Сверхмалые подводные лодки типа Seehund. Тенденции развития архитектуры подводных лодок

В годы Второй мировой войны Япония имела один из самых мощных военных флотов в мире. В составе Императорского флота имелась достаточно развитая подводная группировка, оснащенная техникой различных типов. Из-за сложностей на фронтах и ухудшающегося экономического положения страны подводный флот со временем деградировал до строительства и применения человекоуправляемых торпед «Кайтэн». Тем не менее, незадолго до этого в распоряжении японских подводников была более совершенная техника, предназначенная для скрытных атак. С начала тридцатых годов прошлого века Япония работала над проектами сверхмалых подводных лодок.

Проект «большой торпеды»


Автором идеи строительства сверхмалых подлодок являлся капитан 1 ранга Канэдзи Кисимото. Еще в 1932 году он предложил использовать «большие торпеды с людьми на борту». Подобная техника, по его мнению, могла строиться в больших количествах и массированно применяться в различных операциях. Предполагалось, что из большого количества сверхмалых подлодок, как минимум, несколько смогут прорвать оборону противника и выполнить свою боевую задачу – атаковать корабли или береговые объекты. Носителями подобной техники, по мнению Кисимото, должны были стать специально переоборудованные корабли или подводные лодки с необходимыми характеристиками. Наличие всего четырех кораблей-носителей с дюжиной «больших торпед», по его мнению, могло обеспечить победу в любом морском сражении.

Подлодка типа "А" №19 на воде. Фото Wikimedia Commons

Со своим предложением офицер обратился к командованию Императорского флота. Адмиралов заинтересовала оригинальная идея, позволявшая обеспечить достаточно высокий ударный потенциал соответствующих подразделений при отсутствии необходимости в строительстве полноценных кораблей или подлодок. К. Кисимото получил разрешение на разработку нового проекта. Его назначили главным конструктором.

Первый вариант проекта был разработан к концу 1932 года. После внесения некоторых изменений в следующем году началось строительство первых прототипов. Две опытные сверхмалые субмарины получили специальное обозначение «А-Хётек» («Лодки-мишени типа А»). Подобное название появилось из соображений секретности. Противник, даже имеющий хорошую разведку, не должен был узнать о новейшем проекте, который мог значительно повлиять на мощь японского флота. Строительство первых двух «Лодок-мишеней», согласно разным источникам, завершилось в конце 1933 или в начале 34-го года.

Видя основные особенности серийных подлодок основных типов, Кисимото поставил во главу угла вопрос скорости. Перспективные сверхмалые подлодки должны были не только скрытно подбираться к цели, но и делать это быстро. Подобное требование сказалось на облике первых двух прототипов. Эти аппараты представляли собой увеличенную торпеду. Аппарат длиной около 20 м с цилиндрическим корпусом диаметром порядка 1,8 м не имел рубки или иных выступающих частей. Прочный корпус был собран из 8-мм стали, легкий корпус – из листов толщиной 1,2 мм. Подобная конструкция позволяла погружаться на глубину до 100 м. Использованная силовая установка на основе электродвигателя в ходе испытаний позволила развить скорость 23,85 узла.


Схема подлодки типа "А"

Испытания первых двух прототипов показали, что оригинальная идея капитана Кисимото имеет право на жизнь и ее следует развивать. Тем не менее, для создания полноценной боеспособной сверхмалой подлодки в проект следовало внести некоторые изменения. Было решено изменить конструкцию корпуса, скорректировать состав силовой установки и доработать некоторые другие узлы и агрегаты. Результатом таких изменений должно было стать сокращение габаритов и веса конструкции, а также заметное снижение максимальной скорости хода. Тем не менее, и в таком случае новая техника должна была иметь достаточно высокие характеристики, а уменьшение скорости сочли приемлемой платой за возможность полноценного выполнения боевой задачи.

Известна любопытная история, начавшаяся спустя некоторое время после проведения первых испытаний. В документах сверхмалые подлодки, которые должны были стать носителями торпед, именовались подвижными мишенями. Со временем информация о неких загадочных лодках-мишенях дошла до командования военно-воздушных сил, которое заинтересовалась подобной техникой. В течение некоторого времени командованию флота пришлось «отбиваться» от ВВС, не оглашая подробности секретного проекта. В итоге флот и специалисты смогли продолжить работу, не тратя время на внезапно возникших потенциальных заказчиков.

Новый вариант проекта, разработанный по результатам испытаний, получил обозначение «Ко-Хётек». При этом сохранилось дополнительное обозначение с литерой «А». Обновленный вариант проекта позже получил одобрение, после чего началось серийное строительство новых сверхмалых подлодок. Заказ флота подразумевал поставку полусотни субмарин. В силу разных причин строительство новой техники задерживалось, из-за чего флот смог приступить к подготовке экипажей для «Ко-Хётек» только весной 1941 года.

Конструкция подлодки типа «А»

Серийные подлодки типа «А» имели схожие габариты и водоизмещение, однако отличались некоторыми особенностями конструкции. По мере серийного производства внедрялись некоторые новые узлы и агрегаты. Водоизмещение всех субмарин этого типа в подводном положении достигало 47 т. Общая длина лодки достигала 23,9 м, ширина доходила до 1,8 м. Высота подлодки с учетом рубки составляла 3 м.


Схема подлодки типа "А". Рисунок Environment.nsw.gov.au

Подлодка «А» строилась по полуторакорпусной схеме. Так, средняя и кормовая части корпуса образовывались прочным корпусом, выполненным из сравнительно толстой стали. Носовая часть корпуса и рубка, вмещавшая выдвижные устройства, в свою очередь, были менее прочными и образовывали негерметизированный объем. Внутри прочного корпуса имелись несколько негерметичных переборок, разделявших общий объем на отдельные отсеки.

Проект капитана Кисимото подразумевал использование любопытной компоновки внутренних объемов корпуса, в некоторой мере напоминавшей компоновку полноценных субмарин. В носовой части имелись два торпедных аппарата, расположенные друг над другом. Вокруг аппаратов были размещены две балластные цистерны, клапаны для забора и слива воды, а также герметизированная электрическая помпа.

Непосредственно позади торпедных аппаратов находился прочный корпус, в котором располагался экипаж и различные агрегаты силовой установки, включая аккумуляторные батареи. В передней части корпуса находились 136 элементов питания и еще одна балластная цистерна. За ними располагался центральный пост с рабочими местами двух членов экипажа. Предусматривался полный набор приборов для контроля за работой систем и органов управления, а также выдвижной перископ для наблюдения за окружающей обстановкой.


Носовая часть подлодки. Фото Navsource.org

Позади экипажа находились еще 56 элементов питания. Кроме того, в кормовом батарейном отсеке находился специальный балансировочный груз весом 406 кг. Его наличие обуславливалось соотношением веса всей конструкции и боекомплекта. По мере использования торпед подлодка должна была «проседать» на корму. По этой причине в центральной части корпуса, со сдвигом к корме находился подвижный противовес. На пути к цели, с обеими торпедами, груз должен был находиться в крайнем заднем положении. После выстрела первой торпедой его следовало перемещать в среднее положение, после запуска второй – в крайнее переднее.

В кормовом отсеке прочного корпуса поместили электрический двигатель мощностью 600 л.с. Он вращал один гребной вал, приводивший в движение два соосных винта. Гребные винты располагались позади конической кормовой оконечности корпуса, внутри кольцевого кожуха. Две пары рулей располагались перед винтами, внутри специальных ограждений.

На внешней поверхности корпуса располагался набор специального оборудования. Так, для защиты головной части торпед, выступавших из аппаратов, предусматривалась специальная ажурная конструкция. Некоторые агрегаты, такие как перископ, антенна радиостанции и шнорхель для вентиляции обитаемого объема, располагались внутри рубки. В ходе серийного производства подлодки типа «А» получили оборудование для преодоления противолодочных сетей и иных заграждений. Так, в носовой части корпуса, над торпедными аппаратами, появилась небольшая зубчатая пила, предназначенная для резки заграждений. Вторая такая пила располагалась на передней части рубки. Обе пилы соединялись тросом, предназначенным для отведения заграждения на верхнюю. Сверху на рубке появились специальные дуги для отведения заграждений. Еще один трос соединял кормовую часть рубки с ограждениями рулей и винтов.

Изначально предполагалось, что сверхмалые подлодки проектов «А-Хётек» и «Ко-Хётек» будут нести по две торпеды калибра 533 мм. Тем не менее, в таком случае субмарины получались излишне крупными и не могли достичь требуемых характеристик. Было решено уменьшить калибр торпедных аппаратов до 450 мм. Главным новых подлодок должны были стать торпеды «Тип 97». Это оружие имело длину 5,6 м, весило 980 кг и несло 350-кг боевую часть. Торпеды этого типа оснащались двигателем, работающим на керосине и кислороде, который позволял развивать скорость до 45 узлов и проходить до 5-5,5 км.


Гребные винты подлодки. Фото Navsource.org

Экипаж подлодки типа «А» состоял из двух человек. Они располагались в средней части корпуса и должны были следить за работой различных систем, вести поиск целей и проводить атаку. В распоряжении экипажа имелись несколько компасов различных типов и другое навигационное оборудование, набор контрольных приборов, а также органы управления. Экипаж полностью контролировал работу двигателя и других систем. Для наблюдения за обстановкой следовало использовать выдвижной перископ и гидрофон. Приемные элементы последнего имелись в носовой и кормовой частях корпуса. Предусматривался заряд взрывчатого вещества для самоуничтожения подлодки. Чтобы техника не досталась противнику, экипаж должен был уничтожать ее. По некоторым данным, объем обитаемого отсека и имеющиеся баллоны со сжатым воздухом позволяли экипажу находиться под водой в течение 12 часов. После этого, из-за снижения концентрации кислорода, следовало всплывать на поверхность и вентилировать лодку. Для доступа в центральный отсек предназначался люк, выведенный в рубку.

В составе электрической системы подлодки типа «А» имелось 192 ячейки аккумулятора. Такое количество элементов питания позволяло обеспечивать электромотор необходимой энергией и тем самым позволяло развивать высокую скорость. При движении на поверхности сверхмалые подлодки разгонялись до 23 узлов. В подводном положении максимальная скорость составляла 19 узлов. Максимальная дальность плавания на одной зарядке батарей достигала 100 морских миль. Для этого следовало экономить заряд аккумуляторов, двигаясь под водой на скорости 2 узла. На 6 узлах дальность плавания сокращалась до 80 миль. Максимальная скорость быстро разряжала аккумуляторы: на ней можно было пройти только 18 миль. Характерным недостатком использованной силовой установки было отсутствие генератора. Из-за этого перезарядка батарей могла осуществляться только на базе или на судне-носителе, что накладывало определенные ограничения на гибкость использования подлодок.

Прочность корпуса субмарин «Ко-Хётек», по разным данным, позволяла погружаться на глубину до 100 м. По расчетам, имелась возможность погружения и на большую глубину, но в диапазоне 180-200 м могло начаться разрушение прочного корпуса. В иных источниках упоминается рабочая глубина не более 30 м. Так или иначе, характеристики прочного корпуса новых подлодок позволяли действовать скрытно. В ходе испытаний выяснилось, что для экстренного погружения в случае обнаружения противником у подлодок типа «А» уходило не более 5-7 секунд.

Производство лодок и подготовка подводников

Заказ командования Императорского флота подразумевал поставку 50 серийных подлодок новой модели. Японские судостроители применяли любопытную, но странную систему обозначения серийной техники. Сверхмалые подлодки типа «А» получали серийные номера, которые, однако, почти нигде больше не использовались. Так, в большинстве источников отсутствует определенная связь между серийным номером и операцией. В таких случаях малогабаритные подлодки обозначаются по названию носителя, что серьезно затрудняет отслеживание их судеб. Также известно о существовании обозначения, состоявшего из индекса «Ха» и серийного номера.


Демонстрация трофейной подлодки №19 в США. Фото Navsource.org

Весной 1941 года появилось первое учебное подразделение, целью которого была подготовка будущих подводников-диверсантов. Т.н. «База-2» была построена на острове Оуразаки. Первая группа будущих пилотов подлодок типа «А» состояла из 24 человек. Молодые офицеры изучали материальную часть, осваивали управление новой техникой и тренировались проводить атаки. В ходе обучения первых экипажей не обошлось без проблем. Известно о нескольких авариях, а также ошибочных атаках вспомогательных катеров, которые принимались экипажами лодок за учебные цели. Тем не менее, «База-2» справилась со своей задачей, благодаря чему к декабрю 41-го в составе флота Японии было несколько боеспособных подлодок нового типа.

Атака на Перл-Харбор

По имеющимся данным, 7 декабря 1941 года пять подлодок типа «А» должны были впервые участвовать в атаке. Их целью стали американские корабли на базе Перл-Харбор. Предполагалось, что экипажи скрытно войдут в гавань и будут атаковать корабли противника. Для доставки сверхмалых субмарин в район операции использовались имевшиеся строевые подлодки, получившие некоторое новое оборудование для перевозки специальной техники.

Первый опыт применения подлодок «А» никак нельзя назвать успешным. Подлодка с серийным номером 18 не смогла добраться до рубежа атаки. Она была серьезно повреждена морской миной (по другим данным, глубинной бомбой), после чего экипаж принял решение спасаться. Подлодка вместе с обеими торпедами пошла на дно. Летом 1960 года ее обнаружили водолазы. Вскоре подлодку подняли и отправили на ремонт. С 1962 года субмарина №18 находится в музее военно-морской академии в г. Этадзима (Япония).


Демонстрация подлодки №19 в США. Фото Navsource.org

Подлодка №19 стала музейным экспонатом раньше, поскольку ей не пришлось почти два десятилетия лежать на дне. «Ха-19» была обнаружена американцами, после чего ее вынудили сдаться. Офицер Кадзуо Сакамаки попал в плен, его напарник был убит. Лодку без серьезных повреждений вскоре доставили в США, где тщательно изучили, а после передали пропагандистам. До конца войны эта субмарина являлась экспонатом передвижного музея, агитировавшего население покупать военные облигации. Сейчас лодка №19 находится в Национальном музее войны на Тихом океане, г. Фредериксберг (шт. Техас).

Подлодка №20 была обнаружена эсминцем USS Ward (DD-139) за пределами гавани с основными силами ВМС США. Ее атаковали глубинными бомбами и потопили. Точное место затопления японской субмарины было установлено только в 2002 году, когда ее обнаружили водолазы.

Точная судьба подлодки №16 неизвестна. В ходе нескольких исследований было установлено, что эта субмарина, скорее всего, была затоплена собственным экипажем на выходе из гавани Перл-Харбор. По некоторым данным, экипажу удалось войти в гавань и выпустить обе торпеды по американским кораблям. Одной из целей «Ха-16» мог быть линейный корабль USS Oklahoma (BB-37). После атаки лодка пыталась уйти, но в силу некоторых причин экипаж был вынужден покинуть ее. Основанием для предположения об атаке линкора являются пустые торпедные аппараты на обнаруженной лодке, а также одна из фотографий, сделанных японскими летчиками. На ней заметны брызги над местом начала движения одной из торпед, направленной на американские корабли. Нельзя исключать, что причиной брызг стала работа сверхмалой подлодки.


Торпедирование линкора "Оклахома", в котором могла участвовать подлодка №16. В начале траектории торпед заметны брызги, которые могут говорить о присутствии субмарины. Фото Wikimedia Commons

Имеются достоверные сведения о боевой работе подлодки с серийным номером 22. Она успешно прорвалась в гавань и выпустила свои торпеды по двум американским кораблям. Целями этой субмарины стали гидроавианосец USS Curtiss (AV-4) и эсминец USS Monaghan (DD-354). Торпеды прошли мимо целей и попали в береговые сооружения. Обнаружив себя, японский экипаж подвергся ответной атаке американского эсминца. Подлодка получила повреждения и затонула. Позже, во время строительства новых причальных сооружений для подлодок на базе Перл-Харбор, останки субмарины «Ха-22» вместе с грунтом были использованы в качестве материала для одного из молов.

В ходе атаки на Перл-Харбор соединение сверхмалых подводных лодок типа «А» понесло большие потери. Все пять субмарин были потеряны, выжил только один подводник. Несмотря на потери, экипажи подлодок не смогли нанести заметный ущерб вражескому флоту. В итоге все потери американского флота записали на свой счет летчики. Тем не менее, нельзя не отметить, что линкор «Оклахома» в результате атаки самолетов-торпедоносцев и, возможно, сверхмалой подводной лодки, получил серьезные повреждения и затонул. Осенью 1943 года его подняли и обследовали, но решили не ремонтировать. Таким образом, возможно, подлодки типа «А» все же могли нанести некоторый ущерб противнику.

Атака в бухте Сиднея

Из-за потери всех использовавшихся подлодок в атаке на Перл-Харбор было решено поберечь такую технику и не отправлять ее на задания, пока не будут решены основные вопросы тактики применения. Из-за этого подлодки типа «А» не использовались в боях до конца мая 1942 года.


Подъем подлодки №21 в Сиднейской бухте. Фото Фото Wikimedia Commons

В конце мая несколько японских подлодок со сверхмалыми субмаринами на палубах прибыли к бухте Сиднея (Австралия). Воздушная разведка японцев показала, что в бухте стоит большое количество кораблей Австралии, Великобритании и США. Было решено атаковать их. В ночь на 30 мая сверхмалые подлодки подвели на минимально возможное расстояние от бухты и отцепили. Далее они работали сами, и, следует отметить, вновь не показали выдающихся результатов.

Подходы к бухте Сиднея были оборудованы системами обнаружения кораблей и подлодок. Эта техника в определенной мере помогла защищающейся стороне, хотя не всегда реакция на сигналы была адекватной. Так, подлодка «Ха-14» была обнаружена около восьми вечера, но противолодочная оборона не предприняла никаких действий. Сигнал посчитали ложным, поскольку в этой время в районе датчиков находилось большое количество кораблей и судов. Вскоре после этого японская лодка столкнулась с вражеским судном, сдала назад и запуталась в противолодочной сети. Австралийские патрульные корабли HMAS Yarroma и HMAS Lolita начали атаку, но не смогли поразить цель. Вскоре после обнаружения японские подводники подорвали заряд для самоуничтожения и погибли вместе с лодкой.

Около десяти часов вечера в бухту вошла подлодка №24. Вскоре ее обнаружили и начали преследование. Экипажу удалось скрыться и переждать, пока обороняющаяся сторона не прекратит поиски. Около 0:30 японцы выпустили две торпеды по крейсеру USS Chicago, но промахнулись. Обе торпеды попали в берег. При этом взрывом одной из них повредило судно HMAS Kuttabul, которое вскоре затонуло. При взрыве 21 моряк погиб, еще 10 получили ранения. После этой атаки подлодка №24 покинула бухту и отправилась к точке встречи с носителем. Тем не менее, встреча не состоялась. Лодка пропала без вести. Ее обнаружили только в 2006 году.


Брошенная подлодка на берегу Перл-Харбора. Фото Фото Wikimedia Commons

Последней в бухту вошла субмарина «Ха-21». Ее обнаружили, но вскоре потеряли. Экипаж смог затаиться и прождал несколько часов. Только после трех часов ночи японцы вновь попытались выполнить боевую задачу. Тем не менее, около 3:50 субмарину заметили и атаковали. Несколько атак глубинными бомбами привели к тому, что подлодка получила серьезные повреждения. Не видя выхода, подводники взорвали свою субмарину.

Во время атаки в бухте Сиднея Япония потеряла все три использовавшиеся сверхмалые подлодки типа «А». Все экипажи погибли. Подводникам удалось потопить лишь одно судно и нанести некоторые повреждения береговым сооружениям. Обе подлодки, затопленные в бухте, летом 42-го подняли на поверхность. Из них собрали один макет, который в дальнейшем демонстрировали населению в качестве примера победы над врагом.

Атака в порту Диего-Хуарес

Во время атаки в бухте Сиднея Императорский флот Японии вел бои у Мадагаскара. В этой операции тоже были задействованы сверхмалые подлодки типа «А». На этот раз в бою участвовали лишь две субмарины. Подлодки I-16 и I-20 доставили две сверхмалые субмарины к порту Диего-Суарес. Одна из субмарин выпустила обе торпеды, которые попали в линкор HMS Ramillies и танкер British Loyality. Танкер загорелся и затонул. Линкор остался на плаву и вскоре был отправлен на ремонт, после чего продолжил службу. Обнаружив себя, подлодка стала целью для противника. Ее уничтожили глубинными бомбами. Тело одного из японских подводников на следующий день выбросило на берег волнами.


Интерьер прочного корпуса подлодки №19. Вид через люк в переборке между центральным постом и аккумуляторным отсеком. На заднем плане торпедные аппараты, видимые через отверстие в переборке. Аккумуляторы и т.п. оборудование демонтированы. Фото Navsource.org

Информация об успехах подлодки, запущенной с I-20, отсутствует. Тем не менее, известно, что ее экипаж выбрался на берег и попытался скрыться в лесах. Японцы обнаружили себя при попытке наладить контакт с местным населением. Через несколько дней они были найдены британской морской пехотой и погибли в бою.

Итоги проекта

Сверхмалые подводные лодки типа «А» показали себя в бою как не самое надежное и эффективное средство выполнения скрытных атак. Всего в трех операциях японский флот потерял 10 подлодок из 10, отправлявшихся на задание. Количество выживших подводников можно было буквально пересчитать по пальцам, причем до конца войны дожил только один офицер. Все это не устраивало адмиралов, из-за чего они велели переработать проект и усовершенствовать его. Требовалось изменить массу особенностей базового проекта, чтобы повысить характеристики и обеспечить требуемую боевую эффективность. Результатом такого распоряжения стало появление нового проекта, обозначенного литерой «B».


Подъем подлодки №18 в гавани Перл-Харбор, 1960 г. Фото Wikimedia Commons

Проект «B» отличался от базового «А» некоторыми особенностями конструкции, использованными агрегатами и т.д. Видя преимущества нового проекта перед старым, флот заказал строительство новых серийных подлодок. Более того, последние пять субмарин типа «А» достраивались по обновленному проекту. Ожидалось, что это позволит Императорскому флоту получить большее количество современных субмарин с высокими характеристиками. Даже после неудач у берегов Сиднея и Мадагаскара японское командование сохраняло надежду начать полноценную эксплуатацию новой перспективной техники.

В ожидании достаточного количества подлодок типа «B» техника устаревшей модели использовалась для подготовки будущих подводников. Это позволило большей части подлодок «А» дожить до конца войны. Часть остававшихся в строю лодок была уничтожена налетами авиации, но к осени 45-го на базах оставалось заметное количество субмарин. После подписания акта о капитуляции все они достались США. Американские специалисты изучили эту технику, после чего отправили ее в музеи или на переплавку. Несколько экземпляров подлодок типа «А» дожило до наших дней. Они находятся в нескольких музеях Японии и США.

По материалам сайтов:
http://modelist-konstruktor.com/
http://vokrugsveta.ru/
http://environment.nsw.gov.au/
http://navsource.org/
http://archaehistoria.org/
http://combinedfleet.com/

Больше фото разных подлодок типа «А»: http://navsource.org/archives/08/08456.htm

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Проще изобрести велосипед, чем новую подводную лодку. Как ни крути, все равно получится длиннющая цистерна, поделенная на отсеки. Но ведь изобрели!

Об этой атомной мини-субмарине по сей день мало что известно. До 1986 года она даже не числилась во флоте, выполняя спецзадания Главного разведуправления (ГРУ) Генштаба. А первая малышка сошла со стапелей еще в начале 80-х, когда ничего подобного и близко не было у американцев и англичан. Разработки советских конструкторов опередили время на несколько десятилетий!

Всего их построили семь - атомных глубоководных станций (АС). Именно станций, потому что на борту у них не было вооружения. Совсем! Служили там исключительно офицеры, предназначались АС (официально, конечно) для «испытаний новых типов атомных реакторов». На самом же деле - для глубоководных работ, когда акванавты могли выходить в воду на глубине до километра. АС совместили в себе лучшие качества батискафов и подлодок. И это стало шоком для американцев, с ходу окрестивших секретные субмарины Х-Ray («Рентген»).

Янки попытались создать нечто подобное на базе модернизированной атомной подлодки «Майами». Но пьяный работяга спалил лодку вместе с секретами, за что и был приговорен к 17 годам строгача и выплате 400 млн. долларов...

«Я МАЛЕНЬКАЯ ЛОШАДКА»

Что делают АС в непроглядной тьме океанских глубин? Очень многое! Могут подключиться к подводным кабелям и скачивать информацию, месяцами лежа на дне (срок автономности до полугода). Похоже, именно эти малышки проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов НАТО. Они же первыми обследовали место гибели «Курска», после чего было принято решение о подключении иностранных спецов к спасательной операции. Были и другие истории, о которых пока лучше помолчать…

О тяготах службы на мини-субмаринах тоже не нам судить. Но надо знать, что

командир 29-й отдельной бригады подлодок спецназначения контр-адмирал Владимир Дронов и более десяти офицеров стали Героями России…

Но даже среди этих чудо-аппаратов особняком стоит станция проекта 10831. Она больше известна под народным именем, которым удостоили ее рабочие совсекретного 42-го цеха «Севмаша». Увидев на стапеле вместо привычной «трубы» цепочку огромных шаров-батискафов, кто-то из корабелов воскликнул: «Да это ж Лошарик какой-то!» - и прижилось…

Уж очень походило сооружение на одноименного героя мультика про игрушечную лошадку.

Такая форма отсеков была выбрана потому, что шар лучше всего сопротивляется давлению извне. Благодаря этому «Лошарик» ныряет на глубину до 6 (шести!) километров. Лодку заложили еще в 1988 году, спустили на воду в августе 2003-го и только в 2010-м, после всех мыслимых испытаний и доработок, «Лошарик» (АС-12) был включен в состав Северного флота.

Длина лодки около 70 м, ширина 7 метров, полное водоизмещение 2000 т, скорость до 30 узлов! Атомный реактор размещен в одном из шаров, гребной винт в кольцевом обтекателе. Экипаж 25 офицеров. Оснащение: манипуляторы, драга (система очистки породы), телегрейфер (ковш с телекамерой), оборудование для сейсмического профилирования морского дна, включая устройство измерения глубины донных отложений и гидролокатор бокового обзора…

Для примера: в ходе экспедиции «Арктика-2012» «Лошарик» за 20 суток собрал 500 кг образцов породы на глубине до 3 километров.

СЛАДКИЙ СОН ПОДВОДНИКА

Официально «Лошарик» предназначен для решения научно-технических задач и спасения людей в экстремальных ситуациях. Но весь спектр его возможностей не оглашался никогда. Тем не менее, опираясь на открытую специальную информацию, можно почти уверенно заключить: «Лошарик» самая бесшумная подводная лодка российского флота.

На больших глубинах и на определенных скоростях она становится неслышимой и неуязвимой для вражеских кораблей. Причем в любой точке Мирового океана.

Разумеется, нет никакого смысла гонять ее за тысячи миль своим ходом. Потому и переделали ракетную подлодку «Оренбург» в БС-136 - базу станций: демонтировали ракетные шахты, удлинили корпус. И получили этакий плавучий ангар, куда «Лошарик» заходит снизу. Попутно был усилен и корпус бывшего ракетоносца, что позволило втрое - до 1000 метров - увеличить глубину погружения.

Называется это чудо техники скучно - комплекс 1083К. Но разработчики и корабелы удостоены за него Государственной премии. И ничего подобного нет в распоряжении других стран. Сейчас строится уже второй «Лошарик».

Написал я эту заметку, а ночью, видимо, в тему приснился сон. Как «Оренбург» привез «Лошарика» куда-то в район Гренландии и выпустил. А тот нырнул да и перекусил кабель от Атлантической группы гидрофонов SOSUS к центру обработки сигналов в Дэм-Нэк (эти гидрофоны американцев слышат любую нашу подлодку с момента выхода из базы). И тут же все АПЛ Северного флота незамеченными скользнули в Атлантику.

Сладок сон подводников…

В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку. Разрабатываемая лодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

На протяжении многих лет сверхмалые и малые подлодки не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой пр. 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов. Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.


Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л. В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А. Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной подлодки проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр 0,62 м., длина 12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром 537 мм). Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритные средства навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом». Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.


Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебряно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

Сверхмалая подводная лодка пр. 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.


Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование. Шумопоглощающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным « » подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль. Лодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки пр. 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.


Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

Тактико-технические характеристики «Пираньи»:

Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.

Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
Максимальная глубина погружения – 200 м.
Автономность плавания – 10 суток.
Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов
Вооружение – 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины.

Источники информации:
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index-photo.html
-http://ship.bsu.by/ship/102077
-http://bastion-karpenko.narod.ru/VVT/865.html
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index.html

СМПЛ Seehund тип XXVIIB

СМПЛ Hecht

СМПЛ Seehund тип XXVIIB

Постройка и служба

Место строительства

  • Howaldtswerke-Кiel
  • Germania-Werft/Friedrich Кrupp AG
  • F. Schichau GmbH Werk.

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

Сверхмалые подводные лодки типа Seehund - один из наиболее удачных проектов СМПЛ, разработанных Кригсмарине в конце Второй мировой войны . Всего было построено 285 единиц. Совершив 142 боевых выхода, они смогли потопить или повредить суда противника общим тоннажем около 37 000 т. Предназначенные для прибрежных и диверсионных операций, СМПЛ типа Seehund внесли свой вклад в завершающей стадии войны на море, а также послужили источником идей для развития СМПЛ победивших стран.

История создания

Предпосылки к созданию

Hellmuth Heye, командир соединения «К»

Следующая победа была одержана Seehund U-5361 (командир лейтенант Gotz-Godwin Ziepult и инженер-механик Reck ), когда тот записал на свои счет вражеское судно, торпедированное у Норт-Форленда. Это был голландский танкер Liseta водоизмещением 2628 т, входивший в состав конвоя TAM.80 , получивший сильные повреждения в результате взрыва торпеды но сумевший все же дойти до порта.

С этих пор и до конца войны около сорока Seehund находились в постоянной готовности для действий в проливе Па-де-Кале и вблизи английского побережья, причем на счету многих из них было по три или четыре успешно проведенных боевых похода.

В течение марта 1945 года СМПЛ Seehund 29 раз выходили в море на бо­евые задания, при выполнении которых было потеряно не менее 15 лодок. Что касается боевых успехов, то они выгля­дели следующим образом:

  • 10 марта 1945 года U-5364 (лейтенант Ланц и инженер-механик Герхард Мюллер), по докладу командира корабля, потопила вражеский эс­минец (источники союзников это не под­тверждают);
  • 13 марта 1945 года экипаж в составе лейтенанта Максимилиана Хубера и лейтенант-инженера Зигфирида Эклофаканадский потопил пароход SS Taber Park водоизмещением 2878 т.;
  • 21 марта СМПЛ Seehund U-5366 (командир лей­тенант Мартин Хаушель и инженер-механик Вили Хессель) к юго-востоку от Лоус­тофта атаковали и потопили американский транспорт SS Charles D.Mclver типа «Либерти»;
  • 22 марта патрульный катер ML-466 был предположительно потоплен в результате торпедной атаки СМПЛ типа Seehund ;
  • в эстуарии реки Темза экипаж в составе Кюллмера и Рашке (U-5364) выполнил торпед­ную стрельбу с дистанции 320 м и потопил британское торговое судно SS Newlands ;
  • потоплен каботажный сухогруз SS Jim , шедший маршрутом из британского порта Гулль во французский Дьепп.

За апрель 1945 года немецкие подводники из соединения «К» выходили в поход 36 раз, потеряв не менее десяти под­лодок. Взамен они потопили не­сколько вспомогательных и грузовых судов союзников. Кроме того, СМПЛ Seehund пред­принимали попытки нарушить коммуника­ции противника и в других районах, где развивалось наступление англо-американских войск. Девять мини-субмарин были направлены в район эстуария Шельды, где они 17 апреля 1945 года потопили малое нефтеналивное судно Y-17 , принадлежавшее ВМС США, которое имело водоизмещение около 800 т.

С 28 апреля 1945 года сверхмалые подлодки Seehund перестали выходить на коммуникации союзников, но выполнили ряд заданий иного рода. Они достав­ляли различные припасы в осажденную союзными войсками крепость Дюнкерк. Всего до момента капитуляции нацистской Герма­нии по маршруту Эймёйден - Дюнкерк ус­пешно, без потерь, прошли экипажи четырех СМПЛ типа Seehund .

В обшей сложности мини-подлодки типа Seehund совершили за время вой­ны 142 выхода в море . Потеряв 33 субмарины, немецкие под­водники соединения «К» смогли потопить 9 надводных кораблей, а также вспомогательные и другие суда противника суммарным тонна­жем 18 451 т. Также повреждения получили еще четыре ко­рабля и судна, суммарный тоннаж которых составил 18 354 т.

Всего за войну немецкие подводники потопили около 3000 кораблей и судов суммарным водоизмещением более 14 млн т. Учитывая эти цифры и потери «большого» подводного флота Германии, можно сделать вывод, что Seehund смог­ли зарекомендовать себя как достаточно эф­фективный вид подводной военно-морской техники и нанесли противнику относитель­но большой урон - если сравнивать коли­чество выходов самих СМПЛ в море и урове­нь их потерь и побед.

См. также

Примечания

Литература и источники информации

Библиография

  1. Щербаков В. «Пираньи» Гитлера. Сверхмалые подводные лодки Третьего Рейха . - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009.
  2. Иванов С.В. Сверхмалые субмарины и человеко-торпеды . - «Война на море» № 24. - 2005.
  3. Беккер К. Немецкие морские диверсанты во Второй мировой войне . - ИЛ. - М.: 1958.

Ссылки

  1. Ненахов Ю. Ю. «Чудо-оружие» Третьего рейха. - Мн.: Харвест, 1999 (электронная версия книги).
  2. Страничка СМПЛ Seehund в немецкой википедии (нем.) .

Галерея изображений

    Транспортировка Seehund

    Карта операционной деятельности подразделения «К»

    Seehund в музее Вильгельмсхафена

    Национальный музей ВМФ в Бресте

    Отреставрированная Seehund в Вейк-ван-Зее

    Seehund на учениях

    Командир на посту наблюдения

    Ремнот Seehund

    Учебный поход

    Сборка Seehund

    Seehund на стапеле

    Кормовой отсек

    Трофейные Seehund

    Seehund в музее

    Чертеж винто-рулевой группы

    Подъем затонувшей Seehund

    Кормовая секция Seehund

2 ноября 1947 года состоялся спуск на воду адаптированной под нужды ВМФ СССР трофейной мини-подлодки типа «Зеехунд». По данным исследователей, Советский Союз заполучил шесть недостроенных немецких подлодок с документацией. Впрочем, помимо трофейных мини-подлодок в СССР были и свои уникальные разработки.

Неуловимые «Тюлени»

Подводные лодки типа «Зеехунд» («Тюлень») – это серия сверхмалых подлодок, которые были разработаны в конце Второй Мировой войны. Собирались они на верфях в Киле, Эльбинге и Ульме. Подлодки типа «Зеехунд» за 6-7 секунд могли погрузиться на глубину пять метров. Интересно, что взрывная волна от глубинных бомб таким подлодкам была практически не страшна. Зачастую, взрывной волной «Тюленей» просто отбрасывало в сторону.

Подлодки весили так мало, что изменить угол ее наклона под водой члены экипажа могли, изменив положение своего тела, скажем, наклонившись вперед или назад. Это имело значение, когда обстановку следовало оценить с помощью перископа.

Для маскировки немцы красили «Зеехунды» преимущественно в белый или серый цвет, поскольку большую часть работы подлодки выполняли в северных водах, где нередки глыбы льда. При волнении моря «барашки» тоже белого цвета.

Наибольшей проблемой для экипажа представляло отправление естественных надобностей. Чтобы делать это реже, пищу для моряков готовили по специальной рецептуре, которая замедляла процесс усвоения провианта.

«Зеехунды» было трудно пеленговать, потому мини-подлодки лучше всего подходили для выполнения диверсионных задач. С января по май 1945 года «Зеехунды» потопили девять судов союзников, еще три судна были серьезно повреждены. При этом более трех десятков «Тюленей» было потеряно…

Доведенные до ума трофейные «Зеехунды» были переданы в опытную эксплуатацию размещавшемуся в Кронштадте отряду подводного плавания. Для наших моряков мини-подлодки были в диковинку. А наибольший интерес к субмарине проявили спецназовцы.

Основные характеристики подводной лодки типа «Зеехунд»

  • Скорость (надводная) 7,7 узлов
  • Скорость (подводная) 6 узлов
  • Рабочая глубина погружения 30 м
  • Предельная глубина погружения 50 м
  • Экипаж 2 человека
  • Водоизмещение подводное 14,9 тонн
  • Длина наибольшая 11,86 м
  • Ширина корпуса наибольшая 1,68 м
  • Средняя осадка 1,28 м
  • Силовая установка – дизель-электрическая 25 л.с.
  • Торпедно-минное вооружение 2 × торпеды G7e

Наш первый и единственный «Пигмей»

В Советском Союзе первой сверхмалой подводной лодкой можно назвать субмарину «Пигмей». Правда, лодка так и не стала массовой. Был изготовлен лишь один образец, который в годы войны угодил в лапы фашистов.

Работа над проектом началась в 1936 году. Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро) спроектировало автономную подводную лодку «Пигмей».
Был изготовлен опытный образец. В 1937 году в Ленинграде заложили несколько лодок, но все они не были достроены.

На Чёрном Море лодка проходила испытания с октября 1936 года, по кодовым названием «Подводная лодка Остехбюро», и командовал ей старший лейтенант Б.А.Успенский.

Как можно догадываться (как я писал, архивы, всё ещё, засекречены), испытания прошли неудачно. И проект забросили. А саму лодку бросили догнивать в Балаклаве. В чём заключались претензии к субмарине, по вышеозначенным причинам неизвестно.

Для главного конструктора лодки Владимира Ивановича Бекаури, неудача с испытаниями не прошла даром, и, вскоре, он был арестован как враг народа и в 1938 году расстрелян (в 1956 году посмертно реабилитирован).

Расстрелян по "делу", сфабрикованному сотрудником особого отдела НКВД при Остехбюро неким А.П. Грунским, решившим. что Бекаури с сотрудниками «проводил... вредительскую деятельность умышленно неправильным проектированием предназначенных для вооружения РККФ новых типов... подводных лодок, в результате чего запроектированные... ПЛ оказались непригодными для вооружения РККФ». Зачем привожу фамилию этого Грунского? Таких надо знать, именно такие грунские 2000 лет назад орали "Распни его!", потом расстреливали конструкторов за технические недоработки (тем самым нанося реальный вред нашей стране), а сейчас борются с гомофобами и сажают в тюрьмы Будановых и Квачковых.

Остехбюро распустили.

Кстати говоря, в СССР не сохранилось ни каких данных о боевых действиях подводной лодки Пигмей. Неизвестно, кто на ней воевал, и воевал ли, и как она попала в руки немцев. То ли её захватили на месте её стоянки в Балаклаве, (тогда почему тонули корабли непонятно) то ли в результате борьбы с ней, немцам удалось как то выгнать субмарину на поверхность и захватить.

После захвата, немцы хотели отправить Пигмей в Германию. В начале, её видимо, хотели буксировать по морю до Румынии или Болгарии, но, в ходе буксировки минисубмарина затонула на глубине 40 метров, неподалёку от Феодосии. Где её и нашли дайверы.

Кстати говоря, фото представленные в этой статье сделаны не в СССР, а итальянцами и были найдёны в итальянских архивах.

Характеристики АПЛ «Пигмей»:

  • Длина 16 м
  • Ширина 2,6 м
  • Водоизмещение 18,6 тонн
  • Скорость 6 узлов
  • Запас хода: 290 миль
  • Глубина погружения 30 м
  • Экипаж: 4 человека
  • Вооружениe – торпедные аппараты
  • Пулемет – 7,62-мм

«Тритоны» - лодки водолазов-разведчиков

Сверхмалые подводные лодки проекта 908 «Тритон-2» состояли на вооружении флота с 1975 года по 1990-е годы. «Тритоны» патрулировали акватории портов, доставляли и эвакуировали водолазов-разведчиков. Всего было построено 13 подводных лодок этого проекта.

Прототип (Тритон-1)

Корпус «Тритона» выполнен из алюминиевого-магниевого сплава и рассчитан на глубину погружения 40 метров. В носовой кабине размещались два члена экипажа. В кормовой кабине были места для водолазов-разведчиков.

Основные характеристики подлодки «Тритон»

  • Разработчик проекта ЦПБ «Волна»
  • Скорость (подводная) 5 узлов
  • Рабочая глубина погружения 40 м
  • Автономность плавания 60 миль
  • Экипаж 2 + 4 водолаза
  • Водоизмещение надводное 5,7 тонн
  • Водоизмещение подводное 15,5 тонн
  • Длина наибольшая 9,5 м
  • Ширина корпуса 1,9 м
  • Силовая установка – электродвигатель, 11 л. с.

Макетный образец сверхмалой подводной лодки «Тритон-2М» был построен к 1966 году. В этом же году были проведены первые испытания. В целом лодка показала себя хорошо. В итоге было решено приступить к проектированию головного образца шестиместной сверхмалой подводной лодки «Тритон-2» и еще одного аппарата - «Тритон-1М», для двух человек.

1 - электромоторный отсек
2 - кормовая кабина легководолазов
3 - аккумуляторная яма
4 - приборный отсек
5 - носовая кабина
6 - пульт приборов управления
7 - проницаемая носовая оконечность

Всего было выпущено 13 подводных лодок «Тритон-2». Они состояли на вооружении ВМФ РФ и Украины. Двухместных подводных лодок «Тритон-1М» было создано 32 единицы.
Большинство из них было списано в 1980-х годах

Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» - проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации. Тип состоял на вооружении флота с 1990 по 1999 года. Всего было построено 2 подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года.

Корпус ПЛ проекта 865 был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. Дальность плавания под водой экономическим ходом (4 узла) достигала 260 миль, в надводном положении - 1000 миль.

Комплекс вооружения ПЛ размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщиков типа «Протон» или 2 транспортировщиков типа «Сирена-У») и 2 устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две решетки для 400-мм торпед «Латуш»(специальный вариант торпеды СЭТ-72), используемых «самовыходом» на всем диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой, и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса.

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решётки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины. Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На «Пиранье» был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Радиан-М», а также гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».

Экипаж подводных лодок проекта «Пиранья» состоял из трёх офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов. Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, боевые пловцы/водолазы имели возможность использовать подаваемую с неё по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. В ходе эксплуатации ПЛ проекта для каждой лодки было сформировано по два сменных экипажа. Существовал ещё и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок.

Основные характеристики:

  • Скорость (надводная) 6 узлов
  • Скорость (подводная) 6,7 узлов
  • Рабочая глубина погружения 180
  • Предельная глубина погружения 200
  • Автономность плавания 10 суток
  • Экипаж 3 + 6 водолазов
  • Размерения:
    • Водоизмещение надводное 218 т
    • Водоизмещение подводное 319 т
    • Длина наибольшая (по КВЛ) 28,3 м
    • Ширина корпуса наиб. 4,7 м
    • Высота 5,1 м
    • Средняя осадка (по КВЛ) 3,9 (средняя)
  • Силовая установка: дизель + электродвигатель, 220 л. с.
  • Вооружение: Торпедно-минное вооружение 2 400-мм торпеды, 4 мины ПМТ

Одна из подводных лодок проекта принимала участие в съёмках российского художественного фильма «Особенности национальной рыбалки».

В ходе расследования в США был задержан некий Людвиг Файнберг, который признал, что по заказу одного из крупнейших наркобаронов в мире Пабло Эскобара пытался приобрести в России сверхмалую подводную лодку проекта 865. Тогда сделка сорвалась.

Подводный буксировщик «Сирена»

Сверхмалая подводная лодка «Сирена» создавалась параллельно с «Тритоном». Проект разрабатывался ленинградским кораблестроительным институтом. Макетный образец двухместного аппарата был готов к июлю 1958 года. Испытывали его поначалу в бассейне. Очень долго не могли сделать кабину удобной для членов экипажа, она была слишком тесной, люди быстро утомлялись.

Установочную партию «Сирен» из десяти аппаратов изготовили в 1962 году. Но после испытаний их снова отправили на доработку, закончившуюся в мае 1963 года. Тогда же в Рижском заливе прошли испытаний, во время которых «Сирены» выпускались из подводной лодки на ходу и без хода.
29 марта 1965 года носитель водолазов-разведчиков «Сирена» был принят на вооружение.

Технические характеристики субмарины «Сирена»

  • Водоизмещение 1644 кг
  • Длина (с контейнером) 11300 мм
  • Диаметр 532 мм
  • Глубина погружения 40 м
  • Срок пребывания под водой – 3 часа
  • Дальность плавания максимальная 8 миль
  • Скорость максимальная 4 узла
  • Экипаж – два человека
  • Двигатель электрический, питание от АБ
  • Мощность двигателя, 3,1 л. с.

Подводные лодки типа «Бибер»

Тип сверхмалых подводных лодок Германии времен Второй Мировой войны. Вооружение состояло из двух 533-мм торпед или мин. Лодки были предназначены для атаки в прибрежных водах. Это были самые маленькие подлодки Кригсмарине. Лодка была создана для уменьшения риска атаки союзниками со стороны французского побережья. Успеха добилась только одна лодка, потопившая транспорт Alan A. Dale. Большое количество лодок сохранилось в музеях.

Эта сверхмалая подводная лодка официально именовалась «погружающимся одноместным штурмовым средством». Лодки типа «Biber» предназначались для действий в проливе Ла-Манш возле французского и голландского побережья.

Стремление обеспечить возможность транспортировки лодок на грузовых автомобилях и спуска их на воду с необорудованного берега привело к тому, что водоизмещение «Бобра» ограничили 7 тоннами, а экипаж - одним человеком.

Корпус, изготовленный из корабельной стали, имел обтекаемую форму. Примерно в середине его находилась миниатюрная рубка высотой 52 см с четырьмя иллюминаторами и входным люком. Из рубки выдвигались перископ длиной 150 см и «шноркель» (РДП) такой же длины. За рубкой располагалась выхлопная труба двигателя.

Водонепроницаемые переборки делили корпус на пять отсеков. В первом размещалась балластная цистерна. Во втором отсеке сидел водитель. Его голова почти упиралась во входной люк. Перед ним находились навигационные приборы, штурвал, рычаги управления, перископ и устройство для его подъема; по бокам и сзади - баллоны со сжатым воздухом для продувания цистерн, кислородный баллон с дыхательным аппаратом, аккумуляторная батарея, бензобаки, бензопроводы к двигателю.

Ввиду отсутствия дизеля столь малых размеров, в третьем отсеке установили 6-цилиндровый бензиновый мотор фирмы «Opel» мощностью 32 л.с., с рабочим объемом цилиндров 2,5 литра. Бензиновые испарения, несмотря на изоляцию, проникали в отсек управления, что зачастую приводило к пожарам, взрывам или к отравлению водителей.

В четвертом отсеке находился электромотор, в пятом - кормовая балластная цистерна.

При плавании под водой водитель мог свободно дышать в течение 45 минут. После этого воздух в отсеке перенасыщался углекислотой и следовало использовать дыхательный аппарат. Трех патронов с оксилитом (поглотителем углекислоты) хватало на 20 часов пребывания под водой.

  • Скорость (надводная) 6,5 узла
  • Скорость (подводная) 5,3 узлов
  • Предельная глубина погружения 20 м
  • Автономность плавания
    Надводная - 130 миль при скорости 6 узлов
  • Подводная - 8,6 миль при скорости 5 узлов
  • Экипаж 1 человек
    Размеры
  • Водоизмещение надводное 6,5 т
  • Длина наибольшая (по КВЛ) 9,04 м
  • Ширина корпуса наиб. 1,57 м
  • Средняя осадка (по КВЛ) 1,37 м

Сверхмалая подлодка Х-1

Командование ВМС США во второй половине ХХ века сделало ставку на развитие атомного подводного флота, а направление создания сверхмалых подводных лодок и вовсе сочло малоперспективным - на вооружение военно-морского спецназа поступило лишь ограниченное количество групповых подводных носителей типа SDV, а сверхмалая подлодка Х-1 так и осталась в единственном экземпляре и была быстро списана.

  • ТТХ:
    водоизмещение надводное - 31,5 тонны;
  • водоизмещение подводное - 36,3 тонны;
  • максимальная масса полезной нагрузки - 2 тонны;
  • размеры - длина 49 футов 6 дюймов (около 15,09 метра),
  • ширина 7 футов (около 2,13 метра),
  • осадка на миделе 6 футов 2 дюйма (около 1,89 метра),
  • максимальная навигационная осадка 7 футов (около 2,13 метра);
  • штатный экипаж - пять человек во главе с командиром - офицером, плюс к которым, по обнародованным в зарубежной печати данным, на мини-подлодке размещалась спецгруппа в составе четырех или пяти человек - боевые пловцы или водолазы (хотя, надо сказать, даже во время испытаний Х-1 увеличенный до шести человек экипаж и так еле размещался на субмарине, поэтому где там могли разместиться 10 человек, то есть приводимые в зарубежных источниках экипаж и спецгруппа полного состава, да еще и с вооружением и снаряжением - не совсем понятно и вызывает определенные сомнения).

Вооружение же на подлодке отсутствовало, исключая личное оружие и боевые средства спецгруппы.

20 мая 1957 года в акватории Портсмутской военно-морской верфи (Portsmouth Naval Shipyard) на сверхмалой подлодке произошла серьезная авария, вызванная взрывом запасов перекиси водорода и приведшая к значительным разрушениям носовой части мини-субмарины (лишь чудом удалось избежать человеческих жертв), было принято решение переоборудовать Х-1 под новую главную энергетическую установку.

В итоге она стала традиционной - дизель-электрической. Причем позже один из офицеров, принимавших участие в программе испытаний Х-1, отмечал, что «самым важным выводом, сделанным в результате данной экспериментальной программы, стало то, что на боевом корабле ни в коем случае не следует допускать концентрации большого количества нестабильной перекиси водорода» .

Окончательно СМПЛ Х-1 была выведена из эксплуатации по решению командования военно-морских сил Соединенных Штатов 16 февраля 1973 года, а 26 апреля того же года - передана на баланс Военно-морского исследовательского и конструкторского центра кораблестроения в городе Аннаполис (Naval Ship Research and Development Center). В следующем году, 9 июля, было разрешено включить данную мини-субмарину в состав экспозиции, организованной на территории пункта базирования флота в Норт-Северне, около Аннаполиса, как экспонат исторической направленности.

В конечном счете Х-1 нашла свое последнее пристанище в открытой экспозиции Музея и библиотеки подводных сил ВМС США (Submarine Force Library and Museum), основным экспонатом которого является первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» (USS Nautilus, иногда музей поэтому именуют как Historic Ship Nautilus & Submarine Force Library and Museum). Сверхмалая подлодка была передана музею в апреле 2001 года, и с тех пор находится там в открытой экспозиции. Данный музей располагается в районе американской военно-морской базы Гротон (Groton, штат Коннектикут) в местечке Норт-Северн (North Severn), в его открытой экспозиции есть и еще несколько сверхмалых подводных лодок и групповых подводных носителей.

Moray TV-1A

Это продвинутый подводный прототип, экспериментальный образец, для отработки высокоскоростного глубоководного, высокоманёвренного обитаемого подводного истребителя, разработанный для поиска, преследования и уничтожения вражеских атомных подводных лодок.

Военный пловец отсоединяет стропы крана баржи перед началом морских испытаний Морея

Морей развивал 45 узлов под водой, и должен был иметь на борту подводные кумулятивные ракеты (разработанные так же на исследовательской базе Чайна Лейк) для уничтожения вражеских субмарин. На борту планировалась установка батареи из восьми таких ракет. Результаты атаки экипаж мог наблюдать при помощи телевизионной камеры, установленной снаружи корпуса. Для поиска цели использовался высокоэффективный активный сонар. При этом хоть и Морей строился по ракетно-самолётному дизайну, но вместо дублирующих систем использовались все элементы особо высокой надёжности.

В основном аппарат был из алюминия, вес 15 тонн, длина 10.6 метра, диаметр 1.62 метра. Диаметр сферы экипажа был 1.55 метра. Большинство компонент корпуса были не защищены от давления, были "мягкими". Двигатель был на основе пероксида водорода и солярки, размещаемой позади сферы экипажа. Обеспечивал или 1.5 часа скорости 40 узлов или 27 часов скорости в 15 узлов.

В 1961 году аппарат был переделан на использование сжатого кислорода, и баллоны разместили позади командного отсека, а топливо впереди. При этом запас хода на максимальной скорости стал всего 1 час, на скорости 15 узлов 10 часов, и минимальная скорость аппарата могла быть 3 узла.

Так же вооружение было урезано до семи 5-ти дюймовых ракет, размещённых уже в носу, а не вокруг, которые в отличие от обычных, выпускали поток газа с концов пропеллера-стабилизатора для обеспечения их движения.

СМПЛ с экипажем из двух человек, глубоководная, скоростная, позиционируемая как "подводный истребитель" была разработана и построена на базе Станции по испытаниям вооружения ВМС NOTS (Naval Ordnance Test Station) в Чайна-Лейк, шт. Калифорния, с запланированными в дальнейшем испытаниями на море. За время создания было разработано несколько уникальных материалов и двигателей.

Подводная лодка "Велман"

СМПЛ "Велман" рассчитана на управление экипажем из одного человека.
Разработана в середине 1942 года, полковником инженерных войск с "говорящей" фамилией, Джоном Дольфином.
Исследования, разработка и изготовление трёх прототипов были проведены на 9-й базе Управления Специальных Операций (SOE) в реквизированном отеле Фрайс, ставшим на долгое время основным местом разработки и производства средств специального назначения того времени.

По названию посёлка Уэлин-Гарден-Сити и была названа лодка - Welman (Welwyn One-Man Submarine).
В начале 1943 испытания проводились в Сан-Албансе, в Адмиралтейском экспериментальном доке в Халсаре и водохранилище Лалехам возле Винздора.

Отсутствие перископа было признано большой ошибкой проектирования.

Велман с отделяемой боевой частью на испытаниях в Водохранилище Квин Мэри в Стэйнсе

Лейтенант Королевского флота Джимми Холмс выглядывает из-за низкого борта боевой рубки Велмана

Foca I (SA-41) и Foca II (SA-42)
в Картахене (Фока - означает Тюлень)

    разработаны в начале 1957

    прошли обслуживание в 1962

    Всего две лодки, SA 41 & SA 42.

    Водоизмещение 16/20 т (на поверхности/в глубине),

    Команда 3 человека,

    Вооружение - 2 торпеды 533мм

    Списаны в 1971 году

Японские СМПЛ Корю (Морской Дракон) Тип Д

Из-за недостаточного радиуса действия лодок типа "А" уже в ходе Второй мировой войны в Японии были созданы новые сверхмалые подводные лодки типов "Otsugawa" и "Koryu". Проектирование новых субмарин началось осенью 1942 г., а в январе (по др. данным - в феврале) 1943 г. первая лодка На-45 тип "В" была спущена на воду на верфи Уразаки. На ней установили дизель-генератор мощностью 25 кВт, позволявший произвести полную зарядку аккумуляторных батарей менее чем за 18 часов. Это значительно повышало мобильность лодок при охране небольших островов, не имевших зарядных станций. Экипаж увеличили до трех человек.

После незначительных изменений конструкции по результатам испытаний, эти корабли стали именоваться лодками типа "В/С". Всего в 1942-1944 гг. их было построено 16: одна типа "В" и 15 усовершенствованных типа "В/С" - На-62 - На-76.

По результатам испытаний подводной лодки типа "В" было принято решение о строительстве сверхмалых подлодок типа "D" ("Koryu"). Их проектирование началось в декабре 1943 г., закладка - в июне 1944 г., а в январе 1945 г. первая лодка "D" была спущена на воду. По американским данным, всего было построено 115 или 116 лодок этого типа, еще около 495 единиц находились в стадии достройки.

Одновременно с лодками типа D "Koryu" в Японии строились подводные лодки втрое меньшего водоизмещения. Подготовка к отражению высадки американских войск на японские острова в условиях полного господства противника на море и в воздухе потребовала создания массовых простых подводных лодок, какими и стала сверхмалая лодка "Kairyu" ("улучшенный тип D"), спроектированная инженером Горо Сато. Внешним видом они напоминали торпеду с небольшой рубкой и бортовыми стабилизаторами.

При использовании "Kairyu" против транспортов и десантных судов скорость 10 узлов с торпедами выглядела вполне достаточной, но для атаки кораблей основных классов при размещении в носовом отсеке взрывчатки субмарина сама превращалась в торпеду. Всего к концу войны было построено около 250 "Kairyu" из запланированных 760, еще две сотни находились в постройке. Лодка этого типа стала переходной от карликовой подводной лодки к человекоторпеде "Kaiten".

Японцы считали человекоторпеды высокоэффективным оружием и прилагали значительные усилия для их создания. Уже к моменту нападения на Перл-Харбор вблизи военно-морской базы на о.Курэ, известной как "База II", были проведены испытания нескольких торпед. Однако эксперименты затянулись. Во время испытаний погибло 16 человек.

Сверхмалая подводная лодка "Мольх"

Рекомендованная по результатам испытаний глубина погружения составляла 40 метров, но в отчетах были зафиксированы случаи безопасного погружения даже на глубины до 60 м. В распоряжении подводника имелись два глубиномера, один из которых был рассчитан на глубину 50 м и имел малый масштаб делений, а другой применялся для глубин до 15 м и имел крупномасштабные деления.

В случае покидания субмарины или угрозы ее захвата со стороны противника водитель был обязан привести в действие специальный подрывной заряд - для этого надо было выдернуть имевшийся у него шнур. Точное время задержки не известно, поскольку пленные подводники сообщали о шести или пятнадцати минутах.

Пуск торпед производился водителем при помощи установленных в центральном посту педалей - по одной педали на торпеду: после нажатия на нее освобождался блок, установленный на направляющей и удерживающий торпеду, и одновременно запускался двигатель торпеды.

Опытная подлодка вышла на испытания 19 марта 1944 года и буквально ошеломила представителей германских ВМС тем что показалась им «сырым и незавершенным проектом». И первая же попытка перевести субмарину в подводное положение подтвердила эти предположения - подлодка никак не хотела погружаться, ее носовая оконечность даже не шелохнулась. Первая нормальная, рабочая, СМПЛ нового типа появилась только 12 июня 1944 года - ее показали в северогерманском городе Эккернферде, земля Шлезвиг-Гольштейн, на берегу ЭккернФердской бухты Балтийского моря - в 25 километрах к северо-западу от Киля.

Причем серийная постройка СМПЛ, несмотря на выявленные серьезные конструктивные недостатки, была начата в том же месяце. Первые мини-подлодки поступили на вооружение уже в июне - после выхода с завода их сразу отправили в Зурендорф для установки компаса. В общей же сложности Кригсмарине было передано 393 мини-подлодки: июнь 1944 года - 3, июль - 38, август - 125, сентябрь - 11 о, октябрь - 57, декабрь - 28, январь 1945 года - 32 ед.

СВЕРХМАЛАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ХЕХТ»

В конце 1943 года специалисты Главного управления кораблестроения Кригсмарине (Hauptamt Кriegschiftbau, иногда его в американской и российской военно-морской исторической литературе именуют как («Управление конструкторских бюро ВМС Германии», что, как представляется, не совсем точно отражает его сущность и назначение) представили на рассмотрение начальства проект двухместной сверхмалой подводной лодки проекта XXVllA (Туре XXVllA).

Более широко она известна как СМПЛ «Хехт» («Hecht», в переводе с немецкого - «Щука»). Основным назначением данной ПЛ-малютки была определена доставка к цели зарядов или мощных мин, которые должны были либо закладываться под стоящим на якоре кораблем на грунт, либо крепиться непосредственно к его корпусу. Таким образом, идейно СМПЛ типа «Хехт» была едва ли не полной «калькой» С британской СМПЛ типа «Х», группа которых парой месяцев ранее успешно атаковала линкор «Тирпиц» в норвежском фьорде, но имела и ряд отличий.

Немецкая СМПЛ, водоизмещение которой по проекту должно было составлять 7 тонн, предназначалась, в отличие от британской типа «Х», для боевого применения только в подводном положении, а потому имела не комбинированную двигательную установку (дизель-электрическую), а только полностью электрический при вод (батарея-электромотор).
Дальность подводного плавания составляла 69 миль (при скорости хода 4 узла), хотя первоначально рассчитывали все же на несколько больший показатель - не менее чем 90 миль. По причине сравнительно малого радиуса действия доставляться в район операции «щуки» должны были на надводных кораблях или судах.

Отличительной особенностью первого варианта «Хехта» было отсутствие каких-либо горизонтальных рулей или им подобных устройств - следствие необходимости преодолевать боно-сетевые заграждения, противоторпедные сети и пр. Управление СМПЛ по глубине осуществлял ось при помощи установленной внутри корпуса особой системы весов - дальнейшее развитие идеи отставного артиллерийского офицера-инженера Вильгельма Бауэра, реализованной им в проекте подводной лодки «Брандтаухер» (Brandtaucher, в переводе с немецкого - «Ныряльщик»).

Субмарина была построена немцем в городе Киль на добровольные пожертвования в 1850 году и предназначалась для применения сугубо в военных целях. Она представляла собой подводную лодку со стальным корпусом, которая имела водоизмещение 27,5 т, длину 8 м, ширину 1,85 м и высоту корпуса 2,5-2,7 м.

В качестве движителя на корабле использовался гребной винт, вращаемый вручную посредством зубчатой передачи. Так вот, в своем проекте немецкий изобретатель решил отказаться от вертикального и горизонтальных рулей, оснастив «Брандтаухер» той самой оригинальной системой управления движением ПЛ по глубине на основе весовых конструкций. Система включала расположенный в носовой части корпуса подлодки продольный горизонтальный стержень с резьбой, по которой с помощью рычажного механизма мог перемещаться массивный груз. Последний и регулировал величину дифферента на нос или корму.

Сверхмалая субмарина Италии Delfino

Главный конструктор - Гиацинто Пуллино. Эта лодка была заложена и спущена на воду на казённой военно-морской верфи Regio Arsenale в Специи в 1895 г. Она вошла в состав флота 1 апреля 1895 г.

Проектировщики полагали, что Delfino будет действовать исключительно в подводном положении. Лодка имела почти идеально круглый в сечении корпус, два горизонтальных носовых и один кормовой вертикальный руль, две дифферентные цистерны в оконечностях. Она была оснащена сбрасывающимся свинцовым килем.

Первоначально субмарина приводилась в движение только электромотором, но в ходе обширной модернизации 1902 -1904 годов получила 130-сильный карбюраторный двигатель FIАТ для надводного хода. Аккумуляторная батарея состояла из 216 элементов, разделённых на две независимые группы.

Итальянская СМПЛ Caproni CB в Севастополе, 1942:

SEAL Delivery Team (SDV) 2:

транспортируется на палубе АПЛ

и в работе