Еще не все. Кому из министров по-прежнему грозит отставка 

Владимир Ростиславович Мединский – советник Владимира Путина по вопросам культуры. Бывший министр культуры РФ, занимавший этот пост с мая 2012 года по январь 2020. Член Высшего совета «Единой России».

Его деятельность оценивали противоречиво, в частности, много критики вызвало финансирование Фондом кино провалившихся или так и не вышедших в прокат фильмов, закона, осложняющего проведение в России международных кинофестивалей, а также появившуюся у возможность Минкульта переносить даты зарубежных премьер, если иностранный фильм «мешает» в прокате российскому.

В 2016 году в диссертации Мединского нашли ошибки и плагиат. Ученое сообщество потребовало лишить его звания доктора наук, однако в Министерстве образования решили этого не делать.

Детство и юность

Володя Мединский родился в семье офицера советской армии. Отец – Ростислав Игнатович – дослужился до чина полковника, проходил службу в Центральном управлении ракетного топлива Министерства обороны СССР, участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Спитаке. Мать – Алла Викторовна, по образованию врач-терапевт. Через пять лет после рождения Володи в семье появился второй ребенок – дочка Таня.

С самого раннего детства Володя выделялся среди сверстников. В детском саду всегда первый «расправлялся» с едой и самостоятельно одевался для прогулки. В школе последовательно прошел путь от командира звездочки октябрят до секретаря комсомольской организации.

Как и у большинства детей военнослужащих, детство Володи прошло по военным гарнизонам, и только в начале 80-ых годов семья поселилась в Москве, где Владимир и окончил школу.


В 1987 году Мединский стал студентом факультета международной журналистики МГИМО. Учился как и в школе – на отлично, получал повышенную (ленинскую) стипендию. В период учебы проходил практику в различных СМИ: в районной забайкальской газете, Агентстве политических новостей и ТАСС. В 1992 году окончил институт с красным дипломом.

Научная деятельность

В 1993-94 гг. Мединский являлся аспирантом МГИМО МИД России. В 1997 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Современный этап мирового развития и проблемы формирования внешней политики России».


С 1994 года Владимир Мединский начал преподавать в родном МГИМО.

В 1999 году 29-летний Мединский защитил докторскую диссертацию на тему «Методологические проблемы формирования стратегии внешнеполитической деятельности России в условиях становления глобального информационного пространства».

Диссертационные работы Мединского вызвали неоднозначную реакцию в научных кругах: последовал ряд обвинений в плагиате, использовании ненаучной методологии и недобросовестности исследования. В качестве доказательств приводились следующие примеры: 87 из 120 страниц кандидатской диссертации Мединский заимствовал из диссертации своего научного руководителя – С.А. Проскурина. В его докторской диссертации с чужими работами совпадает 21 страница.

«Мифы о России»: книги Мединского

В 2010-11 гг. Мединский опубликовал тринадцать книг на историческую тему, объединенных под общим названием «Мифы о России». По словам самого автора, его главнейшей задачей была попытка развенчать негативные мифы о России и предложить новый взгляд на историю российского государства.


Как и диссертационные работы Мединского, «Мифы о России» получили у критиков самые противоречивые отзывы. Наибольший гнев вызвала концепция автора, который утверждал, что любое преступление перестает быть преступлением только лишь потому, что его совершили «наши».


Серию «Мифы о России» похвалил Владимир Жириновский , а редактор газеты «Книжное обозрение» А. Гаврилов отозвался о «Мифах» как о глупом реваншизме. Глава администрации Президента России Владислав Сурков назвал книгу спорной, но очень полезной для России, а вот критик Роман Арбитман посчитал, что Мединский сам придумал новые мифы о России.

Бизнес

Окончив институт, Мединский с несколькими сокурсниками организовал рекламное агентство «Корпорация "Я"». После крушения финансовой пирамиды «МММ» агентство, к 1996 году ставшее холдингом, оказалось на грани банкротства. Благоприятное стечение обстоятельств позволило избежать финансового краха, но будущий министр культуры охладел к бизнесу. В 1998 году он передал свою долю в компании отцу, а сам решил податься в госслужащие. В 1998 году Мединский стал вице-президентом РАСО. Через полгода его назначают советником директора Департамента налоговой полиции РФ.

С мая 1999 года Мединский руководит Департаментом по информационной политике. В конце того же года Мединский покидает госслужбу и «уходит» в политику.

Политическая деятельность

Политическая деятельность Владимира Ростиславовича начинается с руководства управлением Центральным избирательным блоком «Отечество – Вся Россия». Следующая ступень его политической карьеры была связана с партией «Единство и Отечество – Единая Россия».

В 2003 году Владимира Ростиславовича избралит депутатом Думы IV созыва, а в 2007 году и депутатом Думы V созыва. Однаков в 2011 году он не прошел в Думу VI созыва. Но на этом политическая карьера Мединского не закончилась – в феврале 2012 года он был зарегистрирован как доверенное лицо Владимира Путина , а в мае того же года стал министром культуры РФ.


В 2014 году Мединский стал кавалером Ордена Почета и Ордена преподобного Сергия Радонежского II степени, получил степень почетного доктора университета Ка Фоскари в Венеции.


Именно присвоение степени почетного доктора вызвало грандиозный скандал, вынудивший Сильвию Бурани покинуть пост проректора университета Ка Фоскари.

Противники министра отрицательно отнеслись к решению Мединского уволить Григория Ревзина, раскритиковавшего политику Путина по украинскому вопросу.


Не менее резонансной стала реплика Мединского: «Вранье!», прозвучавшая в эфире «Эхо Москвы» по поводу факта, изложенного в книге Даниила Гранина «Цена победы» (имеются в виду слова писателя, согласно которым в период страшного голода в блокадном Ленинграде для партийного руководства выпекались ромовые бабы).

Мединский про Рашку-говняшку

Очередной скандал, связанный с именем Мединского, разразился в ноябре 2014 года. Российский министр культуры отказался от господдержки проектов режиссера-документалиста и председателя фестиваля «Артдокфест» Виталия Манского. Оппозиционная общественность связала поступок Мединского с тем, что режиссер подписал открытое письмо Союза Кино «Мы с Вами!» в адрес украинских работников кино. Сам Мединский объяснил свои действия тем, что не собирается обеспечивать финансирование фильмов, снятых по принципу «Рашка-говняшка». Впоследствии, как и в случае с Даниилом Граниным, министру пришлось принести извинения за свои слова.


Злые языки утверждают, что Владимир Мединский еще долгое время будет находиться на руководящих государственных постах. Он из того типа людей, которые всегда находят общий язык с власть предержащими. В свое время он был активным комсомольцем и коммунистом, потом стал пламенным ельцинистом, дружил с Лужковым , а сейчас является верным последователем политики Путина.

В начале 2016 года Владимир Мединский активно занимался вопросами туризма. Он не раз отмечал, что туристическая сфера является наиболее быстрорастущим сегментом российской экономики, а также говорил о разработке комплекса мер, направленного в поддержку туроператоров и упрощения визового режима.

Мединский с рукоприкладством провел министерскую проверку

В целом, 2016 год, признанный «Годом российского кино», потребовал от Мединского тщательной работы над вопросами в сфере кинематографа. По его словам, доля российских фильмов в отечественном кинопрокате должна увеличиться с 18% в 2016 году до 25% в 2018.

Личная жизнь Владимира Мединского

Подробных сведений о личной жизни Министра культуры РФ нигде не было опубликовано. Известно лишь то, что он счастлив в браке: женат на Марине Олеговне Мединской (в девичестве Никитина). Супруги растят троих детей, которые обучаются в московской школе № 19 с углубленным изучением английского языка.


Спутница жизни Владимира Мединского является весьма успешным предпринимателем.


Владимир Мединский сейчас

Владимир Мединский потерял пост главы Министерства культуры после роспуска правительства Дмитрия Медведева в январе 2020 года. Новым министром культуры, уже в Правительстве Михаила Мишустина , стала Ольга Любимова. После отставки Мединскому предложили работу в Кремле в качестве советника Владимира Путина по вопросам культуры.


МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин в пятницу подписал указ о переназначении министром культуры. За шесть лет руководства Минкультуры Мединский смог повысить посещаемость театров, музеев, филармоний и кассовые сборы российских фильмов, однако запомнился он не только этим: не обошлось без коррупционных скандалов, а также трений с деятелями культуры, во время которых министр порой позволял себе резкие высказывания.

Владимир Мединский родился в 1970 году в городе Смела Черкасской области в семье офицера советской армии. Детство будущего министра прошло в военных гарнизонах, а в начале 80-х его семья поселилась в Москве. В 1987 году, окончив школу, Мединский поступил в МГИМО на факультет международной журналистики. Он учился на отлично, получал повышенную (ленинскую) стипендию, после окончания института с красным дипломом поступил в аспирантуру. В 1997 году он защитил свою первую кандидатскую диссертацию на тему "Современный этап мирового развития и проблемы формирования внешней политики России".

На своем посту Мединский неоднократно попадал в списки самых упоминаемых в СМИ министров. Часто его называли "эффективным министром" — во время его руководства обрела вес непривычная для творческой сферы аббревиатура KPI (ключевые показатели эффективности).

По статистике министерства культуры РФ, по сравнению с 2012 годом посещение выставок в России увеличилось на 41% — с 87 до 123 миллионов посетителей в год, а доходы возросли за пять лет более чем в два раза — до 10 миллиардов рублей. Именно при Мединском в Третьяковской галерее появились "выставки-блокбастеры", которые были настолько популярны, что посетители готовы были выломать двери в музей, чтобы, например, увидеть полотна Валентина Серова. Посещаемость театров за пять лет также возросла, хотя и скромнее, чем в музеях, — на 14%, до более чем 38 миллионов зрителей.

Главное из искусств

Говорит, что думает

Мединский всегда очень твердо отстаивал свои идеи и в пылу дискуссий порой позволял себе резкие высказывания. Например, в 2014 году на встрече с петербургскими читателями в книжном магазине он отметил, что не видит смысла финансировать тех кинематографистов, которые снимают кино "по принципу "Рашка-говняшка".

Лексикон чиновника возмутил пользователей соцсетей, журналистов и парламентариев. За свои слова Мединский извинился, но от смысла высказывания отрекаться не стал. "Я просто говорю то, что думаю. Иногда, наверно, для чиновника - излишне", — признавался позднее министр в одном из интервью.

Также министр запомнился нетерпимостью к тем, кто, так или иначе, посягал на неприкосновенность истории страны. В 2016 году люди, критикующие историю о подвиге 28 панфиловцев, удостоились от Мединского звания "мразей конченых". Под горячую руку попал и директор Госархива России Сергей Мироненко, который в июне 2015 года на Всемирном конгрессе русской прессы в Москве впервые назвал подвиг 28 панфиловцев мифом. В марте 2016 года он ушел в отставку, сохранив за собой должность научного руководителя учреждения.

"Мое глубочайшее убеждение заключается в том, что даже если бы эта история была выдумана от начала и до конца, даже если бы не было Панфилова, даже если бы не было ничего — это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться", — так министр аргументировал свои слова.

Череда скандалов

Во время работы Мединского на посту министра культуры не обошлось и без громких скандалов. В некоторых из них звучало понятие цензуры. Так, в апреле 2015 года прокуратура возбудила административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания" в отношении режиссера "Тангейзера" Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича, который допустил оперу к показу в Новосибирском театре оперы и балета. В результате Мездрич был уволен со своей должности. При этом министр лично подчеркивал, что за репертуарную политику традиционно отвечает руководство театра.

"Я хочу напомнить, что у нас нет ни цензуры, ни какого-либо порядка "ведомственных" предпросмотров", — говорил Мединский.

Два года спустя худрук театра "Сатирикон" Константин Райкин выступил с речью об "агрессивных наездах на художественные высказывания" и "цензуре толпы", вызвав жаркую полемику в среде коллег. Мединский отверг обвинения Райкина и высказал мнение, что за мнимыми спорами о цензуре кроются совершенно другие подводные камни.

Свою позицию министр продолжал отстаивать и в случае с фильмом Алексея Учителя "Матильда", который подвергся нападкам со стороны депутата Госдумы Натальи Поклонской. Мединский призывал не потакать "безответственному кликушеству" и называл попытки запретить фильм "беззаконием и цензурой". При этом случай с фильмом британского режиссера Армандо Ианнуччи, прокатное удостоверение которого было отозвано из-за возмущений общественности неоднозначностью темы, Мединский предпочел не комментировать.

Хищение средств

Несколько серьезных разбирательств в период руководства Мединского было связано с хищением бюджетных средств. В марте 2016 года ФСБ сообщило о возбуждении дела в отношении нескольких руководящих работников Минкультуры и предпринимателей. Их подозревали в хищении бюджетных средств, которые государство выделило на реставрацию объектов культурного наследия, в частности, Новодевичьего монастыря в Москве. Ключевой фигурой в этом деле оказался замминистра Григорий Пирумов, также был арестован глава департамента управления имуществом Минкультуры Борис Мазо.

Мединский признался, что все в Минкультуры были шокированы ситуацией - уже на следующий день министерство инициировало проверки тех памятников, где велись реставрационные работы, а некоторое время спустя полностью переорганизовало работу департамента. Министра признали непричастным к делу, но некоторые чиновники считали, что после такого скандала он должен был подать в отставку.

При этом в самом обсуждаемом деле прошлого года - деле "Седьмой студии", фигурантов которого также обвинили в хищении госсредств, — Минкультуры РФ признали потерпевшей стороной. В рамках уголовного дела подано исковое заявление о возмещении вреда в размере более чем 133 миллионов рублей.

Спорная диссертация

Большое внимание на посту министра Мединский уделял отечественной истории. При этом его взгляды на историю неоднократно подвергались критике за ненаучный характер, ошибки и противоречия.

В 1999 году Мединский защитил свою третью диссертацию на тему "Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV—XVII веков" и стал доктором исторических наук. В 2017 году в научной среде разразился настоящий скандал, связанный с этой работой.

Участник сообщества "Диссернет" филолог Иван Бабицкий публично усомнился в научной ценности труда. Это первый случай, когда диссертацию хотели рассмотреть не на плагиат, а именно на качество проведенной научной работы и обоснованности получения степени. Работу министра рассматривали два диссертационный совета — МГУ и Белгородского университета, оба признали претензии к Мединскому немотивированными. Несмотря на недовольство экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК), президиум ВАК в октябре 2017 все же рекомендовал министерству образования и науки не лишать Мединского степени.

Также до прихода на пост министра Мединский опубликовал серию книг "Мифы о России". По словам автора, его задачей была попытка развенчать негативные мифы о России и предложить новый взгляд на историю российского государства. Мединский также написал приключенческий исторический роман "Стена", по которому Дмитрий Месхиев в 2016 году снял одноименный художественный фильм. Минкультуры в финансировании фильма участие не принимало.

Ведомство без просвета

Первая в этом коротком списке - министр просвещения Ольга Васильева . Еще до президентских выборов «ФедералПресс» писал о том, что она - один из главных кандидатов на вылет при формировании нового состава правительства. Ее должна была сместить Елена Шмелева , которая возглавляет образовательный центр «Сириус» в Сочи . На президентских выборах она была сопредседателем предвыборного штаба Владимира Путина . Как сообщают наши источники, между Путиным и Шмелевой была договоренность по поводу дальнейшего трудоустройства последней. Однако сценарий был нарушен.

Один в поле не министр

Вторым министром, который рискует распрощаться со своим креслом ближайшей осенью, может стать глава минкульта Владимир Мединский , передает источник «ФедералПресс». Его отставка тоже прогнозировалась до формирования последнего состава кабмина, однако с уходом Мединского решили повременить. Можно считать, что ему дали испытательный срок

Однако минкульт продолжают сотрясать финансовые скандалы, связанные с Фондом кино. После одной из последних проверок Генпрокуратуры стало известно, что в списке должников фонда находится 21 киностудия. Во многом поэтому сегодня Мединский направил предложение Дмитрию Медведеву с просьбой изменить устав организации. Ведомство хочет само назначать руководителя главы Фонда кино и взять под контроль расходование фондом госсредств, выделенных на поддержку отечественной кинематографии.

Ножку из-под стула Мединского подпиливают ослаблением его команды. Так, в июне этого года был уволен его заместитель и ближайший соратник Владимир Аристархов . Вакантную позицию займет гендиректор «ЦентралПартнершип» Павел Степанов , передают несколько источников. Они называют Степанова вообще потенциальным сменщиком Мединского.

Ослаблению команды Мединского поспособствовало назначение председателем комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской . Уже на стадии обсуждения ее кандидатуры между ней и Мединским разразился скандал. Последний был категорически против ее назначения. Ямпольская после назначения на новый пост бросила негативный реверанс в сторону действующего министра культуры.

«Мои единомышленники много сделали для того, чтобы этого назначения не состоялось, потому что знают характер. Потому что знают, что комитет по культуре не будет филиалом чьим бы то ни было, что комитет по культуре не будет коридором, по которому легко пронести то или иное решение. Комитет по культуре не будет частью чьей бы то ни было пищевой цепочки», - заявила Ямпольская.

Философия президента

Встает логичный вопрос - почему отставки не были произведены в момент формирования нового кабмина и почему они должны случиться именно осенью? Политологи вообще сомневаются в том, что Васильева и Мединский так быстро уйдут после своего переназначения.

«Уволить человека спустя два месяца после его переназначения - какой-то садомазохизм. За это время вряд ли что-то качественно изменится в сфере образования», - считает политолог Дмитрий Журавлев .

Но наши источники считают сценарий с осенними отставками вполне возможным. Они подтверждают продолжение старой доброй философии президента Владимира Путина - он не избавляется одномоментно от чиновников под давлением, будь оно общественным или внешним. Эта истина давно известна политологам.

«Чем больше на верховную власть давят, тем меньше она подвержена принятию решений под внешним влиянием», - считает политолог Алексей Мухин .

Путин привык выдерживать паузу, дабы решения по конкретным персоналиям не ассоциировались с тем, что он идет на поводу у толпы, если речь не идет об экстренных случаях. Таким случаем и стала фактическая отставка бывшего главы МЧС Владимира Пучкова . Из-за трагедии в Кемерово его переназначение на тот же пост в новом правительстве вызвало бы куда большее раздражение, чем Васильева и Мединский вместе взятые. Двух или трех отставленных министров под давлением общества было бы слишком много для президента. Ну а осенью уже можно безболезненно для своей репутации провести рокировки еще раз.

https://www.сайт/2018-01-18/na_post_vladimira_medinskogo_pretenduyut_tri_cheloveka

Борьба за кресло «министра-раздражителя»

На пост Владимира Мединского претендуют три человека

Александр Миридонов/Коммерсантъ

Владимир Мединский — министр, позиция которого за несколько месяцев до отставки правительства оказалось наиболее шаткой. Ведомство сотрясают публичные скандалы, а его глава то и дело подвергается критике с разных сторон. сайт узнал, кто претендует на место Мединского и изменит ли что-нибудь в культурной политике возможная отставка министра.

Ассоциация владельцев кинотеатров опубликовала открытое письмо, в котором просит правительство России ограничить полномочия министерства культуры. В письме жестко критикуется деятельность министра культуры Владимира Мединского и его ведомства, которые переносят премьеры иностранных фильмов ради российского кино. Обвиняют Мединского и в цензуре: в письме говорится, что стандартная услуга по выдаче фильмам прокатного удостоверения де-факто превратилась в инструмент госрегулирования и цензурирования кинопроката.

Премьер-министра Дмитрия Медведева просят ограничить возможности Минкульта по административному регулированию отрасли, а ФАС — дать оценку действиям ведомства, которые Ассоциация расценивает как прямое вмешательство в деятельность коммерческих компаний.

Известно, что министерство культуры перенесло на более поздние сроки показ в России иностранных фильмов «Приключения Паддингтона-2» и «Бегущий в лабиринте: лекарство от смерти». Возможно, это связано с желанием ведомства увеличить сборы российских фильмов «Скиф» и «Движение вверх».

«Мы вынуждены констатировать, что это уже не первый случай прямого вмешательства государственного исполнительного органа в хозяйственную деятельность кинотеатров: подобные решения принимались при выходе в прокат таких фильмов, как „Время первых“ и „Салют-7“, в результате чего выпуск одной из самых успешных картин 2017 года был перенесен на полгода позже; такое же решение принималось в период выхода фильма „А зори здесь тихие“, в результате выход картины „Мстители: Эра Альтрона“ был смещен на неделю раньше и т. д. Такие командно-административные действия Министерства Культуры не только наносят экономический ущерб непосредственно кинотеатрам, но и дистрибьюторам фильмов, несущим расходы по рекламному продвижению фильмов на запланированных датах, и, главное, российским зрителям, которые вынуждены менять свои планы на посещение кинотеатров и зачастую возвращать уже купленные кинобилеты… Мы уверены, что если бы отрасль развивалась самостоятельно, без вмешательства Министерства в расписание дат выпуска фильмов в кинотеатрах, без вмешательства в политику установления кинотеатрами того или иного количества сеансов и т. д., то результаты проката российских фильмов были бы значительно выше!

Мы, владельцы кинотеатров, заявляем Министру Культуры РФ, что не Вы, господин Министр, развиваете киноотрасль, не Вы создаёте успешные российские фильмы, а талантливые российские режиссеры, актеры, сценаристы, продюсеры и члены съемочных групп. Не Ваша заслуга в финансировании кинопроизводства за счет средств федерального бюджета!.. Мы считаем, что Ваша деятельность на посту Министра Культуры, к сожалению, наносит вред развитию российской киноиндустрии… Мы выражаем уверенность, что практика грубого прямого вмешательства госчиновников Министерства Культуры в хозяйственную деятельность коммерческих кинотеатров будет прекращена» , — гласит письмо.

Агентство РИА «Новости» цитирует ответ Владимира Мединкого прокатчикам. Глава Минкульта заявил, что киносборы в России за последние пять лет выросли с 35 до 54 миллиардов рублей, а производство кино в стране увеличилось на 120%.

«Я вам дал результаты работы — не абстрактные рассуждения и общие слова, я вам назвал цифры. Прокатчики оперируют эмоциями. А я оперирую цифрами… Я всегда оперирую только цифрами, а не абстрактными криками о цензуре. У нас кого ни тронь — все начинают орать про цензуру», — цитирует Мединского агентство.

Мединский под ударом

За последний год и лично Мединский, и его ведомство неоднократно оказывались под ударом публичной критики. Эксперты и собеседники сайт, близкие к министерству и связанным с ним фондам и агентствам, отмечают, что такие скандалы снижают шансы Мединского быть переназначенным на свой пост в новом правительстве, которое будет созвано после инаугурации президента в мае 2018 года.

twitter.com/ fedyukinstomat / GlobalLookPress

Другой собеседник, также близкий к Минкульту, говорит, что сильный удар по Мединскому нанесло дело режиссера Кирилла Серебренникова и его «Седьмой студии». Серебренникова и его коллег обвиняют в хищении государственных грантов. Одной из задержанных по делу стала директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум, ранее возглавлявшая департамент господдержки искусства и народного творчества Минкульта, через который направлялись деньги для проектов Серебренникова.

Не все в порядке у Мединского и в отношениях с деятелями культуры. У театральной общественности Мединский вызывает неприятие еще со времен истории с оперой «Тангейзер», когда православные экстремисты усмотрели в ней оскорбление чувств верующих, а министр культуры занял позицию не театрального сообщества, поддержавшего режиссера Тимофея Кулябина, а православных.

Еще одно обострение пару лет назад было связано с формированием экспертного совета театральной премии «Золотая маска». Тогда состав экспертного совета премии был обновлен, в него включили ряд ультрапатриотически настроенных театральных критиков. Худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников тогда отказался от участия в предстоящей «Золотой маске». До этого отказывался и другой известный режиссер — Константин Богомолов.

С киносообществом у Мединского тоже складываются сложные отношения. Так, в конце 2014 года Мединский сообщил об отказе оказывать государственную поддержку проектам Виталия Манского, в том числе и фестивалю «Артдокфест». Причиной, по словам министра, стало то, что режиссёр наговорил «антигосударственных вещей». По словам чиновника, «пока я министр культуры, ни один из проектов Манского поддержан не будет, я буду накладывать вето на любое решение любых экспертных советов Минкультуры». В конце того же 2014 года в ходе встречи с читателями в петербургском книжном магазине «Буквоед» Мединский заявил, что не видит смысла в государственном финансировании документальных фильмов тех, кто снимает кино по принципу «Рашка-говняшка». Незатейливый лексикон «главного по культуре» обескуражил многих творческих деятелей. В начале 2015 года Мединский умудрился критически высказаться по поводу фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», получившего «Золотой Глобус» и номинацию на «Оскар». Министр не обратил внимания на успех фильма, но заявил, что «фильмы, которые оплевывают действующую власть, не должны финансироваться за счет налогоплательщиков».


А вот в 2017 году вопросы к Мединскому появились уже со стороны «патриотической общественности», так как министр выступил в защиту права на творческую позицию режиссера Алексея Учителя, снявшего фильм «Матильда». Предъявляют претензии «патриоты» Мединскому и за госфинансирование проектов того же Серебренникова, позволяющего себе фрондировать по поводу политики власти.

Наконец, еще один важный скандал, связанный с Мединским, — это его докторская диссертация. Проект «Диссернет» добивался того, чтобы диссертация была признана антинаучной, а Мединский был лишен ученой степени. Однако этого сделать не удалось, хотя даже Экспертный совет ВАК выступил за такое решение.

Информационная война вокруг Минкульта идет и в модных в этом политическом сезоне анонимных Телеграм-каналах.

Телеграм-канал «Закулиска» пишет о претензиях, накопившихся к Мединскому. Вкратце они выглядят так: лоббизм интересов Никиты Михалкова, уголовные дела против окружения (в том числе замминистра Григория Пирумова, задержанного по делу о хищениях на работах по реставрации объектов культуры), непрозрачность в сфере выделения грантов, часть из которых тратится на создание продукции откровенно мусорного качества, деятельность Российского военно-исторического общества по заставке общественных пространств памятниками спорного качества и т. п.

Анонимным оппонентом «Закулиски» выступает канал «Культурофобия», в котором, к примеру, утверждалось, что замешанный в коррупционных схемах заммниистра Пирумов никогда не был человеком Мединского и был ему просто навязан извне.

Если не Мединский, то кто?

Самой влиятельной фигурой в сфере культуры в России уже много лет является режиссер Никита Михалков, и Владимир Мединский — его креатура, сходятся во мнении все инсайдеры. Даже если Мединский уйдет, с высокой вероятностью на этот пост придет очередной «человек Михалкова», поэтому концептуальных изменений ожидать не стоит.

Кстати, фильм «Движение вверх», прокат которого выигрывает от переноса премьер иностранных фильмов, был снят именно студией «ТРИТЭ» Никиты Михалкова.

Собеседник, близкий к Минкульту, отмечает, что еще два года назад заговорили: на место Мединского претендуют советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой, а также замминистра Александр Журавский, однако шансы сохранить пост у министра неплохие.

Советник президента Владимир Толстой — один из главных претендентов на пост министра культурыПресс-служба президента РФ

«Минкульт — не самое денежное ведомство по сравнению с другими, конечно, поэтому борьба идет без особого накала. В любом случае, если борьба начнется, всем участникам по российской традиции в итоге дадут хорошие места, даже если и не во главе ведомства», — говорит один из собседников издания.

Еще одним из претендентов на кресло главы Минкульта, причем как раз аффилированным с Михалковым, собеседники сайт называют депутата Госдумы Елену Ямпольскую.

Главная проблема противников Мединского — отсутствие договоренности на отставку с режиссером Никитой Михалковым, так как своего ставленника он будет защищать. Еще одной загвоздкой является постоянное давление на Мединского в публичном поле. Ведь президент Владимир Путин не любит принимать решений под таким давлением и часто, напротив, оставляет на своих постах спорные фигуры, чтобы не идти на поводу у общественности.

Собеседник сайт, близкий к Минкульту, говорит, что сама фигура потенциального министра культуры не имеет большого значения — важно, какой именно лоббистской группе удастся посадить в мае 2018 года в это кресло своего ставленника — Михалкову, администрации президента (в этом случае можно ожидать появления очередного «молодого технократа») или руководству Госдумы.

Если говорить об идеологической составляющей, то в культурном поле не первый год идет битва «либералов», выступающих в поддержку современного искусства вне зависимости от его спорности и наличия в перформансах политической составляющей, и «патриотов-государственников», считающих, что искусство должно быть как можно более классическим и нести в массы консервативную государственную идеологию. Можно еще отметить проект РОСИЗО, который курирует бывший телеведущий, экс-замминистра культуры, а ранее координатор «Молодой Гвардии Единой России» Иван Демидов. Его Фонд развития современного искусства держится особняком и делает выставки современных российских художников, держащихся вне политического контекста.

О битве идеологических концепций речи не идет, считает собеседник сайт, близкий к руководству Минкульта: «В современных реалиях вопрос о концепциях и идеологии не вполне корректный. Все понимают, что концепцию определит внешняя повестка — против кого выступят православные активисты? Против кого будут открыты новые уголовные дела? Как будут вести себя сами деятели культуры?»

Министр-абсорбер

Политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман отмечает, что должность министра культуры сама по себе относится к классу «абсорберов», то есть тот, кто ее занимает, должен притягивать на себя общественный негатив и недовольство, абсорбируя его вокруг себя и расчищая атмосферу для более высоких начальников.

«Люди-раздражители нужны бюрократической системе. Они производят безвредные, но увлекательные новости и берут на себя функцию сбора негатива, который при этом не распространяется далее на более высокий уровень. Идет обсуждение новостных поводов уровня „сказал“, „выяснил“, „заявил“. Поэтому публичные скандалы такого рода не подрывают позиции главы ведомства. С другой стороны, министерство культуры — это серьезное ресурсное учреждение, распоряжающееся большими государственными деньгами. В качестве такового оно находится под перманентной атакой различных групп. Возникает дело Серебренникова, „дело реставраторов“, многие другие невидимые процессы. Это — часть большой борьбы за ресурсы Минкульта. Каждый такой коллективный протест — это элемент борьбы за эти ресурсы, инструмент воздействия, опробованный еще в советские времена. При этом никогда не знаешь, когда чаша весов перекосится и склонится в ту или иную сторону, а невидимые атаки подкосят положение того или иного начальника. Предвыборный период — „золотое время“ для таких атак, так как после выборов произойдет переформатирование состава и, возможно, структур правительства и будет возможность избавиться от ряда фигур. В такой период подобные атаки увеличивают свою ценность», — считает Шульман.

Ирина Бужор/Коммерсантъ

Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что у Мединского есть шансы сохраниться в нынешней должности, так как критика, звучащая в его адрес, может быть истолкована как признак, что он делает все правильно: защищает отечественное кино, придерживается правильных идеологических позиций и т. д.

«В любом случае, даже если Мединский уйдет, то на его место придет человек, который будет занимать ту же нишу», — отмечает Минченко.

Политолог Андрей Колядин напоминает, что сохранение той или иной персоны на подобной должности — это личное волевое решение нескольких человек. И его может принять или Путин, или Дмитрий Медведев, который имеет все шансы сохранить пост премьер-министра в новом правительстве.

«В условиях, когда посты в правительстве являются элементом торговли между разными партиями, можно было бы составлять прогнозы, но в нынешней ситуации они невозможны», — резюмирует Колядин.