Семейное воспитание. Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние Семья и порядок в обществе взаимосвязь

Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Семья и общественные ценности
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Семья для ребенка
- это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семья для взрослого
- источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Социальные функции семьи:

Функция сексуального регулирования – семья главный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. Часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Во многих современных обществах добрачные сексуальные связи считаются подготовкой к браку, а в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере в отношении женщин).
Репродуктивная функция – одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов.Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот взрывов. Семья-основной институт ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и обычно социально не одобряются.
Функция социализации – несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности.
Функция эмоционального удовлетворения – к многочисленным потребностям человека относится в частности интимное общение. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.
Статусная функция – каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследника некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. это прежде всего такие важные статусы как национальность, место в городской или сельской культуре и др. Статус человека зачастую определяют его дальнейшую жизнь.
Защитная функция – во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.
Экономическая функция – ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи, в случае если у него возникают экономические трудности.

Аспекты семьи
:
  • Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.
  • Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически - общим семейным бюджетом.
  • Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
  • Биологическая: состоит из родителей и детей.

Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что «семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество ». На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции «в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком », а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка ». Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения.


Типы семьи и ее организации:

В зависимости от форм брака:


Взаимодействие семьи и общества происходит в рамках их взаимной необходимости и полезности. Общество нуждается в семье, поскольку семья организующий элемент структуры общества. Вместе с тем, потребность общества в семье этим не исчерпывается: существуют и другие, более глубинные связи. Так, общество глубоко заинтересовано в выполнении семьей ряда функций, способствующих его укреплению и обогащению как сложного социального организма.

Одним из главных интересов общества к семье является его репродуктивная деятельность: мощь и сила всякого общества и государства исторически традиционно определялась наличием людских резервов. Чем выше численность населения в какой-либо отдельно взятой стране, тем отчетливее выражен международный авторитет этой страны.

В свою очередь, семья также имеет свой интерес к обществу, в рамках которого она осуществляет свою жизнедеятельность. Семья нуждается в протекционизме общества и государства в следующих направлениях.

Семья как социальный институт всегда была предметом пристального внимания ученых разных научных дисциплин: психологии, социологии, демографии, экономики, медицины и др. Такой повышенный интерес к жизнедеятельности семейной группы объясняется, с одной стороны, тем, что семья, как сказано выше, есть атомарная составляющая общества и, таким образом, благополучие общества находится в тесной связи с благополучием отдельной семьи. С другой стороны, в общем собрании малых социальных групп именно семья пользуется правом полной автономии, независимости и неприкосновенности извне. Не случайно именно эта юридическая основа открывает ныне действующий Семейный Кодекс РФ: в статье 1 Кодекса утверждается «недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи». Обладая столь высокой степенью интимизации жизни, семья слабо поддается управлению со стороны общества и существенным образом корректирует своим поведением избираемые обществом направления развития. Соответственно, общество непосредственно заинтересовано в наличии информации о социальном здоровье и потребностях семей, его составляющих, для выработки оптимального курса, соответствующего интересам семьи. Получение такой информации является исследовательской задачей специалистов разных научных направлений.

Каждая наука имеет свои методологические принципы изучения семьи. Здесь мы будем рассматривать лишь те направления теоретических изысканий, которые так или иначе имеют отношение к данной теме, и носят скорее социологический, чем какой-либо иной характер.

Социологические исследования в области семьи насчитывают не один десяток лет и отражают этапы становления семьи, особенно на стадии индустриального развитого общества, т.е. в XX веке. С полной ответственностью можно утверждать, что наибольшее распространение в социологической науке о семье получила структурно-функциональная теория, одним из ярких представителей которой является Т. Парсонс. Теория рассматривает семью как социальную систему, распределение ролей в которой олицетворяет функциональные связи, а отношения между членами семьи - структуру. Семья, по утверждению Т. Парсонса, имеет два типа отношений: инструментальные и эмоциональные. Социальная система - семья - выполняет эти роли дифференцировано: муж (отец) организует инструментальные отношения, а жена (мать) - эмоциональные. Структурно-функциональная теория была изложена Т. Парсонсом в соавторстве с Р. Бэйлсом в 1956 г. и нашла широкое признание специалистов. В последующие годы эта теория развивалась и совершенствовалась.

К периоду 70-х годов относится зарождение еще одной, достаточно популярной в западной науке теории семьи - социобиологической, автором которой является энтомолог Э. Уилсон с его книгой «Социобиология: новый синтез». Основные методологические принципы данной теории следующие. Во-первых, признание воспроизводственной деятельности в качестве ведущей и определяющей функции семьи. Во-вторых, теория строится на выделении в природе человека биологических факторов как приоритетных, а социальных - как дополнительных и подчиненных.

Весьма сложной представляется в социологии семьи теория семейной власти. Впервые теоретическое понятие власти применительно к семье употребили американские фемилисты Р. Блуд и Д. Вольф в 1960 г. В их интерпретации власть в семье есть «измеренная на уровне брачной пары частота, с которой один из супругов уступает при принятии решений». Однако наиболее удачное определение понятия власти было предложено другим американским социологом Г.В. Макдональдом: «способность личности осуществлять в социальных отношениях свою волю, даже в случае противодействия со стороны других лиц».


Данное высказывание связано с проблемой интересов семьи и интересов общества. Оно затрагивает область очень важной науки, такой как социология. Все мы знаем, что семьей называют малую социальную группу, которая основана на брачных или родственных отношениях, или усыновлении. Под этой фразой я понимаю то, что почти всегда на первое место люди ставят интересы своей семьи, которые могут совершенно противоречить интересам общества.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Семья имеет множество функций, например, репродуктивная, хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, досуговая, защитная.

Я не совсем согласна с мнением автора, так как семья-это ячейка общества. И не всегда семейные интересы людей выше общественных. А общество больше доверяет семейному человеку, так как он более серьезно относиться к каким-либо вещам, различным проблемам, намного надежнее человека без своей семьи. Люди считают, что если человек обзавелся семьей, то на него можно положиться. Обществом называют круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.

Например, в произведении Л.Н. Толстого "Война и мир" семья Ростовых отдали подводы, чтобы люди смогли вывезти раненых. Они пожертвовали своей семейной ценностью ради других. Они никогда не ставили семейные интересы выше общественных, всегда входили в положение общества, и если оно нуждалось в их помощи, то Ростовы никогда не отказывали.

И так как одна из семейных ценностей-это дети, то почти все семьи ставят себе главную цель-родить наследников. А обществу полезно чтобы в стране была высокая рождаемость потому, что для них это новая рабочая сила, новые налогоплательщики. Более того, изучив функции семьи, мы видим, что семья социализирует, воспитывает человека, выполняет хозяйственную, рекреационную и другие функции, что не противоречит интересам общества. Именно из семьи ребенок берет моральные нормы, ценности, учится патриотизму, любви к ближнему и состраданию.

Но бывают случаи, когда, действительно, люди ставят семейные интересы на первое место. Например, коррупционеры-должностные лица, замешанные в коррупции. А коррупцией называют подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей. Они это делают не во благо общества, а во благо своей семьи, губят общественные интересы. Не думают о том, что люди у которых они берут взятки могут нуждаться в деньгах.

Таким образом, семейные ценности не всегда губят интересы общественные. Бывают случаи, когда человек ставит ценности семьи выше общественных, но чаще всего, интересы семьи и общества совпадают, так как семья-это ячейка общества.

Обновлено: 2018-03-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.

Брак представляет собой начало и ядро семьи. Характер супружеских отношений зависит прежде всего от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как санкционированную обществом социально и личностно целесообразную устойчивую форму половых отношений, то семья — малая социальная группа, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная с узами супружества — родительства — родства.

Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

С развитием общества изменяются брак и семья. Законодатели, специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак — добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, о котором мечтал еще Иммануил Кант. По этому поводу он говорил, что идеальное состояние общества — это правовое государство и правовые межгосударственные отношения, обеспечивающие всеобщий мир. Мир должен царить и в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.

Семья выполняет ряд функций , обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция

Первая функция (репродуктивная) — это воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей. Социально-демографическая обстановка в России вызывает большое опасение за ее будущее. Население не только катастрофически стареет, но просто вымирает. Общество испытывает на себе тяжелейший прессинг политических и экономических проблем. Обнищание народа, резкое снижение уровня жизни, структурные процессы перестройки промышленности и связанное с этим вынужденное высвобождение трудовых ресурсов, потери в заработках и престижности профессии — эти и многие другие невзгоды сегодняшней реальной жизни тяжелым бременем лежат на обществе и семье как его ячейке.

К проблемам современного общества , сдерживающим деторождение, можно отнести и ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии — 30-33 года, то у нас планка снижается до 18 лет. Практически до 24 лет молодые люди — иждивенцы, а, по сути, 18-летние супруги остаются иждивенцами до 40 лет. Ранний брак, за редким исключением не дает им возможность завершить образование, приобрести профессию, а соответственно, лишает шанса занять более престижное и высокооплачиваемое положение. Нехватка денег, проблема с жильем, нежелательная беременность и роды — все это усугубляет неустойчивое положение молодой семьи, приводящее к разводу. Известна тревожная статистика разводов в нашей стране: сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, не распавшихся после пятилетней жизни, супруги находятся в напряженных отношениях.

Другая сторона проблемы рождаемости — внебрачные дети. Сейчас каждый третий ребенок в России рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-18 лет — почти половина. Большинство таких новорожденных прямо из роддома отправляются в дома малютки, так как мамы от них просто отказываются. И это еще не самое тревожное. Если 10-15 лет назад рождение больного ребенка было исключением из правил, то сейчас это исключение относится к здоровому ребенку. Растет патологический груз прежде всего врожденная умственная отсталость.

В связи с названными и другими трудностями, почти 20% опрошенных супругов вообще не желают иметь детей. Чаще всего это встречается в семьях интеллигенции. Различается также рождаемость по регионам страны. Депопуляция охватила почти 70 регионов России. Перспектив на преодоление этого барьера пока не видно. Положение женщин-работниц, особенно матерей-одиночек таково, что им нелегко прокормить хотя бы одного ребенка, а женщине — безработной и самой прожить на пособие по безработице практически невозможно. Фактически семьи до минимума ограничивают репродуктивную функцию. Особенно в крупных городах.

Руководство четко понимает важность и актуальность решения указанной проблемы для современного российского общества. Поэтому помощь семье — одна из ключевых задач.

Воспитательная функция

Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.

Однако воспитательная роль семьи снижается. Причины этого явления мы обозначили. Кроме того, снижение воспитательной роли семьи обусловлено происходящими в ней переменами. В современной семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. В этом есть немало и плюсов, и минусов. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе.

Социологи называют несколько типов семейного воспитания:
  • детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек;
  • профессионализм — родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;
  • прагматизм — все воспитание направлено на формирование таких качеств, как уметь жить, видеть прежде всего материальную выгоду.

Объективные условия, сложившиеся в современной России, пропагандируемые духовные ценности, способствуют воспитанию такого типа личности. Насаждаемый индивидуализм может способствовать войне каждого против всех.

Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи . Она включает широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

Восстановительная функция

Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Как говорилось в “Домострое”, чтобы в семью “как в рай войти”. Специалисты утверждают, что хорошая семья — это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Мы живем в условиях гонки за лидером. Американцы не зря говорят, чтобы стоять на месте, надо быстро бежать. Бегут все. И чтобы каждый день преодолевать эту марафонскую дистанцию, надо быть в хорошей форме. Форма восстанавливается и поддерживается в хорошей семье. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус.

Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений . Здесь мы выходим еще на один аспект проблемы — культуры семейной жизни как части культуры (духовной, нравственной и т. д.) общества. В этой сфере общества, как и во многих других, мы видим если не регресс, то застой. Общая “варваризация” нравов очень болезненно сказалась на семье. Усилились негативные тенденции в ее функционировании. Растет число разводов, обездоленных детей. В 2008 г. в России распалось около 950 тысяч семей. Более 700 тысяч детей остались без одного из родителей. Причин здесь чрезвычайно много: и экономическая самостоятельность женщин, и влияние урбанизации, а с ней рост социальной анонимности, и научно-техническая революция, и ее влияние на интенсификацию труда, особенно связанного с конвейерным или глубоко технологичным производством, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.

Межличностные отношения супругов в семье

Один из важнейших показателей качества семейного союза — уровень и качество межличностных отношений супругов.

Шкалу межличностных отношений можно представить в следующем виде:

  1. Доминирование . Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Открытое без маскировки, императивное воздействие (от насилия, подавления до навязывания).
  2. Манипуляция . Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Скрытое воздействие: провокация, обман, интрига, намек.
  3. Соперничество . Допускает признание факта воздействия, но цели, как правило, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Средства — временные тактические соглашения.
  4. Партнерство . Отношение к другому как к равному, с которым надо считаться, строятся на договоре, представляющем собой и средство объединения, и средство оказания давления.
  5. Содружество . Отношение к другому как самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких целей.

Основной инструмент взаимодействия уже не договор, а согласие.

Чтобы семья была благополучной, поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого, представления о браке женщины и мужчины должны либо быть, либо стать совместимыми. “Подгонка” представлений, ликвидация возможного их конфликта совершается не всегда гладко на стадии первичной ролевой адаптации супругов.

Общая мотивация семейного союза включает четыре ведущих мотива, если ориентироваться в своих ожиданиях на: хозяйственно-бытовой союз, т. е. искренне считая, что главное в семье — хорошо налаженный быт, высокие заработки, счет в банке, позволяющий вести хорошо обеспеченную или нормальную (как у всех) жизнь; на нравственно-психологический союз, желая найти верного друга и спутника жизни, хорошо понимающего именно его (ее), способного быть рядом в радости и в беде, в труде; на семейно-родительский союз, считая, что главная функция семьи — рождение и воспитание детей; на интимно-личностный союз, видя его основную цель в неиссякающей взаимной любви.

Хорошо, если представления об этом супругов с самого начала совпали. Иначе конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются и сталкиваются нередко бессознательные, не выявленные ранее противоречия в ожиданиях супругов, их взаимные претензии.

Необходимость нравственно-психологической адаптации супругов друг к другу, не ощутимая в первое время упоения горячей и слепой любовью, важность совмещения , идеалов, интересов, ценностных ориентаций, установок, а также личностных и характерологических особенностей, напоминают о себе в дальнейшей жизни . Муж и жена должны иметь много точек соприкосновения. Взаимное соглашение мужа и жены должно превышать некий средний уровень, без чего совместная жизнь супругов оказывается либо недолгой, либо начисто испорченной .

Интимно-личная адаптация заключается в достижении супругами физиологической и морально-психологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Жесткая запрограммированность на какую-то сверхинтенсивную половую жизнь совсем не обязательна .

Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов и к новому для них статусу мужа и жены, к связанным с ним ролям, а также согласование образов внесемейного поведения, и включения супругов в круг взаимных родственных связей с тещей, тестем, свекровью и т. п.

Чем отличаются дружные семьи от недружных ? Прежде всего степенью взаимоприспособления супругов. В дружной семье постепенно сближаются их потребности, интересы, желания и намерения. Интересы мужа становятся интересами жены, и наоборот. В конфликтном браке крайняя автономность двух “Я” сохраняется. Потребности, желания и намерения обоих супругов часто противопоставлены, а процессы сближения двух “Я”, взаимоотождествления мужа и жены идут очень медленно. Когда любовь между супругами постепенно угасает, не переходит в прочную супружескую дружбу , не устанавливаются взаимопонимание, взаимная психическая поддержка, растет замкнутость и отчужденность. Порой, часто теряется взаимное уважение, наблюдается рассогласование стремлений в сфере домашних дел и накапливаются отрицательные чувства, эмоции по отношению друг к другу, которые значительно превышают положительные эмоции. Иногда бывает, особенно у молодых пар, что растет непозитивная адаптация особо рода. Суть ее — в чрезмерном привыкании супругов друг к другу и потере необходимой дистанции, стыдливости, забвении супружеской любви.

Осложняющим фактором может быть очень различие в интеллектуальном развитии, в уровне образования и культуры. В первые годы брака это не так остро чувствуется из-за молодости супругов, страстной физической любви, половой гармонии и сексуальной удовлетворенности. Впоследствии это различие, если не сгладится, будет мешать. Правда, брак при различии в интеллектуальном развитии может быть и прочным, если есть хороший материально-финансовый базис, и сложились отношения друг с другом, оба любят детей и т. п.

Основные социальные функции семьи

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции.

Первая функция — половое регулирование

Семья выступает как главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует естественные сексуальные потребности людей. Конечно, в обществе имеются и другие возможности удовлетворения упомянутых потребностей. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайне мере для женщин). Пуританские нравы, связанные с религиозными запретами и широко распространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию И.В. Гёте «Фауст» и страдания юной неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новой «философией брака». Сегодня вступление в брак девственников многими считается абсурдным, а к добрачным сексуальным связям относятся более чем терпимо.

Вторая функция — воспроизводство населения, которое осуществляет семья

Естественная убыль населения должна постоянно воспроизводиться новыми поколениями, причем предпочтительны физически и психически здоровые дети. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, возложено главным образом на семью. При этом для общества важно регулировать рождаемость, с тем чтобы избежать демографических взрывов или спадов.

Третья функция — социализация

Семья является основным носителем культурных образцов, транслируемых из поколения в поколение. Именно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. Можно сказать, в семье закладываются основы формирования человека как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профессии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Четвертая функция — удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании

Психиатры, социологи, юристы, педагоги свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и матери, чаще других подвержены соматическим заболеваниям, психическим расстройствам, девиантному поведению. Забота и любовь близких, доверительные эмоциональные контакты с отцом, матерыо, братьями, сестрами — жизненно необходимый элемент существования каждого, залог его психического и душевного здоровья, оптимистического настроя и успехов в жизни. Особенно важна поддержка семьи в трудную для человека минуту, в жизненных испытаниях и невзгодах, когда весь мир кажется ему враждебным и только семья становится опорой и помогает справиться с ситуацией. Вину, стыд или гордость за человека, как правило, разделяют все члены его семьи. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Пятая функция — экономическая, бытовая

Семья, как правило, удовлетворяет первичные потребности человека — кормит, одевает, обувает, дает крышу над головой. Вследствие этого члены семьи ведут общее хозяйство. В семье не только складываются определенный быт, образ жизни, но и накапливаются материальные блага, которые дети получают от родителей в наследство, а затем передают своим детям и т.д. Принадлежность семьи к определенному социальному слою во многом определяет его судьбу человека.

Тенденции развития современной семьи

Динамичность современного общества привела к изменениям такого традиционного института, как семья. Во-первых, налицо тенденция к снижению числа заключенных браков. Во-вторых, возрастает число разводов. В-третьих, растет число разведенных женщин, не вступивших в повторный брак, и женщин, имеющих внебрачных детей. В-четвертых, очень много детей воспитывается без одного из родителей. В-пятых, число людей, имеющих детей, заметно уменьшается и наблюдается дальнейшая тенденция к бездетности семейных пар. В-шестых, монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых частично разрушается свободой нравов.

Современные женщины имеют равные с мужчинами возможности в сфере бизнеса, что, разумеется, прогрессивно. Но подобная тенденция неминуемо изменяет характер отношений в семье. В частности, ожидается, что зависимость ребенка от родителей будет сведена к минимуму. Раннее взросление и выход «оперившихся» детей в жизнь предоставляют возможность родителям уделить больше времени и внимания друг другу, что также влияет на характер межличностных отношений между поколениями.

В промышленно развитых обществах забота о здоровье пожилых людей, об инвалидах стала функцией медицинских учреждений, специальных домов для престарелых, хотя члены семьи и сегодня по-прежнему решают вопрос о том, обращаться ли за помощью к врачам, дают согласие на операцию или под свою ответственность выписывают больного и т.д. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению отчасти берут на себя экономическую и хозяйственную функцию семьи, частично поддерживая людей в экономически нестабильное время. Таким образом, семья утрачивает часть присущих ей функций, осуществляя только некоторые из них (например, функцию эмоциональной поддержки членов семьи).

Какое будущее ожидает семью? Означают ли перемены в семейной жизни, которые мы наблюдаем, что семья достигла состояния глубокого распада и этот процесс необратим? Довольно часто специалистами высказывается точка зрения, согласно которой традиционная семья отошла в прошлое и ее возрождение не предвидится. Однако есть и другая, более обоснованная позиция. За тысячелетия существования семьи как социального института она претерпевала многочисленные изменения, изменялись и по-прежнему меняются ее функции, формы брака. Однако семья как маленькая ячейка общества всегда будет занимать особое место среди социальных институтов, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Разумеется, функции семьи будут меняться, будет увеличиваться число форм семьи, вероятно и увеличение семей, где пары ведут совместную жизнь без вступления в официальный брак.

Таким образом, семью можно рассматривать как малую группу и особый социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья — древнейшая и наиболее распространенная из малых социальных групп. Ее основаниями являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. Семья — фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.

Бочкарёв Иван, Гаркуша Владимир

Актуальность исследования: определение содержания этих понятий по программе ОЗОЖ 9 класса, исследование мнения одноклассников и учителей родной школы.

Объект исследования: понятия «человек», «семья», «общество» через ресурсы Интернета и библиотеки, мнения близокружающих людей по средствам социологического опроса.

Цель исследования: изучить раздел «Человек. Семья. Общество» этического блока по программе «Основы здорового образа жизни»

Гипотеза: было предположение, что семья для всех возрастных категорий важнее.

Задача исследования:

  1. Описать понятия «человек», «семья», «общество»;
  2. Выявить взаимосвязь этих понятий;
  3. Провести социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

Методы:

  1. Поиск информации на исследуемую тему (научная, статистическая, жанровая);
  2. Составление словаря начинающего исследователя.
  3. Опрос близокружающих людей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г.Вольска Саратовской области»

Выполнили: Бочкарёв Иван, Гаркуша Владимир, ученики 9 класса

Руководитель: учитель ОЗОЖ Долгова Елена Владимировна

2012

I Актуальность темы

II Раскрытие понятий «человек», «семья», «общество»

III Взаимосвязь понятий «человек», «семья», «общество»

IV Социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

V Практическая значимость исследования

Исследовательская работа по ОЗОЖ «Человек. Семья. Общество»

Актуальность исследования: определение содержания этих понятий по программе ОЗОЖ 9 класса, исследование мнения одноклассников и учителей родной школы.

Объект исследования: понятия «человек», «семья», «общество» через ресурсы Интернета и библиотеки, мнения близокружающих людей по средствам социологического опроса.

Цель исследования: изучить раздел «Человек. Семья. Общество» этического блока по программе «Основы здорового образа жизни»

Гипотеза: было предположение, что семья для всех возрастных категорий важнее.

Задача исследования:

  1. Описать понятия «человек», «семья», «общество»;
  2. Выявить взаимосвязь этих понятий;
  3. Провести социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

Методы:

  1. Поиск информации на исследуемую тему (научная, статистическая, жанровая);
  2. Составление словаря начинающего исследователя.
  3. Опрос близокружающих людей.

I Раскрытие понятий «человек», «семья», «общество»

Согласно Марксу человек - это прежде всего homo faber, человек производящий. Производительный труд - вот что отличает человека от животного. Человек отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Вместе с тем труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными ресурсами. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение).

Личность по Марксу, - не исходный пункт социально-исторического развития, а его результат. Подчеркивая социальную обусловленность сознания и поведения индивида, Маркс рассматривал развитие личности как высшую цель общественного развития, которая будет достигнута только после радикального преобразования общественных отношений.

Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий.

Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группой подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Существуют проблемы лидерства в семье. Можно выделить три типа лидирования, определяемых позицией в семье, на которую претендуют одновременно муж и жена.

Модель первая: «Равные партнеры». При таком распределении женщина не отдает своих лидерских позиций, даже в случае высокого давления полоролевых стереотипов (например, когда муж мусульманин и придерживается традиционных ценностей относительно роли жены в семье), и стремится «на равных» с мужчиной распределять обязанности и власть в семье. Осуществление права «на равное лидерство» возможно в случае экономической независимости женщины от мужчины, при высокой ценности для нее работы, которая порой превышает ценность семейных отношений.

Рассмотрение модели взаимоотношений, при которой партнеры стремятся к лидерству, но не подавляют друг друга, не застревают на мелких проблемах, иногда благодаря непосредственным усилиям женщины, показывает, что этот тип отношений позволяет сохранять семью и достигать прогресса, хотя это требует определенных усилий с двух сторон. В этой ситуации мужчине приходится отказываться от сложившихся стереотипов, что не всегда происходит быстро и легко.

Модель вторая: «Первая в паре». Несмотря на то, что мужчины всегда претендуют на лидерство в семейных отношениях, многие женщины являются лидерами в семье по всем позициям. Мужчины спокойно или не всегда спокойно отдают это первенство, предпочитая быть на вторых позициях.

В некоторых случаях лидирующие позиции в семье мужчина сдает после того, как убеждается, что «у жены все получается лучше» и пытается максимально обеспечить ей комфортные условия в семье, отдавая себе отчет в том, что жена «является кормильцем семьи».

Это наиболее драматическая модель семейных отношений, так как мужчина вынужденно идет на «сдачу своих лидерских позиций». Однако степень драматизма развития этих отношений зависит от стратегии поведения жены и протекает тем мягче, чем меньше женщина напоминает мужчине о сложившемся неравенстве и чем более искреннее уважение испытывает к его работе и усилиям во благо семьи.

Модель третья: «Просто жена», при которой главой семьи является мужчина. В таких семьях, как правило, мужчины старше жен на 7- 10 лет и имеют потенциал преимущества: в виде хорошего образования, или сильного характера, или «общего прошлого».

Статистика российской современности: 90% женщин настроены на то, чтобы сделать успешную карьеру, а уже потом создать полноценную семью. И большинство из этих женщин думают, что достигнут вершины карьеры до тридцати лет, а затем лишь ближе к тридцати пяти, устроят семейный уют в доме, родят детей. Но как все это состоит на практике?

Очень важно в бурном современном мире чтобы муж помогал найти баланс между рабочей рутиной и созданием домашнего очага, чтобы любимый мужчина помогал строить семью и поддерживал свою жену, если у нее происходят неудачи в карьере. Делая что-то для жены, на самом деле он делает это для себя и наоборот.

Но это вовсе не значит, что все зависит только от мужчины. Просто если любящий человек рядом, то он всегда поймёт и поддержит, и тогда будут силы покорить любые вершины! И как бы женщины не стремились к равноправию, все же они остаются хрупкими и нежными существами, которые имеют нужду в поддержке сильной мужской руки!

II Взаимосвязь понятий «человек», «семья», «общество»

Трактовка Маркса о взаимоотношениях общества и индивида базируется на понимании взаимозависимости, взаимодополнительности и взаимопроникновения этих сущностей. В интерпретации Маркса общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего - трудовой. “Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг с другом” , - писал он. Общество в его понимании - это “продукт взаимодействия людей”; при этом люди не свободны “в выборе той или иной общественной формы” .

Социальность, по Марксу, проявляется не только в форме “непосредственной коллективности”, когда индивид взаимодействует с другими лицом к лицу. Общество присутствует в человеке и влияет на его поведение и тогда, когда индивид находится наедине с собой.

III Социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

В опросе участвовали: одноклассники – 9 человек, учителя – 16 человек, младший обслуживающий персонал – 3 человека.

Опрос проведён в ракурсе: «Ваш выбор: семья, карьера, совмещение семьи и карьеры»

Результаты:

Одноклассники – 9 из 9 «за» совмещение семьи и карьеры;

Учителя – 9 «за» семью, 1 «за» карьеру, 6 «за» совмещение семьи и карьеры

Младший обслуживающий персонал - 2 из 3 «за» семью; 1 из 3 «за» карьеру.

IV Практическая значимость исследования:

Мы предполагали, что семья для всех возрастных категорий важнее. После исследования темы «Человек. Семья. Общество» этического блока по программе «Основы здорового образа жизни» мы запланировали в своём будущем совместить карьеру и семью и сделали вывод, что в нашем близлежайшем окружении у людей наиболее старшего возраста приоритет в семье.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Анохина Т. «Сделать свою жизнь»// Анохина Т.Б., Крылова Н.Б. Философия и педагогика каникул. Новые ценности в образовании. Вып.8. М.: Инноватор. 1998. С.94-98
  2. Долгова Е.В. «Словарь начинающего исследователя»;
  3. Ресурсы Интернет.