

Резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements). Этот механизм применяется с 1952 г. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 1950-х гг. и до середины 1970-х гг. соглашения о кредитах стендбай имели срок до года, с 1977 г. - до 18 месяцев, позднее - до 3 лет, в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

Механизм расширенного кредитования (extended fund facility) применяется c 1974 г. В рамках этого механизма предоставляются кредиты на еще более длительные сроки (на 3–4 года) в бóльших размерах. Использование кредитов стенд-бай и расширенных кредитов - самых распространенных до мирового финансово-экономического кризиса кредитных механизмов - сопряжено с выполнением государством-заемщиком некоторых условий, предусматривающих проведение им определенных финансово-экономических (а зачастую и политических) мероприятий. При этом степень жесткости условий нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены еще до получения кредита.

Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями фонда», не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщицей.

По истечении установленного срока государство-заемщик обязано погасить задолженность («выкупить» национальную валюту у Фонда), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возврат кредитов стенд-бай производится в течение 3 лет и 3 месяцев - 5 лет со дня получения каждого транша, при расширенном кредитовании - 4,5–10 лет. В целях ускорения оборота своего капитала МВФ «поощряет» более быстрый возврат должниками полученных кредитов.

Помимо этих, стандартных механизмов, в МВФ существуют специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредитов. Специальные кредитные механизмы включают следующие.Механизм компенсационного кредитования, МКК (com pen sato ry i nancing facility, CFF), предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. Механизм кредитования дополнительных резервов, МКДР (supplemental reserve facility, SRF), введен в декабре 1997 г. для предоставления средств государствам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в расширенном краткосрочном кредитовании вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает бегство капитала из страны и резкое сокращение ее золотовалютных резервов. Предполагается, что этот кредит должен предоставляться в тех случаях, когда бегство капитала может создать потенциальную угрозу для всей мировой валютной системы.

Экстренная помощь (emergency assistance) призвана содействовать преодолению дефицита платежного баланса, вызываемого непредсказуемыми стихийными бедствиями (с 1962 г.) и кризисными ситуациями в результате гражданских беспорядков или военно-политических конфликтов (с 1995 г.). Механизм экстренного финансирования, МЭФ (emergency financing mechanism, EFM) (с 1995 г.) - комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ.

Механизм поддержки торговой интеграции, МПТИ (trade integration mechanism, TIM), создан в апреле 2004 г. в связи с возможными временными негативными последствиями для ряда развивающихся стран результатов переговоров о дальнейшем расширении либерализации международной торговли в рамках «Доха-раунда» Всемирной торговой организации. Этот механизм предназначен для оказания финансовой поддержки странам, у которых происходит ухудшение платежного баланса вследствие мер, осуществляемых в направлении либерализации торговой политики другими странами. Однако МПТИ представляет собой не самостоятельный кредитный механизм в прямом смысле слова, а определенную политическую установку.

Столь широкая представленность разноцелевых кредитов МВФ свидетельствует, что фонд предлагает странам-заемщикам свои инструменты практически в любой ситуации.

Беднейшим странам (с величиной ВВП на душу населения ниже установленного порогового значения), которые не в состоянии платить проценты по обычным кредитам, МВФ оказывает льготную «помощь», хотя доля льготных займов в общем объеме кредитов МВФ чрезвычайно мала (рис. 6.8).

Кроме того, негласная гарантия платежеспособности, предоставляемая МВФ в качестве «бонуса» вместе с кредитом, распространяется и на более экономически сильных игроков на международной арене. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на мировой рынок ссудных капиталов, помогает получить кредиты у правительств развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка, Банка международных расчетов, а также у частных коммерческих банков. И наоборот, отказ МВФ в кредитной поддержке стране закрывает ей доступ к рынку ссудных капиталов. В таких условиях страны просто вынуждены обращаться в МВФ, даже если понимают, что условия, выдвигаемые МВФ, будут иметь для национальной экономики плачевные последствия.

На рис. 6.8 также видно, что в начале своей деятельности МВФ как кредитор играл достаточно скромную роль. Однако начиная с 1970-х гг. произошло значительное расширение его кредитной деятельности.

Условия предоставления кредитов

Предоставление фондом кредитов государствам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности» кредитов. Официально МВФ обосновывает эту практику необходимостью иметь уверенность в том, что государства-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда. Фактически построен механизм внешнего управления государствами-заемщиками.

Поскольку в МВФ доминируют монетаристские, шире - неолиберальные теоретические воззрения, его «практические» стабилизационные программы обычно включают сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели, отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги (что ведет к повышению цен на эти товары), увеличение налогов на доходы физических лиц (при одновременном снижении налогов на бизнес), сдерживание роста или «замораживание» заработной платы, повышение учетных ставок, ограничение объемов инвестиционного кредитования, либерализацию внешнеэкономических связей, девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров, и т. п.

Концепция экономической политики, составляющая ныне содержание условий для получения кредитов МВФ, сформировалась в 1980-е гг. в кругах ведущих экономистов и деловых кругах CША, а также других стран Запада и известна как «Вашингтонский консенсус».

Она предполагает такие структурные изменения в экономических системах, как приватизация предприятий, введение рыночного ценообразования, либерализация внешнеэкономической деятельности. Основную (если не единственную) причину разбалансированности экономики, неуравновешенности международных расчетов стран-заемщиц МВФ видит в избыточном совокупном платежеспособном спросе в стране, вызываемым в первую очередь дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы.

Выполнение программ МВФ чаще всего ведет к свертыванию инвестиций, торможению темпов экономического роста, обострению социальных проблем. Это связано со снижением реальной заработной платы и жизненного уровня, ростом безработицы, перераспределением доходов в пользу богатых слоев за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации.

Что касается бывших социалистических государств, препятствием для решения их макроэкономических проблем, с точки зрения МВФ, являются пороки институционального и структурного характера, поэтому фонд при предоставлении кредита ориентирует свои требования на осуществление долговременных структурных изменений в их экономических и политических системах.

МВФ проводит очень идеологизированную политику. Фактически он финансирует перестройку и включение национальных экономик в глобальные спекулятивные потоки капитала, т.е. их «привязку» к мировой финансовой метрополии.

С расширением кредитных операций в 1980-х гг. МВФ взял курс на ужесточение их обусловленности. Именно тогда получило распространение использование структурных условий в программах МВФ, в 1990-е гг. оно значительно усилилось.

Не вызывает удивления, что рекомендации МВФ странам – получателям помощи в большинстве случаев прямо противоположны антикризисной политике развитых государств (табл. 6.1), которые практикуют контрциклические меры – падение спроса со стороны домохозяйств и бизнеса в них компенсируется возросшими государственными тратами (пособиями, субсидиями и т. п.) за счет расширения дефицита бюджета и увеличения госдолга. В разгар мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. МВФ поддержал такую политику в США, ЕС и Китае, но для своих «пациентов» прописал иное «лекарство». «31 из 41 соглашения о помощи МВФ предусматривает проциклическую, т. е. более жесткую монетарную либо фискальную политику», - отмечается в докладе вашингтонского Центра экономических и политических исследований (Center for Economic and Policy Research).



Эти двойные стандарты существовали всегда и много раз приводил к масштабным кризисам в развивающихся странах. Применение рекомендаций МВФ ориентировано на формирование монополярной модели развития мирового сообщества.

Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных и финансовых отношений

МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему. Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Первоначально Статьи соглашения МВФ отводили золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Первым шагом на пути устранения золота из послевоенного международного валютного механизма стало прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары, принадлежащие официальным органам других стран. В 1978 г. в устав МВФ были внесены поправки, запрещающие странам-членам использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют; одновременно были упразднены официальная цена золота в долларах и золотое содержание единицы СДР.

Международный валютный фонд сыграл ведущую роль в процессе расширения влияния транснациональных корпораций и банков на страны с переходными и развивающимися экономиками. Предоставление этим странам в 1990-е гг. заемных ресурсов МВФ в значительной мере способствовало активации деятельности транснациональных корпораций и банков в этих странах.

В связи с процессом глобализации финансовых рынков исполнительный совет в 1997 г. инициировал разработку новых поправок в Статьи соглашения МВФ, чтобы сделать либерализацию операций по движению капиталов специальной целью МВФ, включить их в сферу его компетенции, т. е. распространить на них требование отмены валютных ограничений. Временный комитет МВФ принял на сессии в Гонконге 21 сентября 1997 г. специальное заявление о либерализации движения капиталов, призвав исполнительный совет ускорить работу над поправками, с тем чтобы «добавить новую главу в Бреттон-Вудское соглашение». Однако развитие мирового валютного и финансового кризисов в 1997–1998 гг. затормозило этот процесс. Некоторые страны были вынуждены ввести контроль движения капиталов. Тем не менее МВФ сохраняет принципиальную установку на снятие ограничений в сфере международного движения капитала.

В контексте анализа причин мирового финансового кризиса 2008 г. важно также отметить, что Международный валютный фонд сравнительно недавно (с 1999 г.) пришел к выводу о необходимости распространить область своей ответственности на сферу функционирования мировых финансовых рынков и финансовых систем.

Появление у МВФ намерения регулировать международные финансовые отношения вызвало изменения в его организационной структуре. Сначала, в сентябре 1999 г., образовался Международный валютно-финансовый комитет, ставший постоянным органом стратегического планирования деятельности МВФ по вопросам, относящимся к функционированию мировой валютной и финансовой системы.

В 1999 г. МВФ и Всемирный банк приняли совместную «Программу оценки финансового сектора», ПОФС (Financial Sector Assessment Program, FSAP), которая должна снабжать государства-члены инструментарием оценки состояния их финансовых систем.

В 2001 г. создан департамент по международным рынкам капитала. В июне 2006 г. учрежден объединенный департамент денежно-кредитных систем и рынков капитала (Monetary Systems and Capital Markets Department, MSCMD). Не прошло и 10 лет с момента включения мировой финансовой сферы в компетенцию МВФ и с начала ее «регулирования», как разразился самый масштабный в истории мировой финансовый кризис.

МВФ и мировой финансово-экономический кризис 2008 года

Нельзя не отметить один принципиальный момент. В 2007 г. эта крупнейшая мировая финансовая организация находилась в глубоком кризисе. На тот момент практически никто не брал и не изъявлял желания брать у МВФ кредиты. Кроме того, даже те страны, которые получили кредиты ранее, старались как можно скорее избавиться от этого финансового бремени. В результате размер обычных непогашенных кредитов сократился до рекордной для XXI в. отметки - менее 10 млрд СДР (рис. 6.9).

Мировое сообщество, за исключением бенефициаров деятельности МВФ в лице США и других экономически развитых стран, фактически отказывалось от механизма МВФ. И тут произошло нечто. А именно - разразился мировой финансово-экономический кризис. Число договоренностей о новых кредитах, стремившееся до кризиса к нулю, возросло беспрецедентными в истории деятельности фонда темпами (рис. 6.10).

Кризис, начавшийся в 2008 г., буквально спас МВФ от развала. Случайно ли это совпадение? Так или иначе, мировой финансово-экономический кризис 2008 г. был чрезвычайно выгоден Международному валютному фонду, а значит, тем странам, в интересах которых он функционирует.

После мирового кризиса 2008 г. стало очевидным, что МВФ нуждается в реформировании. К началу 2010 г. общие потери мировой финансовой системы превысили 4 трлн долл. (около 12% мирового валового продукта), две трети из которых генерируются в неблагонадежных активах американских банков.

В каком направлении пошло реформирование? В первую очередь МВФ утроил свои ресурсы. После лондонского саммита «Группы двадцати» в апреле 2009 г. МВФ получил колоссальные дополнительный резервы для кредитования - более 500 млрд долл. США, в дополнение к уже имеющимся 250 млрд долл., хотя для программ помощи он использует меньше 100 млрд долл. После кризиса стало очевидным, что МВФ желает взять на себя еще больше полномочий по управлению мировой экономикой и финансами.

Тенденция заключается в стремлении постепенно превратить МВФ в орган контроля макроэкономической политики почти во всех странах мира. Очевидно, что в условиях такого «реформирования» новые мировые кризисы неизбежны.

В данной главе монографии использован материал диссертации М.В. Деевой.

Для того, чтобы разобраться в сути деятельности МВФ и судьбе тех стран, которые подсели на ее кредиты, не надо быть дипломированным экономистом. Достаточно почитать об этой организации, в том числе и на ее сайте. Ни одно государство, взявшее кредиты МВФ, не стало жить лучше. Этот монстр разорил десятки стран, включая Аргентину, Чили, Эквадор, Грецию. Только отказавшись от кредитов, некоторые из них стали возрождать свою экономику. Главная цель этого международного ростовщика обеспечить перекачку ресурсов порабощенных стран в США, так как МВФ контролируется частной структурой финитерна ФРС, которая и является главным выгодополучателем.

Наш, бывший главный кондитер, а ныне свежеиспеченный президент, таки дождался кредита от МВФ в 17,5 млрд. долларов. Существо неопределенного пола, возглавляющее МВФ, осчастливило украинцев предоставлением первого транша в размере 5 млрд. долларов.

До конца года обещают еще 5 млрд. Сейчас у некоторой части населения наступила стадия эйфории, когда все видится в радужных тонах и будущее кажется безоблачным и светлым. «Нам далы гроши». Не могу винить обывателей, после скачек на майдане у них совершенно отшибло мозги. Людей, которые должны бы объяснить всю пагубность этого кредита и угрозы для державного суверенитета на Украине практически не осталось. Наша ылита занята тем, что прикидывает, как отщипнуть кусок от этого пирога, а там хоть потоп. Но и тут им не дают разогнаться. Зная вороватость украинских политиков и чиновников, США расставили на ключевые должности в кабмине своих министров, которые и будут контролировать расход этого виртуального кредита.

Начнем с того, что на самом деле никаких денег МВФ не дает, и тот, кто думает, что после получения этого кредита к нам самолетами и пароходами начнут везти доллары, очень крупно ошибается. Дело в том, что МВФ предоставляет свои кредиты в виде SDR - Специальные права заимствования (англ. Special Drawing Rights, SDR) - искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом. Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались.

Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов.

Цена 1 SDR в разных валютах:

Процентная ставка SDR пересматривается еженедельно.

Что означает это в переводе с экономического на русский. На самом деле Украина не получит от МВФ ни цента, ей надо договориться с одной из стран участников МВФ, а скорее всего со Штатами об обмене SDR на доллары или иную свободно конвертируемую валюту. Фактически SDR можно использовать исключительно для расчетов по госдолгу - для поддержания платежного баланса, то есть для укрепления курса национальной валюты. Но заем Фонда использовать в полной мере невозможно из-за отсутствия свободного обращения SDR. В связи с развитием мирового экономического кризиса, в марте 2009 года Китай предложил на базе специальных прав заимствования создать мировую резервную валюту, которая могла бы заменить в этом качестве доллар США. Милтон Фридман, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, считает, что политика МВФ стала дестабилизирующим фактором на рынках развивающихся стран. «Не будет преувеличением сказать, - подчеркивает Фридман, - если бы не существовало МВФ, то и не было бы восточноазиатского кризиса». Россия например, отказалась от кредита МВФ в 2009 году, министр финансов Алексей Кудрин заявил, «Россия может рассчитывать в общей сложности на 8,84 млрд. долларов. Однако мы этот кредит не возьмем». Владимир Путин в свою очередь предложил не участвовать в финансировании по линии МВФ помощи нуждающимся странам. «Мы этими ресурсами пользоваться не будем, но и выступать в качестве донора тоже не будем». Но Россия сама выделила около 3-х млрд. долларов из стабилизационного фонда в виде кредитов Казахстану и Беларуси. Кто раньше получил финансовую помощь от МВФ, стараются досрочно выплатить долги. В 2007 финансовом году девять государств-членов: Болгария, Гаити, Индонезия, Малави, Сербия, Уругвай, Филиппины, Центральноафриканская Республика, Эквадор погасили свои текущие обязательства перед МВФ с опережением графика на общую сумму 7,1 млрд. СДР.

Так что же на самом деле получила наша страна? Мы получили возможность занять деньги у США, причем большая часть этих денег даже не попадет в Украину, а останется на счетах в американских банках. Как заявили премьер Яценюк и американский министр финансов Яресько, часть нового кредита пойдет на укрепление золотовалютного запаса Украины, что на деле означает – 60% СПЗ просто перекочуют из в виде цифр из одной графы в другую, а на жителей страны навесят новый долг. Другая часть пойдет на выплату процентов по прежним займам.

Общий внешний долг Украины составил $136 млрд. В 2015 нужно погасить $58 млрд. Из них 11 млрд. долларов это государственный долг. И это еще не считая долга России за газ в 2.94 млрд. и 3 млрд., полученных правительством Азарова под украинские облигации внешнего займа. Остальные деньги пойдут на рефинансирование украинских банков и войну. Только в 2015 году, режим планирует потратить на продолжение бойни на Донбассе 4 млрд. долларов. Кроме того, из общей суммы кредита Украина истратит $ 3,8 миллиарда на американское оружие. Киев закажет в США свыше 500 наименований военного снаряжения и техники. Большую часть заказов получат в основном американские компании, такие как Network Technologies Corporation - указывает немецкое издание «Немецкие экономические новости» (Deutsche Wirtschafts Nachrichten, DWN).

Население получило повышение цены на газ в 3.3 раза, на электроэнергию на 40%, рост цен на все группы товаров, транспорт и увеличение пенсионного возраста. Теперь многие не доживут до получения пенсий, но для власти это только позитив. Каждая недополученная пенсия это лишние деньги в кошельках олигархов, пенсия к пенсии, глядишь и новое колье любовнице можно справить. А что за 24 года незалежности вымерло уже 7 млн. украинцев и каждый месяц продолжает вымирать по 20 тыс. человек, так это очень даже хорошо, меньше голодных ртов, а рабочей силы пока хватает.

Из тех 5 млрд. долларов, полученных под 3%, 2.8 млрд, уйдут на пополнение валютных резервов НБУ. Это означает, что эти деньги даже не зайдут в страну, а сразу осядут на счетах американских банков, в виде ценных бумаг под 2% годовых, но долг за это ляжет на плечи каждого украинца.

За год золотовалютный резерв уменьшился с 20 до 5.6 млрд. долларов. Тот, кто наивно полагает, что наши золотовалютные резервы состоят действительно из золота, сильно заблуждается. В структуре ЗВР Украины золото куда-то таинственно испарилось, хотя по общепринятым нормам его доля должна равняться 15-30% ЗВР.

Припомните 2008 год и банкротство одного из крупнейших банков США «Lehman Brothers», который в то время управлял активами на 691 миллиард долларов и более половины вкладов представляли вложения суверенных фондов других государств. Речь идет о деньгах России, Китая, а также средствах украинского золотовалютного резерва, в сумме около 10 млрд. долларов. Именно поэтому правительство США не стало спасать этот банк от банкротства. Позднее выяснилось, что в Штатах нашли виновных в банкротстве Lehman Brothers - банки JPMorgan Chase и Citigroup Inc способствовали коллапсу Lehman Brothers Holdings, требуя больших объемов залога и изменяя гарантийные соглашения.

Требования, которые МВФ выдвинуло для получения кредита, означают урезание всех социальных программ.

А теперь о кредитной истории Украины.

В ноябре 2008 г. МВФ одобрил для Украины двухлетнюю программу на общую сумму 16,4 млрд. долл. Тогда фонд выделил Киеву первый транш в 4,5 млрд. долл. Второй транш кредита МВФ в размере 2,625 млрд. долл. был получен в мае 2009 г. Средства третьего транша МВФ в размере 3,3 млрд. долл. Украина получила в августе 2009 г. После этого решения уже в 2009 году общий внешний долг Киева возрос с 54,3 процента от валового внутреннего продукта до угрожающих 78,2 процента ВВП. Собственно говоря, третий транш до Украины вообще не дошел, а был тут же отдан за долги. В 2011 г. Украина взяла новый кредит в сумме 14.9 млрд. долларов на 2.5 года.

МВФ напоминает, что в минувшем году Украина получила около SDR2,97 млрд, а выплатила - SDR2,43 млрд, в том числе $2,39 млрд - в счет погашения основного долга. При этом прямой гарантированный долг в 2014 году составил 67,6% ВВП, а в 2015-м – 73,4%
Украине в 2015 году необходимо выплатить МВФ более $1,42 млрд.

Единственная причина, по которой Украине дали кредит - необходимость спасти свои капиталы в нашей стране. Все эти деньги были либо украдены, либо сразу же вернулись за кордон.

Если в 2009 году на каждого жителя страны, включая новорожденных, приходилось около 850 долларов внешнего долга, то с учетом нового кредита эта сумма достигает более 2 тыс. долларов. И это при том, что абсолютно никакой пользы для рядового украинца от данного кредита нет.

С 1 апреля, в день смеха, планируется повышение цен на все коммунальные услуги, и расти тарифы будут ежеквартально. Правительство приняло закон, по которому, после 90 дней просроченности этих платежей, банки, управляющие компании и коллекторы, получают право продавать жилье с молотка и выкидывать на улицу тех, кто не в состоянии оплатить коммунальные услуги и газ. Таким образом все расходы по возвращению кредита МВФ и процентов по нему, переложены на плечи простых украинцев. Богатые станут еще богаче, а бедные еще бедней. Беря кредит у МВФ, государство принимает на себя обязательство выполнять те правила, которые диктует фонд, ключевым из которых является недопущение увеличения денежной массы в стране. Таким образом государство взявшее кредит оказывается подсаженным на финансовую иглу МВФ, превращаясь в экономического наркомана. Вместо того чтобы выпускать собственные деньги, оно вынуждено для погашения кредита снова прибегать к внешним заимствованиям. Долговая петля все тесней затягивается на шее Украины, обрекая всех жителей на рабский труд за мизерную оплату. Идет зачистка территории для будущих заокеанских хозяев.

Так как практически 35% промышленных предприятий Украины разрушены и остановлены, сельское хозяйство нерентабельно, при нынешних ценах на энергоносители, источников дохода у Украины нет. Кредит МВФ лишь на какое-то время оттянет неизбежный государственный дефолт. В конечном итоге, платить по кредитам придется последнему, кто останется в составе Украины после ее распада.

Главная же суть кредитования Украины состоит в скупке ее земель. С 2016 года планируется вступление в силу закона о продаже земли. Те, земли, которые уже фактически принадлежат отечественным олигархам, таким, как Б. Губский, скупивший почти всю Киевскую область, П. Порошенко, имеющий крупные земельные угодья в разных областях Украины, брат бывшего президента П.Ющенко, являющийся одним из зерновых магнатов и другие – станут легализованы. Остатки сельскохозяйственной земли уйдут во владения представителям транснациональных корпораций в счет погашения кредитов МВФ и ЕБРР. Крестьяне продавшие свою землю в надежде разбогатеть, превратятся в маргиналов, заполнивших трущобы, как это произошло в Аргентине. Все плодородные земли будут огорожены колючей проволокой, на них станет выращиваться рапс и другие технические культуры, а украинцы будут умирать с голоду на самых богатых в мире черноземах и покупать сельскохозяйственную продукцию, содержащую ГМО заграницей, как, впрочем, это происходит уже сегодня. Бывшая житница Европы и республика снабжавшая сахаром пол мира сегодня закупает картофель, сахар, масло в Египте, Белоруссии и других странах.

За год после майдана и вооруженного переворота, каждый житель страны стал беднее в 3 раза. Доллар с 8 грн. поднялся до 25. Средняя пенсия сегодня составляет 40 долларов. Уровень бедности, по оценкам ООН, составляет 2,5 доллара в день на человека, 1,25 доллара это уже граница абсолютной нищеты. У нас 80% пенсионеров или приблизительно 12 млн. человек сегодня находятся за гранью выживания. А ведь есть еще миллионы безработных, число которых увеличивается с каждым днем, беженцы, которые получают 15 долларов в месяц пособий, инвалиды, число которых с каждым месяцем войны возрастает.

Из всего кредита МВФ ни копейки не пойдет на социальные нужды, рост пенсий и зарплат, обеспечение медицинской помощью. Это уже неприкрытый геноцид населения, причем, как украинцев, так и русских.

Этот график показывает приблизительное количество посетителей сайта за определенный период времени.

Анализ обратных ссылок на веб-сайт

График показывает динамику роста внешних ссылок на этот сайт по дням. Обратные ссылки являются одним из важнейших факторов, влияющих на популярность сайта и его место в результатах поисковых систем.

Репутация веб-сайта

Репутация сайта это 4 основных показателя, вычисленых при использовании некоторого количества статистических данных, которые характеризуют уровень доверия к сайту по 100 бальной шкале.

HTML верстка и анализ содержания веб-сайта

Основные HTML элементы которые могут повлиять на ранжирование в поисковых системах.

Анализ HTML мета тегов веб-сайта

Мета теги это специальные HTML элементы, которые размещаются между открывающим и закрывающим тегами заголовка (внутри ... секции) в HTML коде страницы.

Географическое расположение сервера

Сервер обслуживающий этот сайт географически располагается: в Russian Federation

HTTP заголовки ответа сервера

HTTP заголовки передают основную информацию между клиентом и сервером об устанавливающемся соединении и о передаваемой информации через это соединение.

Заголовок ответа сервера

HTTP/1.1 200 OK
Server: nginx/1.6.2
Date: Wed, 11 May 2016 16:58:02 GMT
Content-Type: text/html; charset=windows-1251
Transfer-Encoding: chunked
Connection: keep-alive
Last-Modified: Wed, 11 May 2016 16:45:17 GMT
Content-Encoding: gzip

Анализ социальной активности

Ссылки (даже если они и имеют nofollow атрибуты) из крупных социальных сетей - это «человеческий» сигнал для поисковых систем, который имеет некоторое влияние (не определяющее) на положение Вашего сайта в поисковой выдаче.

У Вас есть сайт? Есть интересное содержание? Тогда начните распространять его в социальных сетях, это привлечет дополнительных заинтересованных посетителей.

Анализ ссылок на главной странице

  • Этот сайт содержит 15 исходящих ссылок. Максимальное количество ссылок за данный промежуток времени 0, минимальное количество 0, в то время как средее количество равно 0.
  • Этот сайт содержит 298 внутренних ссылок. Максимальное количество ссылок за данный промежуток времени 0, минимальное количество 0, в то время как средее количество равно 0.

Количество проиндексированных страниц в поисковых системах

Количество проиндексированных страниц в первую очередь указывает на уровень доверия поисковых систем к сайту. Вебмастера должны стремиться к тому, чтобы количество проиндексированных страниц приближалось к фактическому количеству страниц на сайте.

Если число проиндексированных страниц сильно превышает фактическое количество, это может быть вызвано дублированием содержания этого сайта.

В некоторых случаях поисковые системы считают дублированное содержание, как обман и манипуляцию и могут принимать санкции.

Последняя проверка mvf.klerk.ru была произведена 11 Мая, 2016 года. Мы обнаружили, что:

  • Google проиндексировал 0 страниц. Максимальное количество страниц в индексе за данный промежуток времени 0, минимальное количество 0, в то время как средее количество равно 0.
  • Yandex проиндексировал 0 страниц. Максимальное количество страниц в индексе за данный промежуток времени 0, минимальное количество 0, в то время как средее количество равно 0.
  • Yahoo проиндексировал 29 страниц. Максимальное количество страниц в индексе за данный промежуток времени 0, минимальное количество 0, в то время как средее количество равно 0.
  • Bing проиндексировал 29 страниц. Максимальное количество страниц в индексе за данный промежуток времени 0, минимальное количество 0, в то время как средее количество равно 0.

История изменение Google PageRank

PageRank™ - один из алгоритмов ссылочного ранжирования Google™. Алгоритм применяется к сайтам или отдельным его страницам, связанных гиперссылками и назначает каждому из них некоторое численное значение, измеряющее его «важность» или «авторитетность» среди остальных документов.

Последняя проверка mvf.klerk.ru была произведена 11 Мая, 2016 года. Мы обнаружили, что:

Google™ присвоил этому сайту PageRank равный 0. Максимальное значение PageRank за данный период времени равно 0, минимальное значение равно 0, в то время как среднее значение равно 0.

История изменения Yandex тИЦ

Yandex тИЦ - тематический индекс цитирования (тИЦ) определяет «авторитетность» интернет-ресурсов с учетом качественной характеристики ссылок на них с других сайтов. Эту качественную характеристику называют «весом» ссылки. Рассчитывается она по специально разработанному алгоритму. Большую роль играет тематическая близость ресурса и ссылающихся на него сайтов. Само по себе количество ссылок на ресурс также влияет на значение его тИЦ, но тИЦ определяется не количеством ссылок, а суммой их весов.

Последняя проверка mvf.klerk.ru была произведена 11 Мая, 2016 года. Мы обнаружили, что:

Yandex присвоил этому сайту тИЦ равный 0. Максимальное значение Яндекс тИЦ за данный период времени равно 0, минимальное значение равно 0, в то время как среднее значение равно 0.

W3C HTML проверка веб-сайта

Этот валидатор предназначен для проверки HTML и XHTML кода сайта разработчиками на соответствие стандартам World Wide Web консорциума (W3C).

Проверка HTML разметки является важным шагом на пути к обеспечению технического качества веб-страниц, однако, не является полной мерой соответствия веб-стандартам. Вы можете получить более подробную информацию на соответствие стандартам Вашего сайта на странице: validator.w3.org

Последняя проверка mvf.klerk.ru была произведена 11 Мая, 2016 года. Мы обнаружили, что:

  • На этом веб-сайте найдено 0 ошибки. Максимальное количество ошибок за данный промежуток времени равно 0, минимальное количество равно 0, в то время как среднее количество равно 0.
  • На этом веб-сайте найдено 0 предупреждения. Максимальное количество предупреждений за данный промежуток времени равно 0, минимальное количество равно 0, в то время как среднее количество равно 0.