Заказ экскурсий Online. Антонио Гауди и его творение Собор Святого Семейства — руководство для туристов

Все об истории и архитектуре уникального творения Антонио Гауди - собора Саграда Фамилия. Побывать в нем рекомендуем каждому, кто собирается посетить Барселону.

Каталонцы любят говорить, что создателем туристического «фасада» , т. е. самых ярких ее достопримечательностей, является Антонио Гауди. В современной Барселоне можно увидеть двенадцать работ эксцентричного архитектора, каждая из которых неповторима. Самые «примелькавшиеся» из них: расписной парк Гуэль, дом Мила и , монастырь Святой Тересы, дом Кальвет.

Наш собор Саграда Фамилия («Sagrada Familia» в переводе с испанского «Святое Семейство» ) в этом списке стоит особняком. Это жемчужина архитектурной коллекции города, самый масштабный проект, который до сих пор не удалось завершить - так и стоит высоченным недостроем. Но при этом не только не портит облик города, а даже придает ему очарования.

Очередь у парадных дверей собора Святого семейства никогда не заканчивается. Многие путешественники, оценив количество желающих попасть внутрь, обходят его стороной. Разве что селфи сделают на фоне фасада и пару снимков издалека.

Поэтому в этой статье уделим как можно больше внимания экскурсии по собору, его интерьерам и смотровой площадке. Чтобы убедить вас, что внутри он еще прекраснее, чем снаружи, и время на него тратить все-таки стоит.

Саграда Фамилия и история создания

Строительство сооружения началось в 1882 году и продолжается по сей день. Первым архитектором собора был Франсиско дель Вильяр, но уже через год на его место пришел Гауди, который, как ни странно, никогда не был особо религиозен. До сих пор для историков остаётся загадкой, почему строительство было доверено именно ему. Как бы там ни было, Антонио Гауди взялся за проект со всем рвением и сразу внёс изменения в первоначальный замысел. На целых 43 года собор Саграда Фамилия стал смыслом его жизни, архитектор посвящал ему все свое время - даже жил в нем.

К сожалению, увидеть мечту, воплощенную в жизнь, ему было не суждено. В 1926 году Гауди был сбит трамваем, и через несколько дней умер в больнице, оставив главное творение своей жизни незаконченным.

Строительство собора Святого Семейства продолжали его соратники - в наследство от архитектора им достались многочисленные чертежи и наброски. Во время гражданской войны в записи сильно пострадали в пожаре, некоторые из них впоследствии так и не удалось восстановить. И всё же основная идея великого творца сохранена в композиции Саграда Фалимия.

Идеи и замыслы Антонио Гауди

Масштабность проекта Гауди поражает. По его замыслу собор должен был быть возведён в форме креста и состоять из трёх фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. При жизни архитектора был возведён только первый из них. Каждый из фасадов должен был символизировать важнейшие этапы в жизни Иисуса Христа:

  • Рождество - рождение и жизнь, начало начал;
  • Страсти Христовы - предательство и распятие;
  • Воскресение - самый грандиозный, воскресение из мёртвых.

Есть в архитектуре Саграда Фамилия и масса других символов. Так каждый фасад должно венчать по четыре башни, а всего двенадцать - как двенадцать апостолов.

В центральной части должны быть построены еще и четыре часовни, символизирующие евангелистов: Марка, Луку, Матфея и Иоанна. В самом центре предусмотрено место для возведения двух самых высоких шпилей: башни Иисуса Христа и колокольни Девы Марии.

Из-за огромного количества окон и ниш поверхность здания выглядит, как тонкое ажурное кружево. Кажется, что воплотить такое изящество в камне просто невозможно. В то же время облик собора массивен и величественен, а его «предыстория» завершает впечатление, производимое Саграда Фамилия на каждого, кто его увидел.

Экскурсия по залам собора Святого Семейства

Внутреннее убранство собора не уступает в фантастичности внешнему фасаду. Здесь особенно ярко проявляются природные мотивы в творчестве Гауди. Гигантские колонны, разветвляющиеся вверху, и украшенный необычной лепкой свод напоминают кроны деревьев, подпирающих небосвод. Резные витражи сходны с экзотическими цветами, а винтовые лестницы напоминают огромных улиток.

Акустика, над которой творец целенаправленно работал несколько лет, предполагает наличие большого хора. Кроме того, Гауди предусмотрел в соборе Саграда Фамилия места для тридцати тысяч молящихся. Пока эти идеи не претворены в жизнь, но, возможно, через пару десятков лет, храм все же будет достроен, и красота его приобретет, наконец, совершенный вид.

Билеты в Саграда Фамилия - цены 2019

Попасть на экскурсию в собор можно двумя способами: самостоятельно и с гидом. Оба хороши, но первый экономнее, а второй интереснее - понравится тем, кто любит структурированную информацию, С цифрами, датами, описанием каждого элемента и даже легендами.

Информация для тех, кто намерен идти в собор самостоятельно:

Цена базового входного билета в Саграда Фамилия - 18 евро (15 евро при заказе на сайте http://www.sagradafamilia.org). А вот дальше стоимость начинает плясать в зависимости от услуг, входящих в пакет:

  • цена базового билета + аудиогид - 22 евро (на сайте);
  • цена базового билета + посещение дома-музея, где жил в свое время Гауди + аудиогид - 24 евро (на сайте);
  • цена базового билета + местный экскурсовод - 24 евро (на сайте). В этом случае без уверенного знания английского не обойтись;
  • цена базового билета + подъем на башни + аудиогид - 29 евро (на сайте).

Цены указаны на одного взрослого. Чтобы прикинуть стоимость билетов в собор Святого Семейства в оффлайн кассе, прибавьте к ценам сайта 3-5 евро.

Часы работы собора:

  • с апреля по сентябрь - с 9-00 до 20-00;
  • октябрь - с 9-00 до 19-00;
  • с ноября по февраль - с 9-00 до 18-00;
  • 25-26 декабря и 1-6 января - с 9-00 до 14-00;
  • март - с 9-00 до 19-00.

Касса прекращает работу за полчаса до закрытия собора. В общегосударственные праздники и важные для музея даты вход бывает свободным для всех. Уточнять информацию можно на официальном сайте.

Собор Святого Семейства — как добраться

Проще всего добраться к собору Саграда Фамилия на метро — благо в Барселоне оно удобное и недорогое. Ближайшая станция так и называется «Sagrada Família», фиолетовая ветка L2 и синяя ветка L5.

Между собором и парком есть одноименная автобусная остановка. Добраться можно экскурсионным автобусом BCTE, отходящим от площади Каталонии каждые полчаса.

Экскурсии по Барселоне и окрестностям

Самые интересные экскурсии — это маршруты от местных жителей. Создают их люди творческие, готовые показать вам Барселону современную, Барселону Гауди, Барселону гастрономическую и не только. Всего на Трипстере около 100 (!) прогулок.

Подведем итоги

После посещения храма Святого Семейства остается ощущение нераскрытой тайны. Будто приподнялся занавес, ещё чуть-чуть и всё станет понятным и очевидным… но нет. Самое главное остается за гранью, до конца понять замысел Гауди (читай - увидеть гармоничную картину) трудно. Тем более, каким получился бы собор, доживи архитектор до его завершения, никто все равно не узнает.

Да и состоится ли вообще когда-нибудь это «завершение», будет видно ближе к 2026 году. Именно эту дату анонсируют в качестве окончания строительства.

План проведения работ с 2015 по 2026 год. Презентация проекта — до и после.

Саграда Фамилия на карте Барселоны

Точный адрес: Carrer de Mallorca, 401, 08013 Barcelona.

После парка Гуэля мы направились ко второму величайшему творению Гауди - собору Святого Семейства, который с небольшими перерывами строится уже 130 лет.

История создания собора Саграда Фамилия

Первый камень в основание собора Святого Семейства (Саграда Фамилия) был заложен в 1882 году, и, по прошествии более чем 130 лет, постепенно становятся видны окончательные черты этого грандиозного сооружения. Собор наконец предстает перед нами в том виде, в котором его спроектировал, наверное, самый гениальный архитектор XX столетия Антонио Гауди. Сейчас это одна из самых популярных туристических достопримечательностей столицы Каталонии.

По словам одного из исследователей творческого наследия Антонио Гауди, которые он произнес, замерев от восхищения перед собором Святого Семейства: «Или человек задумал поиграть в Создателя, создавая подобные творения, или Бог играет человеком, высекая в его разуме искры таких озарений». Наиболее известный испанский собор на самом деле потрясает. Он высится над Барселоной подобно исполинской горе, в пещерах которой растут сталактиты-​колокольни, а в таинственную глубину уводят гроты-​порталы.

Весь цвет барселонской знати собрался в небольшом районе Баррио-​дель-​Поблет 19 марта 1882 года. К ним обращался облаченный в праздничные одежды епископ города, он вел свою речь неторопливо и важно: «…Да очнутся ото сна дремлющие сердца, да воссияет в небесах вера, да наступит торжество милосердия, да будет Господь милостив к нашей стране…» Завершив свой монолог, он произвел закладку первого камня в фундамент Искупительного храма, который должен был стать местом поклонения и воспевания Святого Семейства.

Первый проект подготовил Франческо дель Вильяр. Но уже спустя год на его место пришел Антонио Гауди, полностью трансформировавший первоначальный план собора, к постройке которого уже успели приступить. По замыслу дель Виляра должен был получиться неоготический храм, но при нем успели соорудить лишь крипту под апсидой.

Гауди писал: «Обычная готическая постройка - это мертвая конструкция. Она похожа на человека, чей скелет, вместо того чтобы поддерживать в гармонии все части тела, оказывается задавлен непосильной ношей плоти, и требует различных подпорок для сохранения своего существования».

В итоге Гауди заменил присущие готическому стилю стрельчатые арки на параболические; вместо массивных контрфорсов, установленных по наружному периметру вдоль стен, появились уступы с внутренней стороны, также служащие для компенсации усилия распора от сводов, но гораздо более изысканные. Благодаря тому, что поддерживающие свод колонны стремятся вверх не вертикально ровно, а под наклоном и, к тому же, еще разветвляются наверху, подобно кроне деревьев, происходит более равномерное распределение нагрузки.

Для того, чтобы еще больше сфокусировать внимание на воздушности и тяготении храма к небесам, Гауди придал внутренним колоннам спиральную форму, «вдыхая в них способность жить своей жизнью, наполненной стремлением достичь все новых высот». Архитектор отмечал: «Это станет напоминать лес. Теплое свечение будет озарять пространство сквозь окна, расположенные на разных высотах, и у вас возникнет ощущение, что это звездный свет».

Гауди задумал поистине грандиозный шедевр. Самая высокая точка собора будет находиться на высоте 170 метров, совсем немного уступая горе Монжуик, чья высота составляет 173 метра. Этим Гауди хотел отметить, что созданное человеком не может превысить творение Бога.

Несмотря на то, что Гауди являлся истым католиком и стремился возвести наглядный Дом веры, «Библию в камне», собор Святого Семейства имеет мало общего с традиционным христианским храмом. Основное сходство заключается в том, что, в соответствии с церковными канонами, собор имеет в плане форму католического креста.

Но во всем внешнем виде храма, в каждом элементе декора заложен глубокий смысл. Доминирующими элементами строения должны стать 18 башен: двенадцать посвящены апостолам, четыре более высокие - евангелистам, самая высокая башня - Иисусу Христу, а еще одна, чуть пониже, - Деве Марии. Скульптуры, барельефы, латинские надписи - все сплетаются в глубоком символизме католической веры. Например, виноградные гроздья, свисающие с маленьких башен, являются символами таинства Евхаристии.

Так выглядит план храма:

12 маленьких белых кружочков - это колокольни апостолов. Кружочки побольше с буквами - башни евангелистов: Лука, Марк, Иоанн, Матфей. Большие круги: М - башня Девы Марии; Х - башня Иисуса Христа.

В каждом из трех фасадов собора Саграда Фамилия рассказывается одна из трех главнейших Евангельских историй: Рождество, Страсти Христовы и Воскресение.

Для фасада Рождества Гауди изготавливал скульптурные композиции естественных размеров. Для достижения высокой степени натурализма в сцене избиения младенцев, мастер подготавливал гипсовые слепки с родившихся мертвыми детей. Он также брал слепки с животных, для чего ненадолго погружал их в сон, используя хлороформ.

Над фасадом Страстей работал уже не Гауди, а испанский зодчий и художник Иосиф Мария Субиракс. Его скульптуры отличаются достаточно грубыми и рублеными формами, являя собой полный контраст с плавными и естественными очертаниями творений Гауди.

Поражает не только величина запланированного собора, но и его сложнейшая инженерная конструкция. Гауди обращал внимание на каждую мельчайшую деталь и мог рассчитать необходимый вес любого камня здания. На протяжении нескольких лет Антонио Гауди изучал акустику, чтобы спроектировать идеальную композицию для колоколов, которые будут управляться дуновениями ветра. Для обеспечения лучшего акустического эффекта внутри собора обустроен просторный хор.

Великий зодчий не изменил своим традициям и не оставил исчерпывающего проекта строения, оставляя пространство для фантазии. Полностью окунувшись в строительство собора, Гауди долгое время жил фактически на стройке, непрерывно инспектируя работы, все время привнося новые идеи в живой процесс возведения храма. Постоянно погруженный в свои мысли, целиком сконцентрированный на работе, мастер вызывал недоумение у окружающих.

Задумки Гауди, непроизвольно появлявшиеся в его голове, которые он запечатлевал на небольших набросках и макетах, удается повторить только в наше время, и то благодаря использованию мощной вычислительной техники и специализированных компьютерных программ.

Внутри храма размещен музей, в котором представлены проекты и чертежи Антонио Гауди, а также различные модели будущего собора (то, что сохранилось, так как большое количество документов и материалов было уничтожено в период испанской Гражданской войны).

Таким должен предстать завершенный собор Святого Семейства:

Неизменной преградой на пути возведения собора становилась нехватка средств: такое величественное сооружение строилось только благодаря пожертвованиям жителей столицы Каталонии. Недостаток финансирования является главной причиной того, что храм превратился в долгострой. И лишь в недавнем времени в проект были вложены средства инвесторов, включая зарубежных. Но Гауди, тем не менее, отвечая на вопросы о продолжительности стройки, спокойно замечал: «Мой заказчик не торопится», имея в виду Всевышнего.

Как и у многих готических соборов средневековья стройка пережила своего зодчего. В возрасте 73 лет Антонио Гауди погиб под трамваем недалеко от храма.

После кончины Гауди возведение собора продолжили его воспитанники, затем ученики воспитанников. Гражданская война не пощадила многие планы и макеты Гауди, из-​за чего пришлось приостановить строительство, и даже возникли прения о необходимости его продолжения. Но все же работы было решено возобновить, и возглавил их Иосиф Мария Субиракс, который занялся декорированием фасада Страстей Христовых. Здесь на смену плавным и текучим линиям Гауди пришли рубленые, словно окостеневшие скульптурные формы, с одной стороны нарушая гармонию всей композиции храма, а с другой - делая особый акцент на изображаемых скорбных событиях.

Собор Святого Семейства у многих людей вызывает неоднозначные чувства, но не признавать его магическую силу и величественность невозможно. А происшествие, случившееся в день освящения собора 28 ноября 2000 года, только добавило мистики и загадочности главному храму столицы Каталонии. Именно в этот день в Барселоне разразился мощнейший ураган и с одной арки оконного проема ветром сорвало верхушку, которая с ужасным грохотом рухнула на строительную площадку. Вероятно, это событие можно было рассматривать, как дурное предзнаменование, но барселонцы оказались несуеверными людьми и собор был освящен.

Сейчас каталонцы, а также верующие и любители искусства во всем мире с надеждой следят за постройкой храма, ожидая момента завершения строительства. В наши дни на панораме Барселоны собор Святого Семейства привычно выделяется уже построенными башнями, а также окружающими их подъемными кранами, но, тем не менее, внутренние помещения храма уже доступны для посещений. Закончить стройку предполагается в 2026 году.

Искупительный храм Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família ) – признанный символ Барселоны, фантастическое ответвление церковной архитектуры и один из самых знаменитых долгостроев в мире. Строительство не закончено и по сей день, что не мешает миллионам туристов посещать великую стройку.

Замысел постройки церкви принадлежал богатому каталонскому книготорговцу Джозефу Бокабелло. Верующий человек однажды посетил Ватикан и, находясь под впечатлением от увиденного, решил возвести величественную церковь у себя на родине. После успешно проведенной компании сбора пожертвований в 1882 году он начинает строительство. Однако, уже через год после начала работ, первый архитектор дель Вильяр, покинул проект. Его заменил талантливейший Антони Гауди . Со сменой руководителя проект претерпел радикальные изменения, став дерзким, сложным и огромным. В ответ на критику длительного и дорого строительства (при строительных технологиях того времени его конец терялся далеко в будущем), Гауди, как гласит история, ответил: “Мой заказчик не спешит”. В 1926 он умирает, не завершив и четверти своего детища. Эстафета, передаваемая от архитектора к архитектору, продолжается до настоящего времени. По оптимистичным оценкам, строительство должно закончиться в первой трети XXI века.

Здание

Хотя в основе храма лежит традиционный латинский крест, он намного превосходит большинство церквей мира по сложности и размеру. Его размеры – 80 на 60 метров, высота сводов достигает 45 метров. Согласно проекта Гауди, здание должны были венчать 18 шпилей, символизирующие 12 апостолов, четырех евангелистов, Девы Марии и, самый высокий шпиль (170 метров) – Христа. Во время службы внутри храма может одновременно присутствовать 1500 певчих и до 9-ти тысяч верующих прихожан.

Не смотря на то, что строительство не завершено, в 2005 году Саграда Фамилия была внесена в список Мирового наследия ЮНЕСКО.

Фасад Рождества

Фасад Рождества, как следует из названия, посвящен первому этапу жизни Христа и представляет собой невероятно-красивую скульптурную группу, где последовательно изображаются события, описанные в Библии. В череду сцен органично вплетены витражи. Строительство Храма началось именно с этого фасада, так как считалось, что он наиболее привлекательный для прихожан. Гауди прекрасно осознавая, что не доживет до завершения строительства, хотел успеть создать пример для своих продолжателей.

Фасад Страстей

Гауди намеренно отложил строительство Фасада Страстей, опасаясь, что суровая интерпретация страданий Христа и грехов человечества может отпугнуть горожан и повредить успеху стройки. В отличие от богато декорированного Фасада Рождества, Фасад Страстей выполнен строго и торжественно, формы напоминают кости, сложную композицию из колонн и скульптурных групп венчает распятие.

Фасад Славы

По плану Фасад Славы, посвященный воскресению Христа, должен стать самым большим и впечатляющим. Его строительство началось в 2002 году и продолжается по настоящее время. По замыслу фасад символизирует дорогу к Богу – смерть, страшный суд, божественную славу и вечную жизнь, не позабыт и ад для грешников. Семь колон фасада символизируют семь благодетелей и семь смертных грехов.

Внутреннее убранство

Внутри храма посетителя ждут необычные, захватывающие дух архитектурные решения – ни одна поверхность внутри не является ровной, большинство стен и потолков обладают сложной, декоративной формой, сливаясь в каскад сплетающихся украшений. Сквозь изящные колонны, стремящиеся к высокому потолку и напоминающие деревья, пробиваются яркие пятна витражей.

Каждый храм задуман как воплощение величия Бога на земле – здесь, это послание звучит особенно сильно.

Полезная информация

Собор открыт с апреля по сентябрь с 9:00 до 20:00, в остальное время года до 18:00.

Стоимость посещения Саграда Фамилия:

Обычный билет – 13,5 евро,

Для студентов и пенсионеров – 11,5 евро,

Посещение базилики и дома Гауди – 17 евро.

Билеты в Саграда Фамилия с русским аудиогидом и подъемом на башни вы можете купить заранее (например, по этой ссылке).

Как добраться до Саграда Фамилия

Ближайшая станция метро так и называется Sagrada Familia (2 и 5 ветка метро).

Когда достроят Саграду Фамилия?

Планируется, что работы будут завершены к 100-летию со смерти Гауди. Окончательный вид собор приобретет в 2026 году.

Предыдущая фотография Следующая фотография

В каждой туристической Мекке, куда ежегодно стекаются тысячи любознательных паломников со всего света, есть свое ассоциативное сооружение-визитка. Это самая главная достопримечательность, которая является обязательным must look’ом для каждого иностранного туриста, и без которой уже невозможно представить ту или иную страну или город. Так, только при одном упоминании о Париже моментально всплывает образ Эйфелевой башни, при виде изображения статуи свободы в сознании мигают проблесковым маячком буквы USA, а значок пирамиды Хеопса вполне может заменять собой название Египта на географической карте. Однако, пожалуй, больше ни в одной стране мира нет такой специфической особенности, которая отличает визитку испанского города Барселоны от других всемирно известных сооружений. Речь идет, разумеется, о знаменитом произведении великого архитектора Гауди, о соборе Саграда Фамилия.

Архитектурное повествование этого автора тянется цепочкой вкладов в строительство от его последователей до наших современников. Оно дышит эхом прошлого, храня в своих стенах воспоминания минувших исторических событий, и звучит в унисон с сегодняшним 21 веком. Собор Святого Семейства - это поистине уникальное архитектурное явление, это мост, связавший поколения, эпохи и подаривший исключительную возможность не только прикоснуться к истории, но и приобщиться к ее созданию. На протяжении полутора столетий сооружение строится, растет, видоизменяется.

И это единственный случай в истории архитектуры, когда долгострой имеет такую колоссальную мировую известность, является источником притяжения миллионов туристов и входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.

История строительства собора

Создание собора началось в 1882 году с малознакомого истории архитектора Франсиско де Вильяра. Изначально сооружение задумывалось исполнить в неоготическом стиле, в духе того времени и в классических представлениях о том, как должна выглядеть христианская церковь. В соответствии с этим было заложено строительство и возведена крипта под апсидой. Однако, волею случая Вильяр вскоре отказывается от проекта и его возглавляет Антонио Гауди, который назначается главным архитектором в 1891 году.

С этого момента жизнь Гауди будет неразрывно связана со строительством собора. Он жил и дышал этим произведением, он был фанатично предан ему и часто лично собирал пожертвования на его возведение. Кстати, жил автор в буквальном смысле, в самом соборе, в келье незавершенного здания.

Гауди просто фонтанировал идеями. Как художник абстракционист, охваченный внутренними порывами и эмоциями, он выплескивал свои замыслы хаотично, часто без схем и чертежей, интуитивно, бесконечно что-то меня, ломая и перестраивая заново. Неудивительно, что строительство требовало от него максимального личного присутствия и содействия, поэтому в итоге собор стал для него и рабочей мастерской, и кровом. 43 года жизни мастер отдал своему творению, при этом при его жизни была реализована только треть его замысла. Гауди был глубоко набожным человеком, и Саграда Фамилия должна была стать, по его замыслу, современным прочтением Нового Завета. И действительно, кажется, что каждый камень в сооружении неслучаен, он информативно напитан и рассказывает об очередном библейском сюжете. План здания выполнен в виде латинского креста, на этом собственно исчерпывалось сходство этого футуристического сооружения с обычными каталонскими церквями и храмами.

Первый раз в Барселоне: куда сходить, что посмотреть - в нашем видеообзоре.

Интерьер и архитектура собора

Гауди задумывал выполнить три фасада, Рождество, Страсти Христовы и Воскресение, каждый из которых должен быть увенчан четырьмя остроконечными башнями, высотой до 112 метров, которые бы складывались в общее число 12, что соответствовало бы 12 апостолам. Еще 4 башни, по 120 метров каждая, должны символизировать Евангелистов и окружать центральную, самую высокую башню (170 м), посвященную Иисусу, на которой должен располагаться крест. Башню с колокольней в честь Девы Марии предполагалась расположить над апсидой. Гауди решил, что даже самая высокая башня храма не должна превышать самую высокую гору в Испании, Монжуик.

Как истовый христианин, он не мог свое произведение поставить выше, чем творение Бога.

Саграда Фамилия

Каждый фасад должен нести собственную смысловую нагрузку, переданную барельефами, которые передавали бы повествование о жизни и делах Христа. Так первый фасад повествует о Рождестве Христовом, это восточная часть трансепта, единственная часть собора, построенная практически полностью при жизни автора. Полное завершение фасада было закончено только в конце 50 годов двадцатого века.

Говоря о достоинствах архитектуры, необычности формы и структуры здания в целом, хочется обратить внимание на внутреннюю и внешнюю отделку храма. Даже на самой плохой любительской фотографии очевидно насколько внимательно и с любовью отнесся Гауди буквально к каждому квадратному сантиметру своего произведения. Отделка здания и декор просто поражает воображение количеством деталей, продуманностью сюжетов, линий, переходов, сочетанием различных стилей. Это и модерн, и готика, и христианские традиции, щепотка барокко, толика восточного зодчества, и все это не китч, это совершенно гармоничная композиция, в которой нет ничего лишнего. Винтажные ступени, новаторские диагональные опоры, колонны в виде ветвистых деревьев, выложенные майоликой башни и украшенные зодиакальными символами и дарами природы, виноградными лозами и гроздьями, раковинами, пшеничными колосьям. Кроме того, храм напоен особой поэтичностью, которую хотел вложить в него маэстро. Гауди планировал построить колокольню, где колокола раскачивались бы от порывов ветра. Он создал сложною осветительную систему, где свет должен был проникать через проемы в башнях и через витражи на разных уровнях, что создавало бы ощущения струящегося света.

При этом мастер очень ответственно и с возможной долей профессионализма подходил к своему делу. Одно из подтверждений тому, следующий факт: при создании одного из библейских сюжетов «Избиение младенцев», архитектор снимал слепки с мертворожденных младенцев, а для того что бы снять слепок с животного, для более натуралистичного изображения Гауди усыплял на их время с помощью хлороформа.

В 1954 году, многим после смерти Гауди его последователи приступили к постройке фасада Страстей. Внутри этой части храма был впоследствии открыт музей, в котором представлены сохранившиеся наброски, чертежи, разработки самого автора, а так же художественные и технические объекты, связанные со строительством сооружения, на протяжении всей истории его существования. С 1977 и вплоть до начала 21 века велись работы по строительству четырех башен, оформлению фасада скульптурами и внутреннее украшение здания витражами. В 2000 году началось создание фасада Славы и одновременно планировалось воздвижение башни Христа и Девы Марии. Работы ведутся по сей день и по предварительным подсчетам глобальное окончание строительства планируется к 2030 году. Все последнее десятилетие храм окружен желтыми жирафами подъемных кранов, которые забавно и странно смотрятся между коническими верхушками башен. Запечатленные миллионами туристов на фотографиях они, в какой-то степени тоже увековечены и приобщены к истории архитектурного шедевра.

Контакты

Информация для проникшихся творчеством Антонио Гауди и желающим осмотреть собор Святого Семейства:

Любоваться сооружением можно в любое время года. Добраться до храма можно на метро станция Sagrada Familia, линии L2(сиреневая ветка), L5(синяя) либо на автобусах 19, 33, 34, 43, 44, 50 и 51,- остановка Sagrada Familia. Храм находится по адресу Mallorca, 401.

Время работы с ноября по февраль - с 9:00 до 18:00, в марте - с 9:00 до 19:00, с апреля по сентябрь - с 9:00 до 20:00, в октябре - с 9:00 до 19:00, 25 и 26 декабря а также 1 и 6 января - с 9:00 до 14:00.

Стоимость входного билета - 15-22-24-29 EUR (с гидом или аудиогидом); цена зависит от выбранной программы.

Для экскурсий в данный момент открыты: одна башня Фасада Рождества, наверх которой можно подняться по узкой винтовой лестнице. Однако если вы не экстремал, то на этот случай имеется старинный винтажный лифт. Так же открыт вход в одну из башен Фасада Страстей и музей. Будьте морально готовы к огромным очередям и поверьте, это того стоит!

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Конечно же вы уже все и всё знаете про этот собор. Читали про его историю и рассматривали с разных сторон. Но для того, чтобы как то окружить информацией этот великолепный виртуальный полет над Барселоной и строением (с залетом внутрь), который вы могли наблюдать и участвовать в нем нажав на картинку в начале поста, я еще вам напомню немного информации и фотографий по этому поводу.

Барселона — непостижимый и дерзкий город Испании, символ каталонской культуры и современного искусства, странным образом объединяющий автентику и неоготику, рьяно защищающий свои традиции и смело бросающий вызов устоявшимся взглядам… Столица Каталонии является едва ли не крупнейшим туристическим центром Европы, предлагая посетителям не просто богатый выбор достопримечательностей.

От великолепного холма Монжуика с Национальным дворцом, музеем искусств, «Испанской деревней» и Магическим фонтаном до легендарной «Барселоны Гауди», этот город умеет очаровывать и поражать воображение. Именно работы выдающегося архитектора-каталонца, ярким пятном реющие над всей историей искусств, превратили Барселону в мекку художников и дизайнеров со всего мира. Причудливые фонари на Королевской площади и фантастические образы усадьбы графа Гуэля (сейчас на территории поместья находится библиотека местного университета) и сегодня удивляют не менее, чем в день своего создания, а дворец около бульвара Рамбла, дом Висенс, Дом Бальо и Каса Мила наравне с Парком Гуэля являются частью мирового наследия ЮНЕСКО. Но главный символ во многом противоречивого и до сих пор неразгаданного гения — это, безусловно, Саграда Фамилиа, легендарный Собор Святого Семейства.

Сначала посмотрите, как выглядит Барселона с высоты:


Кликабельно 2800 рх

“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия.

Для строительства этого храма был выделен свободный участок земли, который находился к тому монету в нескольких километрах от города. Проект храма был разработан архитектором Франческо дель Вильяра. Лпан архитектора заключался в возведении церкви в неоготическом стиле, однако, он успел отстроить лишь крипту над апсидой. После него в 1891 году главой проекта выступил Антони Гауди, который, как ни странно, никогда не был особо религиозен, поэтому до сих пор остаётся загадкой, почему же строительство было доверено именно ему.

Тем не менее, Антонио Гауди взялся за проект со всем рвением и внёс значительные изменения в его первоначальный замысел. На 43 года собор Саграда Фамилия стал смыслом его жизни, архитектор посвящал его созданию все свое время, он даже жил в нем.

Саграда-Фамилия - дерзкая попытка в почти уже безбожном XX веке повторить на новом уровне сознания классические стройки католического Средневековья, такие, как Миланский и Кельнский соборы. Сам Гауди понимал, что он не сможет дожить до воплощения мечты. Соборы строят веками - это только Софию в Константинополе и храм Христа Спасителя в Москве возвели за пять лет, поскольку на них работала целая система. В западном гражданском обществе, где считают каждую копейку, такое не проходит. К тому же Саграда-Фамилия изначально строилась только на частные пожертвования. А Гауди на этот счет был ироничен, говоря: «Мой клиент не торопится», имея в виду Бога.

Саграда-Фамилия строилась на основе готических канонов, однако Гауди в эту форму внес свое неповторимое содержание. Гауди - это смесь математика и мистика. Он до предела насытил свое творение христианскими символами, иногда вплоть до паранойи. Собор должен иметь три фасада (Рождества, Страстей и Воскресения) и по четыре башни с каждой стороны - получается 12, по числу апостолов, и высота их должна быть 100 метров. В настоящее время только четыре из них поднялись ввысь (одна при жизни Гауди, три остальные - в 1926-1936 годах, под руководством одного из его ассистентов). Еще запланировано 4 башни, посвященные евангелистам (они повыше, чем предыдущие 12), башня Девы Марии (еще выше), и, наконец, центральная башня Иисуса с гигантским крестом должна быть 170 метров высотой, что на метр ниже холма Монтжуик - по словам Гауди, нельзя претендовать на высоту большую, чем подразумевал сам Бог. Четыре колокольни евангелистов должны быть увенчаны символическими фигурами - бык (Святой Лука), крылатый человек (Святой Матфей), орел (Святой Иоанн) и лев (Святой Марк). Что же касается мелких деталей строения, то они уникальны - Гауди не признавал никаких классических канонов и смело устанавливал свои стандарты.

Фасад Рождества, законченный при жизни Гауди, насыщен довольно сюрреалистическими скульптурами Святого Семейства, ангелов, птиц, грибов, растений и животных. Под колоннами фасада - фигуры черепах, которые являются символами Иосифа и Марии. Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса, а двери внутреннего портика отображают христианские заповеди. Второй фасад Страстей, противоположный первому, должен, наоборот, рассказывать о смерти Иисуса на Кресте. Там с 50-х годов трудится скульптор Жозеп Мария Субиракс. Его творения у многих вызывают споры и неприятно, считаются извращением, но чтобы составить свое собственное мнение, вам нужно посмотреть на все это воочию… Идея строительства нового храма пришла в 1882 году в голову консервативному крылу католической общины (иосифлянам), которые считали, что Барселона погрязла в грехе и декадансе и что горожанам необходимо новое место, где они могли бы каяться. Для этого они избрали самый непрестижный участок тогдашней Барселоны - пустырь, использовавшийся для выпаса коз. Строительство несколько раз прерывалось из-за нехватки средств. Собственно, в середине 20-х годов фонды на строительство собора закончились, и сам Гауди жил отшельником прямо в недостроенном храме. 7 июня 1926 года Гауди попал под трамвай, возвращаясь со стройплощадки и засмотревшись на силуэт собора. Он скончался спустя три дня тяжелой агонии в больнице для бедных - никто из врачей и прохожих не распознал в нем архитектора Саграда-Фамилии.

После смерти Гауди собор продолжали строить еще десять лет, пока в 1936 году каталонские анархисты в своей безбожной ярости не устроили в соборе погром, уничтожив все модели архитектора. Только после победы Франко в 1940 году работу продолжила группа самых уважаемых зодчих Барселоны. Однако ввиду не слишком большой симпатии каудильо к каталонцам и Барселоне и из-за явной нехватки средств строительство шло вяло.

Масштабность и оригинальность замысла Гауди просто поражает. По его проекту собор должен был быть возведён в форме креста и состоять из трёх фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. При жизни архитектора был возведён только первый из них.

Каждый из фасадов должен был символизировать важнейшие этапы в жизни Иисуса Христа: рождение и жизнь, предательство и распятие, и самый важный – воскресение из мёртвых. Потому портал Воскресения по замыслу автора самый величественный и грандиозный.

Есть в архитектуре собора Саграда Фамилия и масса других символов. Так каждый фасад должно венчать по четыре башни, а всего двенадцать – как двенадцать апостолов.

В центральной же части будут построены четыре часовни, символизирующие четырёх евангелистов: Марка, Луку, Матфея и Иоанна. В самом центре предусмотрено место для возведения двух самых высоких шпилей: башни Иисуса Христа и колокольни Девы Марии.

Из-за огромного количества окон и ниш поверхность здания выглядит как тонкое ажурное кружево. Кажется, что воплотить такое изящество в камне просто невозможно. В то же время собор общий вид собора массивен и величественен, а его загадочная аура завершает неизгладимое впечатление, которое производит Саграда Фамилия на каждого, кто его увидел.

Внутреннее убранство собора не уступает по оригинальности и фантастичности внешнему фасаду. Здесь особенно ярко проявляются природные мотивы в творчестве Гауди.

Гигантские колонны, разветвляющиеся вверху, и украшенный необычной лепкой свод напоминают кроны древних деревьев, подпирающих звёздный небосвод. Резные витражи сходны с неземными цветами, а винтовые лестницы – с огромными улитками.

Уникальная акустика, над которой творец работал несколько лет, предполагает наличие большого хора. Кроме того, Гауди предусмотрел в соборе Саграда Фамилия места для тридцати тысяч молящихся. Пока все эти идеи еще не претворены в жизнь, но, возможно, через пару десятков лет храм все же будет достроен, и его красота приобретет, наконец, законченный и совершенный вид.

После посещения храма Святого Семейства остается ощущение нераскрытой тайны. Будто приподнялся занавес и уголок этой тайны уже виден, ещё чуть-чуть и всё станет понятным и очевидным… но нет.

Все самое главное остается за гранью понимания, мы никогда не сможем до конца понять гениальный замысел Гауди, как и никогда не узнаем, каким получился бы собор Саграда Фамилия, если бы архитектор дожил до его завершения.

Явное оживление на стройплощадке произошло в 80-х годах. Сейчас работы возглавляет Хорди Бонет. Согласно планам, к 2026 году, т.е. к столетней годовщине смерти архитектора, строительство будет завершено. Но есть и другое мнение. Более 400 деятелей культуры Испании призвали в 2008 году остановить работы. По их мнению, строители «предали дух Гауди», что строящийся собор всего лишь карикатура на гениальный замысел. Проблема в том, что Гауди всегда импровизировал по ходу, гибко меняя свои первоначальные замыслы. Поэтому он сам присутствовал на площадке. Ныне же Саграду-Фамилию нельзя назвать творением Гауди - слишком много индивидуального и нового внесено его последователями, взять того же скульптора Субиракса. Однако же, если вспомнить историю возведения великих храмов Средневековья, то ничего удивительного в этом нет - романский стиль был усовершенствован готикой, а потом добавляли еще и фасады с колокольнями в стиле барокко. Соборы, где выдержан один первоначальный стиль, можно пересчитать по пальцам.

Созданию этого самого посещаемого и известного символа Барселоны, Гауди посвятил большую часть своей жизни, но и этого было мало: окончание строительства грандиозного «храма нового века» ожидается только к 2030 году, когда наконец-то будет завершен один из фасадов и центральная колокольня. Величие и удивительная аллегоричность — главные характеристики этого неповторимого шедевра. Архитектор мечтал создать здание, которое бы полностью передавало аллегорию Рождества Христова, и вряд ли найдется критик, который скажет, что ему это не удалось. Здание удивительным образом соединяет в себе три фасада: западный фасад, один из самый знаменитых, открывает нам аллегорическое воплощение Рождества , восточный - Страсти , южный - Смерти и Вознесения . Наиболее ценным с точки зрения искусства, считается центральный фасад Храма Искупления Грехов (или Искупления Святого Семейства), известный также как Фасад Рождества, соединяющий удивительные четыре башни, благодаря необычной веретенообразной форме, напоминающие песчаные замки и абсолютно оригинальные орнаменты и силуэты.

Благодаря стилистическому решению, получившему название неоготического направления, кажется, будто башни возвышаются из общего, цельного скального основания, «вырываясь» из основы в высь. Скульптурные группы и необычные барельефы являются основными средствами выражения смысловой задумки, но не только в причудливых образах воплотился невероятно масштабный проект этого собора. Башня Христа, увенчанная колокольней, достигает около 170 метров в высоту, а нижняя церковь, во многом скрытая за великолепными фасадами, скрывает роскошные арки, абрисы которых не повторяются нигде в мире и великолепные гротескные витражи. Гротескное воплощение религиозного фанатизма и безусловно самое оригинальное религиозное строение в мире, Саграда Фамилиа и сегодня остается одним из самых спорных шедевров архитектуры. После завершения строительства Собор будет увенчан восемнадцатью башнями, выполненными в том же причудливом веретенообразном стиле.

Каждый год собор посещает два с лишним миллиона человек, и по популярности Саграда-Фамилия соперничает с мадридским музеем Прадо. Извечное испано-каталонское «эль-класико» продолжается и здесь.

Ну и поговорим немного о Барселоне.

Столица Каталонии – Барселона издревле считалась самым красивым городом Средиземноморья. Этот город славится своей впечатляющей историей, выразительной культурой, невероятными памятниками, фантастической модернисткой архитектурой, изумительными музеями и картинными галереями и, прежде всего, интересными и образованными людьми.

Существуют две испанские легенды об основании этого города. Одна из них гласит, что город был основан Геркулесом за 410 лет до того, как был построен Рим. Согласно другой легенде, Барселона была создана в 3-м веке до н.э. карфагенянином Гальмикарром Барка и название этого города происходит от фамилии великой карфагенской семьи.

- Барселона – это город, расположенный в районе Барселонес; он всегда был центром каталонского сепаратизма и борьбы за независимость. Сегодня Барселона – один из самых космополитических и экономически активных городов мира.

Хочется порекомендовать лучшие виды Каталонии с разных высоких ее точек в Барселоне. Стоит побывать на телебашне - со смотровой площадки можно увидеть Барселону с высоты птичьего полета. Также потрясающий вид открывается с высоты одной из башен Собора Святого Семейства . А если вы подниметесь на «Волшебную гору» Тибидабу , то вы не только сможете еще раз восхититься чудесным видом Каталонии с высоты птичьего полёта, но и посетить там же известный парк аттракционов Tibidabo Funfair.

- Барселона является центром модернистской архитектуры. С именем Антонио Гауди связана вся история Барселоны. Этот знаменитый архитектор с причудливой фантазией строил здания в стиле модерн. На роскошном бульваре Passeig de Gracia находится одно из необычных строений Гауди в виде крылатого дракона. Воздушная конструкция Собора Святого Семейства состоит из множества интересных деталей: улиток, морских коньков, лиан, птиц, цветов, фантастических животных.

- День Святого Георгия - национальный праздник в Каталонии. На каталонском языке этот праздник называется «Diada de Sant Jordi». В День Святого Георгия, отмечаемый 23 апреля, жители Барселоны традиционно дарят своим любимым розы и книги. Международная организация ЮНЕСКО объявила этот день Международным Днем Книги.

Эпицентром жизни Барселоны является бульвар Рамбла . Эта символическая оживленная улица расположена в центральной части города. Здесь находится много ресторанов непревзойденной испанской кухни, а также изысканные магазины. За день по этой чрезвычайно популярной улице проходит около 150 000 человек!

Интересно посетить Готический квартал, где сосредоточено более десяти храмов и дворцов. Самый мрачный и таинственный из них — кафедральный собор и церковь святой Евлалии, построенная более 500 лет назад. Здесь расположено много зданий, построенных во времена Средневековья, а некоторые из них — еще в эпоху римского поселения. Это место – популярная туристическая достопримечательность, еженедельно привлекающая к себе более полутора миллиона посетителей.

- «FC Barcelona» – знаменитый спортивный клуб Барселоны, который больше всего известен своей футбольной командой. Клуб имеет собственный стадион на 120 000 мест – крупнейший частный стадион в мире. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Барселоны.

В Барселоне неслучайно установлен памятник Колумбу : известный мореплаватель после первого путешествия вернулся именно в этот город. Высота памятника – 60 метров. Внутри него установлен лифт, который поднимает посетителей на смотровую площадку. А оттуда видна панорама города и набережная. Кстати, длина указательного пальца Колумба почти один метр.

Городское побережье долго служило лишь для промышленных целей. А ко времени проведения Олимпийских игр в 1992 году, здесь были созданы пляжи общей протяженностью 4,5 км. Сейчас они славятся очень хорошей инфраструктурой. Следует отметить, что ежегодно перед началом открытия пляжного сезона на здешних пляжах просеивается песок (до 50 см в глубину)

Неофициальные символы каталонцев — осел или кот. Причем первое животное заслужило народную любовь за свое трудолюбие, а второе — тем, что в английском варианте слово (cat) совпадает с первыми тремя буквами названия данной провинции (Catalonia).

Информация для проникшихся творчеством Антонио Гауди и желающим осмотреть собор Святого Семейства:

Любоваться сооружением можно в любое время года. Добраться до храма можно на метро станция Sagrada Familia, линии L2(сиреневая ветка), L5(синяя) либо на автобусах 19, 33, 34, 43, 44, 50 и 51,- остановка Sagrada Familia. Храм находится по адресу Mallorca, 401. Время работы с октября по сентябрь с 9.00 до 18.00, в летний период до 20.00.

Стоимость входного билета 12,50 евро (с гидом или аудиогидом - 16,50 евро); студенты, пенсионеры, дети 10-18 лет - 10,50 евро (с гидом или аудиогидом - 13,50 евро).

Для экскурсий в данный момент открыты: одна башня Фасада Рождества, наверх которой можно подняться по узкой винтовой лестнице. Однако если вы не экстримал, то на этот случай имеется старинный винтажный лифт. Так же открыт вход в одну из башен Фасада Страстей и музей. Будьте морально готовы к огромным очередям и поверьте, это того стоит!