Мир орбитальный комплекс. Орбитальная станция «Мир

Космическая станция «Мир» (Салют-8) является первой в мире орбитальной станцией с пространственной модульной схемой. Начало работы над проектом следует считать 1976 год, когда НПО «Энергия» были разработаны Технические предложения по созданию усовершенствованных орбитальных станций, предназначенных для долговременной эксплуатации. Запуск космической станции «Мир» состоялся в феврале 1986 года, когда на околоземную орбиту был выведен базовый блок, к которому в течение последующих 10 лет были добавлены еще 6 модулей различного назначения. На космической станции «Мир» было установлено множество рекордов, начиная от уникальности и сложности конструкции самой станции, заканчивая длительностью пребывания на ней экипажей. Начиная с 1995 года станция, по сути, становится международной. Её посещают международные экипажи, в составе которых находились космонавты Австрии, Афганистана, Болгарии, Великобретании, Германии, Канады, Словакии, Сирии, Франции, Японии. Космическими кораблями, обеспечивающими сообщение космической станции «Мир» с Землей был пилотируемый «Союз» и грузовой корабль «Прогресс». Кроме того, была предусмотрена возможность стыковки с американскими космическими кораблями. Согласно программе «Мир - Шатл» было организовано 7 экспедиций на корабле «Атлантис» и одна экспедиция на корабле «Дискавери», в рамках которой станцию посетили 44 космонавта. Всего же на орбитальной станции «Мир» в разное время работало 104 астронавта из двенадцати стран. Несомненно, что этот проект, опередивший в орбитальных исследованиях на четверть века даже США, был триумфом советской космонавтики.

Орбитальная станция «Мир» - первая в мире модульная конструкция

До того, как в космосе появилась орбитальная станция «Мир», модульность использовалась, как правило, писателями-фантастами. Несмотря на эффективность объемной модульной конструкции, на практике осуществить эту задачу было чрезвычайно сложно. Ведь ставилась задача не просто продольной стыковки (такая практика уже имелась), а стыковки в поперечном направлении. Это требовало сложных маневров, при которых стыкуемые модули могли повредить друг друга, что в космосе является смертельно опасным явлением. Но советские инженеры нашли блестящее решение, снабдив стыковочный узел специальным манипулятором, который обеспечивал захват стыкуемого модуля и плавную стыковку. Передовой опыт орбитальной станции «Мир» в дальнейшем был использован в Международной космической станции (МКС).

Практически все модули (кроме стыковочного узла), из которых состояла станция, были выведены на орбиту с использованием ракеты-носителя «Протон». Состав модулей космической станции «Мир» был следующий:

Базовый блок был доставлен на орбиту в 1986 году. Визуально он напоминал орбитальную станцию «Салют» . Внутри модуля располагалась кают-компания, две каюты, рабочий отсек со средствами связи и централизованным постом управления. Базовый модуль имел 6 стыковочных портов, портативную шлюзовую камеру и 3 панели Солнечных батарей.


Модуль «Квант» был выведен на орбиту в марте 1987 года и пристыкован к базовому модулю в апреле этого же года. Модуль включал в себя комплекс приборов для астрофизических наблюдений и биотехнологических экспериментов.


Модуль «Квант-2» был доставлен на орбиту в ноябре, а состыкован со станцией в декабре 1989 года. Основным предназначением модуля являлось обеспечение дополнительного комфорта космонавтов. В состав «Квант-2» входило оборудование жизнеобеспечения космической станции «Мир». Кроме того, модуль имел 2 солнечные батареи с поворотным механизмом.


Модуль «Кристалл» являлся стыковочно-технологическим модулем. На орбиту был выведен в июне 1990 года. Пристыкован к станции в июле этого же года. Модуль имел разноплановое назначение: исследовательские работы в области материаловедения, медицинские и биологические исследования, астрофизические наблюдения. Отличительной особенностью модуля «Кристалл» являлось его оснащение стыковочным механизмом для кораблей массой до 100 тонн. Предполагалось проведение стыковки с космическим кораблем в рамках проекта «Буран».


Модуль «Спектр» предназначался для геофизических исследований. Пристыкован к орбитальной станции «Мир» в июне 1995 года. С его помощью выполнялись исследования земной поверхности, океана и атмосферы.


Стыковочный модуль имел узконаправленное назначение и предназначался для возможности стыковки со станцией американских космических кораблей многоразового использования. Модуль был доставлен кораблем «Атлантис» и пристыкован в ноябре 1995 года.


Модуль «Природа» содержал в себе оборудование для исследования поведения человека в условиях длительного полета в космосе. Кроме того, модуль использовался для наблюдения за поверхностью Земли в различном волновом диапазоне. На орбиту был выведен и пристыкован в апреле 1996 года.


Почему затопили космическую станцию «Мир»

В конце 90-х годов XXI века на станции начались серьезные проблемы с оборудованием, которое массово стало выходить из строя. Как известно, было принято решение станцию вывести из эксплуатации, затопив в океане. На вопрос, почему затопили космическую станцию «Мир», официальный ответ связывался с неоправданной дороговизной дальнейшего использования и восстановления станции. Однако впоследствии выяснилось, что для такого решения были более веские причины. В частности, причиной массовых поломок оборудования стали мутировавшие микроорганизмы, которые расселились в самых разнообразных местах станции. Они то и выводили из строя проводку и различное оборудование. Масштаб этого явления оказался настолько большим, что, несмотря на различные проекты спасения станции, было принято решение не рисковать, а уничтожить её вместе с непрошенными обитателями. В марте 2001 года станция «Мир» была затоплена в Тихом океане.

20 февраля 1986 года был выведен на орбиту первый модуль станции Мир, ставшей на долгие годы символом советского, а затем и российского освоения Космоса. Уже более десяти лет ее не существует, но память о ней останется в истории. И сегодня мы расскажем про самые знаменательные факты и события, касающиеся орбитальной станции «Мир» .

Орбитальная станция Мир – всесоюзная ударная стройка

Традиции всесоюзных строек пятидесятых-семидесятых годов, во время которых были возведены крупнейшие и самые значимые объекты страны, продолжились и в восьмидесятых при создании орбитальной станции «Мир». Правда, трудились над ней не низко квалифицированные комсомольцы, свезенные из разных уголков СССР, а лучшие производственные мощности государства. Всего над этим проектом работало около 280 предприятий, функционирующих под эгидой 20 министерств и ведомств. Проект станции «Мир» начал разрабатываться еще в 1976 году. Она должна была стать принципиально новым рукотворным космическим объектом – настоящим орбитальным городом, где могли бы подолгу жить и трудиться люди. Причем, не только космонавты из страны Восточного блока, но и из государств Запада.


Станция Мир и космический челнок Буран.

Активные работы по строительству орбитальной станции начались в 1979 году, но в 1984 были на время приостановлены – все силы космической индустрии Советского Союза шли на создание челнока «Буран». Однако вмешательство высших партийных чиновников, планировавших запустить объект к XXVII съезду КПСС (25 февраля – 6 марта 1986), позволили в сжатые сроки завершить работы и запустить «Мир» на орбиту 20 февраля 1986 года.


Структура станции Мир

Впрочем, 20 февраля 1986 года на орбите появилась совсем не та станция «Мир», которую мы знали. Это был лишь базовый блок, к которому со временем присоединилось несколько других модулей, превративших «Мир» в огромный орбитальный комплекс, соединяющий жилые блоки, научные лаборатории и технические помещения, в том числе, и модуль для стыковки российский станции с американскими космическими челноками «Шаттл». В конце девяностых годов орбитальная станция «Мир» состояла из следующих элементов: базовый блок, модули «Квант-1» (научный), «Квант-2» (бытовой), «Кристалл» (стыковочно-технологический), «Спектр» (научный), «Природа» (научный), а также стыковочный модуль для американских челноков.


Планировалось, что сборка станции «Мир» закончится к 1990 году. Но экономические проблемы в Советском Союзе, а затем и распад государства помешал осуществлению этих планов, и в итоге последний модуль был присоединен лишь в 1996.

Назначение орбитальной станции Мир

Орбитальная станция «Мир» — это, в первую очередь, научный объект, позволяющий проводить на нем уникальные эксперименты, недоступные на Земле. Это и астрофизические исследования, и изучение самой нашей планеты, процессов, происходящих на ней, в ее атмосфере и ближнем Космосе. Важную роль на станции «Мир» играли эксперименты, связанные с поведением человека в условиях длительного пребывания в невесомости, а также в стесненных условиях космического корабля. Здесь изучалась реакция человеческого организма и психики на будущие полеты к другим планетам, да и вообще на жизнь в Космосе, освоение которого невозможно без такого рода исследований.


И, конечно же, орбитальная станция «Мир» служила символом российского присутствия в Космосе, отечественной космической программы, а со временем, и дружбы космонавтов из разных стран.

Мир – первая международная космическая станция

Возможность привлечения к работе на орбитальной станции «Мир» космонавтов из других, в том числе, несоветских стран была заложена в концепцию проекта изначально. Однако осуществились эти планы лишь в девяностых годах, когда российская космическая программа испытывала финансовые затруднения, а потому было принято решение пригласить к работе на станции «Мир» иностранные государства. Но первый иностранный космонавт попал на станцию «Мир» намного раньше – в июле 1987 года. Им стал сириец Мухаммед Фарис. Позже на объекте побывали представители Афганистана, Болгарии, Франции, Германии, Японии, Австрии, Великобритании, Канады и Словакии. Но больше всего иностранцев на орбитальной станции «Мир» были из Соединенных Штатов Америки.


В начале 1990-х у США не было собственной долговременной орбитальной станции, а потому они решили присоединиться к российскому проекту «Мир». Первым американцем, оказавшимся там, стал 16 марта 1995 года Норман Тагард. Случилось это в рамках программы «Мир-Шаттл», но сам полет осуществлялся на отечественном корабле «Союз ТМ-21».


Уже в июне 1995 года на станцию «Мир» прилетело сразу пятеро американских астронавтов. Они добрались туда на шаттле «Атлантис». Всего же представители США появлялись на этом российском космическом объекте пятьдесят раз (34 разных астронавта).

Космические рекорды на станции Мир

Орбитальная станция «Мир» и сама по себе является рекордсменом. Изначально планировалось, что она просуществует всего пять лет и будет заменена объектом «Мир-2». Но сокращение финансирования привело к тому, что срок ее службы растянулся на пятнадцать лет. А время беспрерывного пребывания на ней людей исчисляется 3642 днями – с 5 сентября 1989 по 26 августа 1999, почти десять лет (МКС побила это достижение в 2010 году). За это время станция «Мир» стала свидетелем и «домом» для множества космических рекордов. Там было осуществлено более 23 тысяч научных экспериментов. Космонавт Валерий Поляков, будучи на ее борту, провел в Космосе непрерывно 438 суток (с 8 января 1994 по 22 марта 1995), что до сих пор является рекордным достижением в истории. И там же был установлен подобный рекорд для женщин – американка Шеннон Лусид в 1996 году задержалась в космическом пространстве 188 дней (уже побит на МКС).



Еще одним уникальным событием, произошедшим на борту станции «Мир», стала 23 января 1993 года первая в истории космическая художественная выставка . В ее рамках были представлены две работы украинского художника Игоря Подоляка.


Вывод из эксплуатации и спуск на Землю

Поломки и технические проблемы на станции «Мир» фиксировались с самого начала ее ввода в эксплуатацию. Но в конце девяностых годов стало понятно, что дальнейшее ее функционирование будет затруднительным – объект морально и технически устарел. Тем более что еще в начале десятилетия было принято решение о строительстве Международной Космической Станции, в котором принимала участие и Россия. А 20 ноября 1998 года РФ запустила первый элемент МКС – модуль «Заря». В январе 2001 года было принято окончательное решение о будущем затоплении орбитальной станции «Мир», несмотря на то, что появились варианты ее возможного спасения, в том числе, и покупка Ираном. Однако 23 марта «Мир» был затоплен в Тихом океане, в месте, которое называют Кладбищем космических кораблей – именно туда отправляют на вечное пребывание отслужившие свой срок эксплуатации объекты.


Жители Австралии в тот день, опасаясь «сюрпризов» от давно ставшей проблемной станции, в шутку размещали на своих земельных участках прицелы, намекая, что именно туда может упасть российский объект. Однако затопление прошло без непредвиденных обстоятельств – «Мир» ушел под воду примерно в том районе, где и следовало.

Наследие орбитальной станции Мир

«Мир» стал первой орбитальной станцией, построенной по модульному принципу, когда к базовому блоку можно присоединять множество других элементов, необходимых для выполнения тех или иных функцией. Это дало толчок к новому витку освоения космического пространства. И даже при будущем создании постоянных баз на планетах и спутниках, долговременные орбитальные модульные станции все равно будут основой для человеческого присутствия за пределами Земли.


Модульный принцип, отработанный на орбитальной станции «Мир», теперь используется и на Международной Космической Станции. На данный момент, она состоит из четырнадцати элементов.

Международная космическая станция - результат совместной работы специалистов целого ряда областей из шестнадцати стран мира (Россия, США, Канада, Япония, государства, входящие в Европейское содружество). Грандиозный проект, который в 2013 году отметил пятнадцатилетие начала своей реализации, воплощает в себе все достижения технической мысли современности. Внушительной частью материала о ближнем и дальнем космосе и некоторых земных явлениях и процессах ученых обеспечивает именно международная космическая станция. МКС, однако, строилась не за один день, ее созданию предшествовала почти тридцатилетняя история космонавтики.

Как все начиналось

Предшественниками МКС были Неоспоримое первенство в деле их создания занимали советские техники и инженеры. Работа над проектом «Алмаз» началась еще в конце 1964 года. Ученые трудились над пилотируемой орбитальной станцией, на которой могли бы находиться 2-3 космонавта. Предполагалось, что «Алмаз» прослужит в течение двух лет и все это время будет использоваться для исследований. По проекту, основной частью комплекса была ОПС - орбитальная пилотируемая станция. В ней размещались рабочие зоны членов экипажа, а также бытовой отсек. ОПС была оснащена двумя люками для выхода в открытый космос и сброса на Землю специальных капсул с информацией, а также пассивным узлом стыковки.

Эффективность работы станции во многом определяется ее энергетическими запасами. Разработчики «Алмаза» нашли способ многократно увеличить их. Доставкой космонавтов и различного груза на станцию занимались транспортные корабли снабжения (ТКС). Они, кроме всего прочего, были оснащены активной системой стыковки, мощным энергетическим ресурсом, великолепной системой регулирования движения. ТКС был способен на протяжении длительного времени снабжать станцию энергией, а также управлять всем комплексом. Все последующие аналогичные проекты, в том числе и международная космическая станция, создавались с применением такого же способа экономии ресурсов ОПС.

Первая

Соперничество с США заставляло советских ученых и инженеров работать как можно быстрее, поэтому в кратчайшие сроки была создана другая орбитальная станция - «Салют». Ее доставили в космос в апреле 1971 года. Основу станции составляет так называемый рабочий отсек, включающий два цилиндра, малый и большой. Внутри меньшего по диаметру располагался пункт управления, спальные места и зоны отдыха, хранения и принятия пищи. Больший цилиндр - вместилище научного оборудования, тренажеров, без которых не обходится ни один подобный полет, а также там располагалась душевая кабина и изолированный от остального помещения туалет.

Каждый следующий «Салют» чем-то отличался от предыдущего: оснащался новейшим оборудованием, имел конструктивные особенности, соответствовавшие развитию техники и знаний того времени. Эти орбитальные станции положили начало новой эры исследования космических и земных процессов. «Салюты» были базой, на которой проводились в большом количестве исследования в области медицины, физики, промышленности и сельского хозяйства. Трудно переоценить и опыт использования орбитальной станции, который был с успехом применен в процессе эксплуатации следующего пилотируемого комплекса.

«Мир»

Длительным был процесс накапливания опыта и знаний, результатом которого стала международная космическая станция. «Мир» - модульный пилотируемый комплекс - следующий его этап. На нем был опробован так называемый блочный принцип создания станции, когда в течение некоторого времени основная часть ее наращивает свою техническую и исследовательскую мощь за счет присоединяемых новых модулей. Его впоследствии «позаимствует» международная космическая станция. «Мир» стал образцом технического и инженерного мастерства нашей страны и фактически обеспечил ей одну из ведущих ролей в создании МКС.

Работы над сооружением станции начались в 1979 году, а на орбиту она была доставлена 20 февраля 1986-го. В течение всего времени существования «Мира» на нем проводились различные исследования. Необходимое оборудование доставлялось в составе дополнительных модулей. Станция «Мир» позволила ученым, инженерам и исследователям приобрести неоценимый опыт по использованию подобного масштаба. Кроме того, она стала местом мирного международного взаимодействия: в 1992 году между Россией и США было подписано Соглашение о сотрудничестве в космосе. Реализовываться оно фактически начало в 1995 году, когда к станции «Мир» отправился американский «Шаттл».

Завершение полета

Станция «Мир» стала местом самых разных исследований. Здесь подвергались анализу, уточнялись и открывались данные в области биологии и астрофизики, космической техники и медицины, геофизики и биотехнологии.

Свое существование станция закончила в 2001 году. Причиной решения затопить ее стала выработка энергетического ресурса, а также некоторые аварии. Выдвигались различные версии спасения объекта, однако они не были приняты, и в марте 2001 года станция «Мир» была погружена в воды Тихого океана.

Создание международной космической станции: подготовительный этап

Идея создания МКС возникла еще в то время, когда мысли затопить «Мир» еще никому в голову не приходили. Косвенной причиной возникновения станции стал политический и финансовый кризис в нашей стране и экономические проблемы в США. Обе державы осознали свою неспособность в одиночку справится с задачей создания орбитальной станции. В начале девяностых было подписано соглашение о сотрудничестве, одним из пунктов которого являлась международная космическая станция. МКС как проект объединила не только Россию и США, но и, как уже отмечалось, еще четырнадцать стран. Одновременно с определением участников состоялось утверждение проекта МКС: станция будет состоять из двух интегрированных блоков, американского и российского, и укомплектовываться на орбите модульным способом аналогично «Миру».

«Заря»

Первая международная космическая станция начала свое существование на орбите в 1998 году. 20 ноября при помощи ракеты «Протон» был запущен функционально-грузовой блок российского производства «Заря». Он стал первым сегментом МКС. Конструктивно он был похож на некоторые из модулей станции «Мир». Интересно, что американская сторона предлагала строить МКС непосредственно на орбите, и только опыт российских коллег и пример «Мира» склонил их в сторону модульного метода.

Внутри «Заря» оснащена различными приборами и аппаратурой, стыковки, энергоснабжения, управления. Внушительная часть оборудования, в том числе топливные баки, радиаторы, камеры и панели солнечных батарей, размещаются на внешней части модуля. Все наружные элементы защищены от метеоритов специальными экранами.

Модуль за модулем

5 декабря 1998 года к «Заре» направился шаттл «Индевор» с американским стыковочным модулем «Юнити». Спустя два дня «Юнити» был пристыкован к «Заре». Далее международная космическая станция «обзавелась» служебным модулем «Звезда», изготовлением которого занимались также в России. «Звезда» представляла собой модернизированный базовый блок станции «Мир».

Стыковка нового модуля произошла 26 июля 2000 года. С этого момента «Звезда» взяла на себя управление МКС, а также всеми системами жизнеобеспечения, стало возможным постоянное пребывание команды космонавтов на станции.

Переход на пилотируемый режим

Первый экипаж международной космической станции был доставлен кораблем «Союз ТМ-31» 2 ноября 2000 года. В его состав вошли В. Шеперд - командир экспедиции, Ю. Гидзенко - пилот, - бортинженер. С этого момента начался новый этап эксплуатации станции: она перешла в пилотируемый режим.

Состав второй экспедиции: Джеймс Восс и Сьюзан Хэлмс. Она сменила первый экипаж в начале марта 2001 года.

и земных явлений

Международная космическая станция - место проведения разнообразных Задача каждого экипажа заключается в том числе и в сборе данных о некоторых космических процессах, изучении свойств определенных веществ в условиях невесомости и так далее. Научные исследования, которые проводятся на МКС, можно представить в виде обобщенного списка:

  • наблюдение за различными удаленными объектами космоса;
  • исследование космических лучей;
  • наблюдение за Землей, в том числе изучение атмосферных явлений;
  • исследование особенностей физических и биопроцессов в условиях невесомости;
  • испытания новых материалов и технологий в условиях открытого космоса;
  • медицинские исследования, в том числе создание новых лекарств, опробование диагностических методов в условиях невесомости;
  • производство полупроводниковых материалов.

Будущее

Как и любой другой объект, подвергающийся столь большой нагрузке и столь интенсивно эксплуатируемый, МКС рано или поздно перестанет функционировать на необходимом уровне. Первоначально предполагалось, что ее «срок годности» закончится в 2016 году, то есть станции отводилось всего 15 лет. Однако уже с первых месяцев ее эксплуатации стали звучать предположения, что срок этот несколько преуменьшен. Сегодня высказываются надежды, что международная космическая станция будет работать до 2020 года. Затем, вероятно, ее ждет та же участь, что и станцию «Мир»: МКС затопят в водах Тихого океана.

Сегодня же международная космическая станция, фото которой представлены в статье, с успехом продолжает кружить по орбите вокруг нашей планеты. Периодически в СМИ можно встретить упоминания о новых исследованиях, проделанных на борту станции. МКС является и единственным объектом космического туризма: только на конец 2012 года ее посетили восемь космонавтов-любителей.

Можно предположить, что подобный вид развлечений будет только набирать силу, поскольку Земля из космоса - вид завораживающий. И никакая фотография не идет в сравнение с возможностью лицезреть подобную красоту из иллюминатора международной космической станции.

Предтеча: долговременная орбитальная станция «Салют-7» с пристыкованным (снизу) кораблем «Союз Т-14»

Ракета «Протон-К» — основной носитель, доставивший на орбиту все модули станции, кроме стыковочного

1993 г.: грузовик «Прогресс М» приближается к станции. Съемка с соседнего пилотируемого корабля «Союз ТМ»




«Мир» на вершине своего развития: базовый модуль и 6 дополнительных


Посетители: американский шаттл пристыкован к станции «Мир»


Яркий финал: обломки станции падают в Тихий океан


Вообще, «Мир» — название гражданское. Станция эта стала восьмой в серии советских долговременных орбитальных станций (ДОС) « Салют », которые выполняли как исследовательские, так и оборонные задачи. Первый «Салют» стартовал в 1971 г. и проработал на орбите полгода; довольно удачными получились запуски станций «Салют-4» (около 2 лет работы) и «Салют-7» (1982−1991 гг.). «Салют-9» сегодня работает в составе МКС . Но самой известной и, без преувеличения, легендарной, стала станция третьего поколения «Салют-8», прославившаяся под именем «Мир».

Разработка станции заняла около 10 лет и велась сразу двумя легендарными предприятиями советской, а теперь и российской космонавтики: РКК « Энергия » и ГКНПЦ имени Хруничева . Основной для «Мира» стал проект ДОС « Салют-7 », который был модернизирован, оснащен новыми стыковочными блоками, системой управления… Помимо головных проектировщиков, создание этого чуда света потребовало участия больше сотни предприятий и институтов. Цифровое оборудование здесь было советским и состояло из двух компьютеров « Аргон-16 », которые можно было перепрограммировать с Земли. Обновилась и стала более мощной энергосистема, для получения кислорода использовалась новая система электролиза воды «Электрон», а связь должна была осуществляться через спутник-ретранслятор.

Был выбран и основной носитель, который должен обеспечить доставку на орбиту модулей станции — ракета « Протон ». Эти тяжелые 700-тонные ракеты настолько удачны, что, впервые стартовав в 1973 г., совершили последний полет только в 2000-м, а сегодня службу несут модернизированные «Протон-М». Те, старые ракеты были способны поднять на низкую орбиту свыше 20 тонн полезного груза. Для модулей станции «Мир» этого оказалось полностью достаточно.

Базовый модуль ДОС «Мир» был отправлен на орбиту 20 февраля 1986 г. Спустя годы, когда станция была дооснащена дополнительными модулями, вместе с парой пристыкованных кораблей вес ее превысил 136 тонн, а длина по наибольшему измерению — почти 40 м.

Конструкция «Мира» организована именно вокруг этого базового блока с шестью стыковочными узлами — это и дает принцип модульности, реализованный и на современной МКС и позволяющий собирать на орбите станции довольно внушительных размеров. Вслед за выводом в космос базового блока «Мира» к нему были подсоединены 5 дополнительных модулей и один дополнительный усовершенствованный стыковочный отсек.

Базовый блок был выведен на орбиту ракетой-носителем «Протон» 20 февраля 1986 г. И по габаритам, и по конструкции он во многом повторяет предыдущие станции «Салют». Главная его часть — полностью герметичный рабочий отсек, где расположены средства управления станцией и пункт связи. Здесь же находились 2 одноместные каюты для экипажа, общая кают-компания (она же — кухня и столовая) с беговой дорожкой и велотренажером. Остронаправленная антенна снаружи модуля связывалась со спутником-ретранслятором, который уже и обеспечивал прием и передачу информации с Земли. Вторая часть модуля — агрегатная, где расположена двигательная установка, баки с топливом и имеется стыковочный узел для одного дополнительного модуля. Имелась на базовом модуле и собственная система энергообеспечения, включающая 3 панели солнечных батарей (2 из них вращаются и 1 неподвижная) — естественно, они были смонтированы уже в ходе полета. Наконец, третья часть — переходный отсек, который служил шлюзом для выхода в открытый космос и включал набор тех самых стыковочных узлов, к которым присоединялись дополнительные модули.

Астрофизический модуль «Квант» появился на «Мире» 9 апреля 1987 г. Масса модуля: 11,05 тонн, максимальные размеры — 5,8 х 4,15 м. Именно он занял единственный стыковочный узел агрегатного блока на базовом модуле. «Квант» состоит из двух отсеков: герметичной, заполненной воздухом лаборатории и блока оборудования, размещенного в безвоздушном пространстве. К нему могли пристыковываться грузовые корабли, есть и пара собственных солнечных панелей. А главное — здесь установили комплекс приборов для различных исследований, в том числе биотехнологических. Впрочем, основная специализация «Кванта» — изучением далеких рентгеновских источников излучения.

К сожалению, размещенный здесь комплекс «Рентген», как и весь модуль «Квант», крепился к станции жестко и не мог менять своего положения относительно «Мира». А значит, чтобы менять направление рентгеновских датчиков и исследовать новые области небесной сферы, требовалось менять положение всей станции — а это чревато и невыгодным размещением солнечных батарей, и другими сложностями. Вдобавок, сама орбита станции расположена на такой высоте, что дважды за время обращения вокруг Земли она проходит через радиационные пояса, вполне способные «ослепить» чувствительные рентгеновские датчики, из-за чего их периодически приходилось отключать. В итоге «Рентген» довольно быстро изучил все, что ему было доступно, а затем несколько лет включался лишь краткими сеансами. Впрочем, несмотря на все эти трудности, благодаря «Рентгену» было сделано немало важных наблюдений.

19-тонный модуль дооснащения «Квант-2» был пристыкован 6 декабря 1989 г. Здесь расположили массу дополнительного оборудования для станции и ее обитателей, здесь же находилось новое хранилище скафандров. В частности, на «Кванте-2» разместили гироскопы, системы управления движением и электропитания, установки для получения кислорода и регенерации воды, бытовые приборы, новое научное оборудование. Для этого модуль разбит на три герметичных отсека: приборно-грузовой, приборно-научный и шлюзовой.

Большой, стыковочно-технологический модуль «Кристалл» (вес — почти 19 тонн) присоединен к станции в 1990 г. Из-за отказа одного из ориентирующих двигателей стыковка прошла лишь со второй попытки. Планировалось, что основной задачей модуля станет стыковка советских многоразовых кораблей « Буран », но по понятным причинам этого не случилось. (Подробнее о печальной судьбе этого прекрасного проекта можно прочесть в статье « Советский шаттл ».) Впрочем, «Кристалл» с успехом выполнил другие задачи. В нем отрабатывались технологии получения новых материалов, полупроводников и биологически активных веществ в условиях микрогравитации. К нему стыковался американский челнок Atlantis .

В январе 1994 г. «Кристалл» стал участником «транспортного происшествия»: покидая станцию «Мир», корабль «Союз ТМ-17» оказался так перегружен «сувенирами» с орбиты, что из-за сниженной управляемости пару раз столкнулся с этим модулем. Самое страшное — что на «Союзе», шедшем под управлением автоматики, находился экипаж. Космонавтам срочно пришлось переходить на ручное управление, но удар произошел, причем пришелся на спускаемый аппарат. Будь он хоть немного сильнее — могло бы произойти повреждение теплоизоляции, и космонавты вряд ли вернулись бы живыми с орбиты. По счастью, все обошлось, а событие стало первым в истории столкновением в космосе.

Геофизический модуль «Спектр» был пристыкован в 1995 г. и вел экологический мониторинг Земли, ее атмосферы, поверхности суши и океана. Это цельная капсула довольно внушительных размеров и массой 17 тонн. Разработка «Спектра» была закончена еще в 1987 г., но проект на несколько лет «замораживали» из-за известных экономических трудностей. Для завершения пришлось обратиться к помощи американских коллег — и модуль принял на себя еще и медицинское оборудование NASA. С помощью «Спектра» изучались природные ресурсы Земли, процессы в верхних слоях атмосферы. Здесь совместно с американцами проводились и некоторые медико-биологические исследования, а чтобы иметь возможность работать с образцами, вынося их в открытый космос, на внешней поверхности планировалось установить манипулятор «Пеликан».

Однако несчастный случай прервал работу ранее положенного срока: в июне 1997 г. прибывший на «Мир» беспилотный корабль «Прогресс М-34» сбился с курса и повредил модуль. Произошла разгерметизация, частично разрушились солнечные батареи, и «Спектр» был выведен из эксплуатации. Хорошо еще, что экипажу станции удалось оперативно закрыть люк, ведущий из базового модуля на «Спектр» и тем самым спасти и свои жизни, и работу станции в целом.

Небольшой дополнительный стыковочный модуль был установлен в том же 1995 г. специально для того, чтобы на «Мир» могли наносить визиты американские шаттлы, и адаптирован под соответствующие стандарты.

Последний по порядку выведения — 18,6-тонный научный модуль «Природа». Он, как и «Спектр», предназначался для совместных с другими странами геофизических и медицинских исследований, материаловедения, изучения космического излучения, процессов, протекающих в атмосфере Земли. Этот модуль представлял собой один цельный герметичный отсек, где располагались приборы и грузы. В отличие от других крупных дополнительных модулей, на «Природе» не было собственных солнечных батарей: питание его обеспечивали 168 литиевых аккумуляторов. И здесь не обошлось без неполадок: прямо перед стыковкой произошел сбой в системе энергообеспечения, и модуль потерял половину запаса электроэнергии. Это означало, что на стыковку была только одна попытка: без солнечных батарей восполнить потери было невозможно. По счастью, все обошлось благополучно, и «Природа» вошла в состав станции 26 апреля 1996 г.

Первыми людьми на станции стали Леонид Кизим и Владимир Соловьев, прибывшие на «Мир» на корабле «Союз Т-15». Кстати, в той же экспедиции космонавты успели «заглянуть» и на остававшуюся тогда на орбите станцию «Салют-7», став не только первыми на «Мире», но и последними на «Салюте».

С весны 1986 г. и до лета 1999 г. станцию посетили около 100 космонавтов не только из СССР и России, но и из многих стран тогдашнего социалистического лагеря, и из всех ведущих «стран капитализма» (США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Австрии). Непрерывно «Мир» был обитаем чуть больше 10 лет. Многие оказывались здесь не по одному разу, а Анатолий Соловьев побывал на станции аж 5 раз.

За 15 лет работы к «Миру» слетали 27 пилотируемых «Союзов», 18 автоматических грузовиков «Прогресс» и 39 «Прогресс-М». Со станции в открытый космос совершено больше 70-ти выходов общей продолжительностью 352 часа. На самом деле, «Мир» стал целым кладезем рекордов для отечественной космонавтики. Здесь установлен абсолютный рекорд продолжительности пребывания в космосе — непрерывного (Валерий Поляков, 438 суток) и суммарного (он же, 679 суток). Было поставлено около 23 тыс. научных экспериментов.

Несмотря на различные сложности, станция проработала втрое дольше предусмотренного срока эксплуатации. В конце концов груз накопившихся неполадок стал слишком высок — да и конец 1990-х был не тем временем, когда Россия имела финансовые возможности поддерживать столь дорогостоящий проект. 23 марта 2001 г. «Мир» был затоплен в несудоходной части Тихого океана. Обломки станции упали в районе островов Фиджи. Станция осталась не только в воспоминаниях, но и в астрономических атласах: в честь нее назван один из объектов Главного астероидного пояса — Мирстейшен .

Напоследок вспомним, как любят изображать «Мир» создатели голливудских фантастических фильмов — ржавой консервной банкой с вечно пьяным и одичавшим космонавтом на борту… Видимо, происходит так просто из зависти: до сих пор ни одна другая страна мира не то что неспособна, но даже и не осмелилась замахнуться на космический проект такого масштаба и сложности. Есть подобные разработки и у Китая, и у США, но пока что никто на создание собственной станции неспособен, и даже — увы! — Россия.

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.