Торпедная атака подводной лодки. От бочки до подводных монстров

В погожий сентябрьский день офицеры центрального аппарата ВМФ, прибывшие в Севастополь, «подняли» силы Черноморского флота по тревоге.
Подводные лодки, дождавшись своей очереди, выскакивали из базы и уходили в районы учений. По пирсам бегал командир соединения и «отталкивал» от причалов уже готовые к выходу корабли. Через два часа база опустела.
ПЛ1 С-74 осуществляла развёртывание в назначенный район, в котором необходимо найти и атаковать торпедами группу кораблей условного противника во главе с крейсером - флагманским кораблём флота. На борту объявили боевую готовность номер два. Подлодка шла недалеко от берега, поэтому вахтенный офицер и сигнальщик больше внимания уделяли осмотру Крымского побережья, чем наблюдению за воздухом и водной поверхностью. Пожалуй, только один штурман не замечал этой красоты. Да и некогда ему было, ведь при следовании вблизи береговой черты время между обсервациями2 не должно превышать десяти минут, вот и бегал он как челнок от пеленгатора к карте и обратно.
Надо сказать, что своеобразным шиком штурманов дизельных подводных лодок была демонстрация памяти, когда штурман «брал» три пеленга, а это десять-двенадцать цифр, если считать с десятыми долями градуса, запоминал их (именно запоминал, а не записывал, что является просто необходимым условием для определения места подлодки в свежую погоду), спускался в рубку, записывал отсчёт лага и время, а затем извлекал из памяти и сами пеленга. Всё это происходило в обстановке, когда надо было отвлекаться на решение других задач, отвечать на различные вопросы, задаваемые, иной раз, со скрытым умыслом. Казалось бы, несложная задача не всем давалась сразу. Необходим был определённый навык для того, чтобы «пронести» от пеленгатора до навигационной карты три несчастных пеленга, попутно отвечая на дурацкие вопросы ухмыляющихся сослуживцев, пытающихся «выбить» их из головы штурмана.
Точно в назначенное время подводная лодка заняла район учений и погрузилась. Начался поиск отряда кораблей условного противника. Образно говоря, погружаясь, подводники слепнут, но у них «вырастают» огромные уши, втягивающие, подобно «чёрной дыре», все звуки моря. Ориентируясь по этим звукам, подводная лодка не только находит противника в толще воды, но и атакует его торпедами. Всё это похоже на стрельбу из пистолета на слух и, одновременно, на игру в шахматы вслепую. Центральной фигурой в торпедной атаке, безусловно, является командир. Именно в его голове складывается картина боя, и именно он, «слепой», «стреляет из пистолета» и «играет в шахматы». Все остальные помогают ему и советуют.
Для человека непосвящённого, далёкого от Военно-Морского Флота, действия личного состава корабельного боевого расчёта (КБР), выполняемые в ходе атаки, непонятны. Но, даже не понимая ничего, интересно смотреть и слушать это со стороны. Эмоции здесь выплёскиваются через край. Как на ладони видны характер и психологические особенности каждого человека. Но беспорядка нет. Существующие командные слова, выработанные многими поколениями подводников и привитые членам КБР на многочисленных тренировках, держат их в рамках приличия, не позволяя кипящим эмоциям облечься в неудобные для восприятия формы. Здесь всё подчинено одному: попасть торпедой в цель. Именно это и собрался сделать командир ПЛ С-74 вместе со своим экипажем.
-Боевая тревога! Торпедная атака! Торпедные аппараты номер 1, 2 к выстрелу приготовить! Режим замеров 1 минута! Определить курс цели! – командует командир.
Три минуты назад акустик обнаружил шумы винтов, которые были классифицированы как отряд боевых кораблей (ОБК) условного противника. Утро, хотя под водой этого не видно. Наступает время завтрака. На камбузе всё готово. Но в нарушение распорядка дня появился противник.
-Первая минута товсь! Ноль! – начался отсчёт времени торпедной атаки, - цель номер 1, групповая, пеленг 351 градус; цель номер 2 – пеленг 8 градусов; цель номер 3 – пеленг 24, - это докладывает акустик. И так каждый раз, с заданной командиром периодичностью.
-Четвёртая минута товсь… Ноль! Цель номер 1 (групповая) – 352, цель номер 2…
В центральном посту обстановка накаляется, обнаружен поворот ОБК. Эта информация для подводника равносильна удару дубиной по голове, а так как курс - самый непостоянный параметр для кораблей, идущих на зигзаге, то удары сыплются с периодичностью, равной времени лежания цели на галсе, и после каждого на некоторое время наступает шок, за ним - взрыв эмоций, подводник «подпрыгивает» (как правило, «прыгающим» подводником оказывается один командир, ему «больше всех надо») и бежит посмотреть обстановку на графическом планшете у штурмана, а затем на боевой информационный пост (БИП). Если обстановка там отсутствует, то члены КБР могут выслушать немало обидных слов в свой адрес. Но это не воспринимается всерьез. Мысли заняты совсем не этим, поэтому и обидные слова расцениваются как своеобразный допинг.
Пятая минута товсь… Ноль! Цель номер 1 (групповая) …
А как же завтрак? Стоит родимый на камбузной плите «на подогреве». Однако давно пора заниматься обедом, иначе можно не успеть к сроку и снова нарушить распорядок дня. Это обстоятельство всерьёз волновало «кока-инструктора». Поэтому и снарядил он «разведчика» в центральный пост в лице своего помощника - молодого матросика. Ох, не надо было его туда посылать. Но что поделаешь, коки частенько отстают от ситуации, едут вроде вместе со всеми, однако как бы в отцепленном вагоне. Неудачной оказалась разведка. Вылетел поварёнок из центрального поста, как пробка из бутылки шампанского. Вслед за несчастным через открытую переборочную дверь донёсся рёв командира. Видимо здорово помешала «разведка» работе корабельного боевого расчёта. И главному коку почему-то подумалось, что в случае неудачи торпедной атаки именно он будет основным виновником этого.
В центральном посту командир вытанцовывал странный танец, похожий на джигу. Как ртуть, находился он в постоянном движении, перебегая от одного поста отображения обстановки к другому. Приближался решающий момент, через минуту-другую надо было стрелять. Позиция позволяла это сделать. Но поворот кораблей «противника» спутал все карты. Цели теперь шли прямо на подводную лодку, тем самым практически лишая её возможности выполнить стрельбу. Для выхода из создавшейся ситуации было три пути: первый – стрелять, как во вторую мировую войну, прямоидущими торпедами, с дистанции «пистолетного» выстрела – этот вариант вряд ли применим, большая вероятность промаха; второй – развернуться на обратный курс и на максимальном ходу попытаться увеличить траверзную дистанцию3, однако слишком много времени требуется на выполнение данного манёвра, отчего успех его становится проблематичным; и, наконец, третий – на заднем ходу увеличить траверзную дистанцию до значений, позволяющих произвести залп – самый опасный манёвр из всех трех, подводная лодка не предназначена для движения на заднем ходу в погруженном состоянии. Однако надо выбирать именно его. Это кратчайший путь к успеху.
Так, или примерно так думал командир. И думал быстро. Пяти секунд не прошло, как посыпались команды:
- Оба мотора стоп. Оба мотора назад полный! Боцман, управляться носовыми рулями как кормовыми! вертикальный руль в ноль! Штурман, рассчитать время движения на заднем ходу для увеличения траверзной дистанции до __ кабельтовых. Первый, торпедные аппараты номер 1, 2 товсь! Ввести данные в оружие.
Ошалевший боцман управлял носовыми горизонтальными рулями как кормовыми всего один раз и то в начале своей службы. По этой причине у него стали дрожать руки, и отключилось соображение. Начал расти дифферент на корму, а вслед за этим посыпались упрёки:
Ты что творишь старый хрыч?! Отводи дифферент!
Валенком, валенком его по голове товарищ командир!
Перспектива быть стукнутым тяжелым изделием лёгкой промышленности вернула боцмана к действительности. И это сразу отразилось на дифференте, который постепенно стал отходить к нулю.
Лодка шла на заднем ходу, набирая скорость.
По торпедным аппаратам номер 1, 2 товсь выполнено. Данные в оружие введены!
До окончания манёвра 1 минута.
Всё! Пора идти вперёд.
- Оба мотора стоп. Оба мотора вперёд средний! – музыкой отозвались слова эти в голове боцмана. Однако веселье было недолгим. Доклад торпедного электрика о выходе из строя торпедного автомата стрельбы (ТАСа), поверг в уныние многих из находившихся в центральном посту. Скорее всего, неисправность была пустяковой и в повседневных условиях была бы устранена за 15 минут. Но сейчас даже этих минут нет. Вот она цель, как на блюдечке, подставила борт, только стреляй. А через минуту-другую ситуация изменится кардинально: цель пройдёт, атака сорвётся, задача выполнена не будет. Но опять командир не растерялся:
- Стрельба резервным способом по цели номер 2 из торпедных аппаратов номер 1, 2! Утверждаю пеленг залповый 51 градус! Штурман, БИП, рассчитать «омегу»4. Акустик, пеленг залпа доложить! – далее всё говорилось и делалось на едином дыхании:
Центральный - штурман, «омега» три градуса влево!
Есть! Первый, ввести «омегу» три градуса влево в торпедные аппараты номер 1, 2!
Центральный – акустик, пеленг на цель 51 градус, пеленг залповый!
Можно стрелять…
Торпедные аппараты… пли!
И тут кто-то пискнул:
Поворот цели вправо.
Было шумно, но командирское ухо в момент уловило этот писк, а командирское тело двинулось в его направлении. Пищал штурман. Он не был уверен в правильности своего доклада, поэтому и говорил еле слышно. Нужно было подтверждение, нужен был ещё один пеленг.
Торпеды уже выпущены. Неужели уйдут в «молоко»? С трудом подавил командир, рвавшийся из горла крик: «Ой, не пли, не пли», - крик вполне естественный в данной ситуации. А тут ещё минёр бодрым голосом доложил из 1 отсека, как будто ждал похвалы:
Торпеды вышли, боевой на месте!
Дурак ты минёр, - дождался.
Но вот подтверждение:
- Пеленг на цель номер два 54 градуса. Торпеды створятся с целью.
Поворот цели не подтверждаю. Цель идёт прежним курсом, - радостно крикнул начальник РТС. Теперь дураком стал штурман, однако, не надолго. Очевидный успех выполненной стрельбы заставил командира широко улыбаться даже против своей воли.
Факт попадания подтвердил руководитель учения после всплытия подводной лодки. Он передал благодарность Командующего флотом за отлично выполненную атаку и дал «добро» следовать в базу после подъёма торпед.
При возвращении с моря моряками овладевает особое чувство – чувство ожидания встречи с домом. В нём есть что-то от ностальгии, но грусти меньше. Чувство это настраивает человека на волну воспоминаний и часто отвлекает от исполнения служебных обязанностей. Поэтому на флоте с ним борются. До самого возвращения подлодки в базу эта борьба с переменным успехом велась под руководством старпома. Итогом её стали два взыскания, наложенные на самые мечтательные натуры.

Поход завершился ранним утром, когда подводная лодка ошвартовалась в родной гавани. Из встречавших были вороны, которые в массовом количестве расплодились по берегам бухты, частично заменив собою чаек. Карканье их казалось морякам победным кличем.

Артур Волопасов.
2002 г.
________
1 Подводная лодка – принятая аббревиатура.
2 Обсервация – определение места подводной лодки.
3 Кратчайшее расстояние от места ПЛ до линии курса цели.
4 Угол поворота торпеды после выхода из торпедного аппарата.

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА: штурманом С-74 во время атаки был лейтенант В.Коржавин.

Боевые походы подводных лодок во Второй мировой войне имели целью увеличить число потопленного тоннажа морского транспортного судоходства, а также числа потопленных военных кораблей. Специальных задач по противолодочной борьбе с подводными лодками противника ставились в отдельных случаях, например, для борьбы с подводными лодками, атакующими арктические конвои (см. раздел 1). К сожалению, в открытой литературе такой статистики нет.
Однако, взаимные атаки между подводными лодками в основном на случайной основе происходили.
В этой связи еще раз обратимся к рецензии (Е.Ч.) на книги Дрожжина. « На стр. 523 содержится интереснейший пассаж, который стоит того, чтобы его процитировать: «Из всех 9 немецких подводных лодок, действовавших на всех морях и потопленных подводными лодками союзников, 4 лодки потопили наши подводники: «U-144» потоплена нашей «малюткой» «М-94» под командованием старшего лейтенанта Дьякова 27.07.41 г.; «U-144» — нашей ПЛ «М-78» 23.06.41 г.; «U-149» — нашей ПЛ «М-101» 28.06.41 г и «U-584» — нашей ПЛ «М-175» 10.01.42 г. В свою очередь, немецкие подводные лодки потопили 26 подводных лодок союзников (3 наших, 17 английских, 3 американских, 2 голландских и 1 норвежскую). Вот и думай, кто кого потопил!
Пытаясь выдать желаемое за действительное, автор «Асов и пропаганды» ставит все с ног на голову. Из приведенного выше списка советских подводных лодок, «М-78» (см. пункт 8.3.48), «М-94» (см. пункты 8.3.22, 8.3.54) и «М-175» (см. пункт 8.2.36) сами стали жертвами торпед «U-ботов». Причем «U-144» топится Дрожжиным дважды разными лодками, хотя всегда признавалось, что субмарину «U-144» потопила «Щ-307» 10 августа 1941 года. Приведенной в этом списке «М-101» не было в природе. Очевидно, имелась в виду «М-99» (см. М-99 раздел 8, погибшая от торпеды «U-149» 26 июня 1941. И это несмотря на то, что на предыдущей странице Дрожжин приводит данные о трех советских подводных лодках, погибших в 1941 году на Балтике в результате атак немецких субмарин, («М-175» служила на Севере, см. пункт 8.2.36). Что касается союзных лодок (без учета советских), потопленных немецкими субмаринами, то кроме потопленных по ошибке немецкого «Сфакса» и итальянской «Маркони» (предположительно), на счету немецких подводников 5 потопленных субмарин (4 британских и 1 французская). В подводных дуэлях 26 подводных лодок стран антигитлеровской коалиции вышли победителями» (рецензия Е.Ч.).
Все эти примеры с рецензией (Е.Ч.) на книги Дрожжина приведены для того, чтобы показать, что в историческом плане не следует заниматься лжепатриотическими целями, потому что рано или поздно все встанет на свои места и мы не получим необходимого восхищения подвигами защитников нашего отечества будущим поколением.
И еще приведем высказывание рецензента (Е.Ч.) на книги Дрожжина, которое, наверное, разделяет всякий здравомыслящей человек.

Торпедные атаки подводных лодок

Подводная лодка обладает гораздо меньшей скоростью хода и меньшим горизонтом видимости по сравнению с эскадренным миноносцем, но зато она гораздо менее заметна и может скрыться мгновенно после выстрела торпедой. Поэтому подводными силами гораздо труднее занять благоприятную позицию для производства атаки, в особенности при совместных действиях с надводным флотом, когда надводные корабли идут полным ходом. Для лодки более выгодно будет выжидать удобного случая, когда корабль идет ей навстречу. Вследствие своей ограниченной дальности видимости подводная лодка не может производить атаку с больших дистанций и, кроме того, принимая во внимание невозможность для подводных сил действовать в массе подобно эскадренным миноносцам, вероятность попадания для них значительно уменьшается.

С другой стороны, чрезвычайная трудность обнаружения перископа, что во времена Ютландского боя являлось единственным способом обнаружения и самой подводной лодки, делало последнюю источником непрерывных тревог для надводных кораблей, в особенности с такой большой осадкой, как линейные корабли и линейные крейсеры. Тогда еще не было установлено на опыте, что группа кораблей, идущих вместе с большой скоростью, представляет собой очень трудную цель для подводной лодки, которая в этом случае должна больше заботиться о своей собственной безопасности, чем думать о проведении планомерной атаки.

Меры предосторожности, принятые нашим флотом против возможной атаки подводных лодок, заключались в образовании противолодочной завесы эскадренных миноносцев, производящих разведку впереди линейных кораблей и линейных крейсеров. Это, несомненно, связывало свободу действий некоторых английских флотилий, ограничивая их только данными обязанностями, тогда как в ином случае они могли бы играть роль более наступательного характера. Но мы должны принять здесь во внимание, что в то время как немцы могли считать, что английский флот отошел слишком далеко и шел слишком большим ходом, чтобы подводные лодки могли его сопровождать, нашему командному составу приходилось непрерывно считаться с тем, что наш флот встречается с противником не только в пределах вод последнего, но и в районе действия его подводных лодок, оперирующих из своих баз.

Весьма легко рассуждать после боя и теперь говорить о том, что подводных лодок в то время поблизости не было и вообще не могло быть. Нужно помнить, что перед боем у нас имелись все основания предполагать, что противник использует свои подводные лодки, и это предположение подтверждалось непрерывно поступавшими во время боя донесениями адмиралу Джеллико с определенным сообщением о замеченных подводных лодках противника.

Способом защиты корабля от подводной атаки может служить зигзагирование с расчетом не дать подводной лодке возможности занять удобную позицию для производства торпедной атаки. Но этот маневр требует крайней осторожности. Другой, более обыкновенный и притом безопасный способ состоит в том, что корабль идет прямо на подводную лодку и заставляет ее погрузиться в целях собственной безопасности.

Но фактически, как ни были сбивчивы все эти ошибочные донесения о подводных лодках, они мало повлияли на ход событий в Ютландском бою за исключением того, что, как уже указывалось выше, некоторым нашим флотилиям эскадренных миноносцев приходилось нести обязанности чисто оборонительного характера.

Из книги Вторая мировая война. (Часть II, тома 3-4) автора Черчилль Уинстон Спенсер

Глава седьмая Рай для подводных лодок С чувством облегчения, испытывая подъем боевого духа, мы приветствовали вступление Соединенных Штатов в войну. Отныне мы разделим наше бремя с партнером, обладающим почти неограниченными ресурсами, и мы сможем надеяться, что в войне

Из книги Вторая мировая война автора Колли Руперт

Битва за Атлантику: «Угроза подводных лодок» Война на море началась сразу же в сентябре 1939 г., когда немцы потопили несколько торговых кораблей в Индийском океане и Южной Атлантике. 13 декабря 1939 г. произошел бой у устья реки Ла-Плата в Южной Атлантике. Немецкий «карманный

автора Дёниц Карл

9. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВОДНОГО ФЛОТА И СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ЛОДОК Подводная война в Атлантике. – Постройка подводных лодок дома. – Оперативные и учебные подразделения подчинены фон Фридебургу. – Моя вера в подводный флот. – Новая судостроительная программа. –

Из книги Десять лет и двадцать дней. Воспоминания главнокомандующего военно-морскими силами Германии. 1935–1945 гг. автора Дёниц Карл

Приложение 5 ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК Штаб командования подводного флота,Вильгельмсхафен,8 сентября 1939 года№ BNR 482. СекретноКомандованию ВМС,Берлин.Предмет: Программа строительства подводных лодок.Ссылки: Телефонный разговор между адмиралом Шнивиндом и

Из книги Подъём затонувших кораблей автора Горз Джозеф

ТРУДНОСТИ СПАСЕНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК Гибель экипажа S-4, особенно медленная мучительная смерть шести человек, запертых в торпедном отсеке, еще раз со всей убедительностью подтвердила необходимость создания каких-то устройств, обеспечивающих возможность

автора Нимиц Честер

Действия немецких подводных лодок в американских водах После нападения Японии на Пирл-Харбор 7 декабря 1941 года и официального вступления Соединенных Штатов в войну против держав оси в Вашингтоне состоялась встреча Черчилля и начальников английских штабов с Рузвельтом

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Возвращение подводных лодок в Среднюю Атлантику После введения в американских водах системы конвоев, обеспечивавшихся охранением надводных кораблей и самолетов, Дениц решил сосредоточить усилия подводных лодок снова в Средней Атлантике, где конвои не обеспечивались

Из книги Немецкие субмарины в бою. Воспоминания участников боевых действий. 1939-1945 автора Бреннеке Йохан

Глава 12 Драма подводных лодок и «Атлантиса» Оперативная сводка. Декабрь 1941 годаГод завершился тяжелыми потерями. Главным фактором этих потерь явилась, несомненно, британская авиация. Всего Германия потеряла в 1941 году тридцать пять подводных лодок – в среднем чуть

Из книги Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания автора Патянин Сергей Владимирович

Из книги «Чудо-оружие» Третьего рейха автора Ненахов Юрий Юрьевич

Глава 32. Вооружение и оснащение подводных лодок Огромное внимание немецкие конструкторы придавали разработке новых типов торпед. Германское оружие этого класса традиционно являлось одним из лучших в мире - некоторые образцы торпедного вооружения США и Великобритании

Из книги Правда об Ютландском бое автора Харпер Дж.

Торпедные атаки легких надводных кораблей а) Днем: Эсминцы и, в меньшей степени, легкие крейсеры могут оказывать значительное влияние на тактику линейного флота, если, пользуясь своей быстроходностью, им удастся занять удобную позицию для торпедной атаки.

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

автора Кащеев Л Б

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б


В журнале боевых действий Северного флота 05.07.42 г. зафиксировано донесение командира ПЛ «К-21»:
«Весьма срочно, по флоту.В 18-00 широта 71 град. 25 мин. N, долгота 23 град.40 мин. Ost атаковал корабли противника в составе линкоров «Тирпиц», «Шеер» и восьми эсминцев. Вышел в атаку на линкор «Тирпиц», слышал два взрыва. Командир «К-21» Лунин».

Лодка ещё не вернулась в базу,но 08 07. 42 гСовинформбюро..сообщило: «В Баренцевом море одна из
наших подводных лодок атаковала новейший немецкий линкор «Тирпиц», попала в него двумя торпедами и нанесла линкору серьёзные повреждения».

Это несколько поспешное сообщение, основанное исключительно на предположении, сыграло в дальнейшем негативную роль, ибо после столь уверенного заявления на весь информационный мир, у
командования Северного флота не было иного выбора, как упорно стоять на своей весьма слабой версии попадания торпед в борт линкора, нанесения ему серьёзных повреждений и на многие десятилетия оставаться её заложниками.

В результате мы поставили себя в крайне уязвимое положение не только в глазах историков всего мира, но и прежде всего в глазах самих россиян.
Сам Лунин о своей атаке в прессе не писал, мемуаров не оставил. Это охотно
делали другие многочисленные авторы.

Вот и сегодня на полках всех книжных магазинов можно увидеть книгу К.М.Сергеева «Подводная «атака века». Лунин атакует «Тирпиц». (Москва, « Эксмо», 2009 г.) Её автор К.М.Сергеев, инженер-механик, командир группы движения ПЛ «К-21», участник трёх боевых походов.

В предисловии говорится, что данная книга рассказывает всю правду об этом подвиге, восстанавливает всю хронику событий, убедительно отвечает на все спорные вопросы, ставит, наконец, все точки над «и», фактически закрывая эту тему.

Подробное описание торпедной «атаки века» автор К.М.Сергеев представляет с помощью архивных документов: собственный отчёт Лунина, вахтенный журнал «К-21», выписками из которых имеется возможность воспользоваться.

Пятого июля 1942 года подводная лодка «К-21» под командованием
Н.А.Лунина обнаружила эскадру во главе с двумя линкорами, вышедшую на перехват каравана «PQ-17».Эскадра шла
противолодочным зигзагом на северо-восток.

Из отчёта Н.А.Лунина: «18-01 произвели четырёхторпедный залп с интервалом выхода торпед 4 секунды, дистанция 17-20 каб., считая скорость
линкора 22 узла. Головной миноносец охраны линкора «Тирпиц» резко ворочал влево на обратный курс
и я опасался, что он идёт на лодку.

С выходом первой торпеды опустил перископ и с выходом последней загнал лодку на глубину, увеличил ход до полного. Через 2мин.15сек. из отсеков, а также акустиком было доложено о взрыве двух торпед, ожидаемых взрывов глубинных бомб не последовало.»

Далее из вахтенного журнала «К-21»: 18-31 – лодка подвсплыла под перископ, видны дымы и верхушки мачт удаляющихся кораблей эскадры на северо-восток.
18-31 – по корме слышен раскатистый взрыв. 18-32 – второй раскатистый взрыв 18-38 – третий раскатистый взрыв. 19-09 – всплыли под среднюю, начали передачу радиограммы об атаке линкора «Тирпиц».

Представленный письменный отчёт Н.А.Лунин закончил выводами: «Попадание двух торпед при атаке линкора «Тирпиц» считаю достоверным, это должно быть подтверждено
разведкой, в то же время допускаю возможность, что головной миноносец, повернувший в
момент выстрела на контркурс с линкором, перехватил торпеды на себя. В пользу этого
предположения свидетельствуют последующие взрывы».(ЦВМА, ф.112,д 1497,л.467-468)

Предположение Лунина о миноносце, перехватившем торпеды на себя, полностью исключает попадание торпед в линкор, чем ставит руководство флота в сложное положение, поспешившее объявить о попадании двух торпед в «Тирпиц».Естественно вывод командира «К-21» Лунина потребовалось оперативно изменить, что и было сделано в интерпретации командира бригады Н.И.Виноградова, о чём автор книги предпочёл промолчать.

Этот изменённый вывод Н.И.Виноградов публикует со ссылкой на
ЦВМА в своей книге. (Н.И. Виноградов «Подводный фронт», Москва, Военное издательство,1989 г. Стр.134 – 135)

Цитирую: « Попадание двух торпед при атаке по линкору достоверно, что должна установить разведка. В то же время допускаю, что головной миноносец, повернувший в момент выстрела на контркурс, перехватил ОДНУ из
торпед на себя. В пользу этого предположения свидетельствуют последующие взрывы».
(ЦВМА, ф. 112,д. 1497, л. 467 – 468).

Как видим затруднение было легко преодолено тем, что миноносец, согласно вывода Виноградова – Лунина перехватил не две торпеды в первоначальном варианте, а одну, и
вместо одной поражённой цели по предположению Лунина были поражены сразу две.

Именно второй вариант вывода получил поддержку Военного совета флота и явился основанием засчитать подводной лодке «К-21» как замечательный боевой успех торпедный удар по «Тирпицу», а также потопление вражеского миноносца.
Командира наградили Орденом Красного Знамени.

В итоге имеем два варианта одного документа, хранящихся в разных делах ЦВМА. Подобная двойственность только усугубляет сомнения. Версия потопления вражеского миноносца изначальна крайне слаба. Взрывы двух торпед были зафиксированы ровно через 2 мин. 15сек.

Минимальное безопасное расстояние между миноносцем сопровождения и линкором при следовании сложным противолодочным зигзагом не менее 6-7 кабельтовых, что видно на приведённой автором схеме маневрирования на странице 140.

Примерно на эту величину путь перехваченной торпеды миноносцем, находившимся между лодкой и линкором, должен быть короче, а прозвучавшие взрывы торпед иметь разницу по времени не менее 40-45 секунд.

Именно поэтому, ввиду явной несостоятельности этой версии, через десятилетия, на официальном уровне о потоплении миноносца больше не упоминается, сосредоточив основное внимание на повреждении линкора «Тирпиц».

Цитирую: «Командир подводной лодки «К-21» капитан второго ранга Н.Лунин получил приказ - атаковать фашистских пиратов. Умело маневрируя лодкой, он пропустил над собой миноносцы, вовремя всплыл и атаковал линкор двумя торпедами. «Тирпиц» получил серьёзные повреждения и повернул на свою базу. Караван транспортов благополучно пришёл в Мурманск. Лунину было присвоено звание Героя Советского Союза». («Великая Отечественная. Краткая иллюстрированная история войны». Москва,1975 г. Стр. 573)

О присвоении звания Героя за атаку линкора «Тирпиц» военные историки явно перестарались. Эту высокую награду Лунин получил в апреле 1942 года. Вызывает большой интерес описание «атаки века» контр-адмирала В.Л.Ужаровского, бывшего командира БЧ-2-3 ПЛ «К-21», помещённый в интернете http://nvo.ng.ru/history/2000-03-17/5-submarine.html

Цитирую: «Залп был выполнен, торпеды вышли, лодка нырнула на глубину. Все замерли и стали внимательно вслушиваться. Раздался первый взрыв, СЕКУНД ЧЕРЕЗ 20 – 30 ПОСЛЕ НЕГО второй, (однако, согласно вахтенного журнала и собственного письменного отчёта Н.А.Лунина взрывы двух торпед прозвучали одновременно ровно через 2 мин. 15 сек.), потом пауза и ещё три раскатистых взрыва. Как было установлено впоследствии первым взорвался эсминец, который сразу же и затонул.

Второй взрыв – попадание торпеды в линкор, в результате чего была выведена из строя одна из его трёх машин. Ну а три последних взрыва оказались разрывами глубинных бомб тонущего эсминца». В интерпретации адмирала взрывы торпед теперь прозвучали именно с тем недостающим интервалом, о чём я писал выше, но что совершенно не соответствует ни записям приведённого вахтенного журнала, ни с отчётом Н.А. Лунина.

В книге К.М. Сергеева говорится о встрече автора с контр – адмиралом З.М. Арвановым, бывшим старпомом, а затем командиром «К-21» и в беседе с ним выражается удивление, что адмирал не написал своих воспоминаний. Автор немного лукавит, поскольку не может не знать,что воспоминания адмирала опубликованы и касаются они, прежде всего,знаменитой «атаке века».

Цитирую: «18-02, четыре мягких толчка – все четыре торпеды вышли. Лунин перископа не опустил, хочет лично наблюдать результаты. Вот
один из охранявших «Тирпиц» эсминец резко повернул на лодку и тут же получил в борт торпеду. Взрыв пришёлся на середину корпуса – он моментально разломился, через мгновение – ещё один взрыв. Попадание в «Тирпиц»! Лодка погрузилась: ждали атаки кораблей охранения. Но всё тихо, шумы отдаляются к югу. Немцы повернули на курс к глубоким норвежским фиордам. (З.М. Арванов «Подводной войны рядовые», Мурманск, 1979 г.стр. 84)

Изложенное адмиралами не соответствует действительности и является прямой фальсификацией. Разумеется, Лунин результаты торпедной атаки видеть не мог, лодка находилась на глубине, а торпеды прошли мимо цели, немцы их просто не заметили.

Торпедный залп «К-21»,как позже выяснилось, не был зафиксирован ни линкором «Тирпиц», ни кораблями сопровождения, и эскадра, вопреки многочисленным утверждениям, не поворачивала на обратный курс после атаки Лунина, а продолжала следовать тем же генеральным курсом, не сбавляя скорости.

Посланная Луниным радиограмма об атаке линкора была перехвачена и расшифрована.
Немцам стало ясно, что потерян решающий момент операции – внезапность. Через несколько часов по указанию командования эскадра повернула на обратный курс.

Именно к этому выводу пришёл Нарком ВМФ Адмирал флота Советского Союза
Н.Г.Кузнецов, что упорно игнорируют вышеназванные адмиралы вместе с автором книги.

Цитирую: «Фашистские корабли обнаружила подводная лодка «К-21» под командованием
Героя Советского Союза Н.А.Лунина. Лунин вышел в атаку, выпустив по «Тирпицу» четыре торпеды. Гитлеровское командование, обеспокоенное тем, что соединение их кораблей обнаружено английским самолётом и подводной лодкой через несколько часов
приказало своим кораблям повернуть на обратный курс».(Н.Г.Кузнецов. «Курсом к
Победе», Москва, 1987 г.стр.207)

Нарком ВМФ утверждает, что поворот на обратный курс эскадры вызван причиной её обнаружения, но отнюдь не повреждения линкора «Тирпиц».Он слишком уважал суровую и опасную службу подводников, чтобы при описании атаки «К-21» пройти мимо факта попадания торпеды в «Тирпиц» и потопления миноносца, если бы таковой действительно имел место.

После окончания войны наши бывшие союзники и противники на море проверили свои боевые счета по данным противоположной стороны. Появилась возможность проследить судьбу каждого транспорта, корабля, а также результаты боевой деятельности. У нас подобная работа открыто, на официальном уровне по понятным причинам до сих пор не произведена.

В середине девяностых некоторые профессиональные независимые исследователи получили доступ к документам зарубежных архивов и у нас.Обнаруженная реальность некоторых событий разрушила, наконец, мифы и легенды, созданные многие десятилетия назад.

В самом авторитетном журнале российских подводников «Подводный флот», № 11, 2004 г. Санкт- Петербург (официальный орган «Международной ассоциации общественных организаций ветеранов подводного флота и моряков-подводников) в статье капитана первого ранга, кандидата технических наук А.В.Платонова на стр.42 опубликованы сведения боевого пути ПЛ «К-21».

Цитирую: «К-21», срок службы 32,7 месяца, 12 боевых походов, 10 торпедных атак (35 торпед) в результате которых, возможно, потоплено несколько мотоботов. Артиллерийским огнём уничтожено два мотобота (35 брт). Шесть минных постановок (120 мин), предположительно на выставленных «К-21» минах погибло одно судно и один корабль. 5 июля 1942 года на линии остров Серё – остров Рольвсе четырёхторпедным залпом безрезультатно атакован германский линейный корабль «Тирпиц».

В истории военно-морских сражений в период второй мировой войны общепризнанной «атакой века» подводников всего мира считались те, которые завершались потоплением исключительно самых крупных надводных целей противника.

Сюда можно отнести потопление немецкой ПЛ U-29 английского авианосца "Корейджес", потопление японского авианосца "Синано" американской ПЛ "Арчер-Фиш"

Называть атаку подводной лодки «К-21» «атакой века», при которой все выпущенные торпеды по линкору прошли мимо цели, при всём глубоком уважении к автору книги, вряд ли уместно.

Сам Н.А.Лунин свою атаку так никогда не называл. Прерогатива этих двух громких слов среди советских подводников больше подходит к подводной лодке Балтийского флота «С-13», потопившей фашистский лайнер «В.Густлофф»

Бесспорно, командир «К-21» Н.А.Лунин – личность яркая, незаурядная, достойная глубокого уважения. Его решительная атака линкора, несмотря на исключительно
сильное охранение кораблями сопровождения - проявление большого мужества всего экипажа.

После войны, ему, опытнейшему моряку, конечно, нетрудно было, после соответствующего анализа, неоднократно убедиться, что его атака линкора вместе с эсминцем была безуспешной. Но обратного хода уже не было по политическим мотивам, не зависящим от него, и до конца своих дней Николай Александрович, находясь в зените славы, вынужден был нести глубоко в себе этот нелёгкий груз сомнительных победных реляций.