Храм христа спасителя краткая информация

Храм Христа Спасителя - главный кафедральный собор Русской православной церкви. Трудно найти еще один такой храм, который имел бы столь трагическую и удивительную судьбу.

История Храма Христа Спасителя в Москве

Закладка первого Храма состоялась в 1817 году. Предшествовал этому событию Указ Императора Александра I о возведении Храма в «Благодарность Богу за спасение России в Отечественной войне 1812 года и в ознаменование победы русской армии над Наполеоном».

Лучшим проектом был признана работа архитектора Карла Витберга. Эталонами для нового храма служили собор святого Петра и Пантеон в Риме. По первоначальному замыслу храм должен был располагаться в Кремле, но царь отверг это предложение. Было решено, что храм будет стоять на Воробьевых горах.

Храм должен был иметь огромный округлый купол, а вся композиция - форму пятиглавого креста. Работы были приостановлены по двум причинам: во-первых, прекратилось финансирование, так как император скончался; во-вторых, гора, на которой восстанавливался храм начала оседать. В 1835 году Витберг был сослан в Вятку.

Спустя несколько лет брат Александра Николай I решает осуществить проект постройки храма в честь освобождения России от наполеоновских захватчиков. Был разработан совершенно новый план строительства, которым занимался Константин Тон. 27 июля 1839 года началась кладка фундамента из камня. Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу древнерусской соборной церкви, предполагающей сочетание величественного и одновременно традиционного.

Император повелел возвести храм в районе древнего Чертолья - на месте женского монастыря. Во время строительных работ в земле были обнаружены кости мамонта, что сочли хорошим предзнаменованием. Был объявлен сбор пожертвований на строительство. Сорок четыре года, на протяжении всего строительства, продолжался сбор народных пожертвований.

Работа над горельефами продолжилась без малого 20-лет, до 1863 года. Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854 году, когда решено было отказаться от отделки в стиле классицизма и выполнить его в соответствии с характером фасадов - в византийском стиле. Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60-горельефов. Из них внизу - 8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в верхней части фасадов храма. Большая часть работ была выполнена скульптором А. В. Логановеким, наименьший объём работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом.

Наконец, в мае 1883 года храм был освящен.

В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому писателю. Сразу после освящения, храм Христа Спасителя превратился в один из главных центров религиозной жизни Москвы. Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря по старому стилю (7 января - по новому), было главным праздником в храме.

Жизнь храма Христа Спасителя составляла неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы и ее быта. Она была также частью ее культуры и общественно-политической жизни.

30 мая 1912 года возле храма был торжественно открыт Памятник Александру III. Памятник изображал императора, восседающего на троне со всеми царскими регалиями - со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой - пурпурной мантией монарха. На пьедестале была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881 - 1884».

После окончательного установления советской власти в начале ХХ века в городе принято решение о переименовании некоторых улиц и площадей. Соборную площадь переименовали в Красную В 1929 году был закрыт собор. Здание храма было передано для оборудования в нем Дома культуры. С него сняли купола, и на центральной башенке стал развеваться красный флаг. Вокруг него был разбит сквер, который стал носить имя В. И. Сталина. Работал Дом культуры недолго: по приказу властей храм был разрушен серией мощных взрывов в 1931году.

Мрамор из разрушенного храма использовали для отделки станций метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», каменные скамейки установили на станции метро «Новокузнецкая». Крошкой, в которую превратили плиты с именами героев, посыпали дорожки в городских парках. В 1958-м году на месте котлована с сохранившимся фундаментом появился бассейн «Москва».

После Перестройки, в 1989-м году, в сквере у бассейна появился деревянный крест и ящик для пожертвований. В 1994 году правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Закладка состоялась 8 января 1995 года. Проект был подготовлен архитектором Денисовым и инженером Фадеевым.

Сегодня храм занял свое законное историческое место.

Особенности строения и внутреннего интерьера Храма Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя - один из самых грандиозных в истории не только отечественного, но и мирового искусства, примеров синтеза разных видов изобразительного искусства.

К равностороннему кресту примыкают угловые пилоны, благодаря которым храм по форме представляет собой наложенный на крест квадрат. Центральная башня окружена 4 небольшими выступами. На них установлены 14 колоколов общим весом более 64 тонн. Внизу можно увидеть 20 заостренных к верху арок - 3 на фасадах здания и 2 на углах в выступах.

Главным фасадом христианского храма всегда считался западный. Скульптуры наверху в медальонах изображали святых, благословляющих входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах расположились изображения покровителей императоров. На арке средних ворот можно увидеть нарисованных ангелов с распростёртыми крыльями.

На южной стороне храма, в направлении, где происходили решающие битвы за Москву, разместились изображения, имеющие прямое отношение к событиям Отечественной войны 1812 года. Внизу по сторонам арок трёх крылец южного фасада изображаются события и персонажи из Ветхого Завета.

Восточный фасад храма Христа Спасителя с алтарём обращён к . В центре восточного фасада, наверху в медальоне помещается образ Владимирской Божьей Матери.


На северном фасаде находились рельефы с изображением национальных святых - распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и их помощников в битвах.

Входные двери храма Христа Спасителя украшены скульптурами и богатым орнаментальным декором. Их обращенные наружу стороны выполнены из бронзы и украшены по эскизам Ф. П. Толстого.

Паперти крылец сделаны из финского мелкозернистого гранита темно- цвета, которым был облицован и наружный цоколь всего храма.

Итогом колоссальных трудов проектировщиков, живописцев и строителей явился великолепный и праздничный интерьер. После долгого перерыва создатели храма возродили золотые фоны.

Большой интерес представляет оформление подкупольного пространства. Центральная часть и площадь малых куполов отведены изображению Бога, ниже - земной жизни Христа, в пересечении находятся иконы Богоматери и святых.

Прямо по оси главного входа в восточной ветви креста находится уникальный иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни. Высота иконостаса храма составляет вместе с шатром 26,6 метра.

Росписи главного алтаря изображают священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.

Внутреннее помещение храма отделано семью видами мрамора: темно-зеленым с серебристым блеском, темно-красным, итальянским голубым, желтым, черным и красным. Пол храма, включая верхний и нижний обходы, был выложен из ценных камня - лабрадора, сиошенского мрамора и разных пород .

Украшением интерьера служат многочисленные бронзовые детали: оконные рамы, перила, водостоки, люстры, канделябры, двери и кресты. Серебряную утварь, ковры и мебель заказывали лучшим мастерам.

Храм Христа Спасителя сейчас является главным кафедральным собором Русской Православной церкви. Нижняя часть храма действует постоянно, а помещение используется во время торжественных богослужений.

Храм Христа Спасителя. Это своего рода храм храмов, оплот христианства. Здесь отпевали Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, именно благодаря ему началось возрождение православной веры на всей территории постсоветского пространства.Это не просто необычайно красивое место, это святое место, способное очистить душу человека, помочь установить ему связь с высшими силами.

Совсем недалеко от Кремля, на Пречистенке, стоит символ православной веры — Храм Христа Спасителя . Это своего рода храм храмов, оплот христианства, здесь отпевают известных меценатов, политиков, актеров, людей, жизненный путь которых был ничем иным, как бескорыстным служением Богу и человечеству. Здесь отпевали Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, именно благодаря ему началось возрождение православной веры на всей территории постсоветского пространства. Это не просто необычайно красивое место, это святое место, способное очистить душу человека, помочь установить ему связь с высшими силами.

История строительства Храма, его восстановления, необычайно богата. Огромный интерес вызывает даже история улицы, на которой стоит Храм Христа Спасителя. Пречистенка …. Бывшая Чертольская, сколько легенд связано с этим местом, в старину поговаривали, что здесь находятся ворота в ад, многие утверждали, что находящийся рядом овраг — это дело рук самого черта. Все это притом, что Чертольская была дорогой от Кремля до Новодевичьего монастыря, в котором находилась известная каждому христианину чудотворная икона Смоленской Божьей Матери. Неблагозвучное название улицы, имеющей огромной значение, было заменено Великим царем Алексеем Михайловичем, человеком очень набожным и строго чтящим закон Божий. Улица получила название Пречистенская, в честь Пречистой Матери Божией, с течением времени, название улицы сократилось до «Пречистенка», которое в наше время известно, пожалуй, каждому россиянину. К слову, и сейчас об этой прекрасной московской улице ходят недобрые слухи, говорят, что здесь хозяйничает нечистая сила, она словно пытается проверить незыблемость веры идущих в Храм людей.

Строительство Храма Христа Спасителя было начато 23 сентября 1839 года, работы велись почти пятьдесят лет, освящен он был 26 мая 1883 года. Возводился храм, как символ победы русского народа в войне 1812 года над наполеоновскими захватчиками. Первоначальный проект, принадлежавший архитектору А.Л. Витбергу, победившему в конкурсе, был поистине грандиозен. Вся Воробьева гора должна была стать нижней частью храма, где планировалась усыпальница всех погибших в Отечественной войне. Этот план так и не был претворен в жизнь, от услуг архитектора, попавшего в немилость к царю Николаю Первому, пришлось отказаться после того, как в 1827 году грунт Воробьевых гор стал оседать, и строительство стало невозможным. Проект, по которому и был построен величественный храм, был принят в 1832 году, его автором стал архитектор К.А. Тон. Все православные церкви собирали деньги на постройку настоящего чуда света, которое должно было показать миру, как дорога православная вера для русского народа. Из казны царь выделил фантастическую по тем временам сумму - более 15 миллионов рублей. Так было положено начало строительству храма в византийском стиле.

Как уже писалось выше, храм открыл свои двери верующим 26 мая 1883 года, всего 50 лет он был тем местом, где соединялись сердца влюбленных, куда приходили люди со своими проблемами. После прихода советской власти, в 1931 храм был полностью взорван . Видеоархивы до сих пор хранят эти ужасные кадры, когда от огромного храма остается только облако дыма и пепла. На его месте Советы предполагали построить Дворец Советов, планировалось, что он будет символизировать победу большевизма над пережитками прошлого. Как утверждают верующие, Бог не позволил осквернить святое место, и строительство дворца было заброшено в самом его начале. На месте храма открыли плавательный бассейн.

Возрождение святыни началось в 1989 году, когда было принято решение о начале реставрационных работ. Уже в 1990 году был заложен первый камень, огромный вклад в восстановление Храма Христа Спасителя внес Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Совсем за короткий промежуток времени, благодаря пожертвованиям верующих, и немалым финансовым вливаниям со стороны государства, 31 декабря 1999 года, все желающие смогли вновь обратиться к Богу в этом уникальном, красивейшем храме. Его освящение состоялось 19 августа 2000 года, и уже на следующий день в храме была канонизирована погибшая в результате варварских действий большевиков царская семья.

Посмотрев на Храм с высоты птичьего полета, можно увидеть, что он имеет форму креста. Его размеры впечатляют, 85 метров в ширину и чуть более 105 метров в высоту, это делает Храм Христа Спасителя самым большим строением подобного рода. Более 10000 человек могут одновременно присутствовать в храме на службах. Позолоченные купола храма покрыты еще и тончайшим слоем алмазной пыли, который призван защитить их от негативного влияния окружающей среды. Скорее всего, именно благодаря нему, создается впечатление, что от куполов исходит какой-то необычный, сверхъестественный свет.

Внутреннее убранство поражает своей роскошью, более чем 22000 квадратных метров занимает роспись, 9000 м 2 которой позолочены. Главный алтарь посвящен самому значимому событию для всех христиан — Рождеству Христову, его иконостас выполнен в виде часовни из драгоценного белого мрамора с бронзовым навершием, которое покрыто сусальным золотом. Южный алтарь посвящен Святому Николаю, а северный - Святому князю Александру Невскому. Свет проникает в зал из 60 окон, 16 из которых находятся в главном куполе храма, 36 над хорами и лишь восемь расположены в коридоре. Причудливая игра света и тени, делает интерьер словно «живым», находясь в храме, постоянно ощущаешь присутствие Духа Святого. Говоря об интерьере храма, в первую очередь, стоит упомянуть роспись главного свода, которая носит название «Отечество». На ней изображен Бог Саваоф, который держит на коленях младенца Иисуса, и голубь, символизирующий в христианстве Святой Дух. На росписи главного купола изображен Спаситель человечества и Богоматерь. Чуть ниже располагаются 33 скульптуры святых, они были воссозданы известным скульптором Церетели. Этот мастер-монументалист, еще в 60-е годы двадцатого века, начавший изучать росписи храмов, внес свой неоценимый вклад в воссоздание собора.

В Храме Христа Спасителя находятся святыни дорогие сердцу каждого верующего. Это частица Ризы Спасителя нашего Иисуса Христа, мощи святого митрополита Московского Филарета Дроздова, который был основателем храма, они были перенесены сюда из Троице-Сергиевской Лавры, по настоянию и благословению Алексия Второго. Кроме этого здесь хранятся частицы мощей Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, и святого князя Александра Невского. Здесь каждый христианин может помолиться у чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, и чудотворного образа Смоленской — Устюженской Божией Матери. В Храм из Вифлеема, Алексий Второй привез икону Рождества Христова. Тут можно ознакомиться с прекрасными отреставрированными полотнами известного художника В.П. Верещагина, и списком с чудотворной иконы, носящей название «Мадонна ди сан Лука», находящейся в итальянском городе Болоньи.

Отдельного внимания заслуживают колокола Храма. Большевики уничтожили все заводы, в которых отливались церковные колокола, последняя доменная печь погасла в далеком 1926 году. Еще до начала реставрации Храма Христа Спасителя был объявлен конкурс для предприятий, которые могли рассчитывать на отлив колоколов, его выиграл известный всем литейный цех ЗИЛа. Четыре прекрасных колокола, оглашающих своим звоном столицу России, были водружены на свои места. Самый большой колокол, носящий название «Большой Торжественный», звучит всего четыре раза в году по самым большим и значимым православным праздникам. Второй колокол - «Праздничный» подает свой голос в дни двунадесятных праздников, и два колокола меньшего размера -«Полиелейный» и «Будничный» весом 9,5 и 5 тонн, звучат каждый день, зовя прихожан на службы.

Говоря о Храме, невозможно не сказать о Преображенской Церкви , которая была построена на месте женского Алексеевского монастыря. И по сей день внутренний интерьер церкви полностью соответствует интерьеру 16 века — времени, когда был основан монастырь. В Церкви, как и в основном зале храма, находятся три алтаря. Главный из них - алтарь Преображения Господня, два малых придела - алтарь в честь человека Божия Алексия и алтарь «Тихвинской» иконы Божией Матери. Основная святыня храма — икона Спас Нерукотворный, принадлежащая кисти знаменитого художника Сорокина, она чудом уцелела после разрушения Храма Христа Спасителя. В Преображенской Церкви находится легендарная икона Смоленской Божией Матери, которая не раз защищала православных от вероломных нападений варваров. Также, здесь можно помолиться иконе Святителя Николая, до того как эта икона попала в Преображенскую Церковь, она хранилась в городе Бари, где и находятся, по сей день, мощи Святителя. В Церкви постоянно проходят службы, совершаются таинства крещения и венчания.

Довольно трудно описать словами всю красоту величественного Храма Христа Спасителя, пожалуй, также трудно, как и описать те чувства, которые испытывает человек, находящийся в нем. Каждый, кто верит в Бога, кому близка христианская вера, должен хотя бы раз побывать в этой святыне, оплоте христианской веры. После восстановления этот храм было решено сделать кафедральным собором митрополита Московского, и все главные праздничные службы проводить здесь. Телевизионные трансляции праздничных служб ведутся из Храма Христа Спасителя, которому, за сравнительно короткий отрезок времени, пришлось многое пережить. Но веру в Бога у человека искоренить невозможно, восставший из руин храм - тому подтверждение.


Храм Христа Спасителя в Москве был построен как благодарность богу за помощь и заступничество в трудный период истории России – во время Отечественной войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм.

Храм Христа Спасителя в Москве – из истории

Идея создания памятника в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину. Хотя эта мысль и была новой и необычной, она нашла поддержку в широких слоях населения. Эта идея была передана императору Александру I. 25 декабря 1812 года после изгнания наполеоновской армии Александр I издал манифест, по которому предполагалось построить церковь в честь победы России над армией Наполеона и в благодарность Всевышнему за эту победу. Автором первого проекта был архитектор Александр Витберг. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка церкви на Воробьевых горах. Здание должно было состоять из трех частей - Воплощение, Преображение и Воскресение. А в нижней церкви предполагалось похоронить останки павших во время прошедшей войны. Вскоре почва гор начала оседать под тяжестью возводимого сооружения. Николай I, занявший престол после Александра I, нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. В 1832 году архитектором был назначен Константин Тон.

Строительство решили начать недалеко от Кремля, на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, который решили снести. Еще в то время одна из монахинь уничтоженного монастыря сказала, что новая построенная церковь не простоит здесь больше 50 лет. 10 сентября 1839 года здание церкви было заложено. В 1860 году Храм впервые предстал перед москвичам. Позже была устроена набережная и закончена внутренняя роспись. 13 декабря 1880 года ему было присвоено наименование Кафедрального. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, он был освящен. В этот же день состоялось Священное коронование на Престол Императора Александра III. 12 июня был освящен придел во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля - придел во имя св.Александра Невского. Начались регулярные Богослужения. В хоре пели Федор Шаляпин и Константин Розов. В 1912 году рядом установили памятник Императору Александру III. Пожертвования шли в помощь бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым. С 1918 года Храм полностью лишился помощи от государства, а 5 декабря 1931 года по распоряжению Иосифа Сталина был уничтожен. Огромное, грандиозное творение русского искусства превратилось в груду щебня и обломков. Так сбылись предсказания монахини – храм простоял 48 лет. На его месте планировалось строительство Дворца съездов. Из-за начала Великой Отечественной войны этот план не был реализован. В 1958-1960 гг. на месте образовавшейся после взрыва ямы сооружается бассейн. В конце 1980-х годов создается общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя. В июле 1992 года был организован Фонда возрождения столицы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, первым был Храм Христа Спасителя. Начинается его строительство. В ночь с 6 на 7 января 2000 года святыня была возрождена. Здесь прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова - Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выполнил полное освящение святыни в честь Христова Рождества.

Храм Христа Спасителя в Москве– архитектура

Храм Христа Спасителя в Москве - самый большой собор Русской Православной Церкви, вмещающий до 10 000 человек. В плане собор представлял собой равноконечный крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока -около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства - 79 метров. Толщина стен - до 3,2 метров. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Здание было восстановлено максимально близко к оригиналу. При строительстве использовались эскизы и чертежи прошлого века. Однако имеются и отличия. На месте холма-основания построена стилобатная часть высотой 17 метров, где расположена церковь Преображения Господня, трапезные палаты и вспомогательные службы. Здесь также находятся Залы Церковных Соборов и совещаний Священного Синода. Для въезда построен пандус. В колоннах и в стилобатной части установлены лифты. Для отделки использовался мрамор из Челябинской области и красный гранит, привезенный из Финляндии.

Храм Христа Спасителя в Москве – убранство

Внутреннее убранство славилось своими росписями. Над ними работали прославленные русские живописцы Российской Академии художеств В. Верещагин и В. Суриков, барон Т. Нефф и И. Крамской. Площадь росписи святыни составляет более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров – это золочения сусальным золотом. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, были установлены мраморные доски с перечнем всех сражений русской армии, имен военачальников и отличившихся офицеров и солдат. Для украшения использовались украшения из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Скульптура и живопись изображают все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство. Изображены и пути, которые Господь избрал для спасения. На всех стенах помещены фигуры святых заступников за Русскую землю и русских князей, отдавших свою жизнь за Россию. В нижней галерее на мраморных досках были начертаны имена героев войны 1812 года. Восстановление живописи в Святыне выполняла группа художников под руководством академика, заслуженного художника России Н.А. Мухина.

Храм Христа Спасителя в Москве – информация для туристов

При посещении святыни женщинам лучше быть одетым в юбки и покрыть голову платками. Организованы 2 маршрута экскурсий для туристов с посещением музея, смотровой площадки и Зала Церковных Соборов, где проходят новогодние елки. Имеются экскурсии для детей. Экспозиции музея рассказывают об истории создания Святыни. Смотровые площадки (их всего четыре) доступны только группам и находятся на 4 этаже. На смотровые площадки туристы поднимаются на лифте. Отсюда открывается прекрасный вид на столицу. С одной из площадок можно посмотреть поближе на Кремль через бинокуляр. Чтобы воспользоваться этой услугой, надо приобрести жетон.
Храм Христа Спасителя в Москве больше похож на огромный музей, оформление которого рассказывает нам об истории целой эпохи российского государства и мужестве его народа. Он является мемориалом русской воинской славы, памятником всем, кто за Отчизну «положил животы своя».

На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.

Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1837 года. Он строился почти 40 лет, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Освящение состоялось в 26 мая 1883 года в день коронации на престол императора Александра III. Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров - Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. В нем могли одновременно находиться 10 000 человек. Сооруженное в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства.

Строительство храма. 1852 год:

Освящение храма. 1883 год:

Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:

После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:

1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:

Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы 2 июня 1931 года на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами в субботу 5 декабря 1931 года за 45 минут. Подлинные горельефы были спасены и вывезены на Донское кладбище, где их можно увидеть и сейчас.


Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

1935-1937 гг.:

1938-1940 гг.:

По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн "Москва" (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.

По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.

Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.

Из городских легенд можно вспомнить рассказы спасателей, откачивавших людей - посетителей бассейна, которых умышленно топил некий бородатый мужчина, злодея так и не смогли поймать.

Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн "Москва" был закрыт в 1994 году.

Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.

По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.

Бассейн "Москва". 1969 год:

Снос бассейна. 1994 год:

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.








130 лет назад, 7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен , так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Судьба Храма Христа Спасителя. Архивные кадры к 130-летию освящения Собора

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году .

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500‑летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100‑летие Отечественной войны 1812 года, 300‑летие Дома Романовых.
В августе 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора, на котором после 200‑летнего перерыва был избран патриарх Тихон, ныне причисленный Русской православной церковью к лику святых.
В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма было создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922‑1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.

По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм был взорван . Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

На месте храма предполагалось построить грандиозное сооружение социалистической эпохи — Дворец советов. Великая Отечественная война (1941‑1945) не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна "Москва" (1960‑1994).

В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в основание храма.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя был разработан управлением Моспроект‑2 совместно с Московской патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор — академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников . Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда "Скульптор". Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольный этаж), возведенной на месте существовавшего холма‑основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысячи квадратных метров.

Храм имеет три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

В числе главных святынь храма — частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской‑Устюженской Божией Матери.

Храм Христа Спасителя является Кафедральным собором Русской православной церкви. Настоятель храма — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключарь — протоиерей Михаил Рязанцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новост http://ria.ru/spravka/20130608/941627670.html
РИА Новости